Бизнес

Майкл холл нлп. Боб Г

Систематическая десенсибилизация, также известная как градуированная терапия экспозиции, представляет собой тип когнитивной терапии поведения, разработанный южноафриканским психиатром Джозефом Вольпе. Он используется в области клинической психологии, чтобы помочь многим людям эффективно преодолевать фобии и другие тревожные расстройства. Метод основан на классическом обучении и включает элементы как когнитивной психологии, так и анализа прикладного поведения. При использовании аналитиками поведения он основан на радикальном бихевиоризме и функциональном анализе, поскольку включает в себя принципы противодействия, такие как медитация (личное поведение) и дыхание (общественное поведение). Однако, с точки зрения науки, познания и чувства вызывают двигательные действия.

Процесс систематической десенситизации происходит в три этапа. Первым шагом является идентификация тревоги, вызывающей иерархию стимулов. Второй - обучение методам релаксации или преодоления. Когда индивидуума учат этим навыки, он должен использовать их на третьем этапе, чтобы реагировать на ситуации или преодолевать их в установленной иерархии страхов. Цель процесса заключается в том, чтобы человек научился преодолевать боязнь на каждой ступени.

Существует три основных фазы, которые выделил Вольпе, чтобы успешно десенсибилизировать человека.

  1. Установите иерархию стимулов беспокойства. Индивид должен сначала идентифицировать предметы, которые вызывают проблемы. Каждому элементу, провоцирующему тревогу, дается субъективное ранжирование по степени тяжести вызванного беспокойства. Если человек испытывает сильную боязнь во многих разных триггерах, каждый предмет рассматривается отдельно. Для всех стимулов создается список для ранжирования событий от наименьшего беспокойства до вызывающего наибольшую тревогу.
  2. Исследуйте ответ пациента. Релаксация, такая как медитация, является одним из видов лучшей стратегии преодоления. Вольпе научил своих пациентов релаксационным ответам, потому что невозможно одновременно расслабиться и беспокоиться. В этом методе больные практикуют расслабление различных частей тела, пока пациент не достигнет спокойствия. Это необходимо, потому что дает возможность контролировать свой страх и не позволяет ему увеличиваться до невыносимых уровней. Для того чтобы пациент мог изучить соответствующие способы преодоления проблемы, требуется всего несколько сеансов. Дополнительные стратегии борьбы включают в себя антистрессовые лекарства и дыхательные упражнения. Другим примером релаксации является когнитивная переоценка воображаемых результатов. Терапевт может побудить пациентов исследовать то, что они представляют себе, когда подвергаются воздействию вызывающего тревогу стимула, а затем позволяет заменить воображаемую стрессовую ситуацию любым положительным результатом.
  3. Подключите триггер к несовместимой реакции или методу преодоления путем противодействия. На этом этапе пациент полностью расслабляется и затем помещается в ситуацию рядом элементом, который занимает низшую строчку иерархию тяжести стимулов тревоги. Когда пациент снова достиг состояния безмятежности после того, как ему были представлены первые стимулы, применяются другие триггеры более высокого уровня. Это поможет пациенту преодолеть свою фобию. Терапия длится до тех пор, пока все элементы иерархии стимулов беспокойства не будут применены без проявления тревоги у больного. Если в любой момент во время упражнения механизмы преодоления неудачи перестали работать или пациент не может завершить его из-за серьезного беспокойства, процедура прекращается и возобновляется после того, как больной успокоится.

Человек может обратиться к терапевту из-за их большой фобии змей. Специалист помогает клиенту использовать три этапа систематической десенситизации:

  1. Установить иерархию стимулов беспокойства. Терапевт начинает с просьбы пациента определить ее. В этом списке будут указаны различные способы взаимодействия с объектом фобии, вызывающие разные уровни беспокойства. Например, змея, изображенная на картинке, может вызвать не так много страха, по сравнению с живой и ползающей по телу пациента. Последняя ситуация становится самой высоким в иерархии страха.
  2. Изучить механизмы преодоления или несовместимые ответы. Терапевт будет работать с клиентом, чтобы исследовать соответствующие методы борьбы и релаксации, такие как медитация и релаксация глубоких мышц.
  3. Подключить стимул к несовместимой реакции или методу преодоления. Пациенту будут представлены все более неприятные уровни стимулов боязни - от низшего до самого высокого - с использованием ранее примененных методов глубокой релаксации (то есть прогрессирующей мышечной релаксации). Представляемые стимулы для борьбы с фобией могут включать: изображение змеи; нахождение маленького ужа в соседней комнате; змея на виду; касание объекта и т. д. На каждом этапе воображаемой прогрессии пациент удаляется от фобии через воздействие раздражителя, при этом находясь в состоянии расслабления. По мере того, как иерархия страха полностью охватывается на процедурах, беспокойство постепенно исчезает.

Использование со специфическими фобиями

Специфические фобии - это один из видов психических расстройств, которые часто лечатся с помощью систематической десенситизации. Когда люди испытывают такие беспокойства (например, страх высоты, собак, змей, замкнутых пространств и т.д.), они склонны избегать стимулов тревоги. Это может временно уменьшить беспокойство, но не обязательно станет адаптивным способом борьбы с ним.

В этом отношении поведение пациентов, избегающих стимулов фобии, может стать подкрепленным концепцией, определяемой принципами оперантного кондиционирования. Таким образом, целью систематической десенситизации является преодоление поведения избегания путем постепенного воздействия на пациентов стимулом страха до тех пор, пока этот раздражитель не перестанет вызывать беспокойство. Вольпе обнаружил, что систематическая десенсибилизация была успешной в 90% случаев при лечении фобий.

История

В 1947 году Вольпе обнаружил, что кошки в Университете Уитса могут преодолевать свои страхи постепенным и систематическим воздействием. Он изучил работу Ивана Павлова по искусственным неврозам и исследования Уотсона и Джонсона по устранению детских страхов. В 1958 году Вольпе провел серию экспериментов по искусственной индукции невротических нарушений у кошек. Он обнаружил, что постепенное успокаивание больных животных было лучшим способом лечения их нарушений. Учёный заставал невротических кошек врасплох в разных ситуациях кормления. Вольпе знал, что такое лечение не будет распространяться на людей, и вместо этого применил в качестве терапии постепенное расслабление, чтобы облегчить симптомы тревоги.

Он также обнаружил, что если представлял клиенту реальный стимул, вызывающий беспокойство, методы релаксации не срабатывали. Трудно было принести полный список объектов в его офис, потому что не все возбуждающие беспокойство стимулы являются физическими предметами. Вольпе вместо этого начал заставлять своих клиентов представлять себе тревогу, которую вызывает объект, или смотреть на картины тревожного стимула, подобно процедуре, который делается сегодня.

