Инвестирование

Исследование систем управления. Характеристики исследования

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность и процессы диверсификации. Состав и система диверсифицированных методов исследования. Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления. Особенности метода "мозгового штурма". Сущность метода синектики в исследовании управления.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2010

    Процедура решения задачи методом мозгового штурма. Этапы генерации идей и их анализа. Правила этапа генерации и аналитического этапа. Поиск новых направлений решения как основная цель метода мозгового штурма. Базовые принципы работы для аналитика.

    контрольная работа , добавлен 25.03.2011

    Характеристика исследования систем управления организациями, их роль в научной и практической деятельности человека. Основные понятия и принципы системного подхода к исследованию систем управления, разработка и содержание соответствующей концепции.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2013

    Классификация управленческих решений. Требования, предъявляемые к технологии менеджмента и важнейшие области принятия решений. Разновидности метода "мозгового штурма". Достоинства и недостатки метода мозгового штурма. Американский стиль менеджмента.

    контрольная работа , добавлен 28.02.2012

    Понятия и направления системных исследований. Основные характеристики, типология, стадии и этапы исследования систем управления. Сущность основных направлений системных исследований: общей теории систем, системного подхода и системного анализа.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2008

    курсовая работа , добавлен 10.09.2014

    Мозговой штурм, как креативный метод решения задач, стимулирует активность и интуитивное мышление людей в процессе поиска идей. Процесс принятия решения методом мозгового штурма, его достоинства и недостатки. Модификации метода мозгового штурма.

    реферат , добавлен 15.05.2008

    Понятие управленческого решения и требования к нему. Процесс выработки решения и основные задачи при его принятии. Сущность и принципы метода мозгового штурма, его виды, этапы, достоинства и недостатки. Роль творческого мышления для принятия решения.

    ПОНЯТИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

    Любое понятие, которым мы оперируем, должно иметь определение. В логическом словаре-справочнике Н.И. Кондакова понятие "исследование" определяется следующим образом: "Исследование – процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества".

    В философском словаре дается более простое определение. "Исследование научное – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности".

    Очень характерно, что в прошлом понятие "исследование" связывалось только со специализированной научной деятельностью. Современные тенденции развития общества и человека свидетельствуют о возникновении новых потребностей. Многие виды профессиональной деятельности человека сегодня требуют научного подхода, а следовательно, исследования как бы проникают в повседневную практику.

    Многие считают, что исследования – это задача научного работника в повседневной работе у менеджера для исследований нет времени и нет необходимости. Это глубокое заблуждение. В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по-научному, – главным фактором повышения эффективности управления.

    Исследования позволяют увидеть, где находятся резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и что надо поддерживать.

    Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности. В этом случае исследование уже не связывается только с научной деятельностью и даже с научным подходом. Это фактор профессионализма, образования и искусства. В этом смысле говорят, например, об исследовании операций.

    В связи с этим можно построить определение понятия "исследование "следующим образом.Исследование это вид деятельности человека, состоящий в: а) распознавании проблем и ситуаций; б) определении их происхождения; в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; д) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

    В реальной практике эти признаки исследования находятся в определенном соотношении, характеризующем и степень профессионализма, и конкретные цели и задачи деятельности.

    Исследование – это вид деятельности с более богатым содержанием чем, скажем, анализ, проектирование или диагностика. Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Безусловно, исследование включает, в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека.

    1.2. ТИПОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

    Исследования могут быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящие к определенной деятельности. Упорядочить всю совокупность самых различных типов исследований можно в матрице типологического анализ. Она представляет собой дихотомическое представление различных типов исследований, выделенных по различным критериям. Критерии отражают основные характерис­тики исследования и его практические потребности.

    По цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные). Есть исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения желаемого результата, но есть исследования, ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня.

    Можно строить исследования, привлекая в той или иной степени к его проведению аппарат научного анализа, научной методологии. Исследования могут быть эмпирического характера, т. е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат.

