Инвестирование

За унитарным предприятием имущество закрепляется на праве. Государственное и муниципальное унитарное предприятие

Унитарное предприятие СодержаниеВведение 3Глава 1. Унитарное предприятие 4Глава 2. Виды унитарных предприятий 92.1. Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения 112.2. Федеральное казенное предприятие 162.3. Филиалы и представительства унитарного предприятия 192.4. Участия унитарных предприятий в коммерческих и некоммерческих организациях 21Заключение 28Список использованной литературы 30ВведениеСтатья 2 Закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее Закона) определяет унитарное предприятие как коммерческую организацию, не наделенную правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.Согласно п. 3 ст. 213 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия (наряду с учреждениями), в отличие от других коммерческих и некоммерческих организаций, не являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов их учредителями, а также имущества, приобретенного ими по иным основаниям. Имущество закрепляется за унитарными предприятиями на ином вещном праве.Унитарные предприятия вправе владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, не являясь его собственником, с ограничениями, предусмотренными ГК РФ и Законом.Государственные и муниципальные унитарные предприятия относятся к коммерческим предприятиям, преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (ст. 50 ГК РФ).Унитарное предприятие является такой организационно-правовой формой юридического лица, в которой могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия.Государственные унитарные предприятия занимают прочное место в экономической структуре государства и обеспечивают ее потребности в наиболее значимой продукции, имеющей стратегический и национальный характер, вместе с тем необходимо теоретическое и практическое осмысление правового положения государственного унитарного предприятия, имеющего комплексный правовой статус и действующего на основе положений не только гражданского права, но и иных отраслей права, которых недостаточно либо не взаимосвязаны, а также порой противоречат друг другу. Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы.В работе использованы труды известных отечественных цивилистов, законодательная база по выбранной теме.Глава 1. Унитарное предприятиеУнитарным предприятием признается коммерческая организация не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.Термин унитарное означает единое, объединенное, составляющее одно целое. В унитарном предприятии, образованном в соответствии с гражданским законодательством России, такое единство выражается в ряде признаков, характеризующих статус юридических лиц данного вида.Отличительной чертой унитарных предприятий является то, что они создаются и действуют только на основе государственной или муниципальной собственности. Соответственно их учредителями могут быть лишь Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.В соответс

