Недвижимость

Правила переноски и перевозки кислородных баллонов. Перевозка газовых баллонов автотранспортом

Утвержденные правила перевозки кислородных баллонов автомобильным транспортом предполагают обязательное соблюдение таких пунктов:

при выполнении загрузки баллонов в машину, важно, чтобы двигатель был выключен;
встряхивание и халатный перенос баллонов строго запрещен;
баллоны должны укладываться так, чтобы устранялась возможность их смещения друг относительно друга, причем общая партия должна быть зафиксирована специальными крепежными лентами;
укладка должна производиться так, чтобы все вентили находились с одной стороны;
при диаметре баллона более 30 см, их укладка производится по продольной оси кузова с поворотом защитных клапанов на вентиле в сторону от водительской кабины;
запрещается перевозка баллонов автомобильным транспортом при скорости, превышающей 60 км/ч, причем скоростной режим должен быть уменьшен в случае возникновения неблагоприятных погодных условий – туман, дождь и др.;
транспортировка баллонов в одном кузове с людьми или другими товарами, особенно, опасными грузами, запрещена;
правила перевозки кислородных баллонов автомобильным транспортом в летнее время предусматривают обязательную защиту груза от солнечных лучей посредством накрытия брезентом или специальными пленками;
перевозка охлажденных газов должна производиться в специальное таре, которая не может быть повреждена другими упаковками.

4.3. Документация необходимая для обеспечения безопасности перевозок кислородных баллонов .

1. Основными нормативными документами, регламентирующими порядок организации перевозок опасных грузов (газовых, кислородных баллонов) автомобильным транспортом, а также регламентирующие требования безопасности при их осуществлении являются:
1.1. «Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», утв. Приказом министерства транспорта Российской Федерации от 08.08.1995 г №73;
1.2. «Правила перевозки автомобильным транспортом инертных газов и кислорода сжатых и жидких», утв. Министерством промышленности российской Федерации 14.04.1997 г. (согласованы с Министерством транспорта РФ, ГК РФ по охране окружающей среды, департаментом предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации стихийных бедствий, Главным управлением ГАИ МВД РФ, Государственным НИИ автомобильного транспорта);
1.3. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ);
1.4. «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» ПБ 03-576-03, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.2003 г. №91;
1.5. «Руководство по организации перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» РД 3112199-0199-96, утв. Приказом Департамента автомобильного транспорта Минтранса России от 08.02.1996 г.;
1.6. «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» ППБ 01-03, утв. приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. №313;
1.7. «Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте» ПОТ Р М-027-2003, утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12.05.2003 г. №28;
1.8. «Инструкция по охране труда для работников, занятых перевозкой, хранением и эксплуатацией баллонов со сжатым и сжиженным газом», утв. приказом Минтруда России от 17.05.2004 г.



2. Баллоны с сжатыми и сжиженными газами (кислород, пропан) относятся к опасным грузам, порядок перевозки которых автомобильным транспортом регламентируется требованиями «Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», утв. Приказом министерства транспорта Российской Федерации от 08.08.1995 г №73.
Однако п. 1.2. указанных выше Привил определено:
«Действия Правил не распространяются на:
- технологические перемещения опасных грузов автомобильным транспортом внутри территории организаций, на которых осуществляется их производство, переработка, хранение, применение или уничтожение, если такие перемещения осуществляются без выхода на автомобильные дороги общего пользования, а также улицы городов и населенных пунктов, ведомственные дороги, разрешающие движение транспортных средств общего пользования;
- …
- перевозки ограниченного количества* опасных веществ на одном транспортном средстве, перевозку которых можно считать как перевозку не опасного груза.
(*Ограниченное количество опасных грузов определяется в требованиях по безопасной перевозке конкретного вида опасного груза. При его определении возможно использование требований Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)».



Таким образом, «Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» не распространяются на перевозку ограниченного количества опасных веществ на одном транспортном средстве.

