Нк рф

Централизация инфраструктуры информационных систем. В Ханты-Мансийском автономном округе централизуют IT-инфраструктуру

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О ПЛАНЕ МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЕ") ПО ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ

В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 октября 2005 года N 73-оз "О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" , распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 августа 2016 года N 455-рп "О Концепции "Бережливый регион" в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", учитывая решение Общественного совета при Департаменте информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 15 декабря 2017 года N 22):

1. Утвердить план мероприятий ("дорожную карту") по централизации инфраструктуры информационных систем в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - автономный округ, план) (приложение 1).

2. С целью обеспечения эффективности межведомственного взаимодействия определить первого заместителя Губернатора автономного округа Г.Ф.Бухтина куратором по реализации плана.

3. Определить Департамент информационных технологий автономного округа (далее - Департамент) ответственным за реализацию плана.

4. Заместителю Губернатора автономного округа А.Г. Забозлаеву:

4.1. В срок до 1 февраля 2018 года направить предложение о создании проекта (портфеля проектов) по централизации инфраструктуры информационных систем в Департамент проектного управления Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 декабря 2015 года N 485-п "О системе управления проектной деятельностью в исполнительных органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" .

4.2. В срок до 30 апреля 2018 года внести в Правительство автономного округа предложения по актуализации перечня учреждений, выполняющих функции в области информационных технологий.

5. Первому заместителю Губернатора автономного округа А.В.Шипилову, заместителю Губернатора автономного округа А.Г.Забозлаеву, Департаменту в срок до 1 июня 2018 года совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (далее - органы местного самоуправления) организовать принятие решения по вопросу о состоянии и развитии инфраструктуры информационных систем в автономном округе Постоянной комиссией Совета при Губернаторе автономного округа по развитию местного самоуправления в автономном округе.

6. Департаменту в срок до 30 марта 2018 года внести в Правительство автономного округа предложения по изменению государственной программы автономного округа "Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года", утвержденной , в части актуализации целей внедрения информационных технологий, установления критериев эффективности государственного управления.

7. Исполнительным органам государственной власти автономного округа:

7.1. В срок до 1 февраля 2018 года внести в комиссию по совершенствованию организационной структуры и штатной численности исполнительных органов государственной власти автономного округа (далее - комиссия) предложения по оптимизации структуры и штатной численности в соответствии с приложением 2 к настоящему распоряжению, а также предложения по оптимизации структуры и штатной численности подведомственных государственных учреждений автономного округа (далее - учреждения) в соответствии с приложением 3 к настоящему распоряжению.

внести Губернатору автономного округа, Правительству автономного округа предложения по структуре и штатной численности исполнительных органов государственной власти автономного округа с учетом решения комиссии;

обеспечить внесение изменений в структуры и предельную штатную численность учреждений, с учетом решения комиссии;

внести в Правительство автономного округа предложения о синхронизации государственных программ автономного округа, ответственными исполнителями которых они являются, с государственной программой автономного округа "Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 9 октября 2013 года N 424-п , Концепцией "Бережливый регион" в автономном округе, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 19 августа 2016 года N 455-рп;

заключить с Департаментом соглашения об уступке требований по договорам возмездного оказания услуг по сопровождению информационных систем.

7.3. Обеспечить проведение организационно-штатных мероприятий в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о государственной гражданской службе.

8. Первому заместителю Губернатора автономного округа А.В.Шипилову совместно с заместителем Губернатора автономного округа А.Г.Забозлаевым, Департаментом в срок до 30 марта 2018 года обеспечить рассмотрение на заседании комиссии предложений исполнительных органов власти по оптимизации их структуры и штатной численности.

9. Департаменту:

9.1. В срок до 1 июня 2018 года создать систему контроля за эффективностью функционирования информационных систем в автономном округе.

9.2. Совместно с Департаментом финансов автономного округа, Департаментом государственного заказа автономного округа:

9.2.1. Обеспечить внедрение информационной системы бухгалтерского учета "Облачная бухгалтерия", включающей управление материальными запасами, закупки, управленческий учет:

в срок до 1 июля 2018 года - в исполнительных органах государственной власти автономного округа;

9.2.2. В срок до 30 марта 2019 года обеспечить интеграцию информационной системы бухгалтерского учета "Облачная бухгалтерия" с информационной системой управления общественными финансами "Электронный бюджет" и региональной информационной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд автономного округа.

9.3. Совместно с Департаментом внутренней политики автономного округа, исполнительными органами государственной власти автономного округа в срок до 1 июня 2018 года внести в Правительство автономного округа проект плана информатизации ключевых функций исполнительных органов государственной власти автономного округа, подлежащих автоматизации в приоритетном порядке (далее - планы автоматизации функций), с учетом его общественной оценки.

10. Департаменту государственной гражданской службы и кадровой политики автономного округа в срок до 1 июня 2018 года внести в Правительство автономного округа предложения по изменению государственной программы автономного округа "Развитие государственной гражданской службы, муниципальной службы и резерва управленческих кадров в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2018 - 2025 годах и на период до 2030 года", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 17 октября 2014 года N 374-п , в части дополнения ее мероприятиями по обучению сотрудников, внедряющих планы автоматизации функций в исполнительных органах государственной власти автономного округа.

Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА

Приложение 1. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ (ДАЛЕЕ - АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ)

Приложение 1
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры

Наименование мероприятий

Ответственные исполнители

Срок реализации

Ожидаемые результаты

I. Нормативно-правовое обеспечение мероприятий по централизации инфраструктуры информационных систем, используемых исполнительными органами государственной власти и подведомственными им государственными учреждениями автономного округа

Анализ правовых актов автономного округа, муниципальных правовых актов, в том числе в части:
полномочий исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (далее - ОМС);
порядка создания, функционирования, развития и сопровождения государственных информационных систем в органах власти, ОМС и подведомственных им государственных учреждениях (далее - учреждения);
контрактной системы в сфере закупок

Департамент информационных технологий автономного округа (далее - Депинформтехнологий Югры), исполнительные органы государственной власти автономного округа (далее - органы власти), ОМС (по согласованию)

аналитическая справка о состоянии нормативно-правовой сферы в области информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) автономного округа

Формирование перечня правовых актов автономного округа, в которые необходимо внести изменения в целях централизации инфраструктуры информационных систем, используемых органами власти, учреждениями и ОМС

перечень правовых актов автономного округа и муниципальных правовых актов

Разработка проектов правовых актов, в том числе о внесении изменений в действующие , в соответствии со сформированными перечнями

ОМС (по согласованию)

правовые акты автономного округа

Разработка правовых актов автономного округа, предусматривающих мероприятия по изменению структуры органов власти, учреждений и оптимизации их штатной численности

Депинформтехнологий Югры, органы власти

правовые акты автономного округа

Разработка правовых актов автономного округа, предусматривающих единый подход к формированию и размеру заработной платы работников учреждений, в должностные обязанности которых входит обслуживание компьютерной техники и сопровождение информационных систем (ресурсов)

Депинформтехнологий Югры, органы власти

правовые акты автономного округа

II. Организационные мероприятия

Анализ предложений органов власти, ОМС по централизации инфраструктуры информационных систем

Депинформтехнологий Югры, органы власти, ОМС

аналитическая справка, содержащая оценку предложений по централизации инфраструктуры информационных систем

Анализ практики централизации инфраструктуры информационных систем органов власти и подведомственных им государственных учреждений субъектов Российской Федерации, изучение международного опыта

Депинформтехнологий Югры

аналитическая справка, содержащая модели централизации инфраструктуры информационных систем в автономном округе

