Банки

Конкретный метод. Конкретные методы исследования

Поскольку потребности безграничны, а ресурсы редки, мы не в состоянии удовлетворить все потребности общества. Единственное, что остается, это добитьсявозможно большего удовлетворения этих потребностей при ограниченности ресурсов. Приходится решать, какие товары и услуги необходимо производить, а от каких в определенных условиях следует отказаться.

Отмеченное противоречие разрешается путем ВЫБОРА .

Вся человеческая жизнь – сплошной выбор, причем выбирая одно, приходится отказываться от чего то другого. Например, покупатель не может скупить все товары магазина из-за ограниченности его финансовых ресурсов. При этом он не будет покупать только хлеб или только молоко; его задача получить за свои деньги оптимальный набор благ. Со своей стороны фирма не может производить все по причине той же ограниченности своих производственных ресурсов; ей надо выбрать ассортимент товаров, максимизирующий ее прибыль. Местные власти не в состоянии построить одновременно и школу, и дорогу, и больницу. Им также приходится выбирать.

Тем, как отдельные индивиды, фирмы, общество в целом делают свой выбор, и занимается экономика (экономическая теория). Не случайно одно из определений экономики как общественной науки гласит: экономика описывает и анализирует выбор из ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей.

Таким образом, обществу (фирме, индивидууму приходится выбирать: какие потребности удовлетворить полностью, какие – частично, а от удовлетворения которых следует отказаться в связи с недостатком ресурсов.

Предметом выбора являются экономические (редкие) блага , т.е. блага, количество которых ограничено в сравнении с потребностью в них. Редкие блага можно разделить на два типа: производственные ресурсы и производимые на их основе потребительские блага (товары).

Выбор предполагает ответ на три основных вопроса:

1). Что и сколько производить?

Например, местные власти остановились на строительстве дороги.

2). Как производить?

Дорогу можно строить по-разному. Можно нанять кучу землекопов с лопатами, а можно использовать поменьше ручного труда и побольше машин. Речь, следовательно, идет о выборе производственной технологии.

3).Для кого производить?

В применении к дороге это означает решение вопросов, каким машинам разрешать движение по ней, делать ли проезд платным, либо бесплатным, кому предоставить льготы по проезду и т.п.

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА всегда была и будет. При этом возникает проблема рационального ведения общественного хозяйства.

Эффективность характеризует связь между количеством единиц редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате этого процесса количеством какого-либо продукта, т.е. охватывает проблему «затраты – выпуск». Большее количество продукта, получаемого от данного объема ресурсных затрат, означает повышение эффективности.


Выводы по 2 вопросу:

Таким образом, экономика призвана ответить на три основных вопроса :

1. Что производить?

2. Как произвести товары и услуги?

3. Для кого производить?

Ответ на эти три вопроса связан с проблемой ограниченности ресурсов и выбора вариантов хозяйствования, т.е. с рациональным поведением человека в экономической деятельности. Суть рационального поведения – в минимизации затрат и максимизации выгод, соотношение выгоды/затраты – не что иное, как показатель эффективности хозяйствования.

Экономическая наука исходит из посылки о рациональном экономическом поведении потребителя, производителя, государства.

Рациональное экономическое поведение потребителя означает, что, приобретая товары на рынке, он стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, к возможно большей полезности.

Рациональное экономическое поведение производителя в том, что фирмы всегда стремятся к максимизации дохода.

Рациональное экономическое поведение государства в том, что правительство всегда стремится к максимизации благосостояния населения, к устойчивому экономическому росту.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ И РЕСУРСЫ.

ГРАНИЦА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ.

ЗАКОН ВОЗРАСТАЮЩИХ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ

Издержек.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ

Наша жизнь состоит из потребностей. Экономика функционирует для того, чтобы удовлетворять потребности общества. Потребность – это нужда в чём-то, требующая своего удовлетворения, это желание потребителя приобрести нужный товар или услугу.

Потребности общества – это потребности составляющих его индивидов и институтов. Они разнообразны, безграничны и неутолимы. Все потребности можно разделить на две большие группы: производственные и непроизводственные.

Непроизводственные потребности – это потребности людей: в питании, жилье, одежде, бытовой технике, автомобиле, книгах, развлечениях

и т.д. Потребности могут быть материальными (осязаемыми, имеющими материально-вещественную форму) и нематериальными. Материальные потребности делятся на первичные , удовлетворяющие жизненно важные запросы человека (пища, жилье, одежда) и вторичные - все остальные потребности (досуг, спорт), предметы роскоши (украшения, яхты, автомобили). Деление это исторически условно, соотношение между ними с развитием общества меняется.

К нематериальным потребностям относятся услуги : духовные, эстетические, бытовые, медицинские, образовательные (например, посещение театра, консультации юриста, получение медицинской помощи и образования, чистка одежды, присмотр за детьми).

