Контроль денег

Использование опросов при оценке программ. Опросы: зачем они нужны и как их проводить

Серьезно покопавшись в море специализированных источниках по созданию опросов, я решил свои знания опубликовать в виде серьезного мануала. Но его объем с каждым новым блоком информации стал тянуть на полноценную брошюрку. Поэтому я решил его разделить на следующие три статьи:

  • в первой я поясню понятие опроса, а также поясню его значимость в интернет-маркетинге и блоггинге. Вы узнаете, как он делается, какие в нем могут быть вопросы, подробно поясню суть анкетирования, покажу свою процедуру проведения анкетного опроса.
  • во втором посте я покажу различные способы создания анкетного опроса на своем сайте. Для реализации этой задачи я воспользуюсь пошаговыми инструкциями с оригинальными картинками.
  • в третьей статье Вы увидите мой способ сотворения анкетного опроса с помощью специального скрипта от компании LimeSurvey. Я подробно расскажу, как можно реализовать знания первой статьи в различных опросах на своем ресурсе.

Что такое социальный опрос

Если говорить простым языком, то социальный опрос — это такой вариант общения, при котором происходит сбор конкретной информации. Здесь создатель соцопроса (интервьюер) задает вопросы своему оппоненту (респондент), а затем их обрабатывает для выполнения каких-либо задач.

Если говорить научным языком, то метод опроса — это психологический способ коммуникативного взаимодействия между интервьюером и респондентом, который позволяет получить ответы на поставленные вопросы. По -другому можно сказать, что проведение опроса — это своего рода исследование, которое позволяет узнать потребности респондентов. В основном часто используются следующие два метода опроса — лэддеринг и анкетирование.

Метод лестницы (лэддеринг)

Данный вид социального опроса активно применяется в различных маркетинговых исследованиях. Благодаря ему легко выявляется причинно-следственная связь между свойствами товара (услуги, бренда), плюсами от использования и ценностями потребителей.

Реализация данного метода следующая — респонденту задаются вопросы о различных свойствах товара (услуги, бренда), о вариантах потребления и т.д. Обычно идет такая схема беседы — интервьюер спрашивает «почему…?», оппонент опроса дает конкретный ответ. В зависимости от ответа идут следующие вопросы, оппонент на них отвечает. Грубо говоря, это такая беседа, в которой вопросы часто формируются по ответам респондентов.

Плюс данного метода заключается в том, что идет живая обратная связь — респондент дает исчерпывающие ответы, интервьюер может задавать более точные вопросы для получения полных данных для исследования.

Минус лэддеринга — респонденты могут из-за недостатка практического опыта по использованию исследуемого объекта выдумывать ответы. То есть они предлагают интервьюеру в качестве ответов мало осознанные или привычные причины.

Что такое анкетирование

Данный метод исследования использует специально созданный опросник с заранее готовыми вопросами. По-другому он называется анкетой. Анкетный опрос не требует живого общения с респондентом — на вопросы анкеты можно отвечать удаленно.

Поэтому данный метод проведения соцопроса имеет ряд положительных моментов:

  • анкетный опрос с помощью заранее подготовленных анкет можно проводить с большим числом респондентов (массовость исследования);
  • анкетирование можно проводить анонимно, не требуя от респондента его реквизитов (позволяет максимально охватить все слои населения).

Минус анкетирования существенный:

  • не имея полноценной живой обратной связи, получается большой процент анкет без ответа.

Чем опрос отличается от анкетирования

В первом случае интервьюер может получить полноценные ответы для исследования благодаря своим уточняющим вопросам. Респондент активно внедряется в общение, интервьюер следит за ходом беседы и при необходимости аккуратно меняет направление своих вопросов. Тут главное — это задать первые вопросы по теме, а далее пойдут конкретные наводящие уже по ответам респондента.

При анкетировании такого полноценного контакта быть не может. Поэтому интервьюеру приходится заранее продумывать весь спектр возможных вопросов (и соответственно ответов), которые позволят ему получить максимальные результаты для исследования. Поэтому здесь очень важна именно начальная подготовка — создание анкеты.

Использование опроса в интернет-маркетинге и блоггинге

Применение опросов в интернет-маркетинге

Социальные опросы всегда сопровождали те сферы деятельности человека, где есть товары и услуги. Поэтому не удивительно, что в интернет-маркетинге данный инструмент получения ответов широко используется в различных областях. Вот пример некоторых:

  • исследование потребительского рынка (проверка популярности тренда, оценка покупательной способности и т.д.);
  • оценка успешности конкретного продукта или услуги (удовлетворенность конкретным товаром, опрос покупателей и т.д.);
  • исследование кадровых ресурсов (оценка работающего персонала, анализ мотивации работников и т.д.);

Чаще всего используется второй метод проведения опроса — анкетирование. Обычно анкеты заполняются или перед получением товара (услуги), или уже после покупки.

