Развитие бизнеса

Краткое описание сюжета и замысла фотографии. Жанры фотографии

Философия сюжетной фотографии

Давайте немного разберем, как же можно создать сюжетную фотографию? Во-первых, можно подловить уже готовую картинку, но, на мой взгляд, куда интереснее такую картинку создать. Т.е. создать/выдумать сюжет, а потом выстроить картинку этот сюжет иллюстрирующую. Сюжет - это маленькая жизнь, а сюжет в фотографии - это краткий миг, мимолётность, тень жизни. Уметь увидеть и показать в одном кадре не просто действие, а событие с его протяжённостью во времени и пространстве - сложная задача. И получается она далеко не всегда, поэтому сюжетные фотографии часто предлагают смотреть серией, что поможет наиболее четко раскрыть идеи автора.

Согласно Леонардо да Винчи, в хорошей живописной картине распределение или расположение фигур должно быть произведено в соответствии с тем событием, которое ты хочешь изобразить.

Обычно сюжет охватывает некоторый временной отрезок, поскольку имеет свое начало, свое развитие и завершение. Иначе говоря, воплощает в себе определенный процесс.

В «жанровом» снимке интерпретируются и осмысляются не столько изображенные люди, сколько процесс, в который они включены. Чтобы быть воспринятым и пережитым аудиторией, процесс должен содержать в себе значимые, то есть «общечеловеческие элементы». Тем самым «жанр», как и портрет, разомкнут на зрителя. Однако, в отличие от портрета, главный источник выразительных элементов здесь - не изображаемый человек, но процесс. Оттого «жанр» разомкнут не только на зрителя, но и на события внешнего мира.

«Жанровый» снимок содержит лишь одну фазу процесса, в отличие от кино, которое способно фиксировать процесс в полной его протяженности. Одномоментность фотографии преодолевается, если кадр выразителен, образен. Богатство выразительности в кадре должно заставляют зрителя верить, что показанное событие он пережил глубоко и полно. Пережитое глубоко событие становится для зрителя целостным. Ради такого воздействия «жанровая» фотография и стремится к образности.

В «жанровой» светописи методы, пригодные для портретиста, усложняются, поскольку для создания сюжета необходим ансамбль объектов, состоящий из запечатленных людей и предметов. Сторонники репортажного метода исходят из убеждения, что внешний мир наполнен выразительными ансамблями («действительность предлагает нам огромное обилие сюжетов»), а цель фотографа - обнаружить их, чтобы перенести, переместить на снимок.

Веря в безграничную и неисчерпаемую экспрессию реальности, фотографы подстерегают выразительные композиции. Охота на них - не единственный принцип работы в «жанровой» светописи, но один из самых

распространенных. Со временем такая охота была дополнена другими приемами и методами, и сегодня фотографы используют постановку, находят неожиданные точки съемки, применяют особые способы печати. В результате репортажный метод потерял свою былую чистоту.

Фотоаппарат, если он замечен, нарушает подлинное течение жизни; при виде камеры человек подтягивается, прихорашивается - делается таким, каким хочет выглядеть. В результате перед объективом предстает не подлинная жизнь, но « срежиссированная». Сути дела не меняет тот факт, что в подобных случаях происходит «саморежиссура».

Чтобы избежать подмены действительного желаемым, фотографы широко пользовались «скрытой камерой».

Еще одна техника фиксации - так называемая «привычная камера» - предполагает длительное наблюдение. Люди знают, что их будут снимать, но постепенно привыкают к аппарату и, поглощенные своими делами, перестают обращать на него внимание.

Конечно, режиссура в «жанровой» фотографии, как и в портрете, требует от фотографа особой чуткости, понимания той границы, за которой поставленная ситуация грозит превратиться в фальшь.

В «жанровом» снимке зачастую инсценируется не факт, случившийся тогда-то там-то, но «возможная ситуация» - подобная реальной, но не обязательно происходившая. Фотограф не утверждает, что придуманные им обстоятельства имели место в реальности такого-то числа в таком-то месте.

Фотограф ловит миг времени, который сразу же канет в прошлое, растворится в небытии. Радуясь умению поймать его, он нередко подчеркивает доступными средствами быстротечность фиксируемого момента.

