Бухучет и налоги

Крупнейшие транспортные системы мира. Мировая транспортная система — Гипермаркет знаний

Лекция № 8

Понятие нарождающихся глобальных проблем

Сущность и основные виды глобальных экономических проблем

Глобальны экономические проблемы:

1. Политические

— проблемы мира и разоружения

— проблемы локальных войн и конфликтов

— проблема международного терроризма

— проблема стран изгоев (Северная Корея, Куба, Иран, Ливия, Белоруссия)

2. Экономические

— проблема транснационального капитала

— проблема экономических войн и конфликтов

— проблема отставания развивающихся стран от развитых

— проблема Север – Юг

— проблема международного долга

3. Социальные

— проблема нарастания неравенства в доходах

— проблема безработицы и нищеты

— проблема борьбы с болезнями и наркоманией

— проблема мегаполисов

4. Экологические

— проблема ограниченности ресурсов

— проблема продовольствия

— демографическая проблема

— проблема отходов и загрязнений

— проблема глобального потепления климата

Общие черты глобально экономических проблем:

1. они затрагивают интересы всœего человечества или общей его части

2. решить их можно только общими усилиями всœего человечества

3. всœе проблемы тесно связаны между собой

4. проблемы нуждаются в срочном и неотложном решении

Это проблемы, которые могут угрожать человечеству в будущем.

К примеру, Появление смертоносных вирусов и болезней, проблемы связанные с освоением космического пространства,

Тема: Основы гидрологии болот.

Болота - избыточно увлажненные участки суши с влаголюбивой растительностью и слоем торфа более 0,3м, благодаря чему основная масса корней растений не достигает подстилающего его минœерального грунта. Заболоченные земли, тоже избыточно увлажненные участки поверхности, но с маломощным (менее 0,3 м) слоем торфа или даже без него, в связи с этим здесь между растениями и грунтом осуществляется водно-солевой обмен. Общая площадь болот занимает около 2% территории суши. На территории России преобладают болота суходольного происхождения, возникшие главным образом в предшествующие климатические периоды.

Болота образуются двумя путями: при зарастании озер или в результате заболачивания плоских междуречий. Основной путь образования болот - заболачивание суши, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ начинается с появления периодического, а затем постоянного переувлажнения почвогрунтов.

Заболачиванию способствуют:

— климат - избыток влаги в результате обилия осадков или слабого испарения;

— высокий уровень грунтовых вод;

— характер грунта - плохо проницаемые породы, вечная мерзлота͵ спекшиеся на пожарищах породы, ухудшающие инфильтрацию воды;

— рельеф - плоские участки при неглубоком дренаже или понижения с замедленным стоком;

— продолжительные половодья на реках и др.

На переувлажненных землях посœеляется влаголюбивая растительность, приспособленная к недостатку кислорода и минœерального питания, и на смену гипновым мхам приходят сфагновые мхи. Моховая дернина, хорошо впитывающая и задерживающая влагу, способствует еще большему заболачиванию суши. В связи с чем в дальнейшем именно растительности принадлежит ведущая роль в заболачивании.

Болотные почвы формируются под воздействием двух процессов: торфообразования и оглеения. Торфообразование — биохимический процесс накопления на поверхности полуразложившихся растительных остатков вследствие их замедленной гумификации и минœерализации в анаэробных условиях. Избыточное увлажнение затормаживает разложение органического вещества и вовлечение зольных элементов и азота в новые циклы биологического круговорота веществ. Оглеение — сложный биохимический восстановительный процесс, протекающий в условиях затруднённого доступа кислорода при обязательном наличии органического вещества, участии анаэробных микроорганизмов или продуктов их деятельности. Наиболее благоприятные условия для накопления торфа существуют в лесах умеренного пояса, особенно в Западной Сибири, где в пределах лесоболотной зоны заболоченность достигает 50-70%, а мощность торфа - 8-10 м. К северу и югу от лесной зоны мощность торфяной залежи сокращается: к северу вследствие уменьшения прироста растительной массы в условиях холодного климата͵ к югу из-за более интенсивного разложения растительных остатков в теплом климате. В условиях жаркого влажного климата огромный прирост биомассы компенсируется интенсивным процессом распада отмерших растений и формирование торфяных болот практически не происходит, хотя вечнозелœеные экваториальные леса переувлажнены, а в понижениях и долинах лежат сильно заболоченные земли.

Строение торфяной залежи болот, возникших на месте озер или суходолов, различно. Торфяники, образовавшиеся в результате заболачивания озер, имеют под слоем торфа озерный ил - сапропель, а при заболачивании суши торф залегает непосредственно на минœеральном грунте. Торф — осадочная горная порода растительного происхождения, обводненная волокнистая или пластичная темно-коричневая масса, состоящая из продуктов разложения растительных материалов с сохранившимися остатками растений. Торф содержит 85-95% влаги и имеет сложный химический состав. Элементарный состав торфа: углерод 50-60%, водород 5-6%, кислород 30-40%, азот 1-3%, сера до 1.5%.

Преобладают верховые болота. Встречаются небольшие верховые болота.

Часто в основании верховой залежи сформированы низинные торфы. Низинных болот немного. С периферии верховые болота окаймлены переходными. На северо-западе Европейской части России преобладают верховые болота, в остальных регионах - низинные. Болота сконцентрированы в Томской области и на севере Новосибирской области.

