Практикум по логистике, Гаджинский А.М., 2012.
Настоящий практикум разработан по наиболее общим темам, включенным в образовательные стандарты по дисциплине Логистика для различных специальностей, т. е. по складам, транспорту, закупкам и распределению. В него входят как задачи и деловые игры по перечисленным темам, так и тестовые вопросы по всему курсу данной дисциплины.
Для студентов высших и средних специальных учебных заведений, а также практических работников сферы распределения, закупок, транспорта, организации торговых и производственных процессов.
Метод АБС.
Управление в логистике характеризуется, как правило, наличием большого количества однородных объектов управления, по-разному влияющих на результат конечной деятельности.
В экономике широко известно так называемое правило Парето (20/80), согласно которому лишь пятая часть (20%) от всего количества объектов, с которыми обычно приходится иметь дело, дает примерно 80% результатов этого дела. Вклад остальных 80% объектов составляет только 20% общего результата.
Например, в торговле 20% наименований товаров дают, как правило, 80% прибыли предприятия и составляют 80% запаса. Остальные 80% наименований товара - лишь необходимое дополнение, обязательный ассортимент. Американцы называют эту закономерность “правилом большого пальца”: поднятый вверх большой палец правой руки символизирует эти самые 20% ударных объектов, при этом сжатые в кулак 4 пальца обозначают значимость пальца, поднятого вверх, - 80%.
Содержание
Предисловие
Тема 1. Логистика как наука и сфера профессиональной деятельности
Тема 2. Анализ полной стоимости в логистике
Задание 1. Выбор схемы транспортировки нефтепродуктов
Задание 2. Рационализация товародвижения спиртных напитков
Тема 3. Управление запасами с применением анализа ABC и XYZ
Задание 1. Дифференцировать ассортимент по методу ABC
Задание 2. Определить величину снижения затрат на содержание запасов в результате использования дифференцированных нормативов среднего запаса
Задание 3. Дифференцировать ассортимент по методу XYZ
Задание 4. Построить матрицу ABC-XYZ-анализа, сделать предложения по системам управления запасами для товарных позиций групп АХ, AY, AZ, а также группы В и группы С
Тема 4. Выбор территориально удаленного поставщика на основе анализа полной стоимости
Задание. На основе анализа полной стоимости принять решение о целесообразности закупки той или иной позиции в городе N
Тема 5. Контроль в сфере закупочной деятельности и принятие решения по размещению заказов
Задание. Произвести оценку поставщиков № 1 и № 2 по результатам работы для принятия решения о продлении договорных отношений с одним из них
Тема 6. Управление материальными потоками на основе пооперационного учета логистических издержек
Задание 1. Расчет величины суммарного материального потока на складе
Задание 2. Расчет стоимости грузопереработки на складе
Задание 3. Дифференциация факторов, определяющих объем складской грузопереработки
Задание 4. Ранжирование факторов по степени влияния на стоимость складской грузопереработки
Тема 7. Размещение товаров на складе
Задание 1. Выделение значимого (с точки зрения количества внутрискладских перемещений) ассортимента склада и размещение его в “горячей” зоне
Задание 2. Определение возможного сокращения количества перемещений на складе в результате размещения значимого ассортимента в “горячей” зоне
Тема 8. Определение размеров склада
Задание 1. Определить площадь склада на основе данных о потребности в грузовой площади и значения коэффициента грузовой площади склада
Приложение к теме 8
Тема 9. Входной контроль поставок товаров на складе
Задание. Изучить инструкции № П-6 и № П-7 и дать ответы на вопросы
Тема 10. Расчет точки безубыточности деятельности склада
Задание. Рассчитать точку безубыточности деятельности склада
Тема 11. Принятие решения о пользовании услугами наемного склада
Задание. Определить грузооборот, при котором предприятие одинаково устраивает, иметь ли собственный склад или пользоваться услугами наемного склада (Г6р - “грузооборот безразличия”)
Тема 12. Определение места расположения распределительного склада
Задание 1. Методом определения центра тяжести грузопотоков найти ориентировочное место для расположения склада, снабжающего магазины
Задание 2. Определить узел транспортной сети прямоугольной конфигурации, в котором размещение распределительного склада обеспечит минимум грузооборота транспорта по доставке грузов в обслуживаемую сеть
Задание 3. Методом частичного перебора найти узел транспортной сети, рекомендуемый для размещения склада, снабжающего эти магазины
Тема 13. Определение затрат на доставку различных грузов автомобильным транспортом в случае совместной перевозки
Задание. Определить затраты на доставку различных товаров автомобильным транспортом в случае их совместной перевозки
Тема 14. Разработка маршрутов и составление графиков доставки товаров автомобильным транспортом
Деловая игра
Задания к деловой игре
Тема 15. Определение оптимального срока замены транспортного средства
Задание. Определить срок замены транспортного средства методом минимума общих затрат
Тема 16. Взаимосвязь закупочной и распределительной логистики в процессе международных поставок грузов
Задание. Изучить базисные условия поставок (см. приложение к заданию) и заполнить таблицу взаимосвязи закупочной и распределительной логистики в процессе международных поставок грузов
Приложение к заданию. Базисные условия поставки
Тема 17. Прогнозирование в логистике
Задание. Выполнить сравнительную характеристику “наивного” прогноза и прогноза, выполненного методом долгосрочной средней (продукт А, тенденция отсутствует; продукт В, тенденция есть)
Тема 18. Управление запасами в логистике
Задание 1. Пользуясь приведенными в табл. 18.1 исходными данными, определить превышение фактических расходов, связанных с созданием и поддержанием запасов, над минимальными расходами в случае заказа партии оптимального размера
Задание 2. Пользуясь приведенными в табл. 18.2 исходными данными, определить продолжительность срока расхода одной доставляемой партии товара (дней)
Задание 3. Пользуясь приведенными в табл. 18.3 исходными данными, определить
Тема 19. Показатели управления запасами
Задание 1. Пользуясь приведенными в табл. 19.1 исходными данными, определить размер среднего запаса за полугодие (единиц)
Задание 2. Пользуясь приведенными в табл. 19.2 исходными данными, определить время обращения складского запаса (дней)
Задание 3. Пользуясь приведенными в табл. 19.3 исходными данными, определить скорость товарооборота (оборачиваемость) за полугодие (в разах)
Тесты по курсу логистики
Тест. Стоит ли вам выбирать профессию менеджера по логистике?
Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по курсу логистики
Примерная тематика рефератов, курсовых работ
Литература.
