Бизнес

Авиация россии. Авиация россии Море как родная стихия

SEAT MULTIPURPOSE FIGHTER SU-30M2


МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30М2


Модернизированный самолет Су-30М2 создан в Компании «Сухой» на базе истребителя Су-30 (Су-30МК2), оптимизированного для нанесения ударов по наземным и надводным целям высокоточным оружием. От базовой версии Су-30М2 отличается увеличенной дальностью полета, а также более совершенным бортовым оборудованием.
Су-30М2 предназначен для завоевания господства в воздухе путем уничтожения пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов управляемыми ракетами средней дальности и ближнего воздушного боя, поражения надводных и наземных целей всеми видами вооружения, в первую очередь, высокоточным, при ведении автономных и групповых действий в любых метеоусловиях.
Основными особенностями самолета Су-30М2 являются модифицированная система управления вооружением с расширенными возможностями по поражению наземных и морских целей; новая система индикации в кабине экипажа на основе цветных многофункциональных жидкокристаллических индикаторов; улучшенная система навигации и радиосвязи; современная аппаратура бортового комплекса обороны; широкая номенклатура вооружения классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», размещаемого на 12-ти точках подвески; система дозаправки топливом в полете; усиленная конструкция планера и шасси, обеспечивающая эксплуатацию самолета с полной заправкой топливом и максимальной боевой нагрузкой при взлетной массе до 38 тонн.
В 2010 году завершены заводские лётные испытания первого серийного Су-30М2. По контракту 2009 года с Министерством обороны «Компания «Сухой» уже изготовила четыре двухместных истребителя Су-30М2, построенных на ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю.А. Гагарина» (ныне Комсомольский-на-Амуре авиационный завод — филиал «Компании «Сухой») и переданных ВВС России в 2010 году.

Компания «Сухой» в сентябре 2010 года завершила предъявительские (заводские) лётные испытания первого из четырех, предназначенных для ВВС России двухместных серийных многофункциональных истребителей Су-30М2. Они проходили на лётно-испытательной станции Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения им. Ю.А.Гагарина (КнААПО).
Государственный контракт на поставку министерству обороны РФ в 2010-2011 г.г. четырех самолетов этой серии был подписан на Международном авиакосмическом салоне «МАКС-2009». Там же были заключены госконтракты на поставку 48 новейших многофункциональных сверхманевренных истребителей Су-35С и 12 модернизированных Су-27СМ.
Авиационная база Южного военного округа, дислоцированная в Краснодарском крае, до конца 2011 года получила десять истребителей Су-30М2, до этого, в начале лета 2011 года авиабазе уже были поставлены два таких самолета. По контракту 2009 года ВВС России получили четыре первых истребителя Су-30М2 в 2010-2011 годах.
29 декабря 2012 года ОАО «Компания «Сухой» заключило контракт с Министерством обороны России на поставку 16 самолетов Су-30М2 в 2013-2015 годах.
В распоряжении Правительства России о предоставлении государственных гарантий по кредитам, привлекаемым организациями оборонно-промышленного комплекса для выполнения государственного оборонного заказа от 24 июля 2013 года, содержится информация о предоставлении гарантии на сумму более 3,5 млрд рублей со сроком кредита до конца 2017 года по контракту с ОАО «Компания «Сухой», заключенному 29 декабря 2012 года за номером З/4/1/4-13-ДОГОЗ. В материале указывалось, что информация о данном контракте «Сухого» ранее не обнародовалась в открытых источниках.
Согласно опубликованному годовому отчету ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) за 2012 год (часть первая — здесь), выясняется, что 29 декабря 2012 года ОАО «Компания «Сухой» заключило контракт с Министерством обороны России на поставку 16 самолетов Су-30М2 в 2013-2015 годах.
Самолет же Су-30М2 — это истребитель более универсального назначения. Он имеет возможность выполнять сразу две боевые задачи:
Вести воздушный бой
Поражать цели на земле и на море.
Таким образом модернизированному истребителю Су-30М2 вполне доступна и работа штурмовика.

Первые три истребителя Су-30М2 по контракту от декабря 2012 года были сданы ВВС России в конце 2013 года, еще восемь — в течение 2014 года, и три — в конце 2015 года. Таким образом, с учетом четырех Су-30М2, поставленных в 2010-2011 годах по контракту 2009 года, общее количество самолетов Су-30М2 в ВКС России достигло 20 машин.
Компания «Сухой» передала в войска в августе 2014 года в рамках выполнения гособоронзаказа 2014 года партию многоцелевых истребителей Су-30М2. На аэродроме ее филиала – Комсомольского-на-Амуре авиационного завода им. Ю.А.Гагарина (КнААЗ) – комиссия ВВС России проверила техническую документацию на боевые машины.
Военные летчики испытали их на земле и в воздухе. Новые самолеты вылетели к месту своей дислокации.
Исполняющий обязанности губернатора Севастополя Сергей Меняйло в сентябре 2014 года рассказал о том, что на аэродроме «Бельбек» размещены многоцелевые истребители Су-30 (в различных модификациях). Эти самолёты будут базироваться на Крымском полуострове в рамках программы по модернизации «Бельбека» в аэродром двойного назначения – как гражданского, так и военного.
РИА Новости сообщает о том, что общее число истребителей Су-30, которые размещены на «Бельбеке», составляет до 20 единиц.
Помимо самолётов Су-30 на аэродром «Бельбек» поставляется новейшее навигационное оборудование. Аналогичное оборудование будет размещено и в аэропорту Симферополя.