Болота сильно обводнены.

На долю болот приходится порядка 1,4 млн. км2 или 10% территории России. На территории России болота встречаются во всех природных зонах, в основном в бессточных понижениях при избыточном увлажнении. Верховые болота, питающиеся главным образом атмосферными осадками, встречаются преимущество в тундровой и таежной зонах Евразии.

В северных и северо-западных районах заболоченность достигает 50%, здесь характерно развитие крупных верховых водораздельных болот, площадь которых доходит до нескольких десятков тысяч гектаров.

Наибольшее распространение имеют полигональные и плоскобугристые болота. В Кольско-Карельской торфяно-болотной области формирование болот обусловлено развитием самых молодых форм ледникового рельефа – аккумулятивных и эрозионных. В гористой части Кольского полуострова встречаются горные болота, в основном неглубокие.

Южная часть Карелии бедна болотами. Среди низинных болот преобладают безлесные, покрывающие сплошь водоразделы рек Судоги, Шогды, Аредоги.

В Республике Коми болота приурочены к понижениям на широких низменностях. Верховые болота залегают на незаливаемых надпойменных террасах и относятся к грядово-мочажинным массивам с выпуклой поверхностью.

Приамурская болотная область охватывает верхнее и среднее течение р.

Амура в пределах Амурской области

В Северо-Западную торфяно-болотную область, занимающую Валдайскую возвышенность и Приильменскую низменность, входят Ленинградская, Псковская и Новгородская области. Крупные низинные болота встречаются редко, небольшие низинные болота занимают озерные впадины, древнеозерные террасы, истоки и поймы рек Луги, Плюссы, Шелони.

В средней полосе заболоченность сокращается до 15-10% и появляются разнотипные притеррасные торфяные болота средних размеров.

В южных и юго-восточных районах заболоченность снижается до 0,5%, преобладают низинные пойменные болота малых размеров вытянутой формы, часто с мощным верхним минеральным наносом.

В южной части Среднего Урала, где Уральский хребет сильно сужается и граничит с лесостепью, преобладают небольшие низинные болота

Условия для развития болот неблагоприятны.

Какие территории России наиболее заболочены? Почему?

Они питаются, в основном, грунтовыми водами и водами речных разливов. Скопления болот на участках с однородными геоморфологическими и орографическими условиями образуют около тысячи болотных массивов. Заболоченность Северного Урала исследована слабо. На Приполярном Урале болота заполняют депрессии среди ледниковых и флювиогля-циальных отложений.

На восточном склоне Среднего Урала заболоченность выше. Болота занимают междуречья, понижения по горным лощинам, по долинам рек и в приозерных впадинах.

В основном развиты болота низинного типа, в отдельных случаях переходные и очень редко верховые

В районе Нижний Тагил – Екатеринбург крупные болота, расположенные в широких долинах Тагила, Нейвы и Исети, питаются водами ключей из подножья берегов. Торфяная залежь этих болот подстилается сапропелем. На Южном Урале крупные низинные болота приурочены к понижениям между пологими горными склонами, питающими болота грунтовыми и поверхностно-сточными водами.

В Западной Сибири площадь болот достигает 32538 тыс. га (табл. 2.17), причем половина болот – верховые.

Они занимают преобладающую часть междуречных пространств и располагаются как в пониженных участках, так и на водоразделах. Болота с глубокой залежью относятся к реликтам времен голоцена.

Распространены полигональные и равнинные мохово-осоковые болота.

Крупнобугристые болота занимают северную часть лесной зоны и южную лесотундру.

Бугристые торфяники сложены до 0,6 м торфом, под которым залегает льдонасыщенное минеральное ядро. Северная часть Западно-Сибирской равнины покрыта верховыми болотами, южная - низинными.

Болота, занимая до 80 % территории, образуют сложные системы, покрывают плоские междуречья и высокие речные террасы. Господствуют верховые, неглубокие, выпуклые, сильно обводненные сфагновые болота с грядово-озерными комплексами.

Для бассейна р. Конды характерны верховые грядово-озерковые, грядово-озерково-мочажинные и грядово-мочажинные болота. Переходные болота расположены преимущественно на второй террасе р. Конды и ее притоков.

Область тундровых болот занимает северную зону европейской части России. Севернее болота распространены широко и расположены на низинных террасах.

Переходные встречаются в виде облесенных и безлесных болот на периферии болотных массивов.

Почти 10% территории России покрыто болотами. Основной областью их концентрации является область максимальной влажности. В районе этого региона (тундра, лесная площадь) преобладают верхние болота, образование которых связано с чрезмерной влажностью. На юге в низких лесах и степях преобладают низинные болота, которые образуются с недостаточной влажностью. Самые большие площади болот находятся в Западной Сибири и на северо-западе Русской равнины.

Карелия и полуостров Кола являются наиболее многочисленными регионами европейской территории России.

Болота занимают около 30% общей площади региона. Ущелья расположены между холмистыми холмами, которые соединяют узкие торфяные каналы и образуют сложный узор, похожий на кружево.

Западная Сибирь — самый болотистый регион не только в России, но и в мире.

Болджи растягиваются с небольшими перерывами более 1,5 тыс. Км с севера на юг и с запада на восток. Около 80% территории этого просторного слоя затоплено.