Есть вещи или услуги, которые нам нужны индивидуально. Но есть и такие потребности, которые могут быть удовлетворены одновременно для группы лиц, например, обеспечение безопасности граждан, целостности государства. При этом какие-то потребности в одних случаях можно удовлетворять индивидуально, а в других – сообща, например, потребность в образовании, транспорте, туризме. Занятия могут быть индивидуальными либо групповыми, доехать до работы можно на такси, на индивидуальной машине либо общественным транспортом, путешествовать можно самостоятельно либо с группой. Следовательно, форма удовлетворения потребностей может быть: индивидуальной, совместной (групповой) или смешанной.

Как можно удовлетворить потребности? Некоторые вещи мы можем получить свободно и практически в любом количестве, например, воздух, которым мы дышим, ягоды и грибы в лесу, цветы на лугу. Мы называем их бесплатными благами. Но если вы не любите собирать ягоды, а хотите их иметь, вы их покупаете. Эти ягоды кто-то собрал, принёс на рынок, продавал, в результате чего они из бесплатного блага превращаются в экономические.

Большинство вещей, которые мы потребляем, не существуют в природе в том виде, в котором они нам нужны. Их нужно преобразовать, создать. Таким образом, экономическая деятельность превращает ресурсы, или бесплатные блага, в экономические блага. Следовательно, экономические блага – это товары и услуги, которые воплощают в себе человеческий труд и характеризуются с точки зрения их редкости, ценности и стоимости.

Экономические блага можно классифицировать следующим образом:

А. Долговременные (многоразового использования: книги, одежда) и разового потребления (исчезают в процессе потребления: продукты питания).

Б. Взаимозаменяемые (сорта хлеба) и взаимодополняемые (хлеб и масло).

В. Настоящие (потребительские товары) и будущие (капитальные товары).

Экономические потребности - это желания потребителей приобрести и использовать экономические блага.

Конечной целью развития любой экономической системы является удовлетворение экономических потребностей. Это означает, что должно быть организовано производство соответствующих товаров и услуг. А для организации самого производства нужны здания, сооружения, оборудование, инструменты, транспортная система, сырье, материалы, т.е. разнообразные материальные ресурсы, а также людские ресурсы - работники разных специальностей. Таким образом, возникают потребности производства. Производственные потребности – это потребности предприятий для организации и осуществления процесса производства экономических благ.

Экономические потребности можно представить в виде следующей схемы.

Потребности людей и общества постоянно изменяются и возрастают. В процессе их удовлетворения формируются новые. Это имеет как объективные, так и субъективные причины. Назовём важнейшие из них.

1. Само производство, позволяя удовлетворять часть традиционных потребностей, порождает новые (появление телевизоров, компьютеров, радиотелефонов).

2. Формы организации экономики на базе конкуренции стимулируют производство новых товаров и услуг.

3. Изменение условий существования людей дает импульс для появления и удовлетворения новых потребностей. Например, несколько десятилетий назад иностранный туризм был чужд для советского человека. А сейчас ситуация совершенно иная.

4. Субъективно-психологические факторы. Человеку свойственно к чему- то стремиться, не останавливаться на достигнутом. Вспомним сказку Пушкина о рыбаке и золотой рыбке. Так и мы, удовлетворив одни желания, стремимся к исполнению других.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Экономические ресурсы – это природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. К ним относятся: фабричные здания и сельскохозяйственные строения,

оборудование, инструменты, машины, средства связи и транспорта, земля и всевозможные полезные ископаемые, разнообразные виды труда.

Все экономические ресурсы можно разделить на материальные (земля и капитал) и людские (труд и предпринимательская способность). Поскольку от экономических ресурсов непосредственно зависит ход производства и его результаты, их в экономической науке называют факторами производства. Каждая страна имеет в своём распоряжении экономические ресурсы, которые используются для удовлетворения нужд её жителей. Их может быть больше или меньше, но они всегда ограничены. Вследствие этого всегда ограничен и объём производства продуктов. Эта ограниченность ресурсов относительна и означает, что одновременное и полное удовлетворение всех сегодняшних потребностей принципиально невозможно. С развитием

общества она преодолевается, но в каждый данный момент существует.

Рассмотрим отдельно каждую группу факторов производства, или виды ресурсов .

Категория КАПИТАЛ охватывает все произведенные средства производства, т.е. инструменты, машины, компьютеры, станки, оборудование, производственные здания, транспортные средства и сбытовую сеть, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их к конечному потребителю.

Процесс накопления этих средств называется инвестированием. Поэтому эта категория экономических ресурсов называется инвестиционными ресурсами.

Категория «капитал» как фактор производства не включает в себя деньги, т.к. деньги, как таковые, ничего не производят. В рассматриваемом контексте речь идёт о реальном капитале – о средствах производственного назначения, которые в течение длительного времени активно (машины, станки, оборудование) или пассивно (здания, сооружения) участвуют в производственном процессе. Деньги – это финансовый актив.

