Форекс

Съемка луны. Когда лучше фотографировать Луну

Вопрос о том, как фотографировать Луну, далеко не такой простой, как кажется изначально. Без разницы, фотографируете ли вы Луну на зеркалку, системную фотокамеру или мыльницу, в реальности очень часто не удается получить сколь-либо приемлемого результата. В данном материале мы рассмотрим, как сфотографировать Луну и избежать типичных ошибок.

Вопрос о том, как фотографировать Луну, далеко не такой простой, как кажется изначально. Без разницы, фотографируете ли вы Луну на зеркалку, системную фотокамеру или мыльницу, в реальности очень часто не удается получить сколь-либо приемлемого результата. В данном материале мы рассмотрим, как сфотографировать Луну и избежать типичных ошибок.

Какие ошибки возникают при фотографировании Луны?

Для начала давайте посмотрим, с какими типичными ошибками сталкивается фотограф, желающий сфотографировать Луну. Пожалуй, первой сложностью для фотографа становится подбор правильной экспопары, то есть, соотношения диафрагмы и выдержки. Кто-то из начинающих фотографов старается снять Луну с длительной выдержкой и низким значением ISO, а другие пытаются произвести съемку в режиме приоритета диафрагмы либо программном режиме. В обоих случаях результаты фотографирования Луны разочаровывают: в первом случае вы получите размытое «нечто» вместо лунного диска (не забываем, что на длительной выдержке фотокамера жестко зафиксирована, а Луна движется по небосводу), а во втором мы имеем переэкспонированный белый круг, лишенный каких-либо деталей.

Итак, как же правильно фотографировать Луну? Что ж, попробуем рассмотреть этот вопрос более детально и попробуем определить алгоритм действий и технических средств, которые потребуются нам для такого рода съемки.

Что нам потребуется для фотографирования Луны ночью?

Для начала развеем популярный среди фотографов миф о том, что хорошо сфотографировать луну можно только со штатива. Конечно, штатив может оказаться полезным дополнением, однако без него вполне можно обойтись. Единственным аспектом при съемке Луны крупным планом может стать наличие длиннофокусного объектива. В принципе, минимальным фокусным расстоянием для фотографирования лунного диска можно признать значение в 300 мм. К слову, фотографировать Луну можно не только зеркалкой или системной камерой со сменной оптикой, но и ультразумом, и результат при грамотном подходе также будет весьма впечатляющим.

Чтобы сфотографировать Луну и не переэкспонировать кадр, стоит помнить, что ночное светило является на практике гораздо более ярким объектом, нежели нам кажется. Эта иллюзия относительно малой яркости «обманывает» не только глаз человека, но и автоматику камеры, которая при съемке в режиме приоритета диафрагмы или программном режиме устанавливает слишком длительную выдержку. По этой причине при съемке старайтесь установить значение выдержки вручную, пользуясь точечным экспозамером по лунному диску либо, используя режим приоритета диафрагмы, смело ставьте «минусовую» экспокоррекцию на полторы-две ступени. При этом снимать следует в режиме RAW и затем, при обработке в конвертере, дополнительно понижать яркость светов. Только таким способом можно «вытянуть» текстуру лунного диска. Итак, давайте пошагово разберемся, как производить съемку и настроить камеру (сейчас мы будем говорить о фотографировании Луны крупным планом, а не ночного пейзажа):

  1. Установите на фотокамеру длиннофокусный объектив либо, в случае использования «ультразума», переведите его на максимальное значение фокусного расстояния.
  2. Закрепите камеру на штативе (повторимся, что условие это не обязательное, поскольку выдержка при съемке бывает не очень длительная, но желательное - все же риск получить кадр с «шевеленкой» будет ниже). Если снимаете «с рук», можно включить стабилизатор при его наличии в цифровой фотокамере.
  3. Поставьте минимальное значение чувствительности в камере (как показывает практика 100 ISO - вполне подходящее значение для фотографирования Луны ночью).
  4. Выберите режим RAW для сохранения полученных снимков (конечно, в том случае, если ваша фотокамера поддерживает данный формат записи изображений).
  5. С помощью диска выбора режимов установите режим приоритета диафрагмы (A), либо ручной режим (М).
  6. Задействуйте режим экспокорреции, введя отрицательное значение в 1.5-2 ступени (оптимально использование именно коррекции в 2 «стопа»).
  7. Производите съемку. При наличии пересветов корректируйте значение экспокоррекции или прикройте диафрагму на одно-два значения. К слову, фотографировать Луну лучше со средними значениями диафрагмы, от 5.6 до 8.

