Закон и право

Наблюдение за общественной жизнью 2 младшая группа. Прогулка во второй младшей группе

Лето в Италии

В начала июля я поехал в Италию в морской город Алассио для участия в Чемпионате Европы по спортивным бальным танцам. Мы полетели вчетвером, я с моим папой и моя партнерша по бальным танцам со своим папой. Перелет витали из нашего города занимает девять часов. Мы делали пересадку в столице нашей родины Москве. Меня поразил огромный аэропорт. Между рейсами было очень мало времени, по этому мы все боялись опоздать на самолет в Милан.

Но все прошло отлично, и мы улетели вовремя. В Милане тоже очень большой аэропорт, даже больше чем в Москве, но людей в нем намного меньше.

В Милане мы взяли на прокат легковую машину и отправились к Средиземному морю в Лигурийский залив. Ехали мы не долго, около двух часов, но природа Италии меня очень поразила. Она сильно отличается от нашей российской. В Италии вдоль дорог растут мандарины. Это мне понравилось. Можно набрать себе целый вагон мандаринов, но ни кто в Италии этого не делает, потому что мандарины растут у всех в садах и собирать мандарины вдоль дороги не надо.

Вечером мы приехали в морской город Алассио. Это очень красивый и древний город со своей историей и неповторимой красотой. Мы с нашими друзьями разместились в двух небольших номерах и сразу же пошли купаться на море. Море от нашего отеля было всего в двух шагах, по этому долго идти не пришлось.

Море было теплым и очень мне понравилось. Я впервые на море, но хотел бы вернутся сюда и на следующий год.

Утром мы позавтракали и пошли смотреть город. Везде мостовые. Все люди очень приветливые, и даже иногда пытаются с нами поздороваться по-русски. В отеле много русскоговорящих работников, и по этому мы говорили на русском. Иногда на английском и сосем редко на итальянском. Я брал с собой русско-итальянский разговорник и выучил много итальянских слов.

На следящее утро мы участвовали в турнире по бальным танцам и заняли четвертое место. Мы очень гордимся своими достижениями. Мы танцевали европейскую программу, в которую входит медленный вальс, венский вальс, быстрый фокстрот, медленный фокстрот и танго.

Я очень люблю танцевать и очень люблю море. На следующий год мы опять поедем в Италию и будем выступать. Надеюсь мы выиграем золотую медаль.

“Серый больничный забор, обращенный остриями кверху; флигель для сумасшедших, окруженный целым лесом репейника”; тюрьма, “обнесенная каменною стеной”, - вот русская действительность. Чехов показал безумие и беззаконие, царившие не только в старой России. Писателю удалось изобразить хаос, достигший апогея в годы советской власти, в период культа личности, когда весь цвет нации был брошен в лагеря, когда люди днем и ночью ходили под страхом смерти. Откроем же книгу и познакомимся с обитателями палаты № 6 и людьми, которые их окружают. Один из больных - Иван Дмитрич Громов. Он был человеком п

Роман «Милый друг» был написан Мопассаном в 1885 году. В нём французский писатель обратился сразу к нескольким классическим проблемам, тесно связанным с главной идеей произведения – попыткой показать человеческую натуру, развращённую материалистически настроенным обществом.Главный герой романа – бывший военный, Жорж Дюруа проходит сложный карьерный путь от рядового служащего Северной железной дороги до главного редактора самой влиятельной парижской газеты «Французкая жизнь», зятя миллионера Вальтера и будущего депутата. Начавший своё восхождение с простого желания иметь возможность есть каждый

В баснях Крылова отчетливо проявился мужицкий демократизм, симпатии автора к народу-труженику. Поэт выступает обличителем пороков, смело бичует царей и их прислужников, изрекает истину, не боясь кары. А. А. Бестужев, отмечавший подвижничество писателей-сатириков, подчеркнул народность и национальную самобытность творчества Крылова: «…Самобытный, неподражаемый Крылов обновлял повременно и ум, и язык русский во всей их народности. Только у него были они свежи собственным румянцем, удалы собственными силами: Мужички его - природные русские мужички…» Он же справедливо утверждал: «И. Крылов возвел

Основные действия произведения А.И.Куприна «Гамбринус» разворачиваются в пивной с одноименным названием. Пивная так была названа в честь короля Гамбринуса, некоего покровителя пивного дела. Само заведение находилось в подвальном помещении. Стены пивной всегда были влажные, пол был густо усыпан опилками, а вместо столов стояли пивные бочки. Направо от входа возвышалась эстрада. На ней каждый вечер уже много лет подряд играл «для удовольствия и развлечения гостей» музыкант Сашка. Он был евреем, внешность его была неким подобием облезлой обезьяны, но его все любили и уважали. У Сашки была маленьк

Les vacances à la mer

Moi, je m’appelle Marie et j’ai 12 ans. J’aime beaucoup les vacances d’été et je les passe souvent à la mer.

Chaque juillet, nous partons au bord de la mer: moi, ma mère, mon père et ma sœur Anne. J’adore le soleil brûlant, le ciel bleu clair, le bruit des vagues, le sable. Anne préfère aller au parc d’attractions. Il fait du toboggan aquatique. Moi et ma sœur, nous adorons faire des châteaux de sable. Mes parents sont fans des sports nautiques: le surf, la planche á voile, le ski nautique, la plongée sous-marine

La mer, certainement, c’est un lieu de rêve !

Меня зовут Мария и мне 12 лет. Я очень люблю летние каникулы и я их провожу часто на море. Каждый июль, мы едем на море: я, моя мама, мой папа и моя сестра Анна. Я обожаю жаркое солнце, светло-голубое небо, шум волн, песок. Анна предпочитает аттракционы. Она катается на водяных горках. Я и моя сестра, мы обожаем делать замки из песка. Мои родители - фанаты водных видов спорта: серфинг, парус, водные лыжи, подводное ныряние. Море, разумеется, это – место моей мечты!

Les vacances à la campagne

Je m’appelle Nicole et j’ai 14 ans. Ma famille et moi, nous aimons passer les vacances à la campagne. Mes grands-parents vivent dans un petit village situé non loin de la forêt. Pour nous, ce village représente l’endroit idéal pour profiter du bon air, de la beauté du paysage, de la tranquillité.J’adore les balades à dos d"ânes, les baignades dans la rivière. J’aime aller tôt le matin à la pêche avec mon grand-père. Ma petite sœur aide ma grand-mère à nourrir les lapins, à ramasser les œufs au poulailler, à cueillir les légumes au potager. Les vacances d’été sont vraiment géniales car chaque jour j’ai quelque chose de nouveau à faire !

Меня зовут Николь и мне 14 лет.

Моя семья и я, мы любим проводить каникулы за городом. Мои дедушки и бабушки живут в маленькой деревне, расположенной недалеко от леса. Для нас, эта деревня представляет идеальное место чтобы подышать свежим воздухом, наслаждаться красотой пейзажа, спокойствием.Я обожаю прогулки верхом на осле, купания на реке. Я люблю идти рано утром на рыбалку с моим дедушкой. Моя младшая сестра помогает моей бабушке кормить кроликов, собрать яйца в курятнике, овощи в огороде. Летние каникулы действительно гениальные, так как каждый день я должен делать что-то новое!

Les vacances à la montagne

Je m’appelle Michel et j’ai 14 ans. Nos vacances d’été, nous les passons en famille à la montagne: moi, mes parents, mon frère aîné et notre chien Max. J’aime la beauté des paysages, le silence des sommets, les randonnées. Mon père préfère les sports extrêmes: les escalades, le parapente, le rafting. Ma mère adore le camping et les promenades à travers les sentiers vallonnés. Mon frère est passionné des grottes et de la spéléologie. Pendant les vacances nous prenons le temps de nous reposer et d’apprécier ce fameux air pur de la montagne.

Меня зовут Мишель и мне 14 лет.

Наши летние каникулы, мы их проводим с семьей в горах: я, мои родители, мой старший брат и наша собака Макс. Я люблю красоту пейзажей, молчание горных вершин, прогулки. Мой отец предпочитает экстремальный спорт: скалолазание, прыжки на парашюте со склона, спуск по реке с порогами. Моя мама обожает кемпинг и прогулки по холмистым тропинкам. Мой брат увлечен гротами и спелеологией. Во время каникул мы наслаждаемся отдыхом и чистым воздухом гор.

