Банки

Самые грандиозные невоплощённые архитектурные проекты. Самый длинный мост в мире

Грандиозный проект Каддафи – великая рукотворная река

Самый грандиозный проект Каддафи – Великая рукотворная река. Об этом проекте Ливии помалкивали

Великая рукотворная река (англ. The Great Manmade River, GMR ) – сложная сеть водоводов, которая снабжает пустынные районы и побережье Ливии водой из Нубийского водоносного слоя. По некоторым оценкам это самый большой инженерный проект из ныне существующих. Эта огромная система труб и акведуков, включающая также более 1300 колодцев глубиной более 500 метров, снабжает города Триполи, Бенгази, Сирт и другие, поставляя 6 500 000 куб.м питьевой воды в день. назвал эту реку «Восьмым чудом света» . В 2008 году Книга рекордов Гиннесса признала Великую рукотворную реку самым большим ирригационным проектом в мире.

1 сентября 2010 года – годовщина открытия главного участка Великой Ливийской искусственной реки. Об этом проекте Ливии СМИ помалкивали, а, между прочим, этот проект превосходит крупнейшие строительные проекты. Его стоимость 25 миллиардов долларов .

Ещё в 80-е годы Каддафи начал широкомасштабный проект по созданию сети водных ресурсов, которая должна была охватить Ливию, Египет, Судан и Чад. К сегодняшнему дню этот проект был почти реализован. Задача стояла, надо сказать, историческая для всего североафриканского региона, потому как проблема воды актуальна здесь со времён Финикии. И, что ещё важнее, на проект, который мог бы превратить всю Северную Африку в цветущий сад, не было потрачено ни одного цента из МВФ . Именно с последним фактом некоторые аналитики связывают нынешнюю дестабилизацию обстановки в регионе.

Стремление к глобальной монополии на водные ресурсы уже сейчас является важнейшим фактором мировой политики. А на юге Ливии располагается четыре гигантских водных резервуара (оазисы Kufra, Sirt, Morzuk и Hamada ). По некоторым данным в них содержится в среднем 35 000 куб. километров (!) воды. Чтобы представить этот объём, достаточно вообразить всю территорию огромным озером 100 метров глубиной. Такие водные ресурсы, бесспорно, представляют отдельный интерес . И, возможно, он больше, чем интерес к ливийской нефти .

Этот водный проект по его масштабам был назван «Восьмым Чудом Света». Он обеспечивает течение в день – 6,5 миллионов кубических метров воды через пустыню, сильно увеличивая площадь орошаемых земель. 4 тысячи километров труб, зарытых от жары глубоко в землю. Подземная вода качается по 270 шахтам с сотен метров глубины. Кубометр чистейшей воды из ливийских резервуаров с учётом всех затрат может обходиться в 35 центов . Это примерная стоимость кубометра холодной воды в . Если же брать стоимость европейского кубометра (около 2 евро ), то ценность запасов воды в ливийских резервуарах составляет 58 биллионов евро .

Идея добычи воды, сокрытой глубоко под поверхностью пустыни Сахара, появилась ещё в далёком 1983 году. В Ливии, как и у её египетского соседа, пригодными для жизни человека являются лишь 4% территории, на остальных 96% безраздельно властвуют пески. Когда-то на территории современной Джамахирии пролегали русла рек, впадавших в . Русла эти давно высохли, но учёным удалось установить, что на глубине 500 метров под землёй находятся огромные запасы – до 12 тыс. куб. км пресной воды . Её возраст превышает 8,5 тыс. лет, и она составляет львиную долю всех источников в стране, оставляя ничтожные 2,3% на поверхностные и немногим более 1% – на опреснённую воду.

Нехитрые вычисления показали, что создание гидросистемы, позволяющей качать воду из Южной Европы, даст Ливии 0,74 куб. м воды за один ливийский динар. Доставка живительной влаги морским путем принесёт выгоду до 1,05 куб. м за один динар. Опреснение, требующее к тому же мощные дорогие установки, значительно проигрывает, и только освоение «Великой рукотворной реки» позволит получать с каждого динара 9 куб. метров.

Проект ещё пока далёк от полного завершения – в настоящее время идёт реализация второй фазы, предусматривающей прокладку третьей и четвёртой очереди на сотни километров вглубь страны и установку сотен глубоководных колодцев. Всего таких колодцев будет 1149, в том числе более 400 ещё предстоит построить. За минувшие годы проложено 1926 км труб, впереди – ещё 1732 км. Каждая 7,5-метровая стальная труба достигает в диаметре 4 метра и весит до 83 тонн, а всего таких труб – более 530,5 тысяч. Общая стоимость проекта составляет 25 млрд. долларов . Как рассказал журналистам министр сельского хозяйства Ливии Абдель Маджид аль-Матрух, основная доля добываемой воды – 70% – идёт на нужды сельского хозяйства, 28% – населению, оставшаяся часть достаётся промышленности.

«Согласно последним исследованиям экспертов из Южной Европы и Северной , воды из подземных источников хватит ещё на 4860 лет , хотя средний срок эксплуатации всего оборудования, включая трубы, рассчитан на 50 лет», – сказал он. Созданная человеком река орошает сейчас около 160 тысяч гектаров территории страны, которая активно осваивается под сельское хозяйство. А на сотни километров южнее, на путях караванов верблюдов выведенные на поверхность земли водные траншеи служат перевалочным пунктом и местом отдыха людей и животных.

Глядя на результат работы человеческой мысли в Ливии, сложно поверить, что испытывающий те же проблемы страдает от перенаселённости и никак не может поделить со своими южными соседями ресурсы Нила. А между тем, на территории Страны пирамид также под землёй сокрыты несметные запасы живительной влаги , которая для пустынных жителей ценнее всех сокровищ.