Итоги:

Как видим, фотографирование Луны ночью - занятие не очень сложное, но требующее несколько специфического подхода. В случае использования пленочного фотоаппарата ситуация осложняется невозможностью заранее отсмотреть получившийся кадр и сделать, при необходимости, корректировку. Тут можно посоветовать одно - фотографирую Луну на пленку, заранее сделайте несколько «пристрелочных» снимков на «цифру». Впрочем, при должном опыте такого рода съемок это вам уже не потребуется. Надеемся, этот небольшой материал поможет вам избежать ошибок при съемке Луны и позволит сделать больше интересных кадров.

Ночь – не самое лучшее время для занятия фотографией. Но даже ночью можно найти интересный объект для съемки. Есть такое понятие – астрофотография , что означает съемку небесных объектов. Хороший вариант для , это Луна.

Итак, нам понадобится: фотоаппарат (лучше зеркальный, со сменными объективами), чистое звездное небо, объектив с максимально возможным расстоянием фокусировки, очень жестко зафиксированный штатив, ну и конечно сам объект съемки:-)
Снимать Луну лучше поздним вечером, но не ночью. Если удастся подловить то время, когда небо еще голубое, то кадр получится с насыщенным синим цветом неба. Если съемка ведется из открытого окна, а на улице достаточно прохладно, то кадр может не получиться. Восходящие потоки воздуха будут очень сильно снижать резкость, поэтому все же лучше выйти на улицу.

Настройка фотоаппарата для фотографирования луны:

Техника съемки достаточно проста. Устанавливаем фотоаппарат на штативе. Так как разрешение объективов к центру лучше, чем по краям, размещаем луну в центре кадра. Включаем точечный размер экспозиции по самой Луне.

Небесные объекты лучше снимать в формате RAW, баланс белого позже можно выставить в конвертере. С выдержкой нужно быть осторожнее, луна достаточно быстро перемещается по небу. Чтобы она не была слишком коротка, необходимо выставить ISO в районе 400 единиц и диафрагму примерно F8. А выдержку камера подберет сама.

Существует такая проблема: при съемке объектов с большим фокусным расстоянием, любые даже малейшие вибрации на камере очень заметно отразятся на полученном кадре. Поэтому рекомендуется в таких случаях использовать спусковой тросик, либо пульт дистанционного управления. Если камера не предполагает наличия таких функций, то можно просто использовать задержку спуска затвора. Стабилизатор при съемке луны, если камера стоит на штативе, лучше отключить, потому что он может только навредить.

При съемке с большим зуммированием и большим фокусным расстоянием, разрешение картинки может получиться не слишком высоким. Не стоит расстраиваться, если качество картинки непригодно для распечатывания, оно может вполне сгодиться для публикации на блоге в интернете или для печати в журнале. Съемка луны позволит приобрести бесценный опыт съемки со штатива разных объектов при невысокой освещенности. Специфика съемки предметов находящихся на земле, в условиях слабой освещенности точно такая же.

Ну а теперь предлагаю вашему вниманию идеи для фотосессии с луной - лунные фокусы:)

лунные фокусы

лунные фокусы

лунные фокусы

На самом деле здесь будет разоблачение мифа про «суперлуние». Ну и для пользы инструкция как правильно фотографировать Луну. Я эту инструкцию хотел написать уже давно, но ждал августа. Дело в том, что у СМИ это почему-то самый популярный месяц для жареных астрономических новостей. А непрофильные СМИ, как известно, всегда если не наврут, то ошибутся.

