Трудовые отношения

Таможенное законодательство евросоюза. Таможенный кодекс европейского союза

Еl código aduanero de la Unión

Как известно, в 2016 году вступает в силу Таможенный кодекс Евросоюза (el código aduanero de la Unión). Какие сюрпризы он нам преподносит? Чего стоит ожидать?

Рассмотрим самые важные аспекты документа.

Единый Таможенный Кодекс ЕС был принят еще в октябре 2013 года, но основная часть положений документа вступит с 1 июня 2016. Отличительной чертой документа является то, что тут предусмотрено поэтапный переход ЕС на единую таможенную систему ЕС. Полностью завершить процесс обмена информацией и создание единых баз данных для стран – членов Евросоюза планируется к 2020 году.

На протяжении всего времени после принятия Таможенного кодекса Европейская комиссия вместе со странами-участниками Союза разрабатывала план его внедрения, который должен полностью заработать с 1 января 2021 года.

По плану Европейской комиссии, к 31 декабря 2020 года должен полностью закончиться переходный период, когда будет создана IT-инфраструктура - и с этого момента Единый таможенный кодекс Европейского Союза будет действовать в полном объеме.

Новшества Единого таможенного кодекса ЕС

Таможенный кодекс Евросоюза предполагает ряд нововведений.

Статус уполномоченного экономического оператора

Прежде всего, они коснутся уполномоченных экономических операторов. Для них будет значительно упрощены процедуры таможенного оформления и предоставления таможенных гарантий , а на всей территории ЕС создан централизованный механизм оформления грузов на таможнях.

Важно: такие же преференции будут распространяться и на не имеющих официального статуса уполномоченного экономического оператора участников внешнеэкономической деятельности, но которые отвечают критериям, применяемым к уполномоченным экономическим операторам. То есть преференции будут предоставляться по факту. К таким критериям относятся налоговая прозрачность в деятельности и соответствующая компетенция.

Нововведения коснутся и процедуры взимания таможенных штрафов , которая будет значительно упрощена и позволит избежать в определенных случаях нефинансовой ответственности за уменьшение размера таможенных платежей. Избежать такой ответственности будет возможно, если таможенные платежи были занижены случайно или неосознанно и в незначительном размере.

Изменения в таможенных процедурах Евросоюза

В ходе внедрения Единого таможенного кодекса Евросоюза будет модернизирована система таможенного оформления грузов, в результате чего сократится количество необходимых для этого таможенных процедур . Принятие решений таможенными органами будет ограничено сроком 4 месяца, то есть служба станет более эффективной. Будут упразднены национальные системы штрафов – отныне применяется только единая система наказаний в рамках ТК ЕС. Очень важное нововведение - срока действия постановления о юридически обязательной информации о тарифах (BTI) будет снижен с 6 до трех лет, т.е теперь он согласован с действующим постановлением о юридически обязательной информации о происхождении товаров BOIs (binding origin information rulings)

Осуществление железнодорожных перевозок в рамках Таможенного Кодекса ЕС

Уже в 2019 году в 28 государствах – членах Евросоюза планируется ввести в действие единую электронную систему, включающую и ныне действующую Автоматизированную систему тарифного и местного таможенного оформления (ATLAS). Это позволит полностью отказаться от бумажных CIM-накладных при транзитных железнодорожных контейнерных перевозках.

Единая электронная база данных в рамках ТК Евросоюза

Таможенные органы стран – участниц Евросоюза и участники внешнеэкономической деятельности будут осуществлять обмен данными только в электронном виде . Для этого в до конца 2019 года на территории Евросоюза постепенно и внедряется электронная система, включая ATLAS.

То есть бумажные версии документов станут скорее исключением, чем правилом.

Функции и организация таможенных складов по новому Таможенному кодексу ЕС

Единый таможенный кодекс ЕС допускает временное хранение товаров только на складах, которые получат разрешение на это от таможенных органов стран – членов Евросоюза . Для организации таможенного склада необходимо будет получить соответствующее разрешение и внести залог.

Правовые основания:

  1. Скачать на испанском языке: (официальная версия ВОЕ)
  2. На английском языке ищите версию Community Customs Code (Modernised Customs Code)), опубликованную в Официальном вестнике Европейского Союза (Official Journal № L 145, ст. 1)
  3. С классическим таможенным правом ЕС вы можете ознакомиться по ссылке:
  4. Система таможенного права Евросоюза (страница адвоката по таможенным делам, испанский язык)

Ещё о законах Испании:

доктор юридических наук, профессор кафедры международного права Российского университета дружбы народов

Аннотация:

В настоящей статье автор анализирует организационно-правовые основы функционирования таможенного союза ЕС и модернизированный таможенный кодекс ЕС. С момента создания Европейского экономического сообщества в 1957г. таможенный союз стал основной целью ближайшего развития интеграционного процесса, поскольку без таможенного союза было невозможно сформировать общий рынок, создание которого было на тот момент основной задачей Европейского экономического сообщества. Таможенный союз ЕС формировался постепенно по мере углубления интеграции, поэтому все сложности развития европейского интеграционного процесса наложили свой отпечаток и на процесс формирования таможенного союза. В процессе исследования автор отмечает, что вопросы, связанные с механизмом принятия решений в сфере таможенного сотрудничества, определяются в актах первичного права ЕС, поскольку порядок обычной законодательной процедуры детально прописан в Договоре о функционировании Европейского Союза. Автор также отмечает, что особое положение среди норм Модернизированного таможенного кодекса ЕС занимают нормы, направленные на регулирование таможенного долга и гарантий. Положения нового Таможенного кодекса (раздел 3 Модернизированного таможенного кодекса ЕС) охватывают следующие этапы реализации свободы передвижения товаров на территории Европейского Союза. В заключении автор отмечает, что все вопросы, связанные с таможенной политикой Европейского Союза, регламентированы в учредительных договорах, а нормы Таможенного кодекса ЕС лишь детализируют положения учредительных договоров. Автор также делает вывод о том, что применение Модернизированного таможенного кодекса Европейского Союза вне контекста учредительных договоров Европейского Союза невозможно.

Ключевые слова:

таможенный союз, модернизированный таможенный кодекс, общий таможенный тариф, таможенная территория, правое регулирование, право, Европейский Союз.

Сегодня таможенный союз ЕС является основой, на базе которой реализуются четыре свободы внутреннего рынка Европейского Союза – свобода передвижения, лиц, товаров, услуг и капиталов.

Таким образом, таможенный союз в ЕС - это основной элемент интеграции в экономической сфере, составляющий основу функционирования единого внутреннего рынка Европейского Союза.

Таможенный союз ЕС является тарифным сообществом, в котором установлен единый таможенный тариф, и в котором гармонизированы все налоги и сборы, взимаемые с импорта.

Рассмотрим этапы формирования таможенного союза ЕС, которые непосредственно связаны с постепенным углублением интеграции в рамках Европейского Союза.

Основной составляющей частью Таможенного союза является Общий таможенный тариф ЕС.

Общий таможенный тариф ЕС впервые был введен в 1958г. Он был закреплен в размере среднего арифметического пошлин, которые действовали в то время, и действовал на основе номенклатуры, закрепленной Брюссельской конвенцией 1950 г. «О номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах».

Следовательно, формально таможенный союз в рамках Европейских сообществ был сформирован к концу 1960-х годов, когда поэтапно были отменены все внутренние тарифные преграды для передвижения товаров и введен Общий таможенный тариф.