Лэддеринг тоже применяется для проведения различных маркетинговых исследований. Но в этом случае требуется наличие полноценной обратной связи с покупателем (часто используются в виде онлайн-консультации).

Применение опросов в блоггинге

Блогосфера в основном использует анкетирование — на блогах очень сложно проводить вариант живого общения. Блоггеру проще провести свое исследование путем рассылки анкеты своим подписчикам. Конечно, далеко не каждый респондент будет отвечать на вопросы анкеты. Но такой вариант опроса требует на порядок меньших затрат, чем проведение исследования с помощью лэддеринга.

На какие темы чаще всего делают блоггеры свои опросы? На мой взгляд самыми популярными исследования являются следующие темы блоггерской жизни:

  • оценка деятельности блоггера, исследование его способности подавать полноценный контент читателям;
  • исследование функциональности своего блога, выявление ошибок дизайна, получение рекомендаций;
  • тестирование своих инфопродуктов, исследование их потребительской значимости для своих клиентов;

Анкетирование проводится различными способами, о которых более подробно я расскажу в следующих статьях этой темы. Пример одной такой анкеты Вы можете увидеть в последней части этого поста.

В дальнейшем вся информация по созданию опроса на своем сайте будет основываться на втором методе, анкетировании.

Составление анкеты для проведения опроса

Как я уже говорил, в методе анкетирования самым важным и сложным вопросом является момент создания анкеты. Интервьюеру необходимо не только разбираться в теме исследования, но и еще правильно составить опросный лист. Ниже Вы увидите ряд рекомендаций и мою план-схему проведения анкетного опроса.

Правила составления анкеты для опроса

  1. Формирование задач исследования . Перед тем, как создавать анкетный лист, необходимо продумать задачи опроса. Для этого необходимо составить только такие вопросы, ответы на которые дадут оценку исследования.
  2. Краткость — не только сестра таланта, но и успех опроса . Свои вопросы формулируйте кратко и емко — не стоит добавлять уточняющие фразы, когда из самого вопроса и так все ясно. Они будут отвлекать респондента.
  3. Логичность вопросов . Завуалированные и бессмысленные фразы уведут оппонента от настоящего ответа. Это может запутать отвечающего в причинно-следственной связи вопроса, что негативно скажется на результатах исследования.
  4. Последовательность вопросов . Следите за порядком анкетных вопросов. Если в опросе будет неправильная их последовательность, на выходе интервьюер получит искаженную информацию по исследованию. Для недопущения этого часто используют простой прием — сначала показывают простые вопросы, а затем степень их сложности увеличивают.
  5. Один вопрос — одна тема . Лучше у респондента спрашивать в одном вопросе только один ответ. Тогда он будет считаться единственно важным. Иначе при наличии нескольких тем акцент на первичный вопрос может уйти другому.
  6. Никаких подсказок . В вопросах анкеты не должно быть явных подсказок. Иначе исследование не будет естественным — его ответы приведут к искажению результатов. Допускается только пояснение сложного вопроса.
  7. Использование открытых вопросов . Давая респонденту возможность самому дать свой ответ, не выбирая из предложенных, исследование получиться более точным и полноценным (обхватывает разные стороны).

Схема проведения анкетного опроса

Продумав тему исследования и составив в голове или на бумаге перечень нужных вопросов, можно переходить к этапу создания анкеты. Вот моя схема, по которой я провожу свои анкорные опросы:

Данный план используется только для анонимных опросов. Если же для анкетирования требуется фиксирование реквизитов участников исследования, то появляется еще один пункт «Регистрация». Он идет сразу после пункта «Приветствие».

Также для создания успешной анкеты я руководствуюсь следующими рекомендациями:

  • Анкетный опрос не должен содержать орфографических ошибок. В противном случае доверие респондентов к интервьюеру падает, что может отразиться на качестве результатов исследования.
  • На каждый вопрос даю все возможные варианты ответов. Если необходимо, добавляю поле для личного ответа респондента.
  • Перед публикацией тестирую созданный опрос. Обычно я читаю вслух все, что написано в анкете. А также отвечаю на вопросы так называемого листа для пилотажа:

Классификация вопросов в анкетировании

Все вопросы, используемые в анкете, можно классифицировать:

  • вопросы о фактах сознания (показывают мнение респондента, его пожелания и планы на будущее);
  • вопросы о фактах поведения (выявляют поступки и действия отвечающего);
  • вопросы о личности респондента (показывают его личностные характеристики — пол, возраст и т.д.).