(Документ)
n1.doc
Государственный институт управления
ЛОГИСТИКА:
ТРЕНИНГ И ПРАКТИКУМ
Учебное пособие
Под редакцией
Доктора экономических наук, профессора Б.А. Аникина, I доктора экономических наук, профессора Т.А. Родкиной
Даже маленькая практика стоит большой теории (закон Буккера)
ОПИСАНИЕ
Учебное пособие содержит комплексный набор заданий и упражнений, развивающих практические навыки выработки эффективных управленческих решений на всем протяжении логистической цепи поставок, и строится в соответствии с рекомендованным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО).
Книга предназначена, в первую очередь, для преподавателей логистики.
Состоит из 10 разделов:
1. Логистика складирования - задачи для семинаров с примерами, решениями, вариантами для самостоятельной работы; методические рекомендации к проведению двух деловых игр; методические указания по написанию курсовой работы.
2. Логистика производства - задачи для семинаров (примеры, решение, варианты для самостоятельной работы); методические рекомендации по написанию курсовой работы, вопросы для тестирования.
Еще 6 глав - в принципе, то же самое, только по другим функциональным видам логистики.
9. Экономико-математические методы и модели в логистике - подробно расписаны два объемных домашних задания по этой теме плюс вопросы для теста.
10. Международная логистика - задачи для семинаров, контрольные вопросы и вопросы для тестирования.
Ценной особенностью данного учебного пособия является наличие методических рекомендаций к выполнению курсовых проектов, домашних заданий, хозяйственных ситуаций и деловых игр, а также тестовых заданий и контрольных вопросов по отдельным дисциплинам специальности, предусмотренным учебными программами курсов.
Практические задачи, деловые игры и ситуации могут быть использованы также в ходе проведения практических занятий при рассмотрении отдельных разделов дисциплины "Логистика" в рамках специальностей и специализаций "Менеджмент организации", "Управление инновациями", "Маркетинг", "Коммерция" и др. Для студентов, преподавателей, слушателей (Вариантов нет) образования, в частности, второго высшего образования, МВА, краткосрочных программ повышения квалификации по специальности "Логистика и управление цепями поставок".
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
ЛОГИСТИКА ПРОИЗВОДСТВА
ЛОГИСТИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
УПРАВЛЕНИЕ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ 150
ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ
УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ
ТРАНСПОРТИРОВКА В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ЭКОНОМИКОМАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛОГИСТИКА
1. ЛОГИСТИКА СНАБЖЕНИЯ
1.1. Практические задачи, примеры решения, варианты для самостоятельной работы
1.3. Методические указания к проведению деловой игры «ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ СНАБЖЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ»
1.4. Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «ЛОГИСТИКА СНАБЖЕНИЯ»
Введение
Организация защиты курсового проекта
2. ЛОГИСТИКА ПРОИЗВОДСТВА
2.1. Практические задания, примеры решения, варианты для самостоятельной работы
2.2. Практические задачи для самостоятельного решения
2.4. Примеры тестовых вопросов по дисциплине
«ЛОГИСТИКА ПРОИЗВОДСТВА»
3. ЛОГИСТИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
3.1. Практические задачи, примеры решения, варианты для самостоятельной работы
3.2. Хозяйственные ситуации
3.3. Методические указания к проведению деловых игр
3.4. Примеры тестовых вопросов по дисциплине «ЛОГИСТИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ»
4. УПРАВЛЕНИЕ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
4.1. Практические задачи, примеры решения, варианты для самостоятельной работы
4.2. Хозяйственные ситуации
4.3. Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «УПРАВЛЕНИЕ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ»
Введение
Общие требования к курсовому проекту
Организация курсового проектирования
Оформление результатов курсового проектирования
Организация защиты
4.4. Примеры тестовых вопросов по дисциплине
«УПРАВЛЕНИЕ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ»
5. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ
5.1. Практические задачи, примеры решения, варианты для самостоятельной работы
5.2. Хозяйственные ситуации
5.3. Методические указания к проведению деловой игры
«АНАЛИЗ ТОВАРНОГО ПОТОКА НА СКЛАДЕ»
5.4. Примеры тестовых вопросов по дисциплине
«ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ»
6. УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
6.1. Практические задачи, примеры решения, варианты для самостоятельной работы
6.2. Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ»
Общие требования к курсовому проекту
Структура и содержание курсового проекта
Организация курсового проектирования
Оформление курсового проекта
Организация защиты
6.3. Контрольные вопросы для оценки качества освоения дисциплины «УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ»
6.4. Примеры тестовых вопросов по дисциплине
«УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ»
7. ТРАНСПОРТИРОВКА В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
7.1. Практические задачи, примеры решения, варианты для самостоятельной работы
7.2. Примеры тестовых вопросов по дисциплине «ТРАНСПОРТИРОВКА В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ»
8. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ
8.1. Практические задачи, примеры решения, варианты для самостоятельной работы
8.2. Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ»
Введение
Тематика курсовых проектов
Структура курсового проекта
Организация и оформление результатов курсового проектирования
Подведение итогов курсового проектирования
8.3. Примеры тестовых вопросов по дисциплине
«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ»
9. ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ В ЛОГИСТИКЕ
9.1. Домашнее задание по теме «ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РЕШЕНИИ КОМПЛЕКСА ЗАДАЧ СЕТЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ»
Основные понятия сетевых графов, графиков и моделей в терминах работ и событий
Построение сетевых моделей и расчет их основных параметров
Привязка сетевого графика к календарю
Модели и методы решения задач оптимизации выполнения комплекса работ с учетом ограничений по ресурсам.
9.2. Домашнее задание по теме «ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ТЕОРИИ РАСПИСАНИЙ»
9.3. Примеры тестовых вопросов по дисциплине «ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ В ЛОГИСТИКЕ»
10. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛОГИСТИКА
10.1. Практические задачи, примеры решения, варианты для самостоятельной работы
10.2. Контрольные вопросы для оценки качества освоения дисциплины «МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛОГИСТИКА»
10.3. Примеры тестовых вопросов по дисциплине «МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛОГИСТИКА»
Предисловие
Бурное развитие и интенсивное использование современных технологий управления бизнес-организациями разного профиля актуализируют необходимость освоения практического инструментария логистического сервиса. Получаемые в результате этого конкурентные преимущества обеспечивают не только рост дополнительной прибыли, но и повышение уровня качества оказываемых услуг, что приносит ощутимую пользу как всем участникам, так и конечному потребителю интегрированной цепи поставок.
Целью настоящего учебного пособия является выработка практических навыков принятия эффективных управленческих решений в логистической цепи поставок, базирующихся на превентивном освоении теоретических и методологических проблем логистики. Практические навыки вырабатываются в процессе решения тренировочных задач, рассмотрения реальных хозяйственных ситуаций, участия в деловых играх, выполнения домашних заданий и курсовых проектов.