твии с п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).В соответствии с п. 1 ст. 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованьям.Статья 125 ГК РФ устанавливает общий порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.В соответствии с нормой п. 1 ст. 2 Закона предусматривает, что в рамках своей компетенции права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют:от имени Российской Федерации - органы государственной власти Российской Федерации. Сюда следует отнести Правительство РФ, Минимущество России, отраслевые федеральные органы исполнительной власти;от имени субъекта Российской Федерации - органы государственной власти субъекта Российской Федерации. К ним относятся соответствующие органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В городе Москве это, например, Правительство Москвы, Департамент имущества г. Москвы, отраслевые департаменты Правительства Москвы;от имени муниципального образования - органы местного самоуправления. К ним относятся выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.Подробнее права собственника имущества унитарного предприятия рассматриваются в ст. 20 Закона.В отличие от учредителей других юридических лиц собственник имущества унитарного предприятия не утрачивает права собственности на имущество унитарного предприятия после его создания. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам, долям или паям. Правовой режим хозяйственного ведения и оперативного управления регулируется Законом и нормами гл. 19 ГК РФ.Правовой режим имущества унитарного предприятия не может быть изменен собственником этого имущества.Кроме того, унитарное предприятие является единственным видом коммерческих организаций, обладающих не общей, а специальной правоспособностью.Согласно п. 39 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 правомочия унитарного предприятия по владению, пользованию и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, находящимся у него в хозяйственном ведении, определены ст. 294, 295 ГК РФ. В связи с этим условия договоров, заключенных между собственником соответствующего государственного (муниципального) имущества и таким унитарным предприятием, которые изменяют характер и пределы указанных правомочий, являются ничтожными.Согласно п. 1 ст. 2 Закона имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. При этом Закон прямо запрещает создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований (п. 4). Соответственно у имущества унитарного предприятия может быть только один собственник.В связи с этим п. 5 ст. 20 Закона устанавливает, что правомочия собственника имущества унитарного предприятия не могут передаваться от одного собственника к другому. Так, например, Российская Федерация не может передать свои правомочия собственника в отношении федерального государственного предприятия субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, а те, в свою очередь, не могут передать свои правомочия в отношении созданных ими унитарных предприятий Российской Федерации.В то же время федеральные государственные унитарные предприятия могут передаваться в целом как имущественные комплексы из федеральной собственности в собственность субъектов РФ. Порядок такой передачи установлен Постановлением Правительства РФ от 9 декабря 1999 г. N 1366 "О передаче федеральных государственных унитарных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации".Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке. Такое предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.Статья 2 Закона устанавливает следующие необходимые признаки унитарного предприятия как юридического лица:наличие обособленного имущества, принадлежащего унитарному предприятию не на праве собственности, а на ином вещном праве;приобретение и осуществление от своего имени имущественных и личных неимущественных прав, несение обязанностей, выступление истцом и ответчиком в суде. Следует иметь в виду, что правоспособность унитарного предприятия является специальной (целевой), поэтому оно может иметь не любые права и обязанности, а лишь такие, которые соответствуют целям его создания (подробнее см. комментарий к ст. 3 Закона);наличие самостоятельного баланса (либо сметы доходов и расходов - для казенного предприятия), где учитывается закрепленное за унитарным предприятием имущество. Самостоятельность бухгалтерского баланса (сметы) унитарного предприятия означает его полноту и законченность, обусловленную тем, что в нем отражается все имущество, поступления, затраты, активы и пассивы унитарного предприятия;наличие круглой печати с указанием полного фирменного наименования на русском языке (возможно также и на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке) и места нахождения унитарного предприятия;наличие штампов, бланков, эмблемы, зарегистрированного товарного знака и других средств индивидуализации (знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров).Следует отметить, что унитарные предприятия не вправе свободно использовать государственную символику. В частности, ст. 4 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О государственном гербе Российской Федерации" предусматривает, что государственный герб Российской Федерации может помещаться на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, а также органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями.Унитарные предприятия могут использовать эмблему учредившего их отраслевого федерального органа исполнительной власти.Например, согласно п. 1 Положения об эмблеме МПС России, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 833, эмблема МПС России является официальным знаком, указывающим на принадлежность к этому Министерству, а также к образованным им предприятиям, учреждениям и организациям. Эмблема МПС России может служить основой или элементом для создания эмблем железных дорог, других предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта.Эмблема помещается на знаках отличия, знаках различия, форменной одежде работников, на угловых штампах или бланках с угловыми штампами, почетных грамотах, служебных удостоверениях, транспортных средствах.Следуя принципу неделимости имущества унитарного предприятия, Закон ввел новую норму, согласно которой унитарные предприятия теперь не вправе создавать в качестве юридического лица другие унитарные предприятия путем передачи ему части своего имущества, т.е. дочерние предприятия. Такое право раньше было предоставлено унитарным предприятиям ГК РФ. Учитывая, что в Российской Федерации было создано значительное количество таких дочерних унитарных предприятий, Законом установлен шестимесячный срок, в течение которого все дочерние предприятия должны быть реорганизованы создавшими их унитарными предприятиями путем присоединения к себе (ст. 37 Закона).Глава 2. Виды унитарных предприятийЗакон разделяет унитарные предприятия на два вида:а) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, которые подразделяются на государственное предприятие (федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации) и муниципальное предприятие;б) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, которые подразделяются на федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации и муниципальное казенное предприятие (казенные предприятия).Точное определение вида унитарного предприятия имеет существенное значение для уяснения его правового режима в соответствии с данным Законом и ГК РФ.