Развитие бизнеса

Положения по международной аудиторской практике имеют. Московский государственный университет печати

Международные стандарты аудита (МСА) представляют неотъемлемую основополагающую составную часть системы стандартов аудиторской деятельности, реализующей в форме регламентов концепции, постулаты и принципы аудита; обобщающую опыт мировой практики аудита и признанную официально на добровольной основе преобладающей частью международного аудиторского сообщества.

МСА - это документы, формулирующие единые требования, при соблюдении которых обеспечивается соответствующий уровень качества аудита. МСА содержат: основные принципы, необходимые процедуры и руководства, рекомендации по применению принципов и процедур.

МСА представляет собой сборник документов, в который входят: введение, Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, глоссарий терминов и собственно стандарты аудита, которые состоят из 10 разделов.

Структура МСА:

Вводные аспекты.

Обязанности.

Планирование

Внутренний контроль

Аудиторские доказательства

Использование работы третьих лиц

Аудиторские выводы и подготовка отчетов

Специализированные области

Сопутствующие услуги

Положения по международной аудиторской практике.

МСА охватывают все основные, существующие в настоящее время аспекты финансового аудита.

Создание системы международных хозяйственных связей обусловило необходимость гармонизации стандартов аудита на международном уровне, что позволило расширить круг пользователей финансовой отчетности, облегчило сопоставление финансовых показателей деятельности компаний разных стран и дало возможность оценивать компетентность и профессионализм аудиторских фирм.

Международные стандарты аудита (МСА) - это справочник для профессиональных аудиторов, в котором содержится описание общепризнанных методов аудита. Российские практикующие аудиторы могут применять международные стандарты в своей деятельности, что будет способствовать дальнейшей интеграции в международное аудиторское сообщество.

Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимается несколько организаций, в том числе Международная федерация бухгалтеров (МФБ), созданная в 1977 г. Непосредственно аудиторскими стандартами занимается Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), который является постоянным комитетом Совета МФБ.

Международные стандарты проведения аудита, издаваемые Комитетом, должны:

способствовать развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового;

унифицировать по мере возможности подход к аудиту в международном масштабе.

Статус Международных стандартов аудита. МСА предназначены для применения при аудите финансовой отчетности, а также при аудите иной информации и предоставлении сопутствующих услуг. МСА содержат основные принципы и необходимые процедуры, соответствующие руководства, представленные в форме пояснительного и иного материала. Для обеспечения понимания и правильного применения основных принципов и необходимых процедур наряду с соответствующими руководствами необходимо учитывать полный текст МСА, включая пояснительные и иные материалы, содержащиеся в них. И только в исключительных случаях аудитор может отступить от МСА. При этом он должен быть готов аргументировать подобное отступление.

МСА не отменяют местных нормативных актов, регулирующих аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране. В той степени, в какой МСА соответствуют местным нормативным актам в конкретном случае, аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране, проводимый согласно местным нормативным актам, должен соответствовать МСА. В случае, если местные нормативные акты отличаются либо противоречат МСА по конкретному случаю, организациям - членам МФБ необходимо следовать обязательствам членства, предусмотренным в Конституции МФБ в отношении данных МСА.

Статус Положений о международной аудиторской практике. Положения о международной аудиторской практике (ПМАП) разрабатываются с целью предоставления практической помощи аудиторам в соблюдении стандартов и обеспечения надлежащей аудиторской практики.

Утвержденным текстом проекта для рассмотрения, стандарта или положения считается текст, опубликованный МФБ на английском языке. Организации - члены МФБ получают право на перевод данных документов после получения надлежащего разрешения МФБ с целью их опубликования на языке своей страны. Перевод документов осуществляется за счет организаций-членов и должен включать наименование организации, которая его подготовила, а также ссылку на то, что данный документ является переводом утвержденного текста.

Первое издание МСА на русском языке представляло собой важный шаг по переходу российских аудиторов на международные стандарты. Однако это издание изобиловало ошибками и неточностями, что вызывало нарекания тех российских аудиторов, которые были знакомы с англоязычным первоисточником. Издание МСА 1999 г. на русском языке еще проходило процедуру редактирования, когда международная федерация бухгалтеров IFAC выпустила на английском языке издание 2000 г. Это обстоятельство создало новые объективные предпосылки несовпадения самого последнего варианта МСА и российских разработок, основанных на официальном русском переводе 1999 г.

В издании МСА 2001 г. ряд документов существенно отличается от издания 1999 г., кроме того, к этому времени появились новые стандарты. Текст нового перевода был взят российскими разработчиками за основу при подготовке новых российских федеральных стандартов аудита.

В МСА все стандарты собраны в 10 смысловых разделов: введение; обязанности; планирование; система внутреннего контроля; аудиторские доказательства; использование результатов работы третьих лиц; аудиторские выводы и заключения; специальные области аудита; сопутствующие услуги; положения о международной аудиторской практике.

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-30

Заказать написание уникльной работы

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Тема 13. Положения по международной аудиторской практике (ПМАП)

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В теме 13 « ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Положения по международной аудиторской практике (ПМАП) " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">» рассматриваются шесть положений:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1. ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Среда ИТ - автономные персональные компьютеры (1001) " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2. ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Среда ИТ - онлайновые компьютерные системы (1002) " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3. ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Средства ИТ - системы баз данных (1003).

