Банки

История и археология кем работать. Профессия археолог

Археолог - это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.

От греч. archaios — древний и logos — учение. Профессия подходит тем, кого интересует история, мировая художественная культура, иностранные языки и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Археолог - это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.

Археология - прикладная часть истории, наряду с источниковедением.

Особенности профессии

Артефакт в археологии (от лат. artefactum - искусственно сделанное) - это созданный или обработанный человеком предмет.
Артефакты также называют вещественными источниками . К ним относятся постройки, орудия труда, домашняя утварь, украшения, оружие, угли древнего костра, кости, имеющие следы воздействия человека и др. свидетельства человеческой деятельности.
Если же на артефактах есть письмена, они именуются письменными источниками.

Вещественные источники (в отличие от письменных) молчаливы. Они не содержат упоминаний об исторических событиях, а многие были созданы задолго до появления письменности. Задача археолога - создать картину прошлого по найденным фрагментам, опираясь на уже имеющиеся знания и находки, с учетом расположения находок. Сам по себе осколок кувшина или рукоятка ножа мало о чём говорят. Их невозможно рассматривать вне контекста, т.е. в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и пр.
Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют, если нужно, и т.д.

Археология использует данные и методики других дисциплин:

гуманитарных (этнография, антропология, лингвистика) и естественных (физика, химия, ботаника, география, почвоведение).
Например, чтобы установить время создания или использования предмета, учитывают, в каком слое он лежал (каждый слой почвы соответствует определённому временному периоду), используют стратиграфический, сравнительно-типологический, радиоуглеродный, дендрохронологический и др. методы.

Археолог не имеет права на фантазии. Все его выводы должны описаться на чёткие доказательства.

Археологи обычно специализируются на определённых регионах и исторических периодах. Например, учёный может стать экспертом по эпохе палеолита в Средней Азии, если он год за годом изучает находящиеся там стоянки людей каменного века.

По методам поиска археологию можно разделить на виды:
Полевая - поиск артефактов с помощью раскопок на суше;
Подводная - поиск под водой;
Экспериментальная - реконструирование предметов прошлого (орудий труда, оружия и пр.).

Во время полевых раскопок археолог пользуется киркой и лопатой, лупой и кисточкой, ножом и спринцовкой. А также георадаром, теодолитом - при планировании раскопок, фотоаппаратом - для документирования своих находок, и др. техническими возможностями.

Для работы под водой нужно также уметь погружаться с аквалангом и пользоваться приборами для подводных раскопок.

Археологу ещё во время экспедиции нужно как можно подробнее описать каждый обнаруженный предмет - это важно для дальнейшего анализа. Для тех же целей нужно уметь зарисовать находку, сфотографировать. А в некоторых случаях прямо в полевых условиях учёные проводят первичную реставрацию (консервацию) артефакта, потому что солнечный свет и свежий воздух могут разрушить украшение, пролежавшее в земле тысячу лет. Если вовремя его не укрепить, оно рассыплется, не доехав до лаборатории.

В экспериментальной археологии воссоздание предмета происходит с использованием материалов и технологий, типичных для исследуемой эпохи. В ходе эксперимента учёные стараются повторить образ жизни люди древности. Они осваивают ремёсла и восстанавливают забытые технологии. Воссоздавая неизвестную технологию, археолог опирается на данные раскопок, строит гипотезы, проводит эксперименты. Здесь не обойтись без инженерных способностей.

Только по призванию
Работа археолога - это не только напряженный интеллектуальный труд. Она требует физической силы и аскетизма. Мужчины-археологи часто бородаты, потому что в экспедициях - в зное и пыли, вдали от цивилизации - бриться не рекомендуется.
Но для настоящего археолога археологические находки - источник очень сильных эмоций.
Археолог Наталья Викторовна Полосьмак говорит о своем первом археологическом опыте:
«Когда взяла в руки свои первые маленькие находки /…/ я увидела, что совсем рядом, буквально у нас под ногами существует и живет по своим законам таинственный мир прошлого. И если эпоха великих географических открытий уже позади, то великие исторические открытия еще ждут нас, потому что Земля сохранила все, что из века в век оставлял на ней человек».
(Н.В. Полосьмак - доктор исторических наук, специалист в области археологии и древней истории Сибири. Участвовала в археологических экспедициях ещё школьницей.)

По словам археолога Сергея Васильевича Белецкого , находки часто воспринимаются как живые: «То есть когда ты понимаешь, что вот эту вещь держали до тебя за 100, 300, 500, 700 лет, да, это серьезно».
(С.В. Белецкий - доктор исторических наук. Основной круг научных интересов - археология Пскова.)

Рабочее место

Археолог может работать в научно-исследовательских институтах (например, в Институте археологии Российской Академии наук), а также преподавать в вузах. Его академическая карьера, как и у других учёных, выражается в первую очередь в научных открытиях, написанных трудах и учёных званиях.

Важные качества

Помимо интереса к событиям прошлого, археологу нужны аналитические, дедуктивные способности. Чтобы получить единую картину, приходится сопоставить множество разрозненных данных, которые дают раскопки, лабораторные исследования, труды коллег.
Не важно, где проходят раскопки - под водой или на суше. В любом случае это требует хорошей физической выносливости, острого зрения.

Знания и навыки

Необходимы исторические познания, особенно важно знание исследуемой эпохи, познания в смежных областях: научной реставрации, палеопочвоведении, палеогеографии и др.
Часто приходится изучать дисциплины, не имеющие прямого отношения к археологии: антропологию, этнографию, геральдику, нумизматику, текстологию, геральдику, физику, химию, статистику.
Кроме этого, необходимо владеть навыками геодезиста, топографа.
А при работе в горах или под водой - навыками скалолаза или дайвера. Для этого приходится проходить специальное обучение.

