Закон и право

Яндекс приметы о покупке коровы. Народные приметы и суеверия «Скот

Чтобы понять любую религию, необходимо рассмотреть условия ее возникновения и формирования.

Зороастризм интересен тем, что является мало того, что древней религией, но и религией, оказавшей влияние на наиболее распространенные религии мира.

Возникший в Юго-западном Иране и на западном побережье Индии, основанный на поклонении силам природы, зороастризм появился намного раньше, чем он известен по историческим источникам, а потому по древности этой религии можно судить только анализируя его обряды, способы богослужений и т.п. Но именно это и делает его загадочным, оставляет много неразрешенных вопросов в этой религии, и, несмотря на то, что она до сих пор существует, сегодняшний зороастризм отличается от религии древних индоиранских племен. Одно то, что текст произносимых молитв большинству верующих непонятен, а обрядовая сторона отработана до мелочей, может говорить о его глубоких корнях и сильной преемственности от поколения поколению.

Можно только удивляться как верования, установленные одним человеком, прошли сквозь века и сохранились в своей сущности фактически нетронутыми. Возможно, чистота религии сохранилась благодаря заимствованию ее черт другими религиозными течениями.

Однако при написании данной работы большую роль сыграло пользование только русскими изданиями по зороастризму. Гораздо больше работ написано на других, в основном европейских, языках. А потому материал взят настолько, насколько было возможно почерпнуть из русских изданий и переводов.

Некоторые исследователи настаивают на том, что надо разделять данную религию на разные по периодам: до Зороастра якобы была религия маздоизм, во время Зороастра и немного после него существовал именно зороастризм, а, дожив до наших дней, существует парсизм. В любом случае, мы не будем вдаваться в столь незначительные для нас подробности, поскольку религия была фактически одних народов, только в разное время. Для нас их изменения являются несущественными. Однако причину такого разделения я поясню в разделе "Авеста ", где расскажу об образовании главного священного документа и его толкованиях.

Иные исследователи говорят о Заратуштре исключительно как о пророке, забывая его религиозное предназначение как реформатора. В данной работе я не буду утверждать или опровергать это мнение, поскольку цель работы осветить насколько это возможно личность самого Заратуштра и его учения. Также постараюсь обойтись без сравнений и предположений, только вскользь упоминая некоторые возможные версии.

Основной целью данной работы я ставлю знакомство и исследования зороастризма как религии, ставшей основой для других религий мира. По мере изучения материалов, меня поразило постоянство религии, то есть ее актуальность вне зависимости от времени. В этой работе я и решила разобраться, каким же образом эта религия влияет на людей? Что особенного есть в ее мировоззрении, основах, обрядах, что заставляет людей верить в нее. Можно было бы рассказать о парсах, последователях этой религии, но разве возможно понять религию, не зная ее истоков? Ведь все христиане, изучая библию, учат, прежде всего, жизнь Христа, а уж потом его учения.

В разделе "Авеста " я подошла с научного взгляда на эту религию, чтобы разобраться в источниках, их авторстве и правдивости написанного. Ибо как историк-исследователь данного вопроса я не могла бы в своей работе опираться на дословное авестийское представление, например, о возникновении мира.

Зороастр

Происхождение великого пророка Заратустры до сих пор неизвестно. Так же неизвестно время его рождения и место. Мифами и легендами обросла его жизнь и деятельность. Говоря о Зароастре необходимо уточнить, что часто встречаются и другие формы его имени, как например Заратустра, Заратуштра, Зороастер. Такие расхождения в трактовке имени связаны с разным написанием у разных народов. Вавилонские, греческие и иранские источники по разному пишут это имя.

Но интересно само происхождение имени: "имя Заратуштра представляет обычное иранское имя, вторая часть которого - уштра - означает "верблюд" (тадж. шутур), относительно же первой существуют различные мнения ("жёлтый", "старый", "погоняющий"). Следовательно, Заратуштра примерно означает "обладающий старым верблюдом", т.е. простое крестьянское имя, которое вряд ли дали бы мифической обожествляемой личности". С другой стороны предположительно такие незвучные имена давали для защиты детей от злых духов. К тому же многие иранские имена того времени имели в своем корне название животных. Например, аспа - лошадь (имена Виштаспа, Порушаспа и другие). Можно предположить и другие толкования, как например, "астр" - звезда. В таком контексте все кординально меняется. "По версии Анкетиля Дюперрона, "желтый" переводится как "золотистый", а вторым корнем выделяют не "уштра", а "Тиштрия". Именно так арийцы именовали звезду Сириус. И лишь это имя считают достойным пророка - Золотой Сириус ".

Изначально Заратустра был известен по Гатам - гимнам, сочиненным им самим. Всего их семнадцать - вдохновленных изречений, посвященных и обращенных к богу. Благодаря древней поэтической форме расшифровка Гат остается до конца невыясненной. Неясности Гат более или менее выявлены в Авесте, написанной уже на пехлеви при Сисанидах.

Сам Зороастр выступает в Гатах проповедником новой веры, профессиональным жрецом, борющимся и страдающим человеком. В более поздних частях Авесты говорится о том, что он происходил из небогатого рода Спитамы, его отца звали Поурушаспа, а мать Дугдова. Зороастр был женат и имел двух дочерей. Он был небогат. В Гатах упоминается обещание некоего лица подарить ему одного верблюда и десять лошадей. По другой версии говорится, что род Спитамы был очень богатый.

Зороастр одновременно стал и священнослужителем, и пророком. От него взяли учения его последователи. У Зороастра была жена, а потому зороастрийским жрецам до сих пор позволяется жить семейной жизнью.

Время жизни Заратустра тоже определено очень расплывчато - концец VII- начало VI в. до н.э. О нем пишет, в частности, Пифагор, который утверждает, что неоднократно встречался и беседовал с самим Заратуштрой. Отсюда и полагают приблизительное время его рождения, что, в принципе, очень даже сомнительно. Например, Мэри Бойс отчетливо доказывает, что никак нельзя датировать его рождение именно этим периодом, а полагается всегда на разную дату в своих изданиях работ. В последнем издании дата рождения Заратустры колеблется между XV и XII веками до н.э.

Родина его не известна и является полем для спора многих ученых. Однако местом жительства упоминается некая область Арьяна Вэджа, неизвестная до сих пор. П. Глоба утверждает, что местом рождения Заратуштра является Россия, поскольку именно здесь в степи между Челябинской, Оренбургской областей, Башкирией и Казахстаном археологические раскопки нашли древний город, храм и обсерваторию Аркаим. Вот что утверждает по этому поводу сам П. Глоба: "Я считаю, что царство Виштаспы занимало пространство от Волги до Урала. Это Жигулевские холмы, Приволжская возвышенность. Большая территория, по площади сопоставимая с Францией. Столица была где-то в центре царства, на излучине рек в районе Самары, Жигулей. Климат тогда был другой, менее континентальный. После смерти царя Виштаспы и его детей туда опять пришли карапаны и выгнали зороастрийцев. Но это царство уже инициировано Заратуштрой, там осталось много его учеников".

Иранский же поэт Фирдоуси в своей эпической поэме "Шахнаме" описывает сюжет принятия князем Виштаспой Зарадуштра. Поэтому вопрос о родине Заратуштры нельзя считать закрытым и утвеждать что-то конкретное.

Родился Заратустра третьим из пяти детей в семье и в 15 лет приобрел сан священнослужителя. Уже тогда его считали мудрым человеком. В 20 лет он ушел из дома и 10 лет странствовал по своей родине, ища истину и интересуясь верой людей. Так продолжалось до тех пор, пока в возрасте тридцати лет он не встретился с самим Ахура Маздой и его приспешниками, и тогда ему пришло откровение. Он выдержал три страшных нечеловеческих испытания и тогда истина стала понятна ему. После этого пошел он в родное село и стал там проповедовать зороастризм . Местные жрецы были удивлены и разгневаны и собрались уже его казнить, как за него вступился местный князь Виштаспа и покровительствовал ему, освободив от казни. Однако учение Заратустры так и не было никем принято, кроме его собственного брата, который и стал его последователем. Даже князь, под давлением своих родственников отказался верить в то, во что внутренне уверовал. А это, по зороастрийским обычаям, один из самых тяжких грехов.