Можно выделить следующие основные отличительные особенности этих двух видов унитарных предприятий.Правовой режим государственных и муниципальных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, характеризуется тем, что:они распоряжаются закрепленным за ними недвижимым имуществом с согласия собственника;собственник не вправе изымать имущество, находящееся в их хозяйственном ведении;они имеют уставный фонд, формируемый собственником;собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия;по общему правилу собственник имущества государственного или муниципального предприятия не несет ответственности по его обязательствам;они действуют в соответствии с утвержденной уполномоченным органом программой деятельности;собственник утверждает, показатели экономической эффективности деятельности предприятия и осуществляет контроль за их выполнением;они подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке при наличии определенных финансовых показателей деятельности.Ряд правовых институтов служат этой цели, устанавливая механизмы управления имуществом, не принадлежащим на праве собственности управляющему им лицу. К таковым следует отнести и право оперативного управления, и право хозяйственного ведения. Правовой режим казенных предприятий, основанных на праве оперативного управления, характеризуется тем, что:они распоряжаются закрепленным за ними движимым и недвижимым имуществом с согласия собственника;собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению;собственник определяет порядок распределения доходов казенного предприятия;собственник имеет право определять обязательные для исполнения казенным предприятием заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;казенное предприятие не имеет уставного фонда;казенное предприятие действует на основании сметы расходов и доходов, утвержденной собственником;собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества;аудиторская проверка проводится по решению собственника имущества казенного предприятия.2.1. Унитарное предприятие на праве хозяйственного веденияОтличительным признаком права хозяйственного ведения и права оперативного управления является то, что они могут возникнуть на основании односторонних действий субъекта "вышестоящего" вещного права (вещное право учредителя). Так, по общему правилу, субъект права оперативного управления или права хозяйственного ведения может быть создан и собственником имущества, и другим субъектом права хозяйственного ведения или оперативного управления. Последний в этом случае может быть назван обладателем вышестоящего, материнского вещного права, так как именно его волей предопределяется факт и условия существования создаваемого им унитарного предприятия или учреждения.Для права хозяйственного ведения и права оперативного управления как вещных прав обособления собственного имущества указанные односторонние действия - единственное основание их возникновения. Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения в соответствии с п. 1 ст. 114 ГК "создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления". Казенные предприятия создаются "по решению Правительства РФ" (п. 1 ст. 115 ГК). В этом проявляется существенная и отличительная особенность права хозяйственного ведения и права оперативного управления как ограниченных вещных прав. Они не столько обременяют собственника имущества, сколько дают ему возможность через управление его имуществом достичь общественно полезных целей. Свойство данных прав решать задачи, поставленные собственником, проявляется также в свободе собственника ликвидировать субъекта права хозяйственного ведения или права оперативного управления по своему усмотрению и тем восстановить первоначальный объем своих прав на принадлежащее ему имущество, вернуть имущество в казну.Обеспечение стабильного, долговременного исполнения унитарными предприятиями и учреждениями функций, возложенных собственником, достигается посредством следующего кардинального отличия права хозяйственного ведения и права оперативного управления от других вещных прав. Они предоставляют для своих субъектов, как право собственности для собственника, максимально возможный для данного субъекта объем правомочий на конкретный объект права. Возможность быть носителем указанных прав, как и права собственности, является в соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ неотъемлемым элементом правосубъектности юридического лица. Следует признать, что фактически (с экономической точки зрения) хозяйственное ведение и оперативное управление - это собственность соответствующих лиц, так как данные институты есть вещные права на собственное имущество организации.Право хозяйственного ведения и право оперативного управления - особый вид ограниченных вещных прав. Они служат основой деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений так же, как право собственности является основой деятельности других юридических лиц, а также всех физических лиц. Если собственник ограничен в своих правомочиях лишь законом, то субъекты права хозяйственного ведения и права оперативного управления в своих правах на имущество ограничены еще в той или иной степени еще и самим собственником. Субъект права хозяйственного ведения ограничен: предметом и целями своей деятельности, определяемыми собственником в уставе (п. 1 ст. 295 ГК); согласием собственника на распоряжение недвижимым и некоторым иным имуществом (п. 2 ст. 295 ГК). Субъект оперативного управления ограничен: предметом и целями своей деятельности; непосредственными и обязательными заданиями собственника; назначением имущества, определяемым в первую очередь целями организации; еще более узким, по общему правилу, объемом правомочий в отношении принадлежащего ему имущества, чем субъект права хозяйственного ведения (ст. 297, 298 ГК).Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти Субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.Государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.Государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.Уставом государственного или муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.Статьей 18 Закона установлены ограничения по распоряжению имуществом государственного или муниципального предприятия.Из перечисленных особенностей видно, что унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, отличаются от унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления, прежде всего объемом имущественных прав и хозяйственной самостоятельности. Казенные предприятия имеют более узкий объем правоспособности по сравнению с государственными и муниципальными предприятиями.Следует обратить внимание на то, что в разных нормах приводятся различные термины, касающиеся унитарных предприятий (унитарное предприятие, государственные и муниципальные предприятия, казенные предприятия и т.д.). В некоторых случаях точно определить, о каком виде предприятий идет речь в норме Закона, бывает весьма затруднительно.Как правило, если речь идет об общих правилах, касающихся всех видов унитарных предприятий, Закон употребляет термин "унитарное предприятие". Если норма касается унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, используется понятие "государственное или муниципальное предприятие". И, наконец, при регулировании вопросов, связанных с унитарными предприятиями, основанными на праве оперативного управления, применяется термин "казенное предприятие".