Недвижимость

Соляризация изображения. Соляризация изображения как оригинальный фотопроцесс

Д-р техн. наук, проф. А. А. Гершун

Каждая воюющая сторона стремится затруднить противнику его действия путем уменьшения видимости своих объектов, затруднения их распознавания и фиксирования как цели, создания искаженного впечатления о деятельности на отдельных участках фронта и тыла. Совокупность этих приемов и носит название маскировки, а обратная задача их выявления и тем самым ликвидации маскировочного эффекта называется демаскировкой. Само собой ясно, что вопросы маскировки и демаскировки очень тесно переплетены между собой. Нельзя разумно замаскировать объект или род деятельности этого объекта, не думая о тех демаскировочных приемах, которые может использовать противник. Маскировка - древнее средство защиты от уничтожения; ею пользовался первобытный человек в борьбе за свое существование, пользуется туземец, прикрепляя к своему наряду ветки, чтобы незаметно пробираться по опушке чащи, пользуется еще более широко военный специалист современной высоко насыщенной техникой армии. Приемы военной маскировки непрерывно развивались вследствие изменения как техники вооружения, так и тактики. Так, например, развитие авиации и исключительно динамичный характер протекших этапов настоящей войны несколько иначе ставят вопросы маскировки, чем это имело место в войну 1914-1918 гг., когда глубокие рейды авиации не имели места и война носила в основном позиционный характер.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Рис. 1. Защитная окраска камбалы под цвет дна аквариума.

Рис. 2. Маскировочная окраска сторожевого корабля.

Рис. 3. Маскировочная окраска охотника, за подводными лодками.

Маскировка в широком смысле этого слова есть совокупность мероприятий, служащих для защиты живой силы и материальных средств путем затруднения их обнаружения, распознавания и уничтожения противником. Как о частных случаях можно говорить о тактической и стратегической маскировке, об оптической, акустической, радиотехнической маскировке и т, п. Круг рассматриваемых в этой статье вопросов будет ограничен некоторыми общими положениями оптической маскировки.

Очертим точнее содержание этого понятия. Объект легче всего может быть распознан противником вследствие того, что он обладает оптическими характеристиками, отличающими его от окружающей среды и определяющими характер самого объекта и его деятельности. Так, например, корабль на море выдается тем, что корпус его пропускает и отражает лучистую энергию не так, как воздух и вода, на фоне которых он проектируется, что корпус его излучает энергию не так, как окружающая его среда, что ночью на корабле имеются осветительные, сигнальные и другие видимые глазом и невидимые, но выявляемые другими приборами, огни.

Оптическая маскировка и ставит своей целью изменить признаки, характеризующие объект как тело и как генератор лучистой энергии в оптическом ее интервале. Поскольку вопросы маскировки всегда и в каждом частном случае тесно переплетены с вопросами демаскировки, оптическую маскировку можно определить и как борьбу с теми демаскирующими признаками, которые обусловлены светом, или, говоря шире, переносом лучистой энергии.

Оптическая маскировка и демаскировка - своеобразная специальность, базирующаяся прежде всего на наблюдательности, здравом смысле и сообразительности, а также и на данных целого ряда наук, как-то: военных, естественных, физико-математических и технических. Маскировка не менее тесно связана с искусством: архитектурой и живописью. Пожалуй, даже правильнее всего говорить об искусстве маскировки и науке демаскировки.

Объекты оптической маскировки весьма разнообразны. Маскируется на фронте и индивидуальный боец и воинские сооружения, предметы их вооружения и передвижения. Объектами маскировки стали отдельные промышленные предприятия и целые населенные пункты, железнодорожные, водные и шоссейные пути и вообще транспорт со всем его подвижным составом и, сооружениями и т. п. Опыт текущей войны особенно подчеркнул, что маскировке тыла должно придаваться не меньшее значение, чем маскировке фронта.

Маскировку можно классифицировать не только по признаку объекта, к которому она применяется (армейская маскировка, морская маскировка, маскировка промышленных сооружений и т. п.), но и по тому, маскируется ли сам объект, т. е. его объемные и поверхностные свойства как тела, или тот или иной вид функциональной деятельности объекта. По этому признаку следует прежде всего выделить структурную маскировку (маскировку вида объекта) и светомаскировку (маскировка деятельности объекта). Вопросы структурной маскировки особо существенны для дня, хотя имеют определенное значение и для темной части суток, если учесть лунные ночи, использование прожекторов, светящих авиабомб и т. п. Вопросы светомаскировки существенны только для ночи.

Начнем обзор с общих задач структурной маскировки, как условно на звана нами маскировка вида объекта, относя сюда, в частности, вопросы защитной и камуфляжной окраски и других специально маскировочных видоизменений одежды бойцов и их снаряжения, предметов вооружения, кораблей, самолетов, танков, автомашин, военных сооружений, мостов, электростанций, жилых домов и т. п. У лиц, мало знакомых с вопросами маскировки, часто имеется неправильное представление о том, что задача сводится к тому, чтобы сделать объект невидимым. Однако такую конечную цель не всегда можно перед собой ставить. Так, например, сделать корабль в открытом море абсолютно невидимым нельзя. Приходится довольствоваться более скромными задачами, например, затруднить обнаружение корабля на больших дистанциях или на фоне берега, затруднить определение класса корабля, курса, которым он движется, или, что еще лучше, обмануть противника, создать у него неправильное представление о типе корабля и направлении его движения. Нельзя скрыть населенный пункт или даже отдельную группу сооружений (например, завод), существование которых, если они хоть сколько-нибудь значительны, всегда следует считать известным противнику. Зная хотя бы примерно местонахождение и конфигурацию объекта, данные о которых могут быть предварительно уточнены путем проведения аэрофотосъемки с больших высот, бомбардировщики противника, пользуясь исчислением пути и наземными ориентирами (реками, железными и другими дорогами и т. п.), могут, если им не помешает противовоздушная оборона, достаточно точно выйти к району цели и ее разыскать. Умелая маскировка путем проведения целого комплекса мероприятий (затруднение правильного использования ориентиров, создание ложных объектов, обработка прилежащих участков, строительные наделки на крышах, соответственная окраска зданий и т. п.) может заставить противника искать, вглядываться, сопоставлять, соображать, т. е. терять драгоценное для него время, особенно в тех условиях, когда «промедление смерти подобно».

Исходное принципы для структурной маскировки следует брать, исходя из наблюдения и изучения законов природы; недаром опыт показывает, что хорошие охотники, попав в армию, особо умело маскируются. Биологи уже многое дали и еще больше могут дать для выявления кардинальных приемов маскировки, поскольку эти приемы являются одним из существеннейших факторов в арсенале средств борьбы за существование.

В природе мы встречаем наиболее совершенный прием маскировки, при котором тело животного неотличимо по своим оптическим свойствам от окружающей его среды. Для достижения такого эффекта необходимо, чтобы поверхность тела была гладкой, чтобы на ней не происходило рассеяние света, чтобы показатели преломления тела животного и окружающей его среды примерно совпадали, чтобы лучи света не отражались и не изменяли своего направления при прохождении через тело животного и, самое главное, чтобы показатель поглощения тела животного заметно не превосходил показатель поглощения света средой, т. е. чтобы животное было так же прозрачно, как и среда, не экранируя находящегося сзади предмета и не создавая теней. Прозрачный предмет, помещенный в прозрачную среду с тем же показателем преломления, невидим. На этом основан один из способов измерения показателя преломления стекла, при котором испытуемый образец последовательно погружается в жидкости с различными показателями преломления.

Достаточно привести пример обычных черноморских медуз и используемых рыболовами в качестве наживки усиков, как там называют обитателей моря - прозрачных креветок.

В воздухе этот прием маскировки уже не может быть использован, поскольку всякое твердое тело значительно сильнее преломляет свет, чем воздух. В воздухе для маскировки может служить прозрачность тела (пример - прозрачные крылья насекомых). Как впервые отметил Релей, прозрачное тело, даже в среде с другим показателем преломления, видно только благодаря неравномерности освещения, т. е. неодинаковой яркости лучей, поступающих к этому телу по различным направлениям. Американский физик Вуд иллюстрировал это положение столь же простой, сколь и остроумной демонстрацией, поместив граненую пробку от графина внутрь полого шара, равномерно окрашенного изнутри светящейся краской. Наблюдателю, смотрящему через отверстие внутрь шара, пробка была невидна. Германия в войну 1914-1918 гг. проводила эксперименты с самолетами с прозрачными крыльями. Развитие техники изготовления прозрачных пластмасс, появление методов значительного ослабления рефлекса от поверхности стекла делают допустимыми фантазии о соответственных приемах маскировочной техники будущего, например, об оптически и магнитно необнаруживаемых морских минах с прозрачным корпусом, наполненным прозрачным взрывчатым веществом.

В природе мы находим, и притом в весьма совершенном виде, и другой маскировочный прием, а именно защитную окраску, т. е. окраску под цвет того основного фона, на котором протекает жизнь данного животного. Достаточно напомнить о белой окраске животных полярных стран, серо-желтой окраске животных пустынь, изумрудно-зеленой окраске животных, скрывающихся среди листвы. Окраска некоторых древесных лягушек, маленьких ящериц, лиственных насекомых тропических лесов изумительно подражает по своим оптическим характеристикам хлорофиллу - зеленому пигменту, которым обусловлен цвет листвы.