Но, в конце концов, князь Виштаспа был обращен в зороастризм и от него пошло распространение новой веры, сопровождаемое местными религиозными междоусобицами.

Так Заратуштра в 42 года стал царским советником. Виштаспа приказал записывать слова его на воловьих шкурах золотыми буквами и собрал целую сокровищницу из 12 000 шкур. По преданию, это была полная запись Авесты. Но, к сожалению, Александр Македонский уничтожил эту библиотеку вместе со стихами Заратустры, которых, тоже по преданию, было два миллиона.

Заратустра был дважды женат, один раз на вдове, другой - на девственнице. От первого брака у него родилось два ребенка и от второго четыре, из которых только один мальчик.

Жил Заратустра 77 лет и 40 дней. Он знал заранее, что умрет насильственной смертью, а потому последние 40 дней провел в непрерывной молитве. По преданию, его убил жрец древней религии, которую отверг Заратуштра. Однако такие данные очень условны и возвращают нас больше к мифологии, чем к реальным событиям.

Учитывая легендарность личности Заратуштра, стоит заметить, что данные его биографии поросли слухами и легендами. Описанную биографию Заратуштры здесь следует считать буквальным пониманием таковой из древних текстов некоторыми исследователями.

Помимо других исследователей одним из первых серьезных трудов в изучении зороастризма сделал Анкетиль Дюперрон. В 1755 он поехал в Индию и прожил среди парсов 13 лет. Там он собрал книги, составляющие Авесту и, вернувшись в Париж, исследовал и перевел ее на французский язык. Это был первый европейский перевод Авесты, вызывавший множество споров. Причем изначально предполагается, Авеста состояла из 22 книг, литургических, исторических, законодательных и медицинских. Однако за тысячелетия многие нелитургические книги были утеряны.

Первое, что утверждалось, это подлинность Авесты. Потом споры пошли вокруг языка "зенд", на котором она написана. Исследования Авесты были очень тщательными и к концу 18 века аутентичность Авесты больше не ставилась под сомнение.

Дальше изучение Авесты пошло в сторону ее толкования. За основу брали два метода толкования: "одного, основывающегося в своем толковании Авесты на традиции парсов, и другого, полагавшего в основу изучения Авесты сравнение с санскритом с мифологией Вед."

Так сложились два взгляда на толкование Авесты. Надо сказать, что оба оппозиционных лагеря выпускали свои переводы Авесты. Переводы иногда оказывались настолько разными, "что в них речь как будто шла о совершенно различных предметах".

В любом случае какой бы метод не брать, как указывает Маковельский А.О., необходимо учитывать то, что Авеста формировалась веками, а потому должна иметь разные наслоения, как и любая другая подобная книга. К тому же географически Авеста писалась в разных местах, а потому "равным образом на Авесте и зороастризме наряду с изменявшимися эпохами не могли не сказываться и местные особенности тех стран, где он был распространен. Мы полагаем, что надо различать восточный (среднеазиатский) и западный (мидийский) зороастризм".

Это важное заключение приводит нас не только к толкованию Авесты, но и к пониманию определенной разницы между отдельными, уже модифицированными в современном мире ветвями зороастризма. Не случайно исследователи различают разные формы зороастризма в зависимости от времени его существования. В частности, находят различия даже в обрядной форме. Так, например, Герцфельд заметил на золотых пластинках, найденных в Средней Азии различии в позе моления. Об этом можно судить, опираясь на дважды встречающуюся позу в Яснах:

"Душа Творения и я, с воздетыми руками и будучи исполнены почтения, восхваляем Ахура Мазду и просим Его отвратить беды от праведных и добрых людей и главы их, уберечь их от нападения нечестивых и врагов! "

"О Мазда Ахура, с гимнами, что исходят из самых глубин сердца моего, и с воздетыми руками молю я Тебя, о Мазда, и желаю приблизиться к Тебе, как преданный и скромный друг, благодаря истине и чистоте и чудотворной мудрости Воху Мана! "

Таким образом можно утверждать, что Авеста, дошедшая до нас сегодня, как и зороастризм в целом, уже не является тем вероучением, какое можно прочесть в ранних слоях Авесты. Хотя здесь необходимо учитывать уничтожение текстов Авесты еще Александром Македонским, ведь неизвестно насколько достоверно Авесту после этого размножили. Но и утверждать о ее недостоверности тоже нельзя, поскольку, как Библия у христиан, Авеста у современных зороастрийцев является главным источником религии. К тому же в Авесте содержаться подчас исторические сведения, обросшие легендами и мифами, о достоверности которых мы можем судить только после многократной проверки, которая не всегда возможна.

Тексты Авесты, Гат и Яшт (хвалебные песни богам), которые зачитывают наизусть жрецы при богослужении, являются тяжелыми для понимания и написаны на древнем пехлевийском языке. Но это придает некую мистичность и таинственность обрядам, делает их сакральными и возвеличенными. Подразумевается, что первые 17 Гат принадлежат написанию лично Заратуштры, остальные появились в эпоху правления Сисанидов. Зороастрийцы хорошо относятся к Сисанидам, поскольку в их правление их вера процветала. Менее доброжелательны они к Александру Македонскому, который сжег всю библиотеку Авесты.

Спор о правильном понимании написанного в Авесте и других религиозных источниках до сих пор остается нерешенным, точно можно говорить только об отдельных строках этих произведений, изменяющихся веками. Причем записаны они были гораздо позже, чем появились. Это говорит об их значимости в богослужении, о передачи текстов между жрецами устно. Так зороастризм дожил до того времени, когда был впервые записан.

Однако в данном вопросе и филологи не смогли помочь в точной датировке возникновения этой религии. А потому скорее всего можно говорить о вычленении зороастризма, как и других религий, из языческих верований, а следовательно, не имеющих определенного начала.

Основные идеи (догматы) религиии зороастризма

Религиозная реформа

По происхождению эта религия очень древней идеологии, а по форме - одна из немногих в истории человечества кодифицированных религий. Она не была мировой полиэтнической религией типа буддизма, христианства или ислама, но, тем не менее, рассматривается в одном ряду с ними по причинам типологического подобия, а также оказанного им на эти вероучения длительного и глубокого влияния.

Какую бы древнюю языческую религию мы не брали, до зороастризма это было природное идолопоклонение с целым пантеоном богов. Изначально зороастризм тоже представлял собой политеизм. По одной из версий, в раннем зороастризме поклонялись семи главным божествам, и само число семь имело божественное происхождение. В частности, поклонение шло семи божествам: "Ахура Мазда - Господь Мудрости, Воху-Мана "Добрая Мысль", Аша-Вахишта "Лучшая Правда", Хшатра-Варья "Избранная, Предпочтимая Власть", Спэнта-Армайти "Святой, благодетельный Мир", Харватат "Целостность, т.е. благополучие", Амэртат "Бессмертие"".

По другой версии эти семь божеств сделал сам единый и всемогущий бог Ахура Мазда . Первым он создал себе подобного: "Спента Майнью, вобравший в себя творческую мощь и благость Ахура Мазды" . А потому видно, что зороастризм как религия модифицировался именно из политеизма, именно из поклонения силам природы. Это все говорит о целостности сложившейся религии, о степени удовлетворения ею того общества, в которое она вносилась.

"Воистину есть два первичных духа, близнецы, славящиеся своей противоположностью. В мысли, в слове и в действии - они оба, добрый и злой... Когда эти два духа схватились впервые, то они создали бытие и небытие, и то, что ждет в конце концов тех, кто следует пути лжи (друг),-это самое худшее, а тех, кто следует пути добра (аша), ждет самое лучшее. И вот из этих двух духов один, следующий лжи, выбрал зло, а другой-дух святейший, облаченный в крепчайший камень (то есть небесная твердь), выбрал праведность, и пусть (это знают все), кто будет постоянно ублаготворять Ахура-Мазду праведными делами" .

Отсюда и видна суть реформы, заключавшейся по В.И.Абаеву, в отказе от первобытного обожествления стихий и переходе к слову, к вере в абстрактные и духовные силы. Доказательства этой реформы, к сожалению, практически невозможно подтвердить археологически. Единственное доказательство этому - письменные источники - Гаты.

