Инвестирование

Оценочный лист претендента на работу образец заполнения. Протокол собеседования образец

В советские времена рекомендацию гаранта заменяла составленная характеристика. Сегодня характеристики снова начали величать письмами-рекомендациями. Если приходил период поступать на работу, или занять важную должность. Одно дело получать характеристики, другое составлять. В современных реалиях в наш обиход вошло капиталистическое понятие как рекомендательное письмо. Почти всем приходилось связываться с понятием как характеристика. Как правило была необходима характеристика. Вот пример, который оставит время изготовления правильного документа.

Бланк оценки кандидата

Как только за кандидатом захлопнется дверь, не откла-дывая в «долгий ящик», пока свежие впечатления не испа-рились, оцените его. После того как нижеприведенный бланк будет заполнен (а предварительно распечатан по образцу), положите его в личное дело кандидата.

Эта форма оценки кандидата будет удобна, если вы придерживались рекомендованной схемы проведения интер-вью. Она позволит сопоставить требуемые вакансией каче-ства, навыки и возможности кандидата с его объективными качествами, навыками и возможностями, то есть сравнить желаемое и действительное.

БЛАНК ОЦЕНКИ КАНДИДАТА

Ф.И.О. кандидата: _______________________________________________________________

Должность: _____________________________________________________________________

Дата интервью: «_________»____________200__ года

Установленное время начала интервью _____________________________________________

Фактическое время прихода кандидата (при опоздании указать причину опоздания)______________________________________________________________________

№ ______________________________________________________________________

Характеристика «Идеальный» кандидат (в эту графу заранее вписывают желаемые качества после экспертизы вакансии) __________________________________________________________

Соответствующие данные кандидата (в эту графу впи-сывают фактические качества кандидата) __ _____________________________________________________________________________ _

Оценка

  1. Пол _____________________________________________________________________________
  2. Возраст __________________________________________ ____________________________
  3. Семейное положение ___________________________________________________________
  4. Названия учебных заведений, где кандидат мог бы получить необходимые для успешного выполнения своих функциональных обязанностей знания. Его желательнаяспециализация и дополнительное образование ______________________________________________________________________________
  5. Названия возможных занимаемых кандидатом должностей._______
  6. Профиль и названия компаний, где кандидат мог бы получить и освоить необходимые для вакансии навыки.
  7. Минимальный опыт работы.
  8. Список, должностных обязанностей, которые кан-дидат должен был выполнять.
  9. Степень владения оргтехникой (ПК, ксерокс, факс, др.), знание программных продуктов.
  10. Степень владения иностранным языком_______________
  11. Профессиональные знания и навыки, необходи-мые кандидату.
  12. Наличие автомобиля, водительских прав с указа-нием категории, стажа вождения.
  13. Наличие жилья, желательное место проживания.
  14. Психологические качества, которые помогут ус-пешно справляться с должностными обязанностями и осво-ить новые навыки.
  15. Психологические качества, несовместимые с ра-ботой на данной должности
  16. Психологические характеристики , позволяющие достичь совместимости с сотрудниками, непосредственно связанными с будущим работником и соответствующие кор-поративной культуре организации.
  17. Психологические качества, несовместимые с ра-ботой в данной компании
  18. Дополнительные требования.

Краткая информация и мнение должностного лица, проводившего первичное интервью (т.е. ваша неформаль-ная оценка кандидата) тоже очень важна. Ниже приведена форма, по которой вы сможете оценить соискателя.

Для заполнения этой формы обведите подходящую (вашему, по возможности объективному, мнению о кандидате) циф-ру в каждой строчке. Посчитайте общую оценку, макси-мальный балл равен 60 минимальный - 12. Оптимальный балл получится, если кандидат набрал не больше трех троек при условии, что остальные отметки 4 и 5.

При оценке не путайте внешний вид со стоимостью одежды и личным вкусом кандидата, в графе внешний вид имеется в виду аккуратность прически, адекватный макияж и маникюр (если перед вами женщина), чистая, опрятная, подходящая случаю одежда, ненавязчивость ак-сессуаров. Кроме тембра голоса, нужно обращать внима-ние на темп речи, возможные дефекты звукопроизношения, словарный запас, использование жаргонных слов.

В графе физического состояния особо внимательно оце-нивайте женщин и пожилых людей. Также следует отли-чать качества, необходимые при поступлении на работу, от тех, которые могут быть достаточно быстро приобре-тены в процессе адаптации на рабочем месте (критич-ность условий).

ВНЕШНИЙ ВИД

  1. Неопрятный
  2. Небрежность в одежде
  3. Опрятный
  4. Уделяет особое внимание своему внешнему виду
  5. Безупречный
  1. Резкий, раздражающий
  2. Невнятный
  3. Приятный
  4. Ясный, понятный
  5. Экспрессивный, энергичный

ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

  1. Неприятная, нездоровая внешность
  2. Неэнергичный, апатичный
  3. Хорошая физическая форма, приятная внешность
  4. Бодрый, энергичный
  5. Очень энергичный, в отличной форме

ПОВЕДЕНИЕ

  1. Нервный
  2. Стеснительный
  3. Манерный
  4. Напряженный
  5. Смущенный
  6. Спокойный
  7. Адекватный
  8. Необычайно выдержанный

УВЕРЕННОСТЬ

  1. Застенчивый
  2. Заносчивый
  3. Последовательный, доказательный
  4. Достаточно самоуверенный
  5. Прямолинейный
  6. Демонстрирует уверенность
  7. Необычайно самоуверенный

ХОД МЫСЛЕЙ

  1. Нелогичный
  2. Неопределенный
  3. Неясный
  4. Распыляется по пустякам
  5. Ясно выражается, слова адекватны значениям
  6. Убедительный
  7. Логичный
  8. Необычайная способность в логике мысли

ГИБКОСТЬ УМА

  1. Тугодум, медленно соображает
  2. Равнодушно воспринимает сказанное
  3. Внимателен, четко выражает свои мысли
  4. Сообразителен, задает адекватные вопросы
  5. Необычная острота ума, воспринимает комплекс идей

МОТИВАЦИИ И АМБИЦИИ

  1. Вял, не амбициозен
  2. Отсутствие интереса к саморазвитию
  3. Демонстрирует стремление к саморазвитию
  4. Определяет будущие цели, хочет добиться успеха
  5. Высокие амбиции, саморазвитие

ОПЫТ РАБОТЫ, ОБРАЗОВАНИЕ

  1. Не соответствуют должности
  2. Не соответствуют, но полезны
  3. Соответствуют
  4. Выше требуемого
  5. Особо подходящие
  6. Продолжает учиться, повышать уровень

ЛИЧНОСТЬ КАНДИДАТА

  1. Незрелый, импульсивный
  2. Упрямый
  3. Разумный, зрелый
  4. Кооперативный
  5. Ответственный
  6. Зрелый, самодостаточный
  1. Ярко негативное
  2. Демонстрирует недовольство
  3. Уклоняется от прямых вопросов
  4. Выражает позитивное отношение
  5. Демонстрирует позитив, объективно оценивает «+» и «-»

ПОВЕДЕНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

  1. Выражает крайнюю степень смущения или агрессии
  2. Заметно нервничает
  3. Не выражает дискомфорта, не стремится продол-жать беседу
  4. Демонстрирует спокойное поведение, продолжает диалог
  5. Реагирует адекватно, ищет способы продолжения беседы

Принятое решение: «Принять» (), «Отказать» ()


Популярные образцы и шаблоны документов

  • Заявление о защите чести и достоинства возмещении морального вреда
  • Уведомление государственной исполнительной службы об оплате штрафа
  • Мировое соглашение образец о разделе имущества супругов
  • Наследование по закону и завещанию
    Вступление в права наследования часто проходит с не малыми трудностями. Вступление в наследство по завещанию и закону отличается по своему порядку. Шаблоны судебных исков, по спорам связанным с спорами о получении наследства.

