Кредитование

Штраф за прием работника без соответствующего образования. Прием на работу после ВУЗа – что следует знать о молодых специалистах

можем ли мы оформить сотрудницу без образования (после школы, учащееся на 1 курсе таможенного дела) на должность помощника бухгалтера?

наличие конкретного образования, подтвержденного дипломом, является обязательным при приеме медицинских работников, педагогов, госслужащих.

При приеме сотрудника на данную должность, как правило, важно наличие высшего образования, свидетельствующего о уровне знаний, но не обязательно. Как правило, перечень обязанностей сотрудника, а так же требования к уровню образования прописываются в должностной инструкции, которая в свою очередь составляется на основании Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Принять сотрудницу без специального образования на должность помощника бухгалтера это право Вашей организации, но данная сотрудница должна отвечать требованиям, которые присущи данной квалификации.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» .

Отказ в приеме на работу

Отказать можно по таким основаниям, как неподходящее образование, недостаточный опыт работы, отсутствие необходимой профессии, квалификации, медицинские противопоказания (п. 10 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2).* Кандидат, которого не приняли на работу, вправе потребовать, чтобы организация письменно сообщила причины отказа (ст. 64 ТК РФ). Имейте в виду, нельзя указывать в качестве таких причин беременность, наличие детей, отсутствие регистрации, пол, национальность, вероисповедание (ч. и ст. 64 ТК РФ).

Более того, запрещается устанавливать ограничения дискриминационного характера и при распространении информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях (п. 6 ст. 25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1).

Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

2.Статья: Можно ли отказать в приеме на работу, если у соискателя нет специального образования?

Анализируем законодательство

Статья 64 Трудового кодекса запрещает необоснованный отказ в заключении трудового договора. Необоснованным считается отказ по обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника.

Документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний предъявляется работодателю лишь при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки (ст. 65 ТК РФ). Например, для работы по изготовлению и реализации лекарственных средств кандидат обязательно должен обладать фармацевтическими знаниями. А вот для работы менеджером по продаже продовольственных и промышленных товаров, как правило, специальные знания, подтвержденные документально, не нужны.*

Статья 57 Трудового кодекса делает важное уточнение: если выполнение работы по определенной должности, специальности предполагает предоставление льгот, компенсаций либо имеет ограничения, то наименование этих должностей должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках. Поэтому если кандидат претендует на должность, стаж по которой дает право на досрочное назначение пенсии, необходимо обратиться к дополнительным нормативным актам.*

Загляните в должностную инструкцию

Квалификационные характеристики, содержащиеся в тарифно-квалификационных справочниках, служат основой для разработки должностных инструкций,*** которые утверждаются и вводятся в действие работодателем. Должностные инструкции содержат полный перечень обязанностей работников с учетом особенностей конкретной организации. Именно в них определяются квалификационные требования к работнику, в том числе и требования к уровню образования.

Поэтому при приеме на работу на должность, для которой требования к уровню образования определены должностной инструкцией, утвержденной в установленном порядке, работодатель вправе отказать работнику, не имеющему необходимого образования. На практике эта возможность очень часто используется.*

Преподавать только с дипломом

Для ряда должностей Трудовым кодексом определены специальные требования к уровню профессионального образования. Например, статья 331 устанавливает порядок допуска к педагогической работе только тех лиц, которые имеют определенное образование.* Его уровень закрепляется в типовых положениях, которые утверждаются постановлениями Правительства РФ (см. табл.).

Вопрос приема на работу выпускников после окончания ВУЗа волнует многих кадровых сотрудников. Во многих ситуациях подобное решение является крайне сомнительным, в то же самое время, как многие молодые специалисты могут напротив – оказаться очень ценными кадрами. Однако отсутствие трудовой истории требует куда более тщательного и глубокого изучения потенциального работника.

Особенности приема на работу после ВУЗа выпускников

Статус молодого специалиста и особенности приема его на работу регламентируются в первую очередь положениями статьи 70 ТК РФ. В частности, таковая статья предполагает невозможность установления испытательного срока для сотрудников, только закончивших учебное заведение в течение года. Это следует учитывать работодателю при приеме таковых сотрудников – увольнение в связи с неудовлетворительными результатами испытания может быть легко оспорено таковыми в судебном порядке.

Следует отметить, что ранее статус молодого специалиста давал и другие льготы, и гарантии сотрудникам во время СССР, однако на текущий момент данных гарантий помимо вышеозначенных не предусмотрено.

В общем и целом, основной причиной, по которой у работодателей возникают сомнения в том, стоит ли принимать выпускников на работу в штат, является недостаточность у них практического опыта. Однако сама по себе подобная недостаточность опыта не является критической в большинстве случаев и для многих специальностей, нуждающихся в закрытии вакансии. Истинной причиной чаще всего становится неспособность или нежелание либо кадрового отдела, либо самого работодателя или руководителя, производить тщательный отбор кандидатов, ориентируясь на крайне малую трудовую историю потенциального соискателя.