Недавнее использование

Десенсибилизация широко известна как один из наиболее эффективных методов терапии. В последние десятилетия он все меньше используется в области лечения тревожных расстройств. С 1970 года число академических исследований систематической десенсибилизации снизилось и в настоящее время основное внимание уделяется другим методам лечения.

Кроме того, с 1980 года количество клиницистов, использующих системную десенсибилизацию, также уменьшилось. Специалисты, которые продолжают регулярно использовать этот метод, были обучены до 1986 года. Считается, что уменьшение популярности способа среди практикующих психологов связано с появлением других, таких как наводнение и имплозивная терапия.

Применение в учебных заведениях

От 25 до 40 процентов студентов испытывают тревогу. Они могут страдать от низкой самооценки и вызванных стрессом симптомов в результате беспокойства во время тестов.

Принципы систематической десенситизации могут использоваться для уменьшения их тревоги. Детям было бы полезно практиковать методы релаксации, напрягая и расслабляя различные группы мышц.

При работе со школьниками старшего возраста и студентами объяснение сути десенсибилизации помогает повысить эффективность процесса. После того как подростки изучат методы релаксации, они могут смоделировать тревогу, которую вызывают стимулы. Эти предметы иногда включают в себя непонимание на занятиях или правильное обозначение ответов. Преподаватели, школьные консультанты или психологи способны обучать детей методам систематической десенситизации.

Систематическая десенсибилизация - это метод поведенческого консультирования, важным компонентом которого является релаксация. Если в ходе процедуры поведенческой оценки у клиента выявляются специфические тревоги иди фобии, а не просто общая напряженность, целесообразно использовать систематическую десенсибилизацию. Однако следует отметить, что поведенческие оценки должны быть адекватными. Например, индивид может испытывать чувство тревоги при тестировании или при необходимости принятия профессионального решения потому, что он не имеет навыков принятия решений. В таких случаях тревогу, вероятно, целесообразнее будет уменьшить посредством обучения соответствующим навыкам, чем с помощью систематической десенсибилизации. Существует множество разнообразных теоретических объяснений эффективности систематической десенсибилизации (Thoresen, Coates, 1978).

Вольпе (Wolpe, 1958, 1982; Wolpe, Wolpe, 1988) разработал метод систематической десенсибилизации, основываясь на принципе реципрокного торможения, который был описан в главе 9. Вольпе признает, что систематическая десенсибилизация может проводиться одновременно с другими процедурами, используемыми в поведенческом консультировании. Систематическая десенсибилизация включает в себя три элемента: а) обучение глубокой мышечной релаксации; б) выстраивание иерархий стимулов, вызывающих тревогу; в) предложение клиенту воображать, пребывая в состоянии релаксации, объекты из иерархий, вызывающие тревогу.

Разумное объяснение

Перед проведением систематической десенсибилизации поведенческие консультанты обычно стараются в доходчивой форме объяснить клиентам, в чем суть данного метода. При этом консультанты должны учитывать жалобы клиентов, выявленные при проведении поведенческой оценки. Объяснение может включать в себя изложение сути принципа реципрокного торможения. Вероятно, следует также кратко описать три элемента систематической десенсибилизации. Кроме того, консультанты могут отметить, что приобретение навыка релаксации позволяет справляться с ситуациями, вызывающими тревогу. Поскольку об обучении релаксации говорилось уже достаточно, сразу перейдем к рассмотрению второго элемента систематической десенсибилизации и выясним, что собой представляет выстраивание иерархий.

Выстраивание иерархий

Вольпе, пишет: «Иерархия тревог - это своего рода список вызывающих"тревогу стимулов, оцениваемых в соответствии с уровнем чувства тревоги, которое они вызывают» (Wolpe, 1982, р. 145). Существует целый ряд соображений, касающихся выстраивания иерархий десенсибилизации. Во-первых, следует определить темы, которые смогли бы объединить стимулы, вызывающие тревогу. Само собой разумеется, что стимулам, которые наиболее часто нарушают функционирование клиентов, надо уделять больше всего внимания. Определить темы можно исходя из поведенческих оценок. Эти темы могут иметь отношение к любой из множества вызывающих тревогу ситуаций, например к публичному выступлению, сдаче экзаменов, еде в общественном месте, общению с представителями противоположного пола, половому контакту.

Во-вторых, клиентов следует познакомить с понятием «субъективная шкала тревоги или страха». Обычно потенциал вызывающих тревогу стимулов из иерархии оценивают следующим образом. Принимается, что оценка 0 соответствует полному отсутствию чувства тревоги, а оценка 100 соответствует максимальной выраженности чувства тревоги, которое может возникнуть в связи с данным видом стимула. Таким образом, конкретные виды стимулов могут быть оценены по тому, какую позицию они занимают на субъективной шкале тревоги.

В-третьих, для каждой темы следует определить соответствующие пункты иерархии. Поскольку консультанты будут просить клиентов вообразить данные пункты, они должны подробно и четко описать клиентам соответствующие ситуации. Консультанты определяют, какие формулировки будут оптимальными. Для определения пунктов иерархии могут быть использованы данные, собранные при проведении поведенческих оценок, данные, взятые из контрольных дневников клиентов, предположения консультантов или клиентов, ответы, полученные при анкетном опросе.

В-четвертых, пункты каждой конкретной темы должны быть перечислены в иерархическом порядке (см. табл. 10.4). Такое перечисление подразумевает оценку пунктов по субъективной шкале тревоги и расположение их в соответствующем порядке. Часть этой работы может быть проделана клиентами при выполнении домашнего задания, однако консультантам следует проверять любую иерархию перед началом лечения. Возможно, в процессе лечения придется изменить порядок перечисления пунктов иерархии, изменить некоторые формулировки, ввести дополнительные пункты. Некоторые консультанты перечисляют по порядку пункты на карточках (или просят сделать это клиентов), чтобы облегчить перечисление. Следует не допускать возникновения разрывов размером более десяти единиц по субъективной шкале тревоги. Если та-

кие разрывы все-таки возникают, консультантам и клиентам следует затратить дополнительное время, чтобы сформулировать промежуточный пункт или несколько пунктов.

Представление пунктов иерархии

При проведении десенсибилизации консультанты просят клиентов расслабиться и вообразить различные сцены. Основное исходное положение заключается в том, что клиенты способны воображать сцены так, будто они представляют ситуации, возникающие в реальной жизни. Голдфрид и Дэвисон (Goldfried, Davison 1976) отмечают: «Именно поэтому важно проверять до начала процедуры, может ли встревожить клиента определенный образ» (р. 122). Голдфрид и Дэвисон советуют оценивать способность клиента к воображению, предлагая ему вообразить, не расслабляясь, ситуацию, которая, по данным оценки, вызывает у него чувство тревоги в реальной жизни. Консультанты могут помочь клиентам вообразить сцены, предлагая описать словами соответствующие ситуации. Консультанты также могут помочь клиентам более полно вер-бально описать сцены.