    Собственность и право владения
    Образцы заявлений в суд по гражданским правоотношениям, относительно жилья. Право на жилье содержит право проживания владения пользования. Тут известно очень много разногласий и споров. Есть отличительная черта между жилым фондом частной и коммунальной собственностью. Тут же бывают споры пользовании квартирой совместно и по разделу лицевого счета. Шаблоны исковых заявлений помогут выяснить какие именно требования следует указывать в своем заявлении.
    • Зачем спрашивать человека об одном и том же несколько раз
    • Как не попасть под обаяние красивых девушек, которые пришли на собеседование
    • Четыре правильных критерия оценки соискателей

    Успешные руководители сталкиваются с «невидимым барьером», когда темп личного развития замедляется, а вскоре и вовсе останавливается. Подобная пробуксовка грозит потерей всего, чего вы добились за годы упорного труда.

    Директора и HR-менеджеры при оценке соискателей, как правило, на первое место ставят личностные качества соискателя, объем его знаний и навыков. Однако такой подход неверен, считают авторы книги «Найм без ошибок» Патрик Валтен и Алексей Фатеев.

    Вот правильные критерии оценки соискателей на собеседовании:

    • надо оценить нацеленность человека на результат;
    • желание работать;
    • знания;
    • личностные качества.

    Как правильно оценить кандидата на собеседовании

    1. Нацеленность на результат. Итоги американского исследования показали, что внешняя привлекательность кандидатов сильно повышает шансы получить работу.

    Рекрутеры чаще приглашают симпатичных юношей и девушек, чем некрасивых, бессознательно считая первых более умными и позитивными. Чтобы не попасть под обаяние и объективно оценить соискателя, обратите внимание на следующие критерии:

    • есть ли в резюме измеримые результаты деятельности соискателя, может ли он представить рекомендации, подтверждающие его успехи;
    • озвучивает ли человек при собеседовании цифры или другие показатели его достижений в любой сфере;
    • дает ли он конкретное решение на предложенный ему кейс.

    Еще составьте список вопросов, которые будете задавать соискателям, и напишите идеальные ответы на них. Изучив записи бесед, вы сможете выбрать подходящего кандидата, а не просто того, кто понравился.

    2. Желание работать. В качестве ответа на вопрос о самых частых причинах увольнений только 9% работодателей назвали неспособность выполнять должностные обязанности. Почти 70% указали на причины, связанные с отношением к работе (прогулы и пр.). Вот что поможет оценить желание кандидата трудиться.

    Во-первых, соискатель приводит примеры рабочих ситуаций, когда ему приходилось проявлять позитивный настрой.

    Во-вторых, кандидат демонстрирует готовность отвечать на все вопросы и положительно реагирует на ваши замечания.

    3. Знания. Никогда не доверяйте дипломам и сертификатам; так, более 70% работодателей, взявших выпускников, отмечают недостаток у них базовых навыков: молодые люди пишут с ошибками.

    Для оценки знаний смоделируйте несколько ситуаций, с которыми человек может столкнуться в вашей компании. Например, попросите кандидата на должность продавца провести телефонную беседу с «недовольным клиентом» (его роль может исполнить кто-нибудь из ваших коллег).

    • Управление персоналом, которое пойдет только на пользу

    4. Личностные качества. Чтобы вынудить соискателя показать свое истинное «я», бросайте ему вызов (спрашивайте несколько раз об одном и том же, требуя подтверждения рассказа) и следите за реакцией. Человек проявит свою настоящую сущность: сохранит спокойствие, доброжелательность и выдержку или занервничает и выйдет из себя.

    Найм без ошибок. Настольная книга для собственников и руководителей: как найти и удержать хороших сотрудников. Патрик Валтен, Алексей Фатеев М.: Перо, 2014. – 274 с.

    Posted On 31.05.2018

    Управление персоналом\Технологии поиска, отбора и адаптации персонала в компании

    6.1. Подготовка к собеседованию

    Проведение интервью - это самый ответственный этап подбора персонала, играющий ключевую роль в принятии окончательного решения даже в тех случаях, когда наряду с ним используются и другие методы оценки. Поэтому необходима серьезная и основательная подготовка к собеседованию.
    Интервьюер должен иметь четкое представление о вакантной должности, о которой будет идти речь во время разговора: обязанности, задачи, методы и средства их решения, объем работы, ответственность, права, служебные взаимоотношения, условия и место работы.
    Кроме того, специалист, который будет беседовать с будущим сотрудником, должен располагать следующими сведениями:
    1. Информация о компании (название, форма собственности, история, размеры, профиль, продукция и показатели ее объема, место на рынке, корпоративная культура).
    2. Сведения о подразделении, в которое подбирается работник, о его руководителе и групповых нормах поведения в коллективе.
    3. Профессиональные и личностные требования к кандидатам, желательный предыдущий опыт; данные о работе сотрудника, занимавшего эту должность прежде.
    4. Компенсационный пакет (заработная плата и порядок ее начисления, премии, страховки, предоставление автомобиля, возмещение затрат на использование личного транспорта, питание и др.).
    5. Возможности повышения квалификации, профессионального и должностного роста.
    Необходимо назначить время собеседования, подготовить подходящее помещение, анкету, которую заполнит кандидат перед разговором, изучить его резюме и наметить ключевые вопросы. Интервьюеру должны быть известны порядок, процедуры и сроки оценки представленных претендентов, а также личностные особенности тех людей, которые будут принимать решение о найме.

    6.2. Стратегия и тактика проведения собеседования

    Интервью при приеме на работу призвано решить следующие задачи:

    • оценку способностей кандидата к определенного рода деятельности;
    • сравнительный анализ компетенции соискателей на должность;
    • предоставление кандидату информации об организации для того, чтобы помочь ему принять решение о трудоустройстве.

    Учитывая уникальность интервью как метода оценки и отбора кандидатов, необходимо добиться его максимальной эффективности, которая зависит от технологии его проведения, профессионализма интервьюера.
    Избежать возможных серьезных ошибок поможет структурирование как процесса принятия решения о приеме на работу, так и методики проведения интервью.

    Внутренние эффекты, затрудняющие проведение интервью

    Первые впечатления. Интервьюеры часто делают выводы о личности кандидата за несколько минут в самом начале разговора. В оставшуюся часть времени они собирают информацию в поддержку первого впечатления. Это тот случай, когда человек "слышит только то, что хочет слышать" и делает необоснованный выбор.
    Стереотипы. Некоторые интервьюеры полагают, что определенным группам людей свойственны особые характеристики (например, бородатые мужчины не внушают доверия, а женщины в очках умны).
    Эффект края (первичности - недавности). На информацию, которая прозвучала в начале беседы, обращается больше внимания, чем на последующую. Это может быть объяснено свойствами памяти или силой первого впечатления.
    Эффект контраста. Мнение интервьюера о кандидате зависит от его суждения о предыдущих соискателях. С одной стороны, это означает, что из них будет выбран лучший, с другой - их сравнивают между собой, оценивают по отношению друг к другу, а не к требованиям работы.
    Такой же, как я. Интервьюеры более благосклонны к людям, похожим на них самих по воспитанию, образованию, опыту работы. Есть даже данные о том, что они предпочитают претендентов с невербальным поведением, аналогичным собственному (движения глаз, поза и т. п.).
    Негативная информация. Негативные сведения производят на интервьюеров более сильное впечатление, чем позитивные. Это особенно заметно, если отрицательная информация появляется в начале собеседования, после чего они автоматически начинают искать дополнительные подтверждения негатива.
    Личная симпатия. Более высокая оценка ставится тем кандидатам, которые вызывают симпатию вне зависимости от других факторов, имеющих отношение к работе. Это естественная реакция человека, но, пожалуй, не гарантирующая выбор лучшего претендента на должность.
    Копирование. Интервьюеры, отдающие предпочтение определенному типу личности, выбирают соответствующих им людей, независимо от их других характеристик. Это мешает проведению беседы и может привести к тому, что кандидатура выбранного человека не будет подходить для данной работы.
    Иностранный или местный акцент. Соискатели с иностранным или местным акцентом часто попадают в менее выгодные условия по сравнению с теми, кто не имеет особенностей выговора. Однако данный эффект проявляется реже, если речь идет о "не слишком престижных" должностях, а для работы с клиентами людям с некоторым местным акцентом даже отдается предпочтение.
    Эффект реального времени. Интервьюеры полагают, что кандидат ведет себя во время встречи так же, как в жизни. Это серьезная ошибка, поскольку, как правило, люди нервничают во время собеседования. И наоборот: некоторые претенденты умеют "пустить пыль в глаза" и на протяжении всего разговора демонстрировать качества, каковыми не обладают в реальности.
    Предпочтения пола. Кандидатов-женщин часто оценивают гораздо придирчивее, чем мужчин, особенно если мужчинам отдается предпочтение для данной вакансии. Хотя есть сведения о том, что эта тенденция свойственна больше интервьюерам-дамам, которые считают представителей сильной половины человечества более компетентными, в то время как для последних, похоже, пол не имеет значения.