В западно-сибирских болотах сосредоточены огромные запасы воды — около 1 тыс. Куб. км. Это в полтора раза больше, чем ежегодный отток самых обширных российских рек Енисея и в 2,5 раза больше, чем река Обь. Эта концентрация влаги способствует дальнейшему распространению болота.

Толщина торфа в некоторых местах достигает здесь 10 метров.

К востоку от Енисе в Восточной Сибири борозды намного меньше. Они используют только 10% поверхности.

почему самые перегруженные районы в стране северного региона

Ущелья расположены главным образом в низинах вдоль речных долин. Наиболее распространенными в этом отношении являются центральная якутская, северо-сибирская и ян-индигирская равнины. Истощение здесь способствует наличию вечной мерзлоты, которая предотвращает проникновение влаги.

Из-за низких температур, преобладающих большую часть года, и наличия вечной мерзлоты, торф очень медленно формируется. Средняя толщина торфяного горизонта составляет 1 метр.

В местах имеются мощные (до 5 метров) реликтовые торфяные отложения, которые заброшены с древних более теплых периодов времени.

Как и в Центральной Сибири, на Дальнем Востоке банки в основном находятся на поймах крупных рек. В регионе Амурского мочи он достигает 36%. Пятая часть всех баров непрактична. Побережья характеризуются четырехногими холмами — особыми болотами, которые содержат слой воды ниже торфяной земли. Сахалин и Камчатка, особенно ее океанское побережье, сильно затоплены.

Я был бы признателен, если вы разделите статью о социальных сетях:

Больше на севере России википедия
Поиск на этом сайте:

Образование

Болота России. Самое большое болото России

Болото. Услышав это слово, многие чувствуют необъяснимый страх. Жутко представить, сколько жизней поглотили темные топи, покрытые туманами.

Время от времени они сверкают огоньками самовозгорающегося газа. Как не поверить, что там живут кикиморы, водяницы и прочая нечисть?

Болота России — особая тема. Они встречаются по всей нашей огромной стране. И легенд в народе гуляет множество. Мы рассмотрим места со стоячей водой (они бывают низинные, переходные, верховые) с разных ракурсов.

Тайный сбор клюквы

Болота России, Руси-матушки: сырой, спертый воздух, обилие кровососов комаров, слепней.

В старину считалось: это место для общения с нечистой силой. Из преданий известно, что люди, которые из рода в род получали от предков тайные знания (ведуны, знахари), уединялись в медвежьи углы для проведения магических ритуалов.

Возможно, так и было. Есть еще мнение, что колдуны здесь занимались сбором лекарственных растений. Как известно, на болотах их много: багульник, клюква, морошка, хмель, череда и другие.

Многим трудно представить: как можно строить дом в гибельном месте?

Но храбрецы находились. Выбирали клочки сухой земли, возводили жилище и коротали годы, питаясь дичью и ягодой. Причины отхода от мира зачастую объяснялись весьма прозаично: одни отшельники прятались от врагов, другие — от преследования стражей порядка.

Тропы к хозяевам знали только избранные.

Мысленно пройдясь по всей России (к примеру, от границ с Прибалтийскими государствами, Украиной, Белоруссией до полуострова Камчатка), мы обнаружим: болота встречаются повсюду. Благоприятной средой для их возникновения считается повышенное содержание влаги в воздухе и мелкое залегание подземных рек (грунтовых вод). Такими характеристиками отличаются высокие и умеренные широты Северного полушария.

Одно из ста чудес России

Реки Восточной Сибири и Дальнего Востока в устьях очень болотистые.

Гибельными пространствами богата тундра, где мерзлотные слои мешают влаге пропитывать грунт. Болота на севере России впечатляющие.

Западную Сибирь называют самым заболоченным районом мира. Только представьте себе масштабы: свыше 570 километров они тянутся с северного направления к югу и более 300 километров с западного направления к востоку.

На Васюганской равнине, между реками Обь и Иртыш есть Васюганские болота. Они занесены в список «Сто чудес России». Площадь их 53 тыс. кв. км (больше, чем территория некоторых европейских государств).

Но какими бы непригодными для жизни человека ни казались болота, они имеют колоссальное экологическое значение для регионов, поскольку выполняют биосферные функции (аккумулятивную, биологическую, межкруговоротную).

Видео по теме

Помог ледниковый период

Квадрат распространения западносибирских болот огромен: 1,7 тысяч километров с севера на юг и столько же с запада на восток (с редкими перерывами).

Здесь сосредоточены свыше четверти мировых залежей торфа. К сильно заболоченным регионам европейской части относят Карелию (30% процентов территории, местами до 70%) и Кольский полуостров.

Прежде чем сформировались болота (России, как мы уже поняли, их не занимать), над местностью хорошо поработали ледники, создав ландшафт из холмов, чередующих с низменностями (все это дно древнего моря).

Заболачивание началось примерно десять-двенадцать тысяч лет назад. Если смотреть с высоты птичьего полета, кажется, что зыбкие пространства сплетаются в необычное кружево, соединяясь друг с другом торфяными протоками.

Соединение происходило следующим образом: разбросанные понижения рельефа постепенно заполнялись плотными остатками перегнивших растений, и выползали оттуда, как тесто из кастрюли, сливаясь между собой. Такой тип болот получил название карельский.