Авиаполк, базирующийся на аэродроме Бельбек под Севастополем, пополнился 14 боевыми самолетами. В ноябре 2014 года сюда из Краснодарского края прибыли десять истребителей Су-27СМ и четыре Су-30М2.
«Сегодняшний день станет знаменательным для всех нас, когда на нашу полосу осуществили посадку современные боевые самолеты, — отметил врио командующего 27-й смешанной авиационной дивизии Игорь Романов. — После нелегкой напряженной работы аэродром преобразился и стал одним и самых современных». Всего в авиаполку в Бельбеке теперь будет 24 боевых и шесть учебно-боевых самолетов. На аэродроме Бельбек базируется 62-й истребительный авиационный полк, который входит в состав 27-й смешанной авиадивизии. Он был создан в 1941 году в Ейске, в мае 1942 года принимал участие в обороне Севастополя. С 1947 постоянно базируется на Бельбеке, входил в состав войск ПВО Советского Союза.

Компания «Сухой» передала 10 октября 2014 года ВВС России в рамках установленного в этом году Министерством обороны единого дня приемки военного имущества от предприятий оборонной промышленности партию самолетов Су-35С и Су30М2. За церемонией передачи на аэродроме филиала компании «Сухой» - Комсомольского-на-Амуре авиационного завода им. Ю.А. Гагарина в режиме прямой видеоконференции наблюдал министр обороны РФ Сергей Шойгу, руководство военного ведомства.
Самолеты произведены в рамках государственных заказов на поставку ВВС РФ боевой авиационной техники, предусмотренных Государственной программой вооружения на 2011-2020 гг. Их реализация обеспечит глубокую модернизацию Военно-воздушных сил страны и гарантирует компании «Сухой» и предприятиям-смежникам высокую загрузку на длительную перспективу.
10 октября 2014 года 22-й гвардейский авиационный полк, базирующийся на военном аэродроме Центральная Угловая, получил новые самолеты. Два самолета Су-­30М2 совершили перелет из Комсомольска­-на-­Амуре и произвели посадку на юге Приморья.

В апреле 2016 года в аэропорту Новосибирска Толмачево были замечены совершившие промежуточную посадку при перелете из Комсомольска-на-Амуре в европейскую часть России два переданных ВКС России двухместных истребителя Су-30М2 новой постройки — машины с синими бортовыми номерами «89» и «90» (предположительные серийные номера 88522 и 88523).
Это последние два истребителя, построенные на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе (филиале ПАО «Компания «Сухой») по контракту от декабря 2012 года на поставку Министерству обороны 16 самолетов Су-30М2.
Последние два двухместных истребителя Су-30М2, построенные на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина (филиале ПАО «Компания «Сухой») по контракту от декабря 2012 года на поставку Министерству обороны 16 самолетов Су-30М2 пришли в ВКС в 2016 году. Самолеты с синими бортовыми номерами «89» и «90» (серийные номера 88522 и 88523) поступили в апреле 2016 года в состав 38-го истребительного авиационного полка 27-й смешанной авиационной дивизии 4-й армии ВВС и ПВО Южного военного округа на аэродроме Бельбек (Крым), однако фактически с лета 2016 года использовались в Летно-исследовательском институте имени М.М. Громова в Жуковском в качестве «спарок» для обучения китайского летного состава на самолеты Су-35.

Двухместные истребители Су-30М2 используются главным образом в качестве «спарок» в строевых частях ВКС России, оснащенных истребителями Су-27СМ и Су-35С. Согласно опубликованным сведениям, из 18 поставленных к началу 2016 года самолетов Су-30М2, восемь машин (красные бортовые номера «10», «20», «30», «50», «60», «70», «80» и «90») находятся в составе 3-го смешанного авиационного полка 1-й смешанной авиационной дивизии 4-й Краснознаменной армии ВВС и ПВО Южного военного округа на аэродроме Крымск (Краснодарский край), четыре (синие бортовые номера «45», «91», «92» и «93») — в составе 38-го истребительного авиационного полка 27-й смешанной авиационной дивизии 4-й Краснознаменной армии ВВС и ПВО Южного военного округа на аэродроме Бельбек (Крым), еще четыре (синие бортовые номера «40», «41», «42» и «43») — в составе 22-го истребительного авиационного полка 303-й гвардейской смешанной авиационной дивизии 11-й армии ВВС и ПВО Восточного военного округа на аэродроме Центральная Угловая (Приморский край), и два (красные бортовые номера «20» и «30») — в составе 23-го истребительного авиационного полка 303-й гвардейской смешанной авиационной дивизии 11-й армии ВВС и ПВО Восточного военного округа на аэродроме Дзёмги (Хабаровский край).
Предположительно, два последних сданных ВКС России истребителя Су-30М2 с синими бортовыми номерами «89» и «90», заснятые 7 апреля 2016 года в Толмачево, направлялись в состав 38-го истребительного авиационного полка в Бельбек (Крым).