Уже с 1975г. доходы от Общего таможенного тарифа поступают Европейскому экономическому сообществу, а не его государствам-членам.

Общий таможенный тариф также используется ЕС для предоставления помощи развивающимся странам.

В 1987 году Европейское экономическое сообщество как единый субъект международного права ратифицировало Международную конвенцию о гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС). Она вступила в силу на территории Европейского экономического сообщества в 1988г. в форме совмещенной номенклатуры.

Совмещенная номенклатура включала:

· Номенклатуру гармонизированной системы описания и кодирования товаров;

· Субпозиции к этой номенклатуре;

· Предварительные положения, т.е. дополнительные секции, примечания к субпозициям.

Параллельно с введением совмещенной номенклатуры была создана информационная база данных (ТАРИК) – интегрированный тариф ЕС. ТАРИК создана для того, чтобы показывать особые положения, применяемые к товарам каждого кода Совмещенной номенклатуры.

Что касается, таможенных пошлин, то вопрос о том, какой тариф взимать с товаров и взимать ли вообще, решается на основе концепции происхождения товаров.

Концепция происхождения товара была сформулирована в регламенте Совета №802/68. Эта концепция также была важна для того, чтобы предотвратить подделку товаров, обусловленную неправильным указанием страны-производителя товара как целиком, так и товаров, закупленных в государстве, где они были произведены после существенной переработки сырья и полуфабрикатов, происходящих из других стран.

Для товаров, экспортируемых из ЕС, Европейская комиссия приняла образцовый сертификат происхождения: «Сделано в ЕС».

Вопросы определения страны происхождения товара были детализованы в Таможенном Кодексе ЕС (1).

Но, поскольку Европейский Союз – это интеграционное сообщество, в нем невозможен кодифицированный закон. Поэтому Кодекс – это условное название правового акта, принятого в форме регламента.

Применение Кодекса вне контекста указанного регламента невозможно .

Таким образом, поскольку в интеграционном сообществе кодифицированный закон невозможен, «кодекс» - это условное название для сборника норм регламентов.

Перечисленные выше меры позволили ЕС вести единую таможенную политику, необходимую для создания внутреннего рынка, а также облегчили ведение Союзом общей торговой политики.

Таможенный союз ЕС имеет как внутренние, так и внешние аспекты. Устранение препятствий в торговле между государствами-членами невозможно без общей внешней таможенной политики.

Таможенный союз дополняется свободой передвижения лиц, услуг и капиталов.

Поэтому таможенная территория ЕС – это все территории, где действует право ЕС.

Процесс отмены таможенной процедуры на границах между государствами-членами ЕЭС начался в 1968г.

Для сбора статистической информации после 1 января 1993г. был создан Интрастат (INTRASTAT) – информационная система, позволяющая получать статистическую информацию об обмене товарами между государствами-членами напрямую от предприятий.

В ЕС на основе положений учредительных договоров вопросы таможенного регулирования перешли в сферу исключительной компетенции Союза (ст. 3 Договора о функционировании Европейского Союза). В указанной статье таможенный союз занимает первое место, т.к. он является основным достижением европейской интеграции на пути к созданию и функционированию единого внутреннего рынка, а также экономического и валютного союза.

Однако не следует полагать, что если регулирование Таможенного союза относится к исключительной компетенции Союза, то государства-члены утрачивают свою суверенную компетенцию в этой сфере.

Несмотря на то, что сфера таможенного и внешнеторгового регулирования относится к исключительной компетенции Союза, государства-члены могут издавать собственные нормативно-правовые акты в этой сфере в случае установления ими запретов и ограничений импорта и экспорта товаров.

Вне компетенции Союза в сфере таможенного союза ЕС остается система и структура национальных таможенных органов, правовой статус их служащих, ответственность за преступления и нарушения в таможенной сфере и т.д.

Поэтому, когда какая-либо область сотрудничества передается в исключительную компетенцию Союза, это не означает централизации власти.

Институты Союза издают только акты вторичного права. Поэтому даже Таможенный кодекс ЕС создан в виде регламента, причем регламента Совета. А Совет ЕС является межправительственным органом.

Современное определение таможенного союза как режима экономической интеграции можно найти в положениях ГАТТ.

Согласно п. «а» параграфа 8 статьи 24 ГАТТ под таможенным союзом понимается замена двух или нескольких территорий одной таможенной территорией следующим образом:

1. Пошлины и иные ограничительные меры регулирования торговли отменяются в отношении практически всей торговли между составляющими территориями таможенного союза, или, по меньшей мере, - в отношении практически всей торговли товарами, происходящими из этих территорий.

2. Те же пошлины и иные меры регулирования торговли применяются каждым членом таможенного союза по отношению к торговле с территориями, не входящими в союз.

В современном праве Европейского Союза таможенное регулирование основывается на целом комплексе норм и правил Европейского Союза, которые составляют так называемое таможенное право Европейского Союза.

Рассмотрим те нормы, которые формируют таможенное право Европейского Союза:

В соответствии с уже упоминавшейся ст. 3 Договора о функционировании Европейского Союза, таможенный союз относится к одной из шести сфер исключительной компетенции Европейского Союза.

Специальные положения о таможенном союзе ЕС содержатся в разделе 2 Договора о функционировании Европейского Союза («Свободное передвижение товаров»).

Ст. 28 Договора о функционировании Европейского Союза устанавливает, что «Союз включает в себя таможенный союз, который распространяется на весь товарооборот и предполагает запрещение между государствами-членами таможенных пошлин на импорт и экспорт и любых равнозначных сборов, а также принятие Общего таможенного тарифа в их отношениях с третьими странами».

Таким образом, таможенный союз, согласно источникам права ЕС в действующей сегодня Лиссабонской редакции включает:

Запрещение между государствами-членами Европейского Союза таможенных пошлин на импорт и экспорт или равнозначные сборы, включая пошлины налогового характера и любые сборы, равнозначные им (ст. 30 Договора о функционировании Европейского Союза).

Распространение Общего таможенного тарифа на отношения государств-членов Европейского Союза с третьими странами (ст. 31 Договора о функционировании Европейского Союза).

Товарооборот в Европейском Союзе составляет продукция, местом происхождения которой являются, во-первых, государства-члены ЕС, во-вторых, продукция из третьих стран, находящаяся в свободном обращении в государствах-членах ЕС (ст. 28 Договора о функционировании Европейского Союза).

Находящейся в свободном обращении в любом из государств-членов Европейского Союза признается продукция из третьих стран, в отношении которой в государстве-члене ЕС были выполнены импортные формальности, взысканы подлежащие уплате таможенные пошлины и равнозначные им сборы, и применительно к которой не проводился полный или частичный возврат указанных пошлин и сборов (ст. 29 Договора о функционировании Европейского Союза).

Следует отметить, что сформулированное выше правило представляет собой основной принцип таможенного союза в ЕС.

В учредительных договорах Европейского Союза определены также критерии реализации Европейской комиссией ее полномочий по осуществлению таможенно-тарифного регулирования. К таким критериям относятся:

· необходимость развивать торговлю между государствами-членами и третьими странами;

· развитие условий конкуренции внутри Европейского Союза в целях возрастания конкурентоспособности предприятий;

· потребность в снабжении Союза сырьем и полуфабрикатами с одновременным соблюдение условия о том, чтобы между государствами-членами Европейского Союза не искажались условия конкуренции в отношении конечной продукции;

· необходимость избегать серьезных нарушений в хозяйственной жизни государств-членов Европейского Союза, а также обеспечивать рациональное развитие производства и рост потребления на территории Европейского Союза.