Начнем с теории: как же фотографировать Луну?

Для начала нужно отметить принципиально разные сюжеты съемки такого банального объекта как Луна. Типовые кейсы это:
  1. Я купил новый телеобъектив/фотоаппарат с большим зумом и хочу сфотографировать поверхность Луны
  2. Я хочу сфотографировать пейзаж с луной или как вариант с лунной дорожкой

Сфотографировать Луну или даже кратеры на Луне телевиком

Для первого варианта вам ни в коем случае не нужно ждать не то что «суперлуния», а вообще полнолуние. Обратите внимания на следующее фото:

На нем видны лунные кратеры и лунные горы. Не то, что на первой фотографии, снятой в полнолуние. Там они тоже видны, но выглядят плоско. Потому что в полнолуние Солнце освещает Луну вертикально и детали рельефа не отбрасывают тени - в отличие от этой планеты Луна примерно одного цвета. Максимально интересная фазы Луны когда освещено от 25% до 75% диска (желательно перед полнолунием, после сам пейзаж Луны менее интересен).

Оборудование

Фотоаппарат подойдет любой, главное чтобы можно было управлять выдержкой. Объектив с фокусным расстоянием от 200мм (или 10 кратный зум если у вас мыльница) и чем больше - тем лучше. Еще лучше телескоп. Крупные фотографии Луны я как раз фотографировал через телескоп с фокусным расстоянием 1000мм. Но у телескопа есть еще и бонус: фокусное расстояние можно легко увеличить. Например, тот же самый телескоп я легко «разгонял» до 10 метров фокусного расстояния.

Для фотографирования Луны так же желателен штатив. Хотя в полнолуние выдержка может составлять 1/500 секунды и это при ISO 100. Но лучше все же иметь штатив. Конкретное значение выдержки лучше подбирать методом проб. Фокусировать тоже лучше вручную (штатив!).

Важное замечание про баланс белого. Почему-то фотографы даже с большими черными фотоаппаратами и снимающие в RAW забывают про него именно при съемке Луны. Часто можно увидеть фотографии Луны, где она белого цвета. Автоматический баланс белого обычно не справляется с таким сюжетом и поэтом перед съемкой лучше сразу выставить баланс белого «солнечно». Тогда цвет будет правильный.

А как же «суперлуние»?

Этот термин вообще придумали охотливые до жареных новостей журналисты году так в 2013-м. И для съемки Луны оно в принципе не нужно. Если у вас объектив не достаточно длинный, а фотку хочется покрупнее, то лучше обрезать кадр при обработке. Разница в размере Луны в «суперлунии» по сравнению со «средней» Луной всего 8%. А кропом можно «увеличить» Луну несколько раз.

Вот, например, как выглядит Луна через объектив 200мм (матрица APS-C)

Вот она же во время «суперлуния»:

А если обрезать черное поле:

А астрономы со своими десятиметровыми телескопами разве не используют момент «суперлуния» чтобы сфотографировать еще на 8% крупнее? Как ни странно, тоже нет. Если у вас есть телескоп то гораздо важнее спокойная атмосфера нежели жалкие 8%.

Съемка пейзажей с Луной

Вот тут нам как раз понадобится полнолуние. И опять же нужен телевик. Но, на самом деле секрет красивых пейзажей с Луной - это коллаж. Наберите в Яндексе «пейзаж луна» и вам откроются миллионы коллажей. Как раз недавно коллаж, выдаваемый за фото, промелькнул в facebook с несколькими тысячами лайков и вопросами в комментариях мол как такое сфотографировать. Чаще Луну в пейзажных фотографиях используют просто как источник света, который освещает ночной пейзаж.

Фотографировать луну не так просто, как кажется на первый взгляд. В этой статье рассматриваются приемы построения композиции, настройки камеры, а также советы по освещению для фотографирования луны.

Луна – достаточно коварный объект для фотосъемки. Она оказывается ярче, чем вы первоначально предполагали, заставляя вас тем самым повозиться с экспозицией. А вместо огромного впечатляющего диска, который мы рисуем в воображении, получается маленькая точка света, не доставляющая ничего, кроме разочарования.

