Закон и право

Абстрактный экспрессионизм – фото Lillian Bassman. Лиллиан Бассман (Lillian Bassman)

Попалась мне как-то на глаза серия черно-белых фотографий. Все бы ничего, но зацепила меня в них одна, общая для них манера, черта. Они напоминали живописные полотна. Не просто фотографии, а картины в каком-то стиле, стиле непонятном, смазанном, абстрактном. Как оказалось потом, в стиле абстрактного экспрессионизма. Так пожелали критики, так пожелал и автор, называть такой стиль фотографирования - абстрактный экспрессионизм. Критики - неизвестны. Автор - Лиллиан Бассман (Lillian Bassman) . Кто она и как такие изображения получаются? Что за школа?
Появилось простое человеческое желание докопаться до истины. И вот что у меня получилось.
Двадцать лет спустя в 1990 году, то ли случайно, то ли целенаправленно, чуть ли не в угольном сарае, обнаружилась коробка с негативами, после распечатки которых, мир искусства вновь открыл для себя Лиллиан Бассман (Lillian Bassman). И не просто открыл. Это был ошеломительный успех, сенсация. А ведь она была одним из лидеров коммерческой фотографии до 1970 года. Но так произошло, что ушла с подиума, закрыв за собой дверь, казалось бы, навсегда, но оставив ворох негативов, так, на всякий случай, не подозревая, что они ей подарят вторую жизнь, откроют второе дыхание ее творчества.

И не было бы коробки с негативами, не было бы и возвращения. А так, совершенно неожиданно, получился великолепный и востребованный ремейк, как эстафета из прошлого. Вот видите, и здесь проявилось близкое качество дальновидных людей, как бережное отношение к старым вещам, то есть к их сохранению. Помните, как в уходе за кисточками ?

Родилась Лиллиан Бассман (Lillian Bassman) в Бруклине в 1917 году в семье эмигрантов из России. Опять эмигранты и опять Россия. Что ни значимое имя, что ни гениальный художник, фотограф, дизайнер или музыкант - все выходцы из России. Создается впечатление, что Россия с революцией выбросила часть своей громадной души за не надобностью, которая разбрелась по белу свету и нашла приют в других, более добрых странах, где имя Лиля превращалось в Лиллиан, Николай в Николя , а Сергей в Сержа и никого не волновало происхождение их тел и, тем более, фамилий.

Серьезно увлекаться фотографией Лиллиан Бассман (Lillian Bassman) начала лишь в 1946 году. До этого поработала и моделью, и дизайнером в мире моды, и на себе испытала все прелести рабочего процесса съемок и к 29-ти годам, по всей видимости, созрела для самостоятельных идей и решений.

Теперь Лиллиан Бассман (Lillian Bassman), как штатный фотограф журнала Harper’s Bazaar , под руководством арт-директора, русского эмигранта (!) Алексея Бродовича , пионера американского графического журнального дизайна, первого преподавателя искусства дизайна и фотографии, с вдохновением начинает создавать свои собственные фотографии моделей, которые стали появляться на страницах журнала в 1950-1965 годы.

Немного справки. Harper’s Bazaar - первый американский журнал о моде, о моде без правил, один из самых авторитетных журналов. Лучшие современные фотографы представляли на его страницах свои работы, которые зачастую являлись произведениями искусства. Со временем лучшие из них перемещались в художественные галереи или частные коллекции.

Как поговаривали ученики, что Бродович мог разглядеть и развить талант даже в тех людях, которые и не подозревали о его существовании у себя. На то он и Бродович. Непрофессионал, без высшего образования, он создал первую школу профессионального графического дизайна в Филадельфии. Преподаватель без похвал, без выражений чувств, без эмоций. Одним словом - сухарь. Так много слова «без», но одним большим «С» - с природным чувством гармонии и красоты.

Лишь редкое хмурое одобрение свидетельствовало о гениальном достижении ученика и значимости его работы. «Ваше денежное положение, колики в желудке и личная жизнь меня не касается и вовсе не волнует. Это ваши проблемы» - проговаривал сквозь зубы не веселый и беспристрастный учитель, держа руку на пульсе времени.