Проведение десенсибилизации можно начинать с вербальной релаксации клиентов. После того как консультанты убеждаются, что клиенты достигли состояния глубокой релаксации, они могут переходить к работе со сценами. Например, консультант может сказать: «Теперь вообразите, что вы думаете об экзаменах. Итак, до экзаменов остается 3 месяца, вы готовитесь к ним, сидя за своим столом...» Консультанты в начале занятия предлагают клиентам представить сцену, вызывающую у них наименее выраженное чувство тревоги (в соответствии с выстроенной иерархией), и просят клиен-тов поднимать указательный палец при ощущении любой тревоги. Если клиенты не чувствуют никакой тревоги, через 5-10 секунд консультанты просят клиентов прекратить представление данной сцены и вновь расслабиться. Через 30-50 секунд можно попросить клиентов вообразить ту же самую сцену снова. Если эта сцена опять не вызывает чувства тревоги, консультанты отменяют ее, в течение некоторого времени проводят процедуру расслабления и переходят к следующему пункту иерархии.

В тех случаях, когда клиент поднимает указательный палец, чтобы сообщить о возникновении чувства тревоги, сцену немедленно отменяют. Консультант просит клиента глубоко расслабиться и затем снова представить данную сцену один или несколько раз. Если сцена неоднократно вызывает тревогу, консультант может порекомендовать клиенту представить пункт иерархии, вызывающий менее выраженное чувство тревоги.

В основе систематической десенсибилизации лежит следующее исходное положение: если пункт, вызывающий относительно слабую тревогу, например, соответствующую 10 единицам, перестал порождать тревогу, все другие пункты в иерархии станут на 10 единиц менее тревожащими. Таким образом, пункт, соответствовавший 100 единицам, становится пунктом, соответствующим 90 единицам, и так далее. Обычно при проведении десенсибилизации консультанты предлагают клиентам только такие стимулы, которые вызывают слабую тревогу.

При проведении десенсибилизации консультанты могут работать с несколькими иерархиями. Фактически десенсибилизация может проводиться в рамках более продолжительных интервью, в ходе которых консультанты сосредоточиваются на других проблемах, используя иные методы. Все представляемые сцены описываются, результаты также фиксируются. Вольпе проводит десенсибилизацию в течение 15-30 минут, он отмечает: «На первых занятиях клиенты, как правило, представляют 8-10 сцен; более подготовленные клиенты могут вообразить до 30 и даже до 50 сцен» (Wolpe, 1982, р. 161). Голдфрид и Дэвисон (Goldfried, Davison, 1976) считают, что на одном занятии целесообразно работать над 2-5 пунктами.

Разновидности систематической десенсибилизации

Основную процедуру систематической десенсибилизации можно модифицировать. Ниже описываются основные разновидности систематической десенсибилизации. ,

Десенсибилизация in vivo (в естественных условиях)

К методу десенсибилизации in vivo, или в реальной жизни, обычно прибегают по двум причинам. Во-первых, у клиентов могут быть трудности с воображением сцен. Во-вторых, клиенты могут привыкнуть представлять реальную жизнь. При проведении воображаемой десенсибилизации полезно, а в некоторых случаях даже необходимо, побуждать клиентов проверять свое поведение в реальных ситуациях, относительно которых они были десенсибилизированы в воображении.

Релаксацию можно включать в процедуру десенсибилизации in vivo. Например, клиента, который боится выступать публично, можно приводить в состояние релаксации в начале каждого занятия, а через некоторое время предложить ему поговорить с незнакомыми людьми (причем с каждым разом число собеседников следует увеличивать; кроме того, собеседники должны предъявлять к клиенту все более высокие требования). Данная процедура отличается от воображаемой десенсибилизации главным образом тем, что для ее проведения используются реальные ситуации. Принципы десенсибилизации in vivo практически не отличаются от принципов воображаемой десенсибилизации, которые были описаны ранее.

Групповая десенсибилизация

Систематическая десенсибилизация может использоваться при работе как с группами, так и с отдельными клиентами. Например, консультант может работать с несколькими студентами колледжа, которые боятся тестов, одновременно, вместо того чтобы заниматься с каждым студентом индивидуально. Таким образом можно экономить время и силы. Использование групповых подходов подразумевает скорее определение не-коего стандарта, а не выстраивание индивидуальных иерархий (Emery, Krumboltz, 1967).

Стандартную иерархию можно выстраивать, используя предварительно выбранные пункты; или же ее можно выстраивать в процессе консультирования, советуясь с членами группы, присутствующими на занятии. Консультант может проводить группу через определенный пункт иерархии, исключая представление других сцен, до тех пор, пока все члены группы не перестанут испытывать тревогу в связи с проигрываемой сценой.

Процедура десенсибилизации, записанная на кассете

Кассеты можно использовать не только для обучения релаксации в рамках систематической десенсибилизации, но и для тренинга воображения и для представления сцен, соответствующих различным пунктам иерархии, в домашних условиях. На кассету можно записать 1 -5 пунктов домашнего задания.

Следует исходить из того, что либо все пункты порождают лишь незначительную тревогу, либо клиент не будет переходить к пунктам, вызывающим более выраженное чувство тревоги до тех пор, пока он не справится со стимулами, вызывающими относительно слабую тревогу. Клиентам, которые начинают чувствовать себя слишком напряженно при прослушивании записи, можно рекомендовать на время выключить маг-нитофон, расслабляться в течение нескольких минут и только затем продолжить выполнение упражнения. Так же как использование групповой десенсибилизации, применение кассет помогает экономить время, отведенное на консультации.

АВЕРСИВНЫЙ МЕТОД И МЕТОД «НАВОДНЕНИЯ»

В этой главе внимание читателя фокусируется на основных методах поведенческого консультирования. Существуют и другие, менее традиционные и более спорные методы, например аверсивный метод и метод «наводнения». Использование обоих этих методов подразумевает намеренное усиление страданий клиентов. Данные методы обычно применяются в клинической обстановке, а не в процессе консультирования, поэтому я опишу их кратко. В основе аверсивного метода лежит оказание аверсивного воздействия (например, удар током) в связи с неким нежелательным поведением. Аверсивный метод можно рассматривать как одну из техник наказания. Маккуллох и Фельдман (MacCulloch, Feldman, 1967) использовали аверсивный метод в сочетании со специальной программой подкрепления с целью ослабления гомосексуальной ориентации и усиления гетеросексуальной ориентации пациентов, склонных к гомосексуальным контактам (следует отметить, что некоторые исходные положения, на которые опирались Маккуллох и Фельдман, в настоящее время представляются устаревшими).