В то же время Закон требует, чтобы унитарное предприятие имело свое полное фирменное наименование. В связи с этим в ст. 4 Закона приводятся точные формулировки названий унитарных предприятий, которые могут действовать в Российской Федерации: "федеральное государственное предприятие" (собственность Российской Федерации); "государственное предприятие" (собственность субъекта Российской Федерации); "муниципальное предприятие" (собственность муниципального образования); "федеральное казенное предприятие" (собственность Российской Федерации), "казенное предприятие" (собственность субъекта Российской Федерации); "муниципальное казенное предприятие" (собственность муниципального образования). Следует учесть, что содержание указанных в ст. 4 Закона понятий не всегда точно совпадает с содержанием определений, встречающихся в других нормах Закона. 2.2. Федеральное казенное предприятиеСоздание казенных предприятий необходимо не только потому, что существуют социально значимые сферы экономики, которые или не представляют интереса для частного капитала, или участие его нежелательно с точки зрения государственных интересов. Отсутствие эффективной системы государственного регулирования социально-экономического развития, сложные условия современного воспроизводства дают основание предположить, что такие предприятия смогут содействовать и структурной перестройке, развитию "точек роста".Основанием для решения о ликвидации государственного предприятия и создании казенного являются: нецелевое расходование федеральных средств; отсутствие прибыли по итогам последних двух лет; использование недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, с нарушением действующих правил. Таким образом, любое из названных выше трех категорий промышленных или сельскохозяйственных предприятий может быть в порядке наказания ликвидировано при наличии хотя бы одного из трех перечисленных условий только на базе наказанных федеральных предприятий предполагается создание казенных заводов.Отсюда вытекает, установленные критерии и условия носят частный характер, а указ нечетко определяет общий порядок создания казенных производств:Во-первых, могут быть сформированы новые казенные предприятия, а не только на базе ликвидированных;Во-вторых, могут и должны создаваться не только промышленные или сельскохозяйственные, но и казенные заводы других отраслей народного хозяйства;В-третьих, государственное предприятие, отвечающее любому из установленных трех критериев, может быть преобразовано в казенное независимо от того, имеется в наличии какое-либо из трех условий наказания или нет;В-четвертых, могут и должны создаваться казенные предприятия не только федеральные, но и субъектов Федерации и муниципальные.Программой приватизации государственных и муниципальных предприятий определен обширный перечень объектов, приватизация которых запрещена. Вряд ли все они могут быть преобразованы в казенные предприятия. Здесь неизбежно возникает проблема отбора. Нужны иные критерии. По нашему мнению, критерии должны быть основаны на оценке: государственного (общественного) значения предприятия, необходимости прямого вмешательства государства в управление им и контроля за его деятельностью. Крайне важно, чтобы эти критерии были максимально конкретизированы и привязаны к объективной характеристике общественной значимости функционирования предприятия.Представляется бесспорным, что производства, осуществляющие деятельность, допустимую действующим законодательством исключительно для государственных предприятий, должны быть казенными. Это позволит не только устанавливать их профиль и специализацию, но и определять задачи, планы производства, строго контролировать их работу. В числе таких прежде всего вполне обоснованно окажутся предприятия военно-промышленного комплекса, так называемых силовых министерств и ведомств и т. д.Казенными могут быть гражданские предприятия и объекты, которые в целях безопасности должны находиться в ведении государства. К ним относятся морские и речные порты, аэропорты, атомные и крупные гидроэлектростанции, метрополитены и др. Казенными должны быть также предприятия, составляющие единую национальную систему жизнеобеспечения, надежное функционирование и безопасность которой гарантирует государство. Имеются в виду железные дороги, почтовая связь, водохозяйственные и мелиоративные системы, гидрометеорологические и санитарно-эпидемиологические службы и т. д. Они решают задачи особой общественной важности, государственный контроль их объективно необходим.Из сказанного выше вытекает, что казенными могут быть унитарные производства и службы: осуществляющие деятельность, допустимую законодательством исключительно для государственных предприятий; составляющие единую национальную систему жизнеобеспечения, функционирование и безопасность которой гарантирует государство; имеющие общественное значение и которые в целях их сохранности и безопасности должны находиться в ведении государства.Эти критерии строго ограничивают количество казенных производств и служб, и с учетом значимости, а также отраслевых и региональных особенностей, могут быть конкретизированы для предприятий федеральных, субъектов Федерации и муниципальных. 2.3. Филиалы и представительства унитарного предприятияСтатья 5 Закона во многом дублирует ст. 55 ГК РФ, определяющую правовой статус филиалов и представительств юридических лиц, и тем самым определяет соответствие правового режима деятельности филиалов и представительств унитарных предприятий правовому режиму аналогичных подразделений других организаций.Филиалам и представительствам унитарных предприятий присущи следующие основные общие признаки:они не являются юридическими лицами;они наделяются имуществом создавшим их унитарным предприятием;они действуют на основании утвержденных унитарным предприятием положений;их руководители назначаются унитарным предприятием и действуют на основании его доверенности;они должны быть указаны в уставах создавшего их юридического лица. Важно, что в случае внесения изменений в уставы унитарных предприятий, касающихся данных об их филиалах и представительствах, такие изменения вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию унитарного предприятия, что соответствует п. 3 ст. 19 Закона о госрегистрации юридических лиц. Изменения в устав унитарного предприятия вносятся по решению собственника его имущества;права и обязанности в связи с деятельностью филиалов и представительств унитарных предприятий, а также ответственность возникают у самого унитарного предприятия.Филиалы, в отличие от представительств, осуществляют самые разнообразные функции, а не только функции юридического лица, связанные с представлением его интересов и осуществлением их защиты.Создание филиалов и представительств унитарных предприятий осуществляется самими предприятиями, т.е. на основании распорядительных актов их руководителей, с согласия собственника имущества унитарного предприятия.Самостоятельно от имени унитарных предприятий филиалы и представительства в гражданских правоотношениях в качестве организаций выступать не могут, такие функции выполняют их руководители в соответствии с полномочиями, определенными в выданных им унитарными предприятиями доверенностях. Самому филиалу доверенность выдана быть не может. Доверенности составляются по правилам гл. 10 ГК РФ. При этом руководителем филиала или представительства может быть только лицо, состоящее в трудовых отношениях с унитарным предприятием. При прекращении трудового договора с руководителем филиала или представительства доверенность отменяется выдавшим ее унитарным предприятием.