Форекс

Что такое бурлеск примеры. Стиль бурлеск в одежде

Комической стилизации, заключающейся в имитации какого-либо из широко распространенных стилей или в использовании стилистических примет известного жанра - и в дальнейшем построении комическою образа заимствованного стиля путем применения его к несоответствующему тематическому материалу;

  • Историческая жанровая форма европейской комической литературы (преимущественно поэзии), существующая с 17 века и предполагающая использование подобного стиля.
  • Задача создания комического образа чужого стиля сближает бурлеск с пародией, однако писатели, использующие эти жанры, преследуют разные цели. Автор пародии имитирует стиль конкретного произведения, стремясь дискредитировать его перед читателем. Автор бурлескного сочинения заимствует стиль, имеющий столь широкое хождение, что невозможно определить конкретный источник стилистической имитации. Если такой источник обнаруживают, то бурлеск превращается в чистую пародию. И наоборот, любая пародия, вышучивающая распространенный стиль или жанровый шаблон, есть образец бурлеска. Сочинитель бурлеска не ставит перед собой задачи дискредитировать чужую манеру письма, он лишь привлекает ее для литературной игры, суть которой - в установлении жанрово-тематических границ для использования избранного стиля. Применение бурлеска не обязательно связано с целью сатирической обрисовки явлений жизни. Г.Филдинг в предисловии к роману «История приключений Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса» (1742) указывал, в данном случае идентифицируя сатиру с «комическим»: «Из всех типов литературного письма нет двух более друг от друга отличных, чем комический и бурлеск; последний всегда выводит напоказ уродливое и неестественное, и здесь, если разобраться, наслаждение возникает из неожиданной нелепости, как, например, из того, что низшему придан облик высшего, или наоборот: тогда как в первом мы всегда должны строго придерживаться природы, от правдивого подражания которой и будет проистекать все удовольствие, какое мы можем таким образом доставить разумному читателю».

    Возникновение понятия «бурлеск» исторически связано с творчеством флорентийца Ф.Берни (1497-1535). Сочинитель комических стихотворений, который для описания прозаических, обыденных вещей использовал нарочито возвышенный слог, вошел в историю итальянской литературы как создатель стиля бернеско. Сам поэт именовал свои произведения «бурлесками», т.е. «шутливыми стихами». Стиль получил распространение в Италии и за ее пределами, и французские стихотворцы заимствовали слово, чтобы употреблять его как термин. Однако термин понадобился для обозначения не стиля, а жанра, когда в начале 17 века во Францию пришла ирои-комическая поэма. Итальянский термин «burlesca» приобрел французский облик - «burlesque», а также новое семантическое наполнение. Сущность бурлеска как жанра увидели в комическом контрасте формы и содержания, в противопоставлении стилистики и тематики «по высоте». Поэтому к бурлеску поначалу относили и те комические поэмы, в которых «высоким» слогом описывались «низкие» предметы, и те, в которых серьезные темы, высокие образы прошлого трактовались «низким» языком. В пору расцвета классицизма произошло разделение ирои-комических сочинений на две жанровые формы - бурлеск и травестию. Травестийные поэмы не вписывались в структуру классицистических жанров и отошли в прошлое. Жанр бурлеск сохранился, поскольку основным условием жанра, пусть и комического, оставалось использование «высокого» стиля. На рубеже 18-19 века, в эпоху предромантизма и ранних романтиков, переживает закат ирои-комическая поэма. Бурлеск исчезнет как большая жанровая форма поэзии, но как стиль сохранится в малых стихотворных жанрах. Впоследствии он будет осмыслен как стиль, не имеющий принадлежности к определенному роду, а потому одинаково пригодный для эпоса, лирики и драмы, для стихов и прозы, для малых и больших форм.

    Бурлеск в России

    В России бурлеск впервые отчетливо проявился в поэме В.И.Майкова «Игрок ломбера» (1763), а наиболее широкого распространения достиг в середине 19 в. Сатирическая журналистика 1850-70х активно использовала бурлеск наряду с пародией и смежными комическими жанрами. Этот период дал истории отечественной литературы ярчайший пример в виде поэтического творчества Козьмы Пруткова (А.К.Толстого и братьев Жемчужниковых).

    Слово бурлеск произошло от французского и английского burlesque, итальянского burla, что в переводе означает - шутка.

    Злые языки утверждают, что бурлеск придумали не мужчины, а женщины. Причем, по мнению всё тех же злоязычных знатоков, все они были бездарными эксгибиционистками. Бездарными потому, что не умели толком ни петь, ни танцевать. Эксгибиционистками потому, что обожали раздеваться на публике. Маскируя отсутствие талантов, дамы наряжались в откровенные костюмы, устраивали на сцене «черт знает, что» (простите за выражение, но это цитата), и происходящее не имело никакого отношения ни к театральному действию, ни к концертному выступлению. А поскольку свое начало бурлеск берет в 19 веке, то можно смело говорить о революции как в женском, так и мужском сознании.

    Первые представления проходили так: на сцене появлялась яркая девушка. Яркая в смысле одетая в минимум вещей, которые блестели, искрились и сверкали. Макияж беспредельно смелый и вызывающий, тот, который принято называть вульгарным. Задача девушки - раздеться на публике. «Фи, - скажете вы, -бурлеск ничем не отличается от стриптиза!» И будете неправы: отличается и еще как.

