Другое

Язык композиции альбрехт. Альбрехт Рисслер Язык композиции

Научные редакторы Александр Железнов, Екатерина Петрова

Издано с разрешения dpunkt.verlag GmbH

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© 2014 by dpunkt.verlag GmbH, Heidelberg, Germany.

Title of the German original: Komposition

ISBN 978-3-86490-141-6

Translation © 2017 by Mann, Ivanov and Ferber. All rights reserved.

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2017

* * *

Предисловие

Фотографы, художники и другие мастера изобразительного искусства преследуют единую цель: отобразить мир вокруг себя. Осмысление окружающего через изображения начинается в раннем детстве. Я стал рисовать, едва научившись держать ручку. Это превратилось в привычку и в дальнейшем – в профессию.



Будучи школьником, я отправился в велосипедный тур по Южной Германии. Родители доверили мне складной фотоаппарат, и так в мою жизнь вошла фотография. В те времена я мог позволить себе приобрести всего лишь две пленки на 16 снимков, которые предстояло растянуть на 14 дней. На этой странице вы видите мою первую фотографию. Она была напечатана на бумаге с баритовым покрытием. Сегодня иметь при себе фотоаппарат для меня так же естественно, как альбом для рисования или блокнот для скетчей.

Рисование учит нас быть внимательнее и видеть. Рисуя, я значительно улучшил свои навыки работы с фотокамерой. И наоборот: многие важные художественные приемы в рисовании усвоил через фотографию.

Умение писать хорошие картины и создавать проникновенные кадры приходит не сразу, а с длительной практикой. Залог успеха – художественный вкус и серьезная подготовка в области визуальных искусств, к которым добавляются знание композиции и различные техники работы с изображениями. Как все это отразится в фотографии, вы поймете по реакции зрителей.

Графика, живопись, фотография предполагают размещение композиционных элементов в пределах поля фиксированных размеров. Как с помощью окружающих элементов поддержать или выделить главный объект? Как расположить объект относительно поля зрения? Где разместить линию горизонта? Как зритель смотрит на фотографию? В какую сторону должна указывать диагональная линия? Как свет влияет на общий эффект фотографии? Это важные вопросы композиции. Я посвящаю им свои лекции по визуальному дизайну в университете в Майнце и разъясняю на примерах из области искусств, в том числе и фотографии. Некоторые снимки я делаю лишь с одной целью – подчеркнуть важность композиции.

Возможно, вы сожалеете о постепенном исчезновении пленочных камер, но у цифровых есть существенные преимущества. К примеру, рамка экрана дисплея – невероятно полезный инструмент для создания идеальной композиции. На экране сразу отображается результат, а камера превращается в блокнот для набросков: удачные кадры можно оставить, а остальные стереть. Не требуется дополнительное оборудование, как при съемке на пленку.

Фотография как нельзя лучше иллюстрирует широкие возможности композиции. Именно это и побудило меня написать книгу. Я намеренно оставил лишь черно-белые снимки, чтобы цветовая составляющая не отвлекала внимание и читатели могли полностью сосредоточиться на основных композиционных элементах.

Я написал эту книгу для своих бывших студентов, а также для слушателей моих курсов; для начинающих и продвинутых фотографов; для графических дизайнеров; художников и иллюстраторов и, конечно, для мастеров, работающих исключительно с фотографией. Надеюсь, из нее извлекут пользу все, кто хочет научиться профессионально оценивать художественные произведения, будь то рисунок, живопись, графический дизайн или фотография.

Альбрехт Рисслер, июль 2014 г.

Научные редакторы Александр Железнов, Екатерина Петрова

Издано с разрешения dpunkt.verlag GmbH

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© 2014 by dpunkt.verlag GmbH, Heidelberg, Germany.

Title of the German original: Komposition

ISBN 978-3-86490-141-6

Translation © 2017 by Mann, Ivanov and Ferber. All rights reserved.

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2017

Предисловие

Фотографы, художники и другие мастера изобразительного искусства преследуют единую цель: отобразить мир вокруг себя. Осмысление окружающего через изображения начинается в раннем детстве. Я стал рисовать, едва научившись держать ручку. Это превратилось в привычку и в дальнейшем – в профессию.

Будучи школьником, я отправился в велосипедный тур по Южной Германии. Родители доверили мне складной фотоаппарат, и так в мою жизнь вошла фотография. В те времена я мог позволить себе приобрести всего лишь две пленки на 16 снимков, которые предстояло растянуть на 14 дней. На этой странице вы видите мою первую фотографию. Она была напечатана на бумаге с баритовым покрытием. Сегодня иметь при себе фотоаппарат для меня так же естественно, как альбом для рисования или блокнот для скетчей.

Рисование учит нас быть внимательнее и видеть. Рисуя, я значительно улучшил свои навыки работы с фотокамерой. И наоборот: многие важные художественные приемы в рисовании усвоил через фотографию.

Умение писать хорошие картины и создавать проникновенные кадры приходит не сразу, а с длительной практикой. Залог успеха – художественный вкус и серьезная подготовка в области визуальных искусств, к которым добавляются знание композиции и различные техники работы с изображениями. Как все это отразится в фотографии, вы поймете по реакции зрителей.

Графика, живопись, фотография предполагают размещение композиционных элементов в пределах поля фиксированных размеров. Как с помощью окружающих элементов поддержать или выделить главный объект? Как расположить объект относительно поля зрения? Где разместить линию горизонта? Как зритель смотрит на фотографию? В какую сторону должна указывать диагональная линия? Как свет влияет на общий эффект фотографии? Это важные вопросы композиции. Я посвящаю им свои лекции по визуальному дизайну в университете в Майнце и разъясняю на примерах из области искусств, в том числе и фотографии. Некоторые снимки я делаю лишь с одной целью – подчеркнуть важность композиции.