Для фотографа внешний мир - бездонный кладезь экспрессии, но реальность как бы дразнит ею фотографа: на миг приоткроет нечто выразительное и тут же спрячет.

«Поворачиваясь», объекты словно предлагают смотрящему все новые экспрессивные элементы. Потому Родченко настаивал: «Нужно с объекта давать несколько разных фото с разных точек и положений, как бы обсматривая его, а не подглядывать в одну замочную скважину»

Смысл исходит от того, кто снимок задумал и реализовал, использовав внешний мир как материал для воплощения задуманного.

Выдвигая одни признаки и затемняя другие, фотограф может управлять реальностью на своем снимке и рождать интересные идеи.

В сюжетном фото обычно зрителю предлагается оценивать не красоту объекта, а эстетику собственно плоскостного изображения, объединенного композицией. При этом предполагается, что и автор фотографии, и зритель стремятся максимально сконцентрировавшись на связях, заложенных в самом изображении. Можно даже пойти чуть дальше, и сказать, что художественная фотография - это в том числе и зашифрованное послание, а теория композиции - если не ключ, то подсказка к расшифровке. И, собственно, расшифровка на подсознательном уровне заложенных в форму изображения связей и подобий составляет основу эстетического наслаждения при просмотре фото. Это положение в полной мере относится к восприятию сюжетной фотографии, предполагающей последующее перенесение композиционных связей на сюжет, и прочтение его в соответствии с подсказками формы.

Подчеркнем еще раз: эта важная особенность художественной фотографии не обязательно означает необходимость ее интеллектуального, сознательного ее восприятия; поиск связей и подобий может происходить и на сознательном уровне, но, видимо, истинно глубокое восприятие фотографии достигается тогда, когда необходимость в сознательном разборе отпадает. Ответственное за такое восприятие чувство "нового искусства", или эстетическое чувство присуще (как абсолютный музыкальный слух) некоей малой части аудитории от рождения, хотя и должно быть развито обучением.

Итак, мы выяснили, что же такое сюжетная фотография, историю ее возникновения; уяснили, что этот жанр фотографии возник одним из первых и остается популярным по сей день. Рассмотрели специфику построения внутрикадрового пространства и философию сюжетной фотографии. Но мы еще не упомянули о технологии построения сюжетной фотографии, ведь нельзя говорить о жанровых снимках, не упомянув работу с моделью, так как именно люди являются центральным действующим лицом сюжетных снимков. Так же необходимо подробнее рассмотреть технологию создания снимков, и постобработки изображений, которые помогает нам не только подправлять неудачные моменты при съемке, но и создавать свою новую реальность в сюжетной фотографии.

Фотография сегодня - это не просто способ запечатлеть важный жизненный момент. Благодаря огромному количеству техники высокого класса и специальным программам, возможность сделать съемку своим хобби получил каждый. Художественная фотография как вид искусства достаточно многогранна. Даже новичок сможет проявить фантазию в свое удовольствие. При этом каждый найдет для себя любимый жанр.

Немного истории

Сегодня цифровая фотокамера имеется в каждом доме. А ведь еще сто лет назад фотография была настоящей роскошью. Мало кто знает, что обычный снимок - это изображение, рисованное светом. Такое уникальное открытие появилось благодаря нескольким ученым. Прежде чем появилась фотография в таком виде, в котором ее знают многие, было проделано немало работы. История фотографии интересная и захватывающая.

Попытки получения снимков были зафиксированы еще в XVII веке. Но назвать их успешными нельзя. Художественная фотография берет свое начало с 1839 года. Французскому ученому Луи Дагеру впервые удалось получить отчетливое изображение человека. При этом время экспозиции не превышало и минуты. С тех пор фотография совершенствовалась множество раз. Сегодня мы имеем возможность создавать настоящие шедевры при минимальных затратах времени.

Как создать уникальный снимок?

Взять камеру и фотографировать все подряд без предварительных настроек может каждый. При этом красивый снимок получить, скорее всего, не удастся. Тем, кто хочет стать настоящим фотографом, следует научиться в первую очередь правильно подбирать содержимое кадра. Должен быть правильно подобран свет, настроен объектив. Эти правила одинаковы для любой техники, независимо от того, приходится снимать старым "Зенитом" или же новейшей цифровой камерой.