Анализ информации о количестве штатных единиц в органах власти и подведомственных им учреждениях, в должностные обязанности которых входит обслуживание компьютерной техники и сопровождение информационных систем (ресурсов)

Депинформтехнологий Югры, органы власти, ОМС

аналитическая справка

Анализ информации о количестве штатных единиц в ОМС и подведомственных им учреждениях, в должностные обязанности которых входит обслуживание компьютерной техники и сопровождение информационных систем (ресурсов)

Депинформтехнологий Югры, ОМС

информационная справка

Анализ информации о средней заработной плате работников учреждений, в должностные обязанности которых входит обслуживание компьютерной техники и сопровождение информационных систем (ресурсов)

Департамент труда и занятости населения автономного округа, Депинформтехнологий Югры

аналитическая справка

III. Инфраструктура информационно-коммуникационных технологий

Анализ информации о количестве серверного, коммутационного оборудования, оборудования систем хранения данных, а также количества и оснащенности серверных помещений, используемых органами власти

Депинформтехнологий Югры, бюджетное учреждение автономного округа "Окружной центр информационно-телекоммуникационных технологий" (далее - БУ ИКТ) (по согласованию)

аналитическая справка

Передача на обслуживание БУ ИКТ:
серверного и коммутационного оборудования,
оборудования систем хранения данных

Депинформтехнологий Югры, органы власти, БУ ИКТ (по согласованию)

единая инфраструктура информационных систем органов власти автономного округа, обслуживание которой осуществляет БУ ИКТ, включая оптимизацию используемых серверных помещений

Анализ существующей доменной архитектуры корпоративной сети органов власти

Депинформтехнологий Югры,
БУ ИКТ (по согласованию)

аналитическая справка

Перевод в единый домен корпоративной сети органов власти автоматизированных рабочих мест, используемых органами власти

Депинформтехнологий Югры,
БУ ИКТ (по согласованию)

единая доменная архитектура информационных систем органов власти автономного округа

Анализ информации о количестве автоматизированных рабочих мест в органах власти и учреждениях, о количестве периферийных устройств, подключенных к ним, а также о количестве расходных материалов, потребляемых периферийными устройствами

Депинформтехнологий Югры,
БУ ИКТ (по согласованию)

аналитическая справка

Передача на обслуживание в БУ ИКТ автоматизированных рабочих мест органов власти и учреждений

Депинформтехнологий Югры,
БУ ИКТ (по согласованию)

централизованное обслуживание автоматизированных рабочих мест органов власти и учреждений

IV. Информационные системы

Анализ информации об информационных системах, используемых органами власти и учреждениями

Депинформтехнологий Югры, БУ ИКТ (по согласованию),
Автономное учреждение "Югорский научно-исследовательский институт информационных технологий" (далее - АУ ЮНИИ ИТ) (по согласованию)

аналитическая справка, включающая перечень государственных информационных систем (ресурсов), в отношении которых Депинформтехнологий Югры координирует выполнение работ по их развитию и сопровождению

Передача информационных систем в БУ ИКТ, АУ ЮНИИ ИТ


АУ ЮНИИ ИТ (по согласованию)

централизованное сопровождение информационных систем

V. Информационная безопасность

Проведение внутреннего аудита информационной безопасности информационных систем автономного округа

АУ ЮНИИ ИТ (по согласованию)

аналитическая справка

Формирование предложений по централизации информационной безопасности

Депинформтехнологий Югры,
АУ ЮНИИ ИТ (по согласованию)

аналитическая справка

Организация выполнения работ по информационной безопасности информационных систем

Депинформтехнологий Югры,
АУ ЮНИИ ИТ (по согласованию)

централизация работ по обеспечению информационной безопасности информационных систем

Обучение ответственных за информационную безопасность в органах власти

Департамент государственной гражданской службы и кадровой политики автономного округа,
Депинформтехнологий Югры,
АУ ЮНИИ ИТ (по согласованию)

ответственные за информационную безопасность в органах власти обучены в соответствии с требованиями законодательства

VI. Связь и телекоммуникации

Анализ информации о каналах связи, используемых органами власти, учреждениями

Депинформтехнологий Югры,
БУ ИКТ (по согласованию),
АУ ЮНИИ ИТ (по согласованию)

аналитическая справка, содержащая предложения по оптимизации используемых каналов связи

Организация единой корпоративной сети органов власти

Депинформтехнологий Югры, органы власти, БУ ИКТ (по согласованию),
АУ ЮНИИ ИТ (по согласованию)

единая корпоративная сеть органов власти, отсутствие иных каналов связи

Анализ информации об услугах телефонной связи (стационарной и сотовой), предоставляемых органам власти и учреждениям

Депинформтехнологий Югры,
органы власти

аналитическая справка

Организация централизованного оказания услуг телефонной связи (стационарной и сотовой) органам власти и учреждениям

Депинформтехнологий Югры

централизованное оказание услуг телефонной связи (стационарной и сотовой) органам власти и учреждениям

VII. Финансовое обеспечение мероприятий по информатизации

Анализ информации об объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных в государственных программах автономного округа, на мероприятия, реализуемые с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также анализ планов информатизации органов власти в части определения объемов финансирования информационно-коммуникационной инфраструктуры

Депинформтехнологий Югры

аналитическая справка

Анализ планов информатизации ОМС в части финансирования информационно-коммуникационной инфраструктуры

Депинформтехнологий Югры

аналитическая справка, содержащая предложения и мероприятия, а также объемы финансирования информационно-коммуникационной инфраструктуры ОМС

Передача финансирования из государственных программ автономного округа в государственную программу автономного округа "Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018 - 2025 годы и период до 2030 года", утвержденную постановлением Правительства автономного округа от 9 октября 2013 года N 424-п , на обслуживание и развитие серверного и сетевого оборудования, на создание, сопровождение и развитие информационных систем, на обеспечение информационной безопасности информационных систем, на услуги телефонной связи (стационарной и сотовой)

Департамент финансов автономного округа, Депинформтехнологий Югры, органы власти

Правовые акты автономного округа

Приложение 2. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ПРЕДСТАВИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ И ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ В КОМИССИЮ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ...

Приложение 2
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 29 декабря 2017 года N 781-рп

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ПРЕДСТАВИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ И ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ В КОМИССИЮ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ И ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

Наименование исполнительного органа государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
(далее - орган власти)

Количество штатных единиц органа власти (не менее)

Аппарат Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент проектного управления Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Служба по делам архивов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Ветеринарная служба Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Служба по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Служба государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Приложение 3. ПЕРЕЧЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

Приложение 3
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 29 декабря 2017 года N 781-рп

Наименование государственного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - учреждения)

Количество штатных единиц в учреждении, подлежащих оптимизации (не менее)

Автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования"

Автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных функций"

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Медицинский информационно-аналитический центр"

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Дирекция по эксплуатации служебных зданий"

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр подготовки сборных команд Югры"

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Региональный центр инвестиций"

Сегодня ИТ-инфраструктуры в российских компаниях достаточно сложны. Их обслуживание обходится недешево, они разрозненны и недостаточно эффективны. Один из подходов к решению этих проблем - консолидация ИТ-ресурсов. Кроме уменьшения стоимости обслуживания и повышения управляемости консолидация имеет и другие плюсы. Однако, в ряде случаев правильнее деценрализованные решения. Об этом и шла речь на форуме "Информационные технологии для достижения стратегических целей организации", организованном компанией КРОК.