по форме

  • закрытые вопросы. В анкете по ним существуют уже готовые ответы, из которых респондент выбирает свой вариант;
  • открытые вопросы. Они не влияют на ответ респондента (нет предложенных ответов). Тем самым дают ему выразить свою точку зрения по вопросу. Поэтому они наиболее информативные и полные, чем закрытые.
  • полузакрытые вопросы. Содержат как очевидные варианты ответов, так и возможность респонденту написать свой вариант.
  • прямые и косвенные вопросы.

Пару слов о закрытых вопросах. Они могут быть альтернативными (респондент может выбрать только один вариант ответа из предложенных) и неальтернативными (несколько вариантов ответа). В основном используются в несложных вопросах, где выбор очевиден (один или несколько). В противном случае, если требуется от респондента развернутый ответ, предлагается открытый или полузакрытый вопросы.

по способу передачи вопроса

Данный тип вопросов будет рассмотрен на примерах в последней части данного мануала (3-й пост о скрипте).

Типичные ошибки при составлении опроса

Нелогичность вопросов (ответов). Данная ошибка часто встречается в анкетах — вопросы (или ответы) содержат смысловые логические нестыковки и противоречия. В итоге такие анкеты трудно анализировать, а результаты исследования будут недостоверными. Вот пример полузакрытого вопроса с лишним ответом (последний), который может поставить респондента в тупик на некоторое время:

Наличие нескольких тем опроса . Чтобы не отвлекать респондента от вопросов, не стоит впихивать в один вопрос сразу две темы. В противном случае результаты могут потерять свою информативность (искажение информации). Вот пример вопроса анкеты с несколькими темами для обсуждения:

Отсутствие равнозначного выбора . Бывает, что вопрос анкеты разделяет мнение респондента на противоположные половинки. Мало того, что он не может выбрать нормальный вариант ответа, так еще и заставляет перенапрягать его мозг. Вот пример такого вопроса:

Наличие специфических вопросов, требующих спецзнаний . Я недавно отвечал на одну анкету популярного в Рунете инфобизнесмена по поводу его рассылки. Многие вопросы его анкетного опроса содержали специфические термины. Пришлось лазить по Яндексу в поисках расшифровки мудреных фраз.

Очень сложные вопросы . Простота — залог успеха в любом деле. Правило тут простое — чем проще вопрос, тем адекватнее будет результат. Вот пример одного вопроса о растворимом кофе, после которого желание отвечать может убавиться:

Пример анкетного опроса по оценке своего сайта

В завершении предлагаю Вам небольшой шаблонный вариант опроса по оценке личного сайта. Вопросы данной анкеты просты, ответы содержат немного юмора. Вы можете сделать по этому шаблону свой вариант опросника и получить много полезной и актуальной информации о своем сайте. Вот ссылка на эту анкету:

На этом теоретическая часть о составлении опросов окончена. В следующей части я расскажу о том, как создать анкетный опрос уже на своем сайте различными способами.

С уважением, Ваш Максим Довженко

Опрос как вид исследования разбивается на две большие разновидности - анкетирование и интервью. Анкетирование - вопросно-ответная форма организации текста. Интервью - проводимая по заранее разработанному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, в ходе которой интервьюер фиксирует его ответы.

В свою очередь, каждый из этих видов опроса разделяется на множество подвидов: 1) по числу опрашиваемых (групповой и индивидуальный); 2) по месту проведения (дома, на работе и в целевых аудиториях - посетители клуба, пациенты в поликлинике и т.п.).

Анкеты можно разделить по способу распространения среди опрашиваемых: раздаточная (курьерская) анкета; почтовая (рассылаемая по почте); прессовая (публикуемая в газете или журнале).

Кроме того, виды опросов можно классифицировать по другим критериям, а именно: а) количественные (с применением статистики) и качественные (глубинное интервью, фокус-группа); б) письменные (анкеты, тесты) и устные (интервью); в) очные и заочные; г) стандартизированные, полустандартизированные и нестандартизированные; д) клинические и фокусированные; е) направленные и ненаправленные; ж) пробные (пилотажные, зондажные, экспресс-опросы) и основные (как главный способ сбора первичной информации); з) массовый опрос (для респондентов-неспециалистов) и экспертный опрос (для специалистов в той или иной области).

Каждый вид опроса зависит от многих обстоятельств: содержания анкеты или интервью (т.е. перечня вопросов, в которых реализован предмет исследования); качества работы анкетера или интервьюера, организующего и непосредственно обеспечивающего заполнение анкет; ситуации опроса, его условий, которые должны быть максимально благоприятными для спокойной и сосредоточенной работы респондента; психологического состояния респондента на момент опроса и других.

При всех различиях виды опроса объединяет одно обстоятельство - вопросник, т.е. соответствующая исследовательскому замыслу и логически выстроенная система вопросов - адресованных респонденту речевых сообщений в вопросительной, утвердительной или отрицательной форме, а также предлагаемых к ним вариантов ответа. Вопросник - более широкий термин, чем анкета. Он применим по отношению как к анкетированию, так и интервью. В свою очередь, анкета - это документ опроса («Анкета для рабочего») и метод опроса (т.е. анкетирование). В западных методиках анкетой называется вопросник (questionnaire), который чаще всего заполняется с помощью интервьюеров, но иногда рассылается по почте либо раздается респондентам для самостоятельного заполнения.

