Контроль денег

Сколько было авианосцев в советском союзе. Авианосцы ссср

Карелия - это все-таки удивительное место. Здесь есть все - непролазные гиблые болота и вересковые пустоши, бурные реки и тихие озера, равнины и потрясающие горы. И если вы тоже считаете, что лучше гор могут быть только горы - этот пост для вас.

Гора Нуорунен , национальный парк Паанаярви, Лоухский район. Самая высокая гора хребта Маанселькя. И вообще - самая высокая в Карелии. Высота горы - 577 метров.

Расположена Нуорунен на южной границе Паанаярви. Если забраться на нее, можно насладиться видами, от которых замирает сердце. На самой верхушке, кстати, есть сейды - священные саамские камни. Говорят, когда-то давно в день летнего солнцестояния на Нуорунен забиралась молодежь из окрестных поселений, чтобы встретить поближе к солнцу этот знаменательный день.

Подъем тянется примерно 20 с небольшим километров. Так что если рискнете впервые - возьмите запасные ноги и запасные легкие.

Воттоваара . Муезерский район. Высота - около 416 метров.

Подъем на Воттоваару и путь к ней - это отдельные испытание на прочность. Потому что забираться придется круто вверх, местами - по шатким камням. Но тот, кто осилит этот подъем получит возможности просто не ограниченные. Во-первых, виды с вершины горы (которая кстати, имеет вид амфитеатра) открываются удивительные - мелкие синие лужицы озер, темные пятна хвойников, светлая зелень прочих деревьев летом, и полная палитра красок осенью. Во-вторых, на вершине Воттаваары - горелый, или «танцующий» лес. Это бесполезно описывать. Это надо посмотреть.

Сампо. Кондопожский район. Гора - это, возможно, сказано громко.

Скорее - скалистая возвышенность, которая немножко выше окружающих деревьев. Тем не менее, виды, которые открываются с горы - очень хороши. Кроме того, говорят, Сампо исполняет желания. Надо загадать заветное и привязать на одну из древних сосен, стоящих на вершине, ленточку. Дерево желаний вы узнаете сразу - оно самое пестрое.

Пяйнур . Лоухский район. Высота - 486 метров над уровнем моря. Пяйнур ни с чем не спутаешь - это, пожалуй, одна из самых острых гор Карелии. И подъем на нее крут во всех отношениях. Расположена гора на полуострове, с трех сторон омывается озерами.

фото - Юрий Мацеевский

На южном склоне много мелких озер.

Гору рассматривают в качестве площадки для строительства горнолыжного и дельтапланерного центров. Поэтому спешите забраться, чтобы увидеть здешнюю природу, как говорится, в натуральном виде.

Гора Кивакка . Парк Паанаярви, Лоухский район. Вообще, если вы любитель парня в горы тянуть - рискнуть, обязательно съездите в Паанаярви. Вот уж точно, тут

и разберете кто там будет и в крик, и чужой, а кто будет свой. В общем, Высоцкий в помощь.

Кивакка хороша тем, что считается «благоустроенной» горой, хотя довольно высока - 499 метров. То есть, на нее можно не вбираться, борясь с одышкой и скользкими камнями под пяткой, а цивилизованно восходить - через топкие места перекинуты мосты, а экскурсоводы обращают внимание на все самое интересное. Например, на висячие болота.

Пейзажи постепенно меняются - с сырого ельника у подножья до голого, продуваемого ветрами камня на вершине. Виды - потрясающие. Паанаярви - один из немногих сохранившихся уголков нетронутой природы. Так что если хотите проникнуться эмоциями в духе «Это все мое, родное», надевайте удобную обувь, и прокладывайте свой маршрут.

Фото на обложке - сайт Национального парка "Паанаярви". Остальные фото - интернет.

Карелия — один из самых удивительных и интересных уголков Российской Федерации. И гора Воттоваара — одно из любопытных мест в этих краях. Краеведы и этнографы называют республику «северной жемчужиной России», и это справедливое утверждение. Что же такого привлекательно в этих суровых северных землях? Прежде всего — пересечение огромного количества исторических и культурных пластов. — это и , и уникальные, всем известные памятники архитектуры, и, конечно же, мегалиты и сейды. Настоящего путешественника влечет в дорогу, что-то неизведанное, таинственное. И как раз, такие интересные места, в Карелии имеются довольно в большом количестве.


Гора Воттоваара — место, окутанное тайной. Что значит это слово — Воттоваара?

