Развитие бизнеса

Виды композиций городецкой росписи. Городецкая роспись

МБОУ Локотская средняя общеобразовательная школа №1 имени П.А. Маркова

Мастер-класс по теме:

«Городецкая роспись»

(РМО учителей изобразительного искусства)

Подготовила и провела:

изобразительного искусства

Мурадян С.В.

Локоть – 2016

Дата: 28 .0 4 .2016 г.

Тема: «Городецкая роспись»

Задачи: Формировать эстетический вкус, расширять фантазийное мышление.

Цель: Научить всех желающих: воспитателей, педагогов, родителей основным приёмам Городецкой росписи.

Используемые техники исполнения:

Копирование: эту технику применяют в Городецкой росписи. Рисование с использованием шаблонов. Для кого- то копирование становится только начальным этапом, а кто - то останавливается и пользуется этим приёмом. В Городецкой росписи всё основано на окружностях. Главная суть рисовать от большого к меньшему.

Слайд 1.

Успех школьников во многом зависит от организации учебного процесса на уроках, от выбора учителем форм взаимодействия с учениками.

Применение активных форм обучения и воспитания способствует:

Формированию у детей позитивного отношения к обучению, уверенности в своих силах;

Формированию положительного настроя в общении;

Пробуждения интереса к познанию;

Становлению собственных способов деятельности и способов сотрудничества.

Изучив особенности психологии детей, их ведущие потребности, и исходя из своих собственных предпочтений и из того, что в современном мире все больше внимания уделяется формированию национально-культурного мировоззрения, в качестве материала для мастер-класса выбрала русский народный художественный промысел – городецкую роспись .

Слайд 2.

На уроках изобразительного искусства учащиеся входят в удивительный мир красоты, осваивая его целостно и во взаимосвязи с окружающей действительностью. На этапе обучения учащихся декоративно-прикладное искусство выступает как один из способов художественного освоения ребенком мира.

Почему же я из множества народных промыслов отдаю предпочтение городецкой росписи? Городецкая роспись отличается своим неповторимым изобразительным языком, выражающимся в символах, особенностях трансформации природных мотивов и насыщенной цветовой гамме. Любимые фоны – ярко-зеленый или напряженно красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие городецкого колорита. В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов. Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен – от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна, поэтому она очень обобщена и проста по приемам.

Слайд 3.

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

Слайд 4. Основные элементы росписи.

Основными элементами Городецкой росписи являются точки, скобки, круги, дуги, капли, спирали, штрихи. В ходе создания узора происходит нанесение элементов на поверхность изделия.

Слайд 5. Копирование – обязательный элемент.

Копирование обязательный момент в изучении росписи. Для кого-то оно становиться только этапом, а кто-то останавливается на нём.

Слайд 6. Розан и ромашка.

Слайд 7. «Купавка и бутон»

Слайд 8. «Ягодки и бубенчики»

Слайд 9. «Листья и кустики»

Слайд 10. «Основы композиции»

Существует три вида композиции в Городецкой росписи:
- цветочная роспись;
- цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»;
- сюжетная роспись.

Слайд 11. «Симметричная композиция»

«Букет» - изображается симметрично. Как правило, пишется на разделочных досках или блюдах. Небольшие букетики из одного - трех цветков можно увидеть на мелких изделиях, таких, как коробочки, стаканчики, солонки. «Гирлянда» - представляет собой один или два крупных цветка в центре и расходящиеся в стороны более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках).

Слайд 12. «Антисимметричная композиция»

Удивительно красиво и цельно выглядит такой орнамент на декоративных блюдах, где четко определяется центр.

Слайд 13. «Птицы волшебного сада»

Городецкая птица воплощает семейное счастье и благополучие, а конь – богатство.

Слайд 14. «Конь вороной»

Мотива «петух» или «конь» трактуется как вестник солнца, пожелание счастья, удачи, успеха. Парное изображение «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье счастья и множества детей.

Для проведения мастер-класса я выбрала стихотворную форму, что, на мой взгляд, помогает заинтересовать детей учебным материалом и создать особую атмосферу в творческом процессе.

    Приветствие.

Слайд 14.

Здравствуйте, дорогие друзья,

Сегодня мастер-класс

Проведу для вас я.

Роспись городецкая

Всем давно известная.

