Развитие бизнеса

Челси выставка ландшафтного дизайна. Королевская выставка цветов в челси

23.05.2017 - 27.05.2017

С 23 по 27 мая 2017 года на территории Королевского госпиталя Челси в Лондоне в очередной раз состоялась всемирно известная садовая выставка Королевского общества садоводов Chelsea Flower Show.

В этом году облик выставки немного изменился, - было много свободного пространства, фотографическая выставка, скамейки для отдыха и рекламные баннеры на тех местах, где обычно размещались шоу-сады. Организаторы шоу не скрывали, что многие факторы (в т.ч. выход Великобритании из Европейского союза) оказали негативное влияние на интерес спонсоров к выставке текущего года. Однако, дополнительные свободные пространства оказались очень удобными для посетителей, которых традиционно было настолько много, что порою приходилось подолгу стоять в очередях, чтобы рассмотреть какой-либо из садов.

Изменилась и традиционная схема размещения шоу-садов. Например, сад Morgan Stanley был развернут на 180 градусов, чтобы дать посетителям возможность в деталях рассмотреть удивительные посадки Криса Бердшоу. Иногда, вместо садов можно было видеть стенды производителей садовой мебели, скульптур, и т.п. Но Челси есть Челси, поэтому даже эти рекламные площадки были оформлены настолько интересно, что вполне могли конкурировать с некоторыми из представленных садов.


Традиционно выставку почтила своим визитом королева, которая даже в 91 год не смогла отказать себе в удовольствии окунуться в атмосферу любимого хобби. Королева не только увлекается садоводством, но и прекрасно знает латинские названия многих декоративных растений. Роберт Хиллиер, руководитель крупнейшего британского питомника декоративных растений Hillier Nurseries признался, что несколько раз встречался с королевой и был ошеломлен ее интересом и глубоким знанием предмета.

Ежегодно выставка в Челси находит, чем удивить самых требовательных посетителей, и этот год не стал исключением. Впервые была введена новая, внеконкурсная номинация "Feel Good Gardens (Сады чувств)". Известные дизайнеры стремились показать, как растения могут стимулировать одно из пяти чувств человека: осязание, вкус, обоняние, зрение и слух. Сады были сделаны при поддержке BBC Radio 2 и посвящены пятидесятилетию этого новостного канала. Каждый сад был назван в честь одного из ведущих канала.

Конкурсные сады были представлены в трех номинациях (по ссылкам их все можно рассмотреть ) :

1.

2.

3.

Награды "Лучший сад Челси" на выставке в Челси 2017 удостоился Джеймс Бассон за шоу-сад M&G, где природа и исключительно талантливый дизайнер работали вместе над восстановлением заброшенного мальтийского карьера.


Сад является одним из самых смелых и самых захватывающих из всех садов, которые были представлены на выставке на протяжении многих лет. Это засушливый и опустошенный известняковый карьер с монолитными стенами, колоннами и каменными блоками, заросший сорными травами и старыми корявыми деревьями.

Именно на Мальте дизайнер черпал вдохновения для создания своего сада. С детства он был очарован уникальной природой и экологией Средиземноморья. После обучения садовому дизайну в Университете Гринвича и курсу по средиземноморскому садоводству в Грассе, он организовал строительный бизнес на юге Франции, постепенно всё больше погружаясь в область садового дизайна.

Сейчас Джеймс известен во всем мире своими природными и устойчивыми средиземноморскими садами, которые он не только неоднократно создавал на различных садовых шоу, но и в разных уголках Европы. Его сад "После пожара" на Челси в 2013 году демонстрировал, как природная флора возрождается после лесного пожара на почерневшей почве среди обуглившихся стволов деревьев. Дизайнер сам финансировал тот сад и сомневался в успехе, но в результате сад был признан лучшим в категории "Новаторские сады" и сделал Бассона известным. С тех пор он дважды завоевывал Золото в Челси...


Чтобы узнать о мальтийской флоре (а это более 1000 видов, в том числе около 23 эндемиков) Джеймс обратился к местному ботанику Стивену Мифсуду. Впоследствии именно Мифсуд помог Бассону достать семена и взрослые экземпляры необходимых растений для его сада на Челси 2017.

