Форекс

Ту 160 м2 технические. Испытания и производство

Ту-160 с увеличенной стреловидностью крыльев Полёт на сверхзвуке

Стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160 признанный флагман российской дальней авиации! В России его называют Белым Лебедем! На Ту-160 установлено 44 мировых рекорда! Он способен нести на борту 45 тонн ракет и бомб разного класса! Это 24 гиперзвуковые ракеты, 12 стратегических крылатых ракет, управляемые авиабомбы калибром до 1,5 тонн. Ту-160 обладает достаточно высокой манёвренностью. Он способен лететь на малой высоте с огибанием рельефа местности! При полёте Ту-160 в таком режиме сбить его достаточно трудно! На борту Ту-160 установлено около 100 электронно-вычислительных машин! Топливо на Ту-160 не такое как на обычных самолётах. Оно азотировано и сгорает только в двигателях самолёта! Конструкция топливных баков такова, что они разделены на части, соответственно при пробитии одного бака не теряется всё топливо самолёта! Максимальная скорость Ту-160 — 2 скорости звука на большой высоте (2500 километров в час или 695 метров в секунду)!

Первый раз самолёт взлетел в конце 1981 года. Ту-160 был принят на серийное производство ещё до того как прошёл все лётные испытания. Такая спешка была вызвана тем, что у американцев на тот момент времени уже был выпущен стратегический сверхзвуковой ракетоносец B- 1 B . В 1988 году Ту-160 был принят на вооружение.

Лётные характеристики Ту-160 значительно улучшены, по сравнению с другими самолётами данного класса, за счёт такого элемента в конструкции самолёта как, изменяемая геометрия крыла! Изменяемая геометрия крыла – это изменение угла стреловидности крыла непосредственно в полёте. На Ту-160 изменяемая геометрия крыла была применена впервые в СССР, на тяжёлом стратегическом ракетоносце. При минимальной стреловидности крыла значительно уменьшается длина разбега самолёта на взлёте и длина пробега при посадке, а при максимальной стреловидности крыла достигается максимальная скорость полёта.

При изготовлении Ту-160 для улучшения весовых и прочностных характеристик был применён титан. При производстве этого самолёта в СССР впервые была применена специальная вакуумная сварка электронным лучом.

Некоторые технические характеристики Ту-160: максимальная скорость полёта на минимальной высоте 1 300 километров в час; крейсерская скорость 917 километров в час; максимальный взлётный вес – 275 тонн; пустой самолёт 110 тонн; максимальная масса топлива 148 тонн; 4 двигателя тягой по 25 тонн в секунду каждый; максимальная высота полёта 21 000 метров; максимальная дальность полёта без дозаправки в воздухе 13 300 километров; максимальное время нахождения в воздухе без дозаправки 15 часов; самолёт оснащён системой дозаправки в воздухе. Для взлёта Ту-160 подойдёт полоса, длинной от 1 700 метров.

Во времена СССР была выдвинута идея , построить 100 самолётов Ту-160 на Казанском авиазаводе , но этим планам не суждено было сбыться. После развала СССР 21 самолёт Ту-160 остался в Украине на стратегической авиабазе в Прилуках. В тот момент времени руководство России в принципе сомневалось, что такие самолёты вообще нужны стране. Начались трудные переговоры с Украиной о передаче самолётов в Россию. В 1999 году удалось договориться о передаче 8-ми самолётов Ту-160, в обмен на прощение Украине долгов за нефтепродукты. Остальные самолёты к 1999 году Украина уже успела разрезать на металлолом! На момент времени 2015 год Россия имеет около 20-ти самолётов Ту-160.

Стратегический сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-160 задумывался как самолёт способный вести боевые действия, как в ядерной, так и в неядерной войне. Он должен преодолевать большие расстояния до границ противника на дозвуковой скорости, а проходить противовоздушную оборону противника на сверхзвуковой скорости! Стратегические ракетоносцы-бомбардировщики, в том числе и Ту-160, на боевые задания всегда летают парами!

Ещё в 1970-е годы в СССР разрабатывались проекты стратегических ракетоносцев с гиперзвуковой скоростью, летающих на водородном топливе. В США принята программа создания гиперзвукового стратегического ракетоносца к 2025-му году!

