Юридические документы

Из истории Подольского машиностроительного завода им. Орджоникидзе (ЗиО)

Подольский машиностроительный завод основан по личной инициативе В.И. Ленина в связи с острой необходимостью восстановления железнодорожного транспорта в стране.

Выпускал локомотивы в 1930-1939 гг. Изготовил 114 шт. ОАО "Машиностроительный завод "ЗиО-Подольск", начиная со строительства первой в мире атомной электрической станции в 1952-1954 гг. (г. Обнинск), является одним из лидирующих предприятий России в области разработки и поставки оборудования для АЭС. На всех атомных станциях, построенных в СССР, установлено оборудование завода. Зарубежные атомные станции в Болгарии, Венгрии, Чехии, Словакии, Восточной Германии, Финляндии с реакторами типа ВВЭР-440 (более 100 шт.) и ВВЭР-1000 (более 120 шт.) укомплектованы парогенераторами с маркой "ЗиО". Завод является изготовителем уникального оборудования для АЭС с реакторами на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем БН-350 и БН-600: корпусов реактора, промежуточных теплообменников "натрий-натрий", парогенераторов.

29 апреля 1919 года было подписано постановление Совета Обороны о строительстве паровозоремонтного завода в г. Подольске.

2 мая 1919 года на ремонт поставлен первый паровоз. Именно с этого дня начал своё существование Подольский паровозоремонтный завод, развернутый на площадке кабельного и меднопрокатного завода, который в 1915 году затеяло, да не успело достроить Московское товарищество меднопрокатных и кабельных заводов. Одним из совладельцев несостоявшегося предприятия был Константин Сергеевич Алексеев, взявший в истории своё под именем Станиславского, известного каждому театралу во всем мире.

После принятия на XVI конференции ВКП(б) (23-29 апреля 1929 г.) первого пятилетнего плана развития народного хозяйства (1929-1932 гг.) завод приступил к освоению и выпуску новых видов продукции и получил название Подольский крекинго-электровозостроительный завод (КЭС). Совместно с заводом "Динамо" он строил промышленные электровозы. Примечание: одновременно завод изготавливал корпуса для танков и бронемашин конструкции Н.И. Дыренкова. В книге Коломиец М.В., "Танки-амфибии Т-37, Т-38, Т-40", М.: Стратегия КМ, 2003 сообщается: "...Подольский Крекинг завод. Программа по корпусам Т-27 выполнена полностью. По Т-37 подано в течение первого полугодия вместо 250 запланированных только один кондиционный корпус. Основной причиной такого положения является переход на штамповку и цементацию без достаточно серьёзных предварительных опытов и подготовительных работ. В настоящее время можно сказать, что завод штамповкой овладевает. Дальнейшее выполнение программы зависит от подачи кондиционного бронелиста с Кулебакского завода, который до мая-июня бронелиста не подавал из-за отсутствия ферросплавов. В настоящее время на заводе имеются кондиционные ферросплавы и завод начал подавать броневой лист..."

В июле 1931 года на Подольском крекинго-электровозостроительном заводе (так именовался тогда ЗиО) вышел в свет первый номер заводской многотиражной газеты "Кэсовец". Позже её название менялось – "Знамя стахановца", "Знамя труда".

8 апреля 1939 года по просьбе рабочих заводу было присвоено имя наркома тяжелой промышленности Григория Константиновича Орджоникидзе (1886-1937), застрелившегося 18 февраля 1937 года, и стал называться Подольский крекинго-электровозостроительный завод им. Орджоникидзе.

В 1939 году за рекордно короткий срок - 3 месяца и 25 дней - коллектив завода выпустил первый отечественный крекинг-аппарат.

До 15 октября 1941 года, т.е. до начала эвакуации, завод выпускал в сутки четырнадцать бронекорпусов для танков Т-40 и пятнадцать бронекорпусов фюзеляжей для штурмовиков ИЛ-2.

В ночь с 15 на 16 октября 1941 года началась эвакуация завода в Свердловск (ныне Екатеринбург) на территорию Уральского завода транспортного машиностроения (Уралтрансмаш). К 1 ноября 1941 года, завод был почти полностью вывезен из Подольска. Отправлено 366 металлообрабатывающих станков, 36 кузнечно-прессовых машин, 184 единицы силового и подъемно-транспортного оборудования, более пяти тысяч тонн листовой и профилированной стали, свыше двух тысяч тонн деталей, главным образом незавершенного бронекорпусного производства, и прочих материальных ценностей. Следом за эшелонами с оборудованием шли железнодорожные составы с рабочими, инженерно-техническими работниками, служащими и их семьями. Всего было эвакуировано 3850 человек. До тридцати эшелонов - 1092 вагона - ушли тогда из Подольска с людьми и имуществом только одного завода...

Первого января 1942 года на заводе прошел митинг. В торжественной обстановке бронепоезд "Подольский рабочий", состоявший из двух паровозов, четырех бронеплощадок и десяти вагонов, был передан представителям 43-й армии и прошел боевой путь от Мценска до Берлина.

1942 год. Возвратившийся из эвакуации Подольский завод не мог использовать всю свою прежнюю территорию. На них Наркомат тяжелого машиностроения разместил эвакуированный в июле 1942 году из Таганрога завод "Красный котельщик", коллектив которого не насчитывал даже сотни рабочих, инженеров и техников. Таким образом, на площадях Подольского машиностроительного завода имени Орджоникидзе действовали в годы войны два совершенно независимых друг от друга предприятия, выполнявших принципиально разные задачи.

В августе 1942 года завод "Красный котельщик" выдал первую энергетическую продукцию (два сепаратора), выпущенную на подольской земле. Уже в сентябре "Красный котельщик" изготовил первый котел СП-4 производительностью 20 тонн пара в час давлением 25 атмосфер.

В феврале 1944 года на производственных площадях Подольского завода разместилось еще одно предприятие, эвакуированное из Бердянска. Здесь, в Подмосковном городе, оно выпускало раскройно-заготовительное оборудование - гильотинные ножницы для механической резки металла, стружкодробильные устройства

21 декабря 1945 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление, согласно которому вместо предприятий, работавших в военное время на одной территории, в Подольске воссоздавался Машиностроительный завод имени Орджоникидзе (ЗИО). Ему предписывалось выпускать нефтеперегонную аппаратуру, котлы, котельно-вспомогательное оборудование для нефтяной, угольной и энергетической промышленности. Постановление СНК СССР № 3150-952сс "Об организации строительных управлений НКВД СССР № 859 и 865" (21 декабря 1945 г.)

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) на подольском заводе укрепляли броней самолеты, ремонтировали танки Т-34, приходившие из боев под Москвой, выпускали бронекорпуса и башни для плавающих танков Т-38. И так же, как в начале становления завода, именно война определила профиль мирной продукции. В 1942 году в Подольск из Таганрога был эвакуирован "Красный котельщик". Этот завод потом вернулся домой, а на подольском заводе стали выпускать котлы разных мощностей для тепловой энергетики.