В начала июля я поехал в Италию в морской город Алассио для участия в Чемпионате Европы по спортивным бальным танцам. Мы полетели вчетвером, я с моим папой и моя партнерша по бальным танцам со своим папой. Перелет витали из нашего города занимает девять часов. Мы делали пересадку в столице нашей родины Москве. Меня поразил огромный аэропорт. Между рейсами было очень мало времени, по этому мы все боялись опоздать на самолет в Милан.

Но все прошло отлично, и мы улетели вовремя. В Милане тоже очень большой аэропорт, даже больше чем в Москве, но людей в нем намного меньше.

В Милане мы взяли на прокат легковую машину и отправились к Средиземному морю в Лигурийский залив. Ехали мы не долго, около двух часов, но природа Италии меня очень поразила. Она сильно отличается от нашей российской. В Италии вдоль дорог растут мандарины. Это мне понравилось. Можно набрать себе целый вагон мандаринов, но ни кто в Италии этого не делает, потому что мандарины растут у всех в садах и собирать мандарины вдоль дороги не надо.

Вечером мы приехали в морской город Алассио. Это очень красивый и древний город со своей историей и неповторимой красотой. Мы с нашими друзьями разместились в двух небольших номерах и сразу же пошли купаться на море. Море от нашего отеля было всего в двух шагах, по этому долго идти не пришлось.

Море было теплым и очень мне понравилось. Я впервые на море, но хотел бы вернутся сюда и на следующий год.

Утром мы позавтракали и пошли смотреть город. Везде мостовые. Все люди очень приветливые, и даже иногда пытаются с нами поздороваться по-русски. В отеле много русскоговорящих работников, и по этому мы говорили на русском. Иногда на английском и сосем редко на итальянском. Я брал с собой русско-итальянский разговорник и выучил много итальянских слов.

На следящее утро мы участвовали в турнире по бальным танцам и заняли четвертое место. Мы очень гордимся своими достижениями. Мы танцевали европейскую программу, в которую входит медленный вальс, венский вальс, быстрый фокстрот, медленный фокстрот и танго.

Я очень люблю танцевать и очень люблю море. На следующий год мы опять поедем в Италию и будем выступать. Надеюсь мы выиграем золотую медаль.

    Обычно каждое лето, когда родители берут на работе отпуск, мы бываем у моря. Я всегда с нетерпением жду намеченную поездку, потому что к этому времени большинство моих подруг разъезжаются: кто в летний лагерь, кто в деревню к бабушке, а кто, опередив...

    Я очень хорошо провела лето. Всей семьей мы отдыхали на даче: гуляли, купались в бассейне и в лесном озере, катались на велосипедах, ходили в лес за ягодами и грибами, топили баньку. К нам часто приезжали наши друзья в гости. Там же я отметила свой девятый...

    Меня зовут Дима Прутков. Я живу в Старом Осколе в России. Я учусь в школе в 6 классе. Школа скучная и поэтому я люблю каникулы. Этим летом я ездил в Анапу в лагерь Успех. Этот лагерь был необычным и интересным. Во первых, у нас был американский преподаватель...

    Прошло короткое лето. Мы нашли прекрасный уголок природы. Туда мы ездили на своей лодке, которую вёл наш дедушка Юра. Проезжая по реке, мы любовались необыкновенной красотой нашей чукотской природы. По берегам мелькали раскидистые ветви ёлок, тонкие...

    Рассвет. Крымское, еще не палящее солнце только появляется из-за горизонта, и участок заливается светом. Летучие мыши уже спят, а улитки успели найти себе место под листьями цветов. Пока что все тихо. Но тишина недлительна, и на смену ей приходят лай...

Карточка №1

Тема: До свидания, лето, здравствуй детский сад!

Цель: вызывать у детей радость от возвращения в детский сад. Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка. Закреплять знания правил поведения в детском саду. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений детей.

В нашей группе малыши, до чего же хороши!

Это девочки наши: Настенька она всегда самая нарядная, а Полина- самая добрая девочка!

А Рита она без сомнений знает больше всех стихотворений!

Самая веселая у нас девочка Ириша, и она у нас настоящая актриса.

А Ксюша девочка из сказки. И у нее такие красивые глазки!

А вот и наши мальчишки- озорники и шалунишки!

Максим, Максик - зовем мы ласково его так. Он большой балагур и весельчак!

Кирилл - самый умный и бережливый!

А это Илья – раньше всех он встает, самый первый приходит, и всегда очень вежлив!

А Кирюша у нас самый добрый и справедливый!

Так живем и не тужим, все вместе крепко дружим!!!

Карточка № 2

«Экскурсия по группе»

Цель: закреплять правила поведения в группе, расширять кругозор ребенка на базе ближайшего окружения (группы).

Ход наблюдения:

Мы приходим в детский сад,

Там игрушки стоят.

Дожидаются ребят.

Там картинки на стене

И цветы на окне.

На игрушечном коне!

В этом доме все для нас -

Сказки, песня и рассказ,

Шумный пляс,

Тихий час, -

В этом доме все для нас!

Карточка № 3

«Экскурсия по территории детского сада»

Цели: обратить внимание на здание детского сада, найти окна своей группы, учить ориентировке в пространстве.

Ход наблюдения:

Садик- это второй дом,

Мы здесь дружно все живём

Праздники встречаем,

спим, поём, играем,

буквы изучаем,

очень скоро подрастём

и все в школу мы пойдём!

Карточка № 4

Целевая прогулка «Покажем Мишке, где живут муравьи»

Цель: Познакомить детей с наиболее часто встречающимися насекомыми, их образом жизни, условиями для жизни. Познакомить с муравьями.

Ход наблюдения

Рассмотреть муравейник. Из чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы – все это притащили маленькие труженики – муравьи. Маленькие дырочки – это ходы. Муравьи снуют, каждый что-то несет. Муравьи никого не обижают.

На вид, конечно, мелковаты,

Но все, что можно, тащат в дом.

Ребята наши – муравьята,

Карточка №5

Наблюдение за тем, как педагог ухаживает за комнатными растениями.

Цель: показать, что растения нуждаются в уходе. Педагог осматривает растения и ухаживает за ними: поливает, протирает листья, моет поддоны. При этом он удовлетворяет желание ребят участвовать в уходе за растением: дает им леечки, объясняет и показывает, как нужно правильно поливать (не поднимать высоко носик лейки, воду лить осторожно, на первых порах можно даже держать руку ребенка с лейкой).

Карточка №6

Наблюдение за работой дворника .

Цель: закреплять знания детей о профессии дворника, что входитв его обязанности, чем можно помочь дворнику, воспитывать доброжелотельное отношение к сотрудникам детского сада.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Скручена, связана,

На кол навязана

И по дому пляшет. (Метла.)

Наш дворник с метлой и лопатой,

В мороз, листопад и пургу.

Сгребала, дорожки песком посыпала, Детей приучала к труду.

Карточка №7

«Мы веселые ребята".

Цель: наблюдение за играми старших детей, воспитывать доброжелательные отношения к другим

Мы веселые ребята,

Любим, бегать и играть.

Ну, попробуй нас догнать!

Раз, два, три - лови!

Воспитатель ловит детей.

Карточка №8

«Наблюдение на прогулке за осенним деревом»

Ход наблюдения

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор, как в солнечных лучах

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

Карточка №9

«Наблюдение за березой»

Цель: Познакомить детей с сезонными изменениями, происходящими с живой природой. Закрепить знания о деревьях: березе.

Ход наблюдения

Рассмотреть, какие деревья растут поблизости, как они изменились с приходом лета. Обратить внимание на березу, она особенно мила нашему народу. Спросить, почему ее называют белоствольной.

Береза моя, березонька,

Береза моя белая,

Береза раскудрявая!

Стоишь ты, березонька,

Посередь долинушки,

На тебе, березонька,

Листья зеленые.

Карточка №10

«Наблюдение за погодой»

Цель: продолжать ежедневно отмечать состояние погоды, предлагать детям определять, какая она (пасмурная, дождливая, ветреная, солнечная). Развивать наблюдательность детей, воспитывать дружеские отношения со сверстниками.

Ход наблюдения

Дождь, дождь целый день

Барабанит стекла.

Вся земля, вся земля

От дождя промокла.

(Е. Трутнева)

Предложить детям посмотреть на ветви деревьев и определить, есть ли на улице ветер. Если есть, то какой (холодный, пронзительный):

Ветрено, ветрено,

Вся земля проветрена!

Ветер листья с веток

Разогнал по свету...

