Банки

Как правильно быть руководителем. Как руководить коллективом: эффективные советы

Здравствуйте, уважаемые читатели! Быть начальником дело непростое. Как успевать следить и за атмосферой в коллективе и за продвижением товаров или услуг? На что стоит обратить внимание при найме новых сотрудников? Как все держать под своим контролем? Сегодня я хочу поговорить с вами о том, как руководить коллективом, если ты начальник.

Кто такой руководитель

Начать, пожалуй, следует с интересной истории. Одна моя клиентка успешная управляющая сетью гостиниц. Начинала она простой горничной.

Каждый раз, когда она рассказывает мне про работу, я понимаю, что она всей душой более за свое дело, знает его от самого низа и до верха, понимает каждый шаг, который нужно сделать, какие могут возникнуть трудности и в чем будут сложности при найме персонала. Проверяя, как горничные убирают номер, она знает где провести пальцем и обнаружить пыль, потому что сама занималась этим делом в прошлом.

Именно таким и должен быть идеальным руководитель. Он должен понимать как работает его контора на всех уровнях. Он должен уметь делать вещи, которыми занимаются его сотрудники. Не стоит переходить в крайность. Конечно, в бухгалтерию лучше будет нанять квалифицированного человека, чем пытаться разобраться в этом вопросе самому. Но если вы управляете заводом, то обязательно должны иметь понимание всех особенностей работы цехов.

Быть начальником сложно. Необходимо обладать высокой ответственностью, уметь быстро реагировать в непредвиденных ситуациях, не бояться провала, понимать конечный результат, видеть перспективу.

Отчасти каждый начальник должен обладать качествами хорошего психолога, о чем и пойдет речь дальше.

Грамотный кадровик

В маленькой фирме начальник сам отбирает кандидатов на новые должности. В крупных корпорациях существуют целые отделы кадровой службы, которые занимаются всеми вопросами, связанными с персоналом.

Главное правило для хорошего кадровика - наличие психологического образования. Пусть и неполного, это могут быть ускоренные курсы, отдельные семинары или дополнительные занятия. Кадровик работает с людьми, поэтому он обязан иметь психологическую компетентность. Это все равно что работать автомехаником и не знать ничего о деталях машины.

Хорошему начальнику легко понять мотивы своих подчиненных, он умело мотивирует своих коллег, грамотно распределяет обязанности, понимает какой человек подойдет на определенную должность.

Ведь есть люди, которые не приспособлены для монотонной работы, и вы лишь убьете их потенциал, усаживая за перебирание бумаг для архива. Этот человек смог бы принести гораздо больше выгоды для вашей фирмы, находись он на другом месте.

Мало руководителей понимают, что кадровый отдел не должен быть просто бюрократическим аппаратом: заполнение бумаг, оформление трудовых книжек, ведение штатного расписания и прочее. Этот отдел должен заниматься атмосферой в коллективе. Именно поэтому здесь так важны психологические навыки.

Грамотный директор по персоналу умеет красиво поздравлять сотрудников, устраивает внерабочие мероприятия, следит за жизнью своих сотрудников, и знает, что у Алексея из отдела маркетинга скоро родится дочь.

Возможные проблемы

Женщина руководитель может столкнуться с неуважением на работе. Многие мужчины не воспринимают женщин на высоких должностях. И здесь очень важно уметь поставить себя, добиться от подчиненных признания вашего авторитета. Сделать это можно благодаря вашей компетентности и профессионализму.

Мужчина босс так же может столкнуться с подобной проблемой, если его назначили начальником в филиал, где он раньше никогда не работал. Его могут считать недостойным, что он получил должность из-за своих связей. И здесь решением проблемы станет ваш профессионализм.

Когда начальник может поставить сотрудников на место грамотным способом, он получит хорошо работающий коллектив.

Рекомендую вам к прочтению книгу Максима Батырева «45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя ». Там вы сможете найти интересные советы, которые, возможно, пригодятся вам в работе.

Расскажите про свой управленческий опыт? Как вы общаетесь с подчиненными? Доверяют ли они вашему авторитету? Как вы сами чувствовали себя, будучи обычным сотрудником? Как вы относились к начальству?

Быть хорошим управленцем сложно. Но всего можно достичь, приложив усилия!

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем о том, как стать хорошим руководителем, которого любят, ценят и уважают его подчиненные. Вы узнаете какими качествами должен обладать человек, занимающий руководящий пост. В чем отличия женщин-руководителей от мужчин-директоров. Каких ошибок нужно избегать.

Зачем быть хорошим руководителем

Руководитель – это эффективный менеджер. Именно от его способностей наладить производственный процесс и найти подход к коллективу зависят качественные и количественные показатели компании, отдела и т. д.

Понятия «хороший» или «плохой» босс весьма субъективны. Ведь нельзя найти идеального человека, который будет нравиться всем. Тем не менее руководителя должны уважать, ценить и немного бояться подчиненные.

