Бухучет и налоги

По труду и заработной плате. Инженер (экономист) по труду и заработной плате, интервью

Судьба военных пенсий беспокоит не только и даже не столько депутатов, сколько миллионы военных пенсионеров, о чём говорят многочисленные запросы в поисковиках типа «военные пенсии в 2018 году повышение последние новости вчера из думы». Фото mil.ru

Работа в Госдуме над представленным правительством РФ проектом федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, как обычно, проходит в режиме обсуждения фантомных болей.

Вот вроде бы есть в природе президентский указ, кроме всего прочего предусматривающий ежегодное увеличение военных пенсий не менее чем на 2% сверх инфляции. Это увеличение должно быть отражено в федеральном бюджете (ну, не в семейном же!), однако ничего подобного в федеральном бюджете нет. Ампутировали. Память об ампутированном Указе сохранилась и не даёт покоя депутатам Комитета Госдумы по обороне. И не только им. Депутаты, курирующие сельское хозяйство, здравоохранение, образование, тоже много чего из красивого на бумагах с государственными печатями не находят в бюджете.

Бумага, о которой идёт речь в нашем случае, была подписана ни уличным аферистом, наобещавшим три короба старушке, а главой государства Владимиром Путиным 7 мая 2012 года и называлась она - Указ №604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации». В подпункте «г» пункта первого перед правительством ставилась задача по ежегодному увеличению пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% процента сверх уровня инфляции.

За последующие пять лет с момента подписания Указ не был исполнен ни разу. Нет, пенсии военным пенсионерам, конечно, повышали-индексировали (попробовали бы это не сделать), но не в полной мере. Наибольшая недостача пришлась на 2014 и 2015 годы, тогда военным пенсионерам ежемесячно недоплачивали к пенсии по 7,26% и 7,4% соответственно.

Подробнее смотрите в нижеприведённой таблице, подготовленной осенью 2016 года Комитетом по обороне в рамках заключения к проекту федерального бюджета на 2017-й год (заключение имеется в распоряжении редакции сайта «Мои года»). Данные в таблице на ещё не наступивший 2017-й год указаны с учётом заложенных параметров бюджета-2017. Сейчас этот прошлогодний бюджетный план стал свершившимся фактом.

Таблица размеров индексации пенсий военных пенсионеров в 2013 - 2017 годах


Уже тогда, осенью 2016-го, в своём заключении к проекту бюджета Комитет Госдумы по обороне констатировал:

«Выполнение не в полной мере Указа Президента фактически дискредитирует гарантированный государством уровень пенсионного обеспечения военнослужащих, при котором военные пенсионеры могли рассчитывать на пересчёт пенсионных выплат сверх инфляции».

Прошёл ещё один год - ничего не изменилось. В 2018 году на военных пенсионерах опять хотят сэкономить.

Уровень инфляции в 2017 году ожидается в размере 3,2%. Следовательно, для выполнения требований подпункта «г» пункта 1 Указа №604 с учётом уровня инфляции в 3,2% необходимо довести индексацию военной пенсии в 2018 году до 5,2%. Однако в проекте бюджета повышение военных пенсий с 1 февраля 2018 года запланировало лишь на 4%.

И снова Комитет по обороне пишет в своём заключении от 10 октября 2017 года на очередной проект бюджета, что «такое выполнение Указа №604 фактически дискредитирует установленный им механизм пенсионного обеспечения военнослужащих» .

В целом на пенсионное обеспечение военнослужащих и лиц, приравненных к ним, в бюджете на 2018 год предусмотрено 700,58 млрд рублей из оценки численности «военных пенсионеров» - 2 млн 639 тысяч человек.

Проект федерального бюджета на 2018 - 2020 годы внесён на рассмотрение Госдумы 29 сентября. В настоящее время он находится в стадии обсуждения.

В 2016 году ожидается повышение военных пенсий. Но так как в стране происходит экономический спад, то индексация будет проведена не в полном объеме.

В связи со сложившейся ситуацией в стране расходную часть принято оптимизировать, а пенсии индексировать на уровень инфляции. Но это чревато возникновением дефицита бюджета.

В итоге было принято решение в феврале провести индексацию пенсий на 4%. А инфляция ожидается в районе 11,9%, что значительно больше. В зависимости от уровня восстановления экономики страны будет зависеть, будет ли повторное повышение пенсий осенью или нет.