Вы, коллеги, в мастерской.

В мастерской, да не простой!

    Обращение к наглядному материалу.

Слайд 15.

Здесь работы мастеров.

Городец! Взгляни - каков!

Донца, прялки и посуда,

Сундуки, подносы, блюда.

Я – Светлана – мастерица,

Предлагаю потрудиться.

Взяв сегодня кисти в руки,

Прикоснемся мы к науке.

Я движенья покажу,

Все, что нужно расскажу.

Вы за мной все повторяйте,

С цветом тоже поиграйте.

    Практическая работа учащихся, выполняющаяся синхронно с педагогом.

Слайд 16.

Кисть берем сейчас большую,

Нам не надо брать другую.

Цвет любой смешайте с белым.

Краски смешивай умело.

Выбирая цвет себе,

Выбирайте по душе:

Синий – холодом играет,

Красный солнце зажигает,

А хотите – вот другой,

Белый с синим – голубой.

Слайд 17.

Мы рисуем три цветка,

Три веселых огонька.

Вот кружочки в центре блюда,

Возникают ниоткуда.

К ним добавим мы листвы:

Цвет – зеленый, цвет травы.

У цветка по два листочка.

Вроде все! Но здесь не точка!

Слайд 18.

Можно два листка добавить

И сюжет другой представить.

Ведь цветы всегда различны,

Очень ярки, необычны.

Посмотрите на примеры,

Выбор ваш не знает меры.

Слайд 19.

Просмотр рисунков.

Слайд 20.

Слайд 23. Выполненная работа

В городецком фольклоре - песнях, чатушках, свадебных припевках часто упоминаются ягодки и виноград. Любят их писать и городецкие живописцы. Невоозможно собрать воедино все городецкие ягодки: у каждого мастера постоянно рождаются новые образы. Наиболее удачные прививаются, становятся традиционными.

Чтобы нарисовать ягодку, нужно взять кисть среднего размера, насытить ее краской и повернуть вокруг своей оси - в результате должен получиться аккуратный цветной кружок. Чем правильнее положение кисти, чем свободнее и ритмичнее движения руки, тем более "городецкой" получится ягодка.

Работая над этим мотивом, стоит попробовать как можно больше цветовых вариантов. Городецкие мастера пишут ягодки самых разных цветов - от красного до светло-коричневого и фиолетового. Цветные кружки разного размера - это основа написания многих растительных форм: от простых ягодок до более сложных ромашек, купавок и даже знаменитых городецких роз.

На рисунке видно, как по-разному можно решить отдельные ягодки и веточки с двумя, тремя и четырьмя разными элементами, построенными на основе все той же ягодки.

Из мелких ягодок постепенно, шаг за шагом, формируется кисть винограда: вокруг центрального кружка пишут шесть одинаковых ягодок и еще две - одна под другой. Так получается живописная основа - замалевка - виноградной кисти. Следующим этапом работы будет отделка каждой ягодки краплачными и белильными скобочками, придающими ей декоративную завершенность и обхемность. Разделки наносят следующим образом: сначала в центре ягодки ставят краплачную точку, затем, обрамляя ее, пишут три концентрические скобочки, расходящиеся от точки, как круги по воде, затем рядом с краплачной ставят точку белилами и вторую половинку ягодки украшают белильными скобочками. И вот перед нами гроздь спелых темно-красных ягод, а чтобы окончательно оформить ее, мастер пишет между ягодами тонкую решеточку из волнистых зеленых стебельков. Делая разживку, часто окружают каждую ягодку мелкими белильными или темными точками. От этого городецкий виноград становится поистине сказочным!

Последовательность изображения грозди винограда

Задание 1. "Гроздь винограда". Знакомство с традиционным городецким мотивом - "гроздь винограда".

Организация занятия. С детьми следует рассмотреть городецкие изделия, в росписи которых встречается элемент "гроздь винограда". Внимательно рассмотреть и запомнить каждый этап изображения данного элемента.

Выполнение задания. На схеме выше показана последовательность рисования "грозди винограда". Ниже предлагается бланк для самостоятельной работы. Обратите внимание на то, что каждая гроздь имеет свою оживку.

Задание 2. "Декоративное блюдо". Освоение росписи городецкого мотива - "гроздь винограда".

