Контроль денег

Профессия эколог. Современное состояние природной среды

В мире существуют десятки тысяч профессий, разных и непохожих друг на друга. В основе одних профессий лежат физика и математика, химия, в основе других - биология, история, в основе третьих - информатика, литература. География стала основой для многих профессий. Древняя и в то же время вечно юная география - удивительная наука, она обо всем, что окружает нас.

География - это наука о Земном шаре, таком огромном и уязвимом, о его недрах, атмосфере, о природных закономерностях, о населении и его хозяйственной деятельности.

Она, как алмаз, преломляет и отражает через свои грани почти все сферы человеческой деятельности. Эта замечательная наука о прекрасной планете нашла отражение в развитии многих профессий человека, где он применяет географические знания и законы природы: географ, агроном , геолог , эколог , лесник, фенолог, топограф, геоморфолог, синоптик, климатолог, геодезист , картограф , метеоролог, вулканолог, почвовед, гляциолог, спелеолог, океанолог, медицинский географ (эпидемиолог), ландшафтный дизайнер и др.

Метеорологию называют наукой о погоде. Она изучает земную атмосферу, ее строение, свойства и происходящие в ней процессы. С метеорологией тесно связана климатология.

Слово метеорология впервые упоминается у Платона (около 429- 347 гг до н. э.) первой работой о погоде и климате считают «Метеорологику» Аристотеля. Этой книгой пользовались почти 2000 лет.

Метеоролог (в переводе с греческого - парящий в воздухе) - специалист, который наблюдает за погодными явлениями, собирает и распространяет метереологическую информацию.

Метеорологов называют часовыми погоды, они всегда на вахте, которую нельзя оставить ни на минуту. Они следят за всеми изменениями погоды, фиксируют все эти изменения, следят за небом постоянно, вносят данные наблюдения в специальные журналы, ведут сбор, оценку и систематизацию данных атмосферных явлений, поступающих с гидрометеорологических станций, показаний специальных приборов, атмосферных зондов, космических спутников. Анализируют материалы, отражают их на материальных носителях (географических картах, графиках) с выделением областей и зон низкого, высокого давления, движения циклонов, антициклонов. Метеорологи составляют прогнозы динамики температур воздуха, атмосферного давления, осадков, силы и направления ветра, ведут контроль уровня загрязненности атмосферы, осуществляют передачу информации на центральный узел - гидрометеоцентр.

Специальности и специализации в метеорологии

Существует три основные специальности:

  • метеорологическая,
  • климатологическая,
  • агрометеорологическая.

Внутри метеорологической специальности есть несколько специализаций:

  • синоптик,
  • аэролог,
  • морской метеоролог,
  • авиационный метеоролог,
  • радиометеоролог,
  • метеорологическое приборостроение.

Требования к работе

Главное требование, которое предъявляется к работе метеорологов - это строгая объективность при наблюдениях и их обработке, а также постоянное внимание к объекту наблюдений. Метеоролог должен знать всё, что происходит и может происходить в атмосфере: происхождение и распространение ураганов, тайфунов и других сильных ветров, передвижения циклонов и антициклонов, какие осадки выпадают и в каком количестве, уметь объяснять различные природные аномалии и многое другое.

Не существует профессии, в большей степени интернациональной, чем профессия метеоролога. Погоды возникают в любом месте и перемещаются в любую точку планеты, не считаясь ни с какими государственными границами, поэтому метеорологи сотрудничают с метеорологами других стран. Они проводят совместные исследования, наблюдают за природными явлениями, собирают, обрабатывают и распространяют метеорологическую информацию. Для этой цели разработаны специальные метеорологические коды и стандартные символы. Специалисты в этой области получают информацию, сравнивают и сопоставляют. Для этого введена единая для всего мира система мер, единые методики проведения метеорологических наблюдений, применяются унифицированные стандартные приборы, строго соблюдаются точность и время наблюдений за соответствующими метеорологическими элементами.

