Форекс

Американский вертолет с двумя винтами название. Лучшие ударные вертолёты в мире

Во второй половине 1940-х годов вертолеты уже получили достаточно большое распространение в американских вооруженных силах.

Они освоили задачи наблюдения и связи, поисково-спасательные и медико-эвакуационные операции. Но существовавшие в то время легкие винтокрылые машины в силу своей малой грузоподъемности не были способны на что-то большее.

Военным требовались более тяжелые вертолеты. Их развитие в США шло двумя путями. Фрэнк Пясецкий взялся за создание своих «летающих бананов» — двухвинтовых геликоптеров продольной схемы. Игорь Сикорский же остался верен одновинтовой схеме, которую, правда, пришлось модифицировать.

КОМПОНОВКА

На первых легких вертолетах Сикорского двигатель находился под несущим винтом, а пилоте пассажиром располагались перед ним. При такой схеме изменение нагрузки (например, размещение на борту раненого) обязательно вызывало сложности с центровкой. Это, в свою очередь, усложняло пилотирование и без того непослушной машины. Тяжелый вертолет S-55 создавался для перевозки десяти вооруженных солдат. Компоновка с расположением грузовой кабины в передней части фюзеляжа оказалась неприемлемой, поскольку в таком случае проблемы с центровкой пустого и загруженного вертолета становились неразрешимыми.

На S-55 грузовая кабина располагалась непосредственно под осью несущего винта, то есть под главным редуктором. Положение груза и его масса больше не влияли на изменение центра тяжести. Двигатель установили в передней части фюзеляжа, где был доступен для обслуживания и ремонта. Двухместная кабина летчиков с великолепным обзором находилась над грузовой кабиной, а трансмиссионный вал от двигателя к планетарному двухступенчатому редуктору проходил между креслами пилотов.

КОНСТРУКЦИЯ

Цельнометаллический фюзеляж типа полумонокок выполнили из алюминиевых и магниевых сплавов. По правому борту находилась большая сдвижная дверь, облегчавшая погрузочно-разгрузочные операции. После первых летных испытаний сзади фюзеляжа под хвостовой балкой установили ребро-кронштейн. Оно повышало жесткость и прочность балки, а также улучшало аэродинамику вертолета.

Колесное шасси выполнили четырехстоечным — такое решение улучшало устойчивость вертолета на палубе корабля. Втулка несущего трехлопастного винта имела совмещенные вертикальные и горизонтальные шарниры. Лопасти получили новаторскую конструкцию с D-образным прессованным алюминиевым лонжероном. К лонжерону пристыковывалась законцовка с обшивкой из легкого сплава и сотовым заполнителем из фольги. Эта конструкция стала классической для вертолетов второго поколения, продолжают ее использовать и до настоящего времени. Лопасти несущего винта могли складываться назад для снижения габаритов при перевозке и базировании на кораблях.

Из-за больших размеров вертолета и значительных нагрузок на органы управления на S-55 установили четырехканальное бустерное управление, предварительно отработанное на вертолете S-51.

В качестве силовой установки на 5-55 поначалу применяли 600-сильный мотор «Пратт энд Уитни» R-1340 — еще довоенной конструкции, достаточно освоенный в производстве и эксплуатации. Позже начали устанавливать новый поршневой мотор «Райт» R-1300, специально разработанный для вертолетов.

ПРОИЗВОДСТВО И МОДИФИКАЦИИ

Разработка S-55 началась в конце 1948 года и заняла меньше одного года: прототип, получивший военное обозначение YH-19 (всего ВВС заказали пять таких вертолетов), впервые поднялся в воздух 10 ноября 1949 года. Впоследствии фирма «Сикорский» выпускала S-55 в вариантах для ВВС, армейской авиации, ВМС (поставки начались в августе 1950 года) и авиации морской пехоты (с апреля 1951 года). В частности, для ВВС поставлялись транспортные вертолеты Н-19А с 600-сильным двигателем R-1340-57 (60 единиц) и Н-19В с 700-сильным R-1300-3 (264 экземпляра). При переделке в поисково-спасательный вариант вертолеты оборудовались лебедкой и получали обозначение SH-19A и SH-19B соответственно, а в 1962 году в связи с введением единой системы обозначений авиатехники индексы вновь изменились: UH-19A/B для транспортных вертолетов и НН-19А/В — для поисково-спасательных.