Сохранившихся до нашего времени задокументированных хроник недостаточно для получения четкого представления о событиях, быте, культуре прошлого. Археолог – это ученый-историк, призванный заполнить существующие пробелы с помощью проведения раскопок. Для работы по этому направлению рекомендуется обладать крепким здоровьем, обширными знаниями в ряде обязательных дисциплин, специфическими личными качествами. На практике археология не так проста и романтична, как кажется многим. Но это нужная, полезная, интересная профессия, которая позволяет получать массу важной информации о прошлом человечества.

Люди, выбравшие профессию археолога, занимаются поиском, изучением, восстановлением и документированием артефактов. Это собирательное название вещественных источников исторических знаний, созданных или обработанных человеком. В этот внушительный перечень входят предметы быта, постройки, оружие, инструменты, деньги и даже кости. В отдельную группу относят письменные источники – изделия с надписями на поверхности.

Виды археологии, их особенности:

  • полевая – раскопка остатков человеческих поселений и исследование следов их пребывания на суше;
  • подводная – изучение останков кораблей, ушедших под воду городов, подъем затонувших артефактов;
  • экспериментальная – восстановление разрушенных или очень старых вещей, важных для истории, путем реконструирования с использованием инновационных технических приемов.

Редко можно найти археолога общего профиля. Обычно представители профессии имеют узкую специализацию с упором на конкретный временной отрезок, регион, исторический период или даже определенную страну, народность.

Какими личностными качествами должен обладать археолог

Эффективная работа с артефактами требует наличия у соискателя должности ряда базовых, профильных, узконаправленных знаний. Также профессия археолога нередко подразумевает определенные сложности, справиться с которыми способны не все.

Качества, которыми должен обладать археолог:

  • готовность к работе в не самых комфортных условиях – зачастую раскопки ведутся вдали от цивилизации, где даже с элементарными удобствами возникают проблемы;
  • терпение и способность в течение долгого времени выполнять монотонную работу – день многих историков «в полях» состоит из махания лопатой, кисточкой или щеткой;
  • коммуникабельность, способность хорошо ладить с окружающими – нередко на раскопки уходят месяцы, во время которых приходится общаться с узким кругом людей;
  • нацеленность на выполнение не только интеллектуальных заданий, но и тяжелых физических упражнений – у многих археологов рабочий день состоит из ношения тяжестей, нахождения в неудобном положении;
  • увлеченность своим делом, готовность постоянно учиться – если этих качеств нет, то сложности, связанные с направлением, быстро перекроют все его положительные стороны;
  • умение замечать мелочи, анализировать их, делать выводы из не самых очевидных признаков;
  • способность сопоставлять массу различных данных, оперировать большими объемами информации, быстро принимать решения;
  • аккуратность, педантичность – большинство артефактов находится в уязвимом перед человеком положении. Любое неосторожное движение способно уничтожить историческое наследие;
  • отсутствие фантазии или способность ее сдерживать – археологи работают только с очевидными вещами. Они должны уметь абстрагироваться от теории, делая заключения только по доказанным фактам.

Полевому или подводному археологу необходима хорошая физическая подготовка и выносливость. Представителям профессии нередко приходится работать в неблагоприятных условиях, при критических показателях температуры и влажности, отсутствии элементарных удобств. Врачи выделяют ряд медицинских противопоказаний для соискателей специальности: болезни сердца, перепады АД, судороги, проблемы со слухом или речью, сахарный диабет, нарушение состава крови, дерматиты, хронические инфекции. Необходимо также отсутствие аллергических реакций на различные раздражители – от пыли или укусов насекомых до химических реагентов.

Где учиться на археолога

Вопреки распространенному мнению, для начала работы по специальности недостаточно попасть на раскопки в качестве ассистента или рабочего. Чтобы стать археологом нужно получить академическое образование по профилю. В большинстве крупных городов есть ВУЗы с историческими факультетами. Лучше изначально выбрать кафедру археологии, тогда во время обязательных практических выездов у студента появится шанс оценить специфику выбранного направления.

Каждый ВУЗ сам определяет, какие экзамены ЕГЭ учитываются при поступлении. Чаще всего это русский язык, обществознание, история. Иногда нужно сдавать дополнительные дисциплины на усмотрение факультета и в соответствии с его спецификой. Это могут быть черчение, информатика, биология, физика или химия. Такие требования возникают из необходимости наличия у археолога ряда навыков, которые в будущем ему понадобятся для работы.

Хороший археолог должен уметь:

  • чертить, рисовать, составлять планы и схемы, делать наброски;
  • управляться с фото-аппаратурой;
  • владеть навыками консервации, предварительной обработки, реставрации артефактов, исходя из их материала;
  • обращаться со снаряжением скалолаза или дайвера при необходимости.

Для успешной работы в археологии познаний в истории недостаточно. Искатель артефактов должен разбираться в геологии, геодезии, антропологии, этнографии, палеографии и ряде смежных дисциплин. Необходимы знания по физике, химии, текстологии, нумизматике, геральдике и других областях.

Настоящие профессионалы своего дела никогда не прекращают учиться на археолога. После окончания ВУЗа они занимаются изучением трудов своих коллег, посещают семинары и конференции, расширяют спектр своих теоретических знаний и практических навыков.

Где и как работают археологи

Раскопки – далеко не единственное место работы искателя артефактов. Активные практические действия в зоне возможного присутствия реликвий считаются скорее редкостью, чем системой.

Функции археолога не ограничиваются расчисткой участка земли, в котором возможно наличие важных для истории предметов. Все начинается с поиска подходящей области по историческим источникам, что подразумевает длительную кропотливую работу с бумагами.

После установления зоны поиска артефактов на место выезжает группа, оснащенная всем необходимым. В ее состав помимо археологов входят рабочие, лаборанты, ассистенты, технологи, другие специалисты. Обычно их трудовой день начинается с восходом солнца, продолжается весь световой день, во время которого делаются короткие перерывы на отдых. На некоторых участках действовать приходится очень осторожно, из-за чего некоторые профессионалы часами занимаются практически ювелирным удалением слоев земли с найденных предметов.

