Юридические документы

Будет ли далай лама 15. Далай-лама XIV о своем новом воплощении

Друзья, мы подобрали для вас 18 жизненно важных правил от великого мудреца: Делай Ламы. Каждому из нас стоит это прочесть.

Итак вот эти Правила:

1. Примите во внимание, что большая любовь и большие успехи связаны с большим риском.

2. Когда вы проигрываете, вы не теряете накопленный опыт.

3. Следуйте вечным трем правилам:

♦ уважай себя;
♦ уважай других;
♦ не уходи от ответственности за свои действия.

4. Помните, что не всегда то, что вы хотите - действительно вам нужно.

5. Учите правила, чтобы вы знали как их правильно нарушать.

6. Не позволяйте маленькому спору разрушить большую дружбу.

7. Если вы ошиблись - немедленно сделайте всё, чтобы её исправить.

8. Иногда нужно прислушиваться к себе, наедине.

9. Чувствуйте себя свободными, но не нарушайте границ.

10. Помните, что иногда молчание является лучшим ответом.

11. Проживите достойную жизнь, чтобы потом, в старости, вам было что вспомнить.

12. Любящая атмосфера является основой для вашей жизни.

13. В спорах говорите только о настоящем, не припоминайте прошлое.

14. Делитесь своими знаниями. Это способ достичь бессмертия.

15. Будьте нежны с Землей. Любите её.

16. Раз в год отправляйтесь туда, где вы никогда не были раньше.

17. Помните, что лучшие отношения - это те, в которых каждая половинка, с кем бы она ни была, помнит о вас.

18. Иногда нужно отказаться от того, что вы хотите, чтобы получить это.

Его Святейшество Далай-лама XIV, лауреат Нобелевской премии мира, почти пятьдесят лет назад изгнанный из Тибета вместе с правительством страны, публично заявил, что предпочел бы прекратить многовековую традицию поиска собственной реинкарнации. Он предлагает устроить среди тибетских и монгольских буддистов референдум об упразднении института перерождающихся Далай-лам, заменив их системой, при которой преемника будет называть либо сам лама, либо конклав авторитетных монахов. Впрочем, 72-летний Далай-лама готов переродиться в том случае, если на этом будет настаивать его народ.

14 частей одной жизни

"Далай" по-тибетски означает "океан", а "лама" - учитель. История "океана-учителя" насчитывает уже более шести веков. Считается, что Далай-лама является реинкарнацией бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары. Достигший просветления Авалокитешвара дал обет не покидать землю, пока здесь страдает хотя бы одно живое существо. Поскольку страдания земных существ бесконечны, Авалокитешвара воплощается снова и снова.

Процедура, которую 14-й "океан-учитель" предложил изменить, заключается в следующем. Реинкарнацию умершего Далай-ламы ищут среди тибетских мальчиков, родившихся не ранее чем через 49 дней и не позднее двух лет со дня его кончины. Во время поисков, которые осуществляет специальная группа монахов, учитываются предсмертные указания прошлого ламы, предсказания государственного тибетского оракула из монастыря Нечунг и сверхъестественные явления, сопутствующие рождению кандидата на реинкарнацию.

Особое значение имеет ритуал узнавания кандидатом вещей, принадлежавших его предшественнику. Если на высокий сан претендуют сразу несколько человек, проводится особая жеребьевка.

Китайская оккупация нарушила установленный ход событий. События, произошедшие в последние десятилетия в мире и Тибете, поставили под угрозу большинство казавшихся ранее незыблемыми традиций.

Темная история с буддой Безграничного Света

Прежний Панчен-лама X остался в Тибете после эмиграции Далай-ламы и тибетского правительства. Он долгое время провел в китайских тюрьмах и под домашним арестом. Панчен-лама умер в 1989 году, выступив перед смертью с речью, осуждающей китайскую оккупацию. Он также предсказал, что переродится в мальчика из тибетской столицы Лхаса.

В отличие от реинкарнации Далай-ламы, нового Панчен-ламу разрешается искать сколь угодно долго. Наконец, в 1994 году Далай-лама XIV признал своего учителя в шестилетнем тибетском мальчике Гедюн Чоки Ньиме.

