Кодексы РФ

Красивая короткая притча о счастье. Притчи о жизни с моралью – короткие

Могила Анны Вершининой на Новодевичьем кладбище превратилась в городскую легенду. К установленной здесь бронзовой скульптуре Христа ежедневно с надеждой на помощь приходит множество людей. За последние годы эта статуя обросла таким количеством слухов, что настала пора попытаться отделить правду от вымысла. Возможно, освобожденная от мифических наслоений она станет еще прекраснее…

Могила Анны Вершининой на Новодевичьем кладбище превратилась в городскую легенду. К установленной здесь бронзовой скульптуре Христа ежедневно с надеждой на помощь приходит множество людей. За последние годы эта статуя обросла таким количеством слухов, что настала пора попытаться отделить правду от вымысла. Возможно, освобожденная от мифических наслоений она станет еще прекраснее…

О чуде

Дорогу к фигуре Христа безошибочно найдет даже тот, кто оказался на Новодевичьем впервые и случайно. Поставленная над могилой безвестной генеральши, умершей в 1914 году, она стала местом паломничества. Сюда приезжают не только петербуржцы, но и жители других городов. Объяснить этот феномен уникальностью или внешней красивостью скульптуры нельзя. Подобный памятник на лютеранском Волковском кладбище еще более красив. Воздвигнутый над семейным захоронением баронов Остен-Дризен, он сооружен примерно в то же самое время, но не к нему, а к скорбной фигуре на Новодевичье тянутся потоки людей. Здесь постоянно лежат цветы и горят свечи. Вокруг могилы сложился своеобразный культ со своими традициями и верованиями. К статуе выстраивается очередь. Целуя бронзовую руку Спасителя, одни стараются вложить в неё записочки, а другие поливают её водой, подставляя бутылочки под стекающие капли. Говорят, что освященная таким образом вода обладает чудодейственной силой и исцеляет от многих болезней. Говорят, что Христос помогает каждому, кто обращается к нему с молитвой. Одних приводит сюда отчаяние, других любопытство, но у старика в инвалидной коляске и у девушки, молча взирающей на статую, глаза светятся одинаковой надеждой. Как тут не вспомнить тургеневское стихотворение: «О чем бы ни молился человек - он молится о чуде».

Благодать, присущая всякому намоленному месту, ощущается здесь достаточно сильно. Кажется, что даже деревья шумят тут по-особенному, и такая радость наполняет сердце, что так и стоял бы тут, глядя на статую и пытаясь понять загадку её очарования. И все же есть нечто, что несколько смущает в происходящем. То главное, ради чего Христос приходил на землю и принял мученическую смерть, здесь словно отодвигается на второй план и заменяется некой магической фамильярностью. Есть определенный соблазн в том, чтобы прикоснуться к руке Спасителя. Мы обращаемся к Христу с молитвой «Отче наш!» и привыкли просить Его не только о хлебе насущном, но и о многих других вещах, которые кажутся нам необходимыми. Но то, что естественно в храме, кажется странным здесь. Записочки в руке Христа выглядят кощунственно. Словно ты пришел сюда не ради встречи с Ним, а чтобы вот так запросто обратиться к Нему с просьбой. В часовне у Ксении Петербургской такого ощущения не возникает, там записочки не раздражают. Возможно, это происходит потому, что блаженная Ксеньюшка хоть и святая, но наша молитвенница и заступница. Кому, как не ей, быть посредником между человеком и Богом.

Могилу Вершининой и статую Христа окружает ореол таинственности, который служит благодатной почвой для появления самых невероятных рассказов. Мы ничего не знаем о Вершининой. В Интернете на все лады перепеваются романтические истории о молодой, страдающей чахоткой генеральше. Но они претендуют не столько на истину, сколько пытаются дать некое объяснение тому, что происходит у могилы. Рассказывают, что, будучи бездетной, Анна Вершинина очень печалилась о том, что после смерти о ней никто не вспомнит. Во сне она увидела Спасителя, который подсказал заранее откупить место на кладбище и установить там Свое бронзовое изображение – и тогда каждый прохожий непременно помолится здесь. Так и было сделано: генерал купил место на Новодевичьем, установил там статую Христа, а после смерти любимой жены отправился в действующую армию.

Достоверными сведениями об Анне Акимовне мы не располагаем, но даже то немногое, что удалось найти, противоречит этим рассказам.

О Вершининых

Супруги Вершинины были представителями известных дворянских родов Войска Донского. Девичья фамилия Анны Вершининой – Карпова. Она внучка генерала, который в 1812 году командовал казачьим отрядом. За успешное ведение боев Аким Акимович Карпов был удостоен многих наград, его портрет имеется в военной галерее Зимнего дворца. Генерал-майором был и её отец, которого тоже звали Акимом Акимовичем. Нет ничего удивительного в том, что и мужем Анны стал сын офицера Войска Донского Алексей Вершинин. Версия о молодой, бездетной генеральше действительности не соответствует. Анна Акимовна была младше Алексея Львовича только на один год. Да и умерла она в возрасте 56 лет, что хоть старостью и не является, но все же далековато от молодости. Смерть настигла ее в Ессентуках. Поскольку Кавказские минеральные воды профильным курортом для лечения легочных заболеваний не являются, трудно сказать, каким именно недугом она страдала. Бесспорно одно - генерал очень любил жену и тяжело переживал утрату. Вместе с ним скорбели дети, которых у Вершининых было двое: дочь Зинаида, 1881 года рождения, и сын Алексей, который родился в 1884-м. Постигшее семью горе не вмещалось в скупые строчки некрологов, опубликованных в нескольких петербургских газетах. «Муж, дочь, сын и брат с семьей с прискорбием сообщают о постигшей их тяжелой утрате…»

25 июля 1914 года гроб с телом покойной прибыл на Николаевский вокзал. В тот же день в Новодевичьем монастыре состоялось отпевание и погребение. Судя по размерам могилы, она мыслилась как семейная усыпальница, но революция разметала семью Вершининых. Алексей Львович в чине генерала от кавалерии вышел в отставку за месяц до того, как Россия вступила в мировую войну, поэтому отправляться в действующую армию ему было не нужно. За гибелью империи он наблюдал из Петербурга, а после падения Крыма на корабле «Корвин» эвакуировался из Ялты в Константинополь. В 1921 году переехал в Софию, где ему как участнику русско-турецкой войны предоставили место контролера в державной печатнице. Здесь генерал Вершинин проработал недолго: в апреле 1922 года он умер от крупозного воспаления легких и был похоронен на местном кладбище.