Некоторые мальтийские эндемики, такие как Euphorbia melitensis, потребовали разрешения правительства покинуть остров и никогда ранее не использовались в Великобритании.

Каменные колонны высотой 8 метров уходят в землю на 13 метров. Они остались в карьере там, где проходит граница между разными владельцами. Низкие каменные блоки вырезаны и готовы к удалению, а в отработанном месте скапливается дождевая вода.

Таким образом, Джеймс акцентирует внимание на хрупкости природы, на том, насколько она повреждена человеком, а также показывает возможности ее восстановления, как с помощью человека, так и просто с течением времени.

Джеймс ожидал, что в этом году его сад вызовет шок у многих посетителей, когда они увидят его на ярком цветочном шоу. Так и произошло, далеко не всем сад пришелся по нраву. Но Джеймс поясняет, что каменоломня и не должна быть красивой.


В номинации "Artisan Gardens (Природные сады)" победа досталась Грэму Бодлю, который так же, как и Боссон, посвятил свой сад вопросам восстановления бывших промышленных территорий. Дизайнер превратил большой промышленный причал в тихий зеленый оазис, - уютное и спокойное место для отдыха.

В номинации "Fresh Gardens (Новаторские сады)" в этом году произвела настоящий фурор Кейт Гоулд, которая поразила жюри и посетителей выставки своим взглядом на многоквартирные дома будущего. В ее ярусном саду фаворитами выступают растения - это настоящий рай для городских жителей и идеальное место для проживания. Удивительно, что помимо декоративнолистных и фактурных теневыносливых растений, традиционно используемых в городских садах, здесь есть наперстянки. Но, как поясняет Гоулд, это лесные, толерантные к затенению растения, поэтому они вполне могут использоваться в городской среде.

"Я бываю во многих садах, где клиенты говорят мне: "В моем саду нет цвета", но я смотрю на растения и возражаю: "существует около 42 000 оттенков зеленого". Зеленый цвет великолепен, потому что он текстурирован, и он предлагает контраст, вы можете получить очень много света и тени играя с ним". "Не отказывайтесь работать с небольшими пространствами. Чем меньше пространство, тем смелее вы должны быть", - говорит Гоулд о своей философии дизайна. "Нет смысла использовать крошечные вещи в крошечном пространстве, потому что в этом случае оно просто станет выглядеть более сложным".

В лондонском Челси с 23 по 27 мая прошла 84-я выставка цветоводства и садового дизайна «Chelsea-2006». Как и в прошлом году , нынешняя Челси порадовала посетителей новыми селекционными растениями, яркими идеями, современными решениями и примерами концептуального дизайна.

Представляю краткий обзор и фото наиболее интересных садов, представленных на выставке «Челси-2006».

Основную тенденцию выставки этого года, пожалуй, можно сформулировать так: сады, способные пережить засуху .

Засуха, которая случается летом фактически каждый год в том или ином регионе Великобритании, уже долгое время ощущается садоводами как актуальная угроза. А в этом году сложились все условия для того, чтобы тема засухи, сбора и разумного использования воды стала лейтмотивом Челси. Этому способствовала на редкость сухая, побившая все рекорды весна, которая стояла на юго-востоке Англии, а также официальный правительственный запрет на использование водопроводной воды для полива садов из шлангов на этих территориях.

Идя в авангарде садовой моды и указывая путь развития целой индустрии, выставка Челси в этом году была заполнена декоративными, стильными и практичными резервуарами для хранения дождевой воды, посадками из засухоустойчивых степных и тропических растений и современными дренажными системами.

Вода… В том или ином виде, она присутствовала, без преувеличения, в каждом саду. Вместо привычных газонов в садовых дизайнах широко использовались замощенные поверхности. Звучит ужасно, правда? Должна вас успокоить, они вовсе не производили унылого впечатления, потому что были обрамлены на редкость яркими и пышными посадками.

Пышные и романтичные неформальные посадки в сочетании с жёстким формальным дизайном садов – это вторая яркая тенденция сезона. Здесь отмечается возвращение моды 80-х годов на буйство зелени и красок в садах. Немалая часть этих посадок отдана под высокодекоративные ароматические и полезные растения.