В правоотношения с третьими лицами по предметам деятельности и полномочиям филиалов и представительств унитарных предприятий вступают сами унитарные предприятия в лице руководителей филиалов и представительств. Ответственность за деятельность филиалов и представительств несет унитарное предприятие всем имеющимся у него имуществом, а также собственник имущества унитарного предприятия согласно ст. 7 Закона.В соответствии со ст. 36 АПК РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства. Выбор между арбитражными судами, которым, согласно настоящей статье, подсудно дело, принадлежит истцу.2.4. Участия унитарных предприятий в коммерческих и некоммерческих организацияхСтатья 6 Закона определяет общие условия и порядок участия унитарных предприятий в коммерческих и некоммерческих организациях.Общим правилом является положение о том, что если федеральным законом для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы предусмотрена возможность участия в нем других юридических лиц, то унитарное предприятие имеет право выступать в качестве участника (члена) данного юридического лица.В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ коммерческие организации - это юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Коммерческие организации могут создаваться в организационно-правовой форме хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственных кооперативов.Согласно ст. 50 и § 2 ГК РФ хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Таким образом, основу имущественной обособленности этих организаций составляет уставный капитал (складочный капитал), определяющий минимальный размер их средств, размер долей участников и гарантирующий возможные требования кредиторов.Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества). При этом в силу специфики правового положения хозяйственных товариществ формирование складочного капитала в товариществе происходит без определения в законодательстве его минимального размера, обеспечивающего требования кредиторов.В соответствии с п. 4 ст. 66 ГК РФ участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть коммерческие организации. Поскольку унитарные предприятия на основании п. 2 ст. 50 ГК РФ и п. 1 ст. 2 Закона являются коммерческими организациями, они имеют право участвовать в товариществах на правах полного товарища.Принципиальным условием участия унитарного предприятия, как в коммерческих, так и в некоммерческих организациях является положение о том, что решение об участии принимается унитарным предприятием только с согласия собственника имущества предприятия - Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, от имени которого выступает уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления.Так, согласно п. "б" Постановления Правительства РФ от 03.12.2004 N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" в отношении федеральных государственных унитарных предприятий согласование решения об участии предприятия в коммерческих или некоммерческих организациях, а также заключения договора простого товарищества от имени Российской Федерации осуществляет Министерство имущественных отношений Российской Федерации (далее - Минимущество России). Аналогичные нормы содержатся и в региональном законодательстве, регулирующем вопросы взаимоотношений между собственником - субъектом РФ и созданным им унитарным предприятием. Так, например, принято Постановление Волгоградского горсовета народных депутатов от 15.12.2000 N 21/296, которым определены основные принципы, порядок и единые на территории города правила создания и деятельности муниципальных унитарных предприятий, обязательные для исполнения всеми расположенными на территории города юридическими лицами и гражданами, а также органами и должностными лицами местного самоуправления Волгограда.При этом при внесении унитарным предприятием вклада в имущество хозяйственного товарищества или общества следует исходить из общих положений ГК РФ и законодательства об оценочной деятельности. Согласно п. 6 ст. 66 ГК РФ вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества, а в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке.В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц проведение оценки объектов является обязательным.При этом на основании ст. 5 Закона об оценочной деятельности к объектам оценки относятся:отдельные материальные объекты (вещи);совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;права требования, обязательства (долги);работы, услуги, информация;иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.Специфика правового положения хозяйственных товариществ предопределила формирование складочного капитала без определения в законодательстве его минимального размера, обеспечивающего требования кредиторов.Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи), согласно заключенному между ними договору, занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.Согласно п. 2 ст. 69 ГК РФ лицо может быть участником только одного полного товарищества, а согласно п. 3 ст. 82 ГК РФ участник полного товарищества (полный товарищ в товариществе на вере) не может быть полным товарищем в другом товариществе на вере. Таким образом, унитарное предприятие, которое участвует в качестве полного товарища в одном полном товариществе либо в одном товариществе на вере, не может быть полным товарищем в другом полном товариществе или товариществе на вере (далее - коммандитное товарищество). Однако ГК РФ не исключает возможность одновременного участия унитарного предприятия - полного товарища в качестве вкладчика в коммандитном товариществе.Полное товарищество создается и действует на основании учредительного договора, которым устанавливаются условия о размере и составе складочного капитала товарищества; о размере и порядке изменения долей каждого из участников в складочном капитале; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов; об условиях участия в деятельности товарищества; об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов.Участник полного товарищества обязан внести не менее половины своего вклада в складочный капитал товарищества к моменту его регистрации. Остальная часть должна быть внесена участником в сроки, установленные учредительным договором. При невыполнении указанной обязанности унитарное предприятие, согласно положениям п. 2 ст. 73 ГК РФ, обязано будет уплатить товариществу десять процентов годовых с невнесенной части вклада и возместить причиненные убытки, если иные последствия не будут установлены учредительным договором.Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Учредительным договором товарищества могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов участников. Каждый участник полного товарищества имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов его участников.Согласно п. 1 ст. 72 ГК РФ каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участникам. При совместном ведении дел товарищества его участниками для совершения каждой сделки требуется согласие всех участников товарищества.