Министерство обороны России планирует восстановить производство стратегического бомбардировщика-ракетоносца в варианте Ту-160М2, который будет представлять собой практически новый самолет, в 2,5 раза превосходящий по эффективности предшественника, сообщил в среду журналистам заместитель министра обороны России Юрий Борисов.

«По составу бортового радиоэлектронного оборудования, по составу вооружения, которое он будет нести, это будет принципиально новый самолет, и его боевая эффективность возрастет не менее чем в 2,5 раза по сравнению с нынешним»

"В планах министерства обороны стоит восстановление производства стратегического бомбардировщика Ту-160. Речь идет не о восстановлении один в один, потому что Ту-160, который сегодня мы имеем на вооружении, это самолет разработки 80-х годов, который, к счастью, по своим летно-техническим характеристикам перешагнул время. Он на сегодня имеет самые лучшие характеристики. Самолет, о котором мы ведем речь, он, наверное, будет называться Ту-160М2, будет практически новым самолетом", - сказал Ю. Борисов.

Юрий Борисов / Фото: cdn.static1.rtr-vesti.ru


По словам замминистра обороны, фюзеляж и летно-технические характеристики сохранятся, но "начинка" и система вооружения кардинально изменятся. "По составу бортового радиоэлектронного оборудования, по составу вооружения, которое он будет нести, это будет принципиально новый самолет, и его боевая эффективность возрастет не менее чем в 2,5 раза по сравнению с нынешним", - отметил Ю. Борисов.

Ранее Борисов сообщил, что производство Ту-160М2 по планам начнется, скорее всего, после 2023 года. В свою очередь главнокомандующий Военно-воздушными силами РФ генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил, что минобороны России закупит не менее 50 новых стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160 "Белый лебедь", когда их производство будет возобновлено, сообщает РИА Новости .

Техническая справка

Самолёт выполнен по схеме интегрального низкоплана с крылом изменяемой стреловидности, трёхопорным шасси, цельноповоротным стабилизатором и килем. Механизация крыла включает предкрылки, двухщелевые закрылки, для управления по крену применяются интерцепторы и флапероны. Четыре двигателя установлены попарно в мотогондолах, в нижней части фюзеляжа. В качестве автономного энергоузла применяется ВСУ ТА-12.


Два отсека размещения полезной нагрузки расположены тандемом (друг за другом). Основные материалы планера - титан, алюминиевые термообработанные сплавы, стальные сплавы и композиционные материалы. Самолет оборудован туалетом, кухней, спальным местом. Самолет оборудован приемным устройством дозаправочной системы типа "шланг-конус". В серийном производстве компоненты планера производились - крылья и мотоотсеки - Воронежский авиазавод, оперение и воздухозаборники - Иркутский авиазавод, шасси - Куйбышевский агрегатный завод, фюзеляж. центроплан и узлы поворота консолей крыла - Казанский авиазавод.

В конструкции крыла широко применялись моноблочные кессоны, собранные из монолитных панелей и профилей длиной 20 м. Фюзеляж собирался из крупногабаритных листов, профилей и штамповок с использованием специальной клепки. Агрегаты управления и механизация крыла (стабилизатор, киль, флапероны, закрылки и т.д.) изготавливались с широким использованием композиционных и металлических клееных панелей с сотовым заполнителем.

Фото: www.airwar.ru


Летно-технические характеристики

Двигатели НК-32
Взлётная тяга, кгс:
максимальная бесфорсажная 4х14000
на форсаже 4х25500
Габариты, м:
размах крыла 55,7/35,6
длина 54,1
высота 13,1
Площадь крыла, м2 232
Масса, т:
пустого 110
взлётная нормальная 185
взлётная максимальная 275
посадочная 155
Запас топлива, т 140,6
Масса боевой нагрузки, т 45
Скорость, км/ч:
максимальная 2230
крейсерская дозвуковая 800
взлётная 300
посадочная 260

Уникальным воздушным судном является стратегический бомбардировщик Ту-160. «Белым лебедем» или Blackjack, согласно терминологии придуманной американской стороной, часто называют эту мощнейшую модель.