Многие, у кого «откупоривал» воображение Бродович (он себя так и называл - открывалкой), становились великолепными фотографами. Так он открыл и Лиллиан Бассман (Lillian Bassman). А то, что практически во всех ее работах прослеживается школа пикториальной фотографии , так это заслуга опять же мастера. Пикториальный - от английского слова pictorial - «живописный», «изобразительный». Вот она, отгадка на мое первое впечатление от увиденных фотографий, сделанных Лиллиан. Представление о действительности, а не документация о ней. Пикторалисты называли себя фотохудожниками.

Бродович тогда всех призывал: «Мне не нужна конкретика, мне важны образы и настроение, усиливающее и дополняющее порой не очень шедевральную идею. Конкретики хватает в тексте» - и текст раскидывал в свойственной ему манере, в виде знаков или волн, и оставлял пустые белые, не заполненные пространства, добавляя, тем самым, больше воздуха страницам. По тем временам очень смелые эксперименты.
Бывшая прекрасная модель и будущий великолепный фотограф, как губка впитала все пожелания и критику несносного педагога и стала ярчайшим представителем школы пикториальной фотографии.
Теперь Лиллиан Бассман так же держала руку на пульсе времени, как и двадцать лет назад.

Стремясь «избавить фотографию от тяжести», Лилиан Бассман создавала невероятные для своего времени снимки. Одна из , она сумела воспеть женскую красоту и дала начало жанру фэшн-фотографии.

Героини Лилиан Бассман хрупки, элегантны, легки и нежны. Проработав некоторое время моделью, однажды она поняла, что видит фэшн-фотографию совсем другой. И совсем скоро стала создавать совершенно не типичные для своего времени снимки.

По воспоминаниям современников, Лилиан предпочитала простую и непритязательную одежду и, смеясь, говорила, что одевается в магазинах для моряков.

Сама Бассман называла свой стиль абстрактным экспрессионизмом. В своих снимках фотограф соединила два любимых увлечения - живопись и фотографию.

Лилиан Бассман родилась в 1917 году в Нью-Йорке в семье эмигрантов из России. Еще в детстве ее родители познакомились с эмигрантской парой с Украины, чей сын, Поль Химмель, впоследствии стал мужем Лилиан. Он тоже довольно рано увлекся фотографией, и интересы молодых буквально разожгли вдохновение. Уже в 15 лет Лилиан ушла из дома. Вместе с Полем они провели около 80 лет счастливой супружеской жизни.

Какое-то время Лилиан находилась в поиске своего стиля: работала моделью, позируя известным художникам и фотографам, занималась живописью.

В 22 года она поступила в Бруклинскую Textile High School, где познакомилась с культовым педагогом Алексеем Бродовичем, который всячески поддерживал новаторские тенденции творчества Лилиан. В 1940 году ее пригласили в штат популярного журнала Harper’s Bazaar, где она начала работать в команде Бродовича. В 1941 году Лилиан стала его личным ассистентом. Следует отметить, что Harper’s Bazaar был первым журналом о моде и публикации в нем являлись большой честью для фотографов и журналистов.

Алексей Бродович часто говорил своим сотрудникам о важности ухода от конкретики, и здесь Лилиан Бассман не было равных. Мягкий фокус, высокий контраст, тщательно подобранный фон - всё это для 1950-х годов стало настоящим экспериментом.

Моделям было приятно и легко работать с Лилиан: она прекрасно понимала, как они чувствуют себя, и создавала им такие условия, в которых они могли полностью расслабиться, показав тем самым изящество женской фигуры и души.

Карьера Лилиан развивалась более чем стремительно, ее знали и уважали. Но в 60-е годы прошлого века требования к фотографиям в глянцевых журналах изменились. Появились именитые модели, требующие особого подхода. Лилиан была вынуждена отказаться от самостоятельной подготовки девушек к фотосессии. Исчезла та самая камерность, которую так ценила Бассман, появился временной лимит съемки. Увидев большое число стандартных, ничем не примечательных фэшн-фотографий, Лилиан решила оставить это поле деятельности, ей стало скучно. Она занялась съемкой портретов своих подруг, попрощавшись с модными журналами и миром моды в целом. Но, как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Вскоре Лилиан открыла свое ателье, которое в середине 1980-х годов стало модным бутиком женской одежды.

Однако Бассман все же вернулась в фотографию. В 70 с лишним лет. Оказалось, что свои негативы она не выбросила, как считалось до этого. И Лилиан мгновенно получила мировую известность. Ее фантазия снова дала о себе знать, она вновь начала печатать негативы, и ее обработка стала еще более смелой. И снова уникальной на фоне остальной фэшн-фотографии.

