Недвижимость

Универсальный десантный вертолетоносец прибой. Флот штормит: УДК «Прибой» выйдет в море еще не скоро

Проходящий в Санкт-Петербурге Международный военно-морской салон стал источником важнейших новостей в отечественной кораблестроительной отрасли. Представитель командования ВМФ России анонсировал планы по строительству двух вертолётоносцев и одного авианосца.

На замену «Мистралям»

С 2015 года в России не утихают дискуссии по поводу необходимости замены французских вертолётоносцев типа «Мистраль», которые Париж отказался отдавать Москве под предлогом «агрессивной политики Кремля». В результате два корабля-дока без вооружений и вертолётов были переданы Египту.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что сохранявшаяся два года интрига разрешилась. Заместитель командующего ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук подтвердил, что строительство двух УДК «Прибой» вошло в государственную программу вооружения (ГПВ) на 2018—2025 годы.

  • Макет десантного корабля «Прибой»
  • РИА Новости
  • Александр Вильф

25 мая 2017 года заместитель министра обороны Юрий Борисов рассказал журналистам, что в ГПВ до 2025 года (которая пока находится в стадии обсуждения) были включены два вертолётоносца. При этом он не уточнил, о каком проекте идёт речь.

28 июня в интервью ТАСС вице-президент Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Игорь Пономарёв сообщил, что корабли типа «Прибой» будут возводиться на мощностях двух петербургских предприятий — «Северная верфь» и «Балтийский завод», а также на «Севмаше» (Архангельская область).

«Прибой» впервые был представлен на международном форуме «Армия-2015». В Минобороны РФ заявили, что проект может стать альтернативой французским кораблям. «На «Прибое» всё будет отечественным: и десантно-высадочные средства, и авиакрыло, и оружейные системы», — говорилось в сообщении ведомства.

Водоизмещение УДК составит 14 тыс. тонн при осадке 5 метров. Предельная скорость корабля — 20 узлов (крейсерская — 15-16 узлов), дальность плавания — 6 тыс. морских миль (11 тыс. км), автономность похода — 60 суток. Держать противовоздушную оборону «Прибоя» будет зенитный комплекс морского базирования «Панцирь-М».

На палубе «Прибоя» будут размещены до 8 противолодочных и десантно-высадочных вертолётов Ка-27 и Ка-52K. Также универсальный корабль сможет нести на борту четыре десантных катера проекта 11770М «Серна» и два десантных катера «Мурена» проекта 12061М.

Предполагается, что «Прибой» будет вмещать около 500 десантников и до 60 единиц различной военной техники, включая 20—30 танков. Автором проекта является Невское проектно-конструкторское бюро (ПКБ).

Возросшая потребность

«Прибой», как и любой другой современный универсальный десантный корабль, будет выполнять самый широкий спектр задач. В условиях современной войны УДК является незаменимым морским транспортом, кораблём управления и средством патрулирования дальней морской и океанской зоны.

Появление двух «Прибоев» значительно усилит экспедиционные возможности ВМФ России. Потребность в дальних боевых походах объективно выросла в связи с началом сирийской операции и созданием новых баз на Дальнем Востоке.

Отечественные УДК должны стать полноценной альтернативой французским вертолётоносцам «Севастополь» и «Владивосток», которые Россия так и не получила от Франции. Между тем в экспертной среде бытует мнение, что двух кораблей подобно класса всё же недостаточно.

  • Корабль-вертолётоносец «Мистраль»
  • Yannick Le Bris / Wikimedia Commons

В середине июня 2015 года начальник департамента Гособоронзаказа ОСК Анатолий Шлемов заявил, что России необходимы 6—8 вертолётоносцев. Два года назад Минобороны оценило потребности ВМФ как минимум в четыре «Прибоя», правда, в ведомстве не указали сроки их строительства.

На данный момент известно, что до 2025 года ВМФ получит два УДК. Реализация проекта «Прибой» будет сложной задачей для российских корабелов, которые никогда не строили суда подобного класса. (В советские годы все авианесущие корабли строились на Черноморском заводе в украинском Николаеве. — RT ).

Однако российские верфи получили большой опыт, работая в кооперации с французской корпорацией Chantiers de l’Atlantique, которая строила для ВМФ «Мистрали». Отечественные предприятия выполняли часть сборочных работ, а инженеры имели возможность наблюдать за строительством кораблей на верфях Франции.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский в беседе с RT предположил, что на строительство двух «Прибоев» уйдёт не менее 5 лет. Стоимость контракта с ОСК, по его мнению, составит примерно $1 млрд (без учёта вертолетной техники и вооружений).

В целом затраты на отечественные УДК будут сопоставимы с деньгами, которые были выплачены Chantiers de l’Atlantique. Напомним, что французская корпорация получила от Минобороны РФ $1,2 млрд. Вооружение, вертолёты и часть оборудования производились на российских предприятиях — это было одним из ключевых условий контракта.

