Форекс

Ставки вывозных таможенных пошлин установлены. Виды, размеры и порядок уплаты таможенных платежей

Наименование вида платежа Код вида платежа
1. Виды платежей, применяемых на всей таможенной территории Таможенного союза
Таможенные сборы за таможенные операции (за таможенное декларирование товаров, за таможенное оформление) 1 1010
Таможенные сборы за таможенное сопровождение 1020
Ввозные таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), уплаченные в соответствии с Соглашением об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20.05.2010 2010
Ввозная таможенная пошлина, обязанность по уплате которой возникла до вступления в силу Соглашения об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20.05.2010 2020
Специальная пошлина, установленная в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза 2040
Антидемпинговая пошлина, установленная в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза 2050
Компенсационная пошлина, установленная в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза 2060
Налог на добавленную стоимость 2 5010
Таможенные пошлины, налоги по единым ставкам в отношении товаров для личного пользования 6010
Совокупный таможенный платеж в отношении товаров для личного пользования 6020
Пени 3 ХХХ1
2. Виды платежей, уплата которых предусмотрена законодательством о таможенном деле в Российской Федерации
2.1. Таможенные сборы
Таможенные сборы за хранение 1030
Прочие таможенные сборы 17Х0
2.2. Ввозная таможенная пошлина
Ввозная таможенная пошлина, взимаемая при реимпорте 2030
Специальная пошлина, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации 2070
Антидемпинговая пошлина, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации 2080
Компенсационная пошлина, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации 2090
27Х0
2.3. Вывозная таможенная пошлина
Вывозная таможенная пошлина на нефть сырую, вывозимую за пределы таможенной территории Таможенного союза 3010
Вывозная таможенная пошлина на нефть сырую, за исключением нефти, вывозимой за пределы таможенной территории Таможенного союза 3020
Вывозная таможенная пошлина на газ природный 3030
Вывозная таможенная пошлина на товары, выработанные из нефти 3040
37Х0
2.4. Акцизы
Акциз на этиловый спирт из всех видов сырья 4010
Акциз на спиртосодержащую продукцию 4020
Акциз на табачные изделия 4030
Акциз на бензин автомобильный 4040
Акциз на прямогонный бензин 4050
Акциз на легковые автомобили и мотоциклы 4060
Акциз на дизельное топливо 4070
Акциз на масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) 4080
Акциз на вина 4090
Акциз на пиво 4100
Акциз на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) 4110
Акциз на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25% включительно (за исключением вин) 4120
Акциз на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% (за исключением вин) 4130
Прочие акцизы 47Х0
2.5. Проценты

2012
2022
2032
2042
2052
2062
27Х2
28Х2
29Х2
3012
3022
3032
3042
3052
4012
4022
4032
4042
4052
4062
4072
4082
4092
4102
4112
4122
4132
47Х2
48Х2
49Х2
5012

