Закон и право

Можно ли назвать международные отношения обязательными. Понятие международных отношений

Международные отношения представляют собой систему экономических, политических, дипломатических, правовых, военных и культурных связей и взаимодействий, которые возникают между субъектами мирового сообщества. В связи с расширением числа субъектов международных отношений в политической науке, наряду с понятием "внешняя политика", стал использоваться термин "международная политика" .

Виды международных отношений различают по сферам общественной жизни - экономические, политические, культурные и т. д. или по взаимодействующим участникам - межгосударственные отношения, межпартийные отношения, отношения между различными международными организациями, транснациональными корпорациями и т. п.

Уровни международных отношений определяют чаще по геополитическому признаку: глобальный (общепланетарный), региональный (азиатский, европейский и т. д.), субрегиональный (ближневосточный и др.).

По степени напряжённости международные отношения могут быть в состоянии стабильности и нестабильности, доверия и вражды, сотрудничества и конфликта, мира и войны.

Элементы системы международных отношений называют акторами, участниками, субъектами. Иногда субъектам придают инициативный характер, а участникам - исполнительный, но чаще слова "акторы", "участники", "субъекты международных отношений" употребляют как слова-синонимы.

Основными участниками международных отношений большинство исследователей считают государства и межгосударственные (международные) организации. Государство - основной субъект международного права. Через государство осуществляются национальные интересы на международной арене, суверенитет, безопасность. От государства зависит существование и деятельность международных организаций.

Сегодня часто можно слышать в обыденной речи такие понятия, как международные отношения, международная политика и внешняя политика. Они часто употребляются как слова-синонимы, но с научной точки зрения между ними есть различия.

Если международные отношения представляют собой совокупность всех связей и взаимоотношений: экономических, культурных, политических, между народами, государствами, объединениями государств, то внешняя политика - это деятельность государства за пределами своих национальных границ, его общий курс в международных делах. А международная политика включает в себя деятельность самых различных субъектов международных отношений: от государств, межгосударственных объединений и организаций, партий и общественных движений, культурных, религиозных, спортивных и других организаций до частных лиц. Она реализует свои разнообразные интересы при помощи самых различных средств.

Делая вывод по проблеме категорий, можно сказать, что международные отношения шире понятия "международная политика", так как под "международными отношениями" мы подразумеваем не только политические, но и экономические, культурные, идеологические и т. д.

Внешняя политика характеризует внешнюю деятельность одного государства, а международная политика - многих государств и негосударственных организаций.

Внешняя политика может осуществляться государством в различных формах, и прежде всего, в виде дипломатических отношений. Россия сегодня имеет дипломатические отношения со 150 государствами (всего в мире 201 государство).

После окончания Второй мировой войны сложился так называемый "биполярный мир", когда две могущественные державы начали контролировать и регулировать взаимодействие в пределах своих сфер влияния. Такими державами явились страны-победительницы во Второй мировой войне - США и СССР. На планете сложилось два полюса силы в международных отношениях, которые, опираясь на свою экономическую и военную мощь, создали блоки государств: один социалистический, а другой капиталистический.

Были созданы Североатлантический договор (НАТО) в 1947 году, куда вошли Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, Италия, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия, Греция и Турция (1952 г.), ФРГ - Германия (1955 г.). Из военной организации вышли Франция (1966 г.), Греция (1974 г.), Польша, Чехия и Венгрия вступили в НАТО в 1999 году. Штаб-квартира НАТО находится в Брюсселе. Варшавский Договор был создан в мае 1955 года, он просуществовал до декабря 1989 года. В него вошли: СССР (на долю которого приходилось более 90 % военных расходов), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия, Албания (до 1968 г.). Штаб-квартира Варшавского Договора находилась в Варшаве.

Идеологическое, политическое противоборство и военное противостояние - вот основные характеристики отношений между двумя лагерями, что в ряде случаев выливалось и в военные конфликты. Например, 1950-е годы - это Корея; конец 1950-х-начало 1960-х гг. - это Куба; 1960-1970-е гг. - Вьетнам; а 1980-е гг. - Никарагуа, Гренада.

Такая специфическая особенность, как биполярность наблюдалась в международной политике на протяжении почти полувека. Она потеряла свое значение с распадом СССР и исчезла в международных отношениях. Поэтому вместе с окончанием "холодной войны" в мире происходит и изменение всей системы международных отношений.

Следует заметить, что до сих пор не создано ещё ни нового мирового порядка, ни системы безопасности, так как возникшая "многополюсная" система мира имеет далеко не завершённый характер. И это связано прежде всего с тем, что США, как одна из супердержав, претендуют на роль мирового арбитра, точно так же, как и Россия, и европейские государства. Китай также пытается претендовать на роль глобальных держав.

Но при всём этом глобальный беспорядок приобретает черты пирамидальной геополитической модели, где доминирующее положение занимает геополитический управленческий центр. А он состоит из ведущих государств атлантической цивилизации.

Основой Управленческого центра является принцип демократического монополизма. Его содержание представляет собой монопольную супердержавную власть США, а демократическая составляющая заложена в коллективе стран большой "семерки". Хотя существует и большая "восьмёрка", и туда включена и Россия, но пока она не получила допуска к принятию важнейших решений.