Гора Воттоваара – это одно из тех мест в Карелии, которое обязательно надо посетить, если вы любите необычные и красивые места. Несмотря на небольшую высоту, всего 417 метров над уровнем моря, это очень необычная и красивая гора, которая представляет собой большой плато площадью шесть квадратных километров. Она имеет множество интересных особенностей, которые выделяют Воттоваару среди других подобных мест. На самом деле все не так мистично.

Как переводится «воттоваара»? Если особо не утруждаться поисками, то первый перевод, который можно найти, это «лес, в который не стоит ходить». Несмотря на то, что этот перевод в корне неверен, он почему-то встречается чаще других. Видимо, из-за своей загадочности. Второй компонент слова Воттоваара, «ваара» с саамского переводится как «гора, поросшая лесом». Как переводится слово «вотто»? В Саамско-русском словаре под редакцией Р.Д. Куруч (Москва, ”Русский язык”, 1985) можно найти слова «вуадт» (берлога) и «вуотс» (песок), то есть слово «воттоваара» можно перевести как как «песчанная гора, поросшая лесом» или «гора, поросшая лесом с берлогой».

Плато, на котором расположена Воттоваара имеет необычную и сильную энергетику. Необычен и лес на вершине, удивительная форма деревьев которого имеет вполне научное обоснование. Обдуваемая со всех сторон сильными северными ветрами гора, представляет собой несколько жуткое зрелище. Стволы просто не выдерживают подобного постоянного напряжения, изгибаются и ломаются. Из-за постоянных сильных ветров, многие деревья имеют странную форму, часто изломаны и лес представляет собой слегка жутковатое зрелище.

История горы: загадки и тайны

Комплекс древних культовых камней — сейдов расположенный на горе Воттоваара в западной части Карелии получил широкую известность последнее время за счет нездорового мистического ажиотажа и сенсационных публикаций: здесь и аномальная зона, место силы, остатки циклопических сооружений, НЛО и прочий стандартный набор «тайн и загадок Земли». Исследования проведенные в начале лета 2004 года экспедицией А.Склярова позволили прояснить ситуацию и составить более объективную картину данного памятника. В первую очередь выяснилось, что вопреки многочисленным публикациям комплекс сейдов как таковой на вершинном плато Воттоваары был открыт поисковиком С.М. Симоняном в 1978 году, занимающимся поиском останков бойцов партизанской бригады Григорьева. Поисковики обнаружили сейды после лесного пожара обнажившего окрестности.

Гору Воттоваара часто называют «Смерть гора» или «Сопка смерти» , но правильнее было бы это название связать с высотой 264,9 и событиями, которые на ней происходили в конце июля 1942 года, а именно 12-часовой бой, гибель более ста партизан и командира бригады И.А.Григорьева. Отсюда и первое название «Сопка смерти». В пятидесятых годах в районе высоты 264,9 велись лесозаготовки, и рабочие стали находить останки погибших партизан, среди прочего военного снаряжения, найденного у погибших, был и миномет, так появилось второе название «Минометная скала», которое однако вскоре вытеснило другое название «Смерть гора», также данное местными жителями из-за большого количества погибших партизан, которых находили и находят по сей день на этой высоте и в ее окрестностях. Местные жители и по сей день путают Воттоваару с настоящей «Смерть горой», но самом деле, “Смерть-гора” и “Воттоваара” – это все-таки разные горы, хотя и находящиеся рядом друг с другом. “Смерть-гора” получила свое название после кровавых боев 1-й партизанской бригады 30-31 июля 1942 г. Смерть-гора, или Сопка смерти находится в пяти километрах на юго-восток от Воттоваары. В любом случае название «Смерть гора» определенно связано с событиями времен войны и не только бригадного похода, но и другими трагическими историями, происходившими в окрестностях Воттваары в 1941-1944 годах.

Природа или дело рук наших предков?