В соответствии с положениями ДОПОГ, а также «Правил перевозки автомобильным транспортом инертных газов и кислорода сжатых и жидких» максимальное общее количество грузов, которое может перевозиться на одной транспортной единице (механическое транспортное средство с прицепом или без него) на перевозку которого не распространяются требования «Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» составляет:
- пропан (ООН 1978) – 333 кг (6 баллонов вместимостью 50 л по ГОСТ 15860-84);
- кислород сжатый (ООН 1072) – 300 кг брутто (4 баллона вместимостью 40 л по ГОСТ 949-73);
- бензин моторный (ООН 1203) – 333 л;
- дизельное топливо (ООН 1202) – 1000 л.

Если грузы попадают под условия ограниченной массы, то по требованию подпункта 5.4.1.1.10.1 ДОПОГ, в транспортных документах (путевой лист, товарно-транспортная накладная) должна быть сделана запись следующего содержания:
«Груз не превышает допустимых пределов, предписанных в пункте 1.1.3.6 ДОПОГ/ADR».

Следовательно, перевозка газовых баллонов в количестве, не превышающем указанные выше «ограниченные количества» не является перевозкой опасных грузов, и не регламентируется требованиями «Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» (т. е. не подлежит лицензированию и т. п.).

3. При этом при организации и осуществлении перевозок газовых баллонов необходимо обеспечить соблюдение требований безопасности, предъявляемых соответствующими нормативными документами («Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» ПБ 03-576-03; «Правила пожарной безопасности в РФ» ППБ 01-03; «Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте» ПОТ Р М-027-2003; «Инструкция по охране труда для работников, занятых перевозкой, хранением и эксплуатацией баллонов со сжатым и сжиженным газом»):
3.1. Перевозка наполненных газами баллонов должна производиться на рессорном транспорте в горизонтальном положении обязательно с прокладками между баллонами. В качестве прокладок могут применяться деревянные бруски с вырезанными гнездами для баллонов, а также веревочные или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм (по два кольца на баллон) или другие прокладки, предохраняющие баллоны от ударов друг о друга. Все баллоны во время перевозки должны укладываться предохранительными колпаками в одну сторону. Не разрешается использовать в качестве прокладок между баллонами (сосудами) сено, солому и другие легковоспламеняемые материалы. Разрешается перевозка баллонов в специальных контейнерах, а также без контейнеров в вертикальном положении обязательно с прокладками между ними и ограждением от возможного падения.
3.2. Транспортировка и хранение баллонов должны производиться с навернутыми колпаками.
3.3. На каждой автомашине необходимо иметь два углекислотных или порошковых огнетушителя вместимостью не менее 2 л каждый.
3.4. Машины с газонаполненными баллонами, находящиеся на стоянке более 1 часа, разрешается ставить на расстоянии не менее: 10 м от жилых домов и 25 м от общественных зданий – для машин типа «клетка»; 20 м от жилых домов и 40 м от общественных зданий – для бортовых машин.
3.5. При перевозке баллонов с газами не допускаются: толчки, резкие торможения при движении; транспортировка баллонов без предохранительных колпаков; оставление автомашины без присмотра.
3.6. Во время погрузки и разгрузки автомашины выключить ее двигатель.
3.7. Требования к обслуживающему персоналу.
Рабочие, обслуживающие баллоны, должны быть обучены и проинструктированы в соответствии с требованиями ПБ 03-576-03. Персонал (водители транспортных средств), занятый перевозкой баллонов должен пройти обучение по безопасной перевозке опасных грузов и иметь соответствующее удостоверение.
Допуск персонала к самостоятельному обслуживанию сосудов оформляется приказом по организации или распоряжением по подразделению.
Обслуживающему персоналу под роспись должна быть выдана инструкция по безопасному обращению с баллонами.

Путевой лист - основной первичный документ учёта работы водителя и пробега, маршрута автомобиля, выдаваемый ежедневно водителям транспортных средств.