Управленческий центр оказывает важное влияние на все области международного общественного развития, такие как: финансы, экономика, торговля, информация, военная сфера.

Сегодня, помимо Управленческого центра, всё возрастающую роль в мире начинают играть и международные организации, которые представляют, кроме государственных, ещё и частные интересы, т. е. интересы бизнеса.

Соединённые Штаты играют доминирующую роль в Международном валютном Фонде (МВФ), Всемирном банке (ВБ), Международном банке реконструкции и развития (МБРР), Всемирной торговой организации (ВТО). Кроме того, США представлены в 50-60 ведущих транснациональных корпорациях мира, при этом они руководят различными мондиалистскими структурами, различными частными клубами, фондами, ассоциациями и т. д.

Эта система глобального управления (СГУ) сегодня связана с проблемой ограниченности ресурсов планеты, поэтому многие политологи, социологи считают, что в ближайшие 100-150 лет потребности человечества перерастут скромные земные ресурсы.

Существуют самые различные прогнозы, связанные с будущим международных отношений и мирового порядка.

Первая модель говорит о том, что мир будет оставаться в качестве биполярной антагонистической модели, только место СССР займёт социалистический Китай (к 2025 году ему пророчат I место в мире по ВНП).

А третья - это многополюсная модель, имеющая несколько центров силы в мире: США; Европейский Союз; Евразийский Союз - Россия, Китай, Индия.

Международные отношения

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

(international relations) Научная дисциплина, изучающая взаимодействия между государствами, а в более широком смысле – деятельность международной системы как единого целого. Может рассматриваться либо как многодисциплинарное исследовательское поле, сводящее воедино международные аспекты политики, экономики, истории, права и социологии, либо как метадисциплина, сосредоточенная на системных структурах и моделях взаимодействия человеческих особей как единого целого. Эта дисциплина обрела самостоятельность после 1-й мировой войны. Основные ее отрасли в дополнение к теории включают в себя международную политическую экономию (international political economy), международную организацию, разработку внешней политики, стратегические исследования и, что более спорно, исследования в области поддержания мира. Если к этому добавить изучение отдельных регионов, то название "международные отношения" станет более адекватным. Если же брать исключительно второе значение дисциплины, то термин обозначает всеобщность взаимодействий в рамках международной системы. Зачастую упор делается на отношения между государствами, хотя существенную роль играют и такие коллективные участники, как многонациональные корпорации, транснациональные группы давления и международные организации.


Политика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .

Международные отношения

род общественных отношений в сфере межнационального и межгосударственного общения.

Международные отношения характеризуются также совокупностью связей и взаимосвязей между народами, государствами и системой государств. Так, в международной энциклопедии социальных наук международные отношения рассматриваются как "человеческая дея­тельность, в процессе которой индивиды из более чем одного госу­дарства, индивидуально или в группах, взаимодействуют". Западные политологи считают, что международные отношения - это "взаимо­действие между двумя или более государствами", а внешняя политика как внешнее действие одной нации.

Различные точки зрения на понятие международных отношений сводятся по существу к двум способам исследования этих отношений. В первом случае международные отношения рассматриваются как осо­бый род общественных отношений, в другом - сводятся к взаимодейс­твию их участников.

Имеется ряд трактовок проблемы взаимодействия международ­ной и внутренней политики. Первая точка зрения отдает приоритет в этом взаимодействии международным отношениям. Её сторонники считают, что внутренняя политика государства определяется разви­тием внешних факторов (географический детерминизм, геополитические концепции). Вторая точка зрения предпочитает рассмотрение международных отношений как непосредственного продолжения внут­ренней политики, которая в первую очередь обусловлена определенным способом производства, господствующим экономическим базисом. На этой позиции стоят марксистки ориентированные теоретики.

Исходя из третьей трактовки, внутренняя политика, внешняя политика и международные отношения взаимно уравновешивают друг друга, они равноправны. Сторонники такой трактовки исходят из то­го, что в основе внутренних и международных отношений лежат еди­ные законы общественного развития. Взаимодействие и взаимовлияние внутренних и внешних факторов не являются исходно заданными, а зависят в каждом конкретном случае от конкретных исторических обстоятельств и ситуации.

В перечисленных подходах выделяется существенная сто­рона проблемы взаимовлияния и взаимодействия международных и внутренних отношений. Однако, при игнорировании других аспектов есть опасность упрощения в анализе международных отношений. Об­щественное развитие сегодня характеризуется взаимопереплетением, взаимосвязью внешней и внутренней политики при сохранении извест­ных различий между ними.

В теории международных отношений большое внимание уделяется проблеме многофакторного взаимодействия участников международных отношений. К существенным видам связей, в которые вступают участники между­народных отношений, относятся: дипломатические (осуществляются в рамках официальных правительственных структур); экономические (выступают в качестве материальной основы всей системы международ­ных отношений); социальные (формируются за счет международных контактов неправительственных структур - политических партий, профсоюзных, научных, экологических и других общественных органи­заций и движений); военные, культурные и другие.