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">4. Оценка рисков и системы внутреннего контроля - характеристика КИС и связанные с ними вопросы (1008).

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">5. Методы аудита с помощью компьютеров (1009).

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">6. Особенности аудита малых предприятий (1005).

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Главное назначение ПМАП заключается в предоставлении практической помощи аудиторам в соблюдении стандартов и обеспечении надлежащей аудиторской практики.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В настоящее время действуют 11 ПМАП. Пять из них (1001, 1002, 1003, 1008, 1009) посвящены вопросам использования компьютеров при проведении аудита; три (1000, 1004, 1006) - особенностям проведения банковского аудита; одно положение (1005) касается особенностей аудита малых предприятий; одно (1012) относится к аудиту производственных финансовых инструментов и одно (1011) посвящено аудиту экономических вопросов при аудите финансовой отчетности.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Тот факт, что почти половина (пять ПМАП) посвящена вопросам использования компьютеров в процессе проведения аудита, объясняется широким распространением ПК в различных областях научной практики, включая бухгалтерский учет, анализ и аудит. Три положения (1001, 1002, 1003) посвящены влиянию ПК на систему бухгалтерского учета, одно (1008) относится к системе рисков и системе внутреннего контроля в условиях компьютерной информационной системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля и еще один ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">(1009) - к проведению аудита с помощью компьютеров.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Положение ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">« ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Среда ИТ ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">— ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">автономные персональные компьютеры (1001)» ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">посвящено описанию влияния автономных ПК на систему бухгалтерского учета и связанные с ней средства внутреннее контроля, а также на процедуры аудита. Положение включает пять разделов: введение; автономные ПК; средства внутреннего контроля в среде автономных ПК; влияние автономных ПК на систему бухгалтерского учета и связанные с ней средства внутреннего контроля; влияние среды автономных ПК на процедуры аудита.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Автономные персональные компьютеры используются для обработки данных бухгалтерского учета и подготовки отчетов как одним, так и несколькими пользователями. Для оценки рисков и объема средств контроля, которые необходимы для снижения рисков, существенное значение имеет организационная структура, в которой используются ПК.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ПК ориентированы на отдельных конечных пользователей. Степень точности и надежности производимой ими финансовой информации будет частично зависеть от средств внутреннего контроля, применяемых пользователем добровольно или по предписанию руководства.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Аудитор должен рассматривать организационную структуру субъекта и особенно распределение обязанностей по обработке данных, а также другие вопросы: как хранятся ПК (есть ли у них защита от физического воздействия, установлен ли блокирующий механизм, контролирующий доступ к включателю), как обеспечивается безопасность программ и сведений по бухгалтерскому учету и отчетности. Обращается внимание на непрерывность функционирования компьютерной системы.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Влияние ПК на систему бухгалтерского учета и связанные с ней риски зависят от степени использования ПК, типа и значимости обрабатываемой финансовой информации, типа используемых программ.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Влияние среды автономных ПК на процедуры аудита состоит в том, что применение достаточных средств контроля по сокращению рисков невыявления ошибок до минимального уровня может оказаться для руководства непрактичным или неэффективным по затратам. Данное положение используется наряду с другими для создания национальных стандартов по компьютеризации аудиторской деятельности

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">«Среда ИТ - ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">онлайновые компьютерные системы (1002)» ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> - положение, которое не устанавливает новых базовых принципов или необходимых процедур. Его основная цель - оказание помощи аудиторам и развитие хорошей практики посредством представления руководящих указаний по применению МСА в случаях, когда для создания информации, являющейся существенной для финансовой отчетности субъекта, используются автономные персональные компьютеры (ПК).

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Данное положение позволяет аудиторам применять профессиональное суждение о том, в какой мере процедуры аудита, описанные в данном положении, соответствуют принципам МСА и конкретным обстоятельствам аудируемого лица. Комитет по международной аудиторской практике (КМАП) одобрил данное положение по международной аудиторской практике в июле 2001 г.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В положении рассмотрено влияние онлайновых компьютерных систем на систему бухгалтерского учета и связанные с ней средства внутреннего контроля, а также на процедуры аудита. Оно включает шесть разделов: онлайновые компьютерные системы; виды онлайновых компьютерных систем; характеристика онлайновых компьютерных систем; внутренний контроль онлайновых компьютерных систем; влияние онлайновых компьютерных систем на систему бухгалтерского учета и связанные с ней средства внутреннего контроля; влияние компьютерных систем на процедуры аудита.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Онлайновые компьютерные системы позволяют пользователю получить доступ к данным и программам непосредственно через терминальные устройства. Эти системы используют различные типы терминальных устройств. Выполняемые ими функции весьма разнообразны и зависят от заложенных в них возможностей по логике работы, передаче, хранению и обработке данных.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">«Средства ИТ - системы баз данных (1003)» ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> - данное положение, как и предыдущее, посвящено применению персональных компьютеров в аудиторской деятельности. В нем описывается влияние систем баз данных на систему бухгалтерского учета, связанные с ней средства внутреннего контроля и процедуры аудита. Положение включает пять разделов: систем баз данных; характеристики системы базы данных; внутренний контроль в среде баз данных; влияние баз данных на систему бухгалтерского учета и соответствующие средства внутреннего контроля; влияние баз данных на процедуры аудита.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">База данных представляет совокупность данных, совместно используемых в различных целях разными пользователями. Каждый пользователь имеет доступ к информации, которая представляется для него существенной. Система баз данных включает два компонента: базу данных и систему управления базой данных (СУБД). Системы баз данных взаимодействуют с другими техническими средствами и программным обеспечением, входящими в общую компьютерную систему.

