Бухучет и налоги

Значение рубан василий григорьевич в краткой биографической энциклопедии. Колосс Родосский, свой смири прегордый вид

(Μένανδρος) - афинянин, сын Диопейфа (342-291 до Р. X.) - глава новой аттической комедии, как Аристофан - глава древней. Находясь в близком родстве с Алексидом, поэтом средней комедии, М. был сверстником и другом Епиктра, другом и учеником Теофраста, внимательного и тонкого наблюдателя повседневных отношений и людских нравов и характеров. Довольством, привольем, любовью к женщинам исполнено было личное существование М. Об общественной его деятельности никаких сведений нет; он отклонил предложение царя Птолемея переселиться в Александрию. Число комедий М. доходило до 105 или 108, хотя не более, кажется, 8 раз он вышел победителем из состязаний; счастливейшим соперником его был Филемон. Ни одна из комедий М. до нас вполне не дошла. Ближайшее понятие о построении их, содержании, обрисовке характеров дают римские пьесы Плавта и Теренция, вместе с Цецилием и Афранием перенесших комедию М. на римскую сцену (fabula palliata). Знакомят нас с М. многочисленные отдельные замечания позднейших греческих писателей, а также исходящие от них общие характеристики поэта и подражания ему. Первостепенную важность имеют, конечно, сохранившиеся отрывки комедий. Авторитетнейшим почитателем М. из ближайших к нему по времени критиков был знаменитый грамматик Аристофан из Византии (262-185 г. до Р. Х.): он отвел М. первое место после Гомера; не отражение действительности, а саму действительность находил критик в комедиях М. Наставительность комедий, верность жизни, благородство и чистоту речи превозносит в М. Плутарх, ставящий его выше Аристофана. "Не стоит посещать театр, - замечает моралист, - если не дается что-либо из Менандра". По словам Квинтилиана, М. славой своей затмил всех соперников и окутал их мраком. Слава М. не отвергалась и христианскими писателями. Апостол Павел, Иероним, Климент Александрийский находили возможным хвалить М. и заимствовать из него мудрые изречения. Драгоценную часть комедий М. составляли суждения поэта на всевозможные случаи жизни, отличавшиеся правдой и меткостью содержания, краткостью и выразительностью формы. Позднейшие собиратели добывали эти суждения не из самых комедий, но из Стобея, Атенея, схолиастов и др. писателей. Сохранилось, между прочим, собрание однострочных изречений М.; числом до 760 (γνώμαί μονόστιχοι). Всего уцелело от М. до 1130 отрывков и названия 73-х комедий.

Мир комедий М. - частные повседневные отношения; его действующие лица - заурядные люди, с мелкими страстями, с обычными вожделениями и ошибками, поставленные в забавные положения; индивидуализации, глубокого анализа характеров и преобладающих личных свойств героев нет еще; общие типы, часто повторяющиеся даже под одними и теми же именами, только в различной обстановке, - такова отличительная черта Менандровой комедии. Хитрые сводники, влюбчивые юноши, находчивые рабы, ревнивые или расточительные жены, потакающие матери, скупые отцы, глупые хвастуны-солдаты, наглые прихлебатели, обольстительные куртизанки, содержатели непотребных домов - вот сфера, в которой вращается Менандр. Квинтилиан считает М. величайшим мастером в изображении "отцов, сыновей, мужей, солдат, крестьян, богачей и бедняков, то сердитых, то вымаливающих, то кротких, то суровых" (XI, 70). Для римской сцены переделаны были Теренцием 4 комедии М.: "Евнух", "Сам себя казнящий", "Братья", "Андриянка", причем римский поэт не стеснялся выкраивать одну комедию из двух греческих. Лучшими из комедий М. считались "Женоненавистник" и "Фаида". Не меньше пяти комедий посвятил М. изображению хвастливых, глупых солдат, забавных своими притязаниями на взаимность и неудачами в любовных делах: "Льстец", "Ненавистный", "Рыбаки", "Фрасилеон", "Евнух". Душу Менандровой комедии составляла любовь; любовная интрига имела у него обыкновенно благополучный конец. Женщины и рабы, простолюдины и бедняки занимают в пьесах М. видное, нередко первенствующее место. Личными достоинствами - молодостью, находчивостью, сердечной добротой и благовоспитанностью - определяется успех героев у возлюбленных, независимо от общественного положения и состояния. Человечностью запечатлено отношение поэта к обездоленным и приниженным. Раб в комедиях М. является во всевозможных видах: то он честный и преданный слуга, то плут и обманщик простоватого господина, то лентяй и дармоед и т. п. Богатым людям вменяется в обязанность участие к беднякам и благотворительность, а бедным поэт рекомендует блюсти свое человеческое достоинство. О бедных пекутся боги; обижать бедняка - значит, совершать дурное деяние. Как сюжеты комедий М., так равно и способ развития их, а также обилие общих суждений, верных не для одних афинян IV в. до Р. Х., сближают эти комедии с новоевропейской драмой и еще больше - с романом. Эти-то свойства, вместе с ясностью и простотой аттической речи, обеспечили М. блестящий успех далеко за пределами собственно Греции, в течение многих веков. Стихотворный размер диалогов - ямбический триметр и трохаический тетраметр. Хоров в комедиях М. не было. Комедии начинались прологом, как трагедии Еврипида. По философским воззрениям М. всего ближе к Эпикуру, а по построению пьес и обилию в них житейских сентенций - к Еврипиду.