Термин «имплозивная терапия» использовался ранее вместо термина «метод "наводнения"». Стампфл, разработавший этот метод, рассматривал симптомы, которые проявлялись у его пациентов, как «условные реакции страха и/или условные реакции гнева, сформированные в прошлом, когда индивиды сталкивались с наказанием, переживали фрустрацию и боль» (Stampfi, 1975, р. 68). Обычно после проведения двух клинических интервью с целью сбора информации консультант представляет воображению клиента сцены, которые постепенно приближаются к тому, что пациент считает наиболее угрожающим. Некоторые сцены могут быть просто чудовищными. Представление таких сцен, по мнению Стампфла, дает возможность максимально приблизиться к реальным событиям, обеспечившим обусловленность. Такие сцены могут вызывать у клиентов очень сильную тревогу. Стампфл предположил, что многократное представление неприятных сцен должно вести к снижению их «потенциала тревожности» через угасание (Stampfi, Lewis, 1968). Поскольку многие реальные события, обеспечившие обусловленность, связаны с детством индивида, Стампфл считает, что работы, в которых описываются психодинамические исследования (в этих работах акцент делается на важности обучения навыкам туалета, на развитии инфантильной сексуальности и агрессивности), целесообразно использовать при определении областей чувствительности, которые играют большую роль в раннем аверсивном обусловливании. Стампфл утверждает, что суть стратегии имплозивной терапии заключается в том, чтобы побудить пациентов встретиться лицом к лицу со своими кошмарами и «привести эти кошмары в замешательство".

Метод систематической десенсибилизации заслуженно причисляют к наиболее часто используемым методам поведенческой психотерапии. По подсчетам М. Е. Венгле, больше трети публикаций на тему поведенческой психотерапии так или иначе связаны с этим методом. Начиная с 1952 г., когда (еще в Южной Африке) появились первые публикации

Джозефа Вольпе, посвященные этому методу, систематическая десенсибилизация чаще всего используется в терапии нарушений поведения, так или иначе связанных с классическими фобиями (боязнь пауков, змей, мышей, замкнутого пространства и т.д.) или социальными страхами.

Суть метода сводится к тому, что в процессе терапии создаются условия, при которых клиент таким образом конфронтируется с ситуациями или стимулами, которые у него вызывают реакции страха, что страх не возникнет. При многократном повторении такого рода конфронтации добиваются либо угашения реакции страха (в результате реципрокного торможения), либо ее замещения иной реакцией, со страхом несовместимой (ярости, злости, сексуального возбуждения, релаксации). Во втором случае основой десенсибилизации становится принцип контробусловливания, открытый Вольпе.

Принципиально существуют два пути достижения десенсибилизации.

Первый путь заключается в том, что терапевт очень бережно и осторожно изменяет некоторые характеристики ситуаций или объектов, вызывающих у клиента страх, начиная с такой интенсивности стимулов, при которой клиент сам в состоянии контролировать реакции страха. Часто при этом используют моделирование - т.е. терапевт или ассистент демонстрирует, как он сам без страха справляется с такими ситуациями. Речь здесь, таким образом, идет о том, чтобы составить иерархию стимулов, различающихся по степени опасности, и впоследствии систематически учить клиента справляться с этими ситуациями, последовательно увеличивая степень опасности.

  • 7. Дать пауку возможность поползать по кисти руки.
  • 8. Дать пауку поползать по кисти руки, потрогать его пальцем.
  • 9. Накрыть паука ладонью на своей руке.
  • 10. Поймать паука в кулак и выпустить на улицу.

Этот план последовательно осуществляется, причем ассистент терапевта сам с улыбкой демонстрирует, как это может быть сделано. При появлении признаков панических реакций конфронтация моментально прекращается и степень опасности ситуации снижается.

Второй путь десенсибилизации заключается в том, что ситуация, которая раньше вызывала страх, связывается с чувством, которое со страхом несовместимо, например, с чувством спокойствия. В итоге ситуации, которые раньше вызывали страх нарастающей силы, после контробусловливания начинают вызывать нарастающей силы релаксацию.

Перед конфронтацией с опасными стимулами пациента так или иначе приводят в состояние, препятствующее возникновению страха. Для этого чаще всего используют состояние релаксации. Конечно, прежде чем использовать это состояние, пациента нужно обучить приемам релаксации (например, с использованием аутотренинга или прогрессивной мышечной релаксации по Якобсону). Иногда (впрочем, довольно редко, чтобы не возникло привыкание к внешним терапевтическим вмешательствам) в этих же целях используют гипноз или медикаменты. В работе с детьми в качестве подавляющей страх реакции часто используют чувства радости, интереса, удовольствия от пищи. В терапии взрослых в последнее время все чаще используется чувство уверенности в себе.

Далее с клиентом оговаривают простой знак, с помощью которого он будет сообщать терапевту, что состояние релаксации достигнуто (например, клиент будет поднимать указательный палец правой руки). После этого клиент располагается в удобной для него позе, расслабляется и поднимает указательный палец. В этот момент терапевт читает первое описание (наименее страшной) ситуации. Клиент добивается релаксации, представляя себя в этой ситуации. Когда это удается, при помощи оговоренного знака клиент показывает, что можно читать следующую, более страшную ситуацию. Если расслабиться клиенту не удается, то возвращаются на ступеньку назад. Сеансы продолжают до тех пор, пока клиенту не удастся оставаться спокойным при неоднократном прохождении всей цепочки ситуаций.

В этой стандартной форме десенсибилизации используется способность клиента к имажинации - способности живо представлять в воображении свое участие в той или иной ситуации. Предполагается, что воображаемая ситуация и реальное участие клиента в ситуации тесно связаны друг с другом. Если нам удастся добиться спокойствия в воображаемой ситуации, то это спокойствие будет перенесено в ситуацию реальную. «Чего мы боимся в реальной жизни, того мы боимся и в воображении. Следовательно, то, чего мы перестали бояться в воображении, не будет страшить нас и в реальности». Однако иногда это не срабатывает. Имажинация и реальная жизнь для некоторых клиентов означают несколько разные реальности, и приходится проводить десенсибилизацию в реальных условиях.

Тренировка «in vivo», т.е. в реальной жизни, часто оказывается довольно сложным делом, но без нее иногда процесс терапии завершить невозможно. Используя тот же принцип, что и при имажина- тивной десенсибилизации, клиента конфронтируют с некоторыми реальными событиями возрастающей сложности, моментально уводя его из ситуации, в которой ему не удается успокоиться, либо снижая интенсивность переменных ситуаций.