Отсутствие трудовой истории у выпускника, с точки зрения ведущих HR-специалистов, является более позитивным фактором, чем наличие непрофильного опыта работы, который будет свидетельством либо позднего получения образования, либо игнорирования части образования в пользу личных интересов.

С практической точки зрения, высшее образование само по себе также не является однозначно полезным. У многих кадровых специалистов старой закалки оно просто считается необходимым требованием, в то время как фактических навыков, необходимых для работы, особенно в гуманитарных сферах деятельности, оно дает крайне мало.

Современные тенденции кадровой деятельности всё чаще призывают обращать внимание на наличие именно трудового опыта или же личностных качеств, чем просто документарного подтверждения образования. Исключение составляют специальности или должности, занятие которых без высшего образование просто невозможно по законодательным нормативам – в таком случае возникает необходимость именно в привлечении квалифицированных и имеющих все необходимые документы работников.

Порядок приема на работу выпускников ВУЗов не отличается в большинстве случаев, от приема на работу соискателей, уже имеющих трудовой опыт. Но перспективные предприятия и кадровые тенденции демонстрируют, что в отношении таковых соискателей будет являться куда более эффективной разработка особой кадровой политики, применение которой позволит подыскать подходящих для конкретного бизнеса работников с высоким потенциалом и результативностью.

Преимущества и недостатки приема на работу соискателей без опыта

Наём молодых специалистов и соискателей без опыта для работодателей имеет как плюсы, так и минусы. При этом некоторые предприятия в первую очередь специализируются на привлечении именно таковых соискателей, в то время как другие работодатели предпочитают избегать полностью возможного трудоустройства подобных сотрудников, предпочитая подбирать кадры, обладающие хоть каким-нибудь профильным опытом работы для возможности оценки их на профессиональном поприще.

К преимуществам приема на работу сотрудников без опыта, только что закончивших университет, можно отнести:

  • Меньшие требования со стороны соискателя. В большинстве случаев молодые специалисты ради получения опыта и трудового стажа готовы соглашаться на меньшую заработную плату или менее комфортные условия труда. В целом, по статистике, даже с учетом равных должностей и должностных обязанностей, бывшие студенты готовы занимать вакансии с окладом на 20-40% ниже, чем у аналогичных специалистов с опытом работы.
  • Высокий уровень мотивации. Молодые сотрудники являются наиболее мотивированными на достижение перспективных результатов. Именно поэтому в компаниях с возможностью эффективного кадрового отбора и перспективами вертикального роста стараются обращать внимание на сотрудничество с университетами и подбор будущих сотрудников еще на этапе их учебы. Сотрудник с высокой мотивацией может принести при должных навыках гораздо больше выгоды предприятию, чем стабильный простой исполнитель.
  • Лояльность и низкая конфликтность. Молодые специалисты чаще всего являются более лояльными к компании в целом, чем опытные работники, и готовы браться за сверхурочную работу и более тяжелые условия труда с большей охотой, что позволяет максимизировать эффективность такового сотрудника.
  • Обучаемость. Ухудшение когнитивных навыков и способностей к обучению в зависимости от возраста является научно доказанным фактом. Принимая на работу молодого специалиста, работодатель во многих случаях может фактически взрастить профессионала, умеющего работать со спецификой конкретного предприятия намного быстрее в сравнении с опытным сотрудником, работавшим, пусть даже и в этой сфере, но в ином бизнесе с другими особенностями организации труда.

Конечно, у молодых работников есть и ряд минусов. К недостаткам приема на работу сотрудников без опыта и выпускников учебных заведений можно отнести также достаточно большое количество факторов и особенностей таковых соискателей. Например, кадровых специалистов и работодателей часто не устраивает в подобных кандидатах:

  • Недостаток опыта работы. Наиболее очевидный минус большинства сотрудников без опыта работы – это отсутствие практических навыков ведения трудовой деятельности. При этом позитивные качества работника могут в значительной мере компенсировать данный недостаток или даже полностью нивелировать его.
  • Низкая значимость документарных подтверждений образования. На текущий момент далеко не всегда наличие диплома даже с отличием или иного документа об образовании обозначает фактическое присутствие знаний и навыков у соискателя – далеко не в каждом случае документы соответствуют реальности, а оценки были получены именно за знания, а не за активную деятельность или коррупционным путем.
  • Завышенные ожидания и трудность интеграции в коллектив. Данный недостаток происходит именно из-за высокой мотивации работника. В ситуации, когда высокомотивированный трудящийся попадает в коллектив лиц с меньшим уровнем мотивации и заинтересованности в успехе бизнеса, он может стать врагом для всех остальных работников, что значительно скажется на эффективности работы всего отдела и нивелирует преимущества кандидата.
  • Нестабильность. Молодые специалисты часто более склонны к смене работы, чем опытные сотрудники, если их не устраивают условия труда. Кроме этого, при изначально заниженной заработной плате, текучка кадров среди молодых специалистов может быть очень высокой – они будут приходить на предприятие исключительно для получения подтвержденного трудового опыта, без цели остаться в нем далее и развивать бизнес.
  • Сложность в оценке кандидатуры . Чем больший трудовой стаж работника и его «послужной список», тем проще кадровым специалистам и службе безопасности проводить проверку данного соискателя и оценивать, насколько эффективно он встроится в уже существующий коллектив. В отношении же молодых специалистов, часто работодатели считают возможность их трудоустройства приобретением «кота в мешке».

Как можно понять из перечня преимуществ и недостатков, большинство негативных сторон в той или иной мере могут быть нивелированы при правильно разработанной кадровой политике бизнеса, ориентированной именно на прием выпускников ВУЗов.

Методики подбора и приема на работу выпускников университетов

Прием на работу сотрудника университета, при должной подготовке, позволяет получить специалиста, который в итоге будет обладать по большей мере позитивными сторонами, чем негативными. Наиболее эффективной методикой отбора таковых профессионалов является многоступенчатая программа подготовки будущих кадров еще во время их обучения. Таким образом сотрудник получает возможность развивать свои навыки и даже нарабатывать себе необходимый стаж, решает проблемы со стажировкой и к окончанию обучения с очень высокой вероятностью остается работать на предприятии, так как там он уже имеет полное понимание бизнес-процессов, а в иных субъектах хозяйствования ему придется выстраивать карьеру с нуля.

Таковая многоступенчатая методика обычно состоит из нескольких этапов:

  • Презентация предприятия и вакансий. Таковая презентация может осуществляться на днях открытых дверей, ярмарках вакансий и иных мероприятиях, рассчитанных на студентов. Кроме этого, большинство ВУЗов открыты к сотрудничеству с потенциальными работодателями и позволяют легко и эффективно доносить информацию о бизнесе и наличествующих в нем вакансиях до студентов.
  • Предварительный отбор студентов. При наличии договоренностей с преподавателями или самими студентами, работодатель может подобрать для себя наиболее эффективных будущих сотрудников еще на этапе обучения, исходя из личностных качеств студентов, их профессиональных способностей и успеваемости.
  • Подготовка соискателей на производстве. Подобный формат работы может предполагать работу студентов на базе предприятия, совмещаемую с обучением в режиме сокращенного рабочего дня или во время каникул. Впоследствии, студентов можно приглашать на предприятие для прохождения официальной стажировке, необходимой для сдачи практики.
  • Полноценное трудоустройство сотрудников после их выпуска. К моменту получения специалистом диплома, у работодателя будет возможность трудоустроить работника на полную ставку, получив уже квалифицированного сотрудника.

Для предприятий, которые работают в сферах деятельности с высокой текучкой кадров и низкими квалификационными и профессиональными требованиям к соискателям, может быть выгоден и иной механизм сотрудничества с учебными заведениями.

Например – прием на работу студентов по распределению, при предварительной договоренности с руководством может позволить получить большое количество сотрудников для заполнения всех кадровых пробелов. Также, прием на работу по распределению является часто прерогативой государственных учреждений.

Одним из требований при устройстве на работу является предъявление документа об образовании. После окончания учебного заведения еще не выданы дипломы. Правомерно ли принятие на работу без наличия диплома? Какой подтверждающий документ должен быть в данном случае?

Ответ

Документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний работодатель вправе требовать лишь в том случае, если работник поступает на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Требования к квалификации, образованию или наличию специальных знаний по той или иной должности (виду работ) могут быть установлены в законах или иных нормативных правовых актах. Так, например, согласно типовому положению об образовательном учреждении высшего профессионального образования РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 № 71, к педагогической деятельности в высшем учебном заведении допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации. Соответственно прием на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, гражданина, не имеющего соответствующего образования, будет незаконным даже в том случае, если работник имел опыт работы в данной сфере.

Достаточно жесткие требования к замещению и должностей государственной гражданской службы. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности. Претендент, не имеющий документов об образовании соответствующего уровня не может принять участие даже в конкурсе на замещение должности государственного гражданского служащего. Документ об образовании обязателен и при поступлении на муниципальную службу (ст. 9 ФЗ от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").

Приказом Минобрнауки РФ от 10.03.2005 N 65 "Об утверждении Инструкции о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов" утверждены формы документов государственного образца, подтверждающие соответствующий уровень образования. Но вые формы документов о высшем образовании утверждены приказом Минобрнауки РФ от 02.03.2012 № 163. В настоящее время оконченное высшее образование подтверждается дипломом (бакалавра, специалиста, магистра) , если студент прервал образование, то ему при условии обучения не менее 2-х лет выдается диплом о неполном высшем образовании, а студент продолжающий обучение может представить академическую справку.

В то же время незаконно требование работодателя представить документ об образовании, адресованное гражданину, принимаемому на работу, не требующую специальных знаний (например, на должность вахтера). Отметим, что к целому ряду должностей (работ) законом не установлено специальных требований, касающихся обязательного наличия соответствующего документа об образовании, соответственно, в таких случаях работодатель вправе сам принимать решение о том, подходит ли кандидат для занятия должности (работы) или нет.

Также отметим, что существуют квалификационный и тарифно-квалификационные справочники, которые содержат в себе требования к квалификации, т.е. в них определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения предусмотренных должностных обязанностей, и требования к стажу работы. Однако для коммерческих организаций, как правило, эти справочники носят рекомендательных характер, соответственно, они могут лишь ориентировать, какие требования нужно предъявлять к кандидату, претендующему на соответствующую должность.

Таким образом, если в силу закона для занятия должности, на которую принимается работник, требуется наличие документ об образовании, то принимать на эту должность человека, которому еще не выдан диплом, нельзя. Однако если для данной должности таких требований законом не установлено, то человека можно принять на работу без соответствующего диплома. Во втором случае квалификацию или наличие специальных знаний можно подтвердить предъявлением академической справки, полученной из ВУЗа, который он заканчивает.

Подробности в материалах Системы:

    Ответ: Истребование документов у сотрудника

В перечень документов, которые сотрудник должен предъявить при приеме на работу, входят:

    паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. Например, свидетельство о рождении для лиц, не достигших 14 лет, заграничный паспорт для граждан России, постоянно проживающих за ее территорией;

    трудовая книжка (кроме совместителей и впервые поступающих на работу);

    страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (кроме впервые поступающих на работу);

    документы воинского учета. Для военнообязанных, пребывающих в запасе, военный билет или временное удостоверение, выданное взамен военного билета, а для призывников удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу ( Положения, утвержденного );

    документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний (если работа требует специальных знаний или специальной подготовки);

Вопрос: Организация приняла на работу женщину в качестве секретаря-референта. Высшего образования у нее нет. При этом в должностной инструкции по этой должности, утвержденной работодателем, есть требование о наличии высшего образования. Грозят ли организации штрафные санкции в этом случае?


Ответ от 25.01.2017:

Если ТК РФ (иные федеральные законы) предусматривает определенные льготы, компенсации или устанавливает ограничения для выполнения работ по отдельным должностям (профессиям, специальностям), то наименование этих должностей (профессий, специальностей), а также квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках и профессиональных стандартах (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Трудовая функция сотрудника (то есть работа по должности в соответствии со штатным расписанием) отражается в трудовом договоре. В должностной инструкции трудовая функция регламентируется более детально. Помимо этого в инструкции, как правило, прописываются обязанности работника, пределы ответственности и т.п.

Правила составления должностной инструкции законодательно не урегулированы, поэтому работодатель самостоятельно оформляет, утверждает ее, устанавливает порядок внесения изменений (письмо Роструда от 24.11.2008 № 6234-ТЗ).

Таким образом, обязательными для соблюдения являются те требования к квалификации (в т.ч. к образованию) принимаемого на работу сотрудника, которые одновременно закреплены в ТК РФ или ином федеральном законе, а также квалификационном справочнике или профстандарте.

В частности, требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих содержатся в Квалификационном справочнике , утв. постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37.

Когда условие о необходимом уровне квалификации (в т.ч. образования) физлица для занятия конкретной должности отсутствует в ТК РФ и иных федеральных законах, то требования квалификационных справочников и профстандартов носят рекомендательный характер (см. письмо Минтруда России от 06.07.2016 № 14-2/ООГ-6465).

Что касается специальности секретаря-референта, то в ТК РФ и иных федеральных законах отсутствуют требования о наличии у физлица высшего образования для занятия такой должности.

Однако если условие о высшем образовании секретаря-референта работодатель включил в должностную инструкцию, он обязан следовать положениям этой инструкции.

При этом, по нашему мнению, работодатель не может быть привлечен к административной ответственности за несоблюдение указанного положения должностной инструкции. Связано это с тем, что такая ответственность наступает согласно п. 1 , 2 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Однако в силу ст. 5 ТК РФ локальный нормативный акт, которым является должностная инструкция, не относится к вышеуказанным нормативным актам.