Очень многие директора или начальники, которые только заняли руководящую должность, ведут себя «неправильно» и это сказывается на атмосфере коллектива, что влечет за собой уменьшение КПД каждого сотрудника.

Для того чтобы было понятно о чем идет речь, рассмотрим следующий пример.

3 дня назад отдел фирмы возглавил новый начальник. Он довольно молод и пришел на эту должность с другой компании. Как специалист он много не знает, но тем не менее не желает учиться и познавать что-то новое. Он же Босс. Поэтому ведет себя высокомерно, перекладывает часть своей работы на других и некомпетентен во многих вопросах. Себя он считает отличным руководителем, т. к. думает, что его побаиваются и уважают.

На самом деле персонал его не любит, не ценит, не уважает и считает высокомерной выскочкой. Глядя на начальника, сотрудники теряют энтузиазм, а показатели работы отдела постепенно падают. Все из-за того, что каждый работает сам по себе.

Коллектив – это объединение людей, которые работают для достижения одной цели. Его можно сравнить с механизмом часов, где каждая шестеренка по-своему важна. А начальник является заветным ключиком, который заводит механизм и умеет наладить его работу.

Если вы хотите повысить качество работы отдела или компании, заслужить уважение коллег и подчиненных, дальше двигаться по карьерной лестнице, то вам обязательно нужно стать хорошим руководителем. А как это сделать мы сейчас расскажем.

Кто может быть руководителем

На самом деле хорошими руководителями не рождаются, ими становятся. В любом возрасте человек может почувствовать в себе силы руководителя. По статистике 4 начальника из 10 становятся хорошими руководителями. На этот показатель не влияет ни пол, ни возраст. Отличным директором может быть как молодая целеустремленная выпускница ВУЗа, так и мужчина в преклонном возрасте с богатым опытом.

Кто лучше мужчина или женщина

В наше время руководителем может стать как мужчина, так и женщины. Женщины директора являются тактиками, а мужчины – стратегами. Представительницам прекрасного пола тяжелее завоевать авторитет коллектива. Придется доказывать свой профессионализм, особенно если большая часть сотрудников представители мужского пола.

Мужчины более стрессоустойчивы. Они не так быстро впадают в крайности. Тем не менее женщины более внимательны к своим подчиненным.

Ответить однозначно на вопрос «Кто лучше?» нельзя, т. к. все зависит от человека и его характера. Поэтому женщинам и мужчинам одинаково можно и нужно бороться за звание «Хороший руководитель».

Качества идеального начальника

Для того чтобы стать первоклассным руководителем нужно реально оценивать свои положительные и отрицательные стороны характера. Все люди не идеальны, но люди, занимающие руководящие должности должны уметь подавлять негативные стороны своего нрава и развивать хорошие черты.

Итак, рассмотрим, каким должен быть идеальный директор:

  • Сообразительным;
  • Владеть основами ;
  • Ответственным;
  • Пунктуальным;
  • Психологически устойчивым;
  • Человечным;
  • Обязательным;
  • Пунктуальным;
  • Уметь справляться со своими страхами;
  • Не бояться рисковать;
  • Активным;
  • Обучаемым;
  • Неленивым;
  • Миролюбивым;
  • Дружелюбным;
  • Неглупым;
  • Не меланхоличным и т. д.

Ошибки, которые допускают большинство руководителей

Не каждого начальника можно возвести в ранг хорошего руководителя. Все из-за того, что они допускают ряд ошибок, которые дискредитируют их в глазах подчиненных.

Рассмотрим самые распространенные ошибки:

  1. Отсутствие желания напрягаться . Некоторые руководители, как только занимают свой пост, думают, что они взобрались на вершину горы и теперь можно расслабиться и ничего не делать, тем самым перекладывают часть своей работы на подчиненных. На самом деле нужно отчетливо понимать, что чем выше должность, тем больше прийдется работать. Подчиненные могут вам помочь в первые дни, но свою работу вы должны выполнять самостоятельно.
  2. Неумение ценить работников . Каждый сотрудник, который качественно выполняет свою работу, заслуживает минимальное поощрение (хотя бы словесное).
  3. Неумение организовать работу . Руководитель должен досконально знать весь производственный процесс. Очень часто из-за того, что начальник не понимает всех этапов производства и не знает, кто и за что отвечает, любые неурядицы списывает на непрофессионализм коллектива.
  4. Отсутствие желания совершенствоваться, познавать что-то новое . Очень часто руководители, занимающие должность много-много лет, считают, что они все знают и не стремятся учиться и познавать что-то новое. А ведь жизнь и технологии не стоят на месте. И современный человек должен совершенствоваться, тем более руководитель.
  5. Присвоение чужих заслуг . Эту ошибку рассмотрим на примере. В научной лаборатории работает талантливый сотрудник, который сделал какое-нибудь открытие. Вместо того, чтобы рассказать о достижении своего сотрудника, руководитель лаборатории всем рассказывает о том, что «ОНИ» это сделали. Такой начальник считает, что это открытие заслуга его лично, т. к. он классный работник, если под его руководством сотрудник достиг таких высот.
  6. Проявление хамства и неуважения к коллективу . Иногда руководители не задумываются о том, что свои эмоции нужно контролировать и срываются по любому поводу на своих подчиненных. Конечно, бывают разные моменты, и так хочется выпустить пар. Но нужно научиться себя сдерживать, ведь простые работники, чаще всего, не имеют никакого отношения к вашему плохому настроению.
  7. Незащищенность своих сотрудников . Если директор ставит свои интересы выше других, то он никогда и нигде не отстаивает свой коллектив. Он не разбирается в спорных ситуациях и не ищет виновного. Ему легче наказать людей (наложить штраф, дать выговор и т. д.), чем разбираться кто прав, а кто виноват.