2013
2023
2033
2043
2053
2063
27Х3
28Х3
29Х3
3013
3023
3033
3043
3053
4013
4023
4033
4043
4053
4063
4073
4083
4093
4103
4113
4123
4133
47Х3
48Х3
49Х3
5013
2.6. Средства и штрафы
Средства от реализации конфискатов 7010
Штрафы
7024
1014
1024
1034
17Х4
18Х4
19Х4
2014
2024
27Х4
28Х4
29Х4
3014
3024
3034
3044
3054
37Х4
38Х4
39Х4
4014
4024
4034
4044
4054
4064
4074
4084
4094
4104
4114
4124
4134
47Х4
48Х4
49Х4
5014
2.7.
Субсидии и иные суммы, не уплаченные либо полученные прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории 9010
Иные виды платежей, взимание которых возложено на таможенные органы 9020
Прочие доходы от оказания платных услуг получателями средств и компенсации затрат 9030
Прочие неналоговые доходы 9040
Прочие поступления от внешнеэкономической деятельности 9050
Поступления от внешнеэкономической деятельности в рамках межправительственных соглашений между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь 9060
Авансовые платежи в счет будущих таможенных и иных платежей 9070
Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением обеспечения, вносимого денежными средствами (деньгами) либо в связи с осуществлением деятельности в сфере таможенного дела 9080
Денежные средства (деньги), внесенные в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением денежных средств (денег), вносимых в связи с осуществлением деятельности в сфере таможенного дела 9090
Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, предоставленное в связи с осуществлением деятельности в качестве таможенного представителя 9910
Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, предоставленное в связи с осуществлением деятельности в качестве таможенного перевозчика 9920
Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, предоставленное в связи с осуществлением деятельности в качестве владельца склада временного хранения 9930
Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, предоставленное в связи с осуществлением деятельности в качестве владельца таможенного склада 9940
Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, предоставленное в связи с осуществлением деятельности в качестве владельца магазина беспошлинной торговли 9950
Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, предоставленное в связи с осуществлением деятельности в качестве уполномоченного экономического оператора 9960
Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения обязательств организации об использовании приобретенных акцизных марок, по которым обязательство организации не исполнено 9100
Средства, уплачиваемые импортерами таможенным органам за выдачу акцизных марок 9110
3. Виды платежей, уплата которых предусмотрена таможенным законодательством Республики Беларусь
3.1. Таможенные сборы
Таможенные сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста в области таможенного дела (специалиста по таможенным операциям, специалиста по таможенному оформлению) 1040
Таможенные сборы за принятие таможенным органом предварительного решения 1050
Таможенные сборы за включение в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантом уплаты таможенных пошлин, налогов 1060
Таможенные сборы за таможенные операции (за таможенное оформление) взимаемые при перемещении физическими лицами товаров для личного пользования, облагаемых таможенными пошлинами, налогами 1070
Прочие таможенные сборы 18Х0
3.2. Ввозная таможенная пошлина
Прочие ввозные таможенные пошлины в отношении иностранных товаров 28Х0
3.3. Вывозная таможенная пошлина
Вывозная таможенная пошлина на товары, в отношении которых не установлен отдельный код вида вывозной таможенной пошлины 3010
Вывозная таможенная пошлина при экспорте нефтепродуктов 3040
Вывозная таможенная пошлина на калийные удобрения 3050
Вывозные таможенные пошлины по товарам, происходящим из третьих стран и ввозимым из Российской Федерации 3060
Прочие вывозные таможенные пошлины 38Х0
3.4. Акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза
Акцизы, на алкогольную продукцию и спиртосодержащие растворы 4180
Акцизы на пиво 4190
Акцизы на табачные изделия 4200
Акцизы на автомобили 4210
Акцизы на автомобильное и иное используемое в качестве автомобильного топливо 4220
Акцизы на масла моторные 4230
Прочие акцизы 48Х0
3.5. Проценты
Проценты за предоставление отсрочки таможенного платежа ХХХ2 4
Проценты за предоставление рассрочки таможенного платежа ХХХ3 4
3.6. Иные виды платежей, взимание которых возложено на таможенные органы
Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов (за исключением обеспечения, вносимого в связи с осуществлением деятельности в сфере таможенного дела) 9200
Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, предоставленное в связи с осуществлением деятельности в сфере таможенного дела 9910
Прочие суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов 98Х0
4. Виды платежей, уплата которых предусмотрена законодательством Республики Казахстан
4.1. Таможенные сборы
Плата за принятие таможенным органом предварительного решения 1039
Прочие таможенные сборы 1049
4.2 Вывозная таможенная пошлина
Вывозная таможенная пошлина 3010
4.3 Акцизы
Акциз на сигары, импортируемые на территорию Республики Казахстан, кроме товаров Таможенного союза, ввозимых с территории Российской Федерации и Республики Беларусь 4310
Акциз на слабоградусные ликероводочные изделия с объемной долей этилового спирта от 1,5 до 12 процентов, импортируемые на территорию Республики Казахстан, кроме товаров Таможенного союза, ввозимых с территории Российской Федерации и Республики Беларусь 4320
Акцизы на сигариллы, импортируемые на территорию Республики Казахстан, кроме товаров Таможенного союза, ввозимых с территории Российской Федерации и Республики Беларусь 4330
Акцизы на табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный и прочий, упакованный в потребительскую тару и предназначенный для конечного потребления, за исключением фармацевтической продукции, содержащей никотин, импортируемый на территорию Республики Казахстан, кроме товаров Таможенного союза, ввозимых с территории Российской Федерации и Республики Беларусь 4340
Акциз на все виды спирта и спиртосодержащую продукцию, импортируемые на территорию Республики Казахстан, кроме товаров Таможенного союза, ввозимых с территории Российской Федерации и Республики Беларусь 4350
Акциз на водку, импортируемую на территорию Республики Казахстан, кроме товаров Таможенного союза, ввозимых с территории Российской Федерации и Республики Беларусь 4360
Акциз на крепкие ликероводочные изделия с объемной долей этилового спирта от 30 до 60 процентов, импортируемые на территорию Республики Казахстан, кроме товаров Таможенного союза, ввозимых с территории Российской Федерации и Республики Беларусь 4370
Акцизы на вина, импортируемые на территорию Республики Казахстан, кроме товаров Таможенного союза, ввозимых с территории Российской Федерации и Республики Беларусь 4380
Акцизы на коньяк, бренди импортируемые на территорию Республики Казахстан, кроме товаров Таможенного союза, ввозимых с территории Российской Федерации и Республики Беларусь 4390
Акцизы на пиво, импортируемое на территорию Республики Казахстан, кроме товаров Таможенного союза, ввозимых с территории Российской Федерации и Республики Беларусь 4400
Акцизы на слабоградусные ликероводочные изделия с объемной долей этилового спирта от 12 до 30 процентов, импортируемые на территорию Республики Казахстан, кроме товаров Таможенного союза, ввозимых с территории Российской Федерации и Республики Беларусь 4410
Акцизы на сигареты с фильтром, импортируемые на территорию Республики Казахстан, кроме товаров Таможенного союза, ввозимых с территории Российской Федерации и Республики Беларусь 4420
Акцизы на сигареты без фильтра, папиросы, импортируемые на территорию Республики Казахстан, кроме товаров Таможенного союза, ввозимых с территории Российской Федерации и Республики Беларусь 4430
Акцизы на легковые автомобили (кроме автомобилей с ручным управлением или адаптером ручного управления, специально предназначенных для инвалидов), импортируемые на территорию Республики Казахстан, кроме товаров Таможенного союза, ввозимых с территории Российской Федерации и Республики Беларусь 4440
Акцизы на виноматериалы, импортируемые на территорию Республики Казахстан, кроме товаров Таможенного союза, ввозимых с территории Российской Федерации и Республики Беларусь 4450
Акцизы на дизельное топливо, импортируемое на территорию Республики Казахстан, кроме товаров Таможенного союза, ввозимых с территории Российской Федерации и Республики Беларусь 4460
Акцизы на бензин (за исключением авиационного), импортируемый на территорию Республики Казахстан, кроме товаров Таможенного союза, ввозимых с территории Российской Федерации и Республики Беларусь 4470
Акцизы на сырую нефть, газовый конденсат, импортируемые на территорию Республики Казахстан, кроме товаров Таможенного союза, ввозимых с территории Российской Федерации и Республики Беларусь 4480
Акцизы, доначисленные в результате проведения независимой экспертизы таможенной стоимости товаров, импортируемых на территорию Республики Казахстан 4490
Прочие акцизы 49Х0
4.4 Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость на товары, происходящие и импортируемые с территории Российской Федерации до создания единой таможенной территории 5020
Налог на добавленную стоимость на товары, происходящие и импортируемые с территории Республики Беларусь до создания единой таможенной территории 5030
Налог на добавленную стоимость, доначисленный в результате проведения независимой экспертизы таможенной стоимости товаров, импортируемых на территорию Республики Казахстан, кроме налога на добавленную стоимость на товары, происходящих и импортируемых с территории Российской Федерации 5040
Налог на добавленную стоимость, доначисленный в результате проведения независимой экспертизы таможенной стоимости товаров, происходящих и импортируемых с территории Российской Федерации 5050
Прочие виды налога на добавленную стоимость 5060
4.5 Иные виды платежей, взимание которых возложено на таможенные органы
Административные штрафы, санкции, взыскания, налагаемые таможенными органами, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора 7020
Сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан, кроме сбора за проезд автотранспортных средств по платным государственным автомобильным дорогам местного значения 9300
Иные виды платежей, взимание которых возложено на таможенные органы 9400