Однако уже через несколько дней после торжественной церемонии посвящения в сан маленький Панчен-лама был похищен. Через несколько лет китайские власти признали, что лама находится у них. Точное его местонахождение, однако, неизвестно до сих пор.

Панчен-лама, второй по рангу духовный авторитет после Далай-ламы, считается перерождением будды Безграничного Света Амитабхи. Слово "панчен" происходит от санскритского слова "пандита", что означает "ученый". По верованиям, Панчен-лама - вечный учитель Далай-ламы. Таким образом, узнать новую реинкарнацию Амитабхи должен сам лидер тибетского буддизма. В свою очередь, Панчен-лама играет ключевую роль в сложном процессе определения следующей реинкарнации Далай-ламы.

Вскоре после похищения официальный Пекин представил собственного Панчен-ламу по имени Джьялтсен Норбу. Его называли истинной реинкарнацией Амитабхи, в отличие от Гедюн Чоки Ньиме, который, как утверждали китайцы, родился еще до смерти прежнего ламы и, таким образом, не мог быть его воплощением.

Далай-лама, естественно, не признал ставленника Китая своим духовным учителем и призвал всех верующих буддистов молиться за возвращение истинного воплощения будды Амитабхи. Инцидент с Панчен-ламой, который, напомним, играет ключевую роль в поисках реинкарнации Далай-ламы, серьезно осложнил и без того непростые отношения тибетского изгнанника с Китаем.

Однако в деле интеграции тибетского буддизма и государства официально светское правительство КНР пошло еще дальше.

Лама с благословения партии

В начале августа Государственное управление по делам религии КНР опубликовало новое предписание о том, что признание тех или иных лиц ламами, или "живыми буддами", допустимо только с одобрения правительства Китая.

Согласно сообщению агенства "Синьхуа", это правило, вступившее в силу первого сентября этого года, является "важной инициативой, направленной на упорядочение института реинкарнации живых будд". Власти также уточнили, что "если появится самопровозглашенный "живой будда", не получивший одобрения правительства или управления по делам религии, то такая реинкарнация будет незаконной и недействительной".

Особенно КНР не устраивает, если процесс отбора высших духовных лиц будет проходить "под влиянием любой группы или любой персоны, находящейся за границей".

При этом нынешний Далай-лама, который, напомним, давно находится за границей вместе со своей "группой", не раз заявлял о том, что его преемник, избранный традиционным способом, вполне может оказаться иностранцем. Такие прецеденты в истории ламаизма уже были: Далай-лама VI родился на территории нынешнего индийского штата Аруначал Прадеш.

Инициатива китайских властей вызвала негодование тибетцев, как проживающих на родине, так и эмигрировавших в Индию. В октябре 2007 года около 30 человек с лицами, раскрашенными в цвета национального флага Тибета, ворвались в китайское посольство в Индии. Активисты скандировали "Свободу Тибету!" и расписали этим лозунгом стены учреждения. Участники акции рассказали прессе, что таким образом протестуют против введенных Государственным управление по делам религии правил.

Пресловутые правила, по-видимому, стали последней каплей для 72-летнего Далай-ламы. В ноябре он объявил о подготовке референдума о возможном упразднении института перерождающихся лам.

Демократия лучше оракула

Далай-лама XIV бежал из Тибета в 1959 году после нескольких лет сосуществования с оккупационными китайскими властями. С тех пор он живет в индийском городе Дарамсале, где находится также тибетское правительство в изгнании. Китай не признает авторитет Далай-ламы, считая его сепаратистом, призывающим тибетцев к мятежу и борьбе за независимость. В свою очередь лама не раз заявлял, что не стремится к выходу Тибета из состава КНР, так как сосуществование с Китаем приносит его стране много полезного. При этом, однако, он последовательно отстаивает идею автономии Тибета в составе КНР и борется за право тибетского народа на самоопределение.

При ближайшем рассмотрении выясняется, что на это решение религиозного лидера подвигли не только конъюнктурные соображения. По его мнению, институт Далай-лам, которые много веков были как светскими, так и религиозными правителями Тибета, исчерпал себя и больше не приносит пользы стране.