Структура учебного пособия охватывает комплекс ключевых функциональных и интегрированных областей логистики и строится в соответствии с рекомендованными Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) разделами (дисциплинами федерального компонента) специальности «Логистика» - 080506:
Логистика снабжения;
Логистика производства;
Логистика распределения;
Управление в логистических системах;
Логистика складирования;
Управление запасами в логистических системах;
Транспортировка в логистических системах;
Информационные технологии и системы в логистике;
Экономико-математические методы и модели в логистике;
Международная логистика.
Учебное пособие содержит комплексный набор заданий и упражнений, развивающих практические навыки выработки эффективных управленческих решений на всем протяжении логистической цепи поставок:
Практические задачи и примеры их решения;
Хозяйственные ситуации;
Домашние задания и методические указания к их выполнению;
Контрольные вопросы для оценки качества освоения дисциплины;
Примеры тестовых вопросов.
Ценной особенностью данного учебного пособия является наличие методических рекомендаций к выполнению курсовых проектов по отдельным дисциплинам специальности «Логистика», предусмотренным учебными программами данных курсов.
Оценка качества освоения теоретического курса, являющегося основой успешного проведения практических занятий, предусматривает наличие в разделах учебного пособия перечня контрольных вопросов качества освоения дисциплины и примеров тестовых заданий.
Приведенный перечень практических задач, хозяйственных ситуаций, деловых игр, домашних заданий, алгоритмы их решения, а также задания для самостоятельной работы студентов могут быть использованы преподавателями основных дисциплин специальности «Логистика» при проведении практических занятий в соответствии с учебными программами вышеназванных дисциплин.
Практические задачи, деловые игры и ситуации могут быть использованы также в ходе проведения практических занятий при рассмотрении отдельных разделов дисциплины «Логистика» в рамках специальностей и специализаций «Менеджмент организации», «Управление инновациями», «Маркетинг», «Коммерция» и ряде других, предусматривающих чтение курса «Логистика» в рамках Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования вышеуказанных специальностей.
Нацеленность на использование реальных практических ситуаций и примеров позволяет использовать данное учебное пособие слушателям надвузовского образования, в частности второго высшего образования по специальности «Логистика», МВА «Логистика», слушателям краткосрочных программ повышения квалификации и др.
Учебное пособие подготовлено коллективом ведущих преподавателей Государственного университета управления, читающих лекции и проводящих практические занятия по курсам регионального компонента специальности «Логистика», а также по дисциплине «Логистика» для специальностей и специализаций «Менеджмент организации», «Маркетинг», «Управление инновациями». Структура каждого раздела учебного пособия носит оригинальный характер и регламентируется авторским видением методологии курса и требованиями к содержанию учебной программы курса в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.
1. ЛОГИСТИКА СНАБЖЕНИЯ
1.1. Практические задачи, примеры решения, варианты для самостоятельной работы
Задача 1
Для производства вилочных погрузчиков предприятию необходимо закупить в следующем году 8000 шт. комплектующих по цене 320 денежных единиц за штуку. Стоимость содержания одного комплектующего изделия на складе предприятия составляет 13% от его цены. В прошлом году транспортно-заготовительные расходы в расчете на одну партию поставки составили 850 денежных единиц.
Определить:
1) оптимальную партию поставки комплектующих изделий;
2) оптимальную периодичность поставки комплектующих;
3) количество поставок в год.
Задача 2
Для производства титанового проката металлургическому предприятию необходимо закупить в следующем году 3800 т сырья. Подразделение по логистике рассчитало, что при закупке сырья партиями по 280 т затраты на размещение и выполнение заказа, а также издержки на хранение запасов будут минимальны.
Определить:
1) количество поставок в год;
2) оптимальную периодичность поставки сырья.
Задача 3
Торгово-посредническая организация закупает различные виды продукции. Годовая потребность в продукте W составляет 1300 единиц, цена единицы продукта W - 880 денежных единиц. Издержки хранения в расчете на единицу продукции W составляют 18% от его цены. Учет затрат показал, что транспортно-заготовительные расходы в расчете на одну партию поставки составляют 5 тыс. денежных единиц.
Определить:
1) оптимальную партию поставки продукции W;
2) количество поставок в год;
3) оптимальную периодичность поставки продукции W .
Методические указания к решению задач
Оптимальная партия поставки, оптимальный размер заказа (Economic Order Quantity, EOQ) - объем партии поставки, отгружаемой поставщиком по заказу потребителя, который обеспечивает для потребителя минимальное значение суммы двух составляющих:
1) затраты на формирование и хранение запасов - затраты на текущее обслуживание запасов включают издержки на проведение инвентаризаций, издержки хранения, стоимость рисков и другие издержки;
2) транспортно-заготовительные расходы - затраты, связанные с организацией заказа и его реализацией, включают расходы на мониторинг показателей работы поставщиков, выбор и оценку поставщика, транспортные издержки, затраты на коммуникационный процесс, командировочные, представительские и другие расходы.
Графически оптимальная партия поставки может быть определена по точке, в которой сумма затрат на формирование и хранение запасов и транспортно-заготовительных расходов обращается в минимум.
Оптимальная партия поставки определяется по формуле Уилсона
Цель деловой игры: систематизация знаний студентов об условиях поставок и заключении договоров на поставку ресурсов. Развитие навыков ведения переговоров, выработки стратегии и тактики переговорного процесса с потенциальным поставщиком и принятия решений о выборе поставщика материальных ресурсов.
Для проведения деловой игры необходимы:
Комплект раздаточных материалов, содержащий описание ситуации и позиции сторон перед переговорами - выдается каждому студенту;
Видеокамера;
Технические средства, обеспечивающие просмотр видеозаписи;
Количество участников: учебная группа разделяется на три подгруппы. Все студенты учебной группы участвуют в разработке стратегии ведения переговоров по подгруппам, шесть студентов (по два от каждой подгруппы) непосредственно участвуют в переговорном процессе, остальные выступают в роли наблюдателей переговоров, а затем все студенты анализируют состоявшиеся переговоры и обсуждают возможные варианты взаимных уступок. Занятие проводит один преподаватель.
Время: на проведение деловой игры требуется 4 академических часа.
Описание проведения деловой игры
1. Постановка проблемы - определение цели и задач занятия - 20 мин.
Каждому студенту выдается раздаточный материал с описанием ситуации и позицией сторон перед переговорами.
Ситуация
ЗАО «Darts», г. Калининград, производит сувенир-игры «Дартс», которые продает на всей территории России. Для производства готовой продукции ЗАО «Darts» требуется:
1) продукт А - различные комплектующие, имеющие высший приоритет, их необходимо поставлять два раза в неделю;
2) продукт В - комплектующие, отсутствие которых может вызвать затруднения на конечном этапе сборки готовой продукции; его необходимо поставлять в пределах семи рабочих дней.