Перечисленные выше критерии закреплены в ст. 32 Договора о функционировании Европейского Союза.

Полномочия Европейского Союза по регулированию таможенного союза ЕС закреплены в ст. 33 Договора о функционировании Европейского Союза). Согласно этой статье Европейский парламент и Совет ЕС, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой, принимают меры по усилению таможенного сотрудничества государств-членов друг с другом и с Европейской комиссией. Однако указанные меры осуществляются только в рамках сферы применения договоров.

На уровне актов вторичного права Европейского Союза таможенно-тарифное регулирование регламентировано регламентами ЕС. Неким сборником положений регламентов, создающих правовое поле функционирования таможенного союза в Европейском Союзе является Модернизированный таможенный кодекс Европейского Союза, утвержденный регламентом (ЕС) – Европейского парламента и Совета №450/2008 .

Модернизированный кодекс был принят в рамках не прекращающейся работы по усовершенствованию таможенного союза ЕС, начатой Европейской комиссией в девяностых годах двадцатого века.

Таким образом, новый Модернизированный кодекс пришел на смену кодексу Европейского сообщества 1992 года.

Новый регламент №450/2008 содержит преамбулу, 188 статей, объединенных в девять разделов.

Если говорить о новеллах регламента №450/2008, то принципиальная новизна так называемого Модернизированного таможенного кодекса Европейского Союза состоит в том, что он создает общую электронную систему таможенного регулирования между государствами-членами Европейского Союза.

Таким образом, Модернизированный таможенный кодекс Европейского Союза создает принципиально новую систему таможенного регулирования между государствами-членами ЕС, переводя таможенный союз на принципиально новые правовые основы.

Модернизированный таможенный кодекс Европейского Союза по своей внутренней структуре схож с прежним Таможенным кодексом ЕС, который был принят в 1992 году.

Новый модельный таможенный кодекс Европейского Союза содержит наряду с общими положениями относительно пределов применения таможенного законодательства специальные положения, которые направлены на регулирование важнейших институтов, формирующих Таможенный союз ЕС.

Так, Модернизированный таможенный кодекс содержит положения об Общем таможенном тарифе, устанавливает основания применения ввозных и вывозных таможенных пошлин, регулирует вопросы определения места происхождения товаров, а также вопросы таможенной стоимости.

Таким образом, Модернизированный таможенный кодекс Европейского Союза включает в себя специальные вопросы, которые первоначально были согласованы государствами-членами ЕС в учредительных договорах.

И сегодня важнейшие положения, формирующие таможенный союз ЕС, содержатся в учредительных договорах Европейского Союза.

Так, часть третья Договора о функционировании Европейского Союза содержит следующие разделы: «Свобода передвижения товаров», «Таможенный союз», «Таможенное сотрудничество», «Запрещение количественных ограничений между государствами-членами».

В частности, в ст.33 Договора о функционировании Европейского Союза сказано, что Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой, принимают меры по усилению таможенного сотрудничества государств-членов.

Таким образом, вопросы, связанные с механизмом принятия решений в сфере таможенного сотрудничества, определяются в актах первичного права ЕС, поскольку порядок обычной законодательной процедуры детально прописан в Договоре о функционировании Европейского Союза. В актах первичного права Европейского Союза определяется также таможенная политика Европейского Союза в целом, а Модернизированный таможенный кодекс ЕС лишь конкретизирует нормы учредительных договоров Европейского Союза.

Особое положение среди норм Модернизированного таможенного кодекса ЕС занимают нормы, направленные на регулирование таможенного долга и гарантий. Положения нового Таможенного кодекса (раздел 3 Модернизированного таможенного кодекса ЕС) охватывают следующие этапы реализации свободы передвижения товаров на территории Европейского Союза:

· поступление товаров на таможенную территорию ЕС;

· таможенный статус товаров;

· помещение товаров под соответствующую таможенную процедуру;

· реализацию товаров в свободном обращении;

· порядок освобождения товаров от таможенных пошлин;

· условия освобождения товаров от таможенных пошлин.

Статус специального Комитета Таможенного кодекса определяется в разделе 9 Модернизированного таможенного кодекса. Однако, как указывалось выше, все вопросы, связанные с таможенной политикой Европейского Союза, регламентированы в учредительных договорах, а нормы Таможенного кодекса ЕС лишь детализируют положения учредительных договоров.

Таким образом, применение Модернизированного таможенного кодекса Европейского Союза вне контекста учредительных договоров Европейского Союза невозможно.

ПРИМЕЧАНИЕ

(1) С 2013 года Модернизированный таможенный кодекс Европейского Союза, утвержденный регламентом (ЕС) – Европейского парламента и Совета №450/2008 заменил действующий ранее Таможенный кодекс ЕС.

ЛИТЕРАТУРА:

Regulation (EC) №450/2008 of the European Parliament and of the Council laying down the Community Customs Code (Modernised Customs Code) // OJ 2008 L 145\1.

Заголовок En:

European Union Customs Union And The Upgraded Customs Code Of The European Union

Аннотация En:

In the present article author analyzes the institutional framework of the Customs Union of the EU and the modernized Customs Code of the EU. Since the establishment of the European Economic Community in 1957 the Customs Union became the main aim of proximal development of the integration process, because without the customs union was not possible to form a common market, establishment of which was at that time the main task of the European Economic Community. The EU Customs Union formed gradually with the deepening integration, so all the difficulties of the European integration process have left their imprint on the formation of the customs union. In the study author notes that issues related to the decision-making mechanism in the field of customs cooperation defined in acts of primary EU law, because the order of the ordinary legislative procedure prescribed in detail in the Treaty on the Functioning of the European Union. Author also notes that the special position among the rules to modernize the EU Customs Code occupies rules aimed at regulating the customs debt and guarantees. The provisions of the new Customs Code (Section 3 of the modernized Customs Code EU) cover the following stages of the free movement of goods within the European Union. In conclusion, author notes that all matters relating to customs policy of the European Union are regulated in the founding treaties and the rules of the Customs Code only detail the provisions of the EU founding treaties. Author also concludes that the application of the modernized Customs Code of the European Union outside the context of the founding treaties of the European Union is impossible.

Ключевые слова En:

Customs Union, upgraded customs code, blanket customs tariff, customs territory, legal regulation, law, European Union.

28 февраля 1990 года Комиссия ЕС предоставила на рассмотрение проект Таможенного кодекса ЕС, 12 октября 1992 года Регламентом Совета №2913/92 Таможенный кодекс был принят и уже с 1 января 1994 года вступил в силу. Прежде чем таможенный кодекс вступил в силу был принят Регламент №2454/93

«О применении Таможенного кодекса», или как его ещё по другому называют, Имплементационный кодекс. Имплементационный кодекс утверждал порядок вступления в действие, а также применение норм Таможенного кодекса Европейского союза.

Таможенный кодекс ЕС своим появлением обязан государствам-членам, так как на тот момент в национальных таможенных кодексах и уставах отпала нужда и требовался таможенный кодекс, который и будет интегрирован в государствах-членах ЕС.