Карточка №11

«Играем в песочнице»

Цель: Формировать представление детей об окружающем мире. Ознакомить со свойствами песка. Воспитывать умение ладить со сверстниками во время игры (делиться игрушками, уступать, решать конфликты мирным путем).

Какая у нас красивая песочница!

Мы в песочнице играем,

Строим домик из песка,

Увлеклись, не замечаем,

Что носки полны песка.

Принесли воды в ведёрке,

Чтобы не сломался дом,

Красовался на пригорке,

Мы его водой польём.

Карточка №12

«Наблюдение за дождем»

Цель: Закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. Продолжать знакомить с таким явлением, как дождь.

Ход наблюдения

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька

Лужу разрезал – не разрезал.

(Русская народная потешка)

Карточка №13

«Наблюдение за осенним деревом»

Цель: уточнить представление детей об основных частях дерева (ствол, ветви, листья), упражнять в различении листьев по цвету, величине, форме. Закрепить знания о том, что осенью листья желтеют, опадают.

Ход наблюдения

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор, как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

Карточка №14

« Наблюдение за солнцем»

Цели: вырабатывать представление о том, что когда светит солнце на улице тепло; поддерживать радостное настроение.

Ход наблюдения

В солнечный день предложить детям посмотреть в окно.

Смотрит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

Выйдя на участок, обратить внимание детей на теплую погоду. (Сегодня светит солнышко - тепло.)

Карточка №15

«Рассматривание листьев на прогулке»

Цель: обратить внимание детей на листья (размер, форму, разноцветную окраску).

Ход наблюдения: Воспитатель берет в руки красивый лист, помахивая им над головой, начинает кружиться.

Вот на ветке лист кленовый.

Нынче он совсем как новый!

Весь румяный, золотой.

Ты куда, листок? Постой!

Карточка №16

Наблюдение за «Листопадом»

Цель: показать детям многообразие красок золотой осени; раскрыть новое понятие «листопад».

Ход прогулки

В теплый ясный осенний день воспитатель, выведя детей на прогулку, обращается к ним: «Посмотрите, дети, наступила осень. Всю землю по крыли листья, на клумбе много цветов. Желтые деревья, желтые листья - все желтое. Поэтому осень называют желтой, золотой. Пойдемте, тихо побродим по листьям (листья шуршат под ногами). Слышите, как они шуршат? Видите, то один листик летит к земле, то другой кружится-кружит ся и медленно ложится на землю. Подул ветер, и листья шурша полетели на землю. Это листопад.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят...

Листья легкие, поэтому они летят на землю медленно. Летят и кружатся в воздухе».

Карточка №17

«Наблюдение за приметами золотой осени»

Цель – уточнить представления детей о золотой осени, накапливать эмоционально чувственный опыт.

Осень на опушки краски разводила

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый

Утешает осень: «Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

Карточка №18

«Что нам осень подарила »

Цель: конкретизировать, закреплять знания детей о растительном мире; о том, где что растет.

Ход прогулки

В теплую ясную погоду воспитатель напоминает детям, что наступила ярко-желтая, золотая осень. Декламирует:

Здравствуй, осень!

Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, спросим:

Что в подарок принесла?

Карточка № 19

«Наблюдение за фруктовыми деревьями»

Цель: закреплять знания детей о фруктах (яблоках и грушах), расширять представления, что осенью собирают фрукты.

Ход наблюдения

Поскорей сорви ты с ветки

Грушу, что полезна всем.

Она лучше, чем конфетка,

И не кислая совсем.

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

Карточка №20

« Наблюдение за кошкой »

Цели: расширять представление о домашнем животном - кошке; воспитывать желание заботиться о животных.

Ход наблюдения

Беседа на тему «Кто из животных живет с человеком дома?».

Острые ушки, на лапках - подушки!

Усы, как щетинки, дугою спинка.

Днем спит, на солнышке лежит.

Ночью бродит, на охоту ходит.

Молоко пьет, песенки поет.

Тихо в комнату войдет,

Замурлычет, запоет.

Карточка №21

«Наблюдение за собакой»

Цели: расширять представление о домашнем животном - собаке, ее внешнем виде, поведении; воспитывать любовь к животным.

Ход наблюдения

Рассказать детям: рядом с домом стоит маленький домик - будка, в которой живет зверь. Этот зверь грозно рычит, громко лает, у него острые зубы, он грызет кости. Кто этот зверь?

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек,

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи!

Дети вместе с воспитателем рассматривают собаку.

Карточка №22

«Наблюдение за грозой»

Цель: Познакомить с таким явлением, как гроза. Учить определять приближение грозы.

Ход наблюдения

Пронаблюдать за грозой и ее приближением. Перед грозой небо закрывают тяжелые тучи, поднимается сильный порывистый ветер. Ветер сильно раскачивает деревья. Все вокруг постепенно темнеет. Птицы с криком летают, стараясь укрыться. Вспыхивает молния, гремит гром.

Громко стучит

Звонко кричит,

А что говорит никому не понять

И мудрецам не узнать. (Гром)

Карточка № 23

«Наблюдение за насекомыми»

Цель: Познакомить детей с наиболее часто встречающимися насекомыми, их образом жизни, условиями для жизни.

Рассмотреть, как ползают жуки, некоторые из них летают. Обратить внимание ни усы жуков – усачей. Рассмотреть, как жуки раскрывают крылья при полете, улетают искать себе пищу.

Жу! Жу! Жу!

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу,

Букву «ж» все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом(жук)

Карточка № 24

«Наблюдение за птицами»

Цели: продолжать наблюдение за птицами, их повадками; сравнить воробья и голубя.

Ход наблюдения

Начните наблюдение после того, как подкормите птиц.

Голуби, голуби -

Раз, два, три.

Прилетели голуби-сизари.

Сели и нахохлились у дверей.

Кто накормит крошками сизарей?

Воробей над кормом

Прыгает, кружится,

Перышки взъерошены,

Хвостик распушился.

Карточка № 25

«Наблюдение за свойствами воды»

Цель: Учить детей бережно обращаться с водой. Уточнить представления о свойствах воды: льется, имеет разную температуру.

Ход наблюдения

Обратить внимание на свойства воды: жидкая, льется, может иметь разную температуру (на солнышке нагревается, из крана бежит холодная). Вода прозрачная, в ней все видно. В жаркий день вода быстро нагревается в тазике.

На закате дремлет пруд.

По воде круги плывут –

Это маленькие рыбки

Карточка №26

Наблюдение за цветущими растениями цветников

Цель: Познакомить детей с некоторыми цветущими травянистыми растениями. Разобрать их строение, поговорить о пользе цветов. Учить бережно относиться к растениям.

Ход наблюдения: Рассмотреть растения, спросить, какого цветы цвета, формы, что у них есть, кроме цветов. Учить детей беречь цветы, не мять их, не рвать большие букеты.

Нарядные платьица,

Желтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одежке

Карточка № 27

«Наблюдение за дождем»

Цель: Закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. Продолжать знакомить с таким явлением, как дождь, вызвать желание любоваться городом после дождя (свежо, нет пыли, легко дышится)

Ход наблюдения

Пронаблюдать за осенним дождем. Обратить внимание, что капли дождя крупные и частые. Послушать, как капают капли по окнам, посмотреть, как стекает струйками вода. Какие на асфальте лужи?

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька

Лужу разрезал – не разрезал.

(Русская народная потешка)

Карточка № 28

«Наблюдение за ветром»

Цель: расширять представления детей о том, что ветер дует, качает деревья. Если ветер сильный, то деревья раскачиваются больше.

Ветер щёки толстые

Надул, надул, надул,

На деревья пёстрые

Подул, подул, подул!

Карточка № 29

«Наблюдение за небом и облаками»

Цель: разобрать понятие «облако», зависимость погоды от наличия облаков.

В облачный день спросить у детей, что они видят на небе. Заметить, что облака движутся, иногда плывут медленно, иногда быстро. Какие они? Если на небе есть облака, они закрывают собой солнце, тогда на улице не так жарко.

Белогривые лошадки,

Что вы мчитесь без оглядки?

Карточка № 30

«Наблюдение за своим телом»

Цель: Формирование представления детей о строении тела.

Уточнять и обобщать знания детей о строении тела человека, о различных его функциях. Закреплять навык общения детей друг с другом и со взрослыми. Активизировать словарь детей. Воспитывать бережное отношение к себе, своему организму, формировать культурно – гигиенические навыки.

Головушка – соловушка (гладят себя по голове).

Лобик – бобик.

Носик – курносик (с закрытыми глазами трогают кончик носа).

