Инвестирование

Социальные лифты по п сорокину. Теория социальной мобильности (П.Сорокин)

1. Деление общества на группы называется:

1) социальным перемещением

2) социальной стратификацией

3) социальной адаптацией

4) социальным поведением

2. К «социальным лифтам» П. Сорокин относит:

2) церковь

4) все перечисленное

3. Маргиналами называют:

1) наиболее богатых членов общества

2) наиболее бедных членов общества

4) пограничные слои и группы

4. Социальный статус приобретается в результате:

1) трудовой деятельности

2) процесса обучения

3) семейного воспитания

4) социализации

5. Верно ли суждение?

А. Страты выделяют по одному существенному признаку.

Б. В основу стратификации общества положено множество критериев.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения по поводу социальной мобильности?

А. В современном обществе возможна горизонтальная мобильность.

Б. В современном обществе возможна вертикальная мобильность.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения о ситуации в России?

А. В последнее десятилетие в России возросла социальная дифференциация населения.

Б. Острой социальной проблемой в России стало падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8. Какая из перечисленных социальных групп не имеет общего социально значимого признака?

2) пожилые люди

3) мужчины

4) молодежь

9. Самостоятельное регулирование индивидом своего поведения согласно общепринятым социальным нормам - это:

1) самоконтроль

2) самообразование

3) социализация

4) самореализация

10. К показателям предписанного статуса личности относится:

1) карьера

2) возраст

3) квалификация

4) образование

11. Что является примером горизонтальной социальной мобильности?

1) повышение по служебной лестнице

2) разжалование офицера в солдаты

3) получение второй рабочей специальности

4) понижение в должности.

12.Выберите пример восходящей социальной мобильности.

1) Актер перешел из одного театра в другой

    Футбольный тренер перешел из одной команды в другую

    Помощник режиссера получил приглашение занять должность главного режиссера

    Офицер был разжалован в рядовые

13. Социальный статус личности – это

1) поведение, ожидаемое от индивида

2) положение человека в обществе

3) оценка занимаемой индивидом позиции

4) характеристика социальных качеств личности

14. Установите соответствие понятий, приведенных в первом столбце, определениям, приведенным во втором.

Понятие Определение

1.Горизонтальная мобильность А. Перемещение из одной страты

в другую.

2.Социальная дифференциация. Б. Положение человека в

обществе.

3.Социальный статус. В. Разделение общества на

группы, занимающие разное

положение.

4.Вертикальная мобильность. Г. Переход индивида из одной

группы в другую,

расположенную на одном

и том же уровне

Ответ: 1-Г 2-В 3-Б 4-А

Реферат

С социальной мобильностью. 2. Понятие социальной мобильности и её виды Термин социальная мобильность введён П. Сорокиным в работе 1927г. Сорокин ... относятся к обществам, где школы доступны всем его членам. В таком обществе «социальный лифт » движется...

  • Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050715. 65 Специальная психология красноярск 2013

    Учебно-методический комплекс

    11. Социальные институты, способствующие социальной мобильности, называются: Социальными лифтами . Социальными группами. Социальными отношениями. Социальными классами. 12. К «социальным лифтам » П. Сорокин относил : 1) Армию...

  • Социальная мобильность. Вопросы социальной стратификации не входили в круг интересов

    Документ

    ... социально -демографическим общностям относятся мужчины... социальная стабильность; социальное неравенство; социальное поведение; социальная мобильность. Вопросы социальной стратификации не входили в круг интересов П. Сорокина ... 4 социальный лифт сословие...

  • Урок

    Другие, называют каналами социальной мобильности или социальными лифтами . К ним относят армейскую службу, получение образования... отечественной и американской социологических школ П. А. Сорокина «Человек. Цивилизация. Общество». Если экономический...

  • Социальная структура, как и другие стороны жизни об­щества, подвержена изменениям. Из курсов истории вы зна­ете, как это происходило в ходе цивилизационного развития в различные эпохи. Картина социальной жизни современно­го человечества также пестра и подвижна. Наиболее устой­чива социальная структура в существующих и поныне тра­диционных обществах. В них сохраняются социальные группы, связанные с общинным землепользованием, нату­ральным хозяйством, мелкотоварным производством. В ря­де случаев поддерживаются принципы религиозно-общин­ной и даже родоплеменной организации.