    Различаются исследования и по использованию ресурсов и времени их проведения. Бывают исследования незначительные по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие. И по времени – продолжительные и непродолжительные.

    Важным критерием типологического выбора исследования является и критерий информационного обеспечения. Можно строить исследования только на внутренней информации, но более глубокими являются, конечно же, исследования с привлечением обширной внешней информации. Это позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффективные рекомендации.

    Наконец, исследования различаются и по степени организованности и участию персонала в их проведении. Они могут быть либо индивидуальными или коллективными, спонтанными или организованными.

    По времени проведения исследования делятся на непродолжительные (разовые) и продолжительные (непрерывные).

    В практике управления встречаются все эти типы исследований.

    1.3. ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

    Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из этих характе­ристик являются следующие.

    А . Методология исследования – совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.

    Б . Организация исследования – порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.

    В . Ресурсы исследования – комплекс средств и возможностей (например, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.

    Г . Объект и предмет исследования. Объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом – конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.

    Д . Тип исследования – принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик.

    Е . Потребность исследования – степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления.

    З . Эффективность исследования – соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.



    Это основные характеристики исследования. Они могут быть далее конкретизированы и дополнены в соответствии с правилами последовательной классификации и декомпозиции.

    1.4. ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ

    Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей и большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он способствует динамичности и перспективности управления, росту его инновационного потенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих ре­шений, научности управления.

    Выборочные исследования показали, что в нашей стране генеральный директор объединения принимает в течение 5 лет в среднем 10-12 % решений, связанных с инновациями, в то время как в Японии менеджер примерно такого же уровня – более 50%. Почему это происходит? Какую роль здесь играет исследовательский подход? Что является стимулом и условием инновационного менеджмента? Все это вопросы над, которыми очень полезно задуматься.

    Известно, чтосодержание управления раскрывают основные функции управления предвидение (планирование), организация, контроль, регулирование, координация, активизация (мотивация).

    В процессах развития управления возникают новые реальности и новые потребности, которые определенным образом отражаются и на содержании управления. Сегодня одной из основных функций управления становится также функция исследования. Она является следствием возрастающей динамичности и диверсификации управления, важным фактором антикризисного управления, повышения роли и значения профессионализма в управлении.

    В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера. Если он имеет успех, ему надо понимать, почему он его достигает, как можно его закрепить. Если его решения неудачны, надо видеть истинные причины неудачи. Ему необходимо понимать это, видеть не только интуитивно, но и обоснованно, посредством научного аппарата исследования.

    В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет возрастать. Почему? По-видимому, такова тенденция развития управления. Сегодня в управлении нет простых решений, усложняются условия управления, усложняется человек в своих социально-психологических характеристиках. Невозможно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимо исследование ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности человека, необходим обоснованный выбор решений из все растущего разнообразия и количества их вариантов.

    Каждая фирма находится в постоянном развитии. Ее развитие – это множество проблем, которые следуют одна за другой, которые надо решать и надо решать своевременно. Многие ситуации и проблемы возникают неожиданно, проявляются остро и не дают времени на обдумывание. Несвоевременное их решение или вообще не решение грозит кризисом, а может быть, даже катастрофой. В современном управлении все большую роль иг­рает предвидение, прогнозирование. Сегодня прогнозировать на основании только интуиции или простой экстраполяции на будущее текущих событий просто немыслимо. Таково время, таковы общие тенденции развития экономики. Снова мы приходим к мысли о пользе и необходимости исследования, как функции управления, для прогнозирования кризисов, внезапных изменений, для готовности к парадоксам будущего, для оценки шансов успеха, который надо не упустить, увидеть, оценить, реализовать. Увидеть будущее можно лишь, опираясь на явное видение и глубокое понимание всех тенденций настоящего, малых и больших. Удачного и надежного прогнозирования не может быть без исследования. Исследование управления делает само управление исследовательским, а, следовательно, и эффективным, устойчивым, жизнеспособным, адаптивным к любым изменениям.