28 января 1946 года И.В. Сталин подписал постановление СНК СССР № 229-100 сс/оп "О проектировании и подготовке оборудования Горно-обогатительного завода". В этом совершенно секретном (особая папка) документе речь шла о создании первого промышленного реактора на Урале. Говорилось там и о том, что при Подольском машиностроительном заводе им. Орджоникидзе следует организовать "Особое конструкторское бюро по конструкциям гидропаропрессового оборудования" (сокращенно ОКБ "Гидропресс" НКТМ)". Примечание: Шолкович Борис Михайлович (1900-1965), первый начальник и главный конструктор ОКБ "Гидропресс" с 1946 по 1954 г. В 1964 году ОКБ "Гидропресс" распоряжением Совета министров СССР был выделен из структуры завода в самостоятельное предприятие.

16 мая 1950 года вышло постановление правительства СССР о строительстве в Лаборатории "В" (г. Обнинск) атомной электростанции - первый практический проект использования атомной энергии для производства электричества. Научный руководитель проекта – Игорь Васильевич Курчатов (1903-1960), главный конструктор – Николай Антонович Доллежаль (1899-2000).

1958 год. Изготовлена первая ядерная установка (стенд 27/ВТ), которая обеспечила успешное решение задачи по созданию ЯППУ (ядерных паропроизводящих установок) для АПЛ (атомных подводных лодок), на промплощадке Физико-энергетического института в г. Обнинске. "Разработчиком документации ЯППУ было ОКБ "Гидропресс", изготовителем оборудования – Подольский завод им. Орджоникидзе. Стенд 27/ВТ являлся наземным прототипом ЯППУ АПЛ проекта 645, представлял собой полномасштабную половину одного борта АПЛ, включающую реактор, парогенератор, насосы, трубопроводы первого и второго контуров, турбинную установку, систему управления и другие обеспечивающие системы" [газета "Содружество", № 1(156) январь 2006 г.]. В 1961 году комплекс работ по созданию стенда 27/ВТ был удостоен Ленинской премии.

28 мая 1975 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР "О разделении Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР на два министерства" - Министерство тяжелого и транспортного машиностроения СССР и Министерство энергетического машиностроения СССР (утвержден законом СССР от 9 июля 1975 г. № 1841-IX). Минэнергомашу в административном порядке были "переданы" из других министерств 25 заводов, 7 научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций и 8 учебных заведений.

9 июля 1976 года приказом Министерства энергетического машиностроения СССР на Подольском машиностроительном заводе создано отделение НПО ЦНИИТМАШ. Заведующим отделением назначен кандидат технических наук Вячеслав Кириллович Парахин. Отделение НПО ЦНИИТМАШ было ликвидировано 31 декабря 1985 года.

28-29 июня 1979 года совместный научно-технический семинар сотрудников НПО ЦНИИТМАШ и ЗиО "Конструкторско-технологические проблемы изготовления теплообменного оборудования".

19 апреля 1981 года в газете "Социалистическая индустрия" опубликована статья "О присуждении премий Совета Министров СССР 1981 года за выполнение комплексных научных исследований, проектно-конструкторских и технологических работ по важнейшим направлениям развития народного хозяйства и его отраслей и за внедрение результатов этих исследований и работ". Под № 14 указана "за разработку новой коррозионно-стойкой безникелевой стали, освоение металлургического производства, внедрение изделий из этой стали в промышленное оборудование АЭС премия в размере 10 тыс. рублей".

В список фамилий из 32 человек включены, в частности, сотрудники Подольского машиностроительного завода имени Орджоникидзе:

Ардаматский Виталий Андреевич, заместитель главного технолога;

Кущев Анатолий Пантелеевич, главный металлург;

Баканов Анатолий Федорович, начальник конструкторского отдела;

Вивсик Святослав Николаевич, главный сварщик;

Гребенников Владимир Николаевич, к.т.н., заместитель главного конструктора;

Иванов Николай Сергеевич, начальник цеха;

Карлашов Анатолий Михайлович, электросварщик;

Лапутин Сергей Дмитриевич, котельщик.

23 июня 1992 года арендное предприятие "Подольский машиностроительный завод имени Орджоникидзе" реорганизовано в акционерное общество закрытого типа "Подольский машиностроительный завод" ("ЗиО").

02 декабря 1993 года АОЗТ совместное предприятие "Подольский машиностроительный завод" реорганизовано в акционерное общество открытого типа. 20 ноября 1995 года из названия предприятия убраны слова "совместное предприятие". Новое название - АООТ "Подольский машиностроительный завод".

01 августа 1996 года АООТ "Подольский машиностроительный завод" переименовано в Открытое акционерное общество "Подольский машиностроительный завод".

18 декабря 1998 года по заявлению Государственной налоговой инспекции по г. Подольску и Управления Пенсионного фонда в отношении ЗиО была возбуждена процедура банкротства.

В 1999 году ОАО "Подольский машиностроительный завод" переименован в ОАО "Машиностроительный завод "ЗИО-Подольск".

24 марта 2000 года процедура банкротства прекращена в связи с утверждением мирового соглашения с конкурсными кредиторами (заключено 10 марта 2000 г.) и подписанием реструктуризации задолженности перед бюджетами и внебюджетными фондами.

В 2004 году завод купил бывший менеджер групп МДМ Е.А. Туголуков. Завод стал основным предприятием в машиностроительном холдинге среднего размера ЭМАльянс.

Основными владельцами завода являются Е.А. Туголуков и председатель совета директоров "ЗиО-Подольск" В.М. Овчар, им принадлежит свыше 75 процентов акций предприятия.

21 ноября 2006 года состоялось внеочередное собрание акционеров ОАО "Машиностроительный завод "ЗиО-Подольск", основным вопросом которого стало избрание нового совета директоров. В совет директоров вошел представитель ОАО «Атомэнергомаш» – К.Б. Комаров. Решение о внесении изменений в состав совета директоров принято в рамках реализации соглашения о создании холдинга "ЭМАльянс-Атом", которое было подписано 10 мая этого года ОАО "Атомэнергомаш" и ОАО "ЭМАльянс". Основу новой компании, в которой "Атомэнергомаш" получит 50% + 1 акцию, составят профильные активы двух предприятий, принадлежащих ОАО "ЭМАльянс": Инжиниринговая компания "ЗИОМАР" и Машиностроительный завод "ЗиО-Подольск".

Подписание данного соглашения явилось первым практическим шагом для обеспечения заявленной программы развития атомной отрасли (строительство новых АЭС с целью сохранения и последующего увеличения доли атомной энергетики в энергобалансе страны с 16 до 22 и более процентов) необходимым машиностроительным потенциалом.