Как правило, главная статья расходов в ИТ-бюджетах компаний - это затраты на поддержку ИТ-инфраструктуры и оборудования. Опрос примерно 600 ИТ-менеджеров разных российских организаций, проведенный в прошлом году экспертами компании КРОК, лишний раз подтвердил это. Конечно, внедрение новых ИТ-систем требует больших затрат, но в основном средства уходят на поддержку существующего ИТ-хозяйства. Тот же опрос показал, что особенно важны для российских компаний системы централизованного управления ИТ-инфраструктурой. Этот результат свидетельствует, что уже сегодня в российских компаниях внедрены решения достаточно высокой сложности. Возникает приоритетная задача - как-то справиться со сложностью ИТ-системы. Об этом и шла речь на форуме "Информационные технологии для достижения стратегических целей организации", организованном компанией КРОК.

Одним из подходов, помогающих решить эту задачу, заключается в консолидации ИТ-систем. Эксперты выделяют три фазы, или три уровня, консолидации. Первый - консолидация аппаратных платформ, второй - консолидация на уровне программного обеспечения и, наконец, третий уровень - уровень приложений. Все эти процессы ведут к тому, что когда-нибудь пользователям будет все равно, где физически находятся те или иные ресурсы, а ИТ-отделам компаний - где физически находятся их пользователи.

Но это отдаленное будущее. Пока подавляющее большинство как российских, так и западных организаций только подходит к первой фазе. Компания IDC исследовала основные причины консолидации ИТ-инфраструктуры предприятия (см. рис.). Как основной мотивирующий фактор при консолидации инфраструктуры респонденты отмечали уменьшение стоимости. Кроме того, в числе причин были названы повышение производительности и простота управления. Следующий фактор - использование при консолидации ИТ-инфраструктуры предприятия производительных современных платформ.

Аргументы со стороны ИТ

Это общие положения, но их можно детализировать. По словам Руслана Заединова, заместителя директора департамента вычислительных систем компании КРОК, аргументы в пользу консолидации есть и у ИТ-подразделений компании, и у бизнес-подразделений. Руслан Заединов рассказывает: "Заказчики признают, что консолидированная структура лучше управляется, легче построить систему мониторинга и управления для используемого аппаратного и программного обеспечения, если оно хотя бы расположено в одном месте. А если оно к тому же однородно, представляет собой единую структуру, то задача мониторинга и управления этой структурой решается еще легче. Кроме того, у консолидированной структуры обычно есть один четкий путь развития, а не несколько независимых направлений движения, мало согласующихся между собой".

И еще один, тоже достаточно традиционный, аргумент в пользу консолидации со стороны ИТ-отдела компании - это повышение внутренней эффективности, возможность оптимального использования ИТ-ресурсов. "Мы исследовали, насколько продуктивно сами используем ИТ-инфраструктуру, анализировали такие, казалось бы, элементарные вещи, как загрузку процессоров, инфраструктурных серверов, использование дискового пространства, - говорит Руслан Заединов. - Выяснилось, например, что дисковое пространство у нас постоянно пустует. Практически это вложения в пустоту, в перспективы роста, которые мы никогда не реализуем. И результатом этих исследований стали реальные преобразования ИТ-инфраструктуры нашей компании, в частности переход на использование консолидированной системы хранения. Кроме того, мы провели консолидацию серверов для некоторых производственных задач (например, для разработки программного обеспечения). Это позволило существенно повысить эффективность использования процессорных мощностей и таким образом снизить наши расходы".

Аргументы со стороны бизнеса

Обычно бизнес-подразделения компании не вникают в детали организации ИТ-процессов, поэтому все перечисленные выше аргументы для них ничего не значат. Как правило, у них собственное мерило эффективности ИТ как инструмента. Но и с этой стороны есть существенные аргументы в пользу консолидации ИТ-инфраструктуры.

Прежде всего имеются в виду оптимизация инвестиций в ИТ, оптимизация начальных инвестиций в создание ИТ-инфраструктуры и оптимизация инвестиций на эксплуатацию этой ИТ-инфраструктуры. Отчасти, все эти аргументы опять же связаны с лучшей управляемостью. Консолидированная ИТ-инфраструктура лучше управляема, в результате персонала нужно не так много. С другой стороны, уменьшаются сопутствующие расходы: консолидированная ИТ-инфраструктура занимает меньше места и поэтому требует меньше площади помещений, меньше расходов на свет, тепло и кондиционирование этих помещений.

Кроме того, консолидированная ИТ-инфраструктура позволяет организовать внутренний биллинг компании. Нельзя сказать, что для российских предприятий эта задача сейчас актуальна. Однако скоро она, несомненно, получит серьезное значение. Дело в том, что стоимость ИТ-инфраструктуры постепенно настолько повышается, что начинает прямо влиять на себестоимость продукции, и это необходимо учитывать. Из инструмента поддержки бизнеса компании ИТ все больше превращается в часть основного бизнеса компании. Этот процесс идет медленно, но все же идет. Поэтому долю затрат на ИТ в реализации того или иного процесса компании необходимо учитывать все более детально и четко. И здесь централизованная архитектура дает очевидные преимущества.

Минусы консолидации

Но при всех своих плюсах консолидация имеет и минусы. Есть свои преимущества и у распределенной ИТ-инфраструктуры.
Прежде всего, распределенная инфраструктура важна для организаций с широким региональным охватом. Никто не будет спорить с тем, что информацию нужно обрабатывать в месте ее получения. Обычно консолидированный центр обработки данных не позволяет вести учет абсолютно всех бизнес-процессов и расходов. Он рассматривает данные на высоком уровне, важном для центрального управленческого звена. "Распределенная инфраструктура удобна для ведения учета в деталях, - говорит Руслан Заединов. - Это нужно для государственных структур, которые занимаются социальными вопросами, нефтяных компаний, для добывающей отрасли в целом, для энергетики".

Второе преимущество распределенной инфраструктуры состоит в том, что она позволяет организовать устойчивость центра обработки данных к авариям или техногенным катастрофам. Консолидированная инфраструктура всегда менее защищена, чем распределенная. В этом смысле распределенная архитектура отнюдь не означает, что разные ее компоненты предназначены для решения разных задач предприятия. Компоненты распределенной архитектуры могут резервировать друг друга, балансировать нагрузку, выполняя сходные задачи. Распределенная инфраструктура позволяет хранить данные по крайней мере в двух центрах обработки данных, что позволяет их резервировать и иметь постоянную копию всех корпоративных данных компании на случай аварии. "Однако для построения распределенных центров обработки данных могут быть и другие причины, - отмечает Руслан Заединов. - Например, один из наших заказчиков, строящий единый центр обработки данных для всех своих бизнес-процессов, столкнулся со следующей ситуацией: город, в котором находится этот центр обработки данных, просто не может дать достаточной электрической мощности для этого центра. В результате компания строит резервный центр, и часть бизнес-процессов балансирует между основным и резервным центрами".

Принятие решения

По мнению Бориса Гермашева, менеджера по работе с корпоративными заказчиками компании EMC, во многих российских компаниях одновременно проходят процессы централизации и децентрализации. Как правило, компании находят какой-то компромисс между распределением и консолидацией.

Стандартный подход к обработке данных состоит в том, что данные должны попадать в единую информационную систему как можно ближе к месту их создания. Если мы говорим о компании, данные которой создаются в регионах, то именно там они должны проходить первую обработку и тут же быть доступны в других местах, других центрах, где проходят более глубокую обработку. "И здесь мы сталкиваемся с тем, что зачастую у компаний нет четкого видения, какую информацию куда следует направлять для последующей обработки", - отмечает Борис Гермашев.