Чистый авианосец

Помимо вертолётоносцев, обеспечить прочное присутствие ВМФ в акватории Мирового океана призван многоцелевой авианосец проекта 23000 «Шторм». Впервые данный проект был продемонстрирован в закрытом режиме в июле 2013 года. Его разработчиком является Крыловский государственный научно-исследовательский центр (КГНЦ).

В настоящее время Россия обладает одним авианосцем — «Адмирал Кузнецов» (проект 1143.5), который был спущен на воду в 1987 году. Однако корабль относится к классу авианесущих крейсеров и не является чистым авианосцем.

Для сравнения: на палубе «Шторма» могут размещаться 80—90 единиц авиатехники, а на палубе «Адмирала Кузнецова» — не более 52 самолётов и вертолётов.

«Шторм» будет значительно превосходить по габаритам авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Водоизмещение корабля составит 90—100 тыс. тонн (против 50—60 тыс. тонн), длина — 330 м (против 270 м), ширина по ватерлинии — 40 м (против 33 м).

Важной особенностью «Шторма» станет атомная энергетическая установка, которая предоставляет судну практически неограниченную автономность передвижения.

  • Крейсер «Адмирал Кузнецов» во время прохода авианосной группы Северного флота России
  • РИА Новости

На «Кузнецове» силовая установка работает на мазуте. С одной стороны, она повышает выживаемость корабля, с другой — негативно влияет на скорость и дальность хода.

На проходящем в Петербурге военно-морском салоне замминистра обороны Юрий Борисов заявил, что контракт на строительство авианосца планируется подписать к концу 2025 года. При этом он не назвал верфи, которые будут участвовать в реализации проекта.

По информации зарубежных СМИ, командование ВМФ России в перспективе рассчитывает получить как минимум два «Шторма». Строительство головного крейсера обойдётся в $6,2 млрд (без учёта авиации и вооружений), второй корабль будет стоить дешевле.

Грандиозная задача

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский обратил внимание, что появление трёх авианесущих кораблей в составе ВМФ потребует строительства боевых кораблей первого и второго ранга (водоизмещением свыше 3 и 4 тыс. тонн).

Эксперт полагает, что сопровождать вертолётоносцы и авианосцы в походах, вероятно, будут эсминцы проекта 23560 «Лидер».

«Для сопровождения одного авианесущего корабля требуется 4-5 фрегатов или корветов и одна подводная лодка. «Лидер» бы эти задачи однозначно решил, но войдёт ли этот проект в ГПВ до 2025 года, пока неясно», — констатировал Мураховский.

Вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что проект эскадренных миноносцев будет разрабатываться на Северном проектно-конструкторское бюро (Петербург). Однако сроки начала производства заместитель командующего ВМФ России не сообщил.

  • Крейсер «Адмирал Кузнецов»
  • РИА Новости

В свою очередь, Виктор Мураховский надеется, что в перспективе ВМФ России обретёт порядка четырёх УДК типа «Прибой», как планировало Минобороны в 2015 году: «Вертолётоносцы важны для РФ в первую очередь для снабжения всем необходимым эксклавов и отдалённых баз. Поэтому нам понадобятся два корабля в Тихом океане и один — на Балтике. И ещё один УДК должен дежурить в Чёрном или Средиземном море».

«Реализация подобных проектов потребует масштабных расходов. Нельзя сбрасывать со счетов стоимость авиакрыла, оборудования, материальные и временные затраты на подготовку лётчиков и моряков. Это грандиозная задача в текущих условиях. Наверное, мы справимся, но делать далеко идущих выводов сегодня я бы не стал», — резюмировал Мураховский.

Несколько лет назад развитие отечественного флота десантных кораблей было одной из главных тем для обсуждения. Впоследствии произошли известные события, в результате которых кардинальное обновление флота было отложено на неопределенный срок. В дальнейшем судостроительная промышленность предложила новые способы модернизации военно-морского флота. В случае их реализации ВМФ России получит некоторое количество новых десантных кораблей, пока известных под общим названием «Прибой».

Напомним, макет перспективного десантного корабля типа «Прибой» впервые был показан на военно-техническом форуме «Армия-2015» два года назад. Тогда же были объявлены расчетные характеристики корабля. В дальнейшем проект десантного корабля неоднократно становился темой официальных заявлений и публикаций в прессе. Недавний Международный военно-морской салон, прошедший в Санкт-Петербурге, стал новым поводом для появления сообщений о ходе и будущем проектов создания десантных кораблей.