ЗАО «Darts» приняла решение заключить контракт на поставку продуктов А и В только с одной фирмой-поставщиком. После предварительного рассмотрения примерно 20 квалифицированных поставщиков ЗАО «Darts» остановило свой выбор на двух крупных поставщиках, работающих по всей Восточной Европе, с которыми оно уже сотрудничало ранее. Обе организации хорошо себя зарекомендовали, имею (т профсоюз и стабильное финансовое положение. Одна из них - фирма Plastoc - расположена в г. Каунас (Литва), вторая - фирма Metalic - расположена в г. Гданьск (Польша). ЗАО «Darts» планирует обсудить условия контракта с каждым поставщиком, а затем выбрать одного поставщика, чьи условия окажутся наиболее приемлемыми.
Существует ряд вопросов, которые следует обсудить в процессе переговоров. ЗАО «Darts», фирмы Plastoc и Metalic обладают всей необходимой информацией: несмотря на то что оба конкурирующих поставщика не обменивались напрямую стратегическими сведениями, оба они были втянуты в общие дискуссии по ценообразованию, поэтому владеют определенной информацией о затратах и стратегиях друг друга. Наиболее важные вопросы, подлежащие обсуждению при заключении контрактов, приведены в табл. 1 с некоторыми пояснениями позиций ЗАО «Darts», фирм Plastoc и Metalic. Необходимо изучить позиции сторон перед переговорами (см. табл. 1.1).
2. Разделение студентов на три подгруппы - 5 мин.
Каждая подгруппа представляет интересы одной из трех организаций: организации - производителя Darts, поставщиков комплектующих Plastoc и Metalic. Можно использовать различные способы разделения на подгруппы, например по жребию.
3. Определение основных этапов и тактики ведения переговоров- 10 мин.
Определяются участники и интересы сторон в переговорах, которые необходимо провести в соответствии с условиями предложенной ситуации.
Рассматриваются основные тактики и этапы ведения переговоров.
Необходимо обсудить степень доверия между сторонами, и если она велика и они не склонны рассматривать свои интересы как взаимоисключающие, то переговорный процесс может свестись к высшей форме сотрудничества - «мозговому штурму». Стороны могут использовать метод принципиальных переговоров, в соответствии с которым:
1) первичны не позиции сторон, а их интересы, которые необходимо рассматривать с учетом всего спектра возможных позиций;
2) до начала переговоров необходимо сформулировать принципы, на основе которых будет оцениваться приемлемость конкретного варианта договора.
Целесообразна следующая последовательность этапов переговорного процесса: исследовательский; аргументации; согласования; формулировки решения. Необходимо, чтобы переговорный процесс прошел все этапы, в противном случае вместо поисков решения, которое максимально удовлетворяло бы интересы обеих сторон, переговоры могут свестись к позиционному торгу или перерасти в «войну» между сторонами.
4. Подготовка подгрупп к проведению переговоров - 20 мин.
При подготовке к переговорам каждая подгруппа должна:
4.1. Определить цель переговоров;
4.2. Определить интересы сторон;
4.3. Разработать приемлемые области соглашения;
4.4. Аргументировать позицию;
4.5. Разработать варианты взаимных уступок.
5. Проведение переговоров в режиме реального времени - 30 мин.
Делегация, участвующая в переговорах от каждой подгруппы,
должна состоять из 2 человек. Переговоры между командами Darts и Plastoc должны проводится отдельно от переговоров между командами Darts и Metalic. На каждые переговоры отводится по 15 мин.
Каждый пункт (см. табл.) следует обсуждать отдельно, насколько это возможно. Для ЗАО «Darts» будет считаться неэтичным использование уступок, полученных в результате переговоров с одной из компаний-поставщиков, как средства для получения больших уступок от другой компании-поставщика. Организация Darts заботится о своем престиже и высокой репутации и заинтересована в обоюдовыгодных долгосрочных взаимосвязях со своими партнерами. Поэтому компания намеренно не будет заключать контракт, который очевидно не выгоден для поставщика и в результате которого поставщик будет нести убытки при выполнении условий договора.
В процессе переговоров стороны должны делать пометки о достигнутых договоренностях.
На этом этапе студенты, не участвующие в переговорном процессе выступают наблюдателями и фиксируют используемые аргументы, психологическое воздействие на партнеров и применяемые переговорные тактики. Необходимо поручить одному из наблюдателей вести видеозапись всего процесса переговоров в целях дальнейшего анализа и обсуждения.
6. Принятие решения о выборе поставщика материальных ресурсов - 5 мин.
На основе проведенных переговоров подгруппа, представляющая интересы ЗАО «Darts», должна принять окончательное решение о выборе фирмы-поставщика материальных ресурсов. Решение объявляется перед всей учебной группой.
7. Анализ состоявшегося переговорного процесса - 10 мин.
Если после проведения переговоров наблюдается повышенная
эмоциональность участников, то можно задать вопрос об их самочувствии и впечатлениях. Сразу после игры необходимо задать вопросы участникам переговоров.
1. Успешно ли прошли переговоры?
2. Каковы были позиции и интересы сторон перед началом переговоров?
1. Какая команда использовала более сильные аргументы?
2. Какие переговорные тактики использовались?
3. Наблюдалось ли манипулирование партнерами?
Как правило, участники переговоров не применяют стратегию сотрудничества, позволяющую совместно найти решение проблемы, а используют наиболее распространенную форму ведения переговоров - позиционный торг, в процессе которого стороны формулируют свои позиции, и в дальнейшем идет их корректировка, причем обычно используется метод компромисса. В результате применения такой тактики переговорного процесса обе стороны чаще всего получают вовсе не то, что они хотели бы получить.
Выяснение интересов сторон гораздо более эффективно, чем позиционный торг, но для того, чтобы переговорный процесс был проведен с использованием тактики сотрудничества, стороны должны захотеть этого, и ни одна из сторон не должна подталкивать партнера к тому, чтобы тот быстро определил свою позицию.
8. Видеопросмотр переговоров с остановками для обсуждения по ходу действия - 50 мин.
Обсуждение деловой игры должно показать преимущество сотрудничества в переговорном процессе перед позиционным торгом.
Преподаватель периодически останавливает просмотр видеозаписи, чтобы акцентировать внимание на тех фрагментах, которые являются яркими иллюстрациями замечаниям, высказанным наблюдателями, а также на тех фрагментах, которые не были ими замечены, но важны для общего анализа сложившейся ситуации.