Таможенный кодекс позволил отказаться от громадного количества различных директив и постановлений, которые несли в себе инструкции по вопросам таможенного контроля. Таможенный кодек явился одной директивой и инструкцией, ведь проводимое формирование общего рынка и требовало сведение воедино всех инструкций. Таможенный кодекс обязателен и имеет юридическую силу во всех государствах-членах, за исключением правил, которые имеют оговорку в Договорах о присоединении.

Хоть ТК ЕС и Имплементационный кодек смоги заменить огромное количество директив и регламентов, но два регламента они заменить все же не смогли, это Регламент №2658/87 «О общем таможенном тарифе ЕС» и Регламент №918/83 «О системе освобождения от уплаты таможенных пошлин».

Правовыми основами для принятия Таможенного кодекса ЕС является Договор «О ЕЭС», а точнее его статьи 26, 95, 133 и 135.

Таможенный кодекс ЕС, как и любой другой нормативный акт требует реформ и изменений, последний раз такие реформы затрагивали Таможенный кодекс ЕС в 2005 году, они затронули систему управления рисками, уполномоченных экономических операторов и т.д.

Неумолимое совершенствование таможенных технологий, а также непрекращающийся рост международной торговли заставил Комиссию ЕС кардинально изменить существующий Таможенный кодекс, дабы соответствовать реалиям данного времени. Вследствие чего, Европейским парламентом было вынесено решение о разработке Модернизированного таможенного кодекса.

Первый проект МТК представили на рассмотрение 10 декабря 2003 года, но проект получился сырым и был отправлен на доработку. Спустя почти год 11 ноября 2004 года, учтя и исправив все замечания проект был представлен ещё раз, но его постигла судьба первого проекта, он был отправлен на доработку и лишь 18 июня 2007 года окончательный проект модернизированного таможенного кодекса был одобрен и направлен в Европейский парламент. 23 апреля 2008 года Европейский парламент принял Регламент №450/2008 «Об утверждении Таможенного кодекса сообщества (обновленной версии Таможенного кодекса)».

Преамбула Модернизированного таможенного кодекса говорит о необходимости отразить в таможенном законодательстве новые задачи таможенных органах, новые роли и современную экономическую ситуацию.

По своей структуре МТК абсолютно идентичен со старым ТК, он так же состоит из девяти частей в которую входят главы и разделы, а также 188 статей, которые являются базовыми элементами.

Модернизированный Таможенный кодекс состоит из правовых норм, которые можно разделить на несколько групп:

общие положения;

положения, относящиеся к таможенному контролю и регулированию в сфере таможенного оформления;

положения, относящиеся к тарифному регулированию и сфере исчисления и уплаты таможенных пошлин.

В первую группу мы отнесем положения частей l, Vlll и lX Модернизированного Таможенного кодекса.

Часть l состоит из трех глав:

Впервой главе говорится о целях и задачах принятия МТК, также перечислены все таможенные территории ЕС. В данной главе особо выделяется ст. 4, в которой представлены 33 понятия и определения;

во второй главе части l обозначены права и обязанности лиц при взаимодействии с таможенными органами. Вопросы, рассматриваемые в данной главе, касаются осуществления лицами таможенных операций и предоставления в таможенные органы информации. Вторая глава устанавливает штрафные санкции за нарушение таможенного законодательства, а также регламентирует процедуру обжалования действий таможенных органов;

третья глава части l касается вопросов конвертации волюты и исчисления сроков.

В часть Vlll МТК говорится о товарах, вывозимых с таможенной территории Сообщества.

Данная часть состоит из трех глав:

первая глава указывает обязательства по подаче предварительной декларации, меры, устанавливающие определенные сведения, а также устанавливает таможенный контроль и формальности при экспорте;

глава вторая полностью посвящена экспорту и реэкспорту;

третья глава указывает на условия, при которых возможно освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин.

В данную группу так же входят нормы части lX, которая содержит перечень нормативно правовых актов ЕС, которые утратили силу с принятием ТК, нормы о Комитете по Таможенному кодексу, нормы о вступлении в силу Модернизированного Таможенного кодекса, а также корреляционные таблицы, в которых дается сравнение ТК и МТК.

Относящиеся ко второй группе нормы от таможенном оформлении и таможенном контроле в системе таможенного регулирования делают данную группу ключевой. К данной группе относятся положения частей lV-Vll.

Часть lV в которой освещаются вопросы, касающиеся прибытия товаров на таможенную территорию ЕС, делится на две главы: первая глава утверждает порядок предоставления ввозной краткой декларации, определяет круг лиц, ответственных за данное предоставление, а также порядок внесения дополнений и изменений в данную декларацию;

вторая глава полностью посвящена прибытию товаров на таможенную территорию ЕС. В данной главе также освещаются вопросы касающиеся предъявления товаров таможенным органам их выгрузка и досмотр. Кроме того, данная глава содержит положение о формальностях, совершаемых после предъявления товаров, а также о товарах, помещаемых под процедуру транзита. Часть V отражает общие правила о таможенном статусе, помещении товаров под таможенный режим, подтверждение, выпуске и распоряжении

товарами. Данная часть состоит из четырех глав:

первая глава касается таможенного статуса товаров;

вторая глава говорит о помещении товаров под таможенный режим;

глава третья регламентирует проверку и выпуск товаров;

глава четвертая устанавливает нормы касающиеся распоряжения товарами.

Относящаяся ко второй группе глава первая части Vl модернизированного таможенного кодекса ЕС, раскрывает нормы о выпуске товаров для свободного обращения.

Часть Vll имеет очень большое значение, ведь она посвящена специальным таможенным процедурам, к которым согласно Модернизированному Таможенному кодексу ЕС относится транзит (внешний, внутренний и коммунитарный), хранение, особое использование и переработка (внутренняя и внешняя).

В третью группу входят положения частей ll и ll Модернизированного Таможенного кодекса ЕС, а также глава втора части Vl.

Часть ll говорит о тарифном регулировании и разделяется на три главы:

первая глава характеризует Таможенный тариф Европейского сообщества и тарифную классификацию товаров. Данная глава определила основные структурные элементы Таможенного тарифа ЕС, в которые вошли комбинированная номенклатура товаров, ставки таможенных пошли, тарифные преференции;

вторая глава содержит положения, которые определяют страну происхождения товара для таможенных целей. Выделено преференциальное и не преференциальное происхождение товаров;

третья глава касается определения стоимости товаров для таможенных целей. Данная глава дает определение таможенной стоимости товаров, раскрывает основные принципы, на которых основывается определение таможенной стоимости, а также предоставлены методы определения таможенной стоимости.

Часть lll, относящаяся к третьей группе говорит о таможенной задолженности и обеспечение, данная часть состоит из четырех глав:

глава первая говорит о возникновение таможенной задолженности;

глава вторая говорит об обеспечение уплаты потенциальной или существенно таможенной задолженности;

глава третья касается возврата и уплаты ввозных и вывозных таможенных пошлин;

глава четвертая говорит о погашении таможенной задолженности.

Глава вторая части Vl Модернизированного Таможенного кодекса говорит о случаях освобождения от уплаты импортных пошлин обратно ввезённым товарам и продукции морского промысла.