ЛЮДСКИЕ РЕСУРСЫэто люди, выполняющие многочисленные и разнообразные функции по производству товаров и услуг. Людские ресурсы характеризуют способности, с которыми они родились, и знания, которые они приобрели в учении, сила и ловкость, ум и память.

В этой категории выделяют ТРУД , как таковой, т.е. все виды человеческого труда (умственного и физического) за исключением предпринимательства, и ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ СПОСОБНОСТЬ, т.е. особую характеристику человеческого труда, связанную с активностью, творчеством, риском, ответственностью, организаторскими способностями.

Она соединяет ресурсы земли, капитала и труда в единый производственный процесс, является его движущей силой.

Современная экономическая теория, понимая, что производственный процесс невозможен при отсутствии какого-либо экономического ресурса, признаёт равенство всех факторов производства.

В последние десятилетия выделяют еще один экономический ресурс –

информацию.

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА В ЭКОНОМИКЕ

Очевидным фактом является то, что совокупность всех наших материальных потребностей превышает производственные возможности всех имеющихся ресурсов. Иными словами, существуют две экономические аксиомы: 1) потребности общества безграничны и неутолимы ; 2) ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены и редки . В связи с этим необходимо делать ВЫБОР. Во–1, какие потребности

удовлетворять в первую, вторую, в последнюю очередь, а от каких следует отказаться ради того, что в настоящий момент мы считаем более важным. Во–2, как наиболее эффективно , используя ограниченные ресурсы, добиться

наибольшего результата. Ведь порой из одних и тех же ресурсов можно получить разные товары, удовлетворяющие разные потребности, и в разном количестве.3

Таким образом, перед обществом, предприятием и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов распределения ограниченных ресурсов между различными, конкурирующими целями. Способы решения этой задачи и составляет предмет экономической науки.

Для человека проблема выбора состоит в том, как, исходя из располагаемого дохода, в максимальной степени удовлетворить свои потребности.

Для предприятия проблема выбора заключается в том, как, исходя из имеющихся ресурсов, произвести необходимую обществу продукцию и получить максимум прибыли.

3 Например, нефть служит сырьём для получения котельного, дизельного, реактивного топлива. В результате её вторичной переработки можно получить исходные вещества для производства синтетических волокон, пластмасс, красителей, моющихся средств и многого другого. Но и это не всё. Валютная выручка от экспорта нефти и продуктов её переработки может быть использована для закупок на мировом рынке продовольствия, медикаментов, других потребительских товаров, а также оборудования для легкой, пищевой промышленности или новой технологии. И все эти альтернативные цели конкурируют за использование всегда ограниченного, а в последние годы и сокращающегося объёма добываемой в стране нефти. Увеличив экспорт нефти, мы должны будем сократить поставки топлива для сельскохозяйственной техники, что отрицательно скажется на объёме сельскохозяйственной продукции. Но, быть может, выручка от её экспорта позволит нам импортировать продовольствие в объёме, перекрывающем потери от снижения урожая, или закупить нефтебуровое оборудование, чтобы в будущем увеличить добычу нефти и, значит, поставки топлива сельскому хозяйству, другим потребителям.

Для общества проблема выбора заключается в том, ЧТО произвести, КАК, ДЛЯ КОГО и в КАКОМ КОЛИЧЕСТВЕ, рационально используя ограниченные экономические ресурсы. Этот выбор делается, исходя из социально-экономической эффективности. Первый аспект выбора – учёт социальной направленности государственной политики, социальных приоритетов, национальных особенностей, уровня жизни населения. Второй аспект выбора – экономический. Учитывается достигнутый уровень экономического развития страны и основные научно-технические ориентиры на будущее. Проблема рассматривается с точки зрения сопоставления затрат и результатов, просчитывается связь между количеством единиц редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате количеством какого-либо продукта. Рост количества продукта, получаемый от данного объёма затрат, означает повышение эффективности.

Общество стремится при этом опираться на полное использование имеющихся ресурсов, тем самым получить полный объём производства. Иными словами, экономика должна обеспечить занятие для всех, кто хочет и способен трудиться, и именно там, где они способны принести наибольший вклад. Должны максимально и целесообразно использоваться все пригодные для производства земли и капитальное оборудование.

Для графической иллюстрации процесса выбора используется кривая производственных возможностей.

На вертикальной оси отмечено производство средств производства

(роботов), на горизонтальной оси – производство предметов потребления

(телевизоров).

Кривая производственных возможностей показывает взаимозависимость производства двух продуктов. Увеличение выпуска одного товара может происходить за счёт сокращения выпуска другого. Каждая точка на ней представляет некий максимальный объём производства двух продуктов. При этом принимаются два допущения: экономические ресурсы используются полностью, но они неизменны в количественном и качественном отношении. Продвижение по прямой означает различные количественные сочетания в производстве роботов и телевизоров. Крайние точки кривой, находящиеся на пересечении с осями, означают, что все экономические ресурсы используются либо в производстве роботов (т.А), либо в производстве телевизоров (т.Е). Вне этой кривой происходит либо недопроизводство (слева от кривой – т.М), либо производство в таком объёме (справа от оси – т.К) оказывается неосуществимым при исходных допущениях - данном количестве и качестве ресурсов и данной технологии производства. Таким образом, эта кривая фактически изображает некую границу.