Для армейской авиации выпускались вертолеты Н-19С (с двигателем R-1340-57) и Н-19D (с R-1300-3) — соответственно 72 и 301. В 1962 году их обозначения сменили на UH-19C/D. В соответствии с принятым в армии принципом наименования летательных аппаратов UH-19 получил имя одного из индейских племен — «Чикасо». Первым флотским вариантом стал поисково-спасательный H04S-1 с двигателем R-1340-57. Изготовили 10 таких вертолетов, а кроме того — три H04S-2 для ВМС Канады и семь H04S-2G для Береговой охраны США. 79 машин H04S-3 (с 1962 года — UH-19F) оборудовались двигателями R-1300-3. Еще 30 вертолетов H04S-3G (с 1962-го- HH-19G) поставили Береговой охране. Корпус морской пехоты США получил 60 вертолетов HRS-1, аналогичных флотским H04S-1,101 HRS-2 с измененным составом оборудования, а также 105 вертолетов HRS-3 (часть из них переоборудована из HRS-2) с двигателями R-1300-3. После 1962 года вертолеты HRS-3 получили обозначение СН-19Е.

СЛУЖБА И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

В марте 1951 года 3-я авиационная спасательная эскадрилья на базе в Вольми-До получила два опытных вертолета YH-19A. Вскоре туда же начали прибывать серийные Н-19А и Н-19В. Для сбитых летчиков вертолеты стали настоящими «ангелами-хранителями», спускавшимися с небес в тот момент, когда в голову уже приходили мысли о северокорейском плене. Случались у летчиков винтокрылых машин необычные задания. Летом 1952 года экипаж вертолета Н-19А из 581-й эскадрильи ночью перелетел на вражескую территорию и вывез по частям разбитый истребитель МиГ-15. Следом за ВВС отправил свои HRS-1 в Корею Корпус морской пехоты. Эскадрилья HMR-161 13 сентября 1951 года участвовала в операции «Уиндмилл I» по снабжению 1-го полка морской пехоты в районе Инджо. Вертолеты эскадрильи совершили 28 вылетов, доставили 8,5 т грузов и эвакуировали 84 раненых. А 21 сентября HMR-161 высадила первый в истории войн тактический воздушный десант, доставив в район высоты 884 группу бойцов морской пехоты — 224 солдата с оружием и боеприпасами. Для этого понадобилось 65 вылетов. В марте 1953 года в Корее появились вертолеты H-19C/D армейской авиации, входившие в состав 6-го и 13-го транспортных полков. Первой их задачей стало снабжение по воздуху окруженных частей 1-й пехотной дивизии. А летом 1953 года они работали «воздушными такси», вывозя после окончания боевых действий освобожденных пленных.

Флотские H04S в Корее не «засветились», но и их службу скучной не назовешь. Первой их получила транспортная эскадрилья HU-2, а в октябре 1951 года на авиабазе Ки-Уэст сформировали противолодочную эскадрилью HS-1. Эта часть являлась, по сути, экспериментальной — на ее базе отрабатывались средства и приемы применения вертолетов против субмарин. Ввиду ограниченной грузоподъемности 5-55 была разработана концепция применения их парами — «охотник-убийца». Первый вертолет, оборудованный опускаемой гидроакустической станцией, вел поиск вражеской подлодки, второй же применял средства поражения (торпеды или глубинные бомбы).

Вертолеты H04S-3 из специальной «полярной» эскадрильи VX-6 с 1955 года участвовали в исследованиях Антарктиды, побывав даже на Южном полюсе.

В армейской авиации США вертолеты «Чикасо» прослужили до середины 1960-х годов — на смену им пришли «Ирокезы». Дольше всех прочих эксплуатировалась в вооруженных силах США модификация СН-19Е — ее сняли с вооружения вспомогательных эскадрилий ВМС в 1969 году.

В ДРУГИХ СТРАНАХ

Уже в мае 1951 года начался лицензионный выпуск S-55 в Великобритании. Фирма «Вестланд» строила их под названием «Уирлуинд» в различных конфигурациях: HAR.1 и HAR.2 — поисково-спасательные варианты для ВМС и ВВС с двигателем R-1340-57, HAR.3 и HAR.4 — соответствующие варианты с двигателем R-1300-3. Более поздние модификации «Уирлуинда» оборудовались уже британскими поршневыми двигателями «Олвис» «Леонидас Мэйджор» — флотские поисково-спасательные HAR.5 и HAR.7, а также мрошволодочные HAS.7. Вершиной развития британской ветви S-55 стала модификация «Уирлуинд» HAR.10, на которой вместо поршневого двигателя установили турбовальный «Бристоль Сиддли» «Гном». Королевские ВВС получили около 70 таких вертолетов, всего же в Великобритании выпустили более 300 «Уирлуиндов». Кроме того, ВМС получили 25 вертолетов американского производства: 10 поисково-спасательных «Уирлуинд» HAR.21 (соответствовали HRS-2) и 15 противолодочных HAS.22 (HOIS-З).

Сухопутные войска США рассматривают два новых высокотехнологичных проекта военных винтокрылых машин: конвертоплан V-280 Valor («Доблесть») фирмы Bell Helicopter и вертолет соосной схемы с толкающим винтом фирм Sikorsky и Boeing SB-1 Defiant («Дерзкий»). Летные испытания обеих машин намечены на 2017 год, написал в издании Warrior американский военный обозреватель Крис Осборн. Это будут их первые официальные испытания в армии США.