Принципиальные изменения Модернизированного Таможенного кодекса от Таможенного кодекса выделяются в следующем:

таможенные декларации и сопроводительные документы подаются только в электронном виде;

обмен информации между таможенными органами осуществляется только в электронной форме;

введена концепция «Централизованного оформления», теперь уполномоченный таможенный оператор имеет возможность декларировать и уплачивать пошлины в электронной форме по месту своего нахождения и независимо от того, через какое государство-член ЕС ему предстоит перемещать товар;

введение концепции «Одного окна» и «Одной остановки».

В современных реалиях МТК ЕС не перестал совершенствоваться, и новая редакция Модернизированного Таможенного кодекса вступила в силу с 01.02.2016 года. Основная часть кодекса осталась прежней.

Основные ключевые изменения следующие:

уполномоченным экономическим операторам предоставляются расширенные преференции;

срок хранения таможенных документов для целей таможенной проверки увеличен с трех до десяти лет;

с 01.05.2016 года все типы деклараций будут подаваться только в электронном виде через систему EDI;

для доказательства ввоза или вывоза товара для налоговой инспекции нужно иметь декларацию только в электронном виде в формате XML.

Кодекс объединим порядка 75 регламентов, которые были приняты с 1968 по 1992 года, так же он был направлен на достижение ясности и единообразия в толковании положений права ЕС, затрагивающую вопросы торговли с третьими странами.

    Общая характеристика регламента Европейского парламента и Совета (ЕС) «Об утверждении таможенного кодекса Сообщества».

    Сфера применения таможенного законодательства ЕС, задачи таможенных органов

    Права и обязанности лиц в отношении таможенного законодательства.

1. Общая характеристика регламета Европейского парламента и Совета (ес) «Об утверждении таможенного кодекса Сообщества»

Обновленный Европейский таможенный кодекс (Community Customs Code (Modernised Customs Code)) утвержден регламентом Европейского Парламента и Совета (ЕС) № 450/2008 от 23 апреля 2008 года и опубликован в Официальном вестнике Европейского Союза (Official Journal № L 145, ст.1)

Принятие обновленного Кодекса в ЕС обусловлено необходимостью создания для европейских субъектов хозяйственной деятельности благоприятных условий использования современных возможностей реализации обязательств в международной торговле, которая имеет важное значение при современном уровне конкуренции на международном рынке. Устаревшие технологии, процедуры и другие нормы таможенного законодательства, созданные для бумажной версии таможенных процедур, создают условия для злоупотреблений, наносят ущерб внешней экономической безопасности и ослабляют роль таможенных служб как главных субъектов, осуществляющих охрану и надзор таможенных границ Сообщества в процессах международного товарооборота.

Еще в ноябре 2005 года Европейская Комиссия (Комиссия) представила обоснование модернизации таможенного законодательства, ставшее реализацией Лиссабонской стратегии ЕС от 2000 года. Комиссия выделила следующие главные задачи, которые ставились при разработке проекта ТК:

- внедрение «электронной администрации» в сфере таможенного регулирования;

- упрощение и создание прозрачности норм таможенного права и систематизация разных норм таможенного права в едином документе;

- увеличение конкурентоспособности европейских предприятий и их партнеров из третьих стран, что должно содействовать экономическому развитию;

- увеличение безопасности на внешней границе от момента внедрения единых стандартов относительно анализа и управления рисками с помощью общих информационных систем;

- улучшение взаимосвязи с другими политиками Сообщества в сфере налогов, сельского хозяйства, торговли, окружающей среды, здоровья и охраны потребителей;

- создание эффективного процесса принятия исполнительных решений таможенными органами стран-членов и толкование норм таможенного права ЕС.

В интересах предпринимателей и таможенных органов Сообщества была проведена кодификация всех предписаний таможенного права в единый нормативный акт. Обновленный ТК содержит общие принципы и процедуры в сфере применения тарифных и нетарифных средств, которые связаны с товарообменом между Сообществом и третьими странами.

Структурно обновленный Кодекс состоит из 188 статей, объединенных в девять разделов (title), которые в свою очередь разделены на главы (chapter) и секции (section). По сравнению с Кодексом 1992 года количество статей уменьшено с 253 до 188. Такое сокращение состоялось благодаря систематизации и унификации норм для отдельных институтов таможенного права и исключению тех, которые не оправдали своего назначения или признаны не отвечающими современному уровню развития таможенных отношений.

В разделе I ТК урегулированы следующие вопросы: сфера применения норм таможенного права и задачи таможенных органов, права и обязанности лиц, возникающие из предписаний таможенного права, а также вопросы перерасчета валюты и сроков в области таможенных дел.

Статья 4 содержит определение ос­новных понятий, применяемых в ТК. Определяющим в обновленном Кодексе является кардинальное изменение подхода к таможенному регулированию как к системе, главной целью которой являются содействие экономическому развитию государств - членов Сообщества и которая должна основываться на применении электронной системы преобразования данных. Примером этого может быть определение, приведенное в последнем пункте статьи 4, а именно понятие «сообщение» (message). Сообщение - это основная форма обмена информацией, содержащая данные, представленные заинтересованным лицом, государственным органом или администрацией другому лицу при использовании информационных технологий и компьютерных сетей передачи данных.

В главе 2 раздела I определены главные нормы относительно декларирования товаров, понятие института таможенного представителя (customs representative). Таможенным представителем может быть любое лицо, уполномоченное другим лицом для осуществления всех действий и формальностей, предусмотренных таможенным правом. Особый интерес представляют новые нормы относительно таможенных представителей, которые с момента вступления в силу Кодекса смогут осуществлять свою деятельность на всей территории Союза без каких-либо территориальных ограничений.

Кроме того, европейский законодатель различает понятия таможенного представителя и уполномоченного субъекта хозяйственной деятельности (authori­zed economic operator). Разница между таможенным представителем и уполномоченным субъектом заключается в том, что последний осуществляет свою деятельность как субъект предпринимательской деятельности на основании лицензии, выданной таможенными органами, и в связи с этим пользуется льготами, которые могут предоставляться в рамках таможенного законодательства.

В новом ТК впервые на уровне Cообщества было установлено правило об ответственности за нарушение таможенных правил, а также санкции, применяемые к правонарушителям. Санкции (pena­lties) за нарушение таможенных правил в ЕС должны быть эффективными, пропорциональными и превентивными. В соответствии со статьей 21 Кодекса каждое из государств - членов ЕС самостоятельно устанавливает санкции за нарушение таможенных правил, среди которых должны быть следующие две формы:

а) штрафы, взимаемые таможенными органами в определенных случаях или вместо уголовной ответственности;

б) отмена, приостановление или изменение разрешений, предоставленных заинтересованному лицу.

Другим нововведением является определение правила об общеобязательной силе решений любого таможенного органа из любого государства - члена ЕС по всей территории Союза. Каждое заинтересованное лицо может обратиться к таможенным органам с целью получения решения в его пользу. Такое решение принимается таможенными органами в соответствии с нормами таможенного права ЕС и является обязательным на всей территории Сообщества.

В главе 7 раздела I ТК определены основные понятия относительно таможенного контроля (customs controls), осуществляемого таможенными органами ЕС. Часть 2 статьи 25 Таможенного кодекса гласит, что основной формой таможенного контроля является анализ рисков с помощью системы электронной обработки данных с целью идентификации и оценки риска, а также применение превентивных мер на основании критериев, определенных на национальном, общеевропейском и в соответствующих случаях на международном уровнях. Кроме анализа рисков как основной формы таможенного контроля, таможенное право ЕС предусматривает возможность проведения выборочных проверок товаров. Выборочная проверка заключается в осмотре товаров, взятии проб и образцов, проверке информации, представленной в таможенной декларации, а также наличия и аутентичности документов, отчетности и других данных уполномоченных субъектов хозяйственной деятельности, досмотре транспортных средств, багажа и других предметов, перемещаемых через таможенную границу. Кроме того, проверка заключается в осуществлении действий соответственно официальным запросам других органов государственной власти и использовании других форм контроля.

