Кодексы РФ

Скачать презентацию безопасная дорога детям. Презентация на тему "безопасность на дороге"


Родительское собрание

ПООЩРЕНИЕ

И НАКАЗАНИЕ

как методы семейного воспитания


  • Нужно ли наказывать детей?
  • Когда и как это делать?
  • Можно ли испортить ребёнка похвалой?
  • За что можно хвалить ребёнка?

  • Воспитание ребенка младшего школьного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений , таких как:
  • одобрение,
  • похвала,
  • поощрение …

но и отрицательных:

  • порицание,
  • запрет,
  • наказание.

Наказания и поощрения являются своеобразными рычагами воспитательного процесса.


Разные взгляды на использование

поощрений и наказаний

в воспитании детей:

  • Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять;
  • Другие наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка;
  • Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем;
  • А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание - это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний.

За что мы поощряем ребенка?

За учебу;

За домашнюю работу;

За хорошие поступки;

За выполнение поручений;

За то, что похвалил учитель.


Как можно поощрить ребенка?

Добрым словом;

Подарком;

Деньгами;

Разрешением запретного для этого возраста.


Из высказываний детей:

«Меня хвалят, если я выполнил домашние поручения».

«Мне дарят подарки, если я сделал доброе дело».

«Мне дарят деньги, если я получил пятерку».

«Мне разрешают долго играть в компьютер, много гулять, если я сделал уроки».


А. Фромм предложил ряд правил – за что не следует хвалить ребёнка. Вот некоторые из них:

Не следует хвалить за то, что дано от природы;

за то, что достигнуто не своими усилиями, своей работой;

больше двух раз за одно и то же;

из жалости;

из-за желания понравиться.


Как правильно хвалить ребенка?

Прежде всего, хвалить ребенка - необходимо!


« Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это! »

Главное, что здесь должно быть передано ребенку, это искренняя вера в его возможности.

психиатр и психотерапевт В. Леви.


Памятка для родителей и педагогов «Как нужно поощрять детей младшего школьного возраста»

  • Так, чтобы, оценивая соотношение поощрений и наказаний, мы были уверены в том, что поощрения в количественном отношении больше. Это необходимо для положительного фона воспитательного процесса.
  • Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют место для тех ощущений радости, которые сопровождают успех и достижения ребенка. Выбирая подарок для поощрения ребенка, необходимо понимать, что подарок – это лишь символ успеха или достижения.
  • Дети младшего школьного возраста чувствительны к словам значимых для них взрослых (особенно девочки), поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова.
  • Давать особо почетные поручения, когда ребенку доверяется, поручается нечто большее, чем обычно.
  • Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь и т.п.
  • Как можно чаще одобрительней улыбайтесь вашему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушкам.
  • Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
  • Используйте чаще выражение: «Ты прав, мы согласны с тобой» - Это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
  • Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его принимать их.
  • Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
  • Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок ими распоряжался разумно.
  • Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним.
  • Когда вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.
  • Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей.

Памятка для родителей и педагогов «Словесные способы поощрения и поддержки ребенка младшего школьного возраста»

  • Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Совершенно! Отлично!
  • Замечательно! Превосходно! Чудно!
  • Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это красиво! Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Хорошая работа! Еще немного времени, и у тебя это получиться. С каждым днем у тебя получается лучше. Я знал (а), что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости.
  • Это лучше всего! Еще лучше! Это лучше, чем всегда. Так держать! Ты это сможешь! Ты смелее, умнее, сильнее!
  • Поздравляю! Мои поздравления! Я очень горжусь тобой. Это уже успех! Это твоя победа. Сердечно рад (а) за тебя.
  • Ты настоящий мастер. Я верю в тебя, у тебя будет всегда получаться не хуже, чем сейчас. Хорошо запомнил! Ты сейчас на правильном пути!
  • Молодец! Умница! Ты быстро учишься. Это то, что надо! Ты прав!
  • Большое тебе спасибо! Ты хороший (ая)! Ты – чудо!

Несколько советов о поощрениях:

Поощряйте ребенка улыбкой, словом, ласковым прикосновением руки, когда он старательно моет посуду, готовит уроки, с радостью играет с младшим братом.

Дарите ребёнку подарки, но при этом учите его, как их принимать, быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к нему.

Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядится, обсудите это с ним.


Поощрение дает более эффективный результат, чем наказание. Вызывая положительные эмоции, оно способствует формированию позитивных качеств личности, таких как: чувство собственного достоинства, доброжелательности, чуткости, дисциплинированности, ответственности, т. д.

Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. Чрезмерное заласкивание, захваливание порождают самодовольство, тщеславие, эгоизм. При частых необоснованных поощрениях дети привыкают к ним и не ценят .



К сожалению, бывает так:

Если ребенок ведет себя хорошо,

то родители не обращают

на него внимания,

а если плохо – то наказывают.


За что наказываем ребенка?

За плохую учебу;

За невыполненную

За проступки.


Как можно наказать ребенка?

Строго поговорить;

Ударить;

Что-то запретить (мультфильмы, сладкое, гулять, ..);

Поставить в угол (чтобы подумал над своим поведением).



Аллан Фромм в своей работе сформулировал некоторые опасности, таящиеся при наказании:

1. Шлёпая ребенка, вы учите его бояться вас.

2. Поведение ребенка будет строиться на непредсказуемой основе, а не на понимании и принятии законов морали.

3. Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример.

4. Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.


Памятка для родителей и педагогов «Как нельзя наказывать детей младшего школьного возраста»

  • Молчанием. Выдержать бойкот ребенку младшего школьного возраста чрезвычайно трудно, для этого ему может потребоваться напряжение всех его психических сил.
  • Говорить: «Я тебя больше не люблю» и т.п. Лишение любви – это самое сильное наказание, конечно, при условии, если эта любовь к ребенку со стороны взрослых действительно имеется. Это наказание опасно применять к детям этого возраста, поскольку оно подрывает ту основу основ, от которой зависит жизнь маленького ребенка.
  • Физически, поскольку за внешней эффективностью, кроме страха, не скрывается ничего. И утешать себя тем, что я бью ребенка для его же блага, бесполезно – вреда здесь больше: вы не только научили бояться наказания, но и преподали ребенку урок жестокости.
  • Кричать на ребенка, поскольку крик воспринимается ребенком как словесное битье.
  • Чрезмерно, не соблюдая правила о том, что поощрений при воспитании ребенка должно быть больше, чем наказаний (акцентирование хорошего в поведении ребенка путем поощрений тем самым закрепляет его).
  • Длительно по времени и спустя такое количество времени, которое несоразмерно возрасту ребенка (чем меньше ребенок, тем ближе наказание должно быть к проступку).
  • Упрекать и поминать былые грехи ребенка, тем самым закрепляя плохое поведение ребенка.