1 Кроме таможенных сборов за таможенные операции (за таможенное оформление) взимаемых в Республике Беларусь при перемещении физическими лицами товаров для личного пользования

2 Кроме налога на добавленную стоимость, взимаемого в Республике Казахстан

3 Значения первых трех позиций кода пеней соответствуют числовым значениям первых трех позиций кода вида платежа, на который начисляются пени

4 Значения первых трех позиций кода процентов соответствуют числовым значениям первых трех позиций кода вида платежа, на который начисляются проценты


Резервные коды для вновь появляющихся, либо не поименованных отдельно видов платежей

В зависимости от вида таможенного платежа, на который начисляются проценты

В зависимости от вида таможенного платежа, на который начисляются штрафы

Применяется в том числе в отношении налогов, уплачиваемых при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта, если такая уплата предусмотрена законодательством государства-члена Таможенного союза

Таможенные сборы выступают одним из видов косвенных налоговых платежей. Необходимость их уплаты возникает при пересечении товаром государственной границы. В зависимости от направления движения груза, различают пошлины ввозные (импортные) и вывозные (экспортные).

Экспортные пошлины в мировой практике распространены гораздо меньше ввозных. Они применимы в части достаточного ограниченного перечня грузов. Как правило, это сырьевые запасы.

Взимание вывозных пошлин в большей степени характерно для стран-монополистов, чья экономика формируется преимущественно за счет определенного ресурса. Так, объектом экспортного налогообложения в Индии является чай, в Бразилии – кофе. За счет применения вывозного налога правительство выравнивает объемы продаж того или иного ресурса на внешнем и внутреннем рынках, стараясь исключить возможный дефицит внутри страны. Это бывает необходимо, когда , выше, а значит привлекательнее для продавцов, чем внутрирыночные. Кроме того, экспортные налоги часто применяются в качестве ограничителя массового вывоза сырья за рубеж. Таким образом, помимо традиционной задачи – пополнения бюджета, экспортный таможенный сбор выполняет регулирующую функцию.

В общей практике применяются адвалорные ставки таможенных пошлин (они определяются как процент от стоимости груза), специфические (устанавливаются за единицу товара) и комбинированные.

Сезонные экспортные пошлины

На ряд экспортируемых товаров периодически могут устанавливаться так называемые сезонные пошлины. Их действие ограничено по времени - не более полугода. В этот период базовые ставки не применяются. Введение сезонных пошлин наиболее характерно для сельскохозяйственной отрасли. Эта мера в большей части носит регулирующий характер и позволяет правительству выдерживать баланс между внутренним и внешним рынками.

Экспорт по-русски

Впервые понятие экспортной пошлины сформулировано «Законом о таможенном тарифе». До этого, в формулировке «тарифы по вывозной торговле», они действовали для крайне ограниченного списка товаров, вывоз которых за пределы СССР являлся нежелательным. В 90-е вывозные пошлины то исключались из торговой практики, то вводились вновь, менялись порядок расчета и тарифы. Несмотря на это, экспортные налоги всегда в значительной степени формировали размер общей доли таможенных сборов России.

В наши дни экспортными пошлинами в России облагаются и продукты ее переработки, природный газ, руды отдельных металлов, рыба, некоторые сельхозпродукты, этиловый спирт, лесоматериалы.

Основным регламентирующим документом, определяющим порядок применения ставок таможенных пошлин вообще и экспортных в частности, перечня товаров, ими облагаемых, является Закон РФ «О таможенном тарифе». Так, в числе прочего, он определяет правила расчета ставок на вывоз нефти и некоторых продуктов ее переработки. Эти тарифы устанавливаются Правительством РФ на очередной месяц и основываются на стоимости сырой нефти марки «Юралс» на ведущих мировых ранках нефтепродуктов. Интересно, что до 2000 года тарифная ставка на экспорт «черного золота» устанавливалась автономно – без учета динамики мировых цен, что не устраивало нефтяные компании.

Помимо Закона «О таможенном тарифе», ставки и порядок расчета вывозных пошлин регламентируются достаточно большим количеством дополнительных законодательных актов – постановлений Правительства. Ставки таможенных тарифов едины на всей территории России и не меняются в зависимости от состава участников сделки.

Льготы

Законодательством РФ предусмотрено предоставление следующих видов льгот для плательщиков вывозных пошлин:

Уменьшение ставки пошлины;

Освобождение от ее уплаты.

Так, экспортную пошлину не берут с имущества и продовольствия, получателями которых являются российские или зафрахтованные россиянами рыболовные суда. Не облагаются вывозным налогом гуманитарная помощь, товары, используемые в целях освоения космоса, нефте- и газопродукция, полученная в результате разработки вновь открытых месторождений в открытом море.