Рямы и заимки

Крупными массивами болота лесного края являются уже две с половиной тысячи лет.

И сегодня они расширяются, занимая территории междуречий, речных террас и пойм. Наименований этим местам в старые времена придумали много.

Взять, к примеру, рямы округлые или слегка овальные, заросшие кустарником и лесом. Много их в таежных районах на юге Западной Сибири.

Они расходятся веерообразно, полосами разной ширины (от 100 метров до многих километров). Благодаря точкам соединений, ветви образуют обширные системы.

У многих на слуху и такое название как займище. Часто так называют топи, поросшие тростником. Леса и болота России тесно взаимосвязаны. Существуют топи в глухой чаще. В народе — тесан.

Болотный лес на равнине — юдал. Крайняя стадия заболачивания — голья.

Озеро станет болотом

Западно-Сибирские топи содержат огромные запасы воды, исчисляющиеся почти тысячей кубических километров. Могучая Обь за год выносит в Карское море в 2,5 раза меньше!

Неудивительно, что торфяники год от года растут. Васюганские болота огромны, но есть и другие большие болота России: Тюгурюкское (Алтай), Великое (Вологда) и другие.

В нашей стране много озер.

Замкнутых водоемов почти три миллиона. Самое глубокое озеро Байкал (1620 метров). Еще при СССР каждый школьник знал: в нем содержится половина наших запасов пресной воды. Размещаются озера неравномерно.

Это зависит от ряда факторов. Во-первых, от геологического строения. Но важны также рельеф, климат, на каком расстоянии от поверхности земли залегают грунтовые воды и т.

д. Там, где климат засушливый, количество озер меньше. Бессточные озера заполняются частицами грунта, мелеют. Если за ними не ухаживать, они могут стать теми самыми местами, где живут кикиморы. Хотя, казалось бы, как связаны озера и болота России (и не только ее)?

Многие исследователи говорят, что судьба топи поджидает и реку Волгу, скорость которой после строительства каскада гидроэлектростанций (и других техногенных причин) резко замедлилась, самоочищение нарушилось.

Если беда коснулась одной из величайших голубых артерий Земли, то можно представить судьбу более мелких речушек и озер. Как мы уже знаем, существующие трясины (болота) России тоже формировались постепенно.

Лидирует Амурская область

К востоку от Енисея-батюшки болот уже не так много. Восточная Сибирь покрыта ими только на десять процентов.

Самые участки — это низменности по долинам (в том числе, Центрально-Якутская, обширные заболоченные равнины Индигирская и Северо-Сибирская, в основании которой лежит Хатангская впадина).

Сказывается многолетняя мерзлота. Из-за низких температур перегной (торф) образуется и накапливается крайне медленно. Толщина существующего слоя всего один метр, хотя есть места, где он достигает до 5 метров. Это наследие тех периодов, когда климат был теплым.

На Дальнем Востоке болота тоже тяготеют к поймам крупных рек.

Амурская область — лидер (там их сосредоточено до 36 процентов). Пятая часть топей непроходимы вообще. Есть зыбуны: вверху слой торфа, а под ними залежи воды. Заболоченными считаются Камчатка (в особенности Охотское побережье) и Сахалин.

Сестра учится на экологическом факультете и недавно готовила какую-то работу про заболоченность территорий нашей страны. Просто все уши мне прожужжала информацией на эту тему. Теперь хоть сама иди и выступай с докладом перед преподавателем.

Что такое болото и почему оно образуется

Болото представляет собой территорию с очень высоким уровнем влаги, где грунтовые воды выходят на поверхность суши. Как правило, в таких местах выпадает много осадков, а испариться такое количество воды не успевает.

Болота могут образоваться или из-за заболачивания местности, или из-за зарастания территории водоема. Есть несколько факторов, которые могут способствовать формированию болот:

  • климатические условия;
  • качество грунта;
  • особенности рельефа;
  • половодья рек.

Чаще всего болота можно найти на равнинных участках недалеко от рек. Вода в таких местах уходит медленно, почва перенасыщается влагой, появляются мхи. Ну и, конечно же, множество болот в прошлом были озерами, которые постепенно обмелели. Растения в них отмирают и формируют плотный слой. Постепенно начинает образовываться торф, залежи которого в большом количестве имеются на территориях с умеренным климатом.

Болота в России

Жители городов, наверное, даже не представляют, какой объем территорий России занят болотами. Все знают, что наша страна имеет огромные размеры, так вот целых 10% ее территорий занято болотами. Больше всего их находится в районе Западной Сибири, на севере Европейской части страны, в Полесье и Центральном регионе.

По территории болотистая местность в Западной Сибири находится на первом месте во всем мире. Около 42% земель занято болотами. Кроме того, ежегодно они разрастаются. На востоке Сибири болот гораздо меньше.


В Европейской части страны самая заболоченная местность в Карелии и на Кольском полуострове. Треть всей территории занимают болота. Они здесь особенные, их окружают холмы, образовавшиеся в далеком прошлом ледниками. Даже в засушливых регионах страны могут быть болота, источником влаги для них являются грунтовые и речные воды.

ВВЕДЕНИЕ


Тенденции развития транспортной системы в мировой экономике является на сегодня одной из наиболее важных и актуальных тем.