Существует заблуждение, что для "лунных" фотографий требуется дорогостоящее оборудование. Да, можно потратить тысячи долларов на длиннофокусные объективы, но также верно и то, что можно получить просто фантастические результаты, используя уже имеющееся у вас оборудование.

Освоив советы данной статьи, вы сможете научиться фотографировать луну не хуже профессионалов, получая тем самым превосходные результаты, независимо от вашего опыта и бюджета.

Учитываем фазу Луны

Поскольку Луна вращается вокруг Земли, то солнечный свет попадает на нее под различными углами и в результате мы получем разные фазы Луны, или, проще говоря, - разный внешний вид Луны.

Знание фаз Луны весьма полезно при ее фотографировании

Луна смотрится и ощущается по-разному в разных фазах. Полная луна – самая яркая, но она выглядит достаточно "плоско", поскольку свет падает на нее фронтально. Луна между первой четвертью и полнолунием, а также четверть луны представляют наибольший интерес, т.к. в этих фазах на луну падает боковое освещение, что создает тени, позволяя тем самым показать кратеры и горы на лунной поверхности. Полумесяц, самый темный из всех фаз, позволяет подчеркнуть серость и неинтересность ночного неба.

Выбираем время для съемки

Лучшее время для фотографирования Луны – это сумерки, прямо перед рассветом или сразу после заката, когда луна находится близко к горизонту. В это время дня небо подсвечивается слабым остаточным светом, что позволяет обозначить окружающие детали и добавить интересных цветов небу и облакам, создавая тем самым таинственную атмосферу.

Фотографируйте луну в сумерки для создания атмосферы.

Приходите пораньше для того чтобы успеть подготовиться и установить соответствующие настройки, поскольку в это время уровень освещения меняется стремительно. У разных фаз луны лучшие снимки получаются при разном уровне освещенности, поэтому делайте как можно больше кадров на протяжении сумерек для увеличения ваших шансов на получение фотографии, сражающей наповал.

Попробуйте поснимать ночью, чтобы получить фотографии четко очерченной луны на фоне черного как смоль неба, особенно при использовании длиннофокусных объективов. Луна также видна днем, хотя и не так явно, и в этом случае она выступает скорее как дополнение, нежели чем основной объект съемки.

Хорошей практикой является использование лунного калькулятора для определения нужной фазы луны и времени ее восхода и заката.

Заполняйте кадр

Если вы можете позволить себе длиннофокусный телеобъектив, то, несомненно, сможете получить просто фантастические, детализированные фотографии луны. Понадобится самый длиннофокусный объектив, которым вы располагаете. 300 мм – минимальное расстояние, предпочтительно 800 мм и больше.

Для детализации лунной поверхности потребуется длиннофокусный объектив.

Большинство цифровых SLR камер имеют кропнутую матрицу. А это означает, что эффективное фокусное расстояние у вас будет больше чем на полнокадровой матрице. Более подробно о кроп-факторе читайте в статье .

Для экономии денег можно соединить несколько телеобъективов в один. Например, При помощи двух телеконвертеров 2х и объектива 200 мм можно получить эффективное фокусное расстояние 800 мм. Качество картинки, конечно, снизится, но это лучше чем снимать на штатный объектив.

Используйте интересный передний план

Не отчаивайтесь, если у вас нет денег на длиннофокусный объектив - есть хорошие новости. Можно получить отличные фотографии на любой объектив, даже на широкоугольный, - главное выстроить соответствующую композицию.

Используйте объекты на переднем плане, это добавит контекст.

Вместо того чтобы рассматривать луну как основной объект фотографии, поместите на передний план некоторые объекты для создания интересной сцены. Фотографирование луны сквозь траву или силуэты гор добавляет атмосферы, поэтому короткофокусные объективы не будут являться недостатком.