Подобная проблема не всегда напрямую относится к ИТ-вопросам. Вопрос о консолидации тех или иных ИТ-сервисов тесно связан с наличием единой точки принятия ИТ-решений в компании. "Например, во многих компаниях до сих пор нет четкого понимания, каким образом должны приниматься решения в области ИТ, - отмечает Борис Гермашев. - Должен ли ИТ-директор принимать решения в области стратегии развития ИТ? Насколько бизнес должен влиять на ИТ, и расценивается ли такое влияние ИТ-департаментом как положительное? Насколько свободно в принятии решений может быть руководство регионального ИТ-подразделения? Когда решения должны приниматься коллегиально? Зачастую очень непросто определиться и выбрать подход, который в дальнейшем обеспечит наилучшие результаты".

Безусловно, насколько бы распределенной система не была, ответственность должна быть все-таки централизована, должен быть менеджер, который отвечает за ИТ-решения. Согласно одной точке зрения такой единый центр принятия таких решений - ИТ-директор компании - обязательно должен определять ИТ-стратегию и для центрального офиса и для офисов на местах, как для единого центра обработки данных, так и для распределенной системы. Этой точки зрения придерживается большинство специалистов. Леонид Ухлинов, начальник управления спецтехники и АТТ ФТС РФ, считает, что при принятии подобных решений самое главное - достигнуть баланса между требованиями ИТ и бизнеса. Для этого, по его мнению, необходима централизация принятия решений в области ИТ. "Это возможно только в том случае, когда лицо, принимающее ИТ-решения, входит в состав совета директоров компании", - считает Леонид Ухлинов.

Однако бывает, что решения ИТ-менеджеров на местах оказываются лучше, чем централизованные. Так, по словам Бориса Гермашева, в деятельности крупных российских корпораций было несколько примеров, когда коллаборативный подход к ИТ, позволяющий региональным ИТ-подразделениям компаний иметь собственное видение ИТ и использовать не такие решения, как в центре, приводил не к отрицательным, а к положительным результатам. Выясняется, что принятый в центре стандарт в долгосрочном периоде оказывается не очень правильным. То есть существует опыт, когда децентрализация при принятии ИТ-решений приводит к очень хорошим результатам.

В целом обсуждение на конференции показало, что архитектура может быть централизованной или децентрализованной, это не взаимоисключающие подходы. Безусловно, вопрос, какие ИТ-сервисы должны быть консолидированы, а какие логичнее реализовывать в качестве распределенных служб, достаточно сложен. При каких требованиях ИТ-система должна склоняться в сторону консолидации, а когда - оставаться распределенной? Здесь трудно привести какие-либо конкретные рекомендации. Тем не менее централизующие процессы идут, и от них никуда не деться. "Можно долго искать компромисс между распределенной и централизованной ИТ-инфраструктурой, но все равно общая тенденция - это централизация и консолидация как вычислительных платформ, так и самих вычислений, то есть ИТ-сервисов", - заключает Руслан Заединов.

Одной из ключевых тенденций развития корпоративных ИТ с начала нынешнего века стала централизация вычислительных ресурсов корпоративных информационных систем, которая сейчас в концентрированном виде представлена как проблематика создания центров обработки данных (ЦОД). В то же время нужно сразу подчеркнуть: речь идет лишь о тенденции, которая не носит абсолютного, обязательного характера. Параллельно с ЦОД сохраняют свои позиции и децентрализованные схемы размещения ИТ-ресурсов, которые достаточно часто оказываются оптимальными для тех или иных организаций.

Тенденция к централизации в целом объясняется стремлением компаний к снижению капитальных и операционных затрат на ИТ, повышению эффективности использования имеющихся ИТ-ресурсов. Отметим, что хотя главная статья ИТ-расходов российских предприятий (это видно, например, из данных IDC - около 65%) связана с покупкой оборудования, все же основной причиной начала перехода на рубеже веков к созданию ЦОД было желание повысить управляемость информационных систем и уменьшить эксплуатационные расходы. Ведь в первой половине десятилетия шел этап так называемой "физической" консолидации - географически территориальной концентрации оборудования. Лишь потом начался виртуализационный период консолидации, который влечет за собой снижение затрат на аппаратуру за счет повышения эффективности ее применения.

Отметим также, что говоря о ЦОД, мы имеем в виду в основном серверную часть информационных систем. Клиентская часть (рабочие станции), естественно, сохранит в общем случае распределенную конфигурацию в соответствии со структурой предприятия. Но именно вследствие роста размеров и сложности компьютерных систем актуальность задач управления (тут в свою очередь можно выделить два аспекта: управления собственно ИТ и управление ИТ-услугами) неизменно повышается. Что очень наглядно продемонстрировал прошедший кризисный год.

Централизация и децентрализация ИТ

Централизация и децентрализация ИТ - это два подхода к созданию корпоративных информационных систем, которые связаны между собой классическим диалектическим законом единства и борьбы противоположностей. Нетрудно увидеть, что соотношение этих двух частей так же меняется во времени в полном соответствии с диалектическим принципом циклического развития, который графически можно представить в виде синусоиды, причем даже не одной, а нескольких.

Так, нынешнее десятилетие характеризуется тенденцией к консолидации платформенных программно-аппаратных ресурсов, которая пришла на смену доминирующей в 90-е гг. децентрализованной модели. Но в то же время в сфере прикладного ПО наблюдается ровно обратное движение от использования монолитных систем к компонентно-распределенным схемам (SOA, WOA, mashup).

Точно такие же противоречивые тенденции действуют в отношении выбора поставщиков вычислительных средств. С одной стороны, идея "лучших практик" подразумевает возможность использовать лучшие предложения для решения каждой отдельно взятой задачи. С другой стороны, с точки зрения управления всем ИТ-хозяйством заказчики заинтересованы применять вариант "все в одном" от одного поставщика, минимизируя затраты на интеграцию и техническую поддержку ИТ-компонентов.

Все это относится к традиционным задачам оптимального выбора между специализацией и универсальностью, между гибкостью и управляемостью. Но если оценить в целом ключевую ИТ-тенденцию сегодняшнего дня, то приоритетным направлением все же является курс на повышение управляемости вычислительными системами, причем к контексте долгосрочной перспективы их развития.

Проверка кризисом

В самых общих чертах прошедший год характеризовался резким сокращением расходов предприятий на развитие ИТ (в том числе, на реализации новых проектов) и борьбой за повышение эффективности использования имеющихся средств. Это подтверждается данными различных исследований рынка.

Из рис. 1 хорошо видно, как изменилась структура инвестиций в ИТ в пользу ПО управления (на примере сведений IDC). Еще более разительная ситуация в области средств виртуализации: по оценкам той же IDC, поставки ПО виртуальных машин должны по итогам 2009 г. вырасти на 11%, и это на фоне общего падения продаж всего ПО на 48%, а рынка ИТ в целом - на 46%. Таблица иллюстрирует перераспределение расходов на ИТ по разным группам продуктов.