Как известно, мировая транспортная система принадлежит к числу тех ключевых секторов мировой экономики, которые оказывают огромное влияние на динамику экономических процессов, развитие международной кооперации и специализации, интернационализацию экономики. Мировая транспортная система в современном мире играет очень важную роль в осуществлении мирохозяйственных связей. Таким образом, транспорт является важнейшим компонентом мировой экономики, связывающим воедино все остальные её элементы.

Специализация стран, их системное и динамичное развитие не представляется возможным без развития транспортной системы. Во многом именно развитие данного фактора оказывает непосредственное влияние на размещение производительных сил.

При размещении практически любого производства непременно принимается во внимание потребность в перевозках, пропускная способность транспортных путей и много других факторов. Важную роль транспортная система играет и в решении самых насущных социально-экономических вопросов. Несомненным преимуществом той или иной территории является наличие развитой транспортной сети, поскольку она это является весьма значительным преимуществом для интеграционного эффекта и эффективного размещения производственных сил.

Целью данной работы является изучение роли и места транспортной системы в мировой экономике, а также выявление основных тенденций её развития.

Основные задачи данной работы:

рассмотреть основы развития транспортной инфраструктуры;

выявить сущность мировой транспортной системы, а также основные задачи;

рассмотреть экономическую роль и социальное значение транспорта;

рассмотреть перспективы развития мировой транспортной инфраструктуры.


1. Транспортный комплекс мировой экономики


Транспорт является отраслью, осуществляющей передвижение пассажиров и грузов. Для эффективного и динамичного развития мировой экономики, учитывая огромные пространства между континентами, промышленными центрами и размещенными на них ресурсами, необходима хорошо отлаженная работа транспортной системы.

Транспорт является третьей по своим масштабам ведущей отраслью материального производства. Транспортная система лежит в основе международного разделения труда, оказывает непосредственное влияние на размещение производительных сил, способствует развитию международной кооперации и специализации, а также развитию интеграционных процессов в мировом масштабе.

Всего существуют пять наиболее основных компонентов современной мировой транспортной системы:

сухопутный транспорт: автомобильный, железнодорожный, трубопроводный;

водный (речной и морской);

воздушный.

В своей совокупности вышеперечисленные компоненты образуют целостный комплекс единой транспортной системы мира.

Мировая транспортная система является, таким образом, совокупностью всех путей сообщения, транспортных средств и транспортных предприятий мировой экономики.

Что касается, железнодорожного транспорта, то даже в наши дни его роль остается весьма значительной, в особенности, если речь идет о перевозке массовых грузов. Так, более 50% от общей протяженности железных дорог приходится на 10 наиболее крупных и экономически развитых стран, таких как, в частности: США, Китай, Япония, Индия, Россия, Канада. Если учитывать густоту железных дорог, то тут безупречным лидером будет выступать Европейский Союз.

На исходе XX в., вначале в Японии, а затем и в Европе активно развивалась система скоростных железных дорог, которая позволяла перемещаться со скоростью 300 и более км/ч. Подобные железные дороги являются теперь довольно серьёзным конкурентами авиалиний.

Значительна в современном мире роль метрополитенов и пригородных железных дорог. Электрифицированные железные дороги являются гораздо более экологичными, нежели автомобильный транспорт.

Железнодорожному транспорту принадлежит второе место (после морского) по грузообороту и также второе место (после автомобильного) по пассажирообороту. По протяженности мировой сети железных дорог (которая составляет 657 382 км - 2013 г.) данный вид транспорта уступает автомобильному. Страна-лидер по протяжности сети железных дорог - США (224 792 км, по данным за 2013 г.). Протяжённость сети железных дорог России в 2013г. составила 87 157 км.

Основная функция железнодорожного транспорта заключается в перевозке массовых сельскохозяйственных и промышленных грузов (таких как, к примеру, зерно, сталь, алюминий, уголь и др.) на значительные расстояния. Специфической чертой данного вида транспорта является регулярность его движения, вне зависимости от погодных условий, а также времени года.

Весьма значительны различия в степени развития железнодорожного сообщения (густота сети, протяженность, уровень электрификации железных дорог и пр.) по странам мира и регионам. В целом же в мире в последние десятилетия наблюдается тенденция к сокращению протяженности сети железных дорог. Особенно ярко выражена данная тенденция среди развитых стран. Строительство новых железных дорог осуществляется, в основном, только в отдельных, главным образом, развивающихся странах.

Как и раньше, железные дороги - самый высокорентабельный вид транспорта для перевозок на дальние расстояния вагонных партий грузов навалом.

Автомобильный транспорт, который зародился на заре XX в., среди видов сухопутного транспорта вскоре стал ведущим. Протяженность сети автомобильных дорог из года в год растет и составила в 2013 г. 64 285 000 км, при этом, почти половина из них приходится на наиболее развитые и крупные страны мира, в частности США, Индию, Японию, Китай, Россию.

В наши дни автомобильный транспорт является наиболее распространённым из всех видов транспорта. Протяженность сети автомобильных дорог в различных странах проиллюстрирована на рис. 1.


Рис. 1 - Протяженность сети автомобильных дорог в различных странах (тыс. км.)


Неоспоримыми преимуществами автомобильного транспорта являются скорость, гибкость, маневренность. В наши дни грузовые автомобили доставляют практически все виды грузов.