    6.3. Техника проведения собеседования

    Постройте общение с кандидатом таким образом, чтобы он мог говорить с вами открыто и вы могли получить нужную информацию. Для этого поощряйте, поддерживайте, проявляйте инициативу и одновременно будьте жестким там, где это необходимо.

    Помните, что 80-90% времени на первом этапе интервью должен говорить соискатель.

    Для того чтобы правильно использовать результаты беседы, нужно зафиксировать полученные данные. Записывайте ключевые моменты и фразы, а также свои комментарии об особенностях поведения человека.

    По каждой компетенции необходимо собрать не менее 2-3 фактов из опыта кандидата. Желательно, чтобы это была как позитивная, так и негативная информация.

    Оценку претендента проводите только после окончания интервью.

    Не подсказывайте ответы. У вашего собеседника не должно сложиться впечатление о том, что существуют правильные и неправильные ответы.

    Схема построения интервью

    Этап 1. Введение, установление контакта

    1. Представьтесь.
    2. Обозначьте цель и процедуру интервью.
    3. Предупредите кандидата о том, что будете делать записи.
    4. Задайте общий вводный вопрос (например: "Где вы работали раньше?").

    Этап 2. Основная часть интервью

    1. Исследуйте оцениваемые компетенции.
    2. Предложите кандидату добавить сведения о себе на его усмотрение.
    3. Предоставьте возможность задать вопросы вам.
    Чем больше вы узнаете о претенденте до интервью, тем меньше времени придется потратить на уточнение этой информации во время него. Подготовка включает в себя:
    Обзор документов. Соберите все имеющиеся документы кандидата - резюме, анкеты, зафиксированные результаты телефонных разговоров - и выберите из их содержания сведения о том опыте работы, который наиболее важен для данной позиции.
    Опыт работы. Ознакомьтесь с информацией, которая соответствует интересующему вас трудовому опыту соискателя. Пометьте для себя то, что вам представляется неясным, о чем вы хотели бы получить дополнительные сведения.
    Пробелы в трудовой деятельности. Пометьте для себя пробелы в трудовой или учебной деятельности кандидата. В ходе интервью вы сможете обсудить это с ним, чтобы установить их причину и сделать выводы о послужном списке кандидата.
    Основная цель обзора опыта - получить только общие сведения, потратив при этом не более 5-8 минут. Если собеседник начнет углубляться в детали, вежливо напомните ему, что на данном этапе эта информация для вас пока несущественна.
    После завершения обзорной части переходите к подготовленным поведенческим вопросам. Скажите кандидату о том, что дальнейшая беседа будет носить более динамичный характер, и желательно, чтобы он отвечал как можно подробнее.

    Важно

    Не пытайтесь на данном этапе сформировать окончательное впечатление о соискателе. Запишите основные выводы, чтобы вернуться к ним позднее.

    Уделяйте больше внимания недавнему опыту учебы и работы, который наиболее важен и соответствует рассматриваемой позиции. Не задавайте слишком много вопросов о давно прошедших событиях.

    Если кандидат говорит о том, что ему нравилось или не нравилось в предыдущей работе, это поможет вам оценить его мотивацию.

    Не убеждайте себя, что пробелы в трудовой деятельности - это плохой знак. Необходимо выяснить их причины.

    Этап 3. Завершение интервью

    1. Предоставьте кандидату сведения о вакансии.
    2. Расскажите о дальнейших шагах и процедурах отбора. Для окончания интервью необходимо:

    • просмотреть свои записи, чтобы определить, нужны ли вам дополнительная информация или какие-либо разъяснения (если нужно, задайте вопросы сразу);
    • провести тестирование (если требуется);
    • рассказать о должности и компании, ответить на вопросы кандидата;
    • завершить интервью: объяснить дальнейшую процедуру и поблагодарить собеседника.

    6.4. Разработка структуры интервью в соответствии со спецификой вакансии

    Одним их основных факторов успешности интервью является его продуманная структура. Для того чтобы сформировать список вопросов для выявления необходимых компетенции кандидата, предлагается воспользоваться следующей таблицей.

    Составляйте вопросы исходя из оценки задач, соответствующих должности, методу их решения и необходимых компетенции.

    Десятка лучших вопросов для интервью

    1. Расскажите о себе, используя только прилагательные.
    2. Назовите самый большой успех и самую большую ошибку в вашей карьере.
    3. Какова была самая серьезная критика, обращенная когда-либо в ваш адрес?
    4. Опишите, пожалуйста, лучшего из ваших руководителей или подчиненных, с кем вам приходилось работать.
    5. Что ваш последний начальник постарался бы улучшить в вас?
    6. Если бы повторились последние десять лет вашей карьеры, что вы сделали бы по-другому?
    7. Опишите самое трудное решение из тех, которые вы когда-либо принимали. Оглядываясь назад, было ли ваше решение наилучшим из возможных? Почему да или почему нет?
    8. Если бы я поговорил с вашим руководителем (настоящим или прежним), какие ваши сильные и слабые стороны он бы отметил?
    9. Предположим, вы уже работаете в нашей компании три-шесть месяцев назад, однако дела идут не совсем хорошо. Как вы полагаете, что и по каким причинам может не получиться?
    10. Что может сделать ваш рабочий день действительно хорошим? Если же к вечеру вы расстроены, что могло привести вас в такое состояние?

    Десятка самых "неудобных" вопросов для интервью

    1. Какие управленческие убеждения у вас сформировались?
    2. Что для вас более важно - истина или комфорт?
    3. На чем вы учились больше: на ваших успехах или ошибках?
    5. Насколько снисходительным было ваше отношение к выявленным в течение года ошибкам ваших подчиненных?
    6. В чем, по вашему мнению, основная сила вашей организации? Почему?
    7. При каких обстоятельствах вы могли бы пойти на обман?
    8. Всегда ли клиент прав?
    9. Если бы могли организовать мир по одному из трех принципов - нет недостатков и нехваток, нет проблем, нет правил - как бы вы его устроили?
    10. Могут ли, по вашему мнению, все деловые отношения быть абсолютно четкими, в частности, по срокам исполнения обязательств?

    6.5. Техника оценки информации по ходу собеседования

    Для того чтобы правильно оценить поступающую информацию, используйте как можно больше методов проведения интервью.
    1. Вопросы к кандидату (открытые, закрытые, альтернативные, повторные, уточняющие, последовательно уточняющие - цепочки, в которых каждый новый вопрос вытекает из ответа на предыдущий).
    2. Просьбы привести примеры из личного опыта.
    3. Конкретные ситуации для разбора.
    4. Ролевые игры.
    5. Встроенные в собеседование тесты и задачи.
    6. Письменные задания.
    7. Провокации.
    8. Предложение кандидату задавать вопросы.