Изменение расходов на ИТ по группам продуктов в 2009 г (источник: IDC)

Группы расходов Статьи расходов
Сокращение Оборудование (серверы, системы хранения данных, ПК, устройства печати и копирования, сетевое оборудование)
ИТ-услуги (системная интеграция, установка и конфигурирование оборудования, разработка заказного ПО, обучение и подготовка)
ПО (бизнес-приложения, базы данных, ОС)
Отсроченные расходы Консолидация инфраструктуры
Модернизация ОС и приложений
Плановая замена ПК, устройств печати и копирования
Оптимизированные расходы Обслуживание оборудования и ПО
Расходные материалы
Внешние поставщики ИТ-услуг, аутсорсинг
Основная ИТ-инфраструктура
Стабильные расходы Системы ИТ-безопасности
ПО для управления сетями, серверами и системами хранения данных
ПО управления конфигурациями и изменениями

В целом растущий интерес клиентов к более широкому использованию ИТ-автоматизации определялся такими факторами, как сокращение ИТ-бюджетов и ИТ-персонала, растущая сложность ИТ-инфраструктуры, изменения в бизнес-процессах организации, происходящие на рынке слияния и поглощения, а также необходимость соблюдения нормативных требований.

Комплексный подход к организации ЦОД

Один из главных принципов организации ЦОД - понимание этой проблемы как комплекса взаимосвязанных вопросов, рассматриваемых в контексте решения краткосрочных и долгосрочных задач развития ИТ-систем организаций.

Отметим при этом, что хотя тематика ЦОД постоянно фигурирует на российских ИТ-мероприятиях и в ИТ-публикациях, довольно часто эти вопросы освещаются весьма односторонне, что обычно объясняется специализацией того или иного поставщика.

В самом общем виде структуру ЦОД можно представить в виде четырех основных слоев:

  • общая физическая инфраструктура (помещения, электроснабжение, системы охлаждения, пожаротушения и т. п.);
  • апппаратная ИТ-инфраструктура (серверы, устройства хранения данных, сети и т. д.);
  • программная платформа (ОС, системы виртуализации, средства управления, инструменты разработки, средства безопасности);
  • прикладные бизнес-решения.

При этом нужно учитывать, что вся система отличается высоким уровнем гетерогенности, использованием технологий и решения большого числа поставщиков. В то же время аналитики отмечают довольно четко выраженное стремление заказчиков шире использовать моноплатформенные подходы при создании ЦОД, что свидетельствует о том, что вопросы управляемости систем имеют высокий приоритет.

Надо также сказать, что общей ключевой тенденцией развития ИТ является курс на повышение связи ИТ с целями бизнеса. Именно поэтому взаимосвязь между выполняемыми ИТ-проектами и задачами основной деятельности организации должна сегодня быть определяющим моментом при определении и реализации стратегии развития информационных систем предприятия.

О необходимости комплексного подхода к созданию ИТ-инфраструктуры предприятий наглядно говорят результаты исследования Marketvisio/Gartner, проведенного на основе опроса ИТ-директоров крупных российских компаний в середине этого года. Из них следует, что обобщенное представление заказчиков об эффективной ИТ-среде связано с такими характеристиками, как быстрая реакция на запросы бизнеса, высокие темпы внедрения необходимых систем, обеспечение непрерывности бизнес-процессов (максимальная доступность ИТ-сервисов, минимальное время простоя), прозрачность и безопасность данных.

Соответственно ИТ-директора в качестве первоочередных задач ИТ-развития своих предприятий ставят вопросы оптимизации использования ИТ-ресурсов, что подразумевает их централизацию, переход на виртуализацию, повышение уровня доступности сервисов и сокращение стоимости владения инфраструктурой. Отдельно нужно выделить вопросы энергосбережения, которые сегодня становятся критичными для развития крупных ИТ-систем, особенно в мегаполисах. При этом ключевым требованием развития ИТ-инфраструктуры остается обеспечение непрерывности бизнеса, что подразумевает в числе прочего высокую устойчивость ИТ.

Основные игроки рынка средств управления ИТ

В сегменте средств управления ИТ в целом наблюдается общая тенденция корпоративного ИТ-рынка - интеграция отдельных инструментов в слой платформенного ПО. Впрочем, нужно отметить, что хотя в этой сфере были и есть специализированные поставщики (например, CA, Symantec), все же исторически на нем всегда лидировали производители платформ, причем аппаратных. Речь, конечно же, идет в первую очередь о таких компаниях, как HP и IBM.

HP - один из давних лидеров в области управления ИТ, и ее семейство продуктов под торговой маркой OpenView хорошо известно и в мире и в России. После приобретения в 2006 г. компании Mercury набор программных решений HP претерпел некоторую реструктуризацию в соответствии с выработанной новой стратегией под названием Business Technology Optimization (BTO, оптимизация технологии для задач бизнеса). На сегодняшний день пакет программных средств компании НР для управления ИТ представляет собой набор из двенадцати центров, объединяющих программные модули по назначению и отнесенных к функциональным инициативам в областях стратегии, внедрения, эксплуатации.

Специфика позиционирования HP на этом рынке вытекает из того, что все софтверное направление компании исторически развивалось исходя из задач управления, в первую очередь аппаратными средствами, с ориентацией на сегмент крупных заказчиков (выход на рынок малого и среднего бизнеса не декларируется даже на уровне перспектив). Кроме того, внедрение таких программных решений практически всегда требует участия сильных системных интеграторов. Не нужно также упускать из виду, что НР является одним из крупнейших в мире сервис-провайдеров.

IBM со своим программным семейством Tivoli - старейший и, наверное, крупнейший поставщик средств управления ИТ. Традиционно сильная сторона компании - ее ориентация на поддержку многоплатформенности и отраслевых стандартов. Хотя IBM традиционно ассоциируется с рынком крупных клиентов, корпорация постоянно пытается продвигаться в сторону SMB-заказчиков (продукты класса Express).

Говоря о продуктах Tivoli (и о ПО IBM в целом), нужно понимать, что их развитие во многом определяется тенденцией смещения бизнес-интересов корпорации в сторону предоставления услуг (направления технического и делового консалтинга приносят более половины ее доходов). При этом обилие программных решений, в том числе дублирующих друг друга, создают для IBM проблемы. Заказчики порой просто теряются в этих предложениях и не имеют четкого представления о «дорожной карте» IBM. Для решения многих задач заказчикам требуются наборы средств из разных пакетов. Кроме того, заказчики часто сетуют на довольно сложную модель ценообразования ПО IBM, а так же на то, что им приходится тратить немало средств на внешние услуги внедрения и поддержки продуктов.

Корпорация Microsoft - относительно новый игрок в сегменте средств ИТ-управления корпоративного уровня. О своих серьезных планах в этой сфере компания решительно заявила в 2003 г., сформулировав свое стратегическое видение проблемы в виде концепции Dynamic Systems Initiative (DSI). К тому моменту Microsoft имела всего два продукта в этой сфере - Systems Management Server и Microsoft Operations Manager. Любопытно, что поначалу в Редмонде говорили о намерении создать единое решение под названием System Center, объединив эти два продукта и расширяя затем его функциональность. Но потом компания скорректировала планы, выбрав вариант набора инструментов. Нынешняя технологическая политика в области ИТ-управления была представлена в 2005 г., когда были объявлены планы формирования семейства ПО System Center. Сейчас в этот набор входит восемь решений, охватывающих в целом полный спектр задач управления ИТ (за исключением управления аппаратными средствами; кроме того, средство Service Manager для управления ИТ-услугами находится пока на стадии бета-тестирования).

Тут нужно подчеркнуть, что на этом рынке Microsoft реализует качественно иную (по сравнению с теми же HP и IBM) парадигму, в ходе развития семейства System Center позиционируя себя в качестве поставщика платформы Windows и огромного комплекса инфраструктурных и прикладных программных решений, которые работают на данной платформе и взаимодействуют с ней. Образно говоря, System Center начинал строиться вокруг накопленных корпорацией знаний о процессах управления и обслуживания основных своих продуктов. Однако усложнение взаимосвязей между различными продуктами и решениями как от самой Microsoft, так и от других производителей, потребовали разработки новой модели. В ее основе лежат процессы методологии Microsoft Operations Framework, базовые знания об инфраструктуре Microsoft и возможность простого расширения системы новыми знаниями о продуктах, решениях и их взаимосвязях, поставляемыми в виде «пакетов управления».