По Указу Президента РФ военные пенсии должны повышаться на уровень инфляции с добавлением двух процентов. Но при нынешнем положении экономики неизвестно, будет ли выполнено данное условие или нет.

Пока что в 2016 году принято решение не проводить повышение выплат военнослужащим в отставке и сохранить пенсию в прежнем объеме, так как недавно данные выплаты уже корректировались.

Последний раз военные пенсии повышались в октябре на 7,5%. Правительство задумывалось о приостановке индексаций военных пенсий в связи с ситуацией в стране, но президент РФ принял решение, чтобы чиновники нашли дополнительные средства и выполнили повышение.

С 2012 года был изменен принцип начисления военных пенсий. Военные оклады были значительно повышены, а финансирование бюджета ограничено, поэтому пенсионеры получали 54% от нового оклада. После повышения в октябре размер пенсий увеличился до 67%.

Но как только экономика страны начнет восстанавливаться, то размер пенсий снова будет увеличиваться, и будет проводиться их индексация в полной мере.

Материальное обеспечение бывших военных и служащих других силовых ведомств осуществляется на основании (ред. 01.07.17 г.). По нормативу перерасчет выплат таким гражданам происходит в момент увеличения должностного оклада или роста поправочного коэффициента.

Повышение оклада действующим военнослужащим автоматически приводит к увеличению пенсий бывшим военным. Размер изменения зависит от суммы месячного оклада, выплачиваемого согласно воинскому званию и занимаемой должности.

По общему правилу время такого повышения – . С 2015 года повсеместного увеличения указанных выплат всем категориям военнослужащих не производилось . Повышение осуществлялось периодически для разных по чину служащих.

По полученным из неофициальных источников сведениям 2017 года могут быть увеличены за счет ожидаемого повышения окладов по должностям и рангам. Если это произойдет, пенсионными органами Минобороны будет произведен автоматический перерасчет выплачиваемых пенсий, и с октября их получатели начнут получать пособия с прибавкой.

Будет ли индексация пенсий в октябре


Увеличение размера пенсий, которые полностью выделяются из государственного бюджета, становится ограниченным в условиях экономического кризиса. Все новости о повышении уровня пенсий для военных в нынешнем году сводятся к заявлениям глав Министерства обороны и Министерства финансов о проведении повторной двухэтапной индексации довольствия отставникам. Первый этап прошел в феврале 2016 года, а потом пенсии военным пенсионерам с 1 октября 2016 года будут изменены еще раз.

Что касается февральского повышения, оно не оправдало ожиданий пенсионеров и не соответствовало правительственным обещаниям. Изначально речь шла о росте в 7,5%, но на деле военные получили лишь 4%, а чиновники ссылались на экстренную перепланировку бюджета, вызванную обвалом цен на нефть в январе.

Несмотря на реалии российской экономики, благосостояние которой напрямую зависит от экспорта энергоресурсов, запросы военных пенсионеров и их насущные потребности не уменьшились.

Пенсии военным пенсионерам с 1 октября 2016 года – последние новости

Многие специалисты утверждают, что повышения в октябре может не произойти вообще. В пользу такого мнения говорит факт, что до сих пор не озвучена точная дата повторной индексации за 2016 год. Также стоит отметить, что в ПФР неоднократно сообщали, что до 2017 года не будет увеличения военных пенсий за счет повышения окладов военнослужащих.

Кроме того, в нынешнем году военных пенсионеров уравняли с гражданскими, а тем, в свою очередь, годом ранее перестали гарантировать увеличение пенсионных выплат. Не исключено, что в 2016 году ситуация повторится, ведь экономические проблемы на данный момент не решены. Поэтому пенсии военным пенсионерам с 1 октября 2016 года могут и не повысить.

Результаты исполнения бюджета станут наглядными по окончанию третьего квартала текущего года. Это значит, что ожидать конкретных заявлений со стороны чиновников следует ожидать ближе к последним числам сентября или в начале октября. Зачастую датой второго повышения, если оно будет одобрено, выбирается именно 15 октября.