Еще в 1963 году лама представил черновой вариант конституции Тибета, основанной на демократических принципах. Более того, в 2001 году правительство в изгнании демократическим путем избрало своего главу, Калона Трипу. Теперь Трипа выполняет многие из функций, раньше исполнявшихся Далай-ламой.

В то же время Далай-лама не устает подчеркивать, что решать вопрос о сохранении или упразднении традиционного института должны последователи тибетского буддизма в Тибете, Монголии и некоторых других стран. Более того, лама отдает себе отчет в том, что, умри он завтра, институт Далай-лам сохранится, так как именно вокруг этой фигуры объединяется тибетский народ.

Кроме полного упразднения института лам и перехода на принцип выборности властей, Далай-лама предлагает систему поиска преемника, похожую на процедуру выборов Папы Римского. Нового Далай-ламу при этой системе будет выбирать конклав авторитетных монахов. Такие правила не исключают того, что преемник будет назван еще при жизни нынешнего Далай-ламы.

Еще один предлагаемый Далай-ламой способ предусматривает прямое назначение им своего преемника.

В любом случае, серьезные приготовления к референдуму начнутся, лишь когда нынешний буддийский лидер почувствует себя хуже. В своей недавней речи Далай-лама полушутя заявил, что, согласно данным последнего медицинского обследования, он "протянет" еще "пару десятков лет".

На заявление ламы-изгнанника немедленно отреагировал официальный Пекин. Инициатива религиозного лидера вызвала резкое осуждение властей КНР, которые назвали ее "вопиющим нарушением религиозной практики и исторической процедуры".

Итогом жизни Его Святейшества Далай-ламы XIV может стать радикальное реформирование традиционных тибетских религиозных институтов. Эта реформа, возможно, пойдет на пользу Тибету. Однако из-за нее может умереть одна из самых красивых религиозных легенд, повествующая о бесконечном перевоплощении бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары.

Далай-лама XIV Тензин Гьяцо - всемирно известный духовный лидер тибетского буддизма, распространенного и в России, провел в мае в Дхарамсале на севере Индии несколько встреч с ведущими российскими учеными. О чем шла речь в беседах с нейробиологами, генетиками, философами и другими представителями науки, что необходимо изучать и доносить до массового сознания сегодня, быть ли третьей мировой войне, как принимать правильные решения, побеждать страхи, депрессии и радоваться жизни, "Океан-учитель" (так переводится титул далай-ламы) рассказал в эксклюзивном интервью РИА Новости. Беседовала Ольга Липич.

- Ваше Святейшество, вы верите в науку?

Прежде всего, для меня как для последователя традиции древнеиндийского монастыря-университета Наланда очень важны исследования. Я всегда говорю, что Будда - это ученый Древней Индии. Думаю, у учеников Наланды, открытых новым идеям, был совершенно научный склад ума. Сам себя я называю наполовину монахом, наполовину ученым.

Буддизму присущи логические размышления и эксперименты, и это сближает его с наукой. Сам Будда говорил своим последователям не принимать на веру его учение, а проводить исследования.

Уже 30 лет я встречаюсь с современными западными специалистами в таких областях, как космология, нейробиология, квантовая физика, психология, - и этот диалог нас взаимно обогащает. В буддийской традиции накоплены глубокие знания в этих сферах, особенно когда затрагиваются вопросы понимания реальности (ничто не существует беспричинно и независимо), того, что такое "я", природы вещей и сознания.

В философском осмыслении науки нередко встречается утверждение, что она существует ради безграничного исследования мира, "наука ради науки". Как вы считаете: есть ли в ней место нравственности?

Множество проблем, с которыми люди сталкиваются повсеместно, в том числе и в России, - это проблемы, связанные с эмоциями.

И в первую очередь, это огромная пропасть между богатыми и бедными, как на глобальном уровне, так и в отдельных странах. Россия раньше была социалистической страной, но, тем не менее, в ней тоже существует этот разрыв. И в Китае, ныне социалистической стране, он существует. Это вопрос нравственных принципов - заботы о людях в целом и о беднейших слоях общества в частности.