Основным участником системы международных отношений является суверенное государство. Государство – системообразующий элемент, а межгосударственные связи являются структурообразующими. В отечественной и зарубежной политологии - это общепринятый подход. Таким образом, наряду со системообразующими элементами сложная система обладает и несистемообразующими элементами. В настоящее время специалисты в области международных отношений выделяют четыре класса несистемообразующих элементов: политические (партии); общественно-политические (церковь, профсоюзы и т.д.); культурно-научные и экономические организации.

Помимо государства как традиционного субъекта в число активных участников международных отношений входят междуна­родные организации, которые подразделяются на правительственные и неправительственные. Примером наиболее влиятельного участника пер­вого вида в системе международных отношений является Организация Объединенных Наций (ООН).К международным неправительственным ор­ганизациям относятся политические и общественные организации типа Социнтерна - международного объединения социал-демократических партий, «Гринписа» - международной организации экологов и т.д.

Мы видим, что в системе международных отношений расширяется число ее участников, растет многообразие их взаимодействий, формируется новый механизм поддержки стабиль­ного развития отношений на мировой арене.

Обнаруживаются определенные закономерности, имеющие разные векторы. С одной сто­роны, можно наблюдать максимальную реализацию государственности и суверенитета участников международных отношений, когда националь­ные общности заявляют о себе как о равноправных субъектах на ми­ровой арене. С другой стороны действует тенденция усиления интег­рации все большего числа участников международных отношений, уп­рочения институциональных форм широкого гуманитарного, экономи­ческого и политического сотрудничества.

Коновалов В.Н.


Политология. Словарь. - М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое "Международные отношения" в других словарях:

    Система политических, экономических, научно технических, культурных, военных, дипломатических и иных устойчивых взаимосвязей и взаимодействий субъектов международных отношений: государств; народов; межгосударственных правительственных и… … Финансовый словарь

    Издательство, Москва. Основано в 1957. Литература по вопросам внешней политики и дипломатии, мировой экономики и международному праву и др … Большой Энциклопедический словарь

    - «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ», издательство, Москва. Основано в 1957. Литература по вопросам внешней политики и дипломатии, мировой экономики и международному праву и др … Энциклопедический словарь

    международные отношения - — EN international relations The political or diplomatic interaction or dealings between independent nations. (Source: RHW) … … Справочник технического переводчика

    Международные отношения это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене. Содержание 1 Критерии 2… … Википедия

    МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - (international relations) отношения между нациями и изучение этих отношений. В качестве политически ориентированного академического изучения международные отношения являются гибридной дисциплиной, основанной на историографии, политической науке,… … Большой толковый социологический словарь

    Международные отношения - (international relations), см. Баланс сил, Восток Запад, отношения; Международное право; Север Юг, отношения; Регионализм; Транснациональные отношения … Народы и культуры

    МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - (international relations) совокупность экономических, политических, правовых, дипломатических, военных, культурных и других связей и отношений между государствами, социальными, политическими, экономическими силами (субъектами), действующими на… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

    Издательство, Москва. Основано в 1957. Литература по вопросам внешней политики и дипломатии, мировой экономики, международному праву и др … Энциклопедический словарь

    МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - – системная совокупность политических, экономических, социальных, дипломатических, правовых, военных и гуманитарных связей и отношений между основными субъектами мирового сообщества – народами, государствами, общественными силами, движениями и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

  • Международные отношения в конце XIX века , Ф. А. Ротштейн. Издание 1960 года. Сохранность хорошая. Работа, предлагаемая вниманию читателя, принадлежит перу известного советского историка и общественного деятеля академика Ф. А. Ротштейна (1871-1953).…

совокупность экономических, политических, культурных, военных, дипломатических и других связей и отношений между государствами, организациями и движениями, действующими на международной арене.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

отношения между народами, опосредуемые при наличии государств отношениями государственных институтов и структур; историческое призвание международных отношений - обеспечивая разноплановый обмен между народами и странами, реализовывать во внешней межгосударственной сфере коренные национально-государственные интересы своей страны, своего народа, сопоставляя и согласовывая их с национально-государственными интересами других стран и народов.

Поскольку главным элементом международных отношений, их основой являются национально-государственные интересы отдельных стран, важно учитывать следующее.

Национально-государственные интересы - категория объективная. Но ее особенность заключается в том, что интерес вообще, национально-государственный интерес, в частности - субъектная категория, т.е. носителем интереса всегда является определенный субъект - отдельный человек, нация, народ и т.д. Именно это обстоятельство часто является причиной ошибочных трактовок интереса как субъективной или субъективно-объективной категории. Это - неверно. Подобно тому как интересы отдельных людей представляют собой не продукт человеческой воли и человеческого сознания, а являются результатом его естественноисторических потребностей, диктующих человеку необходимость их удовлетворения, так и национально-государственные интересы страны, населяющих ее наций и народов - порождение реальных условий их внутреннего развития, взаимоотношений с другими народами и нациями.

