Банки

Повторение. Пишем письма

Урок развития речи в 4 классе. Тема урока: Письмо. Написание письма.
Цели урока :Продолжить работу с эпистолярным жанром. Познакомить обучающихся с фактами из истории письма. Формировать навык правильного написания личного письма. Развивать умение логично излагать свои мысли. Закрепить орфографические и пунктуационные навыки. Развивать речевой этикет. Развивать у обучающихся интерес к эпистолярному жанру (слайд 1)
Оборудование: презентация (с применением мультимедиа) почтовый ящик; таблички с названием улиц.

Ход урока:

I . Организационный момент.
II . Отгадайте загадки. (слайды 2 – 4)
    На стене, на видном месте,
    Собирает вести вместе,
    А потом его жильцы
    Полетят во все концы. (почтовый ящик) Без крыльев, а летит,
без языка, а говорит. (письмо)
    С сумкой тяжёлой обходит район,
Письма нам в ящик кладёт... (почтальон)
III . Сообщение темы урока и цели урока. (слайд 5)
Напишу тебе письмо Душу распахнёт оно. Там увидишь сразу ты Школу нашу, класс, цветы. (слайд 6)
IV . Актуализация знаний.

– Что же такое письмо? (слайд 7)

    Письмо - это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.

    Письмо является эпистолярным жанром . (Толковый словарь Ожегова)

    Письмо – вид почтового отправления.

    Письма бывают простые, заказные, ценные.

    В простых и заказных письмах пересылаются разные письменные сообщения, распоряжения, деловые бумаги, фотографии, художественные открытки, чертежи, схемы, звукозаписи, судебные дела, рукописи и печатные издания.

    В заказных письмах, адресованных гражданам, могут пересылаться только письменные сообщения.

(«Почтовые правила. Почтовое право». – М.: Центр. Изд. ДОМ, 2004г.)

Практическая часть (на партах лежат заранее заготовленные тексты).

Задание № 1: (слайд 8)

Привет, Лёха! Как житуха? У меня все по – старому. Каждый день хожу в школу, недавно схватил пару по лит-ре, да еще классная отругала за то, что разбил зеркало, предкам позвонила, ох и попало же мне, даже пятак по физ – ре не спас. Неделю в комп не играл.

Скорей бы каникулы!

Ну, все, пока, Лёха, увидимся.

До встречи. Костян.

– Чего не хватает в этом письме?

– Без чего можно было бы обойтись?

– Каким стилем написано это письмо?

Задание № 2. (слайд 9)

– Прочитайте письмо. Найдите его начало, основную часть, концовку.

“Дорогие мои родители! Папа и мама!

Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он тёплый. В нём одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. И трактор – тр-тр Митю. Трактор хороший, только он бензин не любит, а любит суп. Мама и папа я без вас очень скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где живу. А то вы меня заберёте, а Матроскин и Шарик пропадут.

Ваш Дядя Фёдор.”

– Письмо Дяди Фёдора начинается с обращения к родителям.– Подтверждает ли Дядя Фёдор свою мысль “Я живу хорошо”? (Да, Дядя Фёдор пишет о хороших событиях в его жизни).
– Какие части включает концовка письма? (Подпись.)

Задание № 3. (слайд 10)


– Прочитайте выразительно стихотворение С. Маршака «Письмо в редакцию»
Нижеподписавшийся волка повстречал, Вышеупомянутый громко зарычал. А вокруг все цветики – просто благодать, По причине этого жалко пропадать. Нижеподписавшийся крикнул: “ Караул!” И на полной скорости к речке драпанул. Вышеупомянутый голодом томим, В том же направлении кинулся за ним. К счастью, тут охотничек мимо проходил, Каковой впоследствии волка застрелил. Нижеподписавшийся просит за спасение Выразить охотничку это поздравление.
– Чем интересно это послание? (оно смешное) – На чем основан комический эффект? (на смешении стилей) – Какие стили здесь смешаны? (официально – деловой, художественный, разговорный). – Приведите примеры этих стилей из данного стихотворения.

Задание № 4 .

Прочитайте письмо Н.В.Гоголя матери 1830 г. (слайд 11)


“Часто наводит на меня тоску мысль, что, может быть, долго еще не удастся мне увидеться с вами.

Как бы хотелось мне хотя бы на мгновенье оторваться от душных стен столицы и подышать хотя на мгновенье воздухом деревни!