    Высокой социальной динамикой отличаются общества, вступившие в эпоху индустриализации и модернизации. Там укрепляются группы, связанные с крупным промышленным производством, растет городское население.

    Значительные социальные сдвиги происходят в развитых странах Запада. Одной из тенденций является рост «нового»


    Среднего класса. К нему относят большинство интелли­генции, управленцев среднего и низшего звена, высоко­квалифицированных рабочих. Доходы этих слоев, в боль­шинстве случаев работающих по найму, не ниже, чем у средней и мелкой буржуазии («старый» средний класс). Рост среднего класса уменьшает социальную дифференциа­цию, делает общество более устойчивым в политическом отношении.

    В этой группе стран велика доля населения, работающе­го по найму. При этом структурные изменения в экономи­ке ведут к сокращению численности промышленного рабо­чего класса. Меньше становится и самостоятельных крес­тьян (фермеров). Вместе с тем под влиянием научно-техни­ческой революции возрастает значение высококвалифициро­ванного умственного труда. Острой социальной проблемой по-прежнему остается безработица.



    Определенное регулирующее воздействие на социальные отношения стремится оказывать государственная власть. В ряде случаев государство поддерживает идеи социального равенства, а в крайних проявлениях - и уравнительности. Это относится, к примеру, к бывшим социалистическим странам, нынешней Кубе, Северной Корее.

    В западных странах одной из главных забот государства является предотвращение социальных конфликтов. Многое делается для поддержки наиболее уязвимых в условиях кон­курентной экономики слоев населения - престарелых, инва­лидов, многодетных семей.

    ■■Основные понятия: социальная сфера, социальная диф­ференциация, социальное неравенство, социальная страти­фикация, класс, страта, социальная мобильность. ИИ Термины: социальный «лифт», жизненные шансы, стиль жизни, люмпены, маргиналы.

    Проверьте себя

    1) Что такое социальная дифференциация? 2) Как связа­ны понятия «социальная стратификация» и «социальное не­равенство»? 3) Укажите три вида социальной стратифика­ции. 4) Какой признак был положен К. Марксом в основу выделения классов? 5) Почему отношения между основны­ми классами, по мысли Маркса, приобретают антагонисти­ческий характер? 6) Какие основания социальной стратифи­кации были выдвинуты М. Вебером? 7) Чем статусная группа отличается от класса? 8) Что в социологии понима­ется под социальной мобильностью? 9) Какие социальные «лифты», по мнению П. Сорокина, способствуют социаль­ным перемещениям человека? 10) Какие тенденции в разви­тии социальных отношений характерны для различных групп стран? 11) В чем отличия маргиналов от люмпенов?


    Подумайте, обсудите, сделайте

    1. Проанализируйте различные точки зрения на пробле­
    му социального неравенства. Обоснуйте свою позицию.

    2. Один немецкий исследователь проводит следующее
    различие между классами и стратами: «Стратификация
    предусматривает некую упорядоченность членов общества на
    основе какого-нибудь критерия, вроде дохода, образования,
    образа жизни, этнического происхождения... Классы... яв­
    ляются конфликтными группами, которые, объединяясь, ос­
    паривают существующее распределение власти, преиму­
    ществ и других возможностей».

    Проанализируйте это утверждение. Согласны ли вы с ним?

    3. Современный английский политолог утверждает: «Вся
    история человечества доказывает, что неравенство необходи­
    мо для достижения некоего идеала человеческого совершен­
    ства, как индивидуального, так и коллективного».

    На какие исторические факты мог бы, на ваш взгляд, ссылаться исследователь, обосновывая свой вывод?

    4. Сравните трактовки понятия «класс» К. Марксом и
    М. Вебером. В чем вы усматриваете сходство? Каковы раз­
    личия в позициях исследователей?

    5. Приведите примеры социальной и горизонтальной мо­
    бильности. Какие еще, помимо указанных в учебнике, соци­
    альные «лифты» существуют в современном обществе?

    6. Цифры свидетельствуют, что в индустриально разви­
    тых странах падает доля «синих воротничков» в составе на­
    селения (т. е. тех, кто занимается физическим трудом) и
    возрастает численность «белых воротничков» (к ним отно­
    сятся работники, занятые в сферах торговли, юриспруден­
    ции, медицины, образования, технические служащие и уп­
    равляющие).