Особенности работы

Местом работы метеоролога могут быть метеорологические станции и посты, которые разбросаны по всей территории страны, научно-исследовательские океанографические суда, гидрометеорологическая служба России, информационный центр погоды, метеослужбы при аэропортах и морских портах, космодромы, аэрологические станции, градостроительные организации, научно-исследовательские институты.

Метеорологи являются участниками самых различных экспедиций. Они работают на полярных станциях и на высокогорных плато, на аэродромах и на борту океанских лайнеров, в малонаселённых районах, и перевалах, на аэродромах, летаем на самолётах и аэростатах. В зависимости от текущей задачи, метеоролог осуществляет деятельность в помещении, за рабочим местом, вне помещения. Работа на свежем воздухе, в том числе в неблагоприятных погодных условиях. Ведь проводить измерения необходимо в строго определенное время, независимо от состояния погоды (дождь, град, шторм на море, гроза и т.д.). Работа на отдаленных метеостанциях проходит часто в условиях изоляции, одиночества. Для выполнения основной задачи деятельности требуется периодическое взаимодействие с людьми. Обычно профессиональное общение происходит непосредственно, с помощью технических средств связи.

Где используются метеорологические исследования

Данные метеорологических исследований используются в сельском хозяйстве, авиации и судоходстве, градостроительстве. Аэрологи изучают состояние атмосферы на высотах, морские метеорологи обеспечивают метеорологической информацией морской транспорт, а авиационные метеорологи - воздушный транспорт. В последние десятилетия большое развитие и широкое распространение получила спутниковая метеорология.

В метеорологической службе вместе с метеорологами работают люди и других специальностей - радиотехники, связисты, механики, телеметристы, электронщики, программисты и операторы ЭВМ, операторы метеорологических радиолокаторов, техники, инженеры и научные работники. Без их помощи нельзя себе представить работу метеорологов, стоящих сегодня на страже погоды.

В чем разница между метеорологом и синоптиком?

Синоптики специализируются на анализе физических процессов, протекающих в атмосфере, и занимаются предсказанием будущего состояния погоды. Одними из элементов работы синоптиков являются составление и анализ синоптических карт, на которых отражено соответствующими символами и цифрами состояние погоды. Синоптические карты дают возможность наблюдать и сразу оценивать погоду на более или менее крупной территории. Однако синоптические карты нужны не столько для того, чтобы зафиксировать состояние атмосферы, сколько для предсказания того, где и как оно будет меняться. Этого прогноза ждут люди, чтобы спланировать свою деятельность и отдых. От своевременного прогноза погоды может зависеть жизнь и здоровье людей (предупреждение о тайфунах, ураганах, ливнях, резких перепадах давления). Чтобы правильно предсказать погоду, надо собрать метеорологическую информацию, успеть ее вовремя обработать. В настоящее время обработка всей метеорологической информации осуществляется с помощью ЭВМ. Они являются не только хранителями метеорологической информации, но с их помощью анализируются и строятся синоптические карты.

Синоптики составляют прогнозы погоды для различных ведомств. Некоторые из них работают в аэропорту. Чтобы быть хорошим синоптиком надо знать такие дисциплины как физика, химия, математика, география и обязательно нужно владеть современными компьютерными программами.

Основная задача синоптиков - составить точный прогноз погоды. Для этого надо постоянно иметь перед собой результаты всех наблюдений. Синоптики изучают какие изменения погодных условий произошли в атмосфере к определенному времени суток.

Что обозначает слово синоптик?

Слово «синоптик» греческого происхождения и означает «обозревающий на месте». Этим словом названа профессия метеоролога, не только обозревающего синоптическую карту, но и прогнозирующего погоду. Поэтому отрасль знания, предсказывающая погоду, получила название «синоптика».