9. Обсуждение возможных вариантов взаимных уступок - 15 мин.
После видеопросмотра еще раз проводится обсуждение возможных вариантов взаимных уступок и составляется окончательный вариант договора поставки.
10. Подведение итогов деловой игры - 15 мин.
Обсуждение конкурентных сил поставщиков и потребителей,
их взаимного влияния в процессе формирования стратегии снабжения.
1.3. Методические указания к проведению деловой игры «ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ СНАБЖЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ)»
Цель игры: закрепление студентами полученных теоретических знаний основных понятий логистики снабжения и выработка системного подхода к процессу снабжения современной организации, использующей логистические принципы управления.
Работая в подгруппах, студенты должны из предложенных понятий составить логическую схему, отображающую процесс управления снабжением современной организации, и графически воссоздать взаимосвязь этих понятий. Совместное обсуждение в подгруппе и защита позиции подгруппы перед группой развивает у студентов навыки командного взаимодействия, умение обосновывать и защищать разработанное решение.
Применение метода работы в малых группах позволяет развить у студентов понимание сложности и многообразия вариантов организации процесса снабжения, помогает им лучше уяснить логистический подход к формированию подсистемы снабжения современной организации.
Количество участников: число членов подгруппы - 3-4 человека. Количество подгрупп определяется численностью основной группы. Занятие проводится одним преподавателем.
Время: продолжительность занятия - 2 академических часа." Для проведения деловой игры необходимы:
1) аудитория и столы для работы подгрупп;
2) доска для вывешивания материалов работы подгрупп, крепежные детали (магниты, кнопки, скотч);
3) каждой подгруппе выдается:
а) лист бумаги формата А1;
Б) конверт с 55 понятиями (понятия должны быть набраны шрифтом Arial-20, распечатаны и вырезаны);
в) фломастеры разных цветов, 3-4 шт.;
Описание проведения деловой игры:
1. Разделение студентов на подгруппы по 3-4 человека -5 мин.
Можно использовать различные способы разделения на подгруппы, например для экономии времени подгруппы образуются из рядом сидящих студентов.
2. Постановка проблемы - определение цели и задач занятия - 10 мин.
Преподаватель объясняет суть деловой игры и того, что ожидается от студентов. Каждая подгруппа должна одновременно, но независимо друг от друга:
2.1. Выбрать лидера подгруппы, который в случае, если при обсуждении схемы участники не смогут прийти к консенсусу, примет необходимое решение.
2.2. Выработать девиз, под которым она будет работать;
2.3. Из предложенных преподавателем 55 понятий составить логическую схему, отображающую процесс управления снабжением современной организации, основанный на принципах логистики, графически изобразив взаимосвязь понятий. Понятия необходимо наклеить на лист бумаги формата А1 и фломастерами отразить взаимосвязи между ними: логистическая система, цели, стратегия снабжения, координация, контроль, мотивация, планирование, прогнозирование, организовывание, производство, финансовый поток, материальный поток, информационный поток, автоматизированная система логистической поддержки, сервис, сбыт, поставщики, потребители, производители, посредники, хранение, упаковка, грузопереработка, критерии выбора, рейтинговая оценка поставщиков, договоры поставки, платежи, оптимизация, сроки поставки, складирование, запасы, заказы, персонал, цена, снабжение, закупка, качество, количество, доставка, ассортимент, переговоры, услуги, потребность в ресурсах, спецификация, производственная программа, конкурентоспособность, готовая продукция, материалы, комплектующие, запрос, «точно вовремя», мониторинг показате-лей работы поставщиков, отгрузка, приемка, логистические издержки на снабжение.
2.4. Обосновать предложенный вариант логической схемы.
Задание записывается преподавателем на доске.
3. Раздача каждой подгруппе листов бумаги формата А1, конвертов с понятиями, фломастеров и клея - 5 мин.
4. Работа в подгруппах - 30 мин.
Преподаватель периодически контролирует работу подгрупп, отвечает на возникающие вопросы.
5. Выступление подгрупп с результатами работы - каждой следует предоставить 5-10 мин.
Схема вывешивается на доску, и лидер подгруппы представляет разработанный вариант игры «Процесса управления снабжением организации», отвечает на возникающие вопросы.
6. Подведение итогов игры и дискуссия по содержанию исследуемой проблемы - 15 мин.
Преподаватель является ведущим дискуссии, направляет ее ход и обобщает результаты. При подведении итогов следует воздержаться от прямых отрицательных оценок работы отдельной подгруппы либо отдельного студента. В работе каждой подгруппы нужно выделить оптимальные составляющие предложенного варианта процесса снабжения организации, которые могут быть использованы для разработки «идеального» варианта.
1.4. Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «ЛОГИСТИКА СНАБЖЕНИЯ»
Введение
Курсовой проект по дисциплине «Логистика снабжения» выполняется студентами, обучающимися по специальности 080506 - «Логистика» в седьмом семестре, в течение которого проводятся аудиторные занятия по этой дисциплине. Курсовое проектирование наряду с лекциями, практическими занятиями, деловыми играми, выполнением контрольных и самостоятельных работ способствует углублению знаний студентов по изучаемой дисциплине и в целом повышает качество подготовки специалиста по данной специальности.
Целью курсового проекта по дисциплине «Логистика снабжения» является закрепление теоретических знаний, полученных при изучении специальных дисциплин «Основы логистики», «Экономико-математические методы и модели в логистике», «Управление в логистических системах», «Логистика снабжения», «Транспортировка в логистических системах» и базовых дисциплин «Основы менеджмента», «Макроэкономика», «Микроэкономика» и др., приобретение и развитие творческих навыков по анализу и проектированию логистических систем.
Задачи курсового проектирования состоят в следующем:
Систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по дисциплине «Логистика снабжения» во взаимосвязи со-смежными дисциплинами;
Углубление навыков ведения студентом самостоятельной исследовательской работы, работы с различной справочной и специальной литературой;
Изучение и использование современных методов аналитической и проектной работы в области логистических систем;
Овладение методикой исследования при решении разрабатываемых в курсовом проекте проблем;
Проектирование современных эффективных систем управления снабжением организации на основе принципов логистики;
Подготовка к выполнению дипломного проекта.
Знания и навыки, полученные студентами при написании курсового проекта по дисциплине «Логистика снабжения», помогут им в дальнейшем при выполнении научно-исследовательских работ, в разработке курсовых проектов по дисциплинам «Управление запасами в логистических системах», «Логистика производства», «Проектирование логистических систем», а также при выполнении дипломного проектирования. В связи с этим целесообразно выбирать тему курсового проекта с учетом возможности ее дальнейшей разработки и использования в дипломном проекте.
