Трудовые отношения

Какие у вас представления.

Урок + презентация 4 класс. УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Мой конспект»

Тема: В. М. Гаршин « C казка о жабе и розе».

Цели урока: анализ х удожественного произведения;

составление характеристик главных

Задачи урока:

1.Образовательные:продолжить работу над содержанием сказки, работу над совершенствованием навыков чтения; активизировать «вдумчивое чтение».

2.Развивающие: развивать устную речь учащихся; образное и логическое мышление; развивать умение анализировать, обобщать; воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

3.Воспитательные:помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания; учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни; формировать понятия счастья, смысл жизни, способность к самоотдаче, добро, зло, красота.

Ход урока

    Организация детей.

      1. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями русских писателей, будем читать, сравнивать, свободно говорить, обсуждать и рассуждать, думать, высказывать своё мнение и слушать чужое, учиться спорить.

      2. 2. Актуализация знаний.. Цель: развитие внимания и логического мышления.

      1. - (слайд 2) Послушайте отрывок, определите, из какого произведения эти строки?

Каков жанр этого произведения?

Что позволило Гаршину назвать своё произведение сказкой?

Что в ней сказочного?

Над чем будем работать на уроке? (Мы продолжаем работать над «Сказкой о жабе и розе».)

3. Проверка домашнего задания.

Работа в группах.

Вы дома нарисовали иллюстрации к этой сказке.

Какие события отразили вы в своих рисунках?

Выберете в группе лучшую на ваш взгляд иллюстрацию. Вывесите на доску.

Восстановите рисунки в том порядке, как происходят события в сказке.

Что хотел писатель подсказать названием сказки? (жаба и роза вместе не смотрятся)

Что это будет? (конфликт)

      1. 4. Сообщение целей урока(слайд 3)

      2. -Что будем делать на уроке? (говорить о жабе и розе, сравнивать их)

Наша задача понять, что существует два мира добро и зло.

5. Работа по теме урока (работа в группах)

- А сейчас мы поработаем в группах (слайд4)

Сделаем вывод: В чём состоит счастье жабы и розы?

1группа (У неё тонкие лепестки. Она не могла говорить: она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был её словами, слезами и молитвой. Она росла и красовалась; на другой день она должна была распуститься полным цветом, а на третий начать вянуть и осыпаться. Вот и вся розовая жизнь! Душистое и прекрасное создание.)

2 группа (Жирная старая жаба. Она сидела, закрыв перепонками свои жабьи глаза, и едва заметно дышала, раздувая грязно-серые бородавчатые и липкие бока и отставив одну безобразную лапу в сторону… У жабы злые и безобразные глаза.)

3 группа (Роза точно плакала. Но вокруг неё всё было так хорошо…, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Но и в эту короткую жизнь ей довелось испытать немало страха и горя.)

4 группа (Ей было лень подвинуть её (ногу) к брюху. Она не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде; она уже наелась и собралась отдохнуть. Злость не мешала набивать себе живот.)

- В чём состоит счастье розы и жабы?

5 группа (Они не были свободны.

У них была недолгая жизнь.

Роза-бледное создание, мальчик–бледный от болезни.

Они являются частью жизни друг друга)

Работа в парах. Вопрос 6, стр. 179.

(Судьбы розы и мальчика сплелись в одну. Роза сумела сделать радостными последние дни мальчика.)

Работа в группах.

- В завершение урока я предлагаю группам составить синквейн о персонажах этой сказки. Группам 1ряда – о мальчике. 2 ряда- о розе. 3 ряда – ожабе.

Проверка.

Итог урока

    Что символизирует жаба? (зло, уродство.)

    Что символизирует роза?(доброту, красоту, душевную чистоту)

Можно ли сказать, что жаба и роза противостоят друг другу?

Кто одержал победу в этом поединке и почему?

Рефлексия.

Отметьте зелёным кружком положительный ответ, отрицательный – синим.

У кого все кружочки синие?

Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

Всеволод

Михайлович

Гаршин (1855-1888)




  • Дать…
  • Выявить…

Мир жабы злобен;

Нам предстоит его раскрыть.

А роза, милое создание,

Она сотворена любить.

Вот эти два противоречья.

Без них никак нельзя нам быть.