При использовании субъектом системы базы данных разрабатываемая технология является довольно сложной и должна увязываться со стратегическим бизнес-планом объекта. Аудитору могут потребоваться специальные умения в области ИТ, для того чтобы сделать необходимые запросы и понять смысл полученных результатов. В этом случае он может рассмотреть возможность привлечения эксперта (см. МСА 620 «Использование работы эксперта»).

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Положение «Оценка рисков и системы внутреннего контроля - ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">характеристика КИС и связанные с ними вопросы (1008)» ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">— ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">описывает различные среды компьютерных информационных систем (КИС) и их воздействие на системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также на аудиторские процедуры. В свою очередь среда компьютерных информационных систем определяется в МСА 401 «Аудит в условиях компьютерных информационных систем».

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">На основе данного положения разработано российское правило (стандарт) «Оценка риска и внутренний контроль. Характеристика и учет среды компьютерной и информационной систем», которое успешно применяется в российской аудиторской практике.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Международное положение «Оценка рисков и система внутреннего контроля - характеристика КИС и связанные с ними вопросы» включает девять разделов: организационная структура; характер обработки; структурные и процедурные аспекты; внутренний контроль в среде КИС; общий контроль КИС; контроль применения КИС; обзор общего контроля КИС; обзор контроля применения КИС; оценка. Данное положение целесообразно применять для крупных хозяйственных субъектов, где используются сложные системы внутреннего контроля и персональные компьютеры.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Внутренний контроль компьютерной обработки данных, который помогает достигать общих целей внутреннего контроля, включает как процедуры, проводимые с помощью ручной обработки, так и процедуры, встроенные в компьютерные программы.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">«Методы аудита с помощью компьютеров (1009)» ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> - положение, призванное оказать помощь аудиторам при использовании персональных компьютеров для проведения аудиторских проверок на различных экономических субъектах. Положение включает четыре раздела: описание методов аудита с помощью компьютеров (МАПК); рассмотрение использования МАПК; использование МАПК; использование МАПК в среде ИТ малого субъекта.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">На основании данного положения разработано российское правило (стандарт) «Проведение аудита с помощью компьютеров», которое успешно применяется в российской аудиторской практике.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">С помощью МАПК можно повысить эффективность процедур аудита, а также использовать их в качестве реальных тестов средств контроля и процедур проверки по существу в ситуациях, когда отсутствуют входящие документы или видимые документальные свидетельства аудита либо когда генеральная совокупность или объемы отобранной совокупности достаточно велики.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В данном положении рассмотрены методы проведения аудита с помощью компьютеров, в том числе компьютерных инструментов, получивших общее название МАПК. В свою очередь методы аудита с помощью компьютеров могут быть использованы при выполнении различных процедур аудита, включая:

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> детальные тесты операций и сальдо;

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> аналитические процедуры;

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> тесты общих средств контроля;

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> программы отбора совокупности, обеспечивающие выбор данных для аудиторских тестов;

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> тестирование прикладных средств контроля;

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> пересчет данных, ранее осуществленных системами бухгалтерского учета субъекта.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Использование МАПК необходимо учесть аудиторам при составлении плана и программы проведения аудита.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Особое внимание в положении уделено использованию МАПК в среде информационных технологий малых экономических субъектов. Это связано с тем, что на этих субъектах:

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> уровень общих средств контроля может быть таковым, что аудитору придется в меньшей степени полагаться на систему внутреннего контроля;

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> применение МАПК может оказаться нецелесообразным;

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> определенные программы не смогут работать на устаревших моделях компьютеров этих субъектов.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Краткий обзор положений, посвященных использованию персональных компьютеров, компьютерных информационных систем (КИС) и компьютерной обработки данных (КОД) в аудиторской деятельности показал, что эти аспекты в период всеобщей компьютеризации и использования информационных технологий являются наиболее существенными.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Из других положений по международной аудиторской практике, используемых для проведения аудиторских проверок небольших организаций и предприятий России, представляет интерес положение ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">«Особенности аудита малых предприятий (1005)» ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. В нем приводятся основные характеристики малых предприятий, комментарии по применению Международных стандартов аудита (особенности планирования, документирования, выбора аудиторских процедур и др.), что позволяет учесть эти аспекты в аудиторской практике. На основании этого положения в России разработано правило (стандарт) «Особенности аудита малых экономических субъектов».

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Для изучения этой темы необходимо проработать главу 2 учебного пособия: Стандарты аудиторской деятельности: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» /В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова; Под ред. проф. В.И. Подольского. - М.: ЮНИТ-ДАНА, 2004.-286 с., а также главы 8 и 16 учебника, подготовленного преподавателями кафедры «Аудит» ВЗФЭИ: Аудит: Учебник для вузов/ В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; под ред. проф. В.И. Подольского.-3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2003.- 583 с.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Для самоконтроля и проверки усвоения материалов данной темы и в целях подготовки к экзаменационному зачету, студенту необходимо ответить на следующие вопросы:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1. Какое количество ПМАП существует в настоящее время?.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2. Какое количество ПМАП ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">посвящено вопросам использования компьютеров при проведении аудита?