Общие требования к курсовому проекту
Тематика курсовых проектов определяется программой дисциплины «Логистика снабжения». Тема курсового проекта выбирается студентом самостоятельно на основе тематики, утвержденной заведующим кафедрой логистики.
Возможны темы, предложенные организациями - объектами организационно-экономической практики, либо самими студентами с учетом их личного практического опыта. В этих случаях требуется обоснование целесообразности разработки предлагаемой тематики и окончательное согласование темы с научным руководителем.
При выборе темы курсового проекта необходимо учитывать следующие факторы:
Актуальность темы курсового проекта;
Соответствие темы целям и задачам курсового проекта;
Соответствие темы научному профилю кафедры;
Обеспеченность исходными данными, литературными источниками;
Соответствие темы индивидуальным способностям и интересам студента;
Разнообразие тематики курсовых проектов.
Тема курсового проекта должна обосновать необходимость решения конкретной проблемы, четко выделенной из числа других, при этом представляется нецелесообразно включать одновременно несколько сложных проблем для рассмотрения в рамках одной работы.
Ниже приведена примерная тематика курсовых проектов по дисциплине «Логистика снабжения».
1. Формирование критериев выбора поставщика при осуществлении процесса закупки материально-технических ресурсов в организации.
2. Организация системы снабжения предприятия и оценка ее экономической эффективности.
3. Оптимизация издержек в процессе закупки товаров производственного и потребительского назначения.
4. Разработка системы цен и расчетов при поставке продукции производственно-технического назначения.
5. Совершенствование планирования закупок материально-технических ресурсов.
6. Совершенствование управления закупочной деятельностью организации.
7. Внедрение методов сетевого планирования при составлении плана закупок материально-технических ресурсов.
8. Организация контроля за закупками материально-технических ресурсов.
9. Разработка мероприятий по повышению эффективности системы закупок материально-технических ресурсов организации.
10. Совершенствование организации нормирования расхода материальных ресурсов на предприятиях.
11. Организация использования заменителей дефицитных и дорогостоящих материалов при производстве продукции и оценка эффективности их применения.
12. Моделирование динамики норм расхода важнейших видов материальных ресурсов (по отраслям производства).
13. Разработка системы показателей использования материальных ресурсов в организации.
14. Организация системы оперативного маневрирования материальными ресурсами.
15. Организация рационального использования вторичных материальных ресурсов.
16. Организация закупок материально-технических ресурсов в условиях функционирования «толкающей» системы MRP.
17 Организация закупок материально-технических ресурсов в условиях функционирования «тянущей» системы «KANBAN».
18. Совершенствование методов оценки эффективности системы закупок материальных ресурсов организации.
19. Организация и управление материальными потоками в интегрированных системах управления логистикой снабдения.
20. Реализация правовых основ закупок и расчетов за поставку.
21. Организация снабжения материалами производственных подразделений организации.
22. Внедрение автоматизации расчета потребности в материально-технических ресурсах организации.
23. Внедрение системы планирования потребностей в материалах (MRP).
24. Организация системы контроля в сфере закупочной деятельности.
25. Организация мониторинга показателей работы поставщиков.
26. Организация внедрения электронного снабжения.
27. Разработка стратегии снабжения организации.
28. Организация использования современных информационных технологий при
осуществлении закупок.
29. Совершенствование механизма функционирования логистики снабжения.
30. Разработка стратегии и тактики ведения переговоров с поставщиками.
31. Организация поиска и оценки потенциальных источников снабжения.
32. Исследование современных тенденций управления снабжением.
33. Организация международных закупок.
34. Управление затратами на закупки в современной организации.
35. Организация внедрения закупок в режиме «точно в срок».
36. Координация коммуникационного процесса между покупателем и поставщиками услуг.
37. Моделирование логистического цикла закупки.
38. Организация управления качеством в логистике снабжения.
В соответствии с выбранной темой каждому студенту выдается задание на курсовое проектирование.
Курсовой проект оформляется в виде пояснительной записки, включающей текстовый, графический, табличный и другой иллюстративный материал. Пояснительная записка имеет следующую типовую структуру (табл. 1.2).
Оформление титульного листа производится в соответствии с принятой формой. Он должен содержать наименование вуза, института, кафедры, дисциплины («Логистика снабжения»), темы курсового проекта, сведения о студенте и руководителе, причем руководителя проекта необходимо называть с указанием его ученых степени и звания.
В начале курсового проекта приводится его содержание, которое должно включать все разделы курсового проекта с указанием страниц начала каждого раздела.
Приведенные выше основные разделы курсового проекта должны иметь следующее содержание.
УРАЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ АКАДЕМИИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Кафедра менеджмента
ЛОГИСТИКА
Практикум
Челябинск
Логистика: практикум / сост. Л.Б. Владыкина; УрСЭИ АТиСО. –
Челябинск, 2009. – 60 с.
Практикум составлен в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080705.65 «Менеджмент организации» и программой учебного курса «Логистика». Предназначен для практических занятий с целью активного использования студентами методов, принципов, технологий и других инструментов логистики при решении конкретных ситуаций.
В практикуме приведен тематический план лекционных и практических занятий, вопросы для обсуждения, задания, тесты, тематика курсовых (контрольных) работ, вопросы к экзамену, список рекомендуемой литературы.
Практикум предназначен для студентов всех форм обучения по специальности 080705.65 «Менеджмент организации».
Составитель Владыкина Л.Б., ст. преподаватель кафедры менеджмента УрСЭИ
Рецензенты Иванов О.П. , канд. техн. наук, профессор кафедры менеджмента УрСЭИУсова А.А., канд. экон. наук, доцент ЮУрГУ
© Уральский социально-экономический институт Академии труда и социальных отношений, 2009
© Владыкина Л.Б., 2009
Предисловие………………………………………………………………….. | ||
Тематический план и сетка часов курса «Логистика»…………………….. | ||
Методика подготовки и проведения практических занятий……………… | ||
Раздел I. Логистика и рынок………………………………………………... | ||
Практическое занятие 1. Тема: Логистика как наука и сфера | ||
профессиональной деятельности…………………………………………. | ||
Практическое занятие 2. Тема: Логистические концепции, | ||
применяемые для формирования микрологистических систем………… | ||
Практическое занятие 3. Тема: Проектирование логистических систем, |
||
проведение функционально-стоимостного анализа……………………... | ||
Раздел II. Функциональные области логистики…………………………… 21 | ||
Практическое занятие 4. Тема: Логистика запасов……………………… | ||
Практическое занятие 5. Тема: Закупочная логистика………………….. | ||
Практическое занятие 6. Тема: Транспортная логистика……………….. 32 | ||
Практическое занятие 7. Тема: Логистика складирования……………… | ||
Практическое занятие 8. Тема: Распределительная логистика…………. | ||
Раздел III. Поддержка логистического менеджмента……………………... | ||
Практическое занятие 9. Тема: Информационное обеспечение | ||
логистики…………………………………………………………………… | ||
Практическое занятие 10. Тема: Сервис в логистике……………………. | ||
Темы курсовых (контрольных) работ………………………………………. | ||
Контрольные вопросы к экзамену (зачету) по курсу «Логистика»………. | ||
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дело руководителя – видеть компанию не такой, какая она есть, а такой, какой она может быть.