    6.6. Анализ эффективности проведения собеседования

    Эффективность собеседования напрямую зависит от его результатов, то есть количества полученной информации и времени, затраченного на его проведение. Возможные результаты собеседования:
    1. Заключение о кандидате для представления на рассматриваемую должность.
    2. Зафиксированные выводы о претенденте для приглашения на возможные должности в будущем.
    3. Получение полезной деловой информации от кандидата.
    4. Установление контакта с соискателем как с потенциальным партнером.
    5. Выход через него на новые интересные контакты.
    6. Заключение о принципиальной нецелесообразности дальнейшей работы с
    данным человеком. Выводы:
    1. Собеседование не является бесполезным, если получен хотя бы один из возможных результатов.
    2. Количество и качество итогов беседы определяются:

    • мастерством интервьюера;
    • продолжительностью разговора;
    • ценностью кандидата.

    3. В идеале структура собеседования должна включать в себя специальные вопросы для получения всех возможных данных.
    4. Ограниченное время интервью должно быть использовано в первую очередь для достижения того результата, который является его главной целью.
    Основные итоги собеседования должны быть зафиксированы письменно и сохранены для дальнейшей работы. Если этого не делать, то данные утрачиваются, и эффективность подобной деятельности снижается.

    6.7. Техника оформления отчетов о собеседовании

    Оформление материалов собеседования займет у вас некоторое время.
    1. Для того чтобы не упустить детали, в ходе собеседования вы должны делать свои заметки в листах собеседования. Если в собеседовании участвуют другие лица (непосредственный руководитель, наставник), фиксируйте их вопросы и ответы на них. Вы можете поручить ведение протокола собеседования секретарю или коллеге.
    2. Проанализируйте полученную информацию.
    3. Сразу после проведения собеседования обсудите результаты со всеми участниками проведения интервью.
    4. Оцените информацию.
    5. Подведите итоги, зафиксируйте в протоколе.
    6. Старайтесь назначать время проведения собеседований в первой половине дня для того, чтобы во второй составить отчет о проведении собеседования и согласовать его со всеми участниками интервью.
    7. После согласования отчета с участниками проведения интервью подшейте все материалы, собранные на кандидата, в папку. Для принятия окончательного решения о кандидате руководителю нужно будет проанализировать все собранные данные.

    ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ

    ОТЧЕТ о проведении собеседования

    "____"___________200 г.

    Собеседование с кандидатом Ивановым И.И.
    на вакантную должность начальник отдела сбыта
    Профессиональный опыт обширный и вполне соответствует предполагаемой должности (семь лет работы в сбыте, из них пять - на руководящих позициях).
    Кандидат активно реализовывал свои возможности повышения в должности. Выражена потребность в карьерном росте и достижении успеха. Честолюбив. Способен к оправданному риску.
    Интеллект высокий и соответствует образованию. Мышление творческое, способен к нестандартному подходу в решении задач. Устная и письменная речь очень развиты. Словарный запас обширный. Критичен к информации. Адекватно оценивает свои интеллектуальные способности, стремится использовать их в деле.
    Настроение ровное, уровень самоконтроля высокий. Сдержан. Тревожность низкая. Иногда вспыльчив, но отходчив. Производит впечатление эмоционально зрелого человека.
    Общителен, умеет устанавливать и поддерживать межличностные контакты. Предпочитает групповую деятельность. Активен в общении. Быстро адаптируется в коллективе и стремится принять на себя роль лидера. Бывает несговорчив, не уступает групповому давлению, но достаточно терпим к мнению и недостаткам других людей. Охотно принимает ответственность за совместные действия.
    Самооценка адекватная. Уровень притязаний высокий. Понимает скрытые мотивы других. Проявляет активный интерес к людям.
    Настоящее место работы не удовлетворяет его амбициозным планам, но о руководстве отзывается уважительно. Целеустремлен, настойчив, инициативен. Способен к четкому стратегическому планированию. Быстро схватывает суть дела, обучаем. Понимает и может применять на практике механизмы своего бизнеса. Полностью принимает ответственность за свои действия. Умеет работать в команде. Как руководитель ориентирован в равной мере на персонал и на задачу. В напряженных условиях придерживается авторитарного стиля руководства, в более спокойных - демократического. Умеет делегировать полномочия и распределять ответственность между подчиненными.
    Внешний вид опрятный. Стиль одежды соответствует ситуации. Манера держаться открытая, на равных. Поза преимущественно открытая. Отвечает развернуто. Имеет презентабельную внешность.

    Собеседование проводил менеджер по персоналу _________________

    Присутствовали ___________________________________________

    Начальник отдела комплектации________________

    Директор по маркетингу________________

    ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ

    Типичные ошибки специалистов при проведении неструктурированного интервью:

    • неясность и разнородность оснований при принятии решения о приеме на работу;
    • интуитивность выбора;
    • переоценка значимости одних факторов в ущерб другим;
    • предпочтение кандидатов похожих на себя и отторжение непохожих;
    • "навешивание" на соискателя определенных характеристик, которые считаются типичными в связи с его возрастной, социальной или половой принадлежностью, а также исходя из субъективного мнения интервьюера, основанного на различных психологических положениях;
    • приписывание претенденту навыков, которые считаются типичными для людей с аналогичным опытом работы;
    • сравнение кандидатов между собой, а не относительно критериев успешности в данной работе.

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    Тестовое задание № 1

    Выберите из представленного списка пять вопросов, с помощью которых можно оценить способность кандидата к эффективному выполнению требуемой работы.
    1. В чем вы разбираетесь особенно хорошо? Почему вы так считаете?
    2. Опишите, пожалуйста, лучшего из ваших руководителей или подчиненных, с кем вам приходилось работать.
    3. Назовите, пожалуйста, три ваших основных функции или обязанности на последнем месте работы, по выполнению которых оценивалась успешность вашей деятельности.
    4. Является ли честность всегда лучшей политикой?
    5. Каких знаний вам не хватает или не хватало на предыдущей работе?
    6. Приведите, пожалуйста, пример хорошо подготовленного вами документа.
    7. Сколько раз в день вы выгуливаете свою собаку?
    8. Как вы чувствовали себя после последнего увольнения?
    9. Опишите, пожалуйста, свой рабочий день. Например, вчерашний.
    10. Что в ваших прежних коллегах у вас вызывало зависть?

    Тестовое задание № 2

    Выберите из представленного списка пять вопросов, с помощью которых можно оценить реальную заинтересованность кандидата в рассматриваемой работе.
    1. Почему вы всегда сотрудничаете с начальниками-женщинами?
    2. Какая работа вас устроила бы больше всего?
    3. Какое обучение вы намерены пройти в ближайшем будущем?
    4. Кем вы себя видите через пять лет?
    5. Как и по каким критериям вы собираетесь принимать решение о трудоустройстве на новом месте?
    6. Опишите ситуацию, когда вы приняли неправильное решение.
    7. Что могло бы вас удержать от смены места работы?
    8. Какие выгоды могут получать сотрудники, возлагая на себя дополнительные полномочия?
    9. Как вы выявляли причины плохой работы подчиненного?
    10. В каком случае вы откажитесь от нашего предложения?