Учитывая огромную экосистему партнеров Microsoft - разработчиков ПО и проактивную позицию самой корпорации, пакеты управления начали быстро появляться как для большинства аппаратных составляющих (начиная от уровня чипсета, компьютера, сетевых устройств и т. д.), так и для программных средств и решений. При этом поддержка гетерогенных сред обеспечивается за счет широкого отраслевого сотрудничества с независимыми поставщиками ПО (в качестве примера можно назвать стратегические соглашения с Sun и Novell). Но такая специфика Microsoft имеет свои плюсы: в частности, это высокий уровень интеграции средств управления между собой, с ОС и c прикладными решениями (напомним о тенденции развития ИТ-инфраструктуры в направлении моноплатформенности). В то же время в рамках своей программной платформы компания может реализовать идею управления системами с ориентацией на конечные сервисы. Безусловными плюсами Microsoft являются также традиционная поддержка всего спектра заказчиков (от малых до самых крупных) и наличие огромной партнерской экосистемы.

Виртуализация как ключевая инфраструктурная технология

С середины нынешнего десятилетия использование технологии виртуализации становится главной тенденцией развития ИТ-инфраструктур предприятий в целом - и в особенности ЦОД. Сейчас можно уверенно говорить (базируясь на отзывах клиентов, данных аналитиков и экспертных оценках), что 2008 г. стал переломным в деле продвижения технологий серверной виртуализации на российском рынке. Даже кризис не смог помешать широкому распространению этих средств; более того, именно сложные экономические условия в какой-то мере послужили дополнительным стимулом для заказчиков к внедрению виртуализации, так как это позволяло реально снизить затраты в достаточно короткие сроки.

Однако нужно подчеркнуть, что мы пока находимся на первых этапах широкого освоения виртуализации, и впереди у заказчиков не только выгоды от ее применения, но и необходимость разрешать новые, порой довольно неожиданные проблемы.

В опубликованном этой осенью отчете IDC "От виртуализации серверов к виртуализации инфраструктуры бизнеса" представлено ее видение развития рынка виртуальных машин в целом (рис. 2). Складывается впечатление, что наша страна находится сейчас в начальной фазе расширенного использования серверной виртуализации. Обобщение мнений заказчиков говорит о том, что основные выгоды от внедрения этих средств заключаются для них в сокращении капитальных и операционных затрат, упрощении структуры ИТ, снижении времени реакции на запросы, повышении непрерывности бизнеса, возможности использовать новые принципы планирования вычислительных мощностей и новые модели распределения затрат.

Необходимо отметить, что как раз в 2008 г. в стане поставщиков средств виртуализации произошли радикальные изменения, которые стали оказывать мощное воздействие на развитие всего этого рынка. Суть вопроса заключается в том, что до того доминирующее, фактически монопольное положение в этой сфере занимала компания VMware. Однако ситуация за последние два-три года резко изменилась в результате появления на этом рынке новых серьезных игроков (Citrix, Novell, Red Hat, Oracle, Sun, IBM) во главе с Microsoft со ее новым гипервизором Hyper-V.

Общая картина положения дел в области средств виртуализации представляется примерно следующей.

На прошедшей этой осенью конференции Gartner Symposium/ITxpo отмечалось, что несмотря на обилие разговоров о виртуализации, эта технология пока еще применяется не так широко, как можно было бы подумать. Но ее популярность растет. По оценкам Gartner, сейчас в мире только 16% рабочей нагрузки серверов x86 обслуживается виртуальными машинами, но уже через три года их доля вырастет до 50%. Важно подчеркнуть, что хотя многие считают, что технологии виртуализации ориентированы на крупные предприятия и дата-центры, сейчас в мире число развернутых виртуальных машин быстрее всего растет в сегменте малого бизнеса.

Рынок средств виртуализации находится на этапе развития и реструктуризации. Поэтому оценка ситуации на нем с помощью таких традиционных показателей, как доли рынка в денежном выражении и установленной базы продуктов, зачастую не дает правильного понимания происходящего. В любом случае оценку нужно проводить на основе анализа динамики развития технологий, понимания технологической и маркетинговой стратегии поставщиков.

Важно, что с начала 2008 г. отчетливо проявилась тенденция "исчезновения" рынка гипервизоров, перехода этих решений в категорию бесплатных продуктов. Во многом этот процесс был вызван выходом на рынок ведущих платформенных поставщиков (в первую очередь Microsoft), которые позиционируют средства виртуальных машин как вспомогательные решения для продвижения своих основных коммерческих продуктов (в том числе и инструментов управления вычислительными средами).

Результаты различных опросов российских заказчиков показывают, что распространенность технологий виртуализации VMware и Microsoft находится сейчас примерно на одном уровне (их доли составляют 40-50%). Но на самом деле это дает картину только в "первом приближении", поскольку тут не учитывается "глубина проникновения" данных средств в ИТ-инфраструктуру предприятий (соотношение виртуальных и физических серверов, использование виртуализации для критически важных приложений, использование возможностей балансировки нагрузки и повышения отказоустойчивости).

Средства виртуализации от "новых" игроков (Microsoft, Citrix и т. д.) появились на рынке относительно недавно и находятся скорее в процессе опробования заказчиками в режиме пилотных проектов. Только сейчас в отрасли начала формироваться критическая масса опыта, необходимая для их более широкого применения. При этом есть и определенный сдерживающий фактор: представления клиентов о продуктах заметно отстают по времени от процесса реального развития возможностей этих средств.

Хотя охват виртуализацией серверной инфраструктуры еще очень далек от 100%, все же можно уверенно сказать, что процесс перевода физических серверов в виртуальную среду отраслью освоен и не представляет особых проблем. Но как раз сейчас наступает новый этап использования виртуализации, связанный с созданием и управлением динамическими виртуально-физическими ИТ-инфраструктурами. По единодушному мнению аналитиков, спектр проблем заказчиков и конкурентной борьбы среди поставщиков перемещается в сферу средств управления ИТ.

Говоря об этой проблеме, нужно отметить несколько линий развития ситуации. Одна из них заключается в конкуренции между двумя группами ИТ-вендоров - поставщиками гипервизоров и независимыми производителями средств управления (например, HP, CA). Каждая из них имеет свои преимущества: у первой это высокий уровень интеграции ее программных комплексов, у второй - ориентация на поддержку гетерогенных сред и, что может быть гораздо важнее, наличие полного спектра инструментов (включая, например, управление конфигурациями и изменениями). Отметим тут особое положение Microsoft, которая может позиционировать себя и в том и в другом качестве (но, конечно, с сильной привязкой к Windows).

Несмотря на то что гипервизоры отошли сейчас на второй план в общем комплексе виртуализационного ПО и что на этом рынке действует довольно большая группа поставщиков, включая всех глобальных ИТ-лидеров, все же нужно отметить, что главная линия развития ситуации тут определяется конкурентной борьбой между VMware и Microsoft. (Впрочем, конечно, немаловажную роль играют и остальные вендоры, позиция которых характеризуется ориентацией на использование открытых средств виртуализации.)

Суть противостояния VMware и Microsoft заключается в принципиально различном видении места виртуализации в общем комплексе корпоративной ИТ-инфраструктуры.