В настоящее время именно эта модель воздушного транспорта, разработанная в середине 70-х годов советскими инженерами-конструкторами, является самым большим, грозным и в то же время грациозным военным бомбардировщиком, оснащенным изменяемым стекловидным крылом. Самолет «Белый лебедь» стратегического назначения пополнил запас вооружения российской армии еще в 1987 году .

Самолет Ту-160

Согласно приказу, изданному Советом Министров Советского Союза в 1967 году, отечественные производители приступили к проектированию нового бомбардировщика. В разработке проекта принимали участие как сотрудники предприятия «Мясищева» и «Сухого», внося на протяжении нескольких лет различные предложения по создаваемому проекту.

По каким-то причинам представители авиакомпании, названной в честь Туполева, не принимали участие в конкурсе, несмотря на то, что ранее инженеры именно этого бюро смогли разработать и ввести в действие проект относительно создания нескольких моделей бомбардировщиков, а также сверхзвукового летательного аппарата Ту-144. Рассматриваемое военно-воздушное средство является основой ядерной мощности России. А подтверждают этот факт отменные технические характеристики Ту-160.

По итогам отборочного конкурса победителем был признан проект, созданный сотрудниками «Мясищева». Однако буквально через несколько дней по приказу правительства вся документация была изъята у победителя и передана в распоряжение бюро «Туполева». Так и был создан самолет Ту-160.

Перед инженерами-конструкторами были поставлены конкретные цели относительно создания будущего военной машины:

  • дальность перелета воздушного транспорта должна приравниваться к 13 тыс. км на примерной высоте в 18 тыс. км при скорости в 2450 км/ч;
  • к назначенной цели военно-воздушный транспорт должен суметь приблизиться в скоростном дозвуковом крейсерском режиме;
  • вес нагрузки относительно общей массы должен приравниваться к 45-ти тоннам.

Первый пробный вылет военной машины был произведен в конце 1981 года на территории военного аэродрома «Раменское». Испытания прошли успешно, что подтвердил опытный летчик Б. Веремеев, пилотирующий первую модель.

Кабина Ту-160

Сверхзвуковой российский ракетоносец был запущен в серийное производство спустя 3 года после успешно произведенного пробного вылета. Новые модели воздушно-военной техники изготавливались специалистами, работающими на авиапредприятии в Казани. Первая модель серийного производства смогла подняться в небесный простор в конце 1984 года , в дальнейшем авиапроизводитель ежегодно изготавливал по одной единице востребованных военно-воздушных машин.

По приказу Б. Ельцина, в начале 1992-го года было решено прекратить серийное производство моделей Ту-160. Данное решение действующий в те времена президент принял в ответ на решение США приостановить производство не менее мощных американских военных бомбардировщиков В-2.

Новые модели воздушных средств

Весной 2000 года обновленная модель ракетоносца Ту-160 полнила состав ВВС Российской Федерации. Спустя 5 лет комплекс был принят на вооружение. Весной 2006 года подошел к завершению последний испытательный тур по модернизации для усовершенствования характеристик силового агрегата НК-32 . Благодаря внесенным изменениям инженерам-конструкторам удалось повысить надежность силового агрегата и в несколько раз увеличить его ресурс.

В небо влетел обновленный серийный бомбардировщик в конце 2007 года. Согласно ранее утвержденным планам, конструкторы должны были на протяжении ближайших 12 месяцев модернизировать еще 3 модели военно-воздушных средств. Просмотрев фото Ту-160 ранних и обновленных моделей, можно самостоятельно понять, какую грандиозную работу пришлось выполнить инженерам-конструкторам.

Согласно аналитическим данным, в 2013 году в составе ВВС Российской Федерации насчитывалось 16 моделей Ту-160.

Сергей Шойгу в 2015 году выступил с заявлением, в котором была подчеркнута важность возобновления мощнейших бомбардировщиков. Заявление было рассмотрено и одобрено, что позволило российским авиаконструкторам приступить к возобновлению производственного процесса. По предварительным данным, обновленные модели бомбардировщиков Ту-160 М и Ту-160 М2 будут запущены в серийное производство в начале 2023 года.

