Судебные споры

Условия и факторы возникновения волонтерского движения. Волонтерское движение: суть, основные характерные черты

ВОСПИТАНИЕ: СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА

УДК 37:001.12.18

В. И. Ревякина

ГРАЖДАНСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ МОЛОДЕЖНОГО ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Статья описывает современный опыт молодежного движения волонтерских объединений на территории Томска и Томской области. Рассмотрены существующие формы гражданского воспитания, способствующие развитию социальной активности и патриотических качеств подрастающего поколения.

Ключевые слова: волонтеры, социальные акции, молодежные инициативы, благотворительные организации, патриотическое воспитание.

В современной общественной жизни сибирских регионов произошли заметные сдвиги, связанные со всплеском гражданской активности, особенно характерной для молодежной среды старшеклассников и студенчества. Со всей очевидностью можно утверждать, что этот феномен принимает размах не только сибирского, а общероссийского масштаба .

Так, ранее представлялось, что устраиваемые активными молодыми людьми в рамках кампанейщины эпизодические санитарно-просветительские, благотворительные, экологические и другие разнообразные акции, обусловлены провинциальной скукой. Однако практика показала, что это не так, энергетика волонтерского движения нарастает и находит много новых форм массового и системного применения нерастраченных душевных устремлений молодых людей.

В этой связи хотелось бы приоритетно выделить акцию высочайшего гражданского звучания «Бессмертный полк», впервые проведенную в Томске на параде Победы 9 мая 2012 года и показавшую другим городам России и бывшим союзным республикам достойный пример неформальной организации великих памятных дат. Инициаторы акции - недавние студенты, молодые томские журналисты Игорь Дмитриев, Сергей Лапенков и Сергей Колотовкин. В памятном шествии среди множественных колонн вузовских и производственных коллективов в отдельной колонне «Бессмертного полка» прошли более 5 тыс. городских жителей, главным образом вдов, детей и внуков погибших героев, с портретами своих родственников - участников Великой Отечественной войны, которых уже нет среди живых, но память о них всегда в сердцах живущих. Идея этой беспримерной акции - сохранять память о героях не только на мемориальных гранитных плитах с фамилиями, но акцентировать массовое общественное осмысление значимости понятия «истинный гражданин Отечества». Это удалось в полной мере и получило горячий отклик в душах

жителей Томска, которые, не будучи проинформированными, в качестве зрителей наблюдали шествие. В следующем году, без сомнения, они вольются как полноправные участники в еще более многочисленную колонну «Бессмертного полка».

В России сегодня ощущается великая потребность в добровольческих организациях. В связи с этим следует остановиться на деятельности молодежного российского движения волонтеров - одной из эффективных форм развития гражданских качеств молодых людей. Движение волонтеров -это официальное предоставление услуг и другие формы активного гражданского участия, которое осуществляется добровольно. Добровольцы, с точки зрения закона РФ, граждане, осуществляющие благотворительную деятельность без расчета на денежное вознаграждение во благо широкой общественности. Особую нужду в деятельности и поддержке волонтеров (а среди них, как правило, молодежь старшего школьного и студенческого возраста, согласная принимать участие в любом полезном бесплатном труде) сегодня испытывают благотворительные организации. И это понятно -деятельность добровольцев направлена в первую очередь на помощь остронуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим: одиноким престарелым гражданам, инвалидам в домах-интернатах, больным людям в хосписах, людям, массово пострадавшим от стихийных бедствий, мигрантам и беженцам из зон боевых действий, бездомным людям .

Обобщенный опыт волонтерского движения молодежи на территории Томской области позволяет вычленить системность и основные направления гражданского поведения добровольцев из числа старшеклассников и студентов:

Регулярные ежегодные студенческие акции, направленные на профилактику наркомании, СПИДа, подростковой преступности, беспризорности, на пропаганду здорового образа жизни;

Экологические акции по благоустройству муниципальных территорий: обустройство дворовых детских площадок, озеленение городских улиц; экологические марши, уборка муниципальных территорий от мусора и загрязнений;

Помощь приютам для животных, добровольная помощь зоопаркам, лесхозам и заповедникам;

Разработка и реализация программ «Больничные дети», «Школа больничных клоунов» .

Полагаем, что именно последнее направление добровольческого движения молодежи заслуживает специального рассмотрения. В Томске существует благотворительный фонд «БлаговестЪ», возглавляемый молодой девушкой Яной Свечкарёвой. Одна из задач фонда - забота о детях, лишенных родительской опеки и материнской любви. Волонтеры - студенты, участники этого фонда - проводят творческие занятия с такими детьми в социально-реабилитационных центрах и интернатах, выполняют функции воспитателей и нянь в детских больницах, где ребятишки длительно находятся на излечении, а родственники не имеют возможности их посещать. Всего по программе «Больничные дети» благовестовские воспитатели в трех детских больницах только в 2012 г. охватили своей заботой около 270 детей. Вся деятельность энтузиастов фонда основана на взаимопонимании и взаимовыручке неравнодушных людей, так как благотворительность требует огромных затрат личного времени, душевных усилий, а главное - призвания к деятельности во благо другим людям. Только при этих условиях волонтерская деятельность становится смыслом повседневной жизни человека.

Необходимо отметить, что количество волонтерских объединений ежегодно растет благодаря энтузиазму студентов - они хотят быть полезными обществу. Для студенческой молодежи, обучающейся в учреждениях педагогического профиля, особенно интересна помощь детям. В детских домах они устраивают игры, прогулки, развивающие и развлекательные занятия с малышами или посещают детские медучреждения в качестве больничных клоунов. Первый выпуск школы больничных клоунов состоялся в 2010 г. - 12 клоунов. В 2011 г. выпуск составил 18 человек. Основные предметы обучения в школе клоунов: больничная этика и гигиенические нормы, детская психология, основы актерского мастерства, риторика, фокусы, грим, импровизация. Общеизвестно, что в некоторых отделениях детских больниц дети с онкологическими заболеваниями находятся подолгу. Эти больные ребятишки лишены радости движения и общения. Волонтеры-клоуны дарят больному ребенку положительные эмоции, а сверх этого что-либо сделать в больнице для выздоровления детей почти невозможно. В рамках своей социальной деятельности

томские больничные клоуны осуществляют еще один проект - «Домашнее визитирование», т. е. посещение в выходные дни тех семей, где воспитываются дети-инвалиды. В списке насчитывается 30 таких семей, однако, к сожалению, регулярно посещать абсолютно всех невозможно из-за нехватки у студентов-волонтеров и времени, и даже денег на поездки в отдаленные районы города. Становится очевидным, что такой гуманный проект «Школы больничных клоунов» требует дальнейшего развития при финансовой поддержке спонсоров или муниципальных властей: на приобретение костюмов, реквизита, а также подарков для маленьких пациентов больниц .