    Во-первых, бурлеск-шоу – это, прежде всего, комедийный жанр. А это значит, что публике должно быть смешно, она должна хохотать от души. Ну где вы видели стриптизершу, которая позволила бы себе быть смешной?! Ее цель – привести мужчину в возбужденное состояние и набрать побольше денег за доставленное удовольствие. Это хорошо сочетается с полумраком, сексуальной, то есть томной музыкой и особыми движениями извивающейся на шесте девушки. А актрисы бурлеска – клоунессы, отточенность и сексуальность каждого движения здесь не важна. Как не имеет значения и сама фигура. Перезрелая дама с формами матроны будет иметь такой же бешеный успех, как девушка с фигурой секс-бомбы.

    Во-вторых, здесь можно все. Это смелый замес, в котором есть танцы и песни кабаре, яркие наряды и веселость варьете, сексуальность, присущая стриптизу, клоунские антрепризы и акробатические номера, взятые из цирковых программ. Гремучая смесь, однако, получилась - притягательная, яркая и необычайно забавная.

    В-третьих, фишка бурлеска – соски, заклеенные блестящими кружочками, на которых болтаются кисточки, и стринги, снимать их нельзя ни в коем случае. А это значит, что девушка никогда не раздевается догола. Правда, выше перечисленное мало похоже на одежду, но все же актрисы бурлеска настаивают на том, что они не голые, а слегка одетые. Кисточки тоже работают на образ и доставляют немало удовольствия публике. Некоторые девушки наловчились крутить ими, причем делают это в разные стороны, вызывая бурный восторг зрителей. Представьте внушительный размер груди, вертящиеся кисточки, и реакция зрителей станет понятной.

    В-четвертых, визуальный эффект должен быть главным, содержание всегда уходит на второй план. То есть нелепость происходящего на сцене никого не раздражает и не смущает. Забавно? Весело? Смешно? Значит шоу получилось! Актриса может не петь и не танцевать. Она может просто ходить по сцене, рассказывая анекдот и снимая одежду. А может говорить о том, как она утром варила кашу, отвлеклась, и у нее сбежало молоко. Зрители хохочут от души, криками подбадривают девушку – принимают участие, а это главное в бурлеске.

    В-пятых, кроме танцовщиц, в шоу непременно выступает еще и комик – комический характер представления нужно поддерживать и такой «тяжелой артиллерией». Частенько комик выступает в роли конферансье, связывая отдельные номера в единый сценарий.

    Бурлеск «подарил» современной эстраде огромные хвосты из перьев, веера, стразы и паетки, гигантские головные уборы в сочетании с голым телом и полное отсутствие всякого смысла в спектакле. Прибавьте сюда цирковые номера на трапеции, выступления с птицами, танцы со змеями, сценки в роскошных ваннах и в резервуарах с водой – вот это и есть современное шоу в стиле бурлеск. Почему оно живет уже столько лет и до сих пор не теряет своих поклонников? Скорее всего, здесь сработал главный прием бурлеска – в эротическом шоу стали говорить о возвышенном забавным низким стилем, а о повседневном, то есть низком, наоборот, напыщенным патетически высоким стилем. Как выразился один из критиков: «Смешно и не напрягает».

    Шоу в стиле нео-бурлеск чрезвычайно популярны. У них есть свой музей в Лас-Вегасе, там же проводятся роскошные шоу, а по всему миру (в том числе и в России) проходят конкурсы, на которых выбирают самых лучших артисток. Идея жива, она работает и приносит огромные деньги.

    Кстати, слово «бурлеск» имеет несколько лексических значений. Первое – это жанр пародийной поэзии. Гомерический хохот вызывает тот контраст, которого автор и исполнители добиваются характером интерпретации темы. Второе значение – это небольшая забавная музыкальная пьеса. А третье – это нечто похожее на водевиль, то есть шутка с переодеваниями, комедия положений, написанная в форме оперы.

    Бурлеск (итал. burla - шутка) — это особый вид шоу, сочетающий в себе элементы театрального представления, клоунады, эротического перфоманса и танца... Сумасшедший коктейль! Дразнящие пузырьки шампанского!

    С чем ассоциируется Бурлеск? Это развлекательное шоу со скетчем, маленькими сценками, танцевальной программой и импозантным конферансье.Томный полумрак, сигарный дым и какая-то тайна. И непременно - яркие, дерзкие и немного жеманные танцовщицы, приковывающие к себе взгляд.Эти красотки привнесли в моду игривость, жизнерадостность, откровенную и весьма соблазнительную женственность и яркий артистизм.Собственно, как раз то, что заставляет учащенно биться наши сердца.

    История стиля

    Париж середины 19 века, кабаре «Мулен Руж» (Moulin Rouge), Красная мельница, блистательные красотки и живописные
    шедевры Тулуза - Лотрека вот откуда пошли корни этого уникального стиля.