С другой стороны из-за малочисленности подтверждений невозможно с уверенностью сказать, что это была именно реформа. Однако часть исследователей сводятся именно к такому предположению, мотивируя тем, что индоиранскому народу было тяжело перейти от природной к абстрактной религии. В пользу реформы выступали видимо и древнегреческие авторы, показывая Зороастра реформатором, к тому же в самих Гатах Зороастр обрушивается на древних священнослужителей:

"Зломыслящий учитель искажает священное писание и уводит человечество от его действительной жизненной цели при помощи ложного учения своего! Он уводит нас от нашего ценнейшего наследия истины, праведности и чистоты разума! С этим проявлением внутреннего духа моего обращаюсь я к Вам, о Владыка Мудрости и Аша, для защиты!…

…Они (ложные учителя) считают лживых великими вследствие их положения и мирского великолепия, о Владыка Мудрости! Они удерживают почтенных мужчин и женщин от достижения ими желаний своих и наслаждения дарами Бога! Они приводят в смятение умы праведных и правдивых и разрушают жизнь их!"

Здесь видна борьба Зороастра с древним жречеством. Вспоминая его социальное положение и династические корни, можно с уверенностью утверждать, что религиозная реформа ему была все-таки не чужда и наиболее вероятна. С другой стороны было бы удивительно и мало правдоподобно утверждать, что Зороастр не обладал определенной властью, чтобы обеспечить распространение своей религии.

Мировоззрение. Зороастризм как религия

Отличительной чертой зороастризма как религии в то время был дуализм. Постоянная борьба противоположностей как всеобщий мировой процесс. Интересно положение в этой религии человека.

В отличие, к примеру, от христианства, где человек является рабом божьим, зороастризм предполагает каждого человека в помощь Ахура-Мазде в борьбе со злыми духами. Своими добрыми делами человек помогает в постоянной борьбе добру. А своими злыми делами увеличивает на Земле силу зла. Каждый человек, исповедующий зороастризм должен стремится следовать истине - Аша - и стараться соблюдать добродетели, определяющиеся фразой "добрые помыслы, добрые речи, добрые дела". Аша в понимании Заратустра не только истина, но и закон для каждого человека. Об этом говорится в Авесте, в одном из Ясн четко сформулирован смысл человеческой жизни:

"Тот, что сражается с нечестивыми мыслью, словом, деяниями и руками своими разрушает дурной план их, ведя их к пути истины, тот, несомненно, исполняет Волю Владыки из любви к Мазде Ахуре!"

Важнейшей догмой зороастризма является фраза "добрые помыслы, добрые речи, добрые дела ". Пожалуй, в одной этой фразе заключен весь мотив этой религии. Ведь в борьбу вовлечено все живое, а потому каждый человек внесет свой вклад в исход битвы. Эта фраза явно или косвенно фигурирует в разных частях Авесты:

"Благодаря добрым деяниям и словам и глубокому размышлению, о Мазда, да достигнут люди вечной жизни, праведности, духовной силы и совершенства - все это посвящу я Тебе, о Ахура, как дар! "

"Слушай слова тех, о Ахура, что с добрым деянием, истинным словом и чистой мыслью желают присоединиться к Тебе!… "

А также мысль об этих первоосновах человекой души видна в литературных произведениях. Например, в "Суждениях Духа разума" так встречает девушка грешника:

"Я не девица, а твои дела, о страшилище со злыми мыслями, злыми речами, злыми делами и злой верой!"

Даже при раскаянии присутствуют эти три компонента. Для того, чтобы осуществить покаяние, необходимо использовать все три способа и покаятся в мыслях, словах и делах. Таким образом человек облегчает бремя своего разума и прекращает свой грех.

Таким образом определяются стремления каждого верующего, все сводится к тому, что придет заветный час, когда Добро восторжествует и окончательно победит зло. Этим выводом сейчас руководствуются современные религии, но, надо заметить, что в зороастризме это проявилось раньше всего, еще до того времени, как индоиранцы разделились на иранцев и индоарийцев, и уж тем более раньше, чем появилось христианство, взявшее этот лозунг о спасении человечества себе в главную идею. В основе его мы видим какое влияние оказал зороастризм на современные религиозные учения.

Отсюда цель, что "человечество имеет с благими божествами общее предназначение - постепенно победить зло и восстановить мир в его первоначальном, совершенном виде" . Поэтому можно сказать, что характерной чертой, отличием от остальных религий, "едва ли не основной идеей этической доктрины зороастризма был тезис о том, что истина и добро, равно как страдание и зло, зависят от самих людей, которые могут и должны быть активными творцами собственной судьбы".

Человек должен совершать в течении своей жизни добродетели, которые в зороастризме делятся на активный, пассивные, личные и всеобщие. Особо превозносится активная добродетель, во время которой человек влияет на других людей, обращая их на путь активного сопротивления злу. Если же он просто честен, справедлив и правдив, оставаясь удовлетворенным в своей добродетельной жизни, то он следует пассивной добродетели.

К личной добродетели относятся действия, делающие человека счастливым. К ним можно причислить бережливость, супружество, простоту, удовлетворенность. Если же человек приносит пользу большому числу людей, то это всеобщие добродетели. Это отвага, храбрость, борьба за правое дело, за справедливость.

Удивителен тот факт, что, к примеру, христианство, перенимая черты зороастрийской религии, не взяло за основу этот простой догмат предназначения человечества. Ответ может крыться в услужении религии вообще светским и политическим целям как средство влияния на массы людей путем нравственного закабаления. Учитывая то, что зороастризм, насколько мне известно, распространялся без принуждения, можно предположить, что у этой религии не было экономических или политических побуждений. А нравственная чистота религии привлекает на свою сторону больше верующих, особенно из привилегированных сословий.

"Счастье тому, кто дарует счастье другим" - говорится в Авесте. А в "Суждении Духа разума" добавляется: "Того, кто приобрел богатство праведным трудом, следует считать счастливым, а того, кто приобрел его через грех, - несчастным" . Действовать в согласии с волей Ахура Мазды, не злоупотреблять щедротами природы и жить в гармонии с ней. Считать этот мир полем битвы между добром и злом, а себя причислять к воинам этой войны. Вот правые нравоучения для любого зороастрийца, помимо которых он должен восставать против любой несправедливости и наставлять нечестивых на путь истинный.

У каждого человека есть врожденная и приобретенная мудрость. Первая дается от рождения, а вторая развивается на основе первой, если человек заботиться об этом, приобретая необходимые знания и обучаясь. Весь внутренний мир человека состоит из жизни, совести, ума, души и духа - хранителя. Душа человека, или Урван, потенциально божественна и человек может осветить ее, чтобы приблизится к Ахура Мазде. У нее есть три способности: рассуждение, которое способствует постижению, сознание, которое защищает и мудрость, которая позволяет принять решение.

Идея спасения человечества как таковая в христианстве или других религиях, отсутствует в самом зороастризме, но смысл о всеобщем судном дне имеет место быть. Поскольку в зороастризме мир разделен на три эры: "Творения", "Смешение" и "Разделение", в нем говорится о трех спасителях, которые придут, благодаря тому, что некие девицы в разное время искупаются в одном озере, в которое уронил свое семя сам Зороастр, и зачнут от него спасителей. Последний третий спаситель будет призван спасти мир окончательно, тогда будет судный день и мертвые восстанут из своих могил и будут судимы еще раз. Таким образом, если будут осуждены на смерть, то переживут ее вторично и исчезнут. А добро - аша - восторжествует. И тогда наступит царство добра. С другой стороны, такой исследователь, как Мэри Бойс утверждает, что учение о трех эрах "делает историю в определенном смысле циклической, так как материальный мир восстанавливается во время третьей эры в том же совершенстве, которым он обладал во время первой".

Главное, что Зороастризм, в отличие от других религий, возвеличивает роль человека в мире, делает его не рабом божьим, а сподвижником Ахура-Мазды, его помощником. Каждый человек отвечает не только за себя, но и живет для того, чтобы помогать Ахура-Мазде справляться со злыми духами - дэвами. И если первоначально зороастризм предполагал помощь скотоводам и земледельцам, то с изменением эпохи ценности меняются, но идеалы остаются.