Задача наша на сегодня –

Добро и зло разоблачить.


  • Понять…

  • 1группа: Как автор описывает внешний вид розы?
  • 2группа: Как автор описывает внешний вид жабы?
  • 3группа: Какими чувствами наделяет писатель розу?
  • 4группа:Какими чувствами наделяет писатель жабу?
  • 5группа: Чем похожи роза и мальчик?

У неё тонкие лепестки. Она не могла говорить: она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был её словами, слезами и молитвой. Тёмно- зелёная кора куста была вся усажена острыми и крепкими шипами. Она была самым красивым созданием в цветнике. Она росла и красовалась; на другой день она должна была распуститься полным цветом, а на третий начать вянуть и осыпаться. Вот и вся розовая жизнь! Душистое и прекрасное создание.

Жирная старая жаба. Она сидела, закрыв перепонками свои жабьи глаза, и едва заметно дышала, раздувая грязно-серые бородавчатые и липкие бока и отставив одну безобразную лапу в сторону… У жабы злые и безобразные глаза, скверные липкие лапы.


Роза точно плакала. Но вокруг неё всё было так хорошо…, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Но и в эту короткую жизнь ей довелось испытать немало страха и горя. Роза содрогнулась. Зачем она была прикреплена к своему стебельку?

Ей было лень подвинуть её (ногу) к брюху. Она не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде; она уже наелась и собралась отдохнуть. Злость не мешала набивать себе живот.



5 группа .

Они не были свободны.

У них была недолгая жизнь.

Роза- бледное создание, мальчик -

бледный от болезни

Они являются частью жизни друг друга .



  • Красоту Уродство
  • Душевную чистоту Лень
  • Добро Зло

Расскажите эту сказку от лица розы, которая и рассказывает всю эту историю В. Гаршину .


1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным

не устал / устал полезен / бесполезен интересен / скучен

легким / трудным интересно / не интересно

Класс: 4

Презентация к уроку



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока: пополнять словарный запас учащихся; воспитывать чувство сострадания к другим; расширить знания детей о жизни и творчестве В.М. Гаршина; отрабатывать навыки правильного выразительного чтения; учить анализировать поступки и характер героев; формировать умение самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности.

Оборудование:

  • презентация к уроку;
  • учебник "Литературное чтение" 4 класс Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.;
  • толковый словарь.

Слайд (№ 1)

Ход урока.

1. Организационный момент.

На уроке нам понадобится карандаш, проследите, чтобы у каждого он был на столе.

Также нам понадобится ваше сосредоточение и внимание. Слайд (№2)

2 . Подготовка к изучению нового материала:

Слайд (№3)

Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль: «Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле...». Но чтобы почувствовать глубину этой мысли, понять удивительный мир образов художника слова, мы должны быть очень внимательны, вдумчивы, серьезны. Ведь сегодня речь на уроке у нас пойдет о художнике слова, который подарил нам прекрасную по форме и глубокую по мысли «Сказку о жабе и розе». Слайд (№4)

Рассказ учителя о В. М. Гаршине.

Вдумчивый взгляд писателя свидетельствует о серьезном отношении к жизни, ко всему тому, за что он в ответе. Умный, строгий облик подчеркивает не только его характер и образованность, но и требовательность к себе и к своей творческой деятельности... Слайд (№5)

Всеволод Михайлович Гаршин родился 14 февраля 1855 года в Санкт-Петербурге. А детство у него было не таким уж и счастливым. По каким-то причинам мать ушла из семьи, когда мальчику было 5 лет. Ее не было несколько лет. Мальчик очень переживал расставание с матерью, поэтому он старался хорошо учиться и много читать. Он был внимательным читателем, очень наблюдательным мальчиком. Когда он повзрослел, то стал глубоко сострадать людям. Это нашло отражение в его произведениях. Он считал, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, ответственность за боль, но и принять на себя главную их долю!

Каким вы представили себе юного В.М.Гаршина? (Много странствовал, хорошо учился, бы Любознательным гимназистом, увлекался естествознанием).

На основании этой статьи можем ли мы сказать, каким было детство юного Гаршина счастливым или нет? (Нет. В статье дается портрет мальчика, его увлечения, но о самом детстве не говорится.)

3. Изучение нового материала.

Рассказ на фоне музыки Рубинштейна.