30 сентября 2007 года предприятие "ЗИО-Подольск" возвращено под стратегический контроль государства и начало работать в новых условиях. Об этом заявил глава Росатома Сергей Владиленович Кириенко (1962 г.р.). По его словам, возвращение завода государству произошло посредством передачи контрольного пакета акций созданной корпорации "Энергомашиностроительный альянс - Атом". Предприятие - монопольный производитель ключевых узлов оборудования для атомных электростанций. Кроме того, на базе "ЗИО Подольск" создано совместное российско-французское предприятие, которое будет производить тихоходные турбины "Арабель" для энергоблоков АЭС.

Подольский машиностроительный завод (ОАО "Машиностроительный завод ЗиО-Подольск") является одним из ведущих предприятий энергетического машиностроения России. Более 50 лет ЗиО проектирует и изготовляет энергетические котельные установки для ТЭС, в т.ч. на экспорт. За этот период изготовлено около 700 котлов установленных на 150 электростанциях с общей электрической мощностью примерно 66000 МВт, из которых более 14000 МВт на ТЭС стран дальнего зарубежья. Для зарубежных поставок изготовлено 57 котлоагрегатов различной паропроизводительности, в т.ч. для энергоблоков 200, 300 и 500 МВт для ТЭС "Тирбах", "Боксберг" (Германия); "Явожно", "Скавина" (Польша); "Керацини" (Греция); "Лудуш", "Дева", "Браила" (Румыния); "Марица-Восток"(Болгария); "Сисак", "Гацко", "Углевик", "Костолац", "Битола" (Югославия); "Уонг-Би" (Вьетнам); "Фусинь", "Юнлининь", "Цзиаянь", "Иминь" (Китай), "Нейвели" (Индия) и др.

За последнее десятилетие выполнен комплекс работ по созданию котлов-утилизаторов для ПГУ различных типов и мощностей (от 20 МВТ и более). Спроектирован и пущен в эксплуатацию котел-утилизатор П-92 для ПО "Нафтан" в Белоруссии мощностью 20 МВт, в России котел П-90 для Северо-Западной ТЭЦ мощностью 150 МВт, котел П-91 для Дзержинской ТЭЦ мощностью 150 МВт. Более 50 лет, начиная с первой в мире АЭС (г. Обнинск 1953 год) завод изготавливает оборудование для всех АЭС России, Украины, Литвы, Армении, Казахстана, а также "Козлодуй" (Болгария); "Пакш" (Венгрия); "Темелин", "Духованы" (Чехия); "Моховце", "Богунице" (Словакия); "Норд" (Германия); "Ловииза" (Финляндия); "Хурагуа" (Куба).

Важным направлением производства ЗиО является также выпуск оборудования для нефтегазхимии: это колонное, теплообменное, емкостное оборудование, трубчатые печи и продуктовые змеевики, малогабаритные модульные установки для переработки газового конденсата и нефти в дизельное топливо, бензин, мазут и др., быстросменные сужающие устройства для определения расхода газа, установки для подготовки топливного пускового, импульсного газа для магистральных газопроводов, регенераторы, оборудование для геотермальных станций и др. В настоящее время важнейшим приоритетом завод считает изготовление и поставку оборудования на экспорт, доведя его долю до 80 % от общего объема выпуска продукции.

Индекс промышленного производства в Новосибирской области обогнал общероссийский показатель, превысив 6%. Увеличились объемы и в обрабатывающем производстве, являющемся основным источником роста в экономике региона, где отсутствуют крупные нефтегазовые месторождения. Примерно четверть в этом сегменте занимает машиностроение, объемы производства которого в этом году росли быстрее, чем в целом в промышленности. По словам заместителя губернатора Новосибирской области Сергея Семки, этому способствовал рост частных инвестиций в отрасль и диверсификация производства.


Курс на обработку


Объем промышленного производства в Новосибирской области в этом году с января по август вырос на 6,1%, что является самым высоким показателем для этого периода за последние четыре года. Для сравнения: за этот же период объем производства во всей промышленности на территории России вырос лишь на 3,1%.

В обрабатывающем производстве как одном из основных источников промышленного роста экономики региона также отмечено увеличение объемов на 4,8%. С 2015 года в этой отрасли наблюдалась стагнация. Объем отгруженных товаров этого сегмента из Новосибирской области с января по август вырос на 8,7% (до 299,8 млрд руб.).

Как отметил заместитель губернатора Новосибирской области Сергей Семка, положительную динамику показало машиностроение, на долю которого в обрабатывающем производстве приходится около четверти всего объема. В частности, высокие темпы роста зафиксированы в производстве машин и оборудования, включенных в другие группировки, - на 9,6%, автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов - на 4,3%, электрического оборудования - на 1,2%. В то же время небольшой спад производства произошел в производстве готовых металлических изделий, машин и оборудования (на 3,7% в годовом сравнении), компьютеров и электронных оптических изделий (здесь снижение оказалось более значимым - 8,3%).

«До конца года, я думаю, ситуация будет стабильной, объемы, в свою очередь, как минимум будут равны показателям прошлого года»,- отметил Сергей Семка. В целом по итогам восьми месяцев объем производства машиностроительной отрасли составил 78 млрд руб.

Машиностроение является одним из ключевых направлений в экономике Новосибирской области, его доля в ВРП оценивается в 23–28%, говорит ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. «Этому способствует несколько факторов. Во-первых, исторически регион развивался именно как промышленный, различных полезных ископаемых было не так много по сравнению с другими регионами, что предопределило выбор в пользу того, что здесь стали заниматься переработкой, выпуском готовой продукции. Во-вторых, у региона удачное местоположение, развитая транспортная сеть, сюда везли различные ресурсы для обработки, а потом вывозили готовую продукцию,- отмечает эксперт.- В-третьих, у области высокий интеллектуальный потенциал, здесь хорошо развиты наука и образование, что позволяет подготавливать высококвалифицированные кадры, способные решать сложнейшие задачи. Благодаря этому местные предприятия наладили выпуск самой разной, зачастую уникальной продукции, что еще больше повысило интерес к промышленности региона, способствовало устойчивому спросу на ее услуги».

По словам господина Семки, региональные предприятия, в том числе оборонного комплекса и гражданского машиностроения, обеспечивают около 20% выпуска всей машиностроительной продукции в Сибири. В то же время в числе крупнейших компаний Новосибирской области преобладают машиностроительные предприятия.

Предприятия загружают мощности


Рост объемов производства сегодня демонстрирует большинство машиностроительных предприятий региона. Наибольшую динамику при этом показывает производство готовой машиностроительной продукции из цветных металлов, в основном из алюминия, рассказал замгубернатора Новосибирской области. «Мы говорим о возрождении станкостроя в регионе, и в этом ключе важную роль играет компания АО „Тяжстанкогидропресс“. По итогам года предприятие обещает выпустить товаров в 1,5 раза больше, чем в 2017-м. Сегодня компания является одним из лидеров промышленной отрасли Новосибирска и находится в стадии активного развития, заключаются новые договоры, в том числе старые партнеры увеличивают свои заказы. Собственники предприятия в настоящее время с целью дальнейшего роста оформляют заявку на получение льготного кредита федерального Фонда развития промышленности»,- добавил Сергей Семка. ПАО «Тяжстанкогидропресс» является крупнейшим российским производителем металлорежущих станков, гидравлических прессов и смесителей.