Но неумолимая судьба истребляет даже надежду на то. Как подумаю о будущем лете, теперь даже томительная грусть залегает в душу…”.

– Каким стилем написано письмо? – Найдите эпитеты, олицетворения и другие художественные средства. – Какие это письма? (личные). – Каким стилем нужно писать личные письма? (желательно художественным). – А деловые? (официально – деловым).

«Пиши ко мне как можно чаще и как можно более - ты не можешь вообразить, что значит ожидание почтового дня в деревне. Ожидание бала не может с ним равняться».

(А.С. Пушкин. Роман в письмах. 1829)

Читая письмо, мы точно слышим голос этого человека, улыбаемся вместе с ним или грустим. – Как вы думаете, давно ли появилась почта?– Лена и Настя подготовили сообщение об истории развития почты. (Приложение, слайды с 13 – 20) – Спасибо девочкам, благодаря им мы очень много узнали об истории развития почты в России.

– Почта развивается, совершенствуется. Появилась электронная почта, электронные почтовые ящики, адреса. Конечно, новейшие технологии в миллионы раз быстрее… Но согласитесь, от близких людей гораздо приятнее получать именно рукописные письма. Только традиционные письма позволяют увидеть почерк дорогого человека, ощутить настроение, которое владело им во время написания послания. Кроме того, письма – одна из наиболее романтичных форм общения между влюблёнными людьми.

– Что это значит? Эпоха старого доброго письма уходит в прошлое?

– Вы получали задания по группам.

1 группа.

– Узнать, какое количество писем получают ваши родственники, друзья, знакомые. (слайд 21)

Вывод: меньше писать не стали. Не у каждого есть электронный адрес, а вот адрес дома и обыкновенный почтовый адрес есть у всех.

2 группа.

– Опросить родственников, знакомых, учителей при помощи чего они обмениваются информацией.

Вывод: люди стали больше пользоваться компьютером.

3 группа.

– Узнать у взрослых и детей получали ли они письма в своей жизни? Хотят ли получать? (слайд 23)

Вывод: каждый человек в своей жизни, хотя бы раз получал письмо, но с появлением электронной почты забыли про письма, хотя получать хотят многие.

– Чтобы получить письмо, нужно кому – то его написать, чтобы завязалась переписка.

Существует определённый этикет составления корреспонденции:

    Письма пишутся на хорошей бумаге

    С левого края бумаги и донизу оставляется поле одинаковой ширины

    Пишите письма, поздравления от руки, а в официальных случаях можно напечатать

    Перед отправкой проверьте орфографию

    Складывается письмо текстом внутрь

    На любом конверте проставляется обратный адрес

Структурные элементы письма:

  • Начинай письмо с обращения к адресату (не забудь поздороваться).

    Спроси, как идут дела у того, кому ты пишешь. Если ты отвечаешь на чьё-то письмо, поблагодари за внимание. Вспомни, о чём тебе писали в прошлый раз, и скажи о своём отношении к новостям Если тебе писали о чём-то плохом, грустном, поинтересуйся, как обстоят дела теперь. Ответь на вопросы, заданные тебе в предыдущем письме . Сообщи новости, расскажи о своих радостях, печалях. Передай привет друзьям, знакомым, родственникам.

V . Закрепление пройденного.

Сегодня вы будете учиться писать письма личного характера, для этого мы разделимся на группы

Ролевая игра «Почта»

2 почтальона, остальные адресаты

Ход игры : одна половина участников – адресаты, вторая половина – адресанты.

Адресанты вытягивают фамилию, кому будут писать, подписывают адрес (ряд), фамилию, дом(парта), пишут небольшие послания, опускают в почтовый ящик, почтальоны разносят по улицам. Слушание текстов писем (с разрешения) – Захотелось ли вам продолжить переписку? Ответить на письмо?

Письмо – это частичка души человека, который делится с другими радостью или разделяет грусть.

Некоторым людям трудно общаться по телефону, подбирать слова или подстраиваться под чьё – то настроение. А иногда бывает, что собеседник постоянно перебивает, не даёт возможности высказаться и тогда письмо – прекрасная возможность рассказать о том, тебя волнует.


VI . Рефлексия – Сегодня вы познакомились с одним из видов письменных речевых жанров – письмом. Почему же в наш «громкий век» письмам нет цены? Готовы ли вы писать письма, несмотря на разнообразные современные средства коммуникации?

– Как вы думаете, будет ли рад ваш друг, когда получит письмо? Кому было интересно писать письмо своему другу?