Ср. Meineke, "Fragm. comic. graec." (Б., 1839-1857; в I т. критическая история греческой комедии, в IV т. отрывки М.; компактное изд. его же, 1847); Kock, "Comic. graec. fragm." (Л., 1880-1888; отрывки М. в III т.); Benoit, "Essai hist. et litt. sur la comédie de M." (П., 1854); Guizot, "Ménandre" (Париж, 1855); Preller, в "R.-Encyclop." Паули.

Ф. Мищенко.

  • - 1. - др.-греч. комедиограф. Крупнейший представитель т. н. новоаттич. бытовой комедии, М. в изображении традиционных образов и сюжетов преодолел условность масок, придав им индивидуальность...

    Советская историческая энциклопедия

  • - греческий комедиограф, представитель новоаттической комедии, ученик Теофраста; родился в богатой афинской семье. Традиция приписывает ему авторство ок 100 драматических произведений...

    Античный мир. Словарь-справочник

  • - Menander, Μένανδρος, 1. афинский полководец во время Пелопоннесской войны, принимавший участие в экспедиции в Сицилию...

    Реальный словарь классических древностей

  • - афинянин, сын Диопейфа - глава новой аттической комедии, как Аристофан - глава древней...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - греческий ритор второй половины III столетия после Р. Х., из Лаодикеи, предполагаемый составитель двух важных для софистического красноречия сочинений "De encomiis" , из которых в настоящее время ему принадлежащим...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - один из представителей древнегреческой комедии в период упадка ее и перехода в так называемую среднюю комедию, автор 24 пьес. Судя по заглавиям, некоторые пьесы Ф. были написаны в духе Аристофановских...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - один из представителей древнегреческой комедии в период упадка ее и перехода в так наз. среднюю комедию, автор 24 пьес. Судя по заглавиям, некоторые пьесы Ф. были написаны в духе Аристофановских...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ; мн. комедио/графы, Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - комедио́граф м. Сочинитель комедии...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...
  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - комеди"...

    Русский орфографический словарь

  • - а, м., одуш....

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - ...

    Формы слова

  • - сущ., кол-во синонимов: 3 автор драматург комик...

    Словарь синонимов

"Менандр, греческий комедиограф" в книгах

6. Менандр

автора Лихт Ганс

6. Менандр Менандр Афинский, сын Диопита и Гегесистраты, живший с 342 по 291 гг. до н.э., был племянником вышеупомянутого Алексида, поэта Средней Комедии, который познакомил Менандра с искусством комедиографии. Уже в возрасте 21 года Менандр одержал победу, и хотя он

Менандр

Из книги Законы успеха автора

Менандр Менандр (ок. 342 – ок. 291 до н. э.) – древнегреческий комедиограф. Живет лишь тот, кто не для одного себя живет. Кто на многое отваживается, тот неизбежно во многом и ошибается. Лучше встретить зло лицом к лицу, чем думать о нем. Не во всем и не всем нужно

Менандр

Из книги 1000 мудрых мыслей на каждый день автора Колесник Андрей Александрович

Менандр (342–291 гг. до н. э.) комедиограф... Не речью убеждают, а характером. ... Бог совершает все, храня молчание. ... Нет в мире ничего отважней глупости. ... Богов любимцы умирают юными. ... Кто на многое отваживается, тот неизбежно во многом и ошибается. ... Живет лишь тот, кто не

Великиий комедиограф – агент Людовиков XV и XVI

Из книги Антология шпионажа автора Вилинович Анатолий

Великиий комедиограф – агент Людовиков XV и XVI 14 августа 1774 г. вблизи немецкого города Нюрнберга, на дороге, ведущей через негустой сосняк, два вооруженных грабителя напали на некоего француза, путешествующего под чужим именем с весьма щекотливым поручением короля

6. Менандр

Из книги Сексуальная жизнь в Древней Греции автора Лихт Ганс

6. Менандр Менандр из Афин, сын Диопейта и Гегесистраты, жил в период с 342-го по 291 г. до н. э. и был племянником уже упоминавшегося Алексида, поэта средней комедии, который и познакомил Менандра с техникой комедийного жанра. Уже в возрасте 21 года он одержал победу, которую

Менандр (Menander)

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении автора Новиков В И

Менандр (Menander) Брюзга (Dyskolos) КомедияЭта комедия в переводе имеет и другое название - «Человеконенавистник». Главный ее персонаж, крестьянин Кнемон, в конце жизни изуверился в людях и возненавидел буквально весь мир. Впрочем, брюзгою он был, вероятно, от

Менандр

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Менандр (ок. 342 – ок. 297 гг. до н.э.) драматург, из Афин Богов любимцы умирают юными.Как можется, живем, а не как хочется.И у богов, похоже, суд неправедный.Как из машины бог, ты появляешься.Не речью убеждают, а характером.Бог совершает все, храня молчание.Ошибки

Менандр (menander) 324-293 до н. э.

Из книги Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения автора Новиков Владимир Иванович

Менандр (menander) 324-293 до н. э. Брюзга (Dyskolos) - Комедия Эта комедия в переводе имеет и другое название - «Человеконена­вистник». Главный ее персонаж, крестьянин Кнемон, в конце жизни изуверился в людях и возненавидел буквально весь мир. Впрочем, брюзгою он был, вероятно, от

Менандр

Из книги Энциклопедический словарь (М) автора Брокгауз Ф. А.