Страх управления автомобилем устраняют, добиваясь от клиента спокойствия сначала при взгляде на автомобиль или при планировании автомобильной поездки, затем просят его просто посидеть в припаркованном автомобиле, попробовать проехать по загородному шоссе на малой скорости и т.д. С клиентом моментально возвращаются на предыдущий этап, если успокоиться ему не удается.

В качестве основного метода систематическую десенсибилизацию используют при любого рода страхах и фобиях, чрезмерных чувствах стыда или вины, сексуальных функциональных нарушениях, навязчивостях, депрессии и заикании. Часто десенсибилизация комбинируется с другими методами поведенческой психотерапии, например в тренинге социальных навыков, при терапии застенчивости или неконтролируемой агрессивности.

После окончания терапии клиент, прошедший все этапы десенсибилизации, обычно вполне способен самостоятельно планировать и осуществлять десенсибилизацию применительно к вновь возникающим или остаточным страхам. Для этого клиент самостоятельно составляет иерархизирован- ный перечень событий или ситуаций, в которых он будет тренироваться в расслаблении. Далее он стремится к расслаблению либо представляя себе эти ситуации, либо реально в них участвуя. Если десенсибилизация проводится в отсутствие психотерапевта, то ее часто называют самодесенсибилизацией.

Десенсибилизация – это психотерапевтический метод, разработанный Ф. Шапиро с целью лечения индивидов, страдающих расстройствами, которые могли быть вызваны переживанием различных происшествий, таких как, например, физическое насилие. Согласно идеям Шапиро, после перенесения индивидом психической травмы или дистресса, его переживания могут «перекрыть» возможности механизмов совладания вследствие чего память и посылы, ассоциирующиеся с происшедшим, перерабатываются неправильно и дисфункционально сберегаются в недоступных уголках памяти. Целью психотерапии является переработка таких стрессовых воспоминаний и помощь клиенту в выработатке более эффективных механизмов совладания. Другими словами, десенсибилизация служит для снятия негативной напряженности, тревожности, к тревожащим образам, страшащим объектам или пугающим ситуациям.

Метод десенсибилизации

Десенсибилизация служит для снижения негативной напряженности, тревожности и боязни страшащих образов, объектов или событий.

Если какое-то событие вызывает чувство страха и реакцию на него, это означает, что в теле человека образовалось мышечное напряжение. Чаще, в качестве ответной реакции на страх напряжение появляется в воротниковой зоне, диафрагмальной области, в мышцах, окружающих глаза и в кистях. В случаях, когда давление страха повторяется или продолжается длительное время, напряжение в мышцах преобразуется в мышечный зажим, который образно можно именовать хранилищем страха. Поэтому нужно понимать, что страх как бы вписывается в тело, он живет в мышечных зажимах тела. Отсюда главной задачей десенсибилизации является стирание таких зажимов.

Техника десенсибилизации заключается в повторном проживании пугающего события на телесном плане, стирающем негативное переживание. Методик десенсибилизации сегодня существует множество. Однако их большинство отличается только предлагаемым телесным фоном и технологией его создания.

Самым простым и более привычным вариантом десенсибилизации является устранение тревожности при помощи расслабления. В ходе расслабления и погружения себя в ощущение покоя, под наблюдением психотерапевта начинает воображать те события или предметы, которые прежде порождали у него тревожность или страх. Поочередно сменяя приближение и отдаление от причины тревожности, совершая откат при появлении напряжения и возвращаясь в состояние покоя, у субъекта рано или поздно появляется способность воображать вызываемые страх события или предметы, в нейтральном состоянии души.

Эффективной техникой десенсибилизации считаются дыхательные практики. Управляя собственным дыханием, удерживая спокойное и равномерное дыхание при представлении пугающего объекта или во время реальной встречи со страшащей ситуацией, индивид способен стереть прежние зажимы и возвратить себе внутреннее спокойствие и свободу действий.

Десенсибилизация посредством движением глаз сегодня считается одним из наиболее эффективных направлений психотерапии. Она применяется с целью проведения краткосрочной терапии. Ее преимущество заключается в простоте использования, безопасности и универсальности для проработки всевозможных травмирующих событий.

Систематическая десенсибилизация

Одним из первых подходов, положившим начало распространению поведенческой терапии, сегодня считается метод систематической десенсибилизации, предложенный Д. Вольпе. Разрабатывая основные идеи метода десенсибилизации, Вольпе выходил из нескольких постулатов.

Невротическое, интерперсональное и другое неадаптивное поведение индивида, в основном, обусловливается тревожностью. Действия, которые совершает субъект в воображении, приравниваются к действиям, производимым индивидом в реальности. Даже состояние релаксации воображения не будет являться исключением из этого постулата. Тревожность, страхи, можно подавить, если соединить во времени посылы, вызывающие страхи, и посылы, противоположные страху, вследствие чего посыл, не вызывающий страх, погасит предшествующий рефлекс. Так, на примере опытов с животными, таким погашающим фактором является кормление. А у человека таким фактором, противоположным страху, может выступать релаксация. Отсюда следует, что обучение индивида глубокой релаксации и побуждение его вызвать в этом состоянии в воображении посылы, обусловливающие тревожность, приведет к десенсибилизации пациента к реальным посылам или ситуациям, которые вызывают страх.

Метод систематической десенсибилизации относительно прост. У пациента, который пребывает в глубокой релаксации, вызываются представления о событиях, порождающих возникновение страха. После этого посредством углубления релаксации индивид устраняет возникающую тревогу. Мысленно в воображении пациент рисует различные события, начиная самыми легкими и заканчивая трудными, порождающими наибольший страх. Сеанс десенсибилизации завершается, когда самый сильный посыл перестает вызывать страх у индивида.

Специфическая десенсибилизация подразделяется на три этапа, включающих в себя овладение приемами мышечной релаксации, создание иерархии событий, которые вызывают страх и непосредственно десенсибилизацию – объединение представлений о вызывающих страх событиях с релаксацией.

Тренировка прогрессирующей релаксации по методу Джекобсона проводится в ускоренном режиме и занимает приблизительно 9 сеансов.

Пациент может иметь фобии различного характера, поэтому все события, продуцирующие возникновение страха, подразделяются по тематическим группам. Индивид для каждой такой группы должен создать иерархию от самых легких событий до очень тяжелых, порождающих ярко выраженный страх. Ранжирование событий по уровню выраженности страха лучше проводить совместно с психотерапевтом. Реальное переживание страха индивидом в такой ситуации, является обязательным условием создания иерархии пугающих событий.