Правовой статус полных товарищей в коммандитном товариществе аналогичен их статусу участников полного товарищества (п. 2 ст. 82 ГК РФ).Если унитарное предприятие участвует в коммандитном товариществе в качестве вкладчика, то оно несет риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах суммы внесенного им вклада. Следует иметь в виду, что вкладчик не принимает участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности, не вправе участвовать в управлении и ведении дел товарищества на вере и не может оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества.Права вкладчика коммандитного товарищества предусмотрены в п. 2 ст. 85 ГК РФ. К ним, в частности, относятся:1) получать часть прибыли товарищества, причитающуюся на его долю в складочном капитале, в порядке, предусмотренном учредительным договором;2) знакомиться с годовыми отчетами и балансами товарищества;3) по окончании финансового года выйти из товарищества и получить свой вклад в порядке, предусмотренном учредительным договором;4) передать свою долю в складочном капитале или ее часть другому вкладчику или третьему лицу. При этом унитарному предприятию для реализации этого права необходимо будет получить согласие собственника имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.При анализе особенностей участия унитарных предприятий в хозяйственных обществах необходимо учитывать ограничение, установленное в п. 1 ст. 6 Закона, которое является новеллой по сравнению с ранее действовавшим нормативным регулированием вопросов участия унитарных предприятий в хозяйственных обществах.Так, унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.Согласно ст. 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные ст. 5 этого же Закона. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.При этом к кредитным организациям относятся как банки, так и небанковские кредитные организации.Следует отметить, что до принятия Закона право унитарных предприятий на участие в кредитных организациях нормативно не ограничивалось.Однако уже с начала 2002 г. на основании распоряжения Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. N 454-р было признано необходимым прекратить участие федеральных государственных унитарных предприятий в уставных капиталах кредитных организаций. Так, согласно п. 2 распоряжения N 454-р федеральным органам исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях, было поручено обеспечить совместно с Минимуществом России передачу подведомственными им федеральными государственными унитарными предприятиями находящихся в их хозяйственном ведении акций, долей в уставных капиталах кредитных организаций в казну Российской Федерации.Правовое положение некоммерческих организаций определяется в § 5 гл. 4 ГК РФ, в различных федеральных законах, в частности в Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Согласно ст. 2 этого Федерального закона под некоммерческой организацией понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.Унитарные предприятия могут выступать в качестве участников почти во всех перечисленных выше некоммерческих организациях, за исключением религиозных организаций и общественных организаций (объединений).Законом не исключается и возможность участия унитарных предприятий в иностранных юридических лицах.Следует отметить, что нормативными актами, принятыми до вступления в силу комментируемого Закона, также не исключалась возможность приобретения унитарными предприятиями акций (долей, паев) в уставных капиталах иностранных юридических лиц.ЗаключениеПравовое положение государственных унитарных предприятий, являющихся выразителями интересов государства и общества, определяет их связи, режим деятельности с учетом интересов государства в экономике Государство выступает в качестве субъекта различных правоотношений; как государственно-властная структура в публично-правовых отношениях. Оно координирует и контролирует деятельность госпредприятий, в качестве собственника может участвовать благодаря своим предприятиям в экономических, частно-правовых процессах - производстве, обороте и т.д.Государственные унитарные предприятия являются средством, обеспечивающим этот процесс. Таким образом, в экономике, участниками которой являются и унитарные предприятия, происходит взаимопроникновение элементов частного и публичного права. Следовательно, законодательство об унитарных предприятиях нуждается в совершенствовании и с этих позиций. Мало определить положение предприятий как унитарных юридических лиц - не собственников. Важно "состыковать" нормы разных отраслей права, регулирующих не только их организационно-правовую форму, но и их хозяйственно-правовую деятельность в новых экономических условиях.Список использованной литературыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// Российская газета.-1993.-25.12.-N 237.Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3012.Закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" // СЗ РФ.-2002.-02.12.-N 48.-ст. 4746.Постановление Волгоградского горсовета народных депутатов от 15.12.2000 N 21/296 "О принятии положения о муниципальном унитарном предприятии Волгограда" // Городские вести.-2001.-25.01.-N 9.Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ.-1996.-N 9.Постановление Правительства РФ от 03.12.2004 N 739 (ред. от 23.03.2006) "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия"// СЗ РФ.-2004.- 13.12.- N 50.-ст. 5074.Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 833// Консультант плюс.Постановлением Правительства РФ от 9 декабря 1999 г. N 1366 "О передаче федеральных государственных унитарных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации"// СЗ РФ.-1999.- 13.12.-N 50.-ст. 6237.Распоряжение Правительства РФ от 02.04.2002 N 454-р "О прекращении государственного участия в уставных капиталах кредитных организаций"// СЗ РФ.- 2002.-15.04.- N 15.-ст. 1446.Федеральный Закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 02.02.2006) «О банках и банковской деятельности»//СЗ РФ.-1996.-05.02.-N 6.-ст. 492.Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 02.07.2005) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // СЗ РФ.-2001.-13.08.-N 33 (часть I).-ст. 3431.Федеральный Закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 02.02.2006) «О некоммерческих организациях»//СЗ РФ.-1996.- 15.01.-N 3.-ст. 145.Федеральный закон Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с изм. и доп. от 05.01.2006 N 7-ФЗ).// СЗ РФ.-1998.- 03.08.- N 31.- ст. 3813.Федеральный Конституционный закон от 25.12.2000 N 2-ФКЗ "О государственном гербе Российской Федерации"// Российская газета.-2000.-27.12.-N 244.Гражданский кодекс РФ, от 30 ноября 1994 г. (часть первая)//СЗ РФ.- 1994.- №32.- ст. 3301.Гражданское право / Под ред. Е. Суханова. Т. 1. М., 2004. М., С.11.Иоффе О. С. Цивилистическая доктрина промышленного капитализма // Избранные труды по гражданскому праву. М., 2000.Комментарии к Федеральному закону от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». - М., «ТД ЭЛИТ-2000», 2003 г.Леонова Г. Б. Унитарные предприятия как субъект гражданского права | Законодательство №8, 2001г., ст. 81-89.Петров Д.В. Право хозяйственного ведения и оперативного и оперативного управления.- СПб.:Издательство «Юридический центр Пресс», 2002. С.135.Уставы унитарных предприятий/ М.Ю.Тихомиров.- М.:2003.Юридические лица. Учебно-практическое пособие. М.Ю. Тихомиров. 2003г., ст.254.