Наказание действенно, когда оно понятно ребёнку, и он считает его справедливым. После наказания о нём не вспоминают, а с ребенком сохраняются нормальные отношения.

  • Если ребенок провинился, его можно наказать только один раз. Даже если поступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу.
  • Употребляя наказание, нельзя оскорблять ребенка . Наказываем не по личной неприязни, а по педагогической необходимости.
  • Не наказывайте, если нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.
  • Не допускайте превращения наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что ребенка наказывают для его же пользы.
  • Наказание не должно вредить здоровью ребенка – ни физическому, ни моральному. Если ребенок болен – воздержитесь от наказания.
  • Каким бы то не было наказание, ребенок не должен его бояться. Он должен знать, что в определенных случаях оно неотвратимо. Не наказания он должен бояться не гнева, а вашего огорчения.

Чтобы наказание было эффективным, оно должно содержать четкое указание на то: какое поведение является правильным.

С этой целью, оно должно:

  • Осуществляться немедленно после возникновения нежелательного поведения.
  • Осуществляться после каждого возникновения нежелательного поведения.
  • Использоваться вместе с положительным поощрением желательного поведения.

Правила наказания детей.

При любом наказании ребенок должен быть уверен, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не остается без родительской любви.

Наказание должно быть соразмерно проступку.

Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме, чтобы у ребенка не было путаницы из-за непоследовательного поведения взрослых.

При любом наказании детей они не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.


Не наказания должен бояться ребенок, не гнева,

а Вашего огорчения.

Постарайтесь пробудить чувство совести, помогите осознать ошибку, желание исправить её.


Родители, помните!

Наказывайте ребенка только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.

Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.

Важно подчеркнуть, что наказывается поступок, а не личность.

После наказания проступок должен быть «предан забвению».

Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребёнок обещает в будущем исправить своё поведение, не повторять своих ошибок.

Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно.


  • Вывод: надежный способ наказания–поговорить и убедить, что он не прав.

Наказание и поощрение как основные методы воспитания, преследуют конечную цель –

благо ребенка .

И то, и другое должно быть продиктовано родительской любовью и заботой.


Самый надежный способ воспитания – это убеждение.


Для этого

разговаривайте со своим ребенком, ищите примеры подтверждения своих мыслей, будьте тактичны, убеждая его в неправоте. Тогда ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.


ПОМНИТЕ!!!

Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!


Самое дорогое для нас -это наши дети! И наша задача быть терпеливее с ними, воспитывать с минимальными психологическими травмами.


Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Белянская Вера Евгеньевна

МБОУ СОШ №118 г.Самара

Учитель начальных классов

Родительское собрание «Наказание и поощрение в семье».

С детьми необходимо мягкое обращение, потому что наказания ожесточают

их. Ш.Монтескье

Если физические наказания повторяются часто, то они вырабатывают

упрямца, а если родители станут наказывать детей за их упрямство, то они

сделают их еще упрямее. И.Кант

Наказания должны быть производимы всегда с осторожностью, так чтобы

дети видели, что конечной целью наказаний служит только их исправление.

Цель: познакомить родителей с видами поощрения и наказания, как хвалить и

наказывать ребенка, оставаясь на позициях подлинной любви; раскрыть роль

поощрения и наказания в воспитании детей; определить оптимальные позиции

родителей по теме лекции.

1.формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье.

2.Показать преимущества ненасильственных методов воспитания детей.

3.Определить средства и приемы построения гуманных взаимоотношений в

Ход собрания:

Папа вазу опрокинул.

Кто его накажет?

“Это к счастью,

Всё семейство скажет.

Ну, а если бы к несчастью,

“Ты разиня,

Ты растяпа” -

Скажет мне семья.

I.Вступительное слово.

Уважаемые родители! Тема сегодняшнего родительского собрания

«Поощрение и наказание детей в семье». Занимаясь воспитанием детей, мы,

конечно, используем всевозможные способы и методы. И главные из них –

этио поощрение и наказание.

Существует несколько моделей поведения родителей:

Родитель «Партнер» - он стремится во всем потакать ребенку. Отсутствует

система в воспитании, стерты границы между дозволенным и недозволенным.

В такой семье часто вырастают избалованные дети.

Родитель «Диктатор» - в такой семье подавляются любые инициативы.

Родители решают все. Ребенок при таком воспитании вырастает

безынициативным, либо превращается в такого же «Диктатора».

Родитель «Старший товарищ» - он уважает интересы ребенка, мнение

ребенка всегда учитывается. А родитель направляет, помогает в

формировании моральных ценностей.

Первая модель семьи способствует как раз тому, что ребенок вырастает,

не понимая, как себя вести в той или иной ситуации, не учится уважать других

людей, относится ко всем окружающим эгоистично.

Вторая модель семьи, когда ребенка неуважают, не слушают, все

запрещают и все за него решают, способствует тому, что ребенок тоже не

учится уважать окружающих, но зато учится их бояться. Когда родители

приказывают, а не объясняют, не дают ребенку права выбора, то он не учится

отвечать за свои поступки, контролировать себя, ведь за ребенка это делают

его родители.

Конечно, третья модель семьи наиболее приемлема. Родители

помогают ребенку научиться самому контролировать себя, узнавать границы

дозволенного.

II. Анализ анкет.

Посмотрим, как обстоят дела в Ваших семьях.Ребята ответили на ряд

вопросов.

1.Доволен ли ты своими отношениями с родителями?

2.Понимают ли тебя родители?

3.Бывают ли твои друзья у тебя дома?

4.Наказывают ли тебя?