Менандр Менандр (MenanoroV) – афинянин, сын Диопейфа (342 – 291 до P. X.) – глава новой аттической комедии, как Аристофан – глава древней. Находясь в близком родстве с Алексидом, поэтом средней комедии, М. был сверстником и другом Епиктра, другом и учеником Теофраста, внимательного

Менандр

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЕ) автора БСЭ

МЕНАНДР (ок. 342 – ок. 291 до н. э.), древнегреческий комедиограф

автора

МЕНАНДР (ок. 342 – ок. 291 до н. э.), древнегреческий комедиограф 596 Богов любимцы умирают юными. «Двойной обман», фрагм. 4; пер. А. Парина? Менандр, с. 251 Плавт перевел этот стих на латынь: «Quem di diligunt, adulescens moritur» («Вакхиды» («Сестры»), 816–817). ? Lautenbach E. Latein-Deutsch, Zitaten-Lexikon. – M?nster, 2002, S.

ЭПИХАРМ (VI–V вв. до н. э.), древнегреческий комедиограф, жил в Сицилии

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

ЭПИХАРМ (VI–V вв. до н. э.), древнегреческий комедиограф, жил в Сицилии 118 А рука-то руку моет: дайка, и получишь сам. «Гномы» («Изречения»), фрагм. 273; пер. А. Лебедева Цит. в сочинении Псевдо-Платона «Аксиох», 366c. ? Фрагменты…, с. 264. По-латыни («Manus manum lavat» – «Рука руку моет»)

Менандр

Из книги Мысли и изречения древних с указанием источника автора Душенко Константин Васильевич

Менандр Менандр из Афин (ок. 342 – ок. 291 до н. э.), создатель «новой» аттической комедии, самый «репертуарный» греческий драматург древности. Многие строки его комедий вошли в пословицу. Богов любимцы умирают юными. «Двойной обман», фрагм. 4 (104, с.251) Как можется, живем, а не

МЕНАНДР

Из книги Формула успеха. Настольная книга лидера для достижения вершины автора Кондрашов Анатолий Павлович

МЕНАНДР Менандр (ок. 342 – ок. 291 до н. э.) – древнегреческий комедиограф.* * * Живет лишь тот, кто не для одного себя живет. Кто на многое отваживается, тот неизбежно во многом и ошибается. Лучше встретить зло лицом к лицу, чем думать о нем. Не во всем и не всем нужно

Менандр

Из книги Лучшие мысли и изречения древних в одном томе автора Душенко Константин Васильевич

Менандр Менандр из Афин (ок. 342 – ок. 291 до н. э.), создатель «новой» аттической комедии, самый «репертуарный» греческий драматург древности. Многие строки его комедий вошли в пословицу. Богов любимцы умирают юными.«Двойной обман», фрагм. 4Как можется живем,

Менандр (Μένανδρος ) - афинянин, сын Диопейфа (342-291 до Р. Х.) - глава новой аттической комедии, как Аристофан - глава древней. Находясь в близком родстве с Алексидом, поэтом средней комедии, М. был сверстником и другом Епиктра, другом и учеником Теофраста, внимательного и тонкого наблюдателя повседневных отношений и людских нравов и характеров. Довольством, привольем, любовью к женщинам исполнено было личное существование М. Об общественной его деятельности никаких сведений нет; он отклонил предложение царя Птолемея переселиться в Александрию. Число комедий М. доходило до 105 или 108, хотя не более, кажется, 8 раз он вышел победителем из состязаний; счастливейшим соперником его был Филемон. Ни одна из комедий М. до нас вполне не дошла. Ближайшее понятие о построении их, содержании, обрисовке характеров дают римские пьесы Плавта и Теренция, вместе с Цецилием и Афранием перенесших комедию М. на римскую сцену (fabula palliata). Знакомят нас с М. многочисленные отдельные замечания позднейших греческих писателей, а также исходящие от них общие характеристики поэта и подражания ему. Первостепенную важность имеют, конечно, сохранившиеся отрывки комедий. Авторитетнейшим почитателем М. из ближайших к нему по времени критиков был знаменитый грамматик Аристофан из Византии (262-185 г. до Р. Х.): он отвел М. первое место после Гомера; не отражение действительности, а саму действительность находил критик в комедиях М. Наставительность комедий, верность жизни, благородство и чистоту речи превозносит в М. Плутарх, ставящий его выше Аристофана. «Не стоит посещать театр, - замечает моралист, - если не дается что-либо из Менандра». По словам Квинтилиана, М. славой своей затмил всех соперников и окутал их мраком. Слава М. не отвергалась и христианскими писателями. Апостол Павел, Иероним, Климент Александрийский находили возможным хвалить М. и заимствовать из него мудрые изречения. Драгоценную часть комедий М. составляли суждения поэта на всевозможные случаи жизни, отличавшиеся правдой и меткостью содержания, краткостью и выразительностью формы. Позднейшие собиратели добывали эти суждения не из самых комедий, но из Стобея, Атенея, схолиастов и др. писателей. Сохранилось, между прочим, собрание однострочных изречений М.; числом до 760 (γνώμαί μονόστιχοι ). Всего уцелело от М. до 1130 отрывков и названия 73-х комедий.