В установленных законом случаях водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе путевой лист и по требованию сотрудников полиции передавать его им для проверки. Путевой лист должен быть правильно оформлен.

Оформление путевых листов возлагают на диспетчера предприятия или на того, кто выступает в роли его представителя. Обычно путевой лист выписывают в одном экземпляре, но при его утере может быть выдан дубликат (такие ситуации возникают крайне редко).

Путевые листы оформляют с очевидной целью: для контроля действий водителя и учета износа транспортного средства. В документе отражают пробег автомобиля, а эту цифру сравнивают с плановым показателем. Конечно, могут быть отклонения, но в целом маршрут должен максимально совпадать с расчетным.

Законодательством узаконены несколько основных видов путевых листов, которые разработаны с учетом особенностей различных транспортных средств (для легковых авто, тракторов, автобусов). Если водитель предоставит проверяющим путевку, в которой неверно указан вид средства передвижения, он может быть оштрафован.

На практике наиболее часто используют такие три вида путевок:

N 4-с. Такую форму используют в тех компаниях, которые выбрали сдельную оплату труда для водителей. Зарплата таких работников рассчитывается по средним тарифам, действующим в этой сфере.

N 4-п. Такие путевые листы применяют для учета рабочего времени водителя. Работник получает деньги за отработанный период.

N 4-м. Это форма используется теми предприятиями, которые занимаются междугородними перевозками и доставками. Оформление путевых листов для таких поездок подразумевает не только указание более полной информации, но и специальные бланки (на их лицевой стороне есть красная полоса и надпись «междугородние перевозки»).

ПУТЕВОЙ ЛИСТ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ (Кислородных баллонов)

Путевой лист - базовый документ для первоначального учета, заполняемый в зависимости от требований к перевозкам опасных грузов и выдаваемый водителю авто для совершения такой транспортировки. Помимо стандартного заполнения этого документа в строки 2О и 21 вносится путь следования транспортного средства с опасным грузом. В верхней строке основной стороны ставится красная пометка "ОПАСНЫЙ ГРУЗ". В поле "Особые отметки" записывается № 00Н и класс опасности груза.

Сколько баллонов можно возить?

В общем случае перевозка 15 баллонов одной автомашиной не считается перевозкой опасного груза .

А зачастую можно без проблем возить существенно больше! Ниже мы приводим детальное обоснование этого факта и даем таблицу предельного количества баллонов с наиболее распространенными газами.

Вне зависимости от того, что по этому поводу думают сотрудники ДПС, есть ЗАКОН, и судебные решения [ , ] это подтверждают.

Перевозка опасных грузов в Российской Федерации регламентируется следующими документами:

Таким образом, вопрос о максимальном количестве веществ, которое можно перевозить как неопасный груз сводится к изучению раздела 1.1.3 ДОПОГ , устанавливающему изъятия из европейских правил перевозки опасных грузов, связанные с различными обстоятельствами.

Так, например, в соответствии с п. 1.1.3.1 "Положения ДОПОГ не применяются … к перевозке опасных грузов частными лицами, когда эти грузы упакованы для розничной продажи и предназначены для их личного потребления, использования в быту, досуга или спорта, при условии, что приняты меры для предотвращения любой утечки содержимого в обычных условиях перевозки".

Однако, формально признаваемая правилами перевозки опасных грузов группа изъятий — изъятия связанные с количествами, перевозимыми в одной транспортной единице (п.1.1.3.6 ).