Большую часть своей трудовой жизни археологи работают в кабинетах, лабораториях, библиотеках. Они собирают информацию, анализируют ее, сопоставляют факты. В случае необходимости специалисты занимаются восстановлением разрушенных предметов, их исследованием с помощью современных технических подходов. Не меньше времени у них уходит на обмен информацией с коллегами, документирование полученных данных.

Зарплата археолога в России

Доходы ученых зависят от места их работы, наличия ученой степени, вида деятельности, степени активности. В среднем оклад кандидата наук составляет 30-40 тыс. рублей. Обладатель ученой степени может рассчитывать на 50-60 тыс. рублей. Зарплата археолога может существенно прибавиться, если он имеет вес в научном обществе, занимается написанием статей или выпуском книг. Профессионалов с известным именем в своей области нередко приглашают читать лекции, выполнять функции консультанта на съемках фильмов, выступать цензором учебной или научно-популярной литературы. За границей археолог нередко получает на порядок больше, но в других странах хватает своих специалистов, поэтому найти где-либо место удается единицам.

Преимущества профессии археолога

Археология – интересная наука, которая привлекает сотни тысяч людей одним только шансом поучаствовать в раскрытии тайн истории. Ее почитатели видят еще немало плюсов в профессии археолога, но все они субъективны. У ученых есть шанс найти что-то значимое, сделать открытие, самим войти в историю. С каждым годом интерес к направлению все больше растет, появляются интересные государственные программы финансирования поездок. У профессионала с обширным багажом знаний есть немало способов хорошо заработать на археологии – статьи, семинары, лекции, книги, телевизионные программы.

Все чаще в проведении исследований становятся заинтересованы негосударственные структуры. У подкованных и амбициозных искателей артефактов появляется шанс заняться частными раскопками в различных климатических условиях. Археология требует от ученого постоянного развития, не дает расслабиться, побуждает к получению свежих знаний, овладению новыми навыками.

Недостатки профессии археолога

Сегодня археология России не находится в упадническом состоянии, как полвека назад, но все еще не считается передовой областью в науке. Исторические факультеты выпускают тысячи молодых специалистов, которые часто испытывают сложности с трудоустройством. Зарплата неопытных кадров изначально может быть настолько мала, что не удовлетворяет базовых потребностей. Чтобы проявить себя в направлении начинающим археологам приходится тратить массу времени – после 4 лет бакалавриата, 2 лет магистратуры и 3 лет аспирантуры требуется набрать минимум 5-летний стаж. Только после этого целесообразно приступать к написанию статей или книг, пытаться устроиться в международную группу.

Некоторые археологи указывают на сложности сочетания профессии с личной жизнью. Это особенно актуально для женщин, мечтающих завести детей. Правда, есть варианты работы без частых командировок. Не каждый раз раскопки становятся удачными, что способно подорвать моральный настрой. Условия в поездках часто не слишком комфортные, справиться с которыми многим современным людям не удается. Сделать яркую карьеру в археологии с вытекающим из этого финансовым благополучием удается лишь единицам.

Профессия археолога – это не 100-процентный шанс заработать денег и добиться славы. Представители направления считают его призванием для тех, кто влюблен в науку, жаждет романтики, не боится тяжелого труда и возможных разочарований.

Упоминать об археологии начали еще в Древней Греции. Например, Платон под этим понятием понимал исследование древности, а в Эпоху Возрождения имелось в виду изучение истории Греции и Древнего Рима. В зарубежной науке этот термин связывают с антропологией. В России археология - это наука, которая изучает ископаемые материалы, которые связаны с человеческой деятельностью в глубокой древности. Она изучает раскопки и на данный момент сотрудничает со многими научными отраслями и имеет несколько разделов, занимающихся разными эпохами и культурными областями.

Профессия археолог - это многогранная и интересная работа

Люди изучают культуру и быт древних цивилизаций, восстанавливая далекое прошлое по останкам, которые аккуратно раскапывают в пластах земли. Работа эта требует большой осторожности и кропотливости. Так как со временем останки прошлого становятся более хрупкими и ветхими.

Археолог - это человек, который занимается раскопками в поиске источников для новых исследований. Часто эту профессию сравнивают с детективной деятельностью. Работа археологов творческая, требующая внимания, воображения и абстрактного мышления - для воссоздания первозданной картины древнего мира в прошлом.

Профессия стала популярной еще в Греции и Древнем Риме. Уже с тех времен были известны каменный, бронзовый и железный века, проводилось множество раскопок и находились еще более древние архитектурные памятники. В эпоху Возрождения основная цель археологов была - найти античные скульптуры. Как отдельная наука она сформировалась в начале 20-го века.

Какими качествами должен обладать археолог

Нужно знание множества накопленных учеными фактов в избранной области для своей деятельности. Это может быть эпоха неолита или палеолита, бронзы, раннего железа, скифского времени, античности, может быть славяно-русская археология и т.д. Перечень не полон, и его можно продолжить. Археолог - профессия интересная, но требует эрудированности ученых и умения сопоставлять различные источники.

Такой человек должен иметь свое мнение и уметь его отстаивать, аргументировать, опираясь на логику, а не на эмоции. Бывает сложно, но необходимо отказаться от своих гипотез, если существуют факты, которые их опровергают. Работа археологов требует наличия важных качеств - это терпеливость, старательность, аккуратность. Они чрезвычайно необходимы при раскопках.

Нужна хорошая выносливость и физическая подготовка, так как работа археологов чаще всего связана с раскопками, которые проходят в различных климатических условиях. Плюс отсутствие аллергии на органические материалы. Археолог - это человек, который должен быть уравновешенным, спокойным, уметь работать в команде.

Знания, которые требуются

Профессионалы должны уметь чертить, рисовать, фотографировать. Владеть основами не только реставрации, но и консервации металлических, каменных, глиняных и органических материалов (кожа, кость, дерево, ткань и т.д.). Обязательно нужны широкие знания антропологии, языкознания, этнографии, геодезии, топографии, геологии и палеозоологии. Те археологи, которые изучают исторические древности, должны хорошо знать историю и вспомогательные дисциплины (текстологию, нумизматику, палеографию, сфрагистику, геральдику и многое другое).