Судьба Зинаиды Алексеевны остается невыясненной, а об Алексее Алексеевиче стало известно благодаря журналисту Андрею Римскому-Корсакову, в руки которого попала переписка Вершининых. Бывшему лейб-гусару пришлось немало пострадать от красного террора. Вместе с женой и маленьким сыном он долго скитался по стране. В 1929 году семью выслали в Киргизию, где Алексей Вершинин полтора года провел в тюремной камере: от него требовали сознаться во вредительских действиях. На конезаводе, которым заведовал Вершинин, началась эпизоотия пневмонии, и в НКВД вспомнили о том, что он является ссыльным поселенцем. Для Вершинина, бывшего заядлого спортсмена-конника, обвинения в попытке причинить вред лошади были нелепы. Прокочевав по всей Киргизии и Казахстану, Вершинины оказались на Севере, где уже никто не мог достать их. Отсюда в 1957 году Алексей Алексеевич вместе с женой перебирается в бывший Кёнигсберг, где волею судеб оказался их сын – Лев. Выпускник Пушно-сырьевого института Лев Алексеевич Вершинин воевал на фронтах Великой Отечественной войны, после окончания которой в числе других специалистов приехал осваивать Калининградскую область и стал директором знаменитого зоопарка. Вершинин-старший так и не примирился с советской действительностью. Он недоволен сыном, который, выдержав экзамены в аспирантуру, отказался продолжать карьеру зоолога. На 37-м году жизни Лев, по мнению отца, начал чудить. «Он обнаружил, что ошибся в выборе профессии и что у него большой писательский талант, - ворчал в письме Алексей Алексеевич. - Теперь он журналист, работает в областной калинградской газете и написал роман. Ждет, когда этот роман будет напечатан. Тогда он, конечно же, получит Сталин-скую премию и купит «Победу», без которой обходятся только люди второго и третьего сортов…» Себя не терпящий фальши Алексей Вершинин не без основания относил к другой категории людей. Театр, отстроенный в Калининграде на месте разграбленного и сожженного немецкого, вызывал у него раздражение: «На потолке нарисованы народы мира. Они стоят кружком, держась за руки. Летают голуби. Очень похабно». Приезжал ли Алексей Алексеевич в Ленинград на могилу матери, неизвестно. Но если семейные архивы Вершининых существуют, то остается надежда на то, что жизнь Анны Акимовны перестанет быть тайной.

Это неправда, что статуя Христа была поставлена на кладбище еще до смерти Вершининой. Двухметровая бронзовая фигура Спасителя появилась на могиле только в 1915 году. Она была выполнена Петром Осиповичем Кюфферле - так на русский манер именовали этого итальянца с немецкими корнями. Был ли выбор скульптора случаен, или генерал Вершинин знал о нем, остается загадкой. В тогдашнем Петербурге имя Кюфферле наверняка было известно куда лучше, чем сегодня. Он выставлял свои произведения на выставках Общества художников, членом которого являлся, входил в состав учредителей других художественных объединений. Кюфферле работал в реалистической манере и на события первой русской революции откликнулся скульптурной группой «Агитатор». По его проекту в Мессине выполнен мемориальный памятник русским морякам, погибшим в декабре 1908 года при спасении разрушенного землетрясением города. Непонятно, каким образом реалист Кюфферле сумел создать статую Христа, но она наверняка стала вершиной его творчества. Видно, скорбь Алексея Львовича по умершей жене была так искренна и безмерна, что невольно передалась скульптору. Выражение лица Спасителя, изображенного в начале своего крестного пути, печально и спокойно. Возможно, Анна действительно просила мужа именно о таком памятнике, но, как бы то ни было, Кюфферле удалось невозможное: статуя Христа хоть и не является традиционной для православия, но удивительно точно передает смысл страдания, любви и прощения. Рядом с ней хочется плакать и радоваться одновременно.

Сегодня о Кюфферле не известно практически ничего. Многочисленные справочники содержат лишь названия обществ, в которых он состоял, и упоминания о пресловутом «Агитаторе», хранящемся ныне в Музее революции. В 1917 году скульптор покидает Петербург, который долгое время являлся для него второй родиной, и вместе с женой и 15-летним сыном уезжает в Италию. На-всегда сохранивший любовь к России писатель и переводчик Ринальдо Петрович Кюфферле умер в Милане в 1955 году. Дату смерти его отца выяснить не удалось.

О статуе Христа

Еще лет двадцать назад о статуе Христа на могиле Вершининой знали немногие. Достоянием широкой общественности она стала после того, как подверглась надругательству. Рассказывают, что статую пытались украсть и неизвестные мародеры отпилили у неё ноги. Журналисты и верующие по-разному интерпретируют эту «страшилку», но заканчивается она всегда одинаково: один из вандалов попадает под трамвай, который отрезает ему ноги. Эта история в духе Булгакова имеет свою реальную подоплеку.

Новодевичье кладбище подвергалось разграблению не раз. Многие могилы были разрушены уже в 20-30-е годы, но тогда фигура Христа устояла. Уцелела она и под бомбежками войны. Они словно стороной обходили статую, которая в эпоху ярого богоборчества оставалась одним из немногих прибежищ верующих. В сентябре 1968 года в недрах Ленгор-исполкома созрело печально известное решение № 793, на основании которого на Новодевичьем началась ликвидация сооружений, «не представляющих художественной и исторической ценности». Только за 1969 год было уничтожено 400 надгробий. Памятники на семейных захоронениях отныне ценились только как объекты, имеющие продажную стоимость. Предприимчивые дельцы и спекулянты всех мастей грели руки на распродаже могильных плит, крестов и обелисков. Протесты возмущенной общественности помогли уберечь кладбище от гибели, но его разграбление продолжалось. Под предлогом благоустройства и ликвидации «неухоженных надмогильных сооружений» вскрывались старые склепы. Вид обнажившихся костей не останавливал гробокопателей.
Могила Анны Вершининой к числу «неухоженных» не относилась и всегда содержалась в идеальном порядке. Статуя Христа в то время не состояла под государственной охраной, но покуситься на неё казалось немыслимым. Тем не менее это случилось. В начале 80-х компания веселящихся молодчиков при помощи троса выломала бронзовую фигуру и повалила её на землю. Был ли этот кощунственный акт идиотской выходкой богоборцев, или вандалы действительно намеревались сдать скульптуру в пере-плавку, остается неясным, но «отпиленных ног», скорее всего, не было. Очевидцы тех давних событий об этом ничего не рассказывают, да и почитатели статуи растерзали бы вандалов на месте, не дожидаясь никаких трамваев. Но легенда живет, и мы не станем разубеждать тех, кто в нее верит. Как говорили древние: если это и неверно, то хорошо придумано. Возможно, именно эта поучительная история защищает статую от новых покушений лучше, чем бетон, в который теперь закатана нижняя часть скульптуры. Сделано ли это для того, чтобы скрыть отсутствующие ноги Христа, или таким образом пытались более надежно укрепить статую, непонятно. Лишенная ног, она кажется чуть непропорциональной, но не становится от этого менее привлекательной. Скорее напротив – поруганный Христос сделался еще дороже для тех, кто и раньше приходил к Нему.