Это далеко не весь перечень ошибок, допускаемых руководителями. В любом случае нужно помнить, что подчиненные – это люди, за которых вы несете определенную ответственность, а их профессиональные неудачи – это неудачи руководителя, который не смог наладить производственный процесс.

Основные правила хорошего руководителя

Один из основателей менеджмента Питер Друкер утверждает, что для того чтобы стать хорошим руководителем, нужно при любых обстоятельствах использовать следующие 5 правил.

Правило 1. Научитесь управлять своим временем.

Правило 2. Уделяйте особое внимание конечному результату, а не производственному процессу. Меньше вмешивайтесь в работу своих работников. Объясните им, что каждый выполняет очень важный процесс и несет ответственность за него. Дайте почувствовать каждому сотруднику, что он маленький начальник.

Правило 3. Используйте и развивайте сильные стороны и положительные качества себя самого и своих сотрудников.

Правило 4. Всегда расставляйте правильные приоритеты, обходя второстепенные задачи.

Правило 5. Принимайте эффективные решения.

Советы для тех, кто хочет стать первоклассным руководителем

Анализируя деятельность многих успешных руководителей, мы составили рекомендации, которые помогут каждому начальнику заслужить авторитет в коллективе.

  • Ведите себя «правильно» с первого рабочего дня в должности руководителя.
  • Хорошо изучите коллектив. Сразу после вступления в должность ознакомьтесь со всеми личными делами своих работников. Постарайтесь запомнить их имена. Так, ваши подчиненные будут видеть, что они для вас не просто рабочая сила, а в первую очередь люди.
  • Будьте всегда честными и сдерживайте свои обещания.
  • Чаще обсуждайте производственный процесс в коллективе, дайте проявить себя подчиненным, попросите их проявлять инициативу.
  • Не будьте высокомерными, а ведите себя немного проще. Ведь в коллективе работают такие же люди, только на ранг ниже вас.
  • Не ругайте работников прилюдно. Лучше отчитать нерадивого сотрудника у себя в кабинете.
  • Хвалите и поощряйте персонал на общих собраниях. Вы придадите стимул другим.
  • Не сидите без дела. У хорошего руководителя всегда много работы. Плохие директора перекладывают часть своей работы на подчиненных, а потом маются от безделья.
  • Не бойтесь потерять свою должность и давайте развиваться талантливым работникам.
  • Контролируйте свои эмоции.
  • Оценивайте себя по наихудшему сотруднику. Ведь часть вины за его неудачи лежит именно на вас. Возможно, вы не мотивировали его или поручили слишком сложное задание.
  • Не жалейте денежных средств на материальные поощрения персонала. Если у людей нет стимула (например, в виде премий за наивысшие показатели), то они будут работать без энтузиазма вполсилы. Помните, что за среднюю зарплату работают средние сотрудники.
  • Учитесь разрешать любые бытовые споры. Не стойте в стороне, если в коллективе возник конфликт. Постарайтесь разобраться в сложившейся ситуации и помогите ее решить мирным путем.
  • Требуйте соблюдения дисциплины. Иногда применяйте взыскание. Главное, чтобы ваши претензии были по делу.
  • Не потакайте прихотям сотрудников. Ведите себя доброжелательно, но строго. Иначе вас будут игнорировать.
  • Показывайте свою компетентность и не перекладывайте все проблемы на подчиненных.
  • Поздравляйте коллектив с праздниками, интересуйтесь здоровьем, семьей, детьми сотрудников.
  • Никогда не впадайте в крайности, а любую ситуацию оценивайте трезво.
  • Изучайте психологию и посещайте психологические тренинги. Именно от этого зависит здоровый климат вашего коллектива.
  • Определяйте место каждого сотрудника в коллективе. Например, кто-то является генератором идей, а кому-то по душе монотонная работа с бумагами, а кто-то является вдохновителем.
  • Не выделяйте любимчиков. Старайтесь хорошо относиться ко всем сотрудникам.

Заключение

Хороший руководитель – это своего рода «зажигалочка». Он способен настроить подчиненных на нужный лад, разжечь огонь энтузиазма и спровоцировать делать свою работу качественнее и быстрее. Начальник может не уметь делать то, что умеют его работники, но он обязан правильно организовать работу и дать правильную установку подчиненным.