– Наш урок подошел к концу. На ваших столах лежат лепестки ромашки. Если вам все понятно по теме и урок понравился, то выберите лепесток с восклицательным знаком. Если остались вопросы, то выберите лепесток с вопросительным знаком. (Размещение на доске лепестков, построение цветка).

VI . I Д/З Написать письмо

    С чего начинается Родина?»; «Письмо на космическую орбиту», тема посвящена Году российской космонавтики; «Мама, папа, я - спортивная семья», тема посвящена Олимпийским играм в Сочи 2014 года; «Письмо в 1941-й год», тема посвящена 70-летней годовщине начала Великой Отечественной войны; «Герой нашего времени»; «Учусь у М.В. Ломоносова», тема посвящена 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова.

Тема: «Повторение. Пишем письма. Совершенствование речевых умений Цель: повторить правила написания писем .

Работа по теме урока.

1. Вводная беседа.

Ребята, самые длинные и радостные каникулы позади. Вы хорошо отдохнули, загорели. Кто-то уезжал к родственникам в деревню, кто-то был в загородном лагере, кто-то в

санатории. У вас появились новые друзья, вы узнали много интересного, возможно, даже с вами приключились невероятные истории.

Что же можно сделать, чтобы все рассказать своему другу (подруге), которого нет рядом. Конечно же, написать письмо.

Какие правила написания писем вы знаете? (Дети отвечают на вопрос. На доску вывешивается таблица.)

Письмо родным и близким.

Возможные части Примеры.

Текста письма.

Обращение. Мои дорогие друзья! Моя дорогая подруга!

Начальная фраза о состоянии Получила твое письмо… Давно не было от

переписки. тебя письма… Получила твое письмо, сразу

отвечаю…Получила твое письмо, но сразу не

ответила, потому что…

Раскрывается основное Опишу тебе как идет моя жизнь в школе и

дома…

о новостях… новостей… Расскажу обо всем…

Вопросы адресату. Как ты живешь? Чем занимаешься? Как твое

здоровье? Какие у тебя новости? Как

заканчиваешь учебный год?

Где собираешься проводить каникулы?

Благодарности. Спасибо, что ты прислала…Спасибо за внимание…

Просьба писать письма. Я прошу тебя ответить на мое письмо.

Прошу писать мне…

Передает привет. Передай большой привет…

Прощание. До свидания… До скорой встречи…

Концовка и подпись. Крепко жму твою руку… Крепко обнимаю…

Помню и благодарю…

Какими примерами можно дополнить эту таблицу?

Перед чтением того или иного произведения в форме письма, предлагаю сказать, какое это письмо. (Серьезное, деловое, смешное, сказочное.) Затем дети слушают письмо. Лучше каждому ученику иметь текст перед глазами. Выясняется, кому адресовано письмо, кто его автор, отправитель (адресат).

О чем это письмо? Какие типы текста в нем есть? Докажите. Какие темы или тему раскрывает автор письма?

Если письмо смешное, то следует задать вопрос, что показалось ученикам смешным.

2. Работа по учебнику с. 11.

Прочитайте письма, которые написали Сережа и Таня.

Здравствуй, Денис!

Доехал я хорошо. Уже целую неделю хожу в школу. После летнего отдыха пока трудно, но я привыкну.

Я стал читать книгу Жуля Верна «Пятнадцатилетний капитан». У нас дома есть эта книга. Я её уже прочитал. Там про одного юнгу, который стал капитаном, когда тот их предал. Тогда он стал командовать кораблем. Это они его попросили, потому что доверяли ему. А все получилось из-за того, что они стали искать пропавшего капитана. Обязательно прочитай эту книгу.

Буду ждать твоих писем. Передавай привет родителям.

Твой друг Сережа.

Здравствуйте, бабушка и дедушка!

Мы уже вернулись из похода. Там было так здорово! Всем было интересно. Нам очень понравилось. Это было замечательно. Этот поход я не забуду. Отдохнула я просто прекрасно. Столько было всего чудесного. И моим друзьям тоже понравилось в походе. Веселое было время. А еще был смешной случай. Мы бак хохотали. Правда, смешно? Вот так. Скоро я к вам приеду. Ждите.

Ваша внучка Таня.

Кому писал письмо Сережа? Все ли вам понятно? Что хотелось бы уточнить? Сколько частей в письме Сережи? О чем он пишет в начале письма, потом, чем заканчивает? Как подписывает письмо?