По решению Правительства РФ, льготы могут быть предоставлены экспортерам продукции, необходимой для строительства объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом или вывозимых с территории России в интересах государственных нужд.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Предприниматели из России активно налаживают внешнеторговые связи. Причем они занимаются не только импортом, но и экспортируют товары отечественного производства. За это, в отдельных случаях, взимается экспортная пошлина. В чем ее суть и необходимость и почему государство снижает ставки для вывоза или вовсе убирает этот налог стоит узнать детально.

Взимаются подобные налоги при вывозе товара за пределы страны с целью последующей его реализации в другой стране. Размер такого сбора определяется Правительством и время от времени может меняться размер его.

Правила исчисления устанавливаются или полномочными государственными органами.

За многие товары платить экспортные пошлины не приходиться. Причина в том, что продажа российской продукции за границу это приток валюты в страну, что положительно сказывается на состоянии экономики. Также это способствует получению большей прибыли российскими производителями.

Есть товары, за которые экспортная пошлина обязательно уплачивается, конкретней:

По закону запрещено предоставлять льготы в избытке, ведь если весь товар, что производиться в стране будет уходить за ее пределы, это приведет к негативным последствиям для бюджета.

Вывод

Экспортные пошлины это инструмент, который помогает наполнять бюджет валютой или удерживать товар в стране. Выбор того или иного варианта функциональности зависит от ситуации на рынке.

Видео: Таможенная пошлина

Представляет собой таможенный режим, когда товары вывозятся за пределы таможенной территории РФ, и не обременены при этом обязательством их ввоза на эту территорию (ст.97 Таможенного кодекса РФ, далее - ТК РФ).

Для Таможенный кодекс РФ (ст.ст.98 - 99) устанавливает следующие требования:
1) уплата вывозных таможенных пошлин, а так же осуществление иных таможенных платежей;
2) соблюдение установленных критериев экономической политики;
3) вывоз товаров, выпущенных в соответствии с процедурой экспорта, за пределы территории РФ в том же состоянии, в каком эти товары были в момент принятия таможенной декларации, за исключением изменений состояния таких товаров по причине износа или убыли в нормальных условиях транспортировки и хранения;
4) исполнение иных требований, предусмотренных ТК РФ и иными актами российского законодательства по таможенному делу.

Таможенные платежи

В понятие "таможенные платежи" входят таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и иные платежи, взимаемые в определенном законом порядке таможенными органами РФ (п.18 ст.18 ТК РФ), уплачиваемые в процессе таможенного оформления экспорта.

Которые должны быть уплачены при перемещении товаров через таможенную границу РФ в режиме экспорта, - это вывозные таможенные пошлины и таможенные сборы за (ст.110 ТК РФ).

В необходимых случаях также уплачиваются:
а) таможенные сборы, связанные с хранением товаров;
б) таможенные сборы в части таможенного сопровождения таких товаров;
в) плата за информирование, а так же иное консультирование;
г) иные платежи, предусмотренные законодательством.

Основой для и таможенных сборов является таможенная стоимость товаров (ст.117 ТК РФ).

Определение таможенной стоимости товаров

Таможенная стоимость экспортируемых товаров определяется в соответствии со следующими актами:
- разд.III Закона РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе);
- Порядком от 7 декабря 1996 г. N 1461 (далее - Порядок определения ТС);
- Правилами применения Порядка определения таможенной стоимости от 27 августа 1997 г. N 522.

Порядком определения ТС предусмотрены три варианта расчета таможенной стоимости вывозимых товаров.

1-й вариант.

Таможенная стоимость вывозимых товаров (экспортируемых) складывается из:
1) цены сделки, т.е. цены, фактически уплаченной при продаже на экспорт (либо подлежащих уплате);
2) следующих расходов, при условии, что они понесены покупателем, но не включены в уплаченную по факту либо подлежащую уплате цену сделки:
а) комиссионных и брокерских вознаграждений;
б) стоимости многооборотной тары, когда согласно ТН ВЭД такая тара рассматривается как единое целое;
в) стоимости упаковки;
г) соответствующей части стоимости отпущенных покупателем продавцу безвозмездно либо по заниженной цене предназначенных для производственных целей либо продажи на экспорт вывозимых товаров и услуг:
- инструментов, штампов, форм и иных подобных предметов, применяемых в процессе производства вывозимых товаров;
- сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов иных комплектующих, входящих в состав вывозимых товаров;
- вспомогательных материалов, используемых в процессе производства вывозимых товаров;
- инженерной проработки, опытно-конструкторских работ, дизайна, художественного оформления, эскизов и чертежей;
д) лицензионных и иных платежей за пользование объектами интеллектуальной собственности, осуществляемых в процессе покупки вывозимых товаров;
е) поступающей продавцу части дохода от последующих перепродаж, после их вывоза с таможенной территории РФ;
ж) налогов (кроме таможенных платежей, указываемых при процедуре заявления таможенной стоимости), взимаемых на таможенной территории РФ, не подлежащих компенсации продавцу при вывозе товаров.

2-й вариант.

Если сделка купли-продажи в отношении вывозимых (экспортируемых) товаров не заключалась или если невозможно применять цену сделки купли-продажи в качестве базовой для целей определения таможенной стоимости, то стоимость исчисляется:
- на основании данных бухучета декларанта продавца - экспортера, где отражены затраты на производство и реализацию вывозимого товара, а так же величины прибыли, формирующейся у экспортера в результате вывоза идентичных или однородных (Порядок отнесения товаров к идентичным и однородным установлен ст.ст.20 и 21 Закона о таможенном тарифе) товаров с таможенной территории РФ,
- или на основе бухгалтерских данных по фактам фиксирующим оприходование и списание таких товаров.

При определении таможенной стоимости указанных товаров должны учитываться также расходы, названные выше (см. 1-й вариант).

3-й вариант.

В случае невозможности использования представленных декларантом сведений (2-й вариант) таможенная стоимость вывозимого (экспортируемого) товара исчисляется исходя из данных о ценах на идентичные или однородные товары либо калькуляции стоимости вывозимых идентичных или однородных товаров с учетом указанных выше расходов.