Национально-государственные интересы - категория историческая. Национально-государственные интересы обусловлены исторически сложившейся раздробленностью человечества на обособленные общности, живущие в своих национально-государственных или многонациональных образованиях. Не будь государств и наций, не существовало бы и национально-государственных интересов. Они становятся реальностью лишь в сфере межгосударственного общения, где и проявляются как международные отношения. Историзм национально-государственных интересов обнаруживается также в том, что они не остаются неизменными, а претерпевают существенную эволюцию в связи с изменением внутренних и международных условий развития страны. Наконец, важно и то, что национально-государственные интересы не вечны: они существуют, пока существуют нации и государства, их интересы и действия.

Национально-государственные интересы - категория, тесно связанная с социально-политическими отношениями, ибо в ней отражаются и выражаются интересы нации, страны, преломленные через интересы общественно-политической силы, стоящей у власти, формирующей политику страны как внутри, так и возне. Мало того, важна и общая расстановка сил в стране и ее изменения, что сказывается в сфере международных отношений.

Национально-государственные интересы - комплексная категория, включающая систему компонентов, охватывающих различные сферы общественной жизни. Сюда относятся, в первую очередь, политические и экономические интересы, связанные с обеспечением благоприятных условий и предпосылок развития данной страны, ее населения. Весьма существенное значение имеют и производные формы выражения национально-государственных интересов: военностратегические, дипломатические интересы и т.д.

Подходя с этих позиций к определению сущности национально-государственных интересов той или иной страны (ее нации, народа), нужно учитывать, что этот субъект международных отношений вовсе не сам определяет суть интересов: содержание экономических, политических и других интересов составляют объективные, т.е. не зависящие от воли и сознания партий и правительств потребности страны, живущего в ней, определенным образом организованного сообщества людей. При формировании собственно национально-государственных интересов эти потребности выступают в объективной связи, в объективном взаимоотношении с внешними, международными условиями своего удовлетворения. Другими словами, если потребность выражает нужду, нужность для субъекта чего-то, то интерес есть объективное отношение субъекта, имеющего соответствующую потребность, к условиям удовлетворения этой потребности. Причем сами эти условия являются предметом данного интереса.

Очевидно, что национально-государственные интересы - объективный фактор международной жизни. Но если это так, то не следует ли из этого, что в международных отношениях субъективному фактору вообще "нечего делать", разве что собирать и организовывать силы, чтобы под угрозой их применения продиктовать партнеру свои, вытекающие из национально-государственных интересов требования, настаивая на их беспрекословном выполнении, или, если подобных сил нет или они заведомо слабее, сознательно подчиниться силе своего более могущественного партнера-противника? Хотя такое и случается, в силу чего сами международные отношения бывают отношениями господства и подчинения или отношениями равноправного сотрудничества, все же значение субъективного фактора в международных отношениях весьма велико.

Одна из исходных и главных задач субъективного фактора состоит в том, чтобы правильно осознать и сформулировать суть национально-государственных интересов данной страны, населяющей ее общности людей. А это - далеко не простая задача, если учитывать все многообразие геополитических, географических, экономических, политических, этнических, исторических и других факторов, обусловливающих объективное содержание национально-государственных интересов.

Следующая, не менее важная и трудная задача - учесть внутренние тенденции и международные условиях развития своей страны (и других) и в свете ее национально-государственных интересов и их реализации сформулировать внешнеполитическую концепцию, раскрывающую, какие основные цели и по каким внешнеполитическим направлениям должны быть достигнуты во внешнеполитической сфере в определенный срок.

Необходимо эту общую внешнеполитическую концепцию, определяющую стратегические цели внешней политики, конкретизировать во вполне определенный внешнеполитический курс, определяющий, что и как, в отношениях с какими странами и в каких областях должно быть достигнуто, чтобы была реализована внешнеполитическая концепция, а вместе с ней и удовлетворены национально-государственные интересы.

Если к этому добавить формулировку главных принципов внешней политики, необходимое соотношение традиций и новшеств, а также способов, средств и путей согласования своих национально-государственных интересов с таким же комплексом интересов как противников, так и союзников, а также все многообразие конкретных действий всех внешнеполитических служб, ответных акций, страховок и запасных ходов и т.д., то при учете взаимодействия всего этого на мировом поприще и в историческом развитии мы и получим то, что называется международными отношениями.

Достаточно в эту общую картину поставить конкретную страну, ее народ и действия его правительства, его многоплановые взаимоотношения, действия и противодействия не с одним, а со всеми другими субъектами международных отношений, чтобы их сложная мозаика приобрела близкий к реальности вид.

Международные отношения. Международная политика имеет небольшое отличие от политики внутренней... Внутренняя политика имеет место в рамках суверенного субъекта международных отношений - то, что мы называем государством или страной. В то время как международная политика имеет место между такими субъектами международных отношений. Суверенитет означает быть хозяином на своей собственной земле, сохранять за собой последнее слово в юридических спорах на территории страны. Понятие суверенитета возникло в XVI в., когда абсолютистские монархии укрепляли свои позиции и искали правового оправдания для этого. Суверенитет является одерживающей силой в стране. Преступники, повстанцы и отступники теоретически контролируются или подавляются суверенным правителем, которым сейчас является уже не король, а национальное правительство. Суверенитет также означает, что иностранные державы не имеют никакого права вмешиваться в дела вашей страны; их влияние прекращается на ваших границах.