Для того чтобы маскировка была полной, необходимо, чтобы в каждом участке спектра и в каждом направлении наружный покров тела отражал столько же света, сколько и фон. Здесь уместно привести следующую выдержку из книги «Жизнь растений» К. А. Тимирязева: «...получаемый нами от растения зеленый цвет не чисто зеленый, а смесь зеленого и красного. В справедливости этого можно убедиться весьма простым и любопытным способом. Самое обыкновенное, встречающееся в продаже синее стекло, поглощая зеленые лучи, пропускает часть красных. Понятно, что если смотреть через такое стекло на зеленую растительность, та оно, поглощая посылаемые в наш глаз зеленые лучи, будет допускать до него только красные. Это - просто синие очки, но стоит их только надеть и весь мир представляется «в розовом свете». Под ясным синим небом развертывается фантастический ландшафт с кораллово-красными лугами и лесами. На этот факт не мешало бы обратить внимание иным живописцам, нередко угощающим в своих ландшафтах невозможной, никогда не виданной малахитовой зеленью. По всей вероятности, в этих неудачных попытках художники стремятся изобразить возможно чистый зеленый цвет, между тем как цвет растительности именно смешанный-зелено-красный». Совет, который К. А. Тимирязев давал художникам, конечно, должен являться заветом и для маскировщиков, и о примере с синими очками, который он приводит, им никогда не следует забывать. Недостаточно хотя бы совершенно точно подогнать цвет объекта к цвету фона, поскольку даже это еще не гарантирует того, что в каждом участке спектра объект и фон отражают (или, соответственно, пропускают) свет одинаково. Человек не способен точно судить о распределении по спектру поступающего в его глаз света; равенство по цвету, колориметрическое равенство, еще не свидетельствует об оптическом тождестве. Достаточно перед глазом поставить разумно выбранное цветное стекло или цветную пленку (светофильтр), чтобы две поверхности, сливающиеся для невооруженного глаза друг с другом, стали отличными и по яркости и по цвету. Так, например, ясно, что через очки, о которых пишет К. А. Тимирязев, зеленая окраска скрадывающейся в листве крыши может выявиться в виде пятна на красном фоне.

Применение светофильтров - не единственный прием, могущий демаскировать окрашенный защитной окраской объект. Предположим даже, что в пределах видимой части спектра спектральные кривые отражения объекта и фона точно совпадают. В этом случае светофильтры не помогут, но противник все же сможет выявить объект, пользуясь не визуальной (разведкой глазом), а инструментальной разведкой. Все знают, что в настоящее время широко применяется инфракрасная аэрофотосъемка, т. е. аэрофотосъемка на специальных фотоматериалах через черный светофильтр, не пропускающий видимых лучей, но пропускающий невидимые лучи, лежащие за красной частью спектра. Как пишет в своем курсе оптики Вуд, впервые применивший в 1909 г. инфракрасную съемку «на таких фотографиях листва кажется снежно-белой но сравнению с угольно-черным небом, а далекие горы, полностью закрытые дымкой на обычной фотографии, вырисовываются очень ясно». Электронно-оптические преобразователи дают возможность прямого видения в невидимых инфракрасных лучах. Следовательно, идеальная недемаскируемая защитная окраска должна удовлетворять следующему тактико-техническому заданию: в каждом участке видимого спектра и прилежащих к нему областях невидимых лучей краска должна так же отражать свет, как и фон, под который она подобрана. Если учесть, что каждый природный фон имеет определенную фактуру, т. е. яркость его по различным направлениям падающего света различна, то ясно, что недостаточно добиться сливания объекта по яркости с фоном, производя наблюдение только в одном направлении. Добившись в этом направлении фотометрического равенства, мы еще не гарантируем его соблюдения по другим направлениям (пример - поверхность объекта несколько более «зеркалит», чем фон). Итак, выдвигается и второе требование о том, чтобы фактура объекта и фона совпадали.

При соблюдении этих требований всегда следует к тому же учитывать, что различные участки поверхности маскируемого объекта имеют различный наклон и, следовательно, неодинаково освещены. Интересно отметить, что защитная одноцветная и равносветлая по всему телу окраска свойственна по преимуществу небольшим животным. Объяснение непригодности имитирующей однотонной окраски для больших животных заключается в эффекте света и тени, выявляющем формовку и рельеф тела. Чтобы обеспечить эффективную маскировку, природа устраняет различие в освещенности различно наклонных элементов тела, придавая им разные коэффициенты отражения. Вспомним черную спинку и белое брюшко многих птиц и рыб; такая окраска обусловлена тем, что световое поле как в атмосфере, так и в толще моря характеризуется преимущественным направлением падения света сверху вниз и, следовательно, большей освещенности сверху, чем снизу. Биологи называют этот закон окраски принципом Эббота Тайера, по имени американского художника, впервые его сформулировавшего в 1902 г. Рассмотрим в качестве примера вопрос об окраске птиц. Хищнику сверху - птица видна на темном фоне земли, хищнику снизу - на светлом фоне неба. Лишь при соблюдении того условия, что коэффициент отражения обратно пропорционален соответствующей данному наклону освещенности, яркость объекта может быть одинаковой и, в частности, равной яркости фона. Сплошная однотипная окраска белого медведя не является исключением из этого общего закона окраски больших животных, ибо в условиях снежного покрова световое поле является почти равномерным, и брюхо медведя столь же сильно освещено, как и его спина.

При решении задач имитирующей окраски необходимо учитывать также наличие собственных и падающих теней. Соответствующий маскировочный эффекту природе часто создается темными полосами пересекающими тело животного; правда, они играют и другую роль, о чем речь будет идти ниже. Этим же приемом в настоящее время повседневно пользуются и маскировщики.

Вопросы защитной окраски естественно чрезвычайно усложняются динамичностью условий природного освещения. Задачи маскировки на неизменном одноцветном фоне (например, зимней маскировки на фоне снега) являются, отвлекаясь от приемов практического их разрешения, простейшими. Вследствие смены времен года, а также и движения объекта, если он этой способностью обладает, обычно приходится решать более чем трудно выполнимую задачу маскировки под переменные фоны. В природе мы находим примеры блестящего разрешения этой задачи. Каждому известно, что у ряда животных, параллельно с сезонными изменениями цвета фона, происходит и соответствующее изменение окраски наружного покрова. По данным работ школы Шулейкина некоторые рыбы обладают способностью абсолютной маскировки, точно копируя путем пигментации спектральную кривую отражения фона, в то время как человек может разбираться в спектральном составе поступающего в его глаз света лишь колориметрически - по воспринимаемому цвету, т. е. по весьма укрупненным показателям. Автор работы по этому вопросу Лукьянова, заканчивая свою статью, пишет: «Рыба воспринимает распределение энергии в спектре, которое человек не в состоянии воспринять без помощи спектрофотометра». Американский физиолог Маст помещал в аквариуме камбалу на синий, красный, зеленый и желтый фон, и она успешно перекрашивалась во все соответствующие цвета. Более того, камбала способна копировать не только окраску грунта, но и рисунок его, в чем легко убедиться, наблюдая камбалу, лежащую на гальке в аквариуме. Приводим из книги П. Ю. Шмидта «Организм среди организмов» иллюстрацию (рис, 1), показывающую изменение окраски камбалы, когда на дне аквариума нанесен шахматный узор.

По ознакомлении с данными биологов по покровительственной окраске у физика поневоле возникают маскировочные фантазии, отображаемые в первом приближении хотя бы следующей принципиальной схемой. Объект подсвечивается тремя цветными потоками, величина и распределение которых автоматически регулируются в зависимости от яркости, цвета и рисунка фона таким образом, чтобы обеспечить наибольшее с ним оптическое слияние. Еще более дальними мечта ли являются мысли о красках, изменяющих свои оптические свойства в зависимости от условий освещения. Пока что приходится довольствоваться использованием другого, также взятого из природы, приема. Маскируемый объект окрашивается пятнами, часть которых на данном фоне выпадает, тем самым затрудняя восприятие целого.

Природа показывает нам еще один способ автоматической подгонки под фон, а именно прием, который можно назвать зеркальной маскировкой. Большинство рыб, плавающих в верхних слоях водоемов, имеет зеркальную чешую. Это весьма эффективный прием маскировки, в чем каждый может убедиться, спуская с лодки в воду отвесно зеркало. Погруженная в воду часть исчезает, сливаясь и по яркости и по цвету с фоном воды. При водолазных спусках можно наблюдать рыб в толще моря, т. е. при реальных условиях освещения. Когда мимо проплывает стайка рыб, то чешуя тех из них, которые находятся выше наблюдателя, кажется светлой и благодаря серебристому блеску уподобляется светлому потолку моря, а чешуя тех рыб, которые плавают ниже наблюдателя, кажется такой же темной, как и темные их спинки и фон нижележащих слоев воды.