В палитре современных садов диктуют моду сиреневая, фиолетовая и лиловая гаммы. Всё это пышное великолепие, оказывается, может отлично сочетаться с индустриальными мотивами в малых архитектурных формах: бетоном, ржавым металлом, стеклом и камнем. Любопытно, что именно такой стиль фактически полностью вытеснил в этом году естественные и коттеджные сады, которыми изобиловала Челси 2005.

Неизбежно присутствуют на выставке в Челси сады, выражающие некую актуальную, общественно-значимую идею . Спонсоры таких садов всегда рады дополнительной возможности привлечь внимание и поддержку широкой публики к своей работе.

Современный жизнеутверждающий сад Центра исследований рака Великобритании (The Cancer Research UK), завоевавший золото в категории Показательные сады , иллюстрирует простую истину о важности здорового образа жизни. По результатам исследований этой уважаемой организации, половины случаев рака можно было бы избежать при правильном питании, бОльшей физической активности и грамотном обращении с солнцем. Центральный элемент сада – бассейн правильной прямоугольной формы (единственный на выставке), рядом с которым расположены джакузи и крытое убежище от прямых солнечных лучей. Среди растений, используемых в дизайне, - полезные для здоровья травы и ягоды, насыщенные витаминами и антиоксидантами. Дизайнер этого сада – Энди Стерджен, автор одного из лучших садовЧелси 2005 – сада-офиса Merrill Lynch .

О Chelsea Flower Show-2005 читайте .

Всё о садах мира на сайте сайт


Еженедельный Бесплатный Дайджест Сайта сайт

Каждую неделю, на протяжении 10 лет, для 100.000 наших подписчиков, прекрасная подборка актуальных материалов о цветах и саде, а так же другая полезная информация.

Подпишитесь и получайте!

Сто лет назад на лужайке у Королевского госпиталя в лондонском Челси прошла первая выставка цветов. Тогда вся она уместилась в одном шатре. Век спустя флористическое шоу - главное садоводческое событие года в Британии - проводится на том же месте. Свободной площади в этом районе Лондона немного, но энтузиасты и слышать не хотят о возможности провести выставку где-нибудь еще. Она открывает серию летних светских развлекательных мероприятий в Великобритании - так называемый «Лондонский сезон». Цветочную выставку обязательно посещает королева в сопровождении своей семьи. Челси традиционно собирает представителей высшего света и множество звезд шоу-бизнеса. В честь круглой даты британский художник Марк Куинн создал скульптуру в виде огромной разноцветной орхидеи. Получилось не так эпатажно, как некоторые его работы, зато ярко.

Участие в выставке считается наивысшей мерой признания таланта цветоводов. Российскую делегацию в этом году представляли Президент Гильдии профессионалов ландшафтной индустрии (ГИПЛИ) Карина Лазарева (единственный российский золотой призер премии Chelsea Flower Show 2006) и Ирина Савватеева, президент Ассоциации производителей посадочного материала (АППМ).

Вся выставка делится на две основные части: дизайнерские сады, в которых демонстрируются творческий поиск, мысль, концепция и основной павильон, где представлены лучшие цветы и растения года. среди них критики особо отметили нежно-розовую розу Albrighton Rambler. Лучшим растением выставки в Челси судьи признали вечнозелёный кустарник семейства барбарисовых магонию прицветниковую (Mahonia eurybracteata).

На что только не идут садовники, чтобы привлечь внимание фотографов и публики: декорируют цветами Mini Cooper и одевают моделей в платья и шляпы из трав. Одной из главных сенсаций 2013-ого стало неожиданное новшество: впервые и лишь по случаю юбилея на выставку были допущены... садовые гномы! Правила, установленные Королевским садоводческим обществом, вплоть до нынешнего сезона строго запрещали присутствие в Челси гномов, считавшихся признаком дурного вкуса.

В том, что касается стилистических веяний, здесь царила полная свобода. На шоу в Челси были разбиты и регулярные мини-парки и нарочито дикие лужайки, покрытые искусно подобранной смесью разнотравья. Всего на юбилейной сотой выставке цветов в Челси показали свои работы 550 участников. В числе их творений около 150 выставочных стендов, 19 композиций и клумб, а также 15 садов. Проекты рассматриваются в различных номинациях.