Групповой анкетный опрос широко применяется по месту работы и учебы. Анкеты раздаются для заполнения в аудитории, куда приглашаются включенные в выборку респонденты. Обычно один анкетер работает с группой из 15-20 чел. При этом обеспечивается стопроцентный возврат анкет, респонденты могут проконсультироваться по технике заполнения, выяснить трудные и неясные места, а анкетер, собирая вопросники, может проконтролировать качество заполнения.

Групповое анкетирование требует соблюдения некоторых специальных условий, обеспечивающих психологический комфорт ситуации опроса и повышающих качество ответов. Помещение, где проводится опрос, должно быть психологически нейтральным (комната отдыха), свободным от мешающих факторов (телефонные звонки, посторонние разговоры, музыка, телепередачи, присутствие посторонних людей и т.п.). Опрашиваемые обеспечиваются условиями для заполнения анкет: сидеть достаточно удаленно друг от друга, чтобы не было ощущения, что рядом сидящие «заглядывают через плечо»; иметь возможность сосредоточиться и обдумать свои ответы индивидуально, не советуясь, не комментируя ситуацию, вопросы и возможные варианты ответов. Совершенно недопустимо вмешательство руководителей различного уровня, тем более знакомство с ответами опрашиваемых в процессе заполнения анкет. Конфиденциальность ответов должна обеспечиваться неукоснительно. В случае необходимости сбор заполненных анкет производится в опечатанную урну, при этом анкеты предварительно не нумеруются.

В отечественной социологии самым популярным является индивидуальный анкетный опрос. Им пользуются приблизительно в 75-80% случаев. При использовании индивидуального анкетирования, с помощью раздаточной (курьерской) анкеты, анкетер либо вручает анкету респондету, договариваясь о сроке возврата при повторной встрече, либо, объяснив правила заполнения и цели опроса, ожидает заполнения анкеты. В первом случае респондент получает больше времени на заполнение анкеты, обдумывание ответов, но при этом осложняются проблемы возврата и появляется возможность обсудить тему опроса с посторонними людьми, даже подменить респондента. Раздаточное индивидуальное анкетирование применяется как по месту жительства, так и по месту работы.

Социальные психологи больше склонны к тестам и социометрическим методам. Но и анкетная процедура отнюдь не редкость в психологии, изучающей поведение людей, мотивацию деятельности и ценностные ориентации. При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются на рабочих местах или по месту жительства (учебы) респондентов, а время возврата заранее обговаривается. Эта форма опроса имеет те же преимущества, что и групповое анкетирование.

За рубежом ситуация иная. До сих пор большинство исследований в США, Германии, Франции проводится посредством личных интервью. По разным и достаточно веским причинам (люди не любят или не могут читать и(или) писать, избегают длинных ответов, допускают много ошибок, делают много пропусков, дают ответы не по существу и т.д. и т.п.) социологи стремятся избегать анкетирования, т.е. самозаполнения. Респондент, а затем и интервьюер оказываются самыми слабыми звеньями в длинной цепи научного процесса.

Как бы то ни было, но в социологии опрос вообще, включая обе его разновидности (устный и письменный), является абсолютным рекордсменом популярности. Вовсе не случайно социологию отождествляют с применением опроса. Правда, психологу, оперирующему тестами, опросная процедура социолога может показаться чрезмерно примитивной или ненадежной. Однако давно установлено, что жестких границ между дисциплинами не существует, одни и те же методы применяются в разных науках. Специалист подбирает нужный метод для решения своей проблемы, но не подгоняет проблему под имеющийся метод.

Четыре вида опроса - индивидуальный и групповой, устный и письменный - взаимодополняют друг друга, образуя логический квадрат, в клетках которого, как комбинация двух признаков, образуется множество разновидностей опроса (рис. 1.3).

К примеру, групповой анкетный опрос попадает в клеточку ГП, а индивидуальный анкетный опрос - в клеточку ИП; телефонный опрос - в клеточку ИУ, а фокус-группа - в клеточку ГУ.

Логический квадрат - очень удобная и наглядная форма построения классификации или типологии чего-либо, в данном случае методов опроса. Она применима лишь к таким ситуациям, где каждая клеточка (квадрант) таблицы заполняется. К примеру, с четырьмя другими видами опроса - очным и заочным, индивидуальным и групповым - построить логический квадрат не удастся. Причина в том, что одна клеточка остается пустой. Действительно, трудно себе представить групповой заочный опрос. Хотя, возможно, он когда-то и кем-то проводился, но остался в истории науки экзотическим примером, нежели устоявшейся практикой.