Однажды Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского, где играл Рубинштейн. Напротив Гаршина сидели музыкант и весьма несимпатичный, неприятного вида старик. Гаршин смотрел на них обоих, и у него возникла мысль о жабе и розе. Под звуки музыки Рубинштейна у него складывалась в голове его маленькая трогательная сказка о жабе и розе.

Слайд (№6)

Ребята, понравилась ли вам эта мелодия?

Постановка проблемного вопроса.

Почему возникла идея о написании сказки? На этот вопрос мы должны ответить в конце урока. Слайд (№7)

Прочитайте название сказки. Как вы думаете, о чем этот рассказ? (Этот рассказ о жабе и розе. )

Что вы можете сказать о розе? Какая она?( Роза – это красивый цветок с приятным ароматом . Растет кустом, имеет шипы, цветет с середины лета до осени.) Слайд (№8)

Какой вы представляете себе жабу? (Жаба – земноводное животное, скользкая, холодная, вся в пупырышках, безобразная ). Слайд (№9)

Вот о таких действующих лицах мы и начинаем чтение сказки. Слайд №10

4. Физминутка. Слайд №11

Чтение сказки.

Работа над содержанием текста:

1) Выборочное чтение.

Прочитайте описание цветника.

Скажите коротко, каким вы его представили?

Найдите описание розы.

Как вы поняли выражение «Запах был ее словами, слезами и молитвой»?

Поменялось ли ваше настроение, когда вы прочитали об этом? Почему?

Расскажите кратко о мальчике. Что вы о нем узнали?

2) Беседа по содержанию сказки.

Что случилось с мальчиком? Почему он перестал заходить в сад?

Что было с жабой, когда она в первый раз увидела цветок? Слайд №12

Что она решила сделать? Как выражала свои чувства?

Что спасло розу от жабы?

Как вы думаете, роза спаслась? Ведь ее срезали?

Можно ли провести аналогию с кем-нибудь? (С мальчиком, его автор показывает бледным от болезни).

Почему роза тогда «бледное создание»? (От страха )

Какую смерть предпочла бы себе роза? (Чтобы принести кому-нибудь радость, даже срезанной).

Что случилось с мальчиком? (Он умер )

Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным? (Да, он вдохнул аромат той розы, которая росла у него в саду. Может быть в этот момент ему казалось, что он находится в любимом садике. )

Что можно сказать о розе? Принесла она радость или трагедию в этот дом? (Роза почувствовала, что срезали ее не зря. Роза помогла мальчику, она сделала его счастливым. Она принесла тишину и покой в этот дом).

Забыли ли розу после этого случая? (Нет, ее засушили, передали другим членам семьи, которые глядя на этот цветок вспоминали о мальчике, ушедшем от них.) Слайд №13

5. Итог урока.

Чему научил вас рассказ? (Добрые поступки, дела никогда не забываются, а остаются в памяти других людей на долгие годы. Лучше делать добро людям).

6. Домашнее задание:

придумать и записать сказку о растении или животном, оформить ее в виде книжки. Слайд №14

Разминка речевого аппарата:

ПТКА-ПТКО- ПТКУ- ПТКИ-ПТКЕ

А роза упала на лапу Азора.


Блиц-опрос “Верите или не верите?”

2. Родился в дворянской семье.

3. В четыре года собрался на войну.

4. Воспитывал отец.

5. Учился плохо.

6. В шесть лет прочитал “Собор Парижской Богоматери" Виктора Гюго.

7.Имеет образование горного инженера.

8.Совершил подвиг на войне, произведен в офицеры.


История написания сказки Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-1894 г.)


Гаршин слушал музыку, а в голове его уже

складывались слова этой сказки.

Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми глазами, что-то странное зашевелилось в её сердце. Она не могла оторваться от нежных лепестков, всё смотрела и смотрела.


Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888)

Сказка о жабе и розе


Мир жабы злобен;

Нам предстоит его раскрыть.

А роза, милое созданье,

Она сотворена любить.

Вот эти два противоречья

Задача наша на сегодня-

Добро и зло разоблачить.


Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру.


  • Выявление главной идеи произведения через характеристику героев и художественные особенности.