VMware сформулировала еще полтора года назад свою стратегическую цель -- создание нового операционного слоя, обеспечивающего функционирование виртуальных машин в распределенной аппаратной среде. При этом предполагается, что роль традиционных ОС в такой системе будет постепенно снижаться, вплоть до их полного исчезновения (см. PC Week/RE № 45/2009, http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=121133). Понятно, что такие перспективы не очень вдохновляют поставщиков ОС.

В противоположность этому Microsoft рассматривает виртуализацию как эволюцию операционных систем. Именно в таком контексте идет развитие Hyper-V, который изначально рассматривается как дополнительный компонент Windows Server (но нужно подчеркнуть, что в качестве гостевых он поддерживает различные ОС).

Эта дилемма (гипервизор как независимая операционная среда или как компонент ОС) имеет целый ряд технологических и маркетинговых аспектов, важных в том числе для разработчиков приложений и средств управления: на какую стратегическую линию им сделать решающую ставку. Общая теория говорит, что наиболее устойчивой моделью систем является трехуровневая схема (в данном случае аппаратура - ОС - приложения), Учитывая это, можно предположить, что разделение программной среды исполнения на два независимых слоя вряд ли произойдет. И в этой ситуации вариант Microsoft выглядит более жизнеспособным, особенно учитывая консерватизм ИТ-рынка, на котором, несмотря на его инновационную природу, одним из ключевых факторов развития является необходимость поддержки унаследованных систем (то, что именуется защитой сделанных инвестиций и обеспечением непрерывности бизнеса).

Отметим, что аналитики рынка виртуализации явно избегают давать прогнозы развития конкурентной ситуации в этой сфере. Но в одном все сходятся: применение виртуализации (по широте охвата и глубине проникновения) будет неизменно расти, а развитие технологий все же будет идти по эволюционному пути.

В конце мая агентство маркетинговых коммуникаций Cnews Conferences провело конференцию «Оптимизация ИТ-инфраструктуры: инновации и тренды».

В развитии ИТ-инфраструктуры российских предприятий и организаций, безусловно, имеет место отраслевая и региональная специфика. В то же время такие тенденции, как централизация ИТ-инфраструктуры, переход к более широкому применению ИТ-аутсорсинга, ряд технических тенденций (переход на мобильные устройства, виртуализация, распространение электронного документооборота и т. д.) присущи практически всем отраслям российской экономики.

О централизации ИТ-инфраструктуры так или иначе говорили почти все докладчики. До сих пор ИТ-инфраструктура многих предприятий и банков - это «зоопарк» многочисленных и разрозненных программ и баз данных, серверов, сетей и т. д. Но, чтобы преобразование этого «зоопарка» в централизованную ИТ-инфраструктуру было успешным, предприятие должно обновлять/разработать свои стандарты для всех основных элементов ИТ-инфраструктуры, отметил Дмитрий Емелин , заместитель директора департамента сопровождения ИТ СК «Альянс». В этой компании в рамках оптимизации ИТ-инфраструктуры были обновлены стандарты для софта и оборудования, регламенты для оказания основных ИТ-сервисов и на этой основе реализован ряд ИТ-проектов: виртуализация серверов, в результате чего загрузка оборудования увеличилась более чем вдвое, и около 500 серверов освободилось, внедрение единой (вместо нескольких) системы мониторинга - время реакции на инциденты сократилось, модернизированы почтовая система и корпоративная сеть с повышением их производительности и защищенности, выполнено еще несколько проектов. Но наряду с таким проектами были реализованы и стратегические, с большой долей ИТ, проекты по централизации бизнес-процессов и созданию операционного центра.

Наверное, самым ярким примером централизации ИТ-инфраструктуры в финансовой отрасли является Сбербанк России. В конце прошлого года был сдан в эксплуатацию мегаЦОД Сбербанка в Южном речном порту, о котором на конференции Cnews рассказал Сергей Пегасов , управляющий директор блока ИТ Сбербанка России. Это первый в России центр обработки данных в финансовой отрасли, сертифицированный по уровню Tier III классификации Uptime Institute. Более 2000 серверных стоек размещено в машинных залах общей площадью 5000 кв. метров. Гарантируется время простоя за год не более 1,6 часа, коэффициент отказоустойчивости - 99,982%.

Этот мегаЦОД вместе с аналогичным мегаЦОДом в Сколково должен составить основу единой ИТ-инфраструктуры банка, заменяя десятки региональных ЦОДов. При этом совокупность стоимости владения ИТ-инфраструктурой должна быть снижена до $500 млн. в год, начиная с 2015 года.

В больших ЦОДах нужно использовать системы хранения данных с выдающимися характеристиками. Именно такую новейшую систему от компании EMC представил на конференции Денис Серов , руководитель направления технологического консалтинга EMC. Эта система может быть интересна банкам, обрабатывающим петабайты данных (1 петабайт - 1024 терабайт, 1 терабайт - 1024 гигабайт).

Оживленным получилось обсуждение выступлений Михаила Хургеса , директора по развитию бизнеса компании ServiceDirect, и Андрея Водолазского , начальника отдела системного администрирования НПО «Наука», об оптимизации затрат на печать документов. Здесь также возможна централизация: вместо множества небольших принтеров, которые используются и в домашних условиях, использовать мощные МФУ (многофункциональные устройства), специально разработанные для организаций. Другой способ - привлечение аутсорсера. При этом возможны различные варианты, включая лизинг печатного оборудования. При обсуждении был упомянут как наиболее масштабный такого рода проект Альфа-банка и компании Xerox.

Компании телекома, включая ведущие сотовые операторы, активно выходят на рынок аутсорсинга, предлагая как услуги в области коммуникаций, так и в области ИТ.

На конференции Cnews Денис Ирз , директор департамента новых технологий и проектов столичного филиала «Мегафона», рассказал о сервисах своей компании, которые она предоставляет корпоративным заказчикам на условиях аутсорсинга.

Основное предложение «Мегафона» - это ресурсы и услуги ЦОДов, подключенных к его транспортной сети, что позволяет более эффективно (чем при подключении к чужой сети) обеспечивать информационную безопасность оборудования, баз данных и сервисов заказчика. Ресурсы и услуги ЦОДов предоставляются как в обычном виде, так и виде частного облака (Private Cloud).

Наиболее сложный, но и наиболее перспективный, вид аутсорсинга, - это выполнение бизнес-процесса как внешнего сервиса. «Мегафон» предлагает как сервис бизнес-процессы «Оцифровка» (перевод документов с бумажных носителей в электронный вид), «Телепродажи» и Customer Care (соответственно, продвижение и продажа услуг клиента и организация 1-й линии помощи операторами ЦОВ «Синтерра»).

С презентациями докладов можно вскоре ознакомиться на cnews.ru в разделе

Переход к ресурсной модели предоставления ИТ-сервисов должен предусматривать эволюцию не только сервисов, но и ИТ-подразделения. Точно так же, как ресурсная ИТ-служба достигает экономии на масштабах благодаря консолидации ресурсов и виртуализации своих услуг, управляющая ею организация должна и сама виртуализоваться, чтобы эффективно реагировать на потребности пользователей. Хотя некоторая специализация неизбежна просто в силу сложности современных информационных технологий, жесткое деление по специальностям - Windows-UNIX, системысеть, СУБД-устройства хранения - в условиях ресурсной модели неэффективны. Когда специализация действительно нужна, необходимо четкое разделение обязанностей, не оставляющее никаких «зазоров» в части услуг, предоставляемых пользователям.