Со своим водным проектом Ливия могла начать настоящую «зелёную революцию». В буквальном смысле, естественно, что решило бы массу проблем с продуктами питания в Африке. А главное, обеспечило бы стабильность и экономическую независимость. Тем более, уже известны случаи, когда глобальные корпорации блокировали водные проекты в регионе. и МВФ, например, блокировали строительство канала на Белом Ниле – Jonglei Canal – в южном Судане, там было начато и всё брошено, после того как американские спецслужбы спровоцировали там рост сепаратизма. Для МВФ и глобальных картелей, конечно, намного выгоднее навязывать собственные дорогостоящие проекты, такие как опреснение воды. Самостоятельный ливийский проект в их планы никак не вписывался. Сравнить с соседним Египтом, где в течение последних 20 лет все проекты улучшения орошения и водоснабжения были саботированы позади них.

Каддафи призвал египетских крестьян, которых 55 миллионов человек, и все они живут в переполненном регионе вдоль берегов Нила, придти и работать теперь на полях Ливии. 95% земли Ливии – пустыня. Новая искусственная река открывает перед освоением этой земли огромные возможности. Собственный водный проект Ливии был пощёчиной в лицо Всемирному Банку и МВФ и всему Западу.

Всемирный Банк и Госдеп США поддерживают только свои проекты: «Middle East Water Summit» в этом ноябре (2010) в Турции, который рассматривает только проекты десалинизации морской воды в по цене 4 доллара кубометр . США выгодна нехватка воды – это увеличивает на неё цену. Вашингтон и Лондон практически хватил апоплектический удар, когда они узнали об открытии проекта в Ливии. Всё, что необходимо для проекта, было произведено в самой Ливии. Ничего не закупалось в странах «первого мира», которые помогают развивающимся странам подняться из лежачего положения только если можно извлечь из этого пользу себе.

США бдительно следили за тем, чтобы никто не смел помочь Ливии. уже ничем не мог помочь, поскольку сам испускал последний дух. В то время как Запад продаёт Ливии десалинизированую солёную воду по цене 3,75 доллара . Теперь Ливия уже не покупает воду у стран Запада. Учёные оценивают запасы воды эквивалентно 200 годам течения реки Нил. Цель правительства Каддафи сделать Ливию источником сельскохозяйственного изобилия. Проект давно функционирует.

Вы когда-нибудь слышали о нём?

Единственной статьёй в англоязычной прессе была статья Underground «Fossil Water» Running Out, National Geographic, May 2010 и Libya turns on the Great Man-Made River, by Marcia Merry, Printed in the Executive Intelligence Review, September 1991.

Вот и закончилось ещё одно путешествие под названием «Первый курс». Ещё около 150 студентов, три месяца назад взошедшие на виртуальный корабль Института Реинкарнационики, в начале марта покинули его, получив бесценный опыт путешествия по просторам собственной памяти и знакомства со своей душой.

Каким оказалось для них это путешествие?

Что они приобрели?

Как изменились сами, их жизнь, их представления о себе и мире?

В Институт Реинкарнационики каждый пришёл со своим жизненным опытом, со своими представлениями о собственных возможностях, со своими вопросами.

Опытные и неопытные путешественники по миру духовного развития. Кто-то попал сюда осознанно, зная, что он хочет получить от курса.

А кто-то интуитивно, только-только начиная свой путь знакомства с самим собой.

Одни бодро и уверенно шли от темы к теме, а другие до последнего сомневались в себе и только здесь, в Институте, обрели уверенность.

Об этом делятся с нами мартовские выпускники первого курса.

«Я стала больше доверять себе, успокоилась, — делится Лилия Холопова. — Хотя сначала были такие срывы, когда все видят, а ты не видишь. Такая волна недоверия к себе пошла. Благо, атмосфера института такая дружелюбная, миролюбивая, я получила такую волну поддержки! После каждого занятия капитаны говорили: «У вас все получится». И я всё прошла. Я счастлива! «

Атмосфера института завораживает. Такое ощущение, что ты попадаешь в сказку, которой нет конца.

Ведь ещё вчера незнакомые люди становятся удивительно близки друг другу. Раскрываются незримые ранее связи.

Оказывается, сегодняшние одногруппники являются важными участниками событий прошлой жизни.

Но для того, чтобы прийти к такому взаимопониманию, очень важна поддержка опытных людей, капитанов, которые и проводят студентов через все испытания курса. Именно они создают ту атмосферу доверия и поддержки, которая важна для любого студента.

«Душа — это тонкая материя. И погружение — это информация, которую можно доверить отнюдь не каждому человеку, — рассказывает Ксения Род, — и создание той группы, в которой участники доверяют друг другу и готовы рассказать обо всём увиденном при погружении, — это очень большая работа, очень тонкая, интуитивная.

Это чувствование, знание того, как нужно работать с такими разными людьми, сложными людьми. В этом огромная заслуга капитанов”.

Духовная трансформация — очень хрупкий процесс. И здесь важно не только то, какой ты получаешь результат, но и каким образом ты его достигаешь.

«Мне понравилось, что обучение строится в форме игры, — делится своими впечатлениями Марина Федяшина. — Всё плавно, постепенно. Сначала мир детства.

Раскачка энергии на групповых занятиях такая мощная, приоткрылись такие воспоминания, которые я и не думала, что могу вспомнить. Открывалась информация из детства, юности.

Когда пошли в , были сомнения: а вдруг не получится. Сейчас могу сказать — все получится!”.

Очень скоро становится понятно, что путешествие по прошлым жизням — это не просто удовлетворение любопытства, но и разрешение каких-то глубоких внутренних задач , получение очень мощных ресурсов.

«Можно найти много ресурсных состояний и изменить свою жизнь, собрать себя целиком и вдохновиться этим состоянием”, — рассказывает Ирина Шпагина.