Особенности военной машины

Чтобы создать действительно уникальную модель военного самолета, отвечающую поставленным целям, конструкторы вынуждены были внести в стандартные правила сборки определенные особенности, благодаря которым самолет Ту-160 действительно получился уникальным в своем роде:

  1. Для сборки конструкции были использованы композиционные сплавы, нержавеющая и титановая качественная сталь.
  2. Максимальная скорость Ту-160 на высоте достигает 2200 км/ч.
  3. Бомбардировщик, изготовленный российским авиапроизводителем, является интегральным низкопланом, оснащенным изменяемым стреловидным крылом, цельноповоротным стабилизатором, а также техопорными шасси.
  4. Кабина «Белого лебедя» была признана как одна из самых просторных и комфортных, учитывая, что пилоты при желании могут без проблем пройтись по своему отсеку и даже размяться.
  5. Борт бомбардировщика оснащен кухней, в которой можно разогревать еду, а также туалетной комнатой, ранее не входящей в конструкцию военно-воздушных судов.

Для вооружения российского бомбардировщика используются крылатые виды стратегических ракет класса Х-55-СМ.

Побивший множество рекордов в начале века, Ту-160 Белый лебедь и сейчас остается самым быстрым бомбардировщиком в мире, способным нести наибольшую полезную нагрузку. Летящий в два раза быстрее звука, он способен пересечь несколько континентов и выполнить задачу в любой точке мира. НАТО окрестило его как Blackjack.

Зарождение «Белого лебедя»

Считается, что импульсом для начала работ над Ту-160 было решение США создать новый стратегический бомбардировщик В-1 в 1960-ых годах, и отставать от Штатов в связи с этим было нельзя. В 1967 году Советом Министров СССР было принято решение о начале работ над новым многорежимным самолетом, который мог бы нести до 45 тонн полезной боевой нагрузки на континентальные расстояния, приближаться к цели на дозвуковой, а проходить вражеские ПВО на сверхзвуковой скорости. Максимальная дальность полета по требованиям должна была составлять 11-13 тыс. км на сверхзвуковой и 16-18 тыс. км на дозвуковой скорости.

Интересно, что вначале к работе над новым проектом ОКБ Туполева не имело отношения из-за высокой занятости пассажирским Ту-144, а занимались этим ОКБ Мясищева и ОКБ Сухого. В 1970-ых они представили свои варианты – оба четырехдвигательные, с изменяемой геометрией крыла. Хоть они и были похожи, но использовали разные решения в конструкции. ОКБ Туполева занялось самолетом лишь в 1969 году, когда предъявили новые тактико-технические требования. В отличие от других, у них уже был немалый опыт в решении разных проблем, связанных с преодолением сверхзвуковой скорости тяжелыми самолетами. Сверхзвуковой пассажирский Ту-144 прошел все испытания и провел первый полет в 1968 году, и все наработки по нему начали активно использовать для создания стратегического Ту-160. В том числе и неподвижное крыло. Считалось, что вес поворотной конструкции аннулирует все достоинства крыла с изменяемой геометрией.

В 1972 году были рассмотрены модели М-18 от ОКБ Мясищева и «изделие 200» ОКБ Сухого, и дополнительно вариант от ОКБ Туполева вне конкурса. М-18 в наибольшей степени отвечал поставленным задачам и имел широкие возможности, став фаворитом конкурса. Однако, взвесив богатый опыт туполевцев в разработках тяжелых сверхзвуковых самолетов (Ту-144 и Ту-22М), комиссия в итоге отдала предпочтение ОКБ Туполева. Все наработанные материалы другими ОКБ было решено передать им. Но у главного конструктора Ту-160 Валентина Ивановича Близнюка и других не было доверия к разработке ОКБ Мясищева, и они решили начать работу с чистого листа. В 1976 году защитили эскиз проекта, и через год ОКБ Кузнецова уже разрабатывали двигатели для будущего Ту-160. Опытный образец под кодовым названием 70-01 совершил первый вылет с аэродрома Раменское в 1981 году. Позже к нему присоединились прототипы 70-02 и 70-03. Все три были собраны на ММЗ «Опыт».