Раздел II обновленного ТК посвящен определению основных элементов, на основании которых начисляются пошлина и другие налоги за перевозку товаров через таможенную границу ЕС. В отдельных главах раздела II очерчены вопросы европейского таможенного тарифа, классификации, происхождения и таможенной стоимости товаров.

Согласно предписаниям главы 1, таможенный тариф (common customs tariff) является неотъемлемой частью таможенного права и применяется к товарам, импортируемым или экспортируемым с таможенной территории Сообщества.

Иным элементом, на основании которого начисляются пошлина и другие налоги, является определение страны происхождения товаров (origin of goods). В главе 2 содержатся правила определения преференциального и непреференциального происхождения товаров, установленные в соответствии с обязательствами, взятыми на себя Сообществом по Марракешскому Соглашению о происхождении товаров от 1994 года.

Основные правила относительно определения таможенной стоимости товаров (customs value of goods) закреплены в главе 3 раздела II Кодекса. Как и с институтом определения страны происхождения, нормы относительно определения таможенной стоимости товаров полностью унифицированы с требованиями, установленными в рамках Всемирной торговой организации. Основой для определения правил установления таможенной стоимости товаров в ЕС является Соглашение о применении статьи VII ГАТТ от 1994 года.

Следующий раздел обновленного ТК посвящен порядку взыскания пошлины и других налогов за перевозку товаров через таможенную границу ЕС. Порядок взыскания пошлины в Сообществе тесно связан с институтом таможенного долга (customs debt). В отдельных главах раздела III урегулированы вопросы: возникновения таможенного долга, обеспечения потенциального или возникшего таможенного долга, начисление и уплата квоты пошлины и таможенных налогов от импорта и экспорта товаров, погашение таможенного долга.

Таможенный долг - это возложенная на конкретное лицо обязанность уплаты квоты начисленных налогов и пошлины за импорт или экспорт товаров, вычисленных на основании действующего таможенного законодательства. По общему правилу таможенный долг возлагается на лицо, осуществляющее декларирование товаров. Он возникает в случае импорта или экспорта товаров или нарушения норм таможенного права Сообщества. Местом, где будет осуществляться взыскание всех таможенных налогов и сборов, является местонахождение лица, на имя которого выдано разрешение на использование товаров в соответствии с избранным таможенным режимом. В случае нарушения таможенных норм, таможенный долг возникает по месту совершения правонарушения. Такие предписания создают благоприятные условия для эффективного контроля таможенными органами правильного хода использования товаров в соответствии с избранным таможенным режимом.

В обновленном ТК ЕС определены случаи, в которых предполагается возвращение уплаченных или освобождение от уплаты надлежащих таможенных платежей и налогов. Такие случаи отображены в статье 79 Кодекса, где указано, что квота таможенных платежей и налогов должна быть возвращена или лицо освобождается от их уплаты в следующих случаях:

а) переплаты квоты надлежащих таможенных платежей и налогов;

б) повреждения товаров или несоответствия их условиям договора;

в) ошибки таможенных органов;

г) соответственно принципу справедливости.

Нормы раздела III представляют собой установленный путем унификации норм относительно обеспечения квоты таможенного долга для всех видов специальных таможенных режимов компромисс между интересами предпринимателей, возможностью снижения квоты обес­печения, охраной финансовых интересов Сообщества, а с другой стороны, расширением случаев, в которых необходимо предоставление обеспечения таможенного долга.

Раздел IV ТК посвящен вопросам ввоза товаров на таможенную территорию Сообщества. Основными вопросами, урегулированными в данном разделе, являются: порядок предоставления предварительной декларации, порядок обращения с привезенными товарами, то есть их ввоз на таможенную территорию ЕС, предъявление таможенным органам, разгрузка и досмотр, формальности после предъявления товаров и вопрос перевозки товаров соответственно таможенному режиму транзита.

В соответствии с обязательствами, взятыми ЕС по Международной конвенции с Киото от 1994 года, ввоз товаров на таможенную территорию ЕС может происходить только после предоставления предварительной декларации (entry summary declaration). Предварительная декларация должна быть предоставлена в таможенный орган в электронном виде, исключением могут быть товарно-транспортные документы, содержащие все необходимые данные, и только в отдельных случаях, по решению таможенного органа, возможна подача бумажной версии такой декларации.

Согласно предписаниям раздела IV, с момента ввоза товаров на таможенную территорию ЕС они подлежат таможенному надзору (customs supervision). Под таможенным надзором товары находятся до того времени, пока не будет определен их таможенный статус (customs status). Таможенный статус товаров означает их принадлежность к товарам европейским или неевропейским, то есть происходящим из-за границы.

С момента представления таможенным органам товаров, на выбор декларанта, им предоставляется избранный таможенный режим или они могут быть помещены в режим временного хранения (temporary storage).

Общие правила о таможенном статусе, помещении товаров под таможенный режим, подтверждение выпуска и распоряжения товарами раскрыты в разделе V ТК. Институт таможенных режимов Сообщества тесно связан с таможенным статусом товаров. Таможенное право ЕС предусматривает разделение товаров на два вида. Это сделано для разделения товаров на европейские, которые могут свободно находиться в обращении на территории Союза, и неевропейские, обращение которых на таможенной территории Сообщества ограничено и подлежит конт­ролю. Такие требования вытекают из самого назначения таможенного права как главного инструмента государства в защите национальных экономических интересов от внешних влияний. Институт таможенного статуса товаров составляет основу функционирования таможенного права Сообщества, ведь именно от такого разделения товаров зависит функционирование других институтов: таможенных режимов, пошлины и таможенного контроля. Изменение таможенного статуса товаров возможно благодаря предоставлению товарам таможенного режима. В случае допуска к свободному обращению иностранные товары получают статус европейских, и наоборот, товары получают статус неевропейских в случае их экспорта с таможенной территории Сообщества, поскольку при их ввозе или экспорте должны быть выполнены все тарифные и нетарифные мероприятия таможенной политики ЕС.

Предоставление товарам избранного таможенного режима возможно лишь на основании предоставленной таможенной декларации (customs declaration). Таможенная декларация подается соответствующим таможенным органам для предоставления товарам какого-либо из видов таможенных режимов, кроме режима свободной таможенной зоны. Декларирование товаров до свободной таможенной зоны возможно с помощью внесения соответствующих записей в учетные книги. Как и в случае с предварительной декларацией, таможенная декларация подается в электронном виде. Кроме электронной формы декларирования, в ЕС используются также письменная и устная. Случаи, когда возможно использование письменной и устной формы декларирования, предусмотрены в исполнительных предписаниях к ТК.

Задекларированные товары и все сопроводительные документы подлежат про­верке, досмотру и другим видам контроля. После проведения всех видов контроля товары освобождаются таможенными органами в соответствии с избранным таможенным режимом. Освобождение товаров (release of the goods) означает действие таможенных органов, которое делает возможным использование товаров согласно избранному таможенному режиму. Под действием таможенных органов понимается проверка всех данных, представленных в декларации и сопроводительных документах.