Щёчки – комочки (трут кулачками).

Глазки – краски (моргают).

Ушки – непослушки.

Ручки – хватучки.

Пальчики – мальчики.

Животик – обормотик.

Спинка - тростинка.

Ножки – топотожки.

Карточка №31

«Наблюдение за птицами во время кормления»

Цели: прививать желание заботиться о птицах; формировать знания о повадках птиц; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения

Перед прогулкой оставить корм для птиц на участке. Подвести детей к кормушке для птиц. Понаблюдать, какие птицы первыми прилетели к кормушке (быстрые, юркие, смелые).

Маленький мальчишка, в сером армячишке, По двору гуляет, крошки подбирает.

Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку.

1. Чем птицы собирают зерна? (Клювом, он у них острый; птицы клюют и перелетают на новое место.)

2. Как птицы кричат? Как прыгают?

Чик-чирик к зернышкам - прыг. Клюй - не робей! Кто же это? (Воробей.)

Карточка №32

«Наблюдение за проезжей частью дороги»

Цели: познакомить с проезжей частью дороги - шоссе; дать представление о правилах дорожного движения.

Ход наблюдения

Пройти к проезжей части дороги и понаблюдать за движением транспорта. Объяснить, что детский сад находится рядом с дорогой. Это - шоссе.

Как река, проспект широк, Здесь плывет машин поток.

Спросить, какие машины двигаются по шоссе? Пусть дети назовут знакомые автомобили. Обратить внимание на то, что по шоссе двигаются много легковых и грузовых машин, и никто не мешает друг другу. Это потому, что водители соблюдают правила дорожного движения.

Карточка №33

«Знакомство с пешеходной дорожкой - тротуаром»

Цели: закреплять знания о правилах поведения на улице; воспитывать внимание и навыки ориентировки в пространстве.

Ход наблюдения

Пригласить детей на прогулку вокруг детского сада. Объяснить им, что с этой минуты они становятся пешеходами и должны строго соблюдать правила дорожного движения: двигаться только по пешеходной дорожке (тротуару), не спешить, быть внимательными, креп ко держать друг друга за руку, не кричать, внимательно слушать воспитателя.

На улице будьте внимательны, дети!

Твердо запомните правила эти!

Правила эти помни всегда,

Чтобы с тобой не случилась беда.

Карточка №34

« Наблюдение за елью»

Цели: формировать представление об особенностях ели, по которым ее можно выделить среди других деревьев; воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения

На участке воспитатель предлагает детям найти дерево, послушав стихотворение.

Ее всегда в лесу найдешь

Пойдешь гулять и встретишь.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

Подвести детей к ели.

Карточка № 35

«Наблюдение за свежевыпавшем снегом»

Цели: формировать представление о зиме; вызывать эстетическое переживание от красоты зимней при роды, радость от прогулки.

Ход наблюдения

На заборах и крылечке

Все блестит и все бело.

Нет свободного местечка

Всюду снега намело.

Нарядилась и рябинка

В белый праздничный наряд,

Только грозди на вершинке

Ярче прежнего горят

1. Какое сейчас время года? (Зима.)

2. Почему? (Кругом лежит снег, холодно.)

3. Какого цвета снежинки? (Бесцветные.)

4. Во время снегопада стало теплее? (Если во время снегопада тем пература воздуха изменилась, значит и форма снежинок меняется.)

Карточка №36

«Наблюдение за морозными узорами»

Цель: рассмотреть на окне морозные узоры.

Ход наблюдения

Не дождавшись тепла среди зимнего дня,

Распустились цветы на окне у меня.

Подошел я к цветам, стала мокрой щека,

Оттого, что окна коснулся слегка.

Подошел я к цветам, но не пахли они.

Для чего ж они выросли в зимние дни?

Наблюдать за морозными узорами на стекле. На что они похожи? Пусть дети сравнят узоры на разных окнах. Одинаковые ли узоры рисует мороз? Какие узоры получились самыми красивыми? Что будет, если пальчиком дотронутся до окон с узорами?

Карточка №37

« Наблюдение за свойствами снега»

Цель: продолжать знакомство со свойствами снега (холодный, белый, хрустящий).

Ход прогулки. Предложить детям взять снег руками, сделать вывод, что он холодный, поэтому надо надевать рукавички. Рассказать, что в холодную погоду лепить из снега нельзя, так как он рассыпается. Предложить детям походить по снегу и спросить, что они слышат. Отметить, что снег хрустит под ногами.

Раз шажок, два шажок

Под ногой снежок.

Карточка №38

«Наблюдение за снегопадом »

Цель: формировать представление о состоянии воды.

Ход прогулки Дети выходят на прогулку и видят, что идет снег. «Снег! Снег идет!» - сообщают они воспитателю. «Правильно! - говорит воспитатель. - Идет снег. Много снега насыпало кругом. Посмотрите, снег уже лежит и на до рожке, и на скамейке, и на столике. А он все падает и падает. Это снего пад!» Дети повторяют: «Снегопад!»

Педагог продолжает: «Медленно кружатся в воздухе снежинки. Кру жатся и садятся, кто куда. А на нас садятся? Вот только что одна снежин ка села на Танину шубу, а другая на шапку Саши». Дети внимательно ос матривают себя: «А мне на валенки села! А мне на варежку!»

«Смотрите, как звездочка!» - говорит педагог и предлагает посмот реть на красивую снежинку, упавшую на рукав Олиной шубы. Педагог предлагает подставить руку навстречу падающему снегу, а когда упадет на варежку большая снежинка - подуть на нее. «Летит? Пусть летит даль ше! Снежинка легкая, пушистая, красивая!»

В январе, в январе

Много снега на дворе.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

Карточка №39

«Наблюдение за небом»

Цели: продолжать знакомство с различными природными явлениями; учить отличать погоду, связывая ее с состоянием неба (ясно, облачно, пасмурно, облака, тучи).

Ход наблюдения:

Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно. (Чис тое, голубое.)

Значит, погода ясная, солнечная. А если небо закрыто тучами? Тогда оно - хмурое, серое, не радостное. Какая погода? (Пасмурная.) А если подует ветер, что случится с тучами? (Ветер их разгонит, погода изменится, и мы увидим солнце.)

Дуют ветры,

Ветры буйные.

Ходят тучи, Тучи ясные.

Карточка №40

«Наблюдение за работой дворника »

Цели: воспитывать уважение к труду людей; желание помогать окружающим.

Ход прогулки

На прогулке обратить внимание детей на работу дворника: «Посмотрите, как старается, убирает снег, расчищает дорожки, чтобы вам было где играть». Уточнить, что дворник выполняет свою работу хорошо, ловко действует лопатой и метлой. Подойти к дворнику и предложить детям рассказать, какие постройки есть у них на участке. Дворник объясняет, что постройки нужно беречь, не ломать их, а участок всегда содержать в порядке. Подсказать детям, что благодарить за работу можно не только словами, но и делами. Предложить помочь. Дворник показывает, как надо действовать лопатами, хвалит ребят за дружную хорошую работу

Карточка №41

«Наблюдение за березой»

Цели: расширять представление о дереве; формировать знания об особенностях березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев; воспитать желание защищать и оберегать природу.

Ход наблюдения: Подвести детей к березе.

Улицей гуляет Дедушка Мороз,

Иней рассыпает по ветвям берез.

Полюбоваться вместе с детьми березой. Рассмотреть ее ствол. (Белый, с черными полосками - похож на сарафан.) Рассказать, что в зимнее время береза находится в состоянии покоя, отдыхает, так как очень холодно. Объяснить детям, что в морозные дни ветки деревьев и кустарников очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не гнуть, не стучать по стволу, не наезжать на них санками.

Карточка №42

«Наблюдение за синицей»

Цели: закреплять представление о названии птицы, характерных при знаках внешнего вида; воспитывать желание ухаживать за птицами.

Ход наблюдения. Обратить внимание детей на птицу с черной шапочкой на голове, белыми щечками, желтой грудкой - это синичка. Понаблюдать, как она будет клевать сало, крошки хлеба.

Напомнить детям, что птицам зимой трудно добыть корм, их надо подкармливать. Синички любят сало, семечки. Вспомнить о других прилетевших к кормушке птицах. Как их называют и чем они пита ются?

Маленькая птичка

Желтогрудая синичка,

По двору гуляет,

Крохи собирает

Карточка №43

«Морозный солнечный денек »

Цель: рассказать детям о том, как живут звери зимой; стимулировать добрые чувства по отношению к ним.