Выполнение задания. Необходимо закончить панно. Нижняя часть рисунка должна быть симметрична верхней.

Ветки с ягодами. Мелкие букеты

Красные гроздья рябины и калины, круглые синие ягоды черники и продолговатые ягоды голубики, кустики с мелкими красными ягодами, напоминающими клюкву, в работах городецких художников преобразуются в яркие фантастические формы.

Эти сюжеты - необходимая часть городецкого декора. Именно они позволяют организовать, дополнить композицию. Тут веточка с синими ягодами совершенно необходима для украшения стульчика, там - чтобы вдруг прорасти под копытами стремительного городецкого коня или задеть за край зонтика прогуливающейся в саду городецкой щеголихи. Двухцветные ромашки в окружении зеленых листьев заполняют уголки прямоугольной разделочной доски или декоративного панно, гирляндой цветов стелется земля под ноги героев русских сказок, мелкие цветы и листья украшают стены городецкого дома, делают сказочными резные игрушки.

На рисунке показаны примеры построения небольших букетов из двух, трех и пяти цветков, обрамленных бутонами и листьями. Каждый из них демонстрирует мастерское владение всем разнообразием кистевых приемов, свободное и органичное размещение каждой цветочной формы, каждой детали росписи.

Правила построения букета

Как правило, построение букета, гирлянды или ветки начинается с нанесения основных цветовы пятен - двух или трех разноцветных кружков. Затем вокруг них как бы разрастаются листья и бутоны. Но в данном случае можно предположить, что работа мастера была подобна работе самой природы: сначала появились кустики, из которых выросли сказочные цветы, бутоны и ягоды.

Этот рисунок уникален. Какзалось бы, небольшой рисунок, но сколько материала для постижения красоты городецкой цветочной росписи от самых простых до самых сложных ее элементов. Здесь и разнообразные листья, и ромашки, и купавки, и розы, и довольно редкие в городецкой росписи колокольчики. Но интересны не только формы цветов и их разделки, но и композиционное построение букетов, их легкость, декоративная роль просветов фона. Художница собирает букет, не утяжеляя его, она придает объемность цветам, постоянно помня плоскости, на которой написан букет.

Первый букет составлен из кустика с разными листиками, двух пестрых ягодок и высокого вертикального побега с бутонами голубых цветов. Бутоны и веточки-колоски, завершающие композицию, - элементы росписи, ранее не встречавшиеся нам. Эти новшества введены в композицию очень тактично, так, что стилистическая целостность росписи не нарушается.

Ниже - очень схожий с первым цветочный мотив, но трактован он по-иному: иной кустик, по-иному написаны ягоды (например, концентрические скобочки сочетаются с диагональной штриховкой). Голубые бутоны, обрамляя бело-желтую ромашку, придают букету новый характер.

Самая большая ветвь имеет легкий изгиб. Начинается она с трилистников, похожих на листья земляники, но из них вырастает не ягода, а фантастическая роза - довольно крупная и даже по-своему монументальная. Следующие ярусы декоративной ветви все больше облегчаются, становятся прозрачнее, воздушнее. На верхушке - прекрасный розовый колокольчик, окруженный бутонами.

Список литературы

Городец – это небольшой город в нижегородской области. Именно там почти 2 века назад зародилось традиционное искусство, которое сейчас принято назвать «городецкой росписью». Первые образцы изображений подобного типа встречаются на старинных прялках, а позднее стала встречаться и на элементах мебели, дверях, ставнях. Эти яркие картинки чем-то напоминают известную хохломскую роспись, но в то же время имеют свою специфику и немного проще по исполнению, т.к. рисунок наносится сразу на деревянную основу. Давайте изучим элементы для создания красивой городецкой росписи.

Рисунок выполняется яркими, насыщенными красками с использованием черной и белой обводки. Традиционными изображениями в стиле городецкой росписи являются цветочные мотивы, жанровые сценки и даже изображения различных животных (коней, барсов, петухов). Обычно типы изображений подразделяют на три группы, рассмотрим каждую из них более подробно.

Изучаем основные элементы городецкой росписи для рукодельниц

Цветочная роспись.