Все газы отнесены ко второму классу веществ по классификации ДОПОГ . Негорючие, неядовитые газы (группы А — нейтральные и О — окисляющие) относятся к третьей транспортной категории, с ограничением максимального количества в 1000 единиц. Легковоспламеняющиеся (группа F) — ко второй, с ограничением максимального количества в 333 единицы. Под "единицей" здесь понимается 1 литр вместимости сосуда, в котором находится сжатый газ, или 1 кг сжиженного или растворенного газа. Таким образом, максимальное количество газов, которое можно перевозить в одной транспортной единице как неопасный груз, следующее:

Газ

Класс

Объем

Количество

Азот

40-л баллон

до 24 штук включительно

Аргон

40-л баллон

до 24 штук включительно

Ацетилен

5кг/40л баллон

до 18 штук включительно

Гелий

40-л баллон

до 24 штук включительно

Кислород

40-л баллон

до 24 штук включительно

Пропан

21кг/50л баллон

до 15 штук включительно

Углекислота

24кг/40л баллонн

до 41 штук включительно

Углекислота

19 кг/40л баллон

до 52 штук включительно

Наиболее сложная ситуация с ацетиленом. По формальным признакам (газ горючий, растворенный, 5 кг на 40л баллон) следует считать 333/5 = 66 баллонов на транспортной единице. Однако, принимая во внимание, что в баллоне одновременно находится 13,2 кг столь же горючего ацетона, в котором, собственно, и растворен ацетилен, видимо, следует принять максимальное количество равное 333/(5 + 13,2) = 18, которое и занесено в таблицу.

Наконец, в соответствии с 1.1.3.6.4 ДОПОГ "Если в одной и той же транспортной единице перевозятся опасные грузы, относящиеся к разным транспортным категориям, сумма … количества веществ и изделий транспортной категории "2", помноженного на 3, и количества веществ и изделий транспортной категории "3" не должна превышать 1000".

Пример: можно ли перевозить совместно 4 баллона пропана и 8 баллонов кислорода?

Расчет: (21[кг] * 4) * 3 + 40[л] * 8 = 572

Существенно, что п.2.11.2 Правил перевозки опасных грузов гласит: "совместная перевозка различных классов опасных грузов на одном транспортном средстве (в одном контейнере) разрешается только в пределах правил допустимой совместимости (представленных в таблице Приложения 7.14)". Общий смысл таблицы сводится к тому, что совместная перевозка взаимно реагирующих (например, образующих взрывоопасные смеси) веществ не допускается. Однако для газов почему-то сделано исключение. Легковоспламеняющиеся газы (класс 2.3 по таблице 7.14 ), невоспламеняющиеся неядовитые газы (класс 2.1, в который входит и кислород) и окисляющие вещества (класс 5.1) везде совместимы и допущены к одновременной перевозке, в то время как перевозка окислителей и легковоспламеняющихся жидкостей (классов 3.1 и 3.2) запрещена. Возможно, просто по ошибке? С другой стороны, сообразно той же таблице, ЛВЖ класса 3.3 с окислителями возить можно… В любом случае мы усиленно не рекомендуем без крайней необходимости перевозить совместно кислород и пропан, а особенно, если кузов машины закрытый.

В общем случае перевозка 15 баллонов одной автомашиной не считается перевозкой опасного груза . А зачастую можно без проблем возить существенно больше! Ниже мы приводим детальное обоснование этого факта и даем таблицу предельного количества баллонов с наиболее распространенными газами.

Вне зависимости от того, что по этому поводу думают сотрудники ДПС, есть ЗАКОН, и судебные решения [, ] это подтверждают.

Перевозка опасных грузов в Российской Федерации регламентируется следующими документами:

"Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом" (в ред. Приказов Минтранса РФ от 11.06.1999 №37, от 14.10.1999 №77; зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 1995 года, регистрационный N 997).

"Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов" (ДОПОГ), к которому Россия официально присоединилась 28 апреля 1994 (постановление Правительства РФ от 03.02.1994 №76).

"Правила дорожного движения" (ПДД 2006), а именно статья 23.5, устанавливающая что "Перевозка... опасных грузов... осуществляется в соответствии со специальными правилами".