МОДИФИКАЦИИ:
Су-30К (коммерческий) - коммерческий вариант двухместного истребителя-перехватчика на базе Су-27УБ с системами дозаправки топливом в полёте и спутниковой навигации (GPS). Первый полёт - 1993 год. Двигатели - АЛ-31Ф.
Су-30МК (модернизированный, коммерческий) - двухместный ударный самолёт, предназначенный для поставок на экспорт. Первый полёт - 1993 год. Двигатели с отклоняемым вектором тяги АЛ-31ФП, расширилась номенклатура вооружения: Р-77, Х-31, Х-29, Х-59М. Увеличена максимальная взлётная масса с 30 до 38,8 т, боевая нагрузка возросла с 4 до 8 т, назначенный ресурс планера с 2000 до 3000 часов, двигателя - с 900 до 1500 часов. Однако в сравнении с Су-27 лётные характеристики ухудшились: потолок с 18,5 до 17,5 км, дальность полёта - с 3500 до 3000 км, скорость с 2,35 до 2 Маха.
Су-30КН (коммерческий, новый) - двухместный истребитель на базе Су-30К с модернизированным составом БРЭО и РЛС с дополнительным автономным радиолокационным каналом с ФАР «Перо». Первый полёт - 1999 год. Установлен приёмник А-737 спутниковой навигационной системы с поддержкой ГЛОНАСС и NAVSTAR. В радиолокационную станцию Н001 добавлен вычислитель для новых режимов работы (картографирования земной поверхности и селекции движущихся целей). В обеих кабинах самолёта телевизионные экраны индикаторов прямой видимости заменены на жидкокристаллические цветные дисплеи МФИ-55, впоследствии на МФИ-68. В системе управления оружием (СУО) добавлен вычислитель МВК для сопряжения СУО с новыми управляемыми ракетами классов «воздух-воздух» и «воздух-земля» Р-77, Х-31, Х-59, Х-29.
Су-30МКК (модернизированный, коммерческий, китайский; Flanker-G) - версия Су-30МК для Китая. Двухместный истребитель с расширенными возможностями работы по наземным целям, БРЛС Н001М модернизирована в БРЛС Н001ВЭ. Двигатели - АЛ-31Ф. Первый полет 1999 г.
Су-30МКА (модернизированный, коммерческий, алжирский) — версия Су-30МК для Алжира.
Су-30МКИ (А) (модернизированный, коммерческий, алжирский) - версия Су-30МКИ для Алжира. Первый полёт - 2007 год. РЛС БРЛС Н011М.
Су-30МКИ (модернизированный, коммерческий, индийский; Flanker-H) - версия Су-30МК для Индии. Многофункциональный двухместный истребитель с передним горизонтальным оперением и двигателем с отклоняемым вектором тяги (АЛ-31ФП), с БРЭО производства в рамках международной кооперации Россия - Франция - Израиль - Индия, с новой БРЛС Н011М с пассивной фазированной антенной решеткой (ПФАР) и расширенным составом вооружения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
Су-30МКМ (модернизированный, коммерческий, малайзийский) - версия Су-30МК для Малайзии. Основана на версии Су-30МКИ. БРЛС Н011М.
Су-30МКВ (модернизированный, коммерческий, вьетнамский) - версия для Вьетнама.
Су-30МК2 (модернизированный, коммерческий, версия 2)- усовершенствованная версия Су-30МК. Первый полёт - 2002 год, двигатели - АЛ-31Ф. РЛС Н001. Вооружение: 6 РВВ-АЕ/Р-27/Р-73/Х-29/Х-31, контейнер РЭП. Экспортная цена - около $50 млн.
Су-30МК2V (Су-30МК2В)- версия Су-30МК2 для Венесуэлы.
Су-30М2 - версия Су-30МК2, предназначенная для ВВС России. В 2010 году завершены заводские лётные испытания первого серийного Су-30М2.
Су-30СМ - (серийный модернизированный) Су-30МКИ, предназначенный для ВВС России. Первый полет 21 сентября 2012. С 2013 начнутся летные испытания самолета

Высокоманевренный многоцелевой двухместный боевой самолет Су-30МК, выпускаемый ОАО «Корпорация «Иркут» с 2002 года, входит в число самых совершенных и востребованных истребителей в мире.

Самолет способен поражать высокоточным оружием воздушные, наземные и надводные цели в одном боевом вылете, действуя на значительном удалении от базы, в любую погоду и время суток в условиях информационного и огневого противодействия противника.