Археологи-полевики должны быть экономистами, хорошими организаторами, педагогами и психологами. Но самое главное - они должны уметь «видеть землю», читать ее слои и прослойки и правильно сопоставлять найденные древности.

Профессиональные заболевания

Люди-археологи имеют свои болезни, которые приобретают в экспедициях. Чаще всего это гастрит или желудочная язва, что напрямую зависит от качества питания, так как часто нормальных условий для приготовления пищи нет. Также распространены ревматизм и радикулит, так как очень часто археологам приходится жить в палатках при различных погодных условиях. Из-за этого возникают различные артрозы и артриты.

В чем заключается работа археолога?

Чем занимаются археологи? Не только глобальными раскопками, но и отдельными мозаическими фрагментами, которые необходимо правильно подобрать и тщательно сложить в одно целое. Часто бывает, что на разгадку тайны прошлого уходят многие годы. Но зато окончательный результат того стоит. Так как именно таким образом можно воссоздать прошлое, которое, казалось бы, навеки сокрыто в недрах планеты.

Чем занимаются археологи? Они изучают источники, анализируют их и впоследствии дополняют различными уже известными фактами. Исследования включают в себя не только раскопки, но и кабинетную часть, когда работа проходит напрямую с артефактами и документами. Ученые могут работать не только на суше, но и под водой.

Самые известные археологи

Генрих Шлиман - это немецкий ученый, который открыл Трою. Это один из первых археологов-пионеров, которые начинали изучать древность. Родился он 6.01.1822 года. По гороскопу - козерог. Поводил раскопки в Сирии, Египте, Палестине, Греции и Турции. Почти половину своей жизни Генрих пытался показать историческую важность гомеровского эпоса. Он старался доказать, что все описанные события в поэмах - не фантазия, а реальность.

Норвежский ученый-антрополог Тур Хейердал родился в 1914 году, 6 октября. Он написал множество книг. Его экспедиции всегда были яркими, наполненными героическими событиями. Множество его работ вызвали полемику среди ученых, но именно благодаря Туру интерес к древней истории народов мира намного возрос.

Есть известные археологи и в России. В их число входит родился он в 1908 году. По знаку зодиака - водолей. Это известный российский историк-востоковед и академик. Он исследовал многие памятники Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии. Уже с 1949 года был назначен замдиректора Эрмитажа по научной части.

Выдающиеся открытия

Ученые-археологи выделяют 10 самых значительных находок мира, которые были найдены при раскопках:


Необъяснимые находки

Что находят археологи из необычного? Существует ряд раскопанных экспонатов, которые объяснить логически просто невозможно. Переполошили научное общество фигуры Акамбаро. Первую нашел в Мексике немец Вольдемар Джалсрад. Фигурки, казалось бы, имели древнее происхождение, но вызвали много скептицизма среди ученых.

Камни Дропа - отзвуки древнейшей цивилизации. Это сотни дисков из камня, найденные на полу пещеры, на которых были выгравированы истории о космических кораблях. Ими управляли создания, останки которых также были найдены в пещере.

Страшные находки

В археологии попадаются и довольно жуткие находки. Например, кричащие мумии. Одна из таких была связана по рукам и ногам, но на лице застыл крик. Были предположения, что ее хоронили живьем, пытали, отравили. Но исследования показали, что челюсть просто плохо подвязали или не сделали этого вовсе, поэтому рот мумии и был открыт.

Археологи находили и огромные когти неведомого чудовища. А найденные череп и клюв огромных размеров только убедили ученых в том, что приятного будет мало, если такое чудище встретится кому-нибудь на его пути. Но впоследствии оказалось, что это были древние предки И рост их превышал человеческий в 2-3 раза. Говорят, что есть вероятность того, что эта птица дожила и до наших дней, и ее можно попробовать найти в районах Новой Зеландии. У туземцев этой страны очень много легенд, касающихся Моа.

Инструменты археологов

На раскопках применяется в основном такого рода инструмент: штыковая, совковая и саперная лопаты, различных размеров кирки и совки, метла, кувалды, молоты и разного размера кисточки. Труд археолога может быть и довольно тяжелым, особенно когда приходится раскапывать большие курганы.

Важным моментом является правильная работа на объекте. И умение подобрать необходимый инструмент также нужно. Руководитель на раскопках не только следит за состоянием здоровья археологов, но и помогает правильно использовать нужные кисточки и лопаты.

Как стать археологом

Выучиться можно как на дневном отделении, так и на заочном. Археолог - профессия, которую может приобрести любой, у кого есть тяга к древности и раскопкам. Для этого нужно поступить в ВУЗ, в котором готовят историков. Именно по этой дисциплине могут потом заниматься раскопками и остальными направлениями. Археолог - это и есть историк. Однако, в отличие от последнего, он занимается не только изучением теории, но и собственноручно ищет и исследует древность.

Заработная плата археолога

Российская зарплата в среднем равняется приблизительно 15 тыс. рублям. Но только за одну экспедицию археолог может получить до 30 тыс. рублей. Заработная плата в разных городах может отличаться. Например, в Москве она колеблется от 20-ти до 30-ти тысяч рублей. В регионах она ориентировочно на 5-7 тысяч ниже.