Внутри суверенного субъекта международных отношений существует (или, по крайней мере, предполагается, что существует) закон. Если у вас есть основание для жалобы на кого-то, "не берите закон в свои собственные руки. Отнесите его в суд". В международных отношениях применимым оказывается почти противоположное: взятие закона в свои собственные руки - путем угрозы военной силой или ее использованием - является совершенно нормальным явлением. Часто другого подхода не существует.

Эта важная разница между внутренней и международной политикой вызывает негодование у искусных специалистов в области одной из них и когда они вторгаются в область другой. Президент Джонсон был мастером во внутренней политике; он получал от Конгресса все, что он только желал. Но он не смог поставить на место худого, маленького Хо Ши Мина, потому что Хо был хозяином на своей собственной территории. То, что срабатывало у Джонсона внутри страны - сделки, угрозы, убеждения - потерпело фиаско в международном плане. Некоторые утверждали, что именно использование Никсоном "нечестных приемов" международной политики в политике внутренней, привело к уотергейтскому скандалу и его падению. В действительности, Никсон был умным госудорстиешьш деятелем: он одновременно улучшил отношения с Советским Союзом и Китаем. И его неискренность и склонность к секретам сослужила ему плохую службу в разрешении внутренних проблем. Международная политика не есть внутренняя политика в большем масштабе. Без мирового суверенитета, служащего для установления правил и власти, международная политика носит более неуправляемый и сложный характер.

Политика как могущество. Международные отношения, которые страдают от недостатка суверенитета, превалирующего во внутренних ситуациях, во многом зависят от могущества. Покойный великий Моргентау считал, что могущество является основным элементом международной политики и что идеалисты игнорируют это на свой страх и риск. Не обладая достаточным могуществом страна не может выжить, добиться самостоятельно своих целей в этом беспокойном мире. Следует иметь в виду, что могущество - это не то же, что и сила. Сила - это конкретное применение военной мощи; под могуществом подразумевается более общая способность страны идти своим путем. Могущество включает военные, экономические, политические и психологические факторы. Некоторые элементы могущества поддаются оценке и их можно рассчитать. А именно:

География. Благодаря размеру территории, климату и естественным границам некоторые страны легче защищать, чем другие. В жизни стран география в значительной степени является судьбой.

Природные ресурсы. Продовольствие, полезные ископаемые и нефть являются важными факторами могущества.

Население. Здесь учитывается как количественный, так и качественный состав. Как поняли арабы в войне с Израилем, большое, обедневшее, слаборазвитое население не может быть источником могущества. При всех равных параметрах большее по величине население, из которого набирают солдат и рабочую силу, означает, несомненно, возросшее могущество страны.

Экономика. Индустриально развитая страна обычно значительно сильнее, чем сельскохозяйственная страна. Первая может производить свое собственное оружие и имеет более подготовленное население для его использования. Страна более развитая в экономическом отношении может дольше выдержать военную конфронтацию. Кроме войны индустриальная экономика располагает большим потенциалом для торговли и вызывает большее уважение, чем отсталая экономика. Япония благодаря торговле сделала то, чего бы не смогла сделать при помощи военной силы.

Правительство. Правительство, твердо стоящее у власти, является значительно более сильным оппонентом, чем то, которое не обладает такой властью. Сильное правительство может совершенствовать экономику, повышать благосостояние своего населения и укреплять национальную интеграцию.

Возможности в военном отношении. Страна может обладать всем, о чем говорилось выше, но не смочь превратить это в военную мощь. Франция и Британия, испытавшие ужас от потерь, понесенных во время первой мировой войны, не позаботились об укреплении своей мощи для борьбы с Гитлером. Япония, промышленный гигант, является карликом в военном отношении, поскольку составленная американцами конституция запрещает ей иметь армию, и этот пункт многие японцы хотели бы изменить.

Психологические источники могущества. Самым большим условием при выравнивании является психология страны. Объединена ли она, уверенная в самой себе и своем деле, в своем стремлении к пожертвованию? Вот где заключена самая большая ошибка, которую делают. Линдон Джонсон направил американцев во Вьетнам, считая, что мы одержим легкую победу. Но коммунисты знали, что бы они хотели: объединенного Вьетнама без иностранцев при определенного рода социализме. Наша страна не была настолько уверена в себе, и поэтому война была проиграна на внутреннем фронте, как в Сайгоне, так и в Вашингтоне. В 1980 г. Ирак, наблюдая за кажущимся хаосом иранской революции, посчитал, что будет легко захватить иранскую территорию. Но иранцы сражались как маньяки, жертвуя тысячами в своих атаках, в которых они шли на верную смерть, благодаря чему иракцы были отброшены на свою собственную территорию. В 1982 г. Аргентина, сама страдающая от разъединенности и жестокого военного правительства, посчитала, что будет легко присвоить Фолклендские острова, принадлежащие ослабевшей в экономическом отношении Британии. Но именно британцы оказались сильными в психологическом плане, а аргентинцы слабыми.

Международные отношения можно обозначить как совокупность различных политических, экономических, социальных и экологических взаимоотношений между суверенными странами, международными организациями, неправительственными организациями, международными корпорациями и общественными учреждениями на глобальном, региональном или международном уровнях.