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" в порядке, установленном Федеральным законом "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского" в соответствии с Федеральным законом "О Национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е. Жуковского". От имени Российской Федерации права собственника имущества государственного унитарного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в порядке, установленном Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос". От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" в соответствии с Федеральным законом "О национальном исследовательском центре "Курчатовский институт".

(см. текст в предыдущей редакции)

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

2. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также - государственное предприятие), муниципальное предприятие;

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также - казенное предприятие).

3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

4. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.

Глава 6. Управление и распоряжение муниципальным имуществом,
закрепленным за муниципальными унитарными предприятиями

Статья 21. Создание муниципальных унитарных предприятий. Назначение руководителя и главного бухгалтера

1. Глава Администрации по предложениям заместителей, руководителей отраслевых органов принимает решение, а Комитет готовит проект постановления об учреждении муниципального унитарного предприятия, которое содержит обоснование создания, цели и предмет деятельности муниципального унитарного предприятия, при необходимости определяет ведомственную его принадлежность, формирует его уставный фонд и утверждает его устав. В случае формирования уставного фонда муниципального унитарного предприятия путем передачи ему на праве хозяйственного ведения муниципального имущества постановление об утверждении устава предприятия должно содержать в обязательном порядке рыночную стоимость такого имущества.

2. Руководитель муниципального унитарного предприятия (генеральный директор, директор) назначается и освобождается от должности главой Администрации.

Статья 22. Передача имущества муниципальному унитарному предприятию

1. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления на имущество, закрепляемое за муниципальными унитарными предприятиями, возникаете момента передачи объектов на их баланс на основании постановления Администрации и акта приема-передачи имущества, подписанного руководителем предприятия или учреждения и Администрацией.

В передаточном акте указываются сведения о количестве и составе передаваемого муниципального имущества, его фактическое состояние. Передаваемое имущество должно быть индивидуально определено.

2. Имущество, приобретенное (произведенное) муниципальным унитарным предприятием в ходе осуществления уставной деятельности, поступает в его хозяйственное ведение или оперативное управлением момента регистрации этого имущества на счетах бухгалтерского учета предприятия.

3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления недвижимым муниципальным имуществом наступает у муниципального унитарного предприятия с момента государственной регистрации этих прав.

4. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у муниципального унитарного предприятия по решению собственника.

Статья 23. Порядок использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении муниципальных унитарных предприятий

1. За муниципальным унитарным предприятием закрепляется на праве хозяйственного ведения и оперативного управления движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности муниципального образования, на основании постановления Администрации и акта приема-передачи, подписываемого Администрацией, руководителем и главным бухгалтером муниципального унитарного предприятия.

2. Перечень имущества, передаваемого муниципальному унитарному предприятию в хозяйственное ведение или оперативное управление, отражается в отчетности, представляемой в Комитет ежеквартально (в двухмесячный срок после завершения квартала) на магнитном и бумажном носителях, подписанной руководителем и главным бухгалтером предприятия.

3. Порядок выбытия имущества с баланса муниципального унитарного предприятия с целью продажи (реализации), передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ, товарищества или передачи в качестве вклада в некоммерческую организацию, передачи по договорам мены, дарения регламентируется законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

4. Списание имущества с баланса казенного предприятия осуществляется в порядке, установленном главой 9 настоящего Положения.

5. Участие муниципального предприятия в иных юридических лицах; заключение муниципальным предприятием сделки или нескольких взаимосвязанных сделок (в том числе договора залога), которые влекут отчуждение или возможность отчуждения в будущем либо передачу в аренду имущества, стоимость которого превышает 20 процентов стоимости основных средств, указанной в бухгалтерском балансе муниципального предприятия на последнюю отчетную дату на конец отчетного периода; распоряжение муниципальным предприятием вкладами (долями) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими муниципальному предприятию акциями осуществляется по решению Собрания представителей с учетом заключения экономического управления.

6. Совершение муниципальным унитарным предприятием сделок (за исключением сделок, на совершение которых требуется разрешение Собрания представителей) с недвижимым имуществом; сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения муниципальным унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда предприятия; сделок, в которых имеется заинтересованность руководителя муниципального унитарного предприятия; иных сделок, для совершения которых в соответствии с уставом муниципального унитарного предприятия необходимо получение согласия собственника муниципального имущества, осуществляется по постановлению Администрации с учетом заключения экономического управления.

7. Муниципальное унитарное предприятие для получения разрешения на совершение сделки направляет в Администрацию письменное заявление, согласованное финансовым управлением, заместителем главы Администрации, курирующим профильную отрасль, и получившее заключение экономического управления о целесообразности совершения сделки.

8. Муниципальное унитарное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом предприятия,

9. Права на недвижимое имущество, переданное муниципальному унитарному предприятию в хозяйственное ведение или оперативное управление, созданное или приобретенное предприятием в результате его деятельности, подлежат государственной регистрации.

10. За пользование закрепленным на праве хозяйственного ведения имуществом муниципальное предприятие отчисляет в бюджет муниципального образования часть прибыли, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в соответствии с показателями, разработанными экономическим управлением.

Статья 24. Порядок реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий

1. Реорганизация муниципального унитарного предприятия может быть осуществлена в форме:

Слияния двух или нескольких муниципальных унитарных предприятий;

Присоединения к муниципальному унитарному предприятию одного или нескольких муниципальных унитарных предприятий;

Разделения муниципального унитарного предприятия на два или несколько муниципальных унитарных предприятий;

Выделения из муниципального унитарного предприятия одного или нескольких муниципальных унитарных предприятий;

Преобразования муниципального унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы, при этом муниципальное унитарное предприятие может быть преобразовано в муниципальное учреждение.

Преобразование муниципального унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы осуществляется исключительно в соответствии с законодательством о приватизации.

2. Глава Администрации по предложениям заместителей, руководителей отраслевых органов принимает постановление о реорганизации муниципального унитарного предприятия, при необходимости создает комиссию по реорганизации муниципального унитарного предприятия, принимает постановление об утверждении передаточного акта (разделительного баланса), утверждении уставов вновь созданных муниципальных унитарных предприятий или о внесении изменений и дополнений в устав реорганизованного муниципального унитарного предприятия.

3. Ликвидация муниципального унитарного предприятия влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

4. Муниципальное унитарное предприятие может быть ликвидировано на основании постановления Администрации в предусмотренных федеральным законом случаях или по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

5. В случае необходимости ликвидации муниципального унитарного предприятия глава Администрации на основании заключения экономического управления принимает постановление о ликвидации муниципального унитарного предприятия, создает ликвидационную комиссию, принимает постановление об утверждении промежуточного баланса, ликвидационного баланса,

6. В случае, если при проведении ликвидации муниципального унитарного предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном-объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании муниципального унитарного предприятия банкротом.