5.Если да то, как наказывают?

6.За что наказывают?

7.Как долго вы обижаетесь?

8.Целуют ли вас родители?

9.Ходишь ли ты со своими родителями на прогулку?

10.Какое семейное мероприятие тебе запомнилось?

11.Мне дарят деньги если…

III.Беседа с родителями.

Своими поступками ребенок вызывает удовлетворение или

неудовлетворение, радость, симпатию или огорчение, горе, гнев. Родители

ласково улыбнулись ему, нежно прикоснулись -они довольны его

поступком, одобряют его: действуй так и впредь. На их лице недовольство,

жесткость -они предупредили ребенка. В поощрениях и наказаниях

мудрость и эмоции тесно переплетаются, и в этом сила их воздействия на

ребенка. Проступки ребенка следует предупреждать.

Если ребенок привык к порядку (постоянным правилам поведения) многие

его поступки будут предупреждены.Прежде чем наказать, задайте себе

вопрос, почему ребенок так поступил, выясните ситуацию и ответьте себе на

вопрос: можно ли его за это наказывать?

Какими должны быть наказания?

Наказания должны быть разумными, взвешенными и не подавлять

решительность и отвагу, не порождать страхи пессимизм, не унижать.

Наказание достигает цели только тогда,когда оно порождает раскаяние,

а не обиду, унижение или ожесточенность. Ребенка наказывает только тот,

кто его любит.

Наказание не должно быть судом скорым и потому несправедливым.

Если ребенок ляжет спать ненаказанным, то новый день он начнет,

чувствуя себя прощенным.Наказывать необходимо сразу после

совершения проступка, иначе ребенок просто забудет о том, что он

сделал и не поймет, за что Вы его наказываете.

Наказание должно быть последовательным. Плохо, если за один и тот же

проступок сегодня наказали, а завтра -нет. Плохо, если за один и тот

же поступок отец хвалит, а мать наказывает. Это дезориентирует

ребенка.

Какое же наказание выбрать?Некоторые родители считают, что ремень –

лучшее лекарство от непослушания. Однако физическое наказание вызывает у

ребенка чувство обиды и озлобляет его. Ударив ребенка, можно нанести ему

психическую травму, последствия которой проявятся не сразу, а через много

лет.Поэтому постарайтесь выбрать для наказания другой метод.

Обязательно надо поговорить с малышом, объяснить, что Вы

расстроены из- за его непослушания. Ребенку важно дать понять, что за свои

действия надо отвечать. Но прежде, выясните, действительно ли он понимал,

что вел себя плохо. Возможноребенок совершил проступок неосознанно, не

специально.

Иногда очень действенным методом является игнорирование ребенка.

Детям необходимо внимание родителей. Перестаньте разговаривать с

ребенком, и он сразу же захочет извиниться.

Можно запретить ребенку смотреть любимые мультфильмы в этот день

или лишить сладкого. Но, ни в коем случае, не лишайте его прогулки, ужина и

т.д., то есть того, что является естественными потребностями.

Попробуйте установить в семьесимволическое наказание. Например,

сидение на месте –стуле или диване. В этом наказании нет унижения и

жестокости, но в то же время для ребенка ограничение движения –серьезное

Психологи считают, что наказание должно иметьтройное значение.

Оно должно исправить вред, который причинен плохим поведением. Еще

наказание направлено на то, чтобы подобные действия больше не

повторялись. И последнее значение –снятие вины. То есть само наказание

должно снять вину.

Наказание должно носить временный характер, например, два дня

нельзя играть в компьютере. Не вспоминайте прежние проступки ребенка,

говорите только о том, за что наказываете именно сейчас.

Необходимо избегать оскорблений, приклеивания «ярлыков». Оценивайте

именно данный поступок ребенка, а не его личность.

Наказание не должно отменять награды. Если Вы ранее что- то подарили

ребенку, ни в коем случае нельзя это забирать за плохие поступки. А еще не

нарушайте данные ранее обещания, например, пойти в зоопарк.

Иногда мы наказываем ребенка из- за своего плохого настроения. Это

абсолютно недопустимо, так как свое самочувствие мы все равно не

улучшаем, а ребенок страдает.

Кто должен наказывать и утешать ребенка в семье?

Лучше, если меру наказания определяет отец. В семье он больше

подходитна роль третейского судьи, ибо более объективен, в его реакции на

проступок меньше экзальтации.Лучше, если сына наказывает отец, а дочь -

А вот утешения наказанные, сын и дочь, ищут у матери. Самое опасное

развитие событий, когда впоследствии, ужеподростком, утешения ищут на

стороне, в подростковой компании. Там утешат сигаретой, вином и

асоциальным протестом.

Утешая ребенка, проявите сочувствие и понимание к его чувствам,

подчеркните справедливость наказания и вместе с ребенком набросайте

варианты поведения, которое поможет избежать наказания в будущем.

Не следует наказывать ребенка публично: в автобусе, на улице, при

посторонних. Это удваивает наказание, присовокупляя к нему унижение.

Не надо наказывать старшего ребенка при младшем, ибо тем самым

старшим и младшим в старшем рождается ожесточенность, в младшем -

злорадство, что надолго омрачает их взаимоотношения.

Больше разговаривайте, объясняйте. Формируйте отношения так, чтобы

ребенок не хотел огорчать вас. Т.е. страх наказания (криков, ограничений)

должен стоять на втором месте.

Наказывайте только по принципиальным вопросам, не разрушайте

самоуважение ребенка.

Для интереса посчитайте, сколько раз за день вы делаете замечаний, а сколько

раз хвалите и проявляете нежность. Соотношение должно быть 20/80. Ребенок

должен чувствовать безусловную любовь.. В общем, тема наказания ребенка

очень тонкая, помните, что использование наказания - мощное оружие, им

нужно уметь пользоваться.

Какой должна быть похвала?

Она взвешена, как и мера наказания. Непомерная похвала дезориентирует и

приводит к переоценке возможностей и недооценке трудностей, что

закономерно приводит ребенка к неудачам.

Когда нельзя хвалить?

Нельзя хвалить за посредственное, поскольку это трижды опасно: ребенок

принимает посредственное за отличное; привыкает поступать, действовать

посредственно, а думать поверхностно; похвала обесценивается и перестает

воздействовать.

