Страхование

Должностная инструкция старшего официанта. Образец типовой должностной инструкции официанта

Коллективное управление авторскими правами и смежными правами предназначено для более эффективного осуществления и защиты интеллектуальных прав. Это достигается за счет наделения специально созданных организаций полномочиями выдавать лицензии, собирать вознаграждение и предъявлять иски в интересах авторов, которые в свою очередь могут сосредоточиться на творчестве. В этой статье разберемся с вами в сущности коллективного управления, особенностях работы этой системы в России, ее преимуществах и недостатках, а также причинах критики организаций коллективного управления авторскими и смежными правами.

1. Коллективное управление авторскими правами: понятие.

Идея объединения усилий в целях эффективной защиты авторских прав восходит к XIX в., когда стали появляться союзы авторов, направленные на отстаивание их законных интересов, а не только в целях творческого общения. Из истории известен случай во Франции, когда несколько авторов отказались заплатить в ресторане, в котором исполнялись их музыкальные произведения без выплаты авторского вознаграждения. Однако первые союзы авторов XIX в. имеют мало общего с современными организациями по коллективному управлению авторскими правами, так как бремя защиты и осуществления в них все равно лежало на самих авторах.

Коллективное управление авторскими и в современном понимании появляется только тогда, когда между разными лицами происходит разделение функций по созданию произведений и по осуществлению и защите прав на них. Первое - задача авторов и исполнителей, второе - задача специально создаваемых организаций, которые, по существу, выступают в качестве профессиональных посредников между авторами и пользователями (организаторами концертов, владельцами кафе, ресторанов, клубов, торговых центров и т.д.). Можно дать следующее определение:

Это осуществление и защита авторских и смежных прав специально созданными организациями, уполномоченными выступать в интересах авторов и правообладателей в отношениях с третьими лицами - пользователями. Главные функции этого института интеллектуальной собственности:

  • преодоление трудностей индивидуальной защиты интеллектуальных прав за счет наделения соответствующими полномочиями профессиональной организации;
  • облегчение возможности правомерного использования и авторских прав за счет их сосредоточения в руках крупных организаций, что облегчает пользователям поиск лица, уполномоченного предоставить лицензию на использование таких объектов;
  • возможность допустить в законодательстве использование произведений, исполнений и фонограмм без разрешения правообладателей, но с выплатой им вознаграждения и эффективно организовать сбор такого вознаграждения.

Ниже представлена общая схема того, как работает коллективное управление авторскими и смежными правами.

Таким образом, основная цель коллективного управления - оптимальным образом соединить правообладателей и пользователей и сократить их правовые и административные издержки в процессе использования интеллектуальной собственности .


В соответствии с п.1 ст.1242 ГК РФ, организациями по коллективному управлению авторскими и смежными правами могут быть только основанные на членстве (корпоративные) некоммерческие юридические лица. Как правило, такие организации создаются в правовой форме общественной организации, хотя не исключен и вариант с ассоциациями (союзами), включая некоммерческие партнерства. При этом активно обсуждаются изменения в законодательство, которые позволят создавать организации в форме коммерческих юридических лиц.

Наиболее известные российские организации коллективного управления авторскими правами: Профессиональный союз деятелей культуры "Российское Авторское Общество" (РАО), Общество по коллективному управлению смежными правами "Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности" (ВОИС) и "Российский Союз Правообладателей" (РСП).

В деятельности организаций по коллективному управлению можно выделить 3 главных стадии:

А) Приобретение полномочий по управлению авторскими и смежными правами . Полномочия могут быть приобретены на основании договора с правообладателем и на основании государственной аккредитации. При этом договор о передаче полномочий по управлению является обязательным для заключения организацией вне зависимости от того, является ли правообладатель её членом. Договор о передаче полномочий в соответствии с практикой Суда по интеллектуальным правам не является видом договора доверительного управления имуществом. Государственная аккредитация позволяет осуществлять коллективное управление авторскими и смежными правами даже теми объектами, которые не переданы правообладателями, причем в каждой из 6 сфер, перечисленных в п.1 ст.1244 ГК РФ, государственную аккредитацию может получить только одна организация коллективного управления авторскими правами.