Всем вышеперечисленным приемам маскировки учит нас природа. У нее же мы можем научиться и другому приему, а именно камуфляжу. Многие животные имеют, как бы в нарушение принципов фотометрической маскировки, резко выраженные и резко контрастирующие пятна и полосы, как, например, черные и бледножелтые полосы у ягуара и зебры. В данном случае целям обмана служит уже не только область физических фактов, но и психология. Такая пятнистость окраски не только разрушает непрерывность поверхности и контуров, но и вызывает определенное смятение чувств у противника, поскольку при рассматривании сам рисунок настолько овладевает его вниманием, что зрительный образ, особенно если он кратковременен, не вызывает картины определенного животного, а тем более затрудняет, например, оценку положения и направления его движения. Этот прием природы получает под названием камуфляжа широкое применение в военной технике. Можно было бы назвать еще много природных приемов маскировки, перенесенных в военную технику, но и тех примеров, которые приведены достаточно для иллюстрации того положения, что над вопросами маскировки, столь в настоящее время актуальными, должны работать не только военные специалисты, инженеры, физики, химики, архитекторы, но и ученые таких специальностей, как биология и экспериментальная психология. Опыт иностранных государств это подтверждает. Так, например, основоположником морского камуфляжа считается английский естественник Джон Грехам Керр. В молодости он много путешествовал, охотился в разных частях света. В 1895 г. ему пришлось быть на открытии Нильского канала и наблюдать одноцветно окрашенные французские и германские военные корабли. Керру бросилось в глаза, как мало человек использует для военных целей приемы природы, на которые, казалось бы, его должна была бы наталкивать простая наблюдательность. Вся структура наблюдавшихся им кораблей воспринималась правильно, тени не были разбиты, узор корабля не раздроблен, перспектива не искажена. В 1914 г. Керр представляет докладную записку Уинстону Черчиллю, который был тогда первым лордом адмиралтейства. В ней он предлагает использовать в окраске кораблей резко контрастирующие пятна. Приведем следующее место из его доклада: «Разрушение правильности контуров легко достигается с помощью резкой разницы оттенков.

Сплошная однородная окраска делает объект заметным. Нанесение резко контрастирующих пятен создает впечатление излома поверхности». Предложение Керра встречается несколько настороженно, «профессорская» затея вначале иногда вызывает и усмешки, но постепенно камуфляж начинают признавать и торговые моряки и расчетливые подводники. Независимо от Англии, опыты велись и в других странах, в том числе и в России, и к концу войны 1914-1918 гг. было камуфлировано большинство торговых кораблей и ряд боевых кораблей. Прием камуфляжа использует не только флот, но и армия и авиация. Опыт текущей войны показал, что камуфляж, несмотря на новые факторы, не потерял своего значения. Приводим в качестве иллюстраций образцы камуфляжа в 1941 г. двух германских кораблей. На рис. 2 изображен сторожевой корабль, на рис. 3 охотник за подводными лодками. При такой окраске кораблей командиру-подводнику, имеющему возможность лишь весьма кратковременного наблюдения в перископ, трудно определить необходимые ему для торпедной атаки данные.

Камуфляжная окраска в текущую войну начинает широко применяться не только к кораблям, самолетам, артиллерийским орудиям и другим чисто военным объектам, но и в тылу для маскировки зданий, в первую очередь, заводских корпусов. Вопросы проведения координации маскировочных мероприятий и их контроля приобретают государственное значение. С этой точки зрения исключительно поучительна дискуссии по вопросам маскировочного дела в Англии, где биологи выступили с резкой критикой военного ведомства за недооценку значения науки в вопросах маскировки, многократно поднимая вопрос об этом в палате общин путем соответствующих запросов в августе 1939 г. и в июне 1940 г. английскому правительству. В результате совместных усилий военных специалистов и ученых в Англии было обеспечено наличие четкой и разумной постановки маскировочного дела.

При министерстве государственной безопасности в лице его департамента исследовательских и экспериментальных работ создается организация по маскировке в гражданской обороне. В ее штате работают офицеры, физики, химики, фотографы, инженеры, архитекторы, художники, ботаники. При этой организации состоит консультативный комитет, в число членов которого входят ученые, в том числе и биолог. Из 65 технических офицеров в штате маскировочной организации 61 человек до мобилизации были профессиональными художниками или слушателями художественных школ. Вначале, как признаются англичане, эти лица не были обеспечены должным научным руководством, к тому же они, конечно, не имели опыта, и потому было допущено много ошибок.

Несоразмерно большое значение придавалось методу окрашивания за счет приемов декоративной архитектурной маскировки строительными средствами, к крупным объектам применялся прием одноцветной окраски, наблюдалось естественное у художников чрезмерное увлечение живописью. Как пример наивной попытки маскировки на страницах журнала описывается случай, когда на бетонной градирне была нарисована роща деревьев. Такого рода ошибки в скором времени стали невозможны, и в настоящее время в Англии задача маскировки решается, насколько можно судить по имеющимся данным, весьма умело. Подлежащий маскировке объект, обычно группа фабрично- заводских корпусов, вначале фотографируется с самолета, в ответственных случаях изготовляется модель на специальной установке; при разных условиях освещения производятся опыты по применению различных маскировочных схем, причем выполняются цветные фотографии. По утверждении проекта производится разметка по объекту, окраска, полностью выполняются и другие маскировочные предписания, после чего вновь производится цветная аэрофотосъемка уже замаскированного объекта, на основании которой вводятся необходимые коррективы.

В последнем квартале 1940 г. в Англии происходит дальнейшее организационное укрепление службы маскировки. Четыре существующих организации объединяются в одну, подчиненную министерству государственной безопасности. На эту организацию возлагается подготовка офицеров – маскировщиков. Особо существенное значение уделяется вопросам маскировки вновь строящихся предприятий. Здания, построенные при участии маскировщиков, весьма трудно обнаруживаемы и различимы с самолета.

Куст является полупрозрачной структурой, которая не пропускает вышеописанные лучи. Если приблизиться к центру куста на расстояние меньше 15 метров, он становится полностью прозрачным для вас и вы можете смотреть через него насквозь (ваши лучи проходят сквозь него без препятствий).

Как прятаться в кустах?

Размер куста влияет на маскировку, высокие танки в низких кустах будут видны по башне. Степень погружения в куст не влияет, тоесть можно встать не в сам куст, а за кустом, главное помнить про 15 метров. Что бы удостовериться, что куст вас именно спрятал, поверните камеру так, как вас видит предполагаемый враг. Ваш силуэт должен быть полностью обрисован серым цветом.

Что такое «маскировка»?

Маскировка – это способность танка оставаться невидимым для противника. Она помогает безнаказанно атаковать врага или скрываться от него, так что он не будет вас видеть. Маскируют танки, чтобы укрыться от обзора врага.

Как долго видно обнаруженную цель?

После того как лучи видимости пересеклись с корпусом танка и он стал видимым, танк будет оставаться видимым от 3 до 10 секунд (время выбирается случайно), даже если лучи его больше не достают. (Танк, заехавший за дом, исчезнет не сразу. Подсвеченные танки будут видны некоторое время после смерти разведчика.)

Чему равен обзор танка?

Обзор указанный в ТТХ это обзор 100%-ного экипажа с установленной просветлённой оптикой (также как скорострельность указана с досылателем).

Усиливается ли обнаружение, при обзоре больше 445м?

Да. Увидеть дальше 445м вы не сможете, но ваш навык обнаружения замаскированных целей улучшится.
Пример:
С одной стороны танк Пантера, с другой стороны танк Леопард. Оба танка в топовой конфигурации, со 100% экипажем, но без скилла Масировка. Леопард приближается на первой передаче.
Пантера без стереотрубы обнаруживает леопард с 345м.
Пантера со стереотрубой обнаруживает леопард с 430м.
Как видно из этого примера, обзор больше 445м также имеет смысл.

Как часто происходит проверка на видимость?

Частота проверок видимости такая:
в радиусе 50 метров - на каждом тике (0.1 с)
в радиусе 150 метров - дважды в секунду (0.5с между тиками)
в радиусе 270 метров - раз в секунду
в радиусе 445 метров (максимальный радиус не опосредованной видимости) - раз в две секунды (2.0 с между проверками)

Когда танк считается невидимым?

Танк считается невидимым, если кусты/деревья/дома/горы/и т.д. полностью скрывают ваш силуэт (синие габаритные точки) от ВСЕХ противников, чьи лучи до вас дотягиваются.
Правда стоит заметить, что кусты и деревья, на определённых дистанциях, перестают маскировать танк, а также на расстоянии менее 50 метров для упрощения системы считается, что танки видят друг друга в любом случае.

Это означает, что на расстоянии меньше 50м у танков включается "рентген", который видит сквозь любые препятствия.

Как происходит обнаружение в игре?

От танка в радиусе видимости, указанном в ТТХ, посылаются невидимые лучи во все вражеские танки попавшие в этот радиус. В один танк идёт сразу 6 лучей. Танк считается видимым если хотя бы один луч достигнет до габаритной (синей) точки. Теперь "тело" танка в системе видимости будет выглядеть так (все синие точки статичны относительно геометрического центра танка)

У всех танков есть 2 точки обзора

Точки обзора работают не одновременно, а по очереди, через тик. Первый тик один "глазом", второй тик вторым "глазом", третий тик снова первым "глазом". Время между тиками колеблется от 0.1 секунд до 2 секунд, в зависимости от расстояния между танками.
Обзор, для обоих точек считается шаром с фиксированным радиусом, другими словами: Танк видит во все стороны/направления обоими точками обзора одинаково хорошо. Максимальный радиус обнаружения равен 445м, при этом, вражеские танки засвеченные союзниками, видно на расстояния до 700м. Артилерия, в артилерийском режиме, видит засвеченные цели на любом расстоянии.
UPD: По словам Серба, движок не гарантирует видимость больше 445м. Тоесть по прежнему можно увидеть врага на расстоянии до 700м, но не факт что так будет на всех картах и во всех ситуациях.

Как прятаться сразу в нескольких кустах?

Центральный луч-это луч в самую верхнюю точку танка(крыша башни и т.п.), так что в данном случае следует считать что все кусты выше, чем высота танка:

На картинке, если что, не четыре танка, это 4 возможных положения одного танка. Если бы каждое изображение показывало отдельный танк, то вас видели бы все, благодаря радиосвязи.

Усиливается ли эффект от маскировки сразу за несколькими кустами подряд, стоящими друг за другом?