Boeing Прототип многоцелевого вертолета SB-1 Defiant

Новые вертолеты созданы в ходе программы JMR TD (Joint Multi-Role Technology Demonstrator, Образец единой многоцелевой машины), которая, в свою очередь, — часть программы по созданию летательных аппаратов будущего с вертикальным взлетом (Future Vertical Lift, FVL), способных заменить знаменитые вертолеты Sikorsky UH-60 Blackhawk и Boeing AH-64 Apache, состоящие сейчас на вооружении армии США. Новый парк боевых и транспортных вертолетов предполагается создать к 2030 году.

«Создание двух различных высокотехнологичных, ориентированных на будущее вертолетов уже идет полным ходом. В 2016 году будут испытания на земле, и в 2017 году планируются начальные летные испытания», — подтвердил директор программы JMR Дэн Бэйли.

По его словам, создание вертолетов идет по графику, «в точном соответствии с планами кооперации соисполнителей».

Согласно тактико-техническим требованиям к новым машинам, их крейсерская скорость должна превышать 500 км/час, боевой радиус — более 400 км.

Вертолеты следующего поколения также будут способны действовать в сложных метеоусловиях.

«Мы установили требование к скорости не менее 500 км/час, поскольку это требует использования новых технологий. В соответствии с ним инженеры и конструкторы выдвинули немало прорывных идей», — рассказал Бэйли.

По его словам, более быстрый и более маневренный вертолет, который может пролететь гораздо большее расстояние без дозаправки в воздухе, позволил бы подразделениям армии США эффективнее поражать цели противника или доставлять к месту операций небольшие мобильные группы сил специального назначения.

Новый вертолет будет разработан с учетом новейших достижений в сфере бортового радиоэлектронного оборудования, чтобы своевременно обнаружить противника и использовать оружие следующего поколения, описывают требования к боевой машине в Пентагоне.

«Нам нужны технологии и проекты, которые существенно отличаются от того, что мы имеем сегодня. Новые вертолеты будут нести больше оборудования и оружия, будут более маневренными и будут выполнять боевые задачи с бóльшим радиусом действия», — рассказал руководитель проекта FVL Рич Кречмэр.

Компания Bell Helicopter в следующем году продемонстрирует армии США боевой конвертоплан третьего поколения V-280 Valor.

Конвертоплан — летательный аппарат с поворотными лопастными винтами, которые на взлете и при посадке работают как подъемные, по принципу вертолета, а в горизонтальном полете — как тянущие, при этом подъемная сила обеспечивается крылом самолетного типа.

Создали V-280 учли опыт проектирования и эксплуатации конвертопланов XV-3 и XV-15 первого поколения, а также последовавших за ними гражданского конвертоплана BA 609 и первого серийного военного конвертоплана V-22 Osprey второго поколения.

«В отличие от V-22, винты которого наклонялись вместе с двигателями, двигатели V-280 зафиксированы в горизонтальном положении, а переход между вертолетным и самолетным режимами осуществляется за счет наклона одних винтов», — объяснил «Газете.Ru» заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

Крыло V-280 прямой стреловидности, а не обратной, как в случае с V-22. Оно будет производиться как цельная деталь с использованием технологии Large Cell Carbon Core, которая позволит снизить вес конструкции и производственные затраты. Эта технология также позволяет быстро выявлять дефекты, возникающие во время эксплуатации. Фюзеляж конвертоплана также будет выполнен из композитных материалов. В конструкции V-280 Valor предусмотрено V-образное хвостовое оперение и дистанционная система управления с тройной избыточностью.

Экипаж V-280 состоит из четырех человек. На борту конвертоплан может перевозить до 11 пассажиров.

Боевой радиус конвертоплана, названный ранее компанией Bell, — 926 км. Перегоночная дальность полета — 3889 км. Грузоподъемность — 4500 кг.

Силовая установка состоит из двух двигателей General Electric T 64-419 мощностью 5000 л.с.

Другая перспективная машина — многоцелевой вертолет SB1 Defiant с соосным несущими и толкающим хвостовым винтами. В основе проекта лежит демонстратор компании Sikorsky X2, который стал также базой для перспективного ударного вертолета S-97 Raider.

В отличие от ударного варианта, SB1 Defiant предназначен для проведения транспортных операций, высадки десанта, выполнения поисково-спасательных операций и эвакуации раненых с поля боя. Вертолет в дальнейшем может поступить на вооружение сухопутных, военно-воздушных сил, флота и корпуса морской пехоты США.

Ожидается, что в войска вертолет может начать поступать уже в 2018 году и до 2030 года полностью заменит устаревшие, по мнению американских военных, вертолеты UH-60 Black Hawk.