Туристическая привлекательность горы лежит несколько в другой плоскости. Во-первых, замечательная природа, по мере приближения к вершине она меняется и становиться похожей на северную, присутствуют карликовая карельская береза и сосна, мхи, которые в Южной Карелии не так уж и часто встречаются, прекрасные озера с чистейшей водой, диметром 50-100 метров. Во-вторых, это все же гора и поднявшись со 120 метров над уровнем моря (обычная для Южной Карелии высота рельефа) на 460 невольно радуешься открывающимся вдаль видам, в крае болот не так уж часто удается просматривать горизонт. Еще один интересный объект на склонных горы – сейды. Есть несколько версия появления сейдов. По одной из них, к такому расположению камней привело опускание ледника, по другой, причина в землетрясении, произошедшем здесь до нашей эры, однако, скорее всего, сейды имеют искусственное происхождение и имели у саамов культовое предназначение. Геологи предполагают, что около девяти тысяч лет назад на том месте, где стоит Воттоваара, произошло мощное землетрясение, в результате которого образовался гигантский провал. Из-за этого в центре горы возник естественный амфитеатр, усеянный озерками и скалами. Сейды – уложенные кругом камни, представляющие собой древние культовые объекты. Говорят внутри этих кругов особая энергия и обычный человек чувствует себя некомфортно внутри них. Так же среди интересных рукотворных объектов на горе присутствует колодец прямоугольной формы, сложенный из огромных каменных плит, стороны которого имеют идеально ровную поверхность.

Да и вообще по всей горе разбросаны огромные плиты, правильной формы и огромного размера, которые похожи на основанием или руинами какого то древнего сооружения, внешних следов которого не осталось, а само основание разрушено землетрясением и поэтому не образуют больше единую композицию. Кстати именно землетрясение является причиной образования горы. Присутствуют здесь не только интересные рукотворные объекты из камня. По всей горе разбросаны необычные валуны, вызывающие настоящий восторг у тех, кто видит подобные объекты впервые. Местами эти большие валуны представляют собой настоящие небольшие города, а всего их насчитывается около полторы тысячи. Некоторые из них имеют культовое значение среди коренных народов Карелии.

Если более детально исследовать гору выложенные на ней мегалиты, то можно обнаружить лестницу из громадных камней. Это пожалуй, самый интересный сохранившийся объект на горе, построенный когда людьми, «лестница в небо». На одном из склонов горы выдолблены тринадцать огромных ступенек, которые никуда не ведут, вернее, ведут к обрыву. Бывалые путешественники называют эти руины амфитеатром. Чуть в стороне лежит многотонный мегалит, из которого аккуратно выпилен прямоугольный кусок. Причем хорошо видно лишний пропил.

Гора Воттоваара очень интересное место для посещения, однако, даже если вы верите во все мистическое, то следует с опаской отнестись к посещению этого места. Коренные жители Карелии с большой настороженностью относятся к горе, которая по все видимости представляет собой грандиозный культовый объект, на котором многие века проводились обряды. Местные жители не рекомендуют посещать гору из праздного любопытства, и долгое время существовал запрет на посещение для детей и женщин. Исследования показали, что в некоторых местах на горе и правду совершенно другая энергетика, которая отрицательно влияет на самочувствие большинства людей, а для некоторых наоборот, действует только положительно. На самой горе ежегодно проводятся различные съезды экстрасенсов, которые относятся к Воттовааре по особенному, считая гору местом с сильной энергетикой. В августе 2011 года постановлением правительства Карелии комплекс горы Воттоваара был объявлен ландшафтным памятником природы. Охраняемая территория занимает площадь более полутора тысяч гектаров: в неё входит сама гора и прилегающая к ней местность.

Карелия страна не только тысяч рек и озер, но и интересных вершин. Хоть и по настоящему гористая местность начинается уже на Кольском полуострове, в Карелии тоже хватает интересных вершин. Самые удивительные и прекрасные вершины сосредоточены в национальном парке «Паанаярви», находящемся на севере Карелии в Лоухском районе – восемь из них считаются наиболее известными.

Нуорунен – загадочная «крыша Карелии»

Гора Нуорунен – это не только самая высокая точка в Карелии(576,7 метров), среди Финляндских гор она является самой высокой. Подняться на Нуорунен можно по древней тропе, встретив и еловую тайгу, и березовое редколесье, и тундру, и даже «висячие» болота. Перед путешественником, преодолевшим трудности пути, откроется восхитительный вид.

Нуорунен – это еще и самое таинственное место Карелии. Именно здесь на самой вершине покоится валун-сейд. Опорой огромному валуну служат три маленькие каменные «ножки», причем держится сейд вопреки всем гравитационным законам. Саамы считали, что в таких сейдах обитают духи, и оставив им подношение, можно попросить об исполнении заветных желаний.