Таможенная стоимость вывозимых (экспортируемых) товаров заявляется декларантом в таможенной декларации.

Если в отношении заявленной таможенной стоимости возникают сомнения, таможенный орган вправе потребовать от декларанта представления расчетов таможенной стоимости. Для этих целей могут быть использованы формы декларации таможенной стоимости (ДТС-1, ДТС-2), утвержденные Приказом ГТК России от 5 января 1994 г. N 1.

Таможенные пошлины

Основным законодательным актом, регулирующим применение таможенных пошлин, является Закон о таможенном тарифе.

Таможенный тариф - это свод ставок таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с утвержденным для этих целей классификатором видов товаров - Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, которая определяется Правительством РФ в соответствии с международным классификатором товаров.

Действующая в настоящее время редакция ТН ВЭД утверждена Постановлением от 30 ноября 2001 г. N 830.

Согласно п.3 ст.4 Закона о таможенном тарифе ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, к которым они применяются, определяются Правительством РФ. Как правило, вывозные таможенные пошлины применяются при экспорте товаров из РФ за пределы государств - участников Таможенного союза (Киргизская Республика, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Таджикистан).
При этом в случае, если товары вывозятся на территорию одного из названных государств, но экспортный контракт заключен между резидентом РФ и нерезидентом страны - участника Таможенного союза, то к экспортируемым товарам таможенные пошлины применяются в размере, установленном для товаров, вывозимых с территории РФ за пределы государств - участников Таможенного союза.

Товары, вывозимые (экспортируемые) из России за пределы государств - участников Таможенного союза, облагаются таможенными пошлинами.

Ставки в отношении таких товаров установлены рядом постановлений Правительства РФ. Полностью все ставки систематизированы в Приказах ГТК России от 21 октября 2002 г. N 1121 и от 20 декабря 2002 г. N 1396.

Установлены следующие виды ставок вывозных таможенных пошлин:
1) адвалорные, т.е. начисляемые в процентах от общей таможенной стоимости товаров подлежащих обложению.
Например, вывозная пошлина на минеральные или химические, калийные удобрения (коды ТН ВЭД 3104100000, 3104300000, 3104900000) установлена в размере 5% от таможенной стоимости;
2) специфические, т.е. начисляемые в определенном фиксированном размере (в долларах США или в евро) за единицу товаров, подлежащих обложению.
Например, при экспорте пропана (код ТН ВЭД 271112) таможенная пошлина уплачивается в размере 36,3 долл. США за 1000 кг;
3) комбинированные, сочетают оба вида названных выше вида ставок.

Например, вывозная таможенная пошлина на кожу из шкур овец или шкурок ягнят (код ТН ВЭД 4105) установлена в размере 10% от таможенной стоимости, но не менее 70 евро.

Исчисление таможенной пошлины производится в валюте РФ.

Исчисление таможенной пошлины на товары подлежащие обложению таможенной пошлиной по адвалорным ставкам, вычисляется по формуле:

ТП = ТС х Ст, (1)


ТС - таможенная стоимость товара (в рублях);
Ст - ставка таможенной пошлины, определяемая в % от таможенной стоимости товара.
Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых таможенной пошлиной по специфическим ставкам, производится по формуле:

ТП = Ст х НВ х К, (2)

где ТП - сумма таможенной пошлины;
Ст - ставка таможенной пошлины указываемая в евро или долларах США за единицу товара;
НВ - количественная или физическая характеристика товара выражаемая в натуральных величинах;
К - курс евро или доллара США, на дату принятия таможенной декларации.

Исчисление таможенной пошлины товаров подлежащих обложению по комбинированной ставке, производится следующим образом.

В первую очередь рассчитывается размер таможенной пошлины по адвалорной ставке в % от таможенной стоимости по формуле (1), после чего определяется размер таможенной пошлины по специфической ставке по формуле (2).

Исчисление таможенной пошлины, подлежащей уплате, производится исходя из наибольшей из полученных сумм (п.п.17 - 21 Методических указаний от 27 декабря 2000 г. N 01-06/38024).

Таможенные сборы за таможенное оформление

Порядок взимания таможенных сборов за проведение процедур таможенного оформления установлен Инструкцией от 9 ноября 2000 г. N 1010 (далее - Инструкция о таможенных сборах).

В соответствии с п.6 Инструкции о таможенных сборах от уплаты таможенных сборов при экспорте освобождаются:
1) российские товары, вывозимые в государства - участники Таможенного союза, по которым предусмотрено освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление;

2) товары, стоимость которых не превышает 100 евро включительно, и по которым не взимаются таможенные пошлины и налоги, и не применяются меры экономической политики;
3) товары, перемещаемые через таможенную границу РФ в рамках международных договоров РФ, освобождаемые от уплаты таможенных сборов.

По общему правилу при помещении товаров под таможенный режим экспорта таможенные сборы за проведение процедур таможенного оформления товаров взимаются в валюте РФ в размере 0,1% таможенной стоимости товаров и дополнительно в инвалюте в размере 0,05% таможенной стоимости товаров (ст.114 ТК РФ, п.7 Инструкции о таможенных сборах).

Если таможенное оформление товаров производится не в месте местонахождения и вне рабочее время таможенных органов РФ, то таможенные сборы взимаются в двойном размере.

В некоторых случаях законодательство устанавливает иные ставки.

При таможенном оформлении вывозимых с таможенной территории РФ ценных бумаг в иностранной валюте таможенные сборы за таможенное оформление взимаются в валюте РФ в размере трех установленных законом МРОТ в отношении партии ценных бумаг, оформленных по одной таможенной декларации (п.11 Инструкции о таможенных сборах).