После случившегося по городу поползли слухи. Они передавались из уст в уста, обрастая самыми невероятными подробностями. Статуя Христа обрела статус чудотворной. На могилу Вершининой потекли толпы. Ситуация не изменилась и после того, как атеизм перестал быть официальной установкой и страна вспомнила о православии. Распахнувшиеся двери храмов не отвратили людей от статуи, которая по-прежнему дарует им надежду. Церковь не препятствует этому. Здесь служатся молебны, читаются акафисты. Сюда может прийти каждый, чтобы выплакать боль или просто постоять под всепрощающим взглядом Христа. Как обычно бывает со скульптурой, лицо Спасителя меняется в зависимости от освещения, но в данной ситуации это воспринимается необычно.

Сегодня статуя находится под государственной охраной. Заботами монахинь дорожки к могиле Вершининой всегда расчищены. Если вам повезет и вы окажетесь здесь в одиночестве, то не спешите вкладывать записочку в бронзовую руку Христа. Вглядитесь в его лицо, прислушайтесь к тишине и прочитайте выбитые на камне слова: «Возьмите иго Мое на себя и научитеся от Мене, яко кроток есмъ и смирен сердцем, и обретете покой душам вашим». Это как в храме, когда, стоя в очереди на исповедь, ты долго прикидываешь, успеешь или нет, а потом вдруг оказываешься во власти странного чувства, что всё это не так уж и важно. И твои суетные мысли растворяются перед лицом Бога и в Его присутствии, которое ты ощущаешь почти физически.

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 7, ст. 17-30.

7.17. Такое мнение о Нем распространилось по всей Иудее и по всей окрестности.

7.18. И возвестили Иоанну ученики его о всем том.

7.19. Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?

7.20. Они, придя к Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно прийти, или другого ожидать нам?

7.21. А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение.

7.22. И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют;

7.23. и блажен, кто не соблазнится о Мне!

7.24. По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?

7.25. Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских.

7.26. Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка.

7.27. Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

7.28. Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его.

7.29. И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым;

7.30. а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него.

(Лк. 7, 17-30)

Событие, о котором повествуют строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, произошло после чуда воскрешения сына наинской вдовы. Многие люди из Иудеи и ее окрестностей, в том числе и ученики Иоанна Крестителя, стали по-особому относиться ко Христу после этого чуда воскрешения.

Сам Предтеча Господень Иоанн находился в то время в заточении в темнице Ирода Антипы за порицание сожительства правителя Галилеи со своей племянницей и невесткой Иродиадой. Тогда Иоанн призвал двоих учеников и отправил их к Иисусу с вопросом: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? (Лк. 7, 19).

Блаженный Феофилакт поясняет: «… Не думай, будто Иоанн действительно не знал о Христе и потому послал учеников своих с вопросом. Он еще прежде рождения, в утробе матери, взыграл, как познавший Его, и на Иордане свидетельствовал о Нем, как о Сыне Божием. - Итак, он посылает учеников, повелевая им спросить Иисуса: “Ты ли Тот, Которому должно придти?” Видишь ли, как глубоко Иоанн ведет учеников к вере, что Иисус есть Бог?»

Мы же, дорогие братья и сестры, обратим наше внимание и на ответ Спасителя: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют (Лк. 7, 22). Своими словами Господь как бы говорит: «Милость Божия с нами». Вспомним, что Царство Божие там, где боль облегчается, где печаль обращается в радость, где побеждены страдания и смерть.

После того, как ученики Предтечи отходят от Спасителя, Господь отдает должное Иоанну, обращаясь к народу с вопросом: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? (Лк. 7, 24). На берегах Иордана самым типичным зрелищем был тростник, колеблемый ветром. Собственно говоря, это вошло и в поговорку. И конечно, люди ходили смотреть не на тростинки, а слушать того, кто проповедовал на Иордане. Да и к тому же тростник, колеблющийся под ветром, - символ непостоянства, а Иоанн был человеком непоколебимым.

Господь возвеличивает Иоанна среди всех пророков, говоря о нем как о большем из рожденных женами, но вместе с тем и добавляет: но меньший в Царствии Божием больше его (Лк. 7, 28).

Евфимий Зигабен пишет: «Меньшим (Христос) называет Самого Себя, потому что таким Он казался иудеям. Иоанна они считали большим, потому что он с детства удалился в пустыню и проводил необычайный образ жизни, но Христа ставили ниже, так как Он вел обычный образ жизни».

Но Иоанн Креститель был мудрым и великим пророком, не заслоняющим своим авторитетом Истину.

Будем же помнить, дорогие братья и сестры, что каждый из нас призван свидетельствовать о Христе в меру своих сил и талантов, дабы подобно Предтече быть указателем ко Христу на дороге жизни для всех людей.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

: «Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум. У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти. Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его. И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу. Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры. Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим. После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его [Иисус] матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой».

Иисус уже сказал Нагорную проповедь, слух о Нем уже пронесся по округе; Он исцеляет больных, изгоняет бесов, чудеса творит… И вот одно из чудес – чудо воскрешения – описано в вышеприведенном отрывке (надо заметить, что подобных описаний в Библии немного). В данном случае чудо воскрешения произошло конкретно через Иисуса Христа, и народ, видя Его служение, подводит однозначный итог: «…великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» (стих 16).

Бог начал Свою работу, Свое движение. Мы помним, что до этого времени царило с Его стороны полное, длительное (четыреста тридцать лет!) молчание. Народ молился, постился, плакал, но Бог молчал…

Практически всегда в народе Божием был пророк, люди привыкли к этому – и жить более четырехсот лет без пророчеств от Бога, вслепую, было тяжко; и вдруг их взорам предстают великие дела, удивительные дела, которые никак не вписываются в человеческие представления, и они осознают: Бог воздвиг пророка.

Пусть наш разум, наше сердце пребывают в Слове, пропитываются Словом. Пусть духовное состояние охватит нашу внутренность. Когда мы пребываем в духовном труде – в размышлениях, в молитвах, в чтении Писания, в ожидании Господа – это есть среда, когда Господь говорит, и тогда Слово, которое мы читаем, приходит в резонанс с тем, чем наполнено наше сердце. Если в сердце – жизнь от Господа, то жизнь, пребывающая в Слове, отвечает на жизнь в сердце, и внутри вдруг зазвучит, высветится откровение – Господь заговорил!

Итак, необходимо заботиться о своем сердце – центре нашей жизни, копить, копить и копить благородную духовную почву, которая принимает семена Евангелия и позволяет Богу свободно говорить к нам. Если мы совершенно вне этого, если занимаемся чем угодно, только не этим, тогда мы будем отрезаны от Господа и не услышим Его. Да, есть обязанности, есть работа, есть занятия, которые развивают душу, но наряду с этим, и даже более этого необходимо радеть о своем духовном состоянии. Если мы полностью погрузились в суету, что-то очень важное делаем и делаем – это бесконечный процесс, и не остается никакой возможности для духовной жизни. Не пропустить бы момент, когда Бог действует!