Нельзя хвалить из жалости. Похвала из жалости оскорбляет.

Когда, как и за что хвалить детей?

По мнению опытных психологов, следует хвалить:

при наличии физического недостатка;

при признаках душевных недостатков –склонности к воровству, лживости

или жестокости (хвалить, когда человеку удается от этого удержаться);

при повышенной нервозности, тревожности, раздражительности;

в положении гонимого, «козла отпущения»;

после какой- либо потери, неудачи, непредвиденной неприятности;

после провала на ответственном испытании, на экзамене;

при болезни;

при несчастной любви;

просто так, профилактически –бывают моменты, когда похвала уже только за

то, что человек живет, может спасти ему жизнь.

Главный принцип –похвала не должна быть ожидаемой. Пусть комплимент

прозвучит внезапно, как бы невзначай, и, естественно, будет искренним.

Желательно, хваля ребенка, назвать его по имени. Всегда хвалите серьезно,

убедительно и по существу.

Осторожно хвалят самолюбивых и тщеславных детей. Похвала в этих случаях

может посеять семена гордыни, эгоизма.

Сильного хвалят редко. Сильный и без похвалы знает себе цену. Но за

большой успех хвалят и его, только сдержанно и скупо.

Сдержанно хвалят и за вежливость и чистоплотность, подчеркивая, что это

само собой разумеющееся.

Осторожно хвалят за смелость, так как ребенка может занести и он совершит

безрассудство.

С особым удовлетворением хвалят за доброту, за помощь слабому и малому,

старому и больному, за помощь в беде, за нравственные поступки.

Итак, ваш малыш сделал что- то хорошее, как вы можете отреагировать

1. Не сказать ничего. По своей природе ребенок не нуждается в похвале. В

нем заложено стремление познавать и создавать, и похвала никак не может

повлиять на его внутреннюю мотивацию, только если ребенок уже не

искалечен постоянными оценками со стороны родителей.

2. Обозначить свое присутствие взглядом или жестом. Иногда важно

3. Скажите ребенку о том, что видите: «Какие красивые цветы ты

нарисовал!», «Ты сам надел ботинок!», «Кошке приятно, что ты ее погладил,

она даже подставляет тебе шею!». Ребенок не нуждается в оценке, ему важно

знать, что вы видите его старания.

4. Спросите ребёнка о его работе: «Тебе нравится твой рисунок?», «Что было

самым сложным?», «Как тебе удалось нарисовать такой ровный круг?».

Своими вопросами вы подтолкнете ребенка на размышления о своих трудах и

поможете научиться самостоятельно оценивать свои результаты.

5. Выражайте похвалу через призму своих чувств. Сравните две фразы

корабль!». Первая –абсолютно безлична. Кем нарисовано, что нарисовано? Во

втором случае вы выражаете свое отношение к работеребенка, отмечая

моменты, которые вам особенно понравились.

6. Разделяйте оценку ребенка и оценку действия. Старайтесь обращать

внимание не на способности ребенка, а на то, что он сделал и отмечайте это в

своей похвале: «Я вижу, что ты убрал все игрушки.Здорово, что в комнате

теперь чисто», вместо «Какой ты у меня чистюля!».

7. Хвалите усилие, а не результат. Отмечайте старания ребенка.

Как видите, спектр возможностей выразить одобрение в адрес ребенка

довольно широк и уж точно не сводится к стандартнымоценочным

суждениям. Значит ли это, что родители совсем должны отказаться от слов

Медведева Ольга Сергеевна

«Социально - реабилитационный центр

Для несовершеннолетних»

Ивнянского района Белгородской области .

Родительское собрание «Поощрение и наказание в семье»

«Наказание – это причинение вреда

Причиняющему вред.

Похвала – педагогический домкрат».

В. Кротов.

Цели собрания :обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье.

Задачи:

Формировать у родителей культуру поощрения ребёнка в семье.

Убедить родителей во вреде насилия над детьми.

Обсудить пути, средства и приёмы построения взаимоотношений с детьми в семье.

Форма проведения: обмен мнениями.

Организация родительского собрания:

Приглашение родителей;

Подготовка педагогических ситуаций по проблеме;

Подготовка анкет для родителей по проблеме собрания;

Подготовка памяток для родителей

Ход собрания

Вступительное слово специалистов.

Здравствуйте,Уважаемые родители! Тема нашего с вами собрания « ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ В СЕМЬЕ». Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный и в тоже время напряжённый труд. И, выполняя эту работу, вы испытываете сомнения, а иногда и заходите в тупик.

(высказывания, чего ожидают родители от родительского собрания)

Тема нашего собрания очень важна. Очень часто ребёнок становиться нервным, агрессивным и неуравновешенным из-за того, что родители неумело и порой грубо используют по отношению к своему ребёнку методы наказания.

Я хочу родителям раздать небольшие анкеты, на которые вы пожалуйста ответьте честно (родители отвечают на вопросы анкеты).

А теперь давайте проведем тест: “Какой вы родитель?”.

Отметьте те фразы,
которые вы часто употребляете в общении с детьми.

Баллы

Сколько раз тебе повторять?

Посоветуй мне, пожалуйста.

Не зная, что бы я без тебя делала.

И в кого ты только такой уродился?!

Какие у тебя замечательные друзья!

Ну, на кого ты похож(а)?

Я в твое время!

Ты моя опора и помощник(ца)!

Ну, что за друзья у тебя?

О чем ты только думаешь?

Какая ты у меня умница!

А как ты считаешь, сынок (доченька)?

У всех дети как дети, а ты …

Какой ты у меня сообразительный!

Подсчитайте общее количество баллов.

5-6 – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас: ваши отношения способствуют становлению личности.

7-8 – свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.

9-10 – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств .

Все мы испытываем потребность похвалить за что-то своего ребёнка, поцеловать, приласкать его, сделать подарок.

Воспитывать ребёнка – нелёгкое дело. Из всех трудных ситуаций нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.