Программа JMR/FVL предполагает интеграцию в перспективных боевых машинах широкого спектра новейших сенсоров, оружия и авиационной радиоэлектроники, которые предусматривают возможность дистанционного управления в случаях, если пилот выведен из строя ранением или убит, объяснили Warrior должностные лица Пентагона.

В проектных документах JMR TD/FVL описываются задачи разработать интерфейс «человек-машина» с автоматическим выполнением большого количества самых разнообразных функций, чтобы разгрузить пилота и экипаж для принятия более важных в ходе боевого вылета задач.

Предполагается, например, внедрить на перспективных конвертопланах технологии, которые оказывают пилоту помощь при принятии того или иного решения, организовать и расположить по приоритетам всю поступающую в кабину летчика информацию, оптимизировать визуальные, 3D-, аудио- и другие информационные сигналы. У пилотов конвертопланов будет возможность получать видео с соседних беспилотных летательных аппаратов и управлять этими дронами во время полета. Часть информации может быть показана в кабине вертолета, а часть — выведена в шлемы пилотов.

Как заявляют представители армии США, в перспективных вертолетах предполагается интеграция мер по противодействию различным видам оружия противника — от стрелкового до переносных зенитно-ракетных комплексов.

Среди подобных технологий называется Common Infrared Countermeasure (CIRCM) — высокотехнологичный лазерный глушитель, способный отклонять от курса приближающиеся ракеты противника.

CIRCM представляет собой улучшенную версию системы Advanced Threat Infrared Countermeasures (ATIRCM), развертываемой сейчас на самолетах ВВС США. Срок готовности системы CIRCM — 2018 год. К 2030 году предполагается использование еще более продвинутых технологий.

Новая вертолетная программа предполагает создание новых технологий приборов ночного видения для пилотов, тепловизоров, электрооптических датчиков, улучшение лазерных дальномеров и лазерных целеуказателей.

В соответствии с JMR, вертолеты спроектированы так, чтобы объединить оружие и средства разведки для будущего применения вертолетов в полностью автономном режиме, когда машина будет самостоятельно обнаруживать, сопровождать и обстреливать большое количество целей в условиях резких маневров с поправками на ветер и другие условия.

Президент Беларуси Александр Лукашенко в воскресенье, 20 августа, контролировал ход уборочной кампании . Обычно главы государств не используют вертолеты как средство слежения за уборочной, но в воздух на геликоптерах мировые лидеры поднимаются часто. TUT.BY узнал, на каких именно.

Беларусь

Как удалось нам выяснить, в правительственном авиапарке Беларуси есть как минимум три вертолета.

Первым вертолетом Александра Лукашенко стал Ми-8 с бортовым номером EW-25049.

Ми-8, бортовой номер EW-25049. Фото: Сергей Коньков, russianplanes.net

Также президент пользуется модифицированным вертолетом Ми-8 с бортовым номером EW-001DA.


Есть у президента и вертолет Ми-172 с бортовым номером EW-002DA. Несколько лет назад он попал в поле зрения журналистов на Казанском вертолетном заводе во время ремонта. По словам специалистов, вертолет был изготовлен на КВЗ по спецзаказу. Стоимость вертолета не озвучивалась, но 20 лет назад стоимость вертолета Ми-172 для VIP-персоны составляла около 4 миллионов долларов.


На каком именно вертолете президент Беларуси контролировал ход уборочной, сказать по сделанной в салоне фотографии сложно, но, скорее всего, на Ми-172, именно этот вертолет Александр Лукашенко использует чаще остальных.


Россия

А вот в России для перевозки Владимира Путина используются 9 (!) вертолетов. Все они — Ми-8, изготовлены по спецзаказу, а стоимость каждого из них оценивается в 8,2 млн долларов.




Премьер-министр России Дмитрий Медведев предпочитает вертолеты итальянского производителя Leonardo Helicopters (ранее Agusta Westland), а точнее, модификацию для VIP-персон AW139 стоимостью около 15 миллионов евро.


По желанию интерьер салона разрабатывается с учетом индивидуальных предпочтений заказчика.


США

Посоревноваться с президентом России по количеству вертолетов может президент США. Дональда Трампа может перевозить любой из 23 вертолетов авиаэскадрильи HMX-1 Nighthawks, но обычно это относительно большой VH-3D либо более современный VH-60N.



VH-3D — модификация известного вертолета Sikorsky S-61 Sea King, VH-60N — модификация Sikorsky UH-60 Black Hawk. Отметим, что 12 вертолетов президентской эскадрильи Sikorsky VH-3D были выпущены в 70-х годах прошлого века, а 8 Sikorsky VH-60N — в 80-х годах прошлого столетия.


Судя по снимкам информационных агентств и пресс-службы Белого дома, Дональд Трамп предпочитает вертолеты VH-3D и не любит фотографироваться на борту. Но увидеть, как изнутри выглядят вертолеты, можно благодаря бывшему президенту США Бараку Обаме.