Оценить ту или иную программу в широком смысле - значит сравнить интересующие показатели до и после проведения программы, на основании чего можно сделать выводы относительно её эффективности. Однако для проведения подобного сравнения необходим большой массив достоверных сопоставимых данных как минимум за два периода, без оценки которых результаты реализации программы останутся не выявленными. Самым очевидным способом сбора необходимых данных являются опросы.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Что такое оценка персонала по методу «360 градусов»?

    Как регламентировать процессы работы с поставщиками и упростить себе жизнь? - Сергей Дубовик

    Использование программы Kahoot

    Субтитры

Опрос (англ. poll ) - метод сбора информации со слов респондента.

Одной из главных проблем оценки программы является получение качественных и достоверных данных, сбор которых может оказаться весьма затратным как во временном, так и в денежном эквиваленте. Поэтому, чтобы усилия не оказались потраченными зря, при проведении опроса особенно важно следовать основным принципам.

Основные принципы проведения опроса

  • Опрос следует проводить по репрезентативной выборке : выборка опрашиваемых должна включать в себя представителей всех основных групп, подвергшихся воздействию в рамках программы, с тем чтобы получить достоверные отвечающие реальности данные
  • Необходимо тщательно продумать размер выборки: в силу существенной ограниченности ресурсов должен быть выбран оптимальный масштаб опроса, не выходящий за рамки бюджета, однако позволяющий получить достаточный объём информации
  • Анкета опроса должна быть практически полезна: результатом опроса должно являться получение важной для оценки программы информации, вследствие чего вопросы должны быть составлены таким образом, чтобы респонденты могли дать на них содержательные ответы, а исследователь - получить ценную для него информацию
  • Полученные ответы должны быть достоверными и непредвзятыми: в ходе опроса у респондентов не должно возникать желание исказить сведения. Благодаря правильному составлению вопросов проблемы предвзятости ответов можно избежать, получив, тем самым, достоверные данные
  • До проведения опроса необходимо изучить уже имеющиеся данные: интересующая исследователя информация могла быть собрана до него негосударственными организациями или государственными органами. Это существенно расширит объем располагаемых знаний относительно изучаемого вопроса, а также поможет значительно сократить собственные издержки сбора информации

Однако получение действительно качественной и необходимой исследованию информации требует не только следования основным принципам. Кого необходимо опросить для получения сопоставимых и говорящих об эффективности проводимой программы данных? Когда это нужно делать? Ответы на эти вопросы устанавливаются в рамках дизайна исследования .

Дизайн исследования

Дизайн исследования (англ. research design ) - форма проведения исследования, в рамках которого в том числе специфицируется метод сбора сопоставимых данных для оценки эффективности программы. Делая акцент на использовании сравнительных данных для интерпретации эффекта программы, именно дизайн исследования определяет, являются ли выявленные изменения следствием реализации оцениваемой программы, или же представляют собой плоды действия внешних переменных.

Среди различных типов дизайна исследования можно выделить две основные категории: экспериментальный (англ. true-experimental design ) и квази-экспериментальный дизайн (англ. quasi-experimental design ).

Экспериментальный дизайн

Экспериментальный дизайн (англ. experimental design ) представляет собой способ проведения исследования, при котором объекты исследования (студенты, учителя, пенсионеры - то есть целевая аудитория программы) случайно распределяются в две группы: группу, подвергаемую воздействию в рамках программы, и контрольную группу, то есть базу для сравнения. Одним из наиболее часто используемых экспериментальных дизайнов является дизайн рандомизированной выборки.

Дизайн рандомизированной выборки (англ. randomized control trials - RTC ) - это форма проведения экспериментального исследования, в котором эффекты одного или более вмешательств оцениваются на основе случайного рандомизированного распределения объектов в экспериментальные и контрольные группы. Рандомизированное распределение объектов по группам означает, что каждый из них имеет одинаковые шансы оказаться в программе. Экспериментальная группа подвергается воздействию программы, в то время как контрольная группа ему не подвергается и используется как база для сравнения. После реализации программы путём опросов всех групп исследователи пытаются понять, насколько существенны изменения в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.

Только случайное распределение дает уверенность в том, что группы действительно сопоставимы, а наблюдаемые различия в результатах не являются следствием посторонних факторов или существующих ранее различий. Например, какой вывод можно сделать на основе того, что подвергавшаяся воздействию группа студентов показала лучшие результаты, чем контрольная группа, если с первой группой студентов до программы занимались более квалифицированные и креативные преподаватели, нежели со второй? Чем объяснить наблюдаемое различие между группами: эффектом программы или же изначально существующими между ними различиями? Случайное же распределение студентов по группам показало бы лишь эффект от программы.