    Тестовое задание № 3

    Выберите из представленного списка пять выражений, относящихся к управляемости и совместимости, степень выраженности которых у кандидата можно оценить.
    1. Факторы, которые привязывают человека к компании.
    2. Отношение к негативным высказываниям в свой адрес.
    3. Самокритичность человека и адекватность во мнении о себе.
    4. Способ принятия решения о выборе новой работы.
    5. Здоровье соискателя.
    6. Привычки и ожидания поведения в группе.
    7. Личные обстоятельства и факторы (семейное положение, место жительства и др.), влияющие на способность выполнять требуемые обязанности.
    8. Образование и уровень теоретической подготовленности.
    9. Опыт формирования отношений с окружающими.
    10. Мотивы перехода на другую работу.
    11. Разговорчивость претендента.
    12. Формирование обобщающей оценки управляемости и совместимости соискателя.

    ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

    Тестовое задание № 1
    Ответы: 1, 3, 5, 6, 9
    Тестовое задание № 2
    Ответы: 2, 4, 5, 7, 10
    Тестовое задание № 3
    Ответы: 2, 3, 6, 9, 12

    Используются технологии uCoz

    отбор персонала и отборочное собеседование

    отбор персонала и отборочное собеседование 2.2 оценка кандидата после собеседования эта форма оценки кандидата будет удобна, если придерживаться рекомендованной схемы проведения интервью.

    Протокол собеседования при приеме на работу

    она позволит сопоставить требуемые вакансией качества, навыки и возможности кандидата с его объективными качествами, навыками и возможностями, то есть сравнить желаемое и действительное.

    4 главных критерия, по которым надо оценивать человека на собеседовании

    4 главных критерия, по которым надо оценивать человека на собеседовании

    1. как не попасть под обаяние красивых девушек, которые пришли на собеседование
    2. зачем спрашивать человека об одном и том же несколько раз
    3. четыре правильных критерия оценки соискателей

    директора и hr-менеджеры при оценке соискателей, как правило, на первое место ставят личностные качества соискателя, объем его знаний и навыков.

    как оценить и проверить моральные ценности или целеустремленность сотрудника на собеседовании: как помогает образец протокола?

    как оценить и проверить моральные ценности или целеустремленность сотрудника на собеседовании: как помогает образец протокола? выявление личностных характеристик у кандидата на свободную должность является одной из самых главных целей рекрутера. не стоит забывать и о сложности данной задачи, поскольку большинство соискателей скрывают свои недостатки и приукрашивают достоинства.

    определиться с выбором кандидата и провести должный анализ порой непросто, поэтому и существуют методы оценки кандидата на собеседовании, которые выведут соискателя на чистую воду.

    форма оценочного листа сотрудника

    форма оценочного листа сотрудника руководитель (фио, должность) должностные обязанности за истекший период согласие с перечнем обязанностей деятельность за отчетный период:  достижения (соотношение обязанностей и достигнутых результатов);  оцениваемые качества (3033);  области возможных улучшений;  потребность в специальном обучении;  потребность в наставничестве; итоговая оценка по 5-балльной шкале комментарии менеджера по персоналу оценка может формулироваться следующим образом: не имеет необходимых профессиональных знаний и не стремится к ним не имеет достаточных профессиональных знаний имеет минимальные профессиональные знания имеет достаточные профессиональные знания обладает хорошими профессиональными знаниями обладает большими профессиональными знаниями и по ряду вопросов может давать консультации
    src=» «=»» alt=»Оценочный лист кандидата на работу»>

    Оценочный лист собеседования кандидата на должность

    Оценочный лист собеседования кандидата на должность Оценка соответствия ставится по 5 – ти бальной шкале за каждый параметр: Находится Х* (среднее арифметическое) по формуле: Х*= (оценки соответствия /на число параметров).

    Кандидат добился личного собеседования с работодателем. Рекомендации: предлагается приблизительный перечень вопросов, которые наиболее часто могут задавать при собеседовании (отвечать на вопросы необходимо кратко, легко и естественно).

    Практика проведения оценочных собеседований

    Практика проведения оценочных собеседований Проведение оценочных собеседований (бесед) с работающими сотрудниками в настоящее время еще только начинает входить в HR – жизнь многих наших отечественных предприятий. В связи с этим каждая компания методом проб и ошибок пытается выработать свой уникальный подход к данному направлению оценки персонала.

    И все вроде нормально, если бы не одно «но».

    Итоговый оценочный лист на собеседовании

    Итоговый оценочный лист на собеседовании кандидата, проходящего (Название должности, подразделение) Уровень профессионального мастерства 1 - отсутствие проф. мастерства; 3 - хорошие знания и умения; 4 - высокопрофессиональные знания; Умение самостоятельно мыслить и решать сложные проблемы 2 - постоянно требуется консультант;

    Курсовая работа - Система работы с персоналом

    курсовая работа Система работы с персоналом Основа концепции управления персоналом организации.

    Процесс отбора персонала на вакантную должность.

    Правила составления оценочного листа кандидата и должностной инструкции. Определение численности основных рабочих и годовой средней заработной платы.

    Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.

    Как правильно проводить собеседование с кандидатом при приеме на работу

    Как правильно проводить собеседование с кандидатом при приеме на работу Зачастую в крупных компаниях для осуществления поиска соискателей и подбора персонала нанимают определенных людей – специалистов-рекрутеров, которые и осуществляют все подобные действия.

    Подбор персонала

    Бланк оценки кандидата после собеседования

    Как только за кандидатом захлопнется дверь, не откладывая в «долгий ящик», пока свежие впечатления не испарились, оцените его. После того как нижеприведенный бланк будет заполнен (а предварительно распечатан по образцу), положите его в личное дело кандидата.
    Эта форма оценки кандидата будет удобна, если вы придерживались рекомендованной схемы проведения интервью. Она позволит сопоставить требуемые вакансией качества, навыки и возможности кандидата с его объективными качествами, навыками и возможностями, то есть сравнить желаемое и действительное.
    Бланк оценки кандидата
    Ф.И.О. кандидата: _______________________________________________ ________________
    Должность: _____________________________________________________ ________________
    Дата интервью: «_________»____________200__ года
    Установленное время начала интервью _____________________________ ________________
    Фактическое время прихода кандидата (при опоздании указать причину опоздания)______________________________________________________ ________________
    № _____________________________________________________________ _________
    Характеристика «Идеальный» кандидат (в эту графу заранее вписывают желаемые качества после экспертизы вакансии) __________________________________________________________
    Соответствующие данные кандидата (в эту графу вписывают фактические качества кандидата) __ ________________________________________________________________ _____________ _
    Оценка

      1. Пол _____________________________________________________________ ________________
      2. Возраст __________________________________________ _______________ _____________
      3. Семейное положение ______________________________________________ _____________
      4. Названия учебных заведений, где кандидат мог бы получить необходимые для успешного выполнения своих функциональных обязанностей знания. Его желательная
        специализация и дополнительное образование ________________________ ______________________________________________________
      5. Названия возможных занимаемых кандидатом должностей._______
      6. Профиль и названия компаний, где кандидат мог бы получить и освоить необходимые для вакансии навыки.
      7. Минимальный опыт работы.
      8. Список, должностных обязанностей, которые кандидат должен был выполнять.
      9. Степень владения оргтехникой (ПК, ксерокс, факс, др.), знание программных продуктов.

    10. Степень владения иностранным языком_______________
    11. Профессиональные знания и навыки, необходимые кандидату.

      1. Наличие автомобиля, водительских прав с указанием категории, стажа вождения.
      2. Наличие жилья, желательное место проживания.
      3. Психологические качества, которые помогут успешно справляться с должностными обязанностями и освоить новые навыки.
      4. Психологические качества, несовместимые с работой на данной должности
      5. Психологические характеристики, позволяющие достичь совместимости с сотрудниками, непосредственно связанными с будущим работником и соответствующие корпоративной культуре организации.
      6. Психологические качества, несовместимые с работой в данной компании
      7. Дополнительные требования.

    Краткая информация и мнение должностного лица, проводившего первичное интервью (т.е.