Мир комедий М. - частные повседневные отношения; его действующие лица - заурядные люди, с мелкими страстями, с обычными вожделениями и ошибками, поставленные в забавные положения; индивидуализации, глубокого анализа характеров и преобладающих личных свойств героев нет еще; общие типы, часто повторяющиеся даже под одними и теми же именами, только в различной обстановке, - такова отличительная черта Менандровой комедии. Хитрые сводники, влюбчивые юноши, находчивые рабы, ревнивые или расточительные жены, потакающие матери, скупые отцы, глупые хвастуны-солдаты, наглые прихлебатели, обольстительные куртизанки, содержатели непотребных домов - вот сфера, в которой вращается Менандр. Квинтилиан считает М. величайшим мастером в изображении «отцов, сыновей, мужей, солдат, крестьян, богачей и бедняков, то сердитых, то вымаливающих, то кротких, то суровых» (XI, 70). Для римской сцены переделаны были Теренцием 4 комедии М.: «Евнух», «Сам себя казнящий», «Братья», «Андриянка», причем римский поэт не стеснялся выкраивать одну комедию из двух греческих. Лучшими из комедий М. считались «Женоненавистник» и «Фаида». Не меньше пяти комедий посвятил М. изображению хвастливых, глупых солдат, забавных своими притязаниями на взаимность и неудачами в любовных делах: «Льстец», «Ненавистный», «Рыбаки», «Фрасилеон», «Евнух». Душу Менандровой комедии составляла любовь; любовная интрига имела у него обыкновенно благополучный конец. Женщины и рабы, простолюдины и бедняки занимают в пьесах М. видное, нередко первенствующее место. Личными достоинствами - молодостью, находчивостью, сердечной добротой и благовоспитанностью - определяется успех героев у возлюбленных, независимо от общественного положения и состояния. Человечностью запечатлено отношение поэта к обездоленным и приниженным. Раб в комедиях М. является во всевозможных видах: то он честный и преданный слуга, то плут и обманщик простоватого господина, то лентяй и дармоед и т. п. Богатым людям вменяется в обязанность участие к беднякам и благотворительность, а бедным поэт рекомендует блюсти свое человеческое достоинство. О бедных пекутся боги; обижать бедняка - значит, совершать дурное деяние. Как сюжеты комедий М., так равно и способ развития их, а также обилие общих суждений, верных не для одних афинян IV в. до Р. Х., сближают эти комедии с новоевропейской драмой и еще больше - с романом. Эти-то свойства, вместе с ясностью и простотой аттической речи, обеспечили М. блестящий успех далеко за пределами собственно Греции, в течение многих веков. Стихотворный размер диалогов - ямбический триметр и трохаический тетраметр. Хоров в комедиях М. не было. Комедии начинались прологом, как трагедии Еврипида. По философским воззрениям М. всего ближе к Эпикуру, а по построению пьес и обилию в них житейских сентенций - к Еврипиду.

Ср. Meineke, «Fragm. comic. graec.» (Б., 1839-1857; в I т. критическая история греческой комедии, в IV т. отрывки М.; компактное изд. его же, 1847); Kock, «Comic. graec. fragm.» (Л., 1880-1888; отрывки М. в III т.); Benoit, «Essai hist. et litt. sur la comédie de M.» (П., 1854); Guizot, «Ménandre» (Париж, 1855); Preller, в «R.-Encyclop.» Паули.

Глава древней. Находясь в близком родстве с Алексидом, поэтом средней комедии, Менандр был сверстником и другом Епиктра, другом и учеником Теофраста , внимательного и тонкого наблюдателя повседневных отношений и людских нравов и характеров. Довольством, привольем, любовью к женщинам исполнено было личное существование Менандра. Об общественной его деятельности никаких сведений нет; он отклонил предложение царя Птолемея переселиться в Александрию. Число комедий Менандра доходило до 105 или 108, хотя не более, кажется, 8 раз он вышел победителем из состязаний; счастливейшим соперником его был Филемон. Ни одна из комедий Менандра до нас целиком не дошла. Ближайшее понятие о построении их, содержании, обрисовке характеров дают римские пьесы Плавта и Теренция , вместе с Цецилием и Афранием перенесших комедию Менандра на римскую сцену (fabula palliata). Знакомят нас с Менандром многочисленные отдельные замечания позднейших греческих писателей, а также исходящие от них общие характеристики поэта и подражания ему. Первостепенную важность имеют, конечно, сохранившиеся отрывки комедий. Авторитетнейшим почитателем Менандра из ближайших к нему по времени критиков был знаменитый грамматик Аристофан из Византии (262-185 г. до н. э.): он отвел Менандру первое место после Гомера ; не отражение действительности, а саму действительность находил критик в комедиях Менандра. Наставительность комедий, верность жизни, благородство и чистоту речи превозносит в Менандре Плутарх , ставящий его выше Аристофана. «Не стоит посещать театр, - замечает моралист, - если не дается что-либо из Менандра». По словам Квинтилиана , Менандр славой своей затмил всех соперников и окутал их мраком. Слава Менандра не отвергалась и христианскими писателями. Апостол Павел , Иероним , Климент Александрийский находили возможным хвалить Менандра и заимствовать из него мудрые изречения. Драгоценную часть комедий Менандра составляли суждения поэта на всевозможные случаи жизни, отличавшиеся правдой и меткостью содержания, краткостью и выразительностью формы. Позднейшие собиратели добывали эти суждения не из самых комедий, но из Стобея , Афинея , схолиастов и др. писателей. Сохранилось, между прочим, собрание однострочных изречений Менандра; числом до 760 (γνώμαί μονόστιχοι). Всего уцелело от Менандра до 1130 отрывков и названия 73-х комедий.