Деньги, здоровье, отношения с близкими, повторяющиеся ситуации, — как много разных вопросов мы задаём себе.

А как они решаются с помощью реинкарнационики?

Своим опытом понимания взаимоотношений мужчин и женщин делится Ирина Лещенко: «Мы, женщины, думаем: что же нужно этим мужчинам? А мужчины думают: что же нужно этим женщинам?

Здесь, в институте, учат просто одним «нажатием кнопочки » почувствовать себя в мужском теле, узнать, что именно и как чувствуют мужчины, и наоборот.

И уходит непонимание. Благодаря этому опыту у меня гармонизировались отношения в семье. Оказывается, не нужно никого переделывать, посмотри внутрь себя, и все изменится волшебным образом! В это нельзя было поверить ранее».

И наконец — Мир Душ, знакомство с Наставниками, с ближайшим кругом душ, ответы на самые сокровенные вопросы.

Рассказывает Марина Федяшина: «Было здорово узнать, что Никого не оставляют без внимания.

И когда попадаешь в Мир Душ после очередной прожитой жизни, особенно, если жизнь тебе не очень нравилась, то показывают её с юмором.

У меня была такая жизнь: жизнь самодовольного немецкого бюргера, ростовщика в XVIII веке. И мне показали её с юмористической стороны, чтобы я смогла принять определённые качества в людях и перестать их осуждать».

Для кого-то именно путешествие по Миру Душ стало самым главным открытием и откровением курса.

Вот как говорит об этом Ирина Шпагина: «Это было то самое, что мне нужно было узнать. Так важно почувствовать себя дома, понять, кто мы такие, понять, откуда мы происходим, понять, что всё в нашей власти.

Институт научил меня доверять себе, больше прислушиваться к себе. Для меня очень большим открытием было Я долго не могла получить ответ на этот вопрос.

И буквально в предпоследний день занятий открывается: мой Наставник — это я сама! Мурашки побежали по коже, и я прочувствовала жизнь по-новому…»

Результат обучения в институте кажется фантастическим.

Воспоминания детства, путешествия по прошлым жизням, знакомство с миром душ, помогают изменить свой взгляд на жизнь, на себя, получить новые ресурсные состояния.

Изменения настолько значительны, что даже опытные духовные искатели приходят в восторг от происходящего. Наступает время чудес, как будто по каким-то невидимым каналам в жизнь начинает поступать волшебство.

Делится выпускница первого курса Елена: «Все абсолютно полностью меняется в этой жизни. Ты сам, и мир вокруг тебя, и жизнь вокруг тебя.

Причём происходит так: я захотела — и начинает сбываться! Захотела работать в институте — пожалуйста! Захотела на второй курс – и я знаю, что я попадаю.

Захотела быть капитаном – я сейчас помощник капитана в двух группах! Абсолютно всё, что я хочу, все это я получаю! И это круто! Жизнь классная, и всё только начинается для нас!

Слова Елены подтверждает Татьяна: «Вселенная посылает тех людей, которым нужна я, либо они нужны мне. Мир становится классным , все люди счастливы вокруг меня, я счастлива от того, что они счастливы! Я получила то, чего хотела!”

Время, проведённое в институте, его выпускники называют особенным.

«Это потрясающее пространство! Проект грандиозный, замечательный, он должен продолжаться,» — говорит Ксения Род.

«Из этого пространства не хочется уходить», — добавляет Наталья.

«Наши студенты, люди нашего пространства улыбаются по-особенному, — рассказывает Светлана. — По улыбке можно определить, что этот человек наш! И самое главное достижение — возросла вера в себя, в людей! Растёт удивление.

Я не перестаю удивляться! Ведь человек как просыпается, и с первой минуты думает о том, что сделать, чтобы быть счастливым. Наш институт даёт эту возможность — стать счастливым!»

От себя хочется сказать:
в добрый путь, выпускники,
и добро пожаловать на борт, первокурсники!

Материал подготовлен на основе отзывов студентов

Дворец Советов - это плод любви модернистского ар-деко и сурового советского неоклассицизма. Разработанный в 30-х годах прошлого столетия, проект этого сооружения впечатляет своим экстерьером и по сей день (правда, на картинках). Стоэтажный 420-метровый Дворец Советов должен был стать самым высоким сооружением мире.

Строительство его началось в 1937 году и скоропостижно закончилось в сентябре 1941-го, когда стройматериалы, предназначавшиеся для дворца, пошли на военные нужды. После войны строительство решили не возобновлять, не до того было.

Главный Туркменский канал


1950 год ознаменовался началом великой всесоюзной стройки. Главный Туркменский канал был спроектирован с целью обводнения и мелиорации засушливых земель Туркмении, увеличения посевочных площадей хлопка, а также с целью проложить судоходное сообщение между Волгой и Амударьей. Предполагалось провести 25% стока вышеупомянутой Амударьи по высохшему руслу Узбоя до города Красноводска.

Цель действительно впечатляющая, особенно если учесть, что длина проектируемого канала составляла около 1200 км, ширина - не менее 100 м, глубина - 6-7 м. Помимо основного канала также проектировалась сеть ирригационных каналов общей протяженностью в 10 000 км, около 2000 водоёмов, три ГЭС. При строительстве планировалось задействовать 5000 самосвалов, 2000 бульдозеров, 2000 экскаваторов, 14 земснарядов. В качестве рабочей силы было решено использовать заключенных и местных жителей. На 1953 год на стройке числилось 7268 вольнорабочих и 10 тысяч заключенных.

Конечно, вышеперечисленными средствами правящая верхушка не ограничивалась. На эту стройку работала вся страна, о чем нам красноречиво говорит цифра в 1000 (!) вагонов грузов, которые поставлялись сюда со всех уголков Союза ежемесячно.