"Кодекс РФ об административных правонарушениях", статья 12.21 ч.2 которого предусматривает ответственность за нарушение правил перевозки опасных грузов в виде "административного штрафа на водителей в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда или лишения права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда".

В соответствии с п.п.3 п.1.2 "Действие Правил не распространяется на... перевозки ограниченного количества опасных веществ на одном транспортном средстве, перевозку которых можно считать как перевозку неопасного груза". Там же разъяснено, что "Ограниченное количество опасных грузов определяется в требованиях по безопасной перевозке конкретного вида опасного груза. При его определении возможно использование требований Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)".

Таким образом, вопрос о максимальном количестве веществ, которое можно перевозить как неопасный груз сводится к изучению раздела 1.1.3 ДОПОГ , устанавливающему изъятия из европейских правил перевозки опасных грузов, связанные с различными обстоятельствами.

Так, например, в соответствии с п. 1.1.3.1 "Положения ДОПОГ не применяются... к перевозке опасных грузов частными лицами, когда эти грузы упакованы для розничной продажи и предназначены для их личного потребления, использования в быту, досуга или спорта, при условии, что приняты меры для предотвращения любой утечки содержимого в обычных условиях перевозки".

Однако, формально признаваемая правилами перевозки опасных грузов группа изъятий - изъятия связанные с количествами, перевозимыми в одной транспортной единице (п.1.1.3.6 ).

Все газы отнесены ко второму классу веществ по классификации ДОПОГ. Негорючие, неядовитые газы (группы А - нейтральные и О - окисляющие) относятся к третьей транспортной категории, с ограничением максимального количества в 1000 единиц. Легковоспламеняющиеся (группа F) - ко второй, с ограничением максимального количества в 333 единицы. Под "единицей" здесь понимается 1 литр вместимости сосуда, в котором находится сжатый газ, или 1 кг сжиженного или растворенного газа. Таким образом, максимальное количество газов, которое можно перевозить в одной транспортной единице как неопасный груз, следующее:

Наиболее сложная ситуация с ацетиленом. По формальным признакам (газ горючий, растворенный, 5 кг на 40л баллон) следует считать 333/5 = 66 баллонов на транспортной единице. Однако, принимая во внимание, что в баллоне одновременно находится 13,2 кг столь же горючего ацетона, в котором, собственно, и растворен ацетилен, видимо, следует принять максимальное количество равное 333/(5 + 13,2) = 18, которое и занесено в таблицу.

Наконец, в соответствии с 1.1.3.6.4 ДОПОГ "Если в одной и той же транспортной единице перевозятся опасные грузы, относящиеся к разным транспортным категориям, сумма... количества веществ и изделий транспортной категории "2", помноженного на 3, и количества веществ и изделий транспортной категории "3" не должна превышать 1000".

Пример: можно ли перевозить совместно 4 баллона пропана и 8 баллонов кислорода?

Расчет: (21[кг] * 4) * 3 + 40[л] * 8 = 572 < 1000. Следовательно, такая перевозка не будет считаться перевозкой опасного груза.

Существенно, что п.2.11.2 Правил перевозки опасных грузов гласит: "совместная перевозка различных классов опасных грузов на одном транспортном средстве (в одном контейнере) разрешается только в пределах правил допустимой совместимости (представленных в таблице Приложения 7.14)". Общий смысл таблицы сводится к тому, что совместная перевозка взаимно реагирующих (например, образующих взрывоопасные смеси) веществ не допускается. Однако для газов почему-то сделано исключение. Легковоспламеняющиеся газы (класс 2.3 по таблице 7.14 ), невоспламеняющиеся неядовитые газы (класс 2.1, в который входит и кислород) и окисляющие вещества (класс 5.1) везде совместимы и допущены к одновременной перевозке, в то время как перевозка окислителей и легковоспламеняющихся жидкостей (классов 3.1 и 3.2) запрещена. Возможно, просто по ошибке? С другой стороны, сообразно той же таблице, ЛВЖ класса 3.3 с окислителями возить можно... В любом случае мы усиленно не рекомендуем без крайней необходимости перевозить совместно кислород и пропан, а особенно, если кузов машины закрытый.