В основе социализма и марксистской революции во многом лежала забота о благополучии беднейших слоев населения. В процессе индустриализации, ставшей результатом погони за деньгами, правами рабочих пренебрегали, их безжалостно эксплуатировали. Карл Маркс же выступал против феодальной системы, в которой лишь немногие наслаждаются богатством, а рабочие подвергаются эксплуатации. В сфере экономики он говорил о справедливом распределении материальных благ. Абсолютно неприемлемо, когда немногие богатые семьи, в том числе власти предержащие, эксплуатируют труд рабочих людей. И присущая ему идея о справедливом распределении материальных благ мне тоже близка.

Вообще, в том, что касается социально-экономической теории, я марксист, буддийский марксист.

- Не ленинист?

Не ленинист. Хотя, думаю, Ленина тоже можно понять: военное время, Гражданская война, тяжелое положение дел, враждебное отношение западных держав. Он действовал в соответствии с реалиями военного времени. Полагал, что военное время требует жесткого контроля, безжалостных репрессий и секретности. Возможно, с точки зрения военного времени это логично. Но я считаю, что Ленин извратил первоначальную идею Маркса, политические интересы военного времени поставил выше заботы об интересах рабочего класса. Так возникла тоталитарная система.

Так что очень важно помнить, что главное - это забота о других.

- И в науке тоже?

Подождите, подождите. Если мы скажем, что сострадание важно, потому что так учил Будда, или Христос, или Мухаммед, то многие люди от этого просто отмахнутся. И даже если мы пригрозим им за их прегрешения адом, они не сильно испугаются. А к мнению ученых люди сегодня прислушиваются. И данные научных изысканий свидетельствуют о том, что человеку от природы присуще сострадание.

Как-то на встрече с учеными один из участников предложил нам посмотреть видео, иллюстрирующее этот тезис. В нем шестимесячному ребенку показывали мультфильм, в котором улыбающиеся дети играли друг с другом. И шестимесячный ребенок, глядя на экран, тоже улыбался и выражал радость. Затем тому же ребенку показали другой мультфильм, где двое детей ссорились, и он, глядя на экран, расстраивался. Это довольно убедительно.

Ученые-медики утверждают, что постоянные гнев и страх пожирают нашу иммунную систему, тогда как сострадательный настрой ума полезен для нашего здоровья. Говоря с людьми, в том числе и с детьми, о важности сострадания, мы должны прежде всего обращаться к их собственному опыту - к тому, что всем нравятся улыбки и не нравятся злые лица. Затем следует рассказывать, что в долгосрочной перспективе страх и гнев очень вредны для нашего здоровья, а сострадательный настрой ума, улыбка, наоборот, полезны для здоровья и долголетия.

Если люди, практикующие буддизм, постоянно испытывают гнев, а буддийские ламы живут под гнетом неизбывной конкуренции друг с другом и между тем начитывают мантры, чтобы продлить свою жизнь, то из этого ничего получится.

Наилучшее условие для долголетия - покой ума. Всем нравится, когда им улыбаются, однако фальшивая улыбка лишь усилит подозрение, не так ли? Или дипломатическая улыбка - тоже мало хорошего. А вот когда мы заботимся о других, уважаем их и видим в них своих братьев и сестер, тогда наша улыбка будет искренней и поможет обрести душевный покой. Вот так - больше улыбайтесь, искренне, конечно.

- Чем же еще ученые могут помочь сегодня в этом отношении?

Мы должны просвещать людей, рассказывать им о том, что ненасилие и следование светской этике отвечают их собственным интересам.

Сегодня мы можем, опираясь на научные данные, учить детей самого разного возраста, от детского сада до университета, тому, что добросердечие - залог их собственного благополучия.

Принято считать, что нужно заботиться о собственной персоне, а любовь и доброта - это удел религии, эти качества полезны для других. Нет! Практика любви и доброты приносит пользу, в первую очередь, самому практикующему. Когда мы улыбаемся другим людям, мы не знаем, делает ли это их счастливее, это зависит и от их настроения.

Итак, альтруизм, забота о благе других - это наилучший способ обретения душевного покоя, внутреннего умиротворения.

- А что вы думаете о таком явлении в мире людей, как война?