28 июня о ходе работ в направлении создания новых десантных кораблей рассказал вице-президент Объединенной судостроительной корпорации по военному кораблестроению Игорь Пономарев. По его словам, руководство судостроительной промышленности уже имеет некоторые соображения насчет дальнейших работ. Имеется понимание всех основных технологий, а также стартовала проработка. Кроме того, был определен круг возможных строителей перспективных кораблей. Корабли типа «Прибой» могут строиться на предприятии «Северная верфь», на «Балтийском заводе» или на «Севмаше». Все эти заводы имеют большой опыт строительства надводных кораблей.

Вскоре стали известны новые подробности текущих работ. 29 июня информагентство ТАСС опубликовало интервью с генеральным директором Невского проектно-конструкторского бюро Сергеем Власовым. Темой беседы, прошедшей на салоне МВМС-2017, стал перспективный проект десантного корабля, рассматриваемый в качестве возможного дополнения или даже замены для существующих кораблей. Руководитель проектной организации раскрыл некоторые подробности ее работы в области перспективных десантных кораблей.

По словам С. Власова, перспективный десантный корабль пока находится на стадии предпроектной проработки. При этом точный облик нового корабля еще не был определен. Рассматривается множество вариантов корабля, а окончательный облик будет выбран заказчиком. Также руководитель Невского ПКБ отметил, что возможно использование разных вариантов десантного корабля. Можно создать корабль-вертолетоносец, универсальный десантный корабль или десантный вертолетоносный корабль-док. С. Власов предполагает, что наиболее вероятным вариантом выглядит универсальный десантный корабль, напоминающий французские «Мистрали», но имеющий некоторые отличия от них.

Интервьюер издания ТАСС напомнил о новых разработках Невского ПКБ, упоминавшихся в отчетной документации. Так, в годовом отчете конструкторского бюро упоминались работы по созданию новой модификации перспективного вертолетоносного корабля-дока, приспособленного для работы в условиях Арктики и способного высаживать десант прямо на лед. Водоизмещение такого корабля, как и базового образца, должно достигать 15 тыс. т. С. Власов отметил, что конструкторское бюро действительно разрабатывает подобные корабли.

Десантные корабли арктического класса создаются в инициативном порядке с учетом перспектив развития флота. Невское ПКБ не может стоять на месте, и потому занимается новыми проектами, которые предлагаются военно-морскому флоту. По словам гендиректора конструкторского бюро, в проекте десантного корабля для Арктики нет ничего сложного с точки зрения техники. Во избежание печальных последствий корабль должен отличаться усиленной конструкцией ледового класса.

В том же отчете упоминались существующие проекты десантных кораблей, построенных на основе универсального проектного модуля с водоизмещением от 10 до 35 тыс. т. Прежде всего, на базе такого изделия предлагается разрабатывать универсальный десантный корабль водоизмещением 30 тыс. т или десантный вертолетоносный корабль-док вдвое меньшего водоизмещения. Как пояснил С. Власов, подобные результаты могут быть получены путем использования имеющихся объемов разными способами. Именно это и приводит к разному водоизмещению.

С. Власов также отметил, что некоторые разработки Невского ПКБ включены в новую госпрограмму вооружений. В то же время, он не уточнил, какие именно проекты получат развитие в обозримом будущем.

30 июня появились новые сведения о возможных путях развития отечественных десантных кораблей. На этот раз важную тему затронул начальник отделения перспективного строительства кораблей Крыловского государственного научного центра Владимир Пепеляев. В данном случае речь шла об уже известном проекте «Прибой», который может получить развитие и даже дойти до строительства кораблей. Научно-исследовательская организация уже оценила некоторые особенности нового проекта, а также определила примерные сроки выполнения и стоимость требуемых работ.

По словам В. Пепеляева, перспективный десантный корабль обойдется заказчику примерно в 40 миллиардов рублей. В такую «смету» включены все требуемые проектные работы, строительство головного корабля и его последующие испытания.

Также специалист объявил примерные сроки выполнения работ в случае получения заказа. На эскизное проектирование, по оценкам В. Пепеляева, уйдет около года. Примерно полгода займет последующая подготовка технического проекта. На создание рабоче-конструкторской документации тоже понадобится некоторое время, после чего стартует достаточно длительное строительство. В общей сложности от старта проектирования до передачи корабля заказчику пройдет никак не меньше пяти лет.

Тем не менее, Крыловский государственный научный центр или смежные конструкторские организации пока не начинали работы по проекту десантного корабля ввиду отсутствия соответствующего заказа и технического задания. В своем интервью В. Пепеляев раскрыл возможный ход дальнейших событий. Если министерство обороны в самое ближайшее время примет принципиальное решение о старте работ, то уже к концу года Центр в сотрудничестве с Невским ПКБ сможет выполнить аванпроект. Затем Проектно-конструкторское бюро сможет приступить к разработке полноценного проекта, по которому будет вестись строительство.