Каковы социально-экономические последствия выбора альтернативных решений. Решения «А», «В», «С» - экономические ресурсы направляются в основном на выпуск средств производства. Решение «Е» - на выпуск предметов потребления. Последние непосредственно удовлетворяют наши потребности. Увеличивая их производство, общество увеличивает удовлетворение своих текущих потребностей. Но при этом сокращает затраты на производство средств производства, которые позволяют выпускать предметы потребления. Подобное переключение ресурсов со временем нанесёт удар самому обществу: произойдет технический застой, а запас средств производства либо останется на прежнем уровне, либо сократится. В результате снизится потенциал будущего производства. Решения «А», «В», «С» означают снижение жизненного уровня сегодня, но создаёт большие возможности для совершенствования научно-технического потенциала. Тем самым, создаётся задел для эффективного производства и роста уровня жизни в будущем. Продвигаясь от альтернативы «А» к «Е», общество фактически делает выбор в пользу политики «больше сейчас» за счёт политики «намного больше потом». Двигаясь в противоположном направлении от «Е» к «А», общество выбирает политику ограничения текущего потребления, наращивая экономический потенциал для будущего.

Выбор соотношения в производстве двух продуктов по существу означает, что рост производства одного продукта происходит за счёт сокращения другого, т.е. ради увеличения одного продукта общество жертвует другим. Экономисты эту жертву рассматривают как вменённые издержки. Иными словами, издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пожертвовать, называют альтернативными

издержками, или издержками упущенных возможностей, издержками выбора. В нашем случае количество роботов, от которого приходится отказаться, чтобы получить дополнительную единицу телевизоров, и есть вменённые издержки, или просто издержки производства дополнительного телевизора. Тогда кривая производственных возможностей выступает как кривая изменяющихся издержек на производство того или иного продукта.

В процессе движения от альтернативы «А» к альтернативе «Е» количество роботов, которыми приходится жертвовать для получения каждой дополнительной единицы телевизоров, возрастает. Таким образом, каждая дополнительная единица продукта стоит всё дороже, т.е. мы имеем дело с законом возрастающих вмененных издержек. На графике эта связь обусловливает выпуклую от начала координат форму кривой, наклон которой становится круче по мере движения к дополнительным единицам выпуска нужной продукции.

Каков экономический смысл закона вменённых возрастающих

издержек? Он вытекает из простого умозаключения, что экономические ресурсы, используемые в производстве одного продукта, непригодны для полного их использования в производстве альтернативных продуктов. Когда мы пытаемся увеличить выпуск телевизоров, мы вначале имеем возможность выбрать такие ресурсы, производительность которых в этом производстве выше по сравнению с их производительностью в изготовлении роботов. Но по мере дальнейшего увеличения производства телевизоров те ресурсы, которые наиболее производительны в этом процессе, становятся всё более редкими. Чтобы получить больше телевизоров требуется уже использовать и те ресурсы, производительность которых здесь ниже, чем в производстве роботов. Таким образом, приходится использовать ресурсы всё менее и менее приспособленные для такого рода производства. Очевидно, что все больше их будет требоваться для производства дополнительной единицы нужной продукции.

В нашем анализе мы сделали некоторые допущения для того, чтобы выявить закон, т.е. существенные связи между производством двух взаимосвязанных продуктов. В реальной жизни, во-первых, не всегда экономические ресурсы используются полностью и целесообразно. Поэтому возможно недопроизводство продуктов. Во-вторых, научно-техническая мысль не стоит на месте, а развивается, обеспечивая научно-технический прогресс в организации производства, в совершенствовании технологии, в качестве сырья и материалов, в повышении уровня образования и подготовки работников. Это приводит к расширению масштабов производства. Первый фактор вызывает смещение кривой производственных возможностей влево, а второй – вправо.

Кривая производственных возможностей (КПВ) в разных условиях хозяйствования.

1 – КПВ в условиях полного использования экономических ресурсов.

2 – КПВ в условиях недогрузки производственных мощностей.

3 – КПВ в условиях научно-

технического прогресса.