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Какое количество ПМАП ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">посвящено особенностям проведения банковского аудита?

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">4. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Какое количество ПМАП ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">посвящено особенностям аудита малых предприятий?

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">5. Какое количество ПМАП ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">посвящено аудиту производственных финансовых инструментов?

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">6. Какое количество ПМАП ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">посвящено аудиту экономических вопросов при аудите финансовой отчетности?

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Контрольные задания (тесты)

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1. Какой номер имеет ПМАП ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Среда ИТ - автономные персональные компьютеры " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а) ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">(1001);

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">б) (1002);

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в) (1003).

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2. Сколько ПМАП действуют в настоящее время.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а) 10;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">б) 11;

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в) 12.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3. Сколько ПМАП ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">посвящено аудиту экономических вопросов при аудите финансовой отчетности.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а) 1;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">б) 3;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в) 5.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">4. Как называется ПМАП под номером ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">(1012).

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а) ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">особенности аудита малых предприятий " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">б) ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">аудит производственных финансовых инструментов " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в) с ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">редства ИТ - системы баз данных " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">5. Какой номер имеет ПМАП ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Особенности аудита малых предприятий (1005).

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а) (1002);

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">б) (1005);

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в) (1009).

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">6. Как называется ПМАП под номером ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">(1002).

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а) с ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">реда ИТ - автономные персональные компьютеры " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">б) ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">оценка рисков и системы внутреннего контроля - характеристика КИС и связанные с ними вопросы " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в) с ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">реда ИТ - онлайновые компьютерные системы " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">7. Сколько ПМАП ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">посвящено вопросам использования компьютеров при проведении аудита;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а) 1;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">б) 3;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в) 5.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">8. Какой номер имеет ПМАП ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Средства ИТ - системы баз данных.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а) (1002);

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">б) (1003);

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в) (1005).

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">9. Как называется ПМАП под номером ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">(1008).

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а) ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">оценка рисков и система внутреннего контроля " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">б) ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">влияние ПК на систему бухгалтерского учета " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в) проведение аудита с помощью компьютеров.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">10. Какой номер имеет ПМАП ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Методы аудита с помощью компьютеров.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а) (1001);

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">б) (1008);

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в) (1009).

    Юридическую и организационную структуру клиента, копии юриди­ческих документов, соглашений и протоколов, информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой клиент осуществляет свою деятельность.

    План и программу аудиторской проверки и любые изменения к ним, доказательства понимания аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, доказательства, подтверждающие оценку рисков и любые корректировки данной оценки, доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором работы внутреннего аудита и сделанные выводы.

    Юридическую и организационную структуру клиента

    копии юриди­ческих документов, соглашений и протоколов

    Ответы А и В

2. Какой орган в мфб занимается разработкой и опубликованием стандартов и положений по аудиту и сопутствующим услугам:

    комитет государственного сектора;

    совет по международным стандартам аудита и уверенности;

    совет по международным стандартам финансовой отчетности.

    совет по международным стандартам статистической отчетности.

    комитет аудиторского сектора

3.Положения по международной аудиторской практике имеют:

    обязательный характер к исполнению всеми странами-членами МФБ;

    обязательный характер к исполнению международными аудиторскими организациями

    необязательный характер

    нет правильного ответа

4.Какими документами определены национальные стандарты аудита:

    нормативными актами;

    законами;

    уполномоченным органом данной страны;

    все ответы верны;

    нет верного ответа

5. Определите термин «аудиторская выборка» в соответствии со стандартом 530 «Аудиторская выборка и другие процедуры выборочной проверки»:

    отбор статей финансовой отчетности для проверки;

    применение аудиторских процедур в отношении менее чем 100% статей, включенных в сальдо счета или класс операций;

    определенный отбор статей, включенных в сальдо счета или класс операций

    применение аудиторских процедур в отношении менее чем 100% статей, включенных в сальдо счета

    применение аудиторских процедур в отношении менее чем 100% статей, включенных в сальдо счета или класс операций;

6.Согласно МСА-540, какие оговорки в аудиторском заключении возможны по выявленным существенным оценочным значениям?

    мнение аудитора о допущениях (утверждениях) руководства проверяемого лица используемых для расчета (определения) оценочных значений;

    мнение аудитора о правильности расчетов оценочных значений;

    Ответы А и В

7. В чем сущность взаимосвязи МСА с МСФО:

    единство терминологии;

    между МСА и МСФО нет взаимосвязи.

    МСФО не является критерием соответствия проверяемой отчетности установленным требованиям, подтверждаемого в процессе аудита;

    МСФО является критерием соответствия проверяемой отчетности установленным требованиям, подтверждаемого в процессе аудита;

    Ответы А и D

8. В каких случаях разрешается не соблюдать МСА при проведении аудита:

    по усмотрению аудиторской организации;

    согласно действующему национальному законодательству в области учета и аудита;

    в исключительных случаях, ситуациях с несущественными показателями или обстоятельствами, но при этом аудитор должен аргументировать такое отступление от МСА;

    в исключительных случаях, ситуациях с несущественными показателями или обстоятельствами;

    Нет верного ответа

9. Согласно международным правилам термин «степень надежности» при оценке применения аналитических процедур означает:

    степень, в которой следует полагаться на результаты аналитических процедур;

    степень надежности аудиторских доказательств;

    надежность выводов аудитора при использовании аналитических процедур

    способность аудитора выполнить аудиторские процедуры, которые считаются необходимыми в данных обстоятельствах;

    Любая человеческая деятельность должна протекать в определенных рамках и руководствоваться определенными правилами. Стандарты и нормативы аудита относятся ко второй группе документов, регулирующих аудиторскую деятельность. Стандарты выполняются независимо от условий, в которых проводится аудит, не меняются в зависимости от времени аудиторской проверки, а процедуры могут быть разными при различной сложности системы учета (компьютерная или нет), видах проверяемого предприятия и при других конкретных условиях. Поэтому в аудиторских отчетах указывается, что проверка выполнена в соответствии с общепринятыми аудиторскими стандартами.