Пропаном чаще всего называют смесь, состоящую из бутана и пропана. Примеси других газов могут присутствовать, но они незначительные. Особенностью пропана является то, что он не имеет ни запаха, ни цвета. Это достаточно опасно, т. к. сложно установить и предотвратить факт утечки, что может привести к серьёзным последствиям. Поэтому в состав смеси часто добавляют вещество одорант, которое имеет резкий запах. Пропан получается в процессе переработки нефти либо при добывании нефтяных газов. Широкое использование пропан получил в металлургии, также используется в качестве топлива. Транспортировка смеси осуществляется в баллонах из стали с обеспечением давления 16 атмосфер.

Общие правила перевозки пропана в баллонах

Для того чтобы не допустить ошибку при транспортировке, необходимо выполнять следующие условия:

  • автомобиль, перевозящий пропан, обязан пройти проверку на возможность транспортировки опасных грузов, также машина должна быть оснащена оборудованием противопожарной безопасности и иметь на бортах знаки, предупреждающие о перевозке взрывоопасных грузов;
  • необходимо позаботиться о составлении соответствующей документации, разрешающей перевозку пропана в баллонах, чтобы у государственных органов была возможность проверки выполнения правил перевозки опасного груза;
  • на баллонах необходимо разместить наклейки, предупреждающие о взрывоопасности;
  • водитель должен быть проинструктирован о правилах безопасности и пройти аттестацию, дающую право перевозки пропановых баллонов.

Хранить предназначенные для перевозки баллоны с пропаном следует в специально подготовленных для этого местах вдалеке от обогревателей, электрических проводов и огня. При погрузке баллонов в автомобиль на открытом пространстве следует избегать нагревания солнечными лучами, поэтому тары с газом должны быть размещены в тени. Несоблюдение этого правила может привести к трагедии. Минимальное расстояние, которое может быть между емкостями с пропаном и смазочными материалами, маслом и краской, составляет 6 метров.

Для исключения возможности падения газовые баллоны в автомобиле должны быть расположены горизонтально. Но в случае с пропаном допускается перевозка в вертикальном положении без контейнера, если используются прокладки между баллонами и специальное ограждение, оберегающее от падения. Пустые баллоны нельзя перевозить вместе с полными.

Правила безопасного обращения с пропановыми баллонами при перевозке

Лица, которые занимаются погрузкой, могут брать баллоны только чистыми руками. Для избежания выскальзывания баллона рекомендуется использовать чистые рукавицы или тряпку. Это позволит предотвратить загрязнение сопла вентиля песком или смазкой. Перемещать баллоны со склада к автомобилю лучше с помощью предназначенных для это тележек. Баллоны с пропаном запрещено перетаскивать волоком. При погрузке ёмкостей с газом подъёмными механизмами следует позаботиться о надёжном закреплении баллонов, чтобы избежать падения.

В случае перевозки пропана халатность наказывается особо сурово! Здесь речь идет не о штрафах или банальной потере груза, повлекшей только финансовые потери. Последствия игнорирования правил безопасности может привести к настоящему ЧП.

Видео: последствия плохого закрепления газовых баллонов

При погрузке и выгрузке пропановых баллонов следует придерживаться следующих правил:

  • запрещается работать одному, участвовать могут минимум 2 человека;
  • нельзя носить баллоны на руках или на плече;
  • погружать и разгружать баллоны следует таким образом, чтобы они не ударялись друг об друга и не бились об землю;
  • запрещается удерживать и подавать баллоны вентилем вниз;
  • баллоны должны быть с колпаками и заглушками;
  • необходимо оберегать баллоны от ржавчины о окисления;
  • при транспортировке надо крепить баллоны к жесткому основанию;
  • затягивание защитных колпаков следует делать рукой, чтобы избежать появления искры;
  • температура баллона с пропаном при транспортировке не должна превышать 45 градусов по Цельсию;
  • перевозить пропан и кислород в одной машине категорически запрещено;