Сразу после смерти вождя строительство ГТК было остановлено по инициативе Берии. А затем и вовсе прекращено из соображений нерентабельности. Но к этому времени на строительство объекта было безвозвратно потрачено более 21 млрд советских рублей, или 2,73 трлн современных российских.

Трансполярная магистраль (стройка 501-503)


Человек года (1940, 1943) по версии журнала Times (речь о Сталине, если что) свои амбиции по географическому признаку не ограничивал. По его инициативе в послевоенное время, с 1947-го по 1953-й, крупная строительная организация с незамысловатым названием «ГУЛАГ» работала над грандиозным проектом - Трансполярной магистралью.

Целью данного строительства было соединение западного севера (Мурманск, Архангельск) с восточным севером (Чукотка, побережье Охотского моря).

Ввиду крайне сжатых сроков строительство велось параллельно с проектно-изыскательскими работами, что не могло не сказываться на качестве возводимого железнодорожного полотна. Всего на стройке было задействовано приблизительно 80 тысяч человек, не считая охраны. В 1953 году работы были остановлены, а в 1954-м - посчитана их стоимость: примерно 1,8 млрд советских рублей.

Сахалинский тоннель (стройка 506-507)

Еще одна колоссальная стройка, прервавшая свое существование вместе со смертью Сталина - Сахалинский тоннель.

Стартовавшее в 1950 году строительство по плану должно было финишировать уже в 1955-м. При длине тоннеля в 10 км сроки были более чем сжатые. От социализма к коммунизму пятилетними шагами! А шагала страна конкретно на этой стройке ногами более 27 тысяч человек все тех же заключенных и вольнорабочих. И весной 1953 года стройка закрылась.

Поворот сибирских рек


Оговоримся сразу: собственно реки никто разворачивать не собирался. Планировалось лишь перенести часть стока некоторых сибирских рек, например Оби и Иртыша, в засушливые области СССР - по земледельческим причинам.

Проект стал одним из самых грандиозных проектов ХХ столетия. Более двадцати лет над ним трудились 160 научных и производственных организаций СССР.

Первый этап работ подразумевал строительство канала длиной 2500 км, шириной от 130 до 300 м и глубиной 15 м. Второй этап представлял собой изменение направления течения Иртыша на 180 градусов. То есть воды Иртыша планировалось направить в обратном направлении с помощью насосных станций, гидроузлов и водохранилищ.

Разумеется, этому проекту не было суждено воплотиться в жизнь. Здравый смысл взял верх над имперскими амбициями - советские академики все же уговорили руководство страны оставить сибирские реки в покое.

Башня Никитина - Травуша 4000 (проект)

В 1966 году инженеры Никитин (между прочим, главный конструктор Останкинской телебашни) и Травуш предложили проект самого высокого небоскреба в мире. Причем строить его планировали в Японии. Теоретически небоскреб был великолепен: его высота составляла 4 км! Башня делилась на четыре сетчатые секции в километр длиной и с диаметром у основания 800 м. Башня, будучи по задумке жилым зданием, должна была вмещать до 500 тысяч человек.

В 1969 году проектная работа была остановлена: заказчики вдруг опомнились и потребовали уменьшить высоту здания до 2 км. Потом - до 550 м. А потом и вовсе отказались от царь-башни.


Терра-3

Останки сооружения 41/42В с комплексом лазерного локатора 5Н27 стрельбового комплекса 5Н76 «Терра-3». Фото 2008 г.

«Терра-3» - это не что иное, как проект зональной системы противоракетной и противокосмической обороны с лучевым поражающим элементом. Он же научно-экспериментальный стрельбово-лазерный комплекс. Работы над «Террой» велись с 60-х годов прошлого века. К сожалению, уже в начале 70-х ученые стали понимать, что мощности их лазеров недостаточно для того, чтобы сбивать боеголовки. Хотя спутники она сбивала, этого у нее не отнять. Проект как-то сам сошел на нет.

«Звезда» (лунная база)

Первый подробнейший проект советской базы на Луне. Лелеянная в 60-е и 70-е годы концепция лунного городка представляла собой основной беспилотный модуль и несколько автоматических аппаратов для исследования поверхности спутника Земли. В перспективе к основному модулю должны были пристыковываться жилые отсеки, и весь этот паровозик колесил бы по Луне, черпая энергию из собственного ядерного реактора.

Воплощение подобных космических фантазий в реальность обошлось бы государству в неподъемные 50 млрд рублей. В условиях ведения войны, пусть и холодной, было решено отказаться от подобной межпланетной роскоши.

Общегосударственная автоматизированная система учета и обработки информации (ОГАС)

ОГАС был основан на принципах кибернетики и предназначался для автоматизированного управления экономикой всего СССР. То есть система должна была отвечать за тотальное вертикальное и горизонтальное взаимодействие всех сфер государственной экономики для обеспечения планирования, управления и обработки информации. Управление экономикой могло перейти в руки бездушной безжалостной машины, которая была призвана упорядочить, стабилизировать и прокачать жизнь и без того типовых граждан. Переход от командной экономики к рыночной уничтожил светлое будущее ОГАСа.

ДЕМОС


Диалоговая единая мобильная операционная система - ДЕМОС. То, что могло бы быть установлено на твоем ПК вместо привычной Windows, если бы не развал СССР.

По сути, ДЕМОС - это прямой аналог капиталистического UNIX, который локализовали и адаптировали к советским условиям советские системные администраторы в середине 80-х. Проект закрыт в начале 1990-х.

Как стало известно Лайфу, тайный проект освоения арктических глубин, который ещё в советские времена получил шифр «Айсберг», может быть включён в госпрограмму. Это позволит ускорить его реализацию и привести к появлению целых городов на дне северных морей, где будут добывать нефть, газ и другие ресурсы, которыми так богат российский участок шельфа. Созданные и протестированные в рамках «Айсберга» технологии могут в дальнейшем использоваться как для проектирования новых систем вооружений, так и для возведения обитаемых поселений на недосягаемых ныне участках мирового океана.