Концепция метода
Обучение управлению, в силу специфики последнего как преимущественно практической деятельности, в значительной мере отличается от существующих процессов передачи знаний в традиционных областях естественных и гуманитарных наук. Это отличие касается главного - целей обучения. Основополагающая идея рассматриваемого метода применительно к обучению управлению строится на вере в то, что управление - это больше поведение, навыки и умения, чем просто знание. Лучший способ развития этих качеств достигается тренировкой через моделирование действий (подобно спортсмену или артисту). При постижении управленческого мастерства[I] роль указанных факторов резко возрастает, что вызвало в свое время создание и развитие другой концептуальной основы применительно к методам обучения управлению.
Сегодня признается, что такой концептуальной основой стало практикующее научение (experiential learning), исходящее из предположения, что навыки, умения и адекватное поведение в целом наиболее эффективно формируются в ходе приобретения опыта с последующим его осмыслением, теоретизацией и проверкой на практике. Более чем понятным является то, что обучение управлению в рамках «спирали» практикующего научения лучше всего проводить, непосредственно вовлекая обучающегося в практическую деятельность на рабочем месте в должности менеджера. Однако трудно себе

представить, что в действительности найдутся объекты деловой активности, фирмы или компании, которые пожелают взять на себя роль учебно-тренировочных лабораторий или «питомников» по воспитанию дипломированных управленцев.
Мудрость жизни не дала таковому случиться в действительности, но сами задачи остались. Известно, что спрос на людей, обладающих способностями к управлению, если не растет, то совершенно точно не снижается. Традиционным местом подготовки таких людей как были в начале века, так и остались по сей день школы бизнеса и подобные им заведения. Однако удовлетворить имевшийся спрос на «людей дела» удалось только по мере все большего введения и развития метода конкретных ситуаций {case-method, МКС) - метода обучения, позволившего во многом реализовать концепцию практикующего научения в условиях занятий в классе.
Нельзя говорить о МКС, не говоря о самой конкретной ситуации (case, КС). И в действительности определение понятия МКС обычно начинается с определения, что такое конкретная ситуация? В самом общем виде КС представляет собой описание действительных событий, имевших место в процессе ведения бизнеса в словах, цифрах и образах. Это как бы «срез» этого процесса, фиксация его динамики в определенных временных границах, ставящая обучающегося перед выбором путей решения проблем и курса последующих действий. При этом ожидается, что после изучения ситуации слушатель придет к своему индивидуальному заключению, а после обсуждения КС в группе и в классе внесет в нее необходимые изменения. По своей природе КС тем лучше, чем в более реальную ситуацию попадает изучающий ее слушатель. КС как метод обучения строится на воссоздании реальной деловой ситуации путем метафор и моделирования. При этом каждая КС является результатом действительно происшедших событий и таким образом служит как бы метафорой для определенного набора проблем. Ситуации, с которыми сталкиваются в жизни руководители, могут отличаться от метафор, передающих их смысл. Однако соединенные определенным образом вместе метафоры как раз и составляют ту КС, которая может отражать наиболее общее в управлении.
В отличие от традиционного обучения в рамках практикующего научения имеет место ряд важных сдвигов в подходе к данному процессу. Так, если при традиционном обучении главная ответственность за результаты возлагается на преподавателя, то научение переносит эту ответственность на студента как личность. Если традиционное обучение является, главным образом, познавательным процес

сом, то научение в основном ориентируется на конкретные действия и поведенческие процессы. Традиционный анализ фактов и абстрактных концепций переходит в приобретение навыков и умений, и в конечном счете - в новое поведение. Минимальная личная вовлеченность студента в рамках традиционного обучения заменяется физической и психологической вовлеченностью со взятием на себя ответственности за ход и результаты занятий. В целом практикующее научение - это научение, требующее взятия на себя обязательств по активному использованию всех имеющихся возможностей в научении и по применению их результатов в своем каждодневном мышлении и поведении.
Ниже предпринята попытка описать, как строится процесс научения с применением метода конкретных ситуаций, когда речь идет об обсуждении реально происходивших событий. При этом рассматриваются вопросы: где и как возник и получил свое развитие MKQ что дает МКС при обучении управлению; какие требования предъявляет метод к КС; что такое КС; какие КС бывают; как КС встраивается в учебный процесс.

ОБЩИЙ И ЧАСТНЫЙ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Методология имеет своей задачей исследование познавательной деятельности, осуществляющейся в различных областях науки, выявление общих закономерностей функционирования и развития научного мышления и разработку на их основе общенаучного метода познания. Опираясь на общенаучный метод, каждая конкретная наука разрабатывает свою методику исследования, учитывающую специфические закономерности, свойственные исследуемой области действительности. В качестве таких методик можно назвать методику физического или химического эксперимента, методику астрономических наблюдений, методику решения дифференциальных уравнений в частных производных и т. д. По отношению к этим конкретным методам научного исследования методология является своего рода общей теорией методов.

Разрабатывая такую обобщенную теорию методов, диалектический материализм отвлекается от особенностей конкретных исследовательских задач и конкретных индивидуальных особенностей субъекта, решающего ту или иную задачу. Он формулирует познавательную задачу в общей форме, вычленяет ее в чистом виде.

Стремясь открыть общие черты, существенные черты исследовательской деятельности, методология, таким образом, начинает с идеализации, с построения некой упрощенной модели. Идеализация помогает поставить проблему, отделить факторы, относящиеся к области методологии, от факторов, принадлежащих к другим сферам исследования, выделить в "живом" материале действительности схему ее закономерностей.