Личные качества

Человек, который выбрал профессию "Метеоролог" должен обладать многими качествами. Он должен уметь переносить неблагоприятные погодные условия и одиночество. Сохранять работоспособность в некомфортных температурных условиях. Быть физически подготовленным к воздействию неблагоприятных факторов природной среды. Уметь организовывать свою деятельность в условиях большого потока информации и разнообразия поставленных задач. Точно и тщательно проводить измерения, иметь склонность к монотонной работе, иметь хороший глазомер, развитый объем внимания, подмечать незначительные (малозаметные) изменения в исследуемом объекте, в показаниях приборов; обладать хорошей памятью на условные обозначения (знаки, символы, планы, схемы, графики); иметь склонность к исследовательской деятельности; способность анализировать и сопоставлять факты.

Противопоказания для профессии метеоролог

Существует ряд заболеваний, которые противопоказаны для профессии метеоролога. Это - расстройства координации движений, расстройства речи, выраженные физические недостатки, нервно-психические расстройства, некорректируемое снижение остроты зрения, нарушение цветоразличения, расстройства слуха.

Где можно получить профессию метеоролога?

Специальность метеоролога можно получить в учреждениях среднего профессионального образования: гидрометеорологических техникумах в городах: Владивосток, Иркутск, Ростов-на-Дону, Туапсе. Ростовский-на-Дону гидрометеорологический техникум ведет подготовку специалистов на бюджетной основе на базе 9 классов по специальности 020601 - гидрология, 020602 - метеорология. Срок обучения на базе 9 классов 3 года и 8 месяцев.

Где можно получить высшее профессиональное образование?

Если вы хотите иметь высшее профессиональное образование, то для этого необходимо обучение в Российском государственном гидрометеорологическом университете в г. Санкт- Петербурге , в котором ведется обучение студентов по всем специальностям в области метеорологии, начиная от синоптиков и гидрологов и заканчивая океанологами.
Специальности: 012600 - Метеорология; 510900 - Гидрометеорология; 073062 - Метеорология, климатология, агрометеорология; 078919 - Военная гидрография и океанография, военная метеорология, гидрометеорология, геофизик.

Высшее образование можно получить на географических факультетах университетов в городах: Воронеж, Иркутск, Пермь, Томск. Есть отдельные факультеты в Пермском, Казанском, Томском государственных университетах. Там готовят инженеров-метеорологов, которые при этом могут работать и гидрологами, и агрометеорологами.

учитель географии МОУ " Верхнеобливская основная общеобразовательная школа" Ростовской области

В любой организационной системе деятельность аппарата управления в основном направлена на решение непрерывно возникающих проблем, т.е. на устранение проблемных ситуаций (развитие организации, расшивка узких мест, ликвидация недостатков, просчетов и др.)

Выявление проблем в настоящем обеспечивает возможность прогнозирования проблем в будущем, следствием чего является устранение неожиданности появления проблем и увеличения времени для подготовки соответствующих решений. В результате повышается планомерность процесса подготовки и принятия решений.

Для анализа проблемной ситуации необходимо четко сформулировать сущность проблемы и описать ситуацию. Проблема (в переводе с греческого – задача) в широком смысле – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и разрешения, в более узком понимании – несоответствие желаемого и фактического уровней достижения цели. Проблему сопровождает ситуация. Ситуация – сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку (внешнюю среду), в которой возникла проблема.

Усиление ориентации на достижение лучших конечных результатов в народном хозяйстве и совершенствование управления требует от каждого руководителя умения сосредоточить внимание на ключевых проблемах, выявить которые помогают специальные методы:

· анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности организации,

· выявление проблем путем экспертного опроса руководителей специалистов,

· наблюдение за выполнением управленческих функций и (или) непосредственное участие в управлении специалистов-консультантов,

· метод логико-смыслового моделирования проблем, основанный на экспертных оценках и применении персональных компьютеров (ПК).

При анализе результатов производственно-хозяйственной деятельности организации исходными данными являются сведения о состоянии, функционировании рассматриваемой организации и соответствии этого состояния целям, определявшим направления и результаты развития организации. Для этого изучают и анализируют директивные, отчетные, нормативные и статистические документы и данные. Большая роль в этом принадлежит методам обработки статистической информации.

Недостатком этого подхода являются трудности выделения на основе анализа результатов производственно-хозяйственной деятельности проблем совершенствования управления из общей совокупности проблем данной организации.