    Но все же родоначальницей стиля Бурлеск считается Лидия Томпсон и ее шоу - Британские блондинки,
    которое было поставлено в США в 1868 году.Изначально в бурлесковых театральных постановках
    на сцене появлялись девушки,одетые в чулки, корсеты и кружевные панталоны.
    Такие спектакли сочетали в себе сюжетную линию,дополненную легким стриптизом с элементами гламура.
    Диалоги и монологи актеров содержали в себе эротический и шутливый подтекст,
    таким образом, бурлеск являлся в некотором роде эротической комедией.
    При этом визуальной составляющей шоу всегда уделялось намного больше внимания, чем смысловой .

    Было важно показать как можно больше красоты, актеры работали над своими движениями, жестикуляцией и мимикой, чтобы
    создать на сцене атмосферу обольщения.С наибольшим развитием бурлеск-шоу стали все сильнее приближаться к стриптизу.
    Девушки, участвовавшие в них, во время представления снимали с себя все больше одежды, и в итоге стало допустимым
    оставаться на сцене только в маленьких трусиках. На грудь актрисы надевали накладки, закрывающие только соски.
    Часто эти накладки были украшены кисточками, которые вращались во время исполнения танцев.
    Так, бурлеск превратился в форму стриптиза, но более кокетливого, утонченного и пикантного.

    В 1960-х годах - в эпоху сексуальной революции - истинный бурлеск начал терять свою былую популярность.
    Сначала в жанр пришел лозунг «меньше шоу, больше тела», а затем на смену ему пришли намного более откровенные шоу
    с элементами порнографии. Кокетство постановок стало постепенно угасать, все меньше внимания уделялось утонченному
    соблазну. И, хотя множество клубов еще украшали вывески со словом «Burlesque», сам он, фактически, был уже мертв.

    Возрождение бурлеска

    В 1990-х, казалось бы, исчезнувший из искусства бурлеск вновь начал набирать популярность.
    Большая заслуга в возрождении данного жанра принадлежит американской танцовщице и модели по имени Дита фон Тиз
    (Dita von Teese).Именно она привнесла в свои постановки тот шарм, грацию и те атрибуты, которые были свойственны
    бурлеску XIX века. Свои шоу Дита строила на огромном количестве деталей, в число которых обязательно входили корсеты,
    огромные перьевые веера, соблазнительное кружевное белье и так далее.

    В 2001 году на киноэкраны вышел мюзикл «Мулен Руж» с Николь Кидмэн,
    рассказывающий об одноименном парижском кабаре и бурлеске XIX века.

    А в 2010 на все возрастающей волне популярности этого стиля появился американский мюзикл
    «Бурле́ск» — режиссёра Стива Энтина с Шер и Кристиной Агилерой в главных ролях.

    Бурлеск не смогли обойти стороной и первые лица fashion индустрии. Так, Jean Paul Gaultier осенью 2010 показал коллекцию,
    вдохновленную этим стилем. Звездой показа стала признанная «королева» бурлеска Дита фон Тиз Dita Von Teese.
    Карл Лагерфельд в январе того же года сделал для журнала Vogue фотосессию с бурлеск-исполнительницей Miss Dirty Martini.

    Стиль бурлеск в одежде

    Параллельно с развитием и популяризацией жанра сложился и характерный стиль в одежде, свойственный ему.
    Давайте разберем основные элементы этого стиля:

    Корсет
    Ключевая задача данного стиля — соблазн, а способствует этому акцент на волнующих изгибах тела: грудь, талию, бедра

    Смелый верх или Бюстие

    Стразы
    Чем больше блеска, тем больше Бурлеска, все искриться как пузырьки шампанского!

    Бусы
    Многослойные украшения, жемчуг, струящиеся ожерелья, возможно были позаимствованы
    режиссёрами шоу у восточных танцовщиц.

    Кружево
    Создает манящую дымку недосказанности и фривольности.


    Чулки и сетка
    Добавляют образу чувственности и кокетсва.

    Перья и различные Боа
    Призваны подчеркнуть впечатление игривости.

    Макияж и прическа
    Блестки, кокетливые стрелки, сочно-алая помада и тщательно уложенные локоны,
    только подчеркивают провокационный образ соблазнительницы и недоступной куколки.

    Элементы одежды Бурлеск можно найти в различных стилях, прежде всего, в вечерних платьях, коротких платьях для коктейлей,
    свадебных нарядах, платьях для вечеринок, и, конечно, артистических нарядах.


    Бурлеск в повседневности!

    Можно предположить, что Бурлеск и повседневная реальность не имеют точек соприкосновения.
    Однако, к счастью, это не так, но прибегать к бурлеску нужно очень деликатно, дабы легкая дымка игривости не перешла в
    вульгарность.Полностью перевоплотиться в Бурлеск - диву вы можете разве что в интимной обстановке спальни либо на
    тематической вечеринке. В ином же случае, во избежание "перебора" скорее всего будут использованы отдельные
    элементы этого стиля.

    Давайте рассмотрим как это сделать сочетая в своем образе красоту и уместность :

    Для начала обратим внимание на корсет как на наиболее распространенный элемент этого стиля.
    Есть негласный этикет ношения корсетов:
    1. Корсет используемый днем и на людях не должен быть излишне яркого цвета или обилующим фурнитурой и ленточками.
    Проще говоря: НЕ эротический корсет - это гладкий, однотонный, слегка блестящий, без откровенных вырезов, достаточно тугой,
    но не сильно.
    2. Корсет всегда будет смотреться вызывающе, сексуально, несколько сценически. Он открывает плечи - а это явный признак
    вечернего лука. Потому такую яркую часть Вашего образа нужно всегда чем-то "приглушать" - его можно приглушить пиджаком,
    джинсами,юбкой ниже колена (не выше), рубашечкой легкой сверху.
    3. Корсет - исключительно ночная или вечерняя часть гардероба. Сейчас, в принципе, уже создано много разных моделей
    дневного плана - они не очень жесткие, не блестят, и очень однородны.