Счастлив человек, который распознает голос Божий и руку Божию – он обретает возможность двигаться за Господом. Не так много людей способны услышать Господа, хотя и любят Его. Почему? Они не поняли чего-то, не увидели. Бог двигается, Бог действует, а оно не воспринимается: нет, это не Бог, это не Бог, «из Назарета может ли быть что доброе?» (Иоанна 1:46), – знание помешало. Потому Господь и говорит: «Блажен, кто не соблазнится о Мне».

«Блажен, кто не соблазнится о Мне», – это переломный момент в нашей духовной жизни. Почему Иисус, говоря о Вавилоне-блуднице, обращается к Своим: «…выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее» (Откровение 18:4-5)? Потому что иначе погибнут. Разве они не были Господни? Были. Но Он обращается к ним: «Народ Мой» – это значит принявшие Его, ищущие, но не распознавшие. И если они останутся там, во лжи, то подпадут под суды Божии. Бог будет разбираться с нечестием…

Почему не распознали Господа? Потому что не были достаточно открыты для Него, достаточно чувствительны, в результате чего и оказались на стороне лжи.

Как-то в беседе один служитель сказал: «Видишь ли, меня утешает то, что, даже когда Илия плакал, что один остался – остальных поубивали – Бог ободрил его и утешил: не переживай, у Меня еще семь тысяч человек верных осталось: «Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его» (3 Царств 19:18). Это не оправдание и не успокоение: находящиеся там, в блуднице, подпадут под Божий пресс; Бог разрушит все, что они делают; будет увеличиваться давление против них, несправедливость. Конечно, найдутся те, кто скажет: «О, это гонения – значит, мы на правильном пути».

На данную ситуацию – два варианта: или это Церковь Божия, или церковь-блудница. И та, и другая будет страдать. Первая пострадает за Слово Божие, вторая – по Слову Божию – за свое нечестие. Поэтому – счастлив тот, кто увидит действие Божие вокруг себя.

Далее читаем, стихи 24-30 : «По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка. Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его. И весь народ, слушавший [Его], и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым; а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него». Это словно обратный пример, показывающий, как люди славили Бога, осознавши, что Он воздвиг пророка и действует через него – Иисус называет таких блаженными, потому что они распознали Божию руку. Религиозные же деятели вступили в борьбу с Богом: не надо, Боже, не надо – мы сами знаем.

Встает вопрос: к чему приведет противление Богу? К поражению, к полному разрушению, к тому, что Бог допустит, чтобы сатана издевался, преследовал, уничтожал, творил неправду, несправедливость. За что? За то, что не распознали волю Божию. С фарисеями и законниками именно это и произошло.

Иисус обозначил проблему – отсутствие духовного видения, и далее очень интересно раскрывается стих 31 : «Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны?» Каким словом определить отвергших волю Божию?

Стих 32 : «Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали», – эти слова, на первый взгляд, не совсем понятны, но следующий стих раскрывает их суть: «Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес» (стих 33). К вам и так подходили и эдак: музыку вам веселую предложили, но вы не радовались, грустные песни тоже не восприняли – ничто вас не касается, ни на что вы не реагируете. Этот стих как бы расшифровывает содержание предыдущего: было действие Божие, но его не распознали. Религиозные деятели настолько привыкли делать все сами, настолько привыкли иметь право быть инициаторами всего, а тут приходит кто-то и заявляет, что он от Бога; и такой странный, не похожий на них совершенно, как-то по-другому у него все, не ест, не пьет – аскет прямо, или супердуховный какой, а, возможно, шизофреник. В нем точно бес.

И продолжение мысли, стих 34 : «Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам», – на вас не угодишь, никак вам не нравится.

Итак, о чем говорит Слово Божие? Бог начал Свою работу, послал Предтечу, который призывает к поканию. Фарисеи и книжники отказываются, потому что он не такой, как они, не в тех интонациях разговаривает, грубо слишком и непонятно как-то, можно предположить, что в нем бес – то есть эта «версия» им не подошла. Приходит Иисус, по-другому ведет Себя, открыт для всех, особым аскетизмом не отличается – нет, Он тоже не от Бога… Ни так ни сяк они не согласны.

Как бы мы ни выворачивались перед людьми, отвергающими истину, все им не по нраву. Как бы ни старалась правда заслужить доверие у лжи, она будет отвергнута; с какой бы стороны она ни была поднесена, ее не примут. Свет будет гаситься, потому что тьма не терпит ни малейшего проблеска. А если в царстве тьмы лучик засияет – нарушается привычный порядок, единство нарушается, единообразие (ах! не надо об этом так громко, давайте в сторонку отойдем и поговорим тет-а-тет)… У Владимира Семеновича Высоцкого есть песня: «А на кладбище все спокойненько, ни врагов, ни друзей не видать, все культурненько, все пристойненько – исключительная благодать». Кладбище – там все мертво, там ничего не происходит, там все потихоньку лежит себе и гниет. Зато – видимость чистоты, святости и определенного единства – никто не нарушает покоя и тишины, исключительная благодать…

Итак, сатану – ни уговорить, ни ублажить, ни привести к покаянию. Это очень важный момент – сатану невозможно привести к покаянию, у него нет такой возможности, для него нет благодати на покаяние, потому что его никто не обманул. Это к тому, почему человека Бог прощает, а от сатаны не принимает покаяния. Человек был обманут, а сатана обманут не был, он принял осмысленное решение, сам стал инициатором бунта, поэтому для него нет прощения и он никогда не покается.

Многие вопросы остаются для нас неотвеченными, поэтому – что мы знаем? Многое принимаем верою, бездоказательно. Бог милостив, сатана никогда не покается, то есть его расположения не достичь. Если мы почувствуем его действие, нужно удаляться и двигаться туда, где Господь.

Большинство людей пока на стороне лжи, но Бог говорит к ним, не оставляет; Он говорит до тех пор, пока человек не получит откровение, пока не откроются у него глаза; с духовным возрастом он увидит ложь, сидящую на престоле правды, сможет отличить Церковь Божию от религии.