Объем выполняемых ОАО «Корпорация «Иркут» заказов на Су-30МК превысил 330 самолетов. Свои выдающиеся возможности самолет подтвердил в ходе эксплуатации в составе ВВС Индии, Малайзии и Алжира.

Истребители Су-30МК, оснащенные бортовым радиолокатором с фазированной антенной решеткой, двигателями с управляемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением серийно производятся на Иркутском авиационном заводе - филиале ОАО «Корпорация «Иркут».


Уникальный спектр решаемых задач:

  • Уничтожение воздушных целей, включая современные и перспективные истребители, в операциях по завоеванию господства в воздухе.
  • Отражение массированных налетов разнородных сил противника, в том числе, крылатых ракет, в ходе прикрытия войск и объектов инфраструктуры от ударов с воздуха.
  • Сопровождение ударных авиационных группировок в условиях массированного информационного и огневого противодействия противника.
  • Уничтожение наземных подвижных и стационарных целей в ходе решения задач изоляции района боевых действий, поражения объектов войск и тыла противника.
  • Уничтожение надводных кораблей противника на океанских и морских театрах военных действий.
  • Противодействие системам радиоэлектронной борьбы с использованием развитого бортового комплекса РЭБ.
  • Дальнее обнаружение целей, обеспеченное уникальной бортовой радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой.
  • Оперативное управление группой самолетов, выполняющих совместную задачу, благодаря развитой системе связи и наличию второго члена экипажа.
  • Подготовка летного состава, в том числе, применение авиационного вооружения, благодаря дублированию органов управления самолетом.
  • Расширение возможностей самолета в ходе модернизации и определении облика усовершенствованных вариантов самолета Су-30М.

Первый сверхманевренный:

  • Су-30МК – первый в мире серийный боевой самолет, обладающий сверхманевренностью, то есть способностью выполнять на больших углах атаки уникальные маневры для завоевания превосходства в ближнем бою и отражения ракетных атак.
  • Аэродинамическая схема Су-30МК – триплан, неустойчивый в продольном канале. Для увеличения подъемной силы и повышения маневренности на самолете установлено переднее горизонтальное оперение, которое автоматически отклоняется для обеспечения устойчивого полета на больших углах атаки.
  • Су-30МК – первый в мире серийный истребитель горизонтального взлета/посадки, оснащенный двигателями с поворотными соплами Дифференциальное отклонение на углы до ± 15 градусов двух осесимметричных сопел двигателей АЛ-31ФП, оси поворота которых расположены под углом 32 градуса друг к другу, позволяет управлять вектором тяги по тангажу и рысканию. В зависимости от предстоящего маневра, сопла могут отклоняться синхронно с горизонтальным хвостовым оперением или раздельно от него.
  • Существенный вклад в повышение маневренности самолета вносит интегральная аэродинамическая компоновка и электронная система дистанционного управления.
  • Уникальные маневренные возможности самолета, помимо увеличения боевых возможностей, существенно повышают безопасность полетов.

Фазированная антенная решетка:

  • Су-30МК – первый в мире экспортный истребитель, оснащенный бортовой радиолокационной станцией (БРЛС) с фазированной антенной решеткой (ФАР).
  • Радиолокационный прицельный комплекс, основу которого составляет БРЛС с ФАР, способен обнаруживать и сопровождать до 15 воздушных целей и одновременно атаковать до четырех из них.
  • Интегрированный комплекс бортового оборудования имеет открытую архитектуру, что позволяет наращивать его функциональные возможности.
  • Система нашлемного целеуказания, индикация на лобовом стекле, многофункциональные жидкокристаллические цветные индикаторы с возможностью микширования изображения обеспечивают экипажу высочайший уровень ситуационной осведомленности.
  • Интегрированный оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс с лазерной инерциально-навигационной системой и приемником спутниковой навигации (совместим с ГЛОНАСС и NAVSTAR) обеспечивает высокую точность полета по маршруту и выходы в район цели.
  • Самолет обладает возможностью автоматизированного полета на различных режимах, включая полет на малой высоте, а также при индивидуальном или групповом боевом применении против воздушных, наземных и надводных целей.
  • Система автоматического управления, связанная с навигационной системой, обеспечивает полет по маршруту, подход к цели, возврат на аэродром и заход на посадку в автоматическом режиме.
  • Возможности по обнаружению и поражению малоразмерных наземных целей расширяются за счет установки контейнеров с инфракрасной и лазерной прицельной аппаратурой.