Профессия – археолог

В рубрике «Университет в рассказах», посвященной пятидесятилетию Новосибирского государственного университета, – истории жизни выпускников НГУ, добившихся успеха в области науки и образования, рассказанные ими самими. Доктор исторических наук Наталья Викторовна Полосьмак – специалист в области археологии и древней истории Сибири. Широко известны ее исследования «замерзших» могил пазырыкской культуры на плато Укок в Горном Алтае, за открытие и исследование которых она была удостоена Государственной премии РФ в 2005 г. В настоящее время под руководством автора проводятся археологические работы в Северной Монголии в рамках большого проекта по изучению культуры хунну – создателей первой в мире кочевой империи

Одна очень умная и странная женщина, французская писательница и философ Симона Вейль однажды сказала: «Откуда придет к нам возрождение, к нам, загрязнившим и опустошившим весь земной шар? Только из прошлого, если мы его полюбили…»

Вещи переживают людей – и надолго: могут проходить тысячелетия, а вещь будет оставаться «живой». И когда мы впервые соприкасаемся с прошлым в буквальном смысле этого слова, с нами происходит нечто очень важное – мы получаем послание прошедших эпох, даже если в этот момент не осознаем этого. Вещи переживают людей, чтобы рассказать нам о своих владельцах, – в этом их великая миссия. Ведь никто из тех, кто многие века обживал нашу планету, не хотел быть забытым. Они оставляли после себя маленькие поселения и города, ирригационные каналы и крепостные валы, таинственные каменные выкладки и могилы, драгоценные украшения и керамическую посуду и многое-многое другое, неведомое нам. Поэтому главная цель исследователя – помочь древним вещам и памятникам «заговорить», восстановить с их помощью нити, ведущие в прошлое и связывающие нас с нашими предшественниками на Земле; осознать, наконец, что наше современное общество со всеми его проблемами и достижениями всего лишь одна из страниц Истории, скорее даже небольшой абзац на странице.

У археолога свой взгляд на материальных свидетелей прошлого. До раскопок «замерзших» погребений пазырыкского Укока я работала в Барабинской степи, где наши находки были не столь эффектны, как на Алтае, – в основном сотни фрагментов керамики и немногочисленные предметы древнего искусства. Но радость открытия того, что до тебя никто не видел и к чему ты прикоснулся первым после тех, кто много веков назад пользовался этими вещами, была огромной! Самая обычная, на первый взгляд, вещь может многое поведать. Это хорошо понимают люди творческие, даже далекие от археологии: «...Кто умеет видеть, тот даже по ручке дверного молотка сумеет восстановить дух века и облик короля», – писал Виктор Гюго.

Магия личности

Стать археологом не было моей детской мечтой. Впервые с этим миром я познакомилась совершенно случайно, когда в девятом классе вместе с другими школьниками работала в алтайских степях на раскопках сросткинской культуры, проводимых московским Институтом археологии АН СССР. Когда взяла в руки свои первые маленькие находки – «пропала», и чисто детское любопытство сменилось пониманием: я хочу этим заниматься. Я увидела, что совсем рядом, буквально у нас под ногами существует и живет по своим законам таинственный мир прошлого. И если эпоха великих географических открытий уже позади, то великие исторические открытия еще ждут нас, потому что Земля сохранила все, что из века в век оставлял на ней человек.

Мы жили рядом с Барнаулом в поселке, построенном в лесу вокруг крупного военного завода. Поселок чем-то походил на Академгородок, там была прекрасная школа с умными, любящими свою профессию учителями, лучший в городе бассейн, замечательная библиотека, где на полках стояли прижизненные издания Циолковского, а в каких-то старых потрясающих книгах встречались невероятные стихи, которые до сих пор я так и не могу найти… После окончания такой «поселковой» школы я поступила на гуманитарный факультет Новосибирского университета.

Почему выбор пал на НГУ – ведь в то время здесь в отличие от Московского университета не было отделения археологии? Ответ один – Окладников. В то время это был самый известный в Советском Союзе археолог. Его имя было у всех на слуху, мы зачитывались его книгами… В самой его личности было что-то такое необычное и обаятельное, что привлекало и завораживало людей, никогда в жизни с ним не встречавшихся. Тем более что Алексей Павлович занимался историей Сибири – края, где мы жили. Магия его личности объяснялась еще и тем, что он был не просто известен, но всемирно известен: для нас он был одним из замкнутой касты «небожителей», человеком, олицетворяющим собой всю археологию мира.

Сегодня абитуриенты выбирают факультет – мы тогда выбирали имя. Шли к человеку, от которого мечтали многое услышать и узнать, многому научиться. И хотя, как оказалось впоследствии, Окладников не преподавал в НГУ, выбор оказался верным: он возглавлял институт, куда я попала на практику сразу после первого курса. Уже тогда я поняла, что в университете нужно получать знания, фундаментальную базу, но профессию… Профессию может дать только научно-исследовательский институт, где ты будешь на равных включен в реальную работу.

Гуманитарное воспитание

Когда я поступала в Новосибирский университет на отделение истории, я уже точно знала, что хочу быть археологом, о чем сообщила на первом же собеседовании. Реакция приемной комиссии на мой выбор была явно скептической, тем не менее я стала единственной девушкой на курсе, которая специализировалась по археологии. Кроме меня был еще один археолог – Виктор Добжанский. (Удивительно, но сейчас ситуация поменялась кардинально: в этом году на отделение археологии поступили одни девушки – археология стала просто какой-то девичьей мечтой.)

В моем университетском дипломе записано «историк», а не «археолог», и это точно отражает сильные стороны гуманитарного образования, которое давал НГУ в середине 1970-х гг. Известный ученый и писатель Н. Я. Эйдельман читал нам спецкурс о декабристах, Окладников однажды привез знаменитого немецкого этнографа и археолога К. Йетмара с лекцией о его исследованиях в Гиндукуше, а в Доме ученых, сидя на лестнице в проходе переполненного зала, можно было услышать самого Льва Николаевича Гумилева, который рассказывал о своей теории пассионарности – и весь зал конспектировал!

Но и наши преподаватели в НГУ были людьми необычными, каждый со своей непростой судьбой, способные навсегда поразить воображение вчерашних школьников. Сейчас я понимаю, как много взяла от учителей: и навыки по структурированию материала, и манеру его изложения, и привычку тщательно изучать все источники по теме, прежде чем написать что-то свое... И вот это последнее – самое главное. Ведь все наши преподаватели были известными учеными, у каждого уже были написаны множество книг и статей. На семинарах и в курсовых работах ценился не подбор цитат, а самостоятельные выводы и рассуждения, ценилось новое.