При выстреле танка на его заметность перестают оказывать влияние все кусты в радиусе 15 м, кроме того куста, который имеет наибольший коэффициент влияния на незаметность танка - это происходит для каждого луча видимости из точки обзора танка противника до габаритной точки стрелявшего танка.
Пример:
Вы стоите в большом количестве кустов, часть в радиусе 15м от вас, часть за пределами 15м. Слева и справа два врага. В момент выстрела происходит следующее.
1. Для каждого луча видимости, которые пускает в вас первый враг (всего 6 лучей, по одному на каждую габаритную точку), определяется наиболее плотный куст и просчитывается видимость. Увидел вас враг или не увидел.
2. Тоже самое делается и для второго пративника.
1 и 2 пункты просчитываются одновременно. И если хоть у кого-то из двух врагов получилось вас увидеть, то они оба вас увидят (если рация позволяет).
При этом все кусты находящиеся за пределами 15м, будут просто усиливать влияние куста, который был выбран для просчёта маскировки в момент выстрела. Так серия из 2 кустов в пределах 15м будет работать как 1 куст, а серия из 2 кустов, частично находящаяся за пределами 15м, даст высокую скрытность, но отнимет у вас при этом возможность видеть врага самому.
Игрок встаёт перед выбором:

Либо наблюдать за врагом самому и после выстрела с высокой вероятностью обнаружить себя. Либо быть хорошо замаскированным, но при этом без помощи союзников, полностью слепым. Поэтому грамотный свет (разведчик) является важной часть игры.

Как прятаться в лесу?

Деревья маскируют только в вертикальном положении (и ствол и крона дерева маскируют технику). Маскировка в лесу имеет тот же принцип как и маскировка в нескольких кустах. Если у дерева слишком сильно оголёна нижняя часть ствола, то для маскировки понадобится большое количество деревьев, как на примере в начале статьи.

Поваленное дерево, пока что, никак не маскирует танк (считайте, что этого дерева там больше нет).

Как оставаться невидимым в лесу и кустах как можно дольше?

Выстрел (в большей степени) и движение корпусом (в меньшей степени, включая движение на месте) демаскирует ваш танк на ближайшие 5 секунд, поэтому для достижения максимального эффекта нужно не двигать корпус (башню можно) и не стрелять по врагу. Также можно использовать маскировочную сеть и прокачивать соответствующий скилл у членов экипажа.

Как работает маскировочная сеть?

Эффект от маскировочной сетки не работает во время движения танка и в течении 3 секунд после его остановки. Что бы маскировочная сетка включилась, нужно 3 секунды не двигать корпусом танка, любое последующее движение снова потребует 3 секунды покоя для включения маскировочной сетки.

Как работает скилл маскировка?

Скилл маскировка работает всегда! И стоя и на ходу и во время стрельбы. Он уменьшает радиус заметности танка. Тоесть если на вас смотрит враг с радиусом видимости 400 метров, а у вас прокачан этот скилл, то обнаружение будет не на 400 метрах, а на более близкой дистанции. Также, если вы спрятаны в кустах, этот скилл позволяет снизить шанс того, что вас заметят после выстрела.

Какие движения влияют на маскировку?

Движение корпуса танка (в любую сторону), а также вращение танка на месте снижает маскировку в 2 раза. Движение башни никак не влияет на маскировку и НЕ отменяет эффекты от маскировочной сетки.

Влияет ли скорость передвижения на заметность танка?

Нет. Меделный танк будет заметен также как и быстрый.

Когда активируется маскировка стоящего на месте танка?
У всей техники (кроме топовых ЛТ) заметность на ходу в 2 раза выше заметности стоя. Как только танк останавливается, навык маскировка, в отличии от маскировочной сетки, сразу увеличивается в 2 раза.

Складывается ли эффект от маскировочной сетки и скилла маскировка?

Да, складывается.

Вопрос: Правильно ли я понял, незаметность танка может быть 125? т.е. 100 % экипаж + 25 % сетка?

Ответ: Пусть штатная незаметность танка 20%. Тогда сетка даст ЕМНИП +25% (потом сзхзема будет изменена), итого 20%*1.25=25%. Если навык маскировки у экипажа 0% - незаметность будет 12.5%. При 100% навыке - 25%. Тогда заметность, соответственно - 87.5% и 75%.

Нужно ли прятать орудие танка?

Нет, орудие прятать не нужно. Eсли из кустов (или из-за дома) выглядывает только оно - танк считается невидимым.

Зависит ли обнаружени при стрельбе от калибра орудия?

Да, чем больше калибр, тем выше шанс(расстояние с которого танк будет гарантированно демаскирован) обнаружения в момент выстрела.

Выстрел палит больше (чем движение) за счет того, что непрозрачность кустов в радиусе 15м после выстрела уменьшается (помимо собственно плюса к видимости машины). Этот механизм работает аж с лета, увеличено только падение незаметности (в патче 0.6.2.7 увеличена заметность всех орудий, во время выстрела, на 20%).

Также важную роль играет наличие дульного тормоза (с ним танк намного заметнее при стрельбе).

Зависит ли обнаружение при стрельбе от типа снаряда?

Нет, все типы снарядов, при стрельбе из одного орудия, демаскируют одинаково.

Классовые бонусы и их влияние на маскировку танка в World of Tanks

ПТ-САУ имеют дополнительный маскировочный бонус, помогающий им оставаться незаметным на более близких дистанциях. Однако это не значит, что все ПТ должны быть менее заметны чем танки. Видимость ПТ определяется также как и остальной техники, просто при одинаковой высоте (и ширине) ПТ будет менее заметна. Её максимальная маскировка равна не 125%, а чуть больше (На сколько я помню ПТ получают около +20-25% к маскировке и на выходе имеет 145-150%).
В патче 0.6.2.7 увеличена заметность тяжелых танков 8, 9, 10 уровней на 25% (как стоя, так и в движении).
В том же патче заметность топовых (4 левел) ЛТ, на ходу стала такой же низкой как и стоя.

Вопрос: Правда ли что сейчас маскировка леопарда в движении выше чем в стоящем положении?

Ответ: Нет. Маскировка в движении и в стоящем положении у него одинаковая - это специфика всех топовых лёгких танков.

Есть ли разница между танками одного класса? Что такое "заметность"?

Да, размеры танка влияют на общую заметность. У каждого танка прописаны свои коэффициэнты заметности и именно эти коэффициэнты изменяются навыком "Маскировка" и модулем "Маскировочная сеть". Заметность 100% означает, что танк будет видно на маскимальной дальности обзора. Заметность 0% означает что танк будет видно только с 50м.

Вопрос: навык маскировки влияет на маскировку только после остановки или и в движении?

Ответ: В движении тоже. Просто там базовое значение заметности выше. Грубо, если незаметность паспортная 20, то при 100% навыке экипажа на стоянке будет 20, в движении 10. А если навык 0%, то на стоянке 10, в движении 5

Примеры: Во время теста, бизон с экипажем 75%, обнаруживал МС-1 на расстоянии 284м, а немецкий и американский аналоги с 304м. Другой тест показал, что различий между Холодильником (Су-14) с маскировкой и без неё нет. В целом тесты показали, что заметность танка привязана к его габаритам, а точнее к высоте.

Расчёт маскировки танка в World of Tanks на примере

Если у танка коэффициент незаметности равен 20%, то его незаметность будет равна:

5% - На ходу
6.25% - На ходу +25% маскировка
7.5% - На ходу +50% маскировка
8.75% - Находу +75% маскировка
10% - На ходу +100% маскировка

10% - Стоя
12.5% - Стоя +25% маскировка
15% - Стоя +50% маскировка
17.5% - Стоя +75% маскировка
20% - Стоя +100% маскировка

12.5% - Стоя + сетка
15.625% - Стоя + сетка +25% маскировка
18.75% - Стоя + сетка + 50% маскировка
21.875% - Стоя + сетка +75% маскировка
25% - Стоя + сетка +100% маскировка

Важно! У разных игроков бывают разные модули, разные экипажи и разные повреждения. В бою игровой обзор танков колеблется от 50 до 650 метров. Поэтому в одном случае вас могут в поле со 100м не увидеть, а в другом в кустах с 300м обнаружить!

  • Вперёд

Радуга - это разноцветная дуга на небосводе. Наблюдается она, когда Солнце освещает завесу дождя, расположенную на противоположной стороне неба. Радуга наглядно демонстрирует смесь цветов, составляющих белый свет. Капли влаги в атмосфере действуют подобно призмам, разлагая свет на составляющие его цвета. Наблюдатель видит различные цвета спектра, создаваемые множеством капель. В зависимости от положения наблюдателя относительно Солнца, капель влаги и горизонта он видит радугу различной. Иногда можно видеть две радуги: внутреннюю, или первичную, и внешнюю, или вторичную. Цвета в этих радугах располагаются в противоположной последовательности. Луч света, проходя дождевую каплю, испытывает дисперсию , затем отражается от задней поверхности капли прямо по направлению к наблюдателю - так возникает первичная радуга (рис. 1). Некоторые лучи дважды отражаются внутри капли (рис. 2), создавая последовательность цветов, наблюдаемую во вторичной радуге.

Задание № 000B

По каким причинам во вторичной радуге последовательность цветов обратна цветам первичной радуги?

А. лучи внутри капли испытывают двойное отражение

Б. лучи испытывают двойное преломление

o 1) только А

o 2) только Б

o 3) и А, и Б

o 4) другие причины

· Окно в мир

Панель плазменного телевизора состоит из ячеек, заполненных плазмой. Ее пиксели сформированы из крохотных колбочек, похожих на лампы дневного света, - они обеспечивают контрастность, яркость и самый что ни на есть черный цвет: «лампочка» выключена, вот и черный цвет. Впрочем, и у плазменного телевизора есть свои недостатки. Главный из них - высокое энергопотребление. К тому же такой телевизор сильно греется, ему нужна система охлаждения , а она при работе шумит. Кроме того, со временем пиксели «выгорают».