Бассман всегда была верна черно-белым снимкам. Именно так она видела мир и была уверена, что цвет уничтожает загадку, которая так важна и в женщинах, и в фотографии.

В последние годы жизни Лилиан пользовалась фотошопом, успешно осваивала компьютерную обработку фотографий, бодрая, жизнерадостная и полная новых идей. Они с мужем прожили долгую счастливую жизнь, проведя вместе около 80 лет. Их объединяла не только любовь, но и общее увлечение. Супруги практически вместе ушли из модельного мира в 60-х годах прошлого века. Поль, оставив фотографию, стал психотерапевтом. Но с новым всплеском популярности своей жены он тоже оказался востребованным.

Поль Химмель умер в 2009 году, а в 2012 году ушла из жизни и Лилиан Бассман. Ей было 94 года.

Лилан Бассман (Lillian Bassman) американская женщина фотограф, арт-директор модного журналаHarper’s Bazaar, фотограф моды. Большой известности и популярности Лилиан добилась в 40-50х годах высокой контрастностью работ и мечтательными портретами грациозных моделей, а затем, вновь появилась в 90-х годах, тонким фотохудожником.

Лилиан Бассман вошла в модный мир фотографии, как протеже арт-директора журнала Harper’s Bazaar , Алексея Бродовича . В 1945 году журнал начинает выпускать отдельную линию для девочек-подростков JuniorBazaar , Лилиан Бассман приглашают стать художественным руководителем журнала. Работая в журнале, она дала путь в жизнь молодым фотографам таким, как Ричард Аведон и Роберт Франк . Работы этих фотографов вдохновили Лилиан самой заняться фотографией. Она часто наблюдала за работой великого фотографа моды – Георгия Гойнинген-Гюне . Она участвовала в работе на студии и при обработке фотографий в мастерской.

Читайте также: Best Bert

В 1947 году Ричард Аведон отправляется в Париж фотографировать коллекции мод, и оставляет Лилиан свою мастерскую и помощников для её самообразования как фотографа. Результатом этой возможности стала серия работ нижнего белья. В последнем выпуске журнала JuniorBazaar были опубликованы свадебные фотографии Лилиан, под названием «Долго и счастливо».

Работы Лилиан Бассман отличались легкостью и стройностью. Ее работы нижнего белья разительно отличались от печатавшихся до этого грузных и тяжелых фотографий моделей средних лет в индустриально-прочных корсетах. Лилиан Бассман вдохнула в модную фотографию женской легкости и прозрачности, привлекающей своей недосказанностью и тайной.

Лилиан Бассман родилась 15 июня 1917 году в Бруклине, в семье русских эмигрантов, еврейского происхождения. Родители ничего не запрещают своей дочери. Она ведет богемный образ жизни, в 15 лет живет с мужчиной, который впоследствии становится её мужем. Это был фотограф документалист – Поль Химмель . Бассман изучала дизайн ткани в Челси, после, художественное моделирование, работала помощником художника-монументалиста, прошла вечерний курс по дизайну и модной иллюстрации. Вскоре ее заметил Алексей Бродович. Он принимает ее в свою лабораторию дизайна Новой школы социальных исследований, где она меняет направление с модной иллюстрации на графический дизайн. Бродович взял её своим помощником в Harper `s Bazaar в 1941 году.

Читайте также: Глянцевая жизнь Фабрицио Ферри (Fabrizio Ferri)

К концу 60-х годов Лилиан полностью разочаровывается и устает от работы в индустрии моды. В порыве она уничтожает и выбрасывает более 100 негативов. К середине 70-х она полностью распрощалась с модой и решает найти свое собственное место в мире художественной фотографии. Она делает крупноформатные работы, снимая овощи, фрукты, трещины на городских улицах.

В начале 90-х годов, куратор моды и историк, Мартин Харрисон случайно находит выброшенные негативы ранних работ Лилиан. Это новый толчок в работе Лилиан. Она посмотрела на свои ранние работы свежим взглядом. Негативы были отпечатаны заново, с применением методов отбеливания и тонирования, что делает фотографии абстрактными и загадочными. Снимки завоевали новую популярность и признательность. Они экспонируются в галереях по всему миру.