А в предварительных планах правительства значится та же цифра, что была и в феврале - 7,5% от текущего размера пенсий. Стоит отметить, что на деле такого уровня индексации не удалось добиться и в 2015 году. Тогда рост пенсий составил только 6% за весь календарный год, хотя заявленная Росстатом инфляция за этот период достигла отметки в 13%.

Объяснение представителей власти было таким же, как и позднее, в феврале 2016 - государственный бюджет не способен покрыть подобные расходы, учитывая низкую стоимость барреля нефти на мировом рынке, поэтому индексация отстает от уровня инфляции более чем в 2 раза.

Интересно, что все это происходило на фоне громких заявлений в СМИ о том, что среднюю пенсию военным повысили на 2,4 тысячи рублей. Хотя на самом деле размер повышений колебался от 1,3 до 5 тысяч.

Анализ показателей по труду и заработной плате включает в се­бя следующее:

    выполнение плана по производительности труда,

    влияние факторов на производительность труда,

    выполнение плана по численности;

    использование рабочего времени;

    выполнение плана по средней заработной плате,

    соотношение темпов роста производительности труда и сред­ней заработной платы.

Планирование включает следующий расчет:

    численность работников (таблица 6);

    производительность труда;

    фонд заработной платы;

    среднюю заработную плату;

    анализ соотношения темпов роста производительности труда и темпов роста средней заработной платы.

работников

План скорректирован­ный

Отклонение (+), (-)

абсолют- ное

относи- тельное %

1. Рабочие: основные

вспомогательные

3. Служащие и ТОП

Результаты анализа по труду заносятся в таблицу 7.

Таблица 7 – Производительность труда*

Производительность труда

В натуральном тоннаже

Отклонение

На 1-го рабочего

На 1-го работающего

*Производительность труда рассчитывается как отношение вы­пуска продукции к численности рабочих (работающих).

При анализе выполнения плана по производительности труда, рассчитывается абсолютное изменение этого показателя как разница между отчетным и плановым его значением и относительное, %

(ПТ О – ПТ ПЛ) ∙ 100 / ПТ ПЛ.

На производительность труда в конечном итоге влияют два фак­тора: выпуск продукции и численность. Для определения количест­венного влияния этих факторов на производительность труда пользу­ются методом цепных подставок, при котором поочередно исключается влияние всех факторов, кроме какого-либо одного. Так для опреде­ления влияния выпуска продукции на производительность труда рас­считывается ПТ":

ПТ" = В О / ЧР П,

где Во – выпуск продукции по отчету, т;

ЧР П – плановая численность рабочих (работающих).

ПТ" работающих = 4518872/ 501 = 9019,7 ,

ПТ" рабочих = 4518872/ 420 = 10759,2 ,

ПТ" сопоставляется с плановой производительность труда, в результа­те получается отклонение отчетной производительности труда от пла­новой за счет изменения выпуска продукции

∆ПТ ВЫП = ПТ ПЛ – ПТ",

∆ПТ работающих ВЫП = 9167,5 – 9019,7= 147,8,

∆ПТ рабочих ВЫП = 10935,5 – 10759,2 = 176,3,

Для определения изменения производительности труда за счет численности достаточно из общего увеличения (уменьшения) этого показателя вычесть изменение его за счет первого фактора - выпуска продукции (таблица 8).

∆ПТ = ∆В i /ЧР О

Анализ производительности труда заканчивается выводами.

Движение кадров характеризуется следующими коэффициента­ми:

    Коэффициентом увольнения – отношением всех уволенных к среднесписочной численности.

    Коэффициентом приема – отношением принятых работников к среднесписочной численности.

    Общим коэффициентом оборота – как отношением суммарной численности принятых и уволенных к среднесписочной численности.

    Коэффициентом текучести – отношением уволенных по неуважительной причине к среднесписочной численности рабочих.

Цель рациональной организации оплаты труда ― обеспечение соответ­ствия между его величиной и трудовым вкладом работника, т.е. установ­ление соответствия между мерой труда и потребления. Планирова­ние фонда оплаты труда (ФОТ) технологических рабочих производится в соответствии с тарифными ставками и положением об оплате труда. Пла­нирование элементов ФОТ производится с точностью до 1руб. по ниже приведенной схеме .