Основной вопрос методологии представляет собой лишь иначе сформулированный основной вопрос философии. Методолога интересует то же самое отношение - отношение субъекта и объекта.

Правда, с одной поправкой: цель методологии не в том, чтобы ответить, какой из полюсов этого отношения первичен и какой вторичен. Это мировоззренческая проблема, и решается она до постановки методологической проблемы. Определенный способ решения мировоззренческой проблемы, который предлагает философия, является теоретической предпосылкой методологического исследования.

И вместе с тем - это стороны исследования одного и того же отношения субъекта и объекта, познающего человека и познаваемого мира. И потому философия выступает в одном из своих аспектов как методология научного поиска, а методология научного исследования вплетается в решение основного вопроса философии.

Итак, при построении модели, на которой можно было бы вести исследование общего метода научного познания, предполагается, что существует объект, обладающий некоторым набором признаков, неизвестных субъекту, и субъект, способный посредством ряда познавательных действий отобразить эти признаки в собственном сознании, а также удостовериться в правильности данного отображения.

Методология, как учение о приемах и принципах всякого научного исследования, в качестве важнейшего условия самого своего существования нуждается в некотором положении, указывающем на то, что познавательный процесс, в какой бы области он ни осуществлялся, имеет по меньшей мере некоторые (и притом существенные) общие моменты.

Некоторые авторы считают, что метод "живого" исследования, который формируется, совершенствуется и развивается в ходе познавательной деятельности, столь же индивидуален, как и его предмет, и даже более того - как личность исследователя. Но в таком случае нет никакого смысла заниматься исследованием познавательной деятельности людей, ибо выявление тех или иных закономерностей, характерных для движения мыслительной деятельности в одном случае, при решении одной проблемы, совершенно не пригодно в другом, при решении другой проблемы. А это означает, что практически невозможно создать никакого общего метода познания, никакой методологии. Такого рода сомнения в ценности изучения методов прошлых открытий высказывает, в частности, один из ведущих современных физиков Р. Фейнман: "Я уверен, - пишет он, - что в физике история не повторяется...

Любая схема типа "ищите законы симметрии", или "запишите все, что вы знаете, в математической форме", или "угадывайте" уравнения" сейчас уже всем известна, и такими схемами все время пытаются пользоваться. Если вы застряли, ответ не может быть получен по одной из этих схем потому, что прежде всего вы попробовали использовать именно их. Каждый раз нужно искать новый путь. Каждый раз, когда образуется длительный затор, когда накапливается много нерешенных задач, это потому, что мы пользуемся теми же методами, которыми мы пользовались раньше. Новую же схему, новое открытие нужно искать совсем на другом пути.

Так что от истории науки не следует ждать особой помощи" *.

* Р. Фейнман. Характер физических законов. М., 1968, стр. 180.

Однако, такой пессимистичный вывод был бы обоснован, если бы предметы исследования, объекты материального мира и сферы сознания были бы строго индивидуальны и не выявляли бы повторяющихся моментов. Между тем каждый предмет, каждое явление, имея индивидуальные, присущие только ему свойства и связи, обладает и общими, повторяющимися в том или ином круге предметов или во всех без исключения свойствами и связями. И эти общие или всеобщие свойства и связи являются более существенными, чем единичные, индивидуальные.

Практика научного познания, важным моментом которой является успешное распространение результатов, полученных при изучении ограниченного числа объектов, на большие классы объектов, свидетельствует о справедливости этого последнего положения: объективному миру присущи не только индивидуальные характеристики, но и всеобщее, закономерное.

Таким образом, методология опирается на общефилософскую концепцию о наиболее общих характеристиках бытия. Не случайно поэтому исследование методов познания идет рука об руку с исследованием наиболее общих законов бытия, а марксистская философия, диалектический и исторический материализм, будучи наукой об общих законах бытия и мышления, выступает вместе с тем как методология научного исследования.

Однако, это тождество философии как науки о наиболее общих законах бытия и познания с методологией, т. е. учением о способах научного исследования в его наиболее существенных чертах, есть конкретное, диалектическое тождество, включающее в себя различие. Методология имеет свой угол зрения. Она рассматривает в первую очередь закономерности познавательной деятельности человека. Но поскольку, как уже было сказано, закономерности познания не могут не находиться в соответствии с существенными характеристиками бытия, отрыв методологии от онтологии, и тем более их противопоставление, превращение методологии в некоторое нормативное учение о рецептах познания, было бы ошибкой. Однако соответствие не есть тождество. В самой объективной действительности, в природе без человека нет ни пути от абстрактного к конкретному, ни превращения гипотез в теории, ни аналогий, ни индукции со всеми их правилами.



Методология не может быть простым переложением философского учения об общих характеристиках бытия еще потому, что не может не учитывать того обстоятельства, что познание осуществляется в соответствии с целями субъекта и зависит от исторически сложившихся познавательных средств, находящихся в его распоряжении.