Возрождение Лилан Бассман (Lillian Bassman)









Лиллиан Бассман (Lillian Bassman) – это было известное имя в области модной фотографии 50 – 60-х годов. Но, постепенно разочаровавшись в фэшн-индустрии, Лиллиан фактически перестала заниматься фотографией и выбросила большую часть своих негативов. Надо же было такому случиться, что спустя многие годы в старом сарае неожиданно обнаружилась коробка с негативами. Эта коробка стала своеобразным ремейком из прошлого. Старые негативы Лиллиан Бассман принесли ей мировую известность и всеобщее признание. Бассман – это фотограф-самоучка, которая, по ее собственному утверждению, пыталась «избавиться от тяжести в фотографии».

Все фотографии Лиллиан Бассман выполнены в одном и том же, очень узнаваемом стиле. Это немного смазанные черно-белые изображения, которые напоминают живописные полотна. Именно поэтому критики единодушно отнесли работы женщины-фотографа к стилю абстрактного экспрессионизма, столь необычному для современной фотографии.

Лиллиан Бассман родилась в семье эмигрантов из России в Бруклине в 1917 году. Еще в юности она вышла замуж за Поля Химмеля, который также был фотографом. С ним, к слову сказать, Лиллиан счастливо прожила в браке более семидесяти лет.

В молодости Бассман перепробовала самые разнообразные занятия – она работала моделью, позируя для таких известных художников, как Джозеф Стелла и братья Сойер. Занималась дизайном тканей. О занятиях фотографией Лиллиан еще тогда не помышляла. Пока, в 1939 году молодая девушка не поступила в Прет-институт в Бруклине. Именно там она впоследствии познакомилась со знаменитым Алексеем Бродовичем, являвшимся на ту пору одним из самых влиятельных людей в мире дизайна и модной фотографии.

В 1946 году Бассман под влиянием своего мужа начала делать свои первые фотографии, которые сама же печатала. Уже тогда она задумалась над собственной техникой получения фотоизображений, которая бы обеспечивала создание очень мягких, необычных фотографий.

Благодаря знакомству с Бродовичем ее снимки уже в 1947 году начинают публиковаться в Harper’sBazaar, первом американском журнале о моде. Надо сказать, что Алексей Бродович, являвшийся арт-директором Harper’sBazaar, сумел открыть миру талант многих замечательных фотографов, в том числе, например, и Ирвина Пенна. Можно сказать, что он раскрыл и Лиллиан Бассман.

Lillian Bassman
Barbara Mullen, New York
Harper’s Bazaar, 1958

На творчество Лиллиан значительное влияние оказала пикториальная фотография. Недаром ее черно-белые работы отличались таким живописным, изобразительным характером. Она много времени уделяла обработке своих снимков уже после их проявления, чтобы «создать образ, отличающийся от того, который находился перед камерой». В 40 – 50-е годы Бродович буквально требовал от своих подопечных, чтобы они максимально уходили от конкретики. По его мнению, фотографы должны были создавать только образы и определенное настроение. Лиллиан Бассман, безусловно, прислушивалась к советам опытного педагога.

На страницах Harper’s Bazaar и других изданий появлялись ее монохромные снимки, очень похожие на графику или живопись. Они обладали собственной аурой, чувственностью и эмоциональным настроением, отражающим мир моды того времени. Чтобы уйти от конкретики и создать нежные образы, Лиллиан не только проводила различные эксперименты с обработкой негативов, но и пыталась снимать вне фокуса, на длинных выдержках. В результате, ее снимки не документально отражали моду и не рассказывали об одежде, а передавали зрителю неопределенную, притягательную атмосферу.

С конца 40-х до середины 60-х годов черно-белые фотографии Лиллиан Бассман регулярно появлялись на страницах американского журнала Harper’sBazaar. Она превратилась во влиятельного фэшн-фотографа, на авторском, неподражаемом стиле которого выросло следующее поколение талантливых фотографов, включая небезызвестных и Роберта Франка.

Lillian Bassman
The Well-Dressed Leg, Dorian Leigh, New York
Harper’s Bazaar, 1948

Лиллиан снимала на черно-белую пленку преимущественно своих подруг, превращая обычные модные фотографии в настоящие психологические портреты. Между прочим, именно Лиллиан Бассман стала одним из первых фотографов, кто обнажила своих моделей до белья. Для того времени это был очень смелый и дерзкий шаг. Ее карьера и творчество были на подъеме, пока в начале 70-х годов она разочаровалась в модной фотографии.