Экспертные оценки широко применяются в практике выявления проблем, поскольку они позволяют получить сравнительно надежную, а иногда и единственно возможную информацию о проблемах организации. Как правило, экспертный опрос проводится среди сотрудников обследуемой организации. Однако большое значение может иметь информация, полученная из внешних по отношению к данной организации источников (выше- и нижестоящих организаций, поставщиков и потребителей и т.п.). Экспертам предлагается письменно ответить в произвольной форме на вопрос: сформулируйте проблемы, мешающие более эффективному функционирование системы управления.

В настоящее время для выявления проблем используют экспертные оценки руководителей и специалистов.

Специалисты-консультанты наблюдают за выполнением управленческих функций и (или) непосредственно участвуют в управлении , при этом выявляют проблемы совершенствования управления в организации. Они могут определенное время работать в подразделениях аппарата управления, участвовать в совещаниях, наблюдать за практикой подготовки и принятия управленческих решений, составлять фотографии рабочего времени.

Совместное применение этих подходов дает возможность получить полную информацию о недостатках управления в конкретной организации и разработать мероприятия по их преодолению.

Метод логико-смыслового моделирования проблем, основанный на экспертных оценках и применении персональных компьютеров (ПК) выделяют в рамках второго метода.

Процедура выявления проблем включает формирование каталога проблем и его структуризацию.


Наиболее сложно формирование каталога проблем. В основу этого процесса взят экспертный метод, который включает: выбор формы опроса экспертов, определение структуры и численности экспертной группы, разработку методики опроса, проведение опроса, составление списка проблем, экспертизу проблем. К экспертному опросу привлекаются руководители и специалисты, глубоко знающие управленческие проблемы. Опрос проводит рабочая группа.

Исходный список проблем , полученных в результате проведения экспертного опроса, составляется сотрудниками рабочей группы. Заполненные и закодированные анкеты подвергаются экспертизе и обрабатываются. Из них последовательно выписываются формулировки проблем и коды анкет, в которых они высказаны. Проблемы в списке нумеруются в порядке очередности рассмотрения анкет. Если в очередной анкете встречается формулировка, уже имеющаяся в списке, то в него вносится только код этой анкеты.

Экспертиза исходного списка состоит в том, что одинаковые проблемы, а также проблемы, одинаковые по содержанию, но отличающиеся формулировками, заменяются проблемой с обобщенной формулировкой.

В результате исходный список «сжимается» и превращается в каталог проблем – неупорядоченный их перечень. Каталог проблем вводится в память ПК для последующей структуризации проблем методом логико-смыслового моделирования, для чего составляется специальная программа.

Полученные в результате обработки информации графические материалы в виде распечаток с ПК и тексты позволяют наглядно представить логическую и содержательную взаимосвязь проблем.

Формальным отображением структуры проблем является граф (дерево проблем), вершины которого соответствуют проблемам, а дуги – связям между ними.

Связь проблем чаще всего подчиняется диалектике взаимоотношения «причина – следствие». В организационных системах существенны именно отношения причинно-следственного характера. Эти отношения дают представление о процессах изменения, движения отдельных компонентов системы в целом. Такое отношение характеризует одну проблему как причину, другую – как следствие, или эти проблемы могут быть несравнимы.

Искомое упорядочение проблем трактуется как последовательность иерархических уровней, которая наглядно отображается в виде связного графа. Порядок проблем внутри одного и того же уровня (слоя) безразличен, так как они несравнимы между собой по введенному отношению. Смысл здесь заключается в том, что производится элементарный логический анализ всей совокупности проблем.

При используемом способе фиксации отношения «причинность» на верхнем уровне иерархии будут находиться кардинальные, базовые проблемы, а на нижнем – проблемы – следствия, характеризующиеся наибольшей степенью агрегации. Проблемы верхнего уровня не имеют причин, а проблемы последнего уровня – следствий.