С другой стороны, как показывают исследования, львиная доля (около 63%) экологического ущерба Земле непосредственно связана с автомобильным транспортом. Наносится экологический ущерб обществу и окружающей среде при утилизации и эксплуатации автомобилей, масел, покрышек, топлива, строительства дорог и иных важных объектов транспортной инфраструктуры. К примеры, окислы серы и азота, которые выбрасываются в атмосферу во время сгорания бензина, служат причиной кислотных дождей.

Воздушный транспорт является наиболее быстрым и в то же время наиболее дорогим видом транспорта. Основная сфера применения данного вида транспорта включает пассажирские перевозки на расстояниях превышающих тысячи км. При помощи воздушного транспорта также осуществляются и грузовые перевозки, однако доля их весьма низка. Большей частью посредством авиатранспорта осуществляются перевозки скоропортящихся продуктов, особо ценных грузов, а также почты.

Водный транспорт появился раньше всех остальных. Данный вид транспорта является самым дешёвым после трубопроводного. Объемы грузоперевозок посредством водного транспорта ныне охватывают около 60-67% всего мирового грузооборота. В основном по внутренним водным путям перевозятся массовые грузы, такие как, к примеру, строительные материалы, руду, уголь, -лес. В последние десятилетия роль водного транспорта в пассажирских перевозках в значительной мере шла на спад. Причиной этому является, главным образом, низкие скорости. В качестве исключений можно назвать, разве что скоростные суда на воздушной подушке и на подводных крыльях. Кроме того, все ещё значительна роль круизных лайнеров и паромов.

Трубопроводный транспорт - наиболее специфичный, поскольку с его помощью транспортируются специфические виды товаров: нефтепродукты и газ. Обслуживание данного вида транспорта не требует значительного персонала. Трубы прокладываются как на земле, так и под землёй, а также на эстакадах, а приводят в движение груз насосные станции.

Создание широкой сети трубопроводов дало возможность успешно перемещать нефтепродукты и природный газ на значительные расстояния. При этом, отсутствует необходимость промежуточных процессов перегрузки, что характерно для других видов транспорта. Таким образом, важной особенностью трубопроводного транспорта является непрерывность его функционирования.

Следующим неоспоримым достоинством трубопроводного транспорта можно назвать возможность прокладки его магистралей в условиях самого различного разного рельефа местности, в том числе, через значительные водные пространства, а также в условиях вечной мерзлоты. Кроме того, данный вид транспорта способен эффективно работать при любых погодно-климатических условиях, а потери при транспортировке являются минимальными. Трубопроводный транспорт превышает 11 % от всего объема мирового грузооборота.

Напоследок отметим, что сама по себе транспортная система, какая бы она развитая ни была, не является достаточным условием для развития экономической системы в целом. С другой стороны, неразвитость транспортной инфраструктуры следует рассматривать в качестве сдерживающего фактора развития для экономической системы.


2. Основные тенденции развития мирового транспорта и их социально-экономические последствия


Резкий рост международной мобильности населения в последние десятилетия стал возможен благодаря углублению и интенсификации внешнеторговых, научных, туристических, социальных, культурных и иных связей. Далеко не последнюю роль в данном процессе сыграло развитие транспорта и его инфраструктуры.

Для регулирования транспортной сферы, на мировом уровне заключено огромное число самых различных международных соглашений по отдельным видам транспорта. Данные соглашения получили название "транспортные конвенции".

Лидером пассажирских перевозок является легковой автомобильный транспорт индивидуального пользования. Его доля в системе мирового транспорта возросла в последние годы с 56,8 до 61,0%. К уровню железнодорожного приблизился воздушный транспорт, который в недалекой перспективе может его даже превысить.

Лидирующее положение в международных пассажирских перевозках сохраняется за воздушным транспортом, который обладает явными преимуществами перед иными видами транспорта по критерию скорости перевозки.

Традиционно, в промышленно развитых странах финансирование транспортного комплекса выступает в качестве одного из наиболее приоритетных направлений государственной экономической политики.

Огромное влияние на инвестиционные процессы в транспортной сфере оказывает научно-технический прогресс. В современных условиях инвестиции, в большинстве своем, направляются на обеспечение интенсивного, а не экстенсивного развития транспортной сферы. В частности, они направляются на стимулирование роста техническое усовершенствование транспортных средств и путей сообщения, широкое распространение прогрессивных технологий, которые обеспечивают рост производительности труда работников транспортной сферы, а также повышение качества предоставляемых услуг.

Городской транспорт, как правило, субсидируется большей частью государством, а также местными и региональными органами власти. Однако, в различных странах, роль государства различна. Так, в некоторых странах субсидии государства покрывают практически все затраты на функционирование городского транспорта (Голландия, Бельгия), в других же они удельный вес государственной поддержки отрасли минимизирован (Великобритания, Канада, Дания).

В странах с высокоразвитой рыночной экономикой, будет и в дальнейшем продолжаться научно-технический прогресс в транспортной отрасли. Сама структура сети путей сообщения должна претерпеть серьезные изменения. Протяженность нерентабельных участков и железнодорожных линий будет сокращаться. В то же время, во многих странах планируется создание целого ряда новых, главным образом высокоскоростных, линий. Также будут повсеместно протекать и в дальнейшем работы по электрификации сети железных дорог.

Что касается автомобильных дорог, то их протяженность с твердым покрытием будет непрестанно увеличиваться. Значительное внимание также будет уделяться дальнейшему совершенствованию уже существующей сети.