  • Уникальное соотношение дальности и боевой нагрузки позволяет Су-30МК решать задачи, недоступные для большинства современных многофункциональных истребителей.
  • Большой запас топлива, наряду с возможностью дозаправки в воздухе, обеспечивают выдающийся радиус действия в классе истребителей.
  • Боевая нагрузка Су-30МК общим весом до 8000 кг размещается на 12 узлах подвески.
  • Широкий спектр вооружения в сочетании с современным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования обеспечивает:
  • - поражение воздушных целей, в том числе, с малой радиолокационной заметностью, в ближнем бою;
  • - успешное ведение упреждающих воздушных боев на дальних дистанциях;
  • - поражение наземных и надводных объектов при помощи управляемого и неуправляемого оружия на тактической и оперативной глубинах обороны противника.
В состав вооружения Су-30МК входят:
  • - управляемые ракеты «воздух-воздух» РВВ-АЕ, Р-27Р (ЭР) с радиолокационными головками наведения;
  • - управляемые ракеты «воздух-воздух» Р-27Т (ЭТ), Р-73Э с ИК головками самонаведения;
  • - сверхзвуковые управляемые ракеты «воздух-корабль» Х-31А и «воздух-РЛС» Х-31П;
  • - управляемые ракеты средней дальности с телевизионно-командной системой наведения Х-59МЭ;
  • - ракеты класса «воздух-земля» Х-29ТД (Л);
  • - высокоточные корректируемые бомбы КАБ-500Кр, КАБ-1500Кр (ОД, ЛГ);
  • - широкий спектр неуправляемых авиационных бомб и бомбовых кассет;
  • - неуправляемые авиационные ракеты С-25ОФМ, С-13, С-8;
  • - встроенная пушечная установка ГШ-301.
В состав вооружения Су-30МК могут быть интегрированы перспективные средства авиационного поражения, в том числе, сверхзвуковые крылатые ракеты повышенной дальности.

Модификации:

  • Су-30К (коммерческий) — коммерческий вариант двухместного истребителя-перехватчика на базе Су-27УБ с системами дозаправки топливом в полёте и спутниковой навигации (GPS, ГЛОНАСС). Первый полёт - 1993 год. Двигатели - АЛ-31Ф. Ограниченный внутренний объем самолёта не позволяет разместить все оборудование на борту, что влечет за собой размещение части аппаратуры в контейнерах на внешних узлах подвески. К ним относятся системы лазерного дальнометрирования и целеуказания для применения управляемого оружия с лазерными ГСН и тепловизионная - для обнаружения целей в инфракрасном диапазоне, позволяющая работать ночью и в сложных метеоусловиях. Самолёт оснащен катапультируемими креслами К-36ДМ, установленными с наклоном 30°. По своим боевым характеристикам Су-30К может дополнительно применять по морским и наземным целям высокоточное управляемое оружие класса "воздух-поверхность" с дальностью пуска до 250 км. Широкая номенклатура вооружения, способность не только вести воздушный бой, но и атаковать наземные и морские цели. Су-30К получили возможность дополнительно применять высокоточное тактическое оружие класса воздух-поверхность - противокорабельные ракета Х-31А, ракеты подавления средств ПВО Х-31П, ракеты дальнего телевизионного наведения Х-59М и ракеты ближнего действия Х-29Т, корректируемые авиабомбы КАБ-500 и КАБ-1500. Одновременно повышена эффективность решения задачи завоевания превосходства в воздухе за счёт применения ракеты с АГСН РВВ-АЕ.
  • Су-30МК (модернизированный, коммерческий) - двухместный ударный самолёт, предназначенный для поставок на экспорт. Первый полёт - 1993 год. Расширилась номенклатура вооружения: Р-77, Х-31, Х-29, Х-59М. Увеличена максимальная взлётная масса с 30 до 38,8 т, боевая нагрузка возросла с 4 до 8 т, назначенный ресурс планера с 2000 до 3000 часов, двигателя - с 900 до 1500 часов. Однако в сравнении с Су-27 лётные характеристики ухудшились: потолок с 18,5 до 17,5 км, дальность полёта - с 3500 до 3000 км, скорость с 2,35 до 2 Маха.
  • Су-30МКИ (модернизированный, коммерческий, индийский; Flanker-H ) - версия Су-30МК для Индии. Первый полёт прототипа - 1997 год. Многофункциональный двухместный истребитель с передним горизонтальным оперением и двигателем с отклоняемым вектором тяги (АЛ-31ФП), с БРЭО производства в рамках международной кооперации Россия - Франция - Израиль - Индия, с новой БРЛС Н011М с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) и расширенным составом вооружения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
  • Су-30КН (коммерческий, новый) - двухместный истребитель на базе Су-30К с модернизированным составом БРЭО и РЛС с дополнительным автономным радиолокационным каналом с ФАР «Перо». Первый полёт - 1999 год. Установлен приёмник А-737 спутниковой навигационной системы с поддержкой ГЛОНАСС и NAVSTAR. В радиолокационную станцию Н001 добавлен вычислитель для новых режимов работы (картографирования земной поверхности и селекции движущихся целей). В обеих кабинах самолёта телевизионные экраны индикаторов прямой видимости заменены на жидкокристаллические цветные дисплеи МФИ-55, впоследствии на МФИ-68. В системе управления оружием (СУО) добавлен вычислитель МВК для сопряжения СУО с новыми управляемыми ракетами классов «воздух-воздух» и «воздух-земля» Р-77, Х-31, Х-59, Х-29.
  • Су-30МКК (модернизированный, коммерческий, китайский; Flanker-G ) - версия Су-30МК для Китая. Двухместный истребитель с расширенными возможностями работы по наземным целям, БРЛС Н001М модернизирована в БРЛС Н001ВЭ. Двигатели - АЛ-31Ф. Первый полёт 1999 г.
  • Су-30МКА (модернизированный, коммерческий, алжирский) - версия Су-30МК для Алжира. Первый полёт - 2007 год. РЛС БРЛС Н011М.
  • Су-30МКМ (модернизированный, коммерческий, малайзийский) - версия Су-30МК для Малайзии. Основана на версии Су-30МКИ. БРЛС Н011М.
  • Су-30МКВ (модернизированный, коммерческий, вьетнамский) - версия для Вьетнама.
  • Су-30МК2 (модернизированный, коммерческий, версия 2)- усовершенствованная версия Су-30МК. Первый полёт - 2002 год, двигатели - АЛ-31Ф. РЛС Н001. Вооружение: 6 РВВ-АЕ/Р-27/Р-73/Х-29/Х-31, контейнер РЭП.
  • Су-30МКV - версия Су-30МК2 для Венесуэлы.
  • Су-30М2 - версия Су-30МК2, предназначенная для ВВС России. В 2010 году завершены заводские лётные испытания первого серийного Су-30М2.
  • Су-30СМ - (серийный модернизированный) Су-30МКИ, предназначенный для ВВС России. Первый полёт 21 сентября 2012. С 2013 начнутся летные испытания самолёта. По состоянию на 2014 год, для ВВС России заказано 60 Су-30СМ (поставлено 16 машин - 3 в ГЛИЦ им. Чкалова, 3 - в Липецкий авиацентр, 10 - на авиабазу Домна под Читой), для ВМФ России - 5 машин.