    Исследование это не только функция современного менеджмента, но и стиль функционирования всей системы управления, определенный тип организации деятельности персонала (требования, ответственность, мотивация, нормативы).

    А в деятельности менеджера исследования означают научность и искусство управления, понимание которого немыслимо без творчества, а творчество нельзя отделить от понятия "исследование".

    Управление должно быть не только исследовательским само по себе, но и испытывать влияние исследовательского подхода при всех рационализациях, модернизациях и совершенствованиях. Иными словами, надо исследовать не только процессы объекта управления, но и процессы функционирования и развития самого управления. Здесь есть специфика, как в отношении характера исследуемых проблем, так и в отношении методов их изучения, да и использования результатов.

    В исследовании управления предметом изучения могут быть организация управления, неформальное управление, профессионализм персонала, механизмы мотивации, экономия времени, использование компьютерных технологий и т. д.(схема 11). Могут быть комбинации различных проблем. Выбрать предмет исследования и сосредоточить на нем внимание как собственное, так и персонала, является большим искусством управления.

    Современный менеджер не должен быть научным работником в традиционном смысле этого слова, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых факторов повышения эффективности управления.

    Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и пр.).

    Формула современного управления "Управлять, совершенствуя и совершенствуясь". Только исследование управления поможет реализовать эту формулу .

    Исследование управления отражает позитивную тенденцию развития профессионального мышления.Не может быть профессионализма без творчества, не может быть творчества без исследования, а самого исследования не может быть без освоения его приемов, методов, подходов.

    Вопросы

    2. Какую роль играют исследования в деятельности человека?

    3. Почему надо исследовать управление? Что это дает практике управления?

    4. Какие существуют типы исследований, и какие из них наиболее характерны в исследовании систем управления?

    5. Назовите основные характеристики исследования и раскройте их содержание.

    6. Как реализуются исследования в практике управления?

    Tема 2. МЕНЕДЖЕР ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТИПА

    Как обычно относится менеджер к исследованию?

    Существует ли установка на исследование в деятельности менеджера?

    Существует ли исследовательский тип менеджера"?

    Какие черты присущи менеджеру исследовательского типа?

    2.1. ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ МЕНЕДЖЕРУ

    Современные тенденции развития управления рождают и новые требования к менеджеру. В прошлом для руководителей было весьма характерным стремление к четкому исполнительству. Хорошим считался такой руководитель, который умел исполнять распоряжения вышестоящих инстанций или инструкции, нормативы, соответствовал принятым типам делового поведения. В последующем стала цениться самостоятельность менеджера. Самосто­ятельность – это хорошее качество, но оно тоже может проявляться по-разному. Бывает самостоятельность в исполнении и самостоятельность в целенаправленном развитии, бывает инициативная самостоятельность и самостоятельность, ограниченная определенной концепцией делового поведения, может быть самостоятельность опыта и самостоятельность поиска.

    Сегодня рождается понятие менеджер исследовательского типа, или креативный менеджер. В чем его особенность?

    Каждый менеджер проявляет в своей работе черты индивидуальности. Но всегда существует нечто общее, которое определяется особенностью деятельности и условиями, в которых она осуществляется. Современное усло­вие управления – потребность в исследованиях. Эта потребность реализуется в самых различных проявлениях – организации управления, методологии разработки управленческих решений, реструктуризации фирмы, формировании человеческого капитала и пр. Но одним из последствий реализации этой потребности является возникновение менеджеров, которых можно назвать менеджерами исследовательского типа, или креативными менеджерами. Их особенность – усиленное внимание к исследовательскому подходу в оценке внешних и внутренних ситуаций, в решении всех проблем, разработке управленческих решений.

    Тема 3. РОЛЬ МЕТОДОЛОГИИ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

    Как формируется методология исследования?