Стать профессиональным фотографом с первых же дней невозможно. Придется сделать огромное количество снимков, прежде чем появится на свет настоящий шедевр. В этом плане цифровая техника имеет немало преимуществ. Неудачный кадр в любой момент можно удалить. Каждый начинающий фотограф должен выделить для себя жанры искусства фотографии, которым он будет уделять внимание в первую очередь. Чтобы стать профессионалом, нельзя распыляться. Редко можно встретить специалиста, который хорошо бы разбирался во всех отраслях той или иной сферы деятельности.

Портрет

Портретная съемка родилась уже тогда, когда люди научились делать первые снимки. Здесь деятели искусства старались повторить образы живописи. Первые портреты стоили достаточно дорого. Их могли позволить себе лишь аристократы. Они фотографировались как самостоятельно, так и с членами своей семьи. Некоторые старинные снимки сохранились до наших дней и находятся сейчас в музеях мира.

Портрет - это не только изображение лица. Если человек изображен во весь рост - это также считается портретной съемкой. Любая школа фотографии в первую очередь включает в свой курс именно этот жанр. Модели могут сниматься как на улице, так и в помещении. Важно, чтобы

основной акцент падал именно на человека. Никакие детали не должны отвлекать внимание.

Отдельно стоит отметить студийную съемку. Этот вид портретной фотографии является относительно молодым. Ранее таким образом снимали звезд для модных журналов. Сегодня же фотосессией в студии может порадовать себя каждый. Художественная фотография при этом заключается в правильном подборе фона и организации освещения.

Натюрморт

Этот жанр фотографии также произошел от живописи. Художники изображали на своих картинах красиво разложенные фрукты и овощи. Дополнялось изображение красивой тканью и посудой. Как только появилась первая школа фотографии, натюрморт также начал пользоваться популярностью. От французского «nature morte» дословно обозначает «неживая природа». Профессиональные фотографы, как и художники, способны зрителю красиво передать смысл существования тех или иных невоодушевленных предметов.

Продолжительное время натюрморт относился к невостребованному жанру. Техника и искусство фотографии преподавались в школах лишь в ознакомительных целях. С развитием информационных технологий натюрморт стал очень популярен. С его помощью фотографы оттачивают свои профессиональные навыки. Кроме того, разве можно вспомнить интернет-магазин без фотографий товаров? Ведь изображение того или иного изделия - это и есть натюрморт.

Сегодня натюрморт занимает одно из первых мест среди всех жанров. История фотографии рассказывает о том, что эмоциональная сила изображений предметов ранее не уступала портретным снимкам. На данный момент эта тенденция утеряна. Но без натюрморта существование онлайн-магазинов было бы невозможным.

Пейзаж

Классический жанр, который предусматривает съемку природы, называется пейзажем. Эту отрасль фотоиндустрии можно назвать наиболее эмоциональной. Именно из природы каждый начинающий фотограф может черпать вдохновение. А некоторые снимки настолько удивительны, что от них сложно оторвать взгляд.

Новичку сложно освоить с первых же дней пейзаж. Фотографии ландшафта сможет сделать каждый. Но суть не в том, чтобы запечатлеть момент. Через изображение должно передаваться состояние души фотографа. Усложняться процесс поиска удачного кадра может различными природными явлениями. В отличие от студии, на улице работе могут мешать яркое солнце, осадки или сильный ветер. Иногда фотографу приходится работать неделями, чтобы получить действительно стоящий снимок.

Архитектура

Как и предыдущие жанры фотографии, архитектура зародилась практически сразу же. Существует огромное сходство с пейзажем. Разница лишь в том, что объектом выступают различные здания и сооружения. Существуют также и отличительные особенности. Огромное внимание уделяется правильному выбору точки съемки. Наиболее выгодно снять здание можно с возвышенности. Например, один дом можно фотографировать с крыши другого.

Архитектура является одним из наиболее сложных жанров. Поиск нужной позиции часто усложняется уличным движением и погодным условиями. Кроме того, через объектив фотокамеры не всегда удается передать детали. Для съемки архитектуры нужна дорогостоящая техника.

