Другое

Авианосец энтерпрайз технические характеристики. Атомный авианосец энтерпрайз

Опыт военных конфликтов и локальных войн последних десятилетий наглядно продемонстрировал возросшую роль снайперов в военных конфликтах, особенно при боях в городах и других населенных пунктах. Помимо этого выяснилась необходимость их наличия в составе подразделений, отвечающих за поддержание общественного порядка, в частности в составе спецподразделений, противостоящих террору.

Убедительными доводами важности на поле боя стали результаты проведенных в США исследований по эффективности огня из стрелкового оружия. К примеру, в ходе Второй мировой войны, а также войны в Корее на каждого убитого расходовалось от 30 до 50 тысяч патронов . В свою очередь снайперу для уничтожения цели часто бывает достаточно сделать всего один выстрел. Сопоставимой экономичностью и эффективностью огня не обладает сегодня ни один другой вид стрелкового оружия.

Помимо этого появление на каком-либо участке боевых действий отдельного снайпера или целого подразделения достаточно быстро становится понятным противнику и вызывает у него страх, а также достаточно угнетающе действует на психику солдат.

В наши дни эффективность и важность использования снайперов как для армии, так и для спецподразделений и внутренних войск не вызывает ни у кого сомнений. Именно поэтому развитию снайперского оружия, а также подготовке профессиональных снайперов сегодня уделяется повышенное внимание во многих странах мира.

Последние войны демонстрируют, что дистанция огневого контакта между противниками непрерывно увеличивается . На этом фоне разработка новых образцов вооружений, способных поражать противника на больших дистанциях, не кажется чем-то странным. Вот и создатели снайперского оружия стали уделять пристальное внимание (КСВ), которые были незаслуженно забыты со времен Второй мировой войны.

В результате проектно-конструкторских работы были разработаны многие образцы современных КСВ по западной классификации – Anti-material rifle. Обычно такие винтовки обладают эффективной дальностью стрельбы до 2000 метров.

Согласно принятым классификациям к крупнокалиберным снайперским винтовкам относят винтовки калибра от 9 до 20 мм включительно . Как правило, такие винтовки существенно превосходят обыкновенные по энергии пули и эффективной дальности стрельбы, а также габаритам, массе и отдаче, что существенно сказывается на области их применения.

В настоящее время оружие данного типа практически не используется против отдельных людей (за исключением снайперов противника) . Наиболее характерными целями для таких винтовок выступают небронированная техника и легкобронированные цели, пусковые установки ракетных комплексов, антенны РЛС, мины и неразорвавшиеся бомбы (осуществляется подрыв боеприпаса с безопасного расстояния).

История и использование

Предками современных крупнокалиберных снайперских винтовок можно назвать тяжелые крепостные ружья, которые применялись в XIX веке, к примеру, русскими войсками под Плевной во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Во время Первой мировой войны английские войска использовали винтовки под особо мощный охотничий патрон.600 Nitro Express. Он использовался для поражения целей в окопах, скрытых за бронещитами.

Во время Второй мировой войны всеобщее распространение получили противотанковые ружья, к примеру, советские образцы ПТРД и ПТРС, которые по современной классификации смело можно относить к крупнокалиберным снайперским винтовкам. При этом после окончания войны данный класс стрелкового оружия практически перестал применяться по причине резкого роста бронирования боевой техники.

Первой винтовкой, которую можно отнести к «новой волне» можно назвать американскую М500 , которая была разработана фирмой Research Armaments Prototypes (RAP) в 1981-1982 годах для нужд американской армии. При этом настоящая известность к новому виду снайперского вооружения пришла лишь после достаточно успешного применения винтовки Barrett M82 («Light Fifty») во время военной операции «Буря в пустыне».


Опытная дальнобойная снайперская винтовка SOP калибра 14,9 мм

Наиболее часто в подобного рода винтовках применяются патроны калибра 12,7 мм (советский/российский 12,7х108 или патрон НАТО 12,7х99), которые были заимствованы у крупнокалиберных пулеметов. Запаса энергии данных патронов достаточно для пробития всех штанных армейских средств защиты на расстоянии полета пули.

Из-за своей большой массы и серьезных габаритов данные снайперские винтовки могут раскрыть свой потенциал полностью только в различных группах специального назначения, а не в «линейных» подразделениях. КСВ обычно находятся на вооружении подразделения специального назначения из состава вооруженных сил, антитеррористических подразделений и полиции.

Данный вид оружия является по-настоящему универсальным. Крупнокалиберные снайперские винтовки применяются для вывода из строя легкобронированной и небронированной боевой техники, вертолетов и самолетов на аэродромах, средств связи и управления, различного вспомогательного оборудования, открыто расположенных ракет и артиллерийских установок, уничтожения огневых средств и живой силы противника, в том числе и находящихся в укрытиях полевого типа или в городских условиях. Помимо этого данные винтовки являются незаменимым средством эффективной контрснайперской борьбы.

Опытная дальнобойная снайперская винтовка 14,9 мм SOP (США)

Не так давно в Интернете появилась информация о разработанной в США дальнобойной снайперской винтовке SOP калибра 14,9 мм. Стоит отметить, что, начав с калибра 12,7 мм, в последние годы крупнокалиберные снайперские винтовки достаточно часто переходят на еще больший калибр: 14,5 мм, 15,2 мм, 20 мм. Наряду с эти создаются специальные патроны нестандартных калибров. Многие идеи для дальнобойного снайперского оружия пришли к конструкторам из стрелкового спорта, который достаточно популярен в странах Запада и США.