В разделе V ТК урегулирован главным образом порядок предоставления таможенными органами товарам таможенного режима. Этот порядок не претерпел существенных изменений, кроме введения электронных систем декларирования и перенесения некоторых норм из исполнительных предписаний в Кодекс. Применение электронной формы декларирования товаров к таможенным режимам не будет препятствовать использованию книжек TIR, ATA и др.

Новеллой, закрепленной в данном разделе Кодекса, является институт централизованного таможенного оформления (centralised clearance). Централизованное таможенное оформление означает, что таможенные органы могут позволить лицу по своему местонахождению подать таможенному органу таможенную декларацию на товары, предъявленные в другой таможенный орган. Такие нормы делают возможным декларирование товаров не по месту их нахождения, а по местонахождению лица, уполномоченного на использование товаров соответственно избранному таможенному режиму. С помощью компьютеризированных систем декларант может провести полное декларирование товаров, при этом осуществляется декларирование не только в таможенных, но и в других органах, таких как службы ветеринарного, фитосанитарного и других видов контроля.

Перед тем как приступить к характеристике следующих трех разделов обновленного ТК, следует указать, что наибольших изменений претерпел институт таможенных режимов. Вместо 12 таможенных режимов и таможенных назначений старого Кодекса в новом предусмотрены лишь три группы таможенных режимов:

а) выпуск к свободного обращения (release for free circulation);

б) специальные таможенные режимы (special procedures);

в) экспорт (export).

Разделение таможенных режимов на три группы позволило упростить нормы таможенного права относительно применения каждого из видов таможенных режимов.

Особое внимание в разделе VI уделено таможенному режиму выпуска для свободного обращения. Кроме того, в данном разделе предусмотрены правила освобождения от уплаты таможенных налогов и сборов в случае импорта товаров.

Выпуск для свободного обращения в ЕС возможен только после применения всех тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли. Применение тарифных средств предусматривает взыскание пошлины за товары, перемещаемые через таможенную границу ЕС. В соответствии с европейским законодательством пошлина является одним из источников наполнения бюджета Сообщества. Независимо от того, через какое из государств-членов перемещаются товары на таможенную территорию ЕС, пошлина перечисляется в бюджет Сообщества.

В главе 2 раздела VI предусмотрены случаи освобождения от уплаты пошлины и других налогов в случае ввоза товаров в Сообщество. К таким случаям относятся: обратный ввоз товаров на таможенную территорию ЕС в течении трех лет со дня вывоза (трехлетний период может быть продлен при принятии во внимание особых обстоятельств), а также ввоз продуктов морского рыболовства независимо от того, в каком море они были добыты, при условии, что такой улов осуществили суда, зарегистрированные в ЕС, или продуктов переработки морского рыболовства, если такая переработка проведена на судне, зарегистрированном в ЕС.

В соответствии с нормами раздела VI ТК европейская система таможенных преференций будет включена в единый нормативный акт вместе с другими исполнительными предписаниями к Кодексу.

Особое внимание представляет раздел VII, в котором раскрыты основные положения, применяемые к специальным таможенным режимам. Среди специальных таможенных режимов выделены четыре: транзит (внешний и внутренний), хранение (временное хранение, таможенный склад, свободные зоны), особые таможенные режимы (временный ввоз, режим выпуска для внутреннего потребления), переработка (внутренняя, т.е. переработка на таможенной территории и внешняя, т.е. переработка вне таможенной территории). Выделение их в отдельную группу позволило создать общие исполнительные предписания для всех четырех видов. Общие нормы для этих режимов предусмотрены относительно порядка предоставления разрешения на использование товаров соответственно избранному специальному режиму, предоставлению таможенным органам обеспечения таможенного долга и др.

Такие кардинальные изменения были необходимыми для установления в ЕС электронной формы ведения таможенных дел и направления таможенного права на упрощение таможенных правил с целью развития процессов ведения внешней торговли.

1 мая 2016 года вступил в силу новый Таможенный кодекс ЕС (Union Customs Code, UCC), который создает новые вызовы и возможности для всех компаний, в том числе и российских, экспортирующих товары в Европейский союза или импортирующих их из ЕС. И хотя положения Таможенного кодекса ЕС применяются со дня вступления в силу, разумно предположить, что все необходимые технические системы для реализации всех его норм будут введены не раньше 2020 года.

Новый Таможенный кодекс ЕС разработан с целью достижения взаимного согласия между странами ЕС и предполагает создание единого электронного таможенного интерфейса, объединяющего национальные таможенные базы и доступного всем двадцати восьми участникам Европейского Союза. В Таможенном кодексе ЕС водится ключевое понятие «бизнеса, заслуживающего доверия» (trustworthy business, понятие ложится в основу критерия «зарегистрированного экономического агента», или Authorized Economic Operator - AEO), которое должно упростить и удешевить таможенные процедуры для бизнеса, заслуживающего доверия. Мера вводится в качестве балансирующей между необходимостью поддерживать усиленные меры безопасности, введенные после 11 сентября и до сих пор актуальные, и экономически обоснованной необходимостью сокращать сложности в сфере международной торговли.

Станет ли отсутствие полноценного таможенного единства проблемой

Еврокомиссия оставила широкие полномочия государствам-членам ЕС в том, что касается применения и трактовки многих правил Таможенного кодекса ЕС. Несмотря на то, что Кодекс декларирует ЕС как единое таможенное пространство, это положение можно назвать правдой только для торговли внутри самого Евросоюза. На практике, для внешних компаний государствами-участниками вводятся совершенно разные тарифы, которые необходимо учитывать при планировании цепочки поставок.

В ЕС не существует единого таможенного агентства, что в некотором роде добавляет потенциальных сложностей и показывает несогласие между многими странами по таможенным вопросам. Государства не хотят отдавать суверенитет в этой части, в первую очередь опасаясь проблем безопасности - на практике это значит, что стоит быть готовым к уже привычным усиленным проверкам груза на предмет наличия нарушений безопасности.

Кроме того, государства на собственное усмотрение устанавливают сроки введения некоторых новых положений, в особенности это касается электронных систем и требований финансовых гарантий. При планировании цепочки имеет смысл импортировать товар в более «удобную» европейскую страну через промежуточного импортёра и затем провезти его в нужное государство.

Помимо этого, нет единых санкций за нарушение таможенного законодательства - конкретные штрафы определяются таможенными службами конкретных стран ЕС. В отдельных случаях нарушения, которые одна страна просто «вскрывает» и за которые не вводит дополнительных санкций, могут привести к ответственности вплоть до конфискации товаров и уголовного преследования в другой стране.

Несмотря на это, однако, стоит помнить, что все страны обязаны ввести в действие все обязательные положения UCC немедленно после вступления Кодекса в силу и начать работу по тем, где им дана свобода усмотрения, так что, за исключением перечисленных моментов, стоит рассчитывать на единый подход.

Преимущества Таможенного кодекса ЕС

Обновление таможенных правил ЕС создает ряд новых возможностей. В частности, если компания соответствует критериям AEO (зарегистрированного экономического агента), то она может воспользоваться рядом преимуществ. К таковым, например, относятся упрощенные декларации и меньше контрольных процедур при импорте/экспорте товара.