На экспортных модификациях Су-30 широко применяется оборудование иностранного производства - бортовые компьютеры, навигационное оборудование и т. д. ОКБ «Сухой» сотрудничает с поставщиками из Франции, Индии, Израиля.

Летно-технические характеристики

Взлетный вес (нормальный/максимальный), кг 26 090 / 34 000
Запас топлива, удельный вес 0,785 г/куб. см (нормальный/максимальный), кг 5 270 / 9 400
Максимальная длина разбега с нормальным взлетным весом (на форсаже), м 550
Максимальная длина пробега с нормальным посадочным весом, с тормозным парашютом, м 750
Максимальная скорость у земли, км/ч 1 350
Двигатель: 2 × ТРДДФ «АЛ-31Ф
Тяга: максимальная бесфорсажная: 2 × 7770 кгс; на форсаже: 2 × 12500 кгс
Дальность полёта: у земли: 1270 км; на высоте: 3000 км; боевой радиус: 1500 км
Продолжительность полёта 3,5 ч (без дозаправок)
Практический потолок: 17300 м
Скороподъёмность: 13800 м/мин (230 м/с)
Экипаж: 2 человека
Длина: 21,9 м
Размах крыла: 14,7 м
Высота: 6,36 м
Площадь крыла: 62 м²

Видео

Су-30 – российский двухместный истребитель поколения «4+». Отличается сверхвысокой маневренностью и предназначен для контроля воздушного пространства. Способен выполнять задачи в любых метеорологических условиях против воздушных, морских и наземных целей, может управлять групповыми действиями других самолетов.

Фото Су-30СМ в полёте.

История создания

Основой для разработки послужил истребитель Су-27 . Разработка прототипа началась в 1986 году. Перед конструкторами стояла задача увеличить время нахождения самолета в воздухе и дальность полета, для чего машину оснастили возможностью дозаправки в воздухе, а кабину пилотов модернизировали. Кроме того, разрабатывалась новая система управления вооружением.

Опытные полеты первых прототипов, с целью тестирования новых систем, проводились с 1987 по 1989 год. Полет серийного Су-30 состоялся в 1992 году, после чего новый двухместный истребитель приняли на вооружение ВВС России.


Фото: пара Су-30СМ в полёте.

Красивое фото полёта Су-30.

Особенности

Характерная черта самолета – наличие двух членов экипажа. При этом летчик пилотирует машину и контролирует оружие ближнего боя, а оператор осуществляет общую навигацию полета и контроль за обстановкой в районе действия истребителя. Также оператор управляет системой РЛО самолета и имеет возможность руководить действиями других машин, действующих в группе с Су-30.

Для выполнения возложенных на истребитель задач, он оснащен следующими системами:

  • система дозаправки топливом в воздухе, расположенная впереди пилотской кабины;
  • специальная система жизнеобеспечения пилотов;
  • индикатор тактической обстановки, позволяющий управлять действиями самолетов в группе;
  • система дальней навигации.

Система дистанционного управления позволяет контролировать двигательный вектор тяги, что, вместе с общей аэродинамической схемой истребителя, дает ему уникальную маневренность.