Возможно, вы сожалеете о постепенном исчезновении пленочных камер, но у цифровых есть существенные преимущества. К примеру, рамка экрана дисплея – невероятно полезный инструмент для создания идеальной композиции. На экране сразу отображается результат, а камера превращается в блокнот для набросков: удачные кадры можно оставить, а остальные стереть. Не требуется дополнительное оборудование, как при съемке на пленку.

Фотография как нельзя лучше иллюстрирует широкие возможности композиции. Именно это и побудило меня написать книгу. Я намеренно оставил лишь черно-белые снимки, чтобы цветовая составляющая не отвлекала внимание и читатели могли полностью сосредоточиться на основных композиционных элементах.

Я написал эту книгу для своих бывших студентов, а также для слушателей моих курсов; для начинающих и продвинутых фотографов; для графических дизайнеров; художников и иллюстраторов и, конечно, для мастеров, работающих исключительно с фотографией. Надеюсь, из нее извлекут пользу все, кто хочет научиться профессионально оценивать художественные произведения, будь то рисунок, живопись, графический дизайн или фотография.

Альбрехт Рисслер, июль 2014 г.

Зачем компоновать снимок?

Игровое поле

Композиция – это объединение отдельных элементов в единое целое. В визуальных искусствах графические элементы взаимодействуют так же, как ноты, ритм, перекличка инструментов в музыке. Скульпторы, архитекторы и градостроители работают с трехмерными компонентами, а в рисовании, живописи, графическом дизайне и фотографии приходится размещать плоские элементы в пределах заранее определенного пространства изображения. В большинстве случаев это прямоугольник со всеми важными составляющими сюжета.

На фото: Городские сценки, Аспра, остров Сицилия

У зрителя моментально складывается общее впечатление от фотографии, даже если глаз поначалу не в состоянии распознать детали. Эффективность изображения определяется его композицией, формальной организацией. Даже технически безукоризненный снимок с правильно выбранным объектом съемки не впечатлит зрителя, если не подкреплен привлекательным визуальным решением: содержимое и его компоновка должны сливаться в единое целое.

Композиция состоит из различных, обладающих своими уникальными качествами элементов. Они могут контрастировать, придавая ей выразительность, или же дополнять друг друга. Все, что присутствует в изображении, всегда рассматривается относительно его границ.

Формы и размеры кадра, а также относительное расположение в нем объектов способны давать совершенно различные результаты. Всегда помните об этом.

Тональный диапазон

Знакомое явление: вид из окна отеля. Смотреть особо не на что: только деревья и кусок белого здания, загораживающего вид. Не повезло! Достойная фотография с отдыха не получится. Пора сдаваться? Нет!

При еще большем приближении на передний план попадают столб и электрические провода. Большой монохромной площади здания противопоставлена тонкая линия проводов, а их темный силуэт образует резкий контраст света и тени. Теперь осталось убрать из центра верхнюю горизонтальную границу стены. Слегка изменив фокусное расстояние, можно ввести в кадр край крыши, уводящий взгляд в пространственную глубину изображения.

Удачная фотография должна сочетать фотографическое видение с эффектной композицией. И чем больше вы владеете последней, тем быстрее добьетесь результата. Если к этому добавить еще и знание технических возможностей фотокамеры, количество успешных фотографий заметно возрастет. Для создания запоминающихся снимков необходимо терпение и намеренное погружение в сюжет, что видно по снимкам на этой странице.

О книге

В книге изложены базовые принципы композиции, проиллюстрированные 250 прекрасными снимками. Используя эту информацию в своем творчестве, вы сможете развить фотографическое видение и способность идеально выстраивать кадр. На страницах намеренно приводятся черно-белые изображения, чтобы вы не отвлекались на цвет и сосредоточились на композиционных...

Читать полностью

О книге
Задача любого художника - связать отдельные элементы в единое целое, чтобы убедительно рассказать историю или выразить эмоции. Вот почему важно понимать правила построения композиции, каким бы видом искусства вы ни занимались. И фотография не исключение.

У фотографа есть преимущество: можно сразу же увидеть результат на дисплее цифровой камеры и улучшить произведение в процессе. Но для этого необходимо знать, что именно требуется скорректировать.

Альбрехт Рислер уверен: твердое понимание основ композиции не менее важно, чем наблюдательность и технические навыки обращения с фотоаппаратом.

В книге изложены базовые принципы композиции, проиллюстрированные 250 прекрасными снимками. Используя эту информацию в своем творчестве, вы сможете развить фотографическое видение и способность идеально выстраивать кадр. На страницах намеренно приводятся черно-белые изображения, чтобы вы не отвлекались на цвет и сосредоточились на композиционных элементах.

Книга научит фотографов и художников лучше понимать возможности визуального языка.

Для кого эта книга
Для начинающих и опытных фотографов.

Для дизайнеров и художников.

Для всех, кто интересуется искусством фотографии.

Об авторе
Альбрехт Рислер начал рисовать еще ребенком и с тех пор не останавливался. Рисование сыграло ключевую роль в его развитии как плакатиста и художника-оформителя. Он изучал педагогику, обучался искусству и техническим предметам в различных школах в течение 10 лет.

В 1980 году основал студию иллюстрации и работал над рядом книг и журналов. В 1988 году Альбрехт Рислер был принят на работу в качестве профессора по рисованию и иллюстрации в Университет прикладных наук, Майнц. Композиция изображений является ключевой темой его курсов и публикаций.

Скрыть