И хотя преподаватели различались характерами, научными взглядами и подходом к обучению, их объединяло одно – умение внушить студентам любовь к своему предмету. Чего стоили, к примеру, лекции Н. Н. Покровского по истории России или Н. В. Ревякиной по истории средних веков! Несколько раз мне даже приходила в голову шальная мысль начать специализироваться по средневековью. И до сих пор я покупаю и читаю всю литературу об этой эпохе – просто потому, что не могу пройти мимо и хочу все знать. Эта любовь привита навек.

Полевые семестры

После первого курса у гуманитариев была археологическая практика, обязательная для всех. И волею судьбы мы с Добжанским попали в отряд к В. И. Молодину, тогда очень молодому (всего 25 лет) кандидату наук. Экспедиция была не куда-нибудь, а в зону затопления Усть-Илимской ГЭС… Тайга, гнус, раскопки старинного острога; рядом – совершенно особый, интересный народ, строители будущей ГЭС. Ребята, с которыми я встретилась в экспедиции, стали моими лучшими друзьями на всю жизнь.

Может быть, в другом месте все сложилось бы иначе, но здесь я увидела людей потрясающе увлеченных, трудолюбивых, дружных, отзывчивых, у которых было чему поучиться. Когда наш начальник о чем-то рассуждал над открытым слоем, я думала: «Господи, я никогда в жизни так не смогу – что там можно вообще увидеть?!» Это было потрясение, чудо из чудес, восхищение профессионализмом. Я мечтала, что когда-нибудь тоже смогу вот так стоять над раскопом и понимать, что в нем скрывается. К концу экспедиции я уже точно знала, что эта работа – все, чего я хочу в жизни.

…Оглядываясь на свои студенческие годы, до сих пор искренне поражаюсь отношению преподавателей и руководства факультета к нам, двум единственным на курсе археологам. Нам шли навстречу буквально во всем, что касалось профессиональных надобностей и интересов. Начиная со второго курса нам позволяли сдавать сессию досрочно. В мае я уезжала на полевую практику и возвращалась только к октябрю – родители уже начинали разыскивать меня через деканат.

И никто из руководства факультета и преподавателей не упрекал за опоздание к началу учебного года. В деканате были свято уверены, что если студент способен наверстать пропущенный материал без ущерба для успеваемости, то не следует мешать его профессиональной подготовке. Такая уникальная ситуация, когда драгоценное время, необходимое для специализации, университет ценит и уважает не меньше, чем сам студент, вряд ли могла иметь место где-нибудь еще.

В результате я получила бесценный полевой опыт, успев во время учебы побывать на раскопках на Алтае, в Восточной Сибири, в Хакасии. После третьего курса университета руководила уже собственными раскопками, что тогда было большой честью, а сегодня попросту невозможно.

А бесконечные научные студенческие конференции, региональные и всесоюзные, на которые я ездила начиная со второго курса и которые оплачивались университетом! Москва, Свердловск, Сыктывкар, Кемерово, Барнаул – где мы только ни побывали! На этих конференциях мы проверяли себя, учились рассказывать о своих результатах, узнавали, кто, что и где раскапывает, знакомились… Многие из ребят остались в профессии, стали известными археологами, написали замечательные книги. Наш мир уже тогда был тесен, таким он остается и сейчас.

Между экспедициями много времени мы проводили в Институте археологии СО РАН (тогда Институте истории, филологии и философии). Наше место – чердак нынешнего Института экономики, бывшее хранилище и реставрационный центр, где перебирали, склеивали, рисовали и описывали целые горы найденной на раскопках керамики – самого «говорящего» исторического материала. Керамика – как древние письмена, и уметь их «читать на кончиках пальцев» должен любой образованный археолог. А при ее зарисовке открывается еще больше информации: свои статьи я иллюстрировала сама, тщательно зарисовывая все фрагменты.

Дипломную работу я написала по бронзовому веку Барабинской степи на основе собственного материала, который удалось получить за годы студенческих раскопок. Мне очень везло в том, что на каждом жизненном этапе, как по волшебству, вдруг появлялся человек, благодаря общению с которым я начинала расти. Тогда, в студенческие годы, таким человеком оказалась Айна Петровна Погожева – москвичка, археолог, занимающаяся одной из самых загадочных и красивых культур эпохи бронзы – трипольской. У нее за спиной было множество экспедиций, проходивших в самых разных местах, исследовавших самые разные эпохи. Я помню холодные весенние ночи на Кара-Тенеше в Горном Алтае, когда мы сидели у костра под колючим от звезд небом, а она рассказывала о раскопках пещерного буддийского храма где-то в районе Термеза и об исследовании знаменитых Бесшатырских курганов в Казахстане с их системой подземных ходов и многое-многое другое, о чем можно писать целую книгу. Благодаря ей археология приобрела для меня тот таинственный смысл, без которого, как я сейчас уже понимаю, трудно связать т. н. артефакты и людей, которые их создавали и которым они принадлежали. Перефразируя Б. Рассела, можно сказать, что без признания того, что существует реальность, выходящая за пределы повседневной тривиальности, невозможно сделать что-то значимое.

Петербургский ренессанс

Начало самостоятельной научной жизни оказалось непростым. Попасть в аспирантуру было трудно: это давало гарантию получения места в научно-исследовательском институте, что тогда вообще было счастьем и большой честью. И поэтому в аспирантуру просто так не брали. Для женщины же путь в наш археологический институт был практически закрыт.

Поэтому после окончания университета я работала по хоздоговорным темам в Средне-Енисейской комплексной экспедиции при Ленинградском отделении Института археологии АН СССР. По хоздоговору – это значит практически без заработка, причем каждые три месяца тебя увольняют и снова нанимают. Как следствие – проблемы с пропиской и жильем.

Так продолжалось три года. А потом была аспирантура – уже в самом Ленинграде. В то время в Археологическом институте был мощный по своему составу сибирский сектор (достаточно назвать имена таких известных ученых, как М. П. Грязнов, Д. Г. Савинов, Г. Максименко, Э. Б. Вадецкая, М. П. Пшеницына, Г. В. Длужневская), поэтому я со своей тематикой по раннему железному веку Барабы хорошо туда вписалась.