Во многих уголках земли сегодня разгораются конфликты, ведущие к человеческим жертвам, например, в Йемене или Сирии, в некоторых африканских странах. Дети умирают от голода и отсутствия медицинского ухода, а взрослые люди убивают друг друга. Когда слон или тигр убивает человека, это немедленно попадает в заголовки новостей. А убийство тысяч людей себе подобными стало нормой. Поистине, это очень печально.

Я пришел к выводу, что война - когда тысячи людей мобилизуют для убийства других - это часть феодального строя. В феодальных обществах цари, а подчас и религиозные лидеры, для того чтобы расправиться со своими личными врагами, собирали тысячные армии. Но не думаю, что эти солдаты действительно хотели отдать свою жизнь ради царя, они просто подчинялись приказу.

Во многих странах мира сегодня демократическая система правления, при которой власть принадлежит народу, а не царям или главам государств. Но и в демократических странах выбранные лидеры тоже иногда становятся диктаторами.

Нам всем необходимо осознать, что сегодня весь мир принадлежит семи миллиардам человек, каждая страна принадлежит своему народу, а не горстке лидеров. Поэтому я считаю, что само понятие войны устарело. Не так давно французский президент, выступая перед американским конгрессом, отметил, что у нас есть только одна планета, другой нет. Так что нравится нам это или не нравится, но мы должны жить бок о бок друг с другом.

Для таких проблем, как глобальное потепление, не существует государственных границ, они затрагивают людей всех вероисповеданий. Будущее одно для всех семи миллиардов человек. Год за годом, десятилетие за десятилетием температура окружающей среды будет становиться все выше. Уже сегодня мы испытываем недостаток питьевой воды. Во второй половине этого века и в следующем веке проблемы климата будут выходить на первый план.

Перед лицом таких серьезных угроз для всего человечества можем ли мы позволить себе уделять внимание незначительным различиям между нами? Можем ли убивать друг друга из-за мелких разногласий? Я считаю, что такой подход безнадежно устарел и не отвечает действительности.

Но сейчас геополитическая напряженность только растет, на мировой арене отчетливо наблюдается жесткое противостояние США и России. Считаете ли вы, что возможна третья мировая война?

Думаю, что нет.

Но вам лучше спросить, будет ли третья мировая война, у президентов Трампа и Путина. Я в этом сомневаюсь.

Ученые говорят, что в случае ядерной войны погибнет все живое на планете.

Для предотвращения этой беды и вообще для мира во всем мире - что могут сделать сегодня наука и религия вместе?

Нужно опираться на здравый смысл и широкое, непредвзятое мышление.

Россия нуждается в западном мире и в Америке, ей нужны их технологии, а Запад нуждается в России, поскольку она обладает огромными природными богатствами. Будущее России зависит от западного мира, а будущее западного мира тесно связано с судьбой восточного мира, в том числе и России. Для всего человечества крайне необходимо, чтобы страны Востока и Запада жили во взаимном уважении. У России уникальное географическое положение - она играет очень важную роль моста между Востоком и Западом.

Также южный мир (Африка, Латинская Америка) испытывает большие проблемы, его будущее зависит от северного мира, а будущее северного мира зависит от южного.

Думаю, нужно брать пример с азиатских стран: Северная и Южная Корея сейчас переживают поистине исторический момент в отношениях. Наконец-то они осознали свою принадлежность к одному народу, и появилась надежда на восстановление мира на Корейском полуострове.

Такова реальность (взаимозависимость. - Прим. ред.). Но если об этом будут говорить только религиозные лидеры, люди к ним не прислушаются. А вот слова ученых обладают большим весом.

Возьмем, к примеру, меня самого. Когда, став беженцем, я пришел в Индию, я ничего не знал об экологических проблемах. В Тибете можно было пить воду из любого источника. Поэтому, когда в Индии, а позднее и в европейских странах, меня предупреждали, что какую-то воду пить нельзя из-за ее загрязненности, я очень удивлялся и не понимал, как же так. Потом я побеседовал с экологами и другими учеными и понял, что забота об окружающей среде - это действительно очень важно.

Точно так же сегодня необходимо просвещать людей, рассказывая им о том, что гнев, острое чувство конкуренции, эгоцентричность - вот истинные причины наших проблем.

