Страхование

Ядерный реактор для космического двигателя. Ядерный ракетный двигатель

В октябре 2015 г. псаломщик и преподаватель в воскресной школе Никольского храма п. Добринка, руководитель миссионерского отдела Добринского ЦО, администратор сайта сайт Дмитрий Адоньев во время своего отпуска, отдыхая на море в Турции, посетил родину святого Николая, архиепископа Мир Ликийских, побывав в Мира (Демре) древней Ликии.

Наверно никто никогда не задумывался о том, что на современной территории мусульманской Турции до прихода арабов с 4 по 15 век существовала самая могущественная в мире и дольше всех по времени 11 веков Византийская империя - христианская страна.

Об одной из областей Византии пойдет речь.

Древняя Ликия

В древности, на территории современной Турции (провинция Анталия), находилась страна Ликия. Располагалась Ликия на гористом полуострове Теке, с востока омываемом Анталийским заливом, с запада - заливом Фетхие. Ликия представляла собой Федерацию отдельных городов. К началу н. э. Ликия представляла объединение 23 городов, из которых главные (метрополии) — Ксантос, Пинары, Патары, Тлос, Олимпос, Миры. Это период процветания Ликии. На ее территории проводились гладиаторские бои, в т. ч. с животными. Здесь строились театры и храмы. Сохранилось множество посвятительных и надгробных надписей того времени в честь императоров и римских чиновников.

В 1-м тыс. до н. э. Ликию населяли ликийцы, потомки лувийцев. Жителей Ликий часто называли Лука или Ру-ку. Со второго тысячелетия до н.э. они имели сильный морской флот и участвовали в пиратских набегах на Кипр и воевали с Египтом. С середины VI в. Ликия находилась под властью персов (в восточной части Ликией в IV в. правил царь Перикл). В конце IV в. Ликия входила в состав державы Александра Македонского. В 295-197 Ликия под властью Птолемеев. В I в. до н. э. в качестве автономного государства входила в состав Римского государства. В 43 году н. э., Императором Клавдием, на территории Ликии и Памфилии была образована римская провинция. После временной свободы при Нероне Ликия навсегда лишилась автономии. Феодосий отделил её от Памфилии, при чём столицей её стала Мира. После 395 г. Ликия была связана с византийской империей, а с XI в. Ликия перешла под власть мусульман. Город Мира подвергся разрушению в результате набегов арабов и затоплению грязями реки Мирос.
Из всех искусств Ликийцы особенно почитали архитектуру. Произведения ликийцев — почти все надгробные памятники - большей частью высечены в естественных скалах; иногда они представляют примеры греческого, специально ионийского стиля, иногда — подражания свойственным Ликии деревянным строениям; изваяния все проникнуты духом истинного греческого искусства. Вооружением ликийцев служили кинжалы и кривые сабли. Ликийцы занимались земледелием, страна была довольно плодородна, давала вино, хлеб и прочие продукты Малой Азии.

Город Мира

Мира находится в 135 км от Анталии, в нескольких км к северу от турецкого города Демре (Кале).

Город получил свое название от мира (myrrh) - смолы, из которой делают благовония. Самые ранние из чеканившихся в Мире монет датируются III в до н.э., однако, город, вероятно, существовал уже в V в до н.э. и был одним из важнейших членов Ликийского союза.
В 42 г. до н.э. в Римской империи разгорелась гражданская война. Мира отказалась платить дань Бруту. В ответ на это он приказал сломать цепь, закрывавшую вход в порт Андриаке, и ввел в город свои войска. Это был единственный военный эпизод в долгой мирной и спокойной жизни Миры по Римским протекторатом.
Плодородие дельты и торговля способствовали процветанию города. В 18 г. н.э. с визитом в нем побывал император Юлий Цезарь (Gaius Iulius Caesar Germanicus, 12-41 н.э.).
В 60 г. н.э. по пути в Рим Миру посетил Апостол Павел. После его визита возникла первая христианская община, а позднее и христианская епархия.

Святой Николай

Но самым известным христианином Миры стал Святой Николай.
Он родился в конце III в. н.э. в Патаре, но чудеса стал совершать уже в бытность свою епископом Миры. Однажды, например, он совершил такой необычный поступок. В Мире жил бедняк, у которого было три красивых дочери. Но, так как он не мог обеспечить им приданое, то им оставалась только одна дорога - в проститутки. Однажды ночью Николай (он тогда еще был не святым, а лишь епископом) через дымоход подбросил им три мешочка с золотыми монетами. Так девушки получили возможность сохранить свою нравственность и стать не жрицами любви, а почтенными матронами.
В 310 г. по приказу императора Диоклетиана епископа Миры Николая арестовали. Но всего через три года произошло чудо. Новым римским императором стал Константин, который сразу же объявил христианство государственной религией. Естественно, после этого Николая сразу же освободили.

Храм в честь святителя Николая

Епископ Николай был похоронен в храме в Демре, которая сейчас носит его имя. Святым Николая объявили уже после его смерти, когда у паломников, молившихся у его могилы, стали происходить чудесные исцеления. Святой Николай стал покровителем рыбаков, мореплавателей, России и прообразом сказочного Санта Клауса, от которого каждый год дети и бесприданницы всего мира ждут рождественских подарков.

Изображения Святого Николая (Деда Мороза, Санта Клауса, Ноэля Баба и т.д.) встречаются на каждом углу.