Сравнительно быстрому завершению предварительных работ могут поспособствовать определенные особенности текущего проекта. В ходе МВМС-2017 генеральный директор Крыловского центра Владимир Никитин заявил, что концепция проекта «Прибой» не претерпела значительных изменений с момента ее представления на выставке «Армия-2015». Тем не менее, по желанию заказчика в проект могут быть внесены те или иные изменения. В соответствии с требованиями военных, может быть изменено положение ракетных комплексов, а также возможно использование носовой аппарели.

Пока представители предприятий судостроительной промышленности рассказывают о существующих планах и возможных путях развития флота, руководство министерства обороны сохраняет молчание. Вопрос строительства новых десантных кораблей в дополнение к имеющимся регулярно поднимается на различных уровнях, но реальные действия в этом направлении пока отсутствуют. Командование признает необходимость таких кораблей, но разработка новых проектов и строительство пока не были начаты. Более того, на данный момент неизвестно, когда должны будут стартовать подобные работы.

Как утверждают руководители судостроительных предприятий, в настоящее время прорабатывается сразу несколько предварительных проектов перспективных десантных кораблей разных классов, отличающихся техническими особенностями и возможностями. В частности, Невское ПКБ проработало ряд вариантов облика таких кораблей, а Крыловский государственный научный центр продолжает демонстрировать материалы по проектам «Прибой» и «Лавина». Какое из предложений будет одобрено и получит развитие в интересах военно-морского флота – пока неизвестно.

Наиболее проработанным и интересным на данный момент выглядит проект под условным обозначением «Прибой». Этот проект, предлагающий строительство универсального десантного корабля, был создан Невским ПКБ несколько лет назад и представлен в 2015 году. С самого начала новые корабли рассматривались в качестве возможной замены «Мистралей», так и не переданных Францией. Впоследствии высказывались предположения о возможном начале строительства новых кораблей, однако пока «Прибои» не закладывались и даже не заказывались.

Задачей кораблей типа «Прибой» является высадка десанта на оборудованном и необорудованном побережье с использованием вертолетов или десантных катеров. Для решения таких задач «Прибой» имеет характерные особенности, заметно отличающие его от других отечественных десантных кораблей. Так, для перевозки и обеспечения работы ударных и транспортных вертолетов предлагалось использовать крупную летную палубу, занимающую почти всю площадь корпуса.

Согласно публиковавшимся данным, корабль должен будет иметь водоизмещение 14 тыс. т, благодаря чему сможет перевозить достаточно большую полезную нагрузку. Во внутренних отсеках корпуса имелись площади, достаточные для перевозки нескольких десятков единиц бронетехники или сотен десантников. Размеры палубы позволяли перевозить до восьми вертолетов и обеспечивать их работу. В авиационную группу планировалось включать как транспортные вертолеты, так и машины ударного или противолодочного назначения. В кормовой части корпуса предлагалось размещение доковой камеры, пригодной для транспортировки двух или четырех десантных катеров существующих типов. Корабль предполагается оснастить газотурбинной энергетической установкой, способной обеспечить достаточно высокие ходовые характеристики.

Рассматривалась возможность оснащения корабля развитым комплексом вооружений различного назначения. В частности, предполагалось, что противовоздушная оборона в ближней зоне может осуществляться при помощи ракетно-пушечного комплекса «Панцирь» специальной корабельной модификации. Следует отметить, что несколько дней назад состоялась официальная презентация такого ЗРПК, что привело к новой волне обсуждений сфер его применения, в том числе и в контексте развития десантного флота. Собственное ударное вооружение, вероятно, проектом не предусматривается.

Демонстрируемый с 2015 года макет корабля «Прибой» имеет ряд важных особенностей. Так, для высадки техники могут использоваться носовая аппарель и кормовая док-камера. Первая может использоваться самоходной плавающей техникой, тогда как вторая предназначается для работы с десантными катерами. Кроме того, десант может доставляться с корабля на берег при помощи вертолетов существующих типов. Как неоднократно отмечалось ранее, необходимость применения тех или иных средств высадки десанта будет обсуждаться с заказчиком. В частности, темой такого обсуждения станет носовая аппарель, необходимая для высадки техники в непосредственной близости от берега.

В настоящее время десантный корабль «Прибой» существует только в виде рабочей документации и выставочного макета. Схожим образом дело обстоит и с проектом «Лавина». Этот проект отечественных конструкторов предусматривает строительство более крупного универсального десантного корабля с повышенными характеристиками и увеличенной вместимостью внутренних отсеков.

При длине около 200 м и максимальной ширине более 30-32 м корабль «Лавина» должен иметь водоизмещение на уровне 23-24 тыс. т. При помощи газотурбинной энергетической установки он сможет развивать скорость до 24 узлов, а дальность плавания достигнет 6000 миль при автономности до 25-30 суток. В грузовых отсеках можно будет перевозить до 50 единиц бронетехники тех или иных классов. Также предусматривается перевозка 500-900 десантников с . Авиационная группа будет включать 16 вертолетов разного назначения. Доковая камера позволит использовать катера существующих и перспективных типов. Комплекс вооружения будет включать различные системы для защиты от воздушного нападения.

