Бизнес

Сообщение о разных видах повествования. Что такое описание и повествование? Описание как тип речи

Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временно й последователь-ности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало...

Повествование – рассказ о происшед­ших событиях, который ведется «со стороны».

Аристотель : эпический поэт рассказывает «о со­бытии как о чем-то отдельном от себя». Между временем действия и временем повествования существует определен­ное расстояние. В отношении к повествованию изображае­мое выступает как прошедшее. Для повествователя (рас­сказчика) характерна позиция человека, вспоминающего о случившемся. Повествование - это раз­вернутое обозначение с помощью слов того, что произошло однажды.

Повествование может вестись как от первого лица, так и от третьего. Помимо этого, есть несобственно-прямая речь - речь героя, не заключенная в кавычки; речь, формально являющаяся повествовательной, но по содержанию похожая на речь персонажа.

Повествования от 1 лица - личное повествование, повествование от 3 лица - безличное.

Повествователь – косвенная форма присутствия автора, осуществляет посредническую функцию между вымышленным миром и рецепиентом. По Тамарченко –его особенности в следующем: 1) всеобъемлющий кругозор (рассказчик знает финал и потому расставляет акценты, может забегать вперед, советовать, на чем акцентировать внимание). 2) речь адресована читателю, он всегда учитывает то, что его будут воспринимать. «Бедная Лиза» - обращенность к читателям звучит: «почтенный читатель». «Евгений Онегин» - возникают разные типы читателя – проницательный читатель, цензор, дама.

Н.Д.Тамарченко : Повествователь - тот, кто сообщает читателю о событиях и по­ступках персонажей, фиксирует ход времени, изображает облик дей­ствующих лиц и обстановку действия, анализирует внутреннее состояние героя и мотивы его поведения, характеризует его человече­ский тип (душевный склад, темперамент, отношение к нравственным нормам и т. п.), не будучи при этом ни участником событий, ни - что еще важнее - объектом изображения для кого-либо из персонажей. Специфика повествователя одновременно - во всеобъемлющем кру­гозоре (его границы совпадают с границами изображенного мира). (Гомера напр. приравнивали к Олимпийским богам )

Повествовательные жанры: Эпос, роман, повесть, новелла, рассказ

Наряду с повествованием в эпопеях и романах, по­вестях и рассказах немалую роль играют описания. Это изображение предметного мира в его статике (пейзажи, бытовая обстановка, наружность персонажей (Песнь о Нибелунгах ).

К повествованию нередко «подключаются» и авторские рассуждения. Они играют немалую роль в романах и повестях Ф.М.Достоевского и Л. Толстого.

Повествование о действиях и событиях сопровождает­ся высказываниями персонажей: их монологами и диалогами, либо произносимыми, либо внутренними.

Основу повествования составляют характеристи­ки действий героев. В русской сказке «Лисич­ка-сестричка и волк»: «Наловил дед рыбы и везет домой целый воз. Вот едет он и ви­дит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе, как мертвая. «Вот будет подарок жене», - сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошел впереди. А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыб­ке да по рыбке. Выбросила всю рыбу и сама уш­ла».

Здесь ничего не говорится ни об обстановке действия, ни о чертах характера персонажей, ни об их переживани­ях. Мысли и намерения обозначаются скупо и бегло. Поступки лишь называются: присутствуют только те под­робности поведения героев, которые важны для понима­ния хода событий.

П овествователь может выступить в произведении и как некое «я». Таких повествователей, высказы­вающихся от своего собственного, «первого» лица, естест­венно назвать рассказчиками.

Рассказчик часто является персонажем произведения: либо второстепенным (Максим Максимыч в повести «Бэла» из «Героя нашего времени»), либо одним из главных действующих лиц (Гринев в «Капитан­ской дочке»).

В русской литературе XIX в. получила распространение форма повествования «сказ» . Сказовое повествова­ние ведется в манере, резко отличающейся от авторской, и ориентируется на формы устной речи. Подобной формой повествования пользова­лись Гоголь и Лесков, Зощенко.

Типы повествования по стилевой окраске:

1. Нейтральное - выдержано в пределах норм литературного языка.