Увеличение производства демонстрирует завод «Труд» (выпускает новейшее и современное технологическое, маталлообрабатывающее и обогатительное оборудование) - здесь продукции по итогам года планируется выпустить больше на четверть, ОАО «Сиблитмаш», производящее литейные, формовочные и другие машины, в том числе оборудование для автоматизации литья под давлением, ожидает увеличения выпуска на 5–10%.

Крупнейший экспортер несырьевой продукции в Сибири ЗАО «Энергопром - Новосибирский электродный завод» может нарастить по итогам года экспортные поставки не менее чем на 5%. В настоящее время, по словам Сергея Семки, руководство предприятия подало заявку в Минпромторг России для получения поддержки через специальный инвестиционный контракт.

Осваивает производство новой продукции НПО «Элсиб» (производит электродвигатели, электрогенераторы, трансформаторы и другое оборудование), сегодня на предприятии готовятся к производству около девяти единиц новой техники. В конце года завод планирует произвести товаров на 1,2 млрд руб., это девять турбогенераторов и один гидрогенератор, что составит около 50% от всего объема промышленной продукции этого предприятия.

Производитель тяговых электрических машин ООО «Сибэлектропривод» к 2019 году намерен произвести продукции в 1,5 раза больше, чем в 2017-м. Кроме этого, на заводе анонсировали строительство рабочего цеха площадью 4 тыс. кв. м. «В настоящее время ведется подготовка проектно-сметной документации, к концу году начнутся строительно-монтажные работы»,- сообщил господин Семка.

По словам замгубернатора региона, в этом году также ожидается рост производства в НИИ полупроводниковой электроники (НИИПЭ) - на 128%, на заводе радиодеталей «Оксид» - на 115%, у производителя изделий электронной и электротехнической отрасли ОАО «НЭВЗ-Союз» - на 112%. «Здесь совместно с „Новосибирским заводом полупроводниковых приборов с ОКБ“ и НПП „Восток“ реализуется проект, который шел по федеральной программе создания производства и реконструкции действующих мощностей и перемещения на одну площадку. Это подстегнет новое производство и увеличение выпуска прежней продукции»,- отметил спикер.

Намерены увеличить выпуск продукции завод по производству телекоммуникационного оборудования «Элтекс» и НИИ измерительных приборов - Новосибирский завод имени Коминтерна, Новосибирский электровозоремонтный завод, на 20% нарастит производство Новосибирский стрелочный завод.

Сохранит прежний объем производства завод «Катод» - одно из двух предприятий в мире, выпускающих электронные преобразователи третьего поколения. Предприятие входит в санкционный список, тем не менее, говорит Сергей Семка, завод сегодня развивается, нарабатывает выпуск новой продукции, ориентируясь не только на экспорт, но и на импортозамещение.

Также ожидается, что не снизит темпы производства по итогам этого года Новосибирский авиационный завод им. В.П.Чкалова. «Ежегодно предприятие выпускало сверхплановые самолеты СУ-34, однако в этом году есть поручение зампреда правительства РФ о том, чтобы следующие планы были скорректированы в сторону продукции Чкаловского завода. В связи с этим объем производства ожидается на уровне 2017-го»,- прокомментировал господин Семка.

Инвестиционный интерес


Рост инвестиций, который по итогам полугодия составил 2,4%, стал одной из главных причин возобновления роста в машиностроительном комплексе, считает Сергей Семка.

«Новосибирские компании, производящие уникальную машиностроительную наукоемкую продукцию, продолжили поступательное развитие даже в кризисный период. И сегодня ряд из них вовлечен в реализацию масштабных инвестиционных проектов»,- отметил он.

Крупнейшим инвестором собирается стать АФК «Система», которая намерена объединить три новосибирских предприятия. «Это крупный инвестор, который заходит на действующие предприятия. Речь идет о трех заводах: НЗПП с ОКБ, „Восток“ и „Оксид“. Все они входят в структуру АО „Российская электроника“»,- подчеркнул замгубернатора региона. Как ранее сообщало руководство АФК «Система», объединение активов позволит добиться единой научно-технической политики в радиоэлектронике.

Не менее важным для региона спикер назвал инвестпроект ЗАО «Энергопром - Новосибирский электродный завод» (входит в ГК «Энергопром») по расширению объема производства графитированных электродов и улучшению качества продукции. В настоящее время, по словам Сергея Семки, предприятие подало заявку в Минпромторг РФ для получения поддержки в реализации инвестиционного проекта через специнвестконтракт (СПИК). Общий объем инвестиций составляет 1,68 млрд руб.

Еще одним масштабным инвестиционным проектом, который поддерживает правительство Новосибирской области, является развитие производства АО «Сибирский антрацит». В настоящее время компания (один из крупнейших в мире производителей и экспортеров антрацита) реализует в партнерстве с ООО «Разрез Восточный» (обе компании контролируются бизнесменом Дмитрием Босовым) проект строительства железнодорожного перегона и станции погрузки. Железнодорожный путь протяженностью 25 км и пропускной способностью до 20 млн т свяжет лицензионные участки добычи двух крупнейших угольных компаний области - «Сибантрацита» и «Разреза Восточный», обогатительные фабрики «Сибантрацита» с пунктами переработки и погрузки угля, а также путями РЖД.

Новая железная дорога не только увеличит объем вывозимого угля, но и существенно снизит нагрузку на экологию за счет сокращения количества используемого автотранспорта. Стоимость проекта оценивается в 2,3 млрд руб. Все работы должны завершиться к концу 2019 года.

По словам Сергея Семки, в настоящее время возобновлены переговоры с башкирской компанией «Салаватстекло», которая ранее отказалась от планов строить завод по производству листового стекла в Новосибирской области. Предполагается, что площадкой для производства станет новосибирский обанкротившийся завод НПО «Сибсельмаш». Инвестиции в проект оцениваются в 10 млрд руб.

Ясные перспективы


Доля выпуска продукции новосибирских машиностроительных предприятий в общем объеме ВРП сегодня выглядит достаточно скромно, однако и правительство области, и эксперты уверены, что в будущем экономика области будет расти именно за счет повышения роли и конкурентоспособности машиностроения. Этому способствуют научно-

исследовательские структуры региона, которые генерируют основные технологии и инновации для отрасли в целом.

«Перспективы развития машиностроения в области, безусловно, есть и весьма неплохие, не зря же в конце августа здесь прошел масштабный форум „Технопром-2018“, где местные производители были достойно представлены и привлекли к себе много внимания. В этой отрасли в регионе есть различные направления, что позволяет рассчитывать, что даже в случае изменения экономической ситуации какие-то предприятия будут загружены, а учитывая кооперацию, смогут помочь другим производителям региона, все это положительно скажется на машиностроении области в целом»,- сказал Дмитрий Баранов.