Мы сможем жить в городах, построенных в безвоздушных потёмках арктической бездны. Небосводом для нас станет гигантский ледяной купол, сквозь который не пробиться ни солнцу, ни людям. А если последним всёе же удастся сделать это, то на критических для всего живого глубинах их встретят защитники – технически совершенные роботы, способные выполнить любой приказ.

Это не пролог фантастического фильма и даже не постапокалиптический фанфик замятинской антиутопии «Мы». Вполне возможно, нечто подобное говорили в 80-е годы прошлого века в самых высоких кабинетах медленно умирающего Советского Союза. Грандиозная стратегия освоения самых непригодных для жизни, но наиболее ценных для экономики и безопасности страны уголков Арктики получила шифр «Айсберг». Спустя десятилетия она может возродиться…

Как стало известно Лайфу от источников в правительстве, разрабатываемый Фондом перспективных исследований проект может в ближайшее время быть включён в госпрограмму «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Соответствующий запрос ФПИ уже рассматривается в Минэкономразвития.

В начале 2015 года фонд совместно со стопроцентной дочкой Объединённой судостроительной компании ЦКБ МТ «Рубин» приступил к реализации научно-технического проекта «Разработка подводных (подлёдных) технологий освоения месторождений полезных ископаемых арктических морей». Шифр с советских времён остался прежним - «Айсберг». А вот сама стратегия получила более конкретные очертания. Судя по презентации ОСК, речь на данный момент идёт о создании сейсморазведочного, добычного, бурового, транспортно-монтажного, сервисного и энергетического комплексов. А также стационарной системы комплексной безопасности.

Она, судя по презентации, будет представлять собой некое подобие торпедной пусковой платформы, защищающей подводный объект от возможного вмешательства потенциального неприятеля. Что касается уже подготовленного проекта подводной АЭС, её мощность составит 24 МВт. Она сможет работать на полном «автономе» более 1 года. Общий ресурс станции рассчитан на 30 лет использования. Объект, как это часто бывает в мире высоких технологий, имеет двойное назначение. Поэтому в его разработке помимо «Рубина», «Газпрома» и «Росатома» принимают участие структуры Минобороны РФ.

Минобороны в этом проекте в первую очередь интересна система комплексной безопасности, - рассказал Лайфу пожелавший остаться неназванным эксперт по ВПК. - Созданные и протестированные в ходе её создания наработки могут быть использованы тем же ВМФ при проектировании систем обнаружения, заграждения и поражения подводных целей. Помимо всего прочего такие точки могут использоваться для защиты арктических границ страны.

Как мы видим, речь на данный момент идёт скорее о создании добычных мини-анклавов, интересных крупнейшим государственным корпорациям, таким как «Газпром» и «Роснефть», чем о городах для компактного проживания людей в арктических морях. Это вполне объяснимо: такой грандиозный проект должен быть основан не только на смелых идеях, но и на щедром финансировании. В этом аспекте у России есть одно очень весомое преимущество перед конкурентами - наш участок шельфа самый богатый ресурсами, а значит, и привлекательный для потенциальных инвесторов. Согласно данным свежего исследования Геологической службы США, в его недрах находятся 52% арктических нефти и газа. Идущие вторыми Штаты, для сравнения, имеют долю в 20%, а замыкающая тройку Норвегия - 12%.

Нефтяные деньги

Как рассказал Лайфу собеседник в правительстве, аналогичные разработки могут обойтись государственной казне в 23,7 млрд рублей. Ещё около 12 млрд планируется привлечь из внебюджетных источников. «Благодаря этим вложениям уже к 2020 году доля импортной продукции в освоении месторождений Арктики сократится с нынешних 85% до 65%. Ещё спустя пять лет этот показатель должен упасть до 50%», - уточнил собеседник Лайфа.

Однако некоторые эксперты, в частности президент и председатель правления Национальной ассоциации нефтегазового сервиса Виктор Хайков, считают, что столь грандиозный план по отказу от импорта вряд ли осуществим в столь краткие сроки.

- Снижение доли иностранных технологий и оборудования хотя бы до 50% при том подходе к реализации импортозамещения, который мы фактически видим в последнее время в отрасли, может занять никак не менее 10-15 лет, - сказал Лайфу Хайков. - В официальном отраслевом плане по импортозамещению для шельфовых технологий от 2015 года предлагается снижение всего на 20% к 2020 году. План действует уже около двух лет, но серьёзного результата мы не видим. Хотя, конечно, работа идёт, отдельные технологические вопросы в процессе реализации решаются, но темпы всего этого недостаточны, учитывая, что большинство из этих технологий под санкциями и их отсутствие фактически остановило дальнейшую разработку углеводородов на российском арктическом шельфе.

Действительно, в условиях санкционной линии, которую в отношении России продолжает гнуть Запад, важность реализации «Айсберга» трудно переоценить.

- Имеющееся в настоящее время на российском и международном рынке подводное оборудование полностью не покрывает весь технологический процесс освоения месторождений, - говорится в имеющемся в распоряжении Лайфа письме «Роснефти» в ФПИ. - Например, на рынке отсутствует подводное буровое оборудование, подводные источники электроэнергии, технические средства и оборудование для проведения сейсморазведочных работ. Кроме того, имеющиеся санкционные ограничения приводят к дополнительным рискам, связанным с использованием импортных технологий.

Речь в письме «Роснефти» идёт об оборудовании, необходимом для работ на ныне практически недоступных арктических глубинах более 100–150 метров. Именно они наиболее интересны нефтедобытчикам. Такие участки есть в наиболее перспективных акваториях Баренцева, Карского и Охотского морей, на долю которых приходится более 80% суммарных ресурсов углеводородов континентального шельфа РФ. На сегодняшний день весь мировой опыт освоения месторождений под толщей замерзающих вод ограничивается лишь сооружением ледостойких платформ на относительно небольших глубинах. Есть такая и у России - это Морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная» в Печорском море, принадлежащая «Газпрому». Но глубина моря в районе месторождения составляет всего 19–20 метров.