Основой для расчета является основная заработная плата ЗП осн произ­водственных рабочих. Для сдельщиков, труд которых поддается нормиро­ванию с определением t шт i (штучной нормы времени, час/изд), расчет ве­дется по сдельной форме оплаты труда на основе расценок, с использованием часовой тариф­ной ставки Т час. ij , и всех форм доплат труда ΣD за отработанное время, пре­дусмотренные цеховым Положением об оплате труда:

ЗП осн = Т час. j · К т · t шт i (1 + ΣD)· k р.к · ВП г; руб./год.

где Т час. j  часовая тарифная ставка i-го разряда, руб./час;

К т  тарифный коэффициент для соответствующего разряда;

t шт i – штучная норма времени выполнения j – ой операции, час;

ΣD  суммарный коэф­фициент доплат за отработанное время, учитывающий доплаты:

D НОЧ = 0,33 · 0,4 = 0,133 – доплату за работу в ночные часы, исходя из того, что за ночные часы (с 22 до 6 ч – 0,33 всего рабочего времени) доплачивают 40 % к тарифу за каждый час;

D ТЯЖ = 0,15÷0,45 – доплату за тяжесть и не­удобство при выполнении технологических операций;

D КАЧ = 0,15 – доплату за качество работ;

D ПРЕМ = 0,1 – премия за ритмичную работу;

k Р.К = 1,3 – районный (поясной) коэффициент..

Таким образом, ΣD принимается дифференцированно в зависимости от специ­альности рабочих: для вспомогательных рабочих ΣD = 0,55; для посадчиков ΣD = 0,65; для нагревальщиков ΣD = 0,75;

В ФОТ включается также

ЗП доп = ЗП осн · k доп,

где k доп = 0,142 – коэффициент дополнительной заработной платы.

Величина Т час. j 1-го разряда в зависимости от категории и вредности работ по некоторым специальностям приведена ниже:

Нормальные (холодные) условия труда  18,86 руб./час.

Тяжелые вредные условия труда  19,28 руб./час.

Горячие, особо вредные условия труда – 21,64 руб./час.

Зависимость тарифного коэффициента К т от разряда:

Разряд 2 3 4 5 6

К т 1,1 1,2 1,4 1,6 1,8

Для анализа фонда заработной платы необходимо рассчитать фонд заработной платы по отчету данного года рабочих отделения на­гревательных колодцев, используя данные таблицы 11.

Таблица 11 – Расчет заработной платы рабочих нагревательных колодцев

Профессия

Показатели для расчета

часовая тарифная ставка, руб./час

премия за выполнение плана %

сдельный прира­боток, %

подмена на вы­ходные

резерв на выход­ные

Старший нагревальщик металла Нагревальщик металла Старший посадчик ме­талла

Посадчик металла

Фонд оплаты труда рабочих отделения на­гревательных колодцев рассчитывается по повременной форме, исходя из отработанного времени и часовой тарифной ставки Т Ч i . j , и состоит из основной заработ­ной платы, включающей:

1. Оплату по тарифу:

ЗП т = ЧР ∙ Т Ч ∙ ФВ ном, руб./год

где ЧР – численность рабочих данной профессии;

Т Ч i . j – часовая тарифная ставка i –го разряда, j –той специальности, руб./ч;

ФВ ном – годовой номинальный фонд времени работы одного рабочего, час;

при непрерывном 4-х бригадном графике работы:

ФВ ном = 365 ∙ 24/4 = 2190 ч/год,

ЗП ПР = % премии ∙ ЗП Т /100%.

3. Сдельный приработок:

ЗП СД = α ∙ (1÷2) ∙З т,

где α – процент выполнения плана;

(1÷2) – коэффициент доплат за каждый % перевыполнение плана.

Д Н = 1/3 ∙ 0,4 ∙ 3 Т,

где 1/3 – коэффициент работы в ночное время;

0,4 – коэффициент доплат к тарифу за ночные часы (40% тарифа).

Д ПР = Т Ч ∙ ЧР ∙ 66 ,

где 66 – среднее число праздничных часов в году одного рабочего (по новому законодательству 11·24 /4 = 66 час).

Д пер = 0,50 ∙ Т ПЕР ∙ Т Ч ∙ЧР,

где Т ПЕР – число часов переработки времени по графику, подлежащих дополнительной оплате по коэффициенту = 0,50 тарифа на одного рабочего.

При непрерывном 4-х бригадном графике работы Т ПЕР = 190 час/ год.