Творчество

Мир комедий М. - частные повседневные отношения; его действующие лица - заурядные люди, с мелкими страстями, с обычными вожделениями и ошибками, поставленные в забавные положения; индивидуализации, глубокого анализа характеров и преобладающих личных свойств героев нет ещё; общие типы, часто повторяющиеся даже под одними и теми же именами, только в различной обстановке, - такова отличительная черта Менандровой комедии. Хитрые сводники, влюбчивые юноши, находчивые рабы, ревнивые или расточительные жены, потакающие матери, скупые отцы, глупые хвастуны-солдаты, наглые прихлебатели, обольстительные куртизанки, содержатели непотребных домов - вот сфера, в которой вращается Менандр. Квинтилиан считает М. величайшим мастером в изображении «отцов, сыновей, мужей, солдат, крестьян, богачей и бедняков, то сердитых, то вымаливающих, то кротких, то суровых» (XI, 70). Для римской сцены переделаны были Теренцием 4 комедии М.: «Евнух», «Самоистязатель», «Братья», «Андриянка», причём римский поэт не стеснялся выкраивать одну комедию из двух греческих. Лучшими из комедий М. считались «Женоненавистник» и «Фаида». Не меньше пяти комедий посвятил М. изображению хвастливых, глупых солдат, забавных своими притязаниями на взаимность и неудачами в любовных делах: «Льстец», «Ненавистный», «Рыбаки», «Фрасилеон», «Евнух». Душу Менандровой комедии составляла любовь; любовная интрига имела у него обыкновенно благополучный конец. Женщины и рабы, простолюдины и бедняки занимают в пьесах М. видное, нередко первенствующее место. Личными достоинствами - молодостью, находчивостью, сердечной добротой и благовоспитанностью - определяется успех героев у возлюбленных, независимо от общественного положения и состояния. Человечностью запечатлено отношение поэта к обездоленным и приниженным. Раб в комедиях М. является во всевозможных видах: то он честный и преданный слуга, то плут и обманщик простоватого господина, то лентяй и дармоед и т. п. Богатым людям вменяется в обязанность участие к беднякам и благотворительность, а бедным поэт рекомендует блюсти своё человеческое достоинство. О бедных пекутся боги; обижать бедняка - значит, совершать дурное деяние. Как сюжеты комедий М., так равно и способ развития их, а также обилие общих суждений, верных не для одних афинян IV в. до н. э., сближают эти комедии с новоевропейской драмой и ещё больше - с романом. Эти-то свойства, вместе с ясностью и простотой аттической речи, обеспечили М. блестящий успех далеко за пределами собственно Греции, в течение многих веков. Стихотворный размер диалогов - ямбический триметр и трохаический тетраметр. Хоров в комедиях М. не было. Комедии начинались прологом, как трагедии Еврипида. По философским воззрениям М. всего ближе к Эпикуру, а по построению пьес и обилию в них житейских сентенций - к Еврипиду.

Открытие комедий Менандра

Портрет Менандра, римская копия с греческого оригинала пергамского стиля (Эрмитаж)

В Средние века комедии Менандра были утеряны; сохранились только цитаты из них, превратившиеся в расхожие афоризмы. Первая подборка фрагментов из Менандра была издана в 1709 г. Жаном Ле Клерком в Амстердаме, в 1823 г. в Берлине выходит гораздо более полная (около 500 фрагментов) подборка, изданная Августом Мейнеке. К концу XIX века было известно 1750 стихов Менандра. В 1876 году Коббетом был издан фрагмент комедии «Привидение», обнаруженный им в монастыре в Синае на двух пергаментных листах IV века, вклеенных в переплет книги. В 1897 г. в Египте был приобретен папирус, содержащий 90 стихов - начало комедии «Земледелец». Но перелом наступил в 1905 году, когда в Египте, на месте древнего Афродитополя был найден склад папирусных документов VI в., включая остатки папирусного кодекса - книги с комедиями Менандра. Всего было найдено более 1300 стихов из пяти комедий: «Третейский суд», «Самиянка», «Отрезанная коса», «Герой» и одной неизвестной комедии. Число папирологических находок множилось; в частности был найден и в 1959 г. опубликован полный текст комедии «Брюзга» и новые отрывки из «Самиянки» и «Щита» (кодекс III- начала IV вв.). В 1901-1960 гг. при демонтаже картонажей для мумий, найденных в Фаюмском оазисе, была открыта значительная часть свитка III в. до н. э. (наиболее близкого ко времени жизни комедиографа) с комедией «Сикионцы».