    Что такое "проблема" и какую роль она играет в методологии исследования?

    Существует ли разнообразие методологических схем исследования? Можно ли их выбирать?

    3.1. Методология исследования: понятие и практическое содержание

    Методология это логическая организация деятельности человека, состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат (схема 13).

    Любая деятельность человека характеризуется методологией. Но в успехе исследовательской деятельности методология играет решающую, определяющую роль.

    Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития.

    Но это общее представление о цели. На практике проведение исследования преследует разные цели, например мониторинг качества управления, формирование атмосферы творчества и инноваций в системе управления, своевременное распознавание проблем, обострение которых может в будущем осложнить работу, повышение квалификации персонала управления, оценка стратегий и пр.

    Цели исследования могут быть текущими и перспективными, общими и локальными, постоянными и эпизодическими.

    Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели.

    Объектом исследования является система управления. Но в методологическом отношении очень важным оказывается понимание и учет класса этой системы. Она относится к классу социально-экономических систем. А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, деятельность человека определяет особенности всех процессов ее функционирования и развития. Связи, благодаря которым существует эта система, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, ценностях, мотивах и установках.

    Какими бы совершенными ни были современные технические средства, их роль зависит от интересов человека, мотивов использования и освоения.

    Система управления строится на деятельности человека. Можно исследовать технику, но нельзя исследовать ее в отрыве от человека и от всех факторов ее использования в его деятельности.

    Предметом исследования является проблема.Проблема – это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Функционирование системы управления характеризуется множеством разнообразных проблем, которые выступают как противоречие стратегии и тактики управления, условий рынка и возможностей фирмы, квалификации персонала и потребностей в инновациях и пр.

    Необходимы исследования для решения этих проблем, часть из которых являются "вечными", другие – преходящими или созревающими.

    Цель является основой распознавания и выбора проблем в исследовании.

    Следующей составляющей в содержании методологии исследования являются подходы.Подход – это ракурс исследования, это как бы исходная позиция, отправная точка (плясать от печки – народная мудрость), с которой исследование начинается и которая определяет его направленность относительно цели.

    Подход может быть аспектным, системным и концептуальным. Аспектный подход представляет собой выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или по принципу учета ресурсов, выделенных на исследование. Так, например, проблема развития персонала может иметь экономический аспект, социально-психологический, образовательный и т. д.

    Системный подход отражает более высокий уровень методологии исследования. Он требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками.

    Концептуальный подход – предполагает предварительную разработку концепции исследования, т.е. комплекса ключевых положений, определяющих общую направленность, архитектонику и преемственность исследования.

    Подход может быть эмпирическим, прагматическим и научным. Если он в основном опирается на опыт, то это эмпирический подход, если на задачи получения ближайшего результата, то прагматический. Наиболее эффективным является, конечно, научный подход, который характеризуется научной постановкой целей исследования и использованием научного аппарата в его проведении.

    Методология исследования должна включать также определение и формулировку ориентиров и ограничений. Они позволяют проводить исследование более последовательно и целенаправленно. Ориентиры могут быть мягкими и жесткими, а ограничения – явными или неявными.

    Главную роль в методологии играют средства и методы исследования, которые можно разделить на три группы:формально-логические, общенаучные и специфические.

    Формально-логические – это методы интеллектуальной деятельности человека, составляющей основу исследований управления.

    Общенаучные методы отражают научный аппарат исследования, определяющий эффективность любого типа.

    Специфические – это методы, которые рождаются спецификой систем управления и отражают особенность управленческой деятельности.

    3.2. Проблема в методологии исследования систем управления

    Распознавание и формулирование проблем занимает центральное место в методологии исследования. Проблема определяет выбор методов исследования и подходов, предвидение результатов и установление ориентиров и ограничений.

    Исследования могут быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящий вид исследования к определенной деятельности. Наиболее распространенным является деление исследований на такие виды, как:

    Фундаментальные и прикладные;

    Количественные и качественные;

    Уникальные и комплексные.