Никуда не делся и значительный интеллектуальный потенциал региона, говорит эксперт, а значит, местные машиностроители могут предложить не просто новую продукцию, а такую, которую никто раньше не делал. «Они, скорее всего, продолжат повышать собственную эффективность, будут укреплять конкурентоспособность, что также дает хорошие шансы. Не стоит забывать и о программе импортозамещения и многочисленных мерах поддержки промышленности, которые также позволят машиностроению региона продолжить работу дальше»,- отметил господин Баранов.

В этом году в Новосибирской области был создан Региональный фонд поддержки промышленности, через который планируется поддерживать инвестпроекты местных производителей. Порядок и правила будут практически сопоставимы с условиями, по которым предоставляет льготные займы федеральный Фонд развития промышленности: возвратные кредиты сроком на пять лет под 5% годовых. Однако в отличие от федерального фонда, по условиям которого финансирование получают проекты стоимостью от 300–500 млн руб., в региональном будет рассматриваться и оказываться поддержка проектам от 20 млн руб.

Светлана Донская




Подольский завод имени Орджоникидзе (ЗиО) во время войны построил бронепоезд и одел броней более 20 тысяч танков и самолетов.


«Подольский рабочий» дошел до Берлина

С первых же дней войны завод переключился на выпуск продукции военного назначения. В октябре большую часть оборудования эвакуировали на Урал. От пятитысячного коллектива в Подольске осталось около 400 человек. Они и получили задание построить бронепоезд. От оборудования осталось лишь два негодных сверлильных станка да мостовой кран. Рабочие забывали о сне и отдыхе, резали многопудовые броневые листы, сверлили их на примитивном станочке, а после термообработки навешивали на каркас. Им катастрофически не хватало питания. Причитающуюся по карточкам хлебную норму, поровну поделенную с домочадцами, многие съедали еще за день и даже за два дня вперед. В заводской столовой приходилось довольствоваться небольшой миской пустых щей из серой капусты, в лучшем случае – порцией жиденькой ­баланды, ничем не заправленного мучного супа.

Ровно за месяц, к концу декабря 1941-го года, бронепоезд был построен. Ему присвоили название «Подольский рабочий». Состоял бронепоезд из двух паровозов, четырех бронеплощадок и десяти вагонов для экипажа, бойцов и командиров. За хороший подарок фронту Комитет обороны города объявил директору Ермакову и коллективу завода благодарность. В письме с фронта сообщалось, что личный состав бронепоезда в первом же бою успешно выполнил поставленную командованием задачу: полностью разгромил укрепленную высоту. Разбил 32 дзота, уничтожил две артиллерийские батареи и до двух батальонов пехоты, сбил самолет. В дни работы Потсдамской конференции экипаж бронепоезда охранял участок железной дороги Познань – Берлин.

Новая мастерская

Пока строился бронепоезд «Подольский рабочий», возрождалась жизнь в опустевших цехах: литейном, модельно-столярном, авто­гараже, кузнице и механическом. В авто­гараже ремонтировались подбитые на фронте танки, в кузнице было организовано изготовление ломов, лопат, подков, топоров и кирок для армии и для оборонительных работ местных формирований. В литейном цехе занялись отливкой корпусов гранат. Модельщики стали делать ящики для мин. В одном из пролетов цеха нефтеаппаратуры производились противотанковые ежи и окопные печи. На всех предприятиях города было собрано до 35 разных станков, и в бывшем механическом цехе открыли мастерскую по ремонту орудий.

Постановлением Государственного комитета обороны от 25 декабря 1941 года на базе ЗиО был образован завод № 125 Наркомата авиационной промышленности. Шесть дней спустя был получен приказ об изготовлении бронекорпусов и бронезащиты разных самолетов.

Первый котел

Постановлением Совнаркома СССР от 5 июля 1942 года на площадку крекинг-корпуса переводится часть эвакуированного таганрогского завода «Красный котельщик». Вначале прибыло 70 рабочих и ИТР. Вскоре этот коллектив пополнился небольшой группой специалистов, эвакуированных из Ленинграда. Расчищая пролеты цеха, люди монтировали оборудование, поступившее с предприятий восточных районов страны.

В августе 1942 года завод выдал первую энергетическую продукцию – два крупных сепаратора пыли, а в сентябре – первый котел СП-3 производительностью 16 тонн пара в час с давлением 22 атмосферы.

В 1943 году завод освоил выпуск новой продукции – бронезащиты для артиллерии, бензозаправщиков. Несмотря на нехватку рабочей силы и трудности военного времени, завод в апреле 1943 года изготовил первый большеметражный котел производительностью 120 тонн пара в час с давлением 32 атмосферы. Всего за годы войны на ЗиО сделали 147 паровых котлов, увеличивших электрические мощности тепловых станций на 1,5 млн кВт.

Шла работа и по другим направлениям, в частности завод выпускал запчасти к тракторам и плугам.

В декабре 1945 года Совет народных комиссаров СССР своим постановлением воссоздает в Подольске машиностроительный завод им. Орджоникидзе «ЗиО». Ему предписывается производить нефтеперегонную аппаратуру, котлы, котельно-вспомогательное оборудование для нефтяной, угольной и энергетической промышленности.

Муромский завод им. Орджоникидзе

Чугунно-литейный завод купца Николая Васильевича Зворыкина открыт в 1828 (1817) г. в Бучихинском овраге г. Мурома. В 1890 г. «Паровая машина -1, 6 сил; 2 паровых котла. Вагрянок на 150 пуд., 2 отливки, машина воздуходувная – 1. Освещение керосином. Работает днем. Рабочие: 32 муж., 5 малолетн. Живут на квартирах».
Во «Владимирском календаре и памятной книжке на 1903 год» в разделе «Гор. МУРОМЪ» отмечается: «Среди чугунно-литейных заводов самым старым (с 1817 г.) и вместе с тем самым обширным (среди местных) по производству является завод купца Константина Николаевича Зворыкина (Константин Николаевич Зворыкин - это сын умершего в 1896 году купца Николая Васильевича Зворыкина – Торского, которому принадлежал этот завод ранее), освещаемый пиронафтом (Пиронафт – это тяжелое, по своему удельному весу, осветительное масло из нефти, малой огнеопасности, однако требующее для своего применения в качестве средства освещения осветительных ламп [фонарей] особого устройства). На заводе (при 37 рабочих) вырабатываются котлы, вьюшки, задвижки, сковороды, колеса тачечные, гири, ступки и т.п., всего на сумму до 30000 р. (из старого чугунного лома) и сбываются на Нижегородскую ярмарку».