Согласно последним сообщениям, проектирование и строительство новых десантных кораблей заложено в новую государственную программу вооружений. Согласно разным заявлениям и оценкам, первые корабли нового типа могут быть построены к середине следующего десятилетия. При удачном стечении обстоятельств к 2025 году в боевой состав ВМФ России поступят головной и первый серийный десантные корабли нового типа.

Из последних новостей следует, что командование военно-морского флота, после нескольких лет предварительной проработки вопроса, решило инициировать разработку перспективных десантных кораблей, способных дополнить существующую группировку и заметным образом повысить ее потенциал. При этом, однако, новая программа еще не стартовала, из-за чего масса важнейших вопросов пока не была решена. Работы в этом направлении, вероятнее всего, начнутся в следующем году, вместе со стартом новой госпрограммы, запланированной на 2018-25 годы.

К настоящему времени ведущие предприятия судостроения проработали и предложили военному ведомству целый ряд вариантов облика десантных кораблей того или иного назначения, отличающихся всеми основными параметрами, возможностями и т.д. Таким образом, командование флота имеет возможность сформировать свои требования и выбрать один из предложенных вариантов, лучше всего соответствующий техническому заданию. Кроме того, возможен старт разработки нового проекта с нуля.

По оценкам проектных организаций, при скорейшем начале полноценной разработки одного из предложенных проектов на все требуемые работы, включая строительство и испытания головного корабля, уйдет не менее пяти лет. Таким образом, в рамках новой госпрограммы вооружений удастся построить и передать флоту не более пары кораблей.

Последние о ходе разработки перспективных десантных кораблей для российского флота выглядят оптимистично, однако серьезные поводы для радости пока отсутствуют. Судостроительные и проектные организации проработали вопрос и предложили свои варианты перспективных кораблей, но министерство обороны пока не инициировало полноценные работы, итогом которых станет старт строительства. Тем не менее, последние заявления показывают, что военное ведомство понимает эту ситуацию и уже планирует запустить новый проект. Таким образом, разработка перспективного десантного корабля может начаться в самое ближайшее время.

По материалам сайтов:
http://tass.ru/
http://ria.ru/
http://lenta.ru/
http://interfax.ru/
https://vpk.name/
https://defendingrussia.ru/
http://bastion-opk.ru/

В последнее время история с "Мистралями" тихо сошла с новостных полос. В целом, оно понятно. Читать подробности судебных тяжб скучно и малоинтересно. Но чем больше проходит времени тем чаще всплывают разные детали, как фрагменты пазла, складывающиеся в чрезвычайно любопытную картину.

Вот и сейчас появился еще один новый фрагмент. Помощник президента России по вопросам военно-технического сотрудничества Владимир Кожин заявил об успехе в переговорах с Францией. Обещает завершить подготовку соглашения к подписанию в течение месяца. Точная сумма компенсации не озвучена, но судя по всему она составит около миллиарда евро. Французы пытаются сбить ее ниже миллиарда. Мол, такой цифрой будет "легче оперировать". Видимо это как цифра на ценнике, девяносто девять копеек выглядит как-то комфортнее, чем один рубль. Впрочем, вряд ли Россия согласится на что-либо меньшее, чем девятьсот миллионов. Это уже понесенных нами расходов, также подлежащих возврату. Так что деньги на ветер мы не выкинули. И это хорошо.

А еще лучше, что наконец стали появляться подтверждения тому, что история с "Мистралями" была начата вовсе не по пустому капризу. Даже если оставить в стороне все, что Россия этим контрактом выиграла геополитически (а там и само по себе не мало), мы сумели получить доступ к остро необходимым нам современным технологиям кораблестроения. В том числе - военного. Только очень наивные и технически безграмотные люди могут считать, что построить большой корабль есть дело плевое, которое одной левой кто угодно сможет. Что-то типа, прочитал книжку "Программирование для чайников" и на утро написал собственную операционную систему, круче, чем "винда". В действительности все обстоит сильно иначе. Мало купить лицензионный ACAD, требуется еще научиться им полноценно пользоваться. Лучше всего это делать у признанного мастера. Оно не дешево, за учебу мастер берет дорого. Но в целом на круг результат того стоит, ибо обходится в разы дешевле, чем самостоятельный путь проб и ошибок. Слишком велика потом цена ошибки. Так что заказ двух ДВК как раз является той самой платой за право поучиться.