Помимо всего прочего, должно увеличиться общее количество аэропортов (большей частью грузовых), а также густота и протяженность сети внутренних авиалиний. Что касается трубопроводов, то их протяженность также возрастет, благодаря росту спроса стран Азиатско-Тихоокеанского региона на энергоносители.

Весьма значительные изменения должны произойти также в парке транспортных средств. Общая численность всех транспортных средств будет неуклонно возрастать. Помимо этого, будет увеличиваться удельный вес транспортных средств обладающих прогрессивными видами тяги. Будет повышаться доля специализированного подвижного состава, его удельная мощность и грузоподъемность.

Потребности мировой экономики в дальнейшем развитии высокотехнологичных схем перевозки грузов с гарантированным соблюдением строго ритмичных поставок, совершенствовании транспортных процессов продолжают оказывать значительное влияние на развитие транспортной сферы в большинстве стран мира. Таким образом, долговременные тенденции развития мирового транспорта, как и прежде, направлены на расширение мировой сети транспортных коммуникаций, повышение их загрузки, а также на дальнейшее совершенствование синхронности работы различных видов транспорта.

Конечно же, наиболее динамично, успешно и эффективно прогресс в транспортной сфере протекает в развитых странах. Так, к примеру, в Соединенных Штатах Америки в течении нескольких десятков лет грузооборот на внутренних перевозках возрос более чем вдвое превысив 5000 млрд. т-км. Достаточно впечатляющий рост наблюдается в сферах автомобильного и воздушного транспорта. Аналогичные тенденции имманентна и для развитых стран Европейского союза.


Согласованное и опережающее развитие транспортной системы России как фактор российской экономики


Наряду с энергетикой, связью, минерально-сырьевой базой и другими аффилированными отраслями российской экономики транспорт обеспечивает важные условия жизнедеятельности государства и общества. Он является инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических, военных и других целей. Чтобы выполнять эти функции, транспорт должен быть согласован с основной экономической парадигмой, опережая общее экономическое развитие.

На сегодня Россия располагает всеми современными видами транспорта, транспортные коммуникации по своей структуре и размещению в целом отвечают внутренним и внешним транспортно-экономическим связям страны.


Рис. 2 - Удельный вес различных видов транспорта в экономике России


Транспортный комплекс России выступает системообразующим фактором экономики, основой хозяйственного и промышленного освоения территорий. По удельному весу в структуре ВВП транспортной отрасли принадлежит четвертое место.

Однако следует признать, что транспорт и транспортный машиностроительный комплекс в частности остро нуждается в существенном совершенствовании и преобразовании. Рост аварийности и травматизма, повышение транспортных издержек, недопустимо высокий износ технических средств, ухудшающееся состояние окружающей среды вследствие негативного воздействия выхлопных газов убеждают в том, что транспорт России находится в кризисном состоянии. Решение этих проблем является одной из приоритетных задач российского государства.

Транспорт является одной из базовых инфраструктурных отраслей национального хозяйства страны. Степень его развития и эффективность работы оказывают непосредственное влияние на взаимодействие всех отраслей промышленности, сельского хозяйства, конкурентоспособность продукции отечественного производства. Уровень развития транспорта влияет на качество жизни населения, миграцию трудовых ресурсов.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что развитие и совершенствование транспортной инфраструктуры создает предпосылки для преодоления существующих барьеров экономического роста, выравнивания экономического развития отдельных регионов, оказывает стимулирующее воздействие на повышение предпринимательской активности и конкуренции на рынке, приток инвестиций и квалифицированных кадров.

В этой связи создание нормативной правовой базы транспортной деятельности, отвечающей складывающимся в России социально-экономическим условиям, является одной из важнейших задач государства.

Острой проблемой сегодня является проблема финансирования путей сообщения, в первую очередь железнодорожных и автомобильных.

В целом применительно к современным российским условиям ускоренные государственные вложения в транспортную инфраструктуру, особенно железнодорожную, являются настоятельной необходимостью для достижения долговременного экономического роста.

Рассматривая проблемы финансирования путей сообщения, нельзя оставить за рамками вопрос финансирования трубопроводных транспортных мегапроектов. Значимость трубопроводного транспорта для Российской Федерации определяется значительной удаленностью основных месторождений нефти и газа от потребителей, а также высокой долей нефти, нефтепродуктов и газа в экспортном балансе России.

Одной из угроз развитию согласованной, опережающей и обеспечивающей общее социально-экономическое развитие страны транспортной системы России является физический и моральный износ основных фондов.

В результате нарушения воспроизводственных процессов в течение последних 10-15 лет наблюдается устойчивая тенденция физического старения инфраструктуры и парка транспортных средств. Все большая доля их эксплуатируется за пределами установленного срока службы. Это влечет снижение уровня безопасности транспортного процесса, рост транспортных издержек и может стать причиной возникновения дефицита провозных и пропускных возможностей в отдельных элементах транспортной системы.

Технико-экономические характеристики большинства эксплуатируемых транспортных средств, в том числе и новых, поставляемых транспортным машиностроением, существенно ниже мирового уровня. В транспортной инфраструктуре наиболее существенно отставание в применении современных транспортных технологий, а также в информатизации транспорта. Следствием этого является высокий уровень издержек, транспортной аварийности и негативного экологического воздействия транспорта на окружающую среду.