Ход прогулки:

Все подходят к муляжам зверей. Педагог предлагает: «Пригласите зверушек в гости, скажите им: "Приходите в гости, будем очень рады!"» Дети повторяют за взрослым: «Прибегай, лисонька-лиса! Скачи быстро, зайка-попрыгайка! И ты, мишка-топтыжка, тоже приходи. Захвати с собой и волка».

«Посмотрите сами, какой сегодня снег? Можно из него лепить?»

Дети знают, как это проверить: набирают снег на лопаты и слегка подбрасывают вверх. Снег разлетается легким облачком. Все дружно решают, что снег сухой, лепить нельзя. Можно только сгребать. Решено: клумбу надо соорудить в центре площадки. Все начинают работать - сгребать снег. Клумба должна быть красивой, большой, но снега не хватает, и дети идут с ведерками и лопатками на свободный участок за снегом. Воспитатель говорит: «Спасибо, мороз, что снегу нанес!»

Карточка №44

« Следы на снегу»

Цель: учить определять следы: детские, взрослые, следы животных.

Ход прогулки Свежевыпавший снег белый и пушистый, на нем хорошо видны любые следы. По ним можно узнать, кто ходил, ездил, прилетали птицы или бегали зверьки. Определить, чьи следы видят дети, и предложить им оставить свои следы на снегу. Сравнить следы взрос лого со следом ребенка.

Вышит снег красивой строчкой,

Словно белая сорочка.

Папу я зову во двор:

Погляди, какой узор!

Смотрит папа сверху вниз:

Тут письмо тебе, Денис!

Пишут птицы и зверюшки:

«Сделай нам, Денис, кормушки».

Карточка №45

«Наблюдение за птицами »

Цели: закреплять желание детей заботиться о птицах; изучать их повадки и особенности.

Ход прогулки Дети выходят на прогулку. Воспитатель обращает их внимание на зимующих птиц и рассказывает, что зимой им голодно: нет мошек, червячков, только люди могут помочь - покормить их.

Дети отвечают на вопросы: как называют птиц, какого цвета перышки и лапки у голубя, у кого клюв больше - у голубя или воробья.

Птицы пугливые. Чуть что - вспорхнут и улетят. Воспитатель гово рит: «Нас не бойтесь, мы вас не обидим. Верно? Мы добрые люди. Ска жите им, ребята».

воспитатель предлагает отгадать загадку:

На суку сижу, «Кар! Кар!» - кричу.

Чик-чирик! С ветки прыг.

Клюй, не робей! Кто это?

Карточка №46

«Наблюдение за праздничным оформлением окон»

Цель: формирование представлений детей, что все готовятся к празднику, на окнах висят различные украшения, нарисованы картинки.

«Скоро, скоро к нам придёт лучший праздник – Новый год.

Будем мы его встречать – песни петь и танцевать».

Карточка №47

«Поет зима аукает»

Цель: Познакомить с зимними явлениями в жизни природы, расширять представление детей о характерных признаках зимы, учить находить эти признаки самостоятельно, развивать у детей способность наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать выводы, воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе, стремиться вызвать чувство благодарности природе за то, что она дарит нам чудесные мгновения, вызвать положительные эмоции, от увиденного и услышанного.

Ход наблюдения: Загадать детям загадку

Наступили холода

Обернулась в лед вода.

Кто скажет, кто знает,

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Сто звоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Карточка № 48

«Наблюдение за солнцем»

Цель: формировать представление детей о том, что зимой солнце появляется редко, греет плохо. Поэтому на улице холодно, все предметы (скамейки, деревья) и игрушки холодные на ощупь.

«Как соскучились мы, солнце,

Редко светишь ты в оконце.

Все деревья и дома,

Заморозила зима».

Карточка № 49

Наблюдение «Как одеты прохожие?»

Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.

Ход прогулки: Обратить внимание детей на то, как одеты прохожие. Вспомнить, как они были одеты летом.

Снег сегодня белый-белый,

От него кругом светло.

Рукавички я надела,

В зимней шубе мне тепло.

Обратить внимание ребят, что люди прячут носы в воротники пальто от мороза, быстро идут по улице, чтобы не замерзнуть. Вместе с детьми послушать, как скрипит снег.

Карточка № 50

Наблюдение «Зима холодная »

Цель: формировать у детей первые связные представления об этом времени года.

Ход прогулки: Во время сборов на прогулку воспитатель говорит детям: «Обратите внимание на свою одежду. Мы все тепло одеваемся, потому что на улице очень холодно, морозно, зима. Лене я завяжу поясок потуже, чтобы холодный ветер не поддувал, мороз не забирался под шубу. Все оделись? Дима, посмотри, надеты ли варежки у Юли? Мы сегодня возьмем с собой кукол, у них тоже теплая одежда».

Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на одежду прохожих: «Видите? Дедушка идет в валенках и меховой шапке. Он одел ся потеплей, чтобы мороз его не захолодил. Вот она какая, зимушка-зима, стужа лютая! А вот мальчик бежит, подпрыгивает, чтобы холодно не было. Птицы попрятались от холода. Никого не видно, всех разогнала зима холодная. Только один ветер гуляет. Послушайте, как он поет: "В-в-в! В-в-в!" Повторите, как поет-завывает сердитый зимний ветер».

Карточка №51

«Наблюдение за деятельностью старших детей»

Цель: формировать представление детей, что зимой дети играют со снегом, катаются на ледянках с горки, катаются на лыжах, играют в снежки.

«Кто спешит по переулку?

Сколько новеньких лопат!

Это вышел на прогулку,

Наш весёлый детский сад».

Карточка №52

«Наблюдение за горкой»

Цель: формировать представление детей, что зимой строят горки и ледяные фигуры из снега. С горки весело кататься, она скользкая, потому что ледяная.

Ход наблюдения

«Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Меня били, колотили.

Ледяной водой облили.

И скатились все потом

С моего горба гуртом».

Карточка №53

«Зимние забавы»

Цель: Приучать детей очищать себе место для игр от снега, сгребать снег, расчищая лопаткой дорожки. После снегопада показать, какие сугробы намело

Раздать детям лопатки, предложить подкинуть снег вверх. Он разлетится.

Уточнить, что снег пушистый, легкий. Словесно- логическая задача: « Где

же снежинки?» (по рассказу Н.Калининой).

Леночке понравились снежинки. Она принесла их в детский сад: посмотрите, какие красивые! А на рукавицах блестят капельки воды. Где же снежинки? Объяснить, что снег растаял на теплой ладошке.

В теплую погоду проводить игры со снегом. Показать, что из снега можно лепить снежки. Организовать игры со снежками: «Кто бросит дальше?»,

«Кто попадет в цель?». Учить лепить из снега пирожки, используя формочки,

совки, раздать детям резиновые игрушки людей и животных.

Падал снег на порог,

Кот слепил себе пирог.

А пока лепил и пек

Ручейком пирог утек.

Пирожки свои пеки

Не из снега – из муки. (П.Воронько.)

Карточка №54

«Катание на санках»

Цель: Обратить внимание, как люди одеты зимой. А прогулке покатать куклу на санках с горки.

Ход наблюдения

Покатились санки вниз

Крепче, куколка, держись,-

Ты сиди, не упади-

Там канавка впереди!

Надо ездить осторожно

А то разбиться можно.

Карточка №55

«Наблюдение за свойствами воды»

Цель: формировать представление детей, что на морозе вода замерзает, превращается в лёд. Лёд скользкий, холодный, прозрачный, твёрдый.

Ход наблюдения

Наливаю в формочку

Чистую водицу.

И на улице оставлю –

Что же с ней случится?

Превращается всегда,

На морозе в лёд вода».

Карточка №56

«Наблюдение за снеговиком»

Цель: формировать представление детей о том, что из снега можно сооружать различные постройки, рассмотреть снеговика, сделанного старшими детьми, попытаться сделать такого же.

Ход наблюдения

На участке рассмотреть сооружения из снега. Это снеговик, в руках у него

большая корзина, в нее можно забрасывать снежки

Порой за себя

Мне бывает неловко

Торчит у меня

Вместо носа морковка,

Ведро набекрень

На макушку надето.

На шее платок

Непонятного цвета.

Но мне унывать

Не дают ребятишки-

Хохочут девчонки,

Смеются мальчишки.

Наташки и Сашки,

Егорки и Жорки,

Как снежные шарики

Катятся с горки.

А я улыбаюсь

От уха до уха-

Ведь я не какая – то

Злая старуха.