В юго-западной части города Мурома, около Торского болота, купец Петр Васильевич Зворыкин (1752 - 1820 гг.) построил маленькую кузницу, которой суждено было стать первым предшественником завода имени Орджоникидзе.
В 1820-м году ее владельцем стал Павел Петрович Зворыкин (1778 - 1830 гг.), после смерти которого владелицей стала его жена - купчиха Авдотья Григорьевна Зворыкина.
Наследники Зворыкина расширили кузницу, пристроив к ней небольшую литейную мастерскую. На этом примитивном предприятии работало полтора-два десятка человек. Здесь изготовлялись конские подковы, дверные и оконные петли, ободья для колес. Труд был ручной, тяжелый. Рабочие получали гроши.

В 1852 г. открыт чугунно-литейный завод купца Василия Павловича Зворыкина , в г. Муроме. Товарищество В. и В. Зворыкиных. В 1890 г. «Паровая машина - 1, сил 12, паровых котлов - 1; освещение керосином; работает днем, рабочие: 36 муж., 4 малолетн.».
Купчая крепость 1884 г. купца Василия Павловича Зворыкина: «штабс-капитан Сергей Павлович Прохоров за себя и как поверенный находящейся под его попечительством сестры его из потомственных дворян девицы Ираиды Павловны Прохоровой продал Муромскому купцу Василию Павловичу Зворыкину принадлежащую им, Прохоровым, свободную от запрещений, наследственную после матери их вдовы майора Екатерины Павловны Прохоровой землю, оставшуюся от надела крестьян села Малотиц и дер. Варежа, Муромского уезда, находящуюся при этих селениях, в количестве ста девяносто четырех десятин двух сот четырех квадратных сажен, со всеми на сей земле лесами и водами и всякого рода угодьями и всеми их принадлежностями, ничего не исключая, а как в натуре состоит, более или менее, всю без остатка».
5 октября 1889 г. в уездной управе получено от Муромского купца Василия Васильевича Зворыкина заявление, следующего содержания: «На 1889 г. выдан мне из управы сей окладной лист за № 943, в котором значится доставшейся мне после покойного родителя моего, Муромского купца Василия Павловича Зворыкина земли, купленной у Прохоровых 194 дес., тогда как, по прилагаемому при сем удостоверению, ее имеется в наличности 151 дес. 2091 саж., на основании изложенного имею честь просить земскую управу: излишне взыскиваемый с меня налог скостить».
В 1889 году основано Торское Товарищество.
В 1911 году была установлена паровая машина мощностью 18 лошадиных сил. Завод выпускал машинные части для текстильных фабрик, ручные прессы и точила, весовые гири, различные скобяные изделия.
В 1918 году этот завод был национализирован.

Завод инженер-механика Павла Федоровича Валенкова

Второй предшественник завода им. Орджоникидзе - Механический и чугунно-литейный завод инженер-механика Павла Федоровича Валенкова открыт в 1887 г. (в восточной части нынешней территории завода). Первоначально завод состоял из небольшой литейной, такой же кузницы и механической, в тоже время и плужной мастерской. Рабочих было только 26 человек. В 1889 г. «1 паровая машина, 2 сил; 1 паровой котел. Вагранка – 1, вентилятор-рута – 1, горн меде-плавильн. – 2, строгальный станок – 1, токарный станок, сверлильный – 1, тиски. Освещение керосином. Рабочие: 26 муж. Живут на квартирах».
В дальнейшем завод стал расширяться. 15/1-1903 г. открыт большой корпус механического цеха. Завод стал специализироваться на постройке судовых машин, попутно с этим принимая самые разнообразные заказы, вплоть до постройки пароходов, корпуса которых в разобранном виде отправлялись по назначению. Около села Карачарова была устроена судостроительная верфь .

Пароход «ЕРАХТУРЪ»

Пароход «ЕРАХТУРЪ» построен в г. Муроме на заводе Валенкова в 1896 году. Назван в честь родины Александра Викуловича Качкова – села Ерахтур Касимовского уезда. Мощность 160 л. с., скорость 14 км/час, грузоподъемность 120 т., вместимость до 250 пассажиров. Владельцы – наследники Качкова. Курсировал по реке Оке.


Пароход «РЯЗАНЬ»

Пароход «РЯЗАНЬ» построен в г. Муроме на заводе Валенкова в 1899 году. Мощность 240 л. с., скорость 15 км/час, грузоподъемность 120 т., вместимость до 350 пассажиров. Владелец – А.В. Качков. Курсировал по реке Оке.
В 1902 г. на заводе слесарем В. А. Исаковым был организован с.-д. кружок, развивавший широкую деятельность. В начале 1903 г. на завод поступает Шляпников, а по отъезде Исакова берет на себя руководство кружком.
Вот как описывает Шляпников машиностроительный (механический) завод:
«Завод Валенкова отличался от Торского большей квалификацией, лучшим оборудованием и несколько большим заработком... Рабочие были более развитые, чем на других заводах и фабриках. Режим внутри предприятия был строгий. Самые мастерские были оборудованы по последнему слову техники, и эксплуатация труда была поставлена на европейский манер, но с дополнением русской матерщины» (А. Шляпников. «Подпольная работа в Муромском районе (1902 - 1904 годы)». В Муром. сборнике, стр. 42).


В начале февраля месяца 1906 года жандармерия и полиция совершили ночную облаву всего завода Валенкова. В судебном следствии по нашему делу сохранилось сообщение помощника начальника Владимирского губернского жандармского управления судебному следователю, со всеми деталями и результатами обыска…
«Секретно.
Господину Судебному Следователю Владимирского Окружного Суда 1-го участка Муромского уезда.
Начальником Владимирского Губернского Жандармского Управлении, по соглашению с г. Владимирским Губернатором, было возложено на меня производство, в порядке Положения о Государственной Охране, обысков при содействии чинов полиции у рабочих механического завода П. Ф. Валенкова, что в гор. Муроме, для отобрания оружия и огнестрельных припасов.
Вследствие сего, мною и чинами местной полиции были произведены обыски в ночь с 1-го на 2-е текущего февраля у более обративших на себя внимание 49-ти рабочих названного завода…»
«По отзывам многих рабочих, в большинстве живых и поныне, завод являлся хорошею школою, так как умелое техническое руководство и наблюдение, в соединении с требовательностью, предъявляемой к рабочему, выучивали его, приучали к точности и аккуратности, воспитывали в нем уважение к труду в лучшем понимании этого слова. И до настоящего времени при приеме на работу лучшей рекомендацией для рабочего является его заявление, что он «работал у Валенкова» (С. Ветров. Очерк в Мур. сборнике «20 лет рабочей организации». 1923. стр. 11).
По причине объявления несостоятельным заказчика Лукьянова (с Урала), а в связи с этим опротестования завода, последний в 1904 г. перешел под руководство специально учрежденной администрации, а в 1907 г. за долги и стоял в бездействии.
«На поле за городом . Одиноким сиротою стоит на поле «Бучиха» бывший механический завод Валенкова. Грустно смотрят его запыленные окна на яркую зелень поля; вспоминается старику былое время, когда в нем и около ключом были жизнь. Гудели машины, реяли в воздухе приводные ремни, миллионы искр блестящим фейерверком неслись из кузнечных горнов, визжали острия сверл, врезаясь в твердый металл, и, покорный воле человека и его рукам, oн из бесформенных кусков полос и листов соединялся в гармонически целое, вырастая в стройные красавцы пароходы и пароходики, бороздящие и посейчас воды рек: Ока, Москвы и даже далекого Амура. «Теперь все прошло, и грустен старый завод, хмурый и молчаливый,- но сегодня он все-таки смотрит как 6удто-6ы повеселее: заходящее солнце, золотыми пятнами, отражаясь в стеклах окон, смягчает его угрюмость и на прилегающем к нему футбольном поле толпа народа: идет игра между новой ученической командой «голубые» и местной командой «зеленые». Зрителей масса, преобладают свои окрайные обыватели, т.н. «миллионка»…» («Муромский Край», Среда, 18-го июня 1914 г.).
В 1915 г. новый владелец завода, мануфактурист, совершенно не интересовавшийся незнакомым ему делом, продал оборудование и оно было развезено по разным заводам будущей „Гомзы".
В 1916 году новый владелец - купец Анохин построил кирпичный корпус, предназначенный для льно-прядильной фабрики. Осуществлению этих замыслов помешала война, и корпус пустовал до 1931 года, когда на его базе был создан завод «Станкопатрон им. Орджоникидзе». В 1930-е гг. председателем завкома был Махов, директором – Князев.