    Под стандартами в теории и практике аудита понимают основные правила или основополагающие принципы аудиторских процедур. Данный минимум правил помогает аудитору определить масштаб аудиторских процедур и методику их проведения, является критерием оценки результатов аудиторской проверки. Стандарты аудита позволяют поддерживать аудиторскую деятельность на должном уровне, заставляют аудиторов постоянно повышать свои знания и квалификацию, обеспечивают сравнимость качества работы отдельных аудиторских организаций, рационализируют и облегчают аудиторскую работу. Они состоят из четырех взаимозависимых последовательных частей: основных постулатов, общих стандартов, рабочих стандартов и стандартов отчетности. Эти стандарты являются скелетной схемой, которой следует придерживаться при проведении аудиторской проверки, в том числе и автоматизированных систем.

    Международные стандарты аудита (МСА) подготовлены в целях унификации подходов к аудиту в международном масштабе и повышения уровня профессионализма в тех странах, где уровень аудита ниже общемирового. Разработкой МСА занимается Комитет по международной аудиторской практике, который действует на правах постоянного автономного комитета при Международной федерации бухгалтеров (МФБ).

    Для регулирования аудита МСА используют 153 профессиональных ассоциаций из 113 ассоциаций. Некоторые страны официально приняли МСА в качестве национальных стандартов. Большинство стран, в том числе и Россия, применяют МСА как методологическую основу создания национальных стандартов. Подобный подход обеспечивает учет мирового опыта аудиторской деятельности, сопоставимость результатов аудита, выполненного в различных странах, способствует повышению качества аудиторской деятельности и профессионального уровня аудиторов.

    Международная федерация бухгалтеров - МФБ (IFAC), была создана в 1977 г. Эта организация действует на основании конституции.

    В конституции МФБ записано, что ее основная цель - развитие бухгалтерской профессии на основе гармонизированных стандартов и предоставление обществу качественных услуг в области бухгалтерского учета и аудита.

    С этой целью Совет МФБ учредил Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), который должен заниматься разработкой стандартов и положений в области финансового аудита и сопутствующих ему услуг. аудиторский бухгалтерский стандарт

    Для оказания аудиторских услуг в международном масштабе МФБ создала объединение, которое называется "Форум фирм". В эту компанию вошли представители 23 транснациональных аудиторских фирм. Целью образования "Форума фирм" является надзор и разработка нового международного режима регулирования аудита с помощью нового глобального стандарта качества, создаваемого на основании существующих МСА и Кодекса этики.

    Для ускорения работ по развитию МСА Совет МФБ финансирует работы, проводимые КМАП. Важнейшими направлениями этой работы являются: 1) пересмотр отдельных МСА и Положений по международной аудиторской практике (ПМАП); 2) разработка стандартов по услугам, предусматривающим выдачу аудиторских гарантий, которые должны отразить переход аудиторской практики с "подтверждения" на "гарантирование"; 3) пересмотр рекомендаций в отношении аудиторских проверок коммерческих банков; 4) публикация МСА по производным ценным бумагам.

    Международные стандарты аудита (МСА) - это документы, формулирующие единые требования, при соблюдении которых обеспечивается соответствующий уровень качества аудита и сопутствующих ему услуг МСА предназначены для аудита финансовой отчетности, а также сопутствующих услуг, которые проводятся в ходе аудита.

    МСА представляют собой сборник документов, в который входят: введение, Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, глоссарий терминов и собственно международные стандарты аудита, которые состоят из 10 разделов. Эти 10 разделов четко структурируют финансовый аудит по основным аспектам, ориентируясь на процедуру как важнейший элемент аудита. МСА классифицированы по следующим основным разделам: I. Вводные аспекты. II. Обязанности. III. Планирование. IV. Внутренний контроль. V. Аудиторские доказательства. VI. Использование работы третьих лиц. VII. Аудиторские выводы и подготовка отчетов. VIII. Специализированные области. IX. Сопутствующие услуги. X. Положения по международной аудиторской практике (ПМАП).

    МСА охватывают все основные, существующие в настоящее время аспекты финансового аудита. Здесь представлены системно и в соответствующей последовательности все процедуры аудита, состав аудиторских услуг, специфические области аудита и порядок составления аудиторских отчетов.

    С развитием рынка и интеграционных процессов в экономике разных стран и превращением отдельных аудиторских организаций в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в международном масштабе.

    В условиях рынка предприятия кредитные учреждения, другие хозяйствующие объекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций.

    Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию.

    Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

    Собственники и, прежде всего, коллективные собственники - акционеры, пайщики, а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют ни доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

    Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.