УДК типа "Мистраль" в порту Сент-Назар

Судя по всему учеба России явно пошла впрок. Во-первых, свой проект универсального десантного корабля разработало Невское проектно-конструкторское бюро. УДК "Прибой" имеет водоизмещение 14 тыс. т., длину - 165 м, ширину - 25 м., скорость хода - до 20 узлов, дальность плавания - до 6 тыс. морских миль, автономность - до 60 суток. Способен нести на борту до 500 десантников и 40 - 60 единиц боевой техники, а также 8 вертолетов Ка-52 и Ка-27. Хотя по водоизмещению "Прибой" меньше "Мистраля" (14 тыс. т. против 21,3 тыс. т.), он не уступает ему ни по дальности хода, ни по десантовместимости, а по автономности даже превосходит.

В общем, нормальная такая площадка для экспедиционной роты морской пехоты. Никакой ошибки, именно роты. Так как при действии в отрыве от тыловой базы, мало иметь только солдата с автоматом. Кто-то должен чинить его оружие, подвозить патроны, обеспечивать связь и разведку. Потому на одного непосредственно солдата обычно приходится не менее двух "вспомогательных" человек. А их тоже необходимо где-то размещать. Потому и выходит, что 500 десантников не означает пять сотен именно пехоты.

Макет УДК "Прибой", Невское проектно-конструкторское бюро

Но это еще не все. Во-вторых, кроме "Прибоя", французский ветер пустыни вызвал к жизни еще и "Лавину". На военно-техническом форуме "Армия-2015" в Кубинке ЦНИИ им. академика Крылова представили свой проект универсального десантного корабля. Водоизмещение 24 тыс. т., на 3 тысячи т. больше, чем у "Мистраля". Подробностей о УДК "Лавина" пока известно меньше. Вооружение: морские зенитные комплексы "Панцирь-МЕ" и артустановки АК-176М и АК-630М-2 "Дуэт". 16 вертолетов: боевые Ка-27, транспортно-боевые Ка-29 и ударные Ка-52К. 6 десантно-штурмовых катеров типа 03160 "Раптор". Десантовместимость до 500 человек или 50 единиц бронетехники. В сущности, это практически полный аналог "Мистраля" с поправками на различия в подходах к составу десантной группы.

Так что, судя по всему, вопрос освоения опыта можно с повестки дня снимать, и у французов, что называется, "забирать деньгами". Если у "Мистралей" Россия на своих верфях строила только кормовые секции, то тут мы все сделаем полностью сами. Остается только найти ответ - зачем российскому флоту вообще нужны корабли такого класса. И вот тут есть о чем подумать.

Макет УДК "Лавина", ЦНИИ им. академика Крылова

Если исходить из текущего положения вещей российские ВМФ не имеют сейчас и не будут иметь в ближайшем будущем задач, решение которых требует универсальных десантных кораблей. УДК вообще представляют собой нечто вроде большой плавучей казармы, способной привезти автономное десантной подразделение хоть к черту на кулички и обеспечить там его высадку и ведение им полномасштабных боевых действий. Десантные силы России создавались и затачивались на задачи куда меньшего размера. Потому и десантный флот строился по совершенно другими принципам. Главный из которых - схема десанта "с берега на берег". Т.е. десантники грузятся на корабль, которые привозит их к месту высадки и доставляет прямо к берегу. В то время как схема УДК подразумевает, что с борта корабля до берега десант доставляется промежуточным звеном - десантными катерами, вмещающими обычно до взвода пехоты. Или пару БТР. Или один танк. Различие в схемах ведут к принципиально разной тактике самой высадки и совершенно разной организации всей операции в целом. Потому просто так взять и встроить в нашу привычную систему корабль иного класса нельзя.

Высадка на берег бронетранспортера морской пехоты с борта десантного корабля ВМФ РФ

Однако тот факт, что за освоение технологий крупного кораблестроения "заплачены" такие суммы, и на стендах появились полностью отечественные проекты на первый взгляд нам вообще совсем не нужных кораблей, заставляет задуматься. Работы подобного рода не проводятся с бухты-барахты. Это частные компании, которые могут позволить себе любые эксперименты по собственной прихоти. Стало быть руководство страны уже сейчас задумывается над созданием полноценного океанского флота. Надо полагать, тот факт, что мы сейчас не видим для него никакой необходимости, вовсе не означает, что она не появится в среднесрочной перспективе. А что должно произойти, чтобы России потребовались десанты на очень-очень дальних берегах?

Тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий", ВМФ РФ

На мой взгляд, такое возможно лишь в одном случае, когда из Океана исчезает его нынешний гегемон - флот США. Конечно, свой как бы флот как бы есть еще у стран НАТО, но они даже в самом лучшем случае способны выставить лишь вспомогательную группировку с ограниченными возможностями. Так что "держат море" только ВМС США. В смысле - контролируют в настоящее время. Но если допустить на минуту, предположим, разорение Америки, или какой-нибудь другой серьезный кризис, чреватый ее ослаблением (хотя бы в виде выхода отдельных штатов из общей федерации), то картинка складывается... Американский флот неизбежно уйдет из Океана, а природа не терпит пустоты...