Поэтому любят

Меня ребятишки

Румяные Гришки.

Иришки. Маришки.

Недаром сегодня

Сказал мне Сережа,

Что я на снегурочку

Очень похожа.

Конечно, приятно.

Но верится слабо.

Я просто веселая

Снежная баба.

Карточка №57

« Наблюдение за снегирем»

Цели: помочь рассмотреть снегиря; понаблюдать, как он поет, клюет зернышки подсолнечника; обратить внимание детей на красивые перья.

Ход прогулки. На прогулке около кормушки рассмотреть снегиря: обратить внимание на то, что тело птицы покрыто перьями: на грудке перья красные, на спинке - серые, а на головке - черные. У снегиря два крыла, и он летает; есть хвост, клюв, ноги с коготками.

Подвижные игры «Птичка в гнездышке», «Найди свой домик»

Карточка№58

«Наблюдение за птицами зимой»

Цели: углублять знания о жизни птиц в зимний период; развивать умение и желание помогать им.

Ход наблюдения

Птичьи гнезда опустели,

Птицы к югу улетели.

Оказался всех храбрей

Наш дворовый воробей.

Холода не испугался,

С нами на зиму остался.

Непоседа, невеличка

Желтая почти вся птичка

Любит сало, семечки...

Карточка№59

«Наблюдение за разноцветными льдинками»

Цель: Окрасить воду гуашью разных цветов. Вынести на мороз. Потом показать детям, что вода превратилась в лед (скользкий, твердый), формировать представления о свойствах воды.

Снег идет, замерзла речка,

Но не мерзну я ничуть.

Мне сосульку у крылечка

Так и хочется лизнуть.

Ах, сосулька – просто чудо!

Только мама говорит:

«Заболеешь ты простудой,

В рот сосульки не бери»

И сосульки не сосу я,

Мне не хочется болеть,

Поскорей их в дом несу я –

У огня сперва согреть.

Карточка№60

«Наблюдение за зимующими птицами »

Цели: закреплять знания о зимующих птицах; формировать представление о добывании пищи зимующими птицами.

Ход прогулки

Вновь разгулялась вьюга,

Срывает снежные шапки.

Совсем замерзла пичуга,

Сидит, поджимая лапки.

Воспитатель задает детям вопросы.

Каких птиц называют зимующими?

Чем они питаются?

Каких зимующих птиц вы знаете?

Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края?

Карточка№61

«Наблюдение за сосульками»

Цель понаблюдать за сосульками в мороз и оттепель. Дети могут ответить на вопрос, почему сосульки тают, и появляется вода. Предложить послушать, как звенит капель (поставить ведерко под капающие сосульки).

Ход прогулки

Кто там с крыши надо мною,

Нависает в холода?

У кого это с весною,

С носа капает вода?

(Сосулька)

Карточка№62

«Наблюдение за ростом лука»

Цель: Уточнить представление о репчатом луке как овоще, полезном для здоровья. Сообщить, что из него можно вырастить зеленый лук. Учить сажать луковицы в землю и в воду. Познакомить с тем, что для роста зелени нужна вода, отмечаем изменения в ящиках-грядках. Затем рассмотреть банку с луковицей.

Ход наблюдения

Смотрите, что появилось снизу луковицы в воде – это корни начали расти. Наша луковица ожила, пошла в рост. Корнями она пьёт воду. Она будет расти. Мы добавим ей воды – пусть пьёт. Без воды лук зелёный не сможет вырасти.

Карточка№63

«Наблюдение за солнцем»

Цели: продолжать знакомить с природными явлениями (солнечная

погода или нет); формировать понятия о признаках зимы.

Ход наблюдения

Февраль - последний месяц зимы. Он самый снежный и вьюжный. На солнечной стороне образуется капель.

Предложить детям понаблюдать за солнцем. В каком месте оно встает по утрам? Отметить, какой сегодня день, солнечный или пасмурный? Прячется ли солнце за тучи и как греет? (Солнце светит, но не греет.)

Карточка№64

Наблюдение за «Весенними изменениями»

Цель: развивать речь и пополнять словарный запас, коммуникативные навыки, координацию движений. Укреплять психическое и физическое здоровье.

Ход наблюдения

Наконец сегодня солнце

Заглянуло к нам в оконце,

Вместо злых метелей, стуж

На дороге много луж.

Карточка№65

«Наблюдаем за снегом»

Цель: продолжать знакомство с неживой природой, с погодными явлениями.

Расширить представления о весне. Понаблюдать с детьми за свойствами снега. Развивать познавательный интерес. Воспитывать любовь к родному краю.

Ход прогулки

Продолжить наблюдать за снегом. Сравнить цвет снега (серый, грязный) с тем, каким он был зимой. Организовать игры со снегом, при этом побуждать к сравнению - снеговиков они лепили и зимой. Обратить внимание, что вокруг деревьев протаяли воронки. На буграх появились первые проталины. Показать места, где снег тает быстрее. Почему?

Художественное слово.

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

А. Плещеев

Ой, беда! Ой, беда!

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

На снегу... {проталинки).

Карточка№66

«Наблюдение за капелью»

Цель: продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе. Расширить представление детей о весне. Развивать познавательный интерес, мышление, речь.

Ход прогулки

Понаблюдать вместе с детьми за сосульками.

В: - Почему растут сосульки?

Предложить послушать капель. Вспомнить, что в морозную и пасмурную погоду капели нет. Посмотреть, как, оттаяв, сосульки падают вниз и разбиваются на мелкие кусочки. Рассказать, что сосульки - это замерзшая вода, от тепла они тают. Солнышко пригревает всё сильнее и сильнее. Всё вокруг от этого тепла улыбается. Только сосулькам грустно и они стали плакать.

– Почему сосульки плачут? (сосулькам жалко прощаться с зимой.)

Если солнышко пригрело, и сосулька стала таять, то с неё начинает капать вода. Началась капель.

Художественное слово.

Сосулька песенку поёт:

Кап-кап-кап!

Только кто её поймёт?

Кап-кап-кап!

Кап-кап-кап!

Очень грустно мне

Кап-кап-кап!

Кто поможет мне?

Отшумели все метели,

И морозы не трещат.

С крыш закапали капели,

И сосульки в ряд висят.

А. Алферов

Загадка

Кто там с крыши надо мною, Нависает в холода?

У кого это с весною, С носа капает вода? (Сосулька)

Карточка№67

«Наблюдаем за небом и облаками»

Цель: познакомить детей с внешними особенностями весеннего неба. Развивать познавательный интерес. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

Ход прогулки

Посмотреть вместе с детьми на небо.

Каким цветом небо?

Небо стало голубым. Появились белые легкие облака, которые медленно плывут, не торопясь, любуются сверху на детишек. Весна идет! Облака, словно белые комья ваты, плывут по небу. Если на небе есть облака, они закрывают собой солнце, тогда на улице уже не так жарко. Движутся они то медленно, то быстро. Если дует ветер, то они плывут быстрее и часто меняют свою форму.

Художественное слово.

Видишь: облако летит;

Слышишь: с нами говорит:

"В ясном небе я лечу,

Подрасти скорей хочу.

Стану тучей, а потом,

Всех порадую дождем.

Буду грядки поливать,

Буду травку умывать,

Буду в синие озера

Рыбкам воду наливать".

3. Александрова

Облака, белокрылые лошадки,

Облака, куда вы мчитесь без оглядки?

Не смотрите вы пожалуйста, свысока,

А по небу прокатите нас, облака.

По синему морю

Белые гуси плывут.

Белые лошадки на синем поле.

(Облака на небе)

Карточка №68

«Приметы ранней весны»

Цель: закреплять знания о времени года; изучать приметы ранней весны.

Ход наблюдения

В солнечный мартовский день обратить внимание на приметы весны: яркое ослепительное солнце, высокое небо, легкие белые облака. С южной стороны на солнышке снег подтаивает, и появляются сосульки. Снег стал рыхлым и влажным - из него можно лепить. Воробьи весело чирикают и прыгают по снегу.

Скоро-скоро быть теплу -

Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба.

Надоела нам зима, уходи зима сама!

В марте солнышко печет, в марте с крыш вода течет,

И расцвел подснежник в срок - самый первый наш цветок.

Добрый март, весь мир согрей, ты всех месяцев милей!

Карточка №69

«Наблюдаем за транспортом».

Цель: закреплять знания детей о транспортных средствах. Развивать познавательный интерес, наблюдательность.