Репортажная съемка

Сегодня этот жанр является достаточно распространенным. А пользоваться популярностью репортажная съемка начала лишь во второй половине XX века. Мало кто знает, что снимки различных мероприятий и праздников - это и есть репортаж.

Считается, что фотограф просто снимает то или иное событие. На самом деле репортаж - это возможность передать не только суть тех или иных действий, но и отношение к ним. Если рассматривать различные жанры фотографии, то репортаж наиболее точно передает характер фотографа, его эмоциональное состояние и профессионализм. Если проводится съемка протеста, к примеру, в силах фотографа показать в положительном свете как одну, так и другую сторону. Объективный взгляд на вещи - одно из важнейших черт характера, которой должен обладать настоящий фоторепортер.

Бытовые или жанровые фотографии

Передача с помощью фотокамеры повседневной жизни относится к жанровой съемке. Достаточно часто изображения имеют документальную основу. Жанровые фото по своей сути очень схожи с репортажными. Профессионал должен передать жизнь именно такой, какой она является. На снимке могут быть изображены играющие дети, убирающая двор бабушка, просящий подаяния нищий и т. д.

Отличием жанрового фото является возможность передачи эмоционального состояния не только фотографа, но и самих объектов съемки. На снимке можно увидеть радость, слезы, разочарование и злость. Это может быть как уличная фотография, так и снимок внутри помещения.

Интерьерная съемка

Без этого жанра фотографии сегодня не обойтись, хотя он является достаточно молодым. Уже готовый интерьер, созданный профессиональным дизайнером, имеет свою эмоциональную нагрузку. При этом задачей фотографа является передать задумку совершенно без искажений. Интерьерная фотография тесно связана с дизайном. Ни один профессионал не смог бы создать портфолио своих работ без помощи опытного фотографа.

Ракурс имеет огромное значение в портретной съемке. От правильно выбранной точки зависит, как будет выглядеть комната на снимке. Кроме того, один элемент позволяет украсить все пространство. Поэтому наиболее выгодным деталям интерьера фотограф должен уделять особое внимание.

Репродукция

Этот жанр фотографии не относится к художественным. Несмотря на это, он имеет важное значение. Существует огромное количество сканеров с различными техническими характеристиками. Но фотограф сможет передать суть картины более правильно. Кроме того, многие старинные изображения требуют к себе особого отношения. К краске нельзя прикасаться лишний раз. Фотография - это возможность аккуратно перенести изображение на бумагу. А некоторые снимки выполняются настолько качественно, что отличить фото от оригинала бывает достаточно сложно.

Фотография в стиле Ню

Обнаженное человеческое тело является популярным объектом съемок на сегодняшний день. На самом деле этот жанр зародился достаточно давно. Всем известно, что художники любили изображать своих женщин без одежды. Как только появился первый художественный фотопортрет, зародился стиль Ню. Этот жанр занимает одно из важнейших мест на протяжении многих веков.

Чаще всего объектом фотосъемки выступают девушки. Это может быть как уличная фотография, так и студийная. Обнаженное тело на снимках способно вызвать только положительные эмоции. Никакой злости и отвращения.

Стиль Ню достаточно часто переплетается с бытовой фотосъемкой. Эти жанры фотографии прекрасно существуют вместе. К примеру, может быть изображена обнаженная девушка, которая занимается своими повседневными делами или же загорает на пляже.

Авангардизм

Как и к любой другой сфере жизнедеятельности, к фотосъемке можно найти нестандартный подход. Авангардизм - это особый жанр фотографии. Он характеризуется выходом за рамки общепринятой эстетики. Для достижения своих целей фотограф может использовать самые нестандартные средства.

Авангард не имеет каких-то определенных черт, как другие жанры фотографии. Поэтому профессионализм снимка часто отследить достаточно сложно. Фотографом может изображаться «вторая действительность», которая никак не связана с настоящим миром. Объектом съемки при этом могут быть люди, животные, предметы быта и растения. А изображены они будут в непривычном для окружающих виде.

Макросъемка

У начинающих фотографов этот жанр пользуется огромной популярностью. Он предусматривает получение изображения в определенном масштабе. Многие считают макросъемку возможностью фотографировать на маленьком расстоянии от объекта. Но это не совсем так. Качественный снимок позволяют получать специальные объективы. Техника для передачи объектов в большом масштабе стоит достаточно дорого.