По-другому говоря, сатана порабощает людей – крадет, убивает и губит, по Писанию. Религия что говорит? Вы обязаны, вы должны… Где Иисус говорил: «Обязаны, должны»? Практически нигде. Религия борется за пожертвования, не хочет терять доходы, так сказать, потому и грузит: «Вы обязаны, вы должны» и постоянно поднимает вопрос о приношениях и десятине, намекая, что грех этим пренебрегать. А в Новом Завете ничего на эту тему не сказано – грех это или не грех, просто написано: «Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Коринфянам 9:7), еще написано: «…кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Коринфянам 9:6). Сколько это – щедро? Сколько это – скупо? Никто не вправе вторгаться в чьи-либо взаимоотношения с Богом и указывать: вот столько – грех, а вот столько – не грех. А религию как раз эти два вопроса – пожертвования и послушание – больше всего и интересуют, поэтому в религиозных организациях (которые мало что с Богом имеют общего) часто «проповедуют» на эти темы, а прихожане должны беспрекословно слушаться своих наставников, быть у них в повиновении и без размышления выполнять все, что они скажут, потому что наставники все знают, они Богом поставлены, потому что прихожане чего-то не понимают, а наставники понимают все – прихожане должны просто слепо идти за ними. Религия, религия…

Стих 35 : «И оправдана премудрость всеми чадами ее», – очень интересная мысль, не всем открывшаяся, а только тем, кто в Господней Церкви. Спасенные Господом есть во многих Церквах; Бог, с одной стороны, предопределил их, избрал и ведет. А с другой стороны, идут только те, которые рождены свыше. Об этом – вышеупомянутый стих. Знание от Господа откроется не всем, далеко не всем, потому что далеко не все будут спасены, далеко не все, а лишь те, кто услышит голос Божий, кто окажется в правде, во свете, кто окажется с Господом. Противники же Господни останутся по ту сторону и так и будут вершить свои дела, что-то провозглашать, что-то изображать, куда-то двигаться…

Вот о чем хотелось сегодня говорить и молиться. Господи, помоги нам быть открытыми для Тебя – чтобы слышать голос Твой, чтобы пребывать в жизни Твоей. Помоги хранить себя для Слова Твоего – чтобы Ты мог говорить к нам, чтобы нам не отвергнуть правды, не ошибиться, но распознать Твою волю в своей жизни и двигаться с Тобою и за Тобою. Веди нас рукою Твоею крепкою, Ты силен это делать. Направляй нас в Царство Твое, чтобы мы не стали противниками Тебе. Господи! Благодарим Тебя за Слово Твое, за напоминание, чтобы мы искали Тебя, приближались к Тебе, открывались Тебе, чтобы заботились о своем духовном состоянии. Господи, препоясывай чресла ума нашего, чтобы мы пребывали в Тебе, в Слове Твоем. Удерживай нас на путях правды, удерживай в истине Твоей. Сохрани нас от всякого зла, Господи, пусть Слово Твое будет светильником для стоп наших и светом в пути нашем. Открывай нам истины Твои, не умалчивай. Ты что-то желаешь сделать через нас, мы согласны быть исполнителями Твоей воли. Направляй нас, Господи, удерживай в Церкви Твоей, в служении Тебе, во имя Иисуса Христа просим. Провозглашай истину Твою, открывай Слово Твое народу Твоему, чтобы, когда придет время, Ты выделил Церковь Твою, голубицу Твою, и чтобы Церковь Твоя была готова принять Тебя, услышать призыв Твой, ощутить прикосновение Духа Твоего Святого. Мы склоняемся перед Тобою, Господи, величаем имя Твое Святое, превозносим Тебя и благодарим за то, что Ты слышишь нас, отвечаешь на наши молитвы. Мы смиряемся перед Тобою, ожидаем Тебя. Ты, Господи, наш Царь, наш Спаситель. Тебе слава, Тебе хвала, Тебе поклонение, Тебе честь и благодарность. Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Аминь.


15 июля 2015 г.

Притча – это одна из самых древних разновидностей назидательного рассказа. Поучительные аллегории позволяют коротко и ёмко дать какую-либо нравственную установку, не прибегая к прямому убеждению. Именно поэтому притчи о жизни с моралью – короткие и иносказательные – во все времена были очень популярным инструментом воспитания, затрагивая самые разные проблемы человеческого бытия.

Притчи о добре и зле

Умение различать добро и зло отличает человека от животного. Неудивительно, что фольклор всех народов хранит немало притч на эту тему. Дать собственные определения добру и злу, исследовать их взаимодействие и объяснить природу человеческого дуализма пытались и на Древнем Востоке, и в Африке, и в Европе, и в обеих Америках. Большой корпус притч на эту тему показывает, что при всей разнице культур и традиций, представление об этих основополагающих понятиях у разных народов общее .

Два волка

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:
– В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
– А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Познай и не делай

Юноша пришел к мудрецу с просьбой принять его в ученики.
– Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.
– Конечно, нет!
– А воровать?
– Нет.
– А убивать?
– Нет…
– Так иди и познай всё это, – воскликнул мудрец, – а познав, не делай!

Чёрная точка

Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую чёрную точку. Он спросил их:
– Что вы видите?
Все хором ответили, что чёрную точку. Ответ был не верным. Мудрец сказал:
– А разве вы не видите этот белый лист бумаги – он так огромен, больше, чем эта чёрная точка! Вот так и в жизни – мы видим в людях первым делом что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу «белый лист бумаги».

Притчи о счастье

Где бы ни родился человек, кем бы он ни был, чем бы ни занимался, по сути, он делает одно – ищет счастья. Этот внутренний поиск продолжается с рождения до смертного одра, даже если не всегда осознаётся. И на этом пути человека подстерегает масса вопросов. В чём заключается счастье? Можно ли, не имея ничего, быть счастливым? Можно ли получить счастье готовым или нужно создавать его самому?
Представление о счастье так же индивидуально, как ДНК или отпечатки пальцев. Для одних людей и целого мира мало, чтобы почувствовать себя хотя бы удовлетворённым. Другим достаточно малого – солнечного луча, дружеской улыбки. Кажется, что по поводу этой этической категории согласия между людьми быть не может. И всё же в разных притчах о счастье обнаруживаются точки соприкосновения.

Кусочек глины

Бог слепил человека из глины. Слепил для человека землю, дом, зверей и птиц. И остался у него неиспользованный кусок глины.
– Что же ещё слепить тебе? – спросил Бог.
– Слепи мне счастье, – попросил человек.
Ничего не ответил Бог, задумался и положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Не в деньгах счастье

Ученик спросил Мастера:
– Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?
Мастер ответил, что они верны полностью.
– Это просто доказать. Ибо за деньги можно купить постель - но не сон; еду - но не аппетит; лекарства - но не здоровье; слуг - но не друзей; женщин - но не любовь; жилище - но не домашний очаг; развлечения - но не радость; учителей - но не ум. И то, что названо, не исчерпывает списка.

Ходжа Насреддин и путник

Однажды Насреддин повстречал угрюмого человека, бредущего по дороге в город.
– Что с тобой? – спросил Ходжа Насреддин путника.
Человек показал ему потрёпанный дорожный мешок и жалобно сказал:
– О, я несчастный! Всё, чем владею я в бесконечно огромном мире, едва заполнит этот жалкий, негодный мешок!
– Плохи твои дела, – посочувствовал Насреддин, выхватил мешок из рук путника и убежал прочь.
А путник продолжил путь, обливаясь слезами. Тем временем Насреддин забежал вперёд и положил мешок прямо посреди дороги. Путник увидел свой мешок, валяющийся на пути, рассмеялся от радости и вскричал:
- О, какое счастье! А я уж думал, что всё потерял!
«Легко осчастливить человека, научив его ценить то, что он имеет», – наблюдая за путником из кустов, подумал Ходжа Насреддин.