7. Порядок ликвидации муниципального унитарного предприятия определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральным законами и иными нормативными правовыми актами.

8. Направление использования муниципального имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов и завершения ликвидации муниципального унитарного предприятия, определяется Администрацией.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (п. 1 ст. 113 ГК, п. 1 ст. 2 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях). Эти две основные черты, включенные в легальное определение унитарного предприятия, отличают названную организационно-правовую форму от всех иных форм коммерческих организаций.
В форме унитарных могут быть созданы только государственные (федеральные или субъектов РФ) и муниципальные предприятия. Соответственно, имущество, на основе которого создано унитарное предприятие, находится в государственной или муниципальной собственности. Это имущество принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Унитарное предприятие создается по решению собственника имущества в лице соответствующего государственного или муниципального органа, уполномоченного на принятие такого решения в соответствии с актами, определяющими компетенцию этого органа.
Учредительным документом унитарного предприятия является устав, утверждаемый органом, принявшим решение о создании предприятия. В силу прямого указания п. 2 ст. 52 ГК в учредительном документе унитарного предприятия должны быть определены предмет и цели его деятельности. Правоспособность унитарных предприятий является специальной. Они вправе заниматься только теми видами предпринимательской деятельности, право на занятие которыми предусмотрено уставом, и совершать сделки, необходимые для достижения уставных целей.
Единственным исполнительным органом унитарного предприятия является единоличный орган - директор (генеральный директор). Он назначается на должность и освобождается от должности собственником либо лицом, уполномоченным собственником, и им подотчетен (п. 4 ст. 113 ГК). Порядок назначения руководителя на должность, порядок изменения и прекращения трудового договора с ним определяются в уставе унитарного предприятия.
Устав унитарного предприятия должен также содержать сведения о размере его уставного фонда (если таковой подлежит созданию), о порядке и источниках его формирования, о направлениях использования прибыли, получаемой унитарным предприятием, и иные предусмотренные законом сведения.
Как и для хозяйственных обществ, для унитарных предприятий установлено правило о том, что при уменьшении стоимости чистых активов ниже размера его уставного фонда собственник должен принять решение о соответствующем уменьшении уставного фонда. Если же их стоимость окажется ниже минимального размера уставного фонда, установленного законом, учредитель должен ликвидировать предприятие. При уменьшении уставного фонда учредитель обязан письменно уведомить об этом кредиторов предприятия. Права кредиторов, как и в хозяйственных товариществах и обществах, обеспечены возможностью требовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств и возмещения убытков.
ГК и Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях предусмотрена возможность создания унитарных предприятий двух видов. В зависимости от того, на каком вещном праве за унитарным предприятием закрепляется имущество собственника, выделяют предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и предприятия, основанные на праве оперативного управления.
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, в соответствии с содержанием этого права самостоятельно распоряжается произведенной им продукцией, а также движимым имуществом, находящимся в его хозяйственном ведении, если иное не установлено законодательством. Недвижимым имуществом предприятие может распоряжаться лишь с согласия собственника. При этом сделки по распоряжению закрепленным за предприятием имуществом не должны лишать его возможности осуществлять уставную деятельность. Собственник имущества такого предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, переданного предприятию в хозяйственное ведение.
Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия. Исключением является субсидиарная ответственность собственника в случае несостоятельности (банкротства) унитарного предприятия, наступившей вследствие выполнения указаний собственника. Минимальный размер уставного фонда таких унитарных предприятий определен Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. К моменту государственной регистрации унитарного предприятия его уставный фонд должен быть полностью оплачен учредителем.
Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие), является коммерческой организацией, которая осуществляет предпринимательскую деятельность на основе имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности и закрепленного за предприятием на праве оперативного управления, а также выделяемых ему средств из соответствующего бюджета или внебюджетных фондов. Денежные средства и иное имущество, полученные от реализации продукции (работ, услуг) такого предприятия, также используются им в его предпринимательской деятельности.
Федеральное казенное предприятие создается на основании решения Правительства РФ. Казенные предприятия субъектов РФ и казенные предприятия муниципальных образований создаются на основании решений, соответственно, органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления, которые уполномочены на принятие таких решений нормативными актами, определяющими статус этих органов.
В уставе казенного предприятия определяется порядок распределения и использования доходов предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества. Собственнику принадлежит также право изымать у предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, доводить до предприятия обязательные заказы на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, определять порядок распределения доходов казенного предприятия.
Как следует из правомочия оперативного управления, распоряжаться закрепленным за предприятием имуществом (и недвижимым, и движимым) оно может только с согласия собственника этого имущества и в пределах, не лишающих предприятие возможности осуществления его уставной деятельности. Производимую им продукцию предприятие реализует самостоятельно.
При недостаточности имущества казенного предприятия субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия несет собственник его имущества (п. 5 ст. 115 ГК), поэтому уставный фонд в казенном предприятии не формируется.
Реорганизация или ликвидация унитарного предприятия производятся по решению собственника. Возможна и принудительная ликвидация по установленным законом основаниям, в том числе (для предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения) по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия (т.е. смена статуса казенного предприятия на статус предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, и наоборот), как и переход права собственности на закрепленное за ним имущество к другому собственнику. Организационно-правовая форма унитарного предприятия в этих случаях сохраняется.