    Нельзя ни сказать о столь популярных сегодня сетчатых и ажурных чулках и коготках :

    Подобные чулки либо колготки не стоит воспринимать как такие вещи, которые будет приемлемы в абсолютно любой ситуации,
    позволяя вам при этом выглядеть безупречно, обязательно под такие колготки подбирайте соответствующую им одежду;

    Правильным выбором станет юбка ниже колена, длина чуть выше тоже допустима.
    Остальной свой облик в данном случае постарайтесь выдержать в спокойном стиле. Не стоит использовать принты и орнаменты,
    которые будут создавать конкуренцию для сетки(ажура).
    Аксессуары и макияж, а также украшения следует подбирать также в спокойном стиле.
    Пусть именно сетка(ажур) и станет единственной притягивающей внимание деталью во всём вашем облике.
    Исключением является ситуация, когда кружево в вашем наряде полностью совпадает с кружевом на колготках.

    Колготки в сетку сделают повседневную и простую одежду более элегантной, и очень неплохо показали себя в данном случае
    колготки в мелкую сетку. Они смотрятся гораздо менее вызывающими, нежели колготки в сетку крупную.
    И чем мельче вы выберите сетку, тем более изысканным станет смотреться создаваемый вами образ.
    Девушки обладающие безупречной стройностью ног могут позволить себе колготки либо чулки с вертикальной строчкой сзади.
    Главное правило линия всегда должна лежать идеально по ноге и не сбиваться в стороны.

    Не стоит с такими колготками использовать обувь с открытым носом,
    поскольку из-за этого облик будет смотреться не совсем опрятным.


    В финале поговорим о самых ярких деталях рассматриваемого стиля- Блеск(стразы) и перья ,
    но именно они при всей своей привлекательности способны сделать ваш образ не просто вульгарным, но и смешным,
    конечно если не соблюдать правило "место, время, обстоятельства"

    Итак, стразы . Чтобы избежать фатальных ошибок учтем несколько правил:
    1.День и вечер
    Нужно понимать разницу между дневным и ночным блеском. Конечно, инкрустацию стразами сегодня уже не принято
    рассматривать как чисто вечерний вариант. Но то, что будет приемлемо в темное время суток, вряд ли будет хорошо
    смотреться днем. Платье для вечеринки, украшенное стразами, будет уместно, а юбка-карандаш для деловой встречи — нет.
    2.Цвет
    Чтобы выглядеть всегда элегантно, нужно помнить, что чем нейтральнее будет цвет одежды, на которую нанесен узор из страз,
    тем лучше. Оптимальным выбором будут драпированные ткани и спокойные оттенки страз и пайеток.
    3.Не переусердствовать.
    Как и с большинством тенденций, со стразами важно не переусердствовать, иначе можно выглядеть глупо.
    Необходимо сбалансировать наряд.
    Если стразы присутствуют на одежде, то аксессуары с ними буду не уместны.
    Блеск всегда сосредотачивает на себе внимание, а много блеска рассеивает его и создает впечатление "новогодней елки",
    так что лучше всего выбрать один яркий аксессуар, создав "изюмину" для образа.


    Ну и наконец, перья , здесь все довольно просто.
    Если вы не выступаете на сцене кабаре, не участвуете в карнавале и не идете по красной дорожке кинофестиваля,
    то боа и веер не ваш выбор.
    Другие же аксессуары с перьями исключительно часть вечернего гардероба

    Если же хочется ощутить на шее что-то нежное и струящееся,
    на помощь придут уместно подобранные шарфы из меха и других материалов.

    Прекрасных вам образов!

    Интерьер в стиле бурлеск

    Станет завершающем штрихом моего разбора.
    Также как картина не всегда может показать себя без рамы,
    так и стиль бурлеск по-настоящему раскрывается только в подходящем для него интерьере.

    Итак. Приглушенный свет, бархатные портьеры, укромные альковы и шшш…
    Начинается представление!

    Фото с сайта Pinterest.

    БУРЛЕСК БУРЛЕСК (бурлеска) (от итальянского burlesco - шутливый), 1) разновидность ироикомической поэзии классицизма, пародирующей приемы эпических сочинений: изображение "высоких" предметов "низким" стилем или "низких" предметов "высоким" стилем. Примеры - комической перелицовки 17 - 18 вв. "Энеиды" Вергилия ("Переодетый Вергилий" П. Скаррона, "Елисей, или Раздраженный Вакх" В.И. Майкова). 2) Род театральной пародии, популярный в эпоху классицизма (конец 17 - 18 вв.) в странах Западной Европы ("Репетиция" герцога Букингемского, 1761, - первая пьеса бурлескного жанра). Получил распространение и в России (шутотрагедия, или "святочная трагедия" И.А. Крылова "Трумф", или "Подщипа", 1800). В театральном бурлеске применяются те же средства "снижения" возвышенного, что и в бурлескной поэзии (смотри Травестия). 3) музыкальная пьеса грубовато-комического, порой причудливого характера; родственна каприччо.