Мудрые притчи о морали

Слова «мораль» и «нравственность» в русском языке имеют разные оттенки. Мораль – это, скорее, общественная установка. Нравственность – внутренняя, личная. Тем не менее, базовые принципы морали и нравственности во многом совпадают.
Мудрые притчи легко, но не поверхностно затрагивают именно эти базовые принципы: отношение человека к человеку, достоинство и низость, отношение к Родине. Вопросы взаимоотношения человека и общества часто воплощаются в притчевую форму.

Ведро яблок

Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:
– Кто чем богат, тот тем и делится!

Низкие и достойные

Один падишах прислал мудрецу три одинаковые бронзовые статуэтки и велел передать:
– Пусть решит, кто из троих людей, чьи изваяния мы посылаем, достойный, кто так себе и кто низкий.
Никто не мог найти никакой разницы между тремя статуэтками. Но мудрец заметил дырочки в ушах. Он взял тонкую гибкую палочку и воткнул её в ухо первой статуэтки. Палочка вышла через рот. У второй статуэтки палочка вышла через другое ухо. У третьей статуэтки палочка застряла где-то внутри.
– Человек, который разглашает всё, что услышит, – безусловно, низок, – рассудил мудрец. – Тот, у кого тайна входит в одно ухо, а выходит через другое – человек так себе. Истинно же благороден же тот, кто хранит в себе все тайны.
Так решил мудрец и сделал соответствующие надписи на всех статуэтках.

Измени голос

Голубка увидела в роще сову и спросила:
– Откуда ты, сова?
– Я жила на востоке, а теперь лечу на запад.
Так ответила сова и начала злобно ухать и хохотать. Голубка снова спросила:
– А почему же ты покинула родной дом и летишь в чужие края?
– Потому что на востоке меня не любят за то, что у меня противный голос.
– Напрасно ты покинула родные края, – сказала голубка. – Менять тебе надо не землю, а голос. На западе так же, как на востоке, не терпят злобного уханья.

О родителях

Отношение к родителям – нравственная задача, давно решённая человечеством. Библейские легенды о Хаме, евангельские заповеди, многочисленные пословицы, сказки в полной мере отражают представления людей о взаимоотношении отцов и детей. И всё же между родителями и детьми возникает столько противоречий, что современному человеку время от времени нелишне об этом напомнить.
Постоянная актуальность темы «Родители и дети» рождает всё новые и новые притчи. Современные авторы, следуя по стопам предшественников, находят новые слова и метафоры, чтобы снова коснуться этого вопроса.

Кормушка

Жил-был старик. Глаза его ослепли, слух притупился, и колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку, проливал суп, а иногда пища выпадала у него изо рта.
Сын и его жена с отвращением смотрели на него и стали во время еды сажать старика в угол за печку, и еду подавали ему в старом блюдечке. Однажды руки старика так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Тогда молодая невестка стала ругать старика, а сын сделал отцу деревянную кормушку. Теперь старик должен был есть из неё.
Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их маленький сын с куском дерева в руках.
– Что ты хочешь сделать? – спросил отец.
Деревянную кормушку, – ответил малыш. – Когда я вырасту, папа и мама будут есть из неё.

Орёл и орлёнок

Старый орёл летел над пропастью. На спине он нёс своего сына. Орлёнок был ещё слишком мал и не мог осилить этот путь. Пролетая над пропастью, птенец сказал:
– Отец! Сейчас ты несёшь меня через пропасть на спине, а когда я стану большим и сильным, я тебя понесу.
– Нет, сынок, – печально ответил старый орёл. – Когда ты вырастешь, ты понесёшь своего сына.

Подвесной мост

На пути между двумя высокогорными селениями было глубокое ущелье. Жители этих селений построили над ним подвесной мост. По его деревянным дощечкам ходили люди, а два троса служили перилами. Люди так привыкли ходить по этому мосту, что могли и не держаться за эти перила, и даже дети бесстрашно перебегали ущелье по дощечкам.
Но однажды тросы-перила куда-то исчезли. Рано утром люди подошли к мосту, но никто не смог сделать ни шагу по нему. Пока тросы были, можно было за них не держаться, но без них мост оказался неприступным.
Так происходит и с нашими родителями. Пока они живы, нам кажется, что мы вполне можем обойтись без них, но как только мы их теряем, жизнь сразу начинает казаться очень трудной.

Житейские притчи

Житейские притчи – это особая категория текстов. В жизни человека каждый момент возникает ситуация выбора. Какую роль в судьбе могут сыграть незначительные, казалось бы, мелочи, незаметные маленькие подлости, глупые провокации, нелепые сомнения? Притчи отвечают на этот вопрос однозначно: огромную.
Для притчи нет ничего несущественного и неважного. Она крепко помнит, что «трепетание крыла бабочки отзывается громом в дальних мирах». Но притча не бросает человека наедине с неумолимым законом воздаяния. Она всегда оставляет возможность упавшему подняться и продолжить путь.

Всё в твоих руках

В одном китайском селении жил мудрец. Отовсюду приходили к нему люди со своими проблемами и болезнями, и никто не уходил, не получив помощи. За это любили и уважали его.
Только один человек говорил: «Люди! Кому вы поклоняетесь? Ведь это шарлатан и мошенник!» Однажды он собрал вокруг себя толпу и сказал:
– Сегодня я докажу вам, что был прав. Пойдёмте к вашему мудрецу, я поймаю бабочку, и когда он выйдет на крыльцо своего дома, спрошу: «Угадай, что у меня в руке?». Он скажет: «Бабочка», – ведь всё равно кто-нибудь из вас проговорится. И тогда я спрошу: «А живая или мёртвая?» Если он скажет, что живая, я сожму руку, а если мёртвая, то я выпущу бабочку на свободу. В любом случае, ваш мудрец окажется в дураках!
Когда они пришли к дому мудреца, и тот вышел к ним навстречу, завистник задал свой первый вопрос:
– Бабочка, – ответил мудрец.
– А живая или мёртвая?
Старик, улыбнувшись в бороду, сказал:
– Всё в твоих руках, человек.

Летучая Мышь

Давным-давно разгорелась война между зверьём и птицами. Труднее всего было старой Летучей Мыши. Ведь она была и животным, и птицей одновременно. А потому она никак не могла для себя решить, к кому же ей всё-таки выгоднее примкнуть. Но потом она решила схитрить. Если птицы будут одерживать верх над зверями, то она станет поддерживать птиц. В противном случае она быстренько переметнётся к зверям. Так она и сделала.
Но когда все заметили, как она себя ведёт, то тут же предложили ей не бегать от одних к другим, а раз и навсегда выбрать одну сторону. Тогда старая Летучая Мышь сказала:
– Нет! Я останусь посредине.
– Хорошо! – сказали обе стороны.
Битва началась и старая Летучая Мышь, оказавшись в середине сражения, была раздавлена и умерла.
Вот почему тот, кто пытается усидеть между двумя стульями, всегда окажется на самой гнилой части верёвки, что висит над пастью смерти.