Переводчики Менандра на русский язык

Литература

Тексты и переводы

  • Менандр . Комедии. / Пер. Г. Ф. Церетели. (Серия «Античная литература»). М.-Л.: Academia. 1936. XXXIX, 193 стр. 5300 экз.
  • Менандр . Комедии. Герод . Мимиямбы. (Серия «Библиотека античной литературы»). М.: Худож. лит. . 318 стр. 25000 экз.
  • Менандр . Комедии. Фрагменты. / Пер. С. Апта, А. Парина, Г. Церетели, О. Смыки. (Дополнения: Античные свидетельства о жизни и творчестве Менандра. / Пер. В. Чемберджи. Маски средней и новой комедии. / Пер. М. Гаспарова.) Ст. и прим. В. Н. Ярхо. Отв. ред. М. Л. Гаспаров. (Серия «Литературные памятники »). М.: Наука, . 576 стр. 40000 экз.

Английские :

  • В «Loeb classical library » сочинения изданы в 3 томах (№ 132, 459, 460).

Французские :

  • В серии «Collection Budé» начато издание его сочинений: Ménandre .
    • Tome I, 1re partie: La Samienne. Texte établi et traduit par J. M. Jacques. (2e tirage revu et corrigé 1989) 3e tirage 2003. LXXXV, 106 p.
    • Tome I, 2e partie: Le Dyscolos. Texte établi et traduit par J. M. Jacques. (2e édition 1976) 5e tirage 2003. LXIII, 146 p.
    • Tome I, 3e partie: Le Bouclier. Texte établi et traduit par J. M. Jacques. 2e tirage 2003. CXXII, 191 p.
    • T. IV. Les Sicyoniens. Texte établi et traduit par A. Blanchard. 2009. CXXXII, 51 p.

Исследования

  • Церетели Г. Ф. Новооткрытая комедия Менандра Eritrepontes. СПб., 1908. 44 стр.
  • Церетели Г. Ф. Комедия Менандра «Самианка». СПб., 1909. 43 стр.
  • Церетели Г. Ф. Комедия Менандра «Отрезанная коса». СПб., 1910. 55 стр.
  • Церетели Г. Ф. Комедия Менандра «Герой». СПб., 1911. 37 стр.
  • Церетели Г. Ф. Новые комедии Менандра. Юрьев, 1914. 495 стр.
  • Савельева Л. И. Менандр и его новонайденная комедия «Угрюмец». Казань, 1964. 59 стр. 600 экз.
  • Ярхо В. Н. У истоков европейской комедии. (Серия «Из истории мировой культуры»). М.: Наука, 1979. 175 стр. 30000 экз.

Ссылки

  • Менандр (комедиограф) в библиотеке Максима Мошкова

Wikimedia Foundation . 2010 .

Википедия

Менандр, Menandros, из Афин, 342 293/292 гг. до н. э., греческий комедиограф. Сын состоятельного афинянина Диопейта, учился в Лицее у Теофраста. На эфебии, соответствующей нашей воинской повинности, М. был товарищем Эпикура. Дядей М., а возможно… … Античные писатели

- (342(341) 292(291)) афинский поэт драматург, наиболее выдающийся представитель так наз. «новой» аттической комедии (см. Греческая литература и Драма, раздел «Драма античная»), в к рой отсутствуют политическая злободневность и фантастические… … Литературная энциклопедия

- (ок. 342 ок. 297 гг. до н.э.) драматург, из Афин Богов любимцы умирают юными. Как можется, живем, а не как хочется. И у богов, похоже, суд неправедный. Как из машины бог, ты появляешься. Не речью убеждают, а характером. Бог совершает все, храня… … Сводная энциклопедия афоризмов

- (342 292 до нашей эры), древнегреческий поэт комедиограф. В духе бытового правдоподобия изображал конфликты частной, семейной жизни. В отмеченных пафосом гуманности комедиях (Брюзга, Самиянка, Третейский суд и другие), несмотря на свойственное … Современная энциклопедия

- (342 292 до н. э.) древнегреческий поэт комедиограф, главный представитель новой аттической комедии. В духе бытового правдоподобия изображал конфликты частной, семейной жизни. В отмеченных пафосом гуманности комедиях Менандр достигал тонкости… … Большой Энциклопедический словарь

Менандр - (342 292 до нашей эры), древнегреческий поэт комедиограф. В духе бытового правдоподобия изображал конфликты частной, семейной жизни. В отмеченных пафосом гуманности комедиях (“Брюзга”, “Самиянка”, “Третейский суд” и другие), несмотря на… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. У этого термина существуют и другие значения, см. Менандр (значения) … Википедия