Для того чтобы разобрать газовый баллон, необходимо тоже соблюдать технику безопасности. Во-первых, надо убедиться, что баллон пустой. Затем снять защитные колпаки и вентиль, чтобы набрать в баллон примерно 30 литров тёплой воды. Только после этого баллон можно разрезать, чтобы эксплуатировать его в своих целях. Изобретательные граждане используют разобранный баллон, например, в качестве мангала. Иногда из него делают самодельные обогреватели.

Видео: как безопасно разобрать газовый баллон

Какое количество баллонов можно перевозить?

На законодательном уровне транспортировка 15 баллонов пропана в одном автомобиле не относится к перевозке опасных грузов. У пропана это количество наименьшее среди других газов. В таблице представлены сравнительные показатели максимального количества баллонов разных газов, при котором не применяются нормы по транспортировке опасных грузов:

Название газа Группа Тара Количество
Аргон 2A баллон объемом 40 литров
Гелий 2A баллон объемом 40 литров разрешается перевозить 24 штуки
Углекислота 2A баллон массой 24 килограмма и объемом 40 литров разрешается перевозить 41 штуку
Углекислота 2A баллон массой 19 килограмм и объемом 40 литров разрешается перевозить 52 штуки
Азот 2A баллон объемом 40 литров до 24 штук включительно
Кислород 2O баллон объемом 40 литров разрешается перевозить 24 штуки
Ацетилен 2F Баллон массой 5 килограмм и объемом 40 литров разрешается перевозить 18 штук
Пропан 2F Баллон массой 21 килограмм и объемом 50 литров разрешается перевозить 15 штук

К классу «А» относятся нейтральные газы, «О» – окислительные, «F» – легковоспламеняющиеся.

Необходимая документация для перевозки пропана

В общем порядке при перевозки пропана следует иметь следующие документы:

  • сертификаты;
  • декларацию на груз;
  • водительское удостоверение, которое разрешает перевозку пропана;
  • специальное разрешение на перевозку, оформлением которой занимается грузоотправитель.

В некоторых случаях могут понадобиться:

  • пропуск;
  • план загрузки;
  • сертификат на автомобиль.

Пропан относится к опасным грузам из-за взрывоопасных свойств. Известны масса случаев, когда происходили взрывы баллонов при транспортировке этого газа. Поэтому к перевозке пропана следует подойти очень ответственно. Необходимо выбрать безопасный транспорт и тару для газа. Для этого надо знать и неукоснительно выполнять правила перевозки пропана. Игнорирование требований перевозки взрывоопасного газа может привести к очень большим финансовым потерям, а также угрозе жизни и здоровью людей.

Все без исключения баллоны со сжатым воздухом или более опасным сжиженным газом, согласно современному законодательству, относятся к категории достаточно опасных перевозимых грузов. Чтобы грамотно была осуществлена перевозка кислородных баллонов автотранспортом, нормативы должны быть соблюдены в обязательном порядке. Говоря иными словами, для максимального уровня безопасности, в процессе транспортировки необходимо опираться на перечень правил, условий и норм.

Основные правила

Во всех без исключения кислородных емкостях находится сжатый газ, потому груз такого плана относится к категории опасных. Хранение, эксплуатация, перевозка и доставка кислородных баллонов автотранспортом должна проводиться по правилам. При организации грамотной перевозки важно обратить внимание на наличие специальной сопроводительной документации, в распоряжении должны находиться специальные разрешительные документы ДОПОГ. Кроме того, есть определенные требования к водителям, которые должны обладать определенным профессиональным уровнем. Емкости для кислорода, как категория опасного груза, должны быть особым образом промаркированы.