Первая образовательная программа по международным отношениям появилась в 1919 году в университете Aberystwyth в Великобритании для изучения причин начала разрушительной Первой мировой войны.
Международные отношения предполагают множество специализаций в самых разных областях, например, в международной безопасности, в политической экономии, в переговорном процессе, в исследованиях и т.д.

Теория

Довольно большой процент поступающих на программу по международному образованию привлекает возможность интенсивного изучения двух иностранных языков, благо в учебный план каждой такой программы это входит (в некоторых вузах, например, в МГИМО, иногда изучают даже три языка). Студентов учат навыкам перевода, организации международных событий, составлению дипломатических документов, переговорам, конфликтологии, дипломатическим отношениям, PR и GR и т.д.

Если в бакалавриате преподаются основные фундаментальные дисциплины, но в начинается более узкая специализация. И здесь уже все зависит от вуза. В НИУ Высшая школа экономики, например, можно специализироваться на мировой экономике, европейских и азиатских исследованиях, международном бизнесе или международных отношениях в Евразии. ИБДА РАНХиГС предлагает ряд программ в области международного менеджмента, от бакалавриата до . Другое подразделение РАНХиГС (Международный институт государственной службы и управления) готовит специалистов и магистров по программе «Зарубежное регионоведение». Существенно отличаются по наполнению программы факультета мировой политики и факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова. Понятно, какую специализацию имеет программа «Международные отношения» в Институте энергетической политики и дипломатии МГИМО.

Работа

Безусловно, карьера в области международных отношений – это интересно, перспективно и заманчиво. Однако важно правильно выбрать специализацию и место работы. Самый простой и логичный способ – это Министерство иностранных дел. Однако зарплаты здесь очень невысокие, а серьезных карьерных продвижений можно ждать долго. Куда перспективнее работа в крупных международных компаниях, однако помимо знания иностранных языков хорошо бы обладать еще какой-то смежной специальностью, например, в области экономики, управления или юриспруденции. Именно поэтому специальность «Международные отношения» популярна на втором высшем образовании или в магистратуре, а те, кто получил ее в бакалавриате, часто идут за дополнительным образованием.

Естественно, работа в области международных отношений, независимо от организации, предполагает частые командировки. Нередко карьера выпускника такой программы развивается дальше в области международной журналистики, политологии или на переводческом поприще.

Поступление

Чтобы поступить на программу бакалавриата по профилю «международные отношения», необходимо сдавать ЕГЭ по истории (профильный), русскому языку и один из трех на выбор вуза – географию, обществознание или иностранный язык. Иногда вуз также требует и четвертый экзамен – по иностранному языку или географии.

Вузы и направления

Многие российские вузы гуманитарной направленности предлагают бакалавриат, и в области международных отношений.

Собственно по программе «Международные отношения» можно учиться в НИУ «Высшая школа экономики», МГЛУ, РАНХиГС (факультет международных отношений; Институт бизнеса и делового администрирования и Институт менеджмента и маркетинга), РГСУ, МГУ им. М.В. Ломоносова (факультет мировой политики и факультет глобальных процессов), МГИМО (три программы – на факультете международных отношений, факультете политологии и в Международном институте энергетической политики и дипломатии), МИФИ, РГГУ, РУДН, Дипломатической академии, Институте стран Востока.

Кроме того, довольно распространены такие специальности, как «Востоковедение и африканистика» (НИУ ВШЭ, МГУ (Институт стран Азии и Африки), РГГУ) и «Зарубежное регионоведение» (МГЛУ, РАНХиГС, РГСУ, Институт мировых цивилизаций, МГУ (факультет иностранных языков и регионоведения), РГГУ, РУДН).

Общайтесь с представителями вузов лично

Как видно, и вузов, и программ по данной специальности великое множество. Поэтому проще и быстрее определиться с выбором можно, посетив бесплатную выставку «Магистратура и дополнительное образование» в или .

Что такое Международные Отношения? Значение слова «Международные Отношения» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни.

Значение «Международные Отношения» в словарях

Международные Отношения В Восточном Средиземноморье В Iii В. До Н. Э. – Исторический словарь

Расширение международных связейВ связи с образованием новых государств и изменением экономических условий общая международная обстановка к концу IV-началу IIIв. дон. э. существенно изменилась. В сношения с эллинистическими государствами теперь были вовлечены новые, отдалённые страны, о которых до того времени в Грецию и Македонию доходили лишь смутные сведения. Если завоеватели и колонисты с запада двигались на восток, то и далёкие восточные страны в свою очередь искали путей на запад. Могущественная китайская империя Цинь во второй половине III в. до н. э. стала распространять своё влияние в этом направлении. Позднее, во II в. до н. э., вслед за караванами направлялись посольства, завязывались дипломатические отношения. Царство Магадха в долине Ганга установило и поддерживало дипломатические отношения с двумя самыми могущественными эллинистическими государствами - царствами Селевкидов и Птолемеев. События на Востоке не могли не оказывать воздействия на политические отношения в Западной Азии и в Эгейском море. С течением времени это воздействие становилось всё более и более заметным. Для эллинистического периода характерно вовлечение в сферу влияния крупных эллинистических государств целого ряда племён, которые ранее вели сравнительно обособленное существование. Державы Селевкидов и Птолемеев, могущественное Боспорское царство оказывали определённое воздействие на племена, жившие на их окраинах, способствовали развитию у этих племён классовой дифференциации и формированию государства. Одновременно наблюдается укрепление и расширение связей в масштабах всего Средиземноморья. В IV - начале III в. до н. э. на Балканском полуострове выдвинулись новые государства - Македония, Эпир, Иллирия; получили большое значение их связи с Сицилией, Италией, Киренаикой, Карфагеном. Сиракузский тиран Агафокл, пытавшийся завоевать Карфаген, поддерживал тесные сношения с эллинистическими правителями. Царь Эпира Пирр вёл борьбу за власть над Македонией с Лисимахом и Деметрием (впоследствии и с Антигоном Гонатом) и в течение нескольких лет воевал в Италии и Сицилии. Характер военных столкновений в III в до н э.В начале 70-х годов III в., т. е. к концу борьбы диадохов, не только закончился в общих чертах процесс образования крупнейших государств эллинистического мира - Египта, царства Селевкидов, Македонии, но обозначились уже достаточно ясно их взаимоотношения, выявились их сильные и слабые стороны, наметились конфликты, вызвавшие новые, ожесточённые военные столкновения. Приёмы ведения войны в эпоху эллинизма существенно изменились. В сражениях эллинистического времени обычно принимают участие крупные силы-десятки тысяч тяжеловооружённых воинов-пехотинцев, многочисленные отряды лёгкой пехоты, тяжеловооружённой и лёгкой конницы. Большое значение получило применение боевых слонов. Выросли размеры военных кораблей. Основным типом такого корабля теперь становятся одетые в броню пентеры и гептеры, имевшие соответственно 5 и 7 рядов гребцов. Широко развивается искусство осады и защиты крепостей. Вносятся важные усовершенствования в разнообразные виды метательных орудий (камнемёты, стреломёты), сооружаются подвижные осадные башни и сложные стенобитные машины, при помощи которых пробивали брешь в стенах города. Совершенно изменился характер армий: это были уже не гражданские ополчения прежнего времени, но профессиональные войска, проходившие специальное обучение. В военных предприятиях нередко участвовали пираты. Как уже не раз указывалось, огромную, иногда решающую роль играли в армиях наёмники, а для укомплектования ими войск были необходимы крупные денежные средства. От наёмников следует отличать категорию воинов, получавших за свою службу земельные наделы. Эти воины-колонисты (клерухи) образовывали постоянную армию, тесно связанную с правящей династией, от представителей которой они получали свои наделы. Воины III в. велись не только ради расширения сфер политического господства, но и для захвата рабов и лаои, важнейших торговых путей та рынков. Как и ранее, главным театром военных действий оставались самые населённые и богатые области Передней и Малой Азии, а также Эллада. Поля и виноградники Сирии, шерсть Милета, смола Иды привлекали жадные взоры правителей крупных государств. В Сирии и на побережье Малой Азии были расположены начальные пункты торговых путей, которые вели далеко в глубь Азии, а также на Запад, в бассейны Средиземного и Эгейского морей. В истории III столетия очень ярко проявляется связь между внутренним состоянием государства и его внешней политикой. В городах Сирии, Палестины, Малой Азии и Эллады шла непрерывная борьба партий, представлявших интересы различных слоев населения и ориентировавшихся на различные внешние силы. Вся политика македонян в Греции основывалась на последовательной поддержке в греческих городах имущего меньшинства. Радикальные демократические группировки в греческих полисах, как правило, ориентировались на Птолемеев, поддерживавших в Греции антимакедонские движения. Не раз в обстановке всё усиливавшегося соперничества между отдельными государствами провозглашались воодушевлявшие греков лозунги свободы и независимости, но свобода оказывалась иллюзорной, а попытки добиться её приводили полисы к тому, что они снова и снова оказывались в зависимости от крупнейших государств эллинистического мира, политические и экономические интересы которых играли решающую роль в международных отношениях. В истории III в. до н. э. известны случаи отпадения целых областей, попытки образования новых самостоятельных государств. Так, из царства Селевкидов выделились Пергам, Понт, Греко-Бактрийское и Парфянское царства, Каппадокия. Во многих городах Эллады и в Малой Азии тираны и династы захватывали власть, пользуясь поддержкой крупной державы или, наоборот, используя её временную слабость. Войны Египта с царством Селевкидов и Македонией в середине III в. до н. э.В начале 70-х годов III в. сильнейшим государством в эллинистическом мире был, несомненно, Египет. Его не затронуло Вторжение галатов, опустошивших на своём пути Македонию, часть Греции и Малой Азии. Огромные хозяйственные ресурсы Нильской долины составляли прочную основу могущества Птолемеев. Египетский флот господствовал на море в течение почти всей первой половины III в. Опираясь на эти ресурсы, Египет вёл широкую завоевательную политику. В 274 г. до н. э. между Египтом и его наиболее близким и опасным соперником - царством Селевкидов началась так называемая первая Сирийская война. Данные источников не позволяют восстановить точно последовательный ход событий. Военные действия происходили в Африке и в Азии и шли с переменным успехом. Война продолжалась до 273/72 г. и не дала решающих результатов, хотя всё же в выигрыше оказался Египет. К концу 70-х годов владения Египта охватывали южное побережье Малой Азии, крупнейшие греческие города в Карий и Ионии (Галикарнас, Книд, Милет, Самос), многие из Кикладских островов, всю Финикию и часть Келесирии (южная часть Сирии). Под влиянием Птолемеев находилась и Лига островитян - союз полисов на островах Эгейского моря. В конце 70-х годов, после неудачной попытки эпирского царя Пирра утвердиться на македонском престоле, происходит усиление Македонии, и в 60-х годах Греция снова становится театром военных действий. Египет не сталкивался непосредственно на суше с Македонией, но вёл с ней длительную и упорную борьбу с переменным успехом при посредстве греческих государств, поддерживая их сопротивление Антигону Гонату и его преемникам, широко используя лозунги свободы и независимости. Птолемей II организовал против Македонии крупный греческий союз во главе с Афинами и Спартой, сблизившимися на основе общей ненависти к македонскому владычеству. Антимакедонская политика в Афинах проводилась демократической партией, вождями которой в это время были Хремонид и его брат Главкон. До нас дошло постановление афинского народного собрания, принятое по предложению Хремонида, о союзе со Спартой, Элидой, Ахайей и др., с призывом ко всем остальным государствам Эллады установить «общее согласие» и примкнуть к их союзу. Однако и на этот раз македоняне одержали верх над коалицией греческих городов. Зажиточные слои населения в греческих городах были на стороне «сильной власти» и ориентировались на Македонию. Антимакедонская же коалиция не сумела вовремя объединить свои силы и не получила достаточной помощи от Египта. Победа Антигона в этой войне, прозванной «Хремонидовой» (267-261), снова закрепила гегемонию Македонии над Элладой, В эти же годы Египет, поддерживая Пергам в его борьбе с Антиохом I, укрепил свои позиции в Малой Азии. В начале 50-х годов возобновилась борьба за Южную Сирию. Македония и царство Селевкидов выступают теперь совместно против Египетской державы, причём Антигон Гонат достигает решающего успеха на море. В сражении при Косе (258 г. до н. э.) македонский флот разбил наголову египетский, и господство на море перешло к Македонии. Антигон встал во главе Лиги островитян. Преобладание Македонии не было, однако, длительным и прочным. В конце 50-х годов Коринф и Халкида ушли из-под власти Антигона, с Египтом был заключён мир. В 249 г. Делос снова уже оказался в руках Птолемея. Лига островитян была распущена. В эти же годы из царства Селевкидов выделились Бактрийское царство и Парфия. В 247 г. умер Антиох II, а в 246г.- Птолемей II Филадельф. Вопрос о преемстве власти в царстве Селевкидов послужил поводом к новой войне с Египтом из-за Сирии (третья Сирийская война). В надписи Птолемея III говорится о крупных успехах египетских войск, о завоевании не только Сирии, но и Междуречья, Бактрии и других областей царства Селевкидов. Успехи эти, несомненно, преувеличены, хотя, вероятно, Сирия и Междуречье были действительно временно заняты египетскими войсками. Но уже в 245 г. в ходе военных действий произошёл перелом не в пользу Египта. Полисы Сирии и Вавилонии были на стороне Селевкидов. Селевк II (247-226), сын Антиоха II, перешёл через Тавр и начал успешное наступление в Сирии против египетских войск. В эти же годы Антигон Гонат нанёс египетскому флоту у острова Андрос новое сокрушительное поражение. Но силы Египта всё ещё были велики, и хотя Птолемей должен был очистить занятую им обширную территорию, однако города Ионии (Эфес, Милет), остров Самос, остров Лесбос, острова на севере Эгейского моря, побережье Фракии и Херсонес Фракийский перешли в его руки. Соотношение сил на Балканском полуострове и в Восточном Средиземноморье к концу III в. до н. э. На Балканском полуострове наряду с Македонией к середине III в., как уже указывалось, большую роль стали играть Этолийский и Ахейский союзы. В другом греческом государстве - Эпире в результате ожесточённой внутренней борьбы царская власть была уничтожена, царство превратилось в союз нескольких областей, возглавленный тремя стратегами. Быстро развивается рабовладение и имущественное неравенство у племён, живших на севере Балканского полуострова. В III в. до н. э. на юге Иллирии возник союз иллирийских племён с центром в Скодре, который вскоре превратился в государство и включил в свой состав также северные области. Главными результатами политического развития эллинистических государств были следующие. Египет потерял господство на море. Территория государства Селевкидов вследствие отпадения Парфии и Бактрии сократилась; внутри государства происходила острая династическая борьба, представлявшая для него большую опасность ввиду его рыхлой структуры. На Балканском полуострове наряду с Македонией, Ахейским и Этолийским союзами принимают активное участие в политической борьбе окраинные племена и государства: дарданы, иллирийцы и др. В эту борьбу впервые вмешивается Рим. Все эти политические события имеют своей основой внутреннее развитие рабовладельческих обществ. В ближайшие десятилетия окончательно определяется путь, по которому пошло это развитие.