Кому написала письмо Танюша? Как вы думаете, понятно ли её письмо дедушке с бабушкой?

О чем забыли, когда писали письма, Сергей и Таня?

Напишите письмо своему другу или подруге в классе и расскажите о том, как прошло лето, что было интересного и что вам запомнилось больше всего.

3. Чтение вывода, с. 12.

4.Выполнение упражнения 2 устно.

Какие ошибки допущены в этих предложениях? Исправьте их.

Учительница подошла к ученице, взяла тетрадь и погладила её по голове.

Я дал щенку молока, поел немножко и пошел под диван.

Оля – сестра хорошая, но с плохим характером.

Я нашел котенка, и он стал моим пернатым другом.

5. Самостоятельная работа.

Как я уже сказала, у вас тоже немало интересных историй. Напишите письмо своему другу или подруге в классе и расскажите о том, как прошло лето, что было интересного и что вам запомнилось больше всего.

6. Проверка задания.

Ребята, может быть, кто-то из вас прочитает нам свои письма?

Мы послушаем, и если есть какие-то ошибки в составлении письма, вместе их исправим.

7. Домашнее задание: вы не забыли, что воспитанный человек всегда отвечает на письма. Дома обязательно напишите ответ на письмо, которое вы получили.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОВТОРЕНИЕ. ПИШЕМ ПИСЬМА
У р о к 1
Ц е л и: повторить правила написания писем; развивать умение логично
излагать свои мысли.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
Если доведется тебе услышать дурное слово, закопай его в землю на глубину
в семь локтей.
Ахикар из Ассирии
– Как вы понимаете эти строки?
– Спишите высказывание правильно, соблюдая технику письма.
II. Повторение изученного материала.
1. Э к с к у р с «По страницам учебника «Русский язык».
– Ребята, четвертый год мы с вами работаем по учебнику «Русский язык»,
который разработан авторами С. В. Ивановым, М. И. Кузнецовой, Л. В.
Петленко, В. Ю. Романовой. Весь материал в нем представлен блоками. Каждый
урок относится к определенному блоку.
– Помните ли вы, как называются тематические блоки в учебнике?
(«Правописание», «Развитие речи», «Как устроен наш язык».)
– Какие рубрики нам встречались на страницах учебника? («Давай
подумаем», «Тайны языка», «Путешествие в прошлое».)
– Объясните назначение этих рубрик.
– Что изучают разделы языка: «Фонетика», «Состав слова», «Лексика»,
«Синтаксис»?
– Что еще интересного, важного, увлекательного открыли вы для себя,
путешествуя по страницам учебников русского языка?
– Чему вас учили уроки блока «Развитие речи»?
2. Постановка задач по изучению курса русского языка в 4 классе.
В четвертом классе вы продолжите учиться грамотно писать, правильно и
логично излагать свои мысли на письме, узнаете много интересных фактов из
истории языка, а в минутке чистописания запишете наиболее известные
афоризмы из сокровищницы мировой мудрости.
Показать книгу «Мудрость тысячелетий» В. Балязина.

III. Работа по теме урока.
1. Чтение и анализ письма авторов учебника к детям.
– Какой блок учебника открывает наш первый урок русского языка в 4
классе?
Авторы учебника написали вам письмо. Прочитайте его.
– Что выражено в содержании этого письма?
– Кто знает, как называется лицо, которому письмо адресовано? А лицо,
которое адресует свое письмо кому­нибудь?
– Запишите: адресант – отправитель письма; адресат – получатель письма.
– Понятны ли вам те вопросы, которые задают авторы? С какой просьбой
обращаются к вам авторы учебника?
2. Правила написания писем.
– Вспомните правила написания писем.
Создавая письмо, вы должны ориентироваться на своего адресата. Возраст,
пол, уровень образования, профессия, даже настроение воспринимающего ваше
письмо – это характеристики, которые нельзя не учитывать в той или иной мере
при написании письма.
– Как вы обратитесь к адресату в письме, предназначенном:
а) близкому родственнику – отцу, матери, брату, сестре;
б) другу (приятелю);
в) официальному лицу?
Как можно обратиться к незнакомому человеку? Сделайте вывод о том, как
влияют отношения между автором текста и адресатом на обращение.
– Как вы обратитесь к авторам учебника?
– Как вы подпишете письмо?
– Обратите внимание на содержание написанного. Определите, высказана ли
вами основная мысль, выразили ли вы то, что хотели сказать, правильно ли,
точно, убедительно и в то же время просто подобраны слова.
– И, конечно же, письмо должно быть грамотно и аккуратно оформлено. Мы с
вами знаем, что личность характеризуется не только тем, что она делает, но и
тем, как она это делает. Уважающий себя и свой труд человек (а написание
письма – это тоже труд) никогда не допустит небрежности, неточности,
неряшливости в оформлении результатов своего труда. Пишите красиво,
разборчиво любое письмо.
Уделите также внимание языку: не допускайте речевых недочетов,
грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок (повторов,
неблагозвучия и т. д.).