Помимо расчета сумм таможенных пошлин и сборов предприятию также немаловажно выяснить, приняты ли в отношении товара, предполагаемого к экспорту, какие-либо меры экономической политики (т.е. квотирование и (или) лицензирование), и если да, то получить необходимую лицензию или квоту.

Таможенное оформление

Все товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежат обязательному таможенному оформлению.

Согласно п.15 ст.18 ТК РФ под таможенным оформлением понимается процедура помещения товаров под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима.

По общему правилу таможенное оформление экспортируемых товаров производится в месте нахождения таможенного поста или отдела таможенного оформления и таможенного контроля, в регионе деятельности которого находится лицо, предъявляющее товары к перевозке и указанное в транспортном документе (отправитель), либо его структурное подразделение.

При этом по просьбе заинтересованного лица, за его счет и с согласия таможенного органа таможенное оформление может производиться в иных местах и вне времени работы таможенного органа РФ. В этом случае, как отмечено выше, сборы за таможенное оформление взимаются в повышенном размере.

В некоторых случаях таможенное оформление производится вне места нахождения отправителя товаров в связи с тем, что определенные категории товаров по решению ГТК России оформляются только определенными таможенными органами РФ (в этом случае таможенные сборы взимаются как обычно).

Для таможенного оформления товаров, предназначенных на экспорт, совершаются следующие действия:
1) представление товаров таможенному органу;
2) декларирование товаров;
3) уплата таможенных платежей.

Если экспортер не хочет заниматься этим самостоятельно, он может воспользоваться услугами таможенного брокера.

Таможенный брокер

Согласно ст.157 ТК РФ и п.1 Положения о таможенном брокере, в качестве таможенного брокера вправе выступать созданное в соответствии с законодательством РФ юридическое лицо - коммерческая организация (кроме казенных предприятий), получившее лицензию ГТК России на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера.

Деятельность таможенного брокера может осуществляться:
а) в регионе деятельности одной таможни;
б) в регионах деятельности нескольких таможен, подчиненных одному региональному управлению;
в) на всей территории РФ либо нескольких таможенных управлений.

Регион деятельности таможенного брокера указывается в лицензии.

Кроме того, таможенный брокер вправе ограничить сферу осуществляемой им деятельности в части категорий товаров, указываемых в лицензии.

Прежде чем заключать договор с брокером на представление своих интересов в процессе таможенного оформления, предприятию необходимо убедиться в наличии у таможенного брокера выданной в установленном порядке и действующей лицензии. Следует также проверить, что экспортируемый товар относится к сфере деятельности брокера, а таможня, где планируется производить таможенное оформление, - к региону его деятельности. Лицензия таможенному брокеру выдается сроком на три года (п.2.21 Порядка лицензирования).

Исключением из этого правила являются случаи, разового совершения операций по таможенному оформлению одной партии товаров, если стоимость товаров превышает предела, устанавливаемого ГТК России; при предварительных операциях, а также иные случаи, определяемые ГТК России.

Договор таможенного брокера с представляемым лицом является публичным. Согласно правилам гражданского законодательства (ст.426 ГК РФ) публичность договора означает, что коммерческая организация, заключающая такой договор, должна осуществлять определенные обязанности (в соответствии с характером своей деятельности) в отношении каждого, кто к ней обратится.

Иначе говоря, таможенный брокер не вправе отказать обратившемуся к нему предприятию, кроме случаев, когда есть основания предполагать противоправность действий этого предприятия (п.11 Положения о таможенном брокере).

Отметим, что таможенный брокер обязан также предусмотреть в договоре с представляемым лицом положение о расторжении договора в случаях, когда у таможенного брокера появятся подозрения в противоправности действий предприятия.

Заключив договор с предприятием, таможенный брокер вправе от своего имени совершать любые операции по таможенному оформлению товаров и выполнять иные посреднические функции в сфере таможенного производства за счет и по поручению представляемого лица (ст.159 ТК РФ).

В частности, таможенный брокер:
а) декларирует товары;
б) представляет таможенному органу РФ документы и иные необходимые сведения;
в) предъявляет декларируемые товары таможенному органу;
г) обеспечивает уплату таможенных и других платежей, предусмотренных ТК РФ;
д) составляет проекты документов, необходимых для таможенных целей при осуществлении предварительных операций;
е) помещает товары на склад временного хранения;
ж) совершает иные действия, необходимые для таможенного оформления и таможенного контроля, в качестве лица, обладающего полномочиями в отношении декларируемых товаров (п.2 Положения о таможенном брокере).

Остановимся подробнее на вопросе о соотношении ответственности предприятия и таможенного брокера.

В процессе таможенного контроля и таможенного оформления экспортируемых товаров таможенный брокер несет солидарную ответственность (ст.159 ТК РФ).

За неуплату таможенных платежей, взимаемых при таможенном оформлении, таможенный брокер и представляемое им лицо несут солидарную ответственность.

Итак, предприятию необходимо определиться, доверит оно таможенное оформление брокеру или займется этим самостоятельно. С одной стороны, услуги брокера надо оплачивать, что означает дополнительные расходы для предприятия. С другой - действия брокера более квалифицированны, поскольку это специализированная организация.

Кроме того, следует учесть, что таможенное оформление товаров, декларируемых и предъявляемых таможенными брокерами, должно производиться в приоритетном порядке (п.16 Положения о таможенном брокере).

Представление товаров таможенному органу

Представление товаров является предварительной операцией, предшествующей основному таможенному оформлению и помещению товаров под режим экспорта.

Без представления товаров, по общему правилу, таможенное оформление невозможно, поскольку декларированию подлежит только фактически прибывший товар.

Согласно положениям ст.142 ТК РФ представление выражается в уведомлении таможенного органа о прибытии товаров не позднее 30 минут с момента их прибытия в таможенный орган, а если товары и транспортные средства прибыли вне рабочее время таможенного органа РФ - не позднее 30 минут с момента наступления рабочего дня этого органа.