    Упорядочить всю совокупность самых различных типов исследований можно в матрице типологического анализа . Она представляет собой дихотомическое представление различных типов исследований, выделенных по различным критериям (табл.1.1.). Критерии отражают основные характеристики исследования и его практические потребности. Табл.1.1.

    Участие персонала

    Организованность

    Цель исследования

    научности

    (методологическое обеспечение)

    Информационное

    обеспечение

    Индивидуальное

    Спонтанное

    Практическая

    Эмпирическое,

    прагматическое

    На основе

    внутренней информации

    Незначительные

    Непродолжительное

    Коллективное

    Организованное

    практическая

    (образовательная)

    Привлечение

    научного

    аппарата

    Концептуальное информационное

    обеспечение

    Значительные

    Продолжительное

    Исследования различают по участию персонала в их проведении . Они могут быть либо индивидуальными, либо коллективными. Например, при проведении системного анализа важное значение приобретает коллектив исполнителей. В состав группы по проведению системного анализа должны входить:

    Специалисты в области системного анализа - руководители группы и будущие руководители проектов;

    Инженеры по организации производства;

    Экономисты, специализирующиеся в области экономического анализа, а также исследователи организационных структур и документооборота;

    Специалисты по использованию технических средств и компьютерной техники;

    Психологи и социологи.

    По степени организованности они могут быть спонтанными или организованными.

    По цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные). Есть исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения желаемого результата - прикладные, но есть исследования, ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня - научно-практические. Можно строить исследования, привлекая в той или иной степени к его проведению аппарат научного анализа , научной методологии. Исследования могут быть эмпирического характера, т.е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат, а могут носить научно-теоретический характер, если они позволяют выявить тенденции, закономерности в развитии каких-либо процессов, явлений. Важным критерием типологического выбора исследования является и критерий информационного обеспечения. Можно строить исследования только на внутренней информации, но более глубокими являются, конечно же, исследования с привлечением обширной внешней информации. Это позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффективные рекомендации .

    Различаются исследования по использованию ресурсов, и времени их проведения. Бывают исследования незначительные по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие требующие значительных затрат ресурсов. По времени проведения исследования делятся на непродолжительные (разовые) и продолжительные (непрерывные). В зависимости от решаемых задач различают три основных типа исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

    Разведывательное исследование (его иногда называют пилотажным или зондажным) - наиболее простой тип исследования, имеющий целью получить оперативную информацию. Разновидностью разведывательного социологического исследования является экспресс-опрос , задача которого - выявить отношение людей к актуальным событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения). Опросы к тому же могут быть массовыми (опрашиваются все управленческие работники или все исполнители) или экспертными (опрашиваются только компетентные в данном вопросе специалисты).

    Описательное исследование - более сложный тип исследования, предполагающий получение сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении. Аналитическое исследование - самый глубокий тип исследования, ставящий своей целью не только описание изучаемого явления, но и выяснение причинно-следственных связей между его характеристиками. Разновидность аналитического исследования - это эксперимент, который служит не столько методом сбора информации, сколько проверкой выдвинутой гипотезы.

    Процесс совершенствования управления всегда предусматривает выбор того или иного типа исследования. Это позволяет получить больший эффект.

    В практике управления встречаются все эти типы исследований. Любое исследование имеет комплекс характеристик , которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из них являются:

      методология исследования - совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования;

      организация исследования - порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях;

      ресурсы исследования - комплекс средств и возможностей (информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов;

      объект (система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем) и

      предмет исследования (конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования);

      тип исследования, отражающий своеобразие всех характеристик;

      потребность исследования - степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления;

    Эффективность исследования - соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и полученных результатов.

    Характеристики исследования

    Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из них являются следующие (рисунок 3):

    Методология исследования - совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.