Б) Осуществление и защита авторских и смежных прав . Осуществление интеллектуальных прав, переданных в коллективное управление, предполагает заключение договоров с пользователями и сбор с них вознаграждения. В зависимости от объекта авторских прав и способа использования организации коллективного управления авторскими правами заключают либо о предоставлении простой (неисключительной) лицензии, либо непоименованные в Гражданском кодексе договоры о выплате вознаграждения. Второй вариант распространяется только на случаи, когда использование интеллектуальной собственности допускается без разрешения правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения (например, п.1 ст.1326 ГК позволяет публично исполнять фонограммы, опубликованные в коммерческих целях).

В тех случаях, когда третье лицо использовало управляемое произведение без заключения лицензионного договора, возможно путем предъявления организацией по управлению правами на коллективной основе в суд иска от своего имени или от имени правообладателя. При этом в любом случае такой иск предъявляется в интересах правообладателя, поэтому он при желании может вступить в процесс.

В) Выплата вознаграждения авторам и правообладателям . Собранные с пользователей суммы подлежат перечислению авторам и правообладателям за вычетом расходов организации коллективного управления авторскими правами (своего рода комиссии) Размер такой комиссии регулируется локальными документами организации и, как правило, ни пользователи, ни правообладатели на него повлиять не могут. Кроме того, на практике организации не всегда могут достоверно установить правообладателя и выплатить ему вознаграждение, что особенно часто происходит с иностранными правообладателями. Из-за этого основанное на государственной аккредитации коллективное управление авторскими правами подвергается серьезной критике .

3. Международно-правовое регулирование коллективного управления.

На сегодняшний день отсутствуют универсальные международные договоры, регулирующие коллективное управление авторскими правами и смежными правами. затрагивает более общие вопросы защиты интеллектуальной собственности и главным образом устанавливает минимальные требования к сроку действия авторских и смежных прав и перечню охраняемых объектов.

Однако для России важное положение закреплено в Протоколе о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. Одним из условий присоединения России к ВТО являлась отмена бездоговорного коллективного управления, то есть управления на основании государственной аккредитации без получения полномочий непосредственно от правообладателя. Требование об отмене должно было быть выполнено до 1 января 2013 года, однако по настоящий момент бездоговорное управление авторскими правами действует .

4. Недостатки коллективного управления авторскими правами.

Деятельность организаций по коллективному управлению авторскими правами, особенно тех, которые имеют государственную аккредитацию, часто подвергается критике. Каковы основные претензии?

Во-первых, порядок распределения авторского вознаграждения между правообладателями. П.5 ст.1244 Гражданского кодекса возлагает на аккредитованные организации обязанность принимать лишь разумные и достаточные меры по установлению лиц, имеющих право на вознаграждение. Фактически найти правообладателя, пока он сам не заявит о себе, сложнее, чем собрать вознаграждение с пользователей, в результате чего разница между собранным и распределенным вознаграждением можем составлять сотни миллионов рублей, которые остаются на счетах организаций коллективного управления. Кстати, отчеты о результатах распределения вознаграждения доступны на официальных сайтах организаций.

Во-вторых, неравенство переговорных возможностей между крупными организациями коллективного управления авторскими и смежными правами и авторами и пользователями. В результате авторы фактически не могут влиять на размер комиссии организаций, а пользователи - на ставки вознаграждения за использование . Получается интересная ситуация, когда посредник диктует условия лицам, в интересах которых он действует.

В-третьих, государственная аккредитация приводит к появлению легальной монополии, т.к. в каждой из сфер управления может существовать только одна аккредитованная организация. Конечно, другие организации можно создавать, но составить серьезную конкуренцию аккредитованным они не могут, т.к. вынуждены бороться за каждого правообладателя, когда как аккредитованная организация управляет интеллектуальными правами по умолчанию.

В-четвертых, деятельность ведущий активистов организаций не всегда создает положительную репутацию коллективному управлению авторскими правами. Достаточно вспомнить законопроект о , главной целью которого было создание новой сферы государственной аккредитации, но противоречие которого основным положениям авторского права, в т.ч. международного авторского права, было очевидно.

На мой взгляд, коллективное управление авторскими правами в России нуждается в реформировании путем полного исключения государственной аккредитации и бездоговорного управления. Исторически бездоговорное управление сыграло положительную роль в защите авторских и смежных прав, но сейчас его недостатки создают плодородную почву для злоупотреблений и неосновательного обогащения.

В соответствии с п. 1 статьи 1243 ГК РФ обладатели авторских и смежных прав могут создавать организации по управлению их правами на коллективной основе.