Хорошим руководителем может стать практически любой человек. Главное этого захотеть, не бояться перемен и постоянно совершенствоваться.

Как правильно руководить коллективом для эффективной работы? В первую очередь, как и в лбых отношениях нужно стимулировать развитие людей,а не думать о себе. О себе конечно тоже не надо забывать. Этот вопрос нам сегодня раскроет очень развитый бизнесмен и тренер, учитель в плавании по океану жизни делового общества Алексей Крол.

Ранее мы уже публиковали некоторые из его статей, например . Вообще этот подход не совсем обычный и дововольно глубокий — всегда можно вынести что-то полезное из слов известного ментора.

Путь от роли Специалиста к роли Управленца не простой. И не всегда ощутимый. Но есть один показатель, который указывает, что вы идёте в правильном направлении. Это – если коллеги начинают приходить к вам с вопросами, советоваться, ориентироваться на ваше мнение.

Ваша задача лишь делиться, предоставлять желающим возможность для обучения и развития, взращивать их, помогая само-реализовываться. Такая модель поведения позволит вам перейти на новый уровень в бизнесе.

Фрагмент кейса с ментором

Клиент: У нас с партнером бизнес уже 7 лет, и мы столкнулись с проблемой – не видим перспектив для роста. Упёрлись в потолок и кажется, исчерпали себя. Хотя очень серьезное значение придаём самообразованию и саморазвитию. Я прочитал Вашу книгу, и понял, что все эти годы находился в роли Специалиста, и никак не мог дорасти до роли Управленца, как и мой партнёр. И в этом основная наша проблема. Он по моей рекомендации прочёл вашу книгу, и вопросов у нас появилось только больше.

Как научиться руководить коллективом для эффективной работы

Алексей Крол: Когда люди начинают задавать вопросы – это хорошо. И если вы не знаете ответов – их поиск и обретение стимулируют ваш собственный рост. Среди Специалистов очень много тех, кто живёт с завышенной самооценкой, считая, что они хорошо разбираются в каких-то сферах, но при этом – обращены внутрь себя, не желая замечать других вокруг.

Если вы хотите продвигаться в мире людей, то необходимо менять вектор – с направленного внутрь, на направленный наружу, и начинать в большей степени общаться с людьми. Менять в себе роль Специалиста на роль Управленца.

Кстати, в последствии, все большие лидеры перерастали роль Управленца и, как правило, становились Учителями. Но это уже другой уровень управления.

Так вот здесь мы подошли к главному – к уровням управления. Какие они бывают, эти уровни?

Представьте, что у вас в подчинении находятся очень ограниченные, недалёкие люди. Управление ими затратно, требует диких управленческих ресурсов, поскольку вы им должны всё объяснять, разжевывать, жёстко их контролировать. Это первый, низший уровень управления.

Или напротив, если в подчинении у вас люди умные и квалифицированные, то тогда вам достаточно только обозначить перед ними цель. То есть чётко объяснить, что от них требуется, убедиться, что они поняли, дать им какие-то ресурсы, полномочия, и они просто будут это делают, в рамках своих компетенций. Это второй уровень управления.

Следующий уровень – это когда вы ставите им цели и задачи за пределами того, что они знают и умеют. Это вынуждает ваших сотрудников интенсивно учиться. А вы их учить не можете, поскольку либо этого не знаете, либо ограничены во времени. Что делать?

Тогда ваш стиль управления меняется: вы не просто контролируете исполнение, а намеренно стимулируете рост, развитие и обучение своих подчиненных. И тогда они на внешнем уровне продолжают делать свою работу, а на внутреннем – интенсивно учатся для того, чтобы не только исполнять свои обязанности, но и достигать целей за пределами своих компетенций.

Как правильно руководить новым коллективом для эффективной работы

Как правильно руководить новым коллективом для эффективной работы

Клиент: То есть я, развивая их, расширяю своё сознание и становлюсь частичкой их?

Алексей Крол: Можно и так сказать. Вы пока находитесь на низшем уровне управления. А это значит, что вы гребёте под себя, используя людей, как рабов, как расходный материал. Они для вас, как топливо.

Клиент: Как дополнительная рука.

Алексей Крол: Пусть будет такая метафора. Вы в вашей ситуации работаете только на себя.

А высший уровень управления – это когда вы даёте людям всё для ИХ развития.

При этом ваши подчинённые делают ваше дело. И получается обратная связь. Вы начинаете вкладывать в людей – они развиваются, тем самым развивая вас. В первом случае вы – двигатель, а они – топливо, а во втором они – двигатель, а вы – топливо. Вы подогреваете их верой и мотивацией. И у них происходит включение, зажигание. Рождаются новые идеи. Бизнес стремительно растёт.

Клиент: А я считал, что мне самому надо учиться, развиваться, хотя уже имею два высших.