Очень интересное мировоззрение в зороастризме на смерть человека. По определению, смертью является разделение сознания и физического тела. После этого три дня душа остается на земле. Причем у праведника она охраняема ангелом Сроша, а у нечестивого она мается без покровительства. А на утро четвертого дня Сроша, если человек благочестив, или дэв Визарш у неблагочестивого, ведет душу его через мост Чинват - мост выбора к лучшему существованию. Этот мост для праведного будет широким, а для нерпаведного очень узким. На конце моста встретят две собаки, которые радостно залают благочестивому, подбадривая его путь и промолчат идущему в ад. В конце моста душа встречается с собственным поведением - Даэна - в образе прекраснейшей девы с ароматнейшим дуновением ветра или, если человек нечестив, в образе дряхлой старухи или страшной девушки. Она является воплощением его поступков. В одном из самых значительных зороастрийских текстов "Суждения Духа разума" подробно рассказывается как отправляется душа человека на небо праведного и неправедного. При встрече красивой (или страшной для неблагочестивого) девушки перечисляются деяния, по которым осуждают поведение человека и сравнивают поступки. Приведу здесь деяния, подобающие праведному человеку:

"И когда ты видел, что кто-то притеснял, грабил, обижал и оскорблял хорошего человека и преступным образом захватывал его богатство, то ты удерживал его от притеснения и грабежа людей. И ты думал о хорошем человеке, давал ему приют и принимал его, и давал подаяние тому, кто пришел из близких мест или даже издалека. И ты обретал богатство честным путем. И когда ты видел, что надо вынести лживый приговор, дать взятку и принести ложные показания, то ты отстранился от этого и твоя речь была правдивой и искренней".

Но в общем, если говорить о таком литературном произведении, как "Суждения Духа разума", ссылающегося на "Авесту", то оттуда можно почерпнуть всё мировоззрение зороастризма. В нем перечислены все грехи от самого тяжелого - содомского - до тридцатого: о том, кто сожалеет о том хорошем, что он сделал для кого-нибудь. А также перечислены все благие дела для того, чтобы попасть в рай. Из тридцати трех благих деяний первое - благородство, а тридцать третье - об оказании гостеприимства больным, беспомощным и путешественникам.

Понятия рая и ада представлены в зороастризме словами Бехест и Дозах соответственно. Каждая из областей имеет четыре ступени. В Бехесте это "стоянка звезд", "стоянка луны", "стоянка солнца" и "бесконечный свет" иди "дом песен". Приблизительно такая же градация есть и у ада, доходящая до "бесконечной тьмы".

Но если человек совершал добрые и дурные дела поровну, то для него существует место Хамистаган, наподобие христианского чистилища, где нет ни горестей, ни радостей. Там он будет до судного дня.

Обрядность

В любой религии обрядность играет очень важную роль, а уж тем более в прародительнице религий - зороастризме. Сам Зороастр был первым жрецом .

Прежде чем приступить к служению, жрецы проходят строгую систему обучения и после нее сдают соответствующие экзамены на знание всех зороастрийских обрядов. Только после этого жрец допускается к обрядам.

Все обряды совершались с помощью огня. Огонь как священное, фактически никем не мог быть тронут, сжигались для этого очень ценные породы древесины, менять огонь мог только главных жрец - служитель. Отсюда, зороастрийцев, многие незнающие называют огнепоклонниками. Но я с этим не совсем согласна. Мэри Бойс, изучавшая зороастризм в Иране от священнослужителей, в своей работе совсем не делает акцент на том, что у зороастрийцев присутствует культ огня. К тому же почитание огня относится еще до появления зороастризма ко многим народам. А потому отнести этот культ как исконно зороастрийский тоже нельзя. Культ огня, конечно же, есть, но он почитаем также, как и другие стихии, только вместо воздуха они почитали ветер.

Раньше во многих обрядах присутствовал сок из растения хаома. Это растение они смешивали с молоком и напиток становится обладателем одурманивающих свойств.

Но главным было правильное исполнение обрядности. Само понятие того, что каждый человек нечистый и должен постоянно следить за своей внешней и внутренней чистотой, было обязательным для верующего, как и сейчас. Причем, жрецы, учившие этому, сами подвергались обрядам очищения больше и чаще других верующих, как бы служа образцом.

Поскольку вода считается священной, то после обряда посуду никогда не мыли водой, а сначала ее обтирали песком, обмывали коровьей мочой, в которой содержится раствор аммиака, и уж только после этого ополаскивали водой. Это черта характерна благодаря древности религии, лежит эта обрядность у ее истоков.

Одежда у верующих тоже особенная, ношение ее обязательно и служит отличительным признаком правоверного, прошедшего инициацию. При обряде инициации на мужчин надевают плетеный шнур в знак принятия в религиозную веру. "Этот старый индоиранский обычай Зороастр приспособил для того, чтобы дать своим последователям отличительный знак. Все зороастрийские мужчины и женщины носят шнур как пояс, трижды обернув им поясницу и завязав узлом спереди и сзади" . Этот пояс кусти из 72-х ниток. 72 не является сакральным числом в зороастризме, просто число ниток соответствует главам в Авесте. "Символическое значение этого пояса вырабатывалось в течение столетий, но, по-видимому, с самого начала три его витка означали трех частную этику зороастризма. Они должны были сосредоточивать мысли владельца на основах веры. Кусти повязывают поверх нижней белой рубашки - судра, - в ворот которой зашит маленький кошелек. Он должен напоминать верующему о том, что человек всю жизнь должен наполнять его благими мыслями, словами и делами для того, чтобы обрести себе сокровище на небесах".

Верующий должен был молиться пять раз в день. Обряд молитвы, насколько известно, остался мало тронутым до сегодняшнего дня. Во время произношения молитвы он стоит, развязав свой пояс и взяв его в руки, глаза его смотрят на огонь. Постоянное повторение молитвы необходимо для укрепление веры и способствует терпимости праведного. Этот обряд многим схож с мусульманством. Отсюда вывод, что зороастризм оказал влияние и на эту религию.

Ежегодных праздников в зороастризме было семь, и каждый длился по пять дней. Посвящены они были Амэша-Спента, что, в общем-то, не мешало их приурочить к праздникам скотоводов.

Наиболее почитаемыми в зороастризме являются огонь, земля и вода. Собака является священным животным, ее кормят первой, отдавая ей самые жирные куски. Она же бежит сзади похоронной процессии, чтобы за трупом не шел дух тлена, само прикосновение которого для человека пагубно. Причем собака должна быть белая, желтоухая и четырехглазая (с двумя пятнами на лбу). Вот что по этому поводу пишется в Видевдате:

"И если кто-либо, о Спитама-Заратуштра, убьёт Ванхапару, дикую остромордую собаку, которую злословящие люди называют именем Дужака, то повредит свою душу на девять поколений, для которых мост Чинвад станет непроходимым, если он при жизни не искупит [этого греха] перед Сраошей".

Грехом считается даже обидеть собаку, тем более ее убить. Собака не единственное священное животное у зороастрийцев. В следующем Видевдате видно, что к собакам относится любое животное, которое питается или, если по-зороастрийски, борется с животными, относящимися к созданиям Злого Духа:

"И сказал Ахура-Мазда: "Ванхапара-ёж - дикая остромордая собака, которую злословящие люди называют именем Дужака,- вот это создание Святого Духа из тех созданий, которые созданы Святым Духом, каждое утро [с полуночи] до того, как взойдёт Солнце, выходит убивать тысячами создания Злого Духа".

К злым созданиям относятся змеи, земноводные, насекомые, грызуны. Все животные, которые уничтожают их, считаются священными. К таковым относится, кроме собаки, ёж, дикообраз, лиса, ласка. А трехцветная кошка, считается, что приносит счастье. Так же зороастрийцы не едят говядину, поскольку корова тоже священное животное. Зато у них запрещено голодание, чтобы были силы совершать добрые дела и производить потомство. Даже про выдру можно найти в Видевдате:

"И сказал Ахура-Мазда: "До тех пор, пока не будет убит ударом убивший здесь выдру, пока посвященной* душе этой выдры не принесётся жертва, в течение трёх дней и трёх ночей не возожжётся огонь, не будет простёрт барсман, поднесена хаома".