Этот тип изображений используется наиболее часто, т.к. он самый простой в исполнении. Самым простым вариантом будем изображение только одного крупного цветка, выписанного крупными мазками. Круглые предметы, например, элементы посуды, часто украшают следующим образом: по бокам изделия изображают цветочный орнамент, а на крышечке – узор из бутонов. Для украшения прямоугольных предметов (например, хлебниц), цветочный орнамент может быть вписан в форму ромба.

Рассмотрим основные элементы цветочного типа росписи.

«Букет».

Данный тип орнамента представляет собой симметричное изображение бутонов. Обычно используется для украшения круглых предметов, например, крышек какой-либо посуды или деревянных досок.

«Гирлянда».

Вытянутый «подвид» букета. В центре изображается один крупный цветок, а от него в разные стороны расходятся более мелкие бутончики и листья. Может использоваться при росписи деревянных досок, мебели для детей, шкатулок.

«Ромб».

По своей сути представляет собой «букет», только не круглой, а ромбовидной формы. Этот элемент городецкой росписи часто можно встретить на ставнях, дверцах шкафов или иных прямоугольных предметах. На фото представлена кухонная доска с подобным узором.

«Цветочная полоса».

Один из старейших типов узоров в стиле городецкой росписи, именно так расписывали прялки в XIX веке. Как и следует из названия, представляет собой плотную полосу из цветков разного размера, которые симметрично чередуются, и небольших листочков. Сейчас этот тип росписи используется при росписи круглых объемных изделий, например, шкатулок. Кажется, что городецкая роспись пестрит невероятным количеством цветов. Однако если присмотреться, можно выделить несколько повторяющихся элементов. Среди наиболее популярных – розан.

«Венок».

Как и следует из названия, представляет собой «цветочную полосу», замкнутую в кольцо.

Помимо цветочных рисунков в городецкой росписи также часто встречаются изображения животных.

Цветочная роспись с мотивами «конь» и «птица».

Элементы такого типа для городецкой росписи часто можно встретить на кухонных досках, однако они могут встречаться и на мебели, и даже на более мелких предметах, например, деревянных ложках. Часто рисунки являются парными и изображаются симметрично по две стороны от условной центральной линии изделия. При этом обе стороны не обязательно могут быть совершенного одинаковыми, распространенным вариантом также являются дополняющие рисунки (черный и белых конь, петушок и курочка). Иногда встречаются комплекты из трех элементов, где два крайних являются симметричными, а центральный не имеет пары.

Лошади и птицы изображаются посреди деревьев или в окружении пышных орнаментов. Считается, что подобные мотивы имеют определенное значение. Например, петух или конь считается символом солнца, удачи, процветания. Парное изображение петуха и курочки является залогом семейного благополучия, пожеланием счастья и множества детей.

Сюжетная городецкая роспись.

Наиболее сложна для рисования. Эти картинки изображают сценки из деревенской жизни – уборку урожая, свидания, танцы. Также часто встречаются иллюстрации к различным сказкам.

Конечно же, изображение каждой фигуры имеет свой скрытый смысл. Молодой мужчина на коне – это жених. Девушка-красавица, стоящая около березки – это невеста. Очень популярным является изображение застолий, причем заставленный кушаньями стол выписывается не менее тщательно, чем персонажи. Это является пожеланием богатства и процветания.

Городецкая роспись отлично подходит для занятия с детьми любых возрастов. Для дошкольников больше подойдут простые цветочные узоры, которые рисуются крупными мазками, а с ребятами постарше можно уже попробовать более сложные изображения.

Видео по теме статьи

Для больше наглядности предлагаем посмотреть следующие видеоматериалы, на которых поэтапно демонстрируется выполнение городецкой росписи.

Копирование – обязательный момент в изучении росписи. Для кого-то оно становиться только этапом, а кто-то останавливается на нём.
Нам понадобятся:
1 Кисти беличьи или колонковые № 1 – для контурной работы и № 2 - для замалёвка.
2 Гуашь художественная (можно заменить акриловой или темперной краской), + баночка с водой.
3 Плотный лист бумаги или изделие, которое хотите расписать (предварительно пошкуреное)
4 Карандаш, ластик, линейка.
5 Шаблоны, вырезанные из картона – круги разного диаметра. У меня - 5,5 см - большой; 4 см - средний; 2 см - малый.
Для чего нужны шаблоны? Все цветы в Городецкой росписи основаны на окружностях. Чтобы не возиться с циркулем, проще обводить шаблоны.