    Аудиторские проверки необходимы государственным органам, судам, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

    Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:

    • - возможность поступления необъективной информации со стороны администрации в случаях конфликта между ней и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
    • - зависимость последствий принятых решений (они могут быть весьма значительными) от качества информации;
    • - необходимость специальных знаний для проверки информации;
    • - частое отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества.

    Все эти предпосылки привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующие подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг.

    Аудиторские услуги - это услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации.

    Для качественного и успешного проведения аудиторских услуг возникает необходимость применения в аудиторской практике единых правил (стандартов) аудита.

    Правила (стандарты) аудита - это общие руководящие нормы и правила, которые помогают аудиторам выполнять их обязанности по проведению проверок, и регламентирующие основные принципы и особенности аудиторской деятельности.

    Кроме того, в некоторых странах, наряду со словом "Стандарт", используются другие словосочетания, например, "Положения по практике аудита" (Англия) или "Профессиональные нормы и комментарии" (Франция).

    В аудиторских стандартах подробно описаны все требования, которые нужно выполнять в ходе аудита; как планировать работу, правильно знакомиться с бизнесом клиента, изучать системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, также определяется степень существенности для ошибок, объясняется, как собирать и оценивать аудиторские доказательства, проводить выборочную проверку, наконец, делать аудиторские заключения.

    Применение стандартов является своеобразной гарантией качества аудиторских услуг.

    На западе проведение аудита без стандартов исключено, поскольку там аудит рассматривается как процедура подтверждения достоверности отчетности, и такая процедура должна быть именно стандартизирована, а не сводиться к бессистемному поиску отдельных, часто мелких и незначительных решений.

    Разработкой, внедрением и продвижением этих стандартов непосредственно занимается Международная федерация бухгалтеров (МФБ) - Международное объединение бухгалтеров.

    Международная федерация бухгалтеров и крупнейшие международные компании выступили с новой инициативой, направленной на повышение качества стандартов финансовой отчетности и аудита во всем мире, что позволит защитить интересы международных инвесторов и будет способствовать более активному перемещению капитала между странами.

    В соответствии с данной инициативой планируется создать новое объединение фирм под эгидой Международной федерации бухгалтеров, которое совместно с Федерацией будет разрабатывать международные стандарты бухучета и аудита и оказывать содействие в их внедрении в практику.

    Кроме того, предлагается установить систему независимого контроля за деятельностью МФБ в сфере защиты интересов общества. В объединение фирм под эгидой МФБ может вступить любая компания, клиентами которой являются транснациональные корпорации, при этом компания должна соблюдать жесткие требования в отношении качества, в том числе:

    • - руководствоваться международными стандартами аудита и Кодексом этики МФБ при проведении аудиторских проверок;
    • - обеспечивать наличие эффективной системы внутреннего контроля, в том числе анализ организации работы внутри фирмы;
    • - проводить обучение в области международных стандартов бухучета и аудита, в том числе в сфере Кодекса этики;
    • - не препятствовать внешним аудиторам проводить регулярные проверки качества своей деятельности;
    • - оказывать содействие в становлении профессиональных объединений и внедрении международных стандартов учета и аудита в развивающихся странах.

    В целях повышения качества отчетности государственных учреждений Комитет МФБ по государственному сектору приступил к осуществлению многолетнего проекта, в рамках которого планируется разработать стандарты и методические указания по бухгалтерскому учету, удовлетворяющие требованиям правительств, министерств, налогоплательщиков и рейтинговых агентств.

    Значение стандартов состоит в том, что они:

    • - обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
    • - содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений и помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;
    • - устраняют необходимость контроля со стороны государства;
    • - помогают аудиторам вести переговоры с клиентом;
    • - обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса;
    • - заставляют аудиторов постоянно повышать свои знания и квалификацию;
    • - обеспечивают сравнимость качества работы отдельных аудиторских организаций;
    • - рационализируют и облегчают аудиторскую работу.

    Вместе с тем правила аудита не являются подробными правилами и нормативами, охватывающими всю аудиторскую работу.

    Эти стандарты в дальнейшем получили международное призвание.

    Аудиторские правила (стандарты) и нормы могут использоваться юридическими инстанциями в качестве руководства, ориентира при рассмотрении компетентности и работы аудитора.

    - 45.31 Кб

    МИНИСТРЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

    ФГБОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНС ТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ»

    Реферат по курсу: «Международные стандарты аудита»

    на тему: «Положения по международной аудиторской практике»

    Выполнила:

    Студентка ФУиИТ группы 51 УК

    Малышко Н.В.

    Проверила:

    Профессор, д.э.н.

    Суворова С.П.

    Введение………………………………………………………… ………………..3

    1. Взаимоотношения между органами банковского надзора и внешними аудиторами…………………………………………………… …………………..5
    2. Особенности аудиторских доказательств при аудите в компьютерной среде………………………………………………………………… …………….9
    3. Заключение…………………………………………………… …………..15
    4. Список литературы…………………………………………………… ….16

    Введение

    В процессе реформирования системы бухгалтерского учета в России возникли проблемы перехода отечественной практики ведения учета на международные стандарты учета и отчетности.

    В результате этого появилась потребность в знании международных аудиторских стандартов и положений по международной аудиторской практике. Развитие аудита в нашей стране, принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» обусловили необходимость пересмотра имеющихся правил (стандартов) для преобразования их в нормативные документы федерального уровня.