Макросъемка позволяет запечатлеть жизнь насекомых, маленьких животных, а также микроорганизмов. С помощью дорогостоящего объектива можно сфотографировать даже комара или блоху.

Нестандартные жанры фотографии

Существуют разновидности съемок, которые нельзя назвать общепринятыми в профессиональных кругах. В первую очередь к ним относится автопортрет. Качественно снять себя самого не сможет ни один фотограф. Этот жанр больше подходит для любителей. С развитием информационных технологий автопортрет начал пользоваться огромной популярностью. При этом для того чтобы создать снимок, чаще всего используют обычный мобильный телефон.

На смартфон можно снимать также и пейзаж. Фотографии получаются неплохими для домашнего альбома. Качественные же профессиональные снимки должны создаваться с помощью соответствующей техники, которая стоит недешево. Начинать знакомство с фотографией все-таки желательно с полупрофессиональной зеркальной камерой из средней ценовой категории. Такая аппаратура позволяет начинающему фотографу получить представление о жанрах фото, а также обучится азам.

14.11.2016

Сюжет в фотографии - неуловимое мгновение, мимолетность, а сюжет сам по себе - маленькая жизнь. Уметь показать все это в одном кадре - настоящий талант.

Сюжетная фотография - это событие, запечатленное и во времени, и в пространстве на фотоизображении.

В сюжетной фотографии очень важно передать именно действие, событие в его положении и в пространстве, и во времени. Событие не должно находиться вне этих плоскостей, т.е. зритель должен понимать, где и когда происходит изображаемое.

В сюжетной фотографии обязательно наличие темы, а также идеи, фото должно нести в себе определенный и очевидный смысл.

Особенности сюжетной фотографии

Для съемки должны тщательно подбираться и костюмы, и аксессуары, и место проведения съемки. Задумка может быть различной - от образа смелого рыцаря с прекрасной дамой сердца - до малыша, познающего мир и делающего первые шаги. Это фотография, на которой каждый может увидеть задуманный сюжет, игру образов и интересный, необычный «репортаж».

Фотограф: Грегори Крюдсон

Можно сказать, что на фото происходит единство и переплетение реальности и отношения к ней фотографа, его эстетического и этического восприятия действительности, и его философии. Важно грамотно расположить объекты и предметы фотографируемого сюжета, соблюдать требования и правила визуальной гармонии, уделять внимание элементам переднего плана и фона.

Главная задача каждого фотографа - привлечь внимание зрителя к фотографии и удерживать это внимание продолжительное время, вызывать желание посмотреть и другие работы, насладиться сюжетами, красками, игрой образов. Именно удачный сюжет тут играет важную роль.

Нюансы сюжетной фотосъемки

Такая фотография должна отображать глубину чувств героев. При этом сюжетная фотография имеет задний, средний и ближний план. Только при помощи двухмерности изображения можно передать трехмерность окружающего нас реального мира.

Каждая важная деталь фотографируемой сцены должна быть хорошо освещена и иметь яркие цвета, либо контрастировать с остальными деталями.

Можно включить в сюжет предметы переднего плана, если даже они получаются не резкими. Объекты, которые быстро движутся, должны иметь достаточно много пространства. Зритель должен видеть, куда направляется объект, иначе фотография будет выглядеть неестественной и застывшей.

Фотограф: Мария Десюкова

Основную деталь, образующую сюжет, обычно располагают не посередине, поскольку именно небольшое смещение в одну из сторон имеет более сильное воздействие на зрителей.

Интересные публикации на сайте

Как сделать бизнес фотографа-фрилансера более доходным?

ИСКАТЬ НОВЫЕ ПЛОЩАДКИ ДЛЯ ЗАРАБОТКА!

Мы уже привыкли к мысли, что славу, известность и деньги фотографу приносит портретная фотография. Обложки глянцевых журналов, бесчисленные развороты с изображениями знаменитостей, моделей; в конце концов - снимки свадеб, презентаций и корпоративов.