П. Глоба утверждает, что у зороастрийцев имеются четыре поста. В один из них, пятидневный пост, можно только пить воду и соки. Данные об этих постах впервые опубликованы П.Глоба и, учитывая то, что нигде больше исследователями не упоминаются, считаю их сомнительными.

Другим важным аспектом обрядности исследователи считают погребения умерших. Дело в том, что дух смерти, как считается, начинает поражать умершего и вещи вокруг него, а также близко находящихся к трупу людей. А потому погребали покойников всегда обнаженными, считая, что одежда тоже подвержена духу тлена. Живое воплощение духа тлена - трупная муха, поражающая и одежду, ложе, жилище покойника. Отсюда считалось осквернением не только трогать труп, но уж тем более переносить его:

"Да не понесёт никто в одиночку мёртвого. А если понесёт один мёртвого, смешается с ним труп через нос, через глаза, через рот, <...> через детородный орган, через задний проход. До кончиков ногтей на него Друхш-йа-Насу* набрасывается. Не очиститься ему после этого во веки веков".

Некоторые исследователи считают, что этот обычай, считать мертвого человека за пораженного дэвом смерти и опасным для жизни вокруг стоящих, относится ко времени чумы или других опасных заболеваний. Я считаю это вполне возможным, учитывая возможность массовых эпидемий и то, что в Африке при жарком климате любые инфекции находят более благодатную почву для распространения.

Верующие настолько боготворили стихии, что не сжигали своих умерших, а оставляли в специальных возвышенных местах ("Башнях молчания"), дабы не осквернить землю, для того, чтобы трупы могли обгладать дикие звери и птицы. Причем труп привязывали, чтобы животные не могли растащить кости на землю или растения. Если человек умирал на земле, то ее нельзя было определенное время орошать и возделывать. Родные и близкие шли одетыми в белое не ближе, чем 30 шагов от похоронной процессии. Если тело необходимо нести далеко, то его могли положить на осла или корову, но жрецы все равно должны идти. Оплакивать умершего можно не более трех дней и только заочно. В эти три дня необходимо совершить все обрядовые церемонии с упоминанием имени умершего. Если умерший - народный благодетель, то на третий день "глава общины, провозглашает перед общиной имя умершего - народного благодетеля, которое должно почитаться и поминаться в публичных религиозных церемониях" . Зороастрийцы поминают всех умерших, принесших пользу маздаяснийской общине с давних времен. А вот хоронить тело необходимо только днем, ночью хоронить строго запрещено.

До сих пор археологи ищут "Башни молчания" в надежде, что, найдя самую древнюю, узнают точную родину зороастризма.

Современный зороастризм (парсизм)

Зороастризм , имеющий огромную и до сих пор не изученную историю, в 1976 году насчитыл приблизительно 129 тыс. верующих, разбросанных по всему миру. Больше всего зороастрийцев в Индии и Пакестане. В Индии они делятся на две большие секты - шаханшахи и кадми, формальное различие которых в смещении календарной эры на один месяц.

Да и религия называется уже не зороастризм, а парсизм. Здесь необходимо сказать, что зороастризм в своей первоначальной форме не мог дойти до нас нетронутым, а постоянно видоизменялся в соответствии со временем, обществом, законами. Зороастризм сам по себе довольно-таки строгая и принципиальная вера, но, благодаря тому, что для ее поддержания необходимо было "вербовать" новых верующих, а изначально она распространялась слабо, пошли на уступки обществу, преподнося ее как милостивую религию. Но с другой стороны, зороастризм гораздо терпимее, например, христианства. Ведь главное условие - следовать истине и выполнять обрядную сторону веры. Но несмотря на это, парсы сильно переживают свои изменения, вызванные религиозными реформами.

В обрядовом отношении зороастризм практически не изменился, несмотря на то, что во многом претерпел в разные эпохи. Сегодня, как и много лет назад, верующие молятся пять раз в день, соблюдают догматы учений еще Заратуштры. Осталась доктрина, основные мотивы до сих пор не тронуты, а пока сохраняется идея, религию можно считать нетронутой. До этого момента в данной работе я отмечала зороастризм как древнюю религию , не затрагивая и название парсизм . А теперь мне хотелось бы рассказать о тех изменениях, которые происходят уже в наше время, когда современные парсы подвержены европеизации. Исследователь Мэри Бойс в своей работе изучает и рассказывает о развитии зороастризма со времен его основания до наших дней. В своей работе я не смогу проследить путь становления этой религии, да и задача совсем другая, нежели у Мэри Бойс.

В 20 веке эта религия переживает такое явление, как фундаментализм. Парсы жалуются на неумолимое проникновение христианской религии и европеизацию парсизма в целом. Даже некоторые переводы Авесты носят явно европейский оттенок. Результатом этого явились международные конгрессы зороастрийцев в 1960 году в Иране и в Бомбее в 1964 и 1978 гг. Сегодня такие конгрессы собираются раз в несколько лет в различных странах. На них, в основном, обсуждается обрядовая сторона религии. Так, например, в Тегеране (Иран) реформисты приняли погребение, как современный способ захоронения трупов. Чтобы не осквернять землю, тела хоронятся в гробах в зацементированной яме. Отдельные реформисты уже выступают за кремацию, что сильно обижает традиционалистов. Но, как утверждает причину принятия такого решения Мэри Бойс: "тегеранские реформисты под нажимом шаха выразили готовность отменить древний обычай выставления трупов как не соответствующий современному образу жизни" . Это сократило количество "башен молчания". К таким же реформаторским нововведениям относится разрешение отказа ношения рубашки-судра и пояса-кусти.

С возникновением электричества стало все труднее содержать места семейных богослужений. Тем более, что зороастризм больше относится к общинной религии, в которой нет главенствующей роли церкви и ее иерархии. А в современном мире большинство парсов уже горожане и, подвергаясь социальному влиянию, им становится все труднее и труднее сохранять зороастрийское верование и обычаи.

Так же была утеряна сакральность в чтении молитв жрецами на древнем пехлевийском языке. "В 1888 году была полностью напечатана Ясна и Висперед с ритуальными указаниями, а также огромный том Вендидада большими буквами так, чтобы жрецы могли его легко читать при искусственном освещении во время ночных служб" . Таким образом, чтение молитвенных служб больше не было таинством, был рассекречен профессиональный прием жрецов, которые передавали молитвы из уст в уста.

А еще в 19 веке многие зороастрийцы перешли в другую веру - бехаизм. Эта иранская религия, возникшая против ислама, претерпевала преследования и гонения. Зороастрийцы "вынуждены были оплакивать своих родных и друзей, которые, принимая новую религию, обрекали себя на преследования еще более жестокие, чем те, что испытывали сами зороастрийцы в худшие времена угнетений" . "Впоследствии бехаизм стал претендовать на роль мировой религии, предлагая иранским зороастрийцам, так же как и теософия парсам, участие в более обширной общности, в которой они к тому же занимали бы почетное место" . Но больше всего зороастрийцев волнует наступающий в современном мире атеизм, который ударяет по религии сильнее, чем гонения на нее.

На сегодняшний день мусульманами была провозглашена веротерпимость к зороастрийцам. Однако, несмотря на это, парсы терпят много притеснений, в частности, в социальных свободах, избрании парсов на избираемые должности и другие.

Заключение

Сегодня зороастризм можно назвать вымирающей религией, несмотря на то, что последователи ее живут в разных странах и сообщаются между собой, пытаясь создать сильную группировку. Но нельзя не отметить, что сегодня все зависит не от массовости распространения религии, какая бы ни была мощная религиозная идея, она уже уходит в прошлое. Все меньше людей ждут конец света и восторжествования добра над злом, объясняя сущность бытия в биологическом или космическом контексте. Для сравнения, раньше церковь стояла на одном уровне с правителем и принимала непосредственное участие не только в церковных делах, думая не только о спасении души, но и о вполне мирских, часто внешнеполитических, экономических. Это положение церкви всегда оспаривалось, а сегодняшняя религия, имея даже огромное количество посредников, имеет продолжение лишь как обоснованная система нравственных учений для человека.