    Кроме того, законодательством предусмотрена возможность аккредитации профессиональных аудиторских объединений органом, регулирующим аудиторскую деятельность в России, при условии разработки этими объединениями внутренних правил (стандартов).

    Международные стандарты аудита (МСА) и Положения по международной аудиторской практике (ПМАП) представляют интерес для российских бухгалтеров в силу нескольких обстоятельств.

    Во-первых, многие из отечественных предприятий, ориентированных на зарубежных инвесторов, уже сейчас испытывают потребность в проведении аудита в соответствии с МСА. Бухгалтерам таких организаций необходимо иметь представление об обязанностях сторон и наиболее существенных особенностях международных технологий аудита.

    Во-вторых, следует подчеркнуть, что именно международные регламентирующие документы положены в основу разработки отечественных федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, в чем убеждают уже имеющиеся российские стандарты, которые практически воспроизводят положения нескольких МСА.

    Ознакомление со сводом положений по международной аудиторской практике (в формате краткого аналитического обзора) позволит отечественным бухгалтерам получить целостную картину того, какие нормы станут определять их взаимоотношения с аудиторами по мере дальнейшего продвижения российской реформы бухгалтерского учета и аудита и предстоящего ввода в действие новых международно-ориентированных федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

    Международные стандарты аудита охватывают широкий круг вопросов, регламентирующих аудиторские процедуры и взаимоотношения аудиторов с руководством и бухгалтерами компаний-клиентов.

    Цель работы: провести краткую характеристики положений по международной аудиторской практике.

    1. Процедуры межбанковского подтверждения.

    Инструкции по межбанковским процедурам подтверждения для внешних независимых аудиторов, а также таких сотрудников банков, как внутренние аудиторы и инспекторы, отражены в Положении по международной практике аудиторской деятельности (далее - ПМАП) №1000 «Процедуры межбанковского подтверждения». ПМАП не имеет российского аналога. В нем указывается, что при аудите финансовой отчетности банков особое внимание уделяется запросу о подтверждении непосредственно со стороны других банков информации об остатках на счетах и других суммах, фигурирующих в балансе, а также другой информации, которая может быть и не отражена в самом балансе, но раскрыта в примечаниях к отчетности. Отмечено, что забалансовые статьи, требующие подтверждения, включают такие статьи, как гарантии, форвардные обязательства по покупке или продаже, обязательства по обратной покупке опционов, соглашения о зачете.

    Аудиторские доказательства поступают непосредственно от независимого источника и обеспечивают большую уверенность в достоверности такого вида, нежели полученные исключительно на основе собственных учетных записей банка.

    В России аудиторскими стандартами по банковскому аудиту занимается Центральный банк РФ. Стандартизация работы аудиторов в этом направлении находится на начальной стадии.

    1. Взаимоотношения между органами банковского надзора и внешними аудиторами.

    Требования к взаимоотношениям внешних аудиторов и органов, контролирующих работу банков, устанавливает ПМАП №1004 «Взаимоотношения между органами банковского надзора и внешними аудиторами».

    Во многих аспектах интересы инспектора и аудитора аналогичны, хотя объекты их внимания могут различаться. Инспектора в первую очередь интересует стабильность банка с точки зрения защиты интересов вкладчиков, и поэтому он проверяет его настоящую и будущую жизнеспособность, используя финансовую отчетность для оценки развития его деятельности. Аудитора в первую очередь интересует отчетность о финансовом положении банка и результатов его операций, и поэтому он также рассматривает способность банка вести непрерывную деятельность для подтверждения допущения об этом, на основе которого подготавливается финансовая отчетность.

    Этот МСА не имеет российского аналога.

    1. Аудит международных коммерческих банков.

    Требования, предъявляемые к аудиту международных банков, изложены в ПМАП №1006 «Аудит международных коммерческих банков». Он также не имеет российского аналога. В нём нашли отражение описание целей и процесса аудита, определение условий аудиторского задания, планирование работы. ПМАП №1006 обязывает аудитора при оценке эффективности конкретных контрольных процедур рассмотреть среду, в которой функционирует внутренний контроль:

    • Организационную структуру банка и способы делегирования полномочий и обязанностей;
    • Качество контроля со стороны руководства;
    • Масштаб и эффективность системы внутреннего аудита;
    • Квалификацию основного персонала;
    • Степень инспекционного контроля со стороны органов надзора.
    1. Международные стандарты по компьютерным технологиям аудита.

    На основе МСА №401 «Аудит в условиях компьютерных информационных систем» разработан отечественный аналог «Аудит в условиях компьютерной обработки данных», на основе ПМАП №1009 «Методы аудита с использованием компьютеров» - соответствующий российский стандарт аудита «Проведение аудита с помощью компьютеров», на основе ПМАП №1008 «Оценка рисков и система внутреннего контроля – характеристики компьютерной информационной системы (далее – КИС) и связанные с ними вопросы» - «Оценки риска и внутренний контроль. Характеристика и учёт среды компьютерной и информационной систем».

    Пока ещё не разработаны отечественные аналоги к ПМАП №1001 «Среда КИС – автономные микрокомпьютеры», ПМАП №1002 «Среда КИС – интерактивные компьютерные системы», ПМАП №1003 «Среда КИС – системы без данных».