Нам необходимо понимание единства всего семимиллиардного населения планеты. Мы - общественные животные, и счастье каждого из нас и сама наша жизнь зависят от общества в целом. В давние времена люди жили довольно замкнутыми общинами, ограниченными пределами одной деревни или города. Сегодня все семь миллиардов человек - это одна семья. И любая проблема - это проблема всего человечества. А такие проблемы и решать надо по-человечески - встречаться, разговаривать. Если же мы сперва создаем какие-то проблемы, а потом пытаемся решить их силой оружия, то это противоречит логике. Оружие никогда ничего не решает. Оружие только убивает, приносит еще больше ненависти.

Поэтому я считаю, что сегодня ученые должны рассказывать людям о том, как важно заботиться о благе других в личных отношениях, в семье, в обществе.

Переходя от глобальных проблем к личностным, Ваше Святейшество, как принять правильное решение, когда речь идет о каком-то сложном выборе, например, о ком прежде всего заботиться, какой профессией заниматься? Как преодолеть сомнения?

Необходимо максимально задействовать свои умственные способности, анализировать снова и снова. Нельзя позволять, чтобы эмоции влияли на ваше решение. Если вы примете какое-то решение под действием эмоций, то потом, когда эмоции улягутся, вы увидите, что решение было ошибочным. Сильные эмоции затрудняют нашу способность мыслить. Они делают наше отношение предвзятым. А любое решение, принятое под действием предвзятости, будет ошибочным.

- То есть правильное образование сделает здоровым и радостным настрой ума?

Обычно, испытывая страх, беспокойство, гнев, мы считаем, что это неотъемлемая часть нашей человеческой природы. Но если вам рассказать о гигиене эмоций, то еще при приближении гнева вы сможете подумать: "Приближается гнев, это вредная эмоция" - и постараетесь приложить усилия к тому, чтобы его ослабить.

Один американский ученый, который больше 30 лет профессионально помогал людям, страдавшим от чрезмерного гнева, стресса и тому подобных проблем, рассказывал мне, что когда приходит гнев, объект этого гнева представляется нам на 100 процентов отрицательным, но на самом деле 90 процентов этих отрицательных качеств - лишь плод нашего воображения. Об этом говорится и в статье китайского квантового физика, о которой мне недавно рассказали. Тому, кто разделяет основы квантовой физики, идея о том, что вещи не существуют так, как нам это представляется, не существуют объективно, - очень помогает справляться с эмоциональной реакцией. Удерживает от приписывания вещам несуществующих свойств.

Это совпадает с положениями буддийской психологии, в особенности с идеями Нагарджуны (индийского мыслителя II-III веков. - Прим. ред.), утверждавшего, что привязанность, гнев и неведение возникают в силу именно таких концептуальных построений, в силу искаженного мировосприятия. Нагарджуна говорит, что когда какой-то объект или явление представляется нам привлекательным, мы считаем, что его привлекательные свойства существуют объективно и независимо. И, соответственно, в нас возникает привязанность. Подобным же образом, если объект представляется нам отталкивающим, мы приписываем объективный статус его отталкивающим свойствам и испытываем гнев.

Таким образом, чтобы ослабить гнев или другую негативную эмоцию, нужно использовать свои интеллектуальные способности, анализировать, не удовлетворятся поверхностным взглядом на вещи, но стараться глубже проникнуть в суть.

- Вы часто говорите о друзьях, а есть ли у вас враги? И как насчет любимых и нелюбимых животных, например?

Я не провожу различия между друзьями и врагами. Все живые существа - мои лучшие друзья и лучшие учителя.

Согласно буддийским верованиям, после своей физической смерти Далай‑лама переселяется в тело одного из новорожденных. Поэтому после смерти Далай‑ламы монахи организуют поиски его следующей инкарнации - маленького ребенка, который должен обладать определенными признаками и должен пройти испытания. Поиск занимает обычно несколько лет. Затем ребенок отправляется в Лхасу (столица Тибета), где проходит обучение под руководством опытных лам.

Существует ряд признаков, по которым монахи разыскивают новое воплощение далай‑ламы, рождение которого обычно происходит на территории Тибета, Китая или Монголии.