Однако некоторые утверждают, что зороастризм рано или поздно возродится: "по предсказанию Заратустры, его "учение вернется туда, откуда оно вышло " . А потому и ждут возвращения старой веры, причем обоснованно опираются при этом на Россию.

Зороастризм , как основа религий и собрание изменяющихся вероучений Иранского нагорья, интересен в своем историческом смысле, ибо любая религия определяет менталитет и воспитание, общепринятые нормы, общества. Поэтому зороастризм подлежит еще долгому изучению, основанному на совокупности археологических, филологических, исторических и этмологических данных…

К тому же сегодня зороастризм, как и много лет назад в своем общем, учит человека порядку, чистоте, честности выполнения взятых на себя обязательств, благодарности к родителям, помощи единоверцам. В этой религии нет строгих душевных канонов, она предполагает выбор человеком своего места в жизни. Религия не обязывает вести себя правильно, а только предостерегает. Фатализм присущ только в неизбежности смерти, но от поведения человека зависит то, куда его душа попадет после нее - в рай или в ад.

Использованная литература

  1. Авеста: Избранные гимны: Из Видевдата / Пер. с авест. И. М. Стеблин-Каменского. М., 1993.
  2. Бойс Мэри. Зороастрийцы. Верования и обычаи, 3-е издание, СПб, 1994
  3. Маковельский А. О. Авеста. Баку, 1960
  4. Е.А. Дорошенко Зороастрийцы в Иране, М., "Наука", 1982
  5. Дубровина Т.А., Ласкарева Е.Н., Заратустра, М., "Олимп", 1999
  6. МИТРА, зороастрийский журнал, № 7 (11), СПб, 2004
  7. Авеста. Видевдат. Фрагард тринадцатый / Вступление, пер. с авест. и комм. В. Ю. Крюковой // Восток. 1994
  8. Авеста в русских переводах (1861-1996) / Сост., общ. ред., примеч., справ. Разд. И.В. Рака. - СПб, 1997
  9. Л.С. Васильев, История религий Востока. Учебное пособие для вузов. - 4-е изд. - М., 1999
  10. Мейтарчиян М.Б. Погребальный обряд зороастрийцев. - М., Институт востоковедения РАН, 1999.
  11. Зороастрийские тексты. Суждения Духа разума (Дадестан-и меног-и храд). Сотворение основы (Бундахишн) и другие тексты. Издание подготовлено О.М. Чунаковой. - М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАH, 1997. (Памятники письменности Востока. CXIV).

Ссылки

Также интересующимся могу посоветовать сайт о зороастризме

Очень часто люди, переехавшие в село на постоянное место жительства, в первую очередь покупают себе корову. Но купить то купили, а что дальше с ней делать? Повезло, если Буренке лет 5 или 6, и она уже хорошо раздоена, а если куплена первотелка еще и от плохих хозяев. В большинстве случае все заканчивается продажей скотины.

В выборе коровы нужно быть очень внимательным, ведь покупается она для того, чтобы получать от нее молоко, телят, мясо.
Лучше всего покупать чистопородное животное, потому что такая корова дает больше молока, и качество у него намного выше. Как правило, у них и материнские качества развиты очень хорошо.

Если есть возможность купить чистопородную, то нужно выбирать из таких пород: молочная – холмогорская, черно-пестрая, степная красная, ярославская; мясомолочная - швицкая и симментальская.

Выбирая кормилицу, нужно в первую очередь обратить внимание на ее внешний вид. Здоровая - имеет ровную спину, твердую походку, гладкий, ровный и мягкий волосяной покров. Такую для своего хозяйства можно брать без сомнений.

Если же волосяной покров имеет тусклый вид, взъерошенный и твердый волосяной покров, то это говорит о недавно перенесенной болезни, либо животное болеет на данный момент времени.

Если говорить о высокоудойных коровах, то у них живот должен быть объемным, вымя большим, костяк крепким. Также она должна иметь хорошо развитые желудочно-кишечный тракт и легкие.

Основным показателем для молочной коровы является вымя. Те, кто только начинает заниматься животноводством, заблуждаются, считая, что большое вымя говорит о каком-то заболевании. Большие размеры вымени говорят о высокой продуктивности. Нижняя часть вымени у коровы с высокими молочными показателями должна находиться на уровне скакательного сустава.

Соответственно при выборе Буренки в период пастбища стоит обратить внимание на ее упитанность: если она хорошо упитана, то это говорит о низкой продуктивности. Это утверждение уместно, если в данный период времени она не находится в запуске.

Если вы приобрели первотелку, то удои у такой коровы небольшие, да и внешне она не похожа на взрослую корову. Опытные животноводы заметили, что первотелка дает 70 процентов того объема молока, которое она будет давать в следующие годы. Прибавляться молоко будет с каждым отелом, пока не выйдет на хороший уровень, который наступает, когда корове 5 лет.
Взрослые коровы при покупке стоят дороже, чем первотелки, а какую приобретать вы решаете сами.

Случать животное нужно так, чтобы отел пришелся на конец зимы или начало весны. Ближе к отелу удои у коровы падают, за 40-60 дней корову запускают, то есть перестают доить, чтобы дать ей отдохнуть самой и подкормить будущего теленка.

В среднем в год корова дает молоко 300 дней. В случку корову рекомендуется пускать через 18 - 26 дней после отела, потому что где-то в это время начинается охота у коровы, а длится она примерно 12 – 36 часов (у каждой коровы по-разному) и не заметить ее невозможно, это хорошо видно по внешним признакам у коровы.

Жирность молока очень хорошо увеличивается после скармливания корове жмыхов, клевера, зерна. Зимой кроме сена, нужно давать силос, кормовую свеклу, картофель, пшеничные отруби. Обязательно в яслях должен лежать соль-лизунец.

Поить летом нужно прохладной водой, а зимой наоборот – теплой.
Помещение должно быть без сквозняков, чистое, сухое и хорошо освещаться. Пол лучше делать деревянным, зимой корове на нем будет теплее.

Корова — верный друг и помощник человека с давних времен, кормилица и поилица. В Индии это животное считается священным. По сей день в деревнях сохранились приметы и поверья, связанные с коровой, а ученые отметили ее способность с точностью предсказывать погоду на завтрашний день. Что значит примета: коровы теснятся в стаде? Рассмотрим эту и другие приметы о коровах.

Люди подметили, что животные могут вести себя по-разному в зависимости от приближающихся событий. В горной местности паническое бегство животных предупреждает о землетрясении, на равнинах животные могут предсказывать погоду своим поведением. Все знают, что кошки умеют «намывать» гостей, а свернувшийся пушистый калачик предвещает ненастье и холода.

Предсказание погоды

  • перед бурей стадо коров начинает реветь, поднимать хвосты и волноваться;
  • перед ливнем молоко в подойнике всегда пенится, а удой падает;
  • если корова бьет хвостом о забор, значит, будет ясная теплая погода;
  • если коровы лежат на земле, значит, тепло уже близко;
  • перед первыми заморозками стадо само направляется стойло без понукания пастуха;
  • если коровы жадно поедают траву, значит, быть дождю;
  • если впереди стада идет черная корова — к ненастью, если белая — к ясной погоде, пеструшка — к дождю;
  • если буренка во время дойки чешет рога, быть грозе.

Предсказание несчастья

  • Если корова ночь напролет мычит в хлеву, семью ждет беда.
  • Если буренка трижды промычит прямо в лицо человеку, ему осталось жить считанные дни.
  • Если черная корова заглянет в окно к больному человеку, тот уже не встанет.
  • Если коровы с луга зайдут во двор не через ворота, а сломают изгородь — жди беды.
  • Если корова отелилась разношерстной двойней — жди пожара.
  • Если корова забрасывает на себя траву во время еды, быть неурожаю на сено.
  • Корова долго мычит на рассвете — к печальным известиям.


Иные приметы о корове

  • Если буренка оближет лицо человека, он не заразится туберкулезом.
  • Петь в коровнике нельзя — не буде удоя.
  • Чужих в хлев не пускают — коровы перестанут доиться.
  • Если скотина потеряла рог, его необходимо найти и кинуть в колодец. Если этого не сделать, из дома уйдет благополучие.
  • Когда корова отелится, из дома ничего не отдают людям.
  • Если корова пропала, нужно потереться спиной о забор — она вернется домой.