Дж. У. Титс
В современной экономике управление потоками ресурсов является одной из ключевых компетенций. Логистика, хотя и имеет глубокие исторические корни, – тем не менее, сравнительно молодая и бурно развивающаяся наука. Анализируя роль логистического менеджмента в фирме с позиций получения конкурентных преимуществ, можно утверждать что, внедряя логистические принципы и системы, фирма любой отрасли получает значительные преимущества за счет оптимизации потоков и снижения затрат. Квалифицированный специалист в сфере логистики должен знать, как правильно и рационально управлять всеми ресурсами предприятия.
Широкое применение логистики в практике хозяйственной деятельности объясняется необходимостью сокращения временных интервалов между приобретением сырья и поставкой товаров конечному потребителю, а также затрат на их движение. Область применения логистики разнообразна, включает: управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами; организацию информационных систем, коммерческую деятельность и т.д.
Цель пособия – помочь закрепить у студентов понимание необходимости единого управления сквозными материальными потоками, ориентировать обучающихся на целостное видение сущности процессов в логистической системе и возможность их оптимизации.
Применение логистического подхода к управлению закрепляется при решении практических задач, наиболее часто встречающихся в деятельности реальных организаций. Практикум содержит ряд хозяйственных ситуаций, иллюстрирующих современные логистические концепции. Решение практических задач требует выполнить расчет полной стоимости бизнес-процессов и найти пути снижения затрат.
Учебно-практическое пособие состоит из трех разделов:
Раздел I. Логистика и рынок – формирует представление о месте логистики в сфере общественного производства, рассматривает логистические концепции и практическое применение тянущих и толкающих микро логистических систем в сфере производства, обучает проектированию логистических систем и проведению финансово-стоимостного анализа в логистической системе.
Раздел II. Функциональные области логистики – содержит задания,
раскрывающие вопросы, связанные с управлением запасами, снабжением, транспортировкой, складированием и дистрибьюцией.
Раздел III. Поддержка логистического менеджмента – дает пред-
ставление, о практических методах объединения процессов производства, снабжения, сбыта и транспортировки, применения различных видов сервисного обслуживания с учетом критерия эффективности логистической системы.
Каждый раздел сформирован из заданий, решение которых направлено на достижение главной цели логистики – сокращение затрат, связанных с оптимизацией материального и сопутствующих потоков в деятельности фирмы.
Закрепление теоретических знаний в процессе решения задач позволит получить практический навык управления логистической системой в целом и ее отдельными логистическими звеньями.
Кроме того материалы к практическим занятиям содержат: вопросы для обсуждения и тесты для проверки знаний.
Основные умения, приобретаемые студентами при изучении дисциплины:
∙ самостоятельно анализировать состояние логистической системы;
∙ находить эффективные пути совершенствования логистической системы фирмы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СЕТКА ЧАСОВ КУРСА «ЛОГИСТИКА» для студентов специальности «Менеджмент организации»
Название темы | |||||
Логистика как наука и сфера | |||||
профессиональной деятельности |
|||||
Логистические концепции, | |||||
применяемые для формирования | |||||
логистических систем | |||||
Проектирование логистических | |||||
систем, функционально- | |||||
стоимостной анализ | |||||
Логистика запасов | |||||
Закупочная логистика | |||||
Транспортная логистика | |||||
Логистика складирования | |||||
Распределительная логистика | |||||
Информационное обеспечение | |||||
логистики |
|||||
Сервис в логистике | |||||
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
По дисциплине «Логистика» предполагается проведение занятий в
– использование метода ситуационных задач (кейсов);
– выполнение практических заданий по построению микрологисти-
ческих систем, оптимизации потоков и сокращению затрат,
связанных с функционированием предприятия;
– выполнение тестов.
Семинары, основанные на методе кейсов, помогают освоить правила:
ведения дискуссии, командной работы, анализа и сопоставления различных точек зрения по поставленной проблематике.
∙ группу разделите на несколько подгрупп по 3-4 человека в каждой.
Проведите распределение ролей в группе (руководитель, стенографист,
контролирующий время обсуждения, выступающий);
∙ внимательно прочитайте весь текст с целью составить целостное представление о ситуации;
∙ дайте характеристику ситуации. Определите главные и второстепенные факторы, детали. Зафиксируйте письменно проблему, а также все факторы, касающиеся этой проблемы;
∙ сформулируйте критерии для проверки правильности предложенных решений;
∙ попытайтесь найти альтернативные варианты решения, если такие существуют;
∙ разработайте перечень практических мероприятий по реализации предложенного вами решения.
При решении кейсов и практических ситуаций можно использовать метод «мозгового штурма» – это способ работы группы, при котором первоочередной целью является нахождение новых альтернативных
вариантов решения в проблемной ситуации. Проблемы по характеру можно разделить на три основных типа: аналитические (причинные) проблемы;
синтетические (проблемы мер); проблемы выбора.
Этапы «мозгового штурма»:
1) изложение проблемы (цель, к чему стремится, наиболее важные ограничения, определение, что нужно делать);
2) высказывание идей (идеи принимаются все и от всех участников);
3) отбор идеи (аргументация предложенных идей и определение о возможности применить их для решения ситуации);
4) развитие решения (разработка отдельных направлений).
∙ все тесты содержат вопросы множественного выбора;
∙ присутствует временной параметр выполнения теста;
∙ для тематических тестов положительная оценка будет при условии более
60% правильных ответов на вопросы.
Основные знания, приобретаемые студентами при изучении
дисциплины:
∙ о внутрипроизводственных и внешних логистических системах, их звеньях;
∙ логистических цепей и сетей; критерии оптимизации и функциони-
∙ о связях логистики с другими функциональными областями бизнеса;
∙ о существующих микрологистических концепциях и системах;
∙ о методах и приемах управления базисными и ключевыми логисти-
ческими активностями: процедурами заказов, операционными процеду-
рами в производстве, закупками, дистрибьюцией, запасами, транспор-
тировкой.