Планируется, что в 2020 году эти вертолеты заменит VH-92А производства Sikorsky Aircraft. Опытный образец нового вертолета президента США уже проходит испытания, сообщает Lockheed Martin. Среди изменений, внедряемых в испытываемый президентский борт, — интеграция специальных систем и установка эксклюзивного интерьера.


Великобритания

Помимо американского Белого дома, Sikorsky традиционно с 1950-х годов обслуживает авиапарк английской королевы. Модель VIP S-76C++, на которой Елизавета летает с 2009 года, представляет собой VIP-конфигурацию гражданского вертолета Sikorsky S-76. Примерная стоимость «королевской» модификации — 7,9 млн долларов.


Германия

В специальном подразделении военно-воздушных сил бундесвера, которое обеспечивает транспортировку государственных деятелей ФРГ, есть три вертолета AS532 Cougar Airbus. Ангела Меркель летает на модифицированной версии AS 332 Super Puma стоимостью около 15 млн евро.


В марте 2011 года вертолет Меркель едва не разбился из-за отказа двигателей. Пилоты вернули управление над воздушным судном, когда до столкновения с землей оставалось около сотни метров. Канцлера на борту вертолета в тот момент не было.

А в 2016 году Минобороны ФРГ уведомило канцлера , что она пока не может летать на вертолетах AS532 Cougar Airbus. Такое решение было принято на время расследования авиакатастрофы с аналогичным вертолетом в Норвегии, в результате которой погибли 13 человек.

В конце 2016 года вертолет Меркель подвергся доработке. Он получил не только новую окраску, но и специально изготовленные ковры, шторы и чехлы.


Вертолет с канцлером Германии Ангелой Меркель на борту прибывает в немецкий гостевой дом «Месеберг» перед встречей Меркель с премьер-министром Индии Нарендрой Моди в Месеберге, Германия, 29 мая 2017 года. Фото: Reuters

«Основной проблемой была нехватка времени. Вертолетом практически все время пользовались, поэтому у нас были совсем небольшие промежутки времени — по 6−7 часов во время простоя», — рассказал о сложностях с вертолетом канцлера ФРГ член совета ACM Aerospace Роджер Холь, компании, которая занимается модернизацией авиатранспорта.

Франция

В правительственном авиапарке Франции — три вертолета AS 332 Super Puma.


Одна из французских «Супер Пум». На ней президент Франции Эммануэль Макрон прибывает на военную базу в Крозоне. 4 июля 2017 года. Фото: Reuters
Хотите рассмотреть один из AS 332 поближе? Пожалуйста. Правда, в иллюминаторе виден бывший президент Франции Франсуа Олланд. 14 января 2015 года. Фото: Reuters

Но просто летать на правительственных вертолетах молодому президенту Франции скучно.


Помимо инспекции «горячих точек», Эммануэлю Макрону не чужды и другие рискованные приключения. 4 июля президент Франции эффектно спустился на подводную лодку — прямо с борта президентского вертолета.


На вопрос Какую эмблему рисовали американские лётчики на штурмовых вертолётах во время войны во Вьетнаме? заданный автором спроста лучший ответ это Вертолеты UH-1 "Ирокез" с июня 1963 г. стали посту­пать на вооружение легких аэромобиль­ных рот. Каждая из них включала два взвода транспортных вертолетов и взвод огневой поддержки. В такую роту преобразовали и то подразделение "ирокезов", которое первым прибыло во Вьетнам. Оно сменило несколько номе­ров, пока не стало 334-й ротой. Эта рота, пожалуй, прославилась больше остальных. Помните фильм "Апокалип­сис сегодня" - атаку вертолетов под "Полет валькирий" Вагнера? На винто­крылых машинах красовались скрещен­ные сабли - эмблема штабного взвода 334-й роты.
Источник:

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Какую эмблему рисовали американские лётчики на штурмовых вертолётах во время войны во Вьетнаме?