«Эпидемия сетевых фотообразов губит искусство профессиональной фотографии»

Эта эпоха уходит в прошлое. Даже «Плейбой» отказывается от своего profession de foi - публикаций в стиле «ню». Нет смысла? Интернет, социальные сети кишат снимками разной степени обнаженности, как любительскими, так и вполне профессиональными. Зачем то же самое дублировать типографским способом?

Беда не только в том, что безудержная публикация «селфи» и всего подобного девальвируют искусство фотопортрета, сюжетной фотосъемки. Происходит атрофия зрительского восприятия фотоработы. До предела занижается планка оценки. Падает вкус, чувство меры зрителя.

Как следствие, заработать профессионалу, фотохудожнику, в жанре портретной или сюжетной фотографии становится всё труднее. Сходит на нет целая отрасль бизнеса, связанного с фотоискусством. Надо искать новые площадки для заработка.

ПОЧЕМУ ИМЕННО ИНТЕРЬЕРНАЯ ФОТОГРАФИЯ?

Ответ прост: мы живём в обществе потребления. Или, точнее говоря, потребление нашего общества непрерывно растёт.

Главный объект потребления - жильё. И всё, что с ним связано: ремонт, отделка, продажа, обмен, скрытая реклама товаров и услуг в виде фотографий квартир, офисов или подсобных помещений.

«Та самая лестница - от подиума к звёздам!»

В одной только Москве несколько тысяч строительных трестов, ремонтных фирм, студий интерьерного дизайна, и пр., и пр. В Питере их немногим меньше. В каждом миллионнике - под тысячу. В городах поменьше - сотни.

И всем этим организациям нужны портфолио с массой фотографий; нужны сайты, демонстрирующие достижения в сфере дизайна зал, кухонь и туалетов.

Основной заказчик фоторабот в строительной отрасли - именно малые фирмы, студии, специализирующиеся на отделке или перепланировки внутренних помещений. Поэтому речь и идёт, в основном, об интерьере квартир и офисов - экстерьер городской застройки пока в рекламе особо не нуждается.

НЕ ДУМАЙ ОБ ИНТЕРЬЕРНОМ ФОТО СВЫСОКА!

Человеку, который сформировался как мастер портрета, не так-то легко переключиться на интерьерную фотографию. На место фиксации при помощи камеры чувств, желаний, душевных (или телесных) порывов живого существа приходит отображение достоинств и преимуществ того или иного экземпляра «мёртвой природы». Минимум экивоков, максимум плановости, перспективы, внятности и понятности.

Впрочем, не нам учить учёных. Желающие в качестве учебного пособия могут использовать галерею интерьерных фото «Потрясающие идеи для дизайна интерьера» , опубликованную на нашем сайте. Мы же посвятим несколько строк тому, как искусство интерьерной фотографии уже сейчас революционизирует разные отрасли бизнеса.

К примеру, фото винтовой лестницы (см. выше), расположенной прямо посреди комнаты, ведущей «от подиума - к звёздам», обошла интернет и стала образцом для перепланировки интерьера многих коттеджей «новорусского разлива».

Другой пример: удачное фото интерьера лондонского офиса компании PokerStars с сопутствующей статьёй по основам редизайна Б/У-шных помещений стало прекрасной рекламой услуг этой компании, которые иным способом прорекламировать было бы довольно проблематично. Автор снимка наверняка получил неплохое «роялти».

«Лондонский офис компании PokerStars - образец редизайна бывшего в употреблении помещения.»

При всём том основы интерьерной фотографии отнюдь не отрицают присутствия «живой природы» на снимках. Наоборот, часто заказчики интерьерных «пейзажей» вовсе не против того, чтобы внимание зрителя сосредотачивалось на красивых девушках, а не на произведенной их фирмами отделке стен, укладке паркета, облицовке каминов и т.п.

Главное, постараться сделать так, чтобы девицы камин (паркет, стену целиком) не заслоняли!

КАК ПРОДАТЬ ИНТЕРЬЕРНОЕ ФОТО

Увы, но иной адрес, кроме общеизвестной биржи «Фотолансер.ру», порекомендовать трудно. Поэтому более надёжным вариантом представляется непосредственный обзвон заинтересованных фирм с предложением услуг. Или создание собственного сайта и его раскрутка в поисковиках.