Ход прогулки

Наблюдение

Обратить внимание детей на стоящий поблизости или проезжающий мимо транспорт. Вспомнить, какой еще транспорт дети видели на дорогах города. Закрепить названия частей машины. Вспомнить предназначение разных видов наземного транспорта.

Шуршат по дорогам веселые шины,

Спешат по дорогам машины, машины.

А в кузове - важные, срочные грузы:

Цемент и железо, изюм и арбузы.

Работа шоферов трудна и сложна.

Но как она людям повсюду нужна!

Отойдите! Я - машина!

И внутри меня - пружина!

И с утра всегда она

На весь день заведена.

Легковой автомобиль

По дороге мчится.

А за ним густая пыль

Тучею клубится

Загадки

Это что за зверь такой

Пробежал по мостовой,

На ногах его - резина,

А питается бензином?

Он рычит, клубится пыль.

Что за зверь? ...

(Автомобиль)

Четыре колеса,

Резиновые шины,

Мотор и тормоза...

И что это?

Карточка №70

«Наблюдение за птицами»

Цель: продолжать знакомить с характерными признаками весны, закреплять знания детей о птицах, расширять представление об особенностях их внешнего вида.

Ход наблюдения

Загадать загадки

Вот вещунья - белобока,

А зовут ее …

(Сорока - зимующая птица)

Чик – чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей,

Кто же это…

(Воробей – зимующая птица)

Черный, проворный кричит «Крак»,

Червякам враг.

(Грач - перелетная птица)

Кто присел на толстый сук

И стучит «Тук-тук, тук-тук»?

(Дятел. Зимует)

Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это…

(Снегири – зимующие птицы)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик над окном

Из травы и глины.

(Ласточка – перелетная птица)

Карточка №71

«Наблюдение за воробьями»

Цель: посмотреть, как воробьи купаются в весенних лужах, формировать представление у детей, что сейчас много насекомых, птицы вьют гнезда и находят корм сами.

Ход наблюдения

ЗИМА ПРОШЛА.

Воробей с березы

На дорогу – прыг!

Больше нет мороза –

Чик, чирик!

Вот журчит в канавке

Быстрый ручеек,

И не зябнут лапки –

Скок, скок, скок!

Высохнут овражки –

Прыг, прыг, прыг!

Вылезут букашки –

Чик, чирик!

Карточка №72

«Наблюдаем за воронами»

Цель: Внешний вид, чем питается, выводят птенцов. познакомить с жизнью птиц весной; воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.

Хромая старая ворона

Давно живет в саду моем.

В густых зеленых ветках клена

Она построила свой дом.

Несу обед собаке в миске –

Она внимательно следит,

Бочком, бочком подходит близко,

Хватает кость и прочь летит.

Лохматый сторож не в обиде

К хромой соседке он привык.

Все понимает пес, все видит,

Но у животных свой язык.

Карточка №73

«Наблюдение за насекомыми»

Цель: дать детям знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми, воспитывать интерес и бережное отношение к ним.

Ход наблюдения

Хоть они и жалят больно,

Их работой мы довольны

Модница крылатая,

Платье полосатое,

Ростом хоть и кроха,

Укусит – будет плохо

Точка, точка, два крючочка

Это лапки у жука,

Два блестящих лепесточка

Раздвигаются слегка,

Справа точка, слева –

Точка, в черных крапинках бока.

(божья коровка)

Карточка №74

«Мы знакомимся с улицей».

Цель: познакомить детей с улицей, ее особенностями, с правилами поведения на улице.

Ход наблюдения

В два ряда дома стоят подряд

квадратными глазами друг на друга глядят. (Улица).

По городу, по улице

Не ходят просто так:

Когда не знаешь правила,

Легко попасть впросак.

Все время будь внимательным

И помни наперед:

Свои имеют правила Шофер и пешеход.

Картотека наблюдений на прогулке в младшей группе.

1. «Котик маленький пушистый» Наблюдение за кошкой.

Цель: закрепить знание о домашних животных.

2. «Скорая помощь» Наблюдение за работой машины скорой помощи.

Цель: Донести до детей суть работы скорой помощи и её значимость.

3. «Здравствуй, Осень». Наблюдение за окружающим.

Цель: рассказать о первых признаках осени.

4. «Наша клумба» Наблюдение за растениями.

Цель: Воспитывать эстетическое отношение к природе.

5. «Погода осенью» Наблюдение за неживой природой.

Цель: Объяснить детям особенности осенней погоды.

6. «Воробышек» Наблюдение за животными.

Цель: Научить детей с уважением относиться к птицам.

7. «Грузовик» Наблюдение за грузовыми автомобилями.

Цель: донести до детей особенности грузовых автомобилей.

8. «А у нас во дворе» Наблюдение за окружающим.

Цель: Рассказать детям о дворике детского сада.

9. «На клумбе» Наблюдение за растениями

Цель: Изучить название цветов. Воспитать эстетическое отношение к природе.

10. «В дождливый день» Наблюдение за неживой природой.

Цель: Объяснить, как гулять под дождем, гулять на веранде , люди ходят с зонтиками.

11. «Насекомые» Наблюдение за животными.

Цель: Рассказать, как зимуют насекомые.

12. «Дворник» Наблюдение за трудом окружающих.

Цель: Рассказать о работе дворника. Предложить помочь собрать листву.

13. «Наш участок» наблюдение за окружающим.

Цель: Объяснить детям, что мы гуляем на нашем участке, что у каждой группы есть свой участок.

14. «Тополь. Клен» Наблюдение за растениями.

Цель: Научить детей различать деревья во дворе детского сада. Закрепить знания о деревьях.

15. «Погода» Наблюдение за неживой природой.

Цель: Научить различать состояние погоды.

16. «Перелёт» Наблюдение за животными.

Цель: Рассказать детям как птицы готовятся к перелёту в тёплые страны.

17. «Грузовик» наблюдение за транспортом.

Цель: Закрепить знания детей о грузовых автомобилях, рассказать о принципе работы грузовика.

18. «Листики» Наблюдение за предметами.

Цель: научить различать листики по размеру, по форме, цвету.

19. «Листопад» Наблюдение за растениями.

Цель: Обратить внимание детей к ярко расцвеченным деревьям.

20. «Ветер, ветер ты могуч» Наблюдение за неживой природой.

Цель: Обратить внимание детей на то, как дует ветер. Предложить послушать шум ветра.

21. «Верные друзья» Наблюдение за животными.

Цель: Объяснить детям о роли собак в домашним хозяйстве.

22. «Садовник» Наблюдение за работой людей.

Цель: Рассказать о труде взрослых на клумбах, грядках в осенний период.

23. «Осенний листок» Наблюдение за окружающим.

Цель: Закрепить знания детей об осенних листьях, собрать листики для подделок.

24. «Овощи» Наблюдение за растениями.

Цель: Обобщить и закрепить знание детей об овощах.

25. «Белогривые лошадки» Наблюдение за неживой природой.

Цель: Развивать внимательность, наблюдательность, фантазию.

26. «Птицы» Наблюдение за животными.

Цель: рассказать о подготовке птиц к отлёту в теплые страны, объяснить почему они улетают.

27. «Водитель» Наблюдение за работой людей.

Цель: Рассказать о труде водителей.

28. «Что нам осень подарила» Наблюдение за окружающим.

Цель: Закрепить знания детей об овощах, загадать загадки.

29. «От корней до кроны» Наблюдение за растениями.

Цель: Познакомить детей со строением деревьев.

30. Капелька дождя» Наблюдение за неживой природой.

Цель: Показать капли дождя на листиках, траве. Посмотреть как они блестят, пояснить почему это происходит.

31. «Там на ветке» Наблюдение за животными.

Цель: Рассказать о птицах, которые прилетают на участок, чем отличается голубь от воробья.

32. «Дворник» Наблюдение за работой людей.

Цель: Научить различать работу дворника: подметает, собирает и т. д. Предложить выполнить работу самостоятельно.

33. «Мы играем» Наблюдение за окружающим.

Цель: Рассказать о правилах поведения на участке, мерах безопасности при игре на инвентаре участка.

34. «Угадай, с какого дерева листок» Наблюдение за растениями.

Цель: Закрепить знания о деревьях, развивать наблюдательность.

35. «Кап-кап» Наблюдение за неживой природой.

Цель: Развивать наблюдательность. Как начинается дождь? Какое небо, какие капли?

36. «Крылатые друзья» Наблюдение за животными.

Цель: рассказать какие птицы живут в наших краях.

37. «Кормушки» Наблюдение за работой людей.