Однако у этой техники есть недостаток. Очень часто практически невозможно добиться, чтобы и луна и передний план были хорошо экспонированы. Если у вас есть малейшие сомнения насчет экспозиции – лучше недоэкспонировать передний план, чем переэкспонировать луну. В конце концов, можно сделать два кадра, – один с правильной экспозицией луны и один с правильной экспозицией переднего плана, - и потом соединить их в фотошопе.

Снижаем вибрации и увеличиваем четкость

Луна очень чувствительна к дрожанию камеры, особенно при использовании длиннофокусных объективов. Малейшее шевеление может вызвать смазанный кадр. Поэтому важно минимизировать вибрации. Для этого.

Используйте штатив. Устойчивый штатив крайне необходим. Уже сам по себе он снизит практически полностью дрожание камеры и защитит от внешних помех, таких как ветер.

Используйте дистанционный спуск. Используйте пусковой шнур или пульт дистанционного управления для исключения дрожания, вызываемого нажатием на кнопку спуска. Если у вас нет этих приспособлений, используйте таймер спуска для достижения того же эффекта.

Используйте блокировку зеркала. Даже движение зеркала камеры может смазать фото. Блокировка зеркала откидывает зеркало до того как вы сделаете снимок. Если в вашей камере есть такая настройка, используйте ее для получения дополнительной четкости.

Выбираем настройки камеры

Одна из основополагающих и наиболее сложных вещей в фотографировании луны – это выбор правильных настроек. Следствием огромного разнообразия съемочных условий является невозможность определения каких-либо универсальных настроек. Тем не менее, существует регламентированный процесс подбора настроек, которому необходимо следовать.

Ручной режим съемки. Автоматический режим не справится с яркой луной на темном небе, поэтому необходимо перейти в ручной режим. Начинать подбор параметров следует с диафрагмы f/11, самого маленького значения ISO (скажем, ISO 100) и выдержки в 1/250 сек. С помощью автофокуса сфокусируйтесь на луне, а затем переведите режим фокусировки в ручной режим, чтобы зафиксировать фокус.

Экспериментируйте. Сделайте пробный снимок и посмотрите его на экране камеры, приблизив картинку для оценки детализации и экспозиции. Скорректируйте настройки в соответствии с увиденным, и повторите процесс. При использовании очень длиннофокусных объективов старайтесь не ставить выдержку более? сек во избежание смазывания. При использовании широкоугольных объективов можно ставить гораздо более длинные выдержки.

Используйте брекетинг. Использование брекетинга может сослужить вам хорошую службу. Это значит, что даже если вы не угадали с настройками, возможно у вас все-таки будет хотя бы один снимок, который можно будет вытянуть в графических редакторах.

Жульничаем в Photoshop

Для того чтобы ваши фотографии выглядели такими какими вы рисуете их себе в воображении, можно воспользоваться редакторами изображений. Например, вы можете совместить несколько изображений таким образом, чтобы и луна и передний план были правильно экспонированы, или даже увеличить размер луны для получения идеальной композиции.

Использование графических редакторов вещь весьма спорная, но порой результат превосходит все ожидания. На этом снимке совмещены две различных картинки с разными экспозициями.

Этот вопрос порождает два противоборствующих лагеря, один из которых настаивает, что фотографии должны подвергаться минимальной или вообще не подвергаться цифровой обработке. Однако даже профессиональные фотографы порой грешат этим, и, вне всякого сомнения, иногда от результата просто захватывает дух. К кому лагерю присоединиться – личное дело каждого.

Лунная фотография – это в некотором роде вызов вашим способностям и навыкам, а наградой за этот вызов является превосходный снимок. Это процесс, которому нужно учиться и который нужно совершенствовать. И когда вы его освоите, вы получите бесчисленное количество великолепнейших снимков.

Приветствую! Вновь с вами, Тимур Мустаев. Какие только объекты фотографы не берутся снимать. Их вовсе не пугает их необычность или сложность. К видам фотографии, где нужно приложить немало усилий, относится фотосъемка, например, небесных светил, в частности звезд и луны. И для самых отважных сегодняшняя тема — как сфотографировать луну на зеркалку.