Падение

Один ученик спросил своего наставника-суфия:
– Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моём падении?
– Вставай!
– А на следующий раз?
– Снова вставай!
– И сколько это может продолжаться – всё падать и подниматься?
– Падай и поднимайся, покуда жив! Ведь те, кто упал и не поднялся, мертвы.

Православные притчи о жизни

Ещё академик Д.С. Лихачёв отмечал, что на Руси притча как жанр «выросла» из Библии. Библия и сама по себе усеяна притчами. Именно такую форму поучения народа выбирали Соломон и Христос. Поэтому нет ничего удивительного в том, что с приходом христианства на Русь жанр притчи глубоко укоренился на нашей земле.
Народная вера всегда была далеко от формализма и «книжной» усложнённости. Поэтому лучшие православные проповедники постоянно обращались к аллегории, где обобщённо трансформировали ключевые идеи христианства в сказочную форму. Иногда православные притчи о жизни могли концентрировать в одну фразу-афоризм. В других случаях – в короткий сюжет.

Смирение – это подвиг

Как-то к оптинскому иеросхимонаху Анатолию (Зерцалову) пришла женщина и попросила у него благословения на духовный подвиг: жить одной и без помех поститься, молиться и спать на голых досках. Старец сказал ей:
– Ты знаешь, лукавый не ест, не пьёт и не спит, а всё в бездне живёт, потому что у него нет смирения. Покоряйся во всём воле Божией – вот тебе и подвиг; смиряйся перед всеми, укоряй себя во всём, неси с благодарением болезни и скорби – это выше всяких подвигов!

Твой крест

Одному человеку казалось, что он живёт очень тяжело. И пошёл он однажды к Богу, рассказал о своих несчастьях и попросил у Него:
– Можно я выберу себе иной крест?
Посмотрел Бог на человека с улыбкой, завёл его в хранилище, где были кресты, и говорит:
– Выбирай.
Долго ходил человек по хранилищу, выискивая самый малый и лёгкий крест, и наконец нашёл маленький-маленький, лёгонький-лёгонький крестик, подошёл к Богу и говорит:
– Господи, можно мне взять этот?
– Можно, – ответил Бог. – Это же твой собственный и есть.

О любви с моралью

Любовь движет мирами и человеческими душами. Было бы странно, если бы притчи обошли вниманием проблемы отношений мужчины и женщины. И здесь авторы притч поднимают великое множество вопросов. Что такое любовь? Можно ли дать ей определение? Откуда она приходит, и что её губит? Как её обрести?
Затрагиваются притчами и более узкие аспекты. Бытовые отношения мужа и жены – казалось бы, что может быть банальней? Но и здесь притча находит пищу для размышления. Ведь это лишь в сказках брачным венцом дело заканчивается. А притча знает: с этого всё только начинается. И сохранить любовь не менее важно, чем её найти.

Всё или ничего

Один человек пришел к мудрецу и спросил: «Что такое любовь?» Мудрец сказал: «Ничего».
Человек очень удивился и начал рассказывать ему, что читал много книг, в которых описывается, что любовь бывает разной, грустной и счастливой, вечной и быстротечной.
Тогда мудрец ответил: «Всё».
Человек опять ничего не понял и спросил: «Как же тебя понять? Всё или ничего?»
Мудрец улыбнулся и сказал: «Ты сам только что ответил на свой вопрос: ничего или всё. Середины быть не может!»

Разум и сердце

Один человек утверждал, что разум на улице любви - слеп, и что главное в любви - сердце. В доказательство этому он приводил рассказ о влюблённом, который много раз переплывал через реку Тигр, храбро борясь с течение, чтобы увидеться со своей возлюбленной.
Но однажды он вдруг заметил у неё на лице пятнышко. После этого, переплывая Тигр, он подумал: «Моя любимая несовершенна». И в тот же миг любовь, которая держала его на волнах, ослабела, посреди реки силы покинули его, и он утонул.

Чинить, а не выбрасывать

Пожилую пару, прожившую более 50 лет вместе, спросили:
– Наверное, вы ни разу за полвека не поругались?
– Ругались, – ответили муж и жена.
– Может быть, у вас никогда не было нужды, были идеальные родственники и дом – полная чаша?
– Да нет, всё как у всех.
– Но вы никогда не хотели разойтись?
– Бывали и такие мысли.
– Как же вам удалось так долго прожить вместе?
– Видимо, мы родились и выросли в те времена, когда сломанные вещи было принято чинить, а не выбрасывать.

Не требуй

Учитель узнал, что один из его учеников настойчиво добивался чьей-то любви.
– Не требуй любви, так ты её не получишь, – сказал учитель.
– Но почему?
– Скажи, что ты делаешь, когда в твою дверь ломятся непрошеные гости, когда они стучат, кричат, требуя отворить, и рвут на себе волосы от того, что им не открывают?
– Я сильнее запираю её.
– Не ломись в двери чужих сердец, так они ещё сильнее закроются пред тобой. Стань желанным гостем и перед тобой откроется любое сердце. Возьми пример с цветка, который не гоняется за пчёлами, а даря им нектар, привлекает их к себе.

Короткие притчи об оскорблении

Внешний мир – жёсткая среда, которая постоянно сталкивает людей друг с другом, высекая искры. Ситуация конфликта, унижения, полученного оскорбления способна надолго выбить человека из колеи. Притча и здесь приходит на помощь, играя психотерапевтическую роль.
Как реагировать на нанесённое оскорбление? Дать волю гневу и ответить наглецу? Что выбрать – ветхозаветное «око за око» или евангельское «подставь вторую щёку»? Любопытно, что из всего корпуса притч об оскорблениях наибольшей популярностью сегодня пользуются буддийские. Дохристианский, но не ветхозаветный подход кажется нашему современнику наиболее приемлемым.

Иди своим путём

Один из учеников спросил Будду:
– Если меня кто-нибудь оскорбит или ударит, что я должен делать?
– Если на тебя с дерева упадет сухая ветка и ударит тебя, что ты будешь делать? – спросил тот в ответ:
– Что я буду делать? Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка, – сказал ученик.
Тогда Будда заметил:
– Так делай то же самое. Кто-то был безумен, разгневан и ударил тебя. Это всё равно что ветка с дерева упала на твою голову. Пусть это не тревожит тебя, иди своим путём, будто ничего и не случилось.

Забирайте себе

Как-то раз несколько человек принялись злобно оскорблять Будду. Он слушал молча, очень спокойно. И потому им стало не по себе. Один из этих людей обратился к Будде:
– Неужели тебя не задевают наши слова?!
– Ваше дело решать, оскорблять меня или нет, – ответил Будда. – А моё – принимать ваши оскорбления или нет. Я отказываюсь принимать их. Можете забрать их себе.

Сократ и наглец

Когда какой-то наглец ударил Сократа ногою, то он стерпел, не промолвив ни слова. А когда кто-то выразил удивление, почему Сократ оставил без внимания такое наглое оскорбление, то философ заметил:
– Если бы меня лягнул осёл, то неужели бы я стал его привлекать к суду?