3. Самостоятельная работа.
Напишите письмо авторам учебника, честно и откровенно ответив на
поставленные вопросы.
IV. Итог урока.
– Кто из вас хотел бы прочитать свое письмо, адресованное авторам
учебника?
– Кто испытывал затруднения в составлении письма? Кому нужно еще
потренироваться в написании писем?
– Как вы думаете, авторам учебника приятно получать письма от ребят?
– По каким критериям мы отберем ваши письма для отправления авторам
учебника? По какому адресу направим нашу корреспонденцию?
Ваши письма я обязательно перешлю по этому адресу авторам учебника.
& Домашнее задание: вспомнить, что изучали в разделах «Фонетика» и
«Словообразование»; подготовить и подписать конверты для отправления писем
авторам учебника.

Кошкина Марина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ ООШ с.Быков Отрог
Населённый пункт: Саратовская обл., Балаковский р-он
Наименование материала: конспект урока по русскому языку
Тема: "Развитие речи. Повторение. Пишем письма"
Дата публикации: 23.11.2017
Раздел: начальное образование

Тема: Развитие речи. Повторение. Пишем письма

Цели: повторить

написания

развивать

излагать

Ход урока

I. Чистописание.

Если доведется тебе услышать дурное слово, закопай его в землю на глубину

в семь локтей.

Ахикар из Ассирии

– Как вы понимаете эти строки?

– Спишите высказывание правильно, соблюдая технику письма.

II. Повторение изученного материала.

1. Экскурс «По страницам учебника «Русский язык».

– Ребята, четвертый год мы с вами работаем по учебнику «Русский язык», который

Весь материал в нем представлен блоками. Каждый урок относится к определенному

П о м н и т е л

к н а з ы в а ю т с я т е мат и ч е с к и е б л о к и в

учебнике? («Правописание», «Развитие речи», «Как устроен наш язык».)

языка», «Путешествие в прошлое».)

– Объясните назначение этих рубрик.

– Что изучают разделы языка: «Фонетика», «Состав слова», «Лексика», «Синтаксис»?

– Что еще интересного, важного, увлекательного открыли вы для себя, путешествуя по

страницам учебников русского языка?

– Чему вас учили уроки блока «Развитие речи»?

2. Постановка задач по изучению курса русского языка в 4 классе.

В четвертом классе вы продолжите учиться грамотно писать, правильно и логично

излагать свои мысли на письме, узнаете много интересных фактов из истории языка, а в

чистописания

запишете

наиболее

известные

афоризмы

сокровищницы

мировой мудрости.

III. Работа по теме урока.

– Какой блок учебника открывает наш первый урок русского языка в 4 классе?

– Что выражено в содержании этого письма?

– Кто знает, как называется лицо, которому письмо адресовано? А лицо, которое

адресует свое письмо кому-нибудь?

– Запишите: адресант – отправитель письма; адресат – получатель письма.

– Понятны ли вам те вопросы, которые задают авторы? С какой просьбой обращаются

2. Правила написания писем.

– Вспомните правила написания писем.

Создавая

ориентироваться

адресата.

уровень образования, профессия, даже настроение воспринимающего ваше письмо – это

характеристики, которые нельзя не учитывать в той или иной мере при написании письма.

– Как вы обратитесь к адресату в письме, предназначенном:

а) близкому родственнику – отцу, матери, брату, сестре;

б) другу (приятелю);

в) официальному лицу?

Как можно обратиться к незнакомому человеку? Сделайте вывод о том, как влияют

– Как вы подпишете письмо?

– Обратите внимание на содержание написанного. Определите, высказана ли вами

основная мысль, выразили ли вы то, что хотели сказать, правильно ли, точно, убедительно

и в то же время просто подобраны слова.