Лучшим в главной номинации выставки - Шоу-сады (Show Gardens) - признали Австралийский сад Trailfinders, придуманный Филлипом Джонстоном (Phillip Johnston). Впервые за девять лет присутствия на Челси австралийская команда удостоилась столь высокой награды. Сад демонстрирует возможности устойчивого озеленения австралийской городской среды. Он расположен рядом с биллабонгом, то есть по-австралийски сухим руслом реки, которое наполняется водой только в сезон дождей, и шумным водопадом. В этом пейзаже сочетаются посадки, соответствующие разным климатическим условиям страны – от пышных папоротников влажных зон до птилотусов, "лапок кенгуру" и бутылочных деревьев засушливых областей. "Цветок" из стекла и металла – единственное, что отличает от диких зарослей.

Новая номинация 2013 года - "Место отдыха ремесленника" (Artisan Retreats). Это сад, в котором дизайнеры предлагают идеи для жилой площади вне помещения. Награда за лучший сад ремесленника (Best Artisan Garden) была присуждена японскому саду "Альков" (Tokonoma) японского мастера Казуюки Ишихара, где центральным элементом стала комната татами. Согласно культурным традициям Японии, важных гостей для разговора принято приглашать в спокойное, красивое место. Именно эта концепция и положена в основу данного сада. Посетители такого сада будут вести беседу от чистого сердца – ведь сама обстановка способствует такой беседе.

В номинации "Новаторский сад" (Fresh Garden) победил англичанин Джеймс Бессон с проектом "Сад после пожара" (After the Fire). Тема сада - восстановление лесов после пожаров, которые истребляют акры леса, в частности на Юге Франции. Сад показывает невероятную способность природы к восстановлению и красоту, которая есть в уничтоженных огнем ландшафтах. В основе концепции дизайна - мульча из древесного угля с ярко-зелеными растениями, которые всегда появляются первыми после пожара, создавая резкий контраст. Эффект усиливают мертвые ветви и стволы деревьев. Проторенная дорожка ведет к валунам цвета терракоты, которые формируют группу для сидения.

Приз зрительских симпатий достался сразу двум садам - композиции "Сад Йоркшира" (категория "Небольшой сад") и саду английского общества изучения артрита (категория "Выставочный сад"). Композиция "Сад Йоркшира" создавалась под впечатлением от велогонки Тур де Франс, старт которой впервые в истории гонки примет в 2014 году графство Йоркшир. В саду дизайнеры разместили всё то, что встретится велосипедистам на пути по городам и сёлам графства - извилистые холмы, сенокосы, водные желоба и каменистые возвышенности. Сад общества изучения артрита символически изображает заболевшего человека. Момент появления симптомов артрита и его осознания неприятен, что показано в виде затенённой стены растений со скульптурой впереди. Однако со временем приходит понимание необходимости жить и заниматься любимыми делами. Узкая дорога от "стены неприязни" к болезни выводит на широкую площадку, окружённую яркой и пышной растительностью.

В этом году полюбоваться лучшими работами британских садоводов пришло 160 тысяч человек. В 2013 году небывалой красоты цветы открывали летний светский сезон в Королевских Садах Великобритании в период с 21 по 25 мая.

Сад открыла гильдия аптекарей в 1673 году , и он стал вторым в Лондоне ботаническим садом. Здесь планировалось выращивать необходимые для приготовления аптечных зелий растения, но спустя несколько десятков лет обнажилась проблема недостатка финансирования. Ситуацию спас преемник Исаака Ньютона на посту Королевского научного общества, Ганс Слоан, который выкупил земли сада и сдал их обществу аптекарей за символическую плату в пять фунтов в год. С тех пор, на протяжении почти трёхсот лет, сад оставался закрытым для посетителей местом, пока в 1983 году не открыл свои двери не только для ботаников и фармацевтов, но и для всех остальных любителей флоры.

Аптекарский сад выполнял важную научную функцию - с XVIII века он культивировал обмен семенами с другими ботаническими обществами и исследователями. В частности, именно отсюда семена хлопка попали в американскую Джорджию и стали косвенной причиной возникновения рабства на плантациях Юга.