Алексей Крол: Одно другому не мешает. И здесь снова возникает замкнутый круг. Вы стимулируете обучение ваших сотрудников – они растут. Таким образом, поначалу вы помогаете им решать их проблемы. У вас устанавливается с ними доверие. Люди начинают к вам тянуться. Но дальше может возникнуть новый тупик. Они выросли в рамках своих проектов, и даже, возможно, переросли вас, как Специалисты.

И зачастую, на каком-то этапе они останавливаются в росте, поскольку старые проекты их уже ограничивают. И наступает этап, когда вы им даёте более мощный проект, и он открывает каждому из них более масштабную перспективу, чем та, которую они могли бы сами придумать. Потому что ваше видение вашего бизнеса, как управленца, куда шире, чем их. И здесь происходит очень важный обмен.

Вся эта система начинает очень мощно накачиваться энергиями и результатами.

Умение правильно руководить коллективом для организации работы

Постепенно ваша основная деятельность будет смещаться в сторону общения с людьми. А оперативную деятельность вы будете делегировать. Вы уже переступили в роль Управленца. Сначала они будут приходить с вопросами, потом произойдёт определённый перелом, и люди начнут приходить уже не с вопросами, а с предложениями. Они будут предлагать идеи, потом – ресурсы и деньги.

Есть масса людей с деньгами и возможностями: административным ресурсом, связями, оборудованием, – но они не знают, куда их применить. И у них у всех один и тот же вопрос: а что делать дальше? Потому что на этой планете – дикий переизбыток ресурсов, дикая проблема смыслов, и паралич креатива наверху.

Но здесь есть одна оговорка для вас, как человека, только что перешедшего в роль Управленца. Человеческая психология такова, что доминируют только две вещи: то, чего мы хотим, и то, чего боимся. И алчность и страх присущи каждому. Поэтому управлять можно практически всеми, исключая осознанных людей.

Потому что когда человек становится осознанным, то он знает, чего хочет, и управлять им очень сложно. Такой человек понимает, что им пытаются манипулировать и перестаёт реагировать на управление.

Ведь почему люди поддаются управлению? Потому что в массе своей они не знают, чего хотят и плывут по течению.

И многие большие начальники по своему естеству – не лидеры. Это карьеристы, либо чьи-то знакомые, проявившие сверх-усилия и вставшие на эти должности. Но эгрегор их должности не наполняет их энергией. А знаете почему? Потому что страх потерять своё место лишает их энергообмена с подчиненными. Этот канал у них либо не существует, либо забит страхами и эгоизмом. Потому и говорят: «короля играет свита». Это и есть проявление Управленца, и ответ на ваш вопрос.

Иногда карьерная лестница приводит человека к руководящей должности. Это может произойти в том случае, если он обладает особым потенциалом, определенными личностными качествами, знаниями и профессиональным опытом, необходимыми для управления коллективом.

Кто-то стремится стать руководителем, кто-то становится им случайно в связи со сложившимися обстоятельствами. В любом случае, перед человеком, вступившим на эту ответственную «тропу», возникает сразу несколько задач:

  • понять психологию своего коллектива;
  • найти индивидуальный подход к каждому отдельному сотруднику;
  • суметь создать доброжелательную атмосферу сотрудничества;
  • научится реализовывать идеи с помощью объединенного коллективного труда.

Коллектив подразумевает сложную «систему» взаимоотношений, поэтому начинающему руководителю очень важно научиться настраивать своих подчиненных на движение в правильном направлении.

Если раньше рабочий коллектив воспринимался как абстрактная масса людей, трудящаяся для выполнения конкретных задач начальника, то сегодня механизмы стратегии значительно поменялись. Руководитель должен взять на вооружение психологические приемы, которые помогут ему общаться со своим коллективом и создавать все необходимые условия для его нормального функционирования.

Как завоевать авторитет?

За каким руководителем последует коллектив? Несомненно, это должен быть человек, которого все уважают. При этом уважают за его личностные и профессиональные качества, опыт и умение грамотно общаться с сотрудниками. Только так он сможет добиться авторитета, сумеет влиять на своих подчиненных и направлять ход их работы в нужном ему русле.

Существует несколько проверенных способов, позволяющих добиться авторитета:

  • закрепление лидерской позиции (необходимо внимательно следить за своей устной и письменной речью, быть максимально уверенным в себе, стараться не допускать ошибок и своими действиями во всем оставаться образцом для подражания; не поручать сотруднику то, чего не сможет сделать сам);
  • психоэмоциональная устойчивость (важно научиться контролировать собственные эмоции, быть максимально сдержанным в любой ситуации, так как любой эмоциональный срыв может повлиять на качество работы сотрудников и даже на их взаимоотношения с клиентами);
  • взаимопонимание (руководитель должен уметь идти навстречу своему подчиненному там, где это допустимо, но при этом не забывать об определенных рамках, ограничивающих их отношения);
  • правильная постановка задач (после того, как руководитель расскажет суть задачи, сотрудник должен быть осведомлен во всех подробностях работы, у него не должно оставаться вопросов).