Граф проблем представляет собой связное и логически обоснованное описание последовательности решения всей совокупности проблем с учетом максимального использования результатов решения предшествующих проблем. Для любой пары взаимосвязанных по графу проблем проблема, решаемая ранее, должна быть причиной проблемы, решаемой позже.

Положительные стороны метода логико-смыслового моделирования:

· характеризуется относительной быстротой, простотой реализации;

· выявление базовых (кардинальных) проблем дает возможность сконцентрировать усилия и ресурсы с наибольшей оптимальностью;

· структуризация и упорядочение проблем дает возможность выявить причины возникновения проблем, их актуальность, срочность.

Отрицательные стороны :

· трудно оценить степень полноты и достоверности информации, представленной экспертами;

· нет полной уверенности, что перечислены действительно все основные проблемы;

· у отдельных экспертов может отсутствовать желание представлять все проблемы, особенно если виновниками являются они.

1. Проблема должна формулироваться конкретно, без обобщающих формулировок.

2. Проблемы должны быть одного масштаба, например, для одного уровня управления.

В наше время достаточно часто можно услышать профессию эколог, но мало кто знает, чем на самом деле занимается этот специалист. Его работа оказывает огромный вклад в окружающую среду.

Эколог - профессия будущего

Эколог – специалист, который анализирует и разрабатывает меры по уменьшению вреда, оказываемого людьми на окружающую среду. На сегодняшний день очень остро стоит проблема сохранения природы и улучшения её состояния. Деятельность заводов, горные разработки, добыча полезных ископаемых, продукты жизнедеятельности людей – всё это неблагоприятно сказывается на окружающей среде. В скором времени спрос на профессию эколога будет резко возрастать, и она станет самой востребованной профессией в мире.

Профессия эколог - описание

Экологи изучают причины, по которым высыхают водоёмы, ухудшается состояние воды, воздуха, степень воздействия на природу и животный мир человека и промышленных производств. Они легко выявляют степень загрязнения окружающего мира, а также какое воздействие оказывают ядерные или ракетные испытания на экологическую обстановку в целом.

Профессия инженер эколог

Инженеры – экологи занимаются разработкой и согласованием документов, подтверждающих экологическую безопасность некоторых проектов и промышленных производств. Специалисты данной отрасли в лабораториях проводят анализы почвы, воды, воздуха и устанавливают степень их загрязнения.

При строительстве зданий и сооружений необходимо проводить экологическую экспертизу, по положительным результатам которой будет одобрено начало строительных работ. В каждом крупном промышленном предприятии имеется должность эколога, который наблюдает за производственными процессами.

Профессиональные требования, предъявляемые для профессии эколога

Чтобы стать экологом необходимо :

  • хорошо разбираться в экологическом законодательстве, а также иметь представление об общепринятых нормах и стандартах;
  • обязательно знать физику, биологию, химию;
  • понимать, как проводится экологическая экспертиза;
  • владение хотя бы одним иностранным языком (предпочтительно английский);
  • уметь составить отчетную документацию;
  • иметь представление о процессах, происходящих в окружающей среде;
  • освоить методы экологического мониторинга и навыки компьютерного моделирования.

Кроме того, эколог должен обладать определенными качествами характера, такими как

  • дипломатичность,
  • стрессоустойчивость,
  • аккуратность,
  • самостоятельность,
  • умение работать в команде,
  • трудолюбие,
  • аналитический склад ума.

Профессия эколог - плюсы и минусы

Плюсы профессии эколога:

  • большое удовлетворение от проделанной работы;
  • высокий спрос среди работодателей;
  • хороший карьерный рост;
  • возможность работать за границей;
  • частые поездки в разные города.

Минусы профессии эколога:

  • относительно невысокая зарплата (в среднем 20000-40000 в зависимости от региона);
  • необходимость работать с ядовитыми веществами;
  • работа в условиях, опасных для жизни.

Выбор профессии напрямую зависит от интересов человека. Профессия эколог подойдет тем, кто любит приносить пользу окружающим и много путешествовать.

Эта статья поможет подготовить сочинение, доклад или презентацию о профессии эколога.