Храм в честь святителя Николая был построен в 4-ом веке, сразу после смерти святителя Николая Чудотворца. Он был уничтожен землетрясением, и на его месте возвели базилику, разрушенную в VII веке арабами. Современное здание (крестообразная базилика) построено около VIII века.

В дальнейшем, храм был затоплена водами и грязями реки Мирос. Затопление илом реки Мирос произошло вследствие того, что на данной территории произошло несколько сильнейших землетрясений, в результате чего русло реки Мирос повернуло вспять. Храм был полностью покрыт грязью и илом, виднелась лишь небольшая часть колокольни. Обнаружен храм Святого Николая был случайно.

В средние века Мира стала одним из крупнейших паломнических центров. В XI в. возле храма Святого Николая построили монастырь. В 1087 г. мощи Святого Николая были извлечены из могилы (рассказывают, что они источали аромат миры) и увезены в итальянский порт Барии. Сам святой Николай явился во сне итальянцам и приказал украсть его честные мощи. Святитель знал, что этим самым он защитит мощи от поругания турками в дальнейшем и защитит от землетрясений. Но даже после этого чудеса продолжаются.

В 1850 году развалины храма посетил русский путешественник А. Н. Муравьёв и возбудил почин по сбору средств на его восстановление (предполагалось создание впоследствии нового центра паломничества). В результате, были куплены руины церкви и прилегающий участок земли. В начале 1858 года начались восстановительные работы, которые вызвали беспокойство во Вселенской Патриархии (территория находится в пределах её юрисдикции), а также у турецких властей. В конце 1874 года российским Святейшим Синодом был дозволен сбор средств для сооружения здесь монастыря (русский посол в Константинополе граф Игнатьев де-факто передал храм в ведение русского Пантелеимонова монастыря на Афоне); образовавшийся «мирликийский капитал» в размере 223 000 рублей в сентябре 1888 года был передан из хозяйственного управления Синода в Императорское Православное Палестинское общество. Ввиду бесперспективности дальнейших усилий, 7 декабря 1910 года означенный капитал был передан Барградскому комитету — на строительство храма Св. Николая в Бари (Италия).

В декабре 2009 года сообщалось, что группа паломников РПЦ, возглавляемая секретарём Московской патриархии по зарубежным учреждениям епископом Егорьевским Марком (Головковым) намерена, среди прочего, совершить богослужение в храме Николая Чудотворца в Мирах Ликийских (Демре). 22 мая 2010 года в базилике архиерейское богослужение совершил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий (Морарь).

В настоящее время данный храм не является действующей церковью; это музей. Четверть от стоимости билета за вход в храм Святого Николая отправляется в фонд на восстановление церкви.

Храм представляет собой базилику в форме креста, с одним большим помещением, посередине покрытым куполом с двумя залами по бокам, на севере с маленькой четырехугольной и двумя комнатками.

Перед входом в церковь расположены внутренний двор и двойной нартекс с крестово-вспарушенными сводами. Стены церкви были украшены фресками XI и XII веков, чьи фрагменты можно различить и сегодня, а пол был выложен мозаиками с геометрическими узорами. В полукруглой части центрального нефа находился синтронон с рядом мест для священников, кафедрой епископа и нижней галереей. Центральный неф отделён от боковых приделов сводчатыми галереями. Крышу церкви изначально венчал купол, во время реставрации заменённый сводом.

Саркофаг в котором изначально находились мощи святителя Николая находится в южном нефе церкви, расположенном между двумя колоннами позади разрушенной мраморной перегородки. В нем, как полагают, и был захоронен святой. Саркофаг изготовлен из белого мрамора, украшен различными рельефами и орнаментом с растительным узором.

В мае 1087 года мощи святителя были вывезены итальянскими купцами в город Бари. Сейчас саркофаг закрыт стеклом.

Русский царь Александр II купил монастырь и начал работы по его восстановлению. Но работы вскоре были остановлены.

Храм не действующий, он работает как музей, но паломники посещают его с регулярной частотой. Это место почитается как священное в христианском вероучении еще и потому, что здесь Святой Павел имел последнюю встречу с апостолами перед своим отправлением в Рим. Богослужение в этом храме совершается всего 2 раза в год в памятные даты, связанные со святителем Николаем: 19 декабря и 22 мая.

В 1963 г. На территории монастыря производились раскопки, были обнаружены остатки настенной живописи, мозаики из цветного мрамора.

Освещение в нем только естественное, потому внутри прохладно и затемненно.

В этом входе стоит в полный рост святитель Николай.

В этом склепе хранились мощи святого Николая.

На территории храма установлен памятник святителю Николаю.

Ликийские гробницы. Некрополь.

Город Мира (ныне Демре) расположен в 5 км от берега Средиземного моря. Сохранились развалины великолепного греко-римского театра, гробницы, высеченные в скалах.

В древней Ликии мертвых хоронили на возвышенных местах, по их мнению чтобы им легче было попасть на небо.

Монументальный некрополь в Мире - древнейшее кладбище, где ликийцы оставляли своих мертвых. У народов Ликии существовал обычай хоронить мертвых на возвышенных местах, так как предполагалось, что это поможет им попасть на небо. Некрополь Миры, один из самых любопытных скальных захоронений Анатолии. На скалах прекрасно сохранились вырубленные из камня гробницы с окнами, дверьми и саркофагами. На колоннах - рельефные сцены из жизни ликийцев.