Телесные наказания и битьё детей абсолютно неприемлемы. Ребёнок, которого бьют, чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Его непременно мучает страх. Словесные оскорбления могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

Наказание будет эффективно, когда есть поощрение. Поощрять можно и нужно. Особое внимание нужно уделять похвале за совершенное ребёнком усилие.

Индивидуальная работа родителей.

Специалисты предлагают родителям выполнить задание:

1. поделить лист на 2 части и написать на одной из них слова, которыми вы поощряете , хвалите своих детей, а в другой – которыми ругаете .

Уважаемые родители! А теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы.

2. Мини-анкета «Общение детей и родителей в лицах»

С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребёнок?

С каким лицом чаще всего общаетесь вы со своим ребенком?

Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами?

3.Показ презентации (прокомментировать каждый слайд )

Памятки (Приложение 1)

Как поощрять ребёнка в семье.

Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет своими игрушками.

Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.

Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребёнка, его поведением.

Используйте чаще выражение: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.

Дарите своему ребёнку подарки, но при этом учите принимать их.

Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, и т.д.

Учите своего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.

Для поощрения своего ребёнка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией у вашего ребёнка.

Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребёнок учился ими распоряжаться разумно.

Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним.

Позволяйте ребёнку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребёнком и вами.

Учите своего ребёнка ценить и понимать поощрения своих родителей.

Решение родительского собрания.

Уважаемые родители! Вот и подошло к концу наше с вами собрание. Я думаю, каждый из вас сделал вывод из нашей с вами беседы.

Выводы:

  • Трудно быть послушным, если не знаешь , что же собственно нужно делать.Родители часто прибегают и к принуждению, а где принуждение, там может возникнуть и наказания.
  • Некоторые родители считают возможным прибегать к физическому наказанию или к угрозе физического наказания, ссылаясь на свой собственный опыт. (“Нас били, и ничего, хорошими выросли”).
  • Необходимо понимать, что частое применение физических наказаний может безвозвратно надломит волю ребенка, превратить его в покорную, подчиняемую личность. Именно такие дети особенно подвержены влиянию чужого примера, именно они чаще всего попадают в окружение негативного лидера, поддаются его воздействию, не научившись противопоставлять чужой воле собственное сознательное поведение. Весьма распространенной формой наказания детей в семье являются наказания, лишающие ребенка части родительской любви. Такая форма воздействия чрезвычайно сильно действующая, и применять ее нужно с большой осторожностью.
  • Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребенка. Особое внимание необходимо уделять похвале за совершенное ребенком усилие. К каким результатам ребенок пришел, значения не имеет, важно отметить его попытку, его старание осуществить правильное действие или верный нравственный поступок. Между тем многие родители хвалят ребенка только за достижения при условии определенного результата. Именно поэтому у некоторых детей создается “хронический дефицит поощрений”. Действительно, если ребенок получает четверки вместо ожидаемых пятерок, то вроде бы и хвалить-то его не за что. Однако даже получение четверки или тройки иной раз связано с самоограничением, усилиями и старанием – не заметить этого и не похвалить было бы большой ошибкой.
  • Поощрение должно фиксировать и тот результат, который достигнут усилиями ребенка и который сам по себе может доставить радость.
  • Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!

Высказывание родителей после завершения собрания.

Памятка для родителей Приложение 1

Памятка «Как поощрять ребёнка в семье

1. Сравнивайте своего ребенка не с другими детьми, а с тем, каким он был вчера. Дайте ребенку ощущение роста своих возможностей.

2. Постарайтесь найти такую сферу деятельности, в которой ваш ребенок успешен. Хвалите сына или дочку почаще.

3. Вы и ребенок должны верить: все успехи постоянны, а неудачи временны.

4. Не делайте сыну или дочке замечания у всех на глазах, поговорите с ребенком наедине.

5. Постарайтесь не фиксировать старание школьника на оценке. Лучше оценивать его старание и желание учиться.

6. Все школьные вопросы решайте с сыном или дочкой спокойно и доброжелательно, не заставляйте и не настаивайте.

7. Помогайте ребенку правильно организовать свое рабочее место, приучайте его следить за своими вещами.

8. Поощрение всегда более эффективно, чем наказание. В свою очередь, наказание должно выражаться в лишении сына или дочки приятного и привлекательного, а не в негативном воздействии.

Правила наказания
Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?
Наказание никогда не должно вредить здоровью.
Если есть сомнения, наказывать или нет – не наказывать! Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай», даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).
За один раз можно наказать только за один проступок.
Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.
Наказан – значит, прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.
Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.
Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.
Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.
Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу.
Нельзя наказывать лишением любви!


Родительское собрание.

«Поощрение и наказание в воспитании ребенка».

Цели:

1) дать общее представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям.

2) обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы.

Участники: классный руководитель, родители обучающихся, социальный педагог, педагог - психолог.

Подготовка: анкетирование родителей во время родительского собрания, анкетирование детей до родительского собрания.

Оформление: оборудование и инвентарь.

1)На классной доске записана тема родительского собрания и цитата: «Каждый ребенок имеет право на внимание, на ласку, на поощрение». (Е.А. Аркин)

2) На партах для каждого родителя приготовлены листы бумаги и ручки.

Ход собрания.

I Вступительное слово классного руководителя.

Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями - это радостный, но также и напряжённый труд. И, выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания. Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: нужно ли наказывать детей? Когда и как это надо делать?

Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка?

II Индивидуальная работа родителей.

Сейчас я попрошу Вас поделить лист бумаги на две части и написать в одной из них слова, которыми вы поощряете, хвалите своих детей, а в другой которыми ругаете. Прошу вас выполнить эту работу за три минуты. (Родители выполняют задание)

Уважаемые родители, а теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы.

III Анализ результатов анкетирования.

Социологи сделали вывод о том, что в случае нежелательного поведения детей основными методами воспитания, применяемыми к ним родителями, являются «чтение морали» и окрик.

Как же наказывают своих детей родители нашего класса? Ответы на вопросы анкеты показали, что... (приводятся данные анкеты по вопросу «Как вы наказываете своего ребенка?»)

Конечно, воспитывать ребенка - нелегкое дело. Мифы об ангельски чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети не ангелы, но маленькие человеческие существа, и потому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.

Телесные наказания и битьё детей абсолютно неприемлемы.