Централизация ИТ-сервисов не обязательно означает их физическое размещение в одном месте. Все аргументы в пользу размещения ИТ-ресурсов ближе к пользователям для минимизации задержек и затрат на коммуникации по-прежнему остаются в силе. Централизация означает здесь централизованное администрирование и стандартизацию сервисов, обеспечивающие единство информационных технологий на всем предприятии. Сотрудник, переходящий в другое подразделение, должен находить там те же ИТ-сервисы, точно так же как турист, приехавший из НьюЙорка в Париж или Токио, обнаруживает в номере одни и те же удобства.

Изменение психологии пользователей.

Сделать так, чтобы пользователи чувствовали себя комфортно, когда у них отбирают рычаги управления - всегда сложная задача, но особенно сложна она в случае информационных технологий, где в течение 15 лет пользователи все больше и больше контролировали свои собственные информационные сервисы. Однако, сегодня ИТ-службы стали жертвой открытости информационных систем. Появление недорогих, простых в использовании компьютеров побудило компании и производственные подразделения автоматизировать рабочие процессы. Только когда эта автоматизация уже произошла, пришло понимание того, что компьютеры должны быть связаны так же, как бизнес-процессы, которые они автоматизируют. Необходимость интегрировать разнородные компьютерные системы побуждает предприятия возвращаться к централизации, а это придает привлекательности ресурсной модели. Задача, стоящая перед архитекторами ресурсной службы, состоит в том, чтобы получить желаемые преимущества, не утратив «дружественности» вычислительных систем уровня подразделения. Среди важных факторов успеха для ИТ-подразделения можно отметить: Внимание к пользователям. В течение всего процесса перехода на ресурсную модель пользователи должны оставаться в центре внимания. Порядок внедрения ресурсных служб должен определяться потребностями пользователей. На начальных этапах для придания пользова-.

телям веры в возможности ресурсной модели следует задействовать личные взаимоотношения. Сервисные порталы должны быть построены максимально удобно для пользователя. Отчеты должны содержать не больше и не меньше того, что хотят знать пользователи. Технические навыки ИТ-специалистов должны отвечать стандартным требованиям пользователей - таким как знание баз данных или Web-технологий. На каждом шаге надо активно собирать отклики пользователей, анализировать их и предпринимать действия, направленные на лучшее удовлетворение потребностей пользователей.

Полнота. Ресурсная служба работает лучше всего, когда она обслуживает все сообщество. Если услугу можно реализовать в рамках ресурсной модели, это должно быть сделано. Сложившаяся ресурсная ИТслужба должна предоставлять все базовые инфраструктурные услуги, ресурсные услуги, сервисы по требованию и консультативные услуги, упомянутые выше в этой главе.

Стандартизация. В ресурсной ИТ-службе следует стандартизовать не только сервисы (например, один тип зеркалированных емкостей хранения, один тип отказоустойчивости, и т.п.), но и внутренние процессы. Заказ и установка, развертывание новых или дополнительных сервисов, техническое обслуживание и ремонт оборудования, модернизация ПО и установка исправлений - стандартизация всех этих процессов позволяет достичь максимальной эффективности, качества и экономии. Автоматизация. Все рутинные операции в ресурсной службе следует автоматизировать. Это касается установки, развертывания, мониторинга, обнаружения ошибок, самостоятельного ремонта и обработки запросов на услуги. По возможности, неполадки следует обнаруживать автоматически и устранять до того, как их заметят пользователи. Повсеместная автоматизация позволяет ресурсной службе снизить расходы без ухудшения экономической отдачи для предприятия в целом. Гибкость. Предоставляя стабильные услуги, ресурсная ИТ-служба должна в то же время отвечать на непредвиденные запросы пользователей. Вовлекая пользователей в процесс планирования, ресурсная ИТ-служба минимизирует вероятность непредвиденных ситуаций, однако в силу своей обслуживающей роли на предприятии ИТ-подразделение обязано отвечать на любые возникающие потребности пользователей. Ресурсной службе следует иметь пул свободных ресурсов на случай возникновения непредвиденных потребностей. Способность развертывать ресурсы по требованию без негативного влияния на предоставление сервисов должна стать частью архитектуры системы. Одна из серьезнейших проблем для поставщика ресурсных услуг - поддерживать технологии на современном уровне, в то же время сохраняя стабильное меню сервисов. Ресурсная ИТ-служба должна следить за развитием технологий (это просто должно быть чьей-то служебной обязанностью) и периодически анализировать свою работу и сервисы в свете предложений рынка.

Учет. Сервисы ресурсной ИТ-службы должны поддаваться учету. Сервисы следует проектировать так, чтобы их стоимость однозначно определялась степенью использования. Неизбежно будет какая-то общая инфраструктура (площади, корпоративная сеть, заработная плата ИТ-персонала и т.п.), но пользователи должны платить только за используемые услуги, а не за возложенную на них долю ИТ-затрат предприятия.

Инновации. ИТ-подразделение должно постоянно искать новаторские подходы к совершенствованию существующих и созданию новых сервисов. Бизнес постоянно меняется. Если цель ресурсной ИТ-службы.

Соответствие задачам бизнеса, она должна предугадывать изменения потребностей. Для выявления потенциальных новых сервисов можно использовать фокус-группы. Как и в случае коммунальных ресурсов, пользователи, если услуги ИТ не удовлетворяют их нужды, в конечном счете сами решат свои проблемы, вернувшись к старым неэффективным подходам.

Партнеры и поставщики.

Успех основанных на стандартах ИТ-систем объясняется тем, что они не привязывают покупателя к одному определенному поставщику. Это следует иметь в виду, выбирая поставщиков и партнеров для построения ресурсной ИТ-системы. Для каждой значительной категории оборудования и программного обеспечения, используемого в ресурсной ИТ-службе, следует иметь по меньшей мере два одинаково эффективных источника.

Партнеры нередко оказывают и консультативные услуги. Прежде чем входить в какие-то отношения с партнером, следует внимательно оценить, насколько его стратегия соответствует философии ресурсного подхода. Вот некоторые ключевые вопросы подобного анализа:.

Насколько тщательно партнер оценивает положение пользователей, прежде чем предложить решение?.

Есть ли у партнера излюбленные решения, или он открыт для любых возможных вариантов?.

Готов ли партнер работать со стандартными сервисами ресурсной службы?.

Способен ли партнер плавно перевести пользователей с существующих систем на ресурсную модель?.

Понимает ли партнер цели ресурсного подхода к ИТ на предприятии и способен ли он работать в интересах этих целей?.

Точно так же как ресурсная служба заключает соглашения об уровне сервиса с пользователями, партнеры должны быть связаны соглашениями об уровне сервиса с ресурсной службой. Подобные SLA должны четко указывать, какие результаты и уровень текущей поддержки требуются от партнера. Партнерские соглашения должны предусматривать передачу ИТ-службе навыков в форме как подробной документации, так и обучения.

Хорошими, хотя и редкими, партнерами обычно являются консалтинговые организации, обладающие квалификацией как в ИТ, так и в организационном анализе. Это особенно касается начальных этапов перехода на ресурсную модель. Подобные партнеры могут ускорить успешный переход на ресурсную модель и помочь преодолеть организационные барьеры и сопротивление пользователей.

Наконец, стандартные «ресурсные» программные средства (например, для резервного копирования) и прикладные продукты должны быть «дружественными» к пользователям. Они должны иметь инструментальные средства для мониторинга потребления, а в идеальном случае - лицензироваться по уровню потребления. Перед внедрением приложений следует оценить возможность их адаптации к многочисленным потребностям предприятия.