    Протокол собеседования образец

    ваша неформальная оценка кандидата) тоже очень важна. Ниже приведена форма, по которой вы сможете оценить соискателя. Для заполнения этой формы обведите подходящую (вашему, по возможности объективному, мнению о кандидате) цифру в каждой строчке. Посчитайте общую оценку, максимальный балл равен 60 минимальный - 12. Оптимальный балл получится, если кандидат набрал не больше трех троек при условии, что остальные отметки 4 и 5.
    При оценке не путайте внешний вид со стоимостью одежды и личным вкусом кандидата, в графе внешний вид имеется в виду аккуратность прически, адекватный макияж и маникюр (если перед вами женщина), чистая, опрятная, подходящая случаю одежда, ненавязчивость аксессуаров. Кроме тембра голоса, нужно обращать внимание на темп речи, возможные дефекты звукопроизношения, словарный запас, использование жаргонных слов.

    В графе физического состояния особо внимательно оценивайте женщин и пожилых людей. Также следует отличать качества, необходимые при поступлении на работу, от тех, которые могут быть достаточно быстро приобретены в процессе адаптации на рабочем месте (критичность условий).
    ВНЕШНИЙ ВИД

      1. Неопрятный
      2. Небрежность в одежде
      3. Опрятный
      4. Уделяет особое внимание своему внешнему виду
      1. Резкий, раздражающий
      2. Невнятный
      3. Приятный
      1. Ясный, понятный
      2. Экспрессивный, энергичный

    ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

      1. Неприятная, нездоровая внешность
      2. Неэнергичный, апатичный
      3. Хорошая физическая форма, приятная внешность
      4. Бодрый, энергичный
      5. Очень энергичный, в отличной форме

    ПОВЕДЕНИЕ

      1. Нервный
      2. Стеснительный
      3. Манерный
      4. Напряженный
      5. Смущенный
      6. Спокойный
      7. Адекватный
      8. Необычайно выдержанный

    УВЕРЕННОСТЬ

      1. Застенчивый
      2. Заносчивый
      3. Последовательный, доказательный
      4. Достаточно самоуверенный
      5. Прямолинейный
      6. Демонстрирует уверенность
      7. Необычайно самоуверенный

    ХОД МЫСЛЕЙ

      1. Нелогичный
      2. Неопределенный
      3. Неясный
      4. Распыляется по пустякам
      5. Ясно выражается, слова адекватны значениям
      6. Убедительный
      7. Логичный
      8. Необычайная способность в логике мысли

    ГИБКОСТЬУМА

      1. Тугодум, медленно соображает
      2. Равнодушно воспринимает сказанное
      3. Внимателен, четко выражает свои мысли
      4. Сообразителен, задает адекватные вопросы
      5. Необычная острота ума, воспринимает комплекс идей

    МОТИВАЦИИ И АМБИЦИИ

      1. Вял, не амбициозен
      2. Отсутствие интереса к саморазвитию
      3. Демонстрирует стремление к саморазвитию
      4. Определяет будущие цели, хочет добиться успеха
      5. Высокие амбиции, саморазвитие

    ОПЫТ РАБОТЫ, ОБРАЗОВАНИЕ

      1. Не соответствуют должности
      2. Не соответствуют, но полезны
      3. Соответствуют
      4. Выше требуемого
      5. Особоподходящие
      6. Продолжает учиться, повышать уровень

    ЛИЧНОСТЬ КАНДИДАТА

      1. Незрелый, импульсивный
      2. Упрямый
      3. Разумный, зрелый
      4. Кооперативный
      5. Ответственный
      6. Зрелый, самодостаточный

    ОТНОШЕНИЕ К ПРЕЖНЕМУМЕСТУ РАБОТЫ

      1. Ярко негативное
      2. Демонстрирует недовольство
      3. Уклоняется от прямых вопросов
      4. Выражает позитивное отношение
      5. Демонстрирует позитив, объективно оценивает «+» и «-»

    ПОВЕДЕНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

      1. Выражает крайнюю степень смущения или агрессии
      2. Заметно нервничает
      3. Не выражает дискомфорта, не стремится продолжать беседу
      4. Демонстрирует спокойное поведение, продолжает диалог
      5. Реагирует адекватно, ищет способы продолжения беседы

    Принятое решение: «Принять» (), «Отказать» ()

    Татьяна Хорольская,
    руководитель группы массового подбора персонала ЗАО «ТЛС-ГРУП»

    Для достижения целей бизнеса организацией используются различные ресурсы - финансовые, материальные, человеческие, информационные и др. Во многом за счет грамотно выстроенных HR-процессов, начиная с подбора, адаптации, мотивации персонала и до управления талантами, организация при оптимальных затратах обеспечивает собственную конкурентоспособность и имеет возможности для дальнейшего развития. Поскольку тема управления человеческими ресурсами достаточно обширна, эта статья посвящена оценке персонала на этапе собеседования, как одному из значимых HR-процессов с точки зрения принятия решения о найме и дальнейшего эффективного использования человеческого потенциала внутри организации.

    Собеседование - универсальный инструмент оценки

    Подбор персонала, как известно, многоступенчат и состоит из следующих этапов:
    определение потребности в персонале;
    формирование профиля должности (какие задачи необходимо решать и какими компетенциями должен обладать успешный кандидат);
    определение источников поиска и размещение информации об открытой вакансии в соответствующих СМИ;
    оценка кандидата - анализ резюме, телефонные переговоры и, наконец, собеседования на разных уровнях, включая различные тестовые методики, оценочные мероприятия в формате Assessment-center и пр.;
    принятие решения о приеме на работу.
    Ключевая задача собеседования - получить достоверную информацию и определить соответствие кандидата предполагаемой должности, помня при этом, что не только мы, но и нас тоже выбирают (или не выбирают).

    Правила проведения интервью

    Собеседование - это основной инструмент оценки кандидата как в руках специалиста по подбору персонала, так и в руках заказчика, т.е. непосредственного руководителя будущего сотрудника, позволяющий принять решение о найме. Важно, чтобы интервьюер (человек, проводящий собеседование) владел этим инструментом если не в совершенстве, то на достаточно высоком профессиональном уровне.
    Собеседование, как уже писали многие гуру рекрутмента, - это взаимный обмен информацией между соискателем и работодателем, своего рода переговорный процесс заинтересованных сторон, а не допрос интервьюера. В ходе собеседования обе стороны имеют равные права на получение информации, о чем, к сожалению, рекрутеры не всегда помнят.
    Традиционно собеседование проводится по следующей примерной схеме:
    1) знакомство;
    2) презентация компании и вакансии;
    3) интервьюирование;
    4) ответы на вопросы кандидата;
    5) формальные договоренности.

    Оптимальная структура интервью

    Установление контакта. Важно произвести благоприятное впечатление о компании и о себе, дать возможность кандидату расслабиться. Уместно задать несколько общих вопросов, обозначить цель и структуру собеседования.
    Краткая презентация компании и открытой вакансии. Показывая позитивные стороны компании, мы не только проявляем вежливость и уважение к кандидату, но и формируем мотивировку для стремления соискателя попасть на работу в компанию (всегда лучше работать с мотивированным кандидатом).
    Непосредственно интервью с учетом выбранной методики (о техниках и методиках оценки речь пойдет немного ниже).
    Вопросы кандидата к интервьюеру. На этом этапе соискатель имеет возможность задать интересующие его вопросы и составить более полное представление о будущей работе (плохо, если вопросов не оказалось).
    Завершение собеседования. После того как все вопросы будут заданы, а ответы получены, необходимо подвести черту - поблагодарить кандидата и обозначить алгоритм дальнейшего взаимодействия. Важно четко обозначить сроки, в которые кандидат сможет узнать о результатах собеседования. Предлагаем следующую формулировку: «При положительном решении мы перезвоним Вам не позднее такого-то дня, или Вы можете связаться со мной самостоятельно (телефон, e-mail) и уточнить информацию».
    Такая структура собеседования позволяет добиться нескольких целей: получить максимум информации, оставить у кандидата хорошее впечатление о себе и компании и четко договориться о дальнейшем взаимодействии.