Ограничения применения экспериментальных дизайнов

Однако использование экспериментального дизайна имеет свои ограничения. Экспериментальный дизайн как правило непригоден для анализа сложных программ, где, как в большинстве политических программ, полученные результаты являются следствием одновременного взаимодействия сразу нескольких факторов, которое экспериментальный дизайн в большинстве случаев уловить не может.

Проблемы возникают потому, что исследователь оказывается не в состоянии элиминировать воздействие всех возможных внешних факторов, а подчас это оказывается и не нужным. Ведь в реальности случайное распределение студентов выглядит не правдоподобным, а целью реализации любой программы является воздействие на то распределение объектов, которое имеет место в реальности на разных территориях. А значит и эффективность программы зачастую нужно оценивать вкупе с внешними факторами. В результате этого, в рамках рандомизированной выборки сложно оценить причинно-следственную связь между результатами и факторами, а значит эффективность программы и методы её улучшения вряд ли могут быть определены.

Квази-экспериментальный дизайн (англ. quasi-experimental design ) - способ проведения исследования, при котором акцент с вероятностного распределения и причинно-следственных связей экспериментальных дизайнов перемещается на анализ взаимодействия между переменными . Квази-экспериментальные дизайны обычно используются в оценке программ, когда случайное распределение не возможно или не практично. Однако, несмотря на частоту использования, квази-экспериментальным дизайнам свойственны некоторые проблемы интерпретации. Часто используемые типы квази-экспериментальных дизайнов включают многтчисленные дизайны неэквивалентных групп (nonequivalent group design ) и дизайн временного ряда (time-series design ).

Дизайн неэквивалентных групп

Дизайн неэквивалентных групп с оценкой после вмешательства (англ. Nonequivalent group, posttest only ) включает в себя измерение результатов путём опросов в двух экспериментальных группах, но только после реализации программы. Например одна группа студентов могла получить инструкцию по чтению на иностранном языке с использованием упражнений и правил всего курса в целом, другая же - лишь инструкцию по фонетике. А по прошествии двух недель проверочный тест показывал бы, какая из двух программ была более эффективной. Однако главным недостатком является проблема интерпретации полученных результатов, так как становится непонятно, являются ли лучшие результаты в чтении одной группы следствием реализации программы, или же группы изначально отличались разными способностями к иностранным языкам.

Дизайн неэквивалентных групп с оценкой до и после вмешательства (англ. Nonequivalent group, pretest-posttest ) частично элиминирует главный недостаток предыдущего дизайна с оценкой только после вмешательства. В рамках данного дизайна исследователь в самом начале эксперимента эмпирически оценивает различия двух групп - то есть имеет место оценка до проведения программы. Таким образом, если исслдеователь при оценке изменений после проведения программы обнаружит, что одна из групп показала лучшие результаты, он может исключить влияние изначальных различий в пользу этой группы (если таковых установлено не было) или же наоборот сделать выводы относительно влияния этого фактора вкупе с воздействием программы.

Дизайн «один к одному»

Особенностью дизайна «один к одному» (англ. One to one matched comparison group design ) является то, что как экспериментальная, так и контрольная группа выбираются уже после реализации изучаемой программы. Экспериментальная группа набирается из тех, кто подвергся влиянию программы, в базу для сравнения включаются те, кто сам решил в этой программе не участвовать, но подходил по всем характеристикам и получал «приглашение». Таким образом, этот дизайн выигрывает по сравнению с остальными тем, что сравнение происходит между двумя в иедале совершенно идентичными группами людей: как будто до и после проведения программы. Однако на практике оказывается очень сложным найти подобную контрольную группу, так как всегда имеют место те или иные внешние факторы.

Дизайн временного ряда

Дизайн временного ряда (англ. Time series design ) включает в себя неоднократную оценку текущих изменений в двух группах - контрольной и экспериментальной - как до проведения программы, так и в процессе её реализации. Серия наблюдений за двумя группами обеспечивает получение всеобъемлющей информации о постепенных изменениях под влиянием программы, а значит дизайн оказывается наиболее чувствительным к определению общего тренда происходящих изменений. Однако несмотря на все преимущества дизайну временного ряда хоть и в меньшей степени свойственны все недостатки и ограничения квази-экспериментальных дизайнов.

Литература

  1. Campbell DT, Stanley JC: Experimental and Quasi-experimental Designs for Research. Chicago: Rand-McNally, 1963
  2. Cook TD, Campbell DT: Quasi-experimentation. Chicago: Rand-McNally, 1979
  3. David M. Streinberg, William G. Hunter Experimental design: review and comment. University of Wisconsin, Madison 1984
  4. John Bynner Experimental research strategy and evaluation research designs. British Educatiobal Research Journal, 1980
  5. Вводное руководство по проведению анализа регулирующего воздействия (АРВ)

Опрос - это метод сбора информации, который основан на очном или заочном взаимодействии с респондентом. Опрос является одним из самых популярных методов получения информации о респонденте .