Создание указанных организаций допускается в одном из двух случаев:

1. Когда осуществление прав в индивидуальном порядке затруднительно для правообладателей, например:

Публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении;

Воспроизведение произведения путем механической, магнитной и иной записи;

Репродуцирование (репрографическое воспроизведение).

2. Когда Кодексом допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения.

Также возможно создание организаций по управлению правами на коллективной основе для сбора, распределения и выплаты вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав, которое в силу отдельных норм Кодекса допускается без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения.

Организации по управлению правами на коллективной основе могут создаваться в форме некоммерческих организаций. Ставными документами организации является Устав. Некоммерческая организация по управлению правами на коллективной основе должна быть основана на членстве.

Цель создания организаций по управлению правами на коллективной основе – это управление:

Правами, относящимися к одному или нескольким видам объектов авторских и смежных прав;

Одним или несколькими видами указанных прав в отношении определенных способов использования соответствующих объектов;

В России действует несколько организаций по управлению правами на коллективной основе. Самой крупной, опытной и авторитетной из них является общественная организация «Российское авторское общество» (РАО), действующая с осени 1993 г. и объединяющая более 18 тысяч российских авторов и их правопреемников; более 70 тысяч российских ученых, чьи интересы РАО представляет при переводе и издании их статей в зарубежных научных журналах; около 1 миллиона иностранных авторов и их правопреемников, чьи интересы РАО представляет на территории России в соответствии с соглашениями о взаимном представительстве интересов с зарубежными авторско-правовыми обществами. РАО имеет 12 региональных филиалов. Количество заключенных лицензионных договоров РАО с пользователями превышает 17 тысяч.

Создаются и специализированные организации, занимающиеся управлением правами отдельных категорий (при отдельных видах использования объектов интеллектуальной собственности), например: некоммерческое партнерство «Федерация правообладателей по коллективному управлению авторскими правами при использовании произведений в интерактивном режиме» (далее – НП «ФАИР»), некоммерческое партнерство «Российское общество по управлению правами исполнителей» (РОУПИ), некоммерческое партнерство «Российское общество по смежным правам» (РОСП).

Существуют и международные организации, призванные объединять общества по управлению правами разных стран, решать текущие задачи, вырабатывать единые рекомендации: Международная конфедерация обществ авторов и композиторов (CISAC – СИЗАК), созданная в 1926 г., Совет обществ по коллективному управлению правами исполнителей (SCAPR – СКАПР), основанный в 1986 г.

Организации по управлению правами на коллективной основе действуют в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями. Основанием таких полномочий служит договор о передаче полномочий на управление правами, заключаемый между организацией и правообладателем. Форма договора предусмотрена письменная.

Условия данного договора должны быть типовыми для всех правообладателей, желающих передать свои права в управление организации. Это означает, что условия договора могут обсуждаться его сторонами и организация должна принимать во внимание и уважать интересы правообладателя.

К договорам о передаче полномочий на управление правами применяются общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах (ст. ст. 307 – 419) и о договоре (ст. ст. 420 – 453), поскольку иное не вытекает из содержания или характера права, переданного в управление.

Договор о передаче полномочий на управление правами может быть заключен с правообладателями, являющимися членами такой организации, и с правообладателями, не являющимися ее членами.

Организация не вправе отказать правообладателям, обратившимся в организацию, в управлении их правами, если управление той или иной категорией прав относится к ее уставной деятельности.

Организация по управлению правами на коллективной основе заключает с пользователями лицензионные договоры о предоставлении им прав, переданных ей в управление правообладателями, на соответствующие способы использования объектов авторских и смежных прав на условиях простой (неисключительной) лицензии и собирает с пользователей вознаграждение за использование этих объектов. В случаях, когда объекты авторских и смежных прав в соответствии с настоящим Кодексом могут быть использованы без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения, организация по управлению правами на коллективной основе заключает с пользователями договоры о выплате вознаграждения и собирает средства на эти цели.

Организация по управлению правами на коллективной основе не вправе отказать пользователю в заключении договора без достаточных оснований.