Ребенок, которого бьют, чувствует себя оскорбленным и униженным, он чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Кроме того, его непрерывно мучает страх, что может оказаться губительным для его развития. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения.

Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание - это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал. Но нужно заметить, что словесные оскорбления - обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки - могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий - наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка, если мы действительно хотим научить ребенка, как следует себя вести.

Итак, уважаемые родители, наказание будет эффективным тогда, когда есть поощрение. Многие родители полагают, что главное внимание они должны уделять всему несовершенному, слабому, неверному в поведении своего ребенка. Такая точка зрения ошибочна.

Воспитывает ребёнка не столько отрицательное (наказание), сколько положительное (поощрение) подкрепление. Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя. Слова поддержки:

Зная тебя, я был уверен, что ты всё сделаешь хорошо;

У тебя есть некоторые соображения по этому поводу, готов ли ты начать...;

Это серьёзный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

IV Анализ результатов анкетирования.

Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребенка.

Особое внимание необходимо уделять похвале за совершённое ребенком усилие. Очень хорошо, если поощрение подчеркивает и способность ребенка к усилиям по достижению цели, и радость от достигнутого успеха.

Предлагаю вновь вернуться к ответам на вопросы анкеты и познакомиться с тем, как часто родители нашего класса хвалят своих детей и поощряют их. (Анализ ответов родителей на вопрос «Как вы поощряете своего ребенка?»)

усиливая радость ребёнка от преодоления трудностей: «Ты можешь! Сегодня ты сумел подняться над собственной слабостью, ленью, пассивностью. Ты сумел, ты стал ещё сильнее, ты преодолел, ты победил!» Вот формула истинно развивающего поощрения. Необходимо подмечать любые, даже самые незначительные успехи ребенка на пути к самосовершенствованию.

(Знакомство родителей с ответами детей на вопросы, «Какие слова использовали родители для поощрения и наказания?»)

Анкета

Что для тебя значит семья?

Много ли времени ты проводишь с родителями?

Часто ли тебя хвалят родители?

Часто ли тебя поощряют твои родители?

Часто ли тебя наказывают родители?

Как тебя наказывают родители?

V. Заключительный этап собрания.

Уважаемые родители, сейчас я прошу объединиться в группы

По 6 человек для проведения заключительного этапа нашего родительского собрания. Я предлагаю вам обсудить в группах и записать советы родителям, как можно поощрять своих детей. (Через 5 минут каждая группа знакомит со своими советами).

Я благодарю вас за совместную работу и надеюсь, что наше родительское собрание оказалось для вас полезным.

VI Решением родительского собрания является памятка с советами родителям о том, как можно поощрять детей, разработанная в ходе собрания.

Анкета

«Поощрение и наказание»

Хорошо ли вы знаете своего ребёнка?

а) Да

б) Нет

в) очень хорошо

2. Много ли внимания вы воспитанию своего ребёнка?

а) Круглые сутки

б) 5-6 часов в сутки

в) 1-2 часа в сутки

г) Плохо уделяете

3.Часто ли вы хвалите своего ребёнка за его успехи?

а) Всегда

б) Иногда

в) Никогда

4.Как вы поощряете своего ребёнка?

а) Радуетесь вместе с ним его успехам

б)Просто хвалите

в) Покупаете дорогие вещи игрушки

5. Как вы наказываете своего ребёнка?

А)Делаете вид что вы огорчены и не разговариваете с ним

б)Не разрешаете смотреть телевизор играть в компьютер

в) Применяете физическую силу не разрешаете гулять

Родительское собрание «Наказание и поощрение в семье».

С детьми необходимо мягкое обращение, потому что наказания ожесточают их. Ш.Монтескье

Если физические наказания повторяются часто, то они вырабатывают упрямца, а если родители станут наказывать детей за их упрямство, то они сделают их еще упрямее. И.Кант

Наказания должны быть производимы всегда с осторожностью, так чтобы дети видели, что конечной целью наказаний служит только их исправление. И.Кант

Цель : познакомить родителей с видами поощрения и наказания, как хвалить и наказывать ребенка, оставаясь на позициях подлинной любви; раскрыть роль поощрения и наказания в воспитании детей; определить оптимальные позиции родителей по теме лекции.

Задачи:

    формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье.

    Показать преимущества ненасильственных методов воспитания детей.

    Определить средства и приемы построения гуманных взаимоотношений в семье.

Ход собрания:

Папа вазу опрокинул.

Кто его накажет?

“Это к счастью,

Это к счастью!”

Всё семейство скажет.

Ну, а если бы к несчастью,

Это сделал я.

“Ты разиня,

Ты растяпа” -

Скажет мне семья.

    Вступительное слово.

Уважаемые родители! Тема сегодняшнего родительского собрания «Поощрение и наказание детей в семье». Занимаясь воспитанием детей, мы, конечно, используем всевозможные способы и методы. И главные из них – этио поощрение и наказание.

Существует несколько моделей поведения родителей:

Родитель «Партнер» - он стремится во всем потакать ребенку. Отсутствует система в воспитании, стерты границы между дозволенным и недозволенным. В такой семье часто вырастают избалованные дети . Родитель «Диктатор» - в такой семье подавляются любые инициативы. Родители решают все. Ребенок при таком воспитании вырастает безынициативным, либо превращается в такого же «Диктатора». Родитель «Старший товарищ» - он уважает интересы ребенка, мнение ребенка всегда учитывается. А родитель направляет, помогает в формировании моральных ценностей. Первая модель семьи способствует как раз тому, что ребенок вырастает, не понимая, как себя вести в той или иной ситуации, не учится уважать других людей, относится ко всем окружающим эгоистично. Вторая модель семьи, когда ребенка не уважают, не слушают, все запрещают и все за него решают, способствует тому, что ребенок тоже не учится уважать окружающих, но зато учится их бояться. Когда родители приказывают, а не объясняют, не дают ребенку права выбора, то он не учится отвечать за свои поступки, контролировать себя, ведь за ребенка это делают его родители. Конечно, третья модель семьи наиболее приемлема. Родители помогают ребенку научиться самому контролировать себя, узнавать границы дозволенного. II . Анализ анкет .