Идеальная модель поведения мудрого руководителя

На сегодняшний день существует немало классификаций моделей поведения, предназначенных на выбор начинающему руководителю. Чаще всего большинство классификаций сводится к трем основным моделям поведения: обучающая модель поведения, строгая регламентация рабочего процесса и делегирование. Рассмотрим каждую из них по отдельности.

Обучающая модель поведения

В большей степени обучающая модель поведения распространена в странах США и Великобритании. Основывается на системе непрерывного обучения подчиненных, где руководитель выступает в роли «учителя», благодаря наставлениям и советам которого коллектив движется по направлению к своим профессиональным достижениям.

Задачи руководителя:

  • помочь сотрудникам освоить новые навыки на практике, получить полезные знания, необходимые для успешного развития коллективной работы;
  • научить работников самостоятельно планировать собственный ход работы;
  • объяснить принцип расстановки приоритетов в работе.

Преимущество данной модели в том, что сотрудникам не нужно отвлекаться от текущей деятельности на курсы повышения квалификации, посещать дополнительные семинары и т.д. Обучение осуществляется в процессе самой работы, что позволяет руководителю сразу оценивать результат работы своего подчиненного и дать ей свою объективную оценку.

Также для обучающей модели поведения свойственно максимальное психологическое сближение руководителя и членов коллектива. Для этого организовываются специальные дополнительные мероприятия, позволяющие коллективу общаться со своим руководителем вне работы (пикник на природе, капустник, туристическая поездка, игра в футбол, встреча в кафе и т.д.).

Неформальные отношения помогают сплотить коллектив, сделать людей не только коллегами, но и друзьями. Разумеется, в дружеской атмосфере каждый работник будет чувствовать себя комфортно, что позволит ему плодотворнее работать в дальнейшем.

Несмотря на многочисленные преимущества данной модели поведения, у нее есть один существенный недостаток: заниматься обучением всего коллектива довольно сложно. Нередко руководитель уделяет обучению своих подчиненных так много внимания, что не успевает довести до завершения ту деятельность, за которую несет ответственность он один.

Строгая регламентация рабочего процесса

В Германии распространена модель строгого регламентирования рабочего процесса. Немцы убеждены, что система управления коллективом должна основываться на четких правилах и принципах.

Задачи руководителя:

  • определить место каждого отдельного сотрудника в коллективной системе;
  • следить за успеваемостью каждого сотрудника;
  • контролировать недочеты в работе сотрудника.

Перед каждым членом коллектива ставится ряд задач, которые он должен будет выполнять в строгой последовательности. Если сотрудник не справляется хотя бы с одной из задач, он попадает под особый «индивидуальный» контроль своего руководителя. Ему предстоит писать отчеты по работе, докладывать, что он сделал за день и т.п. Если руководитель замечает, что сотрудник длительное время не справляется с поставленной задачей, он увольняет его.

Неформальные отношения, которые предполагает обучающая форма поведения, для модели строгой регламентации не подходят. В данном случае руководитель не стремится сплотить коллектив психологически, ему важно успешное выполнение задач от каждого конкретного специалиста.

Таким образом, данная система напоминает некую машину с множеством встроенных механизмов. Если один из них останавливается, машина прекращает работу. Поэтому руководителю, выбравшему модель строгой регламентации, так важно внимательно следить за тем, насколько эффективно справляются со своими функциями все остальные механизмы этой системы.

Преимущество данной модели в том, что она позволяет приносить эффективные результаты. Однако от самих сотрудников постоянно требуется максимальная стрессоустойчивость, а от руководителя - предельная внимательность ко всем деталям работы.

Модель делегирования

Модель делегирования распространена в странах Скандинавии, преимущественно в Швеции. Она базируется на делегировании полномочий, то есть передачи части обязанностей на нижестоящих руководителей, менеджеров и т.д. Как правило, такой руководитель не разбирается во всех сферах деятельности организации, поэтому доверяет управление нескольким людям с узкими специализациями.

Задачи руководителя:

  • распределить функции между руководителями и сотрудниками;
  • выяснить у специалистов, какие ресурсы им потребуются для дальнейшего руководства и достижения успешных результатов коллективной работы;
  • создать необходимые условия для получения этих ресурсов.

Важная особенность модели делегирования в том, что она предполагает поддержку постоянных взаимоотношений между руководителем и его подчиненными. Для этого периодически устраиваются специальные мероприятия, встречи, на которых руководящее лицо и его подчиненный выясняют, в чем им удалость добиться успеха за определенное время, а где были проблемы. На таких мероприятиях составляется план работ на будущее.

Еще один принцип данной модели поведения: начальник позволяет своим подчиненным самостоятельно выбирать путь для достижения результатов. В данном случае важен не сам процесс («как выполняется работа, какими способами достигается намеченная цель»), а сам продукт этой работы и его качество.