Мянтютунтури – водопад на «сосновых порогах»

Гора Мянтютунтури известна в первую очередь тем, что с ее вершины берет исток небольшой, но очень живописный водопад Мянтюкоски. В нем всего пять уступов, которые просто волшебно смотрятся среди зелени леса. Высоты вершины 550 метров над уровнем моря.

Туристы начали посещать горы Карелии в первую очередь для того, чтоб увидеть этот водопад, еще в позапрошлом столетии – тогда окрестности Мянтютунтури еще принадлежали Финляндии. Были здесь и деревни, и хутора. Но в 1944 году все это перестало существовать. Сегодня можно встретить только пустые поляны, где раньше находились хутора финнов, пока сохранился и фундамент старой школы.

Кивакка – каменная «дочь» уснувшего вулкана

Название этой вершины в переводе означает «Каменная Баба». Так гору нарекли жившие здесь саамы. Почему – точно неизвестно. Многие считают, что недалеко от вершины можно найти камень в форме женской головы, есть также версия, что посмотрев на гору с водопада Киваккакоски, можно увидеть обращенное к небу лицо женщины.

На склонах горы Кивакка можно встретить невероятное количество сейдов – каменных вместилищ духов. При этом сама вершина образовалась на месте древнейшего разлома, когда здесь миллионы лет назад действовал давно уснувший вулкан.

Лунас – обитель богов древности

Гора Лунас – как легко можно догадаться «Лунная гора» - сегодня притягивает не только путешественников и фотографов, но также эзотериков и современных шаманов. Здесь огромное количество культовых камней, у которых можно увидеть украшения, монетки или брелки, которые оставляют туристы, чтобы попросить об осуществлении своих мечтаний. Существуют туманные легенды о том, что именно на этой горе когда-то богам приносили жертвы.

Для тех, кто мистикой не увлекается, Лунас – это прежде всего потрясающие виды, редкие растения, которые кажутся слабыми, но стойко противятся злым горным ветрам и, конечно, Каменное озеро. Его возраст составляет более миллиарда лет, при этом вода в нем чистая, как хрусталь, а от обрывистых скал на берегах отражается невероятное эхо.

Пяйнур – острый гребень среди гладких вод

Если рассматривать горы Карелии, то гора Пяйнур – это бесспорно самая остроконечная вершина среди них. Виды, открывающиеся с этой горы описывать словами просто бесполезно – не передадут незабываемых ощущений и фотографии. Самое потрясающее впечатление оставит рассвет, если встретить его на горе Пяйнур.

Вид на сам Пяйнур также великолепен. Гора расположена на полуострове, поэтому издалека выглядит как суровый гребень из камня, который поднимается прямо из спокойных вод озера.

Кстати об озерах – поднявшись по склонам на высоту 100 – 200 метров, путешественник невероятное количество крошечных прелестных озер – они считаются главной достопримечательностью горы Пяйнур.

Воттоваара – загадочная «лестница в небо»

Еще одна широко известная вершина Карелии. Местные жители, как и поколения их предков, предпочитают обходить ее стороной и не подниматься на мрачноватые склоны без лишней необходимости. Высота вершины горы 417 метров - самая высокая точка центральной Карелии. Помимо прекрасных пейзажей с горы, она вмещает в себя 1500 разнообразных сейдов, природный амфитеатр, множество озёр и самое непонятное это разрезанные, будто лазером скальные породы. Также одним из удивительных объектов горы Воттоваара – это подъем, который состоит из 13 вырубленных в скальной породе ступеней, ведущих … в пропасть. Он получил романтичное название «лестницы в небо». Доподлинно сегодня неизвестно, пользовались ли лестницей для мирного поклонения духам или языческим богам, или здесь приносили настоящие жертвы.

Хийденвуори – наблюдательный пост на лешачьей горе

Хийденвуори – вершина, находящаяся на территории Питкярантского района – на первый взгляд не выделяется своей высотой (всего 117 метров), а на голой вершине видны только несколько засохших стволов деревьев. Зачем посещать именно ее, ведь есть и более высокие и живописные горы Карелии?

Подняться на Хийденвуори стоит хотя бы ради пещеры, которую вырубили на самой вершине в качестве части оборонительных сооружений в период русско – финских войн. Через расположенную неподалеку штольню можно попасть внутрь горы – в настоящий подземный зал, соединяющийся с пещерой.