1923 г. – основание ЗИО.

В 1935 году завод имени Компартии Франции – бывший Торский проводит реконструкцию и начинает выпуск кузнечно-прессового оборудования.
За неполные шесть месяцев сорок первого года на фронты Великой Отечественной войны ушли 600 работников заводов им. КПФ и «Станкопатрон» (завод им. Орджоникидзе). И все же к началу 1942 года заводы полностью завершили перестройку на военный лад.
«…Наш завод им. Орджоникидзе, равно как и другие предприятия страны, приступил к составлению пятилетнего плана. Завод – единственный в стране, выпускающий токарные патроны типа ТС - 240 мм., 325 мм. и 380 мм., цилиндры пневматического действия 200 мм., 250 мм. и 400 мм., сверлильные патроны №№ 3 и 4, без которых немыслима оснастка станков. Впервые в Советском Союзе мы освоили производство пневматических подъемников грузоподъемностью 200 кгр., ранее импортируемых из-за границы.
Каковы же перспективы пятилетнего плана развития нашего завода? В 1950 году мы должны выпускать токарной продукции по сравнению с 1945 годом в два раза больше. Производство отдельных видов изделий, например, пневматических подъемников разной грузоподъемности возрастет в шесть раз.
Однако из этого не следует, что с увеличением выпуска продукции должно увеличиться в таком же соотношении строительство, вспомогательные службы, количество работающих и т.д. Развитие завода пойдет, главным образом, за счет лучше организации труда и технических усовершенствований, которые обеспечат максимальный рост производительных сил.
Основным условием развития производительных сил и подъема культурного уровня трудящихся должно явиться повышение производительности труда, которое планируется к концу пятилетки увеличить на 60 проц.
Несмотря на переход с 11-часового рабочего дня на 8-часовой, зарплату рабочего мы намерены не только сохранить, но и увеличить за счет повышения производительности труда к концу пятилетки на 35 проц. В основу перспективного развития завода в пятилетнем плане и роста производительности будут положены прогрессивные изменения и внедрение новой технологии, полное изъятие физически изношенного и устаревшего оборудования, механизации трудоемких производственных процессов, применение термообработки токами высокой частоты, механизации погрузочных и разгрузочных работ, усовершенствование существующих поточных линий, внедрение пневматических зажимов, организация узловых сборок.
Развитие завода и его рост связаны с проведением значительного капитального строительства промышленно-подсобных объектов. На культурно-бытовое и жилищное строительство предполагается израсходовать свыше 20 млн. рублей. Будет построено 15 тысяч кв. метров жилой площади, детсад, магазин, парикмахерская, прачечные и бани, рассчитанные на обслуживание всех работающих. Намечается разбивка парка с древонасаждениями, газонов, скверов и пр. В парке будет построен клуб. К территории парка примкнут стадион, площадки со спортивными приспособлениями. На Оке приступим к постройке водной станции. Намечено окончание строительства второй очереди блока механических цехов с полезной площадью до 4400 кв. метров. Механические цехи будут сосредоточены в одном корпусе. Это позволит установить мостовые подъемные краны для обслуживания производственных процессов на участках крупных деталей.
Будут построены цехи: термический с установкой в нем до 10 термопечей, снабженных подъемно-транспортным оборудованием; ремонтно-механический площадью 600 кв. метров; ремонтно-строительный и электромастерская.
Постройка собственного литейного цеха с производительностью до 5000 тонн, с необходимыми вспомогательными службами – складом формовочной земли модельной, сушилки и других – позволили нам освободиться от зависимости смежников.
Предусмотрено строительство железнодорожных веток нормальной и узкой колеи, автомастерской, депо для мотовозов, механизация погрузо-разгрузочных работ, применение механизмов горизонтального и вертикального направления.
Ведущее место в плане развития завода отведено повышению квалификации рабочих и техническому обучению. За годы войны нами обучено – 2335 человек. Широкий охват техническим обучением дал возможность повысить производительность труда на 30 проц. За период пятилетки нами будет организован при заводе техникум на 75 слушателей с отделением холодной обработки металлов.
Решим эту грандиозную задачу, мы еще более укрепим могущество нашего государства и значительно улучшим благосостояние рабочего класса, удовлетворение его культурных запросов.
О. Несвижский, и. о. директора завода» (газета «Призыв», 18 сентября 1945).

В марте 1950 года заводы им. КПФ и «Станкопатрон» были реорганизованы в единый завод им. Орджоникидзе.

Строительство производства домашних холодильников осуществлено в пятидесятых годах. Еще на пустыре шумели бульдозеры и экскаваторы, а в конструкторском бюро, возглавляемом К. Д. Калошиным, вовсю кипела работа. Потом к делу приступило и технологическое бюро, возглавляемое Н. В. Арьянским, которое вело подготовку производства холодильников. Вскоре были собраны опытные образцы, показавшие на испытаниях хорошие результаты.
В январе 1958 г. Муромский завод им. Орджоникидзе освоил производство холодильников.
«Ока» - автоматический электрохолодильник предназначается для хранения путем искусственного охлаждения скоропортящихся пищевых продуктов и приготовления пищевого льда. Он представляет собой прямоугольный шкаф с холодильной камерой полезной емкостью в 200 литров. Холодильная камера снабжена съемными решетчатыми полками для размещения пищевых продуктов. Для удобного и лучшего хранения мяса, рыбы, фруктов и овощей предусмотрены специальные сосуды. В верхней части холодильной камеры размещено прикрытое дверкой морозильное отделение, где замораживаются и хранятся продукты, а также приготавливается пищевой лед в виде кубиков. На внутренней стенке двери шкафа устроены полки для бутылок, яиц и других мелко расфасованных продуктов. Холодильная камера освещается электрической лампой. Охлаждение камеры осуществляется с помощью холодильного агрегата, включающего в себя компрессор, электродвигатель переменного тока, конденсатор, испаритель, пусковую и терморегулирующую автоматическую аппаратуру, а также систему трубопроводов. Компрессор и электродвигатель заключены в общий герметический кожух.
В 1960 году предприятие достигло проектной мощности по производству этого вида продукции. Было изготовлено 45511 холодильников.