    Организация исследования - порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.

    Ресурсы исследования - комплекс средств и возможностей (например, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.

    Объект и предмет исследования. Объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом - конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.

    Тип исследования - принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие его характеристик.

    Потребность в исследовании - степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления.

    Эффективность исследования - соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.

    Это основные характеристики исследования. Они могут быть далее конкретизированы и дополнены в соответствии с правилами последовательной классификации и декомпозиции.

    Рисунок 3 - Характеристики исследований

    Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он способствует динамичности и перспективности управления, росту его инновационного потенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих решений, научности управления.

    Выборочные исследования показали, что в нашей стране генеральный директор объединения принимает в среднем 10-12% решений, связанных с ин­новациями, в то время как в Японии менеджер примерно такого же уровня - более 50%. Почему это происходит? Какую роль здесь играет исследовательский подход? Что является стимулом и условием инновационного менеджмента? Все это вопросы, над которыми очень полезно задуматься.

    Известно, что содержание управления раскрывают основные функции управления - планирование (предвидение), организация, активизация {мотивация), контроль, координация, регулирование на основе принятого решения.

    В процессах развития управления возникают новые реальности и новые потребности, которые определенным образом отражаются и на содержании управления. Сегодня одной из основных функций управления становится также функция исследования. Она является следствием возрастающей динамичности и диверсификации управления, важным фактором антикризисного управления, повышения роли и значения профессионализма в управлении.

    Практика показала, что в современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий управленца. Если он имеет успех, ему надо понимать, почему он его достигает, как можно его закрепить. Если его решения неудачны, надо видеть истинные причины неудачи. Ему необходимо понимать это, видеть не только интуитив­но, но и обоснованно, посредством научного аппарата исследования.

    В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет возрастать, ибо такова тенденция развития управления. Сегодня в управлении нет простых решений, усложняются условия управления, усложняется человек в своих социально-психологических характеристиках. Невозможно принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимо исследование ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности человека, необходим обоснованный выбор решений из все растущего разнообразия и количества их вариантов.

    Каждое предприятие находится в постоянном развитии. Ее развитие - это множество проблем, которые следуют одна за другой, которые надо решать и решать к тому же своевременно. Многие ситуации и проблемы возникают неожиданно, проявляются остро и не дают времени на обдумывание. Несвоевременное их решение или вообще нерешение грозит кризисом, а может быть, даже катастрофой. В современном управлении все большую роль играет предвидение, прогнозирование. Сегодня прогнозировать на основании только интуиции или простой экстраполяции на будущее текущих событий просто немыслимо. Таково время, таковы общие тенденции развития экономики. Сегодня мы приходим к мысли о пользе и необходимости исследования как функции управления для прогнозирования кризисов, внезапных изменений, для готовности к парадоксам будущего, для оценки шансов успеха, который надо не упустить, увидеть, оценить, реализовать. Увидеть будущее можно, лишь опираясь на явное видение и глубокое понимание всех тенденций настоящего, малых и больших. Удачного и надежного прогнозирования не может быть без исследования. Исследование управления делает само управление исследовательским, а, следовательно, и эффективным, устойчивым, жизнеспособным, адаптивным к любым изменениям.

    Исследование - это не только функция современного руководителя, но и стиль функционирования всей системы управления, определенный тип организации деятельности персонала (требования, ответственность, мотивация, нормативы).

    А в деятельности менеджера исследования означают научность и искусство управления, понимание которого немыслимо без творчества, а творчество нельзя отделить от понятия "исследование".

    Управление должно быть не только исследовательским само по себе, но и испытывать влияние исследовательского подхода при всех рационализациях, модернизациях и совершенствованиях. Иными словами, надо исследовать не только процессы объекта управления, но и процессы функционирования и развития самого управления. Здесь есть специфика, как в отношении характера исследуемых проблем, так и в отношении методов их изучения, да и использования результатов.