Фактическое предъявление представленных товаров производится по требованию таможенного органа.

Одновременно с представлением и с разрешения таможенного органа - не позже следующего дня после представления товаров может быть подана краткая декларация (ст.143 ТК РФ).

Если товары в течение указанного срока помещаются под определенный таможенный режим, то подавать такую декларацию не нужно.

Обратите внимание! На этапе представления товаров всю ответственность за эти товары перед таможенным органом несет перевозчик, за исключением случаев, прямо предусмотренных Таможенным кодексом РФ (ст.144 ТК РФ).

Без разрешения таможенного органа перевозчик не вправе:
1) оставлять транспортное средство и товары без присмотра;
2) менять место стоянки;
3) осуществлять выгрузку и перегрузку товаров и т.д.

Такие действия являются административными правонарушениями, ответственность за которые предусмотрена ст.ст.16.5, 16.7 и 16.13 КоАП РФ.

С момента представления таможенному органу и до их выпуска товары находятся на временном хранении под таможенным контролем (ст.145 ТК РФ).

Порядок уплаты таможенных платежей

Оплата таможенных платежей производится до принятия либо в одно время с принятием грузовой таможенной декларации.

Если ГТД не была подана в срок, тогда срок для уплаты определяется со дня истечения срока подачи ГТД (ст.119 ТК РФ).

Таможенные платежи могут быть уплачены как в рублях РФ, так и в инвалюте, по курсу ЦБ, кроме случаев, когда уплата такого платеж возможна только в иностранной валюте.

Пересчет валют производится по курсу ЦБ РФ на дату принятия ГТД (ст.123 ТК РФ).

Обратите внимание! Таможенные платежи вправе уплатить декларант либо иное заинтересованное лицо.

В исключительных случаях плательщику по решению таможенного органа, производящего таможенное оформление, возможно предоставление отсрочка либо рассрочки по уплате таможенных платежей на срок не более двух месяцев со дня принятия таможенной декларации.

За предоставление такой отсрочки или рассрочки начисляются проценты в размере учетной ставки рефинансирования ЦБ РФ (ст.121 ТК РФ).
Взыскание неуплаченных таможенных платежей производится таможенным органом в бесспорном порядке вне зависимости от времени когда обнаружен факту неуплаты. За время задолженности начисляется пеня в размере 0,3% суммы недоимки за каждый день просрочки, включая день уплаты (ст.124 ТК РФ).

Если же суммы таможенных платежей уплачены (или взысканы) излишне, то такие суммы подлежат возврату.

В этом случае согласно п.12 ст.78 НК РФ применяется общий порядок возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, установленный ст.78 НК РФ.

Поэтому положения Таможенного кодекса РФ, касающиеся возврата излишне уплаченных сумм, применяются в части, не противоречащей положениям ст.78 НК РФ.

Так, например, ст.125 ТК РФ установлено, что возврат излишне уплаченных таможенных платежей производится по требованию лица в течение одного года с момента уплаты этих платежей.

А в соответствии с п.8 ст.78 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет с момента уплаты (т.е. Налоговый кодекс РФ увеличил срок для подачи такого заявления).

А вот если при возврате был нарушен установленный срок такого возврата (один месяц со дня подачи заявления), то на сумму излишне уплаченных таможенных платежей, не возвращенных в определенный срок, начисляются % за каждый день нарушения срока возврата по ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Если излишняя уплата таможенных платежей производилась в иностранной валюте, проценты начисляются на сумму излишне уплаченных таможенных платежей, пересчитанную в валюту РФ по курсу Банка России на день излишней уплаты (п.9 ст.78 НК РФ, п.18 Методических рекомендаций о порядке возврата или зачета излишне уплаченных и излишне взысканных таможенных платежей и пеней, направленных Письмом ГТК России от 30 августа 2002 г. N 01-06/35208).

Таможенный контроль

С момента принятия таможенной декларации и до момента пересечения таможенной границы РФ вывозимые товары находятся под таможенным контролем (ст.192 ТК РФ).

Таможенный кодекс РФ предусматривает следующие :
1) проверка ГТД и документов (документальный контроль);
2) таможенный досмотр товаров;
3) иные действия (устный опрос должностных лиц, проверка системы учета и отчетности и т.д.).

Обратите внимание! В соответствии с положениями ст.187 ТК РФ таможенный контроль может быть выборочным, т.е. таможенный орган не обязан каждый раз применять к вывозимым товарам все предусмотренные формы таможенного контроля.

Документальный контроль

Документальный контроль и досмотр товаров осуществляются таможенным органом РФ в срок не позднее десяти дней с момента принятия ГТД и представления всех необходимых документов и сведений, а в отношении ряда товаров, названных в ст.133 ТК РФ (в частности, скоропортящихся), - не позднее трех дней (ст.194 ТК РФ).

При этом в случае, если требуется предъявление товаров и транспортных средств, указанные сроки исчисляются с момента их предъявления.

Осуществление документального контроля состоит из следующих операций:
1) проверка соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, в т.ч. наименований товара, его количестве, весе и пр. сведениям, содержащимся в документах;
2) кода товара в соответствии с ТН ВЭД;
3) страны происхождения товаров;
4) на предмет запретов и ограничений на вывоз из РФ отдельных товаров;
5) валютный контроль;
6) определения таможенной стоимости;
7) уплаты таможенных платежей;
8) соблюдения требований и условий заявленного таможенного режима;
9) выпуск (условный выпуск) товаров согласно заявленного таможенного режима.