Паасонвуори – городище древних карелов

Паасонвуори расположилась в Сортавальском районе, она не слишком высока (79 метров), зато отличается волшебной красотой и исторической значимостью. Именно это место древние карелы выбрали для строительства городища, получившего название Паасо. Существовало оно в XII – XIII веках. Что случилось с городом, и почему погибло это хорошо укрепленное поселение - неизвестно. Археологи обнаружили следы пожара, которые подсказали, что Паасо погиб внезапно. Но на месте пожарища осталось много ценных вещей, что особенно загадочно. Если Паасо захватили враги – почему не разграбили поселение? Если же это было не нападение, почему жители не вернулись и не попытались отстроить свои жилища заново? Эту загадку вряд ли удастся разгадать современным ученым.

Ещё одна интересная гора, расположенная недалеко от Петрозаводска - Гора Сампо

Это самая не высокая возвышенность из всех выше представленных, всего около 40 метров, но наверно самая посещаемая, так как стоит на экскурсионном маршруте малого золотого кольца Карелии . Это место связывают с карельским эпосом "Калевала", где была описана мельница "Сампо", которую выковал кузнец Ильмаринен для выкупа своей будущей жены. Мельница давала людям всё что они захотят - хлеб, соль золото. В последствие мельница была украдена и в процессе борьбы за неё разбилась и утонула в озере, поэтому озёра карелии считаются богачи суши. Некоторые обломки мельницы потом вынесло на берег и они были закопаны под горой мудрецом Вяйнемейненом.

Ближайшая к Санкт-Петербургу известная гора в Карелии - гора Филина:

Эта гора является недавно открытым военно историческим музейным комплексом. Представляет собой мощную гранитную скалу, с расположенным внутри природным гротом. К гроту ведут два входа. В 1943 году этот грот приспособили под командный пункт финской армии. Площадь подземного бункера составляла 750 квадратных метров. с высотой потолков 4 метра. Здесь были все необходимые коммуникации.Стоимость входа в Музей составляет 200 рублей. Расположен он рядом с трассой Санкт-Петербург - Сортавала. При организации бункера здесь был найден минерал Сортавалит, который не встречается больше не где в мире. Особенности рельефа и живописные виды, открывающиеся со смотровых площадок и пешеходных дорожек превращают «Гору Филина» в привлекательный объект для панорамной и пейзажной фотосъемки.

Горы в Карелии на карте:

Более 40 лет авианесущие корабли несли службу в составе советского флота, выполняя самые разные по сложности задачи, но путь их становления был довольно долгим и сложным.

В 1937 году в Советском Союзе набирала обороты индустриализация. В то время по количеству крупных кораблей СССР уступало государствам агрессивной оси Германия, Италия и Япония в четыре раза. Для обороны страны была подготовлена первая десятилетняя программа военного судостроения. Чтобы создать большой флот требовалось построить 1500 боевых кораблей. При этом не исключалась и иностранная помощь.

К тому времени в США вводились в строй сразу 8 . Подобные создавались в Англии и Франции, но опережала другие страны Япония. В стране Восходящего солнца строились 10 авианосцев, в том числе 6 тяжелых. Сталин понимал, чтобы защитить свои рубежи советский флот должен иметь на вооружении артиллерийские корабли. Их строительство планировалось по иностранным чертежам только на территории СССР. К сожалению, в десятилетнюю программу не были включены отечественных проектов. Еще в годы первой мировой войны в водах Балтики и Черном море успешно воевали пять советских гидроавиатранспортов переделанные из крейсеров и пароходов. В ходе второй мировой войны стало ясно, что в будущих морских сражениях авиации будет отведена особая роль.

В январе 1943 года главком ВМФ принял самостоятельное решение, он утвердил задание на проектирование классических авианосцев . Уже в ноябре 1944 года инженерами Невского ПКБ была завершена разработка первого проекта авианосца на 62 самолета. К концу войны у Николая Кузнецова были подготовлены документы на создание уже четырех типов авианесущих кораблей . Их достоинством было обеспечение соединения боевых кораблей и надежная защита от воздушных и морских атак противника. Предложение моряков легли в основу первой послевоенной программе военного судостроения, но Сталин их отклонил, отдав предпочтение и крейсерам.

На долгих семь лет слово «авианосец » было предано забвению, и только перед смертью генералиссимуса, адмирал Кузнецов вновь решил поднять этот вопрос. К концу 1955 года эскизный проект легкого авианосца ПВО был готов. На корабле впервые было спланировано базирование 40 истребителей МИГ-19 и двух вертолетов, но вскоре Кузнецова отстранили от руководства флотом и дальнейшие работы по авианесущему кораблю были свернуты. Николай Герасимович так и не увидел свое детище.