Волонтерская деятельность разнопланова, однако при всех очевидных различиях по форме имеет общую целевую направленность - социальную полезность. Например, на протяжении нескольких последних лет томские волонтеры, шутливо называющие себя «странные люди», откликаются на призывы СМИ и объединяются для наведения порядка, очистки от накопившихся бытовых загрязнений набережных Томи, городских озер и малых речушек. Самая первая совместная акция инициативной группы «странных людей» не предполагала ни у коммунальщиков, ни у городских властей далеко идущих планов относительно жизнеспособности новоявленного общественного объединения. Однако регулярно устраиваемые субботники на бесхозных городских территориях (за которые формально никто не отвечает и без этих странных молодых активистов по-прежнему остались бы заброшенными местами, облюбованными наркоманами) сегодня признаются популяризацией идеи «убери сам» и одним из главных итогов общественно полезной самоорганизации молодежи. К настоящему времени в городе проведено более 20 субботников, участники постоянно меняются, что свидетельствует о популярности в среде учащейся молодежи данной продуктивной идеи. Усилиями волонтеров вычищен центральный сквер Памяти жертв политических репрессий, парки в разных концах города, а на самом ярком и образцово организованном их проекте «Ревизия аллеи Гоголя» (приведение в порядок неряшливого гаражного массива) побывало в качестве активных участников более 400 человек.

Инициативы волонтеров в Томской области оказались непреходящими и получили продолжение в виде ставшей уже традиционной ежегодной Недели добра, совместимой с проведением декад благотворительности под названием «Старость в радость». Показательно, что в этих добровольческих акциях принимают участие тимуровские отряды городских и сельских школ Томской области, а также инициативные группы граждан, коллективы

школ и учреждений дополнительного образования. Цель акций - привлечение молодежи к оказанию помощи ветеранам и одиноким пенсионерам по основным направлениям: «На дворе дрова» (заготовка, распиливание и укладывание дров), «Беседы за чаем», «Зеленый день» (уборка овощей и картофеля на приусадебных огородах пенсионеров и на так называемом социальном поле).

Проект «Старость в радость», организаторами которого стали четыре студентки томских вузов, предполагал также сбор подарков для безродных пожилых людей и инвалидов, постоянно проживающих в домах-интернатах. Эти люди лишены почти всех человеческих и бытовых радостей, испытывают потребность в первую очередь во внимании, добром слове и рады любому проявлению даже самой малой заботы о них со стороны других людей: будь то подаренная персональная кружка с собственным именем будущего владельца, шерстяные носки, теплый халат или столь необходимые очки. Молодежная инициатива получила широкий общественный отклик, за одну акцию горожане собрали более 1 500 подарков, среди которых оказались и весьма существенные в материальном плане .

Показательна спонтанная, но моментальная и единодушная реакция молодых и взрослых жителей Томска на взрыв в доме по ул. Сибирской как образец общественной взаимопомощи. Жители города, 70 % из которых молодежь, безвозмездно сдавали кровь для получивших ранения во время взрыва, везли вещи и деньги к школе, где временно разместились семьи, оставшиеся без крыши над головой. В социальных сетях появилась масса инициативных молодежных групп, координирующих и раздающих помощь пострадавшим .

Становится очевидным, что мотивами волонтерской деятельности выступают не призывы и указания сверху, а истинный энтузиазм, альтруизм и подвижничество граждан; стремление быть социально полезным; неравнодушное отношение к происходящему; потребность в решении проблем других людей; желание реализовать свои инициативы.

В этом плане достаточно активно проявляют себя тимуровские отряды учащихся школ как равнозначная структура волонтерского движения. В настоящее время местные периодические издания регулярно отмечают, что в тимуровском движении принимают участие более 600 школьников в составе 45 отрядов из нескольких районов Томской области, а возрождением этого движения озаботилась областная организация «Мультикультурный Томск». Начинание поддерживают областной департамент по молодежной политике, физкультуре и спорту, а также департамент социальной защиты населения и департамент образования .

Практика выявила еще одну результативную форму воспитания подрастающего поколения в духе гражданственности. С 2006 г. и по настоящее время действует целевая программа «Патриотическое воспитание граждан на территории Томской области», инициированная и реализуемая Ассоциацией оборонно-спортивных клубов области. В рамках программы организованы и ежегодно действуют 11 военно-спортивных лагерей, профильную подготовку в которых уже прошли 1 315 молодых человек, среди которых значительная часть так называемых трудных подростков из социально неблагополучных семей. В целом в различных мероприятиях данной программы оказались задействованы более 40 тыс. молодых людей г. Томска и области. Городскими властями оказана поддержка 13 проектам тех организаций, которые кадрами, а также материально, технически и финансово обеспечивают функционирование системы гражданского и военно-патриотического воспитания. В контексте данного направления особого внимания заслуживает волонтерская патриотическая поисковая деятельность студентов политехнического университета и нескольких томских колледжей, входящих в объединенный добровольческий отряд «Память». Каждое лето они выезжают на места сражений Великой Отечественной войны, раскапывая безвестные захоронения с целью установить по найденным солдатским медальонам и другим сохранившимся предметам имена павших героев и сообщить имеющимся родственникам место захоронения. Кроме того, студенты отряда «Память» целенаправленно едут на Смоленщину, где помогают ухаживать за братской могилой, восстанавливать партизанские землянки, пополнять экспонаты Музея боевой славы, ремонтировать мемориал, установленный в честь защитников Родины, среди которых погибшие на этой земле студенты, преподаватели и выпускники Томского политехнического университета.

Россия - страна многонациональная, мультикуль-турная, и характер народов, ее населяющих, неоднозначен. А это означает, что судьба и будущее России зависит от воспитания из подрастающих поколений истинных сынов Отечества усилиями образовательных учреждений всех уровней, учителей и воспитателей . Не может быть школы без гражданского и патриотического воспитания. Исходя из этой аксиомы, в помощь школам Томской области создан отдел гражданского образования «Региональный центр развития образования», координирующий свою деятельность с руководителями МОУ и их заместителями по воспитательной работе. Основные направления деятельности регионального центра:

Создание и развитие сети центров гражданского образования молодежи на базе городских и сельских школ;

Разработка и внедрение программ гражданской направленности;

Поддержка гражданских инициатив учащейся молодежи;

Методическое и экспертное сопровождение проектов и программ;

Внедрение различных моделей ученического самоуправления в МОУ

Опыт свидетельствует, что одним из действенных способов включения учащейся молодежи школьного возраста в процесс создания гражданского общества в России является социальное проектирование, а также ученическое самоуправление, например, в рамках городского межшкольного детско-взрослого объединения на базе дома детского творчества «Планета» г. Томска. В этом меж-школьном городском объединении с 2002 по 2012 г. приняли участие около 5 тыс. подростков 13-16 лет из 20 массовых школ и гимназий. Тематика проблемно-ценностного содержания воспитательного процесса объединения задается совместным планированием детьми и взрослыми единой сюжетной линии, включающей серию ключевых событий года: «Что значит быть гражданином?», «Гражданин своего Отечества и мира», «Когда история учит», «Память сердца», «Подарок ветерану», «Толерантность и конфликты», «Земля - территория примирения» и т. д. Реализация содержания программы каждого года в этом учреждении дополнительного образования предполагает создание условий для воспитания гражданственности в атмосфере сотрудничества, всеобщей заинтересованности, инициативности за счет разнообразной, содержательно насыщенной, деятельностной воспитательной среды. Эти условия реализуются посредством погружения воспитанников Дома творчества детей и молодежи в избранную ими проблему, в исследовательское, социально значимое про-

ектирование и его реализацию с целью способствовать гражданскому самоопределению подростка и подготовить его к ответственному гражданскому действию .

Анализ результативности созданных в каждом районе Томской области центров гражданского образования детей и молодежи показал - они стали основной организационной формой деятельности детско-взрослых сообществ по развитию позитивного социального опыта в виде свободного выбора занятий, нацеленных на самореализацию потребностей молодого человека.

Представленные выше проекты дают основание считать, что современные подростки и студенты понимают важность своего добровольного гражданского участия в решении актуальных проблем общественной жизни на уровне школы, поселка, района, родного города. Работа по планированию и реализации социальных проектов доказывает умение молодых людей мыслить по государственному и уже сегодня своим непосредственным участием улучшать жизнь. В сообществе ровесников, где взаимодействие строится на равноправии, молодой человек вырабатывает необходимые для жизни коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. А сознание солидарности с коллективом обеспечивает чувство эмоциональной и психологической уверенности, стабильности, гражданской правоты и полезности, формирует чувство социальной ответственности за себя и других .

Таким образом, не требует доказательств то, что волонтерство в его различных формах как одно из проявлений молодежной субкультуры - это перспективное, социально значимое молодежное движение чрезвычайной важности, способствующее формированию и закреплению базовых гражданских качеств: социальной активности, ответственности, толерантности.

Список литературы

1. Геворкян А. А., Ревякина В. И. Развитие детских и молодежных объединений как института воспитания // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 8. С. 54-58.

3. Ревякина В. И. Обзор материалов спецпроекта «Высшая лига. Новые имена» // Томские новости. № 3 (666). 24 января 2013.

4. Печерица Э. И. Воспитание подростков в системе дополнительного образования // Тр. Института теории образования ТГПУ / под ред. В. И. Ревякиной. Вып. 4. Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. С. 190-197.

5. Гатилова З. Н., Ревякина В. И. Межпредметный образовательный проект как многофункциональная форма интеллектуального воспитания школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 6. С. 23-26.

Ревякина В. И., доктор педагогических наук, профессор.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

Материал поступил в редакцию 27.02.2013.

CIVIC IMPORTANCE OF YOUTH VOLUNTEER MOVEMENT

The article describes the contemporary experience of youth movement of volunteer organizations in Tomsk and Tomsk region. The article deals with the existing forms of civic upbringing, which assist in the development of social activity and patriotic qualities of rising generation.

Key words: social actions, youth initiatives, charity organizations, patriotic upbringing.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

Роль волонтёрского движения в формировании позитивного социального опыта школьников

заместитель директора по ВР

БОУ «Тарская СОШ № 5»

С.Р. Тупикина

В БОУ «Тарская СОШ № 5» с 2008 года осуществляет свою деятельность волонтёрский отряд «Пять». Его создание стало средством, позволяющим через общественно-полезную деятельность формировать у подростков навыки самостоятельной жизни; создавать условия для участия учащихся в решении социальных проблем; развивать у них чувства самоуважения и ответственности; способствовать формированию мотивации здорового образа жизни, как у самих волонтёров, так и обучающихся, с кем они занимаются.

Волонтёрский отряд «Пять» работает в тесном контакте с администрацией школы, педагогическим коллективом, находится во взаимосвязи с ученическим самоуправлением и обучающимися школы. Его деятельность ориентирована на объединение школьников вокруг общего полезного дела, привлечение их к общественной деятельности. В отряд входят обучающиеся школы: девушки и юноши. Они - хорошие организаторы, многое знают и умеют, владеют современными технологиями, мобильные и коммуникабельные. А самое главное – неравнодушные к чужим проблемам. Волонтёрство для них - это возможность проявить себя, принести пользу обществу, доказать значимость своего существования.

Волонтёрский отряд «Пять» развивает систему социального партнёрства с отделом по молодёжной политике, физической культуры и спорта Администрации Тарского муниципального района, реализует программы по развитию молодёжного движения. Волонтёры являются активными участниками городских акций, посвящённых различным праздничным датам. Ежегодно волонтёры отряд «Пять» становятся участниками областного слёта волонтёрских отрядов, в рамках которого встречаются с единомышленниками – волонтёрами других отрядов из Омской области, посещают мастер-классы, знакомятся с деятельностью других волонтёрских отрядов.

Отделом по молодёжной политике, физической культуры и спорта проводился форум «Союз Добровольцев России», участниками которого стали члены волонтёрского отряд «Пять». В ходе форума активисты посетили семинар «Пути формирования гражданского общества через институты добровольческих организаций», стали участниками различных площадок, в завершении форума волонтёры приняли участие в работе дискуссионной площадки «Разработка концепции развития волонтерского движения на территории г. Тары и Тарского района», во время которой ребята разработали социально-значимые проекты по направлениям волонтерского движения.

Ежегодно активисты волонтёрского отряда «Пять» отмечаются благодарственными письмами от отдела по молодёжной политике, физической культуры и спорта за вклад в развитие волонтёрского движения, активное участие в мероприятиях сферы молодёжной политике.

В рамках сотрудничества с Омской региональной общественной организацией «Центр развития общественных инициатив» члены волонтёрского отряда «Пять» принимают активное участие в реализации следующих проектов и инициатив:

    проект «Развитие добровольного донорства в Омской области»;

    проект «Гражданское образование в области прав человека через обращение молодёжи к величайшей трагедии в истории страны – политическим репрессиям»;

    добровольческая акция «Весенняя неделя добра».

С 2011 года волонтёры отряд «Пять» являются участниками проекта «Развитие добровольного донорства в Омской области». Для волонтёров донорское движение стало близким и ответственным мероприятием, которого они ждут с нетерпением. Ежегодно мобильная группа педагогов и волонтёров организуют и проводят в микрорайоне № 2 города Тары социальный флэш-моб, в рамках которого ведут разъяснительную работу среди жителей микрорайона о роли до­норства в жизни каждого человека, знакомят с программой раз­вития Службы крови. С призывом «Подарите шанс на жизнь!» участники обращаются к жителям микрорайона, раздают информационные буклеты, направленные на пропаганду донорства крови.

В течение месячника по развитию донорства проводится социально-значимая акция «Донорство – как норма жизни» с целью формирования у школьников устойчивого представления о том, что донорство крови – это норма поведения в на­шем обществе, это обязательная составляющая жизни любого взрослого человека. Для обучающихся начальной школы волонтёры проводят квест «Донором скорее будь – выбирай здоровый путь» с целью пропага нды здорового образа жизни. Школьники становятся активными участниками игры по станциям. Учитель информатики Афельд В.Э. совместно с волонтёрами отряда «Пять» занимаются продвижением контактной группы в социальных сетях «Школа донора», которую создали в 2014 году. Они становятся организаторами фотоконкурсов, конкурсов стихотворений, частушек, рисунков о донорстве. Данное сообщество работает, на, его страницах размещаются новые материалы, вступают в группу люди, которые небезразличны к проблеме нехватки донорской крови.

Опыт участия в данном проекте ежегодно обобщается в сборнике «Развитие добровольного донорства в Омской области». Творческая группа педагогов и активистов волонтёрского отряда ежегодно отмечается благодарственным письмом Омской региональной общественной организацией «Центр развития общественных инициатив» за вклад в развитие донорского движения.

Ежегодно волонтёрский отряд «Пять» становится участником добровольческой акции «Весенняя неделя добра». Волонтёры являются инициаторами проведения различных акций, среди которых можно выделить следующие:

    операции «Цветик-семицветик», в ходе которой обучающиеся собирали семена цветов для посадки на пришкольном участке;

    социально-значимая акция «Ветеран живёт рядом», в рамках которой проводится работа по оказанию адресной помощи ветеранам Великой Отечественной войны, проживающим в микрорайоне № 2 города Тары. В рамках акции школьники готовят подарки для ветеранов ВОВ, лично поздравляют каждого ветерана войны и оказывают помощь в решении социально-бытовых вопросов;

    фотомарафон «Давайте беречь свой микрорайон», в ходе которого волонтёры отряда запечатлели наиболее замусоренные места в микрорайоне № 2 города Тары с обращением к жителям навести порядок;

    марафон добрых дел по сбору одежды, игрушек, книг для воспитанников социально-реабилитационного центра;

    акция «Стань волонтёром!» среди обучающихся 5 – 7 классов БОУ «Тарская СОШ № 5» в рамках привлечения подростков к волонтёрской деятельности;

    акция «БУНТ» (большая уборка пришкольной территории, экологическая акция по благоустройству мемориального комплекса на улице Советской в микрорайоне №2 города Тары);

В ходе реализации добровольческой акции «Весенняя неделя добра» волонтёры заявляют о себе конкретными делами, выделяются активностью и осознанностью сделанного выбора.

С 2011 года волонтёрский отряд «Пять» осуществляет совместную деятельность с Тарской районной общественной организацией «Молодёжный центр «Здоровый образ жизни». Волонтёры активно работают в рамках пропаганды здорового образа жизни, профилактики злоупотребления психоактивными веществами, ВИЧ-инфекций. Большую помощь в данном направлении оказывают представители молодёжного центра «Здоровый образ жизни» в ходе проведения занятий и тренингов, профилактических бесед и социально-значимых акций. В рамках сотрудничества активисты волонтёрского движения стали участниками следующих проектов, организованных общественной организацией:

    проект «Школа волонтёрских инициатив», в ходе которого волонтёры посещали мастер-классы, тренинги, встречи с интересными людьми, стали участниками акции «Читаем детям»;

    проект «Здоровое лето», ориентированный на пропаганду здорового образа жизни, а также на профилактику зависимостей и ВИЧ-инфекций среди подростков и молодёжи. В рамках данного проекта волонтёрский отряд «Пять» принял участие в марафоне «Твоё свободное время», конкурсе агитбригад «Мы за здоровый образ жизни», направленных на широкую массовую аудиторию;

    проект «Вместе нам по пути», в ходе которого волонтёры стали участниками конкурса волонтёрских отрядов «Марафон добрых дел», участвуя в акции по пропаганде здорового образа жизни «Мы выбираем жизнь», распространяя информационные листовки о вреде наркомании, алкоголя, курения в городе Таре; в акции «Читай всегда, читай везде», показывая пример своим сверстникам; в акции «Умей сказать НЕТ!», подготавливая информационные листовки; в флешмобе «Открой свою книгу» в рамках празднования Дня библиотек; в слёте волонтёрских отрядов «Вместе нам по пути», проходившего в форме интерактивной игры, на котором подводились итоги реализации слёта и награждение участников.

Совместная деятельность волонтёрского отряда с молодёжным центром способствует стимулированию обучающихся к личностному развитию, социальному росту, активной творческой деятельности на основе приобретённого опыта успешной самореализации в коллективной деятельности объединения.

В рамках расширения возможностей для творческого взаимодействия обучающихся разных возможностей , адаптации и социализации школьников к жизни в обществе волонтёрский отряд «Пять» тесно взаимодействует с центром образовательно-социальной интеграции обучающихся разных возможностей. В данном направлении деятельности волонтёры ежегодно проводят социальный флеш-моб «Делами добрыми едины», посвящённую Международному Дню инвалидов. В рамках акции члены волонтёрского отряда «Пять» организовывают в центре города раздачу листовок с призывом обратить внимание на то, что рядом с нами живут люди с ограниченными возможностями, которые острее всех нуждаются в нашей любви, понимании и заботе. Волонтёры являются инициаторами проведения социально-значимой акции «Милосердие спасёт мир», посвящённой Международному Дню инвалидов. Члены отряда «Пять» организовывают поздравление детей-инвалидов, которые обучаются в нашей школе, в классных коллективах этих детей они рассказывают о празднике, посвящённом Дню инвалидов. Традиционной стала социально-значимая акция «Новогоднее чудо», на которую приглашаются дети с ОВЗ, дети-инвалиды из разных школ города Тары и их родители. Данная акция организована силами творческой мобильной группы педагогов и волонтёров отряда «Пять», которые неравнодушны, готовы оказывать посильную помощь. Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды приглашаются на просмотр новогоднего спектакля, принимают участие в конкурсно-игровой программе, получают подарки от Деда Мороза и Снегурочки.

Члены волонтёрского отряда оказывают помощь по продвижению сообщества «Горячее сердце», созданное в сети - интернет в рамках работы с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ Тарского района. Они привлекают вступать в группу людей, которые небезразличны к проблеме детей-инвалидов, детей с ОВЗ.

Волонтёрский отряд «Пять» продолжает тесное сотрудничество с отделением ГИБДД отдела МВД по Тарскому району. Ежегодно совместно с инспектором ГИБДД проводится акция «Осторожно на дорогах!» в целях профилактики дорожно-транспортных происшествий. В рамках акции в микрорайоне № 2 волонтёры отряда раздают светоотражатели и буклеты с правилами дорожного движения детям и родителям, идущим по улицам, где отсутствует освещение и тротуары. В результате целенаправленной, совместной работы среди обучающихся, педагогов, классных руководителей и родителей по безопасности дорожного движения в нашей школе не зарегистрировано ни одного случая ДТП. С 2016 – 2017 учебного года стали организовывать и проводить акцию «Внимание: дети!» совместно с волонтёрами и инспектором ГИБДД для первоклассников и их родителей с целью формирования ответственного отношения к соблюдению правил дорожного движения.

Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Всё это формируется в процессе взаимодействия с социальными партнёрами.

Таким образом, деятельность волонтерского отряда «Пять» направлена на формирование социальной компетентности школьников, развитие творческих способностей, инициативы, лидерских качеств. В ходе добровольческой деятельности волонтёры осознают свою значимость в обществе, чувствуют себя востребованными и получают признание других. С каждым годом число добровольцев отряда возрастает, в настоящее время в ОУ 25 обучающихся осуществляют волонтёрское движение.

Волонтёрская деятельность - это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.

Волонтёрская (добровольческая) деятельность может включать в себя такие виды общественно полезной деятельности, как:

Посадка цветов, газонов, кустов и деревьев;

Благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;

Помощь животным, добровольная помощь зоопаркам и заповедникам;

Просветительские беседы, направленные на профилактику наркомании, СПИДа, подростковой преступности;

Благотворительные концерты и театральные выступления;

Экологические марши, уборка мусора и загрязнений;

Пропаганда здорового образа жизни.

Все начинается с идеи помогать кому-либо, желания или необходимости сделать так же, как у кого-то и осознания того, что на реализацию всего этого не хватает человеческих ресурсов.

Как правило, вначале собирается инициативная команда, затем к ней присоединяются волонтеры, которые либо проходят предварительное обучение, либо сразу подключаются к работе.

Волонтерство - деятельность по своей природе просоциальная в целевом, процессуальном, содержательном, технологическом компонентах. Включаясь в волонтерскую деятельность, человек стремится на безвозмездных основах повлиять на трансформацию современного ему общества, сделать его лучше. Молодежь - традиционно наиболее социально активная демографическая группа, которая может стать (и в частных случаях является сейчас) основой крупномасштабного волонтерского движения.

Вопрос о потенциале использования молодежной волонтерской деятельности может рассматриваться как минимум в двух аспектах: влияние молодежного волонтерства на конкретно - историческую ситуацию, сложившуюся в обществе; влияние волонтерства на саму личность молодого человека, включающегося в данную деятельность.

По мнению М. Олчман, П. Джордан, волонтерство стремится к достижению нескольких результатов. Оно, с одной стороны, помогает в создании стабильного и сплоченного общества, а с другой стороны - дополняет услуги, предоставляемые государством (и бизнесом - когда эти услуги нерентабельны, но необходимы обществу).

Понятие «волонтер» раскрыто в Федеральном законе от 11 августа 1995 года № 135- ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Волонтеры - это граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя.

В словаре Ожегова С. И. «волонтерство» трактуется как добровольное выполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, добровольный патронаж над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами и социальными группами населения, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях.

По мнению Е. И. Холостовой, волонтеры - это люди, делающие что-либо неформально, работая бесплатно как в государственных, так и в частных организациях медицинской, образовательной сферы или сферы социального обеспечения, либо являются членами добровольческих организаций.

Волонтерство сегодня - это мощное общественное движение, имеющее свои организации во всех странах мира, но давно уже переросшие как национальные границы, так и сферу применения волонтерского труда.

Во всем мире молодежное добровольческое движение уже получило широкое распространение, а его роль в социальном развитии оценена на международном уровне. Организация Объединенных Наций признает добровольчество богатым источником энергии, навыков, местных занятий. Правительства многих стран используют ресурс добровольчества, финансируя его проекты, в реализации государственных программ по поддержке молодежи, в решении общественных проблем.

Последние десятилетия стали наиболее активным этапом развития волонтерства в новейшей истории России. За это время российский добровольческий сектор стремительно развивался и своему нынешнему состоянию во многом обязан социальной активности молодежи, ее стремлению оказать поддержку нуждающимся что, собственно, и является основой добровольчества. По разным данным, в России действуют около тысячи общественных организаций, активно развивающих молодежные добровольческие программы.

Добровольцы работают в региональных центрах и малых городах, в селах. Основные направления волонтерских отрядов разнообразны:

Социальная защита

Экология

Благоустройство

Профилактика алкогольной и наркотической зависимости, пропаганда здорового образа жизни

Правозащитная деятельность

Сохранение исторического и культурного наследия

Содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта

Содействие в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности.

Кроме собственно практической добровольческой деятельности российские общественные организации активно развивают механизм поддержки этих инициатив. Разрабатываются и внедряются модели создания молодежных добровольческих центров, создаются и применяются специализированные образовательные программы, как для добровольцев, так и для сотрудников организаций, работающих с ними. Проводятся семинары по обмену опытом, презентаций достижений молодежных программ, круглые столы по обсуждению взаимодействия добровольческого сектора с государственными структурами, бизнесом и средствами массовой информации.

Так, одна из наиболее крупных общероссийских общественных организаций, на основе, которой действует разветвленная сеть региональных волонтерских объединений «Детские и молодежные социальные инициативы» - одним из основных направлений своей деятельности видит образование в сфере технологий создания молодежного волонтерского движения. Только в 2009 году был проведен ряд мероприятий в этом направлении: Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогическая поддержка детских и молодежных социальных инициатив», прошедшая 3-5 марта 2009 г. в Санкт-Петербурге; три экспериментальные смены палаточного волонтерского лагеря в ВДЦ «Орленок»; Всероссийский научно-практический семинар «Диалог индивидуальностей» и другое.

Ежегодно во всем мире проводится несколько знаковых для молодежного волонтерского движения мероприятий, в рамках которых объединяется множество локальных акций. В первую очередь это Международный день добровольцев (МДД) и Всемирный день молодежного служения.

Международный день добровольцев, который отмечается 5 декабря, был провозглашен Организацией Объединенных Наций 17 декабря 1985 г. Программа «Добровольцы ООН» рассылает письма в страны-участницы с приглашением начать широкую подготовку к МДД во всех странах и свои рекомендации в связи с его подготовкой.

Наряду с программой «Добровольцы ООН» одной из самых активных в проведении Всемирного дня добровольцев организаций является Международная ассоциация добровольческих усилий (IAVE), объединяющая в международное добровольческое движение около ста стран мира.

С 1995 года добровольцы России начали отмечать этот день вместе с другими странами мира. В нашей стране с этого времени сложилась новая гражданская традиция отмечать Международный день добровольцев проведением Недели добровольцев, которая сначала объединяла две даты: 3 декабря Всемирный день инвалидов, 5 декабря Всемирный день добровольцев. Затем неделя дополнилась несколькими датами: 1 декабря -Всемирный день борьбы со СПИДом, 10 декабря - Всемирный день защиты прав человека. В последние годы Неделя, как правило, плавно перерастает в Месячник добровольцев, так как к этому моменту уже идет активная подготовка к проведению детских новогодних и рождественских праздников. Первые несколько лет Неделя проводилась под девизом «Вместе изменим жизнь к лучшему!»

Общероссийская программа добровольческих действий формируется на основе планируемых региональных, локальных мероприятий, конкретное содержание которых определяется на местах с учетом нужд и потребностей каждого региона, каждого территориального сообщества или организации.

Результатом ежегодного проведения акции в целом по всей стране является множество общественно полезных мероприятий и проектов, осуществленных на добровольной основе гражданами и организациями в дни проведения акций, включающих: благоустройство микрорайонов, посадку деревьев, очистку школьных территорий, скверов и парков, проведение уроков добра в учебных учреждениях, организацию семинаров, форумов, благотворительных концертов, спектаклей, проведение акций по сбору вещей, книг, игрушек, денежных средств, оказание адресной помощи пожилым, одиноким людям и инвалидам, др. Публичное представление и признание итогов добровольческих действий в дни празднования Международного дня добровольцев.

В весенних добровольческих акциях принимают участие добровольцы из разных уголков России, которые осуществляют множество социально значимых локальных проектов и мероприятий: благоустраивают свои микрорайоны, сажают деревья, убирают школьные территории, скверы и парки, проводят уроки добра. Они организуют семинары, форумы, благотворительные концерты, спектакли, проводят акции по сбору вещей книг, игрушек, денежных средств, оказывают адресную помощь пожилым, одиноким людям и инвалидам, выполняют много других общественно полезных дел.

В толковом словаре Ушакова мы находим следующее определение: волонтер (от французского volontaire) – это доброволец, вольнослужащий; причисленный на своем иждивении и по своей воле, в военное время, к войску, но не вступивший в службу. Конечно, на современном этапе это определение потеряло свое прямое значение. Сегодня волонтерами называют тех, кто добровольно вносит свой вклад в развитие широкого круга деятельности на благо общественности и без всякого денежного вознаграждения, т.е. безвозмездно.

По мнению Л.Е. Сикорской, волонтерство это не что иное, как «способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, таких как доброта, безвозмездная помощь любому человеку независимо от его положения в обществе, культурных и этнических особенностей, религии, возраста, пола. Добровольчество - это созидательная социальная сила, способствующая построению более гуманного и справедливого общества посредством всеобщего сотрудничества». (Л.Е. Сикорская, см. Хрестоматию))

Историю волонтерского движения довольно трудно проследить, поскольку ранее точно никто не фиксировал действия такого рода. Но сама история человечества указывает на то, что ни одному обществу были не чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Волонтерство - понятие столь же древнее, как и понятие "социум". В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо других, на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и жить. (О.Янковская, см. Хрестоматию)

Волонтерское движение появилось и получило развитие в 20-е годы XX века в Европе. В этот период большое число молодых людей вызвалось восстанавливать Европу, разрушенную во время Первой Мировой войны. Молодые люди - французы и немцы, встретились и пришли к замечательной мысли, ставшей впоследствии лозунгом волонтерского движения: «Лучше работать вместе, чем воевать друг против друга». В 1920 году , во Франции , под Страсбургом, был осуществлен первый волонтерский проект с участием немецкой и французской молодежи, в рамках которого волонтеры восстанавливали разрушенные фермы. Денег за свою работу волонтеры не получали, но исправно обеспечивались заинтересованной стороной проживанием, питанием и медицинским страхованием - этот принцип организации волонтерского труда сохранился и по сей день.

Идея разнеслась по всей планете. В 60-х годах возникли десятки волонтерских программ с миротворческой миссией подружить Восточную и Западную Европы. С 80-х годов XX века широкое распространение получили экологические проекты.

А в последующие годы волонтерское движение получило еще большее распространение, как среди молодежи, так и среди людей старшего поколения. С тех пор волонтерство успело набрать размах и популярность всемирного масштаба.

В основе волонтерской деятельности лежит принцип безвозмездности и солидарности, таким образом, его мотивы кроются не в материальном вознаграждении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. Поэтому волонтеры участвуют в научно-исследовательских, социальных, благотворительных программах, которые сами по себе прибыли не приносят.

В России одно из самых ранних официальных упоминаний волонтерской деятельности относится к 1894 году. В этом году были учреждены городские попечительства о бедных, в которых подавались добровольные пожертвования и где трудились волонтеры.

Считается, что волонтерское движение в России стало зарождаться в конце 80-х годов. Однако стоит согласиться и с тем, что оно существовало и ранее, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, разнообразных обществ охраны природы и памятников. Приведем пример: в годы Великой Отечественной войны1941-1945 гг. тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях, по месту жительства; только в РСФСР насчитывалось свыше 2 млн. тимуровцев. Они шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеровСоветской Армии, детскими домами и садами, помогали собиратьурожай, работали в фонд обороны. В послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым, ухаживали за могилами погибших воинов.

В советские времена добровольцы ехали на целину и БАМ, работали на субботниках, уборках урожая.

Свое современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы.

В отличие от существовавших когда-то пионерской и комсомольской организаций, в Российской Федерации волонтеры не объединены и не имеют единой государственной или негосударственной поддержки. Говорить о волонтерском движении как о явлении можно, только учитывая, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом - помогать людям.

Кого же мы сегодня называем волонтерами? Волонтеры – это люди, которые готовы пожертвовать свое личное время, силы на служение обществу или конкретному человеку. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец». Иногда волонтеров называют общественными помощниками, внештатными добровольными сотрудниками, ассистентами, лидерами, посредниками. Общее, что их объединяет, - добровольность (деньги не являются основным мотивом работы).

В декларации Международной ассоциации волонтеров, принятой на 11-м Конгрессе Международной ассоциации волонтеров в Париже 14 сентября 1995 года, (см. Хрестоматию) приведено следующее определение волонтерства (добровольчества). Добровольчество - это:

Добровольный выбор, отражающий личные взгляды и позиции;

Активное участие гражданина в жизни человеческого сообщества;

Способствует улучшению качества жизни, личному совершенствованию и углублению солидарности;

Выражается, как правило, в совместной деятельности в рамках разного рода социально значимых проектов;

Способствует реализации основных человеческих потребностей на пути строительства более справедливого и мирного общества;

Способствует более сбалансированному экономическому и социальному развитию, созданию новых рабочих мест и новых профессий.

Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (№135-ФЗ от 11.08.1995 г.) таким образом трактует понятие «добровольцы»: это «граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации».

Закон города Москвы, регулирующий взаимодействие некоммерческих организаций (НКО) и государственных органов власти, дает следующее определение: «Добровольческая деятельность (волонтерство) - добровольная безвозмездная социально значимая деятельность физических лиц - добровольцев, реализуемая от лица и (или) по поручительству негосударственной некоммерческой организации».(Сикорская)

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, основная цель государственной молодёжной политики формулируется как создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, развитие потенциала молодёжи и его использование в интересах инновационного развития страны.

Одним из приоритетных направлений, отмеченных в Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 18 декабря 2006 года № 1760-р, является проект «Доброволец России», который адресован молодёжи в возрасте от 14 до 25 лет. Этот проект направлен на системное вовлечение молодежи в различные социальные проекты, в том числе в сферах массового молодежного спорта, туризма и досуга молодежи и развитие навыков самостоятельной жизнедеятельности через организацию добровольческой (волонтёрской) деятельности. Основной целью проекта «Доброволец России» является формирование механизмов вовлечения молодых людей в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни россиян.

Активное участие молодежи в волонтёрском движении поможет решить важную задачу повышения конкурентоспособности и профессиональной компетентности молодых людей за счет получения первичного опыта участия в профессиональной деятельности, увеличения возможностей профессионального ориентирования и формирования базовых личностных и социальных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в условиях развития инновационной экономики.

Организация системной добровольческой (волонтёрской) деятельности молодежи поможет решить проблему дефицита кадров в сфере реализации социальной политики, усилить кадровый потенциал. В то же время волонтёрское движение усиливает экономическую эффективность социальной политики, повышает качество жизни молодежи, способствует развитию инициативы и ответственности, повышению уровня толерантности,

Анализируя опыт различных добровольческих организаций, мы попытались сформулировать принципы, лежащие в основе их деятельности. Основополагающим принципом, безусловно, является добровольность , добровольный выбор, отражающий личную позицию человека. Каждый человек вправе участвовать в добровольческой деятельности по собственному свободному волеизъявлению. Человек также вправе отказаться от участия в добровольческой деятельности в соответствии с добровольно и осознанно принятыми им обязательствами.

Решение о принятии участия в добровольческой деятельности не может быть сделано под прямым или косвенным нажимом. Например, неучастие в добровольческой деятельности не должно негативно отразиться на оценке выполнения человеком своих основных обязанностей: трудового договора, воинского долга или гражданской ответственности.

Принцип добровольности не отрицает наличие определенных обязательств. Во время осуществления добровольческой деятельности необходимо учесть все обязательства, которые человек должен принять на себя для эффективного осуществления деятельности. Эти обязательства должны быть оговорены специальным договором или добровольческим контрактом и, при необходимости, могут иметь юридическую силу. К таким обязательствам относятся:

    материальные, в случае необходимости пользоваться и распоряжаться материальными ресурсами;

    профессиональные, в случае необходимости строгого выполнения профессиональных требований;

    этические, при необходимости особо соблюдать этические нормы и требования при осуществлении добровольческой деятельности.

Наряду с ним можно еще привести такие принципы, как:

-безвозмездность (бескорыстность) - цели добровольческой деятельности – помощь другим людям и собственное личностное, нравственное совершенствование через оказание такой помощи. Выполнение добровольческой деятельности не должно быть условием материального благосостояния человека. В отличие от основной трудовой занятости, добровольческая работа не должна выполнять роль источника доходов, необходимых для удовлетворения естественных человеческих потребностей: еда, жилье, одежда и прочее. По отношению к основной трудовой занятости добровольческая работа должна выполнять дополняющий характер.

-социальная значимость - добровольческая деятельность должна носить характер, отвечающий целям и потребностям местного сообщества, национальным интересам и принципам развития мирового сообщества. Общественная значимость добровольческой деятельности определяется ее актуальностью, своевременностью и эффективным результатом.

- уважение индивидуальности и внутреннего мира каждого человека и принятие его как неповторимой личности;

- объединение людей , выполняющих миссию добра и служения другим;

Предоставление равных возможностей для духовного, физического и интеллектуального развития всем людям, независимо от их пола, физического состояния, вероисповедания и финансового положения;

- воспитание в молодых людях лидерских качеств и нравственных ценностей. Добровольческая деятельность является не только ресурсом общественного развития, но и возможностью, которую общество предоставляет гражданам для их полноценного личностного роста. Возможность участия в добровольческой деятельности – это услуга, которую способно предоставить демократическое общество своим гражданам.

-повышение гражданской активности путем привлечения молодежи к решению социальных проблем общества, а также предоставления ей возможности брать на себя ответственность на всех уровнях работы волонтерской организации;

-добросовестность , доведение до конца взятых на себя обязательств;

-законность, деятельность волонтера не должна противоречить законодательству РФ. Какими бы благими побуждениями не руководствовались участники добровольческой деятельности, их противоправные действия не могут быть оправданы Строгое следование требованиям закона, правилам и нормам, принятым в жизни местного сообщества, - необходимое условие осуществления всякой добровольческой деятельности.

Сегодня волонтёрские организации существуют в 80 странах мира. Правительства этих стран оказывают поддержку волонтёрскому движению, приобретшему поистине глобальный характер. Работают международные волонтёрские организации. На XVI Всемирной Конференции Добровольцев Международной Ассоциации Добровольческих Усилий (IAVE) в Амстердаме в январе 2001 года была провозглашена Всеобщая Декларация Добровольчества. В ней обозначены смысл и цели, основные принципы движения. (см. Хрестоматию)

Организация деятельности волонтерских отрядов позволяет создать условия для формирования системы духовно–нравственных ценностей у ребят. Это гарантия того, что ребята станут открытыми, честными, милосердными людьми. Волонтерство формирует готовность подростков к самостоятельному принятию решений, развивает восприимчивость к проблемам другого человека и общества в целом. Все эти качества способствуют успешному нравственному становлению подростков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Маслова Валентина Викторовна, воспитатель

ГБПОУ Государственный агротехнический колледж

356132 СК с. Московское, ул. Полушина, 2

Роль волонтерского движения в воспитании молодежи.

Руководить духовно-нравственным воспитанием –

Это значит создавать тот моральный тонус школьной

Жизни, который выражается в том, что каждый

Воспитанник о ком – то заботится, о ком-то печётся

И беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце.

В. Сухомлинский

В системе воспитательной работы учреждений среднего профессионального образования одно из важнейших мест на современном этапе отдано инновационным методам. Согласно определению инновация - это использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления Исходя из этого, любая инновация предполагает введение чего- то нового. Инновация в воспитании, прежде всего, означает введение нового в цель, содержание, методы и формы воспитания, в организацию совместной деятельности преподавателя, классного руководителя, обучающихся, родителей, окружающего социума. Таким образом, использование инновационных методов обусловлено переходом к воспитанию разносторонней личности, созданию условий для самореализации, саморазвития и достижения успеха.

К инновациям в воспитании относятся: - игровые: - обучающие (дебаты) - интеллектуальные (Что? Где? Когда?) - коммуникативные (ток-шоу, брейн -ринг с приглашением специалистов); - социальное проектирование; - интернет сайты и форумы; - тематические акции; - волонтерское движение; - проведение выборов в органы студенческого самоуправления; - газеты, печатные издания; - конкурсы, соревнования с применением интерактивных форм проведения. В нашем учебном заведении в последнее время активно развиваются все эти формы, но я бы хотела остановиться на роли волонтерского движения в воспитании молодежи на примере нашего учебного заведения – Красногвардейского филиала Государственного агротехнического колледжа села Московского.

Стремление к объединению – естественная потребность подросткового возраста. Любой подросток по мере своего взросления и самосознания стремится к контакту с ровесниками. Объединяясь в различные группы, компании, команды, ребята тем самым объединяют свои знания, практический опыт, свои силы и возможности для достижения конкретной цели в учебной, трудовой, досуговой, общественно полезной деятельности.
Участие подростка в работе молодежного движения, организации – это в первую очередь проверка своих сил, возможностей, умения общаться, способность понимать другого, быть понятым самому. Вот почему в период взросления важно приобщить подростков к социально – значимой деятельности, важна школа нравственно – гуманных отношений, играющих решающую роль в формировании личности.

Организация деятельности волонтерских отрядов позволяет создать условия для формирования системы духовно–нравственных ценностей у ребят. Это гарантия того, что ребята станут открытыми, честными, милосердными людьми. Волонтерство формирует готовность подростков к самостоятельному принятию решений, развивает восприимчивость к проблемам другого человека и общества в целом. Все эти качества способствуют успешному нравственному становлению подростков. Но научить подростков проявлять чуткость, сердечность, внимание невозможно без пробуждения в них чувств беспокойства об окружающих людях: о родителях, бабушке, дедушке, больных сверстниках. Забота о других становится внутренним качеством молодого человека только тогда, когда он сам активно принимает участие в добрых поступках, учится присматриваться к физическому и душевному состоянию окружающих людей.

Волонтерство – это не только призвание, но и образ жизни. Волонтер получает возможность реализовать себя с новой стороны, проявить свои таланты и способности, получить полезные знания, но важнее всего – получить возможность изменить к лучшему жизнь кого-то, кто в этом нуждается! В основе любого волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому – это одна из важных христианских ценностей. Этот признак понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что жить нужно по христианским заповедям.

Наша волонтёрская группа не имеет названия, но входит в районное объединение «Союз молодежи Ставрополья». В группе всего 15 человек - это обучающиеся первых – третьих курсов. Возрастной состав – 15-18 лет.

Наш отряд образовался в 2010 году, а толчком для его создания стало мое участие в краевой инновационной площадке «Защита прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях профессионального обучения». В рамках данного вида профессионально-педагогической деятельности я работала над темой «Формирование эмпатийных способностей обучающихся», которая требовала конкретных действий. А так эмпатия - это одно из важнейших свойств личности, сплав» эмоционального отклика, сопереживание эмоциональному состоянию другого человека и понимания его, значит, и работа волонтерского отряда была направлена на развитие личностных качеств студентов, формирование навыков общения, лидерства, а также активного и ответственного подхода к жизни.

Отряду в этом году исполнилось шесть лет – это сравнительно небольшой срок, но о нем уже знают и местные жители, и ребята из школ района. В 2014 году отряд занял 2-е место в Красногвардейском районе и награжден Грамотой за развитие волонтерского движения.

Особой популярностью среди членов волонтерского отряда пользуются мероприятия и акции, требующие активности, собственной инициативы, дающие возможность почувствовать себя в новой социальной роли, ощутить свою необходимость и социальное значение, почувствовать, что твои действия могут помочь другому человеку.

Среди мероприятий особо выделяются: ежегодные акции «Вахта памяти. Вечный огонь»; «Никто не забыт. Ничто не забыто»; «Экологический патруль», акция «Дорогие мои старики» - посещаем одиноких пожилых людей на дому, делаем генеральные уборки, совершаем необходимые покупки, ухаживаем за приусадебными участками и многое-многое другое. Мы приходим к ветеранам войны и труда нашего села, дарим подарки, общаемся, помогаем в домашних делах.
Акция «Никто не забыт. Ничто не забыто» не ограничивается только уборкой памятников павшим землякам в годы Великой Отечественной войны, ребята вместе с педагогами приводят в порядок могилы ветеранов на сельском кладбище.

Акция «Экологический патруль» проводится с целью облагородить не только территорию учебного заведения, но сделать краше и чище родное село. Ребята высаживают кустарники, деревья, помогают обустраивать территорию пляжа.
Членами волонтерского отряда проводится большая информационно-разъяснительная работа с молодежью и местным населением. Ребята приняли активное участие в акциях «Белая лента», «Здоровье – наша главная забота», «Суд над наркотиками» и другие. Оформляли и распространяли буклеты и листовки среди жителей посёлка.

Наши волонтеры проводят исследовательскую работу и принимают участие в различных конференциях, рассказывая о своих достижениях. В апреле прошлого 2015 года мы побывали на студенческой научно-практической конференции «Никто не забыт, и ничто не забыто», где рассказывали о наших земляках – героях Великой Отечественной войны.
Волонтеры участвуют в организации и проведении районных и местных праздников, встреч, трудовых десантах, концертах, мероприятиях, посвящённых православным праздникам.

В волонтерскую группу мы принимали не только ребят с положительной характеристикой, но и тех, кто не отличались хорошим поведением в момент вовлечения их в эту деятельность. В ходе реализации разных акций их поведение изменилось в лучшую сторону.

Участвуя в волонтерской деятельности, подросток приобретает ряд практических навыков, необходимых ему и в повседневной жизни:

- оценивать эмоциональные переживания и состояния другого;

Воспринимать, распознавать и сопереживать окружающим;

Умение принимать решения;

- оказывать действенную помощь в преодолении возникших трудностей;

Умение вести за собой;

Умение расположить к себе собеседника;

Умение слышать и слушать собеседника;

Научно подтверждено, что организация и участие в межличностных контактах различных социальных ситуаций способствует развитию таких личностных качеств, как уверенность в себе, общительность, бесконфликтность, эмпатия, толерантность. Более того, принятие ответственности за межличностные отношения позволяет говорить о появлении социальной смелости. Отмечается развитие творческого потенциала, гибкости и нормативности поведения, увеличивается потребность в саморазвитии и самосовершенствовании. С увеличением стажа работы добровольцы все отчетливее осознают важность выполняемой ими деятельности, понимая, что их активная жизнь получает признательность и уважение окружающих.
Выпускники нашего филиала, имеющие опыт работы в волонтерском движении реализуют себя в общественной работе, их поведение становится устойчивым личностным свойством, являющимся ядром коммуникативных черт характера, которые определяют психологический склад личности в целом.

Таким образом, деятельность нашего волонтерского отряда доказала, что волонтерское движение положительно влияет на нравственное становление обучающихся, на активность их жизненной позиции, подняло общий уровень эрудиции, помогло приобрести критическое видение действительности и развитые коммуникативные навыки.

Список литературы

1.Адольф, В.А., Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления / В.А, Адольф, Н.Ф. Ильина.- Красноярск: Поликом, 2007. - [с.190]

2.Принципы разработки концепции развития УУД. Инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://schooloz25.ucoz.ru/kopilka/vystuplenie_toporovoj_s.a..pdf .

3. Сластенин, В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие / В. Сластенин, И. Исаев. - М., 2002. - [с.576]

4. Чанилова, Н.Г. Инновационные технологиии в воспитательном процессе / Н.Г. Чанилова, Н.Б. Дворцова, Н.А. Полякова. - Саратов, 2008. -[с.114]

5. Философская энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dic. academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy

6. Шаронова С.А. Метод игровой ситуации: учебно-методическое пособие / С.А. Шаронова. - М.: РУДН, 2001. -[с.87] - ISBN