Юридические документы

Правовое материальное и социальное обеспечение работников прокуратуры. Меры социальной поддержки прокурорских работников

1. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:

Обозначения не обладают различительной способностью, если они не могут ассоциироваться конкретно с Вашими товарами или услугами и используются широким кругом лиц в отношении однородных товаров или услуг. Примеры таких неохраноспособных обозначений более подробно рассмотрим далее в соответствие с подпунктами.

1.1. Вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;

Например, при употреблении словосочетания «Подарочная карта» у большинства потребителей сразу возникает четкое представление о том, что это. Это карта, ресурс, который обладает рядом установленных свойств: например, наличием магнитной полосы, определенным денежным эквивалентом и т.д. Соответственно, данное словосочетание не может индивидуализировать услуги только одной фирмы, т.к. такие карты выпускаются многими участниками рынка.

1.2. Являющихся общепринятыми символами и терминами

Например, слово «кейтеринг» не может быть зарегистрировано в отношении услуг по обеспечению питания, т.к. кейтеринг — отрасль общественного питания, на практике под кейтерингом подразумевается приготовление пищи и доставка, обслуживание, сервировка, оформление стола, разлив и подача напитков гостям и т.д.

1.3. Характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта

Не подлежат регистрации слова, характеризующие товары, т.е. указывающие на их различные свойства: хлеб, вода, свежее мясо, парное молоко, самый лучший сыр и т.п. Повторимся, что такие названия не индивидуализируют Ваши услуги, а лишь указывают на товар.

1.4. Представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров

В данном пункте рассматривают регистрацию объемных товарных знаков. Многие компании регистрируют товарные знаки в виде оригинальных бутылок, коробок и других емкостей. Однако, зарегистрировать такой товарный знак можно только при наличии оригинальных (индивидуализирующих) свойств объекта. Если объект обусловлен только своим назначением, то регистрация окажется безуспешной.

Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.

Положения пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении обозначений, которые:

1) Приобрели различительную способность в результате их использования;

Например, компания «Газпром» имеет ряд регистраций своего наименования. Однако, слово образовано от слов «газ» и «промышленность», что характеризует товары и услуги. Охрану данному бренду предоставили в виду широкой известности среди потребителей, которая сложилась из-за активного использование товарного знака.

2) Состоят только из элементов, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 настоящей статьи и образующих комбинацию, обладающую различительной способностью.

Если товарный знак состоит только из комбинации неохраноспособных элементов, то конкретное указание на товар или его характеристику пропадает, в целом комбинация элементов признается фантазийной и охраноспособной.

2. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, которые относятся к объектам, не подлежащим правовой охране в соответствии со статьей 1231.1 настоящего Кодекса, или сходны с ними до степени смешения.

Нельзя использовать любые элементы государственной символики (гербы, флаги и т.п.) в качестве товарного знака. Допускается наличие таких объектов в составе знака, если они не занимают доминирующее положение, а также имеется разрешение соответствующего органа на их использование.

3. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы:

3.1. Являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя;

Товарный знак не должен содержать ложную информацию или вводить потребителя в заблуждение. Например, не допускается маркировка товаров названием «Московское масло», если производственные силы находятся в Самаре. Поскольку такая регистрация будет вводить в заблуждение потребителей относительно местонахождения производителя.

3.2. Противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Не могут быть зарегистрированы товарные знаки, например, содержащие в своем составе ругательства или призывы к аморальным действиям. Так Роспатентом было отказано в регистрации товарного знака «Pussy Riot», в виду скандальных событий данной группы.

4. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.

Нельзя зарегистрировать, например, изображение Кремля или Храма Василия Блаженного, части изображений или целые картины известных художников. Т.е. не подлежат регистрации, без соответствующего разрешения, такие объекты, которые являются памятниками истории и культуры народов России.

5. В соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, которые охраняются в одном из государств - участников этого международного договора в качестве обозначений, позволяющих идентифицировать вина или спиртные напитки как происходящие с его территории (производимые в границах географического объекта этого государства) и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением, если товарный знак предназначен для обозначения вин или спиртных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта.

В соответствие с данным пунктом, нельзя зарегистрировать товарный знак на российского правообладателя, имеющий правовую охрану в другой стране, при этом также имеющий определенные характеристики товара, которые обусловлены его территориальным происхождением. Речь идет об обозначениях, позволяющих идентифицировать вина или спиртные напитки как происходящие с территории данного государства (производимые в границах его географического объекта). Например, Шампанское - игристое вино, произведенное во французском регионе Шампань; Коньяк - крепкий напиток, получил свое название по имени города Коньяк (фр. Cognac), Франция; Текила - крепкий мексиканский напиток из голубой агавы, производство ограничивается областями штатов Халиско, Гуанахуато, Мичоакан, Тамаулипас и Наярит.

6. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с:

1) Товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию () в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана или не признана отозванной или по ней не принято решение об отказе в государственной регистрации;

2) Товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;

3) Товарными знаками других лиц, признанными в установленном настоящим Кодексом порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, в отношении однородных товаров с датой более ранней, чем приоритет заявленного обозначения.

Регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с каким-либо из товарных знаков, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, допускается только с согласия правообладателя при условии, что такая регистрация не может явиться причиной введения в заблуждение потребителя. Согласие не может быть отозвано правообладателем.

7. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованием места происхождения товаров, охраняемым в соответствии с настоящим Кодексом, а также с обозначением, заявленным на регистрацию в качестве такового до даты приоритета товарного знака, за исключением случая, если такое наименование или сходное с ним до степени смешения обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего исключительное право на такое наименование, при условии, что регистрация товарного знака осуществляется в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места происхождения товара.

8. Не могут быть в отношении однородных товаров зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым в Российской Федерации фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами таких наименования или обозначения) либо с наименованием селекционного достижения, зарегистрированного в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

Тождественные и сходные до степени смешения товарные знаки можно выявить при проведении предварительной проверки, которую рекомендуется проводить перед подачей заявки на регистрацию.

9. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные:

1) Названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака () произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту, без согласия правообладателя, если права на соответствующее произведение возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;

2) Имени (), псевдониму (пункт 1 статьи 1265 ГК РФ и подпункт 3 пункта 1 ст. 1315 ГК РФ) или производному от них обозначению, портрету или факсимиле известного в Российской Федерации на дату подачи заявки лица, без согласия этого лица или его наследника;

При использовании фамилии, псевдонима, факсимиле и др. отличительных черт известного лица, необходимо его согласие.

3) Промышленному образцу, знаку соответствия, доменному имени, права на которые возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

Положения настоящего пункта применяются также в отношении обозначений, сходных до степени смешения с указанными в нем объектам.

10. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении однородных товаров обозначения, элементами которых являются охраняемые в соответствии с настоящим Кодексом средства индивидуализации других лиц, сходные с ними до степени смешения обозначения, а также объекты, указанные в пункте 9 настоящей статьи.

Государственная регистрация в качестве товарных знаков таких обозначений допускается при наличии соответствующего согласия, предусмотренного пунктом 6 и подпунктами 1 и 2 пункта 9 настоящей статьи.

11. По основаниям, предусмотренным настоящей статьей, правовая охрана также не предоставляется товарным знакам, зарегистрированным в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

1. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:

1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;

2) являющихся общепринятыми символами и терминами;

3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;

4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.

1.1. Положения пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении обозначений, которые:

1) приобрели различительную способность в результате их использования;

2) состоят только из элементов, указанных в подпунктах 1 — 4 пункта 1 настоящей статьи и образующих комбинацию, обладающую различительной способностью.

2. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, которые относятся к объектам, не подлежащим правовой охране в соответствии со статьей 1231.1 настоящего Кодекса, или сходны с ними до степени смешения.

3. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы:

1) являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя;

2) противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

4. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.

5. В соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, которые охраняются в одном из государств — участников этого международного договора в качестве обозначений, позволяющих идентифицировать вина или спиртные напитки как происходящие с его территории (производимые в границах географического объекта этого государства) и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением, если товарный знак предназначен для обозначения вин или спиртных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта.

6. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с:

1) товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию (статья 1492) в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана, не признана отозванной или по ней не принято решение об отказе в государственной регистрации;

2) товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;

3) товарными знаками других лиц, признанными в установленном настоящим Кодексом порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, в отношении однородных товаров с даты более ранней, чем приоритет заявленного обозначения.

Регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с каким-либо из товарных знаков, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, допускается с согласия правообладателя при условии, что такая регистрация не может явиться причиной введения в заблуждение потребителя. Согласие не может быть отозвано правообладателем.

Положения, предусмотренные абзацем пятым настоящего пункта, не применяются в отношении обозначений, сходных до степени смешения с коллективными знаками.

7. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованием места происхождения товаров, охраняемым в соответствии с настоящим Кодексом, а также с обозначением, заявленным на регистрацию в качестве такового до даты приоритета товарного знака, за исключением случая, если такое наименование или сходное с ним до степени смешения обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего исключительное право на такое наименование, при условии, что регистрация товарного знака осуществляется в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места происхождения товара.

8. Не могут быть в отношении однородных товаров зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым в Российской Федерации фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами таких наименования или обозначения) либо с наименованием селекционного достижения, зарегистрированного в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

9. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные:

1) названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака (статья 1492) произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту, без согласия правообладателя, если права на соответствующее произведение возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;

2) имени (статья 19), псевдониму (пункт 1 статьи 1265 и подпункт 3 пункта 1 статьи 1315) или производному от них обозначению, портрету или факсимиле известного в Российской Федерации на дату подачи заявки лица, без согласия этого лица или его наследника;

3) промышленному образцу, знаку соответствия, права на которые возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

Положения настоящего пункта применяются также в отношении обозначений, сходных до степени смешения с указанными в нем объектами.

10. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении однородных товаров обозначения, элементами которых являются охраняемые в соответствии с настоящим Кодексом средства индивидуализации других лиц, сходные с ними до степени смешения обозначения, а также объекты, указанные в пункте 9 настоящей статьи.

Государственная регистрация в качестве товарных знаков таких обозначений допускается при наличии соответствующего согласия, предусмотренного пунктом 6 и подпунктами 1 и 2 пункта 9 настоящей статьи.

11. По основаниям, предусмотренным настоящей статьей, правовая охрана также не предоставляется товарным знакам, зарегистрированным в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 1483 ГК РФ

1. В российском законодательстве, так же как в законодательстве большинства зарубежных стран, основным признаком охраноспособности товарного знака является наличие у него различительной способности. Таким образом, при отсутствии у заявляемого обозначения различительной способности ему не может быть предоставлена правовая охрана в качестве товарного знака. Такое правило применяется как к обозначениям, состоящим из одного элемента (не обладающего различительной способностью), так и к обозначениям, полностью состоящим из определенных элементов (частей), также не обладающих различительной способностью в силу определенных обстоятельств. По общему правилу в качестве обозначений, не обладающих различительной способностью, могут рассматриваться обозначения, которые представляют собой отдельные буквы и цифры, не имеющие характерного графического исполнения; простые геометрические фигуры и линии или их сочетания, не образующие соответствующих композиций, дающих качественно иной уровень восприятия, отличный от восприятия составляющих их элементов по отдельности; сочетания букв, не имеющие словесного характера; реалистические или схематические изображения товаров, заявляемые на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров, а также трехмерные объекты, форма которых обусловлена исключительно функциональным назначением; общепринятые наименования, представляющие собой простые указания товаров; общепринятые сокращения и аббревиатуры.

2. Пункт 1 комментируемой статьи содержит перечень обозначений, которые признаются не обладающими различительной способностью. Прежде всего это обозначение, вошедшее во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида. Под ним понимают обозначение, которое в результате его длительного использования различными производителями для одного и того же товара или товара того же вида стало указанием определенного вида товаров, т.е. видовым (например, «термос», «рубероид»).

Обозначением, являющимся общепринятым символом, признается обозначение, символизирующее область деятельности или отрасль хозяйства, к которым относятся заявленные на регистрацию товары; условное обозначение, применяемое в науке и технике. Соответственно к общепринятым терминам относятся различные лексические единицы, характерные для определенных областей науки и техники.

Обозначениями, характеризующими товары, в том числе указывающими на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ производства или сбыта, признаются обозначения, являющиеся простыми наименованиями товаров («компот», «двигатель», «бриджи» и т.д.); обозначения, указывающие на категорию качества товаров (первый сорт, высший сорт, экологически чистый и т.п.) и на их свойства, в том числе носящие хвалебный характер, на материал или состав сырья, из которых изготовлены товары. К таким обозначениям относятся также указания веса, объема, цены товаров; видовые наименования предприятий, адреса фирм изготовителей и посредников; обозначения, состоящие полностью или частично из географических названий, которые могут восприниматься как указание на место нахождения производителя товаров.

К обозначениям, представляющим собой общепринятую форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством или назначением товара, относятся, например, изображения обычной (без каких-либо отличительных признаков) бутылки или банки для напитка либо тарной коробки.

Из приведенного в комментируемой статье правила есть исключения — перечисленные обозначения могут быть включены в качестве вспомогательных неохраняемых элементов в состав товарного знака. Однако при этом предусматривается соблюдение одного условия — указанные элементы не должны занимать в товарном знаке доминирующего положения. При определении, занимает ли неохраняемый элемент доминирующее положение в товарном знаке, в первую очередь должно оцениваться его смысловое значение и (или) пространственное положение. Кроме того, установлено, что положения п. 1 комментируемой статьи не применяются к обозначениям, которые приобрели различительную способность в результате их использования. Это установление основано на положениях ст. 6. quinquies Парижской конвенции об охране промышленной собственности 1883 г., указывающей: «…чтобы определить, может ли быть знак предметом охраны, необходимо учитывать все фактические обстоятельства, особенно продолжительность применения знака». В случае заинтересованности заявителя в применении комментируемого положения при проведении экспертизы по заявленному им товарному знаку он по собственной инициативе представляет в федеральный орган исполнительной власти доказательства, свидетельствующие о приобретении знаком различительной способности. Подобными доказательствами могут, в частности, служить сведения о длительности и интенсивности использования товарного знака, о территории использования знака, различные рекламные материалы и упоминания в СМИ.

3. Установления подп. 1 и 2 п. 2 комментируемой статьи также основаны на положениях Парижской конвенции 1883 г. и направлены на защиту интересов и прав государств и различных международных и межправительственных организаций на их отличительные знаки. Указанное установление имеет исключения. К ним относится использование рассмотренных выше обозначений в составе товарных знаков как неохраняемых элементов с разрешения соответствующих компетентных органов. Так, например, использование в названиях организаций наименований «Россия», «Российская Федерация» регулируется специальными актами Правительства РФ, а использование олимпийской символики возможно лишь с согласия Международного олимпийского комитета (МОК), условия и процедура получения которого определены в Найробском договоре об охране олимпийского символа.

4. Пункт 3 комментируемой статьи содержит перечень обозначений, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть включены в состав товарного знака. По общему правилу обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение, если хотя бы один из его элементов является таковым. Практика применения законодательства показывает, что признание обозначения ложным не вызывает никаких трудностей. Так, обозначение, содержащее в своем составе изображение Малого театра, поданное на регистрацию заявителем из Перми, будет ложным, точно так же, как указание в товарном знаке наименования «сок» в случае подачи заявки для всех товаров 32 класса МКТУ, в состав которого входят в том числе пиво, минеральные воды и т.д.

Определить, является ли обозначение «вводящим в заблуждение» или нет, гораздо сложнее. Например, размещение на товаре, изготовленном из синтетического материала, например, акрила, указания «натуральная шерсть», является ложным, но размещение на том же товаре стилизованного изображения овечьей головы может явиться вводящим в заблуждение. Однако «способность введения в заблуждение» подтверждается или опровергается в конечном счете только самим рынком при реализации различных товаров.

К обозначениям, которые ни при каких условиях не могут быть зарегистрированы либо включены в состав товарного знака в качестве неохраняемых элементов, относятся также обозначения, перечисленные в подп. 2 п. 3 комментируемой статьи. К ним могут относиться, в частности, обозначения, представляющие собой слова, словосочетания, лозунги, изображения и их комбинации, противоречащие законодательству, регулирующему общественный порядок, либо обозначения, которые могут вызвать возмущение членов общества, основанное на нарушении общепринятых моральных норм. Примером таких обозначений могут быть антигосударственные или антиобщественные лозунги, неэтично примененная государственная символика; фамилии, имена, псевдонимы известных лиц, например политических или религиозных деятелей, и производные от них (в зависимости от перечня товаров, на которых они применяются); обозначения, затрагивающие религиозные чувства и оскорбляющие человеческое достоинство, в том числе слова и изображения непристойного характера; обозначения, носящие антигуманный характер.

5. Пункт 4 комментируемой статьи содержит только общее указание на те объекты, регистрация которых в качестве товарных знаков недопустима. При применении этой нормы следует руководствоваться следующими нормативными актами: Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» , Указом Президента РФ от 30 ноября 1992 г. N 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации» , утвердившим Положение об особо ценных объектах культурного наследия народов РФ. Положением установлена процедура отнесения объектов культурного наследия к категории особо ценных, а также включения их в Государственный свод, депозитарием которого является Министерство культуры РФ.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2002. N 26. Ст. 2519.

Ведомости РФ. 1992. N 49. Ст. 2936.

6. Под соглашением, упомянутым в п. 5 комментируемой статьи, понимается Соглашение ТРИПС, действующее в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), положения ст. 23 которого направлены на повышение эффективности защиты прав производителей вин и спиртных напитков. Ими установлено, что каждая страна-член предусматривает правовые средства, позволяющие заинтересованным лицам предотвращать использование географического указания, идентифицирующего вина, для вин, не происходящих из места обозначенного данным географическим указанием, или географического указания, идентифицирующего крепкие спиртные напитки, для спиртных напитков, не происходящих из места, обозначенного данным географическим указанием, даже если используется подлинное место происхождения товаров, или географическое указание используется в переводе либо сопровождается такими выражениями, как «вид», «тип», «в стиле», «имитация» и т.д. До присоединения России к этому Соглашению (т.е. до присоединения к ВТО) комментируемая норма не является действующей на территории РФ.

7. Из содержания п. 6 комментируемой статьи следует, что при определении возможности регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака, т.е. при проведении экспертизы на тождество и сходство, во внимание принимаются только действующие, «живые товарные знаки» или заявки на регистрацию товарных знаков. Таким образом, не учитываются товарные знаки, правовая охрана которых прекращена в соответствии со ст. 1514 ГК РФ; товарные знаки, заявки на которые отозваны либо признаны отозванными в соответствии со ст. 1495, 1497 и 1512 ГК РФ; заявки, по которым приняты решения об отказе, возможность оспаривания которых утрачена; заявки, по которым в адрес заявителей были направлены уведомления о невозможности регистрации в связи с неуплатой или несвоевременной уплатой пошлины за регистрацию товарного знака и выдачу свидетельства на него.

8. Положение п. 6 комментируемой статьи в части отказа в регистрации товарного знака может быть реализовано, если:

1) оно тождественно или сходно до степени смешения с товарными знаками, имеющими более ранний приоритет;

2) товары, в отношении которых испрашивается регистрация товарного знака, являются однородными с товарами, в отношении которых зарегистрирован (подан на регистрацию) тождественный или сходный до степени смешения товарный знак.

Тождественными являются обозначения, совпадающие во всех элементах. Если же обозначения имеют отдельные отличия, но в целом ассоциируются друг с другом, то они признаются сходными до степени смешения. Для установления однородности товаров принимаются во внимание их род (вид), назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки. Должна также учитываться потенциальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности товаров одному изготовителю.

Из содержания подп. 2 п. 6 комментируемой статьи следует, что при экспертизе во внимание должны приниматься не только «обычные» товарные знаки, т.е. поданные и (или) зарегистрированные по национальной процедуре. Обозначению, заявленному на регистрацию в качестве товарного знака, может быть отказано в предоставлении правовой охраны и в случае его тождества или сходства с товарным знаком третьего лица, охрана которому предоставлена в соответствии с международным договором Российской Федерации и который имеет более ранний приоритет. Такими знаками, охраняемыми в Российской Федерации в соответствии с международным договором, являются международные знаки, заявленные или охраняемые в Российской Федерации на основании Мадридского соглашения 1891 г. или Протокола к нему, а также общеизвестные товарные знаки, охраняемые в соответствии со ст. 6.bis Парижской конвенции 1883 г. То есть знаки, ранее не зарегистрированные на территории Российской Федерации, но получившие правовую охрану в результате их признания общеизвестными (см. п. 9 настоящего комментария).

9. Подпункт 3 п. 6 ст. 1483 ГК РФ напрямую запрещает регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с товарными знаками, признанными в установленном порядке общеизвестными на территории РФ в отношении однородных товаров. Требования к общеизвестным товарным знакам и процедура их признания таковыми содержатся в ст. 1508 и 1509 ГК РФ (см. комментарии к этим статьям).

10. Положение, содержащееся в абз. 5 п. 6 комментируемой статьи, основано на общемировой практике и положениях зарубежных законодательных актов. Оно предусматривает возможность предоставления заявителями «писем-согласий» от владельцев более ранних товарных знаков. Использованный в рассматриваемом положении термин «допускается» означает, на наш взгляд, что федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности не обязан безоговорочно основывать свое решение по заявке на таких «письмах-согласиях». Экспертиза обязана рассмотреть «письмо-согласие» так же, как и любой другой документ, представленный в рамках делопроизводства по заявке на регистрацию товарного знака. Кроме того, надо иметь в виду, что «письма-согласия» учитываются только в тех случаях, когда обозначения являются сходными до степени смешения, но не тождественными. Иной подход может привести к массовому появлению на рынке однородных товаров и услуг, производимых и (или) оказываемых разными лицами. Очевидно, что их качество не может быть одинаковым. В конечном счете потребитель будет постоянно вводиться в заблуждение относительно производителя товара (лица, оказывающего услуги).

Так, обозначению, представляющему собой фантазийное словесное обозначение «DONNE & RAGGANA», выполненному стандартным шрифтом заглавными буквами латинского алфавита (в русской транслитерации — «ДОННЭ энд РАГГАНА»), решением Роспатента от 1 апреля 2008 г. было отказано в государственной регистрации товарного знака в отношении всех товаров 03 класса МКТУ, указанных в перечне заявки. При подготовке заключения экспертиза руководствовалась положениями п. 3 ст. 1483 части четвертой ГК РФ, введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ. Заключение экспертизы мотивировано тем, что заявленное обозначение сходно до степени смешения с блоком (серией) ранее зарегистрированных товарных знаков со словесным элементом «DOLCE & GABBANA», правообладателем которых является компания GADO S.a.r.l. 5, rue Guillaume Kroll LUXEMBOURG (LU) L-1882. В частности, в заключении экспертизы перечислен ряд знаков, охраняемых на территории Российской Федерации согласно международным регистрациям N 892649, 766542, 666432, 637238, 630002, 628886, 625152. Правообладателем указанных международных регистрации является компания GADO S.a.r.l. 5, rue Guillaume Kroll LUXEMBOURG (LU) L-1882 (Люксембург).

В поступившем в палату по патентным спорам возражении от 8 июля 2008 г. заявитель выразил свое несогласие с решением Роспатента от 1 апреля 2008 г., мотивированное следующим: присутствующий во всех противопоставленных международных регистрациях словесный элемент «DOLCE & GABBANA» представляет собой фамилию известных итальянских дизайнеров Доминико Дольче и Стефано Габбана; ассоциативный ряд, вызываемый обозначением «DOLCE & GABBANA», совершенно определен, и потребитель воспринимает его только как название одноименного модного дома; в целом заявленное обозначение и противопоставленные товарные знаки не являются сходными до степени смешения в силу отсутствия между ними фонетического и семантического сходства; круг потребителей товаров известного дизайнерского дома моды Доминико Дольче и Стефано Габбана и товаров заявителя, представленных в более низком ценовом сегменте «масс-маркет», сильно отличается; заявитель считает, что для рядового потребителя будет отсутствовать возможность смешения указанных обозначений в гражданском обороте, в том числе и в силу отнесения товаров, маркируемых рассматриваемыми обозначениями, к разным группам товаров; сравнение аббревиатур, образованных от первых букв входящих в сопоставляемые обозначения слов, — «D&G» и «D&R» — также указывает на отсутствие между ними сходства за счет фонетического и визуального различия; между заявителем и правообладателем противопоставленных международных регистрации было достигнуто соглашение на право регистрации обозначения «DONNE & RAGGANA» в качестве товарного знака в отношении всех заявленных товаров 03 класса МКТУ.

Мнение палаты по патентным спорам по поводу отсутствия сходства до степени смешения между заявленным обозначением и противопоставленными товарными знаками не совпало с мнением заявителя — «сопоставительный анализ на сходство заявленного словесного обозначения и противопоставленных товарных знаков показывает, что данные обозначения можно признать сходными по фонетическому фактору сходства. Фонетическое сходство обусловлено наличием близких и совпадающих звуков, составляющих обозначения, близостью состава гласных и согласных, а также характером совпадающих частей обозначений». Вместе с тем было высказано мнение, что «сосуществование заявленного обозначения и указанных выше товарных знаков, содержащих фонетически сходные словесные элементы и предназначенных для индивидуализации одного и того же рода товаров, возможно с согласия правообладателя ранее зарегистрированных товарных знаков». Заявителем было представлено соглашение на право регистрации заявленного обозначения, подписанное заявителем и правообладателем противопоставленных товарных знаков, содержащее условия такой регистрации. В связи с этим обстоятельством в решении палаты по патентным спорам, в частности, указано: «У палаты по патентным спорам отсутствуют основания не принимать во внимание факт подписания вышеуказанного соглашения и договоренности, достигнутой в рамках данного соглашения сторонами по регистрации и использованию товарного знака. В связи с тем, что заявителем представлено соглашение, в котором выражено согласие правообладателя противопоставленных знаков на регистрацию заявленного обозначения в качестве товарного знака, вывод о сходстве заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака до степени их смешения в отношении однородных товаров, правомерно указанный в заключении экспертизы, не является препятствием для регистрации заявленного обозначения в отношении товаров 03 класса МКТУ, указанных в перечне заявки». С учетом изложенного было принято решение о регистрации заявленного обозначения.

11. Положения п. 7 комментируемой статьи распространяют свое действие на любые товары, а не только на однородные тем товарам, в отношении которых зарегистрировано наименование места происхождения товара. Исключение составляют случаи, когда заявитель товарного знака одновременно имеет исключительное право на это наименование. При этом устанавливается (и в этом отличие комментируемого положения от положений ранее действовавшего законодательства), что при наличии у заявителя такого права наименование места происхождения товаров может быть включено в состав товарного знака в качестве неохраняемого элемента, но при условии, что регистрация товарного знака испрашивается в отношении товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места происхождения товаров. Например, в отношении меда правовая охрана товарному знаку (в виде этикетки и проч.) может быть предоставлена только относительно товаров 30 класса МКТУ. Данный подход законодателя представляется вполне оправданным и определяется спецификой такого объекта, как наименование места происхождения товаров. По своей правовой природе наименование места происхождения товаров не может принадлежать какому-либо одному правообладателю; производитель товаров, происходящих из этого географического объекта, по существу получает лишь право пользования данным наименованием. Таким образом, все изготовители товаров, происходящих из данного географического объекта и обладающих особыми свойствами, обусловленными природными условиями и (или) людскими факторами, получают возможность включать наименование места происхождения товара в состав своего товарного знака как неохраняемый элемент.

12. По основаниям, приведенным в п. 8 комментируемой статьи, экспертиза не проводится, но они могут явиться поводом для оспаривания регистрации товарного знака и признания ее недействительной.

Следует особо отметить, что ранее действовавшее законодательство не принимало во внимание наличие прав на селекционное достижение, нередко имевшее оригинальное название. Право на коммерческое обозначение не могло приниматься во внимание ввиду отсутствия правовой охраны таких средств индивидуализации.

13. Указанные в п. 9 комментируемой статьи основания для отказа корреспондируют с положениями, содержащимися в ст. 6.quinquies Парижской конвенции 1883 г., указывающей, что регистрация товарных знаков может быть отклонена в случае, «если знаки могут затронуть права, приобретенные третьими лицами в стране, где испрашивается охрана». При реализации положений подп. 1 п. 9 комментируемой статьи необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства. Во-первых, законодатель говорит о тождественности, а не о сходстве до степени смешения. Во-вторых, предоставление правовой охраны таким обозначениям возможно, если на это имеется согласие правообладателя. В-третьих, должны учитываться дата возникновения права на соответствующие произведения и дата приоритета регистрируемого знака. В-четвертых, для понимания комментируемой статьи необходимо определиться с понятием «известность». Так, под известным следует понимать объект, о котором все знают и который пользуется широкой известностью в обществе. Известным, в частности, может считаться тот объект, который включен в словари, энциклопедии, справочники, упоминания о котором содержатся в периодических изданиях, в СМИ. По обозначениям, подпадающим под действие комментируемого положения, экспертиза не проводится, поскольку федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности не располагает перечнем известных объектов (его в принципе не существует); однако заявитель, на наш взгляд, должен быть информирован об оспоримом характере зарегистрированного товарного знака.

В отношении обозначений, упомянутых в подп. 2 п. 9 комментируемой статьи, во внимание также должны приниматься обстоятельства, на которые указывалось в предыдущем пункте комментария, — тождественность индивидуализирующих обозначений, известность в Российской Федерации лица, об имени, псевдониме, портрете и сведениях в отношении которого идет речь. При этом известность должна анализироваться не на данный момент времени (на момент проведения экспертизы или рассмотрения спора), а на дату подачи заявки. При определении известности лица, чье имя, псевдоним, факсимиле и иные сведения могут явиться основанием для отказа в регистрации товарного знака, необходимо руководствоваться словарями, справочниками, периодикой, СМИ, а также принимать во внимание общую осведомленность общества. Предоставление в таких ситуациях правовой охраны товарному знаку возможно только при согласии самого известного лица либо его наследника.

Рассматриваемые в данном пункте обозначения, так же как и обозначения, упомянутые в подп. 1 п. 9 комментируемой статьи, должны оцениваться с точки зрения их соответствия требованиям п. 1 ст. 1483 ГК РФ, т.е. проверяться на различительную способность. Так, широко распространенные в Российской Федерации фамилии Иванов, Орлов, Петров, Сидоров достаточно часто являются фамилиями персонажей различных литературных произведений. При этом они не обладают различительной способностью и не могут выполнять индивидуализирующую функцию, присущую товарным знакам. Подобные обозначения могут быть зарегистрированы только в случае их оригинального и запоминающегося исполнения.

Следует принимать во внимание положения п. 3 комментируемой статьи, запрещающие регистрацию товарных знаков, которые являются ложными или способными ввести в заблуждение относительно товара или его изготовителя. Например, ряд известных имен и фамилий может ассоциироваться с определенной территорией. Поэтому регистрация в качестве товарных знаков обозначений, повторяющих эти имена и фамилии, на имя заявителей, находящихся на другой территории, может ввести потребителя в заблуждение относительно местонахождения производителя товара.

14. Основанием для отказа в регистрации товарного знака является также наличие прав третьих лиц на промышленный образец, знак соответствия или доменное имя, права на которые возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

Упоминание в подп. 3 п. 9 комментируемой статьи такого объекта, как промышленный образец, является очень актуальным, поскольку достаточно часты коллизии между правами на промышленные образцы и правами на объемные товарные знаки, регистрация которых предусмотрена ГК РФ.

Нередки также коллизии, связанные с правами на товарные знаки и доменные имена. Вместе с тем вопрос о правах на доменное имя является достаточно спорным. Право на доменное имя не отнесено к категории исключительных прав. Очевидно, что речь идет о праве пользования, которое вряд ли можно уравнять с правом на товарный знак и рассматривать как безусловное препятствие для регистрации товарного знака. Представляется, что отношения между исключительными правами на товарный знак и правами на доменное имя нуждаются в дополнительном регулировании.

15. Положения п. 10 комментируемой статьи подразумевают товарные знаки, правовая охрана которых испрашивается в соответствии с Мадридским соглашением 1891 г. и Протоколом к нему, по результатам проведения экспертизы национальными ведомствами по международным заявкам.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 44. Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников. 1. Денежное содержание прокурорских работников состоит из должностного оклада, доплат за классный чин, выслугу лет, особые условия службы в размере 50 процентов должностного оклада, за сложность, напряженность и высокие достижения в труде - в том же размере, процентных надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей должностным обязанностям, почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", денежного поощрения (премии) по итогам работы за квартал и год, стоимости продовольственного пайка (если паек не выдан в натуральной форме).

Должностные оклады прокурорским работникам устанавливаются Правительством Российской Федерации в процентном отношении к должностному окладу Генерального прокурора Российской Федерации, который составляет 98 процентов должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации устанавливаются размеры доплат за классный чин в процентном отношении к должностному окладу, а размеры ежегодных доплат за выслугу лет - в должностных окладах, включая доплаты за классный чин.
Процентные надбавки за ученую степень и ученое звание выплачиваются кандидатам наук или доцентам в размере 5 процентов, докторам наук или профессорам - 10 процентов должностного оклада, за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации" - в размере 10 процентов должностного оклада.
Денежное поощрение прокурорских работников по итогам работы за квартал и год, а также оплата труда других работников органов и учреждений прокуратуры определяются по нормам, установленным для работников органов исполнительной власти.
2. Пенсионное обеспечение прокуроров и следователей, научных и педагогических работников, имеющих классные чины, и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, установленным законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.
Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам, имеющим классные чины, при выходе в отставку, увольнении на пенсию в связи с выслугой лет или по инвалидности, а также по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при наличии права на эту пенсию выплачивается выходное пособие за полные годы выслуги:
менее 10 календарных лет - 5 месячных должностных окладов с доплатой за классный чин;
от 10 до 15 календарных лет - 10 месячных должностных окладов с доплатой за классный чин;
от 15 до 20 календарных лет включительно - 15 месячных должностных окладов с доплатой за классный чин;
свыше 20 календарных лет - 20 месячных должностных окладов с доплатой за классный чин.
Выходное пособие при увольнении указанных лиц в связи с совершением порочащих их поступков не выплачивается.
Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам, имеющим право на пенсию за выслугу лет, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть им начислена.
3. Прокурорские работники, имеющие классные чины, вправе по служебному удостоверению бесплатно пользоваться на территории Российской Федерации всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), в сельской местности - любым попутным транспортом, а работники транспортных прокуратур в пределах обслуживаемых участков - всеми видами железнодорожного, речного, морского, воздушного транспорта независимо от их ведомственной принадлежности; при направлении в служебные командировки они пользуются правом бронирования и получения вне очереди мест в гостиницах и приобретения проездных документов на все виды транспорта.
Прокурорским работникам, переведенным на постоянную работу в другую местность, расходы по их переезду и переезду членов их семей возмещаются в полном объеме.
4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны предоставлять прокурорам и следователям, назначенным на должность, а также нуждающимся в улучшении жилищных условий, благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома в государственном или муниципальном жилищном фонде с учетом дополнительной жилой площади не менее 20 кв. м или в виде отдельной комнаты в первоочередном порядке, но не позднее шести месяцев, независимо от срока их проживания в данном населенном пункте.
Прокуроры и следователи имеют право на дополнительную жилую площадь.
Прокуроры и следователи имеют право на компенсацию расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений, до предоставления им в установленном порядке жилого помещения для постоянного проживания.
Занимаемые прокурорами и следователями в домах государственного и муниципального жилищных фондов жилые помещения в случае их освобождения предоставляются другим прокурорам и следователям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
С согласия прокуроров и следователей им вместо предоставления жилого помещения выдается из средств федерального бюджета беспроцентная ссуда на приобретение или строительство жилья, которая погашается из тех же средств при условии их работы в органах прокуратуры в пределах территории данного субъекта Российской Федерации не менее 10 лет.
5. Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам, имеющим классные чины, и проживающим с ними членам их семей предоставляется 50-процентная скидка в оплате жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, в том числе проживающим в приватизированных жилых помещениях, а также 50-процентная скидка в оплате всех коммунальных услуг (электроэнергия, газ, центральное отопление, водоснабжение и другие), за пользование телефоном независимо от вида жилищного фонда.
В жилых помещениях, занимаемых прокурорами и следователями, во внеочередном порядке устанавливается за счет средств местного бюджета телефон. В таком же порядке предоставляются места в детских дошкольных учреждениях, школах - интернатах, летних оздоровительных учреждениях детям прокуроров и следователей.
6. Медицинское обслуживание (в том числе обеспечение лекарствами) работников органов и учреждений прокуратуры и проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета.
7. Прокуроры и следователи, научные и педагогические работники, имеющие классные чины и уволившиеся в связи с выходом на пенсию на основании пункта 2 настоящей статьи, пользуются по предъявлении пенсионного удостоверения правами и социальными гарантиями, предусмотренными абзацем 1 пункта 3, абзацем 1 пункта 5 настоящей статьи.
За членами семей указанных в абзаце 1 настоящего пункта лиц, проживающими совместно с ними, а также за членами семей умерших работников органов и учреждений прокуратуры, получающими в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи пенсию по случаю потери кормильца, сохраняется социальная гарантия, предусмотренная абзацем 1 пункта 5 настоящей статьи.
Медицинское обслуживание получающих пенсию работников органов и учреждений прокуратуры и членов их семей, а также лиц, указанных в абзаце 2 настоящего пункта, осуществляется в лечебных учреждениях, в которых они состояли на учете.".
10. Пункт 1 статьи 45 дополнить новым абзацем третьим следующего содержания:
"Прокуратура Российской Федерации также имеет службу обеспечения собственной безопасности и физической защиты работников.".
Абзац третий пункта 1 считать пунктом 2.
Пункты 2 - 5 считать пунктами 3 - 6.
В пункте 3 (в новой редакции) слова "служебного огнестрельного" заменить словами "боевого ручного стрелкового".
11. Статью 46 изложить в следующей редакции:
"Статья 46. Структура и организация органов военной прокуратуры
1. Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации; военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов (далее - органы военной прокуратуры).
В военных прокуратурах, приравненных к прокуратурам городов и районов, по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские, прокурорско - следственные и следственные участки.
В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся войска Российской Федерации, осуществление прокурорского надзора может быть возложено Генеральным прокурором Российской Федерации на органы военной прокуратуры.
2. Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации, приказы которого по этим вопросам реализуются директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, командования Федеральной пограничной службы Российской Федерации и других воинских формирований. Иные организационно - штатные вопросы в пределах установленной штатной численности решаются Главным военным прокурором совместно с Генеральным штабом Вооруженных Сил, командованием Федеральной пограничной службы и других воинских формирований Российской Федерации.
3. Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестование военных прокуроров и следователей, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.
4. Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, созданных в соответствии с федеральными законами.".
12. Дополнить закон статьей 46.1 следующего содержания:
"Статья 46.1. Главная военная прокуратура
1. Главный военный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, старшего помощника по особым поручениям и помощников по особым поручениям.
2. Структуру Главной военной прокуратуры составляют управления, отделы (самостоятельные и в составе управлений), канцелярия и приемная. Начальники управлений и самостоятельных отделов являются старшими помощниками, а их заместители, начальники отделов в составе управлений, канцелярии и приемной - помощниками Главного военного прокурора. Положения о структурных подразделениях утверждаются Главным военным прокурором.
3. В управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров - криминалистов и прокуроров - криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам.
4. В Главной военной прокуратуре образуется коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, определяемых Главным военным прокурором. Персональный состав коллегии утверждается Генеральным прокурором Российской Федерации по представлению Главного военного прокурора.".
13. Статью 47 изложить в следующей редакции:
"Статья 47. Полномочия военных прокуроров
1. Главный военный прокурор и подчиненные ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции полномочиями, установленными настоящим Федеральным законом, и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Военные прокуроры также вправе:
участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления;
назначать вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления, где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения;
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов, независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам;
проверять законность содержания осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях и других местах их содержания, немедленно освобождать незаконно содержащихся там лиц;
требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу, соответственно воинскими частями, военными комендантами, караулами по конвоированию внутренних войск, органами и учреждениями внутренних дел.".
14. В статье 48 пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Военными прокурорами и следователями назначаются граждане Российской Федерации, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие офицерское звание и отвечающие требованиям статьи 40 настоящего Федерального закона.".
В пунктах 3 и 4 исключить слова "сроком на пять лет".
В пунктах 5 и 7 исключить слова "групп войск" в соответствующих падежах.
Абзац 1 пункта 8 после слов "Вооруженных Силах Российской Федерации" дополнить словами "Федеральной пограничной службе Российской Федерации"; после слов "О статусе военнослужащих" дополнить словами "и настоящим Федеральным законом".
Пункт 9 изложить в следующей редакции:
"9. Определение офицеров на военную службу в органы военной прокуратуры и увольнение их в запас (отставку) производится по представлению Генерального прокурора Российской Федерации или Главного военного прокурора.
Увольнение в запас (отставку) лиц высшего офицерского состава производится Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.".
Пункт 10 изложить в следующей редакции:
"10. Должности военных прокуроров и следователей и соответствующие им воинские звания включаются в перечни воинских должностей.
Присвоение воинских званий военным прокурорам и следователям производится по представлению соответствующего военного прокурора в порядке, установленном для военнослужащих. Воинские звания высшего офицерского состава присваиваются Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.
Воинские звания офицеров органов военной прокуратуры соответствуют классным чинам прокурорских работников территориальных органов прокуратуры.
При увольнении офицеров военных прокуратур (до полковника включительно) с военной службы и поступлении на службу в территориальные органы прокуратуры им присваиваются соответствующие воинскому званию классные чины, а при определении на военную службу прокурорско - следственных работников, имеющих классные чины до старшего советника юстиции включительно, им присваиваются соответствующие воинские звания.".
Пункт 12 изложить в следующей редакции:
"Военные прокуроры и следователи поощряются и несут дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. Право поощрения и наложения взыскания имеют только вышестоящие военные прокуроры и Генеральный прокурор Российской Федерации.".
Пункт 13 после слов "выделяется за счет" дополнить словами "и пропорционально численности".
15. Пункты 2 и 3 статьи 49 изложить в следующей редакции:
"2. Денежное довольствие военных прокуроров и следователей состоит из оклада по должности, оклада по воинскому званию, надбавок за выслугу лет, за особый характер службы в размере 50 процентов оклада по должности, за сложность, напряженность и специальный режим службы в том же размере, процентных надбавок за ученую степень, почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", а также иных надбавок и дополнительных денежных выплат, предусмотренных для военнослужащих. Должностные оклады военных прокуроров и следователей устанавливаются по правилам, изложенным в абзаце 2 пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального закона. Выплата денежного довольствия производится Министерством обороны Российской Федерации, командованием Федеральной пограничной службы Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации.
3. Военным прокурорам и следователям, имеющим право на пенсию за выслугу лет, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть им назначена.".
Дополнить указанную статью пунктом 4 следующего содержания:
"4. Правовое положение и материальное обеспечение гражданского персонала органов военной прокуратуры определяются по правилам, предусмотренным для работников территориальных прокуратур.".
16. Пункты 1 и 2 статьи 50 после слова "командованием" дополнить словами "Федеральной пограничной службы Российской Федерации, других войск и воинских формирований".
17. Статью 54 изложить в следующей редакции:
"Статья 54. Разъяснение некоторых наименований, содержащихся в настоящем Федеральном законе
Содержащиеся в настоящем Федеральном законе наименования обозначают:
прокурор (в пункте 3 статьи 1, статье 3, пункте 3 статьи 4, пунктах 1 и 2 статьи 5, статьях 6, 7, 10, пункте 1 статьи 22, статье 25, статье 27, пункте 1 статьи 30, пункте 1 статьи 33, статье 34, пунктах 1 - 4 статьи 35, статье 37, пунктах 1 и 3 статьи 40, пункте 1 статьи 40.1, статье 40.4, подпункте "б" пункта 2 и пункте 3 статьи 40.5, пункте 5 статьи 41, статье 41.1, статье 41.5, статье 42, пункте 3 статьи 43, пункте 2 статьи 43.4 пунктах 2, 3, 4, 5 и 7 статьи 44, статьях 45 и 47, пунктах 1, 2, 6, 9 - 12 статьи 48, статье 49 настоящего Федерального закона) - Генеральный прокурор Российской Федерации, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры - криминалисты и прокуроры - криминалисты управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции;
прокурорские работники - прокуроры и следователи, а также имеющие классные чины (воинские звания) другие работники органов и учреждений прокуратуры.".