В самой общей форме схема действий субъекта в процессе познания такова: постановка задачи, решение задачи, проверка правильности решения, постановка новой задачи (или видоизменение прежней) . Такую совокупность действий, совершаемых в процессе решения познавательной проблемы, можно назвать "познавательным циклом".

Познавательный цикл своей узловой точкой имеет пункт "постановка задачи". Эта узловая точка "размыкает" цикл: задача может быть поставлена учителем, производственной потребностью общества, особенностями конкретной жизненной ситуации, любопытством и другими факторами, внешними по отношению к познавательному циклу. Задача, таким образом, есть нечто первичное и внешнее по отношению к механизму познания.

В постановке задачи также можно выделить несколько моментов: осознание некоторой ситуации как задачи, четкое понимание смысла задачи, или, иначе, собственно формулирование познавательной проблемы, формулировка задачи в терминах известного и неизвестного.

Общим моментом, который связывает все пункты друг с другом и несет на себе основную методологическую нагрузку, является выявление признаков проблематичности.

Решение задачи начинается с приведения задачи к форме, удобной для решения. В математике это - приведение уравнения к нормальному или каноническому виду, в экспериментальной технике статистическая обработка результатов наблюдений или экспериментов, введение необходимых упрощений для того, чтобы задачу можно было решить имеющимися средствами, вариациями этого же порядка можно считать оценку поставленной задачи на разрешимость с учетом существующих в распоряжении - исследователя средств в разумный промежуток времени (заметим, что здесь мы уже имеем пример постановки "субзадачи").

Второй момент - выполнение решения, т. е. использование некоторого набора приемов, который приводит либо к ответу на задачу, либо к переформулировке задачи, либо, наконец, к доказательству ее неразрешимости. Описание этих приемов в виде своего рода готовых рецептов для работы - дело методик конкретных наук. Выявление причин, обусловивших их эффективность, - одна из задач методологии.

Проверка решения начинается с перевода полученных результатов из состояния, определенного формой решения, в состояние, определяемое формой проверки. Например, задача на вычисление прочности корабельного вала может быть решена в математической форме, и конечный результат такого решения ничего не несет в себе от материала корабельного вала. Для практического использования и экспериментальной проверки требуется перевести математический результат на язык материального мира. За таким переводом следует осуществление эксперимента или иной формы проверки. Заключает проверку решения обработка результатов эксперимента, где возможен статистический анализ данных, оценка возможных погрешностей эксперимента, ошибок измерительной аппаратуры и т. д.

В случае обнаружения регулярности в отклонении результатов такого конечного анализа экспериментальных данных от данных математического решения в рамках теории, приходится переформулировать задачу и исследовать либо корректность математического аппарата, либо искать вмешавшийся в ход эксперимента и неучтенный материальный фактор, либо, наконец, пересматривать теорию, на базе которой было получено принципиальное решение.

Исследование всех этих механизмов познавательного цикла в их существенных моментах и составляет конкретную задачу методологии, и формулировка схемы этого цикла - начало методологического исследования. Но уже первые попытки исследовать детали познавательного цикла обнаруживают "второй этаж" задачи, что обусловливается тем обстоятельством, что усвоение сознанием свойств и характеристик объективной действительности осуществляется в практическом взаимодействии субъекта с объектом материального мира. Процесс познавания объективной действительности, принявшей форму конкретной познавательной задачи, начинается с наблюдения, исследование которого немыслимо без понимания механизмов ощущения, восприятия, представления. Эксперимент есть не что иное, как обернутая специально в целях познания разновидность практики, изучением которой занимается марксистская теория познания. Мысль ученого формулирует познавательные задачи в виде понятий, связанных друг с другом в теоретические системы, а это есть не что иное, как формы абстрактного мышления, закономерности возникновения которых и условия их адекватности объекту познания также исследует философия.

Таким образом, при попытке приступить к собственно-методологическому исследованию мы непременно сталкиваемся с традиционными философскими проблемами. Без решения общефилософских вопросов оказывается невозможной принципиальная методологическая схема. В необходимом единстве философии и методологии заключается очень важная причина единства мировоззренческого и практического моментов в философской науке, с одной стороны, и единства философского и конкретно-научного исследования, с другой. Ни одна специальная теория в области естественных или гуманитарных наук не может обойтись без метода, а любой метод в его существенных основаниях оказывается связанным с определенными философскими концепциями. Поэтому факт господства философии над умами естествоиспытателей, который не раз отмечал Ф. Энгельс, - совершенно неизбежное, закономерное явление, связанное с коренными условиями существования научного знания.

Однако, философия не может претендовать на то, чтобы заменить конкретные методы исследования. Каждая сформировавшаяся наука обладает специфическим предметом исследования. Выделяя и изучая особую совокупность характеристик объективного мира, она имеет свой собственный угол зрения на действительность, обладает достаточно развитым набором собственных средств исследования и собственной методикой. Методы конкретных исследований по необходимости определены предметами их исследований, подобно тому как приемы трудовой деятельности определены особенностями предмета и орудия труда. Навыки работы с микроскопом не могут быть теми же самыми, что навыки работы с топором, шилом или лопатой. Великий русский баснописец совершенно прав, когда говорит: "Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать - пирожник".