Специфическая десенсибилизация заключается в обсуждении методики обратной связи, представляющей информирование пациентом терапевта о присутствии или отсутствии боязни у него в момент воображения события. Например, о наличии тревоги пациент информирует посредством поднятия указательного пальца левой руки, а об ее отсутствии при помощи поднятия пальца правой руки. Представления событий происходят в соответствии с составленной иерархией. Пациент представляет событие в течение 5 – 7 секунд, а затем ликвидирует появившуюся тревогу через усиление релаксации. Данный этап продолжается до 20 секунд. Воображение событий повторяется до нескольких раз подряд, в случае если у индивида тревожность не появляется, то следует переходить к следующему, более тяжелому событию. За один сеанс отрабатывается не более 4 ситуаций из составленной иерархии. В случае существования выраженной тревожности, не исчезающей при повторных представлениях ситуации, следует возвратиться к проработке предшествующего события.

Сегодня техника десенсибилизации применяется при неврозах, вызванных монофобиями, которые невозможно десенсибилизировать в реальных жизненных ситуациях вследствие сложности или неосуществимости найти стимул в реальной жизни, например, при боязни летать в самолетах. В случае наличия множественных фобий техника десенсибилизации применяется поочередно к каждой фобии.

Систематическая десенсибилизация будет менее эффективной в случаях, когда тревожность подкреплена вторичным выигрышем от заболевания. Например, у женщины с , существует также и угроза ухода мужа из дома. В такой ситуации фобия будет подкрепляться не только понижением тревожности, когда она не выходит из дома и избегает ситуации, вызывающие фобию, но и удержанием мужа дома при помощи своих симптомов. В подобных случаях метод систематической десенсибилизации будет эффективным только при его сочетании с личностно-ориентированными направлениями психотерапии, сосредоточенными на осознании больной предпосылок своего поведения.

Систематическая десенсибилизация в реальной жизни содержит в себе два этапа: создание иерархии событий, продуцирующих появление страха, и непосредственно десенсибилизацию, т.е. тренировку в реальных условиях. В иерархию событий, порождающих страх, вносятся события, которые можно многократно повторить в реальности. Второй этап характеризуется сопровождением пациента терапевтом с целью побуждения его усилить страх в соответствии с иерархией.

Десенсибилизация движениями глаз

Существует предположение, что движения глазных яблок или альтернативные виды стимуляции, применяемые во время процедуры десенсибилизации, включают процессы, сходные с происходящим во сне.

Фундаментом десенсибилизации является представление о том, что каждое травмирующее сообщение неосознанно перерабатывается мозгом и усваивается в фазе сна, когда человек видит сновидения или, другими словами, стадия сна с быстрыми движениями глазных яблок. Тяжелые психические травмы деструктивно воздействуют на естественный процесс обработки информации, что ведет к непрекращающимся ночным кошмарам с частыми пробуждениями, вследствие чего происходит искажение фазы быстрого сна. Десенсибилизация и переработка движениями глаз деблокирует и форсирует переработку травматического опыта.

Суть метода десенсибилизации представляет собой искусственную активизацию процесса форсированной переработки и нейтрализации воспоминаний, связанных с психической травмой, и любой другой информации негативного характера, заблокированной в нейронах мозга. Данный метод способен обеспечить быстрый доступ к отдельно сберегающейся травматической информации, которая подвергается быстрой переработке. Воспоминания, которые характеризуются отрицательной эмоциональной заряженностью, преобразуются в нейтральные, а соответственные им представления и взгляды индивидов приобретают адаптивный характер.

Преимуществом десенсибилизации считается получение быстрых результатов. Именно это ее отличает от большинства других методов психотерапии. Ф. Шапиро данный феномен объясняет следующими причинами:

— в ходе постановки цели воздействия отрицательные воспоминания соединяют в так называемые кластеры (т.е. ряд однотипных событий), вследствие чего переработке при помощи десенсибилизации подвергается только одно, наиболее характерное событие из каждого кластера. Этого часто бывает достаточным для генерализации следствий трансформации и нейтрализации одновременно всех похожих воспоминаний;

— метод способствует получению непосредственного доступа к дисфункциональным данным, хранящимся в памяти;

— происходит активизация информационной и перерабатывающей систем мозга, которая трансформирует информацию прямо на нейрофизиологическом уровне.

Стандартная десенсибилизация и переработка движениями глаз содержит в себе восемь этапов.

На первом этапе происходит оценка безопасности, на которой психотерапевт проводит анализ клинической картины и намечает специфические цели терапии. Использование метода десенсибилизации возможно только с пациентами, способными совладать с возможной высокой степенью беспокойства во время терапии. Именно вследствие этого терапевт вначале помогает разрешить текущие проблемы, а затем переходит к более давним по времени психическим травмам. В конечном итоге прорабатывается будущее посредством формирования и закрепления позитивного примера поведения в воображении пациента. На этом этапе клиентов также обучают снижению уровня стресса при помощи: представления безопасного места, методики светового потока, заключающейся в воображении луча света, обладающего исцеляющим эффектом, который пробивается в организм, самостоятельного применения движений глаз или мышечного расслабления.

На следующем подготовительном этапе выявляются болезненные симптомы и дисфункциональные поведенческие паттерны. Также на данном этапе устанавливается терапевтический контакт с пациентом и объясняется ему суть метода. Терапевт выясняет, какие из предложенных движений глаз, являются менее болезненными.

На третьем этапе происходит выявление отрицательного самопредставления, другими словами существующего на данный момент негативного убеждения непосредственно связанного с психической травмой, отображающего представление клиента о себе. Он характеризуется также выявлением и положительного самопредставления, другими словами такого убеждения, которое клиент желал бы иметь касаемо себя. На этапе также происходит обнаружение выраженности отрицательной эмоциональной реактивности и телесного дискомфорта.

Четвертый этап заключается непосредственно в десенсибилизации и переработке. Характеризуется он вызыванием у пациента движений глаз от одного конца оптического поля до другого. Подобные двухсторонние движения глаз необходимо выполнять быстро при этом, избегая возникновения ощущения дискомфорта. Психотерапевт предлагает клиенту следить за его пальцами руки глазами. Рука психотерапевта обращена ладонью к пациенту, дистанция от руки терапевта до лица клиента должна составлять не более 35 см. Обычно одна серия состоит приблизительно из 30 движений глаз. При этом за 1 движение считают перемещение глазного яблока туда и обратно. Направление движений глаз может меняться.
Вначале пациент должен сконцентрировать внимание мысленно на образе психотравмирующего события, негативном самопредставлении, отрицательных и дискомфортных ощущениях, связанных с воспоминанием. Затем психотерапевт начинает повторяющиеся последовательности движений глаз. Пациенту после каждой серии предлагается на некоторое время отмести травматический образ и негативное самопредставление. Клиент должен сообщать терапевту о всяких трансформациях в картине воспоминания, эмоциях, представлениях и ощущениях. Последовательности из стимулирующих движений глаз повторяют многократно, временами устремляя внимание индивида на наиболее гнетущие ассоциации, которые спонтанно возникают у него в ходе процедуры, а затем вновь возвращая его к первоначальному травмирующему фактору. Сеанс терапии проводится до того момента, когда уровень тревожности, беспокойства, страха во время обращения к исходному травмирующему событию не снизится на 1 бал по шкале субъективного беспокойства.