Это было незабываемое время – Ленинград кого угодно околдует. Мне в Сибири до сих пор не хватает его архитектуры – старинных особняков и дворцов, соборов и театров. В те годы город еще не был изуродован рекламой и новоделом и, если идти по Невскому и скользить взглядом по верхним этажам, легко можно было представить себя в Санкт-Петербурге XIX века или Питере начала 1920-х.

Эрмитаж был местом, куда я ходила как на работу, причем не только в его парадные залы, но и в скрытые от глаз фонды, где хранились настоящие археологические сокровища. А чего стоила одна библиотека в Институте археологии, который сам располагался во дворце, – маленький зал, обшитый дубовыми панелями, и окно, которое выходило прямо на Петропавловку, где в полдень грохотала пушка…

В Ленинграде я близко познакомилась с востоковедами; ходила на лекции к ученым, о которых раньше мне доводилось только слышать… Это были не просто другие люди – другая археология, далеко выходящая за рамки какой-нибудь узко специализированной «бронзы» маленького района. И опять новые люди, новые друзья...

Мне посчастливилось познакомиться с Дмитрием Глебовичем Савиновым, одним из самых замечательных ученых энциклопедического знания. Он, будучи известным археологом, читал курс этнографии в Ленинградском университете, и на его лекции собирались не только гуманитарии. Гуляя вдоль Крюкова канала, мы обсуждали с ним практически нереальные возможности дальнейшего изучения фантастической по своей красоте пазырыкской культуры Горного Алтая. Так что начало «пазырыкского» этапа в моей жизни – это, конечно, Ленинград, Эрмитаж и Дмитрий Глебович.

На плечах гигантов

После защиты диссертации судьба снова привела меня в Новосибирск, уже в статусе кандидата наук.

И здесь мне опять повезло. Сначала был пазырыкский Укок и раскопки курганов этой единственной в мире культуры с «замерзшими» могилами. Теперь – курганы хунну в Северной Монголии, предметами из которых, обнаруженными экспедицией Козлова, как и пазырыкскими находками Руденко, я любовалась в Эрмитаже.

Все сбылось. Хотя нельзя забывать, что со своими новыми методами и новыми возможностями мы всего лишь шли по следам первооткрывателей: все культуры, которыми пришлось заниматься, – и пазырыкцы, и хунну – были открыты задолго до наших раскопок. Несмотря на это, результаты, которые мы получили, оставили чувство глубокого удовлетворения. Почему?

Есть новые памятники и предметы, открытые нами, и есть те, которые были найдены давно, но которым мы задаем вопросы. Сейчас вопросов мы можем задать намного больше, чем первооткрыватели. Время накладывает заметный отпечаток на гуманитарную науку. Она уже не мыслится без междисциплинарного подхода. Неизмеримо расширились наши исследовательские возможности. Растет объем информации, которую мы получаем от археологических памятников. И в этом смысле нам действительно удалось продвинуться в изучении ранее открытых древних культур, найти подтверждения многим уже высказанным предположениям и, главное, выдвинуть новые. К тому же история людей, которой мы занимаемся здесь, в Сибири, простирается далеко за пределы нашего региона – в Китай, Иран, Тибет, Индию – на огромные территории, объединенные в один исторический узел кочевым миром. Постороннему человеку может показаться, что подобные метания мысли довольно хаотичны, но все наши исследования лежат в русле одного направления, логически выверенного и базирующегося на точном знании.

Но, конечно, осталась еще одна мечта – открыть что-то совершенно новое, никем и никогда невиданное. И если бы современный мир был немного добрее… Но в китайском Синьцзяне – беспорядки; Афганистан воюет, Иран практически закрыт для серьезных археологических исследований; события в Лхасе не прибавляют оптимизма… Получить разрешение на раскопки в подобных местах сегодня очень сложно, но хочется верить, что трудности эти преодолимы – и есть примеры, когда российские экспедиции в начале века успешно работали и в гораздо более трудных условиях, преодолевали значительно более серьезные препятствия. Надо просто терпеливо ждать своего часа.

Командный успех

Никакое археологическое исследование не может быть успешным без команды. Успехом в исследовании памятников пазырыкской культуры я во многом обязана своему отряду. Уже после первого сезона в 1991-м студенты из Новосибирского пединститута, составившие костяк отряда, – Антон Лучанский, Саша Павлов, Костя Банников, Лена Кузнецова и другие ребята – были околдованы Укоком и стали ездить туда каждый год.

Они проработали со мной на этом высокогорном плато многие полевые сезоны. И ту работу, которую ребята проделывали в рекордные сроки и в самых экстремальных условиях, я иначе как подвигом назвать не могу. В этом смысле у меня и сегодня ничего не изменилось. Моя нынешняя команда – Женя Богданов и Людмила Петровна Кундо – такие же беззаветно преданные профессии люди. Пять месяцев, с мая до поздней осени, мы провели на раскопках 20-го Ноин-Улинского кургана в Монголии, и мне ни разу не пришлось услышать от них сакраментальную фразу: «Когда же мы наконец уедем отсюда?» И это всегда удивляло наших монгольских коллег, утверждавших, что российские археологи проводят в поле больше времени, чем все другие иностранные экспедиции, вместе взятые. Но профессия – это ведь образ жизни…

Большие удачи должны многому научить – например, ставить высокую планку и уже в соответствии с ней формулировать новые задачи... Это естественно – ведь человек растет в зависимости от целей, которые перед собой ставит. И последние должны быть всегда немного больше твоих сил – иного способа двигаться вперед не существует.

Борис Мельников, председатель археологической комиссии Омского Отдела РГО, член правления Омского Союза профессиональных археологов, кандидат исторических наук

Чем занимается археолог?

В основном – составлением отчётов и обработкой материалов. Отчёты большие и очень формализованные, полученные материалы – однотипные и не похожи на сокровища. В летнее время, если удаётся найти деньги – выезд в экспедиции. Пару раз в год удаётся написать, а иногда даже издать небольшие статьи, пообщаться с коллегами на конференциях.

Где работает археолог?