Задание №03BEE8

Люминофоры - это твёрдые и жидкие вещества, способные излучать свет под действием различного рода возбуждений. На экране кинескопа люминофор начинает светиться под действием

o 1) электронного луча

o 2) радиоизлучения

o 3) магнитных полей

o 4) электростатических полей

    Окно в мир

Сегодня в магазине можно увидеть разные типы телевизоров: телевизоры с электронно-лучевой трубкой (кинескопом), жидкокристаллические и плазменные телевизоры. С точки зрения физики эти телевизоры отличаются друг от друга принципом перевода электромагнитного сигнала в зрительный образ.

Изображение в электронно-лучевой трубке формируется с помощью электронного луча, который с большой скоростью «рисует» на экране, покрытом специальным веществом (люминофором), каждую строчку изображения. Скорость луча такова, что, глядя на экран, мы воспринимаем картинку целиком, однако мерцание легко заметить боковым зрением. Для цветных кинескопов разработаны люминофоры, дающие три основных цвета свечения: синий, зелёный, красный (человек воспринимает цвета как результат смешения в определенных количественных соотношениях этих трех основных цветов).

Экран жидкокристаллического телевизора (ЖК) представляет собой панель, состоящую из ячеек с жидкими кристаллами, подсвечиваемых с обратной стороны специальной лампой. Оптические свойства жидких кристаллов изменяются в электрических полях.

В электрическом поле кристалл ориентируется и делает ячейку то светлее (открывая), то темнее (закрывая). Изображение складывается из точек (пикселей), а каждая из них формируется тремя кристаллами, которые отвечают за красный, зеленый и синий цвета. «Бегающего» луча в ЖК-телевизорах нет, и мерцания картинки не происходит. Однако важно помнить, что в большинстве моделей ЖК есть свой недостаток: они не дают «радикально черный» цвет (кристалл не затеняет ячейку на 100%).

Панель плазменного телевизора состоит из ячеек, заполненных плазмой. Ее пиксели сформированы из крохотных колбочек, похожих на лампы дневного света, - они обеспечивают контрастность, яркость и самый что ни на есть черный цвет: «лампочка» выключена, вот и черный цвет. Впрочем, и у плазменного телевизора есть свои недостатки. Главный из них - высокое энергопотребление. К тому же такой телевизор сильно греется, ему нужна система охлаждения, а она при работе шумит. Кроме того, со временем пиксели «выгорают».

      Задание № 000

Сейчас у всех на слуху новый стандарт цифрового телевидения – ТВЧ (телевидение высокой четкости). Основное его преимущество – большое разрешение изображения: до 1920×1080 точек (сегодня все эфирные каналы вещают с разрешением 720×576 точек). Это означает, что картинка в формате ТВЧ содержит

§ 1) примерно в 5 раз больше деталей

§ 2) примерно в 5 раз меньше деталей

§ 3) примерно в 2 раза больше деталей

§ 4) примерно в 2 раза меньше деталей

      Задание №A5898C

Какой недостаток по сравнению с кинескопом и плазменным телевизором имеет ЖК-телевизор?

§ 1) высокое электропотребление

§ 2) мерцание картинки на экране

§ 3) невозможность изобразить черный цвет

§ 4) возникновение рентгеновского излучения при торможении электронного пучка

    Рассеяние световых лучей в атмосфере

Проходя через земную атмосферу, поток солнечных лучей частично рассеивается, частично поглощается и до Земли доходит ослабленным. В видимой части спектра поглощение играет малую роль в сравнении с рассеянием. Именно за счёт рассеяния происходит главное ослабление световых солнечных лучей.

Рассеяние световых лучей сильно зависит от длины волны. По расчётам английского физика лорда Рэлея, интенсивность рассеянного света в чистом воздухе обратно пропорциональна четвёртой степени длины волны. Поэтому, проходя через атмосферу, лучи разных длин волн ослабляются по-разному: короткие световые волны (фиолетово-голубая часть спектра) рассеваются значительно сильнее длинных (красная часть спектра). Это приводит к тому, что желтоватый свет Солнца при рассеянии превращается в голубой цвет неба.

Крупные частицы пыли практически одинаково рассеивают все длины волн видимого света. Наличие в воздухе сравнительно крупных частичек пыли добавляет к рассеянному голубому свету свет, отражённый частичками пыли, то есть почти неизменный свет Солнца. Цвет неба становится в этих условиях белесоватым.

Чем ближе опускается Солнце к горизонту, тем больше ослабляются его лучи (см. рисунок). На рисунке наблюдатель находится на Земле в точке О . Если Солнце в зените, то есть вертикально над головой, то его лучи проходят в атмосфере путь АО . По мере опускания Солнца к горизонту путь его лучей будет увеличиваться и достигнет максимальной длины (ЕО ), когда Солнце окажется на горизонте.

Длина пути, проходимого солнечными лучами в атмосфере, при разных зенитных расстояниях Солнца

На длинном пути потери коротковолновых, то есть фиолетовых и синих, лучей становятся все более заметными, и в прямом свете Солнца до поверхности Земли доходят преимущественно длинноволновые лучи: красные, оранжевые, жёлтые. Поэтому цвет Солнца по мере его опускания к горизонту становится сначала жёлтым, затем оранжевым и красным. Красный цвет Солнца и голубой цвет неба – это два следствия одного и того же процесса рассеяния.

      Задание №03FC9A

По мере опускания Солнца к горизонту в прямом солнечном свете исчезают в первую очередь

§ 1) жёлтые лучи

§ 2) голубые лучи

§ 3) фиолетовые лучи

§ 4) красные лучи

      Задание №D3E0AB

В 1869 году английский физик Дж. Тиндаль выполнил следующий опыт: через прямоугольный аквариум, заполненный водой, пропустил слабо расходящийся узкий пучок белого света.

Какой оттенок (голубой или красный) будет иметь пучок при рассмотрении его с выходного торца? Ответ поясните.

      Задание №D67BE5

Длина волны фиолетовых лучей (0,4 мкм) примерно в 2 раза меньше длины волны красных лучей (0,8 мкм). Поэтому фиолетовые лучи будут рассеиваться

§ 1) в 2 раза слабее, чем красные

§ 2) в 2 раза сильнее, чем красные

§ 3) в 16 раз слабее, чем красные

§ 4) в 16 раз сильнее, чем красные

    Цвета неба и заходящего Солнца

Почему небо имеет голубой цвет? Почему заходящее Солнце становится красным? Оказывается, в обоих случаях причина одна – рассеяние солнечного света в земной атмосфере. В 1869 году английский физик Дж. Тиндаль выполнил следующий опыт: через прямоугольный аквариум, заполненный водой, пропустил слабо расходящийся узкий пучок света. При этом было отмечено, что если смотреть на световой пучок в аквариуме сбоку, то он представляется голубоватым. А если смотреть на пучок с выходного торца, то свет приобретает красноватый оттенок. Это можно объяснить, если предположить, что синий (голубой) свет рассеивается сильнее, чем красный. Поэтому при прохождении белого светового пучка через рассеивающую среду из него рассеивается в основном синий свет, так что в выходящем из среды пучке начинает преобладать красный свет. Чем больший путь проходит белый луч в рассеивающей среде, тем более красным он кажется на выходе.

В 1871 году Дж. Стретт (Рэлей) построил теорию рассеяния световых волн на частицах малого размера. Установленный Рэлеем закон утверждает: интенсивность рассеянного света пропорциональна четвёртой степени частоты света, или, иначе говоря, обратно пропорциональна четвёртой степени длины световой волны.

Рэлей выдвинул гипотезу, по которой центрами, рассеивающими свет, являются молекулы воздуха. Позже, уже в первой половине XX века было установлено, что основную роль в рассеянии света играют флуктуации плотности воздуха – микроскопические сгущения и разрежения воздуха, возникающие вследствие хаотичного теплового движения молекул воздуха.

Путь солнечного луча в земной атмосфере зависит от высоты Солнца над горизонтом: 1 – Солнце в зените; 3 – Солнце на уровне горизонта

      Задание №04B0D7

Длина волны в красной части видимого спектра примерно в 2 раза больше длины волны в фиолетовой части спектра. Согласно теории Рэлея, интенсивность рассеянных фиолетовых лучей по сравнению с красными

§ 1) в 8 раз больше

§ 2) в 16 раз больше

§ 3) в 8 раз меньше

§ 4) в 16 раз меньше

      Задание № 000DB

Какая часть заходящего Солнца (верхняя или нижняя) выглядит более красной? Ответ поясните.

      Задание № 000EA

Небо имеет голубой цвет, потому что при прохождении белого света через атмосферу

§ 1) интенсивность рассеянного света убывает с ростом частоты

§ 2) флуктуации плотности воздуха поглощают в основном синий свет

§ 3) красный свет поглощается сильнее синего света

§ 4) синий свет рассеивается сильнее, чем красный

    Альбедо Земли

В 90-х годах XX века стала очевидна значительная роль аэрозолей – «облаков» мельчайших твёрдых и жидких частиц в атмосфере. При сжигании топлива в воздух попадают газообразные оксиды серы и азота ; соединяясь в атмосфере с капельками воды, они образуют серную, азотную кислоты и аммиак , которые превращаются потом в сульфатный и нитратный аэрозоли. Аэрозоли не только отражают солнечный свет, не пропуская его к поверхности Земли. Аэрозольные частицы служат ядрами конденсации атмосферной влаги при образовании облаков и тем самым способствуют увеличению облачности. А это, в свою очередь, уменьшает приток солнечного тепла к земной поверхности.