Свобода действия позволяет сотрудникам реализовывать свои возможности, проявлять энтузиазм и делиться своими идеями. Если методы сотрудника однажды принесут результаты, они будут официально подтверждены руководством и распространены для дальнейшего применения.

Какую модель поведения выбрать?

Модель поведения выбирается в зависимости от индивидуальных особенностей коллектива (средний возраст работников, пол и т.д.) и характера работы.

Так, например, обучающую модель обычно применяют для управления молодыми специалистами, недавно закончившими высшее учебное заведение. Для них обучающая форма является наиболее эффективной: они приобретают новые знания и умения, восполняют пробелы и учатся твердо вставать на профессиональный путь.

Модель регламентирования наилучшим образом подходит для кризисных положений (например, когда бизнес находится под угрозой). Благодаря строгому регламентированию удается сравнительно быстро повысить продуктивность коллективной деятельности, за сжатые сроки успеть выполнить колоссальный объем работы.

Что касается модели делегирования, то она сейчас с успехом используется многими руководителями для организаций, деятельность которых связана с творчеством. Для творческого коллектива необходимы комфортные условия, а также предоставление определенной свободы для достижения успешного результата.

Выбирая модель поведения, руководитель должен отталкиваться от целей, которые намерен достичь вместе со своим коллективом. Последнее время все три модели часто комбинируются. Действительно, по мнению психоаналитиков, лучше всего применять ту или иную модель в зависимости от определенной ситуации и не стоит ограничиваться какой-то одной моделью поведения.

Если вы являетесь начинающим руководителем и хотите завоевать авторитет, но вас беспокоят психологические проблемы, можете задать свой вопрос в анонимной форме (или с указанием имени) на нашем сайте.

Чтобы быть хорошим руководителем, надо знать: какими качествами нужно обладать, а от каких избавиться! Жизненные советы с примерами здесь.

Ну вот, не все люди могут стать начальниками.

Те, кто могут, часто не хотят брать на себя ответственность и становиться предметом ненависти коллектива.

А вот те, что страстно жаждут власти, порой слишком глупы и ленивы, чтобы справиться с поставленными задачами.

Этот замкнутый круг прорывают люди, о которых их подчиненные говорят: «У меня отличный босс!», вызывая искреннюю зависть окружающих.

Если вы все же вознамерились покорить карьерный Олимп, то надеюсь, что задумаетесь, прежде всего, о том, как стать хорошим руководителем , а не как побыстрее забраться на вершину, не особо напрягаясь при этом!

Все ли могут быть хорошим руководителем?

Главная ошибка людей, которые стремятся усесться в директорское кресло в том, что они просто не понимают: руководитель – это, прежде всего, эффективный менеджер.

Он не обязан быть супер-пупер-специалистом во всех сферах.

Его задачи:

  • организовать работу коллектива так, чтобы сотрудники с узкой специальностью могли эффективно работать, ни в чем не нуждаясь;
  • решать любые организационные проблемы.

Вот, к примеру, если речь идет о главном редакторе газеты, то руководитель не обязан виртуозно писать тексты (хотя наверняка в прошлом он работал простым журналистом), делать уникальные фотографии, создавать за 5 минут макеты, владеть всеми мысленными и не мысленными компьютерными программами, а заодно – и за пять минут суметь починить офисную технику.

  • обязан знать, какой текст и фотоиллюстрации нужны читателю, чтобы издание было популярным;
  • обеспечить своих сотрудников всем необходимым, начиная от канцелярских принадлежностей и заканчивая служебным транспортом;
  • , чтобы наладить нормальный микроклимат в коллективе.
  • суметь договориться о наиболее сложном интервью;
  • знать, куда и кому звонить, чтобы починить лопнувшую трубу или сломанный принтер;
  • ограждать своих подчиненных от недовольных публикациями представителей власти, простых читателей и т.д.;
  • вовремя выплачивать заплату;

Как стать хорошим начальником: сложно ли это?


Многие амбициозные карьеристы не задумываются о том, смогут ли они управлять.

Они просто хотят власти и большой зарплаты, теша себя мыслью: «Ай, потом научусь всему, чему нужно».

Конечно, разумный человек может многое освоить и в достаточно краткие сроки, вон даже медведей учат в цирке на велосипеде кататься, но при этом нужно иметь необходимые черты характера или хотя бы быть готовым их развивать.

По-моему, прежде чем думать, как стать хорошим начальником , нужно трезво оценить свой набор личных качеств и недостатки характера.

«Потенциал человека как руководителя зависит от его способности к изменениям. Возможно, это вообще самое трудное в жизни: изменения всегда пугают. Но в постоянно изменяющемся бизнесе изменения необходимы. Руководитель должен поощрять своих сотрудников, пробовать новшества и рисковать - в какой бы сфере он ни работал… Другое необходимое качество хорошего руководителя - дать возможность своим сотрудникам полностью отвечать за то, что они делают. Это возможно и необходимо, если вам удалось подобрать сильных профессионалов. Вы должны позволить им принимать самостоятельные решения. Я верю в то, что нужно по-максимуму их поддерживать и по-минимуму вмешиваться в их работу.»