Ныне существующие на мировом рынке технологии добычи помимо Печорского моря применимы лишь для освоения точек в Обской и Тазовской губе, а также мелководного Сахалинского шельфа. Разрабатываемые в рамках проекта «Айсберг» решения способны пустить российских нефтедобытчиков на богатые углеводородами и другими ископаемыми глубины Баренцева, Карского и Охотского морей. Например, Штокмановское, Ледовое и Лудловское месторождения расположены на расстоянии 200–300 метров от поверхности воды и в пятистах километрах от берега.

Решением вопроса обустройства месторождения, по словам специалистов, может служить сочетание подводных добычных комплексов и плавучих технологических платформ, обеспечивающих подготовку продукции для транспортировки на значительное расстояние.

«Айсберг» развития России - «вершина» и «основание»

Несмотря на заинтересованность отечественных нефтегазовых гигантов в том, чтобы «Айсберг» не растаял на подступах к реализации, катализатором проекта могут стать не только шельфовые месторождения углеводородов. Российская Арктика богата и ценными металлами. Характерным примером является Павловское месторождение на Южном острове архипелага Новая Земля, запасы цинка в котором составляют 2,487 млн тонн, свинца - 549 тыс. тонн, серебра - 1,194 тыс. тонн.

Его уже много лет изучает Первая горнорудная компания, входящая в «Атомредметзолото» - горнорудный дивизион госкорпорации «Росатом». В дальнейшем она планирует построить там горнообогатительный комбинат, состоящий из карьера, обогатительной фабрики, иной производственной и вспомогательной инфраструктуры. Его мощность может составить 220 тыс. тонн цинкового и 50 тыс. тонн свинцового концентратов в год.

- Помимо свинца и цинка на Новой Земле выявлены проявления самородной меди, медистых песчаников, марганцевых руд, - рассказал Лайфу заместитель главного редактора отраслевого журнала «Металлоснабжение и сбыт» Леонид Хазанов. - К слову сказать, добыча марганцевых руд в России, по имеющимся данным, не ведётся, тогда как марганцевые концентраты завозятся из-за границы.

Если говорить непосредственно об арктическом шельфе, то там запрятаны ещё большие богатства, добраться до которых и могут позволить разработки «Айсберга». Стоит отметить россыпи Ляховского оловоносного района, входящего в состав Северо-Якутской оловоносной провинции и приуроченного к Ляховским островам. Нельзя не упомянуть золотоносные россыпи, обнаруженные на дне проливов Вилькицкого и Лонга, скопления железомарганцевых конкреций в Карском, Баренцевом, Восточном-Сибирском и Чукотском морях.

- Любопытно, что железомарганцевые конкреции на дне Карского моря были открыты шведским геологом Нильском Норденшельдом ещё в 1868 году, - отмечает Хазанов. - Однако промышленная эксплуатация тех или иных подводных рудных залежей в Арктике возможна только при наличии ряда условий. Во-первых, нужно будет провести тщательнейшие геологоразведочные и геоэкологические работы с целью выбора интересных объектов и оценки влияния их разработки на окружающую природную среду. Во-вторых, нужно детальное знание ледовой обстановки и морских течений в районе добычи. В-третьих, цены на те или иные металлы должны находиться на довольно приличном уровне, который сделает освоение морских залежей рентабельным. В-четвертых, необходимо наличие эффективных технологий и оборудования для добычи со дна, что становится крайне важным, когда речь идёт о глубинах, превышающих максимальную для работы аквалангистов и водолазов.

Для успешного освоения морских месторождений Арктики, по мнению эксперта, в России нужно разрабатывать и производить все виды подводной техники - начиная от роботов и батискафов и заканчивая насосным оборудованием и добывающими аппаратами, чтобы обеспечить независимость от зарубежных поставщиков и развитие собственной инженерной мысли. Это особенно актуально в связи с «технологическим заделом», которого, по задумкам властей РФ, страна должна достичь в рамках реализации проекта «Айсберг».

Если говорить о существующих аналогах, то достаточно вспомнить канадскую компанию Nautilus Minerals, чьи специалисты создали модели дистанционно управляемых роботов, которым предстоит собирать медь и золото на месторождении Solwara 1 на глубине более 1,5 км в море Бисмарка недалеко от Папуа - Новой Гвинеи. Они должны начать добычу в 2018 году.

По мнению Хазанова, подобное можно провести и в России, «благо разработкой проектов создания подводных аппаратов занимается ряд организаций, в частности ЦКБ МТ «Рубин» и Институт проблем морских технологий РАН». «Возможно, они будут недешёвы, зато перспективы с ним открываются обширные», - заключает эксперт. В качестве лидеров в сфере подводного разведочного и добычного оборудования Хазанов называет США и Великобританию. Виктор Хайков из Национальной ассоциации нефтегазового сервиса в этой связи отмечает Норвегию.

- Не имея в принципе какого-либо нефтегазового машиностроения, страна смогла за очень короткое время стать мировым законодателем в сфере нефтегазовых технологий для шельфа, - объяснил Хайков свою точку зрения в разговоре с Лайфом. - И всё это благодаря жёсткой позиции властей страны, которые в первую очередь поставили задачу развивать собственные технологии, науку и, конечно, производство, даже если это на начальном этапе экономически менее выгодно ввиду серьёзных вложений и более высоких цен.