Бассман к сожалению осознала, что фешн-фотография превратилась в потоковое искусство. Кроме того, в интервью Times она так прокомментировала свое решение уйти из индустрии моды: «Я перестала быть звездой. Модель становилась известной. Парикмахер и визажист становились известными. Они забирали у меня славу, а я была в стороне от всего этого. Мне стало скучно». Ей нравилось подолгу болтать с моделью, настраивая ее на съемку, самостоятельно работать над образом и прической.

Затем начался конвейер. В 60-е же годы модная фотография превратилась в настоящую индустрию, когда фотографу на съемку отводилось всего пара часов, над образом модели работали визажисты и парикмахеры, а снимать ей приходилось, главным образом, шестнадцатилетних девочек, облаченных в роскошные, немыслимые наряды. Фэшн-фотография перестала быть для Лиллиан Бассман творчеством и поэтому в начале 70-х годов она покинула мир моды.


Lillian Bassman
It’s a Cinch Carmen, New York, Harper’s Bazaar,1951

Тем не менее, после того, как Лиллиан удалилась от работы в индустрии моды, она продолжала снимать свои абстрактные, психологические портреты уже не для модных журналов, а для себя. Старые негативы, оставшиеся после многочисленных коммерческих фотосъемок, она решила выбросить, поскольку в ее доме уже не хватало места для их хранения.

В 80-е годы вместо фотографии Бассман занялась пошивом одежды и открыла дизайнерский бутик, пользовавшийся большой популярностью. Свои старые фотографии долгое время она считала утраченными. И как раз тут началось самое интересное. Те самые коробки с негативами, которые, как ей казалось, она когда-то выбросила на улицу, вдруг в начале 90-х годов обнаружились в угольном сарае. Лиллиан решила их разобрать и напечатать свои старые негативы заново.

С помощью специальной обработки при печати она добилась того, что ее образные, черно-белые снимки стали еще более контрастными. Успех к Лиллиан Бассман пришел незамедлительно. В 1992 году в Нью-Йорке прошла ее персональная выставка фотографий, напечатанных со старых негативов. Она удостаивается многочисленных наград и вновь возвращается в мир моды.

Lillian Bassman
Night Bloom. Anneliese Seubert, Paris
The New York Times Magazine, 1996

Фотографии Бассман, сделанные много десятилетий назад в рекламных целях, сегодня обрели какое-то новое содержание, новую художественную ценность. Прежде всего, из своей коробки Лиллиан достала ту самую забытую эстетику 50 – 60-х годов, которой так не хватает в современной фотографии. Глядя на эти черно-белые, абстрактные снимки, мы словно смотрим кинохронику и попадаем в параллельную реальность.

Авторский стиль Лиллиан Бассман, который принес ей мировую известность – это размытые образы и очертания предметов, ускользающие и уплывающие из кадра лица моделей, непередаваемая атмосфера каждого снимка. Добиться всего этого ей позволила очень кропотливая работа над негативами и тонкое владение техникой. Монохромные фотоизображения Лиллиан Бассман – это чувственность, нежность, возвышенность, хрупкость и одухотворенность.

Она очень любила снимать на черно-белую пленку и объясняла это просто: «В черно-белых фотографиях есть энергия, есть загадка, — я не знаю, как это описать. Это либо чувствуешь, либо нет. Я так вижу вещи – в черно-белом. Я понимаю, что можно снимать в цвете, но цвет не приносит мне тех эмоций, которые дают мне черно-белые фотографии».

Так почтенная, восьмидесятилетняя женщина вновь стала получать заказы от престижных глянцевых журналов. Верная своему собственному стилю, она всегда пыталась сделать рекламную фотографию искусством. В последние годы своей жизни Лиллиан Бассман изучала основы компьютерной обработки фотоизображений в Photoshop’е и экспериментировала с цифровыми технологиями.

К сожалению, в 2009 году умер ее муж, фотограф Пол Химмель. А в феврале 2012 года, в возрасте 94 лет у себя дома на Манхэттене скончалась и Лиллиан Бассман.

По словам главного редактора журнала Harper’sBazaar Гленды Бейли, Лиллиан «изменила историю моды, изменила фотографию и изменила наш взгляд на женщину… Она была первопроходцем, видела новые направления, и ее работы были необычайно сильными».

При подготовке статьи использованы фотографии галереи «