Менандр, греческий комедиограф (Μένανδρος) - афинянин, сын Диопейфа (342-291 до Р. X.) - глава новой аттической комедии, как Аристофан - глава древней. Находясь в близком родстве с Алексидом, поэтом средней комедии, М. был сверстником и другом Епиктра, другом и учеником Теофраста, внимательного и тонкого наблюдателя повседневных отношений и людских нравов и характеров. Довольством, привольем, любовью к женщинам исполнено было личное существование М. Об общественной его деятельности никаких сведений нет; он отклонил предложение царя Птолемея переселиться в Александрию. Число комедий М. доходило до 105 или 108, хотя не более, кажется, 8 раз он вышел победителем из состязаний; счастливейшим соперником его был Филемон. Ни одна из комедий М. до нас вполне не дошла. Ближайшее понятие о построении их, содержании, обрисовке характеров дают римские пьесы Плавта и Теренция, вместе с Цецилием и Афранием перенесших комедию М. на римскую сцену (fabula palliata). Знакомят нас с М. многочисленные отдельные замечания позднейших греческих писателей, а также исходящие от них общие характеристики поэта и подражания ему. Первостепенную важность имеют, конечно, сохранившиеся отрывки комедий. Авторитетнейшим почитателем М. из ближайших к нему по времени критиков был знаменитый грамматик Аристофан из Византии (262-185 г. до Р. Х.): он отвел М. первое место после Гомера; не отражение действительности, а саму действительность находил критик в комедиях М. Наставительность комедий, верность жизни, благородство и чистоту речи превозносит в М. Плутарх, ставящий его выше Аристофана. "Не стоит посещать театр, - замечает моралист, - если не дается что-либо из Менандра". По словам Квинтилиана, М. славой своей затмил всех соперников и окутал их мраком. Слава М. не отвергалась и христианскими писателями. Апостол Павел, Иероним, Климент Александрийский находили возможным хвалить М. и заимствовать из него мудрые изречения. Драгоценную часть комедий М. составляли суждения поэта на всевозможные случаи жизни, отличавшиеся правдой и меткостью содержания, краткостью и выразительностью формы. Позднейшие собиратели добывали эти суждения не из самых комедий, но из Стобея, Атенея, схолиастов и др. писателей. Сохранилось, между прочим, собрание однострочных изречений М.; числом до 760 (γνώμαί μονόστιχοι). Всего уцелело от М. до 1130 отрывков и названия 73-х комедий. Мир комедий М. - частные повседневные отношения; его действующие лица - заурядные люди, с мелкими страстями, с обычными вожделениями и ошибками, поставленные в забавные положения; индивидуализации, глубокого анализа характеров и преобладающих личных свойств героев нет еще; общие типы, часто повторяющиеся даже под одними и теми же именами, только в различной обстановке, - такова отличительная черта Менандровой комедии. Хитрые сводники, влюбчивые юноши, находчивые рабы, ревнивые или расточительные жены, потакающие матери, скупые отцы, глупые хвастуны-солдаты, наглые прихлебатели, обольстительные куртизанки, содержатели непотребных домов - вот сфера, в которой вращается Менандр. Квинтилиан считает М. величайшим мастером в изображении "отцов, сыновей, мужей, солдат, крестьян, богачей и бедняков, то сердитых, то вымаливающих, то кротких, то суровых" (XI, 70). Для римской сцены переделаны были Теренцием 4 комедии М.: "Евнух", "Сам себя казнящий", "Братья", "Андриянка", причем римский поэт не стеснялся выкраивать одну комедию из двух греческих. Лучшими из комедий М. считались "Женоненавистник" и "Фаида". Не меньше пяти комедий посвятил М. изображению хвастливых, глупых солдат, забавных своими притязаниями на взаимность и неудачами в любовных делах: "Льстец", "Ненавистный", "Рыбаки", "Фрасилеон", "Евнух". Душу Менандровой комедии составляла любовь; любовная интрига имела у него обыкновенно благополучный конец. Женщины и рабы, простолюдины и бедняки занимают в пьесах М. видное, нередко первенствующее место. Личными достоинствами - молодостью, находчивостью, сердечной добротой и благовоспитанностью - определяется успех героев у возлюбленных, независимо от общественного положения и состояния. Человечностью запечатлено отношение поэта к обездоленным и приниженным. Раб в комедиях М. является во всевозможных видах: то он честный и преданный слуга, то плут и обманщик простоватого господина, то лентяй и дармоед и т. п. Богатым людям вменяется в обязанность участие к беднякам и благотворительность, а бедным поэт рекомендует блюсти свое человеческое достоинство. О бедных пекутся боги; обижать бедняка - значит, совершать дурное деяние. Как сюжеты комедий М., так равно и способ развития их, а также обилие общих суждений, верных не для одних афинян IV в. до Р. Х., сближают эти комедии с новоевропейской драмой и еще больше - с романом. Эти-то свойства, вместе с ясностью и простотой аттической речи, обеспечили М. блестящий успех далеко за пределами собственно Греции, в течение многих веков. Стихотворный размер диалогов - ямбический триметр и трохаический тетраметр. Хоров в комедиях М. не было. Комедии начинались прологом, как трагедии Еврипида. По философским воззрениям М. всего ближе к Эпикуру, а по построению пьес и обилию в них житейских сентенций - к Еврипиду. Ср. Meineke, "Fragm. comic. graec." (Б., 1839-1857; в I т. критическая история греческой комедии, в IV т. отрывки М.; компактное изд. его же, 1847); Kock, "Comic. graec. fragm." (Л., 1880-1888; отрывки М. в III т.); Benoit, "Essai hist. et litt. sur la comédie de M." (П., 1854); Guizot, "Ménandre" (Париж, 1855); Preller, в "R.-Encyclop." Паули. Ф. Мищенко.