2. Не совсем нейтральное - с редкими вкраплениями экспрессивной лексики и синтаксиса.

3. Стилизованное повествование - имитация разговорной речи, или сказа (простонародной речи).

Повествование это «событие рассказывания», то-есть общение повествующего субъекта (повествователя, рассказчика) с адресатом-читателем; совокупность композиционных форм речи, связывающих читателя с изображенным миром и приписанных автором повествователю или рассказчику. Это и отличает повествование от сюжета, то-есть развертывания «события, о котором рассказывается» в произведении. Специфический признак повествования - его «посредническая» функция: осуществление контакта читателя с миром героев. При этом «не только субъект речи определяет речевое воплощение повествования, но и сами по себе формы речи вызывают с известной определенностью представление о субъекте, строят его образ» (Кожевникова). Не относятся к повествованию те случаи, когда вставной рассказ персонажа имеет только характеристическое и сюжетное значение (рассказы генерала Иволгина в «Идиоте», в отличие от рассказов Томского в «Пиковой даме» или Максимыча у Лермонтова) или когда персонаж сообщает о предмете, событии или другом действующем лице, но нет процесса рассказывания как предмета изображения.

Субъекты повествования - повествователь и рассказчик - разграничиваются по-разному. Во-первых, обычно считается, что рассказчик легко отличим от автора именно благодаря форме первого лица-«Ich-Erzahlung», а третье лицо - «Er-Erzahlung» связано с позицией «всеведущего автора» (Р.Уэллек и О.Уоррен, В.Е.Хализев). Во-вторых, эти же субъекты изображения иногда различают как варианты воплощения в тексте авторской позиции: через сопоставление им разных «версий самого себя» - «скрытый автор» и «недостоверный рассказчик» (У.Бут) или же разных «субъектных форм» - «носитель речи, не выявленный, не названный, растворенный в тексте», и «носитель речи, открыто организующий своей личностью весь текст» (Б.О.Корман). В-третьих, противопоставляют «повествование в собственном смысле посредничества » и «изображение, то-есть отражение вымышленной действительности в сознании романного персонажа, при котором у читателя возникает иллюзия непосредственности его наблюдения за вымышленным миром, что включает и рассказывание (Ф.К.Щтанцель).

Повествователь это тот, кто сообщает читателю о событиях и поступках персонажей, фиксирует ход времени, изображает облик действующих лиц и обстановку действия, анализирует внутреннее состояние героя и мотивы его поведения, характеризует его человеческий тип (душевный склад, темперамент, отношение к нравственным нормам), не будучи при этом ни участником событий, ни - что еще важнее - объектом изображения для кого-либо из персонажей. Специфика повествователя одновременно - во всеобъемлющем кругозоре (его границы совпадают с границами изображенного мира) и в адресованности его речи в первую очередь читателю, то-есть направленности ее как раз за пределы изображенного мира. Иначе говоря, эта специфика определена положением «на границе» вымышленной действительности. Повествователь - не лицо, а функция. Или, как говорит Т.Манн (в романе «Избранник», 1951), «невесомый, бесплотный и вездесущий дух повествования». Но функция может быть прикреплена к персонажу (или «дух» может быть воплощен в нем) - при том условии, что персонаж в качестве повествователя будет совершенно не совпадать с ним же как действующим лицом. Повествующий Гринев, например, - отнюдь не определенная личность, в противоположность Гриневу - действующему лицу. Второй - объект изображения для первого; такой же, как и все остальные персонажи. «Всезнание» повествователя точно так же входит в авторский замысел, как в иных случаях - в «Преступлении и наказании» или в романах И.С.Тургенева - в него может входить и неполная осведомленность этого субъекта изображения.

В противоположность повествователю рассказчик находится не на границе вымышленного мира с действительностью автора и читателя, а целиком внутри изображенной реальности. Все основные моменты «события самого рассказывания» в этом случае становятся предметом изображения, «фактами» вымышленной действительности. Если повествователя внутри изображенного мира никто не видит и не предполагает возможности его существования, то рассказчик непременно входит в кругозор либо повествователя (Иван Великопольский в «Студенте» А.П.Чехова), либо персонажей (Иван Васильевич в «После бала» Л.Н.Толстого).