Археолог может работать в вузе преподавателем на историческом факультете, на тематической кафедре. Археологов также ждут : здесь они будут следить за сохранностью найденных при раскопках предметов, помогать в организации выставок и экскурсий, проводить лекции для посетителей. Еще бывают вакансии в частных фирмах.

Если повезет, то можно совмещать всё вышеперечисленное.

Можно ли стать археологом без исторического образования?

Нет, высшее академическое образование необходимо. Исторические факультеты есть в каждом городе, а где-то и не по одному, так что при желании поступить можно всегда. Во время обязательных археологических практик студенты получают представление о профессии, позволяющее им понять: действительно ли они хотят заниматься этим всю жизнь?

Плюс к историческим знаниям, археолог должен разбираться в этнографии, геологии и геодезии, владеть «вспомогательными историческими дисциплинами»: геральдика, нумизматика, сфрагистика… Быть в курсе происходящего в научном мире, изучать статьи и монографии, ездить на конференции, вступать в дискуссии. Хороший археолог учится всю жизнь.

Какие навыки необходимы археологу?

Кроме умения копать землю (а это не так просто, как может показаться, вы же не яму на огороде роете), нужно уметь фотографировать, чертить и рисовать. Профессиональный археолог должен также хорошо владеть компьютером, уметь пользоваться теодолитом, нивелиром и тахеометром, владеть основами консервации и реставрации различных предметов. Уметь самостоятельно искать информацию, анализировать ее, создавать картину по единичным фактам: это пригодится не только в «кабинетной», но и в «полевой» археологии.

Какие особенности характера нужны археологу?

Во-первых, очень важна неприхотливость: условия жизни и работы в экспедиции далеко не курортные.

Во-вторых, терпение: нередко приходится целые дни потратить на мелкую кропотливую работу кисточкой и щеткой.

В-третьих, терпимость: экспедиции бывают длительными, люди туда подбираются разные, поэтому необходимо быть эмоционально готовым к этому, уметь находить общий язык, даже идти на компромиссы, быть спокойным и уравновешенным.

В-четвертых, хоть это и не особенность характера, нужно быть физически подготовленным и выносливым: приходится много копать, переносить тяжести.

И, конечно, увлеченность археологией – иначе и сами будете страдать, и других своим унынием можете утянуть.

Какие плюсы у этой профессии?

Возможность каждый день делать маленькие открытия.

Шанс войти в историю, хоть и невеликий, потому что известность в профессиональном сообществе не гарантирует всемирную славу.

Можно своими глазами увидеть древние курганы, прикоснуться к вещам, которые хоть и неказисты на вид, но насчитывают тысячи лет…


А минусы?

Отсутствие в экспедиции привычных комфортных условий (полевое питание, ночевка в палатке, походные душ и туалет, комары и гнус, высокие и низкие температуры и прочее), тяжелый труд, частые и продолжительные , итогом которых могут стать проблемы в семье. Кроме того, не каждая экспедиция заканчивается удачей – может статься, что вы получите подорванное здоровье без морального удовлетворения.

Кому не стоит становиться археологом?

Не советую заниматься этим женщинам, которые хотят иметь нормальную семью; мужчинам, мечтающим о карьере, известности и больших заработках.

Сложно придется в экспедициях диабетикам, сердечникам, аллергикам, каждый такой случай нужно рассматривать отдельно с лечащим врачом.

На какую зарплату может рассчитывать археолог?

Кандидат наук, без подработок – в пределах 30 тысяч рублей. А доходность подработки бывает разная и зависит от специализации человека и его веса в научном сообществе: известного археолога с нужной темой, например, могут попросить быть консультантом на съемках фильма или рецензентом научно-популярной книги.

Может ли российский археолог раскапывать, например, Древний Египет?

Может. В качестве землекопа или лаборанта. За границей тоже выпускают археологов больше, чем требуется, поэтому с базовым российским образованием вам не удастся стать, например, руководителем экспедиции. Некоторые экспедиции находятся на самофинансировании и предлагают поучаствовать всем желающим (тем, кто проходит по здоровью, умениям и навыкам), но за деньги. Поэтому если позволяют финансы и есть желание поработать в интернациональной команде, можно последить за такими предложениями.

Можно ли устроиться на работу за границей?

Небольшие шансы даёт только ученая степень: хотя бы кандидат наук, а лучше – доктор. За границей своих археологов избытке, поэтому попасть туда можно лишь в случае хороших академических связей и личных контактов с зарубежными коллегами, а также при наличии публикаций в зарубежных журналах и владении иностранным языком. Вот и считайте: 4 года бакалавриат, 2 года магистратуры, 3 года аспирантуры, лет пять работы – и только тогда вы получаете малюсенький шанс. Кроме того, тема вашей специализации должна быть интересна за рубежом, а у вас должен быть определенный научный вес среди тех, кто ею занимается.

Есть ли какие-то мифы о работе археолога?

Самый популярный миф, из-за которого многие ребята идут учиться именно на археолога, а потом разочаровываются – что это не работа, а захватывающее приключение. Индиана Джонс – это кино. И только в кино большинство археологов видит золотые и серебряные вещи.

Некоторые путают разные специальности и думают, что археологи раскапывают динозавров или ищут погибших в Великой Отечественной войне. Да, археологи могут работать и там, и там, но в таком случае они будут именоваться или палеонтологами, или поисковиками. Специфика, технология и цели будут несколько иными.

Кто-то, из совсем молодых и наивных, считает, что экспедиции – это отпуск, совмещенный с раскопками. Нет, день расписан очень четко – ранний общий подъем (а дежурные встают еще раньше), работа с перерывом на обед, общий отбой. Не соблюдающие график бездельники никому не нужны.

Перспективна ли профессия археолога, стоит ли получать сейчас эту специальность?

Количество научных экспедиций – с раскопками, изучением материала – постоянно сокращается. Но федеральное законодательство требует обязательного проведения археологической экспертизы при проведении строительных и прочих работ. Так что профессия сохраняется, но на уровне выполнения набора рутинных процедур.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!