Прозвучавшие недавно в российских СМИ заявления представителей Минобороны и Объединенной судостроительной корпорации о том, что наш флот заказал проектирование и постройку 2 универсальных десантных кораблей (УДК) нового проекта «Прибой» говорят о том, что Россия начала самостоятельное создание авианесущих кораблей.

Изначально, в период довольно непродуманного расходования бюджетных средств и их обилия из-за нефтяных сверхдоходов, ВМФ России заказал два универсальных десантных корабля во Франции (проект «Мистраль»). В 2015 году поставка уже готового первого «Мистраля» была сорвана в связи с проблемами внешней политики французской стороны - европейские судостроители вернули уплаченные деньги, а российские специалисты демонтировали установленные приборы и системы отечественного производства. Также под новый тип УДК был разработан палубный вариант боевого вертолета Ка-52К «Катран» - сейчас машина проходит испытания и будет серийно строиться с 2019 года. Только базироваться в итоге новый вертолет будет на новых авианесущих кораблях уже российского проекта - «Прибой». Плюс на их палубе появится еще одна перспективная машина, которая заменит семейство Ка-27/29/31 (одно из ранее фигурировавших названий Ка-65) - ее проектирование также уже ведется.

Что будет из себя представлять новый авианесущий корабль водоизмещением около 24000 тонн? Согласно имеющимся открытым данным, проект «Прибой» - разработка Невского проектно-конструкторского бюро. 180-метровый корабль с летной палубой шириной до 30 метров оснастят новой российской газотурбинной силовой установкой. Он будет способен перебрасывать до 500 десантников (до 50 единиц боевой техники) на расстояние до 5000 морских миль (более 9200 км). Максимальная проектная скорость «прибоев» - 22 узла. Кроме авиагруппы корабля из 16 боевых, противолодочных и десантных вертолетов корабль сможет высаживать морской десант при помощи 6 катеров проекта проекта 11770 и/или проекта 02510. Собственное вооружение нового российского УДК составит 1 универсальная 100-мм артиллерийская установка А-190, 3 зенитно-ракетных комплекса «Палаш», 2 зенитно-ракетных комплекса «Панцирь-М».

Показанный впервые публично в 2015 году макет УДК (НА ФОТО) выглядит в целом стандартно для кораблей данного типа. Военные рассчитывают получить первый «Прибой» в 2024 году, второй - в 2025 или 2026 году. Реализация данного проекта полностью укладывается в уже ранее пройденную в советское время логику создания собственного авианосного флота: вначале строились вертолетоносцы, затем уже авианосцы (правда с крейсерским вооружением - авиация «дополняла» главный калибр кораблей проекта 1143/11435 - противокорабельные ракеты). Как видно из многочисленных публикаций в специализированных СМИ, в России сейчас осуществляется «заход» на строительство авианосцев через создание десантных вертолетоносцев. Строительство полноценных авианосцев прогнозируется именно на период после 2025 года (когда оба «Прибоя» будут уже в составе флота, и будет получен реальный опыт разработки и постройки новых отечественных больших авианесущих кораблей).

В любом случае, после разрушения СССР в нашей стране наконец-то (без ирреальных заявлений на публику) разумно подошли к развитию такого компонента ВМФ как авианесущие корабли. Сроки озвучены реальные, и главное - обеспечить их выполнение. Тем более, что проект «Прибой» серьезно подтянет в плане технологий и качества нынешнее оживающее после многолетнего кризиса и застоя российское судостроение.

Заместитель главкома ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге сообщил журналистам, что флот планирует до 2025 года иметь в строю два универсальных десантных корабля-вертолетоносца. Стоит напомнить, что о подготовке технического задания на разработку десантных кораблей, которые по своим возможностям превзойдут известные "Мистрали", в ВМФ заявляли еще прошлым летом.

Российский Военно-морской флот сегодня не имеет ни одного универсального десантного корабля-вертолетоносца (УДК), хотя необходимость очевидна. Возможно, поэтому на МВМС-2017 такое внимание было приковано к макету и концептуальному проекту УДК "Прибой" на выставочном стенде Крыловского государственного научного центра .

Предназначение УДК — перевозка морем и высадка на необорудованное побережье войск и техники в ходе морской десантной операции (с участием вертолетов боевой поддержки корабельной авиагруппы), а также постановка оборонительных минных и сетевых заграждений, гидроакустических буев системы подводного наблюдения.

Корабль непростой. Кроме дюжины вертолетов, имеет на борту шесть штурмовых катеров и шесть десантных катеров грузоподъемностью по 45 тонн каждый. Зенитное оружие самообороны включает четыре боевых модуля, в том числе "Панцирь-МЕ". Артиллерия представлена 76-миллиметровой универсальной установкой. УДК располагает интегрированной системой боевого управления тактического и оперативно-тактического звеньев, а также трехкоординатной РЛС, навигационным комплексом, интегрированной подсистемой радиоэлектронной борьбы и системой обнаружения подводных диверсионных сил и средств.