А. Калтер

Отличный директор должен быть:

  • умным;
  • ответственным;
  • знать основные ;
  • психически устойчивым;
  • пунктуальным;
  • уметь преодолевать свои страхи;
  • обязательным;
  • человечным;
  • все успевать;
  • внимательным;
  • смелым;
  • легко обучаемым;
  • активным;

Отличный директор должен избавиться от таких качеств, как:

  • лень;
  • склочность;
  • мелочность;
  • авторитарность;
  • глупость;
  • неорганизованность;
  • мстительность;
  • пофигизм.

Естественно, это далеко не все качества, которые должны присутствовать/отсутствовать у классного шефа, но начинать следует именно с них.

8 советов с жизненными примерами, как стать хорошим руководителем

Есть у моей подруги начальница, Ольга Семеновна (престарелая дама, которая просидела на своем стуле десятки лет и которой давно пора отправиться на заслуженный отдых).

Работу подруга обожает, а вот шефиню ненавидит всеми фибрами души и весь коллектив в этом «светлом» чувстве с ней солидарен.

На ее примере я вам расскажу о главных ошибках, которые никогда не позволят вам быть хорошим руководителем :

    Нежелание напрягаться.

    Будучи на 30 лет моложе, Ольга Семеновна проводила на роботе много времени, все успевала, всегда имела десятки интересных идей и т.д.

    Но с выходом на пенсию ей, вероятно, показалось, что все, что могла, она уже сделала и теперь репутация и стаж должны работать на нее.

    Теперь она в основном занимается на работе чем-то своим, приходит и уходит, когда ей вздумается, никогда не задерживается, даже если рабочий процесс в самом разгаре.

    Понятно, что девчонки возмущены: тетя получает неплохую зарплату с множеством надбавок, в том числе и за директорскую должность, но вообще ничего не хочет делать.

    Полнейшая безответственность и желание сваливать свою работу на других.

    Как по мне, то директор – тот, кто первым бросается на амбразуру и эффективно решает все возникнувшие вопросы и проблемы. Именно за это он и получает зарплату.

    Ольга же Семеновна считает, что ее дело: пересидеть несколько часиков на работе.

    Вот, к примеру, случилось в субботу (организация подруги работает без выходных) в проводке замыкание.

    Звонить начальнице вообще бессмысленно.

    Все, что от нее можно услышать: «ну, ты давай, звони тому-то и туда-то».

    Но этим должны заниматься не девчонки, а директор или его зам, пусть даже и удаленно.

    Неумение ценить сотрудников.


    Ольга Семеновна не считает нужным поощрять своих подчиненных даже похвалой.

    Я уж молчу о каком-нибудь материальном вознаграждении.

    Все принимается, как должное.Зато о своих несуществующих успехах она распространяется долго и с удовольствием.

    Неумение организовывать работу.

    Знаете, какая любимая фраза горе-начальницы?«Ох, такая жара (в смысле, запара)!».

    Причем эта самая жара только у нее в голове. У девчонок даже в самые сложные дни «жары» почему-то не бывает.

    Работу они выполняют легко и с удовольствием.

    Нежелание совершенствовать свои умения.

    Что-то начальница, конечно, знает, но все эти знания относятся еще к периоду ее молодости.

    Зато она виртуозно овладела мастерством притворяться ценным работником.

    Приписывание себе чужих заслуг.
    Я считаю, что злоупотребление местоимениями «мы» или «они» – просто преступление.

    Если отличную работу сделал кто-то из сотрудниц, то Ольга Семеновна, отчитываясь перед вышестоящим начальством, всегда говорит: «Мы».

    А вот если она поучаствовала хоть в каком-то выполненном деле, то всегда звучит: «Я».

    Незащищенность коллектива.

    Ольга Семеновна никогда не защитит девчонок перед нападками (даже вообще незаслуженными) вышестоящего начальства, представителей власти, идиотов-визитеров.

    Естественно, все об этом знают и с удовольствием пользуются.

    Даже вечно пьяного сантехника сотрудницы должны заставлять работать самостоятельно.

    Ненависть к подчиненным.

    В случае Ольги Семеновны – это неприязнь к своим сотрудникам за то, что они молоды и имеют полноценные семьи в отличие от нее.

    Но причины могут быть и другими.

Рассмотренный пример отвратительного начальника больше характерен для государственных учреждений – там до сих пор берегут все совковые традиции, но смысл, я думаю, вам понятен.

Хотите быть хорошим руководителем?

Предлагаю мини-инструкцию для всех вышестоящих! 😉

Пользуйтесь на здоровье и мотивируйте своих подчиненных.

P.S.: это важно!

Итак-с, чтобы стать хорошим руководителем , нужно работать всю жизнь, и не сколько над своими профессиональными качествами, столько – над личными.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту