Кредитование

Жанровые системы. Канонизация жанров

Литературные жанры (фр. genre - род, вид) - это сложившиеся в процессе развития художественной словес­ности виды произведений. Проблема жанра в самой общей форме может быть сформулирована как проблема клас­сификации произведений, выявления в них общих - жанровых - признаков. Основные трудности классифика­ции связаны с историческим изменением литературы, с эволюцией ее жанров.

Количество и характер жанровых признаков (объем жанра) - величина переменная в истории литературы, что находит отражение в многообразии сменяющих друг друга жанровых теорий, а также господствующих в писательской и читательской практике представлений о жанрах. Так, для трагедии в реалистической драме XIX-XX вв. не обяза­тельны многие признаки классицистической трагедии: «благородное» происхождение героя, «кровавая» развязка, соблюдение правил о трех единствах, александрийский стих и др. В эпоху реализма трагедией считается любое драматическое произведение, раскрывающее трагический конфликт и выражающее соответствующий пафос. Таким образом, можно говорить об уменьшении жанрового объема трагедии от классицизма к реализму.

Большинство жанров возникло в глубокой древности. Эволюционируя в литературном процессе, они тем не менее сохраняют некоторые устойчивые содержательные и формальные черты, позволяющие говорить о жанровой традиции. По словам М. М. Бахтина, «жанр - представи­тель творческой памяти в процессе литературного разви­тия» (21, 179). Эта метафора подчеркивает огромную роль жанров в обеспечении литературной преемственно­сти. Сами жанровые обозначения (трагедия, басня, баллада и т. д.), часто входящие в текст произведения, в его название («Ревизор. Комедия в пяти действиях»;


«Евгений Онегин. Роман в стихах»), являются знаками литературной традиции; они вызывают в читателе опреде­ленное жанровое ожидание.

При изучении жанров следует разграничивать их наи­более устойчивые и преходящие признаки. В рамках теоретико-литературного курса основное внимание уделя­ется характеристике наиболее устойчивых жанровых признаков. Однако важно помнить, что в лите­ратурном процессе жанр всегда предстает элементом определенной жанровой системы, принципы кото­рой зависят от конкретно-исторических особенностей художественного мышления. Поэтому, как подчеркнул Ю. Н. Тынянов, «изучение изолированных жанров вне знаков той жанровой системы, с которой они соотносятся, невозможно» (95, 276).

В эволюции жанров и смене их систем отражаются общие тенденции литературного процесса и его темпы. Так, в древних литературах развитие авторского самосоз­нания было медленным, определяясь устойчивостью традиций и общими темпами национальной жизни. По­этому жанровые системы древних литератур, отличаясь сложностью и разветвленностью, характеризуются большей устойчивостью по сравнению с литературами нового вре­мени.


С возникновением литературных направлений система жанров становилась предметом активного теоретического осмысления и обоснования. Так, поэтикой классицизма различались высокие, средние и низкие жанры, причем каждому из них предписывался определенный герой: например, «благородного» происхождения в трагедии и «низкого» в комедии. Жанр понимался как некое регла­ментированное содержательно-формальное единство, как норма, которой должен следовать писатель; смешивать различные жанры не разрешалось.

В дальнейшем рационалистическую систему жанров классицизма разрушили сентименталисты и романтики, защищавшие свободу творчества от всяких «правил», в том числе и от «оков» жанра. Романтизм выдвинул в противо­вес классицизму такие жанры, которые давали больший простор выражению субъективных переживаний. Клас­сицистическая ода, героическая поэма, трагедия, сатира уступили место элегии, балладе, лиро-эпической роман­тической поэме, историческому роману; при этом границы между жанрами сознательно размывались. Однако жанры романтизма по-своему были также несвободны от норма-


тивности. Подлинное освобождение от жесткого жанрово­го регламента стало возможным лишь с развитием реализ­ма, оно было связано с преодолением субъективной одно­сторонности в самом творчестве. В реалистической литера­туре, соотносящей развитие характеров с обстоятельствами в их исторической конкретности, следование традиции жанров могло осуществляться гораздо свободнее, что вело в целом к уменьшению их объемов. Во всех европейских литературах XIX в. происходит резкая перестройка жанро­вой системы. Жанры стали восприниматься как эстетически равноценные и открытые для творческого поиска типы произведений. Такой подход к жанрам свойствен и нашему времени.

(Лабораторная работа)

  • Контрольная работа №3 Вариант №1(Чертов) (Документ)
  • Тепляшина А.Н. Сатирические жанры современной публицистики (Документ)
  • Контрольная работа - Корпоративные информационные системы предприятий (Лабораторная работа)
  • Контрольная работа - Организация как управляемая система (Лабораторная работа)
  • Контрольная работа - Составление бюджета для предприятия (Лабораторная работа)
  • Контрольная работа по Дискретной математике (Лабораторная работа)
  • Контрольная работа - Правовая информационно-поисковая система (Лабораторная работа)
  • Контрольная работа - Миграция, как проблема современного общества (Лабораторная работа)
  • Контрольная работа - Инженерное благоустройство (Лабораторная работа)
  • Шпоры по литературоведению (Шпаргалка)
  • n1.doc

    Введение

    Термин «жанр» возник в эстетике французского Классицизма середины XVII в., хотя жанровое самоопределение существовало много раньше. В XVIв. теоретики академического искусства разделили его на «высокий» и «низкий» жанр в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. Это деление укрепилось в практике европейских художественных академий XVII-XIX вв. В живописи «высоким» считались исторический (героический) и мифологический жанры, «низким» - портрет (за исключением парадного, церемониального, статуарного), пейзаж, натюрморт. В литературе существовало противопоставление трагедии и комедии. Церковь со своей стороны канонизировала иконографию иконописи, алтарной живописной и скульптурной композиции, картины на библейские сюжеты.

    Категория литературного жанра - категория историческая. Литературные жанры появляются только на определенной стадии развития искусства слова и затем постоянно меняются и сменяются. Дело не только в том, что одни жанры приходят на смену другим и ни один жанр не является для литературы «вечным»,- дело еще и в том, что меняются самые принципы выделения отдельных жанров, меняются типы и характер жанров, их функции в ту или иную эпоху. Современное деление на жанры, основывающееся на чисто литературных признаках, появляется сравнительно поздно. Для русской литературы чисто литературные принципы выделения жанров вступают в силу в основном в XVII в. До этого времени литературные жанры в той или иной степени несут, помимо литературных функций, функции внелитературные. Многие литературные жанры имеют истоки и корни в фольклоре.
    Жанр и жанровая система

    Литературные жанры – это группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы. Каждый из них обладает определенным комплексом устойчивых свойств.

    Жанры с трудом поддаются систематизации и классификации (в отличие от родов литературы), упорно сопротивляются им. Прежде всего потому, что их очень много: в каждой художественной культуре жанры специфичны. К тому же жанры имеют разный исторический объем. Одни бытуют на протяжении всей истории словесного искусства (какова, например, вечно живая от Эзопа до С.В. Михалкова басня); другие же соотнесены с определенными эпохами.

    На основании тех или иных типологических свойств (т.е. присущих целому ряду сочинений) произведение относят к определенному литературному роду (эпос, драма, лирика, а также их сочетания); к стихам или прозе; в нем выделяют доминирующую эстетическую категорию (трагическое, комическое, героическое и т.д.) и др.

    При определении жанра прежде всего учитывается родовая принадлежность произведения. К эпическим жанрам относятся: рассказ, повесть, роман, литературная сказка, поэма, эпопея и др.; к драматическим – трагедия, драма, комедия, водевиль, мелодрама и др.; к лирическим – лирическое стихотворение, восходящие к античности ода, гимн, элегия, сатира (в стихах), эпиграмма, возникшие в эпоху Возрождения сонет, мадригал и др. Есть жанры, в которых сочетаются различные родовые начала: лирическая поэма, баллада, басня, лирическая драма (например "Роза и крест" А.Блока), драматическая поэма ("Каин" Дж.Г.Байрона) и др. Но в некоторых жанрах трудно определить родовую основу; так, "внеродовыми формами" можно считать очерки, литературу "потока сознания", эссеистику.

    Картина усложняется еще и потому, что одним и тем же словом нередко обозначаются жанровые явления глубоко различные.

    Слово «элегия» обозначает несколько жанровых образований. Элегии ранних эпох и культур обладают различными признаками. Что являет собой элегия как таковая и в чем ее надэпохальная уникальность, сказать невозможно в принципе. Единственно корректным является определение элегии «вообще» как «жанра лирической поэзии».

    Подобный характер имеют и многие иные жанровые обозначения (поэма, роман, сатира и т.п.).

    Существующие жанровые обозначения фиксируют различные стороны произведений. Так, слово «трагедия» констатирует причастность данной группы драматических произведений определенному эмоционально-смысловому настрою (пафосу); слово «повесть» говорит о принадлежности произведений эпическому роду литературы и о «среднем» объеме текста (меньшем, чем у романов, и большем, чем у новелл и рассказов); сонет является лирическим жанром, который характеризуется, прежде всего, строго определенным объемом (14 стихов) и специфической системой рифм и так далее.

    Авторы нередко обозначают жанр своих произведений произвольно, вне соответствия привычному словоупотреблению. Так, Н.В. Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой; «Дом у дороги» А.Т. Твардовского имеет Подзаголовок «лирическая хроника», «Василий Теркин»– «книга про бойца».

    Ориентироваться в процессах эволюции жанров и нескончаемом «разнобое» жанровых обозначений теоретикам литературы, естественно, непросто. Однако литературоведение нашего столетия неоднократно намечало, а в какой-то мере и осуществляло разработку понятия «литературный жанр» не только в аспекте конкретном, историко-литературном (исследования отдельных жанровых образований), но и собственно теоретическом.

    Рассмотрение жанров непредставимо без обращения к организации, структуре, форме литературных произведений. Об этом настойчиво говорили теоретики формальной школы. Основополагающим в подходе русских формалистов к художественному произведению (прежде всего к поэтическому) было утверждение, что именно форма делает поэзию поэзией, определяя специфику последней.

    Наследуя традиции формальной школы, а вместе с тем и пересматривая некоторые ее положения, ученые обратили пристальное внимание на смысловую сторону жанров, оперируя терминами «жанровая сущность» и «жанровое содержание». Пальма первенства здесь принадлежит М.М. Бахтину, который говорил, что жанровая форма неразрывными узами связана с тематикой произведений и чертами миросозерцания их авторов.

    Подчеркивая, что жанровые свойства произведений составляют нерасторжимое единство, Бахтин вместе с тем разграничивал формальный (структурный) и собственно содержательный аспекты жанра. Он отмечал, что такие укорененные в античности жанровые наименования, как эпопея, трагедия, идиллия, характеризовавшие структуру произведений, позже, в применении к литературе Нового времени, «употребляются как обозначение жанровой сущности.

    В том же русле – концепция литературных жанров Г.Н. Поспелова, который в 1940-е годы предпринял оригинальный опыт систематизации жанровых явлений. Он разграничил жанровые формы «внешние» («замкнутое композиционно-стилистическое целое») и «внутренние» («специфически жанровое содержание» как принцип «образного мышления» и «познавательной трактовки характеров»). Расценив внешние (композиционно-стилистические) жанровые формы как содержательно нейтральные (в этом поспеловская концепция жанров, что неоднократно отмечалось, одностороння и уязвима), ученый сосредоточился на внутренней стороне жанров. Он выделил и охарактеризовал три надэпохальные жанровые группы, положив в основу их разграничения социологический принцип: тип соотношений между художественно постигаемым человеком и обществом, социальной средой в широком смысле.

    Наряду с эпопеями, былинами и одами, о которых Н.Г. Поспелов говорил как о произведениях национально-исторического жанрового содержания,ученый выделял еще одну: мифологическую, содержащую «народные образно-фантастические объяснения происхождения тех или иных явлений природы и культуры». Эти жанры он относил только к «предыскусству» исторически ранних, «языческих» обществ, полагая, что «мифологическая группа жанров, при переходе народов на более высокие ступени общественной жизни, не получила своего дальнейшего развития».

    Характеристика жанровых групп, которая дана Г.Н. Поспеловым, обладает достоинством четкой системности. Вместе с тем она неполна. Теперь, когда с отечественного литературоведения снят запрет на обсуждение религиозно-философской проблематики искусства, к сказанному ученым нетрудно добавить, что существует и является глубоко значимой группа литературно-художественных жанров, где человек соотносится не столько с жизнью общества, сколько с космическими началами, универсальными законами миропорядка и высшими силами бытия. Таковыми являются притча, житие, мистерия, религиозно-философская лирика.

    Названные жанры, не укладывающиеся в какие-либо социологические построения, правомерно определить как онтологические (онтология – учение о бытии).

    У истоков жанров, которые мы назвали онтологическими,– мифологическая архаика, и прежде всего – мифы о сотворении мира, именуемые этиологическими (или космологическими).

    Онтологический аспект жанров выдвигается на первый план в ряде зарубежных теорий XX в. Содержательная (смысловая) основа литературных жанров, как видно, привлекает к себе самое пристальное внимание ученых XX в. И осмысливается она по-разному.

    Канонизация жанров .

    Жанры постепенно приобретают и накапливают свои признаки - необходимые и достаточные условия своей идентичности, затем «живут», разделяя участь всего живого, то есть терпя изменения; иногда «умирают», уходят из живого литературного процесса, иногда возвращаются к жизни, обычно в преобразованном виде.

    Жанровые нормы и правила (каноны) первоначально формировались стихийно, на почве обрядов с их ритуалами и традиций народной культуры. «И в традиционном фольклоре, и в архаической литературе жанровые структуры неотделимы от внелитературных ситуаций, жанровые законы непосредственно сливаются с правилами ритуального и житейского приличия».

    Позже, по мере упрочнения в художественной деятельности рефлексии, некоторые жанровые каноны обрели облик четко сформулированных положений (постулатов). Канон жанра – это «определенная система устойчивых и твердых жанровых признаков».

    Традиционные жанры, будучи строго формализованы, существуют отдельно друг от друга, порознь. Границы между ними явственны и четки. Подобного рода жанровые образования следуют определенным нормам и правилам, которые вырабатываются традицией и обязательны для авторов.

    В эпохи нормативных поэтик (от античности до XVII–XVIII вв.) наряду с жанрами, которые рекомендовались и регламентировались теоретиками, существовали и такие жанры, которые в течение ряда столетий не получали теоретического обоснования, но тоже обладали устойчивыми структурными свойствами. Таковы сказки, басни, новеллы и подобные последним смеховые сценические произведения, а также многие традиционные лирические жанры (включая фольклорные).

    Жанровые структуры видоизменились (и весьма резко) в литературе последних двух-трех столетий, особенно - в постромантические эпохи. Они стали податливыми и гибкими, утратили каноническую строгость, а потому открыли широкие просторы для проявления индивидуально-авторской инициативы.

    «Деканонизация» жанровых структур дала о себе знать уже в XVIII в. В XIX–XX вв. это, как правило, уже не изолированные друг от друга явления, обладающие ярко выраженным набором свойств, а группы произведений, в которых с большей или меньшей отчетливостью просматриваются те или иные формальные и содержательные предпочтения и акценты.

    Соответственно, в литературе существует два рода жанровых структур: готовые, завершенные, твердые формы (канонические жанры)(например – сонет) и жанровые формы неканонические: гибкие, открытые всяческим трансформациям, перестройкам, обновлениям (например - элегии или новеллы в литературе Нового времени).

    Жанры, по словам Д.С. Лихачева, «вступают во взаимодействие, поддерживают существование друг друга и одновременно конкурируют друг с другом»; поэтому нужно изучать не только отдельные жанры и их историю, но и «систему жанров каждой данной эпохи».При этом жанры определенным образом оцениваются читающей публикой, критиками, создателями «поэтик» и манифестов, писателями и учеными. Они трактуются как достойные или, напротив, не достойные внимания художественно просвещенных людей; как высокие и низкие; как поистине современные либо устаревшие, себя исчерпавшие; как магистральные или маргинальные (периферийные). Эти оценки и трактовки создают иерархии жанров, которые со временем меняются. Некоторые из жанров получают максимально высокую оценку. Подобного рода жанры, опираясь на терминологию формальной школы, называют канонизированными. Канонизированной именуют также ту часть литературы прошлого, которая признана лучшей, вершинной, образцовой, т.е. классикой.

    Если в эпохи нормативных эстетик канонизировались высокие жанры, то в близкие нам времена иерархически поднимаются те жанровые начала, которые раньше находились вне рамок «строгой» литературы.

    При этом традиционные высокие жанры вызывают к себе отчужденно-критическое отношение, мыслятся как исчерпанные. «В смене жанров любопытно постоянное вытеснение высоких жанров низкими»,– отмечал Б.В. Томашевский, констатируя в литературной современности процесс «канонизации низких жанров».

    В XX в., как видно, иерархически возвышаются по преимуществу жанры новые (или принципиально обновленные) в противовес тем, которые были авторитетны в предшествующую эпоху. При этом места лидеров занимают жанровые образования, обладающие свободными, открытыми структурами: предметом канонизации парадоксальным образом оказываются жанры неканонические, предпочтение отдается всему тому в литературе, что непричастно формам готовым, устоявшимся, стабильным.

    Роман - ведущий жанр литературы.

    Ведущим жанром литературы последних столетий признан роман.

    В противоположность классическому эпосу роман сосредоточен на изображении исторического настоящего и судеб отдельных личностей, обычных людей, ищущих себя и свое предназначение в «прозаическом» мире, утратившем первозданную стабильность, цельность и сакральность (поэтичность). Даже если в романе действие перенесено в прошлое, это прошлое всегда оценивается и воспринимается как непосредственно предшествующее настоящему и с настоящим соотносимое.

    Роман (по Бахтину) способен открывать в человеке не только определившиеся в поведении свойства, но и нереализованные возможности, некий личностный потенциал: «Одной из основных внутренних тем романа является именно тема неадекватности герою его судьбы и его положения», человек здесь может быть « или больше своей судьбы, или меньше своей человечности».

    Почва для становления и упрочения романа возникает там, где наличествует интерес к человеку, который обладает хотя бы относительной независимостью от установлений социальной среды с ее императивами, обрядами, ритуалами, которому не свойственна «стадная» включенность в социум. Отчуждение человека от социума и миропорядка было интерпретировано М.М. Бахтиным как необходимо доминирующее в романе.

    В классической романистике XIX в. опора героя на самого себя представала чаще всего в освещении двойственном: с одной стороны, как достойное человека «самостоянье», возвышенное, привлекательное, чарующее, с другой – в качестве источника заблуждений и жизненных поражений. При этом многие романные герои стремятся преодолеть свою уединенность и отчужденность.

    В многовековой истории романа явственно просматриваются два его типа, более или менее соответствующие двум стадиям литературного развития. Это, во-первых, произведения остро событийные, основанные на внешнем действии, герои которых стремятся к достижению каких-то локальных целей. Таковы романы авантюрные, в частности плутовские, рыцарские, «романы карьеры», а также приключенческие и детективные.

    Во-вторых, это романы, возобладавшие в литературе последние двух-трех столетий, когда одной из центральных проблем общественной мысли, художественного творчества и культуры в целом стало духовное самостоянье человека. С действием внешним здесь успешно соперничает внутреннее действие: событийность заметно ослабляется, и на первый план выдвигается сознание героя в его многоплановости и сложности, с его нескончаемой динамикой и психологическими нюансами.

    Одна из важнейших черт романа и родственной ему повести (особенно в XIX–XX вв.) – пристальное внимание авторов к окружающей героев микросреде. Вне воссоздания микросреды романисту очень трудно показать внутренний мир личности.

    Романы, сосредоточенные на связях человека с близкой ему реальностью и, как правило, отдающие предпочтение внутреннему действию, стали своего рода центром литературы. Они самым серьезным образом повлияли на все иные жанры, даже их преобразили.

    В XXв. в русской литературе при всех эстетических переоценках роман остается «жанром жанров», правда так называемая «эпоха постмодерна», ослабляет позиции романа – как и всей художественной литературы, «изящной словесности». «Объективная действительность», «живая жизнь», бывшие предметом изображения романа стали восприниматься иначе: не столь цельно и самотождественно.
    Вывод.

    Жанры составляют важнейшее связующее звено между писателями разных эпох, без которого развитие литературы непредставимо. По словам С.С. Аверинцева, «фон, на котором можно рассматривать силуэт писателя, всегда двусоставен: любой писатель – современник своих современников, товарищей по эпохе, но также продолжатель своих предшественников, товарищей по жанру».

    Жанр как реальность существует в литературе как обязательное качество творческого процесса и процесса восприятия. Даже если автор декларативно настроен «против жанра», это не отменяет жанрового измерения в его произведении. О проблеме жанра как неизбежности наследства выразительно сказал О.Э.Мандельштам в стихотворении «Я не слыхал рассказов Оссиана»(1914):

    И не одно сокровище, быть может,

    Минуя внуков, к правнукам уйдет,

    И снова скальд чужую песню сложит

    И как свою ее произнесет.
    Список литературы:

    1.Поспелов Г.Н. К вопросу о поэтических жанрах . 1948

    2.Бахтин М.М. Эпос и роман . М. 1975

    3.Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы . М.1979

    4. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика . М. 1999

    5. Хализев В.Е. Теория литературы. М.1999

    Жанр это-деление любого вида искусства по тематическим, структурными или функциональными принципами. В каждом виде искусства система жанров складывается по-своему. Например, в литературе жанры определяется аються на основании принадлежности произведения к литературному роду, ведущей эстетического качества и идейно-оценочного настроения (сатирического, патетического, трагического и др.), а также объема произведения и способа построения образа (символика, аллегория, документальность и т.п.). В музыке жанры различаются: по способу выполнения (вокальные или инструментальные, сольные, ансамблевые, оркестровые, хоровые жанры), по назначению (м арш, колыбельная, обрядовая песня и тд) по месту и условиям производства (камерная, симфоническая музыка, киномузыка т.д.). В живописи жанры определяются предметом изображения (портрет, натюрморт, пейзаж, ис торические и тд), а также по характеру изображения (станковая, монументальная, декоративная живопись, миниатюра и др.). Свои жанровые системы имеют также кинематограф, театр и другие виды искусств. Рассмотрим жанровые системы некоторых искусств. Подробнее детальніше.

    В живописи по структурно-функциональным признакам выделяют следующие виды или жанры, как живопись станковая, монументальная, декоративная, иконопись , театрально-декорационный

    Название станковая. Живопись происходит от того, что художник часто пишет такие работы на холсте, натянутом на подрамник и установленном на специальном станке - мольберте. Однако к станковой. Живописи могут принадлежать произведения, написанные не только на холсте, но и на картоне, деревянной доске и т.д.. Станковая. Живопись отличается главным образом самостоятельностью отдельного произведения, призна-ченистю для интерьера и м ожливистю его свободного перемещения без последствий для общего замысла и идеи. Именно к станковой живописи чаще применяется термин"картинакартина".

    Иконопись - станковая по форме. Живопись культового назначения (в православии, католицизме, ламаизме и некоторых других религиях). Характер иконописи определяется иконографией - четко определенную тематику и правилами изображения событий и лиц. Священного. Писанияа.

    Монументальный. Живопись - это живописное изображение на внутренних или внешних поверхностях архитектурных сооружений монументальной живописи не может быть отделен от своей основы (стены, опоры, потолка и т.п.) и и перенесен. По технике и материалом исполнения монументальный. Живопись зачастую бывает фресковой или мозаичным к монументальной живописи, как правило, относят и. Ветрараж.

    Миниатюра - небольшой по размерам произведение, отличается декоративностью форм, орнаментальностью, тонкостью письма. Существуют следующие виды миниатюр книжная миниатюра (изображение в рукописной книге) лаковая мин ниатюра (Живопись на небольших лакированных изделиях - шкатулках, ювелирных изделиях и т.п.); портретная миниатюра (портретное изображение, выполненное на медальонах, табакерках, часах, перстнях. Итиі.).

    Театрально-декорационное. Живопись - используется при оформлении сцены, создании театральных декораций и эскизов театральных костюмов. Характерен также для киноискусства (оформление павильона, омные имального площадки и т.п.).

    Декоративный. Живопись выделяется на грани монументального, прикладного, оформительского искусства

    По разделам в живописи и других видах изобразительного искусства (графике, скульптуре) выделяются жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, мифологический, батальный, бытовой, анимали истичны.

    Портрет - один из главных жанров изобразительного искусства, изображение человека или группы людей, которые реально существуют или существовали в прошлом. По характеру изображения выделяют портреты парадные, официальные и камерные. Портрет человека в виде какого-либо аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа называют костюмированным. Отдельным видом портрета является автопортрет - изображают ния художником самого себя. Среди разновидностей. Живописного портрета: поясной, погрудные, попличний портреты, портрет в полный рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа и др.. В скульптуре портретное изображение может быть выполнено в виде статуи (изображение в полный рост), бюста (погрудное изображение), торса (человеческая фигура без ног или по пояспояс).

    Пейзаж - жанр, в котором основным объектом изображения являются природные ландшафты, письма, архитектурные (в том числе индустриальные) сооружения, морские пейзажи и другая реально существующая или вымышленная, местность. Пе ейзаж может иметь исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. Пейзаж также часто служит фоном в произведениях других жанров (портрет, исторического, мифологического, батального, анималистичног во).

    Натюрморт - жанр, посвященный изображению мира вещей, предметов повседневного обихода. Объектом изображения в натюрморте могут быть также сорванные цветы, овощи, фрукты, дары моря, битая дичь, птицы. Как д дополнение к основной мотив в композицию натюрморта иногда включаются изображения людей и живых животных, насекомых, птиців.

    в историческом жанре воспроизводятся. Выдающиеся события прошлого или современные события, имеющие историческое значение. Исторический. Жанр часто переплетается с другими жанрами: бытовым (образуя синтетический, так наз ваний историко-бытовой. Жанр), портретом (исторический портрет), пейзажем (исторический пейзаж), батальныем.

    Батальная. Жанр воспроизводит тематику. Войны, сражений, походов и других военных событий, эпизодов. Жизнь армии и флота

    Мифологический. Жанр - это изображение событий и героев мифов, легенд, сказаний

    Бытовой. Жанр посвященный воспроизведению частного и повседневного общественного. Жизнь человека. Бытовые композиции иногда называют"жанровый"

    анималистический жанр - вид искусства, в котором ведущим мотивом является изображение животных

    Среди основных жанров драматического театра - комедия, трагедия, драма. Следует обратить внимание, что название"театр"касается искусства сценической игры, представления как таковой есть театральный драматизм может реализоваться в жанре не только драмы, но и комедии и трагедий та трагедії.

    Комедия - жанр драматического произведения, развитие действия которого вызывают у зрителей разного характера смех дружелюбный, ироничный, саркастический. Комический эффект, как правило, связан с ситуациями сюжета комедии действия, поведением персонажей, поступки которых вступают в противоречие с действительностью и принятыми в ней нормами.

    Трагедия -. Жанр драматического произведения, сюжет которого развивается на основе трагедийного конфликта, что создает риск гибели положительного героя или героев

    Драма - разновидность драматических пьес, в которых конфликт не вступает трагической, смертельной развязки, но действие не набирает чисто комического характера. Своего рода промежуточный между трагедией и комедией. Жанр

    Кинематограф в функциональном отношении делится на кино хроникально-документальное, научно-популярное, учебное и художественное. Художественные фильмы делятся по тематике на такие жанры: приключенческий (в том в числе вестерн), детектив, триллер, фантастика, фильм ужасов, мелодрама, боевик, исторический и ин.

    Вестерн - особая разновидность приключенческого фильма об освоении западных земель. США XIX в (чаще всего речь идет о. Жизни ковбоев)

    Боевик - фильм, в котором основное внимание уделяется непредсказуемом развитии событий. Этот. Жанр насыщенный неожиданными поворотами сюжета, в нем широко используются так называемые"аттракционные"сцены и, трюки каскадеров каскадерів.

    Триллер - фильм со значительным сюжетным напряжением, который отличается от детектива временной направленностью развития событий в детективе действие движется, условно говоря, обратно,"назад"во времени, т.е. от д уже имеющегося преступления к разгадке обстоятельств его совершения. В триллере. Ж развития событий ведется в прямом временном движении - от нормального и привычного течение. Жизнь до того или иного рода трагических события и. В детективе главное - загадка, тайна, в триллере. Ж важное - нагнетание тревоги, атмосферы страха. Однако во многих современных фильмах элементы триллера и детектива переплетаются, создавая свое родную комбинацию жанрабінацію. Жанрів.

    Фильм. Ужасов - это фильм с элементами фантасмагории, с обязательным присутствием ужасной фантастики. Именно элементами, фантастики фильм. Ужасов отличается от триллера

    Музыка зависимости от способов выполнения делится на вокальную (в том, числе вокально-инструментальную) и инструментальную. Вокальная - это музыка, созданная для голоса или многих голосов. К жанры вокальной ной музыки относят песню, романс, арию, произведения для ансамблевого и хорового исполнения, кантату, ораторию и др.. Вокальный произведение, выполняется без слов, называют вокализом. Вокальное исполнение без ин рументального сопровождения называется пением а капеллапела.

    Особенностью песни как жанра является куплетная форма с припевом. Песня может быть, например, народной или авторской и делится на следующие функциональные жанры как колыбельная, маршевая, детская, обрядовая т.д.

    Романс отличается от песни большей динамикой развития художественного образа (т.е. шире эмоциональной амплитудой произведения), значительной ролью инструментального сопровождения и более плотным связью слова и муз зык.

    Кантата - большой вокально-инструментальное произведение для солистов, хора, оркестра. Кантата чаще начинается оркестровым вступлением и далее состоит из отдельных арий (вокальное произведение, что является своеобразным а аналогом монолога персонажа в драматическом спектакле), речитативов (способ пения, близкий к мелодической декламации, основанный на языковых интонациях, акцентах, паузах), ансамблей (музыкальный номер, в иконуеться небольшой группой певцов, - как правило, от 2 до 10-12 человек) и хоров, объединенных единой темойю.

    Оратория - произведение для солистов, хора и оркестра, который отличается от кантаты большей масштабностью и наличием развернутого драматического сюжета, но, в отличие от оперы, предназначен для концертног го исполнения (т.е. выполняется без декораций и без сценической игры и театральных костюмов.

    Инструментальная музыка предназначена для выполнения на музыкальных инструментах. Музыкальные инструменты делятся на духовые (медные и деревянные), струнные (струнно-смычковые и струн но-щипковые) и ударные. Клавишные и инструменты зависимости от принципа добычи звука принадлежат к разным соответствующих групп или выделяются в отдельную группу по чисто формальным принципу наличия клавиатурри.

    Отдельную группу составляют также современные музыкальные электроинструменты

    Классическая инструментальная музыка делится на симфоническую и камерную симфоническую называется музыка, предназначенная для исполнения симфоническим оркестром. Основные жанры симфонической музыки: симфония, увертюра, концерт, сюита, ??а также симфоническая поэма, симфоническая фантазия, дивертисмент тощщо.

    Симфония (с гр"созвучие") - значительный по продолжительности выполнения произведение для симфонического оркестра из нескольких (3-4) контрастных по характеру частей. В основной состав симфонического оркестра входят: деревянная"Деревянные духовые инструменты (флейты, гобоя, кларнета, фаготы), медные духовые (валторны, трубы, тубы, тромбоны), струнно-смычковые (скрипки, альты виолончель, контрабас), ударные инструменты (литавры,. Барабу ни, тарелки, тамтамы, треугольники, трикутник).

    Концерт (от лат"соревнования") - термин, который широко известен в смысле публичного исполнения музыки определенным исполнителем или группой исполнителей по заранее объявленной программе и в специально оборудованном помещении (в классической традиции - в концертном зале). Однако существует и. Жанр инструментальной музыки под названием"концерт"- это произведение, в основе которого лежит контрастное противопоставление музыкальных партий. Солис и (или нескольких солистов, меньшей части исполнителей) всему коллективу исполнителей (или его большей части). Наиболее распространенными являются концерты для одного или нескольких инструментов с оркестром (может быть, на пример, концерт для скрипки (или трубы, альта, флейты и тд) с оркестром, концерт для скрипки и флейты с оркестром, концерт для двух (трех) скрипок с оркестром и др.). Концерт - достаточно значительный по обся ние произведение, которое состоит из трех или четырех разнохарактерных частиох різнохарактерних частин.

    Сюита (с фр"ряд","последовательность") - много частное музыкальное произведение, состоящее из ряда самостоятельных, контрастных по характеру пьес, объединенных общей художественной идеей. Классической является сюита, ??что стекла адаеться из разнохарактерных танцев (Аллеманда, куранта, сарабанда,. Жига, а также менуэт, пасакалья, полонез, чакона, ригодон и др.). Позже приобрели популярность сюиты, составленные из музыки к театральным с пектаклив, балетов, опер, кинофильмов. Следует заметить, что иногда сюита называют и вокальные циклазивають і вокальні цикли.

    Камерно-инструментальная музыка предназначена для небольшого состава исполнителей. В прошлом так называли мушку, которая выполнялась дома. В камерно-инструментальной музыки принадлежат соната, трио, квартет, а и акож большое количество"малых камерных жанров"- небольших инструментальных пьес, среди которых ноктюрн, прелюдия, кантилена, баркарола, каприс, аллегро, анданте и др.. Следует отметить, что существуют и специальные и"камерный"оркестр, основой которого есть инструменты струнно-смычковых группы (скрипки, альты, виолончели, контрабасы), к которым в случае необходимости добавляются также некоторые деревянные духовые инструменты. Среди дру х пьес камерный оркестр может выполнять и концерты (так, чрезвычайно популярны концерты. Антонио. Вивальди"Времена года"написаны для камерного оркестраисані саме для камерного оркестру).

    Соната - многочастную (чаще трехчастная) инструментальная пьеса для инструмента соло (например, для фортепиано) или для инструментального ансамбля (например, для скрипки с фортепиано, для скр рипкы с арфой, для флейты с фортепиано т.д..

    Трио - пьеса, написанная специально для ансамбля из трех музы-кантов-инструменталистов. Варианты состав трио: скрипка, альт, виолончель; скрипка, виолончель, фортепиано (иногда арфа) скрипка, кларнет, фо ортепиано да ин.

    Квартет - пьеса для ансамбля из четырех музыкантов-инструменталистов. Классический состав струнного квартета - две скрипки, альт и виолончель, но могут быть и другие варианты

    С развитием искусства его видо-жанровая система подвергается постоянным изменениям: некоторые жанры устаревают и выходят из употребления, однако появляются новые жанры. Так, в XX в распространяются новые виды и жанры музыкального искусства, связаны прежде всего с джазом, роком. Вместо тематических жанров, на которые преимущественно делилось традиционное для. Нового времени изобразительное искусство , в современном визуальном искусстве жанровая п одели ведется по принципу чисто технической репрезентации произведения: живопись, реди-мейд, фотография, инсталляция, видео и т.д.. О специфике видов современного искусства будет идти речь в отдельной темтемі.

    Проблема сущности жанра как языковой категории, жанрообразующих факторов представляется чрезвычайно сложной и не разработанной до настоящего времени. Несмотря на общий поворот к жанру в последние десятилетия и появление ряда специальных работ, посвященных общим и частным проблемам жанра, целостной теории жанра еще не создано. В последнее время понятие жанра значительно расширилось и стало разрабатываться при исследовании речи в новой науке, которую называют антропологической лингвистикой. В компетенцию данной науки входит комплексное, интегрированное рассмотрение вопросов языковедческого, культурологического, этнографического, социологического, психологического планов, всего того, что относится к характеристике “языковой личности” (термин Ю.Н. Караулова). После работ М.М. Бахтина стали говорить о “речевых жанрах”, понимая под таковыми относительно устойчивые типы высказываний и расширяя понятие жанра от коротких реплик бытового диалога до многотомного романа. Разрабатывается типология речевых жанров, делаются первые опыты их моделирования, само это понятие соотносится с такими общими формами осмысления мира как ситуация, событие, поступок. Существующие в научной литературе определения жанра имеют очень широкий диапозон. От самых общих, тяготеющих к философскому пониманию жанра как одной из форм общественного сознания: “Жанры - закономерная форма выражения исторического сознания коллектива, форма своеобразного закрепления его исторической памяти, осуществления исторических устремлений”, до достаточно узких определений, например, считающих жанр формой стиля. Мы определяем жанр как исторически закрепленный в сознании народа способ художественного отражения действительности в слове, реализованный в типологическом ряду литературных произведений, каждое из которых представляет из себя диалектическое единство формы и содержания. Игорь Северянин. Стихотворения. М. Россия, 2007. Вступ. статья В.П.Кошелева, стр. 7

    Традиционно слово всегда рассматривалось в тексте, но можно рассматривать слово в жанре. Для нас это принципиально важно, так как в таком понимании текст предлагается к чтению как жанровый, что особенно актуально для изучаемого периода, так как на раннем этапе развития языка литературы, совпадающее с развитием литературного языка нации, шло через жанр, реализовывалось преимущественно в его рамках. Основу нашего понимания жанра составляет лингвистический, а конкретно, семиотический подход. Современная лингвистическая наука рассматривает как знак (в единстве его содержательной и формальной сторон) слово, словосочетание, простое и сложное предложение. Семиотический подход имеет место по отношению к тексту. Было бы логично определить некоторые характеристики жанра с позиций знаковой теории.

    Вслед за Ф.М. Березиным, Б.Н. Головиным, мы определяем знак как двуединую, материально-идеальную сущность, где идеальная сторона есть не что иное, как один из видов отображения действительности в сознании человека. На наш взгляд, рассмотрение жанра как знаковой системы позволяет сблизить лингвистические и литературоведческие проблемы художественного текста, продвигает вперед понимание специфичности жанра, сложность которого обусловлена многомерностью плана содержания и многослойностью плана выражения. Оставляя в стороне вопрос о формальной репрезентации жанров (план выражения, означающее в лингвистике), обратимся к содержанию (план содержания, означаемое), т.е. к семантическому наполнению идеального в структуре жанра как знака. Существует мнение, что семантической пресуппозицией жанра является бытовая ситуация, что жанр предстает как своего рода аналог необходимой бытовой ситуации, которая требует для своего воспроизведения особого словаря или инвентаря единиц (не обязательно словесных, языковых), а затем и наличия предписаний об использовании этих единиц. Представляется, что понятие бытовой ситуации устоялось в науке и соотносится с уровнем предложения как аналог его пропозициональной структуры. На уровне жанра это должны быть другие понятия.

    Автор полагает найти объяснение уникальности жанра как языкового приспособления, позволяющего появиться литературному тексту и, шире, самому языку литературы в отличие от бытового языка, обратившись к термину “архетип культуры”. Слово “архетип” восходит к греческому archtypon - первообраз, модель. Оно задействовано в качестве термина в разных науках. В сравнительно-историческом языкознании это исходная для последующих образований языковая форма, реконструированная на основе закономерных соответствий в родственных языках. В текстологии под архетипом понимается тот текст, от которого пошли остальные тексты, редакции или группы списков произведений. В философии под архетипом понимается прообраз, идея в позднеантичной философии. В литературоведении архетипическими принято называть неосознанно воспринятые и трансформированные мотивы или универсально распространенные сюжеты. В философии и литературоведении толкование термина “архетип” связано с “аналитической психологией” и эстетикой швейцарского психолога К.Г. Юнга, который, в свою очередь, исходит из положений теории бессознательного З. Фрейда.

    Возвращаясь к вопросу о том, в чем состоит семантическая природа жанра, мы считаем, что в качестве пресуппозиции жанра можно рассматривать архетип (модель) культуры на том или ином этапе развития общества. Понятие архетипа культуры можно соотнести с понятием “картины мира” в трактовке Г.В. Колшанского. “Картина мира” может пониматься не как совокупность отдельных явлений, а как идеальное представление всей взаимосвязанности объективных предметов и процессов, соответственно существующих в такой же сложной сфере взаимосвязи в мире понятий. Наиболее целесообразным является конденсированное понимание выражения “картина мира”, такое понимание, которое соотносилось бы с обобщенным (научным) представлением человека на определенном этапе его развития о сущности окружающего мира. Вот эту “конденсированность понимания”, по нашему мнению, отражает термин “архетип культуры”. Мы не ставим целью разработку общего архетипа культуры средневекового общества, это дело историков, философов, культурологов. Нас интересует архетип культуры как семантический момент литературной культуры в изучаемый период. В этом плане термин “архетип культуры” является для нас обозначением модели мира, которая в самом общем виде определяется как сокращенное и упрощенное отображение всей суммы представлений о мире.

    Если понимать жанр как знак архетипа культуры, а жанровую семантическую ситуацию как денотативную ситуацию, репрезентированную в сознании общества через индивидуальное сознание каждого отдельного человека, становится понятным, откуда жанр черпает “эстетический потенциал” для художественного преобразования фактов бытового языка в факты языка литературного. Он черпает этот потенциал в архетипах (моделях) культуры, которые имеет общество на той или иной ступени своего развития. В этом контексте становится понятным, почему говоря о признаках произведений, которые предсказуемы как жанровые, ученые в самой общей форме говорят о типичных жанровых ожиданиях читателей, при этом отмечается, что жанры обозначают места коллективного семиоза. Модель всегда есть идеальный, обобщенный, абстрактный образец, аналог действительности, к которому она стремится, и жанровые ожидания читателя есть ожидания отражения идеальных моделей (архетипов культуры), сформированных в обществе на данном этапе его развития.

    Определившись с пониманием семантической стороны жанра и принимая семантический критерий в качестве основополагающего при классификации жанров, будем иметь ввиду, что актуализация того или иного жанра возможна лишь как типологический ряд литературных произведений (текстов). В данной работе термин “литературное произведение” синонимичен термину “литературный текст”. Существует система жанров и система жанра. Система жанров - это совокупность существующих жанров в определенный период развития литературы, взятая с точки зрения их номенклатурной характеристики.

    Система жанра - это совокупность текстов, репрезентирующих тот или иной жанр в соответствии его канонами. Автора интересует, прежде всего, номенклатурная (таксономическая) характеристика жанров, которая позволит увидеть в целом жанровую систему периода, выделить ядерные и периферийные элементы этой системы, проследить лабиальность, динамику

    развития жанров в период зрелой России. Обращение к данному периоду обусловлено чрезвычайной важностью двух указанных столетий в диахронической истории русской литературы и русского языка. Это период возникновения и становления жанровой системы в рамках которой происходило все последующее развитие литературного языка.

    Номенклатурная характеристика жанров будет осуществляться по принципу поля. Понятие поля широко распространено в современной лингвистике и соотносится с разными уровнями языка. Оно употребляется в лексике и лексикографии, ведутся активные научные поиски в изучении грамматических полей темпоральности, залоговости, модальности, аспектуальности. На современном этапе в науке устоялось понятие функционально-семантического поля как системы разноуровневых средств данного языка (морфологических, словообразовательных, лексических, а также комбинаторных - лексико-синтаксических и т.п.), взаимодействующих на основе общности их функций, базирующихся на определенной семантической категории. Полевой принцип описания привлекателен тем, что строится на основе интегрального семантического понятия, которое может служить единым основанием классификации. Полевой принцип может быть использован как при анализе системы жанров, так и при анализе системы отдельно взятого жанра.

    Наш подход к жанру (назовем его “архетипически”) позволяет рассматривать литературные жанры в более широком контексте общей культуры того или иного исторического периода. Игорь Северянин. Стихотворения. М. Россия, 2007. Вступ. статья В.П.Кошелева, стр. 7

    Русский классицизм: персоналии, поэтика. Анализ творчества одного автора по выбору.

    Жанровая система русского классицизма. Анализ одного произведения по выбору.

    Классицизм - особый тип образного конструирования худ. модели мира, отражающий специфическую концепцию человека и мира.

    Любой худ. метод характеризуется общими принципами худ. отбора и худ. обобщения, эстетической оценки действительности и худ. воплощения.

    К (от лат. classicus - образцовый) в европейской литературе сложился к 17 веку (Корнель, Мольер, Расин).

    Классицисты признавали античное искусство в качестве высшего образца, идеала, а в качестве нормы - произведения античности (отсюда переработка сюжетов).

    В основе сюжетов лежат принципы жизнеподражания и рационализма . Отсюда дидактические установки К. Культ разума (напр., построение конфликта: между чувством и долгом нужно выбрать долг), апелляция к разуму читателя. Цель искусства видели в нравственном воздействии на воспитание благородных чувств. Добивались гармонии содержания и формы, при этом худ. произведение организовывалось как искусственное целое, основанное на жёсткой логике. Это выражалось в том, что авторы следовали строгой логике и пытались так преобразовать жизненные явления, чтобы, избегая нюансов, выявить и запечатлеть родовые, существенные черты действительности и характера. Поэтому узостью К можно считать прямолинейную обрисовку характеров, изображение конфликта не как внутреннего, а как возникающего из противопоставления характеров. Герои, как правило, являются носителями одной черты: они однополюсны, лишены противоречий (–> возможность именования говорящими фамилиями). Существует идеализация героев, абсолютизация идеи.

    Классицисты активно обращаются к гражданской общественной проблематике, стараясь подчеркнуть объективность повествования, стремясь к каноничности, простоте и строгости. Классицисты вводят строгие структурные правила. (в драматургии - триединство). Новаторство Фонвизина: сумел показать характеры. В чистом К отсутствует принцип детерминизма. К - язык формул.

    В К присутствует строгая иерархия стилей на высокие и низкие. В высоких осваивается общественная жизнь, история; действуют герои, полководцы, монархи (эпическая поэма, ода). В низких - повседневная жизнь обычных людей (комедия, сатира, басня). Сатиру иногда относят к «средним» жанрам, дидактическую поэзию тоже. На почве русского К говорить о том, что смешение высокого и низкого не допускается, не вполне корректно.

    Появление и развитие К в России связывается с 30-ми гг. 18 в. Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов.

    Особенности русского К:

    активное развитие низких жанров, связанных с сатирической направленностью;

    преобладание национально-исторической тематики (трагедии Сумарокова, Княжнина)

    преимущественное развитие на первом этапе жанра оды.