    Оценка соискателя

    Собеседование на вакансию любого уровня требует предварительной подготовки интервьюера, включающей понимание профиля должности, продумывание методик оценки, вопросов и их формулировок, формата взаимодействия с кандидатом, необходимости нескольких участников и т.д.
    Таким образом, собеседование будет эффективным, если интервьюер:
    1) понимает, кто и для каких целей ему нужен;
    2) знает, как выявить наличие у кандидата необходимых компетенций (личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и навыков) для решения тех или иных задач.
    Итак, в ходе собеседования мы:
    составляем общее впечатление о кандидате как о человеке;
    оцениваем профессиональные качества (знания, умения, навыки);
    выявляем мотивацию соискателя;
    определяем личностные характеристики, социально-психологические качества, способствующие или препятствующие гармоничному вхождению человека в коллектив, налаживанию взаимодействия с руководством, коллегами, подчиненными.
    Поскольку мнение интервьюера о личности кандидата всегда носит субъективный характер, необходимо стандартизировать процесс оценки. При этом нужно сформулировать требования к кандидату и способы оценки квалификации кандидата. Это позволит всем участникам процесса отбора персонала оперировать единым понятийным аппаратом, оценивая одни и те же компетенции. Инструментарием для оценки тех или иных компетенций могут служить определенные наборы вопросов, кейсы, задания для деловых игр, оценочные листы, в которых фиксируются ответы кандидата.

    Техники и методики оценки кандидата на этапе собеседования

    Биографическое интервью. Основывается на предыдущем опыте и стиле работы кандидата. Считается, что поведение кандидата в прошлом является индикатором его поведения в будущем. Профессиональные знания, навыки и умения оцениваются при помощи заранее сформулированных вопросов относительно задач, которые решал кандидат на предыдущем месте работы, его профессиональных достижений или неудач и анализа причин того и другого. При формулировании вопросов важно говорить на языке фактов, прося соискателя приводить конкретные примеры из жизни, давая им оценки. Это предоставляет кандидату возможность проявить себя наилучшим образом.

    Ситуационное (case-) интервью. Основывается на моделировании определенной ситуации и предложении кандидату описать свои действия, поведение или модель разрешения данной ситуации. Поскольку кандидат в ситуации оценки старается демонстрировать то поведение, которое считает социально правильным, тут можно оценить насколько его представления соответствуют ценностям организации, моделям поведения и будущей работе. Все кейсы условно можно разделить на три группы:
    1) проверяющие конкретные навыки;
    2) проверяющие ценности и взгляды;
    3) проверяющие модели поведения и индивидуально-личностные качества.
    Для наглядности приведем ряд примеров

    (таблица 1).

    Ситуация (case)

    Что оценивается

    Как вы будете действовать в ситуации, когда клиент предъявляет претензию по срокам поставок (они действительно были нарушены), но вы за эти сроки не несете ответственности?

    Переговорные навыки, конфликтность, а также умение разрешать сложные ситуации. Плохо, если кандидат начинает оправдываться, перекладывать вину на других сотрудников

    Вы набираете персонал. Вы дали обещание одному из кандидатов, который сообщил о своем увольнении на предыдущем месте работы и отрабатывает две недели. В этот период у вас оказывается другой кандидат, который нравится вам больше. Ваши действия? Обоснуйте?

    Отношение к своим обязательствам и обещаниям, деловая репутация, умение расставлять приоритеты и действовать в сложных ситуациях

    Представьте, что вам одновременно поступили предложения от двух работодателей. Как вы будете делать выбор?

    Мотивация

    Дайте как можно больше вариантов разрешения такой ситуации: клиент настаивает на предоставлении ему скидки, которую вы не можете дать

    Вариативность мышления, знание специфики продаж, умение торговаться. Хороший продавец должен дать не менее 3-5 вариантов


    Проективное интервью. Его особенность заключается в принципе построения вопросов. Вопрос формулируется таким образом, что кандидату предлагается оценить не себя, а других людей. В основу данной методики заложен тот факт, что человек склонен проецировать свой опыт и установки на интерпретацию действий других людей, ситуации и пр. Таким образом, снижается вероятность получения социально желательных ответов. Но для получения высоковалидных результатов применения проективных вопросов, важно соблюдать несколько правил:
    вопросы нужно задавать в быстром темпе, а кандидата просить давать первый ответ, приходящий в голову, или несколько различных вариантов. Однако первое, что приходит в голову отвечающему, имеет для него наибольшую значимость;
    вопрос должен быть направлен на оценку других людей или их действий, что делает человека более раскованным и снижает риск получения социально желательных ответов;
    необходимо задавать открытые вопросы, т. е. начинающиеся с вопросительного слова и предполагающие развернутые объяснения;
    задавая вопросы, не объединять их в тематические группы.
    Желательно наличие смысловой связи проективных вопросов с предыдущим контекстом собеседования, так они будут звучать естественно, не привлекая особого внимания кандидата.
    Приведем несколько примеров проективных вопросов (таблица 2).

    Проективный вопрос

    Что оценивается?

    Что стимулирует людей работать наиболее эффективно?

    Мотивация

    Какой клиент является наиболее проблемным для компании?

    Узкие места при работе с клиентами

    Руководитель в отпуске, а люди в его отсутствие работают как обычно. Как вы считаете, с чем это связано?

    Мотивация, лояльность к работе и компании

    Каких людей более охотно берут на работу на хорошие должности?

    Модель успеха

    Каким должен быть хороший сотрудник?

    Модель собственного успеха (если кандидат идентифицирует себя с рядовым сотрудником) или ожидания от подчиненных (если кандидат идентифицирует себя с руководителем)


    Получив ответы на данные вопросы, можно сопоставить ожидания кандидата с реальной ситуацией в компании, проанализировать его мотивы.
    Деловая игра. Это описание реальной ситуации, с которой может столкнуться будущий сотрудник. Описываются внешнее окружение и внутренняя среда компании, определенная последовательность событий, и формулируется проблема, которую должен решить сотрудник на предполагаемой должности. Проводится деловая игра в форме переговоров (с клиентом или подчиненным, если речь идет об управленческой позиции), это дает возможность оценить сами переговорные навыки, позицию в переговорах, аналитические способности вкупе с креативностью, вариативностью и пр., в зависимости от наших целей.
    Кроме того, есть ряд универсальных вопросов, которые можно использовать для всех кандидатов. Думается, что у любого специалиста по подбору есть свои «любимые» вопросы, поскольку очень многое зависит от специфики организации и отбираемого контингента кандидатов. Ниже приводим несколько примеров таких универсальных вопросов из практики автора (таблица 3).

    Что оценивается

    Какую работу для себя ищете? Что для вас важно при поиске работы (не менее трех критериев)?

    Мотивация

    Что вы считаете своими основными достижениями на сегодняшний день? За счет чего вам это удалось?

    Уровень притязаний. Самооценка. Позитивное мышление

    Случались ли у вас неудачи в работе? С чем они были связаны?

    Самооценка, умение признавать ошибки и нести за них ответственность

    Какими качествами характера должен обладать успешный (название должности)? Какими из этих качеств обладаете вы?

    Понимание требований, предъявляемых к сотруднику на вакантной должности. Самооценка

    Приходилось ли вам прежде выполнять работу, которая требуется здесь? Какие трудности вы при этом испытывали? Как их удавалось преодолеть?

    Понимание характера предлагаемой работы. Реальный опыт. Умение преодолевать трудности


    Для оценки поведения кандидата на собеседовании можно использовать оценочный лист, предлагаемый А. Крымовым (таблица 4).