Площадь сада невелика - всего около полутора гектаров, он обнесён высокой кирпичной стеной и благодаря этому остаётся сравнительно малоизвестным местом даже для коренных лондонцев. Впрочем, стена имеет и другое назначение: она защищает многие нежные растения в саду от ветра и аккумулирует тепло от солнца и проезжающих авто. Обычно зимой в саду температура в среднем выше на несколько градусов, чем в остальном Лондоне, и это дало возможность вырастить тут самые северные оливковые, гранатовые и грейпфрутовые деревья в Европе.

Прогулка по тропинкам сада обещает быть очень насыщенной впечатлениями - экономя место, здесь на каждом квадратном метре посадили по несколько видов растений. Среди них есть много известных нам трав и ягод - таких как черника или тысячелистник, но есть и необычные для Аптекарского сада - различные цветы, из которых также делали лекарства, косметику и парфюмерные товары. Впрочем, лучше ничего не рвать, так как в негласные обязанности аптекарей в былые времена также входило изготовление ядов, а сырьё для них также произрастало в Аптекарском саду.

Аптекарский сад Челси не только познавательное место, но и очень красивое. Тут есть тенистые аллеи со скамейками и статуями, а также милый пруд, возле которого выращен особый скалистый сад. Почву для имитации скальной породы сделали из битого кирпича и обломков исландской лавы. При желании можно посетить местное кафе и магазин с сувенирами.

- групповая экскурсия (не более 15 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 2 часа, 15 фунтов

- увидеть историческое ядро Лондона и узнать о главных этапах его развития - 3 часа, 30 фунтов

- узнать, где и как зарождалась культура чае- и кофепития, и окунуться в атмосферу тех славных времён - 3 часа, 30 фунтов

А был ли сад? Этим вопросом задавались многие поклонники традиционного английского садоводства, обсуждая сад, сделанный Дэном Пирсоном (Dan Pearson) для Цветочного Шоу в Челси - 2015.

Новые вершины искуственной природности стали главной темой дискуссий. Самые ярые поборники миксбордеров указывали на то, что нельзя называть садом выхваченный из старого имения Чатсуорт (Chatswort) и перенесенный на выставку кусок природы. Это лукавство, вероятно, было вызвано досадой от того, что их любимый неумолимо уходит в прошлое. И всё отчетливее становится ясно, что будущее - за природными садами. Дизайн Дэна Пирсона был обескураживающе оригинальным и впечатляющим: всё просто, всё на поверхности, однако кроме него на такую глубину нырнуть не смог никто. В отличие от многих других выставочных работ, этот сад будет жить и дальше, ведь после шоу его перенесли туда, где родился его образ - в Чатсуорт.

Предыстория

После триумфальной победы сада Laurent-Perrier на Цветочном Шоу в Челси в 2014 году перед Дэвидом Хескетом (David Hesketh) встала трудная задача. Нужно было выбрать интересную тему для сада-2015 и дизайнера, который воплотил бы ее не хуже Лучано Джуббилеи (Luciano Giubbilei). Но как забраться еще выше, если ты уже на вершине? Дэвид Хескет не был бы управляющим директором знаменитого французского дома шампанского в Великобритании, если бы не знал ответа на этот вопрос. Достойная большого дизайнерского таланта тема нашлась быстро.

Помимо самой выставки в Челси, Laurent-Perrier является официальным поставщиком шампанского в Чатсуорт-Хаус, дербиширскую резиденцию герцога и герцогини Девонширских. Старинный дом, прекрасный регулярный сад (усадьба занимает больше сорока гектаров) заставляют задуматься о семейных традициях, богатом наследии и тонком вскусе - всём том, что присуще и марке Laurent-Perrier. Итак, задача ясна: создать на Челси миниатюрный образ Чатсуорта, сделав выставочный сад легким, свежим и изысканным - как само шампанское. Хескет понял, что для этого придется привлечь "тяжелую артиллерию", и приложил все усилия, чтобы вернуть на Челси Дэна Пирсона, который не участвовал в выставке уже 11 лет.