    РК заявил о себе во всех литературных родах. Эпос : эпические поэмы (Херасков «Чесменский бой», Тредиаковский «Феоктия»), басня - короткий рассказ в стихах/прозе с прямо сформированной моралью (Херасков, Сумароков, Дмитриев). Лирика : ода (Ломоносов, Державин), сатира (обличительный жанр) (Державин «Властителям и судьям»), эпиграмма (Державин). Драматургия : трагедии (Сумароков «Дмитрий Самозванец», В. Княжнин), комедии (Фонвизин «Бригадир», «Недоросль»)

    Формирование художественной системы К на Западе совпало с эпохой господства метафизики. И именно метафизический способ мышления определил особенности художественного мышления писателей-классицистов. Явления природы и общественной жизни изображались отдельно друг от друга, вне связей, развития и движения. Это обусловило деление «природы» (в широком смысле) в К на явления возвышенные и низменные, добродетельные и порочные, трагические и смешные. Отсюда и строгая система жанров, основанная на противопоставлении: трагедия и комедия, ода и сатира, поэма и басня и т.д. К каждому жанру был отнесён определённый круг явлений, из которого нельзя было выйти: «высокое» и «низкое» никогда не соединялись в одном произведении.

    К оказывал предпочтение поэтическим жанрам по сравнению с прозаическими, т.к. прозаическая речь - это речь практически ориентированная, в которой многое зависит от случайного, не предусмотренного разумом. Проза занимала ограниченное и подчинённое место: считаясь средством публицистики и научной речи, она, по сути дела, выпадала из литературного ряда.

    Классицисты стремились к созданию произведений монументальных, с проблематикой большого общественного звучания, к изображению героев действенных, энергичных и способных решать сложные, трагические конфликты.

    Жанровое деление иерархично и еще по одной причине. Эпическая поэма обладает наибольшей ценностью, т.к. обращаясь к далёкому прошлому, поэт в этом роде творчества мог воссоздать наиболее отвлечённые ситуации, что позволяло придать вымыслу наиболее правдоподобную форму. В эпической форме по сравнению с трагедией больше возможностей для достижения совершенного идеала - героического характера. Поскольку в основе эпической поэмы лежит, как правило, легендарная истина, обладающая самой высокой степенью поэтической истинности, то для достижения правдоподобия достаточно лишь внутренней непротиворечивости поступков героев и изображаемых событий. Область трагедии - историческая эпоха, обладающая меньшей степенью истинности, т.к. в ней может встретиться непреднамеренное, случайное событие, нарушающее стройность поэтического вымысла и требование правдоподобия. Именно поэтому истинность трагедии оказывается менее основательной, чем в эпической поэме. Комедия оказывается ещё ниже эп. поэмы и трагедии, т.к. в ней ещё труднее достичь правдоподобия. Простой опыт публики, хорошее знание современных нравов может раскрыть неосновательность сюжета комедии с позиций правдоподобия.

    Определяющее место в литературной системе К заняли «высокие» и «низкие» жанры . В них ставились и решались одни и те же задачи - утверждение идеала человека-гражданина и патриота, но способы его утверждения были разными: в высоких жанрах - прямое воспевание идеала, в низких - осмеяние людей недостойных. «Средние» жанры оказались на периферии литературной системы К. Здесь следует сказать о таких жанрах, как элегия, послание, песня . Обращённые к изображению внутреннего мира отдельного человека, всецело взывающие к воображению и индивидуальному опыту, они не заняли в литературе К периода его расцвета ведущего положения. Но в последней трети века в связи с изменением общей ситуации в литературе интерес к этим жанрам растёт.

    В развитии русской жанровой теории К выделяют два периода. Первый период, связанный с именами Ломоносова, Тредиаковского, Сумарокова - это время создания четкой и организованной системы жанров, учитывающей как достижения французской жанровой теории, так и состояние национальной русской литературы. Второй период связан с деятельностью Державина, Хераскова, Лукина и Плавильщикова. Он ознаменован началом разрушения строгих жанрово-типологических характеристик, становлением жанров, рождавшихся на стыке традиционных, что создавало предпосылки для выхода в другую литературную эпоху.

    Русские писатели оказались верны основному принципу К - изображать события отдаленных эпох, но, в противоположность европейскому, в частности, французскому К, обратились главным образом к отечественной истории. Именно там они находят образы людей, деятельность которых была одушевлена любовью к отечеству, заботой об освобождении его от исконных врагов, об усилении могущества Русского государства: Вадим Новгородский, Рюрик, Святослав, Владимир Мономах, Александр Невский, Димитрий Донской, Петр I и др.

    Достаточно широкими и разнообразными были связи русских писателей-классицистов с древнерусской и устно-поэтической традициями. В русле героической традиции создавался образ положительного героя, воплощавшего идеал гражданственного служения Родине. Основой для большинства русских трагедий послужил летописный материал. Народные источники (песни) использовались Херасковым при написании героической поэмы «Россиада». Влияние народной сатиры и русской литературы второй половины XVII в. сказалось на таких жанрах, как стихотворная сатира, комедия, басня. На основе соединения народной и книжной традиции были осуществлены знаменитые реформы стиха Тредиаковского-Ломоносова и языка Ломоносова. В низких жанрах писатели широко использовали русские пословицы и поговорки.

    Регламентация жанровой системы была осуществлена А. П. Сумароковым («Две эпистолы (В первой предлагается о русском языке, а во второй о стихотворстве)», 1748). Он опирался на традиции эстетического послания Горация «К Пизонам (Об искусстве поэзии)» и дидактической поэмы Н. Буало «Поэтическое искусство».

    Жанровая система литературы представлялась Сумарокову чётко иерархически организованной: в теоретическом аспекте он выдвинул общеклассицистическое положение о недопустимости смешения высокого и низкого стилей, но на практике его собственные высокие и низкие жанровые модели находились в постоянном взаимодействии.

    Более всего ориентация Сумарокова на национальные тенденции литературного развития заметна в составе жанров, которым он даёт характеристики в своих эпистолах. Так, например, самому высокому жанру европейского классицизма - эпической поэме - он практически не уделил места, бегло упомянув о самом факте существования литературного эпоса. Исключительно подробно и полно охарактеризованы те жанры, которые в русской литературе приняли в себя заряд сатирического обличения и дидактики - сатира как таковая, ирои-комическая поэма (пародия эпоса), басня и комедия, причем сама характеристика комедии тоже весьма оригинальна. Если Буало, описывая комедию, бегло перечисляет комедийные типы характеров и сосредоточивается в основном на сюжете, интриге, остроумном и блестящем стиле, то вся сумароковская характеристика жанра сводится именно к характерологии: русская комедия, которой ещё только предстоит появиться в литературе, отличается от западноевропейской комедии именно по этому признаку: французская комедия - в основном комедия интриги, русская - комедия характера.


    ©2015-2019 сайт
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Дата создания страницы: 2016-04-15