    Современная энциклопедия. 2000.

    Бурлеска это:

    Бурлеска Бурлеска
    БУРЛЕСКА (итал. burlesca, от «burla» - шутка, забава) - один из жанров комической поэзии, возник в литературе Возрождения (Francesco Berni, «Le Rime Burlesche», 1520) и обозначал пародию, в к-рой «возвышенная» тема излагается шутовским, буффонным яз. В настоящее время термин «Б.» можно или рассматривать как чисто историческое обозначение литературного течения XVII в., называвшего себя «Б.» (см. ниже), или же объединять под этим именем все вообще художественные произведения в литературе Возрождения и Барокко (см.), обладающие типическими признаками Б. При соблюдении исторической перспективы более правильным будет второе. Основной признак Б. - контраст темы и языкового оформления. Можно различать два типа такого контраста: 1) тема традиционная и «канонизованная» по отношению к поэтике данной эпохи, данного класса и литературного направления воплощается в яз., противоположном традиции и обыкновенно являющемся «низшим» с традиционной точки зрения (пример - украинская «Енеїда» Котляревского, где ложноклассический сюжет излагается яз. украинских семинаристов XVIII в.; 2) тема «низшая» для данной традиционной поэтики сочетается с традиционными стилистическими приемами (пример - «Война мышей и лягушек» Жуковского). Этот второй тип иначе называется «героико-комическим» жанром. В отличие от травестии («переодевание» героев в другие костюмы) Б. всегда пародийна; ее устремленность - полемическая: Б. преследует цель «снижения» традиционного и возвышенного стиля, она развенчивает традиционные темы. Обыкновенно Б. - отражение борьбы двух социальных группировок в литературе или же вырождения известной литературой традиции, к-рое осознается уже и самими ее носителями. Довольно близко к Б. можно поставить в александрийской поэзии «героико-комическую» пародию на Гомера - «Батрахомиомахию», приписанную самому Гомеру. В средние века мы имеем любопытный пример «Б. талмуда» (XIV в.), где поэт Калонимос-бен-Калонимос в форме талмудических словопрений излагает правила выпивки в праздник «Пурим». Наиболее яркое выражение Б. получила во французской литературе XVII в., где Б. возглавляет П. Скаррон, создавший поэму «Virgile Travesti» (Переодетый Вергилий, 1648), отчасти навеянную итальянскими Б. поэтами (вышеупомянутый Берни, пародировавший «Влюбленного Роланда» Боярдо, Тассони, Лалли). Герои «Энеиды» у Скаррона говорят яз. парижских рынков, уснащенным крепкими словечками. Поэма П. Скаррона вызвала много подражаний (поэма впоследствии знаменитого автора сказок Ш. Перро «Murs de Troïe ou les origines du Burlesque», 1651, где дается якобы «мифологическое» объяснение происхождения Б., затем переложения Вергилия на новопровансальский яз., бывший яз. низших классов, 1654; анонимное «Evangile Burlesque» (Б. Евангелие), 1649 и др.). Сильно чувствуется Б. и у Сирано де-Бержерака (см.) с его пародиями на Кампанеллу и Библию. Сущность названного течения заключается в реакции буржуазной литературы против придворной поэзии, так наз. «вычурной» или «прециозной» (см.) тенденции в литературе; но Б. - выражение и так наз. «Борьбы древних и новых» (см. Французская литература XVII в.»), борьбы (к-рую вели, как критики, поэты Б. Тассони и Перро) против классицизма вообще. Положительное значение Б. - ее роль в реалистическом течении (тот же Скаррон - создатель реалистического романа); жанр Б. вводит в литературу народный яз. и быт. Б. не только реакция против высокопарного «прециозного» стиля, но и всюду сопутствует ему. Лучшие «прециозные» поэты - Вуатюр во Франции, Гонгора в Испании, сами создают мелкие пьески в жанре Б., пародируя свой же собственный стиль. Чрезвычайно показательным фактом для истории Б. является и «Дон-Кихот» Сервантеса (см.), создавшего до (и после) своего романа большое количество «прециозных» произведений («Persiles y Segismunda», «Galatea»), в то время как «Дон-Кихот» является в известной мере осмеянием этого жанра (см. Сервантес). Но если «Дон-Кихот» имел наряду с пародийной также и положительную сторону, то Б. «второй инстанции» по отношению к рыцарскому закону явилась поэма Самьюэля Бётлера «Hudibras» (1669), где сюжетная концепция заимствована у Сервантеса, но где ищущий справедливости рыцарь и его оруженосец заменены ханжески настроенным судьей - пуританином Хьюдибрэсом, к-рый вместе с клерком Ролфом путешествует для того, чтобы подавить всюду дух веселья старой Англии. Идеальная сторона абсолютно пропадает в образе Хьюдибрэса, являющемся злой сатирой на пуританизм. Вполне подходят под понятие Б. многие полемические произведения, созданные гуманизмом и реформацией, как напр. «Эклога гусыни» Меланхтона, «Похвала глупости» Эразма Роттердамского, отчасти «Изгнание торжествующего зверя» Джордано Бруно. В XVIII в. отчасти приближаются к Б. поэмы Попа в Англии, Грессэ во Франции и др.; вообще же, сыграв свою роль, развенчав «прециозность» и подготовив своим отрицанием традиционных форм создание реалистического стиля, Б. теряет свое существенное значение в «большой» литературе и вливается в юмористику как один из видов пародии (в качестве примера соврем. Б. достаточно назвать популярный сборник «Парнас дыбом», 1925, и аналогичные ему французские сборники - «A la manière de...», 1910–1914).Библиография:
    Flögel K., Geschichte des Burlesken, Lpz., 1793; Morillot P., Scarron et le genre burlesque, P., 1888; Allodoli Ettore I., Poeti Burleschi, 1925, а также общие сочинения по истории французской и итальянской литературы XVI-XVII вв.

    Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939.

    Что означает слово бурлеск?

    И откуда оно пошло, где впервые его применили?

    Eugine klein

    Бурле́ск (фр. burlesque, от итал. burla - шутка) , или Травестия - вид комической поэзии, сформировавшийся в Эпоху Возрождения в связи с общим развитием бурлескной поэзии. Комизм бурлеска строится на том, что серьёзное содержание выражается несоответствующими ему образами и стилистическими средствами, а «возвышенные герои» классической античной либо неоклассической (реже - средневековой) литературы оказываются как бы «переодетыми» в шутовское чуждое им одеяние. Травестия - литературный пародийный прием, когда о низком предмете повествуется высоким стилем.
    Помимо этого, бурлеск также означает разновидность развлекательного театрального шоу, близкого к жанрам мюзикл, кабаре и водевиль. Основными элементами такого шоу являются шутливые диалоги и монологи с эротическим подтекстом, а также танцевальные эротические номера. Так же, как и в бурлескной поэзии, бурлеск-шоу применяет способ передачи возвышенного низким, а низкого возвышенным стилем. При этом визуальная сторона шоу акцентируется сильнее, чем его содержание.

    Елена кузнецова

    Бурле́ск (фр. burlesque, от итал. burla - шутка) , или Травестия - вид комической поэзии, сформировавшийся в Эпоху Возрождения в связи с общим развитием бурлескной поэзии. Комизм бурлеска строится на том, что серьёзное содержание выражается несоответствующими ему образами и стилистическими средствами, а «возвышенные герои» классической античной либо неоклассической (реже - средневековой) литературы оказываются как бы «переодетыми» в шутовское чуждое им одеяние. Возник еще в античной литературе. Первая травестия: Батрахомиомахия "Война мышей и лягушек" пародия на Илиаду Гомера.
    В Эпоху Возрождения раньше всего бурлеск возникает в Италии. Ранними образцами итальянского бурлеска можно считать Orlando riffato - ироикомическую поэму Франческо Берни , являющуюся соответственной переделкой «Влюблённого Роланда» Боярдо и подобную же переделку того же сюжета, принадлежащую перу Лодовико Доменики . Но только в следующем веке мы видим уже по-настоящему сформировавшийся бурлеск, нашедший, наконец, свой основной объект - образы античной древности, прежде всего столь высоко чтимой средневековьем и гуманистами «Энеиды» . Такова «Eneide travestita» Лалли , нашедшего себе многочисленных подражателей.
    Во Франции наиболее ярким произведением этого жанра явилась знаменитая в своё время «Eneide travestie» Скаррона . Так как Скаррон прервал своё изложение на восьмой песне «Энеиды» , то вскоре появились попытки продолжения. Более самостоятелен д’Ассуси со своим «Ravissement de Proserpine». Был и ещё целый ряд подобных попыток во французской литературе, но малоудачных. Несколько выделяется в этом ряду попытка травестировать «Генриаду» Вольтера, попытка, сделанная Монброном .


    В России конец XVIII в. ознаменовался несколькими травестированными поэмами. Одна из них - «Виргилиева Енейда, вывороченная наизнанку» Н. П. Осипова и с продолжением Котельницкого [в 1801]. Далее к тому же жанру относятся «Ясон, похититель златого руна, во вкусе нового Енея» Наумова и «Похищение Прозерпины» Котельницкого и Люценко . Все эти произведения сохранили теперь только историческое значение. Напротив, поныне сохранила свою свежесть высокохудожественная украинская травестия - «Энеида» И. Котляревского (1-е полное посмертное изд. 1842, написана же была в период от 90-х гг. XVIII столетия и до 20-х гг. XIX столетия) . Была попытка травестировать «Энеиду» и в белорусской литературе («Энаіда навыварат» ; другой образец - «Тарас на Парнасе») .