Коллектив конструкторов систематически совершенствовал качество холодильного агрегата. Была создана новая конструкция холодильника «Ока-III» модели КШ-20, занявшая по своим художественно-конструкциям и экономическим параметрам одно из первых мест среди моделей холодильников, выпускаемых в стране. В холодильнике «Ока-III» при тех же габаритах полезный объем увеличен на 75 литров (на 60 процентов), резко снижен вес, возрос удельный вес пластмасс.
Его прямоугольная форма, отвечающая современным требованиям технической эстетики, особая изящность двери, новая укладка трубопроводов, надежность в работе явились достойным завершением большого творческого труда конструкторов, всего коллектива цеха. Это уже - уровень лучшие мировых образцов. «Ока-III» высоко оценивается на выставках международного класса. За высокие технические качества на международной выставке «Интербытмаш-68» домашний холодильник «Ока-III» получил диплом. За разработку и освоение серийного производства холодильника «Ока-III» завод удостоен диплома II степени ВДНХ СССР. Заместитель главного инженера А. М. Баранихин награжден серебряной медалью, главный конструктор холодильников В. Л. Шишлин - бронзовой.
В 1969 году был выпущен миллионный холодильник.
В 1971 году с конвейера цеха холодильников сходило по 500-600 агрегатов в сутки.

После реконструкции ОАО «Муром-машзавод» в 2000 году образовалось новое предприятие ЗАО «Ока-холод». Выпускаются модели холодильников ОКА уже третьего поколения с использованием комплектующих изделий турецкой компании ВЕКО.
Завод получил инвестиции $10 млн. только на оснащение производства современным европейским оборудованием. Значительные средства расходуются на раскручивание марки.
Новый модельный ряд включает однокамерные холодильники и морозильники в виде столика, двухкамерные холодильники с верхней и нижней морозильной камерой от 245/50 л до 336/108 л с одним и двумя компрессорами, морозильники 216 л.

Обширная территория старейшего в Муроме машиностроительного предприятия в настоящее время частично занята его преемниками (Муроммашзавод и Муромэнергомаш), однако по большей части представляет из себя совершенно брошенные здания с разрушенными железнодорожными путями, разбитыми окнами и перекопанными дорогами. Несколько десятков крупных и малых строений разных лет постройки, среди которых большие цеха и высокие заводские трубы, доступны для осмотра и практически не охраняются.

ООО "Муромский завод специального оборудования" .
Общество с ограниченной ответственностью «Муромский завод специального оборудования» осуществляет преимущественно проектирование и производство автоматизированных линий для изготовления металлочерепицы и профнастила. Предприятие создано на базе производственных мощностей завода имени Серго Орджоникидзе.

ОАО «Муромский машиностроительный завод» - преемник машиностроительного ордена Октябрьской революции завода имени Орджоникидзе.
Более 50 лет ОАО «Муромашзавод» обеспечивает запасными частями 1 категории качества бронетанковые заводы, базы бронетанкового имущества и воинские части, осуществляет экспортные поставки.

16:25 — REGNUM В Минпромторге РФ приняли решение отказаться от переноса производства Казанского порохового завода на площадку бывшего объекта по уничтожению химоружия в поселке Кизнер (Удмуртия). Новый профильный завод будет создан в Тульской области на Алексинском химкомбинате.

Вопрос трудоустройства сотрудников Казанского завода будут решать совместно администрация Казани и руководство Алексинского химкомбината, сообщает со ссылкой на министерство.

Напомним, после уничтожения химоружия в Кизнере в сетябре 2017 года бывший полпред президента в ПФО Михаил Бабич говорил, что на площадку объекта переведут производство Казанского порохового завода. Все необходимые подготовительные мероприятия планировалось завершить в течении трех-четырех лет. В феврале 2018 года глава Минпромторга Денис Мантуров доложил президенту Владимиру Путину о намерениях закрыть завод в Казани «в связи с планами создания нового производства в поселке Кизнер».

В мае глава Удмуртии Александр Бречалов заявил, что власти республики ищут инвестора на освободившиеся площадки объектов по уничтожению химоружия в Камбарском и Кизнерском районах к 2020 году. Он утверждал, что объектами уже интересуются более 100 инвесторов — в основном предприятия химической промышленности. Наиболее реальным проектом для Кизнера он назвал перенос порохового завода из Казани. В июне первый вице-премьер Удмуртии Александр Свинин сообщил, что потенциальный инвестор нашелся. Он отмечал, что в Кизнере можно запустить производственный кластер: если это будет Казанский пороховой завод — «наверное, неплохо».

Как сообщало ранее ИА REGNUM , Казанский пороховой завод чаще всего попадает на страницы казанских и федеральных СМИ в связи с происшествиями. С 2013 года на заводе произошло восемь аварий. Последний пожар с погибшими произошел в марте 2017 года. Возгоранием была охвачена площадь, равная 400 квадратным метрам. Пожару была присвоена третья категория сложности из четырех. В ходе проведения разведки в здании произошел взрыв, в результате которого капитан внутренней службы Эдуард Илларионов получил тяжелые травмы. В пути следования в медицинское учреждение на машине скорой помощи он скончался. Было возбуждено уголовное дело по ч. 2. ст. 217 УК РФ («Нарушение правил безопасности на пожароопасных объектах»).

В ноябре того же года на предприятии снова вспыхнул пожар, но в результате инцидента никто не пострадал.

В конце мая прошлого года из доклада управления Ростехнадзора стало известно о неудовлетворительном техническом состоянии завода. Специалисты еще тогда отмечали, что износ основного техоборудования завода составляет 90%.

В сентябре завод за счет собственных средств планировал заключить контракт на проведение исследований для дальнейшей разработки бизнес-плана по модернизации производства коллоксилина и лакокрасочной продукции с целью увеличения доли гражданской выручки. Начальная (максимальная) цена контракта 4,9 млн рублей. Изначально планировалось, что конкурс по отбору подрядчика завершится 23 октября. Однако в настоящее время закупка продолжается, 25 октября завершился второй этап подачи заявок. Согласно документам, опубликованным на портале госзакупок, определились два победителя, с которыми планируется заключить контракт — ООО «НПО-Конверсия» и ООО «АФК-аудит». Они предложили подготовить бизнес-план за 1,7 млн и 1,75 млн рублей соответственно.