Посмотрим, как обстоят дела в Ваших семьях. Ребята ответили на ряд вопросов.

    Доволен ли ты своими отношениями с родителями?

    Понимают ли тебя родители?

    Бывают ли твои друзья у тебя дома?

    Наказывают ли тебя?

    Если да то, как наказывают?

    За что наказывают?

    Как долго вы обижаетесь?

    Целуют ли вас родители?

    Ходишь ли ты со своими родителями на прогулку?

    Какое семейное мероприятие тебе запомнилось?

    Мне дарят деньги если…

    Беседа с родителями.

Своими поступками ребенок вызывает удовлетворение или неудовлетворение, радость, симпатию или огорчение, горе, гнев. Родители ласково улыбнулись ему, нежно прикоснулись - они довольны его поступком, одобряют его: действуй так и впредь. На их лице недовольство, жесткость - они предупредили ребенка. В поощрениях и наказаниях мудрость и эмоции тесно переплетаются, и в этом сила их воздействия на ребенка. Проступки ребенка следует предупреждать.

Если ребенок привык к порядку (постоянным правилам поведения) многие его поступки будут предупреждены. Прежде чем наказать, задайте себе вопрос, почему ребенок так поступил, выясните ситуацию и ответьте себе на вопрос: можно ли его за это наказывать?

Какими должны быть наказания?

    Наказания должны быть разумными, взвешенными и не подавлять

решительность и отвагу, не порождать страх и пессимизм, не унижать.

    Наказание достигает цели только тогда, когда оно порождает раскаяние, а не обиду, унижение или ожесточенность. Ребенка наказывает только тот, кто его любит.

    Наказание не должно быть судом скорым и потому несправедливым. Если ребенок ляжет спать ненаказанным, то новый день он начнет, чувствуя себя прощенным. Наказывать необходимо сразу после совершения проступка, иначе ребенок просто забудет о том, что он сделал и не поймет, за что Вы его наказываете.

    Наказание должно быть последовательным. Плохо, если за один и тот же проступок сегодня наказали, а завтра - нет. Плохо, если за один и тот же поступок отец хвалит, а мать наказывает. Это дезориентирует ребенка.

Какое же наказание выбрать? Некоторые родители считают, что ремень – лучшее лекарство от непослушания. Однако физическое наказание вызывает у ребенка чувство обиды и озлобляет его. Ударив ребенка, можно нанести ему психическую травму, последствия которой проявятся не сразу, а через много лет. Поэтому постарайтесь выбрать для наказания другой метод.

Обязательно надо поговорить с малышом, объяснить, что Вы расстроены из-за его непослушания. Ребенку важно дать понять, что за свои действия надо отвечать. Но прежде, выясните, действительно ли он понимал, что вел себя плохо. Возможно ребенок совершил проступок неосознанно, не специально.
Иногда очень действенным методом является игнорирование ребенка. Детям необходимо внимание родителей. Перестаньте разговаривать с ребенком, и он сразу же захочет извиниться.
Можно запретить ребенку смотреть любимые мультфильмы в этот день или лишить сладкого. Но, ни в коем случае, не лишайте его прогулки, ужина и т.д., то есть того, что является естественными потребностями.
Попробуйте установить в семье символическое наказание . Например, сидение на месте – стуле или диване. В этом наказании нет унижения и жестокости, но в то же время для ребенка ограничение движения – серьезное лишение.
Психологи считают, что наказание должно иметь тройное значение . Оно должно исправить вред, который причинен плохим поведением. Еще наказание направлено на то, чтобы подобные действия больше не повторялись. И последнее значение – снятие вины. То есть само наказание должно снять вину.
Наказание должно носить временный характер, например, два дня нельзя играть в компьютере. Не вспоминайте прежние проступки ребенка, говорите только о том, за что наказываете именно сейчас.
Необходимо избегать оскорблений, приклеивания «ярлыков». Оценивайте именно данный поступок ребенка, а не его личность.
Наказание не должно отменять награды. Если Вы ранее что-то подарили ребенку, ни в коем случае нельзя это забирать за плохие поступки. А еще не нарушайте данные ранее обещания, например, пойти в зоопарк.
Иногда мы наказываем ребенка из-за своего плохого настроения. Это абсолютно недопустимо, так как свое самочувствие мы все равно не улучшаем, а ребенок страдает.

    Кто должен наказывать и утешать ребенка в семье?

Лучше, если меру наказания определяет отец. В семье он больше подходит на роль третейского судьи, ибо более объективен, в его реакции на проступок меньше экзальтации. Лучше, если сына наказывает отец, а дочь - мать.

А вот утешения наказанные, сын и дочь, ищут у матери. Самое опасное развитие событий, когда впоследствии, уже подростком, утешения ищут на стороне, в подростковой компании. Там утешат сигаретой, вином и асоциальным протестом.

Утешая ребенка, проявите сочувствие и понимание к его чувствам, подчеркните справедливость наказания и вместе с ребенком набросайте варианты поведения, которое поможет избежать наказания в будущем.

Не следует наказывать ребенка публично: в автобусе, на улице, при посторонних. Это удваивает наказание, присовокупляя к нему унижение.

Не надо наказывать старшего ребенка при младшем, ибо тем самым подрывается авторитет старшего, а при особых, ревнивых отношениях между старшим и младшим в старшем рождается ожесточенность, в младшем - злорадство, что надолго омрачает их взаимоотношения.

Больше разговаривайте, объясняйте. Формируйте отношения так, чтобы ребенок не хотел огорчать вас. Т.е. страх наказания (криков, ограничений) должен стоять на втором месте.

Наказывайте только по принципиальным вопросам, не разрушайте самоуважение ребенка.

Для интереса посчитайте, сколько раз за день вы делаете замечаний, а сколько раз хвалите и проявляете нежность. Соотношение должно быть 20/80. Ребенок должен чувствовать безусловную любовь.. В общем, тема наказания ребенка очень тонкая, помните, что использование наказания - мощное оружие, им нужно уметь пользоваться.

    Какой должна быть похвала?

Она взвешена, как и мера наказания. Непомерная похвала дезориентирует и приводит к переоценке возможностей и недооценке трудностей, что закономерно приводит ребенка к неудачам.