Причинами отказа организации в заключении лицензионного договора могут быть:

1) наличие претензий правообладателей к деятельности пользователя в связи с нарушением им авторских и/или смежных прав, которые предшествовали его обращению в организацию за заключением лицензионного договора;

2) наличие серьезных спорных моментов в учредительных и иных руководящих документах пользователя (нелегитимная смена руководителя и т.д.);

3) неспособность пользователя выполнять типовые условия лицензионного договора (предоставлять отчетную документацию в установленном организацией виде, выплачивать вознаграждение в установленной сумме, использовать систему контроля над использованием произведений и/или объектов смежных прав и т.д.);

4) ранее расторгнутый с данным пользователем лицензионный договор по причине систематического нарушения пользователем его условий.

Неотъемлемым условием таких договоров должна быть обязанность пользователя выплачивать вознаграждение за способы использования объектов авторских и/или смежных прав правообладателям в организацию по управлению правами на коллективной основе, предоставившую разрешение на такое использование.

Кодекс предусматривает право организации по управлению правами на коллективной основе удерживать из собранного вознаграждения следующие суммы:

На покрытие своих расходов по сбору, распределению и выплате такого вознаграждения

Направляемые в специальные фонды, создаваемые этой организацией с согласия и в интересах представляемых ею правообладателей. Размер и порядок данного вида отчислений должен быть предусмотрен уставом организации.

Организации по управлению правами на коллективной основе обязаны регулярно распределять и выплачивать вознаграждение правообладателям. Сроки распределения и выплаты вознаграждения должны быть предусмотрены уставом.

Распределение и выплата вознаграждения должны осуществляться пропорционально фактическому использованию объектов авторских и смежных прав, которое определяется организацией по управлению правами на основе:

Полученных от пользователей, лицензиатов, информации и документов;

Других данных об использовании объектов авторских и смежных прав, в том числе сведений статистического характера.

В требовании о подотчетности организации, управляющей авторскими и/или смежными правами на коллективной основе, перед правообладателями, получающими от нее вознаграждение, говорится, что отчет указанной организации должен обязательно содержать следующие сведения:

Об использовании прав конкретного лица (правообладателя);

О размере собранного вознаграждения;

Об удержанных из вознаграждения суммах.

Отчет может содержать и иные сведения, определенные уставом организации по управлению правами или иными руководящими документами, а также договором, заключенным с правообладателем, об управлении правами.

Указанный отчет представляется правообладателю организацией по управлению правами одновременно с выплатой ему вознаграждения.

Организация по управлению правами на коллективной основе обязана формировать и вести реестры правообладателей, прав, которые переданы в управление данной организации, а также объектов авторских и смежных прав.

Организации по управлению правами на коллективной основе обязаны размещать в общедоступной информационной системе информацию о правах, переданных в управление данной организации, включая наименование объекта авторских или смежных прав, имя автора или иного правообладателя.

Согласно общему правилу, любое использование охраняемого авторским правом произведения должно осуществляться только с согласия правообладателя. Однако, жизнь, как всегда, оказалась богаче абстрактных правовых конструкций, и многие ситуации, повсеместно втречающиеся на практике, в это прокрустово ложе просто не укладываются. Например, если владелец какого-то магазина или иного заведения включает в помещении музыку, то он тем самым осуществляет так называемое "публичное исполнение", на которое тоже требуется разрешение. Но получить его от всех правообладателей песен для него, разумеется, просто нереально.

"Коллективные управляющие" – кто они?

В таких ситуациях необходим посредник, который способен заняться представительством интересов правообладателей, заключая договоры с пользователями и собирая с них отчисления. Имя им "коллективные управляющие", они же "ОКУПы", или, официально, "организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами". Цель их создания описана в статье 1242 ГК :

"1. Авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда настоящим Кодексом допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе)."

ОКУПы создаются не только тогда, когда правообладатель и пользователь не могут договориться напрямую. Законодательством предусмотрен ряд случаев, когда распоряжение правом на произведение ограничено. В таких случаях произведения можно использовать и без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения. В число таких ситуаций попадает и музыка, проигрываемая в местах со свободным входом – это, пожалуй, самая массовая сфера использования произведений, в которой действуют "коллективные управляющие". "Коллективный управляющий"– это всегда некоммерческая организация. Правообладатель может заключить договор, передав ей управление своими правами. Правообладатель может предоставить ОКУПу "в управление" любые права, после чего "коллективный управляющий" будет действовать в его интересах, заключая лицензионные договоры с пользователями. Если же право собирать вознаграждение предоставлено законом (так называемая "аккредитация", о которой речь пойдет ниже), то с пользователем заключается договор не об использовании произведения, а на выплату этого вознаграждения. Кроме того, организации по коллективному управлению, находящиеся в разных странах, могут заключать между собой договоры, передавая друг другу полномочия по управлению правами иностранных правообладателей. На организации по коллективному управлению возложены также и обязанности. Так, в соответствии с третьей частью статьи 1242 ГК, ОКУП обязан принять на себя управление правами, если управление ими относится к его уставной деятельности. Есть и некоторые ограничения, например, ОКУПы не вправе использовать объекты авторских и смежных прав, исключительные права на которые переданы им в управление. Для того, чтобы понять причины происхождения такого запрета, стоит вспомнить о том, что фактически "управление правами" – это эквивалент представительства. То есть, запрет ОКУПу на использование произведений фактически повторяет норму, в соответствии с которой представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. Другие права, предоставляемые таким организациям, также фактически повторяют полномочия представителя:

"5. Организации по управлению правами на коллективной основе вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе. Аккредитованная организация () также вправе от имени неопределенного круга правообладателей предъявлять требования в суде, необходимые для защиты прав, управление которыми осуществляет такая организация."

Здесь еще раз упоминается такое понятие как "аккредитация", которая дает ОКУПу право представлять всех правообладателей, включая тех, которые не заключили с ним никаких договоров. Это – одна из особенностей "коллективного управления". Вопросы заключения организациями по коллективному управлению договоров с пользователями регулируются статьей 1243 Гражданского кодекса :

"1. Организация по управлению правами на коллективной основе заключает с пользователями лицензионные договоры о предоставлении им прав, переданных ей в управление правообладателями, на соответствующие способы использования объектов авторских и смежных прав на условиях простой (неисключительной) лицензии и собирает с пользователей вознаграждение за использование этих объектов. В случаях, когда объекты авторских и смежных прав в соответствии с настоящим Кодексом могут быть использованы без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения, организация по управлению правами на коллективной основе заключает с пользователями договоры о выплате вознаграждения и собирает средства на эти цели."

В соответствии с этой статьей, ОКУП может заключать договоры двух разных видов: о предоставлении неисключительной лицензии, и о выплате вознаграждения. Лицензия предоставляется пользователю в тех случаях, когда правообладатель лично передал свои права в управление, а договор о выплате вознаграждения заключается аккредитованной организацией в тех случаях, когда она представляет интересы тех правообладателей, которые не заключали с ней договора. Лицензионные договоры предоставляют пользователю право использовать произведение любым способом из числа тех, которые переданы в управление ОКУПу, а договоры о выплате вознаграждения заключаются только на те способы использования, которые предусмотрены законом в статье 1244 ГК. Никаких иных полномочий по такому договору ему не передается. Кроме того, правообладатель, который сам заключает договор, может передать право на сбор вознаграждения организации по коллективному управлению, предусмотрев это в договоре. Такая возможность предусмотрена п. 2 статьи 1243 ГК. Это вполне соответствует предназначению таких организаций: если при передаче прав на использование можно обойтись без их посредничества, то "по умолчанию" вознаграждение собирать они не имеют права. Пользователи же, в соответствии с третьим пунктом статьи, должны предоставлять ОКУПу отчеты об использовании объектов авторских и смежных прав, "а также иные сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения, перечень и сроки представления которых определяются в договоре". Еще одна важная обязанность, возлагаемая на ОКУПы – ведение реестров, в которых указано, какие права переданы им в управление:

"5. Организация по управлению правами на коллективной основе формирует реестры, содержащие сведения о правообладателях, о правах, переданных ей в управление, а также об объектах авторских и смежных прав. Сведения, содержащиеся в таких реестрах, предоставляются всем заинтересованным лицам в порядке, установленном организацией, за исключением сведений, которые в соответствии с законом не могут разглашаться без согласия правообладателя. Организация по управлению правами на коллективной основе размещает в общедоступной информационной системе информацию о правах, переданных ей в управление, включая наименование объекта авторских или смежных прав, имя автора или иного правообладателя."

Такие реестры должны включать в себя также сведения о правообладателях и видах прав, которыми управляет организация. Закон не ограничивает перечень сведений, включаемых в реестр, так что в него могут вноситься и другие данные. Однако, необходимый минимум сведений должен публиковаться в "общедоступной информационной системе", под которой традиционно понимается Интернет. Такие реестры находятся обычно на сайтах организаций по коллективному управлению.