Помимо высокой занятости дизайнера, причиной столь длинной паузы была неохота делать сады-однодневки. Ведь шоу длится меньше недели, а потом большинство садов, каждый из которых стоит от полумиллиона фунтов стерлингов, утилизируют... Именно этим Дэн Пирсон объяснил столь долгое отсутствие. И дал свое согласие, когда герцог и герцогиня Девонширские подтвердили, что будут рады предоставить выставочному саду постоянное место - в Чатсуорте. Кстати, они оказывали всю необходимую помощь при подготовке к выставке и даже выделили день, чтобы поработать на Челси... волонтерами, раздавая листовки о саде.

Подготовка

Многие были удивлены, как за несколько дней, отведенных на выставке для монтажных работ, можно было создать сад со степенью детализации "травинка к травинке" и так искусно сымитировать уголок, к которому давно не прикасалась рука человека?

На самом деле подготовка была очень долгой и кропотливой. Каменный "каркас" был собран в питомнике Crocus, который отвечал за растительное наполнение сада, за три месяца до шоу.

Дернина с луговыми цветами была выращена специально для этого сада, нарезана на большие куски и в таком виде перевезена на выставку. Кстати, в отличие от всех остальных шоу-садов, все растения были не замаскированы в горшках, а по-настоящему высажены в почву.

Не обошлось и без сюрпризов: место посадки одной из пятитонных ив пришлось изменить в последний момент. Готовившая посадочное место команда раскопала рабочую канализацию викторианских времен, которая вряд ли бы выдержала такую нагрузку. Кстати, некоторым деревьям, которые были высажены в саду, было уже за 40 лет. В Соединенном Королевстве питомники не очень-то жалуют крупномеры, поэтому ивы пришлось покупать в Голландии, а остальные деревья прибыли из Германии и Франции. Рододендроны, почвопокровные растения, а также тонну листового перегноя и триста тонн камней были привезены из самого Чатсуорта.

Поначалу Дэн Пирсон не был уверен, возьмется ли он за этот проект. Ознакомившись с фотографиями Чатсуорта, он понял, что не представляет себе, как создать образ этого огромного регулярного сада на Челси. Однако, побывав в поместье, он нашел источник вдохновения - в прямом смысле этого слова. В одном из отдаленных уголков, кажется, забытом садовниками, течет Форелевый ручей - узкий петляющий с вершины сада вниз поток воды.

Это дикое место, давно отданное на откуп природе, было не менее совершенно, чем строгие линии формальных посадок и длинные висты регулярного сада. Именно там Дан Пирсон и решил идти от противного и взять за основу образа Чатсуорта его "забытую", "заброшенную" часть.

Однако извилистый ручей в обрамлении луговых цветов не мог передать масштабности сада. Для этого дизайнер решил использовать "скульптуры" из огромных валунов - аллюзия на знаменитый чатуортский рокарий, сделанный Джозефом Пакстоном (Joseph Paxton), инженером и ландшафтным архитектором викторианской эпохи.

Этой же цели служат деревья и кустарники - оцените их размеры и возраст. Английские журналы обратили внимание и на красноречивый выбор некоторых старомодных видов. Например, рододендрон желтый (Rhododendron luteum) уже давно стал в Великобритании табу из-за своей инвазивности, а бобовник анагиролистный (Laburnum anagyroides) вышел из моды полвека назад после того, как основательно набил оскомину: один из его особенно пышно цветущих сортов сажали буквально в каждом саду. Здесь же они растут и служат одновременно и возвращением к природному, и воспоминанием о прошлом.

Умение Дана Пирсона соединять прошлое с будущим я увидел и в искусно подобранном среди других кустарников месте для магонии (Mahonia) Soft Caress.

Этот сорт с необычно узкими листьями стал победителем среди новинок прошлогодней выставки.

Связь времен символизируют и молодые сеянцы дуба в подножии уже умершего дерева...

Помимо всех этих деталей, полнейшую достоверность, чувство того, что "это здесь росло всегда" саду придают засохшие остовы прошлогодних цветов, например, всем известной "сорнячной" ворсянки. Я могу ошибаться, утверждая, что этот прием до Дэна Пирсона на Челси никто не использовал. Но я не припомню, чтобы кто-то из дизайнеров додумался сажать на майской выставке цветы, засохшие к прошлому октябрю. Простая и очень эффектная идея, столь очевидная, что никто не обратил на нее внимания.