При проведении опроса исследователь задает перечень специальных вопросов, ответы на которые могут дать ему необходимую для исследования информацию, опирающуюся на цели и задачи исследования.

Отличительной чертой данного метода также является возможность его массового использования при относительно небольших затратах.

Данный метод можно классифицировать по следующим критериям:

1. По характеру опрашиваемой совокупности:

· Индивидуальные

· Групповые

2. По форме проведения:

· Письменные

3. По частоте проведения:

· Повторные

· Бесповторные

4. По месту проведения:

· По месту жительства

· По месту работы или учебы

5. По способу получения информации:

· Анкетный опрос

· Интервью .

Анкетный опрос отличается от интервью тем, что не требует обязательного общения с респондентом лицом к лицу. Ключевым инструментом данного метода выступает - анкета.

Сферы применения методов опроса

Сфера применения методов опроса обширна. Использование данных методов служит инструментом для решения социальных, экономических, политических, культурных проблем жизнедеятельности общества .

Опрос принимает своеобразные формы при использовании в различных отраслях. Работники силовых структур опрашивают подозреваемых и выясняют обстоятельства дела и их отношение к нему. Главный врач в больнице, обходя своих пациентов, использует данный метод для выяснения необходимой для него информации.

Этим методом также пользуются журналисты, педагоги и многие другие. Однако вышеизложенные примеры являются лишь бытовым эквивалентом применения социологического метода.

Ключевыми направлениями применения метода опроса в социологических исследованиях являются:

· Выявление факторов, тем или иным образом влияющих на социальный объект.

· Определение отношений между различными социальными группами, а также их отношение к социальному объекту.

· Выяснение ценностных ориентаций общества.

· Диагностика состояния общества.

Анкетный опрос

Анкетный вопрос является наиболее популярным методом социологического исследования, чем наблюдение, эксперимент или анализ документов. В рамках моей курсовой работы я использовала именно этот метод.

Анкетный опрос делится на следующие виды

I. По распространению:

1. Раздаточный

2. Прессовой

3. Почтовый.

II. По охвату:

1. Индивидуальный

2. Групповой.

Анкета - ключевая составляющая анкетного опроса.

Анкета - это упорядоченная система вопросов (с возможными вариантами ответов и без), которая полностью опирается на цели, задачи и гипотезы исследования.

Вопросы в анкете делятся на:

2. Функциональные (упорядочивают ход заполнения) .

В свою очередь функциональные вопросы бывают: контрольные (служат для проверки правдивости ответов респондентом), вопросы-фильтры (используются для того, чтобы "отфильтровать" адресата), а также функционально-психологические, целью которых является осуществление перехода от одного смыслового блока вопросов к другому, а также для того, чтобы снизить напряжение респондента и "сломать" его установки.

По форме вопросы можно разделить на:

· Открытые

· Закрытые

· Полузакрытые

В сравнении с другими методами социологического исследования, метод анкетного опроса является наиболее приемлемым для исследования различного рода социальных, политических, экономических и культурных проблем.

Преимущества анкетного опроса:

· Низкие материальные затраты

· Отражает полную картину

· Полученную информацию легко обрабатывать, систематизировать и проанализировать.

· Не требует большого штата, в том числе профессионального.

· Дает возможность собрать и обработать большое количество информации.

· Достаточно прост в организации.

· Т.к. опрос является анонимным, склоняет респондента давать более честную информацию .

Для проверки гипотезы о том, что метод опроса является наиболее подходящим для выявления проблем в образовании, далее приведено исследование, в котором приняли участие 1037 учащихся в учреждениях ПТО и ССУЗах.

Самым распространенным методом получения первичной информации является опрос который широко используется в для обоснования принимаемых решений. Опрос как метод получения первичной информации характеризуется оперативностью, простотой и экономичностью , что делает его популярным среди предпринимателей и менеджеров, общественных и политических организаций.

Однако для обеспечения репрезентативности данных опроса важно правильно сформировать совокупность респондентов.

Опрос может проводиться в форме:

Социологический опрос

Среди населения распространены представления о социологе как о человеке, который то и дело проводит опросы населения по различным актуальным проблемам. Действительно, как показывает анализ отечественных и зарубежных публикаций по результатам социологических исследований, большая часть из них содержит данные, полученные именно методом опроса.