      Задание № 000C

Под альбедо поверхности понимают

§ 1) общий поток падающих на поверхность Земли солнечных лучей

§ 2) отношение потока энергии отражённого излучения к потоку поглощённого излучения

§ 3) отношение потока энергии отражённого излучения к потоку падающего излучения

§ 4) разность между падающей и отражённой энергией излучения

      Задание №2C1187

Какие утверждения справедливы?

А. Аэрозоли отражают солнечный свет и, тем самым, способствуют уменьшению альбедо Земли.

Б. Извержения вулканов способствуют увеличению альбедо Земли.

§ 1) только А

§ 2) только Б

§ 3) и А, и Б

§ 4) ни А, ни Б

    Альбедо Земли

Температура у поверхности Земли зависит от отражательной способности планеты – альбедо. Альбедо поверхности – это отношение потока энергии отражённых солнечных лучей к потоку энергии падающих на поверхность солнечных лучей, выраженное в процентах или долях единицы. Альбедо Земли в видимой части спектра – около 40%. В отсутствие облаков оно было бы около 15%.

Альбедо зависит от многих факторов: наличия и состояния облачности, изменения ледников, времени года, и, соответственно, от осадков.

В 90-х годах XX века стала очевидна значительная роль аэрозолей – «облаков» мельчайших твёрдых и жидких частиц в атмосфере. При сжигании топлива в воздух попадают газообразные оксиды серы и азота; соединяясь в атмосфере с капельками воды, они образуют серную, азотную кислоты и аммиак, которые превращаются потом в сульфатный и нитратный аэрозоли. Аэрозоли не только отражают солнечный свет, не пропуская его к поверхности Земли. Аэрозольные частицы служат ядрами конденсации атмосферной влаги при образовании облаков и тем самым способствуют увеличению облачности. А это, в свою очередь, уменьшает приток солнечного тепла к земной поверхности.

Прозрачность для солнечных лучей в нижних слоях земной атмосферы зависит также от пожаров. Из-за пожаров в атмосферу поднимается пыль и сажа, которые плотным экраном закрывают Землю и увеличивают альбедо поверхности.

      Задание №B4D9BB

В таблице приведены некоторые характеристики для планет Солнечной системы – Венеры и Марса. Известно, что альбедо Венеры А 1 = 0,76, а альбедо Марса А 2 = 0,15. Какая из характеристик, главным образом, повлияла на различие в альбедо планет?

      Задание №C48D45

Увеличивается или уменьшается альбедо Земли в период извержения вулканов? Ответ поясните.

    Открытие рентгеновских лучей

Рентгеновские лучи были открыты в 1895 г. немецким физиком Вильгельмом Рентгеном. Исследуя катодные лучи (поток электронов), Рентген заметил, что при торможении быстрых электронов на любых препятствиях возникает сильно проникающее излучение, которое ученый назвал Х-лучами (в дальнейшем за ними утвердится термин «рентгеновские лучи»). Когда Рентген держал руку между трубкой и экраном, то на экране были видны темные тени костей на фоне более светлых очертаний всей кисти руки.

Рентгеновские лучи действовали на фотопластинку, вызывали ионизацию воздуха, не взаимодействовали с электрическими и магнитными полями. Сразу же возникло предположение, что рентгеновские лучи - это электромагнитные волны, которые в отличие от световых лучей видимого участка спектра и ультрафиолетовых лучей имеют гораздо меньшую длину волны. Но если рентгеновское излучение представляет собой электромагнитные волны, то оно должно обнаруживать дифракцию - явление, присущее всем видам волн. Дифракцией называется огибание волнами препятствий и отклонение, тем самым, от прямолинейного распространения в однородной среде. Дифракция выражена особенно ярко, если размеры препятствий сопоставимы с длиной волны.

Дифракцию рентгеновских волн удалось наблюдать на кристаллах. Кристалл с его периодической структурой и есть то устройство, которое неизбежно должно вызвать заметную дифракцию рентгеновских волн, так как их длина близка к размерам атомов. На рисунке показана дифракционная картина, полученная при облучении кристалла узким пучком рентгеновских лучей.

      Задание №08E111

Использование рентгеновских лучей для диагностики переломов костей основано на том, что рентгеновские лучи

§ 1) дифрагируют на клетках биологической материи

§ 2) проникают через мягкие ткани и задерживаются костной тканью человека

§ 3) активно взаимодействуют с кровеносной системой, увеличивая концентрацию кислорода

§ 4) вызывают свечение костной ткани человека

      Задание № 000C04

Рентгеновские лучи образуются при

§ 1) распространении электронов в вакууме

§ 2) распространении электронов в газах

§ 3) резком торможении быстрых электронов на препятствии

§ 4) взаимодействии электронов с молекулами газа

      Задание №EA187D

Что послужило доказательством волновой природы рентгеновских лучей?

§ 1) Рентгеновские лучи обладают сильной проникающей способностью.

§ 2) Рентгеновские лучи не взаимодействуют с электрическим полем.

§ 3) Рентгеновские лучи не взаимодействуют с магнитным полем.

§ 4) Рентгеновские лучи дифрагируют на кристаллах.

    Опыты Джильберта по магнетизму.

    В 1600 году была напечатана книга Вильяма Джильберта «О магните», которая содержит много опытов по магнетизму.
    Джильберту удалось объяснить, почему наклонение стрелки компаса меняется с географической широтой. Угол наклонения магнитной стрелки - это угол, который в вертикальной плоскости ось магнитной стрелки составляет с плоскостью горизонта. Джильберт выдвинул гипотезу, что наша Земля - большой круглый магнит, причем он полагал, что географические полюсы почти совпадают с магнитными.

    Джильберт вырезал из природного магнита шар так, чтобы в нем получились полюсы в двух диаметрально противоположных точках. Этот шарообразный магнит он назвал тереллой (рис.1), то есть маленькой Землей. Приближая к ней подвижную магнитную стрелку, можно наглядно показать те разнообразные положения магнитной стрелки, которые она принимает в различных точках земной поверхности: на экваторе стрелка расположена параллельно плоскости горизонта, на полюсе - перпендикулярно плоскости горизонта.
    Рассмотрим опыт, обнаруживающий «магнетизм через влияние». Подвесим на нитках две железные полоски параллельно друг другу и будем медленно подносить к ним большой постоянный магнит. При этом нижние концы полосок расходятся, так как намагничиваются одинаково (рис.2а). При дальнейшем приближении магнита нижние концы полосок несколько сходятся, так как полюс самого магнита начинает действовать на них с большей силой (рис. 2б).
      Задание №0AFADD

Как меняется угол наклонения магнитной стрелки по мере движения по земному шару вдоль меридиана от экватора к полюсу?

§ 1) все время увеличивается

§ 2) все время уменьшается

§ 3) сначала увеличивается, затем уменьшается

§ 4) сначала уменьшается, затем увеличивается

      Задание №1B8EE4

В опыте, обнаруживающем «магнетизм через влияние», обе железные полоски намагничиваются. На рисунках 2а и 2б для обоих случаев указаны полюса левой полоски.

На нижнем конце правой полоски

§ 1) в обоих случаях возникает южный полюс

§ 2) в обоих случаях возникает северный полюс

§ 3) в первом случае возникает северный, а во втором возникает южный

§ 4) в первом случае возникает южный, а во втором возникает северный

      Задание № 000C

В каких точках расположены магнитные полюсы тереллы (рис.1)?

    Маскировка и демаскировка

Цвет различных предметов, освещённых одним и тем же (например, Солнцем), бывает весьма разнообразен. При рассмотрении непрозрачного предмета мы воспринимаем его цвет в зависимости от того излучения, которое отражается от поверхности предмета и попадает к нам в глаза.

Доля светового потока, отражённого от поверхности тела, характеризуется коэффициентом отражения ρ. Тела белого цвета отражают всё падающее на них излучение (коэффициент отражения ρ близок к единице для всех длин волн), тела чёрного цвета поглощают всё падающее на них излучение (коэффициент отражения ρ равен практически нулю для всех длин волн). Коэффициент отражения может зависеть от длины волны, благодаря чему и возникают разнообразные цвета окружающих нас тел.

Предмет, у которого коэффициент отражения имеет для всех длин волн практически те же значения, что и окружающий фон, становится неразличимым даже при ярком освещении. В природе в процессе естественного отбора многие животные приобрели защитную окраску (мимикрия).

Этим пользуются также в военном деле для цветовой маскировки войск и военных объектов. Практически трудно достичь того, чтобы для всех длин волн коэффициенты отражения предмета и фона совпадали. Человеческий глаз наиболее чувствителен к жёлто-зелёной части спектра, поэтому при маскировке пытаются достичь равенства коэффициентов отражения прежде всего для этой части спектра. Однако если замаскированные с таким расчётом объекты не наблюдать глазом, а фотографировать, то маскировка может утратить своё значение. Действительно, на фотографическую пластину особенно сильно действует фиолетовое и ультрафиолетовое излучение. Несовершенство маскировки отчётливо скажется также в том случае, если вести наблюдение через светофильтр, практически устраняющий те длины волн, на которые маскировка рассчитана.