    Каковы причины и возможные социальные последствия этого явления?

    7. Известно, что маргинализация, переход в новое соци­
    альное качество, связана с социально-психологическим
    стрессом. Во многих странах для его смягчения используют­
    ся различные средства: пособия по безработице, фонды
    помощи мигрантам и беженцам, центры профессиональной
    переподготовки и т. д.

    Что еще, на ваш взгляд, можно использовать в этих це­лях?

    8. Термин «класс» происходит от латинского слова, оз­
    начающего буквально «разряд». Разделение римского обще­
    ства на классы приписывается легендарному римскому ца­
    рю Сервию Туллию (VI в. до н. э.). Он разделил общество
    на пять классов-разрядов в соответствии с тем, какое коли-


    Чество войск (сотен) и вооружений мог выставить каждый из них.

    Какой признак был положен в основу классового деле­ния? Сохраняет ли он свое значение и сегодня?

    Поработайте с источником

    Прочтите отрывок о социальной структуре из книги современного рос­сийского социолога М. Н. Руткевича.

    Схема Вебера имеет определенные достоинства. Она охва­тывает, во-первых, экономические различия (доход). Во-вто­рых, экономико-политические различия; власть индивида или группы над другими людьми и группами может осуще­ствляться как через политические организации (государст­во, партия и т. д.), так и через экономические организации (компания, корпорация и т. д.). В-третьих, социально-пси­хологические различия, поскольку в оценке престижа за­нятий, профессий и т. п. находит выражение осознание людь­ми относительной высоты своего (и чужого) положения в иерархии.

    Слабым звеном конструкции Вебера является проблема связи между этими тремя критериями, а следовательно, между видами социальных различий... Теории социальной стратификации, как правило, приспособлены к изучению американского и западноевропейского общества... Их основ­ная черта - попытка свести теоретическую схему (чаще всего веберовскую) к операционным понятиям, которые до­пускают использование количественно измеряемых показа­телей. <...>

    На наш взгляд, методология Маркса имеет существенные преимущества по сравнению с веберовской, поскольку дает возможность осуществить на деле системный подход в по­знании общества. Она позволяет установить внутренние свя­зи между всеми типами и видами социальной структуры, поскольку выясняет связь, существующую между критери­ями деления общества на группы.

    Руткевич М. Н. Социальная структура. - М., 2004. - С. 93, 95.

    Вопросы и задания к источнику. 1) В чем автор видит достоин­ства схемы (теории стратификации) Вебера? 2) Сравните названные автором критерии веберовской стратификации с теми, что приведе­ны в параграфе. В чем вы видите различия? Можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что автор фрагмента понятие «политическая власть», используемое Вебером, подменил широким понятием «власть»? 3) Какие недостатки веберовского подхода и основанной на нем теории стратификации отмечает автор? 4) Каковы, на взгляд автора, преимущества марксистской методологии? Согласны ли вы с такой оценкой? Свой вывод обоснуйте.


    § 2. Социальные институты

    Вспомните:

    каковы основные сферы жизни общества? Что такое по­требность? Какие потребности человека и общества можно отнести к базовым? Какую роль в обществе вы­полняют социальные нормы?

    Когда мы произносим слово «институт», первое его зна­чение, которое приходит на ум, - это высшее учебное заве­дение или научное учреждение: «я поступил в Институт связи», «мама работает в исследовательском институте». По­нятие «социальный институт» существенно шире. Уже по­чти столетие оно используется при изучении общества. Сегодня исследователи широко разрабатывают так называе­мый институциональный подход, который позволяет рассма­тривать общественную жизнь сквозь призму основных соци­альных институтов.

    В социологии существуют различные определения этого сложного понятия, отдельные авторы акцентируют те или иные его признаки. Однако при всех расхождениях иссле­дователи единодушны в том, что институты играют огром­ную роль в жизни не только всего общества, но и каждого отдельного человека. С особой силой это проявляется в со­временную эпоху, когда количество социальных институтов растет, они становятся все более специализированными, а их взаимодействие - все более сложным.

    Рассмотрим основные характеристики понятия «социаль­ный институт».