Элементы Городецкой росписи сегодняшнего урока:
Розан, иначе купавка – самый крупный цветок;
Бутон – малый розан, поменьше розана;
Солнышко - розетка - поменьше купавки;
Ягодки, яблочки – самые мелкие элементы Городецкого букета.
Кроме цветов в Городце могут присутствовать птицы и кони, а также сюжетные сценки в интерьере и на природе.
Цветочная композиция строится по одному простому принципу – от большого цветка к меньшему. Самый маленький элемент замыкает цветочную гирлянду.
Нарисуйте цветки как на следующем примере, а затем начинаем рисовать листья по 2-3 штуки между цветами (вообщем сколько влезет). Листья по форме напоминают лодочки (две дуги повёрнуты друг к другу, посмотрите на скобки на клавиатуре). А можно иначе – с одной стороны дуга- с другой чуть волнистая линия (эдакий бугорчик - коромысло)


Заполните листьями все промежутки между цветами, где места не хватает можно и 1 листик. На концах цветочных веток можно нарисовать 3-5 листиков, как бы кустиком.


В центре композиции нарисуем птицу или коня. Я покажу как рисовать птицу. Начинаем рисовать линию живота, только не в центре листа а чуть левее.
а) Сначала рисуем животик, по сути просто волнистая линия. (верхний изгиб поменьше- это будет шеей и клювом, а нижний изгиб большой – это животик)


б) Теперь рисуем крылышко. Располагается оно в области живота. По форме напоминает большую каплю, лежащую на боку. Крыло как раз приходится на середину листа, то есть большой цветок-розан смотрит как раз на него.

Дорисуем головку и спинку. Снова волнистая линия. Бугорок в районе головы, а дальше вниз, почти прямо до крыла.


в) Ноги. Под животом нарисуйте 2 чёрточки длиной около 1,5-2 см. Одну направьте в сторону хвоста, другую почти прямо. Надо дорисовать ляжки – это снова 2 чёрточки – дуги.


Птица готова и вся композиция в целом готовы к росписи.
Несколько советов:
Чаще меняйте воду в банке. Я меняю при каждой смене цвета.
Не оставляйте кисточку в банке с водой, ворс заламывается, черенок отклеивается.
Не используйте хорошую кисть для смешивания красок, используйте для этих целей старые некачественные клеевые кисти.
Свойства гуаши: при высыхании она светлеет в 4 раза, пачкает руки, и быстро сохнет. Поэтому не оставляйте надолго баночки с гуашью открытыми.
Не бойтесь вертеть рабочую поверхность (альбомный лист тоже является ею) так, чтобы всегда было удобно.
Первый этап называется «замалевок» и по сути напоминает раскраску. Этим раскрашиванием сейчас и займёмся. Цвета можете выбрать сами, а можете повторить мои. В основном это разбеленые белым цветом синий, красный или малиновый или бордовый.. В итоге – розовый, голубой. А оранжевый и зелёный в чистом виде (без разбела). Смотрите далее процесс замалёвка по картинкам без комментариев.




Второй этапназывается «оттенёвка». Закрашиваем серцевинки (кружочки вверху цветка) и оттеняем дужки на цветах тем цветом, из которого разбеливали (синий, малиновый). А на оранжевых ягодах – красная или бордовая оттенёвка. А также хвост у птицы.



Третий этап называется «разживка». Начнём с чёрного цвета. Разживляем листья – ту сторону, что я называла «дуга» обводим черным цветом (только с одной стороны), внутри каждого листика пара усиков разной длины.
С другой стороны листочка нарисовать капельки или чёрточки (от большой капли вверху к маленькой внизу), капельки располагаются параллельно и близко друг другу,
Добавим черных перьев в хвост птицы и пару штрихов на лапках.
Внутри большого розана малиновым цветом посредине изобразим скобочку, а по краям от неё по 2-3 капельки разной длины, повторяющие форму круга. На самых длинных поставить усики, завитые к центру цветка.


Теперь разживим белым цветом – нарисуем «подковки» на оттенёвке у розана и бутонов,


На сердцевинах нарисуйте штриховочку.


Обведите лепестки у розана изнутри, а также яблочки (оранжевые) изнутри и в середине поставьте усик, а на него посадите несколько капелек; и скобку в центре у розана обвести и сделать штриховку, она называется «бородка» (всё белым цветом). Поставьте капельки в середине бутонов и розана и между подковками.