      Задание №0C40E5

Необходимо обнаружить маскировку, рассчитанную на человеческий глаз. Для этого можно использовать

§ 1) жёлтый фильтр

§ 2) зелёный фильтр

§ 3) жёлто-зелёный фильтр

§ 4) синий фильтр

      Задание №B82E95

Коэффициент отражения света равен

§ 1) световому потоку, падающему на тело

§ 2) световому потоку, отражённому от поверхности тела

§ 3) отношению светового потока, падающего на тело, к световому потоку, отражённому от поверхности тела

§ 4) отношению светового потока, отражённого от поверхности тела, к световому потоку, падающему на тело

http://opengia. ru/subjects/physics-9/topics/3?page=109

Индивидуальная маскировка предназначена для того, чтобы ввести противника в заблуждение, скрыв от него истинное положение на местности. Тем самым уменьшается вероятность уничтожения противником личного состава. Кроме того, появляется возможность скрытно расположить огневые точки и снайперов, чтобы нанести противнику максимально больший вред.

В настоящее время имеется несколько способов индивидуальной маскировки. Это:

  1. 1. Применение для маскировки свойств местности и предметов на ее территории.
  1. 2. Особые требования к снаряжению.
  1. 3. Использование для маскировки имеющихся подручных средств.
  1. 4. Маскировка в процессе передвижения (на марше).
  1. 5. Передвижение без шума.
  1. 6. Маскировка стоянок и мест отдыха.
  1. 7. Маскировка в условиях зимы.

Использование маскировочных свойств местности связано с характером естественных масок, которые помогают маскировке. Так, очень эффективны такие естественные маски, как сплошной кустарник, лесопосадки, жилые кварталы, лесные массивы, лесопосадки, сады, промышленные предприятия. К ним же относится и глубокий рельеф: овраги, ямы, бугры, воронки, канавы, балки, лощины, в которых маскхалат может быть совершенно незаметным..

Эффективно использовать маскировку на местности можно, если устранить демаскирующие признаки, к которым относятся такие:

  • - характерные очертания человека;
  • - тепловое (инфракрасное) излучение и отражение радиосигналов;
  • - характерный покрой одежды и ее цвет;
  • - оружие и снаряжение.

Как используют местные предметы для маскировки?

Для маскировки следует выбирать такую местность, на которой маскхалат снайпера или другая одежда не выделялись бы среди окружающих предметов, либо были бы похожи на них, сливаясь с окружающим фоном. Для того, чтобы достичь такого, нужно хорошо знать, как предмет данной местности выглядит со стороны.

Под фоном в данном случае подразумевается местность, которая окружает предмет маскировки, находящийся в поле зрения наблюдающего. Фон может быть равнинным, холмистым, горным, закрытым, открытым, пересеченным.

Самые лучшие маскировочные свойства имеет пересеченный, горный и закрытый фон. Здесь находится очень много естественных масок, и данные местности гораздо труднее просматриваются как с земли, так и с воздуха.

Следует обратить внимание на то, что созданные человеком сооружения и предметы имеют четкую форму, часто прямые линии, резко выделяющиеся среди местности. В природе же преобладают мягкие, неопределенные линии и очертания. Кусты, камни, скалы, кочки, деревья имеют свои очертания, которые не отличаются от других, и создают общий неопределенный фон.


  • - Чтобы смягчить резкие контуры тела, следует занять позиции в примерном центре выбранного предмета местности, не выходя за его очертания.
  • - Если приходится занимать положение на выступающей грани или на углу предмета, нужно располагаться как можно ближе к земле.
  • - Контуры человека наиболее заметны на фоне верхних очертаний объекта.
  • Следует избегать такой позиции или передвижения, при которых будет резко появляться на фоне неба или другого фона. Так, при выходе из оврага или ущелья не нужно сразу же вставать в полный рост, не нужно передвигаться по гребням высоты. Если же нужно пройти вдоль реки или опушки, следует держаться в глубине.
  • При передвижении нужно помнить, что руки и голова особенно бросаются в глаза. Поэтому локти и кисти следует прижимать к туловищу, а голову по мере возможности втягивать.
  • Обязательно нужно использовать погодные преимущества. А именно: сильный снег быстро заметает следы, дождь и туман рассеивают внимание наблюдающих и т.п.
  • Радиосвязь нужно использовать по минимуму, а сам сеанс должен быть очень коротким. Лучше всего пользоваться закрытыми каналами связи.
  • Команды нужно подавать жестами или шепотом по цепочке. Каждый член команды должен знать и применять азбуку жестов на практике.

  • Излишняя маскировка не всегда полезна.
  • Часы, очки, компас и другие предметы с отражающей поверхностью должны быть хорошо спрятаны.

Одним из демаскирующих признаков являются запахи искусственного происхождения. Поэтому:

  • Недопустимо курение.
  • Предметы туалета должны быть непахучими.
  • Так как большинство репеллентов имеют стойкий запах, лучше ими не пользоваться.
  • Не следует употреблять конфеты с сильным ароматом, а также лук или чеснок. После жевательной резинки рот следует прополоснуть водой,
  • Сигаретный дым можно учуять за сто метров, а запах еды и пота - еще на более дальнем расстоянии. Техника, топливо, взрывчатка, боеприпасы, смазочные материалы, стрелковое вооружение и немытое тело имеют подчас очень сильный запах, который легко может быть замечен наблюдателем, находящимся с подветренной стороны.

Каким должно быть личное снаряжение: Маскировочный костюм является индивидуальным средством маскировки, он предназначен для того, чтобы скрыть личный состав от визуального обнаружения противником.

Задача же камуфляжа заключается в том, чтобы максимально усложнить противнику обнаружение человека на местности при ее быстром визуальном осмотре, а также усложнить точное и быстрое прицеливание. Для достижения этой задачи нужно, чтобы камуфляжное обмундирование не выделялось на окружающем фоне, а при неподвижности было совершенно незаметным, сливаясь с окружающей местностью.

Если приходится действовать на разной местности, то в качестве маскировочного камуфляжа может быть выбран костюм Гилли, который обеспечит максимальную незаметность на окружающем фоне. Для этого костюма выбирают такую цветовую гамму, которая наиболее характерна как для данного времени года, так и для данной местности. При этом следует иметь в виду, что цветовая гамма местности меняется при изменении погоды, освещения и времени суток.

Для местности в средней полосе наиболее эффективным цветом для маскировки является оливковый однотонный (хаки) или пятнистый. Мелкие пятна на одежде оливкового цвета прекрасно маскируют силуэт вблизи, так как выполнены в виде контуров мелкой листвы. При удалении такие пятна сливаются вместе и размывают силуэт человека, одетого в такой камуфляж. Для лучшей маскировки применяется несимметричное расположение пятен: например, одна половина делается более светлой, другая - более темной.

На расстоянии до 30- 50 м рисунок камуфляжа работает прекрасно, дальше все пятна сливаются вместе и силуэт становится более заметным.

В начале весны, когда много весенней зелени, прекрасно работает камуфляж «березка». На комбинезон нашивают тесемки, к которым привязывают пучки травы и плетеные веники. Такая маскировка в лесу работает очень хорошо, делая человека практически незаметным.

Место выполнения задачи выбирается только тогда, когда проверено соответствие обмундирования цветовой гамме местности.

Головной убор:

Недопустимо использование головного убора, имеющего четкий контур, например, с козырьком. Лучше выбрать сетчатую панаму, к которой можно крепить растительность (ветки, пучки травы) и лоскуты.

Лучше выбрать косынку оливкового цвета, поверх которой будет надеваться сеточка, чтобы крепить растительность или лоскутки. Используя косынку, помните, что голова в ней так и останется «шаром», поэтому маскировка головы всегда остается чуть ли не самой сложной задачей.

Маскируем армейскую каску:

На каску надевают чехол из ткани, поверх которого крепится сетка для того, чтобы удобно было крепить пучки травы. На чехол, кроме того, по кругу нашиваются растрепанные по концам полосы материи. На вершине каски лоскуты закрепляют, предварительно сложив их вдвое. Замаскированная таким образом каска, при поворотах головы, каждый раз имеет разные очертания. Главное - закрепить лоскуты так, чтобы они не закрывали боковой обзор и не мешали движениям головы. При слишком большом количестве лоскутов каска станет слишком тяжелой, особенно после того, как лоскуты намокнут от дождя. Сзади лоскуты крепят так, чтобы они свисали на шею и плечи, маскируя их.

Обувь должна быть бесшумной, так как любой скрип сразу же демаскирует. Для ботинок следует сшить чехлы из маскировочной ткани, в цветовой гамме, соответствующей данной местности.

В общем, требования к личному снаряжению таковы:

  • И одежда, и снаряжения должны быть тщательно подогнаны, и не должны иметь никаких дефектов.
  • Застежек на молниях и липучках следует избегать - они имеют слишком выразительные
  • звуки при открывании/закрывании. Лучше использовать пуговицы и кнопки.
  • Все блестящие детали (застежки, пуговицы, карабины, пряжки) должны быть закрашены.
  • Карманы следует застегнуть, не класть в них ненужных предметов.

Боевой грим:

При естественном свете в лесу даже в хорошем маскировочном костюме бойца можно заметить по открытым светлым участкам кожи. Для того, чтобы замаскировать лицо, шею и другие открытые участки кожи, используется маскировочный грим. Возможна замена маскировочного грима накомарником или маской с прорезями, шарфом и перчатками. Основной задачей боевого грима является сближение цвета лица с цветом окружающего фона, а также в том, чтобы оказать деморализующее воздействие на противника.

Когда наносится боевой грим, не нужно забывать, что окрашивать следует всё: глазные веки, подбородок, уши, шею. Для рук применять грим не стоит, так как он смывается потом через несколько сотен метров. Поэтому лучше надеть на руки зеленые перчатки.