Патрон к снайперской винтовке SOP калибра 14,9 мм

Новая 14,9 мм снайперская винтовка SOP – это опытный образец тяжелой снайперской винтовки, разработка которой ведется в инициативном порядке в США . Данная винтовка разрабатывается для спортивной стрельбы на сверхдальние дистанции, но кто знает, вполне возможно, что данная винтовка найдете себе применение и в американской армии.

Пуля от патрона данной винтовки отличается большим относительным удлинением и вести около 110 грамм. По сути это самый настоящий снаряд, только без полезной нагрузки в виде взрывчатого вещества.

При этом дульная энергия данной пули практически вдвое превышает таковую для пули российского патрона 14,5х114 мм и составляет 60 КДж (для сравнения дульная энергия пули отечественной КСВ ОСВ-96 калибра 12,7-мм составляет 18,86 КДж). При этом для винтовки заявлена кучность стрельбы на уровне 0,5 МОА на расстоянии в 3000 ярдов (2743 метра) . На расстоянии в 4,9 км скорость пули все еще является сверхзвуковой.

MOA или Minute Оf Angle (угловая минута) – это широко применяемая на Западе в баллистике величина для оценки кучности попаданий и поправок при стрельбе. На Западе любят использовать данную величину, так как угловая ширина почти точно равна одному дюйму на расстоянии в 100 ярдов . В России для расчетов используется другая величина – тысячная дистанции. Заявленная точность гарантирует попадание пули в круг диаметром 0,5 дюйма или 1,27 см .

Патрон к винтовке 14,9 мм SOP был создан на базе укороченной гильзы от 20-мм патрона автоматической пушки «Вулкан», при этом запас кинетической энергии пули у винтовки больше, чем у снаряда данной пушки. Цифры начальной скорости пули данной винтовки пока не приводятся, но сообщается, что она составляет более 1 километра в секунду.

Он стал вторым в мире военным надводным кораблем с атомной энергетической установкой (первым был американский крейсер Long Beach, сошедший со стапелей двумя месяцами ранее).

Авианосец "Энтерпрайз" создавался на базе проектов SCB-80M и SCB-127A/B с сохранением принятой для них схемы конструктивной защиты. По общей компоновке корпуса, общесудовых устройств и систем, а также по составу авиационного оборудования он являлся развитием авианосцев типа Kitty Hawk.

Корпус корабля гладкопалубный, с закрытой носовой оконечностью, с односторонней угловой палубой и бронированной полетной палубой, являющейся конструктивно-силовой частью корпуса, которая обеспечивала его продольную прочность; на всем своем протяжении корпус имеет двойное дно.

Корпус разделен на отсеки главными поперечными водонепроницаемыми переборками, доходящими до ангарной палубы. Предусмотрено несколько продольных броневых переборок суммарной толщиной от 135 до 150 мм, также доходящих до ангарной палубы.

Полетная палуба авианосца "Энтерпрайз" имеет длину 331,6 м и максимальную ширину 78,4 м, а ее площадь составляет 18211 кв. м. Под полетной палубой располагается непрерывная по всей длине корабля галерейная палуба, обеспечивающая подкрепление полетной палубы и особенно ее участков, выступающих за борта корпуса. Полетная и галерейная палубы образуют прочное перекрытие ангара и служат его защитой. На галерейной палубе находятся комплекс командирских и флагманских помещений, жилые помещения экипажа, а также посты управления авиационно-техническими средствами.

Главной палубой авианосца является ангарная палуба (вторая вниз от полетной). По высоте ангар занимает три межпалубных пространства, что составляет 7,6 м. В целях противопожарной безопасности ангар разделяется на две части специальными огнеупорными взрывостойкими шторами, которые располагаются под подволоком в свернутом состоянии. Время опускания штор составляет не более 30 секунд.

В кормовой части ангарной палубы расположен специальный стенд для проверки работы авиационных турбореактивных двигателей.

На авианосце "Энтерпрайз" доставка самолетов из ангара на полетную палубу осуществлялась четырьмя бортовыми самолетоподъемниками грузоподъемностью до 50 т каждый (для подъема наиболее тяжелого самолета или двух легких вместе с тягачом массой 7 т).

Кроме них на полетной палубе имеются три люка - выходы подъемников боеприпасов.

Авианосец "Энтерпрайз" располагает четырьмя паровыми катапультами. Две катапульты размещены в носу корабля, а две - на посадочной полосе угловой палубы. Используя все четыре катапульты, авианосец может поднимать в воздух самолеты через каждые 15 секунд. Позади каждой катапульты в палубе установлен специальный поднимающийся газоотбойный щит, который предохраняет палубу от воздействия раскаленных выхлопных газов авиационных реактивных двигателей.

Торможение самолетов после их посадки на палубу обеспечивает четырехтросовый аэрофинишер, состоящий из натянутых на палубе тросов и расположенных в подпалубном помещении специальных тормозных цилиндров. На случай, если аэрофинишер не сможет обеспечить полную остановку самолета, на палубе имеется специальное заграждение - аварийный барьер. Он представляет собой поднимающуюся прочную нейлоновую сетку, которая способна поймать самолет, проскочивший аэрофинишерное устройство.

На авианосце "Энтерпрайз" используются ядерные реакторы (ЯР) типа A2W компании Westinghouse. Это водо-водяные реакторы, в которых и замедлителем нейтронов в активной зоне, и теплоносителем служит дистиллированная вода. Ядерная энергетическая установка авианосца включает 8 реакторов тепловой мощностью по 150 МВт каждый, соединенных с 32 парогенераторами. Для повышения живучести ядерная энергетическая установка корабля разделена на четыре автономных эшелона, каждый из которых работает на свой гребной вал, оснащенный пятилопастным гребным винтом диаметром 6,4 м. Для обеспечения большей маневренности и уменьшения радиуса циркуляции авианосца за каждым винтом установлен свой руль.