    Сорокин Питирим Александрович (1889-1968 ) – выдающийся русско-американский социолог XX столетия, создатель интегральной парадигмы, на основе которой им были созданы теории социальной стратификации, социальной мобильности; социокультурной динамики и др. Основные работы: «Преступление и кара, подвиг и награда», «Система социологии», «Социальная и культурная динамика» и др.

    Интегральный подход Сорокина к изучению общества . Общество создается людьми. Человеческая личность, по Сорокину, формируется под воздействием космических, биологических, социально-психологических и социокультурных факторов. (Т.е. человек – животное, наделённое инстинктами, сознанием и духовным началом.) Используя все свои способности, человек творит окружающий мир. Следовательно, полное представление о социальном мире можно получить только на основе комплекса данных чувств (плюс приборы их усиливающие), разума, интуиции (озарения).

    Социальная мобильность – изменение индивидом, социальной группой или социальным объектом (ценностью) своей социальной позиции; переход их одной страты (слоя) в другую. Сорокин выделяет два типа социальной мобильности - горизонтальную (перемещение в одном социальном слое, например, повторный брак, перемена места работы на равноценное), и вертикальную (перемещение из одного слоя (страты) в другой с изменением социального статуса), при этом может быть как восходящая мобильность, так и нисходящая. Вертикальная мобильность может соответствовать трем формам социальной стратификации (политическая, экономическая профессиональная). Вертикальная мобильность может быть индивидуальная и групповая. Количественные характеристики мобильности: интенсивность и всеобщность. Под интенсивностью понимается вертикальная социальная дистанция или количество слоёв (экономических, политических, профессиональных), проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определённый период времени.

    Общие принципы вертикальной мобильности (по П.А.Сорокину):

    1. Вряд ли когда-либо существовали общества, в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность
    2. Никогда не существовало обществ, в которых вертикальная мобильность была бы абсолютно свободна
    3. Интенсивность и всеобщность вертикальной мобильность изменяется от общества к обществу
    4. Интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности колеблется в рамках одного и того же общества в разные периоды его истории
    5. В вертикальной мобильности в трех её основных формах нет постоянной тенденции ни в сторону усиления, ни в сторону ослабления её интенсивности и всеобщности

    По степени перемещения индивидов различаются открытые и закрытые типы обществ. (Например, древнеиндийское кастовое общество и современное демократическое государство.)

    Так как вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе, Сорокин выделяет «лестницы» или «каналы, лифты » социальной циркуляции, по которым люди могут перемещаться из одного слоя в другой. Наиболее важные каналы по Сорокину: институты армии, образования, политических партий, бизнеса, семьи. Также в любом обществе существуют механизмы («мембраны »), затрудняющие свободный подъем индивида по социальной лестнице. (например, наличие диплома, способностей)

    Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «вертикальная социальная мобильность». Какие условия, по мнению автора, влияют на интенсивность социальной мобильности? (Назовите любые три условия.) Какой социальный механизм, по его мнению, сдерживает социальную мобильность в демократическом обществе?


    В процессе развития общества его социальная структура не остаётся неизменной. На микроуровне меняются взаимоотношения, социальные связи, состав групп, статусы и роли, отношения между группами. На макроуровне количественный состав нижних и средних слоёв изменяют экономическая конъюнктура и политические решения власти, юридические и нравственные нормы.

    Кроме того, каждый человек устремлён к повышению своего статуса. Всё это создаёт уже не застывшую, не статическую, а динамическую картину общества. Одним из процессов социальной динамики является социальная мобильность. Интенсивность социальной мобильности зависит от уровня развития общества, экономической конъюнктуры, демократичности отношений, уровня жизни населения.

    Постиндустриальное общество характеризуется интенсивной вертикальной мобильностью. В демократическом обществе, где положение человека не зависит от его предписанного статуса, национальности, вероисповедания, каналы вертикальной мобильности открыты, и каждый, кто удовлетворяет определённым требованиям, имеет возможность повысить свой социальный статус.

    По выражению П. Сорокина, в демократическом обществе «много отверстий и лифтов для подъёма и спуска…» Излишняя социальная мобильность, например большое число людей из низших слоёв в управленческих структурах, говорит о какой-то ненормальности, социальном катаклизме (революции, войне, эпидемии, уничтожившей сразу многих представителей высших слоёв).