Птичку разживите на свой вкус или как у меня всё теми же приёмами – «подковки», «усики», «капельки», «тычки».
Четвёртый этап– «оживка». Белым цветом спичкой поставьте тычки на листьях (прямо на усиках), а также на сердцевинах, между подковками, глаз у птицы, на крыле, на концах белых усиков (у яблочек). Можно и на хвосте у птицы (я не нарисовала).
Поставьте несколько красных капелек на крыле птицы, и окрасьте рамку в красный цвет.Осталось нарисовать с помощью капелек (чёрным) стебель между цветами, чтоб цветы не висели в воздухе и заполнить пустое пространство усиками выходящими из листьев. На них нанизать параллельные капельки или тычки (от большего к меньшему)
Всё готово!

Городецкая роспись мастер- класс

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

Мастер-класс
Роспись по дереву
ГОРОДЕЦ
Хочу познакомить вас с красотой и богатством народных традиций в росписи дерева, приобщить к ним через самостоятельное творчество по большей части для души. Но для начала придётся просто копировать (повторять).
Копирование - обязательный момент в изучении росписи. Для кого-то оно становиться только этапом, а кто-то останавливается на нём.
Для тех, кто хочет глубже проникнуться традициями, приёмами и техникой росписи по дереву, предлагаю пролистать выложенные мной книги по данной теме.
Расписаные городецкой росписью разделочные доски смотрятся очень эффектно. Распишите и подарите своим близким на 8 марта.
Нам понадобятся:
1 Кисти беличьи или колонковые № 1 - для контурной работы и № 2 - для замалёвка.
2 Гуашь художественная (можно заменить акриловой или темперной краской), + баночка с водой.
3 Плотный лист бумаги или изделие, которое хотите расписать (предварительно пошкуреное)
4 Карандаш, ластик, линейка.
5 Шаблоны, вырезанные из картона - круги разного диаметра. У меня - 5,5 см - большой; 4 см - средний; 2 см - малый.
Для чего нужны шаблоны? Все цветы в Городецкой росписи основаны на окружностях. Чтобы не возиться с циркулем, проще обводить шаблоны, а на деревянном изделии циркуль и вовсе не приемлем, он оставит след от иглы.
картинки обязательно увеличивайте, а то карандашный набросок плохо видно.

Элементы Городецкой росписи:
Розан, иначе купавка - самый крупный цветок;
Бутон - малый розан, поменьше розана;
Солнышко - розетка - поменьше купавки;
Ягодки, яблочки - самые мелкие элементы Городецкого букета.
Кроме цветов в Городце могут присутствовать птицы и кони, а также сюжетные сценки в интерьере и на природе.
Цветочная композиция строится по одному простому принципу - от большого цветка к меньшему. Самый маленький элемент замыкает цветочную гирлянду.
Начнем, пожалуй. Ничего не бойтесь, всё получится, этому учатся даже дети. Главное желание и старание.

8 На остальных цветах тоже самое, но нарисуйте от руки или циркулем. Или сделайте дополнительный шаблон.

9 Начинаем рисовать листья по 2-3 штуки между цветами (вообщем сколько влезет). Листья по форме напоминают лодочки (две дуги повёрнуты друг к другу, посмотрите на скобки на клавиатуре). А можно иначе - с одной стороны дуга- с другой чуть волнистая линия (эдакий бугорчик - коромысло)

10 Заполните листьями все промежутки между цветами, где места не хватает можно и 1 листик. На концах цветочных веток можно нарисовать 3-5 листиков, как бы кустиком.

11 В центре композиции нарисуем птицу или коня. Я покажу как рисовать птицу. Начинаем рисовать линию живота, только не в центре листа а чуть левее. Смотрите внимательно - плохо видно(ясильно не жму на карандаш)

а) Сначала рисуем животик, напоминает животик беременной, а по сути просто волнистая линия. (верхний изгиб поменьше- это будет шеей и клювом, а нижний изгиб большой - это животик)

б) Теперь рисуем крылышко. Располагается оно в области живота. По форме напоминает большую каплю, лежащую на боку. Крыло как раз приходится на середину листа, то есть большой цветок-розан смотрит как раз на него.