Менандр греческий комедиограф - (?????????) - афинянин, сын Диопейфа (342-291 до Р. X.) - глава новой аттической комедии, как Аристофан - глава древней. Находясь в близком родстве с Алексидом, поэтом средней комедии, М. был сверстником и другом Епиктра, другом и учеником Теофраста, внимательного и тонкого наблюдателя повседневных отношений и людских нравов и характеров. Довольством, привольем, любовью к женщинам исполнено было личное существование М. Об общественной его деятельности никаких сведений нет; он отклонил предложение царя Птолемея переселиться в Александрию. Число комедий М. доходило до 105 или 108, хотя не более, кажется, 8 раз он вышел победителем из состязаний; счастливейшим соперником его был Филемон. Ни одна из комедий М. до нас вполне не дошла. Ближайшее понятие о построении их, содержании, обрисовке характеров дают римские пьесы Плавта и Теренция, вместе с Цецилием и Афранием перенесших комедию М. на римскую сцену (fabula palliata). Знакомят нас с М. многочисленные отдельные замечания позднейших греческих писателей, а также исходящие от них общие характеристики поэта и подражания ему. Первостепенную важность имеют, конечно, сохранившиеся отрывки комедий. Авторитетнейшим почитателем М. из ближайших к нему по времени критиков был знаменитый грамматик Аристофан из Византии (262-185 г. до Р. Х.): он отвел М. первое место после Гомера; не отражение действительности, а саму действительность находил критик в комедиях М. Наставительность комедий, верность жизни, благородство и чистоту речи превозносит в М. Плутарх, ставящий его выше Аристофана. "Не стоит посещать театр, - замечает моралист, - если не дается что-либо из Менандра". По словам Квинтилиана, М. славой своей затмил всех соперников и окутал их мраком. Слава М. не отвергалась и христианскими писателями. Апостол Павел, Иероним, Климент Александрийский находили возможным хвалить М. и заимствовать из него мудрые изречения. Драгоценную часть комедий М. составляли суждения поэта на всевозможные случаи жизни, отличавшиеся правдой и меткостью содержания, краткостью и выразительностью формы. Позднейшие собиратели добывали эти суждения не из самых комедий, но из Стобея, Атенея, схолиастов и др. писателей. Сохранилось, между прочим, собрание однострочных изречений М.; числом до 760 (?????? ??????????). Всего уцелело от М. до 1130 отрывков и названия 73-х комедий.

Мир комедий М. - частные повседневные отношения; его действующие лица - заурядные люди, с мелкими страстями, с обычными вожделениями и ошибками, поставленные в забавные положения; индивидуализации, глубокого анализа характеров и преобладающих личных свойств героев нет еще; общие типы, часто повторяющиеся даже под одними и теми же именами, только в различной обстановке, - такова отличительная черта Менандровой комедии. Хитрые сводники, влюбчивые юноши, находчивые рабы, ревнивые или расточительные жены, потакающие матери, скупые отцы, глупые хвастуны-солдаты, наглые прихлебатели, обольстительные куртизанки, содержатели непотребных домов - вот сфера, в которой вращается Менандр. Квинтилиан считает М. величайшим мастером в изображении "отцов, сыновей, мужей, солдат, крестьян, богачей и бедняков, то сердитых, то вымаливающих, то кротких, то суровых" (XI, 70). Для римской сцены переделаны были Теренцием 4 комедии М.: "Евнух", "Сам себя казнящий", "Братья", "Андриянка", причем римский поэт не стеснялся выкраивать одну комедию из двух греческих. Лучшими из комедий М. считались "Женоненавистник" и "Фаида". Не меньше пяти комедий посвятил М. изображению хвастливых, глупых солдат, забавных своими притязаниями на взаимность и неудачами в любовных делах: "Льстец", "Ненавистный", "Рыбаки", "Фрасилеон", "Евнух". Душу Менандровой комедии составляла любовь; любовная интрига имела у него обыкновенно благополучный конец. Женщины и рабы, простолюдины и бедняки занимают в пьесах М. видное, нередко первенствующее место. Личными достоинствами - молодостью, находчивостью, сердечной добротой и благовоспитанностью - определяется успех героев у возлюбленных, независимо от общественного положения и состояния. Человечностью запечатлено отношение поэта к обездоленным и приниженным. Раб в комедиях М. является во всевозможных видах: то он честный и преданный слуга, то плут и обманщик простоватого господина, то лентяй и дармоед и т. п. Богатым людям вменяется в обязанность участие к беднякам и благотворительность, а бедным поэт рекомендует блюсти свое человеческое достоинство. О бедных пекутся боги; обижать бедняка - значит, совершать дурное деяние. Как сюжеты комедий М., так равно и способ развития их, а также обилие общих суждений, верных не для одних афинян IV в. до Р. Х., сближают эти комедии с новоевропейской драмой и еще больше - с романом. Эти-то свойства, вместе с ясностью и простотой аттической речи, обеспечили М. блестящий успех далеко за пределами собственно Греции, в течение многих веков. Стихотворный размер диалогов - ямбический триметр и трохаический тетраметр. Хоров в комедиях М. не было. Комедии начинались прологом, как трагедии Еврипида. По философским воззрениям М. всего ближе к Эпикуру, а по построению пьес и обилию в них житейских сентенций - к Еврипиду.

Ср. Meineke, "Fragm. comic. graec." (Б., 1839-1857; в I т. критическая история греческой комедии, в IV т. отрывки М.; компактное изд. его же, 1847); Kock, "Comic. graec. fragm." (Л., 1880-1888; отрывки М. в III т.); Benoit, "Essai hist. et li tt. sur la com? die de M." (П., 1854); Guizot, "M ? nandre" (Париж, 1855); Preller, в "R.-Encyclop." Паули.

Ф. Мищенко. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890-1907