Задачи:

  • Продолжить работу над содержанием сказки, ее героями.
  • Раскрыть образ героев сказки:
  • Внешний вид героев Характер героев Взаимоотношения героев Мечты героев
  • Внешний вид героев Характер героев Взаимоотношения героев Мечты героев Характеристика действий и поступков героев
  • Внешний вид героев
  • Характер героев
  • Взаимоотношения героев
  • Мечты героев
  • Характеристика действий и поступков героев
  • Обобщить понятия «ДОБРО» и «ЗЛО» через характеристику героев сказки.

- Что объединяло всех героев сказки?

Главные герои произведения


Какие у вас представления

о жабе и о розе


РОЗА

ЖАБА

Красота

Некрасивая

Радость

Жирная

Любовь

Липкая

Гордость

Ленивая

Доброта

Злая


Выборочное чтение

1.Найдите в тексте, что думает о розе автор (рождение розы).

  • Подробно ли описана красота розы?

Работа по группам

План:

1.Мир, в котором живёт .

2.Отношение к жизни.


Лень

Жизнь


Жаба –

символ зла

Роза –

символ добра



Синквейн

1. Мальчик.

2. Тихий, кроткий.

3. Болеет, переживает, умирает.

4. Беззащитный маленький хозяин цветника.

5. Ребенок.

1.Роза.

2.Добрая,счастливая.

3.Любит, наслаждается, жертвует.

4. Роза плачет от счастья жить.

5. Добро.


Пословицы

Человек с чистой душой изливает свет красоты и любви.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе дело питает душу и тело.





Сюжетные линии

Роза

Мальчик

Девочка

Жаба


Мир жабы злобен?

Нам предстоит его раскрыть.

А роза, милое созданье?

Она сотворена любить.

Вот эти два противоречья

Без них никак нельзя нам быть.

Задача наша на сегодня-

Добро и зло разоблачить.


Рефлексия

Оценить работу ваших товарищей.

Выберите одну фразу для соседа по парте:

  • Ты молодец, потому что…
  • Я доволен твоей работой на уроке, потому что…
  • Ты мог бы поработать лучше, потому что…

Домашнее задание: Составить короткое устное сочинение: «Несколько слов в защиту Жабы».

Тема урока: «Идейный замысел В.М. Гаршина в Сказке о жабе и розе»

Тип урока: урок-исследование

Цель исследования: подвести учащихся к выводу о том, что дающий добро – бессмертен, а безнравственный эгоизм – обречен на забвение.

Задачи:

ü учить вдумчивому осознанному чтению;

ü учить находить в тексте ответы на вопросы;

ü развивать умение рассуждать об идейном замысле на основе литературного материала;

ü развивать умение работать с текстом и анализировать прочитанное;

ü развивать связную речь, умение давать полные ответы;

ü расширять словарный запас;

ü способствовать формированию нравственных ценностей личности (воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу);

ü развивать творческие способности, навыки работы в группе (парами);

ü воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

Урок разработан с использованием элементов метода многопланового анализа текста, с использованием методических приёмов: постановки вопросов к тексту, словесного рисования, выборочного чтения и приёма работы с компонентами художественного произведения.

Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование (презентация), портрет В.М.Гаршина, учебник (УМК «Школа России» 4 класс 1 часть), музыка - А.Г.Рубинштейн «Мелодия», мелодия «Долина цветов»; раздаточный материал – карточка для составления синквейна, весы и слезинка для рефлексии, букет из конфет для детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок литературного чтения в 4 а классе. «Сказка о жабе и розе» В.М.Гаршин. МБОУ «Суземская СОШ №1» Учитель: Филатова И.В.

«Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…» В.М.Гаршин

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888)

Сказка о жабе и розе.

Проблемный вопрос. Оставил ли В. Гаршин еще загадки в сказке?

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Ах, какой ароматный цветок!

Зачем В. Гаршин описывает встречу мальчика с ежиком?

Что сближает розу и мальчика? Оба погибают. Добрые Любили прекрасное

Синквейн. Роза. 2.Добрая, счастливая. 3. Любит, наслаждается, жертвует. 4. Роза плачет от счастья жить. 5. Добро. 1.Мальчик. 2. Тихий, кроткий. 3. Болеет, переживает, умирает. 4.Беззащитный маленький хозяин цветника. 5. Ребёнок.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него.