Цель: Развесить кормушки, накормить птиц.

38. «Характер» Осени» Наблюдение за окружающим.

Цель: Развить наблюдательность, научить различать характерные приметы осени.

39. «Птичий корм» Наблюдение за растениями.

Цель: Рассказать о растениях которыми питаются птицы.

40. «Светит, но не греет» Наблюдение за неживой природой.

Цель: Рассказать почему становится холоднее, какое солнце в ноябре.

41. «Дом на зиму» Наблюдение за животными.

Цель: Объяснить детям, где зимуют насекомые, где ищут себе домики.

42. «Во время дождя» Наблюдение за людьми.

Цель: Закрепить знания детей о том как нужно одеваться осенью.

43. «По дорожке в детский сад» Наблюдение за окружающим.

Цель: Научить детей формулировать свои мысли о том что видели.

44. «Листья облетели» Наблюдение за растениями.

Цель: обратить внимание детей на опустевшие кроны деревьев.

45. «Ветерок» Наблюдение за неживой природой.

Цель: Научить различать наличие или отсутствие ветра.

46. «Как звери к зиме готовятся» Наблюдение за животными.

Цель: Рассказать как звери к зиме готовятся: нагуливают жир, меняют окраску, готовятся к спячке.

47. «Зимний сон» Наблюдение за работой людей.

Цель: Научить детей укрывать на зиму цветы на клумбах, рассказать, как зимуют растения, предложить сделать работу самостоятельно.

48. «Где же травка? » Наблюдение за окружающим.

Цель: Закрепить знания об осени, осенних приметах. Обобщить знания детей.

49. «Сухая травка» Наблюдение за растениями.

Цель: Рассказать, что случилось с травой, цветами и растениями: они завяли, но весной обязательно будут расти.

50. «Холодные дождинки, первые снежинки» Наблюдение за неживой природой.

Цель: Расширить знания о первом снеге, рассказать что бывает снег с дождем.

51. «Нас окружают» Наблюдение за животными.

Цель: Закрепить знания о птицах, оставшихся на зимовку. Покормить птиц.

52. «Автомобиль» Наблюдение за транспортом.

Цель: Знакомство обобщающим словом «Автомобиль», какие виды автомобилей знают дети.

53. Экскурсия-наблюдение на участок старшей группы.

Цель: Рассказать детям об играх, забавах детей по старше.

54. «Клен» Наблюдение за растениями.

Цель: Закрепить знания детей о деревьях, какие ещё деревья знают дети.

55. «Луна» Наблюдение за неживой природой.

Цель: Показать детям луну, рассказать что на улице рано темнеет.

56. «Кошка» Наблюдение за животными.

Цель: помочь детям самостоятельно сформировать рассказ о домашних животных, живущих в их семьях.

57. «Одежда» Наблюдение за людьми.

Цель: Расширить знания детей о видах зимней одежды.

58. «Первый лёд» Наблюдение за окружающим.

Цель: Объяснить почему вода замерзает.

59. «Где, какое дерево? » Наблюдение за растениями.

Цель: Научить различать деревья по стволу, ветке.

60. «Холодно, мороз» Наблюдение за неживой природой.

Цель: Ознакомить детей с первыми признаками зимы.

61. «Мы кормили воробья» Наблюдение за животными.

Цель: Научить детей вести себя тихо находясь рядом с птицами, покормить воробьёв.

62. «Кто же чистит двор от снега» Наблюдение за работой людей.

Цель: Рассказать о труде дворника в зимней период.

63. Экскурсия «В поисках земли» Наблюдение за окружающим.

Цель: Рассказать о зимним наряде земли.

64. «Где же травка, где цветок» Наблюдение за растениями.

Цель: Формировать элементарные знания детей о росте и развитии растений.

65. «Снежинки» Наблюдение за неживой природой.

Цель: Познакомить детей со свойствами снега, активизировать словарный запас детей.

66. «Собаки» Наблюдение за животными.

Цель: Ознакомить детей с правилами безопасности при общении с различными животными.

67. «Чистые дорожки» Наблюдение за работой людей.

Цель: Научить детей чистить дорожки от снега.

68. «Снег идёт» Наблюдение за окружающим.

Цель: Расширить знания детей о зимнем времени года.

69. «Что за дерево растёт» Наблюдение за растениями.

Цель: Активизировать словарный запас детей, закрепить знания о деревья.

70. «Мороз и солнце» Наблюдение за неживой природой.

Цель: Закрепить знания детей о зимним времени года.

71. «Друг человека» Наблюдение за животными.

Цель: Помочь детям составить рассказ о собаке.

72. «Люди и мороз» Наблюдение за людьми.

Цель: Рассказать о влиянии зимний погоды на человека.

73. «Настроение зимы» Наблюдение за окружающим.

Цель: Развивать наблюдательность, внимательность.

74. «Как пушистым одеялом» Наблюдение за растениями.

Цель: Объяснить детям спят под снегом разные растения, цветы.

75. «Какой ветер зимой» Наблюдение за неживой природой.

Цель: Пополнить словарный запас детей, объяснив особенности зимнего ветра.

76. «Голубь, птица смелая» Наблюдение за животными.

Цель: Расширить знание детей о птицах.

77. «Дорога» Наблюдение за транспортом.

Цель: Рассказать детям о том, как в зимнее время года ездят автомобили.

78. «Новогодние игрушки» Наблюдение за окружающим.

Цель: Сделать с детьми украшения для деревьев на участке из льда, украсить деревья.

79. «Ветки» Наблюдение за растениями.

Цель: Рассказать детям как зимой могут выглядеть ветки деревьв.

80. Наблюдение за снегом

Цель: продолжать знакомить детей с природным явлением – снегом..

81. Наблюдение «Следы на снегу»

Цель: продолжать обучение в определении следов на снегу: детские, взрослые, следы птиц и животных.

82. Наблюдение за снегирем
Цель: закреплять знания детей о птичьих повадках, их внешнем виде;

83. Наблюдение за сосульками

Цели: познакомить с различными явлениями природы; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

84. Приметы ранней весны

Цели: закреплять знания о времени года; изучать приметы ранней весны.

85. Наблюдение за березой и елью

Цели: расширять представления детей о деревьях; воспитывать желание защищать и оберегать природу.

86. Наблюдение за работой дворника

Цели: продолжать воспитывать уважение к труду взрослых; учить приходить на помощь окружающим.

87. Наблюдение за набуханием почек на деревьях

Цели: закреплять умение понимать зависимость объектов и явлений в природе; вызывать радостные чувства.
88. Наблюдение за птицами весной

Цели: познакомить с жизнью птиц весной; воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.

89. Наблюдение за проталинами и зеленой травой
Цель: закреплять умение понимать зависимость явлений в природе.
90. Наблюдение за растениями и кустарниками.
Цели: закреплять представление о том, что любое дерево и кустарник – живое существо; воспитывать бережное отношение к природе.

91.Наблюдение за елочкой
Цели: закреплять умение находить и описывать данное дерево;
учить выделять дерево из группы других на основе внешних признаков.
92. Наблюдение за насекомыми
Цель: формировать реалистические представления о природе.

93. Наблюдение за транспортом
Цель: расширять знания о транспорте.
94. Наблюдение за птицами
Цель: расширять знания о птицах, прилетающих на участок детского сада.
95. Наблюдение за собакой
Цель: расширять знания о животном мире.
96. Наблюдение за состоянием природы
Цели: формировать представление о состоянии природы весной (тепло, много зеленой травки, цветов; летают бабочки, жуки; дети легко одеты и играют с песком и водой);
97. Экскурсия в лес
Цели: познакомить с весенними явлениями природы в лесу (распускаются листья на деревьях, оживают муравейники, появляются первые цветы); – показать, что лес – это «многоэтажный дом»,

98.Наблюдение за солнцем
Цели: формировать представление о том, что когда светит солнце – на улице тепло; – поддерживать радостное настроение.

99.Весна в жизни лесных зверей

Цель: расширять представления о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время: трогаются в рост деревья, просыпаются животные (медведь, еж), насекомые, которые зимой спали; все устраивают свои гнезда, норы, выводят потомство.

100. Чем питается божья коровка?

Цель: рассказать о том, что жучок – хищник, поедает очень маленьких букашек (тлю).

101. Экскурсия «Зеленый детский сад»

Цели: формировать бережное отношение к растениям; закреплять представления о растениях.

102. Наблюдение за деревьями и кустарниками
Цель: формировать бережное отношение к растениям.