    Объясните значение слова "бурлеск" =)

    Бурле́ск (фр. burlesque, от итал. burla - шутка) , или Травестия - вид комической поэзии, сформировавшийся в эпоху Возрождения в связи с общим развитием бурлескной поэзии. Комизм бурлеска строится на том, что серьёзное содержание выражается несоответствующими ему образами и стилистическими средствами, а «возвышенные герои» классической античной либо неоклассической (реже - средневековой) литературы оказываются как бы «переодетыми» в шутовское чуждое им одеяние.
    Раньше всего бурлеск возникает в Италии. Ранними образцами итальянского бурлеска можно считать Orlando riffato - ирои-комическую поэму Франческо Берни , являющуюся соответственной переделкой «Влюблённого Роланда» Боярдо и подобную же переделку того же сюжета, принадлежащую перу Лодовико Доменики . Но только в следующем веке мы видим уже по-настоящему сформировавшийся бурлеск, нашедший, наконец, свой основной объект - образы античной древности, прежде всего столь высоко чтимой средневековьем и гуманистами «Энеиды» . Такова «Eneide travestita» Лалли , нашедшего себе многочисленных подражателей.
    Во Франции наиболее ярким произведением этого жанра явилась знаменитая в своё время «Eneide travestie» Скаррона . Так как Скаррон прервал своё изложение на восьмой песне «Энеиды» , то вскоре появились попытки продолжения. Более самостоятелен Д’Ассуси со своим «Ravissement de Proserpine». Был и ещё целый ряд подобных попыток во французской литературе, но мало удачных. Несколько выделяется в этом ряду попытка травестировать «Генриаду» Вольтера, попытка, сделанная Монброном .
    Начало немецкого бурлеска, в конце XVIII в. , положил Михаэлис со своим «Leben und Taten des teuren Helden Aeneas». Erstes Märlein, 1771. Но это произведение, как и последующее аналогичное Ф. Беркана , были ещё очень слабыми. Более удачный образец бурлеска дал лишь А. Блумауэр , вызвавший ряд подражателей и последователей в Германии и даже за её пределами. Резкие выпады Блумауэра против иезуитов, яркие картины немецкого быта под покровом рассказа об Энее и его спутниках, удачное применение комического тона - обусловили довольно большую популярность Блумауэра и его травестированной «Энеиды» .
    На английской почве Скаррону подражал в своем травестированном Вергилии К. Коттон; но важнейшим памятником бурлеска в Англии является «Гудибрас» Батлера - злая сатира на пуритан. Из других травестийных поэм можно назвать 4 кн. «Энеиды» голландского поэта П. Лангендика и поэму датского поэта Гольберга , травестировавшего в своей поэме ряд мест из «Энеиды» .
    В России конец XVIII в. ознаменовался несколькими травестированными поэмами. Одна из них - «Виргилиева Енейда, вывороченная наизнанку» Н. П. Осипова и с продолжением Котельницкого [в 1801]. Далее к тому же жанру относятся «Ясон, похититель златого руна, во вкусе нового Енея» Наумова и «Похищение Прозерпины» Котельницкого и Люценко . Все эти произведения сохранили теперь только историческое значение. Напротив, поныне сохранила свою свежесть высокохудожественная украинская травестия - «Энеида» И. Котляревского (1-е полное посмертное изд. 1842, написана же была в период от 90-х гг. XVIII столетия и до 20-х гг. XIX столетия) . Была попытка травестировать «Энеиду» и в белорусской лит-ре («Энаіда навыварат» ; другой образец - «Тарас на Парнасе») .
    В новейшей европейской литературе жанр бурлеска развития не получил и в значительной мере является образцом пережиточной жанровой формы. Особняком стоят бурлескные оперетты Оффенбаха - «Прекрасная Елена» и «Орфей в аду» .

    Таисия Blanche de Moscou


    Я изучала режиссуру во ВГИКе и работала десять лет в индустрии. В какой-то момент работа перестала совпадать с моими представлениями о ней, и я занялась организацией мероприятий, в том числе и шоу , сопродюсером которого я являюсь. Изначально это был просто порыв души: «Cделаю один номер, потому что очень хочется». Совместными силами мы приготовили наряд, я сделала номер и получила такой адреналиновый кайф, что решила - почему бы мне не сделать это еще раз. Проект стал успешным, и мы начали выступать на регулярной основе. У меня появилось вдохновение на новые номера. Я занимаюсь бурлеском полтора года, уже съездила на два бурлескных фестиваля, и точно понимаю - это мое.

    Удивительно, но моя мама работала хореографом в кабаре в 90-х. Я, конечно, не видела само шоу - была маленькой, - но у мамы была кассета VHS, которую я тайком смотрела по ночам. Там были настолько классные и яркие образы, что, вероятно, это печаталось в мою детскую психику. Сейчас мама мне очень помогает либо советами, либо идеями. Для одного из моих номеров мы буквально позвонили девушке, с которой мама 20 лет назад занималась, и спросили, не остался ли у нее случайно костюм. Я его взяла, доделала и сделала номер. Многие образы из 90-х меня вдохновляют, я их переношу в бурлеск, делаю своего рода трибьют.

    Первый свой номер сделала классическим бурлескным - я в нем вся в розовом, такая «ми-ми-ми» Мерилин Монро. На этом все мои «няшные» образы закончились, теперь мои номера это «Учительница», «Адмирал», «Жрица огня» - в общем, довольно жесткие выступления, которые мало кто делает. Это не классический бурлеск «перья-блестки», а что-то совсем экстравагантное, но не пошлое. Я его называю kinky-бурлеск.