«Посредничество» повествователя помогает читателю прежде всего получить более достоверное и объективное представление о событиях и поступках, а также и о внутренней жизни персонажей. «Посредничество» рассказчика позволяет войти внутрь изображенного мира и взглянуть на события глазами персонажей. Первое связано с определенными преимуществами внешней точки зрения; напротив, произведения, стремящиеся непосредственно приобщить читателя к восприятию событий героями, обходятся вовсе или почти без повествователя, используя формы дневника, переписки, исповеди.

Повествование в собственном, узком смысле это тип высказывания , в котором доминирует информационная функция. Описание отличается от него функцией изобразительной, характеристика же представляет собой образ-рассуждение, цель которого - объяснить читателю характер персонажа. Но передача читателю различных сообщений - лишь один из возможных вариантов посреднической роли повествователя или рассказчика. Поэтому к области повествования в широком смысле относятся и фрагменты без предметной направленности, имеющие чисто композиционное значение (см. Нарратология).

Всю нашу речь можно разделить на несколько видов (типов). Говоря о чем-либо, можно рассказывать об этом или описывать характерные черты, или же рассуждать о явлении, человеке, предмете. В соответствии с этими действиями выделяются типы речи:

  • повествование;
  • описание;
  • рассуждение.

Каждый из них требует более подробного толкования.

Описание как тип речи

Глядя на человека или предмет, наблюдая за каким-то явлением, в голове рождаются различные образы. Нам хочется передать увиденное словами в деталях и подробностях. Именно это называется описанием. Важно то, что мы описываем увиденное, а не рассказываем историю. Чтобы было проще, можно задать себе вопросы (что я хочу описать? какой этот предмет, человек? какие его характерные черты?). Это вопросы прилагательных, поэтому запомнить их будет легко.

Повествование как тип речи

Каждый день мы используем этот тип речи, не замечая этого. Дома, в школе, при встрече с другом мы общаемся, рассказывая о чем-то. Это может быть рассказ о человеке, предмете, явлении, случае из жизни. Рассказать можно о чем угодно. Повествование будет отвечать на другие вопросы (о чем идет речь? когда? где? что было потом?). Здесь важно передать суть того, о чем рассказывается, а не описать это.

Конечно, иногда бывает нелегко отличить типы речи друг от друга, ведь элементы обоих могут присутствовать в высказывании. Все же один тип будет основным, а другой второстепенным (только некоторые его элементы).

Следует упомянуть о рассуждении – типе речи, который не похож на представленные выше. Рассуждение не описывает и не рассказывает, оно отображает логику и мысли человека о чем-либо.

В школе учителя дают много заданий творческого типа. Речь идет о различных сочинениях. Это и сочинение-рассуждение на определенную тему, и сочинение-описание человека или предмета (картины), и рассказ о случае из жизни, поступке, событии. Такие задания помогают самостоятельно научиться различать на практике основные типы речи. Можно тренироваться чаще, делая какие-то небольшие заметки об интересных событиях или людях, рассуждая о спорных вопросах, высказывая свою точку зрения.

И ) – это набор речевых элементов (особенных для каждого стиля речи слов и способов построения предложений) .

А тип речиэто способ изложения, построение слов и предложений в логическом порядке.

В зависимости от содержания текста выделяются следующие типы речи – повествование, описание, рассуждение .

Задали реферат или курсовую по литературе или другим предметам? Теперь можно не мучиться самому, а просто заказать работу. Рекомендуем обращаться >>сюда , тут делают быстро и дешево. Более того, тут можно даже торговаться
P.S.
Домашки, кстати, там тоже делают 😉

Рассмотрим особенности каждого типа речи.

Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).

Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность — большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» — что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?

Повествование бывает изобразительным (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).

Пример текста повествования:

«Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…»

Примерный текст – изобразительное описание — отвечает на следующие вопросы:

  1. что случилось? – в городе пошел дождь;
  2. где и с кем произошло? – городские жители дождались дождя;
  3. когда случилось? — летом пошел дождь.

Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков .

Текст описания состоит из следующих частей:

  1. общая характеристика предмета, общее впечатление;
  2. признаки, детали;
  3. общая оценка предмета.

Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность — преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.

Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?).

Пример текста описания:

«Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.»

Примерный текст отвечает на описательные вопросы:

  1. какой предмет описывается? – дождь;
  2. каков предмет? – серный, мелкий, вредный, непредсказуемый, бесконечный и др.

Рассуждение – это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы «почему? зачем?».

Рассуждение состоит из следующих частей:

  1. тезис – мысль, которую нужно доказать;
  2. обоснование тезиса, подтверждающая аргументация с примерами, доказательства;
  3. резюме – итоги, выводы.

Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.

Рассуждения бывают следующими:

  1. рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? Что из этого следует?);
  2. рассуждение-объяснение (что это такое? откуда оно взялось? Почему предмет именно такой?);
  3. рассуждение-размышление (как быть? Быть или не быть? Что делать?).

Пример текста рассуждения:

«Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.»

Примерный текст – рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы:

  1. почему? – потому что закончится дождь и вернется надоевшая всем жара;
  2. зачем? – чтобы представить, чего ждать от капризной природы.

Типы речи – это способы изложения, которые решают следующие авторские задачи:

  • повествование – динамично отражает действительность, рассказывает о ее событиях ; повествование – это клип, кино, смена кадров;
  • описание – изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий объект ; описание – это фотография, застывший кадр;
  • рассуждение – ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями, выражает мнение автора, «потому что…» ; это схема с блоками тезисов и доказательств и стрелочками – логичными вопросами.

И напоследок – напоминание: не путайте функциональные стили речи и типы речи. 😉 Ведь, например, газетная статья публицистического стиля речи может быть и повествовательной (репортаж с места событий), и описательной (заметка о пропавшем человеке; реклама новостройки), и рассуждением (аналитическая статья).

Тип речи - это способ, выбранный автором конкретного текста для того, чтобы поставить и решить задачи, ради которых его творение было создано. Умение правильно определять тип речи необходимо ученикам школ и студентам филологических факультетов. Важно хорошо ориентироваться в видах текста, чтобы понимать цели и задачи автора. В русском языке традиционно выделяют три типа речи. Необходимо запомнить основные признаки каждой разновидности – тогда в дальнейшем можно точно определить тип речи текста, воспользовавшись алгоритмом.


Типы текста в русском языке
Наиболее широко распространено в русском языке повествование . Обратите внимание на его признаки.
  1. В текстах данного типа рассказ ведётся в определённой временной последовательности. Проследите развитие описываемых событий.
  2. Каждый текст-повествование имеет следующую структуру:
    • завязка (начало действия, события);
    • развитие действия;
    • развязка (окончание события, завершение повествования).
    Подумайте, характерна ли эта структура для анализируемого вами текста. Учитывайте особенности авторского изложения, поэтики. Например, завязка может быть невыраженной, а открытый финал романа – тоже развязка.
  3. Повествование может вестись от третьего и от первого лица:
    • чаще всего авторы оформляют текст от третьего лица – это так называемое «авторское повествование»;
    • когда рассказ ведётся от первого лица, рассказчик называется автором, либо обозначается с помощью местоимения «я».
  4. Признаком повествовательного типа текста является употребление глаголов совершенного вида прошедшего времени. Однако обязательно учитывайте, что далеко не все авторы пользуются традиционным оформлением текста. Иногда в качестве средств выразительности выступают иные формы глагола:
    • глаголы будущего времени создают впечатление неожиданности действия, делают повествование стремительным, динамичным;
    • глаголы несовершенного вида акцентируют внимание на длительности действия;
    • глаголы, употребляемые в форме настоящего времени, позволяют приблизить происходящее в тексте к читателю, совместив временные пространства реального восприятия текста и описываемых событий: создаётся иллюзия одновременного существования героев книги и читателя, действие разворачивается «на глазах».
  5. Повествовательные тексты также иногда содержат элементы рассуждения и описания. Определяя тип речи текста, обращайте внимание на базовые признаки, их соотношение, отделяйте основное от второстепенного.
Следующий тип текста – описание . Для данного типа речи характерно последовательное описание человека, события, предмета или явления. Тексты-описания имеют ряд признаков.
  1. Авторы часто используют конструкции, осложнённые однородными членами. В процессе перечисления свойств предмета они становятся лучшим средством оформления текста. Если перед вами текст, содержащий несколько предложений с однородными определениями, дополнениями, обстоятельствами, – скорее всего, это описание.
  2. В описаниях художественного стиля обычно используют эпитеты, сравнения, метафоры.
  3. Описания в научной речи более сдержанные и ёмкие.
  4. Описание чаще всего содержит небольшие текстовые фрагменты повествовательного типа, иногда включает в себя элементы рассуждения. Например, даются краткие комментарии при описании предмета или события.
  5. Анализируя текст, выделите основные приёмы, имеющие наибольшую смысловую нагрузку. Текст-описание ориентирован на создание объективного представления о предмете.
Третьим типом речи текста является рассуждение . В нём проводится исследование конкретных предметов, их взаимосвязи. Запомните основные свойства рассуждения.
  1. Каждый текст-рассуждение строится по определённой схеме:
    • сначала автор формулирует тезис или гипотезу, иногда это предваряется кратким вступлением;
    • затем в основной части приводятся аргументы и доказательства;
    • заключительная часть содержит выводы.
    Прочтите внимательно текст, обратите внимание на форму выражения авторской позиции. Если в тексте освещается конкретная проблема, приводятся примеры, автор высказывает собственное мнение и делает соответствующие выводы – это рассуждение.
  2. Текст-рассуждение имеет чёткую логическую структуру.
  3. Обычно в рассуждениях не принято использовать художественные средства. Иногда они встречаются в публицистике, эссе, но не являются определяющими для общей стилистики. В рассуждении автор ориентируется на объективное доказательство своей точки зрения.