    Когда нельзя хвалить?

Нельзя хвалить за посредственное, поскольку это трижды опасно: ребенок принимает посредственное за отличное; привыкает поступать, действовать посредственно, а думать поверхностно; похвала обесценивается и перестает воздействовать.

Нельзя хвалить из жалости. Похвала из жалости оскорбляет.

    Когда, как и за что хвалить детей?

По мнению опытных психологов, следует хвалить:
при наличии физического недостатка;

при признаках душевных недостатков – склонности к воровству, лживости или жестокости (хвалить, когда человеку удается от этого удержаться);

при повышенной нервозности, тревожности, раздражительности;

в положении гонимого, «козла отпущения»;

после какой-либо потери, неудачи, непредвиденной неприятности;

после провала на ответственном испытании, на экзамене;

при болезни;
при несчастной любви;

просто так, профилактически – бывают моменты, когда похвала уже только за то, что человек живет, может спасти ему жизнь.

Главный принцип – похвала не должна быть ожидаемой. Пусть комплимент прозвучит внезапно, как бы невзначай, и, естественно, будет искренним. Желательно, хваля ребенка, назвать его по имени. Всегда хвалите серьезно, убедительно и по существу.

Осторожно хвалят самолюбивых и тщеславных детей. Похвала в этих случаях может посеять семена гордыни, эгоизма.

Сильного хвалят редко. Сильный и без похвалы знает себе цену. Но за большой успех хвалят и его, только сдержанно и скупо.

Сдержанно хвалят и за вежливость и чистоплотность, подчеркивая, что это само собой разумеющееся.

Осторожно хвалят за смелость, так как ребенка может занести и он совершит безрассудство.

С особым удовлетворением хвалят за доброту, за помощь слабому и малому, старому и больному, за помощь в беде, за нравственные поступки.

Итак, ваш малыш сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?

1. Не сказать ничего. По своей природе ребенок не нуждается в похвале. В нем заложено стремление познавать и создавать, и похвала никак не может повлиять на его внутреннюю мотивацию, только если ребенок уже не искалечен постоянными оценками со стороны родителей.
2. Обозначить свое присутствие взглядом или жестом. Иногда важно просто быть рядом с ребенком, и слова здесь не нужны.
3. Скажите ребенку о том, что видите: «Какие красивые цветы ты нарисовал!», «Ты сам надел ботинок!», «Кошке приятно, что ты ее погладил, она даже подставляет тебе шею!». Ребенок не нуждается в оценке, ему важно знать, что вы видите его старания.
4. Спросите ребёнка о его работе: «Тебе нравится твой рисунок?», «Что было самым сложным?», «Как тебе удалось нарисовать такой ровный круг?». Своими вопросами вы подтолкнете ребенка на размышления о своих трудах и поможете научиться самостоятельно оценивать свои результаты.
5. Выражайте похвалу через призму своих чувств. Сравните две фразы «Отлично нарисовано!» и «Мне очень нравится, как ты нарисовал этот корабль!». Первая – абсолютно безлична. Кем нарисовано, что нарисовано? Во втором случае вы выражаете свое отношение к работе ребенка, отмечая моменты, которые вам особенно понравились.
6. Разделяйте оценку ребенка и оценку действия. Старайтесь обращать внимание не на способности ребенка, а на то, что он сделал и отмечайте это в своей похвале: «Я вижу, что ты убрал все игрушки. Здорово, что в комнате теперь чисто», вместо «Какой ты у меня чистюля!».
7. Хвалите усилие, а не результат. Отмечайте старания ребенка.
Как видите, спектр возможностей выразить одобрение в адрес ребенка довольно широк и уж точно не сводится к стандартным оценочным суждениям. Значит ли это, что родители совсем должны отказаться от слов «молодец», «хорошо», «отлично». Конечно, нет. Было бы неправильно сдерживать себя в те моменты, когда действия ребенка вызывают у вас яркие позитивные эмоции.

8. Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действеннее. Чтобы поощрения выполняли свою функцию (закреплять положительное для родителя поведение ребёнка), они должны быть чётко увязаны с действиями ребёнка. Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждую пятёрку теряет свою роль «быть поощрением». 9. Поощрения должны исполняться. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена, поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний. 10. Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Не забудьте похвалить ребенка с утра, чтобы создать для него «ситуацию успеха» на весь долгий и трудный для него день! Не допускайте, чтобы ваш ребенок засыпал обиженным и в слезах – похвала на ночь позволит ему хорошо выспаться и восстановить силы. Как предупредить непослушание .

Вообще же, непослушание легче предотвратить, чем пытаться потом исправить ситуацию. Поэтому попробуйте последовать следующим советам :
1. Очень важно объяснять все запреты ребенку, а не просто запрещать. Так детям будет проще, понятнее.

2. Кроме того, запомните: должны быть категорические запреты - например, нельзя трогать утюг, и запреты, зависящие от обстоятельств - например, сейчас маме болит голова, значит нельзя шуметь (а потом можно будет вести себя не так тихо).
3. Ни в коем случае родители не должны сами нарушать установленные правила. Соблюдать правила должны все члены семьи.
4. Важный момент – не забывайте про возраст своего ребенка. То, что позволительно двухлетнему малышу, недопустимо для дошкольника. Не запрещайте ребенку делать вещи, которые естественны для его возраста.

IV . Простые советы родителям

1.Помните, что ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов. Достоинства есть у ребенка сейчас, надо уметь их увидеть.
2.Не скупитесь на похвалу. Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить персонально, а критиковать как можно более безразлично.
3.Всякое повышение требований к ребёнку надо начинать с похвалы, даже авансом.
4.Ставьте перед ребенком достижимые цели.
5.Вместо приказаний ребёнку следует просить у него совета или помощи, как у равного или старшего.
6.Позволения учат детей гораздо лучше, чем запреты.
7.При необходимости наказания, помните, что не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Ребенок должен понимать, за что и почему его наказывают.
8.Надо убедить себя, что в большинстве случаев замечания, одергивания, требования просто не нужны.
9.Любой ребенок заслуживает любви и уважения: ценность в нем самом!