– И, конечно же, письмо должно быть грамотно и аккуратно оформлено. Мы с вами

знаем, что личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это

делает. Уважающий себя и свой труд человек (а написание письма – это тоже труд) никогда

не допустит небрежности, неточности, неряшливости в оформлении результатов своего

труда. Пишите красиво, разборчиво любое письмо.

Уделите также внимание языку: не допускайте речевых недочетов, грамматических,

орфографических и пунктуационных ошибок (повторов, неблагозвучия и т. д.).

3. Самостоятельная работа.

IV. Итог урока.

испытывал

затруднения

составлении

потренироваться в написании писем?

– По каким критериям мы отберем ваши письма для отправления авторам учебника?

По какому адресу направим нашу корреспонденцию?

Ваши письма я обязательно перешлю по этому адресу авторам учебника.

Домашнее задание: вспомнить, что изучали в разделах «Фонетика» и «Словообразование»;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Письмо близкому человеку

Цель урока: показать учащимся, что письмо имеет свою структуру и стилистические особенности; доказать важность переписки в жизни людей; возрождать российские традиции эпистолярного жанра, развивать устную и письменную речь учащихся.

Пояснительная записка:

Данная методическая разработка направлена на развитие коммуникативных компетенций учащихся начальных классов по написанию личного письма с элементами рассуждения, описания или повествования, построена в соответствии с психолого-педагогическими особенностями младших школьников, предназначена для учителей начальной школы и может быть использована на уроках русского языка в 3-4 классах, а также во внеклассной работе.

Методическая разработка имеет практическую направленность, благодаря чему у учащихся формируются необходимые навыки правильного написания письма. Анализ писем-образцов развивает у детей языковое чутье, внимание к правильному употреблению речевых единиц. В результате данной деятельности учащиеся приобретают опыт по исправлению речевых ошибок.

Помимо этого методическая разработка носит творческий характер: предоставляет свободу учителю и учащимся, развивает интерес к языку и потребность познавать его. Упражнения в составлении писем закладывают основы культуры общения, формируют коммуникативные умения, а главное - доброжелательное отношение к людям.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны:

Уметь пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, доступными средствами массовой информации;

Знать этикетные правила написания письма;

Уметь создавать ориентированные на адресата и на решение речевой задачи этикетные диалоги;

Уметь определять основную мысль письма, планировать письмо, составлять логически последовательный текст письма, редактировать письмо, оформлять конверт.

Оборудование:

1. «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой.

2. Презентация ppt

3. Образец написания адреса на конверте.

Ход урока:

I. Актуализация знаний учащихся

1. Вводная часть урока. (Приветственное слово учителя.)

Учитель:

Сегодня, ребята, у нас будет необычный урок. Задание будет очень интересным и творческим. А тему нашего урока вам предстоит определить самим, отгадав загадку (чтение учителем загадки).(Слайд1)

Учитель:

Я домик. Но только совсем безэтажный.

Я тонкий раскрашенный домик бумажный.

Хоть дверца моя заперта не замком,

А просто лизнули её языком,

Но внутрь никого не пускает без спроса:

Живут там приветы, ответы, вопросы.

Наказы и просьбы, свернувшись, лежат,

Марки с печатями их сторожат.

Учитель:

Ребята, вы догадались, о чем эта загадка? (Ответы учащихся).

Конечно же, это письмо.

Для чего люди пишут письма друг другу? (Приблизительные ответы детей: с помощью писем люди общаются друг с другом, делятся радостными или грустными событиями, поздравляют с праздниками.)

Кто догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Приблизительные ответы детей: учиться правильному написанию и оформлению писем).

Учитель:

Вы все правы. Сегодня на уроке, мы познакомимся с правилами написания писем, с их видами, а так же научимся правильно оформлять конверт. Тема нашего урока «Учимся писать письма».(Слайд 2)

II. Основная часть урока

1. Обучение заполнению конверта.

Учитель:

Ребята, а что же такое письмо? (Мнения учащихся).

Давайте поработаем с толковым словарем и найдем точное значение этого слова. (Бумага с написанным на ней текстом, посылаемая кому-нибудь, для сообщения чего-нибудь, для общения на расстоянии.)

А любой ли листочек, с сообщением можно считать письмом? (Ответы учащихся.)

Что нужно для того, чтобы этот листок бумаги с сообщением превратился в настоящее письмо? (Приблизительные ответы детей: послать этот листочек кому-нибудь, нужен конверт).

Конечно же, нам понадобится конверт. Давайте внимательно рассмотрим его. (Слайд 3).