Дорисуем головку и спинку. Снова волнистая линия. Бугорок в районе головы, а дальше вниз, почти прямо до крыла.

д) Ноги. Под животом нарисуйте 2 чёрточки длиной около 1,5-2 см. Одну направьте в сторону хвоста, другую почти прямо.

Снизу к ним подрисуйте еще перпендикулярные чёрточки- дуги. На данном этапе ножки похожи на пьяные буквы V в англ. алфавите.

Надо дорисовать ляжки - это снова 2 чёрточки - дуги.

Птица готова и вся композиция в целом готовы к росписи.
Несколько советов:
Чаще меняйте воду в банке. Я меняю при каждой смене цвета.
Не оставляйте кисточку в банке с водой, ворс заламывается, черенок отклеивается.
Не используйте хорошую кисть для смешивания красок, используйте для этих целей старые некачественные клеевые кисти.
Свойства гуаши: при высыхании она светлеет в 4 раза, пачкает руки, и быстро сохнет. Поэтому не оставляйте надолго баночки с гуашью открытыми.
Не бойтесь вертеть рабочую поверхность (альбомный лист тоже является ею) так, чтобы всегда было удобно.

Первый этап называется «замалевок» и по сути напоминает раскраску. Этим раскрашиванием сейчас и займёмся. Цвета можете выбрать сами, а можете повторить мои. В основном это разбеленые белым цветом синий, красный или малиновый или бордовый.. В итоге - розовый, голубой. А оранжевый и зелёный в чистом виде (без разбела). Смотрите далее процесс замалёвка по картинкам без комментариев.

Второй этап называется «оттенёвка». Закрашиваем серцевинки (кружочки вверху цветка) и оттеняем дужки на цветах тем цветом, из которого разбеливали (синий, малиновый). А на оранжевых ягодах - красная или бордовая оттенёвка. А также хвост у птицы.

Третий этап называется «разживка». Начнём с чёрного цвета. Разживляем листья - ту сторону, что я называла «дуга» обводим черным цветом (только с одной стороны), внутри каждого листика пара усиков разной длины.

С другой стороны листочка нарисовать капельки или чёрточки (от большой капли вверху к маленькой внизу), капельки располагаются параллельно и близко друг другу,
Добавим черных перьев в хвост птицы и пару штрихов на лапках.
Внутри большого розана малиновым цветом посредине изобразим скобочку, а по краям от неё по 2-3 капельки разной длины, повторяющие форму круга. На самых длинных поставить усики, завитые к центру цветка.

Теперь разживим белым цветом - нарисуем «подковки» на оттенёвке у розана и бутонов,

На сердцевинах нарисуйте штриховочку.

Обведите лепестки у розана изнутри, а также яблочки (оранжевые) изнутри и в середине поставьте усик, а на него посадите несколько капелек; и скобку в центре у розана обвести и сделать штриховку, она называется «бородка» (всё белым цветом). Поставьте капельки в середине бутонов и розана и между подковками.

Птичку разживите на свой вкус или как у меня всё теми же приёмами - «подковки», «усики», «капельки», «тычки».

Четвёртый этап - «оживка». Белым цветом спичкой поставьте тычки на листьях (прямо на усиках), а также на сердцевинах, между подковками, глаз у птицы, на крыле, на концах белых усиков (у яблочек). Можно и на хвосте у птицы (я не нарисовала).

Поставьте несколько красных капелек на крыле птицы, и окрасьте рамку в красный цвет.Осталось нарисовать с помощью капелек (чёрным) стебель между цветами, чтоб цветы не висели в воздухе и заполнить пустое пространство усиками выходящими из листьев. На них нанизать параллельные капельки или тычки (от большего к меньшему)
Всё готово!

Не отчаивайтесь, если что-то не удалось сразу. Это как раз естественно. Вы должны помнить правило, что количество переходит в качество и что один из секретов ремесленного труда в том и состоит, что рука «умнее» головы. Человек имеет механическую память. Но чтобы это произошло, чтобы кисточка стала «продолжением» вашего пальца, нужно бесстрашно, по-детски, и без ложных комплексов старательно упражняться. Тогда обязательно наступит счастливый момент постижения мастерства!
Например, лично я в течение 3 лет осваивала такие росписи как: полх-майдан, городец, хохлому + кудрину, башкирскую.