Реализация проекта «Айсберг» может потребовать от властей России тех же шагов, что когда-то сделали норвежцы. В рамках этой программы должны быть созданы решения, которые, по мнению многих экспертов, по своей сложности даже превосходят космические технологии. Они могут стоить казне колоссальных средств, но ещё большие средства могут принести в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Пока ещё рано говорить о конкретных суммах, ведь экономическое обоснование проекта, являющееся главным препятствием на пути включения «Айсберга» в Арктическую госпрограмму - 2020, находится только на стадии разработки.

Подобные проекты невозможно реализовать силами одной отрасли. Если оборонка является своеобразным мозговым центром, вершиной «Айсберга», то его спонсором, основанием, должна стать нефтянка. Целые подводные города со своим транспортом, энергоснабжением и линиями связи могут стать катализаторами развития всей российской экономики, ведь основная часть деталей и техники должна быть произведена отечественными предприятиями.


Архитектура - дело тонкое. Для того, чтобы построить банальный блочный 12-ти этажный дом, нужно пробежать по множествам инстанций, получить кучу справок и разрешений. А сколько проблем затем возникнет с осуществлением желаемого проекта! Поиск специалистов, строителей, возможного места размещения, согласование всего этого с местным руководством...Конечно, лицом любого города являются именно архитектурные сооружения различной масштабности и размаха. Однако, далеко не все идеи и разработки осуществляются в реальной жизни. Далее вы сможете увидеть различные архитектурные проекты, которые (к счастью или сожалению) не были реализованны.


Дворец Советов. Б. Иофан, В. Гельфрейх, Я.Белопольский, В. Пелевин. Скульптор С. Меркулов. Один из вариантов утвержденного проекта. 1946

История не знает таких понятий: "что было бы, если...", однако проект Дворца Советов задумывался как строительство самого большого здания на земле. Его высота должна была достигать 415 метров - выше самых высоких сооружений своего времени: Эйфелевой башни и небоскреба Эмпайр стейт билдинг. Здание-постамент должна была увенчивать скульптура Ленина высотой 100 метров. Строительство Дворца Советов превратилось в самостоятельную хозяйственно-экономическую и научно-исследовательскую отрасль. В этой системе функционировали специальные лаборатории по оптике и акустике, по разработке специальных материалов: «стали Д.С.», «кирпича Д.С.», действовали механический и керамзитобетонный заводы, к строительной площадке была подведена отдельная железнодорожная ветка. Специальными постановлениями СНК СССР и Совета Труда и Обороны строительство Дворца Советов было объявлено ударной стройкой 1934 года, к концу 1939 года были готовы фундаменты высотной части. В 1941 году в связи с войной строительство было приостановлено и уже не возобновлялось. Работа над проектом Дворца Советов продолжалась до конца 40-х годов.
Страшно даже представить сколько места заняла бы подобная разработка! С нынешним нашим представлением об архитектуре Красной площади можно было бы смело распрощаться. Однако подобная идея возникла. И возникла она в 1922 году, когда собрался Первый съезд Советов. Несмотря на то, что здание так и не было достроено, работа над его проектом послужила мощным толчком для развития отечественной архитектуры, родился новый стиль, получивший название "сталинский классицизм". Именно Дворцу Советов пророчили титул лучшего здания всех времён и народов, он должен был украсить Москву, объединив все высотные здания в единый комплекс.
Однако нравы меняются. То, что когда-то считалось чудовищным, сейчас считается вполне повсеместным, и наоборот. Ведь французы тоже сопротивлялись воздвижению настоящего "монстра"- Эйфелевой башни в своей маленькой романтичной столице. Сейчас же считают башню настоящим национальным достоянием. Свыклись, наверное.



Арка героев. Монумент героическим защитникам Москвы. Л. Павлов. 1942
С октябре 1942 года, в самый разгар Великой Отечественной войны газета «Литература и искусство» сообщала: «Заканчивается конкурс на монументы героям Великой Отечественной войны. От московских скульпторов и архитекторов поступило около 90 работ. Получены сведения о высылке проектов из Ленинграда, Куйбышева, Свердловска, Ташкента и других городов СССР. Ожидается прибытие свыше 140 проектов». С целью ознакомить общественность с материалами конкурса зимой и весной 1943 года в Москве были устроены три выставки, на которых экспонировались представленные проекты. Условия конкурса среди прочих тем предусматривали и создание монумента «Героическим защитникам Москвы». Выбор места для монумента представлялся на усмотрение конкурсантов. Автор «Арки героев» архитектор Л. Павлов предложил разместить свой памятник на Красной площади. Монумент сооружен не был.

Кто знает, возможно мы лишились великого памятника.



Дом Аэрофлота. Д. Чечулин. 1934

В 1934 году весь мир следил за драматической судьбой экипажа ледокола «Челюскин», дрейфовавшего на льдине после гибели судна в Чукотском море. Летом того же года Москва встречала отважных челюскинцев и спасших их летчиков, которые первыми были удостоены звания Героя Советского Союза. Новые традиции социалистической жизни требовали увековечения славного подвига советских людей в монументальных формах. Здание «Аэрофлота», которое планировалось возвести на площади у Белорусского вокзала, было задумано архитектором Д. Чечулиным как монумент героической советской авиации. Отсюда остросилуэтное решение, «аэродинамическая» форма высотного корпуса и скульптурные фигуры героев-летчиков: А. Ляпидевского, С. Леваневского, В. Молокова, Н. Каманина, И. Слепнева, И. Водопьянова, И. Доронина, - увенчивающие семь ажурных арок, повернутых перпендикулярно главному фасаду и составляющих своеобразный его портал. В работе над проектом принимал участие скульптор И. Шадр, лепивший фигуры летчиков. Проект в своем первоначальном виде и назначении осуществлен не был. Почти полвека спустя общие идеи проекта были воплощены в комплексе Дома Верховного Совета РСФСР на Краснопресненской набережной (ныне Дом Правительства).