Красивое полнолуние, например, встречается очень часто. В моей жизни это было много раз. Да вот только фотокамеры в то время у меня не было с собой. Но это меня не расстраивает, и я обязательно найду свою «Луну».

Главные сложности

Помните ли вы, как сами или кто-то пытался заснять этот прекрасный спутник земли на телефон, когда нет под рукой камеры? Согласитесь, хочется сделать качественное изображение, чтоб лунный диск был виден детально, а не просто как светлое пятно на черном небосводе.

Разумеется, дело и в возможностях телефона, и в самих настройках. С зеркалкой, такой как никон или кэнон, реализовать задумку вполне реально.

Можно использовать не только профессиональную фототехнику, но и бюджетные модели, например, сфотографировать на canon 600d, хорошо себя в этом деле показывают и Nikon d3100, Nikon d5100 и др.

Специфика луны как основного предмета, на мой взгляд, очевидна для многих даже непрофессиональных фотографов.

Есть два варианта времени съемок:

  1. После заката или до рассвета;
  2. Ночью.

Трудности заметно увеличиваются при подготовке фотоаппарата ко второй ситуации, когда освещения заметно становится меньше.

  • Во-первых, с наступлением ночи луна становится все выше, все дальше от нас, следовательно, вам явно нужен , чтобы сфоткать ее во всей красе.

Еще лучше дождаться определенного периода, когда луна приблизится к земле максимально. Так было совсем недавно — в ноябре этого года (2016), а также ожидается в середине декабря.

  • Во-вторых, очень велика яркость луны, ее контраст с небом становится разителен в темное время. Хотя есть и плюс: не нужно переживать за отображение цвета неба, ведь оно просто черное (темно-синее), а сфокусироваться на луне.

Этапы фотосъемки луны

Итак, перейдем к практике, как сфотографировать луну пошагово:

1. Подготовка и съемка

a) Настройка фотокамеры

Для этого дела выбираем . Устанавливаем три главных параметра: , . Относительно баланса белого сильно не волнуйтесь, можно поставить на авто или выбрать один из предлагаемых режимов, при котором изображение уйдет в более холодные или теплые оттенки.

Относительно светочувствительности (ИСО) совет большинства знатоков, и мой тоже, — не повышайте ее без надобности. Зашумленность нам ни к чему.

Приемлемые кадры в условиях сумерек (поздний вечер, раннее утро) можно получить и при значениях 100-200. Где-то до 400, а с хорошей фотокамерой и до 800, зернистость не так видна на картинке.

Диафрагму стандартно выставляют, как для пейзажной съемки – около 7.1-9. Если картинка совсем темная и оптика не справляется на этих величинах, то открывайте f при съемке луны, возможно, появится небольшое боке вокруг нее, но это не существенно. В дальнейшем планируется вырезание объекта с фото.

Если с диафрагмой можно не особо морочиться, то какая выдержка при этом необходима?
Опять же в случае, когда еще не темным-темно, адекватно будет выставить 1/100, даже 1/160. Но с наступлением ночи такие показатели не пройдут, нужно значительно уменьшать – 1/30 и далее 1/15, то есть увеличивать время выдержки, тем самым пропуская больше света через объектив.

С этого момента стоит использовать . Мы берем треногу как раз для того, чтобы иметь возможность увеличивать время на фотокамере, при этом не рискуя создать негативные вибрации.

Но здесь есть один нюанс, который может повлиять на изображение. Так как луна все же заметно движется по небу, то длинная выдержка (в районе нескольких минут) может сделать снимок размытым в силу того, что поймает именно это перемещение основного объекта.

Кроме того, любой ветерок может за этот временной отрезок пошатнуть ваш штатив, если только он не из прочного материала и достаточно устойчив. Поэтому имеет смысл не увлекаться варьированием выдержки на фотокамере.

Для фотографировании именно диска луны, лучше использовать точечный замер экспозиции.

Лучше использовать ручную фокусировку, для точного наведения фокуса. С автоматической, есть возможность промаха. Можете использовать режим , для упрощения просмотра фокусировки.