В завершение проверки ГТД, документов и сведений при декларировании товаров проставляется штамп:
а) "Выпуск разрешен".
Такой штамп означает благополучное завершение таможенного оформления экспортируемых товаров. Он проставляется на ГТД, а также минимум на двух экземплярах представленных документов перевозчика (или на их копиях) с указанием в их правом верхнем углу регистрационного номера ГТД. После этого товары передаются таможенными органами РФ в распоряжение перемещающего их лица;
б) "Выпуск запрещен".
Такой штамп проставляется на ГТД в том случае, если в процессе проведения таможенного контроля должностные лица устанавливают невозможность выпуска товара в соответствии с условиями заявленного таможенного режима.
Причину, по которой выпуск товара не может быть осуществлен, указывают на оборотной стороне таможенной декларации (п.2.11 Инструкции по проверке ГТД).

Таможенный досмотр

Решение о том, проводить или не проводить таможенный досмотр экспортируемых товаров, принимают должностные лица таможенного органа в ходе проведения документального контроля (п.1.3 Инструкции по проверке ГТД).

Приняв решение о проведении таможенного досмотра, должностное лицо на оборотной стороне таможенной декларации делает запись "С досмотром", указывая краткое обоснование такого решения.

Порядок проведения таможенного досмотра установлен Положением о таможенном досмотре товаров и транспортных средств, утвержденным Приказом ГТК России от 8 мая 2002 г. N 470.

Решение о проведении досмотра может быть принято, например, при наличии оснований предполагать нарушение таможенных правил или с целью перепроверки сведений о товарах, уже указанных в акте таможенного досмотра.

Должностные лица таможенного органа, принимающие решение о проведении досмотра товаров, должны определить:
- вид досмотра (основной, повторный или направленный досмотр);
- объем досмотра (устанавливается в процентом отношении к общему количеству товаров в зависимости от особенностей досматриваемого товара и обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о досмотре);
- степень досмотра товаров (полный или выборочный пересчет наименований товаров и количества товаров каждого наименования, взятие проб и образцов товаров, полное или выборочное определение массы товаров путем взвешивания и др.).

Результаты таможенного досмотра фиксируются в соответствии с установленным порядком в акте таможенного досмотра.

Таможенный контроль при перемещении товаров через Государственную границу РФ

Последним этапом таможенного контроля является контроль в пункте пропуска товаров через Государственную границу РФ.
Такой контроль производится в соответствии с различными нормативными актами ГТК России в зависимости от того, на каком виде транспорта вывозится груз.

В частности, контроль грузов, вывозимых автомашинами, производится в соответствии с Положением о проведении таможенного контроля товаров, вывозимых из РФ, в автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу РФ, утвержденным Приказом ГТК России от 28 февраля 2002 г. N 204 (далее - Положение о проведении ТК).

Обязанности по представлению документов в этом случае обычно возлагаются на перевозчика, поскольку ни экспортер, ни таможенный брокер в пункте пропуска, как правило, не присутствуют.

В пункте пропуска перевозчику необходимо одновременно подать таможенному органу следующие документы (п.7 Положения о проведении ТК):
1) четвертый экземпляр ГТД;
2) международную товарно-транспортную накладную, предусмотренную Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (1956 г.) (или иной транспортный документ) и две ее копии;
3) карнет А. Т. А., оформленный в соответствии с Приложением "А" к Конвенции о временном ввозе (Стамбул, 26 июня 1990 г.), в случае перевозки товаров в соответствии с данной Конвенцией;
4) акт таможенного досмотра (если он составлялся при проведении основного таможенного оформления либо в пути следования и необходимость его представления в автомобильном пункте пропуска установлена нормативными правовыми актами ГТК России);
5) талон контроля с отметками должностных лиц Российской транспортной инспекции Минтранса России, осуществляющих контрольные функции в автомобильном пункте пропуска;
6) иные документы (либо их копии), оформляемые территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, в случаях, установленных актами законодательства РФ.

После проведения проверки должностное лицо таможенного органа должно принять решение о возможности фактического вывоза товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории РФ.

В зависимости от результатов проверки должностное лицо проставляет штамп:
а) "Вывоз разрешен".
Такой штамп ставится на двух экземплярах товаросопроводительного документа: на остающемся в таможенном органе и на следующем далее вместе с вывозимыми товарами и транспортными средствами.
Представленные документы (копии), за исключением документов (копий), остающихся в таможенном органе для контроля и хранения, должностное лицо таможенного органа возвращает перевозчику.
На лицевой стороне талона контроля должностное лицо проставляет дату и время окончания таможенного контроля, подписывает, заверяет запись оттиском личной печати и передает талон контроля перевозчику для прохождения пограничного контроля;
б) "Возврат".
Такой штамп ставится на оборотной стороне талона контроля в случае непредставления перевозчиком необходимых документов и (или) сведений либо представления документов, оформленных ненадлежащим образом.
В этом случае перевозчику возвращаются все документы, а сотрудники, проводящие пограничный и транспортный контроль, информируются о выявленных фактах. На оборотной стороне накладной кратко указывается причина возврата товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ.

Если товар остановлен в связи с нарушением таможенных правил, то принимаются соответствующие меры, предусмотренные действующим законодательством.

Если же признаки нарушений таможенных правил отсутствуют, то транспортное средство с товарами подлежит размещению в установленных местах вне автомобильного пункта пропуска до устранения причин возврата.

Ответственность за нарушение таможенных правил

С момента вступления в силу нового Кодекса РФ об административных правонарушениях (с 1 июля 2002 г.) утратил силу разд.Х "Нарушения таможенных правил и ответственность за эти нарушения. Производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение" Таможенного кодекса РФ.

Теперь виды нарушений таможенных правил регламентированы гл.16 "Административные нарушения в области таможенного дела" КоАП РФ, а порядок рассмотрения дел и ведения административного производства по таким нарушениям - также соответствующими главами КоАП РФ.
Рассмотрим некоторые виды нарушений таможенных правил, ответственность за которые предусмотрена гл.16 КоАП РФ.