    В демократическом обществе, где нет социальных, национальных и других ограничений, тем не менее действует определённый социальный механизм, сдерживающий мобильность... Это механизм конкуренции, которая проявляется не только в экономической борьбе, но и в любой борьбе за повышение социального статуса.

    Б.А. Исаев

    Пояснение.

    В правильном ответе должны быть следующие элементы:

    1) Вертикальная мобильность - продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз

    2) Интенсивность социальной мобильности зависит от уровня развития общества, экономической конъюнктуры, демократичности отношений, уровня жизни населения.

    3) Это механизм конкуренции, которая проявляется не только в экономической борьбе, но и в любой борьбе за повышение социального статуса.

    Ответы на вопросы могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

    Итак, каждый из нас может быть отнесен к той или иной социальной группе, каждый занимает определенное место в социальной структуре. А возможно ли изменение этого места и как оно происходит?
    Ответы на эти вопросы дает теория социальной мобильности. Под социальной мобильностью понимается переход людей из одних общественных групп в другие. При этом различают горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность подразумевает переход человека в группу, расположенную на том же уровне, что и прежняя, например переход из одной семьи в другую при повторном браке, с одной фабрики на другую, смена гражданства. Вертикальная же мобильность предполагает перемещение с одной ступени иерархии (лестницы) на другую. При этом человек может совершать как социальный подъем (от мелкого служащего до управляющего крупной компанией), так и социальный спуск (от среднего предпринимателя до неквалифицированного рабочего).
    Примером «закрытого» общества с малой социальной мобильностью может служить кастовый строй в Индии. Человеку, принадлежавшему к низшей касте, почти невозможно было занять более высокое социальное положение. Напротив, индустриальные, «открытые» общества характеризуются высокой социальной мобильностью.
    Социальная мобильность может быть разной в рамках одного и того же общества на отдельных этапах его развития. Из истории известно, к каким крупным социальным перемещениям ведут революции, войны, завоевания. Так, революционные потрясения в России в 1917 г. привели к ликвидации самых богатых слоев общества: почти вся аристократия была отброшена на низшую ступень; утратила свое социальное положение большая часть предпринимателей и высших специалистов-профессионалов. В то же время в течение нескольких лет на вершину политической, экономической, идеологической жизни выдвинулись представители низших слоев населения. Похожую картину дает революция во Франции 1789 г., английская революция XVII в.
    Обратимся вновь к обществу в его нормальном состоянии. Какими путями происходит перемещение людей из одной группы в другую?

    По мнению социолога П. Сорокина, этому способствуют несколько социальных институтов, в первую очередь армия, церковь, школа.
    Начнем с армии. Служба в ней во все времена давала возможность двигаться вверх по социальной лестнице. Потери во время войн среди командного состава вели к заполнению вакансий людьми более низких чинов. Из 92 римских императоров 36 достигли этого высокого социального положения благодаря ратным подвигам.
    В Средние века отдельные простолюдины таким же образом становились генералами, графами, герцогами. В Новое время примером такого восхождения может стать жизненный путь Наполеона и многих из его окружения. К числу подобных выдвиженцев относятся Кромвель и Вашингтон.
    Значительное влияние на перемещение людей по ступеням социальной лестницы оказывала церковь. Обратимся к периоду раннего христианства. Напомним, что последователями этого вероучения на начальных этапах были в основном представители низших социальных слоев: рабы, ремесленники, зависимое крестьянство. После государственного признания христианства в Древнем Риме многие из них благодаря церкви получали свободу и достигали высокого положения в обществе. Вместе с тем церковь сурово карала вероотступников. Среди «разжалованных» еретиков немало королей, князей, лордов.
    Еще одним социальным «лифтом» выступает школа. Образование в ряде случаев открывает доступ к престижным должностям и званиям. В современном западном обществе, не окончив университета или колледжа, фактически нельзя достичь высокого положения на государственной службе и во многих других областях.
    Учитывая значение школы как важного средства социальной мобильности, правящие группы в ряде стран пытались закрыть доступ к образованию представителям низших слоев. Так, в Англии в XIV в. был выпущен указ, где говорилось, что ни один крепостной не должен отправлять детей в школу, чтобы не дать им возможности продвигаться в жизни. Аналогичную роль призван был выполнять и «циркуляр о кухаркиных детях», изданный в России в 1886 г. и предписывавший не допускать в гимназию детей из низших сословий.