В то же время опрос успешно применяется и рядом других наук для решения исследовательских задач. Так, статистики давно и успешно используют опрос для сбора данных о структуре населения, трудовых ресурсах, бюджетах потребления, структуре семей и о многих других сферах жизнедеятельности общества. Журналисты традиционно обращаются к методу интервью для получения интересующей их информации по актуальным для читателей и телезрителей проблемам. Многие ведущие телекомпаний России по-журналистски бойко (но, по мнению социологов, непрофессионально) используют этот метод. Проблема в том, что тележурналисты имеют дело не только с респондентами, выбранными по какому-то признаку, но и с огромной телеаудиторией, что заметно влияет на качество опроса, искажает его результаты. Педагоги используют опрос учащихся как средство контроля над усвоением знаний, данных на предыдущих уроках. Врачи проводят опрос пациентов, особенно «первичных больных» по стандартному набору вопросов, для выяснения анамнеза — информации о недугах человека, предшествующих его обращению к врачу.

В любом случае задаваемые вопросы должны соответствовать требованиям логики, учитывать психологические характеристики опрашиваемых, ситуацию, которая складывается во время опроса. На этой общей основе сформировались специфические разновидности метода опроса, иногда настолько различающиеся, что неприемлем перенос методических, организационных и технических правил и приемов опроса из одной сферы в другую.

Социолог, проводя опрос, решает несколько иной, чем специалисты других отраслей знания, круг познавательных задач. Искомая информация добывается только в ситуациях общения, при этом варианты общения могут быть различны ми: личное или опосредованное (телефон, почта и т.п.), устное или письменное, индивидуальное или групповое. Эта информация обязательно фиксируется в виде ответов на вопросы, сформулированные организатором опроса либо заранее (формализованный, или стандартизованный, опрос), либо непосредственно по ходу беседы в соответствии с общей целью опроса.

Существуют две основные разновидности социологического опроса — анкетирование (письменный опрос) и интервьюирование (устный опрос).

Логическая схема видов опроса , основанная на типологии Горшкова и Шереги, с той лишь разницей, что нами добавлен онлайн-опрос как новый метод опроса, еше только институционализирующийся в системе методов прикладной социологии, дана на рис. 1.2.

Анкетирование

При анкетировании возможны следующие способы общения с опрашиваемыми:

  • анкетирование путем публикации вопросника в газете, журнале, книге (прессовое);
  • путем раздачи анкет группе респондентов.

В зависимости от цели анкетирование может быть проведено по месту жительства и по месту работы респондентов.

Например, для оценки эффективности деятельности муниципальных органов в области организации сферы услуг анкетирование целесообразно проводить по месту жительства.

Анкета представляет собой структурно организованный набор вопросов, каждый из которых отражает программные и процедурные задачи исследования.

В каждой анкете есть вводная часть, содержащая обращение к респонденту с пояснением цели и необходимости анкетирования, краткой характеристики ожидаемых результатов и их полезности. Указывается степень анонимности опроса.

В анкете должна быть выражена благодарность респонеденту за ответы на поставленные вопросы.

Требования к анкете :

  • необходимо дать инструкцию по заполнению анкеты;
  • на титульном листе анкеты должно быть название, отражающее тему или проблему опроса, название организации, проводящей анкетирование, место и год издания;
  • вопросы и варианты ответов следует выделять шрифтом, цветом, рамками, стрелками. Текст анкеты должен легко читаться.

Включаемые в анкету вопросы классифицируются по различным основаниям. В зависимости от отношения к цели исследования различают программно-тематические (содержательные, результативные) и процедурные (функциональные) опросы.

По предметному содержанию выделяют вопросы: о фактах; знаниях; мнениях, установках, мотивах поведения.

По степени стандартизации вопросы делятся на закрытые, полузакрытые и открытые.

Закрытые вопросы могут быть: дихотомическими («да-нет»); альтернативными и «вопросами-меню».

В открытых вопросах нет набора возможных ответов, что несколько затрудняет обработку полученного материала. Однако при открытых вопросах в большей мере учитывается мнение респонедента по рассматриваемой проблеме.

Интервью

Интервью является специфическим видом опроса . Чаще его применяют при пилотажном пробном исследовании для организации выборок на объектах сложной структуры (предприятия, организации).

Вопросник интервьюер заполняет при непосредственном контакте с респондентом на основании ответов последнего.

Личное интервью бывает индивидуальное и групповое. Этот метод является дорогостоящим, но он позволяет оптимизировать опрос за счет установления доброжелательных взаимоотношений. Поэтому интервьюеры должны проходить психологическую (коммуникативную) подготовку.

Телефонный опрос предполагает краткость беседы, которая не допускает личные и деликатные вопросы. Таким образом, такой опрос позволяет получать информацию в ограниченных тематических рамках.

Опрос с помощью почтовых писем является дешевым, но требует четкого определения вопросов. Кроме того, адресаты могут не ответить на поставленные вопросы.

Социально-статистическая диагностика позволяет получить мнение о различных социально-экономических преобразованиях, работе государственных и муниципальных органов управления, влиянии телевидения на молодежь и другие группы населения.