Проблема износа основных фондов тесно связана с транспортной безопасностью. Развитие транспорта является первоочередной и приоритетной задачей обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. На планете ежегодно неестественной смертью заканчивается жизнь миллионов людей, причем транспортный фактор в этих потерях занимает далеко не последнее место.

Транспортный комплекс России по- прежнему остается одним из самых значительных факторов, загрязняющих окружающую среду по сравнению с другими отраслями экономики. Его воздействие многообразно и проявляется прежде всего в загрязнении атмосферного воздуха, почв, поверхностных вод, воздействии шума, вибраций на здоровье населения, в отчуждении значительных площадей под строительство объектов транспортной инфраструктуры.

Здесь важной задачей государства в области автомобильного транспорта является обновление парка. Стимулом к этому является ужесточение международных экологических требований к выбросам транспортных средств. Повышение требований к техническому состоянию автомобильного парка (Евро-3, Евро-4) вынуждает собственников предприятий транспорта проводить модернизацию основных фондов, что непосредственно влияет на инноватизацию российской экономики.

Подводя итог, можно сказать, что на сегодня транспортная политика в Российской Федерации остро нуждается в глубокой и всесторонней модернизации. В условиях коренного реформирования экономики России нужна продуманная государственная транспортная политика, учитывающая особенности транспорта как обеспечивающего сегмента российской экономики и его роль в экономических и социальных процессах.

транспорт социальный экономический российский


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В современной мировой экономике транспортная система выступает в качестве важного инструмента и источника интеграционных процессов:

транспорт участвует в процессе развития структурировании рыночной экономики;

транспортная инфраструктура формирует экономическое пространство;

в значительной мере транспортная система способствует развитию мировой торговли;

способствует глобализации инновационного производства, а также ускорению и развитию НТП;

стимулирует участие фирм в мировом рынке благодаря расширению возможностей доступа к основным рынкам товаров и услуг;

стимулирует рост занятости населения, создавая все новые рабочие места (к примеру, в одной лишь авиационной индустрии обеспечивается создание более 30 млн. рабочих мест);

развитие транспорта повышает конкурентоспособность фирм и продуктов на рынках товаров и услуг в различных уголках планеты;

стимулирует внедрение инновационных технологий;

способствует расширению инвестиций в различные регионы и страны, а также диверсификации экономик стран и всего мирового хозяйства в целом.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.Аксенов И.Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы. - М.: ТЕИС, 2012. - 216 с.

.Транспортная логистика: Учебник для транспортных вузов. / Под общей редакцией Л.Б. Миротина. - М.: Изд-во «Экзамен», 2012. - 512 с.

Мировая транспортная система - глобальная совокупность национальных транспортных систем, связанных между собой общими грузо- и пассажиропотоками. Эта система обладает мощной материально-технической базой, которая развивается и совершенствуется за счет масштабных инвестиций, обеспечивающих устойчивые темпы роста перевозок и повышение качества транспортных услуг.

Примерно 75% общей протяженности мировых транспортных коммуникаций (без учета морских линий) приходиться на автомобильные дороги; 16% на линии гражданской авиации; 4% на трубопроводы, 3% на железные дороги; 2% - на судоходные реки и каналы.

Страны и континенты имеют разную степень оснащения транспортными коммуникациями. Наиболее густая сеть в Западной Европе и Северной Америке. Хуже оснащены транспортными коммуникациями страны Азии и Африка.

В целом мировой объем перевозок грузов и пассажиров постоянно увеличивается. Заметно изменилось распределение перевозок между видами транспорта. Например, доля трубопроводного транспорта в общемировом грузообороте увеличилась в 2 раза (11%). В освоении мирового пассажирооборота воздушный транспорт приближается к уровню железнодорожного (составляет соответственно 9 и 11%).

Морской транспорт в мировой транспортной системе играет ведущую роль (80% всего грузооборота мировой торговли).

Речной транспорт - ежегодно перевозится более 1,5 млрд. т груза, но в связи с конкуренцией с автомобильным транспортом наметилась тенденция к сокращению объемов перевозок.

Железнодорожный транспорт - общая протяженность железных дорог 42 основных стран мира составляет 915 тыс. км. (перевозится более 3,7 млрд. т. груза). В мировом масштабе увеличение объемов железнодорожных перевозок не ожидается из-за конкуренции с автомобильным транспортом. Отмечено сокращение протяженности железных дорог на 100 тыс. км. в общемировом значении. При этом протяженность электрифицированных линий возросла в три раза.

Автомобильный транспорт - мировой парк автомобилей постоянно растет и динамично развивается объем перевозок. По мнению экспертов, расчетная цифра 160млн. единиц к 2010 году будет ежегодно увеличиваться на 4-4,5%. Примерно 75% общей численности грузового автомобильного парка приходиться на страны Западной Европы и Северной Америки.

Воздушный транспорт - бурное развитие за последние 10 лет: выросла протяженность трасс почти вдвое и объем перевозок по ним пассажиров и грузов в 2 раза.

Почти 90% грузооборота мирового воздушного транспорта приходится на промышленно-развитые страны.

Трубопроводный транспорт - общая мировая протяженность достигла 450 тыс. км. Самыми крупными странами-владельцами нефтепроводов являются США и Россия.