Су-30 способен развивать скорость до 1350 км/ч вблизи земли, а на высотах до 2125 км/ч. Дальность полета 3500 км (без учета дозаправки в воздухе), а потолок 17,3 км.

Су-30 ВМФ России.

Су-30СМ.

Фотография Су-30.
Истребитель Су-30: качественное фото.

Су-30: фото сверху крупным планом.

Су-30: фото крупным планом.

Су-30: фото с нижнего ракурса.

Вооружение

Су-30 имеет 12 точек подвеса ракетного вооружения и может нести до 10 тонн боевой нагрузки. Для боя на ближней дистанции имеются 6 ракет малой дальности Р-73 с тепловыми самонаводящимися головками и авиационная 30 мм пушка. Для поражения целей на средних дистанциях Су-30 располагает 6-ю ракетами «воздух-воздух» (управляемыми). Кроме того, самолет может нести 500-т и 250-ти килограммовые бомбы (по 8 и 28 штук соответственно).

Су-30 тормозит парашютами.


Фото: истребитель Су-30 взлетает.

Пара Су-30 и пара Су-27 в полёте.

Модификации

  • Су-30К – базовая модификация.
  • Су-30МК – экспортный вариант самолета, в котором были увеличены масса боевой нагрузки, ресурсы двигателя и планера.
  • Су-30МКИ – вариант для ВВС Индии.
  • Су-30КН – модернизированы и улучшены возможности РЛС индикаторов тактической обстановки.
  • Су30-МКК – вариант для ВВС Китая. Улучшено вооружение для работы по наземным целям.
  • Су30-СМ – новейшая модификация для ВВС России, созданная в 2012 году.

Существует еще ряд модификаций самолета для поставок в Алжир, Вьетнам, Малайзию и Венесуэлу.

В серии показательных боев, проведенных истребителями Су-30 вооруженных сил Индии, самолет показал абсолютное превосходство над F-15 и F-16 в 2005 году (смотрите фото F-15 и фото F-16), а также над европейским истребителем «Тайфун» в 2015 году.

Су-30М2 – ударный самолет с большой дальностью полета. Создан на базе истребителя Су-30 (Су-30МК2), оптимизированного для нанесения ударов по наземным и надводным целям высокоточным оружием. От базовой версии Су-30М2 отличается увеличенной дальностью полета, а также более совершенным бортовым оборудованием. Самолет способен развивать скорость до 2,1 тысячи километров в час, а его боевой радиус превышает 1,5 тысячи километров. Су-30 вооружен 30-миллиметровой пушкой и имеет 12 точек подвески для ракет и бомб.

По контракту 2009 года с Министерством обороны «Компания «Сухой» уже изготовила четыре двухместных истребителя Су-30М2, построенных на ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю.А. Гагарина» (ныне Комсомольский-на-Амуре авиационный завод – филиал «Компании «Сухой») и переданных ВВС России в 2010 году.

В распоряжении Правительства России о предоставлении государственных гарантий по кредитам, привлекаемым организациями оборонно-промышленного комплекса для выполнения государственного оборонного заказа от 24 июля 2013 года, содержится информация о предоставлении гарантии на сумму более 3,5 млрд рублей со сроком кредита до конца 2017 года по контракту с ОАО «Компания «Сухой», заключенному 29 декабря 2012 года за номером З/4/¼-13-ДОГОЗ. В материале указывалось, что информация о данном контракте «Сухого» ранее не обнародовалась в открытых источниках.

Согласно опубликованному годовому отчету ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) за 2012 год (часть первая – здесь), выясняется, что 29 декабря 2012 года ОАО «Компания «Сухой» заключило контракт с Министерством обороны России на поставку 16 самолетов Су-30М2 в 2013—2015 годах.

Самолет же Су-30М2 – это истребитель более универсального назначения. Он имеет возможность выполнять сразу две боевые задачи:
Вести воздушный бой
Поражать цели на земле и на море.


ХАРАКТЕРИСТИКИ

Максимальная взлётная масса: около 35000 кг
Длина: 21,94 м
Размах крыла: 14,7 м
Высота: 6,36 м
Максимальная скорость, км/ч 2100
Боевой радиус действия, км 1500
Экипаж: 2 человека

ВООРУЖЕНИЕ
Управляемые ракеты класса «воздух-воздух» и «воздух – поверхность»
Боевая нагрузка: 8000 кг
12 точек подвески для ракет и бомб
30-мм пушка ГШ-301

В пятницу, 10 октября, 22-й гвардейский авиационный полк, базирующийся на военном аэродроме Центральная Угловая, получил новые самолеты. Два самолета Су-­30М2 совершили перелет из Комсомольска­-на-­Амуре и произвели посадку на юге Приморья.

Су-30М2 имеют новейшую авиационную «начинку». Они стали очередной партией самолетов в процессе перевооружения авиаполка. В перспективе планируется полностью заменить авиапарк, состоящий из самолетов Су­-27СМ, на авиационную технику поколения 4++.