Вместе с этим специфика не только не отрицает, а даже предполагает существование общего. Надо думать, что внимательность и аккуратность необходимы как сапожнику, так и пекарю. Орудия наблюдения микробиолога и психолога различны, как различны и их объекты. Однако общие требования наблюдения во многом сходны. Понятия, которые использует математик, существенно иные, чем понятия политэконома. Но способы образования понятий, не говоря уже о правилах логического мышления, общи и в математике,и в политической экономии.

Отношения между общими и частными методами отчетливо выявляют специфику связи методологии с научно-исследовательской и производственной практикой. Диалектический материализм оказывается методологической основой научных исследований всех без исключения областей научного познания не потому, что он делает излишними их конкретные методы. Марксистская философия вскрывает общие закономерности в формировании и эволюции методов разных наук, характерные черты связи любого метода с любым специфическим объектом исследования, общие черты связи теоретического мышления с экспериментом и наблюдением в каждой отрасли науки, общие всем "частным" наукам законы формирования понятий и теоретических конструкций, способы их проверки и принципы перехода от одной ступени знания к другой.

Следует также подчеркнуть, что методология не может ограничиться тем, что выделяет повторяющиеся моменты в разных конкретных методах специальных наук. Для того чтобы вычленить существенное, т. е. общее в его научном понимании, нужно заметить его в несходном внешнем, а для этого требуется развитая теоретическая концепция, вскрывающая закономерности данного класса явлений. Поэтому-то методология и не может сама быть суммой методик. Как из десяти тысяч мышей не сложить одного-единственного слона, из сотни тысяч наблюдений не построить научной теории, так и из сотен конкретных научных методик не создать методологии. Методики фиксируют сложившуюся технологию познания в специальных отраслях науки. Методология дает теорию этих технологий, объясняет их, опираясь на специфическую концепцию философскую теорию познания.

Из этого обстоятельства вытекает и второе - необходимость союза философии с конкретными науками как для успешного развития методологии, так и для прогресса самих частных научных методов. Общее не существует без единичного, закономерными могут быть только отдельные конкретные явления. Для того, чтобы выявить закономерность, чтобы фиксировать ее "в чистом виде", методология нуждается в "живом материале", в конкретных "примерах" методов. С другой стороны, выявленная закономерность, позволяя понять существенное и отделить его от второстепенного, избавляет специалиста частной науки от стихийности в попытках совершенствования своего метода, от поисков наощупь, от повторения ошибок, которые уже вели к тупикам.

Связь принципиальных положений марксистской философии с методами, используемыми и развиваемыми в различных науках, и есть та конкретизация, без которой бессильна философия как методология, без которой бесполезно говорить о методологическом значении философских положений.

В переводе с греческого термин «метод» буквально означает «путь». Он применяется для описания взаимосвязанных и соединенных в единую систему взглядов, приемов, способов и операций, которые целенаправленно применяются в научно-исследовательской деятельности или при практическом осуществлении процесса обучения. Выбор метода напрямую зависит от мировоззрения того, кто будет его применять, от целей и задач деятельности.

Фактически любая область человеческой деятельности характеризуется своими собственными методами. Часто говорят о методах литературного творчества, методах сбора и обработки информации, ведения предпринимательской деятельности. При этом речь чаще всего идет о наиболее общих принципах и подходах, которые положены в основу познания одной из сторон действительности и действий с ее объектами.

Известно несколько самостоятельных классификаций методов. Они могут разделяться на общие и частные. Иногда выделяют особые методы конкретных научных дисциплин, например, сравнительный метод в языкознании или метод системных описаний в психологии. Но есть и наиболее общие методы, которые широко используются в любых науках, а также в образовании. К ним можно отнести непосредственное наблюдение, эксперимент и моделирование.

Отличие методики от метода

Методика, если сравнивать ее с методом, носит более конкретный и предметный характер. По сути своей она представляет собой хорошо подготовленный и адаптированный к конкретной задаче алгоритм действий в рамках методологического подхода. Эта более или менее четко заданная последовательность операций базируется на принятом методе, на его основных принципах. По своему содержанию понятие «методика» ближе всего стоит к термину «технология».

Отличительный признак методики – детализация приемов и приближение их к задаче, стоящей перед исследователем или педагогом. Если, к примеру, в социологическом исследовании решено использовать метод интервьюирования, то методика подсчета результатов и их интерпретации может быть разной. Она будет зависеть от принятой концепции исследования, особенностей выборки, уровня оснащенности исследователя и так далее.

Говоря другими словами, в методике непосредственно воплощается метод. Считается, что хороший ученый или педагог, работающий в рамках определенного метода, владеет целым репертуаром методик, что позволяет ему проявлять гибкость в подходах и приспосабливаться к изменяющимся условиям деятельности.