Ответ от M-Shu [активный]
Первые вертолёты HU-1A, поступившие на вооружение Армии США, полностью окрашивались в глянцевый тускло-коричневый-оливковый цвет (FS14087), интерьер кабины пилотов - серый, интерьер грузовой кабины - красный, который был перекрашен в зелёный, как только вертолёт принял участие в боевых действиях во Вьетнаме. Окраска вертолетов изменилась в 1965 году, на новых UH-1B. Вместо «высокозаметной» окраски, стали окрашивать по «малозаметной» схеме: вместо глянцевой тускло-коричневый-оливковый краски стали использовать матовую. Нанесение опознавательных знаков отменили, заменив их надписью «UNITED STATES ARMY»
Меры по снижению визуальной заметности вызывали у экипажей двойственное отношение. С одной стороны - меньше шансов угодить под прицельную огонь, с другой - сложно выдерживать строй. Проблему попытались решить, сделав вертолёты заметными сверху. В неофициальном порядке очень широко применялась броская окраска верхних поверхностей стабилизаторов, лопастей несущего винта, панелей фюзеляжа над кабиной летчика. Конец разнобою в усилении заметности из верхней полусферы положила инструкция, выпущенная в середине 1967 года. В ней предписывалось наносить на верхние поверхности лопастей несущих винтов белые полосы шириной 91 см. В 1969 году появились новые официальные рекомендации: одну лопасть несущего винта сверху целиком окрашивать в белый цвет, а верхние поверхности стабилизаторов - в оранжевый.
Широкое распространение получила символика подразделений. Как правило, эмблемы вертолётных рот и батальонов рисовали на антибликовых панелях или дверцах кабины пилотов. Вертолёты 1-й кавалерийской, а затем 11-й аэромобильной дивизии получили эмблемы подразделений в виде геометрических фигур, позволявших наземным частям быстро их идентифицировать. Опознание облегчало взаимодействие пехоты и «воздушной кавалерии». В конце 1968 года - начале 1969 года на верхней поверхности левого стабилизатора стали наносить номер батальона, на верхней поверхности правого - номер роты. Снизу на нем писался бортовой номер машины (чёрного, жёлтого или белого цвета). Также, на вертолёты наносились рисунки- обычно на носу вертолёта и на дверях экипажа. Технический состав не успевал мыть вертолёты, поэтому машины быстро загрязнялись, под солнцем тропиков краска выгорала.
факты
- «Хьюи» (англ. «Huey») - неофициальное прозвище вертолёта, но официальное название в Корпусе морской пехоты США.
- Имя «Huey» вертолёт получил из-за первого своего названия «HU-1» (Helicopter Utility - 1). Название «HU-1» было заменено в 1961 году на «UH-1».
- Армия США уже не пользуется данным типом вертолётов, заменив его на UH-60, а Корпус морской пехоты США продолжает пользоваться UH-1, и вкладывает деньги в его усовершенствование. Последняя модель для морской пехоты - это UH-1Y


Ответ от Невропатолог [гуру]
UH-1 стал основным вертолётом вооружённых сил США в Юго-Восточной Азии и одним из символов Вьетнамской войны. Широкое распространение получила символика подразделений. Как правило, эмблемы вертолётных рот и батальонов рисовали на антибликовых панелях или дверцах кабины пилотов. Вертолёты 1-й кавалерийской, а затем 11-й аэромобильной дивизии получили эмблемы подразделений в виде геометрических фигур, позволявших наземным частям быстро их идентифицировать. Опознание облегчало взаимодействие пехоты и «воздушной кавалерии». В конце 1968 года - начале 1969 года на верхней поверхности левого стабилизатора стали наносить номер батальона, на верхней поверхности правого - номер роты. Снизу на нем писался бортовой номер машины (чёрного, жёлтого или белого цвета). Также, на вертолёты наносились рисунки- обычно на носу вертолёта и на дверях экипажа. Технический состав не успевал мыть вертолёты, поэтому машины быстро загрязнялись, под солнцем тропиков краска выгорала.
Столь популярные акульи пасти, вопреки расхожему мнению, на «вьетнамских» UH-1 были большой редкостью. Их рисовали только на «Ирокезах» огневой поддержки из 174-й Роты Штурмовых вертолётов. На вертолётах военной полиции, иногда писали большими белыми буквами (во всю грузовую дверь) «MP» (Military Police). Согласно техническому бюллетеню 746-93-2 Армии США, изданному в 1970 г. , на фюзеляжи вертолётов, предназначенных для перевозки раненых, полагалось наносить с бортов, сверху и снизу крупные красные кресты на белом прямоугольном поле. Шесть таких машин в 1972 г. попало во Вьетнам. В короткий срок все шесть вертолётов в «медицинской» окраске были сбиты. Подобная участь постигла и броско окрашенные «Ирокезы» международных инспекторов и миротворцев на хвостовой балке которых (сразу за фюзеляжем) имелись полосы черно-жёлтого цвета, сам вертолёт был блестящего серого цвета, на фоне полос и на дверях грузового отсека в белом прямоугольнике была крупно написана аббревиатура «ICCS» (International Commission of Control and Supervision).


В ходе операции по ликвидации главы "Аль-Каеды" Осамы бин Ладена "Морские котики" не понесли человеческих потерь, но лишились одного вертолета, по обломкам которого пока не удалось определить его тип. По версии нескольких агентств, ссылающихся на собственные источники, вероятнее всего американцы использовали засекреченную стелс-версию многоцелевого вертолета MH-60 Black Hawk. И хотя технических подробностей об американской машине нет, США очевидно придется учесть полученный опыт и доработать конструкцию вертолета.