    В исследовании управления предметом изучения могут быть организация управления, процессы управления, неформальное управление, профессионализм персонала, механизмы мотивации, экономия ресурсов (в т.ч. времени), стратегии и инновации, использование компьютерных технологий и т.д. (рисунок 4). Могут быть комбинации различных проблем. Выбрать предмет исследования и сосредоточить на нем внимание как собственное, так и персонала, является большим искусством управления.

    Современный менеджер не должен быть научным работником в тради­ционном смысле этого слова, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых факторов повышения эффективности управления.

    Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и пр.).

    Формула современного управления - "Управлять, совершенствуя и со­вершенствуясь". Только исследование управления поможет реализовать эту формулу.

    Исследование управления отражает позитивную тенденцию развития профессионального мышления. Не может быть профессионализма без творчества, не может быть творчества без исследования, а самого исследования не может быть без освоения его приемов, методов, подходов.

    Рисунок 4 - Типичная проблематика исследований в современном управлении.

    Системные исследования. В таких исследованиях понятия теории систем используются более конструктивно: определяется класс систем, вводится понятие структуры и правила ее формирования и т.п. Это был следующий шаг в системных направлениях. В поисках конструктивных рекомендаций появились системные направления с разными названиями: системотехника, системология и др. Для их обобщения и стал применяться термин «системные исследования».

    Системные исследования - это совокупность научных и технических проблем, которые при всей их специфике и разнообразии сходны в понимании и рассмотрении исследуемых объектов с точки зрения систем, выступающих как единое целое.

    4. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ В СИСТЕМНОМ АНАЛИЗЕ

    Под системой управления понимают совокупность действий, необходимых для согласования совместной деятельности людей. Эта совокупность должна обладать всеми вышеперечисленными свойствами системы. И в реальной действительности она ими обладает. Но в исследованиях мы не всегда это видим и учитываем.

    При управлении в сравнительно крупных масштабах все действия группируются по функциям, которые для их успешного осуществления (профессионализм, накопление опыта, создание необходимых условий и пр.) организационно обособляются в звенья, связанные потребностью иметь определенный результат и достигать определенную цель. Исходя из этого, можно определить понятие системы управления следующим образом: совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними.

    Действительно, при малых масштабах система управления характеризуется комплексом действий, из которых складывается непосредственное воздействие на управляемый объект. Именно факт воздействия характеризует в этом случае связанность и целостность этих действий, реальность управления. Они закрепляются как статическая основа деятельности менеджера, в чем и находит свое выражение формирование системы управления. Такое понимание системы управления наиболее ярко выражается в малом предпринимательстве, в управлении сравнительно малым предприятием, где есть только менеджер и небольшая группа производственных работников. Так понимается система управления при выделении ее в рамках отдельного подразделения (система управления отделом, бригадой, лабораторией, подразделением и пр.).

    Если управление осуществляется в достаточно крупных масштабах, если существует разделение управленческой деятельности между должностными лицами или специализированными подразделениями, система управления предстает в виде совокупности различных звеньев, связанных между собой определенным образом. Звенья системы управления выделяются по специфике, объему и масштабу полномочий, трудоемкости работы, равномерности распределения нагрузки, квалификационным требованиям к персоналу, информационному обеспечению, возможностям территориального размещения сотрудников.

    Все эти факторы в их совокупности и сочетании влияют на формирование и выделение звеньев системы управления, ее структуру, целостность и другие признаки.

    Звенья, составляющие систему управления, различны. Они отличаются главным образом комбинацией функций и полномочий управления. Они же определяют и важнейшие связи соподчиненности, координации, согласования, консультаций, информирования и пр.

    Звенья системы управления могут быть линейными, функциональными, линейно-функциональными, функционально-линейными. Комбинация различных звеньев в системе управления определяет разнообразие ее типов.