противолодочный ракетный крейсер «Москва»

авианесущий крейсер «Минск»

авианесущий крейсер «Новороссийск»

авианесущий крейсер «Киев»

авианосец «Киев» в Китае

авианесущий крейсер «Баку»

Новый глава страны Никита Хрущев взял курс на развитие ракетной техники и сокращения вооруженных сил. Это время хорошо запомнил Главный конструктор Николаевского завода имени 61 коммунара . Под нож реформ попали не только специалисты, но и артиллерия, самолеты и корабли. Новым приоритетам главы страны главком Сергей Горшков противостоять не решился. Слово «авианосец » стало нарицательным.

В конце 50-х годов в рамках стратегии массированного возмездия, США увеличило количество целей для уничтожения на территории СССР в 2,5 раза. Под удары 500 авиационных носителей ядерного оружия попадали сразу все 8000 населенных пунктов Советского Союза. Главком ВМФ Сергей Горшков срочно утвердил Невскому ПКБ задание на проектирование противолодочного корабля с групповым базированием вертолетов. Планировалось, что его поисковые возможности будут в несколько раз выше, чем у других сил. Одновременно для воздушного прикрытия кораблей конструкторы разработали зенитно-ракетный комплекс.

В январе 1962 года проект вертолетоносца с шифром 1123 был утвержден. На тот момент США располагало уже двадцатью новыми авианесущими кораблями , в том числе первым атомным ». Они могли доставить к границам СССР 1500 авиационных носителей ядерного оружия. В условиях противостояния внутри страны советским конструкторам удалось создать первый вертолетоносец водоизмещением 15000 тонн. В отличие от американских аналогов предназначавшейся только для высадки десанта его главной задачей была борьба с ракетными подводными лодками ВМС НАТО. Для этого боевой корабль впервые обеспечил базирование специальных противолодочных вертолетов К-25, а также имел на вооружении уникальный ракетный комплекс ПВО с дальностью ракет до 150 км.

В январе 1965 года первый советский вертолетоносец названный противолодочным ракетным крейсером «Москва» был спущен на воду. В следующем году в акватории судостроительного завода в городе Николаеве появился второй противолодочный ракетный крейсер «Ленинград» , а к закладке стали готовить третий - «Киев» . Противолодочные крейсеры открыли первый этап создания советского авианосного флота.

Летом в США проводились испытания ракеты морского базирования «Poseidon» С-3. Десять разделяющихся боеголовок имели увеличенную дальность полета до 5000 км. Запуская их из Атлантики только один американский подводный ракетоносец типа «La-Fayette » мог уничтожить населенные пункты на площади 160000 кв. км. Такие сразу окрестили убийцами городов.

Первым из вертолетоносцев на поиск американских субмарин был направлен противолодочный крейсер «Москва» . Совместно с гидросамолетами Бе-12 боевой корабль обнаружил и не упускал американскую подводную лодку более 10 часов. После этого случая стало понятно, что Средиземное море перестало принадлежать только флотам блока НАТО. Но в открытом океане ситуация складывалась иначе. Там для поиска субмарин авианесущим крейсерам типа «Москва» требовалось гораздо большее количество вертолетов, а для их размещения кораблю просто не хватало длины. Кроме того, районы патрулирования американских подводных лодок прикрывали семнадцать многоцелевых авианосцев , и приблизиться к ним не позволяла палубная авиация. Для таких целей советский флот нуждался в принципиально новом авианесущем корабле с крылатыми ракетами и самолетами.

В 1967 году конструкторское бюро имени Яковлева на авиационном шоу 9 мая предоставили самолет с вертикальным взлетом. В неформальной встрече, в санатории, министр обороны Гречко провел беседу с инженерами конструкторского бюро, на которой были подробно описаны преимущества нового истребителя. Тогда генеральному секретарю Л. И. Брежневу было направлено письмо с предложениями. И именно для штурмовиков Як-38 на Невском ПКБ был создан проект нового авианесущего крейсера. Кроме того, на борту корабля по традиции разместили два десятка боевых вертолетов. Строить крупные авианесущие корабли могли только на Черноморском заводе в городе Николаеве - там находился единственный стапель. Чтобы освободить место для нового корабля пришлось отменить закладку третьего вертолетоносца , а его название «Киев» было передано головному авианосцу проекта 1143, строительство которого началось в июле 1970 года.