Что мы обязательно должны указать в верхнем левом углу конверта? (Примерные ответы детей: от кого это письмо, свою фамилию и имя, и свой адрес.)

Достаточно ли указать только название улицы? Почему? (Примерные ответы детей: нет, нужно указывать еще название города, т.к. названия улиц в разных городах могут совпадать).

А что указывается в нижнем правом углу конверта? (Примерные ответы детей: фамилию и имя человека, которому пишем письмо и его точный адрес.)

Так же мы должны указать на конверте индекс.

Кто знает, что такое индекс? (Примерные ответы детей: номер почтового отделения, с которого отправляют письмо и номер почтового отделения, на которое оно придет).

Отправится ли теперь в путешествие это письмо? (Примерные ответы детей: нет, т.к. к нему не приклеили марку).

Вы верно сказали, что на конверте обязательно должна быть почтовая марка. (слайд 3) (К макету конверта приклеивается макет марки.)

А что же такое марка и для чего она нужна? (Работа с толковым словарем, ответы детей).

Учитель:

Марка - это проездной билет письма, она оплачивает его путешествие. Но марки бывают очень интересными, красивыми, и многие люди их даже коллекционируют. (слайд4)

Чтобы наше письмо непременно нашло своего хозяина, всегда нужно заполнять конверт аккуратным и разборчивым почерком. (Чтение учителем стихотворения.)

Осмотри внимательно

Ты с письмом конверт,

Коль заполнишь правильно -

Ждёт тебя ответ.

В левом верхнем уголке

Свой адрес напишите

Аккуратно и красиво

Вы же «Отправитель»

В правом нижнем уголке

Место «Адресата».

Для кого письмо в руке?

Вспомните ребята.

Вспомните и напишите

И письмо по почте шлите

Коль не спутал уголок,

То письмо явится в срок.

Ну вот, конверт и заполнен. Можно приступать к написанию самого письма.

2. Какие бывают письма

Но как правильно писать письма? Какими они бывают? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы должны изучить несколько писем, которые прямо перед нашим уроком доставил на наш адрес необычный почтальон. (Слайд 5). (Учитель берет в руки первое письмо, детям раздаются остальные письма.)

Учитель:

Сейчас я прочитаю вам первое письмо, а вы определите, кому, и с какой целью оно написано.

Чтение учителем письма №1.(слайд6.)

Дорогой мой друг - Иа!

Поздравляю тебя с днем рождения!

Желаю много-много счастья.

Шлю подарочек — очень Полезный Горшочек.

Твой Пух.

С какой же целью было написано это письмо? (Примерные ответы детей: это письмо-поздравление, в котором Винни-Пух поздравляет своего друга с днем рождения и шлет ему свои пожелания.)

Давайте послушаем следующее письмо.

Чтение детьми письма №2.(слайд7.)

Дорогие друзья!

Я хочу рассказать вам о чудной истории, произошедшей со мной. Я изобрела необыкновенный способ путешествия на утках. У меня были свои собственные утки, которые носили меня, куда мне было угодно. Я побывала на юге, где так хорошо, где такие прекрасные теплые болота и так много съедобных насекомых. Я скоро заеду к вам. До встречи!

Ваша лягушка-путешественница.

Учитель:

О чем это письмо? Кому оно адресовано? (Это письмо друзьям: письмо-информация. В нем сообщение о том, как лягушка изобрела способ путешествия на утках, где она побывала и, что видела.)

Чтение детьми письма №3(слайд 8.)

Юный друг!

Всегда будь юным,

Ты взрослеть не торопись!

Будь веселым, дерзким, шумным.

Надо драться, так дерись.

Никогда не знай покоя,

Плачь и смейся невпопад.

Я сама была такою

Триста лет тому назад.

Черепаха Тортила.

Учитель:

С какой целью написано это письмо? (Это письмо-пожелание, в нем автор желает своему юному другу быть веселым, дерзким, шумным...)

Так какими же бывают письма? (Письма бывают разные: письма-информации, письма-поздравления, письма-пожелания, письма - благодарности). (слайд 9.)

Кому могут быть адресованы письма? (Письма могут быть адресованы разным людям: родным и близким, друзьям, учителям и др.)

3. Особенности текста письма. Структура письма.

Учитель:

Письмо, как и любой другой текст, имеет три части: начало (зачин), основную часть и концовку. Но письмо имеет и свои особенности. Ему присущи приветствие, обращение, прощание. Например: «Здравствуй, дорогая бабушка!», «До свидания, моя милая мамочка!», «До скорой встречи…».