Компания "Сухой" передала в войска в рамках выполнения гособоронзаказа 2014 г. партию многоцелевых истребителей Су-30М2. На аэродроме ее филиала - Комсомольского-на-Амуре авиационного завода им.Ю.А. Гагарина (КнААЗ), комиссия ВВС России проверила техническую документацию на боевые машины. Военные лётчики испытали их на земле и в воздухе. Новые самолеты вылетели к месту своей дислокации.
1.

В этом году военно-воздушным силам будут переданы еще несколько Су-30М2.
2.

Су-30М2 предназначен для завоевания господства в воздухе путем уничтожения пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов управляемыми ракетами средней дальности и ближнего воздушного боя, поражения надводных и наземных целей всеми видами вооружения, в первую очередь высокоточным, при ведении автономных и групповых действий в любых метеоусловиях.
3.

Самолет может использоваться для обучения летного состава технике пилотирования и применения авиационных средств поражения. Наличие второго члена экипажа снижает нагрузку на летчика при выполнении боевых заданий с применением управляемого оружия большой дальности, в ночных операциях, а также в продолжительных полетах с дозаправкой топливом в воздухе.
4.

Основными особенностями самолета Су-30М2 являются модифицированная система управления вооружением с расширенными возможностями по поражению наземных и морских целей; новая система индикации в кабине экипажа на основе цветных многофункциональных жидкокристаллических индикаторов; улучшенная система навигации и радиосвязи; современная аппаратура бортового комплекса обороны; широкая номенклатура вооружения классов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность", размещаемого на 12-ти точках подвески; система дозаправки топливом в полете; усиленная конструкция планера и шасси, обеспечивающая эксплуатацию самолета с полной заправкой топливом и максимальной боевой нагрузкой при взлетной массе до 38 тонн.
5.

Система управления вооружением самолета Су-30М2 обеспечивает обнаружение, сопровождение и уничтожение авиационными средствами поражения воздушных, наземных и морских целей в любых погодных условиях днем и ночью.
6.

Новый многоцелевой истребитель Су-30 М2 совершает посадку на военном аэродроме "Центральная Угловая" в Приморском крае.
7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Пилоты нового многоцелевого истребителя Су-30 М2 выходят после посадки на военном аэродроме "Центральная Угловая"
15.

16.

Экипажи новых многоцелевых истребителей Су-30 М2 после посадки на военном аэродроме "Центральная Угловая"
17.

18.

19.

20.

21.

22.

Недавно на базе истребительного полка авиационного гарнизона Центральная Угловая проводился сбор летчиков двух соединений ВВС и ПВО Восточного военного округа. В сборе задействовано около тридцати экипажей авиационных истребительных частей из Хабаровского и Приморского краев.
23.

Интенсивная подготовка летных экипажей завершилась совместными боевыми ракетными стрельбами на территории воздушного полигона «Золотая долина».
24.

Авиационные инженеры осматривают новый многоцелевой истребитель Су-30 М2 на военном аэродроме "Центральная Угловая"
25.

По словам командира авиационной части, полковника Александра Одуева, интенсивность полетов по сравнению с этим же периодом прошлого года возросла, и офицеры-­выпускники прошлого года участвовали в полетах с практическим применением ракетного вооружения.По результатам учений все молодые летчики допущены к несению боевого дежурства по противовоздушной обороне, а поступление новой техники позволит им совершенствовать свои профессиональные качества.
26.

Тематические репортажи у меня в блоге:
-----
(07 августа 2012) 22-й Гвардейский авиаполк: 94 года на защите неба над Владивостоком
Внебе над Владивостоком в последнее время существенно увеличилась интенсивность полетов истребителей российских ВВС - в рамках плановой боевой подготовки пилоты отрабатывают маршруты обеспечения безопасности предстоящего саммита АТЭС.


12 августа в России будут отмечать День Военно-Воздушных сил. В преддверии праздника организовали поездку на авиабазу "Центральная-Угловая". На вооружении данного подразделения стоит сразу 3 вида самолетов: истребители «Су-27СМ», «Су-30» и высотные перехватчики «МиГ-31». Эти самолеты позволяют заглянуть в любой, даже самый отдаленный уголок приграничья. Летчики-истребители несут круглосуточное боевое дежурство, и в любую минуту их самолеты готовы подняться в небо.
-----
(8 сентября 2014) Авиабаза Центральная Угловая приняла эстафету масштабных учений МТО ВВО

В четверг, 4 сентября, в Приморском крае продолжились масштабные учения системы материально-технического обеспечения Восточного военного округа. В этот день состоялся третий этап учений - на сей раз выполнять боевые задачи перед высокопоставленными гостями из всех военных округов России выпало дальневосточной авиации.

--
Спасибо за внимание!
--
-Использование фотоматериала разрешается только при моем личном согласии.
-Если вы используете фотографии в некоммерческих целях не забывайте ставить активную ссылку на мой журнал.
-Все снимки, размещенные в этом журнале, моего авторства, если не написано обратное.
-Текстовое описание объектов использовано из открытых источников
smitsmitty