Во время ежегодной мемориальной лекции Раджендры Матхура, организованной редакции Editor"s Guild в Индии 9 августа, Далай-лама сказал, что “подготовительная работа” по выбору его преемника, 15-го Далай-ламы, начнется уже в течение ближайших двух лет.

Австрийский альпинист Генрих Харрер , который бежал из лагеря в Индии и провел замечательные “Семь лет в Тибете”, так называлась его автобиография, рассказал в статье, опубликованной в июле 1955 года в журнале National Geographic о том, как был признан 14-й Далай-лама.

Поисковая группа, отправившаяся в провинцию Цинхай в Китае в 1937 году для поиска реинкарнации 13-го Далай-ламы, остановилась в маленьком домике, где двухлетний мальчик вскочил и выбежал навстречу им. Ламы из поисковой группы пришли в дом к его родителям и разложили перед ним, двухлетним, вещи, среди которых были некоторые, принадлежавшие покойному Далай‑ламе. Мальчик сразу выбрал их из кучи и сказал: "Это мое". Так было определено, что именно в него вселилась душа умершего, и он был признан очередным воплощением Будды.

Теперь, спустя 80 лет после этого удивительного события, Далай-лама считает, что пришло время готовиться к выбору его преемника. “Некоторая подготовка к будущим поискам перерожденца Далай-ламы начнется в течение следующего года-двух”, - сказал Далай-лама, указав, что его преемника можно найти либо в Монголии, либо в Северных Гималаях (Индия). Значительные замечания Далай-ламы о его преемственности были омрачены его заявлением о противостоянии Доклама, где он ссылался на дух “Hindi-Chini bhai bhai”. Эти комментарии, однако, вряд ли останутся незамеченными в Пекине, поскольку это заявление противоречит тому, что сказал Далай-лама 24 сентября 2011 года.

Процесс выбора его преемника, сказал он тогда, начнется только после того, как ему исполнится 90 лет, в 2025 году. Тогда он будет обратится к тибетским буддийским высоким Ламам о необходимости продолжения учреждения Далай-ламы. Будут проведены консультации с различными руководителями тибетских буддийских традиций, чтобы выбрать 15-го Далай-ламу.

Ученые указывают на два важных аспекта заявления от 9 августа - Далай-лама уже принял решение о необходимости продолжения учреждения, и сроки выбора преемника были сдвинуты. “Он чувствует двуединое давление преклонного возраста и китайцев”, - говорит тибетолог Клод Арпи .

Некоторые намеки на изменение мышления среди тибетской общины прозвучали в недавнем заявлении Лобсанга Сангая , президента тибетского правительства в изгнании. Выступая на фонде Индо-Тибета в Нью-Дели 17 мая, Сангай сказал, что Далай-лама еще при жизни выберет своего преемника. “Он (Далай-лама) говорит, что решит этот вопрос в возрасте 90 лет, но я думаю, что это должно произойти раньше, и я думаю, что это может произойти”, - отметил он.

В ноябре 2007 года Далай‑лама высказал мнение о том, что до его смерти буддисты Тибета должны избрать его преемника с помощью референдума, а не традиционным способом, когда на роль преемника выбирается ребенок. Духовный лидер тибетцев не уточнил, какую именно форму будет иметь предполагаемый референдум.

В то время как Далай-лама не уточнил характер церемоний, которые начнутся в ближайшие два года, ученые говорят, что, вероятно, это молитвы и тантрические ритуалы в буддийских монастырях, требующих его реинкарнации. Там еще одно существенное отклонение - 15-й Далай-лама, в отличие от 14 предыдущих, будет выбран еще при жизни своего предшественника.

Недавние заявления Далай-ламы имеют значение в свете растущей непримиримости Китая и полного отказа от ограниченной автономии для Тибета. В последние годы Пекин называл Далай-ламу “волом в овечьей шкуре” и активно протестовал против его посещения монастыря Таванг Аруначал-Прадеша в апреле этого года.

Заявление Далай-ламы в 2011 году завершилось предупреждением: “Имейте в виду, помимо реинкарнации, признанной с помощью законных методов, не должен быть признан ни один кандидат, выбранный для политических целей кем бы то ни было, в том числе и Китайской Народной Республикой”.

В своем заявлении 9 августа Далай-лама подтвердил, что его преемник будет выбран либо в Монголии, либо в Индии.