Чтобы корова не потерялась и всегда возвращалась домой, весной проводят специальный обряд. На порог кладут пояс, чтобы животное через него перешагнуло, и говорят: «Как пояс на мне держится, так и (кличка животного) в доме держится».

Чтобы буренка всегда возвращалась домой, проводили и такой обряд. На порог клали палку в гвоздем, чтобы животное через нее переступило. Впоследствии этой палкой всегда выгоняли буренку на пастбище.

В Шотландии проводили защитный обряд на коров в день летнего солнцестояния. Нужно было облить горло каждой коровы святой водой и прочитать Символ Веры.

  • Чтобы коровы домашние не болели, хозяйка должна отстоять службу в церкви с горохом, а потом положить его в хлеву.
  • Чтобы буренка давала больше молока, ее навещали во время выгула на лугу.
  • В августе 22 числа коров не пускали на пастбище. По поверьям, в этот день змеи могли выпить из коров всю кровь.

В старые времена крестьяне боялись ведьм, потому что те умели наводить на скот порчу. Если корова доится с кровью, значит, по соседству живет ведьма. Животное чистили святой водой и молитвами, по углам двора кидали осиновые ветки.

В феврале 19 числа отмечали преподобного Вукола. В этот день хозяева окуривали хлев чабрецом, чтобы коровы приносили большой удой. Дым чабреца защищал маленьких телят от болезней.

Чтобы молоко после отела было вкусным, хозяйки варили на нем кашу и читали специальные заговоры. Заговоры читали и на здоровье телят, богатый приплод и удой.

Белые коровы и мистика

О проделках нечистой силы знали в каждом крестьянском доме, поэтому люди соблюдали все приметы — это спасало от беды. Нехорошим днем считалось 30 июня, когда солнце застаивалось в зените. В этот день нечистая сила активировалась и могла навлечь на людей беды.

В этот день у ворот могла появиться белая корова необыкновенной красоты. Однако впускать животное во двор было опасно: под личиной коровы прятался нечистый. Если хозяева впускали корову в хлев, нечистый портил молоко и скотину.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

В вечер накануне Рождества быки становятся на колени в стойлах, проявляя свое благочестие. (Корнуолл).

В день Праздника Костров скот следует прогнать сквозь дым костра из рябины и ясеня, чтобы принести стаду удачу. (Шотландия).
Ирландские фермеры, продававшие свой скот, всегда старались избежать роковой встречи с женщиной. Для этого у них существовал обычай посылать вперед батрака, который проходил по дороге десяток ярдов и возвращался обратно, становясь таким образом, первым человеком, которого встречал фермер, выгонявший стадо из ворот на дорогу.Другой ирландский обычай - защищать скот от ведьм с помощью первоцвета на пороге хлева, раскаленного железа в печи и рябины на дверях.В окрестностях Пендла (Ланкашир) существовал метод (бытующий только в этом районе), якобы позволявший "остановить распространение" гидроцефалии - болезни не заразной, а врожденной. Мертвое животное следовало обезглавить и отвезти голову для захоронения в ближайшую точку соседнего графства.Для этой цели обычно избиралась пустынная равнина Степэрден, находящаяся на границе с Йоркширом и более известная как "долина черепов". Источник этого странного поверья можно найти в Библии (Левит XVI, 22), где предписывается переносить людские грехи на голову козла отпущения, изгоняемого в пустыню; очевидно, таким же образом все болезни стада должны были перейти на голову умершего животного. Но намерение перенести болезнь в соседнее графство едва ли согласуется с Писанием."Землеройкино дерево", упомянутое в другом ланкаширском поверье, растет неподалеку от Корнфорта (округ Уортон), на холме, где когда-то происходили суды древних саксов. Согласно местному поверью, это старое дерево приобрело огромную силу, благодяря тому, что в его дупло на протяжении многих лет бросали живых землероек; и теперь ветку, срезанную с него, достаточно просто приложить к спине больной коровы, чтобы излечить ее от болезни.Что же касается скота, врывающегося в сад, то эта примета подтверждается множеством "достоверных" примеров. Один из читателей написал в журнале "Notes and Queries", что в марте 1843 г. скот прогоняли рядом с его домом и три коровы вошли в его сад. Служанка очень опечалилась и сказала, что в течение ближайших шести месяцев в семье умрут три человека. Далее в письме сообщалось: "В апреле мы узнали, что убит наш дорогой J., а спустя две недели - о смерти А., а вчера (10 августа) я был на похоронах своего любимого тестя".На следующий день письмо было дополнено еще одним сообщением: "Упомянув об этой примете на похоронах г-жи.... я услышал в ответ, что, когда г-жа... была больна, в сад перед ее домом вошла корова, которую с трудом удалось прогнать оттуда".С другой стороны, мы знаем один сельский сад в Уилтшире, куда достаточно регулярно вторгаются коровы, и это до сих пор не привело ни к какой трагедии.Поверье о быках, преклоняющих колени на Рождество, известно не только в Корнуолле, но и во многих районах Девоншира. Величайшее достоинство подобных суеверий заключается в том, что их можно подтвердить (или опровергнуть) просто пронаблюдав за быками. Но до этого, как правило, не доходит.Однако Бранд сообщает, что несколько фермеров из Сент-Стефенсдауна (район Лонсестона, Корнуолл) все-таки наблюдали за своими волами, и, как утверждает один из них, в полночь на Рождество два самых старых вола действительно преклонили колени. (Следует, однако, заметить, что волы всегда преклоняют колени, когда хотят лечь).Здесь же стоит упомянуть о подобном наблюдении, проделанном в Вогезских горах другим фермером, верившим, что в ночь перед Рождеством скотина обретает дар речи. Он спрятался в уголке в хлеву и подслушал беседы своих волов. Однако услышанное едва ли обрадовало его. Один вол сказал другому: "Что мы будем делать завтра?" Тот ему ответил: "Повезем нашего хозяина на кладбище". "И действительно, - добавляет Cob, пересказавший эту историю в "Le Folk Lore des Hautes-Vosges", - фермер умер в ту же ночь и был похоронен на следующий день".О возможных источниках обычая приносить теленка в жертву и суеверия о коленопреклоненных волах сказано в других статьях "Энциклопедии". Что же касается обычая прогонять скот сквозь дым костров, чтобы спасти его от вреда и болезней, то здесь можно вспомнить, что древние римляне тоже очищали свои стада, прогоняя их между горящих стогов травы, или костров из веток сосны, лавра или мужских оливковых деревьев. Обычай майских (или, как их еще называли "новых") костров соблюдался по всей Европе на протяжении многих веков.Что же касается принесения в жертву теленка, чтобы уберечь стадо, то следует вспомнить о подобном обряде, существующем у центральноафриканских бахима. Это пастушеский народ; они едва ли имеют понятие об обычаях английских крестьян, и английские крестьяне вряд ли когда-нибудь слышали об обычаях бахима. Однако и у них существует аналогичный обряд, возникший из похожего суеверия. Когда на стадо нападает заразная болезнь, бахима надевают на шею теленку гирлянду из трав и фетишей, несколько раз обводят его вокруг крааля*, а затем жрец убивает теленка, чтобы изгнать заразу из стада. Гирлянду с шеи животного вешают на воротах крааля, чтобы болезнь не вернулась назад - так же, как рябину вешают на дверной косяк в Шотландии и Северной Англии, чтобы отогнать порчу.Обычай сожжения телят заживо дольше, чем везде, сохранялся на острове Мэн. Еще несколько лет назад на острове были живы люди, которые когда-то видели на полях дымящиеся остовы жертв.Одно место на острове называется "Cabbal yn Oural Losht", что значит "часовня огненной жертвы". Мур в своей книге о географических названиях острова Мэн говорит, что это название - память о реальном событии, случившемся в XIX в. Один фермер, у которого от ящура пало много скота, сжег теленка, пожертвовав его Богу, а затем на этом месте была построена часовня.Когда-то в Шотландии была распространена болезнь скота известная под названием "quarter". Она поражала только один сустав или одну конечность животного. Жители Энгуса (и очевидно, других мест) для излечения скота от этой болезни применяли странный обряд. Они отрезали кусок ляжки у животного, умершего от "quarter" и вешали его в каминной трубе на ферме, чтобы предохранить остальной скот от заболевания.Считалось, что, пока кусок ноги висит в трубе, он будет предохранять ферму от приближения болезни. Если семья переезжала с одной фермы на другую, этот талисман становился одной из наиболее бережно перевозимых и охраняемых вещей. И многие поколения верили, что этот кусок сушеного мяса защищает их скот от болезни.Иногда вместо куска мяса с ляжки использовалась передняя нога одного из животных; и некоторые из крестьян, практиковавших этот обряд, считали, что достаточно повесить ногу над входом в коровник.Другой вариант этого обряда предписывал сварить вырезанный кусок, вместо того чтобы подвешивать его в камине или над дверью коровника.В русской народной традиции со скотом связано множество самых разных примет. Ситуации, в которых применялось то или иное магическое средство, обряд или заговор, также отличаются чрезвычайным разнообразием. Но большинство поверий связано с продажей-покупкой скота и его лечением."Покупая новую скотину, в некоторых местах поступают так: на пороге хлева хозяин кладет свой пояс. Когда купленая скотина перешагнет через-порог и войдет в хлев, хозяин кланяется на все четыре угла хлева, говоря: "Батюшко-дворовушко! Полюби скотинушку" ."Если продается лошадь, то повод продаваемой лошади передается от продавца к покупателю "из полы в полу" [т.е. повод берется продавцом и покупателем не "голой" рукой, а через полу].При продаже лошади, лошадь непременно передается покупателю с "обротью", т. е. с мочальною веревкою. С веревкою передается покупателю и корова"."Кроме того, существует общая примета при покупке скота: незаметно для хозяина-продавца покупатель старается, уводя вновь приобретенную скотину со двора, подхватить небольшую часть навоза, веря, что вместе с навозом он уносит весь "вод" скота у хозяина-продавца" ."Когда купят корову или лошадь, то повод от узды или конец веревочки перекладывают из полы в полу и говорят пожелания "легкой руки". Покупатель снимает с головы шапку и проводит ею от головы и шеи, вдоль спины и брюха "новокупки". А когда ведут домой, то из-под ног по дороге поднимают щепочку или палочку и ею погоняют. Когда переведут корову во двор, погонялку эту забрасывают.- Как щепочке не бывать на старом месте, как палочке о том же не тужить и не тосковать, так бы и купленая животина не вспоминала старых хозяев и не сохла по ним.Затем "новокупку" прикармливают кусочком хлеба, а к домовому прямо обращаются и открыто, при свидетелях, кланяются во все четыре угла в хлевах и просят: поить, кормить, ласкать и холить и эту новую, как бывалых прежних" ."Когда свинья опоросится, то не должно на эту свинью смотреть дурным глазом, иначе свинья пережрет всех поросят". Данное суеверие является общераспространенным, причем применяется к любой скотине. Два года назад составитель данной энциклопедии была свидетелем следующего случая, произошедшего в одном сибирском селе. Только что родившиеся котята были обнаружены загрызенными. Скорее всего это злодеяние совершил соседский кот, но возобладало иное мнение - это сделала сама кошка-мать "с глазу".
Ветка "землеройкиного дерева", приложенная к спине коровы, излечит ее от бешенства. (Ланкашир).