7. Доплаты за качество:

Д КАЧ = (0,1÷0,15) ∙ ЗП Т

ЗП 0СН = (ЗП Т + ЗП ПР + ЗП СД + Д Н + Д ПР + Д ПЕР + Д КАЧ) ∙ К Р;

где К р = 1,3 – районный (поясной) коэффициент.

Дополнительная заработная плата:

ЗП ДОП = (13÷14)% ∙ ЗП 0СН /100%.

где k доп = 0,14 – коэффициент дополнительной заработной платы.

Общий фонд оплаты труда:

ФОТ П = З П 0СН + ЗП ДОП.

ФОС = 28 % ∙ ФОТ П / 100;

Старший нагревальщик металла :

1. Оплату по тарифу:

ЗП т = 40 ∙ 29,72 ∙ 2190 = 2’603’472 руб./год

2. Премии за выполнение плана, % премии = 2÷4 %:

ЗП ПР = 4 ∙ 2`603`472 /100% = 104`138,8 руб./год.

3. Сдельный приработок:

ЗП СД = 100 ∙ 2 ∙2`603`472/100% = 5`206`944 руб./год,

4. Доплата за работу в ночное время:

Д Н = 1/3 ∙ 0,4 ∙ 2`603`472= 347`129,6 руб./год,

5. Доплата за работу в праздничные дни:

Д ПР = 29,72∙ 40 ∙ 66 =78`460,8 руб./год,

6. Доплата за переработку по графику:

Д пер = 0,50 ∙ 190 ∙ 29,72 ∙40 = 112`936 руб./год,

7. Доплаты за качество:

Д КАЧ = 0,15 ∙ 2`603`472 = 390`520,8 руб./год

Сумма основной заработной платы с учетом районного коэффи­циента.

ЗП 0СН = (ЗП Т + ЗП ПР + ЗП СД + Д Н + Д ПР + Д ПЕР + Д КАЧ) ∙ К Р,

ЗП 0СН = (2`603`472 + 104`138,8+ 5`206`944 + 347`129,6 + 78`460,8 +

112`936+ 390`520,8) ∙ 1,3 = 11`496`682,6 руб./год,

Дополнительная заработная плата:

ЗП ДОП = 13 ∙ 11`496`682,6/100% = 1’494’568,7 руб./год.

Общий фонд оплаты труда:

ФОТ П = 11`496`682,6+ 1’494’568,7 = 12`991`251.3 руб./год.

Отчисления ФОС на социальные нужды в ЕСН = 28 %:

ФОС = 28 % ∙ 12`991`251.3 / 100% = 3`637`550.4 руб./год.

Среднемесячная заработная плата одного рабочего, руб./мес.

ЗП СР.МЕС = ∑ ФОТ / (ЧР СП · 12).

ЗП СР.МЕС = 12`991`251.3 / (40 · 12) = 27 065 руб./мес.

Старший нагревальщик металла

Нагревальщик металла

Старший посадчик металла

Посадчик металла

Оплата по тарифу, ЗП т

Премии за выполнение плана, ЗП пр

Сдельный приработок, ЗП сд

Доплата за работу в ночное время, Д н

Доплата за работу в праздничные дни, Д пр

Доплата за переработку по графику, Д пер

Доплаты за качество, Д кач

Сумма основной ЗП с учетом районного коэф-та, ЗП осн

11’496’682,6

Дополнительная ЗП, ЗП доп

Фонд оплаты труда, ФОТ п

12’991’251.3

Отчисления на социальные нужды, ФОС

Среднемесячная ЗП одного рабочего, руб/мес

12`991`251.3+ 20`918`511 + 8`853`509 + 15`924`096,8 =

58`687`368 руб./год.

Для дальнейшего анализа ФОТ необходимо рассчитать индексы, изменения производительности труда и средней заработной платы

J ПТ = ПТ О /ПТ П,

где ПТ 0 и ПТ П – соответственно, производительность труда одного работающего в условных тоннах на человека.

J ПТ = 8895,4/ 9167,5 = 0,97

Соотношение темпов роста производительности труда и средней заработной платы

J = J ПТ / J ЗП

Темп роста производительности труда при правильной органи­зации трудового процесса должен опережать темп роста средней заработной платы.

На основе полученных данных сделать выводы.