Всё это правила предварительной подготовки к доставке опасного груза. Есть также несколько правил, которые касаются непосредственно процесса транспортировки. Среди утвержденных правил, направленных на такой момент, как перевозка баллонов с кислородом на автомобильном транспорте, можно выделить:

  1. В процессе загрузки баллонов в машину, требуется проследить за тем, чтобы двигатель не был запущен.
  2. Строго запрещено встряхивать баллоны и обращаться с ними халатно.
  3. Баллоны нужно укладывать таким образом, чтобы была полностью устранена возможность их серьезного смещения друг от друга.
  4. Вся партия груза должна быть очень прочно зафиксирована надежными лентами.
  5. В процессе укладки нужно следить за тем, чтобы вентили были направлены в одну сторону.
  6. Если баллоны по диаметру более 30 см, их укладка должна осуществляться строго с поворотом многочисленных защитных клапанов в сторону кабины водителя.
  7. Перевозка и доставка кислородных баллонов должна осуществляться со скоростью не более 60 км в час. При неблагоприятных погодных условиях данный показатель еще больше снижается.
  8. Перевозка изделий одновременно с людьми и иными опасными грузами категорически запрещена.
  9. Транспортировка кислородных емкостей обычными грузовыми автомобилями в летний период должна осуществляться с одновременной защитой груза от прямого попадания солнца.

Это главные требования и правила, которые утверждены законом и перечислены в списке правил ДОПОГ. Тщательное их соблюдение обеспечит высокий уровень безопасности.

Упрощение правил перевозки

В отдельных ситуациях полного соблюдения всех перечисленных выше правил не требуется. Подобное послабление имеет место быть в ситуации, если общий уровень температуры в цистерне или в перевозимых баллонах не больше 20 градусов, а максимальное значение давления составляет 2 бара. Данные правила относятся ко всем видам тары, даже к той, которая относится к элементам комплектации самого авто. Также под указанные правила не подпадает кислород, который присутствует в продуктах питания и в напитках.

Упрощение правил по транспортировке баллонов действует по отношению к тем грузам, номинальный уровень вместимости которых, максимум составляет 1000 литров. В подобной ситуации не требуется проводить специальную маркировку, не нужно заниматься оформлением свидетельств категории ДОПОГ, разрешений и прорабатывать индивидуальный путь следования. Многие транспортные компании, опираясь на данное правило, принимают решение произвести несколько мелких транспортировочных процессов вместо одной крупной.

Важные моменты

Перевозка газа и баллонов с кислородом невозможна без высокого уровня компетентности в организации подобных процессов. Ответственность за транспортировку возлагается, как на водителя, так и на транспортную компанию. Она полностью регламентирована одновременно несколькими законодательными актами и сводами тщательно проработанных правил для перевозки тары.

Важно! Кислород должен перевозиться на автокарах и строго в виде уложенных на дно кузова емкостей. Каждая облагается прокладками.

В качестве прокладок используются бруски дерева, где предварительно прорезываются гнезда, полностью соответствующие размерам перевозимого баллона. Одновременно с этим водители и сотрудники транспортных компаний должны использовать для каждой емкости специальные выполненные из качественной резины кольца. Их толщина должна быть не менее 25 мм. Надевается по два кольца на одну емкость. Все это поможет предотвратить удары кислорода друг о друга.

Подводя итоги

При транспортировке и доставке баллонов с кислородом очень важно соблюдать определенные требования. Это касается не только подготовки транспортного средства и укладки баллонов, но также самого водителя. Перед тем как повести автомобиль, водитель в обязательном порядке проходит тщательное освидетельствование с медицинской точки зрения и получает определенный инструктаж, как проводится перевозка кислородных баллонов обычным автотранспортом по правилам и в соответствии с нормативами. Тщательно проверяется машина для перевозки. Только так можно добиться максимально безопасной транспортировки груза.