"Энтерпрайз" оснащен очень мощной судовой электростанцией , состоящей из 16 турбогенераторов мощностью по 2500 кВт и четырех аварийных дизель-генераторов - по 1000 кВт.

Благодаря установленной на авианосце атомной энергетической установке, запас авиационного топлива составляет 9,38 млн литров, что обеспечивает интенсивные полеты авиагруппы корабля в течение 12 суток. В погреба боезапаса загружается до 2520 т ракет, бомб и других боеприпасов.

Если на обычных авианосцах при двух ежедневных взлетах каждой крылатой машины запасов горючего для самолетных баков хватало на 8 суток похода, то на "Энтерпрайзе" это время возросло вдвое. Кроме того, количество авиационных боеприпасов на нем удалось увеличить в 1,5 раза. Но самое главное - "Энтерпрайз" не нуждался в дозаправке топливом во время походов : одной загрузки ядерным горючим хватает на 13 лет службы, а за это время корабль может пройти до 1 млн миль.

Технические характеристики Enterprise:

Длина - 342,3 м; ширина - 78,4 м; осадка - 11,9 м;
Водоизмещение - 93500 тонн;
Скорость - 35 узлов;
Дальность плавания - 400 тысяч миль;
Экипаж корабля: - 3325 человек;
Вооружение авианосца:
Пусковые установки "Си Спарроу" - 3Х8;
Пусковые установки "Фаланкс" - 3;
Состав авиакрыла:
Самолетов - до 85;
Личный состав - 1891 человек.

Строительство атомохода велось в сухом доке, поэтому спуск на воду был осуществлен путем простого заполнения последнего водой. После спуска на воду корабль вышел в воды Атлантики на приемо-сдаточные испытания, которые продолжались шесть суток. Причем впервые в американском флоте заводские испытания и первичная приемка корабля ВМС проводились одновременно. Затем он вернулся обратно в Ньюпорт-Ньюс.

25 ноября 1961 г. атомный ударный авианосец "Энтерпрайз" был введен в боевой состав ВМС США. Первым его командиром стал капитан Винсент П. де Покс (Captain Vincent P. de Poix). Экипаж дал своему кораблю прозвище Big E, которое раньше носил его предшественник.

12 января 1962 г. авианосец вышел в свое первое настоящее плавание, продолжавшееся в общей сложности три месяца. Это было так называемое гарантийное плавание. За это время корабль прошел целую серию испытаний и учебных проверок, общей целью которых было определение реальных возможностей кораблей нового не только для американского флота, но и для всего мира типа.

Во время плавания на борту авианосца находилась 1-я корабельная авиагруппа со своими штатными самолетами. Кроме того, в Мейпорте (штат Флорида), на корабль погрузили 7‑ю авиаэскадрилью (VAH-7) с самолетами A3J "Виджилент" (Vigilante), получившими позже обозначение А-5А. В этом походе на атомоходе также находилась вооруженная новыми истребителями F-4H (затем - F-4B) 102-я истребительная авиаэскадрилья (VF-102).

Начало полетам палубной авиации авианосца положил командир 1-й корабельной авиагруппы командир Джордж Тэлли‑младший (Cmdr. George Talley Jr.), совершивший 17 января 1962 г. на истребителе F-8U "Крусейдер" (Crusader) посадку на палубу с помощью аэрофинишера и взлет с палубной катапульты.

Во время этого плавания, благополучно завершившегося 5 апреля 1962 г. , атомоход совершил несколько заходов, в том числе посетил американскую военно-морскую базу Гуантанамо (остров Куба).

(Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра (Москва), 29.12.2004, Его величество авианосец. Атомный многоцелевой авианосец "Энтерпрайз" (Enterprise). Владимир Щербаков)

За годы своей службы атомный авианосец "Энтерпрайз" принимал участие во множестве разного рода операций и учений. В 1964 г. "Энтерпрайз" совместно с надводными кораблями ВМС США "Лонг Бич" и "Бэйнбридж" совершил кругосветное плавание , главной целью которого было демонстрация возможностей ядерной установки. Поход прошел без единой дозаправки топливом и пополнения запасов и длился 65 дней. За этот период было пройдено 30216 миль, а авиагруппа совершила 1590 самолетовылетов с общим налетом 2372 часа.

Авианосец участвовал во многих конфликтах Холодной войны и современности, начиная с блокады Кубы во время Карибского кризиса 1962 г. и Вьетнамской войны, и заканчивая операцией против Ирака в 2003 г.

Служба первого атомного авианосца неразрывно связана с многочисленными модернизациями: в 1965 г. был добавлен паровой котел, удлинена мачта надстройки, а радиотехническое вооружение было пополнено объединенной оперативной разведывательной системой (Integrated Operational Intelligence System - IOIS) и системой спутниковой навигации.

В 1973 г. авианосец был переоборудован под новейшие истребители F-14A "Томкэт". В 1979 г. был проведен капитальный ремонт и модернизация корабля в соответствии с программой SLEP (Service Lie Extinction Program). В 1990-1994 гг. была проведена крупная модернизация авианосца в соответствии с программой Refueling & Complex Overhaul, связанной с заменой активной зоны реакторов. В 2002 г. был проведен ремонт корпуса, двигательной установки и других корабельных систем.

В настоящее время на авианосце "Энтерпрайз" оборудованы командный пункт управления тактическими соединениями и центр классификации и анализа данных о подводных целях, что значительно расширило боевые возможности корабля, превратив его из "плавучего аэродрома" в мощную многофункциональную боевую единицу.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Тактико-технические характеристики

«Энтерпрайз» (USS Enterprise)
Водоизмещение: 75 700 т стандартное, 93 970 т полное
Размерения: длина 342,3 м, ширина 40,5 м, осадка 10,9 м, ширина полетной палубы 76,8 м.
ЭУ: четырехвальная паротурбинная (восемь ядерных реакторов A2W, четыре паровые турбины) мощностью 280 000 л. с.
Скорость хода: 33 уз.
Авиакрыло: см. по тексту в разделе «Усовершенствованный Форрестол»
Вооружение: три восьмизарядные ПУ Мк 29 ЗУР «Си Спэрроу», три 20-мм ЗАК «Вулкан-Фаланкс» (планируется заменить на ЗРК «Sea RAM»).
РЭВ: РЛС - SPN-64(V)9 (навигационная), SPS-49(V)5"(OBU), SPS-48E (трехкоординатная), SPS-67 (ОНЦ), Мк 23 TAS (обнаружения и автоматического сопровождения целей), шесть Мк 95 (управления стрельбой ЗРК), три станции целеуказаня системы Мк 91 MFCS (Missile Fire Control System) управления стрельбой ЗУР; SPN-41, SPN-43A и две SPN-46 (УВД и обеспечения посадки); станция URN-25 навигационной системы TACAN; комплекс гидроакустического противодействия SLQ-25 «Никси»; система РЭБ SLQ-32(V)4/StY-2; противоторпедная система SSTDS (Surface Ship Torpedo Defence System); четыре ПУ ложных целей Mk 36 SRBOC.
Экипаж: 3215 человек (171 офицер), авиакрыло 2480 человек (358 офицеров).

Первый в мире атомный авианосец «Энтерпрайз» был заложен в 1958 году и введен в боевой состав в ноябре 1961-го. На то время это был самый крупный когда-либо построенный боевой корабль. Крупнее него стали только построенные позднее авианосцы типа «Нимитц». «Энтерпрайз» строился по усовершенствованному проекту авианосца «Форрестол», в который были заложены увеличенные размеры для размещения ядерной ЭУ, состоящей из восьми водо-водяных реакторов A2W с топливом из обогащенного урана. Высокая стоимость его строительства привела к сокращению кораблестроительной программы ВМС США на пять единиц.


С января 1979 года по март 1982-го на «Энтерпрайзе» были проведены значительные работы по ремонту и модернизации, в ходе которых в том числе была перестроена надстройка, установлены новые РЛС и мачта взамен характерного купола для системы РЭП. «Энтерпрайз» оснащен четырьмя паровыми катапультами и четырьмя самолетоподъемниками, несет запасы авиационных боеприпасов и авиатоплива в размере 2520 т и 10,3 млн. литров соответственно. Как и у других американских авианосцев, боезапас включал в себя ядерные авиабомбы различных калибров (10-кт В61, 20-кт В57, 60-кт В43, 100-кт В61, 200-кт В43, 330-кт В61, 400-кт В43, 600-кт В43 и 900-кт В61), УР «Уоллай» класса «воздух - земля» со 100-кт ядерной боеголовкой и 10-кт ядерные глубинные бомбы В57. Кроме того, при необходимости на борту могли быть размещены ядерные авиабомбы В43 (1,4 Мт) и В28 (1,2 Мт). Размер и состав авиакрыла аналогичен тому, который размещается на авианосцах типа «Нимитц».

«Энтерпрайз» оснащен автоматизированными системами анализа информации о подводных целях ASCAC, боевого управления NTDS и аппаратурой флагманского командного центра TFCC. Для обеспечения спутниковой связи на нем помимо антенн ОЕ-82 установлены две британские антенны SCOT (в 1976 году), что позволяет кораблю взаимодействовать с натовскими, и в том числе британскими, кораблями.
«Энтерпрайз» входит в состав Атлантического флота и в период 1991-1994 годов прошел ремонт и модернизацию по программе 5LEP. Планируется, что он пробудет в боевом составе флота до 2014 года.

Атомный авианосец «Энтерпрайз»

В конце 1945 г., вскоре после окончания Второй мировой войны, военно-морской флот Соединенных Штатов Америки представлял огромную силу. В условиях мирного времени его содержание обходилось слишком дорого, поэтому началось масштабное сокращение. Строительство новых кораблей почти полностью прекратилось. Но постепенно старые корабли переставали отвечать требованиям военных, и в 1954 г. появился «Форрестол», первый авианосец, заложенный после мировой войны. В том же году сошел на воду «Наутилус» – первая в мире атомная субмарина, а вскоре реакторы нашли применение и на надводных кораблях.

«Энтерпрайз»

Первый авианосец с ядерной энергетической установкой получил наименование «Энтерпрайз» (CVN-65 «Enterprise»), унаследовав его от самого удачливого и, без преувеличения, выдающегося авианосца флота США, сражавшегося с японцами на Тихом океане.

Новый «Энтерпрайз» заложили 4 февраля 1958 г. на верфи в городе Ньюпорт-Ньюс, спустили на воду 24 сентября 1960 г., а в состав флота он вступил 25 ноября 1961 г. Предполагалось, что «Энтерпрайз» станет головным кораблем большой серии, но… Цена атомного авианосца оказалась примерно вдвое большей, чем у аналогичного корабля с обычной паросиловой энергетической установкой. В результате американцы надолго отказались от строительства новых атомных «плавучих аэродромов» в пользу боевых единиц с обычной энергетикой.

Но цена ценой, а достоинства «Энтерпрайза» оказались неоспоримыми. Применение ядерной энергетики позволило отказаться от дымовой трубы и, соответственно, существенно уменьшить размеры надстройки. Это, в свою очередь, привело к увеличению полезной площади полетной палубы и ангара. Не менее важными оказались и другие преимущества: исчезло негативное воздействие дыма на летательные аппараты и различное радиоэлектронное оборудование, резко снизилось тепловое поле корабля. Кроме того, в начале 1960 х гг. вероятность войны с применением оружия массового поражения считалась достаточно высокой, а размеры и конфигурация «энтерпрайзовского» острова позволяли при необходимости намного успешнее выполнить его герметизацию в случае применения потенциальными противниками радиационного или химического оружия.

Первый атомный авианосец произвел ошеломляющее впечатление на военно-морских специалистов всего мира. Его размеры и возможности просто потрясали. Полное водоизмещение – 90 510 т, наибольшая длина (без выступающих частей катапульт) – 342,4 м, длина по ватерлинии – 317,1 м, наибольшая ширина – 78,4 м, ширина по ватерлинии – 40,5 м, осадка – 11,9 м. Энергетическая установка включала восемь реакторов и четыре турбины. Ее мощность составила 280 000 л.с., что позволило кораблю развить скорость 33,6 узла. Экипаж насчитывал 3200 моряков, еще 2480 человек входят в состав авиакрыла, которое в начале службы насчитывало до 80 самолетов и вертолетов, а в 2000 г. – 74 машины. Как и все современные авианосцы, «Энтерпрайз» имеет угловую палубу, взлет с нее обеспечивают четыре катапульты. Корабль имеет самое совершенное оборудование, которое за время службы не раз обновлялось и модернизировалось. Некоторые особенности конструкции, например защита, остаются секретными по сей день. Любопытный факт: при постройке на авианосец не установили зенитных ракетных комплексов, они появились на корабле только в 1967 г.

50 летняя служба корабля изобиловала многими интересными, а подчас и трагическими событиями. Первые полеты с палубы «Энтерпрайза» начались 17 января 1962 г. Уже в феврале новейший авианосец участвовал в операции по поиску и подъему спускаемого аппарата «Френдшип-7», на котором совершил полет в космос астронавт Джон Гленн. В августе того же года корабль совершил свой первый поход в Средиземное море, а в октябре, после возвращения к берегам Америки, участвовал в блокаде Кубы во время так называемого Карибского кризиса. Затем дважды отправлялся в Средиземное море. А в 1964 г. «Энтерпрайз» вместе с двумя другими атомными кораблямиракетным крейсером «Лонг Бич» и ракетным фрегатом «Бейнбридж» – совершил дальнее плавание в рамках операции «Си Орбит». Соединение вышло из Гибралтара 31 июля и, обогнув Африку, взяло курс к берегам Пакистана. Оттуда, обойдя Австралию с юга, оно направилось к мысу Горн, а затем повернуло на север. Пройдя вдоль восточного побережья Южной Америки, отряд направился в Норфолк, куда благополучно прибыл 3 октября. За это время «Энтерпрайз» всего трижды заходил в порты (Карачи, Сидней и Рио-де-Жанейро). После похода авианосец встал на ремонт и перезарядку активной зоны реакторов, работы завершились летом следующего года.

Теперь «Энтерпрайз» ждала «командировка во Вьетнам». В ноябре его перевели на Тихий океан, и 2 декабря 1965 г. он стал первым кораблем с ядерной энергетической установкой, принявшим участие в боевых действиях. Уже в первый день его летчики совершили 125 боевых вылетов, обрушив на различные цели в районе Бьен-Хоа более полутора сотен тонн бомб и неуправляемых ракет. При этом было потеряно два самолета. Рекорд пилоты с «Энтерпрайза» поставили 12 декабря, выполнив 165 самолетовылетов. В 1965-1968 гг. «Энтерпрайз» совершил три похода к берегам Вьетнама, причем во время третьего похода был на некоторое время отправлен к берегам корейского полуострова, где 23 января 1968 г. в международных водах северокорейские корабли захватили американское разведывательное судно «Пуэбло». Вслед за этим разразился серьезный кризис, дело едва не дошло до настоящей войны. Атомный авианосец в течение месяца возглавлял находившееся в Японском море оперативное соединение.

14 января 1969 г. «Энтерпрайз», направлявшийся в свой четвертый поход к берегам Вьетнама, находился недалеко от Гавайских островов. В 08:15 местного времени при подготовке к полетам произошел самозапуск неуправляемой 127 мм ракеты Mk-32 «Зуни». Она попала в топливный бак стоявшего рядом штурмовика, в результате чего начался большой пожар. Горящее топливо разлилось по палубе, от высокой температуры начали взрываться авиабомбы, в стороны разлетались неуправляемые ракеты. Борьба с пожаром оказалась непростым делом, она унесла 27 жизней, еще более 300 человек получили ранения и травмы. Сгорело 15 самолетов. Поход пришлось прервать, и корабль встал на ремонт. Работы завершились в марте, после чего авианосец все-таки отправился на вьетнамскую войну. Всего к берегам Индокитая «Энтерпрайз» совершил семь походов, за время которых его авиагруппа выполнила свыше 39 тысяч боевых вылетов, израсходовав около 30 тысяч тонн различных боеприпасов. Удары наносились по целям как в Южном, так и Северном вьетнаме, а несколько десятков вылетов было совершено против объектов на территории Лаоса. Последний раз «Энтерпрайзу» довелось вместе с другими американскими авианосцами действовать во вьетнамских водах в апреле 1975 г., когда во время наступления «коммунистов» на Сайгон оттуда пришлось эвакуировать американских граждан и вьетнамцев, опасавшихся расправ со стороны победителей. Всего авиагруппа «Энтерпрайза» совершила при этом 95 вылетов. А незадолго до этого, в феврале того же года, моряки авианосца участвовали в другой спасательной операции – помогали населению острова Маврикий, пострадавшему от урагана.

В 1988 г. авианосец отличился в Персидском заливе, когда во время ирано-иракской войны иранские вооруженные силы начали активные действия против международного судоходства в нейтральных водах. Обострение американо-иранских отношений привело к открытому столкновению, во время которого самолеты с «Энтерпрайза» нанесли удары по иранским позициям на буровых платформах, а затем атаковали вступившие в бой фрегаты ВМС Ирана. В результате «Саханд» отправился на дно, а «Сабалан» получил тяжелые повреждения.

И дальнейшая служба авианосца изобиловала различными событиями: его самолеты действовали против Ирака в 1998 г., наносили удары по объектам Талибана и Аль-Каиды в Афганистане в 2001 г., после разгрома Саддама Хусейна поддерживали действовавшие в Ираке американские войска. В 2011 г. «Энтерпрайз» участвовал в операциях у берегов Африки, где международные силы ведут борьбу с пиратством у берегов Сомали, а затем на короткое время подключился к операции НАТО в Ливии. Срок службы «ветерана» заканчивается и предполагается, что его выведут из состава флота в ближайшие годы.

Из книги Техника и вооружение 2004 11 автора

Его величество авианосец. Атомный многоцелевой авианосец «Энтерпрайз» (CVN-65 Enterprise) Продолжение.Начало см. в «ТиВ» № 9,10/2004 г.В статье использованы фото ВМС и ВВС СШАРождение гигантаПервый в мире авианосец и второй по счету надводный корабль с атомной энергетической

Из книги Техника и вооружение 2004 12 автора Журнал «Техника и вооружение»

Его величество авианосец Атомный многоцелевой авианосец «Энтерпрайз» (Enterprise) Продолжение.Начало см. в «ТиВ» № 9-11/2004 г.В статье использованы фото ВМС и ВВС СШАПервые шаги «Энтерпрайза»«Энтерпрайз», которому был присвоен бортовой номер CVA(N)-65 (Carrier Vessel, Attack, Nuclear; 65 -

Из книги Техника и вооружение 2005 04 автора Журнал «Техника и вооружение»

Его величество авианосец. Атомный многоцелевой авианосец «Знтерпрайз» (CYN-65 Enterprise) Владимир ЩербаковПродолжение.Начало см. в «ТиВ» № 9-12/2004 г., № 2, 3/2005 г.В статье использованы фото ВМС и ВВС СШАЖизнь продолжаетсяЧерез некоторое время после прекращения боевых действий,

Из книги Техника и вооружение 2014 03 автора

Как песчаная банка победила атомный авианосец В заголовке: АВМА «Энтерпрайз» проходит под мостом Золотые ворота. 1985 г.Атомные авианосцы хоть и господствуют на просторах Мирового океана, имея боевой потенциал, позволяющий уничтожать флоты и города противника, но весьма

Из книги «Пламенные моторы» Архипа Люльки автора Кузьмина Лидия

Из книги 100 великих кораблей автора Кузнецов Никита Анатольевич

Атомный ледокол «Ленин» Вторая половина XX в. прошла под знаком научно-технической революции, затронувшей все области техники, в том числе и судостроение. Довольно быстро паросиловая энергетика была вытеснена дизельной, а вскоре ученые и инженеры начали задумываться о

Из книги Информаторы Сталина. Неизвестные операции советской военной разведки. 1944-1945 автора Лота Владимир Иванович

Атомный авианосец «Энтерпрайз» В конце 1945 г., вскоре после окончания Второй мировой войны, военно-морской флот Соединенных Штатов Америки представлял огромную силу. В условиях мирного времени его содержание обходилось слишком дорого, поэтому началось масштабное

Из книги Лаврентий Берия [О чем молчало Совинформбюро] автора Север Александр

Атомный ледокол «Арктика» «Арктика» стала первой в серии из шести атомных ледоколов проек-та 10520, строительство которых началось в 1972 г., а завершилось в 2007 г. (с вводом в строй ледокола «50 лет Победы»). Главными задачами этих атомоходов являются обслуживание Северного

Из книги Бомба для дядюшки Джо автора Филатьев Эдуард Николаевич

Глава 1. Атомный фактор Холодные ветры возникают не случайно. И опасны они бывают не только в природе, но и в отношениях между государствами.В советско-американских отношениях периода Второй мировой войны резкие дипломатические похолодания были обычным явлением. Если

Из книги Сергей Круглов [Два десятилетия в руководстве органов госбезопасности и внутренних дел СССР] автора Богданов Юрий Николаевич

Атомный проект 20 августа 1945 года Государственный Комитет Обороны принял решение № 9887 о создании Специального Комитета, которому надлежало обеспечить государственное руководство решением ядерной проблемы. По решению Иосифа Сталина данный орган возглавил Лаврентий

Из книги автора

Великий атомный блеф 25 сентября 1949 года газета «Правда» опубликовала сообщение ТАСС. Именно таким образом Кремль в те годы оповещал общественность (главным образом, международную) о том, что думает правительство страны Советов по поводу тех или иных произошедших в мире

Из книги автора

Советский атомный проект Всякий раз, когда «урановый вопрос» вставал перед правительствами Великобритании, Германии, Франции или США, его решали очень просто: физикам предлагали создать урановую бомбу.В Советском Союзе точно в такой же ситуации поступили иначе: от

Из книги автора

Первый атомный взрыв Хотя о том, что Соединённые Штаты Америки готовятся к испытанию бомбы огромной разрушительной силы, знали и Иосиф Сталин и Уинстон Черчилль. Гарри Трумэну об этой акции стало известно лишь в день принятия присяги в качестве нового президента

Из книги автора

Секретный атомный доклад 17 января 1946 года доклад, составление которого было поручено Курчатову, Кикоину, Ванникову, Первухину и Завенягину, был подготовлен. Ему дали деловое название: «О состоянии работ по получению и использованию атомной энергии». Берия, Маленков и

Из книги автора

Секретный атомный полигон Всё лето 1949 года полигон под Семипалатинском готовится к проведению первого в стране атомного эксперимента.Электрофизик Владимир Комельков рассказывал:«В начале августа 1949 года я выехал с большой частью сотрудников на испытания в отдалённый

Из книги автора

23. Атомный проект Своё монопольное владение атомным оружием Соединенные Штаты Америки наглядно продемонстрировали в 1945 году путём проведения испытаний на Аламогордо и сбрасыванием бомб на Хиросиму и Нагасаки. Затем американские военные в целях шантажа начали

Ударный атомный авианосец ВМС США USS Enterprise (CVN-65) стал первым в мире атомным авианосцем, и 8-м по счету кораблем по именем Enterprise в истории военно-морского флота США. Как и его предшественник, знаменитый авианосец времен 2-й мировой войны, USS Enterprise, новый авианосец быстро получил прозвище Big E – Большой Э. USS Enterprise (CVN-65) был и остается самым длинным в мире военным кораблем, его длина составляет 342 метра. Планировалось построить 6 авианосцев класса Enterprise, однако был построен всего один, постройку остальных пришлось отменить из-за слишком высокой стоимости. К настоящему времени USS Enterprise (CVN-65) стал вторым по возрасту ветераном ВМС США, числящемся в строю, старше него только парусный фрегат USS Constitution. USS Enterprise находился в строю 51 год, больше, чем любой другой авианосец в мире. За это время службу на его борту прошли более 100 тысяч моряков.
У Биг Э есть и другие особенности, делающие его единственным в мире. Например, 8 атомных реакторов, или 4 руля.

Но все-таки главные достоинства Биг Э заключаются в его биографии. Авианосец стал символом военно-морской мощи США и принимал участие практически во всех войнах и конфликтах, в которые были втянуты США. Киль Энтерпрайз заложили в 1958 году на верфи в Ньюпорте, в сентябре 1960 года он был спущен на воду, 25 ноября 1961 года он официально вступил в строй ВМФ США, а 12 января 1962 года вышел в свой первый поход. Уже в октябре того же года Биг Э стал участником первого конфликта в своей истории – Кубинского кризиса. С 1965 года и по 1973 год, конец Вьетнамской войны, авианосец периодически принимал участие в боевых действиях США во Вьетнаме, попутно поучаствовав в конфликте между КНДР и Южной Кореей. В этот же период, 14 января 1969 года, произошла и знаменитая авария на борту авианосца – сильный пожар, вызванный взрывом самолетной ракеты воздух-воздух и воздух-земля Зуни, подвешенной к крылу Фантома, стоявшего на взлетной палубе. Погибло 27 человек, 314 получили ранения, 15 самолетов были уничтожены взрывами и огнем. Сильно досталось и авианосцу, он ушел на ремонт в Перл-Харбор.
В апреле 1975 Биг Э осуществил очень рискованную операцию по эвакуации из Сайгона американских граждан и вьетнамцев, обреченных на уничтожение новой коммунистической властью. Людей эвакуировали вертолетами с крыш американского посольства и командного центра под огнем вьетконговской артиллерии, под воздушным прикрытием истребителей. Последний вертолет взлетел с крыши посольства в 0753 30 апреля 1975 года с 11 морскими пехотинцами на борту.
Не обошли Биг Э стороной войны в Персидском заливе и Югославский конфликт, уж не говоря про присутствие авианосца, в качестве сдерживающей силы, в массе горячих точек, грозивших перерасти в пожар большой войны.

Планировалось списать Энтерпрайз где-то в 2014-15 годах, однако остановились на конце 2012 года. Биг Э будет торжественно выведен из строя действующих кораблей ВМФ США 1 декабря 2012 года в Норфолке, Вирджиния. После церемонии списания ему предстоит пройти деактивацию реакторов и выгрузку топлива - операция, которая займет почти столько же времени, сколько его строительство. Планируется начать деактивацию в середине 2013 года, и закончить где-то в 2015-м. В США давно уже идет активная кампания по сохранению авианосца в качестве мемориала-музея, однако специалисты скептически относятся к этой идее, поясняя, что после выгрузки топлива и деактивации реакторов от внутренностей авианосца мало что останется, потому что выемка топлива и реакторов потребует капитальной разборки конструкций корабля. Скорее всего, часть Биг Э все-таки будет сохранена – его знаменитый «остров», надстройка, характерного кубообразного вида. Такой вид она получила не по прихоти разработчиков проекта корабля, а в связи с установкой на Биг Э первой в мире фазовой РЛС, то есть РЛС, использующей не вращающиеся, а стационарные антенны.

ТТД:
Класс: Enterprise
Предшествующий класс: Kitty Hawk
Последующий класс: Nimitz
Строитель: Newport News Shipbuilding and Drydock Company
Стоимость строительства: 451.3 миллиона долларов
Заложен 4 февраля 1958 года
Спущен на воду 24 сентября 1960 года
Крещен 24 сентября 1960 года
Передан ВМС США 25 октября 1961 года
Подъем военно-морского флага 25 ноября 1961 года
Базовый порт: база ВМС Норфолк Вирджиния
Водоизмещение 93284 тонн с полной загрузкой
Длина 342 метра
Ширина 40.5 метра (ватерлиния)
Ширина макс 78.4 метра
Осадка 12 метров
Мощность ССУ 280000 л.с.
Макс скорость 33.6 узла (62.2 км/час)
Вместимость 5828 человек макс
Экипаж 3000 человек (2700 рядовых, 150 старший комсостав, 150 средний комсостав)
Летный состав 1800 человек (250 летчиков и 1550 технический персонал)
Самолеты: макс 90, обычно 60
4 паровых катапульты
Взлетная палуба, ангары, хранилища боеприпасов и реакторы имеют броневое покрытие
Девизы авианосца:
Мы – легенда
Готовность по приходу
Первый и самый-самый
Официальный сайт авианосца: http://www.enterprise.navy.mil/

Я с советских, школьных времен помню авианосец Энтерпрайз, он тогда, наряду с Фантомами, Зелеными Беретами и ракетами Поларис был символом американских империализма, военщины и агрессивной преступной внешней политики, диктуемой заправилами Уолл-Стрит и монополистическим капиталом. Ужас просто был какой-то, так они угрожали миру. Мы конечно, знали, благодаря нашей партийной печати, что Энтерпрайз несет в себе страшную угрозу миру и человечеству, но как же он к себе притягивал, как был загадочно соблазнителен, как мечталось каким-нибудь чудом на него попасть! Мы нутром понимали, что у нас ничего подобного Энтерпрайзу не было и нет. Помните знаменитую песню про Фантом, с ревом набирающий высоту? Он значит, с ревом забирался в высоту, чтобы потом обрушиться на головы борющихся с империализмом народов, а у нас эту песню орали во всех кабаках, Пугачева и та отдыхала.

Вот так мы к американской военщине и относились – с одной стороны военщина и угроза (хотя никогда реально в нее не верилось, почему-то), а с другой завораживающая красота гигантского Энтерпрайза и уходящих с его палубы в высоту ревущих Фантомов. Можем мы припомнить корабль, равный Энтерпрайзу в советском послевоенном ВМФ (да и военном тоже) – не по размерам конечно, и ТТД, а по памяти, которую он оставил? Корабль, который общественность требовала бы сохранить, как музей и памятник? Лично я не могу. Может быть, памятника достойны тральщики, разгребавшие завалы мин в Суэцком канале после арабо-израильского конфликта в 60-х 70-х? Но они небось, уже трижды побывали в переплавке. Кто еще мог бы стать памятником и примером? Не знаю.

У СССР, и в настоящее время РФ, авианосцев класса Энтерпрайз нет, не было и не будет, можно уверенно об этом говорить. У СССР была единственная и неповторимая возможность обзавестись настоящим первоклассным авианосцем, когда он получил по репатриации недостроенный немецкий авианосец Граф Цеппелин. Вместо того, чтобы достроить и далее использовать Графа не только как боевой корабль, но и как платформу для развития советского класса авианосцев, его потопили – мол, по требованию американцев и англичан, таковы мол, были соглашения. Ой-ой, ну надо же. Подписали соглашение и его придерживались – разве коммунисты когда свое слово нарушали? Действительность куда проще и тупее – товарищ Сталин сразу после 2-й мировой начал готовиться к 3-й, и ему грезились армады супер линкоров в сопровождении супер крейсеров, ставящие на колени заносчивых американцев. Это после опыта 2-й мировой, ликвидировавшей линкоры как устаревший тип кораблей. Ну надо ж было додуматься! Сталин не понимал ни значения авианосцев, ни коренных перемен в военно-морских силах, произошедших в ходе 2-й мировой войны, а подсказать было некому. Хорошо его вовремя отправили на тот свет, и уже начатое строительство гигантских и дорогих мишеней для авианосцев в будущей войне, если бы она разразилась, тут же прекратили. Впрочем, нашему ВМФ не помог бы и Граф Цеппелин. На первом месте должны быть люди. До тех пор, пока к людям в России относятся как разменной монете, как к крепостным, у РФ, как до того у СССР, не было и не будет первоклассного военно-морского флота.

Энтерпрайз, как и всю американскую военщину, не устают обвинять в участии в преступных войнах и конфликтах. Почему советские и теперь российские войны конфликты все без исключения благородные, а американские преступные, я не знаю. Однако когда где-то в мире возникает горячая точка, на помощь почему-то зовут США и НАТО.

Войтенко Михаил
28 сентября 2012
Фотографий Энтерпрайз в сети очень много, я не стал утруждать себя публикацией десятков фото, и выбрал несколько, которые понравились мне больше прочих. На фотографиях взлета и посадки самолета французский Rafale M, базировавшийся на Энтерпрайз в ходе совместных действий. Фото горящего Энтерпрайз, это тот самый знаменитый пожар, который взахлеб описывали советские СМИ с чувствами глубокой радости и удовлетворения.