РАЗДЕЛ I. ЛОГИСТИКА И РЫНОК
Практическое занятие 1
Тема: Логистика как наука и сфера профессиональной деятельности
Цель: формирование представления о месте логистики в сфере общественного производства.
Вопросы для обсуждения:
1. Эволюция логистики. Парадигмы логистики.
2. Современная экономика как сфера применения логистики.
3. Многообразие определения логистики и материального потока.
4. Логистические активности, системы, звенья, логистические цепи и сети.
5. Принципы и требования формирования логистичекой системы.
6. Логистическая миссия и логистичекая среда.
7. Логистический подход к управлению потоковыми процессами.
8. Понятие и виды логистических операций.
9. Интерфейс логистического менеджмента с маркетингом.
10. Взаимодействие логистики с другими функциональными областями бизнеса.
11. Перспективы развития логистики.
Задание 1.1
1. Решить кроссворд:
Л О Г И С Т И К А
Л О Г И С Т И К А
По горизонтали:
1. Масса грузов, перемещаемая в пространстве.
2. Товары или предметы, принимаемые для перевозки, направляемые получателю.
3. Сообщение о состоянии или местонахождении груза.
4. Универсальный термин, означающий устройство для перемещения грузов.
5. Доставка продукции по специальному договору.
6. Содержание товара или продукта в безопасности и целостности.
7. Специальное помещение для хранения чего-либо.
В зависимости от специфики деятельности постройте логистическую цепь по выпуску одного-двух товаров согласно логистическим функциям.
Задание 1.3
Задание: Определите границы логистической системы с точки зрения традиционного и интегрального подходов, а также объект и субъект управления в логистических системах.
Ситуация 1.
В г. Орле работает небольшое частное производственное предприятие, выпускающее пластиковые горшки и кашпо для комнатных растений. Система распределения этого предприятия строится следующим образом. На предприятии существует отдел сбыта, который работает в двух направлениях: розничные и оптовые продажи. Розничные продажи осуществляются собственными силами посредством продажи в трех магазинах промтоваров г. Орла и в магазине промтоваров г. Ромны Орловской области. Товар складируется на территории предприятия и доставляется в магазины арендованным транспортом по мере необходимости. Оптовые продажи осуществляются мелкооптовыми дилерами в городах Курске, Брянске, Туле, Подольске. Дилеры доводят товар до конечных покупателей через собственные розничные пункты продаж или через торговых агентов. Товары, купленные дилерами, складируются на площадях их торговых точек и доставляются к местам продажи посредствам собственных сил.
Ситуация 2.
Предприятие «Орион» в г. Новокузнецке выпускает моторчики для вентиляторов марки Х-11. Моторчики поставляются в г. Иркутск, где на предприятии «Горизонт» собираются вентиляторы данной марки и продаются через независимых оптовых посредников, которые, в свою очередь, организуют розничную продажу данного товара. Транспортировку груза «Орион» осуществляет собственными силами, «Горизонт» и оптовики используют арендованный транспорт.
Ситуация 3.
Предприятие «Малыш и Карлсон» производит мягкие игрушки. Ассортимент составляет порядка 1000 наименований. Исследования системы распределения данного предприятия показали несостоятельность сбытовых
процессов. Было решено отдать эту функцию на аутсорсинг одному из лучших дистрибьюторов, с которыми предприятие ранее сотрудничало. Таким образом отдел сбыта был сокращен до минимума и на сегодняшний день стал представлять собой лишь контролирующий орган.
Тест для проверки знаний по теме 1
1. Где появился термин «логистика»? а) в Древней Индии;
б) в Х IХ в. в США; в) в Древней Греции; г) в Римской империи;
д) нет правильного ответа.
2. Что в логистике понимается под логистической системой?
а) сложная организационно завершенная экономическая система, которая состоит из элементов – звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими потоками; б) совокупность действий, направленных на производство готовой продукции или услуг, востребованных потребителем в определенное
время; в) сложная совокупность функциональных элементов (звеньев),
взаимосвязанных в едином процессе производства и сбыта готовой продукции конечному покупателю;
г) организационно завершенная экономическая система, решающая задачи оптимизации движения МП на макрологистическом уровне;
д) нет правильного ответа.
3. Где впервые стал применяться термин «логистика»?
а) в математической науке в качестве названия теории; б) в экономической науке как инструмент бизнеса;
в) в военной науке как определение совокупности средств по доставке техники и боеприпасов к месту боевых действий;
г) в экономической науке в качестве одного из методов контроля; д) нет правильного ответа.
4. В чем заключается принципиальная новизна логистического подхода ведения хозяйственной деятельности в современных условиях?
а) в интеграции промышленного и финансового капитала в единую форму ведения хозяйственной деятельности;
б) в комплексном использовании современных компьютерных технологий;
в) в новых способах выбора поставщиков и материалов;
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.
Подобные документы
Оценка поставщиков для принятия решения о продлении договорных отношений на основе анализа динамики цен на товары, их качества и соблюдения установленных сроков поставки. Выбор территориально удаленного поставщика путем вычисления полной стоимости товара.
контрольная работа , добавлен 27.03.2012
Основные понятия и процессы логистики, ее структура и назначение на предприятии. Исследование технологического процесса на складе. Главные логистические операции, выполняемые с грузом на складе. Расчет величины суммарного материального потока на складе.
лабораторная работа , добавлен 07.04.2010
Закупочная логистика на предприятии. Служба закупок на предприятии. Управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Анализ поставщиков оборудования по изготовлению этикеток для ОАО "Полиграфоформление".
курсовая работа , добавлен 29.03.2011
Поставки от территориально удаленного поставщика. Оценка поставщика на основе расчета рейтинга. Динамика поставки товаров ненадлежащего качества. Динамика нарушений срока поставки. Дифференциация ассортимента с применением методик АВС и XYZ анализа.
контрольная работа , добавлен 13.03.2015
Логистический подход к управлению материальными потоками и минимизация закупочных издержек. Понятие материального потока, классификация логистических операций на торговой оптовой базе. Концепция логистики, ее правила, функции, основные требования.
учебное пособие , добавлен 14.06.2009
Организация и структура логистики на предприятии. Деятельность по управлению материальными потоками на производстве и ее взаимосвязь с финансовым управлением. Разработка интегрированного подхода в промышленной логистике, обзор логистических систем.
курсовая работа , добавлен 25.01.2014
Особенности учета логистических издержек, их классификация. Суть издержек на создание и поддержание запасов, транспортно-заготовительные расходы. Логистический подход к решению задач распределения в торговле. Развитие инфраструктуры товарных рынков.
контрольная работа , добавлен 25.11.2010