Пятый этап – это инсталляция. На нем происходит переосмысление клиентом предшествующего опыта при этом, пациент проникается убеждением, что в реальности он сможет вести и ощущать себя по-новому.

На следующем этапе происходит сканирование тела. Пациенту на этом этапе предлагается закрыть глаза и мысленно как бы просканировать свое тело, начиная макушкой и заканчивая пятками. Во время так называемого сканирования пациент должен удерживать в сознании свое первоначальное воспоминание и позитивное представление о себе. При обнаружении любой остаточной напряженности или телесного дискомфорта следует провести дополнительные серии движений глазными яблоками до их ликвидации. Данный этап считается своеобразной проверкой результатов трансформации, так как при абсолютной нейтрализации травматического фактора он теряет отрицательную эмоциональную заряженность и перестает порождать дискомфортные ощущения, связанные с ним.

Целью седьмого этапа является достижение эмоционального равновесия пациентом вне независимости от завершенности переработки травмы. С этой целью врач может применить гипноз или другие техники. После сеанса возможно бессознательное продолжение переработки, в случае если она не была завершена. Вследствие чего клиенту предлагается запомнить или записать беспокоящие его воспоминания, мысли или события, сны, так как они могут преобразоваться в новые цели воздействия на последующих сеансах десенсибилизации.

На восьмом этапе происходит переоценка. Целью его является проверка эффективности предыдущего сеанса терапии. Переоценка проводится перед каждым сеансом терапии. Психотерапевт должен оценить реакцию клиента на ранее переработанные цели, так как приступать к переработке новых целей, можно только при условии переработки и усвоении старых.

В среднем продолжительность одной терапии может колебаться от часа до двух. В неделю не рекомендуется проводить более двух сеансов.

Десенсибилизация посредством движением глаз одинаково эффективно зарекомендовала себе в работе с детьми и взрослыми, индивидами с травмами из прошлого и с волнениями о будущем. Данный метод легко сочетается с другими направлениями психотерапии.

Десенсибилизация в психологии

В психологических практиках методика десенсибилизации применяется практически повсеместно. Например, десенсибилизация происходит в сенсорных образах через рассказ при аутогенном расслаблении, посредством управления движениями глаз. Методы десенсибилизации применяются намного чаще, чем об этом подозревают даже психологи.

Техники десенсибилизации, скорее всего не очень осознанно, применяются и в классическом психоанализе. Обычно тревожный пациент, приходя на консультацию к психологу, укладывается в положение лежа на кушетку. На ней он будет лежать как минимум минут 10, в течение которых происходит расслабление. Затем от пациента требуется начать проговаривать свободные ассоциации. Такие ассоциации возникают у человека в состоянии расслабления, поэтому, чтобы осилить поставленную задачу, пациенту приходится еще больше расслабиться. После этого индивида возвращают в событие, которое может быть стимулом к его напряженности. Каждый раз, возвращаясь к этому событию, индивид постоянно проживает ее на фоне спокойного расслабления. Данная техника является типичным поведенческим подходом в психоанализе, одновременно с этим она является и классическим методом десенсибилизации.

Методика систематической десенсибилизации, разработанная Вольпе, широко применяется в психологических практиках для преодоления клиентом состояния повышенной тревоги и реакций на страх.

Также в психологии не менее востребован и противоположный по механизму действия метод десенсибилизации – метод сенсибилизации, который включает в себя две фазы. В процессе первой фазы устанавливается контакт между психологом и индивидом, обсуждаются детали сотрудничества.

В ходе второй фазы создается наиболее стрессогенное событие. Обычно такое событие продуцируется в воображении клиента, когда его просят представить себя в состоянии паники, которая охватывает его в наиболее пугающих обстоятельствах. После этого ему предоставляют возможность в реальной жизни пережить аналогичную ситуацию.