О смысле жизни

Размышления о смысле и цели бытия относятся к категории так называемых «проклятых вопросов», и однозначного ответа нет ни у кого. Однако глубокий экзистенциальный страх – «Зачем я живу, если всё равно умру?» – терзает каждого человека. И конечно, жанр притчи тоже касается этого вопроса.
Притчи о смысле жизни есть у каждого народа. Чаще всего он определяется так: смысл жизни – в самой жизни, в её бесконечном воспроизведении и развитии через последующие поколения. Кратковременность бытия каждого отдельного человека рассматривается философски. Пожалуй, наиболее аллегоричная и прозрачная притча этой категории была придумана американскими индейцами.

Камень и бамбук

Рассказывают, что однажды камень и бамбук сильно поспорили. Каждый из них хотел, чтобы жизнь человека была похожа на его собственную.
Камень говорил:
– Жизнь человека должна быть такой же, как моя. Тогда он будет жить вечно.
Бамбук отвечал:
– Нет, нет, жизнь человека должна быть такой, как моя. Я умираю, но сразу рождаюсь снова.
Камень возражал:
– Нет, пусть лучше будет по-другому. Пусть лучше человек будет, как я. Я не склоняюсь ни под дуновеньем ветра, ни под струями дождя. Ни вода, ни тепло, ни холод не могут повредить мне. Моя жизнь бесконечна. Для меня нет ни боли, ни заботы. Такой должна быть жизнь человека.
Бамбук настаивал:
– Нет. Жизнь человека должна быть такой, как моя. Я умираю, это правда, но я возрождаюсь в моих сыновьях. Разве это не так? Взгляни вокруг меня – повсюду мои сыновья. И у них тоже будут свои сыновья, и у всех будет кожа гладкая и белая.
На это камень не сумел ответить. Бамбук победил в споре. Вот почему жизнь человека похожа на жизнь бамбука.

Старый мудрый Лев лежал в травке и грелся на солнце. Мимо неожиданно пронёсся маленький Л ьвенок. Он подскакивал, то и дело кружась вокруг самого себя.

Что ты делаешь? - лениво поинтересовался Лев.

Я хочу поймать свой хвост! - ответил Львенок .

Но зачем тебе э то? - усмехнулся Лев.

Мне сказали, что в хвосте - моё счастье. Если я поймаю себя за хвост, то поймаю и свое счастье. Поэтому и бегаю уже второй день за своим хвостом. Однако он ускользает от меня все время.

Да, - проворчал старый мудрый Царь зверей, - когда-то я, как и ты, бегал за своим счастьем, а оно всё время ускользало от меня. Тогда я решил оставить эту затею. Со временем я понял, что бессмысленно гоняться за счастьем, так как оно всегда следует за мной. Где бы ты ни был, твое счастье всегда с тобой... Нужно только помнить об этом!

Притча «Кто создает счастье»

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

- Что еще слепить тебе? - спросил Бог.

- Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Притча «Истинная длина жизни»

Один человек искал идеальное место. Искал он долго. И вот в далёкой стране нашёл он место, где ему было хорошо. Он бродил по городу, который ему так понравился, и смотрел вокруг. Но когда он забрёл на кладбище, он ужаснулся. На всех надгробиях даты смерти указывали, что эти люди жили два–три года с точностью до прожитых часов. В страхе человек побежал вон из города, но на площади столкнулся со стариком. В ужасе человек закричал: - Вы чудовища! Вы убиваете ваших детей? Старик показал ему книжечку, которая висела у него на шее на цепочке, и сказал: - Когда ребёнок у нас достигает зрелости, мы даём ему такую книжку. И каждое мгновение, каждую минуту или час настоящего счастья в нашей жизни каждый из нас заносит в эту книгу. После смерти же все эти мгновения мы складываем. И это - настоящие дни нашей жизни.

Притча о свободе выбора

"Жил-был один Учитель. Этот странный человек всю свою жизнь оставался счастливым, улыбка ни на секунду не сходила с его лица! Вся его жизнь был словно бы исполнена ароматом праздника... И даже на смертном одре он продолжал весело смеяться. Казалось, что он наслаждается приходом смерти! Его ученики сидели вокруг - озадаченные, растерянные - и недоумевали.

И наконец, один из них не вытерпел и спросил:

- Учитель, почему Вы смеетесь? Всю жизнь Вы смеялись. Но мы так и не решались спросить у Вас, как Вам это удается. А сейчас мы и вовсе растеряны. Умирая, Вы продолжаете смеяться! Но что же в этом смешного?!

И старик ответил: - Много лет назад я пришел к моему Учителю. Я был тогда молод и глуп, как вы сейчас. Мне было всего семнадцать лет, а я уже был страдальцем - измученным и озлобленным на жизнь. Моему Учителю тогда было семьдесят, и он смеялся просто так, без всякой причины. Я спросил его: "Как вам это удается?" И он ответил: "Я свободен в своем выборе. И это мой выбор. Каждое утро, когда я открываю глаза, я спрашиваю себя: что ты выберешь сегодня - блаженство или страдание?" И так получается, что с тех пор и я каждое утро выбираю блаженство. Но ведь это так естественно!"

Анхель де Куатьэ, "Золотое сечение" .

Притча «Счастливая курица»

Однажды вор залез в чужой курятник и украл курицу. Когда он убегал, то опрокинул лампу, и курятник загорелся. Курица смотрела назад и, видя огонь пожара, понимала: он спас ей жизнь. Когда вор откармливал курицу пшеном и хлебом, курица понимала: он о ней заботится. Когда вор скитался из города в город, пряча курицу за пазуху, курица понимала: он её любит. Когда курица увидела, что вор замахнулся ножом, она поняла: он хочет покончить жизнь самоубийством. Она прыгнула на нож и прикрыла вора своим телом. И умерла счастливой.

О кофе и жизненных приоритетах

Группа выпускников, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Конечно же, вскоре разговор зашел о работе - выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы. Предложив своим гостям кофе, профессор пошел на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками - фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными - и простыми, и дорогими, и изысканными. Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал: Если вы заметили, все дорогие чашки разобраны. Никто не выбрал чашки простые и дешевые. Желание иметь для себя только лучшее и есть источник ваших проблем. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Иногда она просто дороже, а Иногда даже скрывает то, что мы пьем. То, что вы действительно хотели, было кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки.. А затем разглядывали, кому какая чашка досталась. А теперь подумайте: жизнь - это кофе, а работа, деньги, положение, общество - это чашки. Это всего лишь инструменты для хранения Жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей Жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе. Наслаждайтесь своим кофе!" У самых счастливых людей нет всего лучшего. Но они извлекают все лучшее из того, что есть. Счастье в том, чтобы хотеть то, что у тебя есть. А не в том, чтобы иметь то, что хочешь.