    В зависимости от того, из каких звеньев строится система управления и как эти звенья располагаются относительно друг друга (статусное взаимодействие), как строятся связи между ними, можно выделить системы управления аналогичного названия: линейного, функционального, линейно-функционального и функционально-линейного типов.

    Особой формой сочетания функций и полномочий в деятельности звена системы управления, допускающей двойную, но разделенную подчиненность звена, являются матричные системы управления. Они оказываются наиболее эффективными в условиях диверсификации производства или услуг. Их достоинством являются также гибкость и адаптивность, сочетание широкой и узкой специализации персонала, оперативное реагирование на проблемы, эффективное использование высококвалифицированных специалистов.

    Система управления должна быть предметом специального проектирования, которое надо осуществлять на основе исследования ее характеристик, а также изменяющихся условий и потребностей управления.

    При исследовании систем управления желательно пользоваться показателями ее состояния, функционирования и развития. Не все показатели могут иметь строго расчетную форму. На практике приходится пользоваться и показателями экспертных, эвристических, социологических, тестовых оценок.

    Наиболее общими показателями системы управления являются: состав и структура функций управления, звенья и их распределение по ступеням иерархии, структура системы управления, величины звеньев, технология управления, распределение полномочий (централизация управления), информационное обеспечение, квалификационные требования, использование технических средств, управленческие решения, равномерность нагрузки. В этих своих характеристиках система управления и предстает в качестве объекта исследования.

    Для начала разберемся что из себя представляет система управления:

    1. совокупность отношений управления в социально-экономической системе (организации);

    2. система действий менеджера по реализации воздействия;

    3. совокупность взаимосвязанных звеньев, в том или ином виде участвующих в процессе управления;

    4. Но системное представление объекта исследования должно быть дополнено системным подходом к самому исследованию. Иначе может оказаться, что в процессе исследования мы превратим объект из системы в конгломерат элементов, свойств, аспектов и признаков.

    Исследование систем управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджера и персонала, в работе специализированных аналитических групп, отделов, лабораторий. Иногда для проведения исследования приглашают консультационные фирмы. Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации.
    Система характеристик исследования:
    1. Методология исследования – совокупность идей, подходов, ориентиров, приоритетов, методов и средств исследований.
    2. Организация исследования – порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленной в регламентах, нормативах и инструментариях.
    3. Объект исследования – структура (подразделения, предприятия, объединения предприятий, отрасль, национальное хозяйство), ее внутренняя и внешняя среда, системы (социальная, экономическая, технологическая, техническая, кадровая, организационная и другие), а так же совокупность их элементов.
    4. Предмет исследования – то, на что направлено и что является содержанием научного изучения, рассмотрения, познания и разрешения (проблема, задача или вопрос, познание и разрешение которого требует проведения исследования). Предметом исследования могут быть проблемы, вопросы и задачи, возникающие при построении, функционировании и совершенствовании систем управления при использовании в них соответствующих методов, принципов, процессов, отношений, элементов, подсистем и других составляющих системы.
    5. Ресурсы исследования – комплекс средств и возможностей, обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение результатов.
    6. Потребность в исследовании – причины, ситуации, приводящие к необходимости исследования и учитывающие степень остроты проблемы.
    7. Тип исследования – принадлежность исследования к определенному типу. Исследования систем управления классифицируются:
    А) По организованности: организованные и спонтанные.
    Б) По цели: практические и научно-практические.
    В) По ресурсам: незначительные и значительные.
    Г) По времени: продолжительные и непродолжительные.
    Д) По степени научности: эмпирические и с привлечением научного аппарата.
    Е) По участию персонала: коллективные и индивидуальные.
    Ж) По информационному обеспечению: на основе внутренней информации и с концептуальным информационным обеспечением.
    8. Результат исследования – рекомендации, модель, формула, методика и так далее, которые способствуют успешному разрешению проблем.
    9. Эффективность исследования – соразмерность используемых ресурсов на его проведение и результатов, полученных от него.