Помимо работы с техникой, по умолчанию стоит задача заранее разведать местность, откуда будете снимать, и примерно определить будущую композицию.

В интернете или по специальному приложению на телефоне можно легко узнать время заката, появление луны и ее движение по небу. Ключевым моментом будет являться наличие облачности: если это редкие облака, то так даже интереснее будет выглядеть лунный диск, периодически выглядывающий из-за них; при высокой облачности ничего не выйдет.
Для отличного кадра учитывайте все эти факторы!

b) Фотографирование

Отрегулировав и установив фотоаппарат, сделайте фото лунного объекта в максимально увеличенном виде, наведя фокус точно на него. Второй кадр – общий пейзаж. Чтобы не промахнуться с настройками и фокусировкой, так как в темноте это еще сложнее делать, организуйте серию снимков.

2. Обработка

Обязательно снимайте в , это позволит вам лучше обработать ваш снимок.

Чем труднее предмет и условия фотографирования, тем больше придется возиться в фоторедакторе после. Наш случай не исключение. Помимо того, что стоит подкорректировать такие стандартные показатели, как цвет, четкость, насыщенность, зернистость и т.д., можно еще заняться кадрированием, если вам это интересно.

Для этого необходимо сделать 2 фотографии:

  1. Максимально приближенной луны (длиннофокусным объективом);
  2. Общий фон (без увеличения).

Сделав два снимка – луны и общий фон, их нужно совместить. Несмотря на, скорей всего, неестественно увеличенный размер лунного диска, в целом картинка должна смотреться гармонично, без явного вмешательства фотошопа. Главная рекомендация при наложении фото – оставьте достаточно места в верней части снимка. При этом луна может быть загорожена высоким объектом (зданием, холмом), что не снизит ее привлекательности.

Как вы успели понять, мы разобрались в основных моментах, одну из сложных ситуаций — как сфотографировать луну ночью или в сумерках.

Действительно ли и теперь вам кажется это чрезмерно трудным? Надеюсь, уже нет. Не нужно бояться пробовать и делать что-то впервые. В конце концов, вы же растете как фотограф, набираетесь опыта и повышаете собственное мастерство.

Главное подготовиться и вооружиться любой зеркальной камерой, имеющей достаточно широкие фотографические возможности – nikon, canon, sony, к примеру.

Как вы знаете, каждый уважающий себя фотограф, должен знать хорошо, во-первых, свою зеркальную фотокамеру, во-вторых, знать графические редакторы, такие как, Lightroom и Photoshop. Исходя из этого, хочу порекомендовать следующие курсы, которые когда-то выручили меня, а также тех, кому я их рекомендовал.

  1. или Моя первая ЗЕРКАЛКА . С этого видео курса стоит начать обучение, если вы новичок в фотоискусстве и совсем не разбираетесь в своем зеркальной фотоаппарате. Курс поможет вам понять все тонкости вашей фотокамеры.
  2. . Курс посвящен графическому редактору Лайтрум, который разработан специально для фотографов, чтобы упростить им работу. В курсе описано, как грамотно работать с Lightroom, а также на что он способен и чем хорош.
  3. . С этого курса начинается ознакомление с таким «великим» графическим редактором, как Photoshop. В видео курсе собраны все азы, для правильного его понимания. Очень простой, понятный и в тоже время очень полезный видеокурс.
  4. . Завершает мою коллекцию, видео курс, предназначенный непосредственно для фотографов. Из курса вы научитесь правильно обрабатывать фотографии, как это делают профессиональные фотографы.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — если у вас NIKON, это курс для вас.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — если у вас CANON, это курс для вас.

Lightroom — незаменимый инструмент современного фотографа

Фотошоп с нуля в видеоформате VIP 3.0

Photoshop для фотографа 3.0. VIP

На этом у меня все. Счастливо, читатели моего фотоблога! Желаю продуктивных фотосессий! Если имеются практические рекомендации и дополнения, делитесь в комментариях, будет интересно почитать.

Всех вам благ, Тимур Мустаев.