Аккредитация организаций по управлению правами на коллективной основе

Выше уже было сказано о так называемой "аккредитации". Она представляет собой выдаваемое государством разрешение на представление интересов всех правообладателей без исключения, но – только для ограниченного круга произведений и способов их использования, перечень которых установлен в статье 1244 ГК:

1) управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции ( подпункты 6 - 8 пункта 2 статьи 1270); 2) осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения ( пункт 3 статьи 1263); 3) управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений (); 4) осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (); 5) осуществление прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (); 6) осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (статья 1326)."

В каждой из этих сфер может существовать только одна аккредитованная организация. При этом ОКУПу не запрещается получать аккредитацию сразу в двух и более сферах. Именно это и произошло: сейчас аккредитация выдана в пяти сферах из шести перечисленных, при этом аккредитованных организаций – только три. Российское авторское общество (РАО) управляет правами на музыкальные произведения при их публичном исполнении, сообщении в эфир и по кабелю, а также собирает вознаграждение для композиторов за музыку, звучащую в фильмах (этот "рудимент" отечественного авторского права ведет свое начало еще от таперов в немых фильмах). Другая организация, тесно связанная с РАО, ВОИС ("Всероссийская организация интеллектуальной собственности"), аккредитована для управления правами на публичное исполнение, сообщение в эфир и по кабелю изготовителей фонограмм и исполнителей, которые записаны на этих фонограммих. И, наконец, "Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства" (УПРАВИС) получило аккредитацию для так называемого "права следования", в соответствии с которым автор получает вознаграждение при публичной перепродаже оригинала его произведения. Еще одна сфера пока не имеет аккредитованной организации – это сбор с чистых носителей информации и оборудования, которое может использоваться для изготовления экземпляров произведений в личных целях. Хотя копируют для себя фильмы и музыку обычные покупатели "болванок", платить за это, в соответствии с законом, должны производители. Смысл аккредитации состоит именно в представлении всех правообладателей, даже тех, которые не передавали свои права в управление ОКУПу. При этом остальные организации по коллективному управлению могут также действовать в этих сферах, но уже только для тех, кто передал свои права в управление:

"3. Организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию (аккредитованная организация), вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 1242 настоящего Кодекса, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены. Наличие аккредитованной организации не препятствует созданию других организаций по управлению правами на коллективной основе, в том числе в сферах коллективного управления, указанных в пункте 1 настоящей статьи. Такие организации вправе заключать договоры с пользователями только в интересах правообладателей, предоставивших им полномочия по управлению правами в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 1242 настоящего Кодекса."

Право "собирать за всех" логически следует из самого принципа "коллективного управления" как посредничества. В наиболее "массовых" сферах использования произведений законодатель облегчил задачу пользователя, который теперь не должен выяснять, в какой ОКУП ему заплатить за ту или иную песню – первым делом он должен обращаться в аккредитованную организацию. И проверить, не отозвал ли правообладатель свои права из ее управления:

"4. Правообладатель, не заключивший с аккредитованной организацией договора о передаче полномочий по управлению правами (пункт 3 настоящей статьи), вправе в любой момент полностью или частично отказаться от управления этой организацией его правами. Правообладатель должен письменно уведомить о своем решении аккредитованную организацию. В случае, если правообладатель намеревается отказаться от управления аккредитованной организацией только частью авторских или смежных прав и (или) объектов этих прав, он должен представить ей перечень таких исключаемых прав и (или) объектов. По истечении трех месяцев со дня получения от правообладателя соответствующего уведомления аккредитованная организация обязана исключить указанные им права и (или) объекты из договоров со всеми пользователями и разместить информацию об этом в общедоступной информационной системе. Аккредитованная организация обязана уплатить правообладателю причитающееся ему вознаграждение, полученное от пользователей в соответствии с ранее заключенными договорами, и представить отчет в соответствии с абзацем четвертым пункта 4 статьи 1243 настоящего Кодекса."

Впрочем, даже если права отозваны и переданы в управление другому, неаккредитованному, ОКУПу – на практике вознаграждение за публичное исполнение все равно собирает аккредитованная организация, а затем – распределяет между правообладателями Аккредитованные организации обязаны принимать меры по установлению правообладателей, которым она должна выплатить вознаграждение. Они осуществляют свою деятельность под контролем уполномоченного федерального органа исполнительной власти, Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия ("Росохранкультуры").