Осама бин Ладен, лидер международной террористической сети "Аль-Каеда", был объявлен "врагом общества номер один" в августе 1998 года, после чего США начали масштабную охоту на террориста. Убить бин Ладена американским спецслужбам удалось только 2 мая 2011 года в ходе операции в Пакистане. Уничтожать "врага номер один" был послан "Отряд 6" "Морских котиков", основного тактического подразделения Сил специальных операций ВМС США, подчиняющегося Объединенному командованию специальных операций (USSOCOM).

"Отряд 6" является секретным подразделением, имена служащих которого не раскрываются. Он известен также как NSWDG (Naval Special Warfare Development Group, Группа по разработке специальных методов и средств ведения боевых действий ВМС США), DEVGRU (Development Group) и ST6 (SEAL Team 6).

По оперативным данным, бин Ладен находился в трехэтажном особняке на окраине пакистанского Абботтабада, куда в час ночи по местному времени (два часа ночи по времени Москвы) 2 мая 2011 года и прибыли "Морские котики" на трех вертолетах. Операция продлилась 40 минут и была объявлена успешной, правда при посадке во дворе особняка американцы потеряли один вертолет, фотографии которого на следующий день распространились в интернете.

По уцелевшим обломкам вертолета - хвостовая часть со стабилизаторами и ротором - установить тип машины не удалось. Эксперты высказали мнение, что в операции была использована специальная засекреченная стелс-версия вертолета Sikorsky MH-60 Black Hawk.

По снимкам, сделанным неназванным стрингером для агентства EPA, видно, что разбившийся вертолет имел "угловатые" формы, стреловидные хвостовые стабилизаторы, а также пяти-шести лопастной ротор, прикрытый плоским металлическим колпаком. На все поверхности хвоста нанесено специальное теплопоглощающее покрытие, аналогичное тому, которое используется на конвертопланах Bell-Boeing V-22 Osprey. По своей форме хвостовая часть потерянного в ходе операции вертолета не похожа ни на один из таких элементов, примененных на других вертолетах вооруженных сил США.

В интервью агентству Defense News бывший пилот USSOCOM, пожелавший остаться неназванным, рассказал, что в спецоперации по ликвидации бин Ладена была использована особая версия многоцелевого вертолета MH-60 Black Hawk. По данным источника агентства, технологии, примененные в секретном вертолете, были наработаны в ходе реализации программ по созданию ударного вертолета MD Helicopters MH-6 Little Bird в 1980-х годах и штурмовика F-117 Night Hawk в 1990-х.

В частности, на протяжении 1990-х годов USSOCOM и подразделение Skunk Works американской компании Lockheed Martin вели совместные научно-исследовательские работы в области переноса технологии малозаметности, использованной в F-117, на вертолетную технику. В качестве реципиентов технологии должны были выступить вертолеты MH-60 160-го авиационного полка специального назначения Армии США. Контракт на конвертацию вертолетов MH-60 в стелс-версию был подписан между USSOCOM и Boeing в 1999-2000 году.

Изначально планировалось, что новые Black Hawk будут выделены в отдельный полк под командованием подполковника и переведены на одну из военных баз в Неваде, где их можно было бы сохранять в секрете. В состав нового подразделения USSOCOM должны были войти 35-50 военнослужащих, четыре стелс-вертолета и два обычных Black Hawk. Впрочем, по данным источника Defense News, планы по конвертации MH-60 были отменены около двух лет назад, но к тому времени военные успели получить три модифицированных машины.

Модифицированные вертолеты не получили дополнительного вооружения, в отличие от тяжеловооруженных версий Black Hawk, на которые устанавливаются специальные крылья с пилонами для дополнительных топливных баков, пушечных контейнеров, управляемых и неуправляемых ракет. В стандартный набор вооружения Black Hawk Stealth (так засекреченный вертолет окрестили в западной прессе) входят лишь два пулемета GAU-19 калибра 12,7 миллиметра системы Гатлинга. Они установлены на турелях за боковыми дверями.

На ранние версии Black Hawk Stealth не устанавливались штанги для дозаправки в воздухе, поскольку их использование значительно снижало малозаметность вертолета. Машины, использованные в операции против бин Ладена, вероятнее всего заправочные штанги имели. Дело в том, что Абботтабад расположен почти в двухстах километрах от границы с Афганистаном и примерно в 30 километрах от границы с Индией. Боевой радиус MH-60 составляет около 550 километров. Это означает, что если бы вертолеты летели на одной заправке (при условии, что взлетели с базы на территории Афганистана недалеко от границы с Пакистаном), топлива могло и не хватить.

Defense News обратилось за разъяснениями и к официальному представителю USSOCOM полковнику Армии Тиму Найю (Tim Nye), который отказался комментировать информацию о секретном вертолете.

Следует отметить, что США ранее уже проводили отдельные исследования в области создания малозаметного вертолета для специальных операций. В частности, в 1990-х годах консорциум американских компаний Boeing и Sikorsky занимался созданием вертолета RAH-66 Comanche для Армии США. Основными требованиями для этого вертолета были снижение заметности машины в инфракрасном, радиолокационном, оптическом и акустическом спектрах, а также относительно высокая скорость полета (у прототипов - 324 километра в час), маневренность и возможность использования машины в разведывательных и наблюдательных операциях.