    В рассуждении большую роль играет заключение – в нём подводится логический итог всему сказанному. Автор делает обобщение, желая воздействовать на читателя, убедить его в правильности своего мнения. Постарайтесь определить, насколько важно это для анализируемого вами текста: если авторское мнение, оценка приводятся только как дополнение описания или повествования – это не рассуждение.

Как определить тип текста? Алгоритм

Ученики и студенты нередко задаются вопросом: как определить тип текста? Для плодотворной работы знать признаки разных видов речи недостаточно. Нужно следовать заданному алгоритму, чтобы быстро и точно выяснить тип текста.

  1. Сначала внимательно прочитайте текст. Ознакомьтесь с ним тщательно, вдумчиво.
  2. Старайтесь в процессе чтения не держать постоянно в памяти признаки, характерные для разных типов текста. Сосредоточьтесь на осмыслении материала. Сейчас ваша задача – выяснить цель автора. Не ищите сразу в тексте художественные средства, не анализируйте структуру.
  3. Прочитав текст полностью, запишите его основные мысли. Сформулируйте несколько главных тем, тезисов, в которых заключён смысл, содержание материала.
  4. Перечитайте последний абзац, либо 5-6 предложений текста.
  5. Подумайте: какова цель автора? Зачем он создал данный текст?
  6. Задайте вопросы к тексту. Есть три разновидности базовых вопросов, каждая из них соответствует определённому типу текста:
    • текст-повествование: что? когда? где?; в нём описываются факты, которые существуют последовательно, присутствуют временные координаты;
    • текст-описание: какой? каков?; осуществляется описание фактов, существующих одновременно;
    • текст-рассуждение: как? почему? зачем?; даётся развёрнутый анализ причинно-следственных отношений, связывающих описываемые факты.
  7. Определив, какие вопросы наиболее адекватны исследуемому материалу, начните его анализ, опираясь на обозначенные признаки разных типов речи текста.
  8. Выясните, какие признаки играют самую значительную роль в тексте. Скорее всего, он будет содержать признаки разных типов текста. Вам понадобится определить значение каждого признака и соотнести его с целью автора.
Ориентируйтесь на базовые цели текстов. Цель повествования – рассказать о явлении, предмете, существующем во времени. В описании главное – описать предмет. Автор рассуждения ставит себе следующую цель: рассказать о проблеме, предмете, явлении со своей точки зрения, аргументировано доказать собственную позицию.