    Что оцениваем?

    Особенности проявления

    Точность

    Пришел за несколько минут до назначенного времени

    Пришел задолго до назначенного времени

    Пришел с большим опозданием

    Внешний вид, одежда

    Одет модно, явно с «претензией»

    Одет чисто, аккуратно

    Одет небрежно

    Активность в беседе

    Живой, активно поддерживает разговор, инициативно задает вопросы

    Уровень активности обычный

    Активность низкая, вялый

    Скованный, беседу не поддерживает, на вопросы отвечает односложно, сам вопросов не задает

    «Внятность»

    Сходу точно понимает вопросы, дает адекватные ответы

    Демонстрирует достаточную «внятность»

    Не всегда правильно понимает заданный вопрос

    Слабый уровень «внятности»: не понимает, о чем его спрашивают, дает ответы не по теме


    Оптимальным решением, на наш взгляд, является комплексный поход, включающий в себя несколько методик, дополняющих друг друга и позволяющих минимизировать ошибки при принятии решения. Такое объединение методик должно быть выстроено в систему, ориентированную на решение задач конкретной организации.

    Библиография:
    Закаблуцкая Е., «Эффективное собеседование. Подбор сотрудников на 100%». СПб: Изд-во «Питер», 2009. Иванова С.В., «Кандидат, новичок, сотрудник. Инструменты управления персоналов, которые реально работают на практике», 2-е издание. - М.: Изд-во «Эксмо», 2005. Крымов А.А., «Вы - управляющий персоналом». - М.: «Вершина», 2006.

    Казиева Анжелика, ведущий специалист по кадровому консалтингу ""Юридическое бюро ""Константа""

    В большинстве компаний основным фактором, влияющим на принятие решения о найме сотрудника, является имеющийся у кандидата опыт работы, при этом другие характеристики кандидата являются больше второстепенными и определяют параметр ""понравился – не понравился"" руководителю.

    Однако не всегда такая оценка способствует найму действительно подходящего компании сотрудника.
    Так как важно, чтобы сотрудник не только умел работать, но и смог влиться в коллектив, корпоративную культуру компании – иначе говоря, смог занять свою нишу. Только так можно выстроить долговременные отношения с сотрудниками, цель которых развитие и успешное функционирование компании.
    Что следует оценивать при проведении отбора кандидатов на должность специалиста?
    В данной статье мы определим 5 основных характеристик, оценка которых поможет принять оптимальное решение по кандидату.
    Итак, общая оценка соответствия кандидата вакантной должности специалиста включает в себя следующие характеристики:

    1. профессиональная;
    2. опыт работы;
    3. навык включения в работу;
    4. личные качества;
    5. работа в отрасли, схожей с отраслью работодателя.
    Рассмотрим отдельно каждую из характеристик.

    1. Профессиональная характеристика
    Профессиональная характеристика включает в себя ряд компетенций – личностных качеств, которые важны для эффективного выполнения работы на соответствующей должности и отсутствие которых несовместимо с принятием специалиста в организацию.
    Под каждую должность в компании должен быть сформирован отдельный набор компетенций.
    Например, для должности маркетолога в производственной компании одной из ведущих компетенций является:
    – умение проводить маркетинговые исследования, анализировать полученную информацию.
    Получение низкой оценки кандидата по профессиональной характеристике предполагает возможные трудности в процессе выполнения обязанностей в должности специалиста, вплоть до невозможности сотрудника работать в этой должности.
    Также низкая оценка профессиональной характеристики кандидата увеличивает вероятность неудачного прохождения им испытательного срока, и как следствие – необходимости компании в поиске нового сотрудника. При такой ситуации компания несет значительные финансовые потери.

    2. Характеристика опыт работы
    Опыт работы включает в себя ряд показателей, наличие которых предполагает «умение кандидата работать». Например, чтобы оценить опыт работы, нужно рассмотреть:
    – способность кандидата выполнять обязанности в должности, аналогичной вакантной;
    – наличие у кандидата представления о системах организации труда в других компаниях;
    – умение (или неумение) кандидата вписываться в эти системы.
    Низкая оценка по характеристике ""опыт работы"" предполагает возможные трудности во время ""включения"" нового сотрудника в работу.
    Если кандидат плохо знаком с должностными функциями, спецификой сферы деятельности предприятия, это приводит к значительным временным затратам на то, чтобы ввести нового сотрудника в курс дела.
    Также могут быть выявлены различия в представлении об управлении собой и подчиненными, основанные на опыте профессиональной деятельности и корпоративных традициях предыдущих работодателей. Кандидат, демонстрирующий их несоответствие, будет несовместим с корпоративными традициями новой организации. От предприятия потребуется дополнительная работа, связанная с привитием корпоративной культуры новому сотруднику, определением приоритетов его профессиональной деятельности.

    3. Характеристика навыки включения в работу
    Характеристика ""навыки включения в работу"" предполагает наличие у кандидата особенностей, которые помогут ему быстро адаптироваться к новому рабочему месту и начать выполнять работу на уровне с уже работающим сотрудником.
    Например, для оценки навыков включения в работу можно рассмотреть:
    1. Умение кандидата быстро налаживать контакт;
    2. Способность переключаться с одного вида деятельности на другой;
    3. Умение быстро разбираться с нестандартными ситуациями.
    Низкая оценка по характеристике ""Навыки включения в работу"" свидетельствует о недостаточно развитых навыках для успешной и быстрой адаптации нового сотрудника в коллективе и к новому виду деятельности, что может привести к продлению испытательного срока для сотрудника или необходимости в поиске нового кандидата.

    1.4. Характеристика личные качества
    Характеристика ""личные качества"" предполагает наличие у кандидата качеств, соответствующих корпоративной культуре компании и особенностям коллектива в целом, которые помогут ему справляться с должностными обязанностями.
    Например, оценка личных качеств может включать в себя рассмотрение:
    1. Лидерских качеств кандидата;
    2. Мотивации;
    3. Интеллектуальных особенностей;
    4. Способности к обучению и развитию.
    Низкая оценка по характеристике ""личные качества"" может привести к тому, что новый сотрудник не впишется в структуру компании. Сотрудник, личные качества которого не соответствуют должности специалиста, не сможет продуктивно работать в организации и скорее всего не пройдет испытательный срок. Также увеличивается вероятность ухода сотрудника по причине ""не сошлись характерами"" – это относится как к проблемам с руководством, так и к проблемам во взаимоотношениях внутри коллектива.

    5. Работа в отрасли, схожей с отраслью работодателя
    Работа в отрасли, схожей с отраслью работодателя, подразумевает знание кандидатом рынка, на котором функционирует компания, его особенностей, структуры, возможных перспектив. Как следствие, кандидат может понять, как строятся многие бизнес-процессы на предприятии и как организуется ход принятия решений, соответственно он сможет быстро включиться в работу и давать желаемый результат.
    Эта характеристика очень важна, и если работодатель не имеет возможности организовать подбор по остальным характеристикам, он должен использовать именно эту.

    Итак, для того чтобы найти сотрудника, который будет не только соответствовать должности специалиста по профессиональным навыкам, но и успешно впишется в коллектив и корпоративную культуру компании, будет способствовать ее развитию и успешному функционированию, оценку кандидатов на должность нужно производить вкупе с рассмотренными характеристиками:
    1. профессиональная характеристика;
    2. характеристика – опыт работы;
    3. характеристика – навык включения в работу;
    4. характеристика – личные качества;
    5. характеристика – работа в отрасли, схожей с отраслью работодателя.
    Имея значения по каждой из характеристик, работодатель сможет принять оптимальное решение об уровне соответствия кандидата вакантной должности. Только так можно выстроить долговременные и взаимовыгодные отношения с сотрудниками, цель которых развитие и успешное функционирование компании.