Предложенная Вольпе (Wolpe J., 1952), является исторически одним из первых методов, положившим начало широкому распространению поведенческой психотерапии. Разрабатывая свой метод, автор исходил из следующих положений.
Неадаптивное поведение человека, в том числе невротическое, включающее интерперсональное поведение, в значительной своей части определяется тревогой и поддерживается снижением ее уровня. Действия, совершаемые в воображении, можно приравнять к действиям, совершаемым человеком в реальности. Воображение в состоянии релаксации не является исключением из этого положения. Страх, тревога могут быть подавлены, если объединить во времени стимулы, вызывающие страх, и стимулы, антагонистичные страху. Произойдет противообусловливание - не вызывающий страх стимул погасит прежний рефлекс. В экспериментах на животных таким противообусловливающим стимулом является кормление. У человека одним из действенных стимулов, противоположных страху, является релаксация. Поэтому, если обучить пациента глубокой релаксации и в этом состоянии побудить его вызвать в воображении стимулы, обусловливающие все большую степень тревоги, произойдет десенсибилизация пациента и к реальным стимулам или ситуациям, вызывающим страх. Такова была логика обоснования этого метода. Однако эксперименты, основанные на двухфакторной модели избегания, показали, что механизм действия С. д. включает и столкновение с ситуацией, прежде вызвавшей страх, реальное тестирование ее, помимо противообусловливания.
Сама методика относительно проста: у человека, находящегося в состоянии глубокой релаксации, вызываются представления о ситуациях, приводящих к возникновению страха. Затем посредством углубления релаксации пациент снимает возникающую тревогу. В воображении представляются различные ситуации от самых легких к трудным, вызывающим наибольший страх. Процедура заканчивается, когда самый сильный стимул перестает вызывать у пациента страх.
В самой процедуре С. д. можно выделить три этапа: овладение методикой мышечной релаксации, составление иерархии ситуаций, вызывающих страх; собственно десенсибилизация (соединение представлений о ситуациях, вызывающих страх, с релаксацией).
Тренировка мышечной релаксации по методике прогрессирующей мышечной релаксации Джекобсона проводится в ускоренном темпе и занимает около 8-9 сеансов.
Составление иерархии ситуаций, вызывающих страх. В связи с тем, что у больного могут быть различные фобии, все ситуации, вызывающие страх, делятся по тематическим группам. Для каждой группы пациент должен составить список от самых легких ситуаций до более тяжелых, вызывающих выраженный страх. Ранжирование ситуаций по степени испытываемого страха желательно проводить вместе с психотерапевтом. Обязательным условием составления этого списка является реальное переживание пациентом страха в такой ситуации, т. е. она не должна быть воображаемой.
Собственно десенсибилизация. Обсуждается методика обратной связи - информировании пациентом психотерапевта о наличии или отсутствии у него страха в момент представления ситуации. Например, об отсутствии тревоги он сообщает поднятием указательного пальца правой руки, о наличии ее - поднятием пальца левой руки. Представления ситуаций осуществляются согласно составленному списку. Пациент воображает ситуацию 5- 7 секунд, затем устраняет возникшую тревогу путем усиления релаксации; этот период длится до 20 секунд. Представление ситуации повторяется несколько раз, и если у пациента тревога не возникает, переходят к следующей, более трудной ситуации. В течение одного занятия отрабатываются 3-4 ситуации из списка. В случае появления выраженной тревоги, не угасающей при повторных предъявлениях ситуации, возвращаются к предшествующей ситуации.
При простых фобиях проводится 4-5 сеансов, в сложных случаях - до 12 и более.
В настоящее время показаниями для использования методики С. д. при неврозах являются, как правило, монофобии, которые не могут быть десенсибилизированы в реальной жизни из-за сложности или невозможности найти реальный стимул, например страх полета в самолете, поездки в поезде, боязнь змей и др. В случае множественных фобий десенсибилизация осуществляется по очереди применительно к каждой фобии.
С. д. менее эффективна, когда тревога подкрепляется вторичным выигрышем от болезни. Например, у женщины с агорафобическим синдромом, со сложной домашней ситуацией, угрозой ухода из дома мужа страх подкрепляется не только уменьшением его, когда она остается дома, избегает ситуаций, в которых он появляется, но и тем, что она удерживает мужа дома с помощью своей симптоматики, получает возможность видеть его чаще, легче контролирует его поведение. В этом случае метод С. д. эффективен только при сочетании его с личностно-ориентированными видами психотерапии, направленными, в частности, на осознание больной мотивов своего поведения.
Десенсибилизация in vivo (в реальной жизни) включает только два этапа: составление иерархии ситуаций, вызывающих страх, и собственно десенсибилизацию (тренировка в реальных ситуациях). В список ситуаций, вызывающих страх, включаются только те из них, которые могут быть многократно повторены в действительности. На втором этапе врач или медицинская сестра сопровождает больного, побуждает его усиливать страх согласно списку. Следует при этом отметить, что вера в психотерапевта, чувство безопасности, испытываемое в его присутствии, являются противообусловливающими факторами, факторами, повышающими мотивацию к столкновению со стимулами, вызывающими страх. Поэтому эта методика оказывается эффективной только при наличии хорошего контакта психотерапевта с больным.
Вариантом методики является контактная десенсибилизация, которая чаще используется при работе с детьми, реже - со взрослыми. Здесь также составляется список ранжированных по степени испытываемого страха ситуаций. Однако на втором этапе, кроме побуждения психотерапевтом пациента к телесному контакту с объектом, вызывающим страх, присоединяется еще и моделирование (выполнение другим пациентом, не испытывающим данного страха, действий согласно составленному списку).
Еще одним вариантом десенсибилизации для лечения детей является эмотивное воображение. При этом методе используется воображение ребенка, позволяющее ему легко отождествлять себя с любимыми героями и разыгрывать ситуации, в которых они участвуют. Психотерапевт при этом направляет игру ребенка таким образом, чтобы он в роли этого героя постепенно сталкивался с ситуациями, вызывавшими ранее страх. Методика эмотивного воображения включает 4 стадии.
1. Составление иерархии вызывающих страх объектов или ситуаций.
2. Выявление любимого героя (или героев), с которыми ребенок легко бы себя идентифицировал. Выяснение фабулы возможного действия, которое он в образе этого героя хотел бы совершить.
3. Начало ролевой игры. Ребенка просят с закрытыми глазами вообразить ситуацию, близкую к повседневной жизни, и постепенно вводят в нее его любимого героя.
4. Собственно десенсибилизация. После того как ребенок достаточно эмоционально вовлекается в игру, в действие вводится первая ситуация из списка. Если при этом у ребенка не возникает страха, переходят к следующим ситуациям и т. д.
Методика, подобная эмотивному воображению, может быть использована и in vivo.


Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

Смотреть что такое "СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИЯ" в других словарях:

    Систематическая десенсибилизация - Разновидность терапии поведения, направленная на уменьшение чувства тревоги, испытываемоее человеком в присутствии пугающего объекта. В соответствии с процедурой, пациента сначала учат расслабляться (см. Методики релаксации), а затем постепенно… … Большая психологическая энциклопедия

    Систематическая десенсибилизация - – термин Д.Уолфа, обозначает различные формы бихевиоральной терапии. См. Процедура десенсибилизации … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИЯ - Термин Джозефа Уолфа для обозначения формы бихевиоральной терапии, описанной в статье процедура десенсибилизации … Толковый словарь по психологии

    Систематическая десенсибилизация - (systematic desensitization). Методика постепенного уменьшения тревоги человека по поводу конкретного объекта или ситуации, используемая в поведенческой терапии … Психология развития. Словарь по книге

    Ф. это иррациональный страх, к рый может проявляться в виде боязни специфических одушевленных и неодушевленных объектов, напр. боязнь змей (офидиофобия); страх перед определенной группой или классом людей (ксенофобия, боязнь чужаков; андрофобия,… … Психологическая энциклопедия

    Фобические тревожные расстройства МКБ 10 F40.40. МКБ 9 300.2300.2 Фобия (от греч … Википедия

    В 1994 г. была опубликована книга Граве и др. (Grawe K. et al.) «Психотерапия в процессе перемен: от конфессии к профессии», в которой проанализированы результаты исследований эффективности психотерапии, приведенные в литературе. В данной … Психотерапевтическая энциклопедия

    В этой статье описывается неск. распростр. и существенно отличающихся между собой систем психотер., хотя требования краткости вынуждают автора отказаться от рассмотрения нек рых важных систем и методик. Психоаналитическая психотерапия.… … Психологическая энциклопедия

    К. п. т. это подход, предназначенный для изменения умственных образов, мыслей и мыслительных паттернов с тем, чтобы помочь больным в преодолении эмоциональных и поведенческих проблем. Он основан на теории, согласно к рой поведение и эмоции… … Психологическая энциклопедия

    В 1924 г. М. К. Джоунз, студентка Дж. Уотсона, опубликовала статью, описывающую успешное излечение от страха перед кроликами трехлетнего мальчика по имени Питер. К. представляет собой процедуру, при к рой реакция на некий раздражитель замещается… … Психологическая энциклопедия