Давайте рассмотрим схему написания письма (слайд10.)

  1. Обращение.

К кому мы должны обратиться? Каким должно быть это обращение? (Примерные ответы детей: к человеку, которому пишем это письмо. Приветствие и обращение должно быть ласковым, добрым.).

2. Начало письма.

В этой части письма можно выявить человеку свою благодарность. Например: Благодарю за письмо. Спасибо что написал мне. Я был рад получить от тебя известие…

3. Основная часть письма

4. Концовка письма.

Это заключительная часть, в которой отправитель может высказать свои просьбы, передать приветы и обязательно должен подписать письмо.

Учитель:

Послушайте внимательно еще одно письмо, которое девочка написала своей бабушке, и подумайте, соответствует ли оно предложенной схеме. (Чтение учителем письма).

Здравствуй, бабушка!

Мы живём хорошо. Не волнуйся, всё в порядке. Мне подарили хомячка. В воскресенье ездили в лес за грибами. Нашли три подберёзовика.

До свидания!

Таня.

С чего начала свое письмо Таня? (Начала с приветствия и обращения к бабушке.)

Какое обращение было бы бабушке более приятным? («Дорогая бабушка!», «Здравствуй, дорогая бабушка!»)

Конечно, обращение должно быть более ласковым. Тогда письмо принесет бабушке большую радость.

О чем можно было бы еще написать в начале письма? (О состоянии переписки. Например: «Я давно тебе не писала...»).

Подтверждает ли Таня свою мысль «Мы живём хорошо»? (Да, Таня пишет о хороших событиях в ее жизни).

Какие части включает концовка письма? (Прощание и подпись.)

О чем еще можно было бы написать в концовке письма? (Задать вопросы бабушке. Поинтересоваться ее жизнью и здоровьем.)

А вот еще письмо, от мальчика Сергея. Послушайте и сравните его с предыдущим. (Чтение учителем письма).

Дорогие мама и папа!

Получил ваше письмо. Очень рад. И вот пишу вам ответ.

Расскажу вам, как мне живётся в летнем лагере. Живём мы весело: купаемся в реке, загораем, ходим в походы, играем. У меня много новых друзей...

Как вы поживаете? Как ваше здоровье? Очень вас прошу писать мне почаще.

Передайте от меня привет тёте Вале и Иришке.До скорой встречи!

Целую всех и обнимаю!

Ваш сын Сергей.

Какое письмо вам больше понравилось? Почему? (Примерные ответы детей: второе, ведь оно более теплое, в нем больше любви и внимания. Оно принесет больше радости получателю.)

4. Конструирование письма. (Работа в парах)

Сейчас вам предстоит выполнить одно интересное задание. Вы получите конверты с разными фразами из писем. Ваша задача составить письма, расположив фразы в нужном порядке, в соответствии со схемой. (слайд 10.)

Проверка работы. (Чтение учащимися получившихся писем, обсуждение результатов).

4. Оформление письма.

Итак, вы уже практически готовы к написанию письма. Но прежде чем приступить, вы должны запомнить еще несколько основных правил написания писем. (слайд 12)

Итак, запомните первое правило . Полученное письмо может распечатать и прочитать только его адресат. Нельзя читать чужие письма!

Правило второе. Невежливо не ответить на полученное письмо. Сделать это необходимо не позднее 3-5 дней после получения и в вежливой форме.

Третье четвертое . Пишут письма только в хорошем настроении. Ведь многие люди сохраняют письма от близких и уважаемых людей, и часто их перечитывают.

6. Написание писем.

Учитель:

Ребята, кому вы можете открыть свою тайну? (Примерные ответы учащихся: родителям, учителю, президенту, другу, бабушке.)

Учитель:

На доске в помощь вам я оставлю таблицу с опорными словами, можете брать слова из нее или подбирать свои.(Слайд 13)

7. Беседа эмоционально-оценочного плана. Анализ и обсуждение самостоятельной работы. (По желанию дети читают письма).)

Учитель:

Чье письмо вам понравилось больше всего? Почему?

III. Итог урока.

Учитель:

На сегодняшнем уроке мы познакомились с эпистолярным жанром. Интернет уже почти совсем вытеснил живые письма из жизни людей. Но не следует забывать об этом древнем способе общения. Письмом вы оказываете внимание, любовь и уважение человеку. Пишите чаще письма друзьям, знакомым, близким!