class="eliadunit">


Продолжительные испытания

Первый и третий прототип использовались для летных испытаний, а 70-02 для статичных. В 1986 году ворота цеха покинул четвертый бомбардировщик, ставший строевым. Изначально на самолет хотели ставить высокоскоростные крылатые ракеты Х-45, но в итоге остановились на дозвуковых мелкогабаритных Х-55, а так же аэробаллистических гиперзвуковые Х-15. Вторые могли размещаться на пусковых установках внутри корпуса. В 1989 году с борта самолета Ту-160 были успешно запущены четыре Х-55, а сам самолет разогнали в горизонтальном полете почти до 2200 км/ч, после чего решили понизить порог эксплуатационной скорости до 2000 км/ч, чтобы на длительное время сохранить ресурс двигателей и планера. В итоге лучшие в мире характеристики были подтверждены 44 различными рекордами.

Испытания проходили на полигонах Нижней Волги, где было более чем достаточно места для крылатых ракет Х-55 с дальностью полета более трех тысяч километров, а число ясных дней близилось к 320 в году. Запуск ракет сопровождался полетом Ил-76, который принимал телеметрические данные с самолета и контролировал полет Х-55. При запусках на большие расстояния ракеты шли к цели даже после приземления Ту-160. Несколько раз приходилось подрывать их в воздухе, когда ракеты теряли контроль и приближались к границам полигона. В итоге удалось довести точность их попадания в среднем до 22 метров по круговому отклонению. Много часов было потрачено на настройку радиоэлектронных систем, особенно нового бортового комплекса обороны «Байкал», установленного вместо стрелковых орудий. «Байкал» обнаруживал вражеские ПВО, определял их местоположение и глушил помехами, либо создавал позади самолета ложные цели. Всего в ходе испытаний Ту-160 было совершено 150 вылетов, и даже отработан одновременный сброс ракет с обоих грузоотсеков.



В строю

Первые самолеты Ту-160 поступили на вооружение авиаполка в Прилуках, Черниговской области, в 1987 году. Осваивать новую машину летчики начали не дожидаясь окончания госиспытаний, которые уже затягивались. Им сразу понравился Ту-160, который был очень легок в управлении, буром шел вверх и не имел проблем при посадке. Однажды его даже удалось поднять в воздух с выпущенными интерцепторами – стотонная тяга двигателей ни с чем не шла в сравнение. Самолет очень уважали и в первые месяцы даже убирали весь мусор, камни и ветки с ВПП, чтобы избежать их засасывания в воздухозаборники. Быстро обнаружилась особенность, при которой самолет садился на «пятую точку» при стоянке, и вернуть его в нормальную позицию было проблематично. Происходило это из-за сложенных крыльев, перемещавших центр тяжести назад. Приходилось жертвовать местом и оставлять их под минимальным углом.

По мере поступления новых машин обкатанные Ту-160 передавались в другие авиаполки, а некоторые утилизировались на месте, чтобы общее число самолетов входило в рамки Договора о сокращении обычных вооружений. Летали от Прилук до Байкала и обратно, либо на Север до острова Греэм-Бем. Самый длительный полет совершил экипаж Горголя – 12 часов 50 минут. На момент распада СССР в Прилуках находилось 19 Ту-160, а сейчас на вооружении в ВВС России их 16 штук. Боевое крещение самолета произошло во время конфликта в Сирии в 2015 году, в ходе военной операции России. Тогда запускались крылатые ракеты Х-555 и Х-101 по целям Исламского государства (запрещенная в России группировка).

Технические характеристики

  • Длина - 54100
  • Высота - 13100
  • Размах крыла - 55,7/50,7/35,6 м
  • Площадь крыла - 232 м.кв.
  • Масса - 110 тонн
  • Экипаж - 4 человека
  • Максимальный запас топлива - 148 тонн
  • Максимальная взлетная масса - 275 тонн
  • Тяга - 4 × 18 000 кгс (на форсаже 4х25000)
  • Скороподъемность - 4400 м/мин
  • Максимальная скорость - 2200 км/ч
  • Крейсерская скорость - 850 км/ч
  • Практическая дальность - 12 300 км (максимальная 18 950 км)
  • Практический/Стратегический потолок - 22 000 м
class="eliadunit">

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.