Узнав о таком проекте, можно понять сколько всего жители Москвы не знают о своём городе.




"Пирамиду Мега-сити" (Mega-City Pyramid) - пирамидальный город на 750 тысяч человек - мечтает возвести когда-нибудь в токийской бухте японская строительная корпорация Shimizu.

По разным данным, высота пирамиды должна составить приблизительно от 700 до 2004 метров (кстати, ещё одно название проекта - TRY 2004). Хотя, если верить Discovery Channel, реально всё же первое число. Но это не так уж и важно. Так или иначе, Mega-City Pyramid будет в несколько раз выше Великой пирамиды в Гизе.

На просторных квадратных километрах пирамиды могут разместиться жилые районы, офисы, культурные центры и вся прочая инфраструктура, свойственная обычному городу. Только по плотности "упаковки народа" эта пирамида превзойдёт обычный город – за счёт значительной экспансии вверх.

Зачем японцы пытаются переплюнуть египетских строителей - не понятно. Однако пока проект ещё остаётся неосуществлённым.



Постройка планировалась в городе Скоттсдейл(США). Предполагаемая высота дома-города: 2100 метров.

"Шестигранный город Паоло Солери"- один из первых проектов города-здания, датируется 60-ми годами XX века.


Bionic Tower II - такое название носит не менее грандиозный проект, разработанный на сей раз китайцами.
В основании башни находится "зелёный круг" - сад или парк диаметром около 90 метров. Из него и торчит ECE Tower - 24-этажное здание высотой примерно 100 метров с 25 тысячами квадратных метров полезной площади для жилья (168 квартир с тремя спальнями каждая) и офисов.

Небоскрёб собран из восьми секций высотой 12 метров. В каждой секции по три этажа. Сверху вниз, по спирали, спускается вертикальный сад, через который пробегает лестница для экстренной эвакуации (скоростные лифты тоже предусмотрены, не пугайтесь).

Самую большую площадь имеет 11-й этаж, а нулевой под своим куполом должен приютить магазины, спортзалы, кинотеатры и так далее. Где-то внизу предусмотрена и стоянка на 208 автомобилей.

Архитектор считает, что один комплекс должен отстоять от другого на расстоянии около 180 метров, что не помешало ему на одном из эскизов соединить "круги" восьми башен по принципу олимпийских колец.


Судя по плану, разработанному проектировщиками здания, колоссальные масштабы строительства превосходят все мыслимые и немыслимые ожидания. Несмотря на гибель американских "Близнецов", архитекторы стремятся к всё большей грандиозности и напышенности своих разработок. Такими темпами можно прийти к фантастичному будущему из кинофильма "Пятый элемент", где количество этажей высотных зданий давно уже не поддаются подсчётам.


Проект: X-ceed 4000.

X-Seed 4000 - высочайшее здание из когда-либо задуманных.

Его высота должна составлять 4 000 метров над уровнем моря. Благодаря 600-метровому фундаменту конструкция сможет размещаться прямо над морем. X-Seed 4000 должен вмещать от 700 000 до 1 000 000 жителей.

Проект разрабатывается для столицы Японии строительной компанией «Тасаи Корпорейшн» как здание будущего, где будут совмещены ультрасовременная жизнь и взаимодействие с природой. В отличие от обычных небоскребов, X-Seed 4000 будет защищать своих обитателей от перепадов давления и смены погодных условий по всей высоте здания. Его конструкция предусматривает использование солнечной энергии для энергообеспечения всей системы поддержания микроклимата в здании.

Лифты рассчитаны на 200 пассажиров и доставляют на верхний этаж за 30 минут. Помимо тысяч квартир и офисов в X-Seed 4000 будут и развлекательные центры, и парки, и леса.


Предполагают, что цена постройки X-Seed 4000 будет составлять 300-900 миллиардов.

Строительство проекта рассчитано на 8 лет. Интересно, верны ли рассчёты?


Проект "Спираль", разработанный в 1998 году, так и не довелось увидеть жителям города Токио. Двухсотэтажная архитектурная разработка, высотой 1000 метров, так и осталась в чертежах разработчиков.



Проект «Скай Сити 1000»

Сооружение представляло бы собой 14 этажей-микрорайонов, на каждом из которых размещены многоэтажные жилые, офисные и торговые здания, спортивно-развлекательные комплексы, рекреационные зоны с прудами и зелеными насаждениями, а также локальные транспортные узлы и многая другая инфраструктура обычного современного города.


Для справки:
В небоскребе-городе «Скай Сити 1000» могло бы проживать более 35 тысяч человек, работать – более 100 тысяч человек;

Диаметр основания башни составляет 400 метров.

Неужели фантастика становится реальностью?


Проект «Великая пирамида»

Пирамида задумана как огромная гробница на несколько миллионов мест. Проект немецкой некоммерческой организации Freunde der Großen Pyramide предполагает, что процесс захоронения будет означать и процесс строительства пирамиды, пока присоединение все новых и новых блоков-гробниц через несколько десятилетий не завершит монументальный образ четырехгранной пирамиды.

Буквальная пародия на легендарные египетские монументы выглядит в немецком исполнении весьма нелепо и неприемлимо для соверменного общества. Проект осуществлён не был.

Таким образом, глядя на все эти разработки, можно сделать вывод, что человечество из года в год, создавая один проект за другим, поражая разум своими склонностями к гигантизму, стремится быть ближе к небу, подальше от земли, пытаясь расположить огромные территории внутри поражающих размерами зданий. Причины подобных желаний человечества могут быть разные: либо это культ личности, либо стремление к совершенству, а возможно и постижение новых вершин и желание "обогнать" прошлые заслуги своих коллег. Одним словом: лучшее - враг хорошего, и перед тем как браться за грандиозные проекты, нужно подумать прежде всего о реальных возможностях и последствиях возведения подобных монументов.