Именно исходя из технических требований и был определен облик вертолета, в котором были частично использованы технологии, наработанные в ходе создания F-117. В частности, "граненый" корпус вертолета был собран из углепластиковых панелей на полимерных связующих. В конструкции широко использовались радиопоглощающее и теплопоглощающее покрытия. Шасси, подвески вооружения и пушечная установка были выполнены убирающимися в специальные отсеки в фюзеляже.

В Comanche была применена и новая конструкция винтов, позволившая добиться заметного снижения шума машины. Послушать летящий Comanche можно . Впрочем, несмотря на массу инновационных решений, программа RAH-66 была свернута в 2004 году - Армия США посчитала, что дешевле и эффективнее будет использовать беспилотные летательные аппараты для нанесения ударов и разведки. В качестве компенсации за досрочное закрытие программы Boeing и Sikorsky получили около 700 миллионов долларов (при том, что на всю программу Comanche уже было потрачено около восьми миллиардов долларов).

Впрочем, технологии Comanche в настоящее время применяются в новой версии ударного вертолета Boeing AH-64D Apache Longbow Block III, серийное производство которого началось весной 2011 года.

Какие именно машины были использованы американцами, не знают и пакистанские военные. В пресс-релизе министерства иностранных дел Пакистана говорится, что американские вертолеты не взлетали ни с одной из военных баз на территории страны. Они прилетели с территории соседнего государства. О каком именно государстве идет речь, не уточняется. Вероятнее всего имеется в виду Афганистан; помимо него Пакистан граничит с Индией, Китаем и Ираном, на территории которых американские военные базы не размещены.

По данным пакистанского министерства, вертолеты пересекли границу Пакистана незамеченными, воспользовавшись "слепыми пятнами" в системе противовоздушной обороны страны. Американские машины летели на предельно малой высоте, огибая ландшафт и используя гористую местность в качестве прикрытия от радаров ПВО. Кроме того, успеху незаметного проникновения вертолетов на территорию Пакистана "способствовало эффективное использование современных технологий".

По словам советника администрации президента США Джона Бреннана, американская сторона уведомила Пакистан о проведенной операции лишь после того, как вертолеты, участвовавшие в ней, покинули территорию страны. Вероятно, предполагалось, что вся операция будет проведена в полностью секретном режиме, однако это не удалось как раз из-за потери вертолета.

Версий гибели Black Hawk Stealth существует две. Первая, обнародованная газетой The Daily Mail , гласит, что машина была подбита из переносного зенитного ракетного комплекса с крыши особняка, в котором скрывался бин Ладен, после чего упала во дворе дома. В результате вертолет сгорел полностью; от него осталась только хвостовая часть, упавшая по другую сторону забора. Вторая - вертолет при посадке попал в вихревое кольцо, созданное основным воздушным винтом, и начал снижаться с большей скоростью, чем требовалось. Пилоту при этом не удалось восстановить управление вертолетом.

Неназванный источник агентства Defense News рассказал, что причиной потери американского вертолета стало именно вихревое кольцо, а также общая перегруженность машины, которая несла на борту вооружение и десант. Следует отметить, что версия MH-60 и без того на 460 килограммов тяжелее, чем обычный UH-60 (масса пустого около 4,8 тонны). С применением новых элементов конструкции, призванных увеличить малозаметность вертолета, а также радиопоглощающих покрытий, новых винтов и теплопоглощающих панелей масса стелс-варианта MH-60 могла увеличиться еще на несколько сотен килограммов.

Все вместе эти факторы и привели к чрезмерно быстрому снижению машины, которая при соприкосновении с землей была повреждена так сильно, что больше не смогла взлететь. Еще одним фактором, повлиявшим на потерю вертолета, могло стать использование специальных покрытий фонаря кабины пилота, которые позволяют повысить малозаметность вертолета. Такие покрытия значительно снижают видимость, если пилот использует очки ночного видения. Напомним, операция проводилась ночью 2 мая 2011 года.

Для того, чтобы не допустить утечки технологий, "Морские котики" уничтожили вертолет при помощи термитных гранат.

В любом случае, США вероятно, придется на какое-то время отказаться от дальнейшего использования своих секретных вертолетов, чтобы внести в их конструкцию ряд улучшений, с учетом опыта, полученного при ликвидации бин Ладена. Ведь если версия с вихревым кольцом верна, то инженерам необходимо будет поработать над изменением конструкции несущего винта и над снижением общей массы вертолета. Если же правдива версия с зенитным комплексом, то необходимо подумать о дополнительном бронировании вертолетов и установке систем самозащиты и, как следствие, об уменьшении их массы.