истребитель Су-33

На вооружении неповторимого авианосца находились 8 пусковых установок противокорабельных ракет и полк летательных аппаратов, с применением которых корабль впервые мог нести успешную борьбу не только с субмаринами, но и с надводными кораблями НАТО. Командный комплекс управления авианосца обеспечивал централизованное автоматизированное управление разнородными силами корабельного соединения: авиацией, всеми видами вооружения корабля, техническими средствами и борьбой за живучесть. Кроме того боевой корабль был способен прикрывать развертывание в океане советских подводных лодок со стратегическими ракетами. Авианесущие корабли типа «Киев» позже классифицированные как тяжелые авианесущие крейсера (ТАКР) произвели революцию в советском ВМФ. Они открыли второй этап авианосного флота и проложили дорогу полноценным авианосцам.

Первенец - авианесущий крейсер «Киев» поражал своими размерами. Корабль имел высоту 27-этажного дома, в котором размещалось около 4000 помещений, включая 50 душевых кабин, нескольких кают-компаний и столовых. Для обеспечения крейсера понадобилось 12 различных трубопроводов и 138 км электрических кабелей. Кто-то подсчитал, чтобы обойти этот гигант по всем коридорам и побывать в каждом помещение хотя бы по одной минуте понадобиться более 2,5 суток. ТАКР строили 169 заводов и предприятий СССР.

После спуска на воду крейсера «Киев» были заложены второй ТАКР «Минск» , третий «Новороссийск» , четвертый «Баку» Адмирал Горшков» ) и пятый ТАКР проекта 1143.5 «Тбилиси» впоследствии переименованный - « », на котором было отдано предпочтение перспективным истребителям Су-27 и Миг -29 с обычным взлетом и посадкой. Для этого на авианосце «Тбилиси » был смонтирован трамплин, а также увеличено водоизмещение до 55000 тонн. Заложенный 1 сентября 1982 года корабль открыл новый третий этап создания авианосного флота . Строительство полноценного авианосца сразу заметили на западе. Перед выходом на пенсию главкому ВМФ Сергею Горшкову удалось добиться решения правительства на закладку еще одного корабля проекта 1143.5 авианесущего крейсера « ». Корабль строился быстрыми темпами и спустя три года в декабре 1988 году он был спущен на воду. Седьмой ТАКР «Ульяновск» планировалось оснастить ядерной энергетической установкой. К этому времени советский флот уже получил опыт в эксплуатации атомоходов « » и « ». Авианосец «Ульяновск» был заложен в Николаеве в 1988 году. Проект этого корабля отличался революционными решениями - он имел водоизмещение 75000 тонн и самую мощную энергетическую установку на 1200 МВт. Это позволило разместить на корабле две катапульты и в 1,5 раза больше летательных аппаратов 70 единиц, включая самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и наведения. Огневую мощь помимо сверхзвуковых ракет дополняла броня.

Авианесущий крейсер это универсальное и самое мощное на сегодняшний день оружие. 40 истребителей корабля могут отразить удар сразу двух авианосцев противника. Уничтожить 100 воздушных целей в радиусе 500 км.

К сожалению, все советские авианесущие корабли нашли свое пристанище в Китае в качестве туристических аттракционов. На базе ТАКР «Минск» сделан музей советского флота. На предприятиях Индии были разрезаны ТАКР «Москва » и «Ленинград» .

В 2004 году » был продан Индии. Его модернизация проводится по документации Невского ПКБ на заводе «Севмаш» в Северодвинске. После модернизации на корабле будет установлена сплошная полетная палуба с аэрофинишерами и трамплином для взлета истребителей МИГ-29К.

Ни одна задача в море без авиационного обеспечения не выполнима. В России на сегодняшний день нет ни одного завода с сухим доком, где можно было построить корабль водоизмещением более 50000 тонн и длиной 300 м. Нет для такой работы и соответствующего оборудования.

Опыт мировой истории учит, что в ближайшем будущем великой морской державой может считаться только то государство, которое будет имеет в своем составе сбалансированный современный флот . Первое место в нем по праву должно принадлежать авианосцам, ведь не случайно их сравнивают с длиной рукой, способной в любой момент покарать потенциального агрессора, но для того чтобы не повторять прошлых ошибок, необходимо чаще обращаться к истории.