Концептуальный проект двухсотметрового УДК "Прибой" с дальностью плавания 6000 миль выглядит достаточно убедительно и гармонично. Интересна и история его появления, которая связана не столько со срывом поставки французских "Мистралей", сколько с научно-техническим предвидением российских специалистов и самоутверждением отечественного кораблестроения.

Французский акцент

Решение о покупке "Мистралей" в Крыловском центре встретили как профессиональный вызов, и все же отечественный УДК здесь могли бы спроектировать и без французского влияния.

"Лада" для ВМФ: Россия будет развивать воздухонезависимые подводные силы На Восьмом международном военно-морском салоне МВМС-2017 заместитель главнокомандующего Военно-морским флотом (ВМФ) России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что дизель-электрические подводные лодки типа "Лада" станут основным проектом для российских неатомных подводных сил.

Начальник отдела перспективного проектирования боевых кораблей Крыловского центра Валентин Белоненко рассказывает: "Когда в 2005 году зашел разговор о покупке французских "Мистралей", мы уточнили предназначение десантного вертолетоносца, проанализировали мировые тенденции судостроения. И по собственной инициативе и за свои деньги начали создавать проект универсального десантного корабля. Если сравнивать с "Мистралями", изначально предполагалось создавать корабль большей вместимости, большей авиагруппы, с сильными средствами самообороны. Самостоятельно прорабатывали варианты проектов, проводили модельные испытания, проверяли новые концепции. Так родился концептуальный проект универсального десантного корабля-вертолетоносца "Прибой".

Военный эксперт: авианосцы – "дорогая вещь", но России они нужны Военно-морской флот России построит новый авианосец. Военный эксперт Андрей Головатюк в эфире радио Sputnik отметил необходимость развития авианосного флота страны в современных условиях.

Любой корабль — это компромисс между десятками различных параметров. "Прибой" задуман для перевозки около 500 человек десанта и боевой техники (танков и БМП) с возможностью выхода УДК на берег. На борту должны присутствовать вертолеты боевой поддержки и десантные вертолеты. Эти функции обусловливают почти авианосную по размеру палубу и архитектуру с вертолетными ангарами двух типов (в надстройке и в корпусе под палубой). Десантные катера с помощью кран-балок принимаются не в доковую камеру, как принято, а на сухую доковую палубу, находящуюся выше ватерлинии. Отсутствие док-камер обеспечивает большую безопасность эксплуатации. В корме и в носу предусмотрены аппарели для приема техники с берега и с воды, а также боковые сходы. Оружие самообороны минимально, но весьма эффективно: морские модификации известных комплексов "Тор" и "Панцирь". Десантный вертолетоносец должен действовать в группе кораблей, поэтому имеет развитое радиоэлектронное и гидроакустическое вооружение освещения обстановки и управления.

Функции и необходимый "рабочий объем" — 50 боевых машин пехоты и 10 танков — определили форму корабля и водоизмещение — около 23 тысяч тонн. Ширина доковой палубы (около 20 метров) и пространство для энергетических установок (в боковых стойках) дают в сумме общую ширину корпуса 34 метра у ватерлинии. Длина корпуса — 200 метров.

Оптимальные сроки

В Минобороны одобрили создание отечественного десантного вертолетоносца, и весьма вероятно, что создаваться он будет как раз на основе проекта Крыловского центра. Возможно, вскоре речь пойдет о контракте.

За исключением проекта 1174 "Носорог" конца 1960-х годов, аналогов в отечественном ВМФ еще не было, однако сегодня российское кораблестроение располагает научно-техническим потенциалом, производственной базой и опытом для создания кораблей любой сложности.
Валентин Белоненко размышляет о возможности воплощения "Прибоя" в металле: "После решения на государственном уровне корабль может быть построен за пять лет. Рационально организованный технологический процесс проектирования и строительства значительно сокращает время до спуска корпуса на воду. Корабль должен строиться не из отдельных агрегатов, а из сборочно-монтажных единиц — модулей".

"Французскую историю" наши кораблестроители и военные моряки сегодня вспоминают неохотно. Транспортный вертолетоносец "Мистраль" — серьезная техника, созданная с учетом опыта и традиций национального кораблестроения. Однако французы классифицируют "Мистраль" как десантно-командный корабль (bâtiment de projection et de commandement), то есть видят в нем одновременно транспорт, и даже госпиталь. Пожалуй, для одного корабля функциональная нагрузка чрезмерна, поскольку снижает боевую живучесть. Пусть не ставшие нашими "Мистрали" послужат дружественному . А российские кораблестроители твердо настроены превзойти французский проект.