Кроме этого, есть и несколько преимуществ «на перспективу». С момента введения единых электронных систем (ориентировочно в 2020 году), все таможенные формальности внутри ЕС можно будет разрешить через единый таможенный центр. Будут также введены «собственные записи» (EIDR), которые позволят делать таможенные документы внутри импортера/экспортера, без необходимости предоставлять стандартный пакет документов или товары для инспекции, при условии, что в случае возникновения желания у таможни осмотреть груз она сможет это сделать. Более того, компании смогут сделать собственный расчёт пошлин - однако не стоит надеяться на то, что при редких, но все же существующих проверках таможня не вскроет недоплату.

Еще одним преимуществом нового Таможенного кодекса ЕС является гораздо более единый, унифицированный классификационный список товаров. Еврокомиссия стремится к полностью единой классификации и готовит полное объединение классификационных критериев, который следует ждать примерно к 2018 году.

Наконец, большинство специальных процедур стали более дружественными к компаниям. Например, для получения разрешения на процедуру «внутренней переработки» (процесс, когда товары ввозятся в ЕС, там перерабатываются и затем экспортируется, не облагается таможенными пошлинами), больше не требуется показать «явное намерение» вывезти переработанный товар из ЕС. Также не уплачивается «компенсационный процент», если компания вдруг передумает после переработки товара вывозить его из ЕС, заплатит стандартные пошлины и запустит на европейский свободный рынок. Кстати, описанные особенности могут стать хорошим инструментом для отсрочки уплаты пошлины компаниями-импортёрами.

Вызовы для бизнеса: что принес нам новый таможенный ЕС

Общее правило в том, что требуются «гарантии» . В соответствии с предыдущим Таможенным кодексом, государства-члены ЕС сами устанавливали необходимость представления экспортерами финансовых гарантий. На практике многие страны не делали этого.

Согласно Таможенному кодексу ЕС, все таможенные процедуры должны быть подкреплены гарантией. Гарантией может быть какое-либо письменное обязательство или же, например, депозит. Можно внести «постоянный депозит» - крупную сумму, с которой таможенная служба сама будет снимать пошлины - это актуально для тех, кто постоянно ввозит товар в ЕС. Депозит или обязательство может потребоваться для всех пошлин и сборов, которые могут быть взысканы таможней, в том числе в случае хранения товара на таможенном складе. Проблем с возвратом неиспользованного депозита нет.

Компании, которые соответствуют требованиям зарегистрированного экономического агента (AEO), могут получить гораздо более удобные условия в плане финансовых гарантий. Можно использовать аккредитивные схемы для покрытия расходов, получить уменьшение объёма гарантии. Стоит упомянуть, если компании со статусом AEO не требовалась гарантия до Таможенного кодекса ЕС, то ситуация не изменится до пересмотра статуса AEO!

Критерии для получения статуса AEO , однако, стали сложнее. В соответствии с новым Таможенным кодексом ЕС, компаниям, претендующим на статус зарегистрированного экономического агента, необходимо показать хороший record of compliance (историю соответствия) как по вопросам таможни, так и по вопросам налогообложения. Также необходимо доказать наличие в штате компании квалифицированных таможенных специалистов или факт сотрудничества с уважаемой консалтинговой фирмой. Если российская компания работает через европейскую «прослойку», то критерию хорошего record of compliance должны соответствовать две фирмы.

Новые правила оценки стоимости товара могут повлечь за собой увеличение затрат. Речь не только о запрете правила «первой продажи», которое описана в разделе ниже. Таможенный кодекс ЕС предусматривает возможность таможенных органов потребовать у компаний уплатить таможенные сборы по роялти и лицензионным отчислениям. По прошлому кодексу это было возможно только в случае их неразрывной связи с товаром, как это предписано международным правом.

Кроме этого, Таможенный кодекс ЕС требует от компаний соответствия дополнительным критериям в случае, если у фирмы есть желание использовать упрощённый процесс оценки, например, если все данные, которые требуются для расчёта таможенной стоимости товара недоступны в момент начала импорта и таможенная служба согласна рассчитать стоимость товара по специальным критериям.

Применяются разные правила касательно происхождения товара . По разным причинам, для всех товаров, ввозимых в ЕС по стандартным условиям, в документах должен быть помечен «не преференциальный» таможенный режим. По старому кодексу, страна происхождения (за несколькими исключениями) определялась как страна, где произошла «последняя существенная трансформация» товара. Таможенный кодекс ЕС заменил этот расплывчатый критерий более четкими требованиями в соответствии с различными категориями.

Некоторым компаниям нравится такой подход, так как он создает большую ясность и правовую определённость. Многим экспортерам, однако, он вредит, поскольку они вынуждены пересмотреть свои схемы, на них могут быть наложены «антидемпинговые» пошлины.

Стоит отметить, что новый Таможенный кодекс ЕС сократил количество категорий таможенных складов в ЕС и авторизационные процедуры, если они использовались, необходимо пересмотреть в соответствии с новыми правилами.

Нам бы хотелось дать несколько советов, которые могут помочь российским компаниям разобраться в сложных положениях Таможенного кодекса ЕС. Советы актуальны не только для компаний, производящих товары в России, но и для тех, кто производит их в азиатских странах с дешевой рабочей силой - например, в Китае.

Необходимо быть осторожными при запросе BTI. Ранее, очень популярным был запрос обязательной тарифной информации - BTI, которая в соответствии с новым UCC может быть выдана таможенным органом любой страны ЕС и обязательна на протяжении трёх лет. Однако, если ранее можно было просто «проигнорировать» BTI, сделанный не в той стране, в которую ввозится товар, то сейчас этого сделать не получится. Forum shopping (выбор благоприятной юрисдикции) запрещается Таможенным кодексом ЕС и экспортеру нельзя проигнорировать невыгодный BTI.

Правило «первой продажи» больше нельзя применять . Ранее, классической схемой для уменьшения таможенных пошлин при вводе товаров в ЕС было правило первой продажи. Выглядело это следующим образом: компания-производитель использует в поставке «прослойки», желательно из других стран. Пример: первой прослойке товар продается за 10 000 долларов, прослойка продает конечному покупателю за 30 000 долларов. По правилу первой продажи, пошлины платились с 10 000 долларов - стоимости по первой части «цепочки». Для многих азиатских стран это было классической схемой, традиционно используемой в расчете стоимости транзакции. Сейчас, однако, применяется правило последней продажи, соответственно пошлина уплачивается по сумме контракта с окончательным покупателем - в примере 30 000 долларов. Мы советуем пересмотреть схемы поставки и рассмотреть возможность уменьшения цен в официальных инвойсах.

Необходимо быть готовым предоставить финансовые гарантии . Новые положения Таможенного кодекса ЕС требуют от экспортеров предоставить гарантии оплаты таможенных пошлин. Компаниям следует планировать на некоторый период в будущем и учитывать гарантии в бюджете, а также подготовить свидетельства наличия средств на оплату пошлин (например, письмо из банка). Стоит подумать также о том, чтобы внести депозит.

Имеет смысл стать AEO . Статус зарегистрированного экономического агента позволит уменьшить объём необходимых финансовых гарантий, а также предоставит преимущества, уже описанные выше.

Подготовьте доказательства происхождения товара. Это особенно важно для российских компаний, производящих товар в развивающихся странах. Новый Таможенный кодекс «работает» вместе с Общей схемой преференций ЕС и товары, произведенные в развивающихся странах, могут быть ввезены в ЕС по уменьшенным пошлинам.