    Конечно, я ожидала, что как только стану заниматься бурлеском, то стану еще краше в глазах противоположного пола, но на самом деле их скорее пугает такой образ. Они думают, что я агрессивная, а я пытаюсь доказать, что на самом деле я хорошая, милая, добрая девушка. У меня, конечно, увеличилось количество сообщений «можно полизать ваши пятки» в соцсетях, но хотелось бы остаться собой в реальной жизни.

    Катерина Сахара



    Моя жизнь всегда была связана со сценой, искусством - я много лет занималась фаер-шоу. Однажды мне захотелось чего-то большего, и мы с моей командой перенесли шоу в другой жанр - бурлеск. Все получилось. С тех пор почти три года я им занимаюсь, обросла новыми образами и номерами.

    На сцене мне нравится быть не только игривой, сексуальной, но и показывать другие свои стороны. У меня есть более горячие номера, где я использую тверк, есть комично-ироничный номер, есть томный и гипнотический. В общем, все мои номера - это я, мне ничего не приходится придумывать.

    Бурлеск это вспомогательный инструмент, благодаря которому я могу показать себя полностью и раскрыть свой потенциал. Это жанр, в котором ты можешь делать все, что захочешь.

    Аня Павлова



    Я случайно нашла старое видео танцовщиц 50-х годов в интернете, влюбилась в него и решила, что хочу быть как эти женщины. В какой-то момент мои друзья открывали в Москве танцевальную школу и пригласили меня преподавать. Первая моя реакция была: «Вы с ума сошли?». Но они меня уговорили. Получается, что сперва я начала преподавать, а потом выступать. Тогда я работала учительницей английского в школе. Спустя год уволилась, теперь бурлеск - моя основная работа.

    Мой сценический образ родился сам по себе. Я фантазировала, примеряла на себя разные образы и эпохи и поняла, что начало XX века - момент, когда женщина-цветок, которая сидит на диване и принимает брильянты, стала управлять самолетом, работать, получать права, - вдохновляет меня и завораживает.

    В жизни я не очень люблю наряжаться и краситься, мне хватает этого на сцене. Я не люблю отмечать дни рождения, при мысли о свадебном платье мне прямо страшно становится. Наряжаться, если мне за это не платят, - как-то не хочется (смеется ).

    Радмила Rocky Zombie



    Я фотограф, и изначально бурлеск привлек меня с точки зрения фотографии. Я смотрела на съемки Диты фон Тиз, и меня все это заинтересовало. Плюс с детства я занималась танцами, и мне всегда нравилось выступать на сцене, придумывать какую-то историю, образ. Бурлеск все это объединяет в себе: ты придумываешь костюм, сюжет, настроение номера - это театральная постановка с танцами и немного эротическим подтекстом.

    Идея номера может прийти ко мне совершенно случайно. По большей части это происходит, когда я слушаю музыку - в голове вдруг начинает проявляться какой-то образ. Бывает, что образ рождается сразу, а осуществляется через три или даже пять лет. Многие мои номера придуманы очень давно. Конечно, есть какие-то предпочтения и то, что мне подходит по темпераменту. Например, этот тропический номер появился, потому что мне просто нравится такая карнавальная тематика с латиноамериканскими мотивами. Второй номер, с которым я выступаю, ковбойский. К нему я шла лет десять, костюм сшила три года назад, а какой это будет номер, придумала совсем недавно.

    Практически каждый мой выход в свет это какой-то образ. Я фанат косметики и яркой одежды - люблю примерять на себя что-то новое. Мой сценический образ от того, как я выгляжу в повседневной жизни, практически не отличается.

    Тамасинушка



    В бурлеск я не приходила, я его создала сама в Красноярске. С самого детства хотела делать что-нибудь эротическое, но при этом завораживающее, - шоу, которое показывало бы целый воображаемый мир. Когда до меня дошло, что таким искусством может быть бурлеск, мне было лет 16, и я сразу же начала делать первые шаги к своей мечте. Причем эти шаги были первыми не только для меня, но и для Красноярска. Никто не занимался бурлеском за пределами Москвы.

    Я обожаю делать пасхалочки в своих номерах, правда, потом поступаю как ужасный творец - только и делаю, что занимаюсь декодингом - обожаю рассказывать, о чем я рассказываю. У меня есть определенный набор вкусов, которые влияют на то, что я показываю на сцене. Например, сильная привязанность к прошлому столетию. Настолько волнующими и загадочными мне кажутся женщины тех лет. В наше время я этого не замечаю. Без сомнения, у нас есть собственные культурные и художественные достижения, но они мне не близки. Я не стараюсь косплеить героинь ушедших эпох, а скорее хочу воспроизвести общий дух. Со всем этим у меня сливается моя любовь к фетишизму. В итоге получается что-то среднее.

    Была ли я каким-то скучным человеком, а потом стала заниматься бурлеском, и он внезапно изменил мою жизнь? Нет, такого не было. Мне кажется, бурлеск позволил мне говорить еще громче, быть еще масштабнее. Был ли художник до того, как взял кисти в руки, обычным человеком? Не думаю. Я не ждала, когда на меня рухнет возможность танцевать, а просто взяла и создала эту возможность для себя.

    Актер должен уметь отключиться от всего. К сожалению, я, как актриса, страдаю от того, что некоторые части образа переносятся в реальную жизнь и мне порой бывает сложно от них отказаться.