Окраска должна производиться так, чтобы сделать лицо несимметричным. Так, выступающие части лица нужно окрасить в темные тона, а впадины - в зеленые. Если растительность - это трава или камыш, то наносятся вертикальные полосы. При передвижении в местности с деревьями полосы должны наноситься горизонтально или по диагонали.

Если грима под рукой нет, то можно использовать подручные материалы: темный сок растений, грязь, глину, сажу, древесный уголь. Самым простым способом маскировки считается нанесение на лицо смеси золы и грязи, или золы, смешанной с соком трав, предварительно покрыв лицо мыльным раствором. Такой боевой грим очень эффективен, так как не отсвечивает даже на солнце.

Однако подручные средства для боевого грима имеют и свои недостатки, так как они часто могут быть токсичными, сильно раздражают кожу, на защищают от мошки и комаров, и неэффективны в ближнем ИК диапазоне.

Основные методы использования подручных маскировочных средств:

Ветви деревьев и кустарников, пучки листвы и травы вдевают в петли, пришивают к обмундированию, закрепляют эластичным сетчатым бинтом. Такая маскировка держится 2-3 часа.

Медицинский бинт, окрашенный природными или химическими материалами, используется как лохмотья для маскировочного костюма, для маскировки оружия и снаряжения. При использовании природных красок такая маскировка держится 4-6 часов, при использовании химических красителей - все время выполнения задания.

Эластичный сетчатый бинт, окрашенный местами природными или химическими красителями, используется в качестве фиксатора маскировочных растений и цветных лоскутов. В зимний период, как и предыдущий материал, на подлежит окрашиванию. При использовании природных красителей действует 4-6 часов, при использовании химической окраски - все время задания.

Древесный уголь и жженая пробка используются в качестве боевого грима. Их наносят штриховкой или несимметрично расположенными пятнами на лицо, шею, другие открытые участки тела. Могут применены при ограниченной видимости, сами не смываются.

Маскировочный боевой грим наносят на открытые участки лица, шеи. Не смывается сам.

Маскировка в условиях марша: Перед тем, как начинать передвижение, следует проверить и подогнать снаряжение, обувь и одежду. Костюм снайпера должен быть таким, чтобы при походе ничего не стучало и не бряцало. Чтобы проверить это, нужно, одевшись и снарядившись, попрыгать. Недостатки одежды и снаряжения сразу же обнаруживаются и устраняются.

Наибольшую скрытность передвижения обеспечивает холмистая местность. Лучше всего идти вдоль гребня, но не по его вершине, так как силуэт человека хорошо заметен издали как в ночное, так и в дневное время. Гребень нужно пересекать по-пластунски, используя все естественные укрытия: расщелины, кусты, ямы. Следует иметь в виду, что любой участок передвижения может контролироваться противником, поэтому лучше передвигаться в тени.

Как переходить дорогу:

Дорогу следует переходить на тех участках, где имеется твердое покрытие, и нет густой высокой травы. Переходя дорогу, нужно выбирать тенистые участки. Если местность открыта, дорогу необходимо пересекать там, где она прямая. В лесу и в горах дорогу пересекают на повороте. Такой прием снижает возможность обнаружения и дает возможность просмотреть все, что делается вокруг. На дороге и на обочине не следует оставлять следов.

Можно незаметно пересечь дорогу, воспользовавшись водопропускными трубами под полотном дороги, или другими гидротехническими устройствами. Проходя через высокую траву, через камыши или посевы, следует двигаться пригнувшись. Маскировочный халат делает такое передвижение более незаметным.

Железную дорогу пересекают ползком, вдоль рельса. руки и ноги ставят на шпалы, чтобы не оставлять следов ни на насыпи, ни на щебне.

При спуске в ров, не нужно подниматься, следует по-прежнему передвигаться пригнувшись. Вход и выход из воды нужно совершать в тех местах, где берег либо захламлен хворостом или камышом, либо имеет твердое покрытие (галька или сухая твердая земля). Растения при переправе не срывают. Маскируясь при пересечении реки, используют подручные материалы - бревна, ящики, плавающие в воде. Однако такая переправа хороша только при небольшой группе (2-3 человека), так как появление у берега большего количества плавающих предметов слишком подозрительно.

В лесу лучше передвигаться не по краю опушки, а немного в глубине. В зависимости от времени года лиственный и хвойный лес могут быть либо лучшим, либо худшим местом маскировки. Так, летом лучше маскирует лиственный лес, и человек в костюме Ghilly в нем практически незаметен. Зимой - наоборот, так как голые ветви в лиственном лесу не дают возможности хорошо замаскироваться.

Так как до 10 утр а и после 16 часов деревья и кустарники дают больше тени, то в это время можно передвигаться более незаметно. Передвигаясь по лесу, нужно избегать валежника и пней, так как они часто бывают гнилыми или сухими, и падают, создавая шум.

Наилучший кустарник для маскировки - это тот, сто имеет различную высоту кустов, различный размер листьев и различные породы.

В местности, где много озер и болот, лучшим временем для передвижения будут утро и вечер. В это время поднимается туман, который затрудняет наблюдение.

Чтобы не шуметь, передвигаясь по камням, гальке и твердому грунту, на обувь обычно наматывают ткань. Это значительно приглушает звуки.

Если нужно проходить через населенный пункт, то к нему нужно заходить с тыла, по улицам проходить с теневой стороны, а к строениям подходить со стороны стены, которая не имеет окон.

И основное правило - при передвижении оставлять минимум следов. То есть:

  • - не ломать ветви;
  • - не сорить;
  • - не передвигать камни;
  • - маскировать свои следы.

Как передвигаться бесшумно:

  1. Абсолютно беззвучное передвижение недостижимо, так как хоть какой-то звук да будет слышен. Но, чтобы двигаться как можно тише, нужно смотреть, куда поставить ногу, а в темноте аккуратно ощупывать носком поверхность, раздвигая предметы на пути. Чем тише передвижение, тем меньше его скорость.
  1. Незаметное перемещение нужно для того, чтобы шум шагов не был слышен как шаги. Основное отличие шагов - это их ритмичность, которая легко демаскирует человека. Поэтому ритм должен быть рваным, с использованием естественных шумов: течения реки, шума техники, скрип дерева и т.п. Лучше двигаться против ветра, так как по ветру и запахи, и звуки передаются намного быстрее.
  1. В большинстве случаев замечают не столько пятна или блеск на незамаскированном оружии, сколько движение. Именно оно быстрее всего улавливается боковым зрением. Если человек делает резкие рывки во время движения, не имеет значения, какой частью тела, он рискует быть обнаруженным, и очень быстро.

Универсальных способов маскировки нет, для каждого конкретного случая нужно применять свои тонкости.

Маскируем место стоянки - Основные правила таковы: Нельзя становиться у хорошо заметных местных предметов - например у одинокого строения, дерева, куста. Именно они особенно заметны для наблюдателей.

Нельзя становиться у теневой стороны надолго, так как тень смещается, и растет риск быть обнаруженным.

На стоянке нельзя разбрасывать снаряжение и оружие. Из рюкзака достают только то, что нужно в данный момент, остальное должно быть спрятано. Если стоянка длительная (дневка), то все рюкзаки укладывают в одно место. Если стоянка недолгая, то рюкзаки не снимают, а оружие всегда должно находиться рядом (за исключением сна).

Костер рекомендуется разжигать в яме, вырыв дополнительную ямку, чтобы мог поступать воздух. Однако в боевых условиях вместо костра для приготовления пищи и обогрева лучше применить сухое горючее, к достоинствам которого относится отсутствие запаха, дыма и яркого пламени.

Перед тем, как покинуть стоянку, ее нужно внимательно осмотреть, чтобы не забыть ничего. Все следы пребывания должны быть уничтожены. Мусор, кострище и отхожее место прячутся под дерн. Чтобы запутать противника, можно перед уходом оставить следу, которые ведут в противоположном направлении - смять траву, слегка обломить веку, сдвинуть несколько мелких камней. Однако это не должно выглядеть слишком демонстративно и навязчиво.

Маскировка зимой: Зимняя маскировка намного проще, так как на всех местностях основным фоном является белый, а дополнительный - черным. В зимнем маскировочном костюме обязательно должны быть белые рукавицы, белый капюшон, белые чехлы на обувь и рюкзаки.

Зимний маскировочный костюм, загрязнившись, сразу же теряет свои свойства маскировки, поэтому его нужно беречь, обязательно снимая в укрытиях и на ночевках.

При дневках или ночевках те, кто в секретах или в охранении, остаются в маскировочных костюмах, остальные закрываются белым навесом. Так как лицо и кисти рук в зимнее время могут демаскировать человека, их следует закрывать белой марлей.

Оружие маскируется обычным медицинским бинтом, которым обматывают ремень, неподвижные части оружия, прицел снайперских винтовок. Можно применять лейкопластырь.

Особое внимание следует уделять дыханию, так как пар изо рта легко может демаскировать. Находясь в неподвижности, нужно выдыхать очень медленно, через плотно сжатые губы. Первая струя выдоха должна направляться вниз, к подбородку. Такая тонкая воздушна струя остывает очень быстро, практически не образуя пара. При передвижении (на марше) можно использовать другие средства: шарф, свитер с длинным воротником.

Так как снег делает местность однотонной, на снегу темные объекты выделяются сильней, чем обычно. Поэтому передвигаясь по снегу, нужно придерживаться теневых сторон, используя сугробы и складки на местности.

В белом маскировочном костюме следует избегать темных мест.

Так как в морозную ночь звуки разносятся далеко, обувь в это время нужно обматывать мягкой тканью.