Если ты гонишь скот на рынок и сначала встретишь женщину, а потом мужчину - твоя торговля будет неудачной. (Ирландия).

Если чужой скот заходит в твой сад, это предвещает смерть в доме. (Мидленд).

Зайцы, замеченные на поле среди скота в день Первого Мая, - это ведьмы, крадущие молоко. (Ирландия).

Коровий недоносок или выкидыш, закопанный на дороге, по которой часто проходит стадо, предохранит коров от колера. (Суффолк).

Скот ложится под кровлю - к ненастью, а на дворе - к ведру.

Смажь коровью спину дегтем от ушей до корня хвоста накануне Праздника Костров (Первого Мая), чтобы ведьмы не сосали ее молоко. (Шотландия).

Чтобы излечить копытницу у коров, в полночь выйди в сад, вырежь дерн у корней самой большой яблони и осторожно повесь его на самую высокую ветку дерева. Все это следует проделать молча и в одиночестве. Когда дерн осыпется с ветки, болезнь покинет твой скот. (Западный Райдинг, Йоркшир. Кроме того, некоторые говорят, что дерн следует брать там, где ступало больное животное).

Чтобы прекратить ящур в стаде, сожги одного теленка живьем.

Чтобы твои коровы хорошо доились, дай ветку омелы первой корове, которая отелится в новом году. (Йоркшир).

Выбрать хорошую корову очень непросто, тем не менее это очень важно.

Корову для себя лучше всего вырастить с теленка, но если вы еще никогда не держали коров, то проще купить уже взрослую. С теленком очень много хлопот, и для новичка в этом деле не просто будет вырастить корову из теленка.

Покупать корову лучше 2-3 отелом, так-как в этом возрасте корова еще молодая, но уже можно иметь представление о ее молочных качествах. Она приучена к доению и стоит спокойно, на первых порах, пока хозяйка еще не научилась доить быстро это важный момент. Представьте, что вы сами толком не знаете, как подойти к корове, а она еще и брыкается.

Перво-наперво надо решить, какую породу вы хотите иметь на своем подворье. Существует три типа продуктивности КРС – молочный, мясо-молочный и мясной.

В каждой области распространены «свои» породы коров, но самой популярной все же является черно-пестрая порода.

Вот вы определились с породой и дело дошло до покупки, на что надо обратить внимание, при выборе коровы:

Туловище коровы похоже на усеченный конус. Живот большой со значительно большей задней его частью. Голова легкая, сухая, морда слегка удлиненная.

Шея не толстая, широкая грудь. Костяк крепкий, сухой.

Живот большой, но не провисший, поясница широкая.

Посмотрите на глаза, они должны быть ясные, чистые, нос влажный, холодный.

Размер и форма рогов не имеет значения. А вот возраст, вернее количество отелов, по рогам определить сможет и новичок. Посмотрите внимательно и вы увидите на рогах кольца, каждое кольцо — отел, прибавьте к числу колец три года — вот вам и возраст коровы.

Вымя для молочной коровы,это самое важное, что надо осмотреть. Хорошая форма вымени это округлое или чашеобразное, с ровными в меру большими сосками. если задняя часть вымени провисает, то это так называемое «козье вымя», такая форма вымени не присуща молочной корове, такую корову не стоит покупать. Из-под живота к вымени просматриваются вены.

Правильная форма вымени

Шерсть коровы должна быть гладкая, желательно чистая. Есть коровы грязнули, с ними будет в дальнейшем много хлопот. К сожалению перед продажей хозяева моют коровушку и отличить грязнулю от чистюли крайне сложно.

Есть еще такие «народные» приметы: длина хвоста – не короче середины ноги. Размер между ребер — не менее трех пальцев.

Думаю, это не лишено смысла, так как длинный хвост лучше отмахнет от насекомых, а размер между ребер говорит о широкой грудной клетке.

Корова вам подходит? Отлично, подойдите к ней, коровы в основном обладают спокойным, флегматичным характером, но есть и исключения, норовистая корова новичку точно не подойдет, так как не умея с ней обращаться не только не получишь желаемую прибыль, но можно и испортить животное.

Спокойная корова обнюхает вас и отвернется или вообще не отреагирует на вас. Дайте ей угощение, кусочек хлеба, почешите между рогов.

Познакомились? Теперь будем ее доить. Сделать это необходимо для того, чтобы узнать не тугодойная ли она. Доить тугую корову трудно даже опытному хозяину и сущая мука для новичка. Если вы не умеете доить, то все равно попытайтесь выжать хоть пару струек, что бы посмотреть не станет ли корова лягаться, а потом посмотрите, как доит хозяин. Струи молока должны быть толщиной со стержень авторучки и тугие, если струи тонкие, как нитка и хозяин то и дело останавливается передохнуть, корова тугая — не покупайте. Количество молока за одну дойку зависит от многих факторов: это и промежуток времени с прошлой дойки, и стельность коровы и количество отелов.

Попробуйте молоко, иногда молоко бывает невкусным и нежирным.

Если вам все понравилось — поздравляю с покупкой!