    Созданные российские правила (стандарты) отличаются от международных:

    1. российские правила ориентированы на более прогрессивные подходы к компьютеризации, поскольку созданы значительно позже международных стандартов.
    2. они учитывают специфику российского бухгалтерского учёта и аудита, правового обеспечения и налогообложения.
    3. имеют необходимые ссылки на ранее созданные правила (стандарты), что показывает преемственность основных принципов и методов аудита, а также указывает на то, что эти стандарты ориентированы на более эффективное достижение цели аудита и описание особенностей реализации основных принципов и методов аудита в современных условиях.
      Компьютерный аудит предполагает для организации аудиторской деятельности использование компьютеров и современных информационных технологий. Основными работами в этой связи можно считать аудиторские проверки финансовой отчётности с подготовкой аудиторского заключения, а также оказание сопутствующих аудиту услуг.

    Общие сведения о компонентах компьютерного аудита, основных понятиях и подходах к его организации можно получить на основании: МСА №401 «Аудит в условиях компьютерных информационных систем» (отечественный аналог – «Аудит в условиях компьютерной обработки данных») и на основе ПМАП №1009 «Оценка рисков и система внутреннего контроля – характеристики КИС и связанные с ним вопросы» (отечественный аналог – «Проведение аудита с помощью компьютеров»). Эти два стандарта непосредственно связаны между собой, хотя первый больше имеет отношение к экономическому субъекту, а второй – непосредственно к аудиторам и аудиторским организациям.

    В аудиторской организации компьютеры могут использоваться для автоматизации её управленческих работ и проведения аудита экономических субъектов. При этом понятие «использование компьютеров для проведения аудита» является весьма общим и может включать ряд направлений использования (виды выполняемых работ):

    • несложные расчёты, печать типовых форм аудиторских документов, опросных листов, анкет и др.;
    • организацию нормативной правовой справочной базы в электронном виде (системы типа «Гарант», «Кодекс», «Консультант Плюс»);
    • проверку отдельных участков учёта (расчётов по основным средствам, производственным запасам и др.);
    • комплексную проверку всех разделов и счетов бухгалтерского учёта, работы персонала, проведения экономического анализа.

    Дополнительные процедуры, которые необходимо соблюдать при проведении аудита в условиях компьютерных информационных систем (КИС), раскрывает МСА №401. Для целей данного МСА условия КИС существуют, когда субъект применяет компьютер любой модели или размера для обработки финансовой информации, существенной для аудита, независимо от того, используется компьютер данным субъектом или третьей стороной. В таких случаях аудитор должен рассмотреть, каким образом КИС влияет на аудит. При этом общая цель и объём аудита в среде КИС не меняются, однако его применение может оказать влияние на:

    • Процедуры, соблюдаемые аудитором в процессе получения достаточного представления о системах бухгалтерского учёта и внутреннего контроля;
    • Анализ неотъемлемого риска и риска системы контроля, посредством чего аудитор проводит оценку риска;
    • Разработку и осуществление аудитором тестов контроля и процедур проверки по существу, необходимых для достижения целей аудита.

    Российским аналогом МСА №401 является Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Аудит в условиях компьютерной обработки данных».
    В целом указанный РСА по содержанию идентичен своему международному аналогу.

    1. Особенности аудиторских доказательств при аудите в компьютерной среде.

    Вопросы изучения и системы учета и отчетности и взаимосвязанных с ней систем внутреннего контроля в случае электронной обработки данных рассматривает МСА №1008 «Оценка риска и внутренний контроль. Характеристика и учет среды компьютерных и информационных систем». В нем нашли отражение наиболее распространенные характеристики процесса электронной обработки данных, в том числе факторы, влияющие на его организационную структуру, характер обработки данных и процедуры, применяемые в системах учета и отчетности и внутреннего контроля.
    ПМАП №1008 представляет собой дополнение к международному стандарту аудита №401 «Аудит в условиях компьютерных информационных систем». В нем рассматриваются вопросы изучения и оценки системы учета и отчетности и взаимосвязанных с ней систем внутреннего контроля в случае электронной обработки данных.

    Краткое описание

    В процессе реформирования системы бухгалтерского учета в России возникли проблемы перехода отечественной практики ведения учета на международные стандарты учета и отчетности.
    В результате этого появилась потребность в знании международных аудиторских стандартов и положений по международной аудиторской практике. Развитие аудита в нашей стране, принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» обусловили необходимость пересмотра имеющихся правил (стандартов) для преобразования их в нормативные документы федерального уровня.
    Кроме того, законодательством предусмотрена возможность аккредитации профессиональных аудиторских объединений органом, регулирующим аудиторскую деятельность в России, при условии разработки этими объединениями внутренних правил (стандартов).

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………………..3
    Процедуры межбанковского подтверждения……………………………5
    Взаимоотношения между органами банковского надзора и внешними аудиторами………………………………………………………………………..5
    Международные стандарты по компьютерным технологиям аудита….6
    Международные стандарты по компьютерным технологиям аудита….7
    Особенности аудиторских доказательств при аудите в компьютерной среде……………………………………………………………………………….9
    Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности…..11
    Особенности аудита малых предприятий………………………………13
    Аудит производных финансовых инструментов……………………….14
    Заключение………………………………………………………………..15
    Список литературы……………………………………………………….16