1. Примите во внимание, что большая любовь и большие достижения требуют большого риска. Риск присутствует в каждой замечательной возможности в жизни. Если бы она не была рискованной, то каждый мог бы воспользоваться ею, что сделало бы её обычной, а не "исключительной". Отделите себя от толпы, как тот, кто может не только идти на риск, но и любит так поступать. Такая уверенность в жизни может приносить вам удовлетворение до тех пор, пока вам это не надоест.

2. Когда вы что-то упускаете, не упускайте урок. Если вы теряете то, что вы знали, как такое, что не следовало бы делать, вы будете обречены получить этот урок вновь. Более важен, однако, страх неудачи. Неудача является предшественником успеха. Вряд ли что-то особенное, чего вы хотите достичь, придет без сбоев. Это возвращает нас к правилу риска упомянутому выше.

3. Следуйте трем вечным правилам: Уважайте себя — Доверие играет ключевую роль в успехе и тот, кто уважает себя, тому доверяют другие. Таким образом, если вы не уважаете себя, вы не сможете преуспеть в чём-то большом и не сможете уважать других. Уважайте других — И вас будут уважать взаимно. Любой, кто на взаимной основе не проявляет к вам уважения, сразу даёт вам знать, что он не стоит вашего времени и не уважает себя. Избегайте слабых, ненадёжных, полных ненависти к себе людей. Несите ответственность за все свои действия — Только вы ответственны за свои чувства, действия, успех и т.д. Вы имеете полный контроль над своей жизнью, так что не пытайтесь винить других людей за свои ошибки или несчастья.

4. Помните, что неполучение того, что вы хотите, иногда является невероятной удачей . Не всё, что вы хотите, обязательно будет хорошим для вас в долгосрочной перспективе. Если что-то не срабатывает для вас в течение продолжительного времени так, что кажется, будто вмешалась судьба, подумайте над тем, чтобы отпустить это совсем или возвратиться к этому в иное время. Пути Вселенной неисповедимы и этому следует доверять. Только убедитесь, что вы не выдаёте свои собственные ошибки за подсказки Вселенной.

5. Изучайте правила, чтобы знать, как их правильно нарушать. Правила для того и предназначены, чтобы их нарушать. Большинство из них вводятся в действие архаичными, коррумпированными институтами, стремящимися лишь порабощать и поддерживать свою собственную власть. Когда дело доходит до нарушения установленных ими правил, делайте это правильно во избежание наказания. Но в первую очередь, убедитесь, что вы в самом деле нарушаете правила. Если бы авторитеты никогда не оспаривалась, мы могли бы стать застойной цивилизацией.

6. Не позволяйте маленькому разногласию разрушить большую дружбу. Очевидно, что дружба важнее, чем один небольшой спор, но очень немногие люди, в действительности, применяют это правило на практике. Им также придётся следовать правилу № 7 для того, чтобы по-настоящему следовать этому правилу.

7. Когда вы поняли, что сделали ошибку, предпримите немедленные шаги для её исправления. И не позволяйте вашей гордости стать на пути совершения этих шагов. Принесите извинения, принимая на себя полную ответственность. Это будет говорить о вашей личности больше, чем действие, которое с самого начала привело к совершению ошибки.

8. Каждый день проводите какое-то время наедине с собой. Независимо от того, чем вы занимаетесь, выделяйте не менее 30 минут в день, чтобы провести их в одиночестве в спокойном месте. Это даст вам по крайней мере, полчаса для анализа того, что происходит в вашей жизни, для исследования самого/ой себя и выяснения того, что вы хотите. Используете ли вы для этого молитву, медитацию, йогу или гольф, этот ритуал обязателен.

9. Распахните объятия изменениям, но не отвергайте при этом своих ценностей. Этот мир постоянно меняется. Если вы не открыты для перемен, то вы будете жить очень несчастной жизнью. Вы сами тоже будете изменяться, но это не означает, что ваши ценности должны быть отброшены. Приветствуйте новые места, новые лица и новую любовь, но никогда не изменяйте сердцевинной части самого себя, разве что у вас появятся веские основания полагать, что ваше верование в них с самого начала было ошибочным.