Это имитация их жилища. Можно увидеть крыши домов и стены, а внутри располагались гробницы.

Амфитеатр

Удивительно, что прямо по соседству с древним кладбищем находится греко-римский театр. Эти достопримечательности построены в разные века, но выглядят как одно целое. Конечно, может показаться удивительным тот факт, что рядом с кладбищем построено развлекательное место. Объясняется это, безусловно тем, местная скальность предполагала прямо создание акрополя, очень удобно было работать с камнем, и театр образовался уже на месте более древнего места законодательного собрания ликийцев.

Амфитеатр построен во II веке н.э. неким Лисинусом Ланфусом с бюджетом в 10 000 серебряных денариев. Его диаметр около 110 метров и вместить он мог до 10 тыс. человек (по некоторым данным и до 15 тыс. чел.). Всего в амфитеатре Миры 35 рядов - 29 нижних и 6 верхних, разделенных диазомой (полукруглым проходом между рядами античного театра).

Обычно этот амфитеатр в Мире называют греко-римским. Он полукруглой формы как греческие. В римских амфитеатрах архитекторы обычно делали дальние ряды немного выше, чтобы зрителям было хорошо видно сцену, здесь же, как и во всех подобных строениях Малой Азии римского периода этого не наблюдается. Также здесь нет принятого в римских амфитеатрах разделения зрительских мест «для богатых » и простых граждан. Таким образом, этот исторический памятник скорее греческий, чем римский по своей стилистике. Очевидно в Мире не приветствовалось кичиться своим богатством и властью, нежели, к примеру, в римской столице. Сцена и часть зрительских мест-ступеней высечены в скальном массиве. Этот театр был публичным центром древнего ликийского города Мира. Здесь проходили не только театральные постановки, но и жертвоприношения, публичные суды, казни. Есть некоторые сведения, что здесь проходили гладиаторские бои и даже подобие имитации морских сражений с наполнением сцены водой.

Амфитеатр неоднократно разрушался от землетрясений, но всегда быстро восстанавливался. В XII веке он частично был погребен, как и древняя Мира, под селевыми потоками повернувшей вспять реки Мирос из-за сильных землятрясений. К концу 90-х годов XX века он практически полностью был скрыт под вековыми речными наносами. Сейчас амфитеатр в Мире восстанавливается. Я заметил, что по сравнению с 2008 годом здесь произошли позитивные перемены - освобождена и расчищена площадка лицевого фасада амфитеатра и есть шанс, что театр восстановят максимально достоверно к оригиналу, потому как складированных исходных строительных известняковых блоков на территории этого исторического памятника очень много…

Это был самый большой театр Ликии, одновременно в нем могли разместиться около десяти тысяч зрителей. Сцена и каменные сиденья для зрителей, вырублены из скалы, на которой и расположился древний театр.

На арене этого театра приносились жертвоприношения, происходили суды и казни, ставились театральные постановки, проводились морские бои, для чего арену специально затапливали и т.д. Одним словом, это было сердце древнего города Мира.

Амфитеатр поражает воображение, даже современного человека, привыкшего к масштабным строениям своей эпохи. В таких местах особенно хорошо понимаешь, что кроме нашего мира был и другой - древний мир, не менее значимый для тех людей, что жили здесь, совсем не тот, что наш - полный сумасшедшей стремительной динамики и сказочных технологий. Но человек, по сути своей, остался тем же, его по-прежнему завораживают старые развалины, остатки древних храмов, архетипная память человечества оживает в таких местах и дает возможность пытливому и беспокойному уму немного заглянуть за завесу Времени, раскрыть для себя Невысказанное, загадочное и скрытое во Тьме Истории, потому мы и здесь.

Сейчас мы на находимся на главной сцене амфитеатра. Дух захватывет радостным ощущением новых и неведомых впечатлений и ощущений. Ты стоишь там, куда столетиями были устремлены взоры тысяч и тысяч глаз возбужденных зрителей, захваченных азартом спортивных состязаний, представлениями, шоу и хитросплетением театральных интриг и сюжетов о человеческих слабостях и страстях.

Сохранились так называемые VIP места для престижных персон древнего мира. Кресла из камня.

Фасад театра украшался мужскими и женскими масками выбитыми из камня. Их и сейчас можно обнаружить среди развалин на территории музея. На момент посещения экскурсии на развалинах работала бригада археологов, а из земли было заметно еще одно неизвестное здание рядом с театром. Возможно, уже через год раскопки приведут к впечатляющим результатам.

Постскриптум

Экскурсия вызвала массу любопытных и чудных ощущений. Такие места определенно стоит посетить, потому, что где как не здесь можно ощутить на себе завораживающее Дыхание Истории.

Видеозапись храма.

Видеозапись амфитеатра.

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

Поездка в Миры в Турции была одной из самых долгожданных: ведь здесь расположено много исторических памятников: церковь святого Николая, древний амфитеатр и Ликийские гробницы. Древний город, однажды исчезнувший с лица земли, манил нас не меньше, чем Атлантида.

Загадочная ликийская цивилизация оставила после себя памятники архитектуры, которым более 2000 лет, но время беспощадно превращает их в руины. Поэтому то, как сохранились гробницы ликийских царей в Турции, можно считать настоящим чудом.

Предлагаю посмотреть на это историческое место в моем видео:

На современной карте город Миры Ликийские сейчас называется Демре. Мы легко добрались до него из (через Анталию и Кемер) на арендованной машине. Расположение на карте, координаты и подробное описание, как проехать в Ликийский некрополь, есть в конце этой статьи.

Чтобы прикоснуться к истории Ликии, нужно купить входной билет. Цена 15 лир (это чуть больше 300 руб. или 5$). И вот, оставив дань современности и миновав турникет, мы в одно мгновение оказались в далеком прошлом: в стране Ликия.

История Ликийского государства и города Мира

Древняя Ликия располагалась в Малой Азии на полуострове Теке. В настоящее время на этой территории находятся турецкие провинции Анталья и Мугла.

Ликийцы обосновались в благодатной долине реки Ксанф, которая берет начало в Таврских горах и впадает в Средиземное море. На берегах этой реки, в семи километрах от морского побережья и был основан главный город государства – Ксанфос.

Ликийское царство, процветающее в XIV в. до н. э., развивалось благодаря земледелию, торговле и пиратским набегам на Египет и Кипр. Население говорило на хетто-лувийском языке и имело свою письменность, сформированную под влиянием древних греков. Это и послужило причиной мнимого сходства греческого и ликийского алфавитов. На самом деле, внешне схожие буквы имеют в них совершенно разное значение.

Хороший климат, плодородные почвы, уютные бухты Ликии не давали покоя завоевателям. Спокойствие средиземноморского государства нарушали персы и Александр Македонский, Римская империя и Византия. Несмотря на постоянные завоевания, ликийское государство сохраняло свою самобытность и культуру вплоть до римского правления, ставшего периодом эллинизации. В XI в. н. э. Ликия окончательно оказалась под властью Османской империи и мусульман.

Свободные ликийские города были объединены в конфедерацию и прекрасно уживались друг с другом. Долгое время столицей Ликии был город Мира, на месте которого сейчас расположился городок Демре. В XIII в. н. э. город был разрушен в результате землетрясения, вызвавшего селевые потоки.

Место паломничества и арена гладиаторов

Чем же сейчас привлекает множество туристов этот небольшой турецкий город?

Одна из главных достопримечательностей Миры — церковь Николая Угодника. Она была построена в VIII в. н. э. и сейчас является местом настоящего паломничества.

Церковь тоже была занесена селевыми потоками во время землетрясения 13 века тогда же, когда и весь город. Реставрировать ее начали в середине прошлого века. К моменту реставрации церковь находилась на 7 метров ниже уровня земли. У нас остались незабываемые впечатления от этого святого места. Высокие колонны и грациозно изогнутые своды напоминали о возрасте храма. Ощущение дополняли надписи на древнегреческом и элементы византийской мозаики.

Что запомнилось больше всего, так это ликийский саркофаг, в котором несколько веков покоились мощи великого святого Николая Чудотворца. Несмотря на высокое стекло, которым он огорожен, каждый может просунуть руку, дотронуться до святыни или прикоснуться иконой.

Но вернемся к другим памятникам древности. Древние ликийские гробницы видны были издалека, но сначала мы решили осмотреть огромный греко-римский амфитеатр, расположенный рядом.

Размеры его уступали только римскому Колизею. Амфитеатр был рассчитан на 10.000 зрителей. Даже разрушенный, он оставляет грандиозные впечатления. И это при том, что современников трудно удивить масштабными сооружениями.

Подробнее об этом удивительном месте я написала в .

Ликийский некрополь

Осталось рассказать о последней достопримечательности города Миры: ликийских гробницах. История их такая же уникальная, как и внешний вид самих сооружений.

Древние ликийцы очень почитали мертвых. Они верили, что после смерти души людей превращаются в крылатых существ и улетают в небо. Этим и объясняется необычное расположение ликийских захоронений. Жители государства хоронили усопших не в земле, а в скалах, поближе к богам. Причем, чем богаче был почивший, тем более высокое место занимало на горе его захоронение.

Скалы, в которых высечены гробницы, тянутся по всему побережью. Обнаружено более тысячи таких сооружений, но ликийские гробницы в античном городе Мира – самый большой массив. Это место не зря получило название Город Мертвых.

В архитектуре гробниц заметно влияние Греции и Древнего Рима. Одни захоронения имеют колонны, что так напоминает римские и греческие храмы. Другие сооружения с портиками внешне повторяли деревянные жилища самих ликийцев, только в камне. Некоторые имели по две комнаты, располагавшиеся друг над другом.

Отпечаток селевых потоков и давней трагедии оставил свой след на стенах гробниц. Но даже снизу были видны надписи на древнем языке, искусные барельефы и ступени, ведущие в гробницы. С каким удовольствием мы поднялись бы наверх, но, к сожалению, доступ в скальные захоронения запрещен.

У подножья скал можно было увидеть и другой тип захоронений – саркофаги. Скорей всего, это усыпальницы более бедных горожан.

Каменные саркофаги, как правило, состояли из монолитной камеры, крышки и основания. Некоторые украшены рельефами, другие – совсем простые. Ранние захоронения более массивные, но с приходом к власти Рима размер их постепенно уменьшился.

Почему так хорошо сохранились некрополи ликийцев? Только благодаря тому, что они вырублены в скалах. Храмы и другие памятники архитектуры были ценны как строительный материал и разбирались потомками, а скальные сооружения не представляли для них интереса.

Конечно, внутреннее убранство захоронений давно разграблено, но сами они остались нетронутыми. Мы были поражены грандиозностью Города мертвых. Стоило ехать в Турцию только ради одного этого зрелища!

Древняя Ликия на карте современной Турции

Где находится и как добраться в древний город Миры, Ликийской области? Этот вопрос особенно актуален тем, кто хочет приехать сюда самостоятельно, как это сделали мы.

Координаты места, где расположены Ликийские гробницы: 36.25883, 29.98432. А вот они на карте:

Подробнее про наш маршрут можно почитать . А если кратко, то мы добирались на арендованной машине из Белека. При въезде в Демре (со стороны Кемера) есть указатели на Noel Baba (это церковь святого Николая) и Myra (это Ликийские гробницы и амфитеатр).

С главной дороги поворот в одну сторону.

Думали, что по указателю «Миры» находятся все достопримечательности вместе. Ну никак не могли представить, что название «Baba» как-то может относиться к Николаю Угоднику. 🙂

Назад в будущее

Ну а возле входа/выхода многочисленные продавцы торговали самыми разнообразными сувенирами, посвященными древности: от античных масок до игрушечных шлемов гладиаторов.

Ликийские гробницы в Мире (Rock-cut tombs in Myra) можно увидеть в древней столице Ликии, которая расположена в 5 километрах от Средиземного моря, на реке Андрак, у устья которой некогда была гавань Андриаке, согласно легенде в этом месте пристал к берегу апостол Павел перед своим отправлением в Рим. На склоне горы, обращенной к морю, которая обрамляет равнину Демре, на северо-западе можно увидеть руины античного акрополя. Стена двухсотметровой высоты, возведена на фундаменте из циклопических камней. При раскопках, обнаруженные записи на ликийском языке, характеризующие область названием «Термилия», указывая таким образом, что история Миры уходит в прошлое на несколько тысяч лет до н.э.

Существует несколько версий о том, как возникло название города, первая: от слова «мирра» - смола, из которой делались благовония для церкви. Вторая: название города «Маура» - этрусского происхождения и означает «место Матери-богини», в фонетическом произношении название изменилось вначале на «Мура» и позднее на «Мира». В третьем варианте на древне-ликийском языке Мира означает — город Солнца.

В древности, Мира была столицей Ликии и существовала ещё задолго до наступления нашей эры. В своё время она входила в Ликийский союз и даже была удостоена права чеканить собственные монеты. Упадок города напрямую связан с участившимися набегами арабов в VII столетии, а также с затоплением грязями местной реки. В христианском же мире, бывшая столица великого древнего государства, известна благодаря деяниям Николая Чудотворца, который в 300 году нашей эры, прошёл обучение в Ксанфе и вскоре стал епископом Миры. После его смерти в городе начали происходить чудесные исцеления среди верующих, приходивших в церковь Святого Николая, поклониться его праху, и со временем, Мира стала местом паломничества приверженцев святой веры.

Репин, «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных»

Святитель Николай (Николай Угодник; Николай Чудотворец — ок.270-ок.345))- один из самых любимых на Руси святых, в его честь воздвигнуто множество церквей. Почитается как чудотворец, считается покровителем моряков, купцов и детей. В европейском фольклоре прототип Санта-Клауса.

Святитель Николай прославился и как умиротворитель враждующих, защитник несправедливо осужденных и избавитель от напрасной смерти. Мирский градоначальник Евстафий, подкупленный завистниками неких трех мужей, осудил их на смерть. Узнав о несправедливом поступке мирского градоначальника, святитель Николай тотчас поспешил на помощь. Он появился на месте казни, когда меч уже был занесен над головами невинно осужденных. Отстранив стражу, святитель остановил руку палача. Никто не осмелился воспрепятствовать ему. Градоначальник, грозно обличенный святым Николаем, сознался в своем грехе и просил принять его покаяние. Эта история вдохновила И. Репина и свои чувства он выразил в этой картине.

В Западной Европе святой по сей день воспринимается как заступник детей, которым, согласно древним писаниям, он приносил подарки в Рождественскую ночь, на протяжении тех лет, что жил здесь. Во времена византийского императора Константина IX Мономаха, Церковь Николая Чудотворца была окружена крепостной стеной, дабы сохранить святыню от посягательств арабов. Весной 1087 года останки Святого Николая перевезли в Италию, где они хранятся по сей день. Сегодня же, в Миру (Демре) приезжают тысячи паломников из разных стран мира, специально для того чтобы посетить церковь великого святого.

На латыни Святой Николай звучит, как Санта Николаус, догадались, во что со временем превратилось это имя? Конечно Санта-Клаус ! Именно Демре (Мира) и есть родина Санта-Клауса, его прообраз — это реально существовавшая личность – знаменитый Николай Угодник.

Недалеко от гробниц находится античный театр города Мира. Объясню почему этот театр считается греко-римским. Ликия была завоевана греками и именно благодаря грекам театр в Мире имеет вид классического театрального здания. Основными отличиями греческого театра является его полукруглое строение со сценой в центре, на которой и происходили представления. К сцене примыкают зрительские места. В течении своей истории театр неоднократно разрушался, подвергался землетрясению, был затоплен, но всегда восстанавливался. Через некоторое время Ликия отошла Римской Империи. Римляне достраивали театр и внесли в его конструкцию и оформление некоторые штрихи. Именно поэтому театр считается греко-римским.

Отличия Римского амфитеатра от греческого театр очевидны: амфитеатр, например самый популярный - Колизей, имеет круглую структуру как цирк, а зрительские места полностью окружают сцену со всех сторон. Благодаря полукруглому строению театр в Мире имеет отличную акустику, такую что даже шепот со сцены слышно на самом последнем ряду.

Климат . На погодные условия данного региона в значительной степени влияет средиземноморский климат. Зимой температура воздуха тут редко опускается ниже +10 градусов, а летом зачастую превышает отметку в +30. Туристический интерес к этим местам наиболее высок в период с мая по сентябрь, когда с анталийского побережья сюда едут многочисленные отдыхающие по маршруту Демре-Мира-Кекова, с целью максимально разнообразить свой пляжный отдых. Большинство экскурсионных маршрутов стартует в 7 утра, а длятся они до вечера, поэтому туристы возвращаются из поездки усталыми, но довольными.

Как добраться . Транспорт . Город Демре, с археологическим комплексом Мира, располагается в нескольких десятках километров от Анталии, и в 45 км от Каша. Неподалёку находятся Калкан, Финике и Олимпос. Самостоятельное путешествие от анталийского аэропорта возможно на арендованном автомобиле или на такси. При этом настоятельно рекомендуется пользоваться услугами местного водителя, поскольку дорога временами очень сложная и подчас небезопасная.

В средние века Мира (Демре) стала одним из центров паломничества христиан. Впоследствии в Мире (Демре) вблизи храма Николая Угодника был построен мужской монастырь.

В X веке нашей эры мощи святого были вывезены из Миры (Демре) в Италию. По одной из версий они были украдены, по другой — саркофаг с мощами пытались спасти от разграбления и добровольно разрешили его перевезти. Однако чудеса в Демре (Мира) не прекратились, тогда и возникла легенда о том, что монахи указали не ту могилу, и на самом деле мощи святого и по сей день находятся в Демре (Мире).

Храм Николая Угодника является главной достопримечательностью Демре (Мира).

Кухня и шопинг . Кулинарных заведений в Демре немного, хотя выбор блюд позволяет оценить все прелести национальной турецкой кухни. Для шопинга здесь конечно, не лучшее место в Турции, но прикупить различные иконы, исцеляющие масла, крестики с цепочкой и всяческие талисманы вполне возможно. Цены на них довольно высокие, но зато реальную ценность этих вещей переоценить невозможно. Иконы и целительные масла, продаваемые в специальных флакончиках, пользуются повышенным спросом, поэтому их стоимость завышена изначально, впрочем, как раз на этом экономить не стоит.

Демре-Мира-Кекова – это одна из самых популярных и интересных экскурсий в Анталии. Среди туристов когда-либо бывавших в Турции, мало найдётся тех, кто не видел древнего ликийского города Мира, не притронулся к саркофагу Святого Николая или не посидел на ступенях здешнего амфитеатра. Полнота впечатлений и масса приятных эмоций, непременно сопутствуют этому путешествию, делая отдых на побережье Средиземного моря гораздо более насыщенным и познавательным.

В России провели испытания системы охлаждения ядерной энергодвигательной установки (ЯЭДУ) - одного из ключевых элементов космического аппарата будущего, на котором можно будет совершать межпланетные полеты. Зачем в космосе нужен ядерный двигатель, как он работает и почему «Роскосмос» считает эту разработку главным российским космическим козырем, рассказывают «Известия».

История атома

Если положить руку на сердце, то со времен Королева ракеты-носители, используемые для полетов в космос, кардинальных изменений не претерпели. Общий принцип работы - химический, основанный на сгорании топлива с окислителем, остается прежним. Меняются двигатели, система управления, виды топлива. Основа путешествий в космосе остается неизменной - реактивная тяга толкает ракету или космический аппарат вперед.

Очень часто можно услышать, что нужен серьезный прорыв, разработка, способная заменить реактивный двигатель, чтобы повысить эффективность и сделать полеты к Луне и Марсу более реалистичными. Дело в том, что в настоящее время едва ли не большая часть массы межпланетных космических аппаратов, - это топливо и окислитель. А что если отказаться от химического двигателя вообще и начать использовать энергию ядерного двигателя?

Идея создания ядерной двигательной установки не нова. В СССР развернутое постановление правительства по проблеме создания ЯРД было подписано еще в далеком 1958 году. Уже тогда были проведены исследования, показавшие, что, используя ядерный ракетный двигатель достаточной мощности, можно добраться до Плутона (еще не утратившего свой планетный статус) и обратно за шесть месяцев (два туда и четыре обратно), потратив на путешествие 75 т топлива.

Занимались в СССР разработкой ядерного ракетного двигателя, однако приближаться к реальному прототипу ученые стали только сейчас. Дело не в деньгах, тема оказалась настолько сложной, что ни одна из стран не смогла до сих пор создать работающий прототип, а в большинстве случаев всё заканчивалось планами и чертежами. В США проводились испытания двигательной установки для полета на Марс в январе 1965 года. Но дальше тестов KIWI проект NERVA по покорению Марса на ядерном двигателе не сдвинулся, да и был он значительно проще, чем нынешняя российская разработка. Китай поставил в свои планы космического развития создание ядерного двигателя поближе к 2045 году, что тоже очень и очень не скоро.

В России же новый виток работы над проектом ядерной электродвигательной установки (ЯЭДУ) мегаваттного класса для космических транспортных систем начался в 2010 году. Проект создается силами «Роскосмоса» и «Росатома» совместно, и его можно назвать одним из самых серьезных и амбициозных космических проектов последнего времени. Головным исполнителем по ЯЭДУ является Исследовательский центр им. М.В. Келдыша.

Ядерное движение

На протяжении всего времени разработки в прессу просачиваются новости о готовности то одной, то другой части будущего ядерного двигателя. При этом в целом, кроме специалистов, мало кто представляет себе, как и за счет чего он будет работать. Собственно, суть космического ядерного двигателя примерно такая же, как и на Земле. Энергия ядерной реакции используется для нагрева и работы турбогенератора-компрессора. Если говорить проще, то ядерная реакция используется для получения электричества, практически точно так же, как и на обычной атомной электростанции. А уже при помощи электричества работают электроракетные двигатели. В данной установке это ионные двигатели высокой мощности.

В ионных двигателях тяга создается путем создания реактивной тяги на базе ионизированного газа, разогнанного до высоких скоростей в электрическом поле. Ионные двигатели есть и сейчас, они испытываются в космосе. Пока у них только одна проблема - практически все они имеют очень небольшую тягу, хоть и расходуют очень мало топлива. Для космических путешествий такие двигатели - прекрасный вариант, особенно если решить проблему получения электричества в космосе, что и сделает ядерная установка. К тому же работать ионные двигатели могут достаточно долго, максимальный срок непрерывной работы самых современных образцов ионных двигателей составляет более трех лет.

Если посмотреть на схему, можно заметить, что ядерная энергия начинает свою полезную работу совсем не сразу. Сначала нагревается теплообменник, затем вырабатывается электричество, оно уже используется для создания тяги ионного двигателя. Увы, более простым и эффективным образом использовать ядерные установки для движения человечество пока не научилось.

В СССР запускались спутники с ядерной установкой в составе комплекса целеуказания «Легенда» для морской ракетоносной авиации, но это были совсем маленькие реакторы, а их работы хватало только на выработку электричества для повешенных на спутник приборов. Советские космические аппараты имели мощность установки в три киловатта, сейчас же российские специалисты работают над созданием установки с мощностью более мегаватта.

Проблемы космического масштаба

Естественно, что проблем у ядерной установки в космосе гораздо больше, чем на Земле, и самая главная из них - это охлаждение. В обычных условиях для этого используется вода, очень эффективно поглощающая тепло двигателя. В космосе же сделать это нельзя, и ядерным двигателям требуется эффективная система охлаждения - причем тепло от них нужно отводить во внешнее космическое пространство, то есть делать это можно только в виде излучения. Обычно для этого в космических кораблях используются панельные радиаторы - из металла, с циркулирующей по ним жидкостью теплоносителем. Увы, такие радиаторы, как правило, имеют большой вес и габариты, кроме того, они никак не защищены от попадания метеоритов.

В августе 2015 года на авиасалоне МАКС была показана модель капельного охлаждения ядерных энергодвигательных систем. В ней жидкость, рассеянная в виде капель, пролетает в открытом космическом пространстве, охлаждается, а затем снова собирается в установку. Только представьте себе огромный космический корабль, в центре которого гигантская душевая установка, из которой вырываются наружу миллиарды микроскопических капель воды, летят в космосе, а затем засасываются в огромный раструб космического пылесоса.

Совсем недавно стало известно, что капельная система охлаждения ядерной двигательной установки была испытана в земных условиях. При этом система охлаждения - это важнейший этап в создании установки.

Теперь дело за тем, чтобы испытать ее работоспособность в условиях невесомости и уже только после этого систему охлаждения можно будет пробовать создать в размерах, требуемых для установки. Каждое такое успешное испытание по чуть-чуть приближает российских специалистов к созданию ядерной установки. Ученые спешат изо всех сил, ведь считается, что вывод ядерного двигателя в космос сможет России помочь вернуть лидерские позиции в космосе.

Ядерная космическая эра

Допустим, это получится, и уже через несколько лет в космосе начнет свою работу ядерный двигатель. Чем это поможет, как это можно будет использовать? Для начала стоит уточнить, что в том виде, в котором ядерная двигательная установка существует сегодня, она может работать только в космическом пространстве. Взлетать с Земли и садиться в таком виде она не может никак, тут пока без традиционных химических ракет не обойтись.

А зачем в космосе? Ну слетает человечество до Марса и Луны быстро, и всё? Не совсем так. В настоящее время все проекты орбитальных заводов и фабрик, работающих на орбите Земли, стопорятся из-за отсутствия сырья для работы. Нет смысла строить что-либо в космосе до тех пор, пока не найден способ выводить на орбиту большое количество требуемого сырья, например металлической руды.

Но зачем поднимать их с Земли, если можно, наоборот, привезти из космоса. В том же поясе астероидов в Солнечной системе есть просто огромные запасы различных металлов, в том числе и драгоценных. И вот в таком случае создание ядерного буксира станет просто палочкой-выручалочкой.

Привезти на орбиту огромный платино- или золотосодержащий астероид и начать его разделывать прямо в космосе. По расчетам специалистов такая добыча с учетом объема может оказаться одной из наиболее выгодных.

А есть ли менее фантастическое применение ядерному буксиру? Например, с его помощью можно развозить по нужным орбитам спутники или привозить в нужную точку пространства космические аппараты, например на лунную орбиту. В настоящее время для этого используются разгонные блоки, например российский «Фрегат». Они дорогие, сложные и одноразовые. Ядерный буксир сможет подхватывать их на низкой околоземной орбите и доставлять куда необходимо.

Аналогично и с межпланетными путешествиями. Без быстрого способа доставлять грузы и людей на орбиту Марса шансов начать колонизацию просто нет. Ракеты-носители нынешнего поколения будут делать это очень дорого и долго. До сих пор длительность полета остается одной из самых серьезных проблем при полете к другим планетам. Выдержать месяцы полета на Марс и обратно в закрытой капсуле космического корабля - задача не из простых. Ядерный буксир сможет помочь и тут, существенно сократив это время.

Необходимо и достаточно

В настоящее время всё это выглядит фантастикой, но до тестирования прототипа, как утверждают ученые, остаются считаные годы. Главное, что требуется, это не только завершить разработку, но и сохранить в стране необходимый уровень космонавтики. Даже при падении финансирования должны продолжать взлетать ракеты, строиться космические аппараты, работать ценнейшие специалисты.

Иначе один атомный двигатель без соответствующей инфраструктуры делу не поможет, для максимальной эффективности разработку будет очень важно не просто продать, но использовать самостоятельно, показав все возможности нового космического транспортного средства.

Пока же всем жителям страны, не завязанным на работе, остается только посматривать на небо и надеяться, что у российской космонавтики всё получится. И ядерный буксир, и сохранение нынешних возможностей. В другие исходы и верить не хочется.

Советские и американские ученые разрабатывали ракетные двигатели на ядерном топливе с середины XX века. Дальше прототипов и единичных испытаний эти разработки не продвинулись, но сейчас единственная ракетная двигательная установка, которая использует ядерную энергию, создается в России. «Реактор» изучил историю попыток внедрения ядерных ракетных двигателей.

Когда человечество только начало покорять космос, перед учеными встала задача энергообеспечения космических аппаратов. Исследователи обратили внимание на возможность использования ядерной энергии в космосе, создав концепцию ядерного ракетного двигателя. Такой двигатель должен был использовать энергию деления или синтеза ядер для создания реактивной тяги.

В СССР уже в 1947 году начались работы по созданию ядерного ракетного двигателя. В 1953 году советские специалисты отмечали, что «использование атомной энергии позволит получить практически неограниченные дальности и резко снизить полетный вес ракет» (цитата по изданию «Ядерные ракетные двигатели » под редакцией А.С. Коротеева, М, 2001). Тогда двигательные установки на ядерной энергии предназначались, в первую очередь, для оснащения баллистических ракет, поэтому интерес правительства к разработкам был большим. Президент США Джон Кеннеди в 1961 году назвал национальную программу по созданию ракеты с ядерным ракетным двигателем (Project Rover) одним из четырех приоритетных направлений в завоевании космоса.

Реактор KIWI, 1959 год. Фото: NASA.

В конце 1950-х американские ученые создали реакторы KIWI. Они много раз были испытаны, разработчики сделали большое количество модификаций. Часто при испытаниях происходили неудачи, например, однажды произошло разрушение активной зоны двигателя и обнаружилась большая утечка водорода.

В начале 1960-х как в США, так и в СССР были созданы предпосылки для реализации планов по созданию ядерных ракетных двигателей, но каждая страна шла своей дорогой. США создавали много конструкций твердофазных реакторов для таких двигателей и испытывали их на открытых стендах. СССР вел отработку тепловыделяющей сборки и других элементов двигателя, готовя производственную, испытательную, кадровую базу для более широкого «наступления».

Схема ЯРД NERVA. Иллюстрация: NASA.

В США уже в 1962 году президент Кеннеди заявил, что «ядерная ракета не будет применяться в первых полетах на Луну», поэтому стоит направлять средства, выделяемые на освоение космоса, на другие разработки. На рубеже 1960-1970-х были испытаны еще два реактора (PEWEE в 1968 году и NF-1 в 1972 году) в рамках программы NERVA . Но финансирование было сосредоточено на лунной программе, поэтому программа США по созданию ядерных двигателей сокращалась в объеме, и в 1972 году была закрыта.

Фильм NASA про ядерный реактивный двигатель NERVA.

В Советском Союзе разработки ядерных ракетных двигателей продолжались до 1970-х годов, а руководила ими известнейшая ныне триада отечественных ученых-академиков: Мстислав Келдыш, Игорь Курчатов и . Они оценивали возможности создания и применения ракет с ядерными двигателями достаточно оптимистично. Казалось, что вот-вот, и СССР запустит такую ракету. Прошли огневые испытания на Семипалатинском полигоне - в 1978 году состоялся энергетический пуск первого реактора ядерного ракетного двигателя 11Б91 (или РД-0410), потом еще две серии испытаний - второго и третьего аппаратов 11Б91-ИР-100. Это были первые и последние советские ядерно-